Дата: 21 апреля 2016 Автор: Рубрика: Школьная жизнь
Для эффективного управления учебным процессом учителю необходимо регулярно контролировать качество усвоения материала. Одними итоговыми работами в этом случае не ограничиться, ведь нужно ещё и проверить реализацию воспитательной цели урока, а также проследить уровень логического и аналитического мышления школьников. В ряду наиболее эффективных приёмов мониторинга ведущую позицию занимает составление ответов по ПОПС-формуле.
Суть приёма ПОПС
ПОПС-формула — это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:
- П — позиция;
- О — объяснение;
- П — пример;
- С — следствие/суждение.
Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:
- проверки домашнего задания;
- фронтального опроса на этапе повторения изученного;
- подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;
- создания проекта по теме или целому блоку тем.
Уже в начальном звене детям можно объяснить правила использования ПОПС-формулы для устного ответа
ПОПС-формула позволяет:
- за короткое время опросить нескольких учащихся;
- получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
- узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.
Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:
- формировать оценочное мышление у детей;
- учит ребят лаконично выражать свои мысли;
- структурировать идеи.
Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.
Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».
Технология составления устного ответа или эссе по формуле
А. Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её. Особенность детей такова, что, даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога — из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:
- Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… – эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.
- Потому что…/ Так как… – на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?
- Например…/ Я могу доказать это на примере… – чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.
- Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… – эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.
ПОПС-формулу можно использовать как при составлении устного ответа, так и для написания короткого сочинения
Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.
Примеры использования метода на различных уроках
История
Более всего полезна ПОПС-формула для составления ответа по предметам, требующим раскрытия понятий и выстраивания рассуждений. Например, по истории
Для темы «Россия в последние десятилетия XIX века» можно составить ответ по схеме так:
Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.
Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.
Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.
Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.
Таким может быть высказывание по теме «Пётр I и его политика»:
Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю.
Потому что Россия добилась небывалого прогресса.
Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи.
То есть методы правления Петра I были эффективными.
Обществознание
При рассмотрении потребительского кредита на уроке обществознания ПОПС-формула поможет составить такой ответ:
Я думаю, что брать потребительский кредит не следует.
Потому что назвать кредит выгодным вложением сложно.
Могут доказать это тем, что возвращать приходится значительно большую сумму. Получение быстрых денег не приносит удовлетворения от результата усилий по заработку средств, а также может произойти ситуация, когда оплачивать кредит станет нечем.
Таким образом, вместо того чтобы отдавать большие проценты, лучше накопить собственные средства на покупку.
Ещё один пример использования ПОПС на уроке обществознания, но по другой теме – «Безработица — способ регулирования государством рынка труда»:
Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок.
Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии.
Поэтому безработица — важный элемент развития рынка труда в стране.
Литература
Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению. К примеру, тема: «Что составляет личность?» (по произведению М. Булгакова «Собачье сердце»).
На мой взгляд, Шариков не может считаться полноценной личностью.
Нельзя измениться, если сам сопротивляешься этим переменам.
Так как, во-первых, он — результат лабораторного опыта, во-вторых, нарушает принцип существования личности в обществе — принцип уважения к окружающим, в-третьих, он всячески сопротивляется интеллектуальному развитию.
Личность формируется на основе мирного сосуществования в коллективе и саморазвития.
Английский язык
Удобно использовать формулу при ответе на уроке английского, так как школьникам бывает особенно тяжело сразу составить чёткое высказывание на чужом языке
ПОПС является эффективным приёмом и для составления высказывания на уроке английского языка, особенно в старших классах, когда темы приобретают дискуссионный характер. Например, «Parenthood — responsibility or natural issue?».
I think we should learn how to become good parents.
The more we learn, the more we realize.
Examples: we behave like our mothers and fathers, we need to see role models. Psychology is very important.
Parenthood is the most difficult task in life.
ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(13 голосов, среднее: 4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Метки:
ПОПС
– формула как метод работы с информацией
Как известно, «Знание
некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Но современные
молодые люди, в основном, черпают знания из Интернета, который дает знание лишь
отдельных фактов. То есть их картина мира часто фрагментарна, похожа на
несложенный пазл, они имеют представление о некоторых фактах, но не знают
механизмов, принципов, связей. Особенно это заметно в письменных работах,
например на ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, где необходимо написать
связный аргументированный текст по той или иной проблеме, высказав и обосновав
собственное суждение. Даже если обучающийся правильно понял предложенный ему
для анализа текст, ему далеко не всегда удаётся выстроить связное сочинение в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к такой работе.
Чтобы решить данную проблему,
педагог должен выстроить урок не только в предметной, но и метапредметной
парадигме, на котором происходит не просто усвоение знаний, а ещё и
формирование универсальных умений обучающихся, важнейшим из которых является
умение развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. Этот результат достигается
при условии, что педагог знает и адекватно использует в уроке интерактивные
методы обучения, формирующие учебно-познавательную компетенцию, а впоследствии информационную
и профессиональную компетентности.
Среди множества интерактивных
методов обучения в последнее время особую популярность приобретает ПОПС –
формула. Что это такое?
Это универсальный метод
обучения, который можно рассматривать и как способ обратной связи на уроке, и
как метод организации рефлексии, и как метод обработки и представления информации.
Кроме этого ПОПС – формула – это ещё и метод контроля, материал для
мониторинга результативности учебного процесса. Это очень актуально в условиях
реализации ФГОС, поскольку не любой результат можно выразить количественно в
привычных баллах, к примеру, проследить уровень аналитического, логического
мышления или оценить, как выполнена воспитательная задача урока. Учителю
необходимы такие технологические инструменты, которые могли бы позволить
обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации,
создать оптимальные условия для рефлексии учащихся. Все это делает ПОПС –
формулу особенно актуальной.
Откуда и для чего пришла к нам ПОПС-
формула?
ПОПС- формула была придумана и
разработана профессором права из ЮАР Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном. Идея состояла в
том, чтобы создать альтернативу школьным тестам и внедрить в качестве способа
проверки знаний учащихся нечто новое – прием, который позволил бы определять
уровень знаний более качественно и одновременно мотивировал бы школьников на
лучшее обучение.
Из
чего состоит ПОПС формула и как ее применять?
Слово
ПОПС представляет собой аббревиатуру, состоящую из первых букв четырех слов.
Расшифровываются эти слова так:
П – позиция,
О – объяснение,
П – примеры,
С – следствие.
Создатели
ПОПС формулы предлагают на первых этапах работы с приёмом использовать в
деятельности готовые фразы-конструкты, вспомогательные опорные слова, на
которых говорящий может строить свой ответ. ПОПС формула предлагает следующие
фразы:
- Позиция: «Я полагаю, что…», «Я
считаю, что…», «На мой взгляд…», «По моему мнению…», «Я согласен с…»,
«Я не согласен с…»
Так
ПОПС формула помогает выразить позицию говорящего, его отношение к обсуждаемой
теме.
- Объяснение: «Потому что…», «Так
как…», «Поскольку…»
С
помощью этих слов говорящий преподносит слушателям свое мнение, приводя веские
аргументы, обоснованные доводы.
- Примеры: «Я могу доказать сказанное несколькими
примерами», «В качестве доказательства сказанного приведу несколько
примеров»
В
этой части ответа ПОПС формула предлагает назвать несколько проверенных фактов,
говорящих об истинности высказывания.
- Следствие: «Таким образом…»,
«Следовательно…», «Поэтому», «Из всего вышесказанного я делаю вывод…»
Завершающая
часть ответа содержит вывод, который подчеркивает и подтверждает позицию
говорящего по данной теме.
ПОПС формула позволяет выразить как
согласие, так и несогласие с темой. Поэтому ее можно использовать в спорах
обеим сторонам, выражая поочередно как утверждающие, так и опровергающие
мнения.
В рамках школьной программы ПОПС
формула чаще всего используется на уроках литературы, истории, обществознания –
словом, на всех гуманитарных дисциплинах. Такой необычный прием позволяет проверить
уровень знаний учащихся на разных этапах изучения темы:
- в качестве повторения изученной темы;
- во время устной проверки домашнего задания;
- в процессе подготовки к проверочной работе или
сочинению, эссе; - при создании коллективного проекта, охватывающего
одну или несколько тем.
Особо следует сказать о том, что этот
метод прекрасно работает и на уроках русского языка при подготовке к написанию
сочинения в формате ЕГЭ. Проанализировав предложенный текст и составив по нему
ПОПС – формулу, обучающийся фактически имеет заготовку содержания будущего
сочинения, ему останется только закончить речевое оформление своей работы.
Как показывает опыт, не всегда
хватает одного урока для написания законченного сочинения по русскому языку, а
времени на составление ПОПС – формулы вполне достаточно, т.е. этот способ
прекрасно работает на уроках обучения написания сочинению, даёт возможность
систематизировать ту информацию по тексту, которая составит основу будущего
сочинения. Учитель, получив обратную связь в виде ПОПС – формулы, сможет
оценить, правильно ли обучающийся понял проблему предложенного текста, есть ли
у него подходящие примеры и аргументы и т.д
Попробуем наложить части экзаменационного
сочинения по русскому языку на составляющие ПОПС – формулы:
Композиционные части сочинения |
Компоненты ПОПС – формулы |
Проблема, поставленная автором текста |
П – позиция |
Комментарий к проблеме |
О – объяснение |
Позиция автора |
П – примеры |
Собственное мнение |
С – следствие |
Аргументы, примеры, подтверждающие собственное |
Как видим, полного
совпадения нет, но есть кое – что общее. В обоих случаях каждая последующая
часть должна логично вытекать из предыдущей, и общим итогом должно стать собственное
суждение по той или иной проблеме. Исходя из имеющегося опыта, можно предложить
несколько вариантов использования ПОПС – формулы на уроках языка, в зависимости
от цели конкретного урока.
1. При
обучении находить проблему текста и писать комментарий к проблеме:
Композиционные части сочинения |
Компоненты ПОПС – формулы |
Проблема, поставленная автором текста |
П – позиция (проблема) |
Комментарий к проблеме |
О – объяснение (комментарий) П – примеры (примеры – иллюстрации из текста) |
Позиция автора |
С – следствие |
Собственное мнение |
|
Аргументы, примеры, подтверждающие собственное |
2.
При обучении понимать позицию автора
Композиционные части сочинения |
Компоненты ПОПС – формулы |
Проблема, поставленная автором текста |
|
Комментарий к проблеме |
|
Позиция автора |
П – позиция О – объяснение П – примеры С – следствие |
Собственное мнение |
|
Аргументы, примеры, подтверждающие собственное |
3.
При обучении аргументировать собственное
мнение по проблеме
Композиционные части сочинения |
Компоненты ПОПС – формулы |
Проблема, поставленная автором текста |
|
Комментарий к проблеме |
|
Позиция автора |
|
Собственное мнение |
П – позиция О – объяснение |
Аргументы, примеры, подтверждающие собственное |
П – примеры С – следствие |
Какие положительные эффекты в
обучении даёт ПОПС – формула?
Положительный момент состоит,
прежде всего, в том, что ПОПС – формула помогает построить чёткий и аргументированный
ответ, в котором содержится и мнение учащегося, и объективные факты. Ни для
кого не секрет, что далеко не все выпускники обладают способностью абсолютно
творчески, без опоры на готовые алгоритмы строить устное и письменное
высказывание. Многим как раз такие алгоритмы необходимы. Они дают возможность
научиться строить развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений,
в котором нет ничего лишнего и в то же время есть четко заявленная позиция,
приводятся аргументы, которые корректно сформулированы и проиллюстрированы, а в
выводе подтверждается правильность предложенного суждения. При этом ученик не
имеет возможности произносить пустых фраз и обтекаемых выражений.
Кроме того, каждому учителю и на
каждом уроке необходима постоянная обратная связь с учащимися: как они усвоили
учебный материал, какие проблемы возникли? Без такой экспресс – диагностики
эффективности урока невозможно корректировать деятельность и ставить новые
учебные задачи. В этом смысле ПОПС – формула является одним из средств
управления эффективным учебным процессом.
Краткая схема написания статьи по системе ПОПС.
Система ПОПС (англ. PRES-formula, Position-Reason-Explanation (or Example)-Summary) — система написания научной или публицистической статьи. Разработана профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Данная методика активно используется в образовательных учреждениях, так как представляет собой интерактивный приём обучения, направленный на рефлексию обучающегося[1].
Формула ПОПС[править | править код]
Система предполагает определённый порядок выполнения, состоящий из следующих слов[1][2]:
П — позиция (1-я часть статьи (1-й абзац): здесь автор приводит основной тезис и ставит задачу для его подтверждения или опровержения в процессе развития статьи (для русскоязычной статьи могут использоваться такие вводные слова и выражения, как я считаю, что…; мне кажется, что… и т. д.);
О — объяснение (2-я часть статьи (2-й абзац): здесь автор приводит необходимые аргументы, для подтверждения или опровержения вышеуказанного тезиса (для русскоязычной статьи могут использоваться такие вводные слова и выражения, как предположим, что…; считается, что… и т. д.);
П — примеры (3-я часть статьи (3-й абзац): здесь автор приводит примеры, подкрепляющие вышеуказанные аргументы (для русскоязычной статьи могут использоваться такие вводные слова и выражения, как рассмотрим пример(-ы)…; во-первых…; во-вторых… и т. д.; так…; так как…; тем самым…; тому подтверждением является… и т. д.)[2];
С — следствие (4-я часть статьи (4-й абзац): заключительная, здесь автор делает вывод на основе итогов развития статьи (для русскоязычной статьи могут использоваться такие вводные слова и выражения, как значит…; итак…; таким образом…; можно сделать вывод, что… и т. д.)[2].
*(количество предложений в каждой части может быть выбрано лично автором, так как определённые рамки отсутствуют, но чаще всего 1-я и 4-я части самые ёмкие; 2-я и 3-я части могут включать в себя более 1-ого абзаца и иметь неограниченный объём, в зависимости от того, сколько автор захочет привести аргументов и примеров, для подтверждения или опровержения указанного в 1-й части тезиса)
Пример использования системы ПОПС[править | править код]
Приведём краткий пример использования данной системы на практике.
Итак, нам дан тезис: «Система ПОПС — удобный метод написания статьи». Попытаемся создать развёрнутый текст на его основе.
Позиция. Я считаю, что система ПОПС — удобный метод написания статьи. Попытаюсь доказать это.
Объяснение. Считается, что написание статьи — большой труд. Но по системе ПОПС сделать это гораздо легче, ведь она уже содержит необходимые составляющие, помогающие в написании.
Аргументы. Приведу аргументы: во-первых, система содержит определённый порядок действий и шаблон, в который можно поместить необходимую тему;
во-вторых, при написании статьи по этой системе, она получается складной и обоснованной;
в-третьих, во многих источниках к ней прилагаются вводные слова для каждой части, что также поможет при написании.
Следствие. Можно сделать вывод, что система ПОПС — действительно удобный метод написания статьи.
История появления системы ПОПС[править | править код]
Система была разработана Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. В первоисточнике она называется PRES (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). В России адаптировал эту систему первый проректор Санкт-Петербургского Института права, вице-президент ассоциации «За гражданское образование» Аркадий Гутников, благодаря которому появилась современная аббревиатура ПОПС[3].
Данная методика была известна достаточно давно. Школы СССР ещё с 30-х годов XX века практиковали именно её для обучения учащихся в данном направлении[4][5][6]. Однако, систематизацию методики и название дал именно Дэйвид Маккойд-Мэйсон.
Значение системы ПОПС[править | править код]
Данная система нашла своё место в школах, и её активно пропагандируют многие учителя, как передовой способ обучения выражать свои мысли[7]. Она помогает ученикам запомнить базовые основы написания сочинения-рассуждения[1][2]. Основное преимущество данной системы — её фундаментальность и шаблонность, так как её можно использовать, чтобы обоснованно и аргументированно раскрыть абсолютно любую тему[2][7]. Ещё один плюс — развитие у учеников ораторского искусства в процессе развития умения написания сочинения-рассуждения или же статьи: человек лучше распознаёт тему, необходимую задачу и способы её решения, что, безусловно, поможет ему во взрослой жизни[1][7].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 Павлюковец М. А., Пантюхова П. В. Использование синквейна и ПОПС-формулы как интерактивных методов обучения английскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов-лингвистов : [рус.] // Вестник Евразийской науки. — 2014. — Январь.
- ↑ 1 2 3 4 5 Infourok. ПОПС формула как метод работы с информацией. Инфоурок. Дата обращения: 12 марта 2021.
- ↑ Приёмы обратной связи. Попс-формула — Дидактор (рус.). Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 18 апреля 2021 года.
- ↑ Образование в СССР. Wikipedia. Дата обращения: 9 апреля 2021. Архивировано 13 июня 2021 года.
- ↑ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков. Учебник русского языка для 5 и 6 классов. — 1963. — 295 с.
- ↑ Бардухаров С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 9 класса средней школы.. — Просвещение. — 314 с.
- ↑ 1 2 3 Прием обратной связи. ПОПС – формула для постоянной обратной связи с учащимися – Из опыта работы. www.uchportal.ru. Дата обращения: 14 марта 2021.
Литература[править | править код]
- М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, О.М. Александрова, А.Д. Дейкина, И.И. Кулибаба. Русский язык, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — Россия, Москва: “Издательство Просвещение”, 2016. — С. 27, 28, 121, 123. — 223 с. ISBN 978-5-09-037529-0;
- А. А. Ермолаева. Моделирование на уроках в начальной школе. — Волгоград: Глобус-Панорама, 2009. — 144 с. ISBN 9785992800760;
- О. Б. Шелгина, М. В. Гора. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии. Журнал «Начальная школа», № 7, 2007. — 42 с.
ПОПС-формула: учимся доказывать свою позицию.
На своих уроках использую такой методический прием как ПОПС-формула. Данный прием помогает учащимся обучится высказывать свои мысли. При помощи этого приема можно проконтролировать качество усвоения учебного материала учащимися по истории и обществознанию. Также этот прием можно использовать и на других уроках, но необходимо его несколько изменить.
ПОПС-формула позволяет учащимся справиться с написанием эссе, развитием письменной и устной речи.
Что же такое формула ПОПС?
ПОПС формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой:
- интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору. Незаменимой ПОПС формула становится и при подготовке ответственного и «дорогого» в плане получения баллов эссе во время написания части С9 ЕГЭ по обществознанию. Освоив ее суть, выпускники смогут намного легче справиться с подобным заданием.
приема в повседневной и подготовительной к экзаменам практике в нашей статье.
Что такое формула ПОПС?
ПОПС формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой:
- интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
- данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.
- Незаменимой ПОПС формула становится и при подготовке ответственного и «дорогого» в плане получения баллов эссе во время написания части С9 ЕГЭ по обществознанию. Освоив ее суть, выпускники смогут намного легче справиться с подобным заданием.
Раскрываем секрет формулы ПОПС
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, – «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
Примеры использования формулы ПОПС на практике
1. Урок истории по теме «Россия во второй половине 19 века».
На мой взгляд, отмена крепостного права в России была необходимо.
Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.
В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.