Как составить политику в области качества

Политика в области качества, является одним из наиважнейших документов системы менеджмента качества (СМК). Как правило, разработка СМК начинается именно с него. В политике должны быть отражены следующие пункты:

  • Чем занимается организация
  • Направления развития организации
  • Обязательства руководства соответствовать требованиям

Текст политики в области качества следует уместить на одну страницу. Этот документ вывешивается в доступных местах для изучения работниками и потребителями организации. Он олицетворяет факт наличия СМК в организации и приверженность руководства организации и сотрудников удовлетворять потребности и ожидания потребителей и достигать поставленные цели.

Приведем пример политики в области качества.

Чем занимается организация?

Клиника «Семейный Доктор» является амбулаторно-поликлиническим учреждением нового типа, предназначенным для своевременного и качественного оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению.

Направления развития организации

  • Обеспечение доступности, безопасности и максимальной эффективности оказываемой медицинской помощи.
  • Индивидуальный подход к каждому пациенту.
  • Профессиональный рост каждого работника.
  • Готовность изменяться в ответ на изменение потребностей заинтересованных сторон.
  • Повышать результативность системы менеджмента качества.

Обязательства руководства соответствовать требованиям

Коллектив поликлиники ориентирован на удовлетворение потребностей и ожиданий пациентов и заинтересованных сторон на основе установления доверительных отношений между персоналом и пациентами, строгого соблюдения норм этики и деонтлогии с целью повышения качества медицинской помощи.

Высшее руководство поликлиники берет на себя ответственность за реализацию вышеуказанных направлений деятельности и соответствие требований потребителя, государства и стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015.

В менеджменте качества установлена следующая иерархия понятий: видение, миссия, стратегия, цель, политика. При этом политика понимается как набор дополнительных ориентиров для правильного направления деятельности по реализации принятой стратегии

Политика в области качества согласуется с видением, миссией, стратегией и обеспечивает основу для постановки целей в области качества (табл. 1).

Таблица 1 – Характеристика основных понятий в системе менеджмента качества

Характеристика

Примеры формулировки

Видение (кто мы?)

– Это философия бизнеса, некая идеальная картина, мечта, обоснование существования фирмы

– Это стремление, сформулированное высшим руководством, к тому, чем организация хочет стать

Наш компания дарит людям радость общения, делает их жизнь ярче и интереснее

Миссия (для кого и для чего мы?)

– Фокусирует внимание на потребителе

– Это генеральная цель компании, чётко выраженная причина ей существования

– Это предназначение существования организации, сформулированное высшим руководством

Мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве

Стратегия (как этого можно достичь?)

– Это долгосрочное, верно определённое направление в развитии компании, центральное звено в выработке направлений действий, связанное с видением и миссией

Политика

– Намерения и направление организации, официально сформулированные ее высшим руководством

Политика в области качества

– Это политика, относящаяся к качеству и согласованная с общей политикой организации, с видением, миссией, стратегией и обеспечивающая основу для постановки целей в области качества

Примеры целей политики в области качества:

– Достижение наивысшего качества при минимальных затратах

– Качество – это стройная система взаимодействия всех звеньев предприятия

– Обеспечение наивысшего уровня удовлетворенности внешних и внутренних заказчиков

– Наша продукция должна превосходить ожидания заказчиков

Цель (что мы хотим достичь?)

– Имеет разные способы выражения: намеченный результат, намерения, критерии, установка, заданная величина, задача и др.

– Определяется по направлениям (стратегические, тактические или оперативные); по уровням (организация, проект или продукция); по разным аспектам (финансы, экология, безопасность, инвестиции, заинтересованные стороны и др.)

Цели в области качества

– Согласуются с политикой организации в области качества

– Устанавливаются для соответствующих функций, уровней и процессов организации

Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Политика в организации в области качества:

– оформляется в виде отдельного документа (в виде краткого заявления руководителя) и, как правило, включается в «Руководство по качеству», если такой документ разрабатывается в компании;

– доводится до всех лиц, работающих в организации (персонал, подрядчики) посредством проведения обучения, размещения в общедоступных местах в структурных подразделениях, публикации на сайте организации;

– доводится до контрагентов в составе заключаемых договоров, при инструктажах и выдаче заданий и нарядов-допусков на выполнение работ;

– подвергается анализу для установления пригодности при проведении ежегодного анализа функционирования СМК и при проведении внутренних аудитов;

– подлежит пересмотру и актуализации, любой сотрудник компании может внести свои предложения по изменению политики;

– должна быть равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии организации.

Подробнее о внедрении СМК на основе ИСО 9001 в организации читайте на специальной странице.


Post Views:
19 958

Что такое политика в области качества? В чем ее суть? Для чего она нужна? В этой статье мы разберем не только данные вопросы, но и приведем несколько примеров.

Что такое политика в области качества?

Политика в области качества — это основополагающий документ любой организации, в котором руководство обозначает:

  • Цель и стратегическое направление компании;
  • Свою ответственность за деятельность компании;
  • Область действия системы менеджмента качества;
  • Обязательства соответствовать применимым требованиям к продукции или услугам;
  • Обязательства постоянно совершенствовать систему менеджмента качества организации. 

Суть политики в области качества фактически сводится к ответственности и обязательствам руководства организации перед заказчиками, партнерами, поставщиками и сотрудниками.

С политикой в области качества должны быть ознакомлены все сотрудники, она должна быть доступна для всех заинтересованных сторон, например выложена на сайте. С точки зрения соответствия требованиям стандарта ISO 9001, политика в области качества это фундаментальная основа системы менеджмента качества.

Политика в области качества применима абсолютно для любой организации безотносительно ее объемов, и необходима в первую очередь руководству и сотрудникам, а не для формального соответствия требованиям стандарта ISO 9001. Более того, политика в области качества выступает инструментом для определения целей в области качества, которые мы рассмотрим в отдельной статье.

Содержание политики:

По содержанию при разработке политики в области качества следует уделить внимание следующим нюансам:

  • выпускаемой продукции или предоставляемым организацией услугам;
  • вовлеченности и развитию персонала;
  • области действия системы менеджмента качества;
  • развитию взаимовыгодных партнерских отношений в т. ч. с поставщиками;
  • постоянному улучшению продукции или услуг и системы менеджмента качества.

Пример политики в области качества

Короткий пример

“Мы обладаем уникальным опытом в области производства и проектирования и разработки нашей продукции и стремимся занять лидирующие позиции в данной области. Мы берем на себя обязательства:

  • доставлять в срок продукцию, которая абсолютно соответствует или превосходит требования и ожидания наших клиентов; 
  • постоянно развивать компетенции и квалификацию наших сотрудников;
  • развивать долгосрочные партнерские отношения и улучшать операционную эффективность;
  • постоянно улучшать нашу продукцию и систему менеджмента качества.

Данная политика в области качества распространяется на всех сотрудников организации и на процессы сбыта, маркетинга, проектирования и разработки, закупи и производства.”

Развернутый пример с пояснениями:

Политика в области качества ОАО “Название компании

Мы — ОАО “Название компании”. Мы обладаем уникальным опытом в области “напр., машиностроения(далее перечисляется список деятельности или предоставляемых услуг компании):

  • Проектирование, разработка, сборка, тестирование, монтаж продукции (указать какой конкретно продукции);
  • Сборка отдельных элементов машиностроения;
  • Проектирование дизайна;
  • Испытания на надежность; 
  • Консультирование и т.д.

Наши партнеры и потребители — ведущие производители двигателей, оборудования (указать, кто ваши поставщики/потребители/компании-партнеры — не название компаний, а именно, что вам поставляют или для чего потребляют вашу продукцию)

Миссия ОАО “Название компании” — производить надежную и качественную продукцию, предоставлять надежные услуги, оказывать консультацию и т.д.

Далее можно расписать цели компании, как представлено в коротком примере. Например, занять лидирующие/конкурентоспособные позиции на рынке в области “машиностроения” , предоставлять качественные услуги, удовлетворять требованиям заказчиков и т.д.

Отдельным пунктом можно выделить стратегические цели компании. Наши стратегические цели — повышение удовлетворенности потребителей и повышение качества продукции. Мы направляем силы на риск-ориентированное мышление, нацеленное на максимальное использование возможностей и и минимизацию негативных последствий. 

Как компания развивается? При разработке и производстве продукции мы проводим постоянный поиск и анализ современных тенденций в области “машиностроения”, используем современное оборудование, отвечающее требованиям европейских стандартов качества, используем экологически чистые материалы и т.д.

Далее можно указать, что компания берет на себя ответственность за свою деятельность. Компания ОАО “Название компании” принимает на себя обязательства:

  • Создавать требуемые условия для формирования высококвалифицированного, компетентного, мотивированного к труду персонала, к эффективному взаимодействию персонала, к развитию и реализации его творческого, командного и управленческого потенциала.
  • Постоянно совершенствовать и повышать развитие системы менеджмента качества.
  • Развивать взаимовыгодное сотрудничество с компаниями-партнерами и т.д.

Политика и цели в области качества

Цели в области качества являются обязательным требованием в случае прохождения сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001. При разработке целей в области качества необходимо руководствоваться следующими требованиями стандарта:

  1. Цели должны быть согласованы с политикой в области качества.
  2. Быть измеримыми.
  3. Учитывать применимые требования.
  4. Быть связанными с обеспечением соответствия продукции и услуг и повышением удовлетворенности потребителей.
  5. Подлежать мониторингу.
  6. Быть доведенными до работников.
  7. Актуализироваться по мере необходимости.

Пример целей в области качества

цели в области качества


Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен


Система менеджмента качества

Бережливое производство

Ключевые показатели результативности

Операционный менеджмент

Добавить комментарий