Вопросы для анкеты. Виды и примеры
Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.
В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.
Виды вопросов в анкете
Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.
Примеры закрытых вопросов для анкеты
Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.
1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):
2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):
3. Оценить параметры товаров (матрица):
4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):
5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):
Примеры полузакрытых вопросов в анкете
Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.
Примеры открытых вопросов для анкеты
Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.
Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.
Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?
Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.
Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.
Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.
Пример:
А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.
При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.
Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.
Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.
Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.
Разработка
анкеты – Классификация вопросов
Закрытые
вопросы
В
анкете приводится несколько возможных
вариантов ответов.
Для ответа на
закрытый вопрос респонденту необходимо
отметить выбранный вариант ответа
(поставить галочку, обвести кружком
соответствующий ему номер или просто
подчеркнуть вариант ответа).
Пример
Какие
студии, кружки, клубы Вы знаете? Какие
из них посещали за последние 6 месяцев?
Какие посещаете чаще всего?
Знаю |
Посещал |
Посещаю |
||
1 |
Студия |
|||
2 |
Кружок |
|||
3 |
Клуб |
|||
… |
Полузакрытые
вопросы
Если
максимально не предусмотреть возможные
варианты ответов, лучше употребить
полузакрытый вопрос. В конце списка
ответов следует написать: “Что
еще?”
или “Другое…“.
, оставив для записи ответов место, две
или три строки.
Пример
Каким
образом Вы узнаете о мероприятиях нашего
клуба?
1. Реклама на улице
2. Газеты
3.
Радио
4. От знакомых
5. От распространителя
билетов
6. Из других источников (назовите
каких) __________________
Открытые
вопросы
Открытые
вопросы в
отличие от закрытых не содержат подсказок.
Открытые вопросы в отличие от закрытых
дают более богатую по содержанию
информацию, так как опрашиваемые имеют
возможность выразить свое мнение со
всеми подробностями.
Пример
Что
Вам не нравится в работе нашего клуба?
________________________________________________
+
Если респонденту хорошо знакома тема
опроса, то он охотнее будет отвечать на
открытые вопросы.
+ Если предмет опроса
ему мало знаком или неинтересен, то он
либо будет отвечать не по существу, либо
уклонится от ответа.
+ Поэтому применяя
открытый вопрос, есть риск совсем не
получить содержательную информацию.
Вопросы
типа «Да – Нет»
Этот
вопрос является самым простым и известным.
Используется в основном для получения
данных о фактах и действиях.
Пример
Посещали
ли Ваши дети за последние 6 месяцев
студии и кружки нашего клуба?s
–
да
–
нет
Как
Вы считаете, должен ли клуб работать
круглосуточно?
–
да
– нет
– не уверен
Альтернативные
вопросы
Ответы
на эти вопросы носят взаимоисключающий
характер. Сумма ответов на альтернативный
вопрос равняется 100%.
Пример
Как
часто Вы посещаете концерты?
1.
2-3 раза в неделю
3.
1 раз в неделю
4.
2-3 раза в месяц
5.
раз в месяц
6. реже,
чем раз месяц
или
Назовите
ваш возраст:
1.
до 12 лет.
2. 13 – 24 года
3. старше
24 лет
Поливариантные
вопросы
Это
вопросы типа «меню». Дается набор
вариантов ответов, из которого респондент
может выбрать несколько.
Пример:
Из
каких газет и журналов Вы получаете
информацию о культурных событиях
Вологодской области?
1.
Красный север
2. Русский север
3.
Вологодская Афиша
4. Сельская звезда
5.
Вологодский лесоруб
6. Земляничка
7.
Клубничка
8. Другие (укажите название)
____________________________
Ранговые
вопросы
Иногда
респонденту предлагается проранжировать
выбранные ответы и упорядочить их по
степени значимости для него.
Пример:
Что
препятствует Вашему частому посещению
мероприятий клуба? (выберите
не более 5 вариантов ответов и поставьте
им оценку по 5-бальной шкале, где 5 –
наибольшая важность)
Факторы |
Оценказначимости |
|
1 |
Мало |
|
2 |
Низкое |
|
3 |
Это |
|
4 |
Мне |
|
5 |
Слишком |
|
6 |
Слишком |
|
7 |
Недостойный |
|
8 |
Другое |
Шкальные
вопросы
Шкальные
вопросы содержат
шкалу измерения признака вопроса. Это
разновидность альтернативного вопроса.
При ответе респонденту необходимо
отметить интенсивность какого-либо
явления или мнения.
Пример
Насколько
Вы удовлетворены качеством проводимых
концертов?
1.
да, удовлетворен полностью
2. скорее
удовлетворен
3. скорее не удовлетворен
4.
не удовлетворен совершенно
Шкальный
вопрос может быть задан в виде строчной
развертки
или
Удовлетворены
ли Вы уровнем предлагаемого сервиса?
Не |
Удовлетворен |
||||
|
Основные
и второстепенные вопросы
По
цели вопросы бывают содержательные
(основные) и функциональные
(второстепенные).
Содержательные направлены
на раскрытие содержания определенных
явлений и их взаимосвязей.
Функциональные упорядочивают
течение опроса. Они в свою очередь
делятся на функционально-психологические,
вопросы фильтры и контрольные
вопросы.
Контактные
вопросы ставятся
в начале анкеты. После прочтения первых
вопросов у респондента должно сложится
благоприятное впечатление о предстоящей
работе по заполнению анкеты.
Буферные
вопросы.
Главная их цель — смягчение взаимовлияния
вопросов в анкете, обеспечить плавный
переход от одной теме к другой. Например:
“А теперь несколько слов о…”
Основные
и второстепенные вопросы
Вопросы-фильтры используются,
когда необходимо выделить и опросить
только часть всей совокупности
опрашиваемых
Пример
Посещали
ли Вы за последние 6 месяцев клуб
«Надежда»?
1.
да
2. нет
Если нет, то переходите к
разделу «Реклама мероприятий»
Вопрос-тест обычно
используют при определении
информированности.
Пример
Знаете
ли Вы хорошо современных исполнителей?
1.
да
2. нет
А после вопроса дастся
перечень нескольких (10 или 20) наиболее
известных песен и респонденту предлагается
выбрать автора или исполнителя из
приведенного рядом списка.
Соседние файлы в папке методика 2
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Анкетирование – мощный, эффективный и недорогой инструмент для сбора статистических данных и обратной связи. Анкеты широко используются в социологии и при проведении маркетинговых исследований. Но чтобы анкета решала поставленные задачи, необходимо правильно сформулировать вопросы и расставить их в определенной последовательности.
Прежде чем приступать к подготовке маркетинговых и социологических вопросов, необходимо определить цели и задачи предстоящего анкетирования. Далее нужно продумать требования к респондентам, на их основе вы составите вопросы-фильтры, которые отсеют нецелевую аудиторию.
Правила составления опросника
Анкетные вопросы должны быть сформулированы кратко, четко, однозначно и грамотно. Не используйте расплывчатые и двойственные формулировки, сложные технические и научные термины, сложноподчиненные предложения. Анкета должна быть понятна максимально широкому кругу респондентов, только в этом случае участники опроса будут охотно участвовать в нем.
Любая анкета состоит из трех частей:
- вступительные вопросы-фильтры и контактные вопросы;
- основной блок – группа вопросов, ответы на которые дают информацию по поставленным проблемам;
- заключительные вопросы, касающиеся личностных и демографических данных участников.
Желательно чередовать в опроснике типы вопросов, чтобы человеку было интересно заполнять анкету. Избегайте фраз и оборотов, которые могут подталкивать участника выбрать определенный ответ, в противном случае вы получите необъективные данные. В завершение обязательно поблагодарите респондентов за участие в анкетировании.
Какие виды вопросов используют при составлении анкет
Закрытые – самые часто используемые типы вопросов в анкете. Они предлагают респонденту выбрать подходящий ответ из списка предложений. В зависимости от цели закрытые вопросы позволяют делать единичный или множественный выбор. Закрытые виды вопросов в анкете могут быть реализованы в виде обычного или выпадающего списка, матрицы, шкалы Лайкерта, скользящей шкалы, семантического дифференциала.
Открытый вопрос в анкете – это возможность для участника опроса самостоятельно сформулировать развернутый ответ. Такие вопросы необходимы для получения информации, которую можно выразить только словесным описанием. Открытые вопросы при анкетировании позволяют, к примеру, выявить пожелания к работе клиентского сервиса, претензии к продукту, впечатления от проведенного мероприятия. Это хороший способ узнать новые идеи, которые вы могли пропустить или вообще не догадываться об их существовании.
Полузакрытый вопрос – это микс открытого и закрытого вариантов. Респонденту предлагается несколько возможных ответов на выбор и предоставляется возможность написать собственный короткий ответ, если ни один из предложенных вариантов не подходит.
Классификация вопросов также возможна:
- по характеру – фактические, наводящие, гипотетические;
- по направленности – точные и общего характера;
- по цели – вступительные, основные, заключительные.
Создать анкету или опрос за несколько минут
Воспользоваться анкетой, созданной экспертом-маркетологом,
или создать свой опросник
простая регистрация
готовые шаблоны
и темы дизайна
удобный и функциональный
конструктор
широкие возможности
автоматизации
профессиональная
помощь экспертов
модуль контроля качества
Открытые и закрытые вопросы в анкете: примеры использования
Закрытые вопросы бывают двух типов:
- альтернативные;
- неальтернативные.
Альтернативные вопросы позволяют выбрать всего один вариант ответа. Пример такого вопроса: «Летали ли Вы самолетом в течение последнего года?», «Какой маркой автомобиля Вы владеете?».
Неальтернативные или множественные вопросы дают возможность сделать множественный выбор. Например: «Какие категории продуктов питания Вы покупали в течение последних 7 дней?».
Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы респонденту хотелось дать развернутый ответ. К примеру, «Что бы Вы хотели улучшить в работе службы доставки?», «Что Вам не понравилось в организации мероприятия?».
Как создать анкету
Для составления анкеты вы можете воспользоваться онлайн конструктором Foquz или заказать разработку опросника специалистам нашей компании.
Проведение онлайн опросов с помощью Foquz не требует навыков программирования. Визуальный конструктор поддерживает более 20 типов вопросов, позволяет настраивать логику и ветвление.
Для составителей анкет → Вопросы для анкеты. Виды и примеры
Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.
В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.
Виды вопросов в анкете
Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.
Примеры закрытых вопросов для анкеты
Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.
1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):
2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):
3. Оценить параметры товаров (матрица):
4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):
5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):
Примеры полузакрытых вопросов в анкете
Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.
Примеры открытых вопросов для анкеты
Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.
Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.
Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?
Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.
Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.
Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.
Пример:
А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.
При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.
Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.
Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.
Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.
Источник
Типы вопросов. Вопросы закрытого и открытого типа. Примеры
Казалось бы, что может быть проще, чем задать вопрос? Однако существует немало правил и разновидностей вопросов как в английском, так и в русском языке. Кроме того, употребление их в разговоре всегда зависит от речевой ситуации. А как нам предстоит убедиться, ситуации как в английской, так и русской беседе очень схожи между собой. Разберем типы вопросов подробнее в этой статье.
Какие существуют вопросы в русском языке?
В данной работе мы рассмотрим 5 типов вопросов. Существует и ряд других классификаций, количество вопросов в которых может варьироваться, однако сегодня остановимся на этой.
Итак, согласно нашей классификации, существует пять видов вопросов: закрытые, открытые, переломные, риторические, вопросы для обдумывания. Отметим, что открытые и закрытые вопросы выделяются практически во всех типах классификаций. Данный факт делает их основными.
Теперь рассмотрим каждый вид подробнее, а также приведем примеры.
Открытый вопрос
Открытые вопросы – это такие вопросы, которые требуют развернутого ответа и каких-либо пояснений. На них невозможно ответить либо «да», либо «нет». Такие вопросы начинаются следующими вопросительными словами: «как», «кто», «что», «почему», «сколько», «какой» и т. п.
Такие вопросы позволяют вашему собеседнику выбирать информацию для ответа по своему усмотрению. С одной стороны, это может привести к тому, что собеседник скроет то, что не желает разглашать. Но с другой стороны, если задать вопрос в подходящей эмоциональной ситуации, собеседник может раскрыться и рассказать намного больше, чем требовал заданный вами вопрос.
Открытые вопросы позволяют превратить ваш монолог в беседу. Однако существует опасность того, что вы утратите контроль над разговором, и вновь вернуть управление будет непросто.
Приведем примеры подобных вопросов:
- Почему вы хотите учиться в нашем вузе?
- Когда вы решили согласиться на эту беседу?
- Сколько вы зарабатываете в месяц?
- Кто занимается уборкой в вашем доме?
- Что вы обычно делаете по вечерам?
Закрытый вопрос
Вопросы закрытого типа – такие, при ответе на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Часто в закрытых вопросах используется частица «ли». Они максимально сужают свободу собеседника, подводя его к односложному ответу.
Задавая такого рода вопросы, можно держать беседу под своим контролем. Однако при этом собеседник не может высказать свое мнение или поделиться идеями.
Кроме того, у закрытых вопросов есть ряд отрицательных черт:
- полученная при ответах на них информация будет поверхностной;
- два варианта ответа создают впечатление принуждения, поэтому собеседник постепенно будет чувствовать себя все более и более некомфортно, что в конечном счете привет к тому, что он захочет завершить беседу как можно скорее;
- они приводят к нежеланию собеседника раскрыться и предоставить больше информации.
Закрытые вопросы рекомендуется использовать в тех случаях, когда необходимо в короткий срок собрать много информации. Например, при проведении различных исследований. Если же вы планируете лучше узнать собеседника и предполагаете, что ваше знакомство продолжится, закрытые вопросы обязательно нужно чередовать с открытыми, позволяя партнеру высказаться.
- Нравиться ли вам бегать?
- Хотели бы вы научиться плавать?
- Вы играете на музыкальных инструментах?
Риторический вопрос
Продолжаем рассматривать типы вопросов. На очереди — риторический вопрос, который служит для глубокого и развернутого рассмотрения предмета разговора. На такие вопросы невозможно дать однозначный и непредвзятый ответ. Их цель заключается в том, чтобы указать нерешенные проблемы и вызвать новые вопросы либо вызвать поддержку вашего мнения участниками дискуссии путем молчаливого согласия. При составлении таких вопросов также часто используется частица «ли».
- Мы ведь все придерживаемся одного мнения по данной проблеме?
- Можем ли мы воспринимать нормально подобные поступки?
Переломный вопрос
Еще один основной тип вопроса – переломный. Это такие вопросы, которые способствуют удержанию дискуссии в определенном направлении. Также они могут служить для поднятия новых проблем. Задаются они в тех ситуациях, когда вы получили исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме и желали бы переключить внимание аудитории на другую или же когда возникло сопротивление оппонента и вы желаете преодолеть его.
Ответы собеседника на подобные вопросы позволяют выяснить уязвимые моменты в его суждениях.
- Скажите, как по-вашему, нужно ли.
- Как на самом деле у вас проходит.
- Как вам представляется.
- Что вам видится в перспективе.
Вопрос для обдумывания
Такого рода вопросы способствуют тому, чтобы собеседник размышлял и тщательно обдумывал сказанное ранее и подготавливал комментарии. В такой речевой ситуации собеседник получает возможность внести свои изменения в уже изложенную кем-то позицию. Это позволяет посмотреть на проблему с нескольких сторон.
Примеры таких вопросов:
- Думаете ли вы, что.
- Правильно ли мы поняли ваше суждение о том, что.
- Вы согласны с тем, что.
Таким образом, мы рассмотрели значение и примеры типов вопросов, используемых в русском языке.
Сколько видов вопросов в английском?
В английском языке также существует несколько типов вопросов. Всего их, как и в русском языке, пять. Употребления вопросов будет зависеть от ситуации, контекста и той цели, с которой вы их задаете. Итак, рассмотрим типы вопросов в английском языке с примерами.
Общий вопрос
Общие вопросы тождественны закрытым в русском языке, то есть предполагают односложный ответ: «да» или «нет». Служат для получения лишь общей информации.
Такие вопросы составляются без вопросительных слов, а начинаются со вспомогательных глаголов. А как вы помните, в английском языке для каждого времени предусмотрены определённые вспомогательные глаголы.
Порядок слов при составлении вопроса: вспомогательный глагол – подлежащее – смысловой глагол – дополнение – определение.
- Is he a good driver?
- Did he go to the disco today?
- Do you play basketball every day?
Разделительный вопрос
Продолжаем рассматривать типы вопросов в английском языке с примерами. Разделительным этот тип называется потому, что состоит из двух частей, которые разделены запятой:
- 1-я часть – это утверждение;
- 2-я часть – «корешок», вопрос относительно данного утверждения.
«Корешок» обычно является противоположным утверждению. То есть цель вопроса – проверить подлинность высказанного утверждения.
Источник
Составить закрытые открытые полузакрытые вопросы
Логические критерии оценки вопроса. Вопрос должен отвечать общим требованиям логики и содержать три обязательных компонента. Первый элемент – это сообщение о некоторой информации, которая полагается одинаково известной и тому, кто задает вопрос и тому, кто является адресатом вопроса. От кого ожидается ответ. Второй элемент – это указание на недостаточность известной информации, на неизвестное, на то, что необходимо узнать. Третий элемент структуры вопроса – обозначение области поиска ответа, указание на то, где искать недостаточную информацию. Например, если задан вопрос: «Кто был первым космонавтом?», то полагается известной следующая информация: есть космонавты – это люди, летающие в космос; известно, что некто летал в космос первым, т.е. раньше всех других. Есть указание на недостающую информацию – оно выражено достаточно широко; допускается различная степень конкретности и подробности. Например, возможны ответы: советский гражданин, мужчина, Гагарин [58, С. 69].
Социолог должен добиться следующего от опрашиваемого: чтобы тот: 1) воспринял нужную информацию, 2) правильно понял ее; 3) смог вспомнить, если это требуется, о каких-то событиях, прошлого; 4) выбрал или сформулировал ответ, соответствующий его мнению или фактическому положению дел; 5) смог адекватно выразить в словах выбранный им ответ [74, С. 352]. Для решения этих задач в социологии существует ряд специальных методик. Первая из них, которая не присуща никакому другому виду человеческого взаимодействия, это техника закрытых вопросов.
Закрытые вопросы. В стандартизированном опросе особенно не обсуждается вопрос о том, следует ли каждый задаваемый вопрос сопровождать серией предлагаемых альтернатив ответа. Это облегчает работу интервьюеров и кодировщиков, способствует стандартизации ситуации опроса. Задача респондента состоит в том, чтобы прочитать или выслушать содержание предложенных вариантов ответов и выбрать тот, который совпадает с его мнением. Ответ фиксируется с помощью специальной отметки, выбранного варианта (респондент ставит крестик, галочку, подчеркивает, обводит кружочком). Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные предполагают возможность выбора всего одного варианта ответа («В данном вопросе возможен (или нужен) только один ответ, подумайте, пожалуйста»), а неальтернативные – нескольких вариантов ответов (вопросы-меню). При этом указывается – «выбрать не более трех (пяти) вариантов ответа», «выбрать любое число альтернатив», «любое число ответов».
Иногда разработать закрытый вопрос несложно, например, при «Да-нет» вопросах или других дихотомических (предполагающих только два возможных ответа: «Какая музыка Вам больше нравится: отечественная или иностранная?»). В некоторых случаях возникают затруднения. Если, например, собирается информация о причине ухода работника с предприятия и предполагается использовать закрытый вопрос, то, учитывая, что мотивы текучести кадров достаточно разнообразны, следует составить их подробный перечень.
Альтернативой закрытым вопросам является техника открытых вопросов. В этом случае респондент самостоятельно формулирует ответ, основываясь на собственном понимании смысла вопроса. В анкете ответ фиксируется дословно или по смыслу. П. Лазарсфельд полагает, что исследователь должен использовать открытые вопросы в следующих ситуациях: когда хочет понять, каким образом респондент приходит к определенной точке зрения; когда нужно убедиться в неосведомленности части респондентов о предмете вопроса; когда у респондента не сформировалось мнение; когда нужно расширить возможности коммуникационной ситуации в общении с респондентом.
Техника открытых вопросов пригодна для ряда исследовательских ситуаций. Во-первых, при поиске основных составляющих широкого, недостаточно структурированного объекта (например, «ситуация в обществе», «перемены в личной жизни в связи с переменами в стране» и т.п.). Во-вторых, он эффективен при проведении исследования в период социальных изменений. В-третьих, техника открытых вопросов пригодна в тех случаях, когда респондент квалифицированнее исследователя в изучаемой предметной области, и именно он, а не исследователь, должен и может «идентифицировать», «квантифицировать» и «квалифицировать» содержание социальной ситуации. В-четвертых, открытые вопросы применяются при подготовке исследования по «жесткой» анкете, в частности, при отладке инструментария массового опроса. В-пятых, открытые вопросы не помешают при поиске новых идей – две строчки в анкете могут для этого дать неплохой материал.
Между этими двумя типами вопроса анкеты существуют, т.н. полузакрытые формулировки вопроса, где респонденту дается возможность дописать свой ответ, если ни одна из предложенных альтернатив не отражает его мнения, либо уклониться от ответа.
Тем самым респонденту предоставляется право уклониться от выбора данных альтернатив, либо отмежеваться от той совокупности опрашиваемых, которой адресован вопрос. Предлагаются варианты ответа типа: не знаю, вопрос ко мне не относится, не задумывался над этим вопросом, не хочу отвечать на этот вопрос, трудно ответить определенно, затрудняюсь сказать и т.д. Наиболее популярными из этих вариантов являются два: «затрудняюсь ответить» и «не знаю». Надо сразу отметить, что полузакрытые вопросы, как показывает социологическая практика и методические эксперименты, не дают нужного эффекта. Чаще всего их наличие в анкете носит формальный характер, для демонстрации того, что на респондента не оказывается давления, ему дается возможность выразить свое мнение. Но респонденты редко пользуются этой возможностью. Только 10-15 % опрошенных дописывают свой вариант ответа на заданный вопрос в дополнение к предлагаемым альтернативам. Однако не следует исключать эти ответы, даже несмотря на то, что наличие такого варианта ответа увеличивает число неответивших (а большое число неответивших – это плохо для социолога, у хорошего социолога все респонденты дружно отвечают). Но задача варианта ответа типа «затрудняюсь», «не знаю», состоит в том, чтобы определить состояние информационного контекста, познавательной задачи вопроса. Предоставленная респонденту возможность уклониться от ответа – это своеобразный фильтр на информированность, компетентность; это проверка наличия у респондента установки на ответ.
За месяц до выборов президента РФ, спрашивая у респондента: «За кого вы проголосуете?», социологи получают распределение гипотетического голосования для всех респондентов. Но, как известно, значительная доля избирателей определяется с выбором конкретной кандидатуры в последние дни перед голосованием или непосредственно на участке. Поэтому здесь мы получим искаженные данные.
Ответы типа «не знаю» должны содержаться во всех вопросах, когда ответ «не знаю» не противоречит здравому смыслу.
Варианты ответов. Главный вопрос здесь такой: сколько «закрытий» должно быть в вопросе? Социолога при выяснении всех мотивов, может интересовать весьма широкий круг явлений в различных аспектах и различной степени полноты. В принципе к большинству вопросов, за исключением специфических, можно предложить довольно много закрытий (до 20-30). Но понятно, что дать в одном вопросе все возможные варианты ответа очень трудно. К тому же это противоречит методике опроса.
При большом количестве предлагаемых вариантов (альтернатив) появляется монотонность, респонденту становится неинтересно, к концу набора ответов он устает отвечать, особенно, если таких вопросов в анкете много. Далее замечено, что респонденты при большом наборе альтернатив, как правило, фиксируют первые и просматривают остальные альтернативы, часто не вдумываясь в их содержание. Как показывает анализ, сумма ответов респондентов по альтернативам, если вопрос построен неправильно, располагается по убывающей. [10, С. 73]
Для того чтобы избежать концентрации ответов респондентов на первых альтернативах, можно применить некоторые общие правила. Прежде всего, не стоит строить «длинные» вопросы, т.е. давать много закрытий. Лучше ограничиться пятью-шестью закрытиями. Если есть необходимость в большом количестве альтернатив, то целесообразно разделить вопрос на два-три условных вопроса и поставить их под литерами А, Б, В. Можно также расположить альтернативы в два столбца по 3-5 альтернатив в каждом. Это снимет монотонность вопроса. Альтернативы в условных вопросах или в столбцах будут восприниматься респондентами как новый набор альтернатив.
Такая компоновка альтернатив обеспечивает некоторую уверенность в том, что респондент прочтет все альтернативы и выберет именно те, которые в большей степени соответствуют его мнению. Во всяком случае, практика построения вопроса и ряд методических экспериментов говорят в пользу данного способа расположения альтернатив. В результате такого построения мы получаем в большинстве случаев по совокупности ответов в усредненных данных равномерное распределение ответов респондентов по альтернативам, независимо от того, на каком месте они находятся: на первом, последнем или в середине набора.
Однако общее количество закрытий в вопросе обусловлено не только методическими требованиями, но и решением содержательных задач исследования. Набор и количество альтернатив диктуются размером шкалы. Чем длиннее шкала, определяющая содержательность решаемых задач, тем больше альтернатив, и наоборот. И наконец, еще одно немаловажное требование состоит в том, что любой набор альтернатив не должен быть избыточным, т.е. не должен давать больше информации, чем это необходимо для решения поставленных задач. Он должен быть оптимальным. Это требование и экономического порядка, поскольку любая избыточная информация требует больших затрат времени, материальных и трудовых ресурсов для обработки полученной информации.
Другое требование: сбалансированность альтернатив. Вы уже немного знаете о правилах составления шкал. Первое из них: число предлагаемых положительных и отрицательных оценок должно быть примерно равным. Вот пример несбалансированного вопроса, заданного в риторическо-интерактивной форме одной из российских газет своим читателям:
«Многие граждане считают, что памятник Дзержинскому необходимо вернуть на Лубянскую площадь. Согласны ли вы с ними?
· Нет, надо установить его над Колымой;
· Нет, надо сдать его в пункт приема цветмета;
· Нет, надо подарить его Ким Ир Сену».
В социологических опросах подобные казусы совсем не так очевидны и вместо комического эффекта способны вызвать систематические ошибки:
Что вам не нравится в «Яблоке»?
· «Яблоко» финансируется на деньги чеченских боевиков
· «Яблоко» финансируется на деньги ЦРУ
· чуждость идеологии «Яблока» россиянам
· в Явлинском слабовольность
· финансирование Березовским и т.д. (из опроса ВЦИОМ, 13.06.03)
Для снятия нормативного давления необходимо сформулировать в нейтральной форме весь спектр возможных отношений как одинаково допустимых.
Закрытый вопрос – респонденту предлагаются на выбор варианты ответа.
Полузакрытый вопрос – в случае отсутствия подходящего варианта респондент указывает свой.
Открытый вопрос – ответ не задан респонденту, он находит его самостоятельно.
Наводящая формулировка вопроса и ответа. Наводящий вопрос еще называют внушающим. Его формулировка в той или иной степени предопределяет ответ респондента, т.е. оказывает на него своего рода психологическое давление.
Наводящие вопросы бывают двух типов: а) содержащие явные или неявные логические презумпции и б) содержащие оценочные либо эмоциональные выражения. Вопросы с явной презумпцией часто начинаются с определенной констатации, правильной или ложной, например: «Почему вы участвуете в общественной жизни на предприятии?» или «Что побуждает вас перевыполнять нормы выработки?» Далее следовало такое обобщение ответов: «рабочий глубоко понимает значимость общественной деятельности, поскольку польза для общества и его личный интерес совпадают».
Примером вопроса оценочного типа может послужить вопрос: «Ну и сколько, по вашему мнению, должна стоить русская земля?». Сравни с более нейтральной формулировкой: «Как вы относитесь к частной собственности на землю?».
Наряду с формулировками вопросов наводящим воздействием могут обладать и некоторые действия интервьюера. Например, интервьюер может высказывать постоянные сомнения в правдивости или правильности ответов. Практика интервьюирования показывает, что в этих случаях респондент часто бывает готов сменить свою точку зрения.
Нейтральный вопрос – в идеале не должен иметь такого влияния.
Известно, что с психоэнергетической точки зрения респонденту проще ответить на любой вопрос, как бы логически ущербно или оскорбительно он ни звучал. Повинна в этом, по-видимому, отечественная культура заполнения анкет. Поступление в ВУЗ или на работу сопровождается неизменно заполнением анкеты с серией вопросов типа: «поддерживаете ли вы связи с иностранцами?», о родственниках за границей, «чем занимались родители родителей до 1917 года?», «привлекались ли вы лично или кто-то из близких к уголовной ответственности?» и т.п. Вместо того, чтобы вполне резонно ответить фразой «Какое ваше дело?!», человек волей неволей аккуратно заполняет все пункты, пусть даже и неточно.
Анкета призвана не только ставить вопрос, она должна заставлять думать. Следует избегать типичных «анкетных вопросов». Поиск оригинальных формулировок говорит о квалификации социолога. И не надо забывать: хороший вопрос – вещь одноразовая.
Источник
Продажи с помощью открытых и закрытых вопросов
Каждый продавец знает, что для успешного общения с клиентом необходимо использовать скрипты продаж. Однако многие пропускают главный этап – не выясняют потребности покупателя, сразу переходят к презентации товара. Не зная, что именно интересно собеседнику, продавец просто начинает «впаривать» самый ходовой продукт бренда, наименее популярный или тот, по которому нужно выполнить план продаж. Специально для таких случаев предусмотрена техника продаж в виде открытых и закрытых вопросов. Они помогут быстро наладить контакт с потребителем и выявить его «боли».
Отличия между типами вопросов
Первое правило хороших продаж – во время общения с потенциальным покупателем говорить именно о нем и о его потребностях. Для этого надо задавать вопросы. Все вопросы делятся на три группы:
- открытые – сформулированы так, что собеседнику не остается ничего другого, кроме как дать развернутый ответ;
- закрытые – формулировка не позволяет ответить развернуто, собеседник отвечает односложно, только «Да» или «Нет»;
- альтернативные – вопрошающий предлагает собеседнику варианты ответа.
Как применять в продажах?
Считается, что открытые вопросы – более эффективные. Когда собеседник слышит открытый вопрос, ему психологически комфортнее. Ведь он понимает – вопрошающему я искренне интересен. В продажах у открытых вопросов есть и другое преимущество: продавец получает конкретную информацию от покупателя. Он быстро узнает о его нуждах, ожиданиях и сомнениях.
В результате общением довольны обе стороны:
- покупатель рад, что в магазине учитывается его мнение, работа салона зависит от его пожеланий;
- продавец доволен, что быстро собрал информацию, предложил нужный товар и заключил сделку.
Однако использовать только открытые вопросы – неверно. Закрытые вопросы помогут подвести черту в беседе, еще раз уточнить слова покупателя (например, если задать вопрос в такой форме – «Правильно ли я Вас понял, что…?»). Альтернативные вопросы создадут у собеседника иллюзию выбора. Покупатель, получив вопрос с двумя вариантами ответа, считает себя хозяином ситуации. Но на самом деле именно продавец выбирает, какие ответы предложить.
Примеры вопросов
Чтобы успешно заключать сделки с использованием открытых, закрытых, альтернативных вопросов, нужно знать, как их формулировать.
Открытые вопросы
Используются для начала разговора. С помощью открытых вопросов продавец может вывести беседу на рельсы скрипта продаж. Главная цель – создать доверительный диалог с клиентом. Если все будет сделано правильно, то покупатель как будто бы продаст товар сам себе. Среди достоинств вопросов выделяют еще и это:
- покупатель получает «карт-бланш» на ответ без ограничений;
- покупатель во время ответа анализирует собственные действия, сам ищет способ решения своей проблемы;
- покупатель может контролировать, что рассказать;
- менеджер получает дополнительную мотивацию внимательно слушать собеседника.
Недостатков меньше, но они есть:
- если время ограничено, то из-за длинных ответов дело может не дойти до заключения сделки;
- ответ клиента может уйти в сторону – он начнет рассказывать те подробности, которые не относятся к теме;
- если собеседник не умеет четко формулировать свои мысли, то продавец так и не получит нужной информации;
- если клиент не любит давать развернутые ответы, он может испытывать дискомфорт во время разговора.
Во время продаж открытые вопросы задаются с помощью вопросительного слова. Оно стоит в начале предложения. Дальнейшее содержание вопроса зависит от специфики бизнеса. Вот лишь несколько примеров:
- Могли бы вы рассказать о…?
- Как вы считаете…?
- Как часто вы делаете профилактику, техосмотр…?
- Почему…?
Закрытые вопросы
Вопрос задается таким образом, что у собеседника нет другого выхода, кроме как ответить «Да» или «Нет». В процессе продажи их использовать можно. Но важно подобрать нужный момент. Обычно менеджер совершает две ошибки:
- просто пытается угадать ответ клиента. В этом случае менеджер может вместо ожидаемого положительного ответа получает отрицательный. Возникает неловкость, менеджер думает, что этому клиенту уже ничего не продать, и закрывает беседу;
- задает вопрос тогда, когда клиент еще не «созрел» для покупки. Покупатель думает, что решение требуется от него незамедлительно. Это разрушает доверие к менеджеру.
Так когда же следует использовать закрытые вопросы? Главная причина – необходимость продиагностировать ситуацию и проверить взаимопонимание. В этом случае закрытый вопрос позволит менеджеру понять, готов ли клиент к заключению сделки, нет ли у него сомнений.
Вторая ситуация – необходимость уточнить у клиента непонятные моменты. Клиент видит, что они с менеджером находятся на одной волне, и охотнее общается.
Третья причина – способ закончить разговор со сложным клиентом. Если менеджер видит, что сейчас покупатель не готов к конструктивной беседе, то закрытый вопрос подведет черту.
Примеры закрытых вопросов
Существует два вида закрытых вопросов. Первая разновидность – классические. Они могут выглядеть так:
- У вас есть автомобиль?
- Мы пришли к соглашению по этому пункту?
- Вы уже знакомы с нашим ассортиментом?
- Цена играет для вас роль?
Вторая разновидность – «хвостатые» вопросы. Они программируют клиента на заданный ответ (положительный). Как только покупатель соглашается с продавцом, последний получает возможность продолжить беседу. Примеры вопросов:
- Есть способ сэкономить. Хотели бы вы узнать о нем?
- Вас интересуют более новые модели и технологии?
- Нравится ли вам отменное качество?
Альтернативные вопросы
Если продавец задает вопрос и сам предлагает несколько вариантов ответов, то такая постановка называется альтернативной. Несмотря на то, что покупателю кажется, будто он делает выбор и управляет ходом беседы, все варианты ответов приближают диалог к сделке. Вот как это работает:
Неправильная постановка альтернативного вопроса | Правильная постановка альтернативного вопроса |
Можем ли мы вернуться к обсуждению завтра после обеда? | Когда Вам удобнее вернуться к обсуждению – завтра до обеда или после? |
В первом случае есть вероятность получения отрицательного ответа. Во втором случае клиент всегда отвечает положительно.
Альтернативные вопросы применяются тогда, когда требуется обратить внимание на определенные моменты. Второй вариант использования – для ограничения предмета разговора (если собеседник слишком далеко ушел от темы разговора).
Альтернативные вопросы задавать сложнее. Менеджеру необходимо сначала вычленить суть вопроса, а потом дополнить ее хотя бы двумя вариантами ответа. Варианты необходимо подбирать такие, чтобы они все были выгодны менеджеру. Пример составления вопросов:
- Главная суть, что необходимо сделать – позвонить.
- Два варианта ответа – сегодня или завтра, утром или после обеда.
- Итоговый вопрос – вам удобно, чтобы я позвонил сегодня или завтра?
Хитрости комбинирования вопросов
Наиболее эффективным считается использование как открытых, так и закрытых вопросов. Общие правила комбинации такие:
- В начале беседы – открытый вопрос. Позволит выяснить потребности клиента.
- В ходе беседы – несколько закрытых вопросов, чтобы уточнить непонятные моменты.
- В конце беседы, если менеджер чувствует, что клиент «созрел» – закрытый вопрос, подразумевающий положительный ответ.
- Если в конце беседы клиент не готов к покупке – альтернативный вопрос с предложением вернуться к разговору позже.
Но специалисты по продажам выделяют еще две схемы воронки вопросов. Схема 1:
- Начало беседы сопровождается открытыми вопросами. Этот этап называется сбором информации и выявлением потребностей. Например – Какие характеристики в ноутбуках для вас наиболее важны?
- На основании данных продавец задает альтернативный вопрос, предлагая два товара. Например – Вам подойдут ноутбуки с 248 Гб или с 516 Гб памяти?
- Закрытые вопросы в качестве подведения итогов беседы, приглашения покупателя к сделке. Например – Оформляем заказ на 10 ноутбуков?
Эту схему иногда дополняют четвертым этапом – подведение итогов переговоров. На этом этапе продавец еще раз проговаривает все пункты, по которым достигнуты соглашения. Например – Правильно ли я понял, вам требуется 10 мощных ноутбуков 2018 года выпуска с 512 Гб памяти?
Схема 2 похожа на предыдущую схему. Основное отличие – в наличии уточняющих вопросов. Разговор строится в такой последовательности:
- Открытый вопрос для выявления потребности. Например – С какими проблемами вы сталкивались во время использования устаревшего оборудования?
- Уточняющие вопросы, чтобы еще раз определить и обговорить важные моменты. Пример – То есть вам необходим тариф с ежемесячным техосмотром?
- Закрытые вопросы, чтобы подтвердить выбор. Например – Правильно я понял, вас устроит вот эта модель?
- Проверка взаимопонимания. Продавец еще раз проговаривает все важные характеристики, дублируя формулировки покупателя и вынуждая его согласиться. Затем предлагает товар. Например – Давайте обсудим еще раз. Вам необходимо оборудование 2019 года выпуска, с ежемесячным техосмотром? Предлагаю вам эту модель.
Самые частые ошибки
Указанные схемы работают, только если менеджер не допускает досадных ошибок. К ним относятся такие:
- слишком много вопросов в одном предложении. Например, задает сразу три предложения. Даже если они относятся к одной теме, клиент не может запомнить все три вопроса. Он отвечает на последний;
- вместо вопросов «по делу» менеджер задает пространные вопросы. Клиент теряет нить рассуждений;
- прыгает с одной темы на другую. Менеджер не продумал последовательность вопросов. Вопросы идут вразнобой, клиент сомневается в профессионализме продавца и уходит в конкурирующую фирму.
Чтобы не допускать ошибок, достаточно просто больше практиковаться, заранее готовиться к беседе с клиентом.
Источник
Открытые и закрытые вопросы — Литература
Говоря про архитектуру вопроса, здесь имеют в виду композицию этого самого вопроса. Это может быть, как личная, так и безличная форма. Сюда же относится и общая картинка. Обычно такой вопрос в прямых формах задает респонденту «Что вы можете думать про…»?
Следует отслеживать, чтобы заданные вопросы не задевали лично респондента, иначе вопрос способен вызвать не слишком положительные чувства у опрашиваемого. Приукрашивать действительность также не стоит.
Не нужно пользоваться прямыми вопросами, к примеру: «Знаете ли Вы…». Некоторые из тех, кого опрашивают способны соврать, что знают. Чтобы не показаться неучами, мол, они не знают того факта, что известен всем. Какой бы вопрос ни выбрали, необходимо позаботиться о том, чтобы ответы были максимально правдивыми.
Закрытыми вопросами считаются те, что дают опрашиваемому «подсказки», как набор ответов. Тогда респондент более охотно отвечает на вопрос, если уже есть возможный вариант, что отвечает его мнению, положению. Но если нужного варианта нет, тогда это способно привести к тому, что сведения будут искажены. Этого допускать не желательно.
Теперь рассмотрим открытые вопросы. Здесь нет подсказок, поэтому подходит в таких случаях:
- Если нет сведений о потенциальных ответах;
- Когда люди очень хорошо понимают ту проблему, что изучается. К примеру, это могут быть специалисты, эксперты
- Если необходимо перегруппировать ответы для того, чтобы сделать более глубокий анализ.
Примеры правильных опросов
В качестве примера таких типов, можно выбрать: «Какую еду вы любите»? Зачастую здесь получается внятный и честный ответ, хотя и отличается некой неопределенностью. Ответ может быть в пользу овощей, но не сказано, конкретно каких. Так что формулируя подобные вопросы, делайте это особенно тщательно.
Для достижения нужных ответов, нельзя подсказывать. Ведь если изначально вопрос задавался без наличия подсказки, его уже не повторишь позже с подсказкой. К примеру: «Когда вы голодны, какая еда больше всего подходит»? Если же респондент не может точно ответить, ему можно подсказать: «Каши? Супы? Мясо»? Тогда же интервьюер словно бы дает ответы вместо опрашиваемого.
Впрочем, не всегда выходит сделать так, чтобы закрытые вопросы дали точные ответы. В таких случаях, можно обращаться к тому, что задают так называемый, полузакрытый вопрос. Суть такого полузакрытого вопроса состоит в том, что респондент может дать свой собственный вариант ответа, высказать то, что думает.
В случае, если опросы достаточно широкие и объемные, обычно их делят на небольшие анкеты. Для того, чтобы провести хорошие опросы, обычно используют большие анкеты, которые, чаще всего, могут обрабатывать ручным способом.
Закрытые вопросы, какие бывают виды
- Простые вопросы с альтернативой. Здесь два ответа, что исключают друг друга. К примеру: «Вы приобретаете немолотый кофе»? На такой вопрос, можно ответить лишь утвердительно или же отрицательно;
- Альтернативный вопрос со множеством вариантов. Здесь можно выбрать один вариант из предложенного набора. «Как часто вы посещаете театр»? ответы бывают самые разные: от одного раза в неделю и до одного раза в год. То есть, опрашиваемый выбирает один ответ из нескольких;
- Вопрос меню также на множество вариантов. Предоставляются ответы, среди которых респондент имеет возможность выбрать сразу несколько. «Какие кафе Москвы вы посетили»? Респондент называет несколько заведений, имея в наличии названия или же назвав их самостоятельно;
- Специальные вопросы. Когда опрашиваемый дает ответы, исходя из преимуществ. «Расставьте товары по важности: цвет, размер, цена, удобство и прочее»;
- Смысловые типы вопросов. Здесь ответы подразумеваются с помощью шкал на множество уровней.
Виды открытых вопросов
- К примеру: «Что вы можете сказать о…»? То есть, респондент может ответить в произвольном порядке;
- Ассоциация свободного типа. Опрашиваемый может перечислить слова, которые «всплывают» в памяти при том слове, что указали;
- Вопрос, подразумевающий завершение предложения. Здесь предлагают завершить предложение, как он пожелает;
- Респондент должен завершить рассказ;
- Завершить комикс, который дополняется высказыванием со стороны героев;
- Специальный, тематический текст, восприятие. Когда вопросы подталкивают на то, чтобы опрашиваемый придумал рассказ о том, что происходит на рисунке, и как дальше способны происходить разные вещи.
Все это помогает лучшим образом провести необходимый опрос и получить в результате максимально точные ответы.
Источник
Сегодня мы опишем основные типы существующих вопросов и их специфические свойства.
Типы вопросов в анкете
Опрос — метод количественного исследования, сбор данных с помощью вопросов, которые описывают конкретную исследовательскую проблему. Для того, чтобы создать эффективный опрос, вы должны знать основные типы вопросов и их особенности.
Существуют следующие:
- Открытый вопрос
- Полузакрытый вопрос
- Закрытый вопрос
Открытый вопрос
Открытые вопросы дают респондентам возможность самим сформулировать свой ответ. Они предназначены для изучения специфических информаций от респондентов, которые не могут быть выражены иначе, чем словесным описанием.
Пример:
Полузакрытый вопрос
Полузакрытый вопрос следует использовать там, где необходимо получить конкретный или короткий текстовый ответ. Обычно текстовый ответ ставят на последнее место. Респонденты выбирают его, если не могут выбрать из предложенных вариантов.
Пример:
Закрытый вопрос
Закрытый вопрос не предусматривает текстовые ответы, они скорее подходят для изучения свойств различных переменных.
Пример:
Специфические типы вопросов
Среди открытых и закрытых, встречаются так называемые специфические типы вопросов. Особенность их в том, что они дают возможность фиксировать ответы респондентов в различных формах переменных (определение переменных обсуждается в другой статье). Специфичные типы вопросов включают в себя:
- Дихотомический вопрос
- Шкала Лайкерта (Ликерта)
- Перечень пунктов
- Сортировка элементов
- Матрица вопросов
Дихотомический вопрос
Дихотомический вопрос — вопрос, предусматривающий два ответа (как правило, «да» или «нет»), который служит к однозначному определению свойства, опыта или мнения респондента.
Пример:
Шкала Лайкерта (Ликерта)
Порядковая шкала оценок Лайкерта (или Ликерта) служит для изучения и измерения точки зрения, позиции, отношения респондента к определенному вопросу. Чаще всего используется для выявления уровня удовлетворенности или согласия.
Пример:
Перечень пунктов
Перечень является формой закрытых вопросов, в котором респондентам предлагают выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных.
Пример:
Сортировка элементов
Этот тип вопроса используется для сортировки ответов в порядке важности, с которой его ассоциирует респондент. Обычно ответам приписывается определенная цифра или они перемещаются физически.
Пример:
Матрица вопросов
Матрица является одной из крупнейших типов вопросов. Использовать матрицу полезно в ситуациях, когда вам нужно получить несколько разных ответов в отношении одной и той же переменной.
Пример:
В следующей части — Как правильно сделать анкету 3 — Посторение вопросов и структура анкеты — мы обсудим способ создания эффективного опроса, заполнение которого не потребует от респондентов большого труда.
Ранее: Как правильно сделать анкету?
В случае вопросов (не только по статье) не стесняйтесь с нами связаться на Facebook, Google+, ВКонтакте или Twitter.
Глоссарий:
- Переменная — атрибут системы, который может изменять своё численное значение.
- Респондент — лицо, принимающее участие в опросе.