Политика в области качества, является одним из наиважнейших документов системы менеджмента качества (СМК). Как правило, разработка СМК начинается именно с него. В политике должны быть отражены следующие пункты:
- Чем занимается организация
- Направления развития организации
- Обязательства руководства соответствовать требованиям
Текст политики в области качества следует уместить на одну страницу. Этот документ вывешивается в доступных местах для изучения работниками и потребителями организации. Он олицетворяет факт наличия СМК в организации и приверженность руководства организации и сотрудников удовлетворять потребности и ожидания потребителей и достигать поставленные цели.
Приведем пример политики в области качества.
Чем занимается организация?
Клиника «Семейный Доктор» является амбулаторно-поликлиническим учреждением нового типа, предназначенным для своевременного и качественного оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению.
Направления развития организации
- Обеспечение доступности, безопасности и максимальной эффективности оказываемой медицинской помощи.
- Индивидуальный подход к каждому пациенту.
- Профессиональный рост каждого работника.
- Готовность изменяться в ответ на изменение потребностей заинтересованных сторон.
- Повышать результативность системы менеджмента качества.
Обязательства руководства соответствовать требованиям
Коллектив поликлиники ориентирован на удовлетворение потребностей и ожиданий пациентов и заинтересованных сторон на основе установления доверительных отношений между персоналом и пациентами, строгого соблюдения норм этики и деонтлогии с целью повышения качества медицинской помощи.
Высшее руководство поликлиники берет на себя ответственность за реализацию вышеуказанных направлений деятельности и соответствие требований потребителя, государства и стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015.
В менеджменте качества установлена следующая иерархия понятий: видение, миссия, стратегия, цель, политика. При этом политика понимается как набор дополнительных ориентиров для правильного направления деятельности по реализации принятой стратегии
Политика в области качества согласуется с видением, миссией, стратегией и обеспечивает основу для постановки целей в области качества (табл. 1).
Таблица 1 – Характеристика основных понятий в системе менеджмента качества
Характеристика |
Примеры формулировки |
|
Видение (кто мы?) |
– Это философия бизнеса, некая идеальная картина, мечта, обоснование существования фирмы – Это стремление, сформулированное высшим руководством, к тому, чем организация хочет стать |
Наш компания дарит людям радость общения, делает их жизнь ярче и интереснее |
Миссия (для кого и для чего мы?) |
– Фокусирует внимание на потребителе – Это генеральная цель компании, чётко выраженная причина ей существования – Это предназначение существования организации, сформулированное высшим руководством |
Мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве |
Стратегия (как этого можно достичь?) |
– Это долгосрочное, верно определённое направление в развитии компании, центральное звено в выработке направлений действий, связанное с видением и миссией |
|
Политика |
– Намерения и направление организации, официально сформулированные ее высшим руководством |
|
Политика в области качества |
– Это политика, относящаяся к качеству и согласованная с общей политикой организации, с видением, миссией, стратегией и обеспечивающая основу для постановки целей в области качества |
Примеры целей политики в области качества: – Достижение наивысшего качества при минимальных затратах – Качество – это стройная система взаимодействия всех звеньев предприятия – Обеспечение наивысшего уровня удовлетворенности внешних и внутренних заказчиков – Наша продукция должна превосходить ожидания заказчиков |
Цель (что мы хотим достичь?) |
– Имеет разные способы выражения: намеченный результат, намерения, критерии, установка, заданная величина, задача и др. – Определяется по направлениям (стратегические, тактические или оперативные); по уровням (организация, проект или продукция); по разным аспектам (финансы, экология, безопасность, инвестиции, заинтересованные стороны и др.) |
|
Цели в области качества |
– Согласуются с политикой организации в области качества – Устанавливаются для соответствующих функций, уровней и процессов организации |
Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Политика в организации в области качества:
– оформляется в виде отдельного документа (в виде краткого заявления руководителя) и, как правило, включается в «Руководство по качеству», если такой документ разрабатывается в компании;
– доводится до всех лиц, работающих в организации (персонал, подрядчики) посредством проведения обучения, размещения в общедоступных местах в структурных подразделениях, публикации на сайте организации;
– доводится до контрагентов в составе заключаемых договоров, при инструктажах и выдаче заданий и нарядов-допусков на выполнение работ;
– подвергается анализу для установления пригодности при проведении ежегодного анализа функционирования СМК и при проведении внутренних аудитов;
– подлежит пересмотру и актуализации, любой сотрудник компании может внести свои предложения по изменению политики;
– должна быть равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии организации.
Подробнее о внедрении СМК на основе ИСО 9001 в организации читайте на специальной странице.
Post Views:
19 958
Что такое политика в области качества? В чем ее суть? Для чего она нужна? В этой статье мы разберем не только данные вопросы, но и приведем несколько примеров.
Что такое политика в области качества?
Политика в области качества — это основополагающий документ любой организации, в котором руководство обозначает:
- Цель и стратегическое направление компании;
- Свою ответственность за деятельность компании;
- Область действия системы менеджмента качества;
- Обязательства соответствовать применимым требованиям к продукции или услугам;
- Обязательства постоянно совершенствовать систему менеджмента качества организации.
Суть политики в области качества фактически сводится к ответственности и обязательствам руководства организации перед заказчиками, партнерами, поставщиками и сотрудниками.
С политикой в области качества должны быть ознакомлены все сотрудники, она должна быть доступна для всех заинтересованных сторон, например выложена на сайте. С точки зрения соответствия требованиям стандарта ISO 9001, политика в области качества это фундаментальная основа системы менеджмента качества.
Политика в области качества применима абсолютно для любой организации безотносительно ее объемов, и необходима в первую очередь руководству и сотрудникам, а не для формального соответствия требованиям стандарта ISO 9001. Более того, политика в области качества выступает инструментом для определения целей в области качества, которые мы рассмотрим в отдельной статье.
Содержание политики:
По содержанию при разработке политики в области качества следует уделить внимание следующим нюансам:
- выпускаемой продукции или предоставляемым организацией услугам;
- вовлеченности и развитию персонала;
- области действия системы менеджмента качества;
- развитию взаимовыгодных партнерских отношений в т. ч. с поставщиками;
- постоянному улучшению продукции или услуг и системы менеджмента качества.
Пример политики в области качества
Короткий пример
“Мы обладаем уникальным опытом в области производства и проектирования и разработки нашей продукции и стремимся занять лидирующие позиции в данной области. Мы берем на себя обязательства:
- доставлять в срок продукцию, которая абсолютно соответствует или превосходит требования и ожидания наших клиентов;
- постоянно развивать компетенции и квалификацию наших сотрудников;
- развивать долгосрочные партнерские отношения и улучшать операционную эффективность;
- постоянно улучшать нашу продукцию и систему менеджмента качества.
Данная политика в области качества распространяется на всех сотрудников организации и на процессы сбыта, маркетинга, проектирования и разработки, закупи и производства.”
Развернутый пример с пояснениями:
Политика в области качества ОАО “Название компании”
Мы — ОАО “Название компании”. Мы обладаем уникальным опытом в области “напр., машиностроения” (далее перечисляется список деятельности или предоставляемых услуг компании):
- Проектирование, разработка, сборка, тестирование, монтаж продукции (указать какой конкретно продукции);
- Сборка отдельных элементов машиностроения;
- Проектирование дизайна;
- Испытания на надежность;
- Консультирование и т.д.
Наши партнеры и потребители — ведущие производители двигателей, оборудования (указать, кто ваши поставщики/потребители/компании-партнеры — не название компаний, а именно, что вам поставляют или для чего потребляют вашу продукцию)
Миссия ОАО “Название компании” — производить надежную и качественную продукцию, предоставлять надежные услуги, оказывать консультацию и т.д.
Далее можно расписать цели компании, как представлено в коротком примере. Например, занять лидирующие/конкурентоспособные позиции на рынке в области “машиностроения” , предоставлять качественные услуги, удовлетворять требованиям заказчиков и т.д.
Отдельным пунктом можно выделить стратегические цели компании. Наши стратегические цели — повышение удовлетворенности потребителей и повышение качества продукции. Мы направляем силы на риск-ориентированное мышление, нацеленное на максимальное использование возможностей и и минимизацию негативных последствий.
Как компания развивается? При разработке и производстве продукции мы проводим постоянный поиск и анализ современных тенденций в области “машиностроения”, используем современное оборудование, отвечающее требованиям европейских стандартов качества, используем экологически чистые материалы и т.д.
Далее можно указать, что компания берет на себя ответственность за свою деятельность. Компания ОАО “Название компании” принимает на себя обязательства:
- Создавать требуемые условия для формирования высококвалифицированного, компетентного, мотивированного к труду персонала, к эффективному взаимодействию персонала, к развитию и реализации его творческого, командного и управленческого потенциала.
- Постоянно совершенствовать и повышать развитие системы менеджмента качества.
- Развивать взаимовыгодное сотрудничество с компаниями-партнерами и т.д.
Политика и цели в области качества
Цели в области качества являются обязательным требованием в случае прохождения сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001. При разработке целей в области качества необходимо руководствоваться следующими требованиями стандарта:
- Цели должны быть согласованы с политикой в области качества.
- Быть измеримыми.
- Учитывать применимые требования.
- Быть связанными с обеспечением соответствия продукции и услуг и повышением удовлетворенности потребителей.
- Подлежать мониторингу.
- Быть доведенными до работников.
- Актуализироваться по мере необходимости.
Пример целей в области качества
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Система менеджмента качества
Бережливое производство
Ключевые показатели результативности
Операционный менеджмент