Как составить понятийный словарь по литературе

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Проблемы понимания художественных произведений в школе: лексический аспект

Вопросы анализа и интерпретации текстов художественной литературы волнуют учителей-словесников и методистов, так как навыки понимания и интерпретации текстов являются одними из базовых речевых навыков, которыми должен овладеть каждый выпускник школы. Однако практика показывает, что осмысление художественного произведения затруднено, а иногда и вовсе невозможно без дополнительной работы над его словарем. Поэтому организация целенаправленной работы над лексикой художественного текста является неотъемлемой частью преподавания русского языка и литературы.

Методический аспект проблемы понимания лексики художественных произведений шире простого толкования значения непонятных лексем. Поскольку в художественном тексте большое значение имеет контекстное окружение лексической единицы, которое влияет на смысл той или иной языковой единицы. Поэтому в основе освоение новой лексики художественного произведения должно носить системный характер и базироваться на учете семантико-стилистических и контекстных связей слов.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Составление словаря художественного произведения на уроках русского языка и литературы: приемы работы

Основой работы над лексикой нового произведения является составление его «словаря», иначе «тезауруса». Как правило, такой словарь имеет не только информативное (прикладное) значение, помогая понять неясные с точки зрения семантики фрагменты текста, но и выполняет функцию вспомогательного инструмента интерпретации смысла, заложенного в текст автором.

Итогом работы по составлению словаря текста является его письменное оформление в любом виде: от простой записи в тетради до создания красочно оформленных лэпбуков, папок, альбомов. При этом приемы работы над словарем разнообразны и могут использоваться в любой очередности для его пополнения:

  1. Поиск незнакомых слов при чтении. Необходимо приучить детей, встречая незнакомое слово, фиксировать его в тексте (например, помечать на полях знаком «?») или же выписывать в отдельную тетрадь.
  2. Использование справочного аппарата учебника для толкования незнакомых слов. Как правило, в учебники есть сноски, содержащие толкование устаревших, вышедших из активного использования слов и выражений, иногда встречающихся в произведениях классики.
  3. Обращение к словарям (толковым, словарям устаревшей лексики, а также лексических трудностей русской литературы) для определения значения слов.
  4. Осмысление значения слов через подбор синонимов (или антонимов) к ним.
  5. Определение значения по контексту, на основании особенностей лексической сочетаемости слов.
  6. Толкование значения слова (особенно обозначающего вышедшие их употребления предметы) по иллюстрации.
  7. Толкование слова на основе проведения его словообразовательного анализа.
  8. Сопоставление значения слов, используемых в литературном произведении, и их актуальной семантики.

«Составление словаря художественного произведения на уроках русского языка и литературы» 👇

Рассмотрим, как данные приемы реализуются на практике. Традиционно наибольшие сложности с пониманием лексики у учеников возникают, когда они знакомятся с произведениями древнерусской литературы и литературы XVIII века, язык которых значительно отличается от современного. Читая комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль», восьмиклассники встречаются с непривычным для них значением слова «недоросль» – молодой дворянин, не закончивший свое обучение и не вступивший на службу. Кроме этого, в комедии встречается множество слов, для объяснения которых можно использовать указанные приемы:

  1. К словарях (толковом, устаревших слов) ученики могут узнать значение таких слов, как «холоп», «челобитчик», «оброк», «Часослов, «Псалтырь» и др. Учитель дает необходимый историко-культурный комментарий, приводит примеры употребления этих слов в других произведениях.
  2. Понять значение многих слов и выражений, употребленных в комедии, можно, используя подбор синонимов: искал жениться – намеривался, хотел, жениться, сватался; застращать – запугать; переменила со мной свой поступок – изменила обращение, поведение по отношению к какому-либо.
  3. По контексту, анализируя ближайшее речевое окружение, можно догадаться о значении многих слов, которые кажутся неясными. Например, Скотинин, характеризуя вероломный поступок Простаковой, которая обманула его со сватовством к Софье, говорит: «Теперь же сама подъехала с отводом». Значение слова «отвод» в данном случае восстанавливается из контекста: отказ.
  4. С помощью иллюстраций можно объяснить толкование таких слов, которые обозначают понятия и предметы быта, вышедшие из употребления: «кафтан», «целковый», «светлица».
  5. Словообразовательный анализ помогает детям понять значение Говорящих имен в комедии: Фамилия «Кутейкин» происходит от слова «кутья» (род поминального кушанья из вареных зерен с маком, медом и изюмом), фамилия «Цифиркин» – это слова «цифирь» (система буквенно-цифровых обозначений, использовавшаяся в старославянской азбуке); имя «Вральман» образовано по созвучию с немецкими фамилиями (Штокман, Гроссман) от глагола «врать» и так далее.

Лексическая работа продолжается на протяжении всего изучения произведения, поэтому словарь текста, составляемый учениками, постоянно пополняется новой лексикой, способствуя обогащению их словарного запаса и совершенствованию навыков восприятия классических художественных произведений.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

1. Ива́н Алекса́ндрович Гончаро́в (6 (18) июня 1812, Симбирск, Российская империя — 15 (27) сентября 1891, Петербург, Российская империя) — русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.
2. Первоначальное образование – получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище, где уже учился его старший брат Николай. Восемь лет провёл Гончаров в училище (1822—1830).
3. Начало рассвета творчества Гончарова – 40-е годы 19 века.
4. Обломовщина – по имени героя романа Ивана Гончарова «Обломов» — нарицательное слово для обозначения личностного застоя, рутины, апатии, и, в частности, лени. Тем не менее, нельзя назвать это понятие лишь ленью. Обломовщина также включает в себя склонность к созерцательному, неторопливому образу мышления, мягкости души. В указанном романе слово “обломовщина” впервые употребил Андрей Штольц, а затем его повторял и сам Обломов, характеризуя собственный образ жизни.
5. «Обло́мов» — роман, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 год. Впервые был опубликован в 1859 году.

6. «Обыкновенная история» — первый роман русского писателя Ивана Александровича Гончарова, опубликованный в 1847 году в журнале «Современник». Иногда его объединяют в неформальную трилогию с последующими романами «Обломов» и «Обрыв».

7. «Обрыв» — роман Ивана Александровича Гончарова, завершённый в 1869 году и представляющий собой заключительную часть своеобразной трилогии «о переходе от одной эпохи русской жизни… к другой» (в неё также включены написанные ранее «Обыкновенная история» и «Обломов»).

Тема: Лексическая работа как средство интеллектуального развития учащихся на уроках ОРКСЭ

Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.

Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, в том числе и на ОРКСЭ.

В школьной практике используются разные приёмы ознакомления с новыми словами и их значениями:

  1. Выяснение значения путём показа картины, макета, (лазурь, терем, гусли).

  2. Подбор синонимов или антонимов:

синонимы: алчный-жадный, важничать-зазнаваться, задира-драчун;

антонимы: щедрый-скупой, халатный-добросовестный, смеркаться-

светать, отчаяние-надежда.

  1. Словообразовательный анализ (добродушный-добрая душа, доброжелательный-желать добра).

  2. Включение слова в словосочетание, предложение: уездный город, нарушить обещание, околеть от холода.

  3. Использование толкового словаря.

  4. Составление словаря терминов и понятий.

Остановимся на последнем пункте.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса, происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Кроме того, можно дать задания, нацеленные на обогащение лексического запаса учащихся; почти на каждом уроке стараться проводить словарную работу – определять значение имени, названия, термина и понятия, отрабатываем их произношение и написание, подбирать синонимы и антонимы, раскрывающие нравственные качества и поступки и т.п. Например, коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь.

– Что такое милосердие?

Подберите синонимы к этому слову, из каких слов состоит это понятие.

– К кому мы проявляем милосердие? – Кому нужна наша забота?

– Как вы понимаете взаимопомощь?

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину».

При фронтальной работе над понятием можно представить на доске или на экране проектора готовые тройки – символ (рисунок), понятие, определение, и предложить установить их соответствие. Например:

Понятие

Символ (рисунок)

Определение

I. Православие

А.Четырёхконечный крест

1. Западное христианство, возглавляемое папой римским

II. Католицизм

Б.Восьмиконечный крест

2. Направление в христианстве, выступившее за упрощение церковных обрядов, в котором нет монахов, молитв за усопших, почитания святых и икон;

III.Протестантизм

В.Распятие

3. Восточное христианство

Ответ: I. Б.3. II. В.1. III. А.2.

Также можно предложить задания на обсуждение нравственного смысла народных пословиц, высказываний и оценочных суждений религиозных и общественных деятелей, писателей, философов и т.д.; задания на выстраивание диалога учащихся с художественным или дидактическим проблемным текстом, развития их социально-коммуникативных способностей слушать и слышать, сочувствовать, сопереживать, участвовать в беседе и пр.

Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания текста. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттенки отчетливо выделяются в контексте. Особенность словарной работы состоит еще в том, что учитель управляет этим процессом, делает его эффективнее, обеспечивает правильность т полноту усвоения ее детьми.

Все приведенные приемы словарной работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

Главное, чтобы это была продуманная система работы, направленная на всестороннее развитие детей. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматических форм и есть предпосылка для развития мышления.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Белебея муниципального района

Белебеевский район Республики Башкортостан

Лексическая работа как средство

интеллектуального развития учащихся

на уроках ОРКСЭ

Подготовила: Антонова С.Е.

2017г


0

Как составить понятийный словарь по творчеству писателя?

1 ответ:



1



0

Для того, чтобы составить понятийный

словарь по творчеству какого-то определенного писателя, нужно вспомнить, что вы читали из его произведений или взять заново в руки эти книги и перечитать. Выбрать все термины (определения), а так же неизвестные и необычные слова: старорусские, древнеславянские, обиходные и т.д.-то,что редко встречается в наше время. Выписать их в отдельную тетрадку с пояснениями, определениями значений к каждому слову. Словарь готов!

Пример такого словаря можете посмотреть тут:

Читайте также

Есть у него книга – “История отмороженных в контексте глобального потепления” – собственно о глобальном потеплении, Никонов в этом ничегошеньки не понимает, но книга веселая.)

Прежде всего надо определиться с жанром: детектив,роман, приключение, фэнтези или научная фантастика. Есть достаточно много книг из зарубежной литературы, которые надо прочитать каждому человеку Список можно продлевать по своему усмотрению: Джон Гришэм ” Завещание”, Энди Вейер ” Марсианин”, Артуро Перес- Риверте” Королева юга”.Читайте и получайте радость от прочитанного.

Фильм “Чародеи” режиссера Константина Бромберга снят по сценарию братьев Стругацких.

Характеристика места действия и имена отдельных героев и организаций взяты из повести Стругацких “Понедельник начинается в субботу”, но “Чародеи” не являются в конечном итоге экранизацией этой книги и представляют собой совершенно самостоятельную историю. Первоначальный сценарий братьев Стругацких режиссеру не понравился и он велел переделать его, так как думал, что по цензуре того времени такой фильм не пройдет. Вот как Борис Стругацкий отзывался о фильме “Чародеи”:

rCoLK36tsKaoOynzjChcWibo2pgMrz.png

Обожествляют красоту, потому что Бог есть совершенство красоты. Красота – совершенство – здоровье – все это можно сказать одно и то же. Все красивое в мире – люди, природа, Вселенная – все говорит о Создавшем все это. И наоборот – все уродливое приписывается злым силам и их вмешательству. Если Вы пишете о внешней красоте человека, то часто это действительно “пустой сосуд”, красивая обертка.

Большинство памятников Гоголю находятся на территории Украины, где родился великий писатель. Первый памятник был установлен в 1881 году в городе Нежин Черниговской области, где Гоголь учился с 1821 по 1828 год в Гимназии высших наук.

Гоголь

Автором первого памятника стал скульптор Пармен Забелло. Одним из старейших считается памятник установленный перед музеем в селе Большие Сорочинцы в 1910 году.

              СЛОВАРЬ  ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ  ТЕРМИНОВ

АВТОР – реальная личность, писатель, создавший одно или ряд литературных произ-

                 ведений, в которых может отражаться, а может и не отражаться его собствен-

                 ная реальная судьба; это понятие не следует путать с образом автора.

АКМЕИЗМ – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия ХХ века.

                       Выделился из символизма, подвергнув критике туманность и зыбкость

                       символического языка и образа.

АКРОСТИХ – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые

                         сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.

АКТ – часть пьесы или спектакля, в которой обозначается важный момент в развитии

            сценического действия.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ – во французской поэзии – силлабический стих в 12 слогов

                      с цензурой после 6 слога; в русской поэзии – шестистопный ямб с цензурой

                      после третьей стопы. Рифмовка парная.

АЛЛЕГОРИЯ – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых соглас-

                                  ных звуков.

АЛЛЮЗИЯ – одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты

                        в качестве намека на общеизвестный факт – литературный, бытовой или

                        общественно-политический.

АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2,5,8 и

                        так далее слоги.

АНАКОЛУФ – стилистический оборот речи, в котором умышленно несогласованны                        

                           члены предложения.

АНАКРУЗА – безударные слоги в стихотворном размере, предшествующие первому

                         ударному.

АНАПЕСТ – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 3,6,9 и так

                       далее слоги.

АНАФОРА – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или

                        прозаической формы.

АНАХРОНИЗМ – разного рода неточности (бытовые, культурно-исторические, времен-

                               ные и т.д.) в художественном произведении при изображении прошлого,

                               неосознанное или сознательное привнесение в него признаков более

                               позднего времени.

АНОНИМ – лицо, выступившее в печати (или рукописи) без указания своего имени или

                     псевдонима.

АНТАГОНИСТ – действующее лицо литературного произведения, противопоставленное

                               протагонисту, главному герою, нередко вступающее с ним в борьбу, чья

                               деятельность вызывает явное неодобрение автора; активный отрица-

                               тельный персонаж.

АНТИТЕЗА – художественное противопоставление характеров в литературном произве-

                         дении, обстоятельств, понятий, композиционных элементов и пр., создаю-

                         щее эффект резкого контраста.

АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – стихосложение древнегреческой и древнеримской

                               поэзии. Гекзаметр, элегический стих, сапфическая строфа.

АНТОЛОГИЯ – сборник отдельных произведений, первоначально небольших стихотво-

                             рений, в основном эпиграмм, принадлежащих разным авторам.

АНТРОПОМОРФИЗМ – один из видов олицетворения, когда изображаемый предмет

                              уподобляется человеку либо наделен некоторыми человеческими ка-

                              чествами.

АССОНАНС – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из

                          видов звукописи.

АСТРОФИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – стихотворение, в котором нет симметричного

                           деления на строфы, что расширяет интонационно-синтаксическое звуча-

                           ние стихотворения. Используется в баснях, повествовательных поэти-

                           ческих произведениях.

АФОРИЗМ – краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль философского

                       или нравоучительного содержания.

АЭД – в Древней Греции странствующий поэт-импровизатор, творец героического эпоса.

БАЛЛАДА – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее –

                       небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит

                       какой-то необычайный случай; многие баллады связаны с историческими  

                       событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными проис-

                       шествиями; в советской поэзии – о мужестве и героизме человека.

БАСНЯ – малый эпический жанр; краткий рассказ, чаще в стихах, главным образом

                 сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков,

                 недостатков общественной жизни.

БЕЛЫЙ СТИХ – нерифмованный, книжный (в отличии от фольклора) стих.

БУФФОНАДА – художественное произведение, для которого характерно резкое пре-

                       увеличение внешних признаков действующего лица, грубый комизм,

                       являющийся средством раскрытия сущности характера или ситуации.

БЫЛИНА – жанр русского фольклора, героико- патриотическая песня-сказание о бога-

                      тырях и исторических событиях Древней Руси (9-13 века).

ВЕРЛИБР – вид стихосложения, распространившийся в ХХ веке и стоящий на грани

                     между стихом и прозой.

ВЕРШИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ – вид композиции, имеющий целью усилить напря-

                     жение повествования литературного произведения, для этого в повест-

                     вовании опускается развитие действия, а вслед за завязкой сразу или

                     почти сразу следует кульминация; часто объединяется ряд конфликтов.

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ – художественные образы, которые, будучи однажды созданы,

                     приобретают настолько очевидную общечеловеческую значимость,

                     что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей

                     самых разных эпох (Прометей, Фауст).

ВИРШИ – досиллабические и силлабические стихи духовного содержания на Украине.

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – зарифмованные слова, стоящие в середине стиха.

ВОДЕВИЛЬ – вид комедии – легкая развлекательная пьеса бытового содержания,

                       основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диа-

                       лог с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ – силлабо-тонический стих, состоящий из строк различной длины.

                       Строки здесь разностопны, но одной метрической формы.

ВЫМЫСЕЛ – особенность художественного творчества, связанная со способностью

                        писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действитель-

                        ности.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – языковые средства, используемые в литературном

                        произведении, для того, чтобы вызвать у читателя какое-то определенное

                        чувство (жалость, возмущение, восхищение и т.п.).

ГЕКЗАМЕТР – шестистопный дактиль с женским окончанием; в первых четырех сто-

                        пах трехсложная стопа дактиля может заменяться хореем.

ГЕРОЙ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – главный персонаж, или главное действующее лицо ли-

                        тературного произведения, наделенный положительными качествами.

ГИПЕРБОЛА – средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ – один из литературных приёмов, заключающийся в харак-

                          теристике персонажа с помощью имени или фамилии, смысл которых

                          указывает на определенные личные качества персонажа.

ГРОТЕСК – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая

                          в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

ДАКТИЛЬ – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и так

                           далее слоги.

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – выразительная подробность, характерная черта какого-

                            то предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную

                            эмоциональную и содержательную нагрузку; характеризует не только    

                            весь предмет, часть которого она является, но весь предметный мир,

                            определяет отношение читателя к происходящему.

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид художественной литературы, в которой услож-

                             ненный сюжет обычно построен или на логическом раскрытии зага-

                             дочного преступления, или на детальном выяснении таинственных

                             и странных обстоятельств, связанных с судьбами героев.

ДИАЛОГ – вид устной речи, разговор двух или более лиц.

ДИЛОГИЯ – произведение из двух самостоятельных, имеющих особые заглавия частей.

ДОЛЬНИК – вид стихосложения, являющийся своеобразной промежуточной формой

                              между силлабо-тоническим стихом и чисто тоническим. Строки его

                              совпадают по числу ударений и сравнительно свободно располагают

                              безударные слоги.

ДОСИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ – строки содержат разное количество слогов и неупоря-

                              доченное расположение ударений. Стих. признак – рифма.

ДРАМА – 1. Род литературы.

                  2. Пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического,

                              не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

                              Соединяет в себе трагическое и комическое начала.

ЖАНР – формы, в которых проявляются литературные роды и виды.

ЖАРГОН – речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много

                              искусственных слов и выражений.

ЗАВЯЗКА – начальный момент в развитии событий, изображенных в художественном

                             произведении.

ЗАДАННОСТЬ ХАРАКТЕРА – особенность изображения человека в литературе, вплоть

                             до 19 века, заключавшаяся в том, что результат человеческого развития

                             и его деятельности заранее предопределен личными качествами, воспи-

                             танием и окружением персонажа; при этом характер показывается как

                             неизменный, или же его эволюция (изменение) должна привести к зара-

                             нее известному результату.

ЗАГАДКА – жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно

                             через сравнение их с отдаленно сходными; обычно предлагается как

                             вопрос для отгадывания.

ЗАГОВОР – древнейший жанр заклинательного фольклора, словесная формула, которую

                            считали средством воздействия на окружающий мир.

ЗАМЫСЕЛ – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего

                            произведения.

ЗАЧИН – устойчивая формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины и другие

                            произведения фольклора.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – один из видов звукописи, когда используются слова, звучание

                            которых как бы намекает на звуковые особенности изобр. явлений.

ЗВУКОПИСЬ – подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-вырази-

                            тельное значение в соотнесении с содержанием текста.

ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – основной принципиальный смысл произведения, выступа-

                            ющий через все единство его образов.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – языковые средства (особенности, возможности),

                            используемые в литературном произведении для того, чтобы вызвать

                            перед глазами читателя зримый образ описываемого человека, пред-

                            мета или происходящих событий.

ИНВЕРСИЯ – нарушение последовательности речи, придающее фразе новый вырази-

                            тельный оттенок.

ИНСЦЕНИРОВКА – переработка эпического произведения для театра, телевидения,

                            радио с целью сценического воплощения.

ИНТЕРМЕДИЯ – небольшая пьеса комического содержания, разыгрываемая между

                            актами основной драмы.

ИНТЕРПРИТАЦИЯ – истолкование.

ИНТЕРЬЕР – часть предметного мира произведения , описание внутреннего убранства

                            дома или другого помещения, несущее эмоциональную и содержатель-

                            ную оценку с целью характеристики обитателей этого жилища либо для

                            объяснения событий, которые должны произойти в данном помещении.

ИНТОНАЦИЯ – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать

                            отношение говорящего к тому, о чем он говорит.

ИНТРИГА – обострение сюжета, чаще всего драматургического, с помощью использова-

                             ния различных случайностей, совпадений, обманных ходов, запутыва-

                             ющих действие, делающих неясным дальнейшее развитие конфликта

                             и неожиданным его решение.

ИРОНИЯ – вид комического, скрытая насмешка.

КАЛАМБУР – художественно-выразительное средство поэтического языка; юмористи-

                            ческое использование многозначности слова.

КАНТАТА – стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое преимущественно

                            по какому-либо торжественному случаю.

КАТРЕН – четверостишие, самая частая строфа в русской поэзии 19-20 веков.

КЛАССИКА – литературные произведения, идейная и художественная значимость кото-

                            рых сохраняется на протяжении длительного времени; произведения,

                            оказывающие сильное эстетическое воздействие на каждое новое поко-

                            ление читателей.

КОЛЛИЗИЯ – столкновение, борьба действующих лиц, вовлеченных в конфликт, лежа-

                         щий в основе развития литературного произведения.

КОЛОРИТ – достижение с помощью художественных средств исторической, нацио-

                      нальной, бытовой и прочей достоверности при создании художествен-

                      ного мира литературного произведения; существуют понятия: истори-

                      ческий колорит, местный колорит и др.

КОМЕДИЯ – драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт,

                       то есть противоречие между внешним проявлением и подлинным

                       содержанием изображаемого.

КОМИЧЕСКОЕ – вызывающее смех несоответствие между видимостью (внешним

                       проявлением) и сущностью (подлинным содержанием) изображаемого.

КОМПОЗИЦИЯ – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов,

                       эпизодов, сцен произведения.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР – художественный образ, объединяющий в единое

                       повествование внешне самостоятельные, внутренне завершенные части

                       общего художественного мира (эпизоды, новеллы, фрагменты и пр.);

                       роль композиционного центра могут выполнять общие повествователи,

                       второстепенные персонажи, предметы мира, символы, географические

                       центры и прочее.

КОНФЛИКТ – противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете.

КУЛЬМИНАЦИЯ – высшее напряжение действия в художественном произведении.

ЛЕГЕНДА – один из прозаических жанров фольклора, в основе которого лежит

                       фантастическое.

ЛЕЙТМОТИВ – господствующее настроение, образ, иногда художественно вырази-

                         тельная деталь, повторяющиеся в произведении.

ЛИРИКА – один из трех родов литературно-художественных произведений. Лири-

                     ческие произведения выражают чувства, переживания поэта.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – условный повествователь в лирических и лиро-эпических

                      произведениях, чье отношение к описываемому стремится передать

                      автор.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ – авторская речь в эпическом или лиро-эпическом

                      произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изобра-

                      жаемому или в связи с ним; относится к внесюжетным элементам произ-

                      ведения, содействует раскрытию содержания.

ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного

                     или устного.

ЛИТОТА – художественное преуменьшение.

МАДРИГАЛ – в классической поэзии стихотворение хвалебного содержания, позднее-

                       краткое стихотворение с интимным оттенком, обращенное к женщине.

МЕТАФОРА – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении

                        одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

МЕТОНИМИЯ – вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью

                         других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления

                         признаки или связи.

МЕТР – стихотворный размер.

МИНИАТЮРА – небольшой лирический жанр, стихотворение из 2-8 стихов, заключа-

                         ющее законченную мысль или передающее одно какое-то чувство.

МИФ – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного

                         творчества; первоначальное представление о мире.

МОНОЛОГ – развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами

                         других лиц.

МОРАЛЬ – поучительная часть басни.

НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – воплощенное в художественных

                       образах в той или иной мере научно обоснованное изображение жизни

                       человека и – шире – человеческого общества вообще, какими они сло-

                       жатся в более или менее отдаленном будущем в связи с успехами науки

                       и техники и теми сложными вопросами, которые они будут ставить перед

                       человеком, включая выход его за пределы земной цивилизации.

НОВАТОРСТВО – обогащение литературы новыми художественными открытиями,

                      органично (естественно) дополняющими национальную традицию

                      данной литературы и оказывающими влияние на дальнейшие пути раз-

                      вития литературного творчества.

НОВЕЛЛА – небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближа-

                      ющийся к повести или рассказу. Чаще всего изображаются один – два

                      эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Острый, захваты-

                      вающий сюжет.

НОРМАТИВНОСТЬ – строгое соблюдение правил художественного творчества,

                      зафиксированных в специальных трактатах – нормативных поэтиках.  

ОБРАЗ – воображение, изображение и преображение реальных, настоящих людей,              

                      животных, предметов, явлений природы и событий.

ОБРАЗ АВТОРА – условный повествователь, которому писатель «приписывает»,

                     передает авторство своего произведения и о котором в самом произведе-

                     нии могут содержаться какие-то сведения, противопоставляющие его

                     реальному автору, чтобы установить их нетождественность; как правило,

                     активно вмешивается в повествование, комментируя его и вступая в пря-

                     мой контакт (разговор) с читателем.

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ – календарные, свадебные песни, плачи-причитания, заговоры и

                   другие произведения в фольклоре, исполнение которых предусматривалось

                   при совершении бытовых обрядов.

ОДА – торжественное стихотворное произведение.

ОКСИМОРОН – стилистическая фигура, соединение противоположных или контраст-

                   ных по смыслу слов.

ОКТАВА – строфа из восьми строк с твердой схемой рифм абабабвв (обязательно

                    чередование мужских и женских окончаний).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

ОЧЕРК – прозаический документальный жанр. Чаще всего посвящается современной

                    автору жизни, фактам, людям.

ПАМФЛЕТ – в публицистике и сатире произведение обличительного характера.

ПАРАДОКС – суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубо-

                     кое по значению.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – расположение рядом сходных элементов речи (лексический),

                     синтаксических конструкций (синтаксический), тем (тематический),

                     коллизий (композиционный) для создания единого поэтического ут-

                     верждения.

ПАРОДИЯ – высмеивание какого-либо писателя или произведения с помощью

                    доведения до абсурда, заострения, подчеркивания характерных свойств

                    его языка, художественных приемов, писательской манеры.

ПАСТОРАЛЬ – вид литературы, рисующий идеализированную жизнь беззаботных

                    пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.

ПАУЗА – перерыв в звучании речи, отделяющий друг от друга слова, строки, пред-

                    ложения.

ПЕЙЗАЖ – художественное описание незамкнутого пространства (природы, города),

                    часть предметного мира литературного произведения; помогает понять

                    действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоцио-

                    нальную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью

                    контрастного противопоставления деятельности людей.

ПЕРЕНОС В СТИХЕ – несовпадение смыслового и ритмического строения строки

                    или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку

                    и занимает часть следующей строки или же предложение не укладывается

                    в границах строфы и переходит в следующую строфу.

ПЕРИПЕТИЯ – неожиданные события, резкие повороты сюжета, осложняющие разви-

                    тие действия в произведении.

ПЕРСОНАЖ – любое действующее лицо (или аллегорическая фигура) литературного

                    произведения без указания на его значимость в повествовании и без оценки

                    его личных качеств.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – представление неодушевленного предмета, или явления, или

                    отвлеченного понятия в виде живого лица.

ПЕСНЯ – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.

ПИРРИХИЙ – сочетание двух подряд безударных слогов среди стоп ямба, хорея.

ПЛАЧИ – обрядовые произведения в фольклоре, которые исполнялись на свадьбе,

                    при оплакивании покойника, при проводах рекрутов на царскую службу…

ПЛЕОНАЗМ – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает

                    тот или иной стилистический эффект.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – лицо, от которого ведется повествование в литературном

                    произведении; характеризуется наличием собственного отношения к

                    повествуемому и стилистическими особенностями повествовательной

                    манеры; может выступать как двойник автора, как нейтральный рас-

                    сказчик, скрытый от читателя, как действующее лицо и прочее.

ПОВЕСТЬ – жанр повествовательной литературы; по характеру развития действия

                    сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Чаще всего это история

                    одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами дру-

                    гих людей, рассказанная от имени автора или самого героя.

ПОГОВОРКА – жанр фольклора, вошедшее в повседневную речь образное выраже-

                    ние. В ней нет законченного суждения: она лишь часть его.

ПОДТЕКСТ – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных

                    реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их

                    взаимоотношениям, сюжетным ситуациям. Подготавливает читателя

                    к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам.

ПОРТРЕТ – изображение в литературном произведении внешности персонажа

                    как одно из средств его характеристики.

ПОСЛАНИЕ – литературное произведение, написанное в стихотворной форме в

                    виде обращения к какому-либо лицу.

ПОСЛОВИЦА – жанр фольклора, распространенное в повседневной речи краткое,

                   ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом,

                   который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возни-

                   кает от применения по сходству к самым разным ситуациям.

ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ – устойчивое в фольклоре образно-поэтическое опреде-

                   ление предмета или явления, выраженное преимущественно прилагатель-

                   ным.

ПОЭЗИЯ – стихотворная форма литературы.

ПОЭМА – один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами является

                   наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа

                    лирического героя, активно включающегося, помимо сюжета, в характе-

                    ристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие

                    в их судьбе.

ПОЭТИКА – учение о поэтических средствах и приемах создания произведений.

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР – совокупность описаний материальных частей художествен-

                    ного мира литературного произведения: предметов, пейзажей, костюмов,

                    интерьеров и пр.; создается для понимания и создания условий деятель-

                    ности персонажей, а также для характеристики художественного мира

                    произведения в целом или его части.

ПРИБАУТКА – совокупное название разных видов стихотворного и прозаического

                    фольклора, коротких произведений юмористического характера, в част-

                     ности это присловья.

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – произведения, в центре внимания которых

                     стоят острые сюжеты, напряженные конфликты личной или обществен-

                     ной жизни, заставляющие читателя следить главным образом за тем, как

                     сменяются и развиваются занимательные события, а в них проявляются

                     наиболее значительные черты характеров людей, участвующих в произв.

ПРИТЧА – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегори-

                     ческой форме. Она иллюстрирует идею, касаясь проблем морали, обще-

                     человеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частному

                     поводу.

ПРОЗА – не стихотворно организованная форма литературы.

ПРОЗАИЗМ – включение в стихотворный (главным образом) текст слова или рече-

                      вого оборота, относящегося к другому, сниженному сравнительно с дан-

                      ным, стилю речи, на котором основано произведение.

ПРОТАГОНИСТ – главное действующее лицо, персонаж, чья судьба в первую очередь

                      интересует автора, кто в наибольшей степени отвечает представлениям

                      автора о том, как должно себя вести человеку в той или иной ситуации.

ПРОТОТИП – реальный человек, чья внешность, черты характера или судьба нашли

                      отражение в каком-либо литературном произведении.

ПСЕВДОНИМ – условная фамилия, имя, инициалы или символ, под которым писа-

                      тель публикует свое произведение, скрывая собственное реальное имя.

ПСИХОЛОГИЗМ – совокупность средств, используемых для изображения внутрен-

                      него мира персонажа: его психологии, душевного состояния и пр.

ПУБЛИЦИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – жанр литературных произведений,

                      стоящий на стыке собственно художественной литературы и научной

                      прозы.

РАЗВЯЗКА – заключительный момент в развитии действия художественного про-

                      изведения.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ – заданная схема строения стихотворной строки.

РАССКАЗ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображе-

                      ние какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображае-

                      мых событий, малое число действующих лиц.

РЕЗОНЁР – персонаж, выражающий авторскую точку зрения на изображаемые собы-

                      тия литературного произведения и действующих лиц; может принимать

                      участие в развитии сюжета, но нередко оказывается сторонним наблю-

                      дателем, чья задача ограничивается комментированием происходящего.

РЕМАРКА – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью кото-

                      рого уточняются место действия, внешний или духовный облик персо-

                      нажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.

РЕПЛИКА – ответная фраза собеседника в диалоге (прежде всего в сценическом),

                      возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова парт-

                      нера.

РЕТАРДАЦИЯ – сюжетно-композиционный прием, применяемый в эпических жан-

                      рах литературного произведения для задержки развития действия, что

                      позволяет оттянуть наступление кульминации или развязки; заключа-

                      ется во введении внесюжетных элементов, вводных эпизодов, описа-

                      нии, композиционных повторов.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – вид композиции, основанный на перенесе-

                      нии завязки в середину повествования, когда читателю уже известна

                      кульминация, а иногда и развязка конфликта.

РЕФРЕН – слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после

                      каждой строфы стихотворения или куплета песни.

РЕЦЕНЗИЯ – один из жанров критики: газетный или журнальный отклик на худо-

                      жественное произведение с целью его оценки и разбора.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – характеристика персонажа через его речь, в кото-

                      рой проявляются слова и обороты, указывающие на род деятельности,

                      социальную принадлежность, особенности воспитания, образования и др.

РИТМ СТИХОТВОРНЫЙ – повторяемость в стихотворной речи однородных звуко-

                      вых особенностей.

РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ – введение в повествование стилистических оборотов,

                      заимствованных из ораторского искусства, для усиления поэтической

                      выразительности: риторические вопросы, восклицания, обращения и пр.

РИФМА – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА – художественная проза, опирающаяся на рифмы.

РОМАН – эпический жанр, стремящийся с наибольшей полнотой изобразить все

                      разнообразные связи человека с окружающей его действительностью

                     и всю сложность мира и человеческого характера.

РОМАНС – небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения.

РОНДО – наименование нескольких строфических форм, сложившихся во французской

                    поэзии 14 века. Самая известная из них – стихотворение из 13 стихов на две

                    рифмы, с обязательными повторами…

РУБАИ – одна из самых распространенных стихотворных форм лирической поэзии

                    народов Востока.  

САГА – древнеирландское и древнеисландское прозаическое произведение, одна из

                    разновидностей историко-героического эпоса.

САРКАЗМ – едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным смыслом.

САТИРА – вид комического, безжалостная насмешка, высмеивающая недостаток или

                    порок, а также их носителей.      

СЕКСТИНА – особая форма шестистрочной строфы со сложной системой рифмовки,

                    но чаще всего так называют обычное шестистишее на две рифмы.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система построения стиха, в основе кото-

                    рой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой сти-

                    хотворной строке (в русском С.с. обычно 11 или 13 слогов), с цезурой по-

                    сле 5 или 7 слога и, главным образом, женской рифмой.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система построения стиха, осно-

                     ванная на правильном чередовании ударных и безударных слогов.

СИМВОЛ – один из тропов, скрытое сравнение, при котором сравниваемый предмет

                     или явление не называется, а подразумевается с известной долей много-

                     значности выбора, зависящего от восприятия читателя.

СИНЕКДОХА – один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения

                     одного слова на другое на основе замены количественных отношений:

                     часть вместо целого(«Белеет парус…»); единственное число вместо мн.

СИСТЕМА ХАРАКТЕРОВ – взаимоотношения и взаимосвязь персонажей литера-

                     турного произведения, взаимодействие которых определяет развитие

                     сюжета и разрешение основного конфликта.

СКАЗ – способ организации повествования, ориентированный на устную, часто

                      простонародную речь.  

СКАЗКА – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого

                      исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в

                      художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством

                      этой фольклорной прозы (волшебные, о животных, бытовые).

СОНЕТ – стихотворение из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме:

                      два четверостишия и два трехстишия, чередование рифм абба-абба-ввг-дгд.

СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного явления или предмета с другим.

СТАНСЫ – стихотворение, состоящее из небольших строф по четыре стиха, в котором

                      конец строфы обязательно служит концом предложения.

СТИЛИЗАЦИЯ – литературный прием, состоящий в том, что автор, создавая свое про-

                      изведение, подражает стилю, манере и художественным средствам какого-

                      нибудь другого известного произведения или ряда произведений.

СТИЛИСТИКА – раздел лингвистики, изучающий стилевые разновидности речи, помо-

                      гающий литературоведению установить закономерности употребления слова.

СТИЛЬ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – совокупность поэтических приемов и средств, свойствен-

                      ных какому-то одному произведению(стиль произведения), творчеству пи-

                      сателя (стиль автора), эпохе (стиль эпохи) и пр. Кроме того, есть лингвисти-

                      ческое понятие стиля речи: книжный, разговорный, ораторский и др.

СТИХОВЕДЕНИЕ – раздел литературоведения, изучающий стихотворную речь, ее стро-

                      ение и содержательную природу: ритмику, интонацию, рифму и звукопись,

                      их роль в создании художественного целого.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ – раздел теории литературы, изучающий организацию стих. речи.

СТИХОТВОРЕНИЕ – небольшое лирическое произведение, написанное в стих. форме.

СТОПА – условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер

                      античного и силлабо-тонического стихосложения.

СТРОФА – сочетание стихов, образующее единство.

СЦЕНАРИЙ – краткое изложение, без диалогов и монологов, сюжетной канвы пьесы,

                      определяющее состав действующих лиц, порядок их появления на сцене

                      и основные моменты действия.

СЮЖЕТ – система событий в художественном произведении, раскрывающая характе-

                      ры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным

                      явлениям. Лирические произведения развернутого сюжета не имеют.

ТАВТОЛОГИЯ – повторение тождественных по смыслу слов («плачет, слезами залив.»).

ТЕМА – основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание

                      писатель в своем произведении.

ТЕРЦЕТ – строфа, состоящая из трех строк на одну рифму.

ТЕРЦИНА – стихотворное произведение, состоящее из трехстиший с обязательной

                      схемой рифм – ава  всв  сдс

ТЕТРАЛОГИЯ – эпическое или драматическое произведение, состоящее из четырех

                      самостоятельных частей, объединенных в одно целое общим идецно-

                      художественным замыслом.

ТИП (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – персонаж литературного произведения, в котором обще-

                      человеческие или присущие целой группе людей черты явно преоблада-

                      ют над чертами личными, индивидуальными, свойственными данному

                      конкретному лицу.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – стихосложение, в котором ритмичность созда-

                      ется упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.

ТРАГЕДИЯ – один из видов драмы. Произведения, в которых изображаются исключи-

                      тельно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе ка-

                      тастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.

ТРАДИЦИЯ (ЛИТЕРАТУРНАЯ) – литературный опыт в способах создания художествен-

                      ного мира произведений многих поколений авторов, осваивавших искусство

                      словесной выразительности; традиция обеспечивает непрерывность и преем-

                      ственность развития литературы, связь художественных произведений раз-

                      ных эпох.

ТРАКТАТ – жанр научной литературы, законченное сочинение на научную тему, заклюю-

                      Чающее в себе постановку проблемы, систему доказательств и вывод.

ТРИЛОГИЯ – литературное произведение, чаще всего эпическое или драматическое, со-

                      стоящее из трех самостоятельных произведений, объединенных в одно целое

                      общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

ТРОП – употребление слова в переносном его значении.

УТОПИЯ – вымышленная картина идеального жизненного устройства.

ФАБУЛА – конкретное и многостороннее изображение событий.

ФАНТАЗИЯ – способность человека на основе своего опыта и знаний создавать образы

                      несуществующих в реальной действительности событий, людей и пр.

ФАНТАСТИКА – несуществующее в действительности, созданное фантазией.

ФЕЛЬЕТОН – жанр художественной публицистики, бытующий главным образом в газе-

                      тах и журналах. Соединяет в себе злободневность и насыщенную образность,

                      документальную точность и высокий эмоциональный накал.

ФОЛЬКЛОР – виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать

                      в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики, драмы.

ХАРАКТЕР (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – сочетание в персонаже литературного произведения

                      личных, психологических черт с общечеловеческими, характерными для

                      группы людей, типическими качествами; такое сочетание формирует непов-

                      торимую индивидуальность персонажа, сложность его внутреннего мира.

ХИАЗМ – стилистическая фигура, своеобразное построение предложения, когда в пер-

                      вой его половине слова расположены в одной последовательности, а во

                      второй – в обратной (инверсия).

ХОЛОСТОЙ СТИХ – незарифмованная строка среди рифмованных.

ХОРЕЙ – двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные слоги.

ХРОНИКИ – историческое повествование, где достопримечательные события записаны

                      по годам, появившееся в античную эпоху.

ЦЕЗУРА – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия.

ЦИКЛ – ряд произведений, объединенных какою-либо общностью: темой, материалом,

                      настроением или действующими лицами.

ЧАСТУШКА – жанр фольклора: двухстрочные или четырехстрочные рифмованные куп-

                      леты песенно-декламационного характера с ярко выраженной установкой

                      на исполнение перед слушателями.

ШЕДЕВР – произведение, по своим художественным достоинствам превосходящее дру-

                      гие произведения подобного рода.

ЭВФЕМИЗМ – один из тропов, иносказание, вежливое выражение, смягчающее или

                      маскирующее неприятное, слишком откровенное или грубое слово: «Он

                      сочиняет» вместо «Он врет».

ЭЗОПОВ ЯЗЫК – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недо-

                      молвками и ироническими намеками.

ЭКРАНИЗАЦИЯ – создание кино- или телефильма на основе литер. произведения.

ЭКСПОЗИЦИЯ – изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обста-

                      новки, в которых они находятся до начала действия.

ЭКСПРОМТ – небольшое, обычно в несколько строк, стихотворение, написанное

                      или сказанное сразу, в законченном виде под впечатлением нахлы-

                      нувшуго чувства.

ЭЛЕГИЯ – лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-

                      либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философ-

                      ского раздумья над сложными проблемами жизни.

ЭПИГРАММА – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеи-

                      вающее какое-либо лицо или общественное явление.

ЭПИГРАФ – слова, предпосланные художественному произведению, помещаемые не-

                      посредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный

                      замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям.

ЭПИЗОД – та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть ли-

                      тературного произведения, которая изображает законченное событие или

                      важный в судьбе персонажа момент.

ЭПИЛОГ – заключительная часть, рассказывающая о судьбе героев после всех изо-

                      браженных событий.

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА – произведение, построенное в форме переписки дейст-

                      вующих лиц.

ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись, часто в стихах.

ЭПИТЕТ – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, под-

                      черкивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о нем.

ЭПОПЕЯ – наиболее крупный жанр эпической литературы.

ЭПОС – род литературы. Повествование, характеризующееся изображением событий.

ЭССЕ – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение

                      факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

ЮМОР – вид комического, насмешка, не обижающая и не задевающая достоинства

                      человека или группы людей.

ЯВЛЕНИЕ – часть акта, сцены в драматическом произведении, определяемая кругом

                      занятых в ней действующих лиц, их приходом или уходом.

ЯМБ – двусложный размер, где ударение приходится на четные слоги.

Добавить комментарий