Создание
портфолио ученика
Что
такое портфолио? Это собранные вместе данные обо всём хорошем, чему
научился ребенок, чего он достиг в изучении школьных предметов,
во внеклассной и внешкольной деятельности, в творчестве, спорте,
занятиях музыкой и так далее. Систематизировать эти сведения, красочно
оформить, снабдить фотоматериалом – работа нелегкая.
Таким образом,
портфолио – это собрание документов, фотографий, образцов работ,
иллюстрирующих знания, умения, навыки человека в какой-либо деятельности.
К тому же это сильное средство для усиления мотивации ребенка
в его учебной, общественной деятельности. И этим средством нужно
умело пользоваться.
В начале каждого
учебного года следует определить конкретные цели в разных видах
деятельности ребенка, предусмотреть промежуточные пункты в их достижении.
В портфолио нужно
предусмотреть страницы, посвященные повышению самооценки ребенка. Например,
страничка «Каким меня видят мои друзья» может быть заполнена с помощью
опроса или анкетирования сверстников, что является очень сильным стимулом для
исправления каких-то черт характера, которые осуждаются близкими.
В целом содержание
портфолио ученика должно быть сугубо позитивным. В нем должны
прослеживаться усилия ребенка по достижению поставленных целей, результаты его
самосовершенствования, а также этапы его культурного развития, расширения
кругозора (список прочитанных книг, отчет об экскурсии в музей или
галерею и т. д.). В портфолио каждого ученика должна быть
страничка о занятиях спортом и физкультурой, об участии
в соревнованиях; фотографии, рассказывающие о его победах и
достижениях.
Оформление портфолио
ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной
школе. Ученическая жизнь охватывает 11 лет пребывания ребенка
в школе. Можно предусмотреть портфолио такого объема, чтобы оно вместило
данные обо всех годах школьной жизни. Можно ограничиться годом и собирать
целую библиотеку портфолио – от первого до выпускного класса. Это каждый
классный руководитель решает сам.
Как
выглядит портфолио школьника
Детское портфолио
школьника дает информацию о самом ребенке, его окружении, успеваемости
в школе, участии в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Оно
демонстрирует его успехи в творчестве, спорте, увлечении.
Школа поясняет цель
создания портфолио школьника тем, что в процессе работы ребенок
осмысливает свои первые достижения и возможности, у него появляется стимул
дальнейшего развития способностей. Эта работа поможет ему при переходе
в другую школу и дает в дальнейшем больше шансов при поступлении
в высшее учебное заведение.
Существует 3 вида
портфолио:
·
портфолио документов, содержащее материал
о достижениях в виде сертифицированных документов (табели,
сертификаты, премии, награды);
·
портфолио работ – собрание творческих,
учебных или проектных работ школьника;
·
портфолио отзывов – характеристики,
описывающие отношение ученика к видам деятельности.
Наиболее информативным
и распространенным является комплексное портфолио, включающее все перечисленные
виды.
Оформление
портфолио
Портфолио ученик оформляет
в соответствии с установленной структурой, в папке
с файлами. Ученик имеет право включать в портфолио дополнительные
разделы, материалы, элементы оформления и т. п.
При оформлении должны
соблюдаться следующие требования:
·
систематичность и регулярность ведения портфолио;
·
достоверность сведений;
·
аккуратность и эстетичность оформления;
·
разборчивость при ведении записей;
·
целостность и эстетическая завершенность представленных
материалов;
·
наглядность;
·
наличие оглавления, эпиграфа.
Особых требований по
заполнению портфолио не существует. Самым главным в работе считается
возможность продемонстрировать свои способности. Подходить к выполнению
работы следует с творческим позитивным настроем. Администрация учебных
заведений предоставляет родителям ценные рекомендации по оформлению.
Классный руководитель
для систематизации работы с учащимися по созданию портфолио составляет
план мероприятий (см. приложение 1),
с которым знакомит учащихся, родителей, администрацию
школы и др.
В первую очередь
необходимо приготовить много белых листов и каждый из них вложить
в отдельный файл. Сначала нужно красочно оформить титульный лист и
заполнить его соответствующим образом.
Следующий этап –
заполнение содержания портфолио. Дополнять страницы своей папки можно
специальными материалами.
Как
составить портфолио школьника
На титульном
листе для портфолио школьника указывают фамилию и имя, возраст, номер
и название школы, класс (см. приложение 2),
а также добавляют фото.
Далее оформляется
раздел («Мой мир» или «Мой портрет»), включающий
в себя биографию ученика, информацию о его имени, семье, друзьях,
увлечениях, родном городе, школе и т. д. Материал подается
в виде коротких текстов и сопровождается фотографиями.
Следующим составляется
раздел «Моя учеба», в котором отражаются успеваемость,
результаты СОР и СОЧ, описываются учителя и любимые школьные предметы,
прилагаются примеры удачных сочинений, решенных задач.
В портфолио школьника
начальной школы описывается и участие в различных школьных и внешкольных
мероприятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах и
интеллектуальных играх с указанием названия, даты проведения и
прикреплением фото. Обязательно прилагаются оригиналы или копии медалей, грамот
и дипломов, которыми ребенок был награжден. Этот раздел называется «Мои
достижения» (см. приложение 3).
Если ученик увлекается
каким-либо творчеством, это можно отразить в разделе «Мои
увлечения» или «Мое творчество», куда войдут его
собственные стихи и рассказы, фотографии поделок,
рисунков и т. д.
Возможно включение раздела «Мои
впечатления» с описанием посещения выставок, театра, кинотеатра,
экскурсий.
В разделе «Отзывы
и пожелания» прилагаются отзывы учителей, организаторов,
одноклассников.
Обязательным
в портфолио школьника является содержание с указанием
номера страницы каждого раздела.
Со временем портфолио
ребенка необходимо пополнять новыми демонстрациями его успехов и достижений.
Взаимодействие
с родителями
Большинство родителей,
будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в вуз,
очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом
убеждают учителя, мотивируя создавать портфолио детей.
Важно сделать родителей
своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально
стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система
консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению
страничек портфолио.
Важно научить
наблюдать, замечать всё новое и интересное и непременно фиксировать,
записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка
со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может
использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – образа ее
жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе
его создания, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют
налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных
результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и
замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь
могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить
особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Анализ
портфолио
Мотивация.
Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио.
Определение вида
портфолио. Может быть задан педагогом или выбран учеником.
Определение сроков
сдачи и времени работы над портфолио.
Определение общей
структуры портфолио.
Определение критериев
оценивания. Обсуждается и определяется совместно с учениками (при этом
возможно выделение обязательных критериев).
Определение способов
оценивания. Целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить
с учениками:
·
каким образом будет оцениваться портфолио;
·
все ли материалы рубрики и разделы будут оцениваться;
·
что именно станет объектом оценки.
На обсуждение портфолио
могут быть приглашены учащиеся, родители, семья учащегося и др.
По форме это может
быть:
·
организованная защита;
·
выставка;
·
конференция;
·
собеседование и т. д.
Процедура оценивания:
·
Резюме. Деловая информация об учащемся
(возможности и имеющийся опыт). Резюме оценивается максимально в 5 баллов.
·
Автобиография. Оценивается умение
анализировать события собственной жизни и делать логически обоснованные выводы.
Максимальный балл – 5.
·
Жизненные планы. Оценивается конкретность
планов и продуманность действий по их реализации (на 2–3 года).
Максимальный балл – 5.
·
Результаты интеллектуального развития (общий
итоговый балл независимого компьютерного тестирования).
Отзывы (1–5 баллов):
·
рекомендации педагогов;
·
рецензии на исследовательскую работу, проект, статью;
·
благодарственные письма.
Индивидуальные
достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио
в течение года. В конце учебного года проводят анализ портфолио и
исчисление итоговой оценки личных достижений обучающегося
в образовательной деятельности.
Анализ портфолио и
исчисление итоговой оценки осуществляет классный руководитель того класса,
в котором учится обучающийся. По итогам исчисления итоговой оценки портфолио
обучающегося заполняется карта оценки портфолио, которая подписывается классным
руководителем, утверждается директором школы и заверяется печатью школы.
По результатам оценки
портфолио учащихся школы производится годовой образовательный рейтинг, выявляются
обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе.
Ученики, набравшие
наибольшее количество баллов по портфолио в классе, награждаются
грамотами.
Функциональные
обязанности при ведении портфолио
В формировании
портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя-предметники,
педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования,
администрация школы.
Функциональные
обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим
образом:
·
обучающийся ведет работу по
формированию и заполнению портфолио, организовывает его презентацию;
·
заместитель директора школы по УВР организует
работу по реализации в практике работы школы технологии портфолио как
метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся, осуществляет контроль
над деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио
в образовательном процессе школы;
·
классный руководитель оказывает помощь
обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную,
консультативную, диагностическую работу; осуществляет посредническую функцию
между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования;
осуществляет контроль за пополнением портфолио; обеспечивает учащихся
необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы,
табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися;
·
учителя-предметники предоставляют
обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют
проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету; разрабатывают и
внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность; проводят
экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные
работы;
·
педагог-психолог, социальный педагог проводят
индивидуальную психодиагностику, ведут коррекционно-развивающую и
консультативную работу.
Приложение
1
План мероприятий по
созданию портфолио
№ |
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Результаты |
Ответственные |
||||||
Подготовительный этап |
|||||||||||
1 |
Ознакомить учеников с понятием «портфолио» |
Лекция «Что такое портфолио» |
Сентябрь |
Классный руководитель |
|||||||
2 |
Мотивация к созданию портфолио |
Подготовка рабочих материалов портфолио |
Сентябрь |
Сбор материала |
Классный руководитель |
||||||
3 |
Роль классного руководителя в сборе портфолио |
Собеседование с классным руководителем |
В течение года |
Участие классного руководителя в поисковой |
Классный руководитель |
||||||
4 |
Организовать участие родителей в школьной жизни |
Информирование родителей о значимости портфолио |
Сентябрь |
Участие родителей в школьной жизни детей |
Классный руководитель |
||||||
Информационно-диагностический этап |
|||||||||||
5 |
Развивать навыки рефлексивной и оценочной |
Работа по развитию навыков рефлексивной и |
Сентябрь, октябрь Октябрь |
Определение рефлексивной и оценочной деятельности |
Психолог, классный руководитель |
||||||
6 |
Формирование умения ставить цели, планировать и |
Развитие навыков самостоятельности |
Октябрь, ноябрь |
Составление целей, плана работы |
Классный руководитель |
||||||
7 |
Повышение творческого поиска учащихся |
Организация внеклассных и внеурочных мероприятий |
В течение года |
Проведение различных мероприятий |
Классный руководитель, администрация |
||||||
Аналитический этап |
|||||||||||
8 |
Создание психологического настроя |
Диагностика интересов, потребностей и склонностей: |
В течение года |
Определение интересов, потребностей и склонностей |
Психолог, классный руководитель, родители |
||||||
9 |
Стимулирование учащихся для сбора материала |
Обеспечение официальных документов и творческих |
Февраль, март |
Сбор документов и творческих работ |
Классный руководитель, администрация |
||||||
Обобщающий этап |
|||||||||||
10 |
Стимулирование творческого роста учащихся |
Индивидуальное консультирование учащихся |
В течение года |
Консультация |
Классный руководитель |
||||||
11 |
Стимулирование творческого роста учащихся |
Индивидуальное консультирование родителей |
В течение года |
Консультация |
Классный руководитель |
||||||
12 |
Анализирование результативности |
Обработка результатов |
Апрель |
Индивидуальная работа по обработке результатов |
Учащиеся, классный руководитель |
||||||
13 |
Отбор материала. Повышение образовательного рейтинга |
Отбор материала для определения индивидуального образовательного |
Апрель |
Аргументированный отбор материала ИОМ |
Классный руководитель |
||||||
Заключительный этап |
|||||||||||
14 |
Анализ результативности работы |
Анализ результативности работы по накоплению |
Май |
Классный руководитель |
|||||||
Приложение 2
Титульный лист
портфолио
Приложение
3
Сведения
об участии в мероприятиях
№ |
Вид мероприятия (достижения), грамоты, |
Дата |
Подпись классного руководителя |
1 |
|||
2 |
|||
… |
Сведения
об участии в олимпиадах, НОУ
№ |
Предметные олимпиады (предмет, уровень, |
Дата |
Подпись |
1 |
|||
2 |
|||
… |
Сведения
о спортивных достижениях
№ |
Вид соревнований (уровень, достижение) |
Дата |
Подпись |
1 |
|||
2 |
|||
… |
Сведения
о творческих работах и участии в выставках
№ |
Вид мероприятия (предмет, уровень, |
Дата |
Подпись |
1 |
|||
2 |
|||
… |
Сведения
об обучении в школах, студиях, кружках
№ |
Вид школы |
Вид мероприятия, конкурса |
Дата |
Подпись |
1 |
||||
2 |
||||
… |
Образовательный рейтинг
школьника
№ |
Результаты учебной деятельности |
Отметки |
Общий балл |
1 |
Казахский язык |
||
2 |
Русский язык |
||
… |
|||
Итого |
Сумма отметок по всем предметам |
Основная идея обновления старшей ступени
общего образования состоит в том, что
образование должно стать более
индивидуализированным, дифференцированным,
ориентированным на создание условий выбора для
удовлетворения образовательных потребностей
старшеклассников. Реализация этих идей
направлена на изменение целей, содержания,
технологий организации подходов к оценке
образовательных результатов учащихся.
Принятие и дальнейшее развитие парадигмы
практико-ориентированного образования приводит
к большему использованию других, альтернативных
методов оценивания.
Одним из таких методов оценивания является
портфолио. Портфолио (в широком смысле
этого слова) – это способ фиксирования,
накопления и оценки индивидуальных достижений
школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то
есть истинных) индивидуализированных оценок и
ориентирован не только на процесс оценивания, но
и самооценивания. Основной целью аутентичного
оценивания является оказание помощи учащимся в
развитии их способностей анализировать
собственную деятельность, сопоставлять её с
общепринятыми стандартами и на основе этого
пересматривать, усовершенствовать,
перенаправлять свою энергию, проявлять
инициативу для достижения собственного
прогресса.
В педагогической литературе портфолио
характеризуется как:
– коллекция работ учащегося, всесторонне
демонстрирующая не только его учебные
результаты, но и усилия, приложенные к их
достижению, а также очевидный прогресс в знаниях
и умениях учащегося по сравнению с его
предыдущими результатами.
Портфолио не только является современной
формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
– поддерживать высокую учебную мотивацию
школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и
самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной
деятельности учащихся;
– формировать умение учиться: ставить цели,
планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
– и как результат: способствовать повышению
качества образования в целом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПОРТФОЛИО
- В отличие от традиционного подхода, который
разделяет преподавание, учение и оценивание,
портфолио органически интегрирует эти три
составляющие процесса обучения. - Позволяет объединить количественную и
качественную оценку способностей учащегося
посредством анализа разнообразных продуктов
учебно-познавательной деятельности. - Поощряется не только оценка, но и самооценка и
взаимооценка учащихся, а также самоанализ и
самоконтроль учащегося. - Портфолио направлено на сотрудничество учителя
и учащегося с целью оценки достижений,
приложенных усилий и прогресса в обучении. - Портфолио – форма непрерывной оценки в
процессе непрерывного образования, которая
смещает акценты от жестких факторов
традиционной оценки к гибким условиям оценки
альтернативной.
Работа с портфолио предполагает организацию
деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.,
самостоятельную работу учащегося и
индивидуальную работу с педагогом.
К работе с портфолио привлекаются родители,
учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования, психолог. Курирует работу классный
руководитель.
Перечень мероприятий по подготовке
портфолио учащихся на разных возрастных этапах
Возрастной этап |
Перечень мероприятий |
Взаимодействие |
5-й класс.
Сентябрь-ноябрь. |
1. Подготовка рабочих материалов. 2. Собеседования с классными руководителями. 3. Оформление собственно папок. 4. Информирование учащихся и родителей (законных представителей) о значимости портфолио и необходимости его ведения |
Классный руководитель,
педагог-психолог |
5–7-е классы | 1. Проводится работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. 2. Психологическая диагностика. 3. Диагностика возможностей: – анализ результатов успеваемости; – анализ результатов досуговой деятельности; – проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления); – изучение мотивации учащихся при переходе в основную школу; – изучение мотивов в обучения в 7-м классе, ГИТ, типы интеллекта (теория Говарда Гарднера). 4. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 5. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады по предметам и т. п. |
Классный руководитель,
педагог-психолог, учителя-предметники. |
Окончание 7-го–8-й класс | 1. На данном этапе проводятся консультации с учащимися и их родителями по выбору профиля дальнейшего обучения. 2. Диагностика интересов, потребностей и склонностей: – карта интересов; – диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках. 3. Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося. 4. Соответственно ведется работа по максимальному обеспечению официальных документов и творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности |
Классный руководитель,
педагог-психолог, родители |
Окончание 8-го– 9-й класс |
1. Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута. 2. Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы. 3. Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом. 4. Обработка результатов, накопленных на раннем этапе. 5. Предоставляется выбор предпрофильных курсов для дальнейшего самоопределения учащихся. 6. Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут по предпрофильной подготовке и повысить образовательный рейтинг. 7. Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей. 8. Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций. |
Учащиеся,
классный руководитель, педагог-психолог |
9-й класс.
Апрель-май. |
1. Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио. 2. Заполнение бланка портфолио и приложения к нему, утвержденного для общеобразовательных учреждений. |
Классный руководитель,
педагог-психолог, администрация |
Важно, чтобы на каждом этапе в процессе
продвижения к намеченной цели был зафиксирован
успех ученика, так как именно успех – наилучший
стимул для дальнейшего продвижения. Именно
поэтому основным инструментом программы
является рабочая папка “Портфолио” (с 5-го по 8-й
классы) ученика, где отражаются цели, которые
ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение
к ним, успехи и достижения.
Работа с учащимися осуществляется в
индивидуальной, фронтальной и групповой формах.
В рамках данной работы предполагается
проведение серии занятий с классом,
индивидуальное консультирование, проведение
родительских собраний.
СОДЕРЖАНИЕ портфолио
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел “Мой портрет”;
II раздел “Портфолио документов”;
III раздел “Портфолио работ”;
IV раздел “Портфолио отзывов”;
V раздел “Копилка” (памятки, инструкции,
полезная информация).
Раздел I. Информация о владельце
портфолио
Мой портрет – цели, самоанализ, результаты
психологических диагностик, автобиография.
Включает в себя личные данные учащегося,
ведущего портфолио (автобиография). В этом
разделе помещаются результаты психологической
диагностики, информация, помогающая ребенку
проанализировать свой характер, способности,
узнать способы саморазвития,
самосовершенствования, самопознания. Ученик
ежегодно проводит самоанализ собственных планов
и интересов. Ставит цели и анализирует
достижения. Также проводит самоанализ итогов
года.
Самоанализ можно проводить на первом классном
часе, а затем заполненный лист вкладывать в
рабочую папку (портфолио). Интересно
анализировать: происходят ли изменения в
рассуждениях ребенка, остается он на твердых
позициях или его размышления меняются в
соответствии с изменением возраста,
определенных событий и т. д.
Раздел II. Официальные документы
Портфолио документов – комплект
сертифицированных (документированных)
индивидуальных образовательных достижений.
В этом разделе помещается перечень
представленных в портфолио официальных
документов (все имеющиеся у школьника
сертифицированные документы, подтверждающие
индивидуальные достижения в различных видах
деятельности: дипломы об участии в предметных
олимпиадах различного уровня, грамоты за участие
в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по
предметам или о результатах тестирования и т. д.)
В данном разделе допускается представление
копий документов.
Каждый документ этого раздела оценивается
баллом в соответствии с принятой в данной
муниципальной образовательной сети шкалой
оценки.
(На основании этих документов оформляется
вкладыш в аттестат об основном среднем
образовании.)
Наличие данного раздела – это возможность как
качественной, так и количественной оценки
материалов портфолио. Итоговый документ,
представленный в виде вкладыша в аттестат, легко
заполняется классным руководителем.
Итоговая балльная оценка делает портфолио
действенным механизмом определения
образовательного рейтинга ученика, так как может
стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду
с оценками, полученными в конце года и при
итоговой аттестации в 9-м классе).
Документы, представленные в данном разделе
фиксируются в таблице. Сами документы или их
копии (грамоты, сертификаты, благодарственные
письма, свидетельства и т.п.) могут храниться
дома у ученика или в файле Рабочей папки.
Раздел III. Творческие работы, курсы по
выбору
Портфолио работ – комплект различных
творческих, исследовательских, проектных и
других работ выпускника.
Портфолио работ может включать в себя:
– проектные работы (тема проекта, описание
работы, текста работы в печатном виде);
– исследовательские работы и рефераты (исследовательская
работа, реферат, использованная литература);
– техническое творчество: модели, макеты,
приборы (краткое описание конкретной работы);
– работа по искусству (дается перечень работ,
фиксируется участие в выставках, в театре,
оркестре, хоре и т. п.);
– различные практики: языковая, социальная,
трудовая, педагогическая (фиксируется вид
практики, место ее прохождения,
продолжительность);
– занятия в учреждениях дополнительного
образования, на различных учебных курсах;
– участие в научных конференциях, учебных
семинарах и лагерях.
В данный раздел ученик помещает результаты
различных творческих, проектных,
исследовательских работ, а также описание
основных форм и направлений его учебной и
творческой активности: участие в научных
конференциях, конкурсах, учебных лагерях,
прохождение элективных курсов, различного рода
практик, спортивных и художественных достижений
и др.
Раздел портфолио включает качественную оценку,
например, по параметрам полноты, разнообразия и
убедительности материалов, качества
представленных работ, ориентированности на
выбранный профиль обучения и др. Материалы,
представленные в данном разделе, дают широкое
представление о динамике учебной и творческой
активности ученика, направленности его
интересов, характере предпрофильной подготовки.
В ряде случаев это может быть педагогически
весьма значимо, поскольку есть много учеников,
для которых “портфолио работ” – дополнительная
форма выражения успешности, “состоятельности”
подростка в его образовательной карьере.
В рабочую папку (портфолио) прилагается:
- Индивидуальный учебный план предпрофильной
подготовки, в котором указываются курсы по
выбору, прослушанные учащимся. - “Зачетный лист” – документ, подтверждающий
прохождение курсов по выбору, заверенный
подписью директора и печатью школы, который
вкладывается в портфолио (или прилагается ее
копия). - Перечень представленных творческих работ.
- Таблица “Мое участие в школьных праздниках и
мероприятиях”.
Учащийся фиксирует в бланке “Перечень
творческих работ” и таблице “Мое участие в
школьных праздниках и мероприятиях” виды
творческой деятельности на протяжении
установленного срока ведения рабочей папки.
Раздел IV. Отзывы и рекомендации
Портфолио отзывов – характеристики
отношения школьника к различным видам
деятельности, представленные учителями,
педагогами; письменный самоанализ выпускника
своей конкретной деятельности и ее результатов.
Портфолио отзывов включает в себя перечень
представленных отзывов и рекомендаций:
– заключения о качестве выполненной работы;
– рецензии;
– отзывы;
– резюме с оценкой собственных учебных
достижений;
– рекомендательные письма.
Примечание. Данный раздел включает в себя
характеристики отношения школьника к людям,
событиям, различным видам деятельности. Они
могут быть представлены в виде рекомендаций,
заключений о качестве выполненной работы,
например, в научном обществе школьников,
рецензий на статью, опубликованную ребенком в
СМИ; рекомендательных писем от учителей,
родителей, друзей и т. д.
В данный раздел прежде всего включаются
следующие документы:
1. Резюме.
2. Перечень представленных отзывов и
рекомендаций:
1. __________________
2. __________________
3. __________________
Этот раздел дает возможность включить
механизмы самооценки ученика, что повышает
степень осознанности процессов, связанных с
обучением и выбором профильного направления.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПОРТФОЛИО
Прежде всего, внедрение данной формы требует
большой систематической работы по повышению
квалификации учителей, формированию их
готовности одобрить и принять эту инновацию.
Конечно, и с этим трудно не согласиться,
внедрение портфолио требует как от учителя, так и
от учащихся новых организационных и
познавательных умений. К тому же возникает
проблема учебного времени: портфолио требует
больше времени для реализации, чем традиционная
система оценки.
Задачи портфолио, конечно же, не решаются за
один-два года. Необходимо реально оценить
возможности учащихся, педагогов, родителей в
возможности предоставления материалов,
позволяющих составить “картину” значимых
образовательных результатов в целом, обеспечить
отслеживание его индивидуального прогресса в
широком образовательном контексте,
продемонстрировать его способности практически
применять приобретенные знания и умения.
Поэтому возникает необходимость ответить на
следующие вопросы:
- Какой срок является оптимальным для
накапливания материала? - Как могут взаимодействовать ученики, учителя и
родители при формировании портфолио? - Какую необходимо вести работу с учащимися,
чтобы заполнение в 9-м классе документов,
определяющих индивидуальный образовательный
рейтинг выпускника основной школы, позволило
преодолеть комплекс школьной неполноценности,
которым страдают многие дети, чтобы мотивация
достижений сопровождала их в последующей жизни?
Безусловно, существуют реальные трудности и
противоречия во внедрении данной инновации в
учебный процесс. Но вместе с тем учебные
портфолио дают новый толчок развитию проблемы
оценки, показывают возможные направления
обновления традиционной системы, и в конечном
счете формируют новое понимание самого процесса
обучения.
Для организации этой работы необходимо изучить
и систематизировать многообразный материал,
познакомиться с опытом работы, сложившимся в
различных регионах России.
Основная проблема при внедрении этой инновации
– проблема общей неготовности участников
образовательного процесса к работе с новым
методом оценивания образовательной
деятельности:
– в школах слабо разработана методическая база
по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и
профессиональная) классных руководителей по
организации деятельности ведения и оформления
портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация
достижений, имеются трудности в вопросах
целеполагания, самостоятельного планирования и
организации собственной учебной деятельности,
умения систематизировать и анализировать
собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию
важности и значимости портфолио как документа,
позволяющего подтвердить уровень имеющихся
знаний учащихся и сделать правильный выбор
дальнейшего профиля обучения. У родителей
действует такой стереотип: нейтрально-спокойное
отношение к деятельности педагогов и детей, а
порой и категоричная оценка: “В современном
обществе, к сожалению, значимы не результаты, а
иные, точнее финансовые, возможности”.
В ходе работы по решению выявленных трудностей
и анализа первого опыта по накоплению портфолио
учащихся, а также понимая, что одной из главных
задач современной школы является повышение
качества образовательного процесса в рамках
реализации программы по предпрофильной
подготовке и профильного обучения, необходимо
заранее готовить учащихся к осознанному подходу
к сбору материалов и дальнейшему оформлению
портфолио, который является основой для
определения образовательного рейтинга
выпускника основной школы.
Методические
рекомендации предназначены для широкого круга практических работников системы
начального и среднего профессионального образования: заместителей директоров по
учебной, учебно-производственной, учебно-воспитательной работе, руководителей
методических служб, заведующих учебной частью, заведующих отделениями,
преподавателей и мастеров производственного обучения для организации процесса
мониторинга и оценивания образовательных результатов обучающихся по
профессиональным модулям и учебным дисциплинам в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами нового поколения.
Методические рекомендации определяют технологию
оценивания образовательных результатов обучающихся посредством технологии
Портфолио, его виды, структуру и содержание, критерии и технологию оценивания.
Технология
создания портфолио обучающегося
Введение федеральных государственных образовательных
стандартов нового поколения стимулирует инновационную деятельность
педагогических коллективов. Федеральный государственный образовательный
стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива
учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду
с необходимостью обеспечения высокого уровня среднего и начального
профессионального образования.
Сущность современного образовательного
процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки
обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам,
методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у
обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в
стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования
качества подготовки специалистов.
Одной из оценочных технологий, основанных на
использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику
образовательных учреждений технология
портфолио.
Портфолио в современном понимании является способом
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Его
применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и
оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой
в рамках учебно-воспитательного процесса.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые
студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской,
творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является
важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к профессиональному
образованию.
Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к
реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на
процесс оценивания, но и самооценивания.
Это замена пассивного типа обучения, в
котором обучающемуся отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и
т.п., активным обучением, при котором обучающийся является активным творцом
знаний, решений, информации и т.п. Преподаватель создаёт условия, определяющие
мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом
обучения, стимулирует активность обучающихся, обеспечивает дифференцированный
подход в процессе обучения.
Основной целью создания портфолио является
анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и
личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга
культурно-образовательного роста обучающегося.
Технология портфолио является не только
современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие
педагогические задачи, как:
– поддерживание и стимулирование учебной
мотивации обучающихся;
– развитие навыков рефлексивной и оценочной
деятельности обучающихся;
– формирование умения учиться – ставить цели,
планировать и организовывать собственную деятельность обучающихся;
– закладывать дополнительные предпосылки и
возможности для успешной специализации.
В тоже время, портфолио может и должно выступать
не только в качестве механизма мониторинга прогресса обучающегося, но и одним
из условий повышения его мотивации, образовательного и исследовательского
рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков
самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию
автобиографии и профессионального резюме, т. е. всего того, что изначально
формирует основы адаптации и социализации обучающихся.
Технология по созданию учебного портфолио
реализует следующие принципы:
– равенство всех участников обучения:
преподаватель и обучающийся становятся партнерами в организации учебного
процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции
преподавателя;
– ненасильственное привлечение к процессу
познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;
– отсутствие оценки, соревнования,
соперничества; вместо этого в качестве стимулов – самооценка, самокоррекция,
самовоспитание;
– сочетание индивидуальной и коллективной работы
для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует
повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о
диалогическом способе восхождения к истине;
– возможность выбора материала, вида
деятельности, способа предъявления результата;
– важность не столько результата творческого
поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения
на основе инновационной методики.
Работа с портфолио помогает обучающемуся
критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности.
Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост обучающегося за определенный
период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к
году. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели
индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
В процессе работы над созданием портфолио
у обучающегося формируются:
– общеучебные умения (систематизация, обобщение,
сравнение, классификация и др.),
– прогностические и проектировочные умения
(выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов
деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),
– организационные (умение вести деловые записи,
находить необходимые данные, использовать различные способы работы с
информацией и её источниками и т.п.) и др.
Помимо накопительной функции, портфолио
выполняет модельную функцию:
– отражает динамику развития обучающегося,
результатов его самореализации;
– демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся,
показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
– помогает обучающемуся проводить рефлексию
собственной учебной работы;
– служит формой обсуждения и самооценки результатов
работы обучающегося на зачете, экзамене, квалификационном экзамене;
– помогает обучающемуся самостоятельно
установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.
С тем, чтобы наиболее эффективно
способствовать развитию профессиональных навыков обучающихся, необходимо
тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии обучающимся
еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио
предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень
документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить
оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется
периодически в течение всего обучения.
Материал портфолио собирается в течение
всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы
можно было проследить динамику роста обучающегося.
Преимущества технологии портфолио:
– позволяет преподавателю индивидуально
подходить к каждому обучающемуся; каждый обучающийся обладает своими
уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами;
– предоставляет основу для последующего анализа
и планирования. Учитывая особенности отдельного обучающегося, можно выделить
его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху;
– позволяет самим обучающимся стать активными
участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие
знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении;
– расширяет возможности методов оценки, позволяя
оценить более сложные и важные аспекты обучения.
В образовательном процессе используются
следующие типы портфолио:
«Портфолио документов» – портфель документированных
индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной,
так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии должны
быть помещены в портфолио.
Портфолио этого типа дает
представление о результатах, показывает процесс индивидуального развития
профессиональной деятельности обучающегося, но не описывает его творческой
активности, его творческого стиля, интересов и т. п.
Содержание портфолио документов: дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, удостоверения.
«Портфолио
работ»представляет собой собрание различных творческих и проектных работ обучающихся,
а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой
активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов,
различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
В данном разделе портфолио дается качественная
оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности
материалов, качества представленных работ.
Портфолио этого типа дает представление
об учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов.
Выставочное портфолио как элемент портфолио
работ включает все материалы, свидетельствующие о процессе обучения: отзывы на
творческие работы и на практики, фотографии изделий, выполненных собственными
руками, и наиболее применим для учебной практики (производственного обучения).
Обучающиеся
– индивидуально или совместно с преподавателем, мастером производственного
обучения – отбирают содержимое, обсуждают критерии отбора, критерии оценки
достижений, а также способы подтверждения своих достижений своими работами. Обучающимся такой подход придает
ощущение авторства и собственной значимости. Также он позволяет представить к
рассмотрению заинтересованных лиц (работодателей) достижения обучающегося.
Информация и представляемые материалы должны
быть связаны с заданиями в рамках учебной программы, а также удовлетворять
целям профессионального модуля и критериям, соответствующим профессиональным
компетенциям.
Данные собираются многократно, в разные
моменты времени. Выставочное портфолио должно включать не только окончательные
варианты работ, но и их промежуточные состояния к определенным моментам
времени. Это позволяет в дальнейшем оценить и осмыслить весь процесс обучения.
Портфолио может переходить от одного преподавателя,
мастера производственного обучения к другому по мере продвижения обучающегося на
более высокие ступени обучения.
Портфолио отвечает интересам обучающихся.
На его основе они составляют резюме, которое помогает им достойно представить
себя работодателю во время приема на работу.
Содержание портфолио работ: творческие работы по
профилю специальности, исследовательские работы, тексты и презентации докладов и сообщений на научно-практических
конференциях разного уровня, фото и видео материалы, свидетельствующие о
профессиональной практике, участие в научно-практических конференциях,
конкурсах, печатные работы.
Портфолио
отзывов включает в себя характеристики отношения студента к различным видам
деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, работниками
системы дополнительного образования и др.
Содержание портфолио
отзывов: характеристики
с мест прохождения практики, рекомендательные письма от образовательного
учреждения, отзывы о достижениях обучающегося во внеучебной деятельности.
Рефлексивное
портфолио раскрывает динамику личностного развития обучающегося,
помогает отследить результативность его деятельности, как в количественном, так
и в качественном плане. Важной составляющей является самооценка
обучающегося, его рефлексия на собственную деятельность.
Рефлексивное портфолио: включает в себя материалы
и оценкусамооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с
различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.
Комплексное
портфолио включает в себя все представленные ранее
типы портфолио.
Структура
Портфолио
Портфолио
содержит следующие разделы:
Титульный лист (Приложение 1):
– полное название
образовательного учреждения;
– фамилия, имя, отчество
обучающегося;
– номер группы;
– профессия/специальность;
– мастер п/о (классный
руководитель)
Раздел 1. «Портфолио документов»:
1.1. Документы,
подтверждающие образовательные результаты (копия зачетной книжки, копия
ведомости промежуточной аттестации,
копия приказа о получении именной
стипендии).
1.2. Документы, подтверждающие
освоение профессиональных модулей (отчет о прохождении производственной
практики, свидетельства, подтверждающие уровень квалификации).
1.3. Документы, подтверждающие
получение дополнительного образования (свидетельства, сертификаты,
удостоверения).
1.4.
Документы, подтверждающие участие в общественной жизни колледжа, органов студенческого
самоуправления (копии отчетов, протоколов заседаний).
1.5. Документы, подтверждающие
результаты участия в научно-практических конференциях, олимпиадах различного
уровня.
1.6. Документы, подтверждающие
результаты участия в творческих мероприятиях различного уровня.
1.7. Документы, подтверждающие
спортивные и художественные достижения.
1.8. Документы, подтверждающие участие в
военно-патриотических мероприятиях (для юношей).
Раздел
2 .«Портфолио работ»:
2.1. Практические работы (фото-,
видеоматериалы, подтверждающие изготовление изделий, деталей, узлов).
2.2. Внеаудиторная самостоятельная работа
(мини-проекты, рефераты, расчетно-графические работы, опорные конспекты и др.).
2.3. Проектные и исследовательские работы
(список работ, в которых обучающийся принимал участие, с указанием конкретных
функций и роли).
2.4. Работы по техническому
творчеству.
2.5. Публикации в журналах,
сборниках и т.д.
Раздел 3.«Портфолио отзывов»:
3.1. Отзыв преподавателя
(мастера производственного обучения) о результатах прохождения учебной практики.
3.2. Заключение о качестве работ, в
которых принимал личное участие обучающийся (коллективный проект и т.д.).
3.3. Отзыв
работодателя о результатах прохождения производственной практики
(характеристика).
3.4. Рецензии на выполненные курсовые
и выпускные квалификационные работы.
Раздел 4. Рефлексивное Портфолио:
4.1. Материалы
анкетирования.
4.2. Резюме.
4.3. Эссе «Ступени моей карьеры»:
– оценка/самооценка
достижения целей;
– оценка ресурсов;
– оценка готовности к
профессиональной карьере;
– образовательные планы;
– профессиональные планы;
– позиция в жизни;
– ожидания от обучения в колледже.
Портфолио
можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.
Оформление Портфолио
При оформлении портфолио необходимо соблюдать
следующие требования:
– оформлять на компьютере
отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;
– предоставлять достоверную
информацию;
– располагать материалы в портфолио
в соответствии с принятой в ГБОУ СПО РМК
структурой портфолио (Приложение 2).
Использованная
литература
1. Балыкина
Е.Н. Оценочное электронное портфолио студента по предмету// http://www.school.holm.ru/studyabroad.
2. Битер, О.А. Электронное портфолио студента
как показатель качества обученности.
/Методист. – 2010.- № 1. С. 47 – 48.
3. Купцова
Л.И. Портфолио как способ формирования
профессиональных компетенций /Л.И.
Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина
//Специалист – 2010. – № 3. С.- 18.
4.
Методические рекомендации для преподавателей по формированию портфолио. Сост.
О.М.Ермолова – Волгоград, ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград» –
2008.
5. Переверзев,
В.Ю. Электронное портфолио студента как
инновационное оценочное средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. –
2008.- №1. С. 71-73.
Как сделать портфолио школьника, что в него входит и как его лучше вести? Подробная инструкция, примеры, шаблоны
Почти во всех образовательных учреждениях портфолио школьника вот уже несколько лет – обязательная документация. Начиная с начальной школы, портфолио создается и постепенно наполняется новыми материалами. Для того, чтобы оформить портфолио, первокласснику понадобится помощь родителей, т.к. справиться ребенку самостоятельно будет очень не просто.
На самом деле занимаясь оформлением портфолио с 2013 года, я поняла, что и для родителей это нелегкая задача – разобраться в структуре, подобрать фотографии, составить тексты, а затем все это красиво оформить, это отнимает много времени и сил.
Но если разобрать портфолио до мелочей и понять суть его содержания, то можно сделать его совместно со своим школьником. Ребенок может сам подобрать понравившиеся ему фотографии, принять участие в составлении текстов о своей семье, своем городе, своих увлечениях и так далее.
Зачем нужно школьное портфолио
Не все родители согласны с тем, что портфолио необходимо, но современная система образования предъявляет конкретные требования к данной документации и нередко просит ее предъявить при переходе из школы в школу, при поступлении в ВУЗ и во многих других ситуациях.
Но нужно понимать, что нередко портфолио выступает залогом приёма ребенка в хорошую школу — чем аккуратнее и презентабельнее будет оформлен комплект документов, тем выше будет рейтинг ученика.
Кроме того, постоянный сбор материалов для папки с документами, помогает ребенку понять, какие перед ним открываются возможности, и становится для него дополнительной мотивацией к новым достижениям в различных видах деятельности, к развитию своих способностей.
Здесь важно донести до ученика, что его портфолио — это возможность увидеть его собственные изменения и рост в течение всего периода обучения в школе. Задачей портфолио не ставится соревнование с другими детьми, а только с самим собой — он должен стремиться быть лучше сегодня, чем вчера.
Как должно выглядеть портфолио школьника?
Самый удобный способ вести портфолио — купить папку с кольцами и файлами, поместить туда все оформленные листы и в процессе учебы уже под них собирать новую информацию.
Содержание этих листов будет состоять из фотографий, рассказов, грамот и дипломов – всех материалов, отражающих знания ученика, его наклонности, навыки, умения и интересы. В процессе обучения в папку добавляется информация об успеваемости, участии в различных мероприятиях, новых достижениях, фотографии досуга и путешествий, оригиналы и фото творческих работ и многое другое.
Содержание портфолио
Кратко о стандартных разделах школьного портфолио и чем их заполнять я упоминала здесь, сейчас хочу написать обо всем этом подробнее. Примеры листов приведены из портфолио «Космос».
1. Титульный лист
На титульном листе чаще всего размещается фотография, указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, полное наименование школы и название города. В некоторых школах дополнительно просят указывать дату рождения ребенка и дату начала ведения портфолио. |
|
2. Мой мир (раздел)
Этот лист может также называться «Давайте знакомиться» или «Мой портрет». Лучше размещать на нем фотографию, как-то отражающую окружающий или внутренний мир ребенка. Например, на природе, где он любит бывать, за увлечением, которое очень нравится или просто красивую фотографию, которую он выберет сам. На этом же листе пишется девиз школьника. Например: «Я всё смогу! Я всё преодолею!», «Сквозь тернии – к звёздам!», «Гореть самому (самой) и зажигать других!», «Мой девиз — не унывать! Всё пройти и всё узнать!» или другой понравившийся вариант. Лист «Мой мир» открывает целый раздел портфолио куда входит такая информация, как сведения о ребенке, семье, увлечениях, друзьях и другое. |
|
3. Личные данные
Этот лист может также называться «Визитка» или «Обо мне». На нем указываются официальные данные — фотография, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, домашний адрес, телефон, наименование, адрес и контакты школы. Лист необязательный, поскольку в содержании портфолио эта информация обычно раскрывается в других разделах, но в некоторых школах его требуют. |
|
4. Значение моего имени Не думаю, что содержание этого листа требует разъяснения – значение имени ребенка, его особенности. Информацию можно найти в интернете и взять из нее только то, что подходит. |
|
5. Знак зодиака Аналогично четвертому пункту значение знака зодиака можно найти в Интернете или взять из книги. |
|
6. Моя семья
На листе часто размещается общая фотография семьи или коллаж из нескольких фотографий всех членов семьи. По желанию ребенку можно рассказать о своей семье – о ее традициях, совместной деятельности и досуге. Иногда сюда достаточно подобрать подходящее стихотворение или просто перечислить всех членов семьи. Нередко данный лист заменяется на «Семейное древо» или «Мою родословную». Подбираются фотографии и составляется краткая схема родства – мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. В расширенный вариант (редко) попадают дяди, тети, прабабушки, прадедушки. Лист может быть как с фотографиями, так и без них. |
|
7. Режим дня Лист требуют далеко не во всех школах. Заполняется расписанием мероприятий на каждый день с указанием времени и занятия. |
|
8. Мои друзья Друзьям посвящается 1-2 листа. Фотографии и рассказы о друзьях могут оформляться по-разному. Можно разместить общее фото друзей или фотографию каждого из них по отдельности. Также как и рассказ может быть общим и неконкретным (обо всех друзьях сразу) или персонально о каждом по 2-3 предложения. Второй вариант оформления обычно выглядит более интересно. |
|
9. Мой город Здесь также можно оформить всего 1 лист с красивой фотографией и кратким текстом о городе или несколько листов с подробным рассказом и фотографиями достопримечательностей города и любимых в нем для школьника мест. |
|
10. Мои увлечения Чем подробнее будет рассказ об увлечениях, тем интереснее будет наполнение этого подраздела школьного портфолио. Хорошо, если есть подходящие фотографии – их тоже предпочтительно использовать. |
|
11. Моя учёба (раздел)
Лист «Моя учёба» может отображаться как лист-разделитель с тематической картинкой, под который вкладываются остальные данные для этого раздела или на него размещается фото ученика за партой, у доски, а также текст – рассказ об учебе в школе или подходящее стихотворение. «Моя учёба» — еще один раздел портфолио, куда входят данные об успеваемости ребенка, результаты контрольных, тестов, зачетов, а также информация об учителях и любимых школьных предметах. |
|
12. Безопасный маршрут от дома до школы Здесь указывается домашний адрес и адрес школы, а также вставляется маршрут. Последний можно нарисовать от руки или сделать скриншот с Яндекс Карт и вставить на лист в графическом редакторе. |
|
13. Моя школа Полное наименование школы, фотография, год основания, контакты и ФИО директора – этого наполнения достаточно. Иногда сюда же размещается более подробная информация, по желанию – история школы, особенности, сколько в ней обучающихся и учителей. |
|
14. Моя первая учительница Фотография и ФИО первой учительницы и 2-3 предложения о ней. В портфолио для средней школы к этому листу иногда добавляется список учителей и предметов, которые они ведут. |
|
15. Мой класс Общее фото класса и подходящее стихотворение или рассказ – по желанию ребенка. Иногда дополняется листом «Список класса». |
|
16. Мои любимые школьные предметы Текст от лица учащегося – какие предметы нравятся и почему. Здесь достаточно описать 2-3 предмета, рассказать, что именно нравится на уроках и какую пользу они приносят. |
|
17. Расписание уроков Этот лист требуется не в каждой школе. Нет необходимости описывать его заполнение – это и так очевидно. |
|
18. Моя успеваемость На листе дублируются данные из табеля успеваемости. В процессе учебы аналогичные листы добавляются. Таблица успеваемости состоит из колонок: предмет, оценки по четвертям, годовая оценка. |
|
19. Моё творчество Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Под него можно расположить фотографии и оригиналы творческих работ (рисунки, поделки, стихи и рассказы собственного сочинения и др.). Этот подраздел пополняется очень часто, наряду с подразделом «Мои достижения». |
|
20. Мои впечатления Лист аналогично 19 пункту выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда входят фотографии и рассказы школьника о досуге, путешествиях, экскурсиях и других мероприятиях. Иногда дополнительно делается лист «Мои путешествия». |
|
21. Мои достижения Грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы и другие свидетельства достижений размещаются в «Моих достижениях». Можно заполнять его оригиналами или отсканировать их и оформить как дополнительные листы в стиле портфолио. |
|
22. Участие в олимпиадах и конкурсах На листе заполняется таблица, имеющая столбцы с названиями: класс, дата, предмет, место/баллы, подпись классного руководителя. К этому листу дополнительно можно добавлять материалы с фотографиями. |
|
23. Работы, которыми я горжусь Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда размещаются фотографии и оригиналы работ, которые учащийся считает лучшими. |
|
24. Отзывы и пожелания Лист с тематической картинкой. Под него вкладывается линованный лист, предназначенный для написания отзывов педагогами, родителями, одноклассниками. |
|
25. Содержание Может располагаться в самом начале или в самом конце папки с портфолио. |
Выше описаны основные листы, чаще всего использующиеся для оформления портфолио школьника согласно ФГОС. Однако листов в школьном портфолио может быть как меньше, так и больше. В каждой школе свои требования. В одной школе важно четко соблюдать определенную структуру портфолио и нельзя сделать и шага в сторону, в другой главным является полнота информации и индивидуальное самовыражение учеников.
И в том, и в другом случае портфолио может быть уникальным, т.к. многое зависит от оформления, наполнения и качества вложенных усилий. Вы можете приобрести один из готовых шаблонов портфолио для школьников и заполнить его самостоятельно. Небольшой мастер класс по созданию портфолио на основе шаблонов здесь.
Если нужна помощь в создании и заполнении портфолио — пишите мне на почту: tormail@bk.ru или Вконтакте (ссылки есть на страничке «Об авторе»)
ПОРТФОЛИО
Фамилия_________________________________________
Имя_____________________________________________
Отчество_________________________________________
Школа №________________________________________
Класс___________________________________________
Период, за который представлены документы и материалы:
С__________________________________20_____г.
По_________________________________20_____г.
Личная подпись школьника_________________________________________
Раздел I. ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ
(Официальные документы)
Перечень представленных в портфолио официальных документов:
1.___________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________________________
7.___________________________________________________________________________________
8.___________________________________________________________________________________
9.___________________________________________________________________________________
10.__________________________________________________________________________________
11.__________________________________________________________________________________
12.__________________________________________________________________________________
13.__________________________________________________________________________________
14.__________________________________________________________________________________
15.__________________________________________________________________________________
16.__________________________________________________________________________________
17.__________________________________________________________________________________
Примечание 1.
1. В этом разделе помещаются все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т.д.;
2. В данном разделе допускается представление копий документов;
3. Каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данном муниципальном общеобразовательном учреждении шкалой оценки;
4. На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.
Раздел II. ПОРТФОЛИО РАБОТ
(Курсы по выбору, творческие работы
и социальная практика)
2.1. Зачетная книжка о прохождении курсов по выбору
Примечание 2.1.
Документом, подтверждающим прохождение курсов по выбору, является зачетная книжка школьника, которая вкладывается в портфолио (или прилагается её копия).
2.2. Перечень представленных творческих работ
№ |
Название творческой работы, её вид |
Объем работы |
Время и место работы |
Наличие отзыва |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
||||
6 |
||||
7 |
||||
8 |
||||
9 |
||||
10 |
||||
11 |
||||
12 |
2.3. Перечень самоотчетов о социальной практике
№ |
Вид социальной практики |
Время и место работы |
Выполняемые обязанности |
Наличие отзыва |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
||||
6 |
||||
7 |
||||
8 |
||||
9 |
||||
10 |
Примечание 2.2, 2.3.
1. В подразделы 2.2. и 2.3. включаются оригиналы различных творческих работ, а также самоотчеты о социальной практике: участие в научных конференциях, конкурсах, образовательных лагерях, спортивных и художественных соревнованиях и др.
2. Материалы данного раздела оцениваются только качественными показателями (полнота, убедительность, ориентация на искомый профиль и т.д.).
Раздел III. ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ
(Отзывы и рекомендации)
В данный раздел, прежде всего, включаются следующие документы:
- Резюме
- Автобиография
- Рекомендации
- Отзывы о работе в творческом коллективе в учреждении дополнительного образования
- Рецензия на статью в местной газете
- Отзывы о выступлении на научно-практической конференции
- Заключение о качестве работы, выполненной в научном обществе учащихся
- Описание жизненных планов, а также другие письменные виды самоанализа школьника:
- эвристическое сочинение-рассуждение о будущей профессии;
- эссе.
Перечень представленных отзывов и рекомендаций
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________
Примечание.
Данный раздел включает в себя характеристики отношения школьника к людям, событиям, различным видам деятельности. Они могут быть представлены в виде рекомендаций, заключений о качестве выполненной работы, например, в научном обществе школьников, рецензий на статью, опубликованную ребенком в СМИ; рекомендательных писем от учителей, родителей, друзей и т.д.
РЕЗЮМЕ
Ф.И.О._______________________________________________________________________________________________
Дата рождения:____________________________Место рождения____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________Гражданство:___________________________________Пол:__________________________________________________
Полный домашний адрес (с почтовым индексом):__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Домашний телефон (с кодом):_____________________________E-mail:_______________________________________
Паспорт (серия и номер, когда и кем выдан)_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Место учебы (полное название и точный почтовый адрес с индексом): ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________Класс_____________________________________Рабочий телефон (с кодом)_____________________________________________________________________________
E-mail:_______________________________________________________________________________________________
Цель составления резюме:_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Общее среднее образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего общеобразовательного учреждения, с указанием города и класса).
Годы учебы |
Номер школы, город |
Класс |
Дополнительное образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего учреждения, с указанием предмета или творческого объединения).
Годы учебы |
Наименование учреждения |
Предмет, творческое объединение (кружок, секция, студия, школа) |
Опыт работы (в обратном хронологическом порядке, начиная с последней работы с указанием предприятия и выполняемой работы)
Годы учебы |
Наименование предприятия |
Выполняемая работа |
Опыт общественной работы ( в обратном порядке, начиная с последней работы с указанием организации, движения и выполняемой работы)
Годы учебы |
Наименование организации, движения |
Выполняемая работа |
Дополнительная деловая информация (владение иностранными языками, компьютером, автомобилем и т.д.):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересы, предпочтения, хобби и т.д.:_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы:___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата составления резюме_____________________________Личная подпись_____________________________________
Вкладыш
в аттестат об основном среднем образовании
___________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
№ |
Название официального документа |
Время и место его получения |
Балл |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |
|||
10 |
|||
Итоговый балл: |
Настоящий вкладыш оформлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио____________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество школьника)
Дата___________________________________ Подпись директора школы_____________________________
Печать
Зачетная книжка
________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
МОУ_____________________________________________________________Класс_________________________
Курсы по выбору
№ |
Название курса по выбору |
Место и время прохождения |
Вид программы (межпредметная, ориентировочная, предметная) |
Количество часов |
Отметка (балл, зачет, реферат и т.д.) |
Подпись преподавателя |
|
План |
Факт |
||||||
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
|||||||
7 |
|||||||
8 |
|||||||
Итого (общее количество учебных часов): |
Дата__________________________________________ Подпись директора школы_________________________
Печать
Вкладыш в аттестат
об основном среднем образовании
Фамилия________________________
Имя____________________________
Отчество________________________
Школа _________________________
Класс___________________________
Период, за который представлены документы
и материалы:
С_______________________200_____г.
По______________________200_____г.
Зачетная книжка
Фамилия________________________
Имя____________________________
Отчество________________________
Школа _________________________
Класс___________________________
Период, за который представлены документы
и материалы:
С_______________________20_____г.
По______________________20_____г.
Самоотчет
о социальной практике
Ф.И.О.______________________________________________________________________________
Вид социальной практики:______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Время прохождения практики:__________________________________________________________
Начало______________________________________________________________________________
Окончание___________________________________________________________________________
Место прохождения практики:__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Выполняемая работа (обязанности)______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Краткое описание выполненных работ, их содержание и основные итоги практики:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Дата___________________ Личная подпись___________________________________
Примечание.
Целесообразно получить отзыв руководителя практики, где он может охарактеризовать ваше отношение к выполнению обязанностей и полученным результатам.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ДОКУМЕНОВ, ВХОДЯЩИХ В ПОРТФОЛИО
РАЗДЕЛ I Портфолио документов
№ п/п |
Название документа |
Соответ-ствующие профилю |
Не соответ-ствующие профилю |
Школь-ные |
Район-ные |
Обла-стные |
Баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Аттестат |
Средний балл |
|||||
2. |
Сертификаты |
+ |
+ |
2 1 |
|||
3. |
Грамоты за успехи в изучении отдельных предметов |
+ |
+ |
2 1 |
|||
4. |
Грамоты системы дополнительного образования |
+ + + |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 3 4 1 |
5. |
Свидетельства об окончании курсов, отделений, школ |
+ |
+ |
2 1 |
|||
6. |
Другие грамоты |
+ + + |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 3 4 1 |
РАЗДЕЛ II Портфолио работ
№ п/п |
Название документа |
Соответ-ствующие профилю |
Не соответ-ствующие профилю |
Школь-ные |
Район-ные |
Обла-стные |
Баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Участие в проектных, исследовательских работах |
+ + + |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 3 4 1 |
2. |
Участие в конференциях, конкурсах, соревнованиях, концертах, выставках |
+ + + |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 3 4 1 |
3. |
Разработка и изготовление приборов, моделей, макетов |
+ |
+ |
2 1 |
|||
4. |
Обучение элективным курсам |
+ |
+ |
2 (за каждый) 1 |
|||
5. |
Участие в работе факультативов, кружков, секций |
+ |
+ |
2 (за каждый) 1 |
|||
6. |
Работа в бригадах, отрядах |
+ |
+ |
2 1 |
|||
7. |
Участие в олимпиадах |
+ + + |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 2 3 1 |
8. |
Призёры олимпиад |
+ + + |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 2 3 1 |
РАЗДЕЛ III Портфолио отзывов
№ п/п |
Название документа |
Соответ-ствующие профилю |
Не соответ-ствующие профилю |
Школь-ные |
Район-ные |
Обла-стные |
Баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Афтобиография, отзывы, эссе, резюме собственных достижений |
1 (за каждое) |
|||||
2. |
Презентация портфолио |
До 3 |
АВТОБИОГРАФИЯ
Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространенные предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор автобиографии.
Фамилия, имя_________________________________________________________________________
Родился(лась) (день, год, месяц, место рождения)___________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Класс________________________________________________________________________________
Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дошкольное детство
– Моё самое раннее воспоминание (что помню, сколько мне было лет)__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– Друзья, домашние животные____________________________________________________________
– Самое яркое воспоминание из дошкольного периода_______________________________________
_____________________________________________________________________________________
– Чем увлекался(ась) в дошкольном возрасте, ходил ли в детский сад___________________________
_____________________________________________________________________________________
– Любимые игрушки____________________________________________________________________
– Детские мечты, желания_______________________________________________________________
- Школьная жизнь
– Первое впечатление о школе____________________________________________________________
– Самое яркое событие, связанное со школой_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
– Кем я хотел быть в 7-9 лет и почему_____________________________________________________
– Мой рост, вес, любимое блюдо, друзья, домашние животные________________________________
_____________________________________________________________________________________
– Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления)______________________________
_____________________________________________________________________________________
– Моя первая награда какая награда и за что, впечатления)____________________________________
_____________________________________________________________________________________
– Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного опыта______________________
_____________________________________________________________________________________
– Самая памятная встреча________________________________________________________________
– Человек, оказавший на меня большое влияние_____________________________________________
– Переломный момент в моей жизни (краткое описание)______________________________________
_____________________________________________________________________________________
– Отношение с родителя в детстве и в настоящее время_______________________________________
_____________________________________________________________________________________
– Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми______________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. К профильному обучению
– Интересы, любимые занятия____________________________________________________________
– Над чем мне необходимо работать: личностные качества, знания и умения_____________________
_____________________________________________________________________________________
– Любимые школьные предметы, разделы или темы_________________________________________
_____________________________________________________________________________________
– Предметы, которые мне нужны для овладения профессией__________________________________
– Мои профильные предметы____________________________________________________________
– Мои успехи по этим предметам (олимпиады: где, когда, какой результат, творческие работы, рефераты и т.п.)________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
– Какими последними достижениями, открытиями в интересующей меня сфере я могу поделиться (например, в математике, в спорте…)_____________________________________________________
– Какие есть в этой области нерешенные вопросы, задачи_____________________________________
– Языки (какими и в какой мере владею)___________________________________________________
3. Будущее
– Для чего я живу?______________________________________________________________________
– Какую жизнь я считаю достойно прожитой (чем она должна быть наполнена)?_________________
_____________________________________________________________________________________
– Чего я хочу достичь в будущем: через год, через 5 лет, через 10 лет?__________________________
_____________________________________________________________________________________
– В какое образовательное учреждение я хотел(а) бы поступить?_______________________________
– Какие профессии привлекательны для меня?______________________________________________
5. Ближайшие планы
– Чего я хочу достичь к концу второй четверти?_____________________________________________
– Что собираюсь сделать для достижения цели?_____________________________________________
– Как оценить, иду ли я к намеченной цели или отклоняюсь от неё?____________________________
– Как часто я проверяю (буду проверять), что мною сделано правильно, а где и в чем я отклоняюсь от цели (смотреть документ «Жизненные планы»)?__________________________________________
Примечание.
Для ответа по пунктам раздела 5. «Ближайшие планы» использовать ниже предложенную инструкцию С.Джонсона.
1. Я спокойно обдумываю, чего хочу (достичь, научиться, каким быть и т.п.) |
2. Я записываю свои цели от первого лица, в настоящем времени. Пример: «Я лучше слушаю объяснения в классе, и теперь быстрее выполняю домашние задания» |
3. Я излагаю цели кратко — чтобы прочесть их всего за одну минуту |
4. Я стараюсь описать хорошие чувства, которые связаны с достижением цели. Пример: «Я с радостью получаю четверку по математике» |
5. Я устанавливаю срок, когда цель будет достигнута. Пример: «Я спокойно получаю «5» 13 декабря на контрольной работе по физике» |
6. Перечитывая цель, стараюсь пережить те хорошие чувства, которые связаны с ее достижением |
7. Я несколько раз в день выделяю 1 минуту, чтобы перечитать свои цели и чтобы понять, в чем мое поведение соответствует их достижению (что я реально делаю для их достижения) |
8. Если мои действия помогают достичь цели — ОТЛИЧНО! — я тут же проговариваю себе, что именно делаю правильно (или почти правильно) — запоминаю свои хорошие чувства по этому поводу — продолжаю с успехом, ставлю новые цели |
9. Если мои действия не соответствуют целям — ВНИМАНИЕ! — я честно и конкретно говорю себе, что именно сделано неверно — я чувствую свой промах. Чем хуже я себя чувствую, тем лучше усвою, что мне совсем не нужны такие действия. — Я хозяин своему поведению, я выбираю, как мне поступать — перенацеливаю свое поведение, уточняю цели |
Пример документа «Жизненные планы»
Время |
Содержание |
Что я собираясь для этого сделать? |
Первый год |
09.2005-08.2006- Съездить в летнюю компьютерную школу г.Новосибирск, |
Пройти все тестовые испытания по информатике |
Второй год |
08.2006 г. -Поступить в физико-математический класс 09.2006 –05.2007 – Пройти обучение по элективному курсу «Английский язык в компьютерных технологиях». |
Подготовиться к защите портфолио, пройти собеседование. Позаниматься с преподавателем английского языка, подготовиться к собеседованию |
Третий год |
07.2007 – Поступить в политехнический институт г.Екатеринбург |
Подготовиться к экзаменам, пройти дополнительные элективные курсы по математике, позаниматься на факультативе (репетитором) по физике. |
Мои жизненные планы
Время |
Содержание |
Что я собираясь для этого сделать? |
Первый год |
||
Второй год |
||
Третий год |
Сводная итоговая ведомость портфолио
____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество школьника)
Раздел 1. Портфолио документов(Официальные документы)
№ |
Название официального документа |
Максимально возможный балл |
Итоговый балл |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |
|||
10 |
|||
Итого по данному разделу: |
Раздел II. Портфолио работ (Курсы по выбору, творческие работы и социальные практики)
№ |
Название материала |
Качественная оценка (полнота, убедительность, ориентация на искомый профиль и т.д.) |
Балл |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |
|||
10 |
|||
Общая качественная оценка материалов раздела: |
Раздел III. Портфолио отзывов
№ |
Название документа |
Максимально возможный балл |
Итоговый балл |
1 |
Автобиография, отзывы, эссе, резюме и т.д. |
1 (за каждое) |
|
2 |
Презентация портфолио |
До 3 |
|
Итого по данному разделу: |
Средняя оценка аттестата об основном образовании «______»
Оценки по профильным предметам по выбору согласно заявленному _________________ профилю обучения:
Предмет ___________________Оценка___________
Предмет ___________________Оценка___________
Общий итоговый балл «_____»
Рекомендации в профильный класс________________________________________________________________________
Подпись директора школы :_______________________Дата____________________Печать_________________________
Члены педагогического консилиума:_______________________________________________________________________