Как составить портфель экскурсовода

«Портфель
экскурсовода» — принятое экскурсионными
работниками условное название комплекта
наглядных пособий, используемых в ходе
проведения экскурсии. Внешний вид —
папка или небольшой портфель.

Назначение
«портфеля экскурсовода»:

восстановить
недостающие зрительные звенья. Это
особенно важно потому, что в экскурсиях
на многие темы нередко получается так,
что не все можно показать в натуре.
Например, историческое здание, которое
разрушилось от времени или вид деревни,
сожженной фашистскими захватчиками.
Показать, что на этом месте было до того,
как было построено данное здание или
жилой микрорайон, фотографии, например,
деревни или пустыря, панорамы строительства
осматриваемого предприятия, жилого
массива — показать, что на этом месте
будет в будущем: проект здания, сооружения,
площади, памятника;

показать
фотографии людей, которые имеют отношение
к данному объекту или событиям с ними
связанным;

показать
копии подлинных документов, рукописей,
литературных произведений, о которых
рассказывает экскурсовод;

дать
зрительное представление о растениях,
минералах, станках, механизмах путем
показа подлинных образцов, фотографий,
макетов, муляжей.

В
«портфель экскурсовода» включаются не
только фотографии, но также географические
карты, схемы, чертежи, рисунки, копии
подлинных документов, образцы продукции
промышленных предприятий, гербарии,
коллекции минералов.

Содержание
«портфеля» диктуется темой экскурсии.

В
«портфель» включаются те пособия,
которые удобны для пользования. Количество
их не должно быть велико, так как в этом
случае и при умелом использовании
наглядные пособия будут отвлекать
экскурсантов от осмотра подлинных
объектов — памятников истории и культуры,
будут рассеивать их внимание.

В
экскурсиях на исторические и архитектурные
темы фотографии, репродукции с гравюры
или рисунка из «портфеля экскурсовода»
позволяют экскурсантам зрительно
представить здания, части зданий,
крепостей, сооружений в их первоначальном
виде.

Материалы
для «портфеля» тщательно отбирают. Из
имеющихся в распоряжении творческой
группы наглядных материалов отбираются
наиболее выразительные, способные
оказать помощь экскурсоводу в освещении
темы. Методические приемы и техника
использования наглядных пособий
тщательно продумываются и проверяются
на практике. После этого рекомендации
по использованию материалов «портфеля»
включаются в методическую разработку
экскурсии.

Важно,
чтобы круг наглядных пособий для
экскурсии не был ограничен фотографиями,
чтобы «портфель экскурсовода» не
превратился в фотопортфель. Это обеднит
экскурсию и не позволит «портфелю»
выполнить своего назначения.

К
каждому экспонату, включенному в
«портфель», прикладывается листок с
пояснениями. Иногда пояснение приклеивается
с обратной стороны экспоната. Это
пояснение дается экскурсоводом при
показе экспоната экскурсантам.

В
некоторых случаях словесный портрет к
экспонатам прикладывается в виде
отдельной справки, которая носит название
«Пояснения к портфелю экскурсовода на
тему (называется)». Каждое пояснение в
справке носит тот же порядковый номер,
что и соответствующий экспонат.

Перечень
наглядных материалов, которые будут
включены в «портфель экскурсовода»,
составляется и неоднократно уточняется
на всем протяжении разработки новой
экскурсионной темы.

Большую
помощь в подборе наглядных материалов
для «портфеля» могут оказать музеи,
выставки, архивы. их подбирают обычно
из запасников музеев, из наиболее
интересных архивных материалов.

В
экскурсии используются различные приемы
показа наглядных пособий, включенных
в «портфель». Наиболее широкое
распространение получил прием
иллюстрирующий. Например, рассказ
экскурсовода о растительном и животном
мире данного края сопровождается показом
фотографий. Они иллюстрируют, делают
более понятными сообщаемые сведения.

Эффективен
и комментирующий прием. В этом случае
показ фотографий предшествует рассказу.
Рассказ является лишь пояснением к
увиденному экскурсантами. Третий прием
— прием контраста, когда фотография
показывается для того, чтобы убедить
экскурсантов в том, как изменилось место
(улица, здание), которое они в данный
момент осматривают. Фотография или
рисунок контрастирует с объектом. Прием
построен на сравнении зрительно
воспринимаемой информации.

Важным
резервом повышения действенности
экскурсий является использование
технических средств пропаганды. С их
помощью глубже раскрывается тема,
усиливается зрительный ряд экскурсий.

Составление
методической разработки экскурсии.

После
завершения предварительной работы,
обеспечивающей методическую сторону
подготавливаемой экскурсии, ее авторы
приступают к составлению методической
разработки (Приложение ).

Методическая
разработка — документ, который определяет,
как провести данную экскурсию, как лучше
организовать показ памятников, какие
методические приемы следует применить
для того, чтобы экскурсия прошла наиболее
успешно.

Экскурсовод,
готовясь к экскурсии на данную тему,
найдет в методической разработке советы
по ее структуре — в какой последовательности
вести показ и рассказ, какие наглядные
материалы из «портфеля экскурсовода»
и когда именно лучше всего продемонстрировать.
Здесь же содержатся рекомендации по
технике проведения экскурсии —
расположению экскурсионной группы
около объектов, темпу движения экскурсантов
на маршруте, пути следования от объекта
к объекту.

Методическая
разработка в краткой форме излагает
требования экскурсионной методики к
построению конкретной экскурсии с
учетом особенностей демонстрируемых
объектов и содержания излагаемого
материала. Этот документ делает
обязательными для экскурсоводов
рекомендации по методике проведения
экскурсии на определенную тему и для
определенной группы экскурсантов
(школьники, молодежь, сельские жители).

Методическая
разработка является обязательным
документом. Без наличия такого документа
экскурсия на данную тему не может ни
проводиться, ни тем более, оплачиваться.
То же требование предъявляется и к
индивидуальному тексту, наличие которого
дает экскурсоводу право на проведение
экскурсии по данной теме.

Правильно
составленная методическая разработка
дисциплинирует экскурсовода, направляет
его внимание на полное раскрытие темы
в четкой последовательности, с
использованием определенной методики
показа объектов, а также обязательных
рекомендаций по содержанию и направленности
освещения подтем и основных вопросов.

Методическая
же разработка содержит советы, когда и
как организовать показ включенных в
маршрут экскурсионных объектов, как и
в какой последовательности вести рассказ
об этих объектах и о событиях с ними
связанных.

В
методической разработке указывается
цель и тема экскурсии, перечисляются
объекты показа, формулируются подтемы
и включенные в каждую из них основные
вопросы, называется общая продолжительность
экскурсии и время, отводимое на каждую
из ее частей, методические приемы показа
и рассказа. Все это служит основой
высокого качества проведения экскурсии.

Методическая
разработка должна отвечать следующим
требованиям: указывать экскурсоводу
пути для полного и правильного раскрытия
темы; вооружать наиболее эффективными
методическими приемами показа и рассказа;
содержать четкие рекомендации по
вопросам организации экскурсии; учитывать
интересы определенной группы экскурсантов;
соединять показ и рассказ в единое
целое.

Значение
методической разработки состоит в том,
что она устанавливает четкий порядок
проведения экскурсии, определяет
соотношение основных элементов экскурсии
— показа и рассказа, содержит необходимые
рекомендации по методике.

Методическая
разработка составляется на каждую тему
экскурсии, при этом учитываются запросы
и интересы экскурсионной группы . В
таких вариантах методической разработки
находят отражение возрастные,
профессиональные и другие интересы
данной группы экскурсантов, особенности
методики ее проведения.

После
формулировки цели, задач и маршрута
экскурсии излагаются общие методические
указания.

В
общих методических указаниях экскурсоводу
напоминается о закономерностях методики
проведения экскурсии, даются советы по
эффективному использованию методических
приемов, как учесть особенности маршрута,
избежать утомления экскурсантов.

Методическая
разработка так же, как и индивидуальный
текст экскурсовода, состоит из трех
разделов: вступления, основной части и
заключения.

Такие
разделы методической разработки, как
вступление и заключение располагаются
до и после материалов, излагаемых по
схеме, которая объединяет семь граф.
Вступление и заключение не разносятся
по графам, в том числе и по таким, как
«Организационные указания» и «Методические
указания».

Объем
методической разработки зависит от
количества экскурсионных объектов,
числа освещаемых подтем, продолжительности
экскурсии по времени и протяженности
маршрута (см.Приложение).Обязательное
требование к методической разработке
– правильное заполнение всех граф.
Методическая разработка, как правило,
составляется членами творческой группы.

Рецензирование
экскурсии.

Обязательный
этап создания новой экскурсии —
заключение о тексте и методической
разработке. Заключение представляет
собой оценку основных документов
экскурсии, компетентное мнение о
правильности составления этих документов,
об их содержании, о возможности проведения
качественной экскурсии на основе данного
текста и методической разработки.

Заключение
в форме письменного отзыва о контрольном
тексте (тексте бюро) и методической
разработке дает специалист который не
является участником творческой группы
по разработке новой темы экскурсии.
Письменному отзыву может предшествовать
рецензирование методической разработки,
так же как и контрольного текста,
специалистами данной отрасли знаний,
научными работниками или методистами
других научно-исследовательских и
культурно-просветительных учреждений.

Рецензия,
в зависимости от поставленной перед
рецензентом задачи, представляет собой
отзыв, оценку документа в целом или его
определенной части — подтемы, одного
из экскурсионных объектов.

Прием
экскурсии.

При
положительной оценке контрольного
текста экскурсии и методической
разработки, при наличии хорошо
укомплектованного «портфеля экскурсовода»
и карты-схемы маршрута назначается
дата приема (сдачи) новой экскурсии.

Сдача
новой экскурсии поручается руководителю
творческой группы. В случае его болезни
или других уважительных причин экскурсию
сдает один из членов группы.

В
приеме экскурсии участвуют руководитель
экскурсионного учреждения и, члены
творческой группы, менеджеры по реализации
туристских услуг, экскурсоводы, сотрудники
музеев, научные работники и другие
заинтересованные лица.

Процесс
сдачи новой экскурсии творческой группой
носит деловой характер. Не допускается
подмена серьезного обсуждения прослушанной
экскурсии общими рассуждениями и
лестными отзывами по адресу ее создателей.
Этот этап подготовки новой экскурсии
играет важную роль потому, что дает
возможность обнаружить и своевременно
устранить недостатки в содержании
экскурсии, в отборе экскурсионных
объектов и использовании методических
приемов проведения экскурсии.

Прием
(сдача) экскурсии проводится в форме
товарищеской дискуссии, открытого
обмена мнениями, выявления и обсуждения
недочетов. Участники приема экскурсии
должны быть предварительно ознакомлены
с контрольным текстом и методической
разработкой, картой-схемой маршрута
экскурсии, карточками (паспортами)
объектов, содержанием «портфеля
экскурсовода», списком использованной
литературы, материалами к экскурсии
(справками, рефератами, фотографиями).

Основой
для обсуждения экскурсии, которое
организуется сразу же по ее окончании,
служит общепринятая схема анализа
экскурсии.

Утверждение
экскурсии.

По
итогам заключительного прослушивания
при положительном мнении участников
приема новой экскурсии о ее содержании
и методике проведения руководителем
экскурсионного учреждения издается
приказ (распоряжение) о приеме новой
экскурсии. Этот документ является актом
утверждения экскурсии.

Однако
может случиться так, что экскурсия в
своем нынешнем виде почему-либо не будет
принята участниками прослушивания.
Тогда авторам экскурсии дается
определенное время (неделя, месяц) на
исправление отмеченных недостатков,
например, на изменение и дополнение
контрольного текста, подбор более
эффективных методических приемов показа
объектов и рассказа о них, определение
иной последовательности осмотра
памятников истории и культуры, переделку
логических переходов и т. д.

После
приема экскурсии к ее проведению
считается допущенным руководитель
творческой группы или тот ее участник,
который сдавал экскурсию (т. е. провел
ее). Остальные члены творческой группы
в установленном порядке проводят пробные
экскурсии каждый в отдельности. Однако,
учитывая их активное участие в разработке
данной темы, экскурсия может быть принята
не на маршруте, а в ходе собеседования
в учебной аудитории, за столом.

Все
другие экскурсоводы бюро, в дальнейшем
самостоятельно подготовившие данную
тему, проводят пробные экскурсии в
обычном порядке.

Перечень
документов, необходимых для каждой темы
экскурсии

№п/п

Название
документа

Содержание
документа

1.

Список
литературы по теме

Перечисляются
все книги, брошюры, статьи, которые
использовались при подготовке экскурсии

2.

Карточки
(паспорта) объектов

Сведения,
характеризующие экскурсионный объект.
Вид памятника, его наименование, событие,
с которым он связан, место нахождения,
краткое описание, источники сведений,
сохранность, в каких экскурсиях
используется, охрана памятника.

3.

Контрольный
текст экскурсии

Тщательно
подобранный и выверенный по источникам
материал, раскрывающий тему экскурсии.
Содержание текста раскрывает все подтемы
и основные вопросы, служит основой
вступления, логических переходов

4.

Индивидуальные
тексты экскурсоводов

Материал,
изложенный в соответствии со структурой
экскурсии, с ее маршрутом. Дает
характеристику объектов и событий . По
форме – это готовый рассказ.

5.

Схема
(карта) маршрута

На
отдельном листе показан путь следования
экскурсионной группы. Обозначены начало
и конец маршрута, объекты показа,
остановки для наблюдения, места выхода
группы к объектам

6

«Портфель
экскурсовода»

Папка
с фотографиями, схемами, картами,
чертежами, рисунками, репродукциями,
копиями документов, образцы продукции
промышленных предприятий, другие
пособия.

7.

Методическая
разработка

Рекомендации
как провести данную экскурсию, называются
и описываются приемы показа и рассказа,
последовательность демонстрации
объектов, наглядных пособий «портфеля
экскурсовода», указания по технике
ведения экскурсии, по дифференцированному
подходу к группам экскурсантов

8.

Материалы
экскурсии

В
папке (папках) содержатся материалы по
экскурсионной теме: рефераты, справки,
таблицы, цифровой материал, выдержки
из документов, различные копии, цитаты
из литературных произведений. Эти папки
систематически пополняются

9.

Список
экскурсоводов, которые проводят экскурсию
по данной теме

Содержит
сведения , кто одобрил индивидуальный
текст, когда проведена и кем принята
пробная экскурсия, дата и номер приказа
руководителя туристкой фирмыо допуске
к проведению экскурсии на данную тему.
Этот список пополняется по мере допуска
к проведению данной экскурсии новых
экскурсоводов

Контрольные
вопросы

Как
составляется маршрут экскурсии ?

Какова
роль обхода или объезда маршрута ?

В
чем разница между контрольным и
индивидуальным текстом экскурсии ?

Что
включает в себя «портфель экскурсовода»
?

Роль
методической разработки в проведении
экскурсии.

Структура
методической разработки.

Совершенствование
экскурсионной работы

Введение

Экскурсионная деятельность – деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по заранее составленным маршрутам, с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами т.д.

Экскурсионная деятельность имеет свои характерные признаки: содержание, тематику, наличие и состав участников, место проведения, упорядоченный маршрут, продолжительность по времени, форма проведения, способ передвижения, наличие экскурсовода, текста экскурсии и объектов показа.

Объектами показа в экскурсии могут выступать не только сохранившиеся на данный момент времени здания, но и те которые уже разрушились и утратили свой первоначальный облик. Воссоздание таких объектов производиться с использованием специальных методических приемов, а также при помощи «портфеля экскурсовода». Значение «портфеля экскурсовода» сводится к тому, чтобы восстановить недостающие звенья при показе, дать зрительное представление об объекте. «Портфель экскурсовода» позволяет максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

В своей курсовой работе я ставлю задачу раскрыть сущность понятия «портфель экскурсовода», рассказать о способах его комплектования и технике использования.

Цель исследования – доказать, что «портфель экскурсовода» играет важную роль в проведении экскурсии.

1. Комплектование «портфеля экскурсовода»

1.1 Сущность понятия «портфель экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» — условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф — друзей А. С. Пушкина — при проведении экскурсии по «Пушкинскому кольцу Верхневолжья»).

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии — дать зрительное. представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

1.2 Содержание «портфеля экскурсовода»

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т.д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным.

Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте.

Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включают в методическую разработку. К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для «портфеля» экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

1.3 Критерии отбора наглядных пособий

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее: — необходимость и целесообразность их использования;

— познавательная ценность, т.е. насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными;

— необычность;

— выразительность; 

— сохранность. Фотографии, картосхемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18 х 24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначаемые для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24 х 30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

1.4 Техника использования «портфеля экскурсовода»

Содержание «портфеля экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методподготовки и проведения экскурсии.

Объекты портфеля удобно демонстрировать во время движения автобуса.

Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

1.5 Прием демонстрации наглядных пособий

В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в «портфель экскурсовода». Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных. Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из «портфеля». Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др. Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации. Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды — эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников используются диапозитивы и диафильмы. Эпидиаскоп также позволяет проецировать на небольшой экран, установленный в передней части салона автобуса (на кабине водителя), карты-схемы, копии документов, рукописей, фотографий, художественные открытки. В экскурсионных учреждениях разработана определенная методика технических помощников.

Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

1.6 Прием зрительной реконструкции (воссоздания)

Как уже говорилось ранее, термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени) произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события. Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

2. Технологическая документация экскурсии «Мой родной город»

2.1 Технологическая карта экскурсии

  1. Название экскурсии: «Мой родной город»

  2. Продолжительность: 1 акад. час

  3. Содержание экскурсии: обзорная

  4. Маршрут экскурсии: ул. Ленина города Волгодонска

  5. Состав группы: взрослые, школьники, студенты

  6. Сезонность: круглогодичная

Цель экскурсии: расширение знаний об истории города Волгодонска, ознакомление с его достопримечательностями.

Задачи экскурсии:

  • Дать краткую информацию о расположении и местонахождении города

  • Дать краткую справку об истории основания города

  • Дать информацию о жителях города и их численности

  • Рассказать о достопримечательностях города на выбранном отрезке маршрута.

Схема маршрута экскурсии:

Расшифровка условных обозначений: 1 – Памятник «Речник и рабочий»; 2 – Памятник Пушкину; 3 – Памятник Лермонтову; 4 – Памятник Гагарину; 5 – Памятник Ревенко; 6 – Памятник «Слава героям фронта и тыла»; 7 – Памятник Тягливому; 8 – Памятник Платову; 9 – Дом творчества и ремесел «Радуга»; 10 – Детская театральная школа; 11 – Здание первой почты города; 12 – Здание администрации города; 13 – Парк КиО «Юность»; 14 — отель Арт-Сити; 15 – Парк КиО «Победа»; 16 – ДК «Октябрь»; 17 – Центральная библиотека

2.2 Индивидуальный текст экскурсии «Мой родной город»

Здравствуйте, Дорогие гости! Я ваш экскурсовод, меня зовут Гаевцова Нина Николаевна. Я студентка ВИС ЮРГУЭС. Сегодня я проведу для вас экскурсию по городу Волгодонску. Наша экскурсия будет длиться 1 академический час. В течение экскурсии вы познакомитесь с историей города и с некоторыми его достопримечательностями.

Я живу в Волгодонске. Я родилась здесь и люблю свой родной город, как впрочем, и вы все.

Волгодонск расположен на юге России в Ростовской области на берегу судоходного канала, который соединяет две больших реки: Волгу и Дон. Недалеко от города находиться Цимлянское водохранилище.

В нашем регионе континентальный климат: холодно зимой (минимальная температура января -5 градусов), жарко летом (минимум в июле +25 градусов). Во все времена года дуют ветры. Дожди достаточно редки. Наиболее часто встречающиеся в городе деревья: абрикос и тополь.

Волгодонск был основан в 1950 году. Сначала это был маленькое поселение строителей судоходного канала и рабочих электростанции. Было построено много административных зданий и жилых домов.

История города включает в себя 3 этапа:

строительство судоходного канала;

строительство химического завода;

строительство атомной электростанции.

Именно в это время, в 70-80 годы молодые люди со всех уголков нашей страны приезжали сюда для реализации этого грандиозного проекта.

Нужно заметить, что на территории Волгодонска раньше жили казаки.

Сегодня население города составляет около 200 000 жителей. Площадь города 250 кв. км.

Среди наиболее крупных предприятий города можно назвать: атомную станцию, которая обеспечивает электроэнергией весь Юг; ВКДП, ВОЭЗ.

В окрестностях Волгодонска выращивают зерновые, овощи, фрукты, ягоды. Разводят скот. Это регион с благоприятными условиями для земледелия и скотоводства.

Волгодонск разделен на две части: Старый город и Новый город. Эти две части отделяет друг от друга мост.

Продолжительность 10 минут.

Начнем нашу экскурсию по городу. Главная улица города – улица Ленина. Мы находимся в центре площади Ленина напротив здания администрации города. В центре мы видим памятник первым строителям города «Речник и рабочий». Слева историческое здание первой почты города, куда в 1950 году прислали первую телеграмму. Перед нами Детская Театральная Школа и парк культуры и отдыха «Юность». Следуем по улице Ленина. Вот перед нами памятник Пушкину – великому русскому поэту. Немного далее находится небольшой милый сквер с памятником Лермонтову.

Продолжительность 5 минут.

Мы на площади Гагарина. Перед нами памятник Юрию Гагарину – первому человеку, полетевшему в космос. Слева мы видим студентов, которые спешат в политехнический институт. Справа –дом творчества и ремесел «Радуга», организация дополнительного образования детей. До 2003 года это был кинотеатр Восток. Пройдем еще немного, до школы №7 имени Ревенко – героя России. Здесь мы видим памятник Ревенко.

Ревенко Михаил Владимирович — заместитель командующего войсковой оперативной группы по вооружению Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД РФ, полковник.

Погиб 15 марта 2000 при штурме села Комсомольское в Урус-Мартановском районе Чечни. В тяжелый момент боя сел в танк, за рычаги. И направил боевую машину в самое пекло боя, тем самым переломил ситуацию и ценой своей жизни помог отряду спецназовцев взять инициативу в свои руки. Похоронен в городе Ростов-на-Дону на аллее Героев Северного кладбища. Звание Героя Российской Федерации полковнику Ревенко Михаилу Владимировичу присвоено посмертно Указом Президента РФ от 8 августа 2000 года.

Награждён медалями Суворова и «За боевые заслуги».

Мы на площади Победы. Красиво так красиво! Это главная площадь города. Здесь проходят все основные мероприятия. Их организовывают в основном сотрудники ДК «Октябрь».В центре возвышается памятник солдатам, сражавшимся в ходе отечественной войны и труженикам тыла. По традиции молодожены возлагают к нему цветы. Слева от площади мы видим множество магазинов. Справа находятся парк «Победа» и отель «Арт-Сити», бывшая гостиница «Волгодонск». Это главная гостиница города. Площадь довольно большая. Здесь находиться также центральная почта и краеведческий музей. Около музея мы видим памятник Александру Егоровичу Тягливому — бывшему главе города. Этот человек сделал многое для нашего города. Имя Александра Егоровича Тягливого неразрывно связано со временем бурного десятилетия роста Волгодонска. В 1976 году назначен председателем парткома треста «Волгодонскэнергострой». В 1979 становится председателем горисполкома, в 1980-1986 гг. – первым секретарем Волгодонского горкома КПСС. Почетный гражданин города Волгодонска. Награды: орден Трудового Красного Знамени, медали «За трудовое отличие», «За доблестный труд».

Прогулка по площади, осмотр достопримечательностей.

В пяти минутах ходьбы располагается центральная библиотека. Здесь можно найти произведения классиков и современных авторов, а также свежую прессу.

Волгодонск многонациональный город. Здесь живут люди разных национальностей и исповедуют разные религии. Около 30 лет назад констатировали подъем православия. Было построено множество церквей по всему городу. Постройка продолжается, и по сей день.

Я хочу закончить нашу экскурсию около моего дома рядом с которым расположен памятник атаману войска донского Платову, установленный казаками.

Слева от него мы видим улицу Морскую и железнодорожный вокзал. Морская — самая оживленная улица. По ней движутся множество автобусов, троллейбусов, машин и грузовиков. В заключение я хочу добавить, что Волгодонск – это город молодежи и для молодежи. Конечно существует очень много проблем, которые нужно решить: безработица, терроризм, проблемы с окружающей средой и другие.

Несмотря на все это я считаю, что Волгодонск – очень хороший молодой город. Я буду верна поговорке «Всяк кулик свое болото хвалит».

Надеюсь, экскурсия вам понравилась и вы узнали что- то новое. Вы можете посетить город в любой день, и осмотреть другие достопримечательности в Новой его части. Вы можете посетить наш институт. Приглашаем вас на экскурсии, разработанные нашими студентами. Большое спасибо за внимание и до встречи, на новых экскурсиях.

Продолжительность: 5 минут

Библиографический список

  1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса — 6-е изд., стер ./ Б.В. Емельянов; Издательство: СОВЕТСКИЙ СПОРТ,  2009 г.- 216 с.

  2. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. — М.: Финансы и статистика; 2003г. — 286 с.

  3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие; Издательство: МарТ, Ростов-на-Дону, Серия: Туризм и сервис, 2008 г.- 272 стр.- ISBN: 5-241-00505-6, 978-5-241-00911-1.

  4. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс];URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Волгодонск, свободный (Дата обращения 15.04.2011г.)

Приложение А

Карточки экскурсионных объектов экскурсии «Мой родной город»

  1. Памятник Александру Егоровичу Тягливому, первому секретарю горкома партии в 80-е гг.

  2. Торжественное открытие памятника состоялось 12 сентября 2006 года. Установлен Тягливому А.Е. за большие заслуги в развитии города.

  3. Памятник располагается на пересечении улицы Ленина и бульвара им. Тягливого по адресу г. Волгодонск ул. Ленина 55.

  4. Автор памятника Е.Е. Дердиященко Материал – бронза, камень. Текст мемориальной доски: «Тягливому Александру Егоровичу в знак глубокого уважения и за большие заслуги в развитии и становлении города» Памятник включает в себя мемориальную доску и бюст Тягливого А.Е.

  5. Источник сведений о памятнике – газеты Волгодонска, материалы интернета.

  6. Памятник находится в хорошем состоянии, реставрация не проводилась.

  7. Памятник охраняется администрацией города Волгодонска в соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования «Город Волгодонск»

  8. Памятник используется в качестве объекта показа в обзорных экскурсиях

  9. Дата составления карточки 03.05.2011

  1. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину

  2. Памятник основан в 1972 году в память о великом поэте.

  3. Памятник располагается по адресу г.Волгодонск (Ростовская обл.), пер. Пушкина, сквер.

  4. Каменная стела, бюст, медь. Скульптор — Поляков В. П., архитектор — Лазарев А. Г.

  5. Источник сведений о памятнике – литература (А. Д. Гдалин, Г. А. Дровенников, И. Л. Попелюхер «Памятники А. С. Пушкину»

  6. Памятник в хорошем состоянии. В данный момент в мае 2011 года проходит реставрация территории прилежащей к памятнику.

  7. Памятник охраняется администрацией города Волгодонска в соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования «Город Волгодонск» Номер и дата документа о принятии на охрану: Реш-е № 301 от 18.11.92 г.

  8. Памятник используется в качестве объекта показа в обзорных экскурсиях.

  9. Дата составления карточки 03.05.2011

1) Памятник «Речник и рабочий»

2) Установлен в честь строителей Волго-Донского канала

3) Находится в г. Волгодонске, площадь Ленина. Адрес: ул. Ленина 1

4) Памятник состоит из двух каменных скульптур — речника и рабочего. Установлен в 1951 году.

5) Источник сведений о памятнике – устные предания, ресурсы интернета.

6) Памятник находится в плохом состоянии и нуждается в реставрации.

7) Памятник охраняется администрацией города Волгодонска в соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования «Город Волгодонск» Номер и дата документа о принятии на охрану: Реш-е № 301 от 18.11.92 г.

8) Памятник используется в качестве объекта показа в обзорных экскурсиях.

9) Дата составления карточки 03.05.2011

  1. Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

  2. Памятник установлен в 1972 году.

  3. Памятник расположен на перекрестке пер. Лермонтова и ул. Ленина,сквер.

  4. Автор Василий Поляков. Дата установки 1972 год. Бюст изготовлен из бронзы. На небольшой мемориальной доске имя поэта.

  5. Источник сведений о памятнике – материалы интернета.

  6. Памятник нуждается в ремонте. Реставрация не проводилась.

  7. Памятник охраняется администрацией города Волгодонска в соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования «Город Волгодонск» Номер и дата документа о принятии на охрану: Реш-е № 301 от 18.11.92 г.

  8. Памятник используется в качестве объекта показа в обзорных экскурсиях

  9. Дата составления карточки 05.05.2011

  1. Памятник Гагарину Юрию Алексеевичу.

  2. Памятник установлен в честь первого полета человека в космос 12 апреля 1962 г.

  3. Памятник находится на площади Гагарина по адресу: ул. Ленина 30.

  4. Автор памятника Павел Кочетков. Каменный бюст. Установлен 12 апреля 1972 года. На мемориальной доске имя великого летчика – космонавта.

  5. Источник сведений о памятнике — газета Волго-Донской край 2009г. из архивных данных Центральной библиотеки города Волгодонска.

  6. Памятник находится в хорошем состоянии.

  7. Памятник охраняется администрацией города Волгодонска в соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования «Город Волгодонск» Номер и дата документа о принятии на охрану: Реш-е № 301 от 18.11.92 г.

  8. Памятник используется в качестве объекта показа в обзорных экскурсиях

  9. Дата составления карточки 05.05.2011

  1. Памятник Платову Матвею Ивановичу.

  2. Памятник установлен в честь победы в войне 1812 года.

  3. Памятник находится на перекрестке ул. Ленина и пер. 50 лет СССР. Адрес ул. Ленина 82 или 50 лет СССР 25.

  4. Памятник установлен 17 авг. 2007 года. Автор Е. Дердиященко. Медный бюст. Надпись на мемориальной доске: « За Веру, Дон, Отечество. Платову Матвею Ивановичу. Атаману Войска Донского, герою отечественной войны 1812 года. С почитанием от казаков».

  5. Источник сведений о памятнике – газета Вечерний Волгодонск 23 августа 2007г. №165 4100 из архивов Центральной библиотеки г. Волгодонска.

  6. Памятник находится в удовлетворительном состоянии.

  7. Памятник охраняется администрацией города Волгодонска в соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования «Город Волгодонск» Номер и дата документа о принятии на охрану: Реш-е № 301 от 18.11.92 г.

  8. Памятник используется в качестве объекта показа в обзорных экскурсиях

  9. Дата составления карточки 05.05.2011

  1. Памятник Ревенко Михаилу Владимировичу, полковнику, герою России.

  2. Установлен Ревенко М.В. за заслуги перед Отечеством.

  3. Памятник находится перед школой №7 г. Волгодонска по адресу: Ростовская область, Волгодонск, ул. Ленина,29.

  4. Автор памятника – Е. Дердиященко. Установлен 20 ноября 2008г. Бюст, медь. Надпись на мемориальной доске: «Ревенко Михаил Владимирович. Полковник, герой России. Погиб при исполнении служебного долга в северо-кавказском регионе 15. 03. 2000»

  5. Источник сведений о памятнике – газета газета Волго-Доской край 2008г. №47(531) из архивов Центральной библиотеки г. Волгодонска.

  6. Памятник находится в хорошем состоянии.

  7. Памятник охраняется администрацией города Волгодонска в соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования «Город Волгодонск» Номер и дата документа о принятии на охрану: Реш-е № 301 от 18.11.92 г.

  8. Памятник используется в качестве объекта показа в обзорных экскурсиях

  9. Дата составления карточки 05.05.2011

1) Памятник «Слава героям фронта и тыла». Стела Победы.

2) Установлен в память о героях великой отечественной войны 1941-1945гг.

3) Памятник находится на площади Победы по адресу: ул. Ленина 52а

4) Памятник был сооружен в 1965 году. Изготовлен из камня, обшит бронзовыми пластинами. Наличие скульптурных композиций – лица героев фронта и тыла. Две мемориальных доски: « Слава героям фронта» и «Слава героям тыла».

5) Источник сведений о памятнике – данные интернета, устные предания.

6) Памятник находится в хорошем состоянии. Последний раз был реконструирован в 2000 году (обшит бронзовыми пластинами) к 55-летию великой победы. В 2010 году была реконструирована прилежащая к памятнику территория – площадь «Победы».

7) Памятник охраняется администрацией города Волгодонска в соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования «Город Волгодонск» Номер и дата документа о принятии на охрану: Реш-е № 301 от 18.11.92 г.

8) Памятник используется в качестве объекта показа в обзорных экскурсиях. 9) Дата составления карточки 05.05.2011

Приложение Б

экскурсовод портфель наглядный пособие

Портфель экскурсовода к экскурсии «Мой родной город»

Рис. Б1 — Герб Волгодонска

Рис. Б2 — Фонтан в ПКиО «Юность»

Рис. Б3 — Храм Рождества Христова в новом городе

КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»

КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф – друзей А. С. Пушкина – при проведении экскурсии по «Пушкинскому кольцу Верхневолжья»).

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т.д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для «портфеля» экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Комплектование семей фазанов

Комплектование семей фазанов
Перед наступлением гнездового сезона вольер дезинфицируют хлорной известью, белят снаружи краской, тщательно убирают и заселяют птицами не ранее чем через 4–5 суток. Перед самым заселением внутри вольера ставят вертикально несколько

3.2. ЛИЧНОСТЬ ЭКСКУРСОВОДА

3.2. ЛИЧНОСТЬ ЭКСКУРСОВОДА
Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:1. Устойчивость свойств личности.2. Единство личности как

3.4. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЭКСКУРСОВОДА

3.4. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЭКСКУРСОВОДА
Основу профессионального мастерства экскурсовода составляют его умения и навыки. «Умения – освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»[57].Для формирования

3.5. РЕЧЬ ЭКСКУРСОВОДА

3.5. РЕЧЬ ЭКСКУРСОВОДА
Восприятие экскурсионной темы построено на звуковом и изобразительном ряде. Источником звукового ряда является экскурсовод, его речь. По отношению к экскурсантам он может выступать с позиций:– информатора, который сообщает знания группе людей,

В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста – заведующего методическим кабинетом бюро – изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.

Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В “портфель экскурсовода” могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.

По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.

Карточку следует заполнять по следующему образцу:

Карточка экскурсионного объекта

Наименование экскурсионного объекта.

Местонахождение, адрес.

Время возникновения, открытия, сооружения.

Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).

Внешние признаки: стиль, характеристика.

Назначение и использование.

Краткая история объекта. Его современная характеристика.

Прогнозируемые изменения.

Литература, использованная при составлении карточки.

Фамилия, имя, отчество составителя, его должность [3, c.141].

Желательно приложить к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения.

Экскурсоводы могут иметь личные карточки объектов, куда заносятся основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.

Составление методической разработки экскурсии

Завершает подготовку экскурсии составление методической разработки – основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсии по данной теме и служит руководством для экскурсовода. Она составляется методистами и экскурсоводами экскурсионного бюро на каждую экскурсионную тему. В ходе последующего изучения экскурсионной темы по мере появления новых фактических и научных данных, накопления опыта проведения экскурсий по данной теме в методическую разработку вносятся изменения и дополнения.

Методическая разработка определяет тему, цель экскурсии, маршрут и объекты, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также время экскурсии, исходя из которого производится оплата труда экскурсовода.

Объем методической разработки зависит от темы и продолжительности экскурсий. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц машинописного текста.

В структуру методической разработки экскурсии входят следующие разделы: описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижения от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания.

Методическую разработку рекомендуется составлять по следующей схеме [9, c.182]:

Маршрут экскурсии

Остановки

Объекты показа

Продолжительность экскурсии

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационные указания

Методические указания

В графе “Методические указания” приводятся рекомендации о том, с каких точек и в какое время лучше всего показывать экскурсионные объекты, каковы должны быть последовательность и характер их анализа, какие методические приемы, способы показа объектов и изложения материала следует применять (приемы реконструкции, локализации событий, сравнения, заданий, литературного монтажа, передвижение экскурсионной группы в ходе показа объекта и т. д.), излагаются различные варианты логических переходов, показа и содержания рассказа в зависимости от характера экскурсионной группы, а также даются советы об использовании наглядных пособий и т. д.

Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Ее предваряет титульный лист, на котором следует указать:

– наименование экскурсионного бюро;

– наименование темы экскурсии;

– вид экскурсии (пешеходная, автобусная, теплоходная, комбинированная и т. д.);

– продолжительность экскурсии (в академических и астрономических часах);

– состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия;

– фамилии составителей методической разработки;

– дату утверждения документа.

В случае необходимости методическая разработка может быть обсуждена на методическом совете бюро. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя экскурсионного учреждения.

Добавить комментарий