Как составить портфолио фото

Как создать портфолио фотографа

Как сделать портфолио фотографа? Рекомендации, где презентовать, примеры работ

24 сентября 2022

Время прочтения — 8

Содержание

  • Что такое портфолио фотографа?

  • Как составить портфолио фотографа?

  • Как выглядит портфолио фотографа?

  • Советы начинающим

  • Примеры сильных портфолио

Что такое портфолио фотографа?

Портфолио – это собрание работ фотографа, предназначенное для демонстрации потенциальным клиентам. Оно должно отображать уровень мастерства фотографа, стили и жанры, в которых он работает.

Портфолио можно назвать «визитной карточкой», потому что преобладающее большинство людей выбирают фотографа по его работам. Поэтому важно знать, как оформить портфолио фотографа.

Преимущества и задачи портфолио

Портфолио говорит о фотографе красноречивее любых слов. Можно долго рассказывать клиентам о том, как вы умеете снимать и с кем уже работали. Но эффективнее – показать. Заказчик идет к вам за фотографиями, ему важно знать, какой результат от работы с вами он получит.

Портфолио помогает найти заказчиков, верно позиционировать себя в социальных сетях, продемонстрировать ваши умения и подход к фотографии.

Как составить портфолио фотографа?

Нельзя сделать портфолио фотографа, просто собрав все лучшие фотографии в одну папку. Добавлять вообще все работы в портфолио тоже не стоит – это частая ошибка начинающих фотохудожников. Так как же сделать портфолио, которое привлечет заказчиков?

Разберем важные пункты для его составления.

Изучение ЦА

Проанализируйте свою целевую аудиторию. Кто чаще всего обращается к вам за фотосессиями, в каких жанрах? Учитывайте пол, возраст, социальный статус, профессию. Это общие данные, которых в большинстве случаев достаточно для того, чтобы составить портрет клиента.

Но если вы снимаете в более узкой отрасли, может понадобиться и другая информация: национальные традиции, эмоциональное состояние, рацион, отношение к определенным продуктам и многое другое.

Совет: если вы в самом начале пути в профессии фотографа и еще не понимаете, кто ваша ЦА, то попробуйте составить портрет клиента, с которым вы хотели бы работать. Ориентируйтесь на него, как на целевую аудиторию.

Зачем это нужно? Чтобы работать на своих клиентов, а не на зрителей. Если вы решили зарабатывать фотографией, важно разделять понятия «‎потенциальный клиент» и «‎зритель».

Потенциальный клиент заинтересован в вас, как в специалисте. Он рассматривает ваши работы и конкурентов не из праздного любопытства, а для того, чтобы выбрать, у кого заказать съемку.

Возможно, фотографироваться он собирается не прямо сейчас и не сразу обратится к вам за фотосессией. Но, когда она понадобится, придет к вам.

Зрителей легко представить как людей в зале любого ток-шоу. Одни заходят просто посмотреть, другим хочется обсудить или осудить, третьим нравятся ваши работы, но они всё равно не будут покупать.

Поэтому ориентироваться на зрителей, составляя портфолио – не выгодная затея.

Покажите в портфолио своей целевой аудитории то, что она будет готова купить. Например, вы специализируетесь на съемке лав стори. Добавьте в портфолио свои лучшие работы с таких фотосессий, которые отразят ваш стиль, умение расслабить людей во время съемки и поймать классный момент. Клиент, который ищет мастера лав стори, оценит эти моменты по кадрам. Снимки пейзажей в портфолио ему такой информации не дадут.

онлайн-курсы по фотографии для новичков и профессионалов | Фотошкола Contentography

Ориентируйтесь на свою целевую аудиторию, а не на зрителей

Четкое представление тематики

Портфолио должно отражать, что вы умеете и хотите снимать. Если вы не собираетесь фотографировать ню, то не нужно добавлять кадры этого жанра в портфолио. Если у вас есть классные фото племянника, но вы не хотите снимать детей, то оставьте эти работы для личного архива, не показывайте в качестве примера работ.

Сделайте акцент на идее. Пусть портфолио будет в едином стиле, чтобы заказчик мог сразу понять, какой итог от работы с вами получит.

Все снимки должны быть качественные

В портфолио не должно быть средних работ. Лучше добавить меньше фотографий, но самых сильных. Давайте разберем на примере Ярослава Мирошника из курса «Как сделать имя в мире фотографии».

Как думаете, съемка у какого фотографа стоит дороже?

У того, который снимает так ⬇️ 

Работы фотографа 1

Работы фотографа 1 

Или у фотографа, снявшего эти кадры ⬇️

Работы фотографа 2

Работы фотографа 2

Большинство людей выбирают второй вариант, потому что эти кадры цепляют взгляд, их хочется рассматривать, погрузиться в сюжет. Фотографии из первой подборки нельзя назвать плохими, но они достаточно посредственны.

Но секрет в том, что все эти снимки сделал один и тот же человек.

Этот пример наглядно демонстрирует, как важно добавлять в портфолио свои лучшие работы. От этого зависит впечатление, которые вы произведете на потенциальных клиентов.

Совет: взгляните на свои соцсети оценивающе. Сколько в ленте работ, которыми вы действительно гордитесь? А сколько тех, которые висят просто потому что надо было что-то запостить? Перенесите средние работы в архив, оставив лучшие. В портфолио качество важнее количества.

Пример усиления портфолио

Как можно усилить портфолио, сократив его – пример из курса «Как сделать имя в мире фотографии» Contentography

Самокритика

Старайтесь адекватно оценивать свои работы: не нужно излишне докапываться до недостатков, но и не стоит считать шедевром каждый кадр. Попробуйте посмотреть на свои фото как будто со стороны и добавляйте в портфолио снимки, которые не требуют дополнительного пояснения.

Портфолио не статично, нужна актуальная подборка

Портфолио – это не раз и навсегда. Тренды постоянно меняются, растет ваш уровень мастерства, это необходимо показывать клиентам. Обновляйте портфолио как минимум раз в год, чтобы оно оставалось актуальным и привлекательным.

Частая ошибка – делать из портфолио сборник работ с путем становления в профессии. Оставьте свои новичковые работы и экспериментальные кадры для личного архива, а клиентам показывайте, как круто вы снимаете сейчас.

Для примера: вот фотографии автора курса «Как сделать имя в мире фотографии» Макса Баева.

Работы автора курса «Как сделать имя в мире фотографии» Макса Баева

И это тоже работы Макса Баева, но десятилетней давности. Заказали бы съемку у фотографа с такими кадрами в портфолио в 2022?

Работы Макса Баева 10-летней давности

Совет: старыми снимками можно поделиться в соцсетях, сопроводив это историей вашего профессионального роста. Здесь это уместно, а в портфолио нет.

Количество

20 фотографий для портфолио достаточно, но это не строгое ограничение. Их может быть больше или меньше, главное, не впадать в крайности (не 3 и не 150).

Выберите 30-40 фотографий, которые считаете лучшими. Покажите их друзьям/знакомым, вкусу которых доверяете. Будет здорово, если они похожи на вашу целевую аудиторию.

По отклику знакомых соберите около 20 работ в портфолио.

Разнообразное

Покажите в портфолио всё, что умеете и хотите снимать. Подбирайте кадры с разными планами, а не однотипные.

Снимаете людей? Добавьте в портфолио крупные портреты, фото в полный рост, творческие кадры со смазами – всё, что вы фотографируете в рамках жанра.  

Как выглядит портфолио фотографа?

Глобально портфолио фотографа можно разделить на 2 вида: печатное и цифровое.

Цифровое портфолио

Удобный бюджетный вариант. Потенциальные клиенты в любое время могут увидеть ваши работы в интернете, вы не зависите от географии. Пожалуй, единственный недостаток – это техническое несовершенство устройств. Ваши работы могут быть гениальными, но неоткалиброванный монитор ноутбука или экран смартфона с малым разрешением легко искажает цвет, а соцсети съедают качество фото.

Где можно разместить цифровое портфолио:

Персональный сайт

Иконка

Преимущества: Свобода действий и оформления – располагаете прайс, блоки о себе и примеры работ так, как хочется вам, управляете качеством изображения. Не нужно регистрироваться на сторонних сайтах и следовать правилам сообществ.

Иконка

Недостатки: Долго и дорого – проект нужно сначала разработать с командой профессионалов, если не умеете сами писать сайты, а затем постоянно поддерживать и модерировать.

Социальные сети

Иконка

Преимущества: быстро и бесплатно

Иконка

Недостатки: Зависимость от правил соцсетей (например, фотографы жанра ню часто попадают в блок за откровенные кадры), вероятность блокировки соцсети по внешним причинам, искажение цветопередачи.

Фотосайты

Иконка

Преимущества: Клиенты доверяют фотосайтам. Цвета кадров на таких ресурсах не искажаются, а детализация не падает.

Иконка

Недостатки: Зависимость от платформы, как и в случае с соцсетями.

Топ-5 сайтов для создания онлайн портфолио фотографа

Wfolio

Иконка

Плюсы: удобный интерфейс, интересные шаблоны оформления страницы, конкурентоспособная стоимость, сайт предоставляет диск для облачного хранения фото, хорошая техническая поддержка.

Иконка

Минусы: большинство отзывов в сети говорят, что минусов нет никаких, единственное пожелание – добавить еще шаблонов.

PhotoShelter

Иконка

Плюсы: простота использования, безопасность, возможность смотреть статистику посещений, функциональность электронной коммерции, собственные облачные хранилища.

Иконка

Минусы: ограничения функционала в бесплатной пробной версии, мало шаблонов.

Orosso

Иконка

Плюсы: понятный интерфейс, бесплатный пробный период 14 дней.

Иконка

Минусы: небольшое разнообразие шаблонов.

Zenfolio

Иконка

Плюсы: доступный нишевой конструктор, многофункциональный, шаблоны адаптированы для мобильных устройств.

Иконка

Минусы: отсутствует бесплатная версия, мало шаблонов.

Отпечатанное портфолио

Традиционный вариант портфолио предоставляется в печатном виде. С отпечатками удобно приходить на живую встречу с заказчиком, обычно их демонстрируют представителям журналов или агентств, чтобы те могли в полной мере оценить качество работ. Отпечатанное портфолио можно составить в двух форматах:

  • Печатные фото, собранные в папку или альбом
  • Фотокниги

Важно, чтобы оформление такого портфолио было солидным, но не вычурным. Содержание не должно проигрывать обложке.

Советы начинающим

Как собрать портфолио фотографу и с чего лучше начать? Давайте разбираться.

Выработайте свой стиль

  1. Соберите в папку свои фотографии, которыми вы гордитесь.
  2. Пройдитесь по просторам интернета: сайтам известных фотографов, фотостокам, даже скриншотам из кино. Выберите из них те, которые вам больше всего нравятся и которые хочется повторить.
  3. Сравните свои лучшие работы из пункта 1 с выбранными в пункте 2. Проанализируйте, чем они схожи и чем отличаются. Обращайте внимание на композицию, свет, цвет, локацию, сюжет и кадрирование. Выделите приемы и особенности, которых не хватает на ваших кадрах. Обращайте внимание на наиболее частые сочетания цветов, взаимодействия людей в кадре, эмоции, образ модели и места съемок. Так вы поймете, какой стиль ближе вам.
  4. Начните снимать, ориентируясь на выбранные референсы.

Совет: в начале творческого пути может возникнуть желание пробовать все возможные стили и жанры. Не ограничивайте себя в этом – снимайте, чтобы найти то, что больше всего вам подходит. Но в портфолио собирайте работы одного стиля.

Вести соцсети недостаточно

Соцсети – это удобный инструмент для демонстрации работ, коммуникации с аудиторией и построения личного бренда. Но лучше, когда у вас есть именно сайт-портфолио, на который можно ссылаться, общаясь с клиентом.

На сайт может перейти любой пользователь сети, а вот в соцсетях может потребоваться регистрация, включение VPN, поиск необходимого хайлайта или любое другое действие, которое человек может полениться или просто не захотеть сделать.

онлайн-курсы по фотографии для новичков и профессионалов | Фотошкола Contentography

Давайте клиенту прямую ссылку на портфолио

Экологичное взаимодействие с критикой

Адекватная критика помогает нам расти профессионально. Поэтому не пренебрегайте мастер-классами, профессиональными portfolio review и советами более опытных коллег. Просите указывать на недочеты и спрашивайте способы их исправления.

Cобрать подборки во всех других жанрах

Сделайте портфолио структурированным, разбейте его по жанрам. Но не забывайте, что добавлять можно только те жанры, в которых вы готовы снимать. Если вы просто экспериментировали в них – оставьте для личного архива.

Жанры должны гармонично сочетаться

Не стоит добавлять в портфолио противоречивые жанры, которые могут отпугнуть клиента. Например, совершенно не сочетаются в одном портфолио фото с детских съемок и кадры ню.

Контролируйте процесс съемки

Сопровождайте фото текстом. Не нужно подписывать каждый кадр в портфолио, но в соцсетях или на отдельной странице сайта стоит написать о вашем подходе к съемкам.

Если не дать потенциальному клиенту полную информацию, он начнет додумывать ее сам. Поэтому лучше сразу рассказать о съемке у вас по максимуму.

Примеры сильных портфолио

Юлия Бородина @jb_eliara

Портфолио Юлии Бородиной

Макс Баев, @baevmaxim

Портфолио Макса Баева

Слава Новиков, @slav_no

Портфолио Славы Новикова

Примеры сильных портфолио

Другие примеры хороших портфолио в инстаграм:

Примеры других сильных портфолио

Правильно составленное портфолио – один из важнейших факторов успеха в профессии. Чтобы занять уверенную позицию в индустрии, нужно не только талантливо снимать, но и уметь грамотно себя подать. Научиться этому можно на курсе «Как сделать имя в мире фотографии».

Развивайте личный бренд и составьте пошаговую стратегию достижения поставленных целей в фотографии вместе с командой профессионалов Contentography.

Желаем успеха!

Портфолио фотографа — мир автора.

Портфолио бизнесмена — трудовая книжка.

/2017/

Подробное руководство для фотографов, которые хотят составить свое портфолио грамотно и самостоятельно. В основе заметки: базовые знания, частные случаи, мелкие отличия, которые необходимо учитывать, если работаешь с заказчиком. Свободные фотографы тоже найдут для себя полезную информацию, потому-что базовые принципы не зависят от жанра, географии и других, внешних отличий. Признаться, по мере развития в профессии, я все меньше замечаю, что роль портфолио дизайнера или архитектора, к примеру, чем-то отличается от фотографа и это неудивительно, как и то, что авторов, как и профессии, отличает специфика, которую кто-то игнорирует, и создает штамп, а другой подмечает, и находит своего зрителя.

Переучивать никого не стремлюсь, но и вводить в заблуждение не стану. В составлении или в обновлении портфолио нет приемов, но есть метод, который нужно освоить раз, и далее идти самостоятельно, как веришь и чувствуешь: свое творчество, своего зрителя. Прошу заметить, что портфолио:

  1. Это не собрание технически-верных работ, а подборка работ автора, которые едины по стилю и тематике, авторскому взгляду.
  2. Может быть составлено как из самых новых работ, так и старых, потому-что истинная, самая ценная фотография, — всегда вне времени.

С помощью портфолио, фотограф решает задачи:

  1. Создание единого визуального ряда, демонстрация повествования.
  2. Поиск своего зрителя и привлечение внимания к своему творчеству.

Составление портфолио — не безумный эмоциональный порыв, по принципу «как у всех, так и у меня», а осмысленное решение — создать инструмент, который поможет уйти от массы, и донести свое послание до аудитории, с которой у автора общие взгляды на жизнь и ценности, которые отражены в портфолио; именно поэтому, я считаю, что составление портфолио — не прихоть, и не процесс, «оставленный на завтра», а первостепенная задача, которую фотограф, если он прочитает эти строки, должен решить в первую очередь, потому-что:

  • Портфолио экономит время фотографа.
  • Портфолио демонстрирует навыки и опыт автора.
  • Портфолио обогащает фотографа, если он его обновляет.

Фототехника вторична, портфолио — вот главный актив фотографа.

Оглавление

Базовые знания — объем текста. Конечно, постараюсь писать сжато, где это возможно, но все же, для удобства, составлю перечень глав:

  • Общие рекомендации по составлению портфолио
    • Составление
      • Изучение ЦА
      • Отбор снимков
      • Подбор формата
      • Выбор оформления
    • Обновление
      • Как часто обновлять портфолио
      • Как отбирать снимки для обновлений
  • Вместо заключения

Оглавление поможет быстрее найти ответ на вопрос, а если такого не случится — есть другая заметка, в которой я отвечаю на часто задаваемые вопросы (которые приходят на почту, или в личные сообщения Вконтакте).

Общие рекомендации по составлению портфолио

Первое, на что я хотел бы обратить внимание читателя, — самокритичность. Только трезвый, отстраненный взгляд на свое творчество, поможет составить портфолио, которое понравится, привлечет внимание зрителя. Понимаю, сложно. Но первое впечатление можно произвести (и не надо удивляться) только один раз. Необходимо исключить случайные работы: проходные и те, которые пробуждают наши воспоминания, которых лишен зритель. Если этого не сделать, то можно самостоятельно убедиться в том, что терпение человека заканчивается быстрее, чем нам кажется.

Второе, что необходимо запомнить, портфолио — не статичный продукт. Как бы гениально и, не исключаю, профессионально не было оформлено портфолио, однажды придется все вновь собирать заново, потому-что взрослеет творчество, меняется клиент, или место жительства, и тех работ, которые раньше гарантировали сотрудничество, уже недостаточно, чтобы заказчик, его взгляд и мысли, могли понять фотографа. Отсюда следует и другой совет, комбинируйте и постоянно пересматривайте портфолио, и если вам перестал нравится кадр — уберите его; не бойтесь лаконичных серий, бойтесь скучных.

portfolio-fotografa-sostavlenie

Составление

Если у вас нет портфолио — вам нечего продавать.

/2015/

С какими мыслями подойти к составлению портфолио? Портфолио — инструмент фотографа и без него нельзя найти клиента? Нет, хотя они и полезны, но лучше задуматься о другом — в какой последовательности работать над портфолио, кто первым увидит его, какие ощущения, мысли и желания должны пробудиться в человеке, с которым фотограф хотел бы работать. Во многих руководствах по составлению портфолио, видна общая проблема — они призывают к тому, чтобы автор отобрал лучшие снимки и презентовал. Я же предлагаю поступить немного иначе: подумать, определиться, произвести отбор, снова подумать, оформить и показать.

Создание портфолио — время, силы, финансовые издержки. Именно поэтому, я предлагаю не торопиться, и составлять с учетом зрителя, а не своих возможностей, которые будут расти:

  • Освоить технические навыки — время, а его достаточно.
  • Отснять недостающие кадры — желание, которое появится, если занят свои делом.

Важнее другое: тематика, которая объединит работы; стиль, пусть и самобытный. Чтобы вам, да и мне, было легче, опишу последовательность:

  • Изучение ЦА
  • Отбор снимков
  • Подбор формата
  • Выбор оформления

А теперь рассмотрим все этапы.

Изучение целевой аудитории

Хорошее портфолио не у всех вызывает восторг и это нормально, потому-что среди зрителей, и это тоже нормально, не так много наших клиентов:

  • Одним нравится смотреть.
  • Другим — обсуждать или осуждать.
  • Есть и третьи — им нравится, но они не купят.

Поэтому нужно искать тех, кто поймет наши работы и скажет: «Это мое! Скажите, когда у вас будет время, чтобы мы смогли обсудить условия сотрудничества?» Портфолио должно убрать зрителя из информационного поля фотографа и привлечь заказчика. Как это сделать? Сначала изучить все действующие лица, но первым делом — составить портрет своего клиента.

Необходимо учитывать возраст, профессию, социальный статус, если важно — материальные и эмоциональные данные; увлечения, привычки, проблемы и желания (иногда скрытые, когда и сам заказчик в них не сознается); иногда приходится учитывать внешность, рацион, музыку и косметику (отношение к ней), предпочитаемый гардероб, способ передвижения; праздники, семейные и национальные традиции. Критериев много, но они, как конструктор, помогают не только составить портрет ЦА, но и верно подобрать количество, тематику, стиль, оформление (о котором не стоит забывать) своего портфолио.

Отбор снимков

Свой сегмент рынка выбрали, главные действующие лица обозначили, пора отбирать снимки, но какие и сколько? Единого мнения нет, но есть важные замечания:

  • Качество. Стабильность в работах говорит об уровне — первое, что нужно учитывать при отборе. Правило, что важны первые и последние 2 фотографии — ошибочное, как и то, что посередине можно замешать слабые работы, для количества. Все фотографии должны быть едины по техническому исполнению, или по стилю (не стилизация). Где-то я давно услышал, что одна плохая работа перевесит 100 хороших; социальные сети, вроде ВКонтакте и Instagram, в этом убедили. Снимки обязаны задерживать внимание, вызывать отклик в сердце зрителя; проходные работы нельзя показывать.
  • Количество. Оптимальное количество фотографий — 20. Но «отсев» лучше начинать, когда в руках 100, или больше. Самостоятельно выберите 30-40 лучших фотографий, в которых вы уверены, и покажите черновой вариант портфолио знакомым или близким, которые сильны в понимании визуального искусства и схожи с портретом вашей ЦА, и готовы дать отклик на ваше портфолио. Снимки, которые не вызывали эмоций, можно, и нужно, удалить. Если работ будет больше или меньше 20, к примеру, 12 или 21, — то ничего страшного, оптимальное количество — не жесткое правило, а рекомендация.

Когда самостоятельно отбираешь фотографии, важно не думать о цифрах. Важнее другое — в чем потенциальный клиент найдет свое отражение (ведь как известно, мы видим его в работе автора), какой он представит себе душу фотографа. Вопреки коллективному мнению, клиенту нужна уверенность, поэтому он и смотрит портфолио; кому нужна эмоция, тот спрашивает — сколько стоит?

Подбор формата

«Цифровое портфолио или традиционное, оформленные отпечатки?» — вопрос, который мне часто пишут, в электронных письмах, или в личных сообщениях ВК. Понимаю, актуально, но мнение мое неизменно — компромисс. Ищите его. Учитывайте преимущества того или иного решения. Портфолио в интернете — удобно, отпечатки — весомо. Предлагаю комбинировать и находить оптимальные, для себя, сочетания. Мне, к примеру, удобно размещать отпечатки в папке, фотокниги не люблю, и не рассматриваю, совсем; но это удобно для встречи, интернет — сайт (личный выбор), но вариантов существенно больше:

  • Цифровое портфолио
    • Персональный сайт
    • Социальные сети
    • Фотосайты
    • Слайд-шоу
    • Фотоархив
  • Отпечатанное портфолио
    • Отпечатки
    • Отпечатки в паспарту
    • Фотокниги

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого решения.

Цифровое портфолио

Фотографии в электронном виде — отсутствие зависимости от географии, экономия времени, сил и возможность демонстрации портфолио в пассивном режиме, поскольку оно доступно, и работает на автора, круглые сутки. Но есть проблема — технология. Все устройства разные, а их экраны, в большинстве своем, не проходят колориметрическую настройку, и что самое для нас неприятное, фотография в электронном виде — свечение на экране, тогда как отпечатки и фотокниги — отраженный свет, как и вся информация из реального мира. Смиряемся, читаем и выбираем одно (или несколько) решений для себя, которые дополнят отпечатки.

portfolio-fotografa-personal'nyj-sajt

Персональный сайт

Преимущества:

  • Доверие. Многие не знают как устроен сайт, но они понимают затраты, намерения тех, кто вкладывается в разработку и обновление. При прочих равных, заказчик посмотрит портфолио на сайте, а не в социальных сетях (к примеру).
  • Независимость. От модераторов, их настроения и правил, технических ограничений и, что самое неприятное, юридических подтасовок в пользовательском соглашении. Где-то бывает иначе, но в большинстве случаев: сервис ничем не обязан, фотограф никто.
  • Универсальность. Не нужны аккаунты, регистрации, персональные данные и любые, в какой-то мере полезные, сервисы. Всю необходимую информацию: контакты и прайс-листы, часто задаваемые вопросы и отзывы, можно собрать в одном проекте. Удобно!
  • Управление качеством. Как изображений, чтобы заказчик видел портфолио в наиболее лучшем виде, без серьезных видимых искажений, так и окружающего пространства (в одних проектах нужны комментарии, а в других нет, к примеру).
  • Управление вниманием. Свой проект — свобода действий. Можно реализовать разные схемы подачи материала, чтобы вывести оптимальную последовательность и скорость просмотра портфолио; исключить отвлекающие моменты в интерфейсе.

Недостатки:

  • Долго. Сайт — отдельный проект. Нужно много времени на обсуждение, разработку и, что еще не конец, внедрение; далее тесты, внесение правок, продвижение, постоянный мониторинг и доработки: обновление портфолио, структуры и т. д.
  • Дорого. Создание и поддержка в рабочем состоянии — деньги, если не своими руками — немалые. Придется или учиться (а это время и деньги), либо постоянно оплачивать, содержать на балансе, внештатного сотрудника (что тоже дорого).
  • Ответственно. Сам себе хозяин, но есть ограничение — законодательство РФ.

Персональный сайт, на мой взгляд, — это самый удобный и качественный вариант для своего портфолио в интернете.

portfolio-fotografa-social-media

Социальные сети

Преимущества:

  • Быстро. Полностью настроить аккуант, разместить портфолио и настроить публичную страницу или сообщество, — займет менее часа. Освоиться в рекламном кабинете, без которого присутствие в социальных сетях лишено смысла, еще один-два часа.
  • Бесплатно. Относительно.

Недостатки:

  • Зависимость. От руководства, популярности и ЦА выбранной площадки; настроение и пользовательское соглашение меняются в одностороннем порядке. Фотограф не может изъять все данные, после смены или ухода с площадки (кнопка «удалить» — фикция).
  • Ограничения. Просмотр портфолио доступен без регистрации (если не ограничить сие в настройках), но связаться с фотографом — необходим аккаунт. Опубликовать снимки — легко, но управлять качеством и последовательностью просмотра — невозможно.
  • Недолговечность. Практика блокировки соцмедиа, под тем или иным предлогом, будет усиливаться. Влияние политики и дополненной реальности, приведет к исчезновению, или спаду популярности, отечественных площадок, и блокировке неугодных «иных».

Социальные сети — бесплатная площадка, которую рассматривает каждый фотограф. Один в ней видит возможности, другой — ограничения: неудобную навигацию (длинный путь к цели увеличивает доходы владельцев), искажение цветопередачи (за 10 лет ничего не изменилось в этом вопросе), отсутствие кастомизации (дизайнерские решения можно оставить при себе, их никто не рассматривает); соцмедиа можно рассматривать как самостоятельное решение, так и в качестве рекламного канала, для притока дополнительного трафика на персональный сайт.

portfolio-fotografa-fotosajty

Фотосайты

Преимущества:

  • Статус. Портфолио на PhotoVogue — нелегко, работы отбирают редакторы Vogue.It; на MyWed виден облик свадебной фотографии рунета; Behance — объединение талантов, и работодателей, со всего мира. Признание среди коллег формирует доверие клиента.
  • Качество. Цветовой профиль из файла не удаляется, оптимальный размер фотографии, для интернета, не изменяется; цвета не искажаются, детализация не падает. Именно на этих площадках можно, без опасений, разместить свое портфолио.
  • Бесплатно. Приятно.

Недостатки:

  • Зависимость. Стороннее решение — зависимость от его владельцев и фотосайты, увы, не исключение. Сколько продержится издание, как изменится проект и что будет, если, к примеру, новый дизайн вызовет неприязнь среди клиентов фотографа?
  • Однотипность. Изменить верстку, переработать дизайн и внедрить новую технологию, которую подсмотрел у коллеги — не получится; техническая часть скрыта от автора (и во многих ситуациях это хорошо, но все же, ограничение — недостаток).

Фотосайты наиболее близки к обычному сайту — позволяют разместить портфолио автора и, что радует, не испортить изображение. Предоставляют удобную навигацию и демонстрируют мнение профессиональной коллегии: редакторов и фотографов; конечно, это возможный, и во многом спорный, аргумент — общественное мнение, но учитывайте его, если выбираете путь свободного фотографа.

portfolio-fotografa-slajd-shou

Слайд-шоу

Преимущества:

  • Бесплатно. Относительно, потому-что хорошее ПО — деньги. Бесплатные решения — вне Windows, к примеру, Linux, но освоить данную OS — время; подобрать программу — снова время, разобраться в ней… ну вы поняли. Относительное преимущество.
  • Качественно. Единственное ограничение — sRGB (но его фотограф привык учитывать всегда: при печати, публикации в интернете, просмотре на экранах устройств). В ином же, мы ограничены своим опытом или выбором: пережимать иль нет (фото и видео).
  • Управление вниманием. Ограничений нет, кроме фантазии автора. Можно управлять и манипулировать вниманием, и эмоциональным состоянием, зрителя. Пригодится, и не раз, опыт бильдредактора, режиссера, дизайнера, маркетолога и психолога.

Недостатки:

  • Неудобно. Обязательное условие портфолио — обновление; слайд-шоу это исключает, потому-что убрать, добавить или подправить очередность фотографий — равносильно созданию нового проекта. Напоминает карточный домик.
  • Трата времени. Как в прямом смысле — освоить ПО, подобрать сюжет, темп и музыку, так и в переносном — никому не интересно, никто более не смотрит. Ушло время.

Еще лет 10 назад этот способ демонстрации портфолио был удобен, но сейчас, люди не хотят, или не могут, тратить время на просмотр слайд-шоу. Статистика, пользовательский опыт и новая парадигма web-разработки, убеждают нас в этом.

portfolio-fotografa-fotoarhiv

Фотоархив

Преимущества:

  • Отсутствуют. Это не портфолио.

Недостатки:

  • Ошибочное решение.

Отправить снимки по почте, чтобы заказчик оценил уровень работ, — наверное, когда-то был в этом смысл, вот только к портфолио это не имеет никакого отношения. Рассматривать такой вариант демонстрации своих работ нельзя, необходимо учиться отбирать работы и составлять тематические подборки; чтобы оформить их и предоставить зрителю завершенный продукт, а не ворох фрагментов.

Электронное портфолио — часть стратегии интернет-маркетинга, которую фотограф должен, если не сказать обязан, разработать прежде, чем возьмет в руки фотоаппарат (который лежит на полке в магазине); с этой позиции лучше оценить перспективы того или иного решения, и причем не в глобальном, а в более узком направлении — для себя.

Отпечатанное портфолио

Традиционное портфолио, отпечатки в папке или фотокнига — изящное и солидное решение, которое подходит для персональных встреч с заказчиком, поиска наставника и визита к другу по ремеслу, с которым лучше общаться за пределами виртуального мира.

Классическое печатное портфолио, в отличии от электронного, — тактильные ощущения, без которых, иной раз, трудно осознать реальную стоимость произведения. Если фотограф решит работать с агентствами или журналами, то без отпечатков он не сможет заявить о себе.

portfolio-fotografa-otpechatki

Отпечатки

Преимущества:

  • Фотография. Настоящая, искомая. Верно подобрана бумага, условия и метод печати. В руках не полуфабрикат, а завершенный продукт, который экспонирован, зафиксирован, оформлен и упакован.
  • Тактильные ощущения. Без них фотография не остается в памяти надолго. Наши силы на пределе, информационное поле перегружено и держать в памяти еще один снимок — трудно, если не потрогать его руками, не почувствовать вес и фактуру.
  • Видимость в отраженном свете. Традиционное восприятие информации окружающего мира. Этим и ценна традиционная фотография, несмотря на то, что в большинстве своем, современные устройства воспроизводят более широкие цветовые охваты.

Недостатки:

  • Дорого. Конечно, зависит от формата, метода печати и типа бумаги, но в среднем цены от 40-50р до 900р за отпечаток А4. При регулярном обновлении и замене испорченных фотографий, придется раскошелиться на сумму, равную среднебюджетному объективу.
  • Недолговечно. Бумага она и есть бумага. Случайно опрокинул стакан воды, или чашку кофе, все, снимок испорчен, придется заменить. Дополнительные затраты на визит в типографию и печать (растут издержки).
  • Личный контакт. Традиционное портфолио требует, от автора, умения презентовать, во многом — заинтересовать демонстрацией своего продукта. Без коммуникабельности и опыта маркетолога не обойтись. Необходимо дополнительное самообразование.

Традиционные отпечатки, оформленные в папку-альбом, — не пережиток прошлого, а скорее наоборот — базовое портфолио фотографа. Иная, более дорогостоящая и защищенная версия — снимки оформленные по музейным стандартам, рассмотрим их подробно.

portfolio-fotografa-otpechatki-v-paspartu

Отпечатки в паспарту

Преимущества:

  • Долговечность. Картон защищает отпечаток от перегибов и сколов (в случае падений), но это полумера, потому-что главная угроза фотографии — влажность и ультрафиолет, от которых защищает полное оформление (багет и стекло). Выглядит и стоит дорого.
  • Визуальное восприятие. Паспарту — не просто кусок картона, а дополнительный, или, что вернее, художественный элемент, инструмент, с помощью которого довольно легко управлять зрительным восприятием клиента. Главное верно подобрать размер и цвет.
  • Итоговый облик фотографии. Музейный стандарт оформления — 200 лет сохранности отпечатка, и эстетическое удовольствие от просмотра. Идеальный вариант портфолио зрелого автора, владельца фотостудии.

Недостатки:

  • Габариты. Вес и размеры оформленных отпечатков велики, что делает их неудобными, я бы даже сказал — непригодными для встреч вне пространства, где они размещены, и собственная студия — необходимое условие для размещения и показа сего портфолио.
  • Стоимость. Качество стоит дорого, музейное — еще дороже.

Снимки, оформленные в классическое паспарту, дополненное багетом и музейным стеклом, и отмеченное личной печатью автора — дорогостоящий вид портфолио, которое не удобно или, что вернее, непригодно для встреч за пределами фотостудии.

portfolio-fotografa-fotoknigi

Фотокниги

Преимущества:

  • Удобно. Большинство книг упакованы в «боксы», деревянные коробки, которые можно взять на встречу или передать для ознакомления. Формат книги — величина «по-вкусу и требованию», что тоже удобно.
  • Оригинально. Книга, в каком-то смысле, — элемент бренда. Ограничений верстки или типа бумаги нет, существующие стандарты — большая условность, ограничение тех, в ком нет потребности «найти свое».

Недостатки:

  • Коллаж. Фотокнига — не фотоальбом; в ней нет сцены, понимания сюжет — снимок и это плохо; заполняем пространство и создаем визуальный шум, что так можно донести зрителю — не ясно. Фотокниги — это исключительно для серийных съемок.
  • Стоимость. Качественный продукт стоит дорого, упаковка — еще дороже. «Парадокс» в том, что стоимость печати ниже стоимости изготовления; фотограф не платит за вид, его обязанность — раскошелиться на производство. Хотя ему нужно портфолио.
  • Недолговечность. Печать, в большинстве своем, низкого качества, но зачастую, автору об этом неизвестно, потому-что он выбросит книгу гораздо раньше, ведь устарел кадр, как его обновить? Как дополнить портфолио? Правильно, печать по-новой.
  • Неудобный формат. Нельзя обновить, нельзя рассматривать вместе с заказчиком: кадр, даже если он на развороте, невелик, передать его — отнюдь не легкая задача. На стену повесить нельзя, что исключает возможность размещения такого портфолио в студии.

Фотокнига — странное явление. Стоит дорого и выглядит красиво, но свою основную задачу, если быть «придирчивым», выполняет скверно. Конечно, она вмещает большое количество и, что не удивительно, компактна, но то ли это, когда работаешь над фотографией вне времени?

Отпечатанное портфолио — качественно, солидно и долговечно, но есть у него одна общая, и неприятная, по-началу, проблема — куда девать устаревшие фотографии? Электронные фото, файлики на диске, легко удалить, а как быть с печатью? Предлагаю дарить: тем, кто в кадре и тем, кому интересны эти кадры. С фотографа не убудет.

Понимаю, жанры и стили у всех разные, но старайтесь комбинировать разные форматы, виды и версии портфолио; учитывайте портрет вашей целевой аудитории, чтобы не ошибиться или вовремя исключить внимание тех, кто отнимет время, но не оплатит труда. Будут вопросы — пишите письма, постараюсь помочь.

Выбор оформления

Оформление начинается с выбора формата. Оптимальный, для просмотра с рук, 20х30 (А4), и это, естественно, касается отпечатанного портфолио. Базовое оформление — паспарту, но его не везде уместно использовать, в большинстве случаев — папка (из кожзаменителя или кожи) и в ней прозрачные файлы для хранения фотографий. Есть готовые решения (в интернете и за его пределами), но лучше ручная работа, которая не ограничивает полет фантазии; главное — не забыть, что аляповатое оформление — плохо, и не потому-что вокруг невежды — не могут оценить «красоту», просто фотограф должен показывать фотографии, для того и портфолио.

Насчет оформления книг ничего сказать не могу, мне с самого начала они не понравились, и я использую папки, в скором будущем — ручной работы, т. к. появилась возможность и почему бы не уйти от обезличенного формата.

Электронное портфолио не нуждается в оформлении (в том его прелесть) и, скорее наоборот, — требует очистки: в социальных сетях отвлекает реклама; на фотосайтах — лишние кнопки и объявления; персональные сайты мы портим самостоятельно. Вновь посмотрите на снимки и на портрет целевой аудитории, подумайте — что портит впечатление от просмотра снимков и можно ли это исправить; оформление портфолио, как и его составление, — не показать все, что умеешь, а показать то, что хотел бы видеть клиент; то, что хотел бы воспроизвести снова, но уже на более высоком уровне; да, оформление портфолио — демонстрация вкуса.

portfolio-fotografa-obnovlenie

Обновление

Портфолио — не статичный продукт. Фотограф оттачивает навыки, ищет новые решения — в средствах выразительности, и неизбежно приходит к пониманию: «Надо что-то менять!». Вот тут-то и пригодится самокритичность, умение свое черкать (как говорил Ф. М. Достоевский); но просто удалить «старое», чтобы дать дорогу «новому» — ошибка. «Дата изготовления» — не критерий отбора; фотограф должен понять — каких снимков не хватает в его портфолио, и что изменится в его работе, если внести «правки».

Как часто обновлять портфолио

Мнений много, но я считаю, что составлять портфолио необходимо раз и на долгие годы. Нет, я не против мелких правок, но если актуальность портфолио стремительно падает, к примеру, от сезона к сезону, то лучше составить портфолио заново (и хорошо его разрекламировать). В списке ниже, перечислю все мысли по данному вопросу:

  • Частота обновлений — показатель стабильности, завершенности портфолио. Если нет, или почти нет, дня без правок, то портфолио составлено для широкой аудитории, и его цель проста — увеличение охвата. Цена его невысока, ценность отсутствует.
  • График обновлений — ошибочное явление в жизни фотографа. Появился ценный кадр и ему нашлось место в портфолио — хорошо; нет — повод трудиться дальше. Снимок в портфолио — не фиксированный результат, а доля везения.
  • Обновление портфолио — работа над качеством, а не количеством. Иногда, и ничего в этом страшного нет, добавляешь один кадр и убираешь три, портфолио уменьшается и появляются пустые файлы (речь о печати), но общая картина проясняется. Вот и цена.

Грамотные обновления выделяют «костяк», основу, — фотографии вне времени; показывают, притягивают внимание, подтверждают достижения, навыки и опыт автора. Такие фотографии приводят «своего зрителя», заказчика, которому нужен автор, а не его ценник.

Как отбирать снимки для обновлений

Мнение не догма, но может кому-то пригодится:

  • Игнорируйте моду, сезонные тренды. Сезон того… сезон этого… глупости и Instagram своими руками. Учитывайте ценности (не материальные) своего клиента и публикуйте фотографии вне времени, в которых: вы уверены, а заказчик — нашел себя.
  • Долговечность — основной критерий. Проходные снимки или кадры-зарисовки — это не то, что проживет годы. Не публикуйте их даже в соцмедиа, приучите себя видеть, и обсуждать только то, что не лишено смысла, ценности (в обход ценника).
  • Размещайте в портфолио снимки, которые успели забыть. Нравится снимок? Спрячьте его от себя на месяц, а лучше — полгода или год, чтобы ушли эмоции, чувства, мысли, с которыми сопряжен этот кадр. Спустя время, кадр интересен — публикуйте, нет — в урну его.

Вместо заключения

Надеюсь, содержание заметки поможет вам составить портфолио и понять, что эпиграф:

Портфолио фотографа — мир автора.

Портфолио бизнесмена — трудовая книжка.

не громкие слова, а кроткая правда.

Дополнено 05.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Портфолио фотографа отражает его художественный вкус, навыки ретуши, умение работать с моделью. Стоит показать разнообразные снимки в жанрах, которые нравятся вам. Почему — расскажем далее. Разберём структуру и правила оформления и подскажем, где искать клиентов в интернете.

Шаг 1. Определитесь с видом портфолио 

Завести сайт или профиль в соцсетях следует в любом случае. Представьте: одногруппница порекомендовала подруге вас как фотографа на свадьбу. Съёмка стоит 15 тысяч рублей, договариваться о сотрудничестве до изучения портфолио — покупать кота в мешке. Можно встретиться в кафе, но стоит ли тратить время? Вместо этого потенциальный клиент может зайти на страничку фотографа и пробежаться по работам. 

Посмотрим, какие есть форматы портфолио и когда какой понадобится

Печатное

Пригодится на очном собеседовании или на встрече с клиентом. Можно распечатать фотографии по отдельности и собрать в папку с файлами. Поддерживать актуальность проще – вынул старые снимки, добавил новые. Но сам формат устарел и смотрится несолидно. 

Иное дело — фотобук в твердом переплете. При его оформлении стоит придерживаться единой цветовой гаммы, использовать до 3 шрифтов и оставлять воздух между фото. Можно взять шаблон в Pixlr или Supa и поиграть с оформлением. 

Как часто обновлять бумажное портфолио — зависит от того, насколько быстро растут ваши скиллы и как меняются предпочтения. 

Хотите работать в другом жанре, подтянули навыки ретуши — соберите новый фотобук / Фото: pinterest.com

Цифровое

Удобно редактировать и обновлять, легко отправить заказчику — достаточно кинуть ссылку или файл. 

  • Соцсети. Регистрируемся «ВКонтакте» или другой соцсети по вашему выбору, заполняем шапку профиля, оставляем контакты и публикуем лучшие фото. В «Клипы» можно выкладывать бэкстейджи и уроки по обработке, в сторис и прямых эфирах — болтать о жизни и отвечать на вопросы подписчиков. Это поможет стать ближе к аудитории и одновременно показать свой профессионализм.
  • Облачное хранилище. Фотографии можно загружать альбомами. Собираем их в одну папку и открываем доступ по ссылке. Можете закрепить её в шапке аккаунта или кидать в личку заказчику. 

По объёму свободного места лидирует «Google.Диск» с 15 ГБ, затем идут «Яндекс.Диск» и «Облако.Mail.ru» с 10 и 8 ГБ соответственно. Пользователям Dropbox бесплатно дают 2 ГБ. Разница по возможностям программ несущественна.

  • Презентация. В формате видео, PDF или ссылкой на сервис — Prezi, Figma, Google Slides. Добавляем анимацию, переходы и музыку на фон. Можно вставить ролики и озвучку.
  • Сайт. Есть универсальные конструкторы — Nethouse, Tilda, ReadyMag, а есть сервисы для фотографов — Vigbo, wfolio. Они содержат типовые шаблоны страниц с галереей и контактами. Можно загружать неограниченное количество файлов, делать рассылки, интеграции и кнопки продаж. У сайта будет уникальный адрес. У Vigbo мобильная версия создается автоматически, а у wfolio есть защита изображений от кражи.

Это главный недостаток цифрового портфолио. Фотографии в интернете легко украсть. Для защиты сайта можно подключить скрипт на запрет копирования, в соцсетях надежда только на водяной знак. 

Сделать подобный сайт в конструкторе можно без навыков программирования. Источник: nikulindaniil.ru

Шаг 2. Соблюдайте структуру 

Портфолио должно отвечать на 5 вопросов:

  • в каких жанрах и где вы работаете;
  • как давно вы занимаетесь съёмками;
  • какие услуги предоставляете: помощь по выбору образа и локации, количество фото с ретушью и т.п.;
  • сколько стоит фотосессия;
  • как с вами связаться. 

Можете перемещать элементы структуры. Например, сделать галерею до блока об авторе. Но если выкинуть эту информацию, посыплются уточняющие вопросы от клиентов. Что лучше — ответить каждому лично или закрепить прайс-лист? 

Посмотрим, как выглядит продающее портфолио фотографа. 

Обложка

Соответствует общему стилю. Пишем имя и фамилию, показываем эффектную работу в миниатюре. На сайте можно встроить слайдер с фотографиями разных жанров. 

Можно показать себя, чтобы люди знали, как выглядит хозяин портфолио  / Фото: behance.net

Если делаете физическую версию, подумайте, какой материал лучше взять. Мягкая обложка легко пачкается и гнется. Твёрдый переплет можно дополнить тиснением и украсить фольгой. 

Об авторе

Содержит фото и краткую биографию. Если у вас большой опыт, можете делать упор на имена и цифры: сотрудничала с тем-то, работаю 10 лет, провела 100 фотосессий. Что писать новичкам:

  • профессиональные ценности. Как строите общение с клиентом, какие мысли хотите донести, как создаёте гармоничные образы;
  • личное. Как поняли, чем вам нравится заниматься, кем или чем вдохновлялись;
  • навыки работы в программах. Какие редакторы используете. Можете ли за доплату смонтировать свадебный фильм или слайд-шоу. 

А можно раскрыть этапы работы / Фото: behance.net

Галерея 

Критерии отбора фото:

  • высокое разрешение;
  • качественная ретушь;
  • позы и композиции разнообразные;
  • при взгляде на модель не чувствуешь напряжение. 

Объединяем материалы по жанрам или дате съёмки/мероприятия. Изображения из одного проекта должны иметь одинаковую или хорошо сочетающуюся обработку. 

Как это выглядит у Юлии Бородиной. Источник: eliara.com

Как составить портфолио фотографа, если не было реальных клиентов:

  • покажите учебные работы и серии «в стол». Придумывайте задания. Например, нужно передать характер города. Это веселые музыканты в переходе и тоскливый пейзаж за окном, симпатичное кафе и бездомный кот у чистенького крыльца;
  • предложите свои услуги знакомым. Бесплатно или за символическую плату;
  • найдите подработку. «ВКонтакте» есть паблики с объявлениями. Вводите «ищу фотографа» и название города. Можете сделать репортаж с волейбольного матча в местном университете или поснимать мастер-класс;
  • участвуйте в конкурсах и челленджах.

Есть международные и российские мероприятия. Взнос не требуется. 

Прайс-лист

Перечисляем составы и различия тарифов: длительность съёмки, количество фото в обработке, помощь по выбору локации, наличие своего визажиста. Указываем стоимость и условия. Например, сколько человек может участвовать в групповой фотосессии. 

На сайте для каждого тарифа делаем кнопку связи и прописываем скидку — если она есть / Фото: behance.net

Контакты и отзывы

Номер телефона, ссылки на соцсети, адрес почты. Внизу можно встроить форму для отправки сообщений и блок с отзывами. 

Шаг 3. Пользуйтесь рекомендациями фотографов 

Предметный фотограф Ксения Большакова советует наполнить портфолио снимками жанра, в котором вы хотите получать заказы. У клиентов есть конкретный запрос. Когда она выставила фото гель-лаков одного бренда, поступили запросы от конкурентов. Ксения рекомендует: «Снимайте для портфолио то, что мечтаете снимать за деньги». 

Подход работает — Ксения открыла свою школу / Источник: kse.bolshakova

Юлия Космо занимается фуд-фотографией и ведет блог в соцсетях. Она считает, что необходимо демонстрировать процессы за кадром: «Важно показать, сколько ты потратил сил, денег, времени и о чем ты думал; выставлять эскизы, бэкстейджи». Подобный контент вовлекает аудиторию в жизнь автора. Это может повысить лояльность и привести к росту числа заказов.

Летающий борщ смотрится… необычно / Источник: julicosmo

Также Юлия отмечает, что сайт можно наполнить учебными материалами. В поисках специалиста человек параллельно интересуется, как подготовиться к съёмкам. Например, ресторатору следует узнать особенности фуд-фото, а потом уже изучать портфолио фотографов.

Шаг 4. Выберите программу для создания портфолио 

Отталкивайтесь от того, какой формат вам удобнее.

PDF Commander  

Формат PDF подходит для печати и отправки в мессенджерах. В программе PDF Commander можно задать нужный размер страниц, проставить нумерацию, добавить фотографии, подписи и красивый автограф. Когда портфолио утратит актуальность, удалите ненужные листы и создайте чистые. В свойствах печати можно выбрать диапазон страниц, изменить масштаб и ориентацию. 

Также доступно создание гиперссылок / Фото: behance.net 

SmartAlbums

Софт для верстки и дизайна фотокниг с бесплатной лицензией на 14 дней. Содержит готовые макеты страниц и позволяет создавать свои. Вы сможете поменять цвет фона, добавить текст, отредактировать яркость изображений или сделать их чёрно-белыми. SmartAlbums распознает лица и перемещает снимки, чтобы избежать обрезки лиц. 

Программу можно использовать для составления фотобуков на заказ. В версию подороже интегрирован облачный сервис. 

Можете просто кинуть ссылку заказчику на согласование / Иллюстрация: Александра Симанова, Фотосклад.Эксперт 

Supa

Создание портфолио фотографа на смартфоне осложняется маленьким размером экрана. Проще взять шаблон или зайти в онлайн-сервис, в котором есть готовые элементы — вбиваешь название в поиск и сразу добавляешь в проект. В Supa встроен фоторедактор с фильтрами, есть хорошие шрифты, вставка фигур, эмодзи, стикеров. Здесь удобно создавать посты для визуальных соцсетей с музыкой и анимацией.

Панель для поиска по стоку находится в меню слева / Иллюстрация: Александра Симанова, Фотосклад.Эксперт 

Проект можно сохранить как картинку, GIF или видео. Для использования премиум-элементов необходимо оформить подписку на месяц или год. 

Google.Диск

Google бесплатно предоставляет 15 ГБ свободного места — больше, чем у аналогов. Можете создать несколько папок в одной и открыть доступ по ссылке. Объекты в корзине удаляются через 30 дней. 

Если делаете фильмы на заказ и не сжимаете файлы перед загрузкой в облако, место быстро закончится. Можете приобрести дополнительное пространство, оформив ежемесячную подписку. Максимальный размер Google Диска — 2 ТБ. 

Google.Презентации

Содержит стандартные темы и макеты слайдов, есть даже образец портфолио фотографа-путешественника. Хотя сервис бесплатный, по набору функций Google.Презентации мало отличаются от PowerPoint. Можно вставить плавные переходы между слайдами, добавить музыку и видео. Есть режим слайд-шоу — демонстрация на весь экран. 

Можете настроить доступ на чтение и отправить ссылку клиенту / Источник: docs.google.com/presentation/ 

Шаг 5. Публикуйте портфолио на специальных платформах 

В топе сайтов для продвижения портфолио находятся SmugMug, PhotoShelter, Flickr. Но эти платформы предназначены для иностранной аудитории, российскому фотографу от них мало проку. Наши пользователи предпочитают искать мастера в соцсетях и через поисковики. Посмотрим, какие русскоязычные сайты Google и «Яндекс» выдают на верхних позициях.

Photlex

Мобильное приложение Photlex можно использовать как сервис для записи. При регистрации нужно заполнить описание, указать виды фотосъёмки и стоимость услуг, загрузить изображения. Можете отвечать на сообщения здесь и оставить ссылки на соцсети. 

У сайта симпатичная верстка и гибкие фильтры / Источник: photlex.ru 

MyWed

На MyWed обитают свадебные фотографы со всех уголков России, однако платформа также рассчитана на другие виды съёмки: love story, беременность, новорожденные, дети, семья и портрет. Профиль стандартный «» пару строчек о себе, контактная информация, примеры работ.

Клиенты могут отправлять заявку на сайте / Источник: mywed.com 

Pinterest

Pinterest — больше, чем сервис для поиска эстетичных картинок. Вы можете создавать доски из своих фотографий. В описании нужно оставить ссылку на сайт, чтобы человек легко нашел контакты.

Также на Pinterest можно найти вдохновение / Источник: pinterest.com

Бонус: тренируйте насмотренность 

Не знаете, как создать портфолио фотографа? Изучите сайты и профили успешных коллег. По галерее можно прикинуть, какая обработка в тренде и как выстраивать композицию, чтобы заказчика устроил результат. 

Юлия Бородина

Юлия работает с профессиональными моделями и обычными людьми. Её кадры украшают обложки журналов, но в описании альбома She is Юлия сделала акцент, что сотрудничает даже с теми, кто ни разу не снимался. 

В галерее преобладают черно-белые фото, а цветные отлично гармонируют с ними / Источник: eliara.com

В соцсетях Юлия публикует серии, делится мыслями и опытом, даёт советы новичкам. Проскальзывают личные фото, менее профессиональные и живые. Юлия осваивает Reels — постит бэкстейджи, своего кота и забавные ролики. 

Даниил Никулин

Снимает свадьбы и мероприятий. Тоже любит чёрно-белую обработку, приглушенные тона. У Димы и Ани из Петербурга получился нежный фотосет.

Сошлось все – свет, декорации, изящные кружева на платье невесты / Источник: nikulindaniil.ru

На сайте альбом мероприятий пуст, зато фото есть в соцсетях. Там можно найти плёночный репортаж с церемонии награждения, отчёт с вечеринки в честь дня рождения. Даниил умеет фотографировать праздничный стол так, что кадры напоминают экранизацию сказок про замки и принцесс. 

Дмитрий Соболев

Специализируется на имиджевой и предметной съёмке. Фотографии Дмитрия продают всё что угодно— гели для душа, пончики, драгоценности. В отдельные вкладки вынесены фотографии для маркетплейсов, онлайн-магазинов, соцсетях. Работы стильные и яркие. Дмитрий мастерски играет со светом и делает эффектную обработку.

А ещё он снимает рекламные ролики / Источник: dimasobolev.com

Как сделать портфолио начинающему фотографу — резюмируем

  • Выбирайте фотографии жанров, в которых вам нравится работать.
  • Даже если вы активно ведете соцсети, лучше создать сайт. Это добавляет вам профессионализма в глазах заказчика.
  • Само по себе печатное портфолио не работает. Либо делаем цифровую копию, либо пользуемся сарафанным радио.
  • Оставьте контактную информацию, иначе клиент вас не найдет.
  • Следите за трендами — они отражают предпочтения аудитории. Старайтесь развиваться, пробуйте новое. 

*принадлежит компании Meta, которую признали экстремистской, запрещен в РФ 

Фото: istockphoto.com
Фото: istockphoto.com

Вы начинающий фотограф и считаете, что для успешного портфолио достаточно собрать лучшие снимки, а там уже заказчик сам разберется и разглядит ваш талант и способности? К сожалению, всё совсем не так просто. Если вы хотите узнать, как составить достойное фотопортфолио, которое привлечет внимание клиентов, то эта статья для вас. Рассказываем, где взять материал, какие изображения лучше отобрать для портфолио и как его оформить.

Где взять снимки для портфолио

Снимайте бесплатно

Чтобы получить работу, нужно портфолио, чтобы сделать его, нужна работа…

Перед тем как начать собирать портфолио, необходимо иметь достаточное количество фотографий, подходящих по тематике и жанру. Маловероятно, что просто так, без примеров ваших работ, клиенты обратят на вас внимание. Поэтому начинать стоит с бесплатных съемок. Если это студийная фотография, воспользуйтесь «сценарием» TFP (Time for print): вы фотографируете модель бесплатно и отдаете ей снимки, тоже для портфолио. Вариант для будущих свадебных фотографов: на торжествах друзей вы можете снимать как второй (запасной) фотограф. Мало кто откажется от дополнительных кадров со своего праздника.

Найдите подработку по специальности

Для концертной съемки чаще всего нужна аккредитация, поэтому начинающим фотографам приходится проявлять изобретательность. Фото: popphoto.com
Для концертной съемки чаще всего нужна аккредитация, поэтому начинающим фотографам приходится проявлять изобретательность. Фото: popphoto.com

Есть жанры съемки, для которых потребуется особый доступ или аккредитация на мероприятия. Например, концертная или репортажная фотография. Но портфолио нужно составлять так или иначе. Чтобы набрать багаж в этой сфере, попробуйте устроиться в небольшие некоммерческие издания, например онлайн-журналы или порталы. Постепенно вы сможете набрать необходимое количество снимков, развить навык съемки в определенном жанре, а заодно и обрасти полезными контактами, которые помогут вам в будущем находить работу.

Делайте серии, участвуйте в челленджах

Природу, архитектуру, предметы вы можете фотографировать для себя. Главное преимущество в том, что для таких снимков не нужны затраты на съемку. Практически все объекты вы можете найти под рукой или во время прогулок, путешествий, а самими съемками заниматься в свободное время. В этих жанрах вы сможете научиться делать серии кадров и создавать собственные проекты. Практика не повредит в любом случае, но помимо нее вы получите большое количество фотографий, которые можно будет включить в портфолио.

Какие фото использовать в портфолио

Покажите свой диапазон

Пример портфолио с разными стилями съемки на сайте фотографа. Фото: photoshelter.com
Пример портфолио с разными стилями съемки на сайте фотографа. Фото: photoshelter.com

В портфолио нужно представить разнообразные снимки. Но обязательно сначала убедитесь в том, что они подходят по стилю и жанру. Например, заказчику, который хочет, чтобы вы снимали свадьбу, не будут интересны фотографии природы и городов. Для такого портфолио лучше всего использовать снимки с мероприятий и парные фотосессии. Но при этом хорошо показать различные форматы: макро, групповые снимки, портреты и т. д. Фотографии, сделанные в разные времена года, здесь тоже будут только плюсом.

Если вы имеете дело с предметной фотографией, сфокусируйтесь именно на ней. Нужно точно понимать, что хочет видеть заказчик, тогда ваше портфолио сможет по-настоящему запомниться.

Не используйте слишком много фотографий

Гигабайты разных фото и огромные альбомы заказчиков не интересуют. Ни у кого нет времени изучать карьеру фотографа с ее начала. Поэтому используйте новые снимки — желательно, сделанные за последний год. Постарайтесь выбрать только самые говорящие. Нескольких фотографий будет достаточно, чтобы показать, что вы умеете. Цените и свое время, и время вашего потенциального клиента.

Идеальное количество снимков для портфолио — это 8–12 штук.

Не берите одинаковые фотографии

Пусть они и получились хорошо, одинаковые или даже схожие фото не несут новой информации. По одному снимку уже понятно, что фотограф умеет работать в жанре, ставить свет или подбирать лучший угол съемки. Включайте в портфолио не то, что нравится вам, а то, что лучше всего вас представляет как профессионального фотографа.

Не используйте снимки, которые нуждаются в пояснении

Портфолио — это не выставка. Каждое фото должно говорить само за себя. Так что здесь не место для абстрактных кадров. Если фотография нуждается в пояснении или дополнительной истории, ее лучше в портфолио не включать. Она будет отвлекать внимание от того, что вы умеете, а это может серьезно повлиять на решение о заключении контракта с вами.

Как разместить фотографии


Пример креативного оформления портфолио. Фото: eugenerichards.com
Пример креативного оформления портфолио. Фото: eugenerichards.com

Расположите кадры грамотно

Портфолио — презентация работ фотографа, поэтому оформление не менее важно, чем сам контент. Можно, конечно, использовать обычную папку с распечатанными фотографиями, упакованными в файлы, но лучше подойти к задаче креативно. Например, создайте фотоальбом или сайт и подберите к каждому кадру фон, составляя подходящую композицию. Это поможет визуально усовершенствовать снимок, хотя для зрителя уловка будет незаметна.

Делайте коллажи

Фотография не всегда просто один кадр. Многие используют коллажи, особенно в портфолио свадебного фотографа. Как правило, они составляются по принципу от общего к частному: одна половина — это общий план, а вторая — элемент. Часто фотографы размещают рядом со снимком свадебной пары фото колец крупным планом. Это прекрасно выглядит и придется по душе многим заказчикам. Такой прием можно использовать и в других жанрах.

Начните и закончите сильно

Как и в публичных выступлениях, в портфолио лучше всего запоминается первая и последняя фотографии. Поэтому постарайтесь подобрать самые впечатляющие и качественные кадры в начало и конец. Будет отлично, если обе фотографии смогут вызвать у зрителя положительный эмоциональный отклик, поскольку именно он будет ассоциироваться в дальнейшем с вашим портфолио. Это незначительный трюк, который, на самом деле, окажется очень полезен.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.

Читать также:

Производитель Olympus пообещал выпуск новых проектов и продуктов осенью 2021 года

Обзор Sigma 35mm f/1.4 DG DN Art: первый взгляд на обновленный светосильный фикс

В Panasonic GH6 добавят гибридный автофокус


Пошаговая инструкция: как фотографу создать первое портфолио

июля 5, 2016

Продолжаем серию статей от нашего клиента и замечательного фотографа Лены Минт. В прошлый раз Лена рассказала, как сделать первые шаги в профессиональной фотографии. Сегодня обсудим первое портфолио: как его создать и на что сделать акцент.

Когда фотограф начинает путь в коммерческую фотографию, у него возникает вопрос: как сделать портфолио особенным, красивым, в едином стиле и запоминающимся. Сейчас много талантливых фотографов, но, чтобы обратить на себя внимание, нужно показать действительно качественный и интересный материал. Ну, а если вы придумаете какую-то фишку, вас это точно выделит.

1. Проводите бесплатные съемки

После того, как вы определились с нишей и выбрали для себя стиль съемки, назначьте несколько бесплатных съемок, желательно в одной и той же студии или в помещении с похожим светом и интерьером. На первом этапе желательно часто снимать бесплатно. Чем чаще, тем лучше.

2. Экономьте при подготовке к съемке

Предложите клиенту оплатить расходы — аренду студии, декорации, если понадобятся, и услуги визажиста. Советую приглашать визажиста бесплатно, ведь им тоже нужны фото для портфолио. Найти визажиста не так сложно, как может показаться. В социальных сетях есть много групп, где начинающие визажисты ищут фотографов и моделей. Размещайте объявления о поиске визажистов в своих группах в социальных сетях и просите подписчиков, чтобы они отмечали знакомых или делали репост. Если не будете просить — не будет вовлечения, попросите — и вам помогут. Проверено!

3. Начните с простых идей

Чтобы не растеряться в многообразии идей, снимайте сначала что-то простое. Постепенно переходите к более сложным задумкам, требующим большей подготовки. Например, простая семейная съемка в одежде нейтральных оттенков, где акцент на эмоциях, ракурсах, а не на образе. Вдохновляйтесь работами коллег, людьми на улице, путешествиями, и к вам придут более сложные идеи, которые интересно воплощать. Тут уже все зависит от вашей фантазии.

4. Контролируйте процесс съемки

Давайте клиенту четкие инструкции по одежде, иначе клиент начнет руководить процессом, и стиль съемки будет уже не тот, что вы изначально представили в голове. У меня на сайте написано все очень подробно, настолько подробно, что у клиента не возникает вопросов, а если и возникают, то это очень короткие переписки, которые совсем не отнимают моего времени. И помните: все проблемы от недостатка информации. Если что-то пошло не так, значит, вы не дали информацию клиенту в полной мере. Клиент сам не догадается и в интернете не насмотрится, ваша работа — максимально четко описать ваше видение съемки для клиента.

На сайте и в соцсетях добавьте рекомендации по подготовке к съемке. Пример — раздел Рекомендации на сайте Лены Минт.

5. Будьте осторожны с яркими цветами

Не снимайте в яркой одежде с принтами и рисунками. Это поможет обратить внимание на самих героев, на ракурсы, позы и эмоции. Яркая и броская одежда интересна при съемке каталогов одежды. Если вы хотите снимать эмоциональные кадры, одежда не должна отвлекать.

6. Проводите работу над ошибками

После того, как вы провели несколько съемок (их должно быть около 10 хотя бы), начинайте работу над ошибками. Подумайте, что бы вы поменяли, обратите внимание на ракурсы, освещение. Смотрите на свои работы, будто это не ваши фото. Спрашивайте у своих героев, что им особенно нравится в фото, именно нравится. Не собирайте вокруг себя критичные отзывы, иначе расстроитесь и вообще забросите фотографию.

Если вы готовы к критике, то спрашивайте мнение у всех. Объясняйте свое желание узнать мнение тем, что вы стремитесь к идеальной для вас и вашего клиента картинке, и будете очень благодарны за советы. Близко к сердцу все замечания не принимайте: некоторые могут быть абсолютно необоснованными. Чтобы действительно понять и разобрать ошибки, собирайте фокус группу из своих друзей, которые наверняка поддержат вас в вашем начинании и смогут в спокойной форме обратить ваше внимание на недостатки.

Когда я начала заниматься фотографией, я была очень чувствительна к критике и мне не хотелось слышать, что всё плохо. Но советы мне были необходимы, поэтому я просила совета у своих знакомых, которые были для меня на тот момент гуру в фотографии. То есть мне было важно именно авторитетное мнение, а не мнение друзей и знакомых, которые и сами были далеки от фотографии. Часто друзья присылали мне примеры фотографий абсолютно других жанров и рекомендовали снимать именно так, как нравилось им. Конечно, я так никогда и не стала снимать, как хотели они, потому что мы все индивидуальны, и вы должны слушать прежде всего себя самого. 

Получить достойную и обоснованную критику своих работ можно на мастер-классах опытных фотографов. Обязательно попросите указать ошибки и способы, которыми их можно исправить или избежать. 

Запомните, портфолио — это ваша витрина. Если вы показываете на витрине пирожки, к вам придут за пирожками, и, скорее всего, не попросят конфет. Я думаю, вы поняли эту аллегорию. Часто встречаются клиенты, которые не понимают, что фотографы бывают разные и выбирать необходимо по его работам в портфолио. Некоторые фотографы используют этот шанс, чтобы получить опыт в съемке, которую он еще не пробовал. Но взяв деньги и не выполнив работу качественно, обвиняют клиента, ведь он видел портфолио. То есть, вы продаете пирожки, а вас попросили конфету и вы вместо того, чтобы сказать, что конфет нет и, скорее всего, не будет, продаете за деньги совершенно другое. Поэтому, если вы хотите снимать то, что еще ни разу не пробовали, но вам интересно, то либо не берите деньги с этого клиента, либо пробуйте подобное с другими. А если из-за денег соглашаетесь снимать то, что вам не близко, то это попросту неправильно. 

Коммерческий фотограф — человек, любящий свою работу всем сердцем и получающий за это награду. Поэтому будьте верны своему стилю и смело развивайтесь в выбранном направлении!


Добавить комментарий