Как составить портфолио учащемуся

Как сделать портфолио школьника, что в него входит и как его лучше вести? Подробная инструкция, примеры, шаблоны

Почти во всех образовательных учреждениях портфолио школьника вот уже несколько лет – обязательная документация. Начиная с начальной школы, портфолио создается и постепенно наполняется новыми материалами. Для того, чтобы оформить портфолио, первокласснику понадобится помощь родителей, т.к. справиться ребенку самостоятельно будет очень не просто.

На самом деле занимаясь оформлением портфолио с 2013 года, я поняла, что и для родителей это нелегкая задача – разобраться в структуре, подобрать фотографии, составить тексты, а затем все это красиво оформить, это отнимает много времени и сил.

Но если разобрать портфолио до мелочей и понять суть его содержания, то можно сделать его совместно со своим школьником. Ребенок может сам подобрать понравившиеся ему фотографии, принять участие в составлении текстов о своей семье, своем городе, своих увлечениях и так далее.

Зачем нужно школьное портфолио

Не все родители согласны с тем, что портфолио необходимо, но современная система образования предъявляет конкретные требования к данной документации и нередко просит ее предъявить при переходе из школы в школу, при поступлении в ВУЗ и во многих других ситуациях.

Нужно ли портфолио в школу Как сделать портфолио школьника, что в него входит и как его лучше вести? Подробная инструкция, примеры, шаблоны

Но нужно понимать, что нередко портфолио выступает залогом приёма ребенка в хорошую школу — чем аккуратнее и презентабельнее будет оформлен комплект документов, тем выше будет рейтинг ученика.

Кроме того, постоянный сбор материалов для папки с документами, помогает ребенку понять, какие перед ним открываются возможности, и становится для него дополнительной мотивацией к новым достижениям в различных видах деятельности, к развитию своих способностей.

Здесь важно донести до ученика, что его портфолио — это возможность увидеть его собственные изменения и рост в течение всего периода обучения в школе. Задачей портфолио не ставится соревнование с другими детьми, а только с самим собой — он должен стремиться быть лучше сегодня, чем вчера.

Как должно выглядеть портфолио школьника?

Самый удобный способ вести портфолио — купить папку с кольцами и файлами, поместить туда все оформленные листы и в процессе учебы уже под них собирать новую информацию.

Содержание этих листов будет состоять из фотографий, рассказов, грамот и дипломов – всех материалов, отражающих знания ученика, его наклонности, навыки, умения и интересы. В процессе обучения в папку добавляется информация об успеваемости, участии в различных мероприятиях, новых достижениях, фотографии досуга и путешествий, оригиналы и фото творческих работ и многое другое.

Содержание портфолио

Кратко о стандартных разделах школьного портфолио и чем их заполнять я упоминала здесь, сейчас хочу написать обо всем этом подробнее. Примеры листов приведены из портфолио «Космос».

Титульный лист портфолио школьника образец 1. Титульный лист

На титульном листе чаще всего размещается фотография, указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, полное наименование школы и название города.

В некоторых школах дополнительно просят указывать дату рождения ребенка и дату начала ведения портфолио.

пример листа мой мир 2. Мой мир (раздел)

Этот лист может также называться «Давайте знакомиться» или «Мой портрет». Лучше размещать на нем фотографию, как-то отражающую окружающий или внутренний мир ребенка. Например, на природе, где он любит бывать, за увлечением, которое очень нравится или просто красивую фотографию, которую он выберет сам.

На этом же листе пишется девиз школьника. Например: «Я всё смогу! Я всё преодолею!», «Сквозь тернии – к звёздам!», «Гореть самому (самой) и зажигать других!», «Мой девиз — не унывать! Всё пройти и всё узнать!» или другой понравившийся вариант.

Лист «Мой мир» открывает целый раздел портфолио куда входит такая информация, как сведения о ребенке, семье, увлечениях, друзьях и другое.

 Пример листа портфолио в школу личные данные 3. Личные данные

Этот лист может также называться «Визитка» или «Обо мне». На нем указываются официальные данные — фотография, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, домашний адрес, телефон, наименование, адрес и контакты школы.

Лист необязательный, поскольку в содержании портфолио эта информация обычно раскрывается в других разделах, но в некоторых школах его требуют.

образец листа портфолио значение моего имени 4. Значение моего имени
Не думаю, что содержание этого листа требует разъяснения – значение имени ребенка, его особенности. Информацию можно найти в интернете и взять из нее только то, что подходит.
пример знак зодиака 5. Знак зодиака
Аналогично четвертому пункту значение знака зодиака можно найти в Интернете или взять из книги.
пример листа моя семья для школьного портфолио 6. Моя семья

На листе часто размещается общая фотография семьи или коллаж из нескольких фотографий всех членов семьи. По желанию ребенку можно рассказать о своей семье – о ее традициях, совместной деятельности и досуге. Иногда сюда достаточно подобрать подходящее стихотворение или просто перечислить всех членов семьи.

Нередко данный лист заменяется на «Семейное древо» или «Мою родословную». Подбираются фотографии и составляется краткая схема родства – мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. В расширенный вариант (редко) попадают дяди, тети, прабабушки, прадедушки. Лист может быть как с фотографиями, так и без них.

Лист для портфолио режим дня 7. Режим дня
Лист требуют далеко не во всех школах. Заполняется расписанием мероприятий на каждый день с указанием времени и занятия.
лист мои друзья для портфолио 8. Мои друзья
Друзьям посвящается 1-2 листа. Фотографии и рассказы о друзьях могут оформляться по-разному. Можно разместить общее фото друзей или фотографию каждого из них по отдельности. Также как и рассказ может быть общим и неконкретным (обо всех друзьях сразу) или персонально о каждом по 2-3 предложения. Второй вариант оформления обычно выглядит более интересно.
образец листа о городе для портфолио в школу 9. Мой город
Здесь также можно оформить всего 1 лист с красивой фотографией и кратким текстом о городе или несколько листов с подробным рассказом и фотографиями достопримечательностей города и любимых в нем для школьника мест.
пример листа увлечения для портфолио 10. Мои увлечения
Чем подробнее будет рассказ об увлечениях, тем интереснее будет наполнение этого подраздела школьного портфолио. Хорошо, если есть подходящие фотографии – их тоже предпочтительно использовать.
лист моя учёба 11. Моя учёба (раздел)

Лист «Моя учёба» может отображаться как лист-разделитель с тематической картинкой, под который вкладываются остальные данные для этого раздела или на него размещается фото ученика за партой, у доски, а также текст – рассказ об учебе в школе или подходящее стихотворение.

«Моя учёба» — еще один раздел портфолио, куда входят данные об успеваемости ребенка, результаты контрольных, тестов, зачетов, а также информация об учителях и любимых школьных предметах.

образец портфолио маршрут 12. Безопасный маршрут от дома до школы
Здесь указывается домашний адрес и адрес школы, а также вставляется маршрут. Последний можно нарисовать от руки или сделать скриншот с Яндекс Карт и вставить на лист в графическом редакторе.
шаблон листа моя школа в портфолио 13. Моя школа
Полное наименование школы, фотография, год основания, контакты и ФИО директора – этого наполнения достаточно. Иногда сюда же размещается более подробная информация, по желанию – история школы, особенности, сколько в ней обучающихся и учителей.
лист учительница для портфолио 14. Моя первая учительница
Фотография и ФИО первой учительницы и 2-3 предложения о ней. В портфолио для средней школы к этому листу иногда добавляется список учителей и предметов, которые они ведут.
образец листа для портфолио мой класс 15. Мой класс
Общее фото класса и подходящее стихотворение или рассказ – по желанию ребенка. Иногда дополняется листом «Список класса».
Любимые предметы в школе портфолио 16. Мои любимые школьные предметы
Текст от лица учащегося – какие предметы нравятся и почему. Здесь достаточно описать 2-3 предмета, рассказать, что именно нравится на уроках и какую пользу они приносят.
расписание уроков шаблон 17. Расписание уроков
Этот лист требуется не в каждой школе. Нет необходимости описывать его заполнение – это и так очевидно.
моя успеваемость лист 18. Моя успеваемость
На листе дублируются данные из табеля успеваемости. В процессе учебы аналогичные листы добавляются. Таблица успеваемости состоит из колонок: предмет, оценки по четвертям, годовая оценка.
Школьное портфолио лист творчество 19. Моё творчество
Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Под него можно расположить фотографии и оригиналы творческих работ (рисунки, поделки, стихи и рассказы собственного сочинения и др.). Этот подраздел пополняется очень часто, наряду с подразделом «Мои достижения».
мои впечатления 20. Мои впечатления
Лист аналогично 19 пункту выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда входят фотографии и рассказы школьника о досуге, путешествиях, экскурсиях и других мероприятиях. Иногда дополнительно делается лист «Мои путешествия».
лист для портфолио мои достижения 21. Мои достижения
Грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы и другие свидетельства достижений размещаются в «Моих достижениях». Можно заполнять его оригиналами или отсканировать их и оформить как дополнительные листы в стиле портфолио.
22. Участие в олимпиадах и конкурсах
На листе заполняется таблица, имеющая столбцы с названиями: класс, дата, предмет, место/баллы, подпись классного руководителя. К этому листу дополнительно можно добавлять материалы с фотографиями.
работы которыми я горжусь лист портфолио 23. Работы, которыми я горжусь
Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда размещаются фотографии и оригиналы работ, которые учащийся считает лучшими.
отзывы и пожелания лист 24. Отзывы и пожелания
Лист с тематической картинкой. Под него вкладывается линованный лист, предназначенный для написания отзывов педагогами, родителями, одноклассниками.
содержание лист портфолио школьного 25. Содержание
Может располагаться в самом начале или в самом конце папки с портфолио.

Выше описаны основные листы, чаще всего использующиеся для оформления портфолио школьника согласно ФГОС. Однако листов в школьном портфолио может быть как меньше, так и больше. В каждой школе свои требования. В одной школе важно четко соблюдать определенную структуру портфолио и нельзя сделать и шага в сторону, в другой главным является полнота информации и индивидуальное самовыражение учеников.

И в том, и в другом случае портфолио может быть уникальным, т.к. многое зависит от оформления, наполнения и качества вложенных усилий. Вы можете приобрести один из готовых шаблонов портфолио для школьников и заполнить его самостоятельно. Небольшой мастер класс по созданию портфолио на основе шаблонов здесь.

Если нужна помощь в создании и заполнении портфолио — пишите мне на почту: tormail@bk.ru  или Вконтакте (ссылки есть на страничке «Об авторе»)

Создание
портфолио ученика

Что
такое портфолио? Это собранные вместе данные обо всём хорошем, чему
научился ребенок, чего он достиг в изучении школьных предметов,
во внеклассной и внешкольной деятельности, в творчестве, спорте,
занятиях музыкой и так далее. Систематизировать эти сведения, красочно
оформить, снабдить фотоматериалом – работа нелегкая.

Таким образом,
портфолио – это собрание документов, фотографий, образцов работ,
иллюстрирующих знания, умения, навыки человека в какой-либо деятельности.
К тому же это сильное средство для усиления мотивации ребенка
в его учебной, общественной деятельности. И этим средством нужно
умело пользоваться.

В начале каждого
учебного года следует определить конкретные цели в разных видах
деятельности ребенка, предусмотреть промежуточные пункты в их достижении.

В портфолио нужно
предусмотреть страницы, посвященные повышению самооценки ребенка. Например,
страничка «Каким меня видят мои друзья» может быть заполнена с помощью
опроса или анкетирования сверстников, что является очень сильным стимулом для
исправления каких-то черт характера, которые осуждаются близкими.

В целом содержание
портфолио ученика должно быть сугубо позитивным. В нем должны
прослеживаться усилия ребенка по достижению поставленных целей, результаты его
самосовершенствования, а также этапы его культурного развития, расширения
кругозора (список прочитанных книг, отчет об экскурсии в музей или
галерею и т. д.). В портфолио каждого ученика должна быть
страничка о занятиях спортом и физкультурой, об участии
в соревнованиях; фотографии, рассказывающие о его победах и
достижениях.

Оформление портфолио
ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной
школе. Ученическая жизнь охватывает 11 лет пребывания ребенка
в школе. Можно предусмотреть портфолио такого объема, чтобы оно вместило
данные обо всех годах школьной жизни. Можно ограничиться годом и собирать
целую библиотеку портфолио – от первого до выпускного класса. Это каждый
классный руководитель решает сам.

Как
выглядит портфолио школьника

Детское портфолио
школьника дает информацию о самом ребенке, его окружении, успеваемости
в школе, участии в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Оно
демонстрирует его успехи в творчестве, спорте, увлечении.

Школа поясняет цель
создания портфолио школьника тем, что в процессе работы ребенок
осмысливает свои первые достижения и возможности, у него появляется стимул
дальнейшего развития способностей. Эта работа поможет ему при переходе
в другую школу и дает в дальнейшем больше шансов при поступлении
в высшее учебное заведение.

Существует 3 вида
портфолио:

·           
портфолио документов, содержащее материал
о достижениях в виде сертифицированных документов (табели,
сертификаты, премии, награды);

·           
портфолио работ – собрание творческих,
учебных или проектных работ школьника;

·           
портфолио отзывов – характеристики,
описывающие отношение ученика к видам деятельности.

Наиболее информативным
и распространенным является комплексное портфолио, включающее все перечисленные
виды.

Оформление
портфолио

Портфолио ученик оформляет
в соответствии с установленной структурой, в папке
с файлами. Ученик имеет право включать в портфолио дополнительные
разделы, материалы, элементы оформления и т. п.

При оформлении должны
соблюдаться следующие требования:

·           
систематичность и регулярность ведения портфолио;

·           
достоверность сведений;

·           
аккуратность и эстетичность оформления;

·           
разборчивость при ведении записей;

·           
целостность и эстетическая завершенность представленных
материалов;

·           
наглядность;

·           
наличие оглавления, эпиграфа.

Особых требований по
заполнению портфолио не существует. Самым главным в работе считается
возможность продемонстрировать свои способности. Подходить к выполнению
работы следует с творческим позитивным настроем. Администрация учебных
заведений предоставляет родителям ценные рекомендации по оформлению.

Классный руководитель
для систематизации работы с учащимися по созданию портфолио составляет
план мероприятий (см. 
приложение 1),
с которым знакомит учащихся, родителей, администрацию
школы и др.

В первую очередь
необходимо приготовить много белых листов и каждый из них вложить
в отдельный файл. Сначала нужно красочно оформить титульный лист и
заполнить его соответствующим образом.

Следующий этап –
заполнение содержания портфолио. Дополнять страницы своей папки можно
специальными материалами.

Как
составить портфолио школьника

На титульном
листе
 для портфолио школьника указывают фамилию и имя, возраст, номер
и название школы, класс (см. 
приложение 2),
а также добавляют фото.

Далее оформляется
раздел («Мой мир» или «Мой портрет»), включающий
в себя биографию ученика, информацию о его имени, семье, друзьях,
увлечениях, родном городе, школе и т. д. Материал подается
в виде коротких текстов и сопровождается фотографиями.

Следующим составляется
раздел «Моя учеба», в котором отражаются успеваемость,
результаты СОР и СОЧ, описываются учителя и любимые школьные предметы,
прилагаются примеры удачных сочинений, решенных задач.

В портфолио школьника
начальной школы описывается и участие в различных школьных и внешкольных
мероприятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах и
интеллектуальных играх с указанием названия, даты проведения и
прикреплением фото. Обязательно прилагаются оригиналы или копии медалей, грамот
и дипломов, которыми ребенок был награжден. Этот раздел называется «Мои
достижения»
 (см. 
приложение 3).

Если ученик увлекается
каким-либо творчеством, это можно отразить в разделе «Мои
увлечения»
 или «Мое творчество», куда войдут его
собственные стихи и рассказы, фотографии поделок,
рисунков и т. д.

Возможно включение раздела «Мои
впечатления»
 с описанием посещения выставок, театра, кинотеатра,
экскурсий.

В разделе «Отзывы
и пожелания»
 прилагаются отзывы учителей, организаторов,
одноклассников.

Обязательным
в портфолио школьника является содержание с указанием
номера страницы каждого раздела.

Со временем портфолио
ребенка необходимо пополнять новыми демонстрациями его успехов и достижений.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/eads9t.png

Взаимодействие
с родителями

Большинство родителей,
будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в вуз,
очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом
убеждают учителя, мотивируя создавать портфолио детей.

Важно сделать родителей
своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально
стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система
консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению
страничек портфолио.

Важно научить
наблюдать, замечать всё новое и интересное и непременно фиксировать,
записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка
со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может
использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – образа ее
жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе
его создания, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют
налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных
результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и
замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь
могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить
особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/ptwrjl.png

Анализ
портфолио

Мотивация.
Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио.

Определение вида
портфолио
. Может быть задан педагогом или выбран учеником.

Определение сроков
сдачи и времени работы над портфолио.

Определение общей
структуры портфолио.

Определение критериев
оценивания.
 Обсуждается и определяется совместно с учениками (при этом
возможно выделение обязательных критериев).

Определение способов
оценивания
. Целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить
с учениками:

·           
каким образом будет оцениваться портфолио;

·           
все ли материалы рубрики и разделы будут оцениваться;

·           
что именно станет объектом оценки.

На обсуждение портфолио
могут быть приглашены учащиеся, родители, семья учащегося и др.

По форме это может
быть:

·           
организованная защита;

·           
выставка;

·           
конференция;

·           
собеседование и т. д.

Процедура оценивания:

·           
Резюме. Деловая информация об учащемся
(возможности и имеющийся опыт). Резюме оценивается максимально в 5 баллов.

·           
Автобиография. Оценивается умение
анализировать события собственной жизни и делать логически обоснованные выводы.
Максимальный балл – 5.

·           
Жизненные планы. Оценивается конкретность
планов и продуманность действий по их реализации (на 2–3 года).
Максимальный балл – 5.

·           
Результаты интеллектуального развития (общий
итоговый балл независимого компьютерного тестирования).

Отзывы (1–5 баллов):

·           
рекомендации педагогов;

·           
рецензии на исследовательскую работу, проект, статью;

·           
благодарственные письма.

Индивидуальные
достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио
в течение года. В конце учебного года проводят анализ портфолио и
исчисление итоговой оценки личных достижений обучающегося
в образовательной деятельности.

Анализ портфолио и
исчисление итоговой оценки осуществляет классный руководитель того класса,
в котором учится обучающийся. По итогам исчисления итоговой оценки портфолио
обучающегося заполняется карта оценки портфолио, которая подписывается классным
руководителем, утверждается директором школы и заверяется печатью школы.

По результатам оценки
портфолио учащихся школы производится годовой образовательный рейтинг, выявляются
обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе.

Ученики, набравшие
наибольшее количество баллов по портфолио в классе, награждаются
грамотами.

Функциональные
обязанности при ведении портфолио

В формировании
портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя-предметники,
педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования,
администрация школы.

Функциональные
обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим
образом:

·           
обучающийся ведет работу по
формированию и заполнению портфолио, организовывает его презентацию;

·           
заместитель директора школы по УВР организует
работу по реализации в практике работы школы технологии портфолио как
метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся, осуществляет контроль
над деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио
в образовательном процессе школы;

·           
классный руководитель оказывает помощь
обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную,
консультативную, диагностическую работу; осуществляет посредническую функцию
между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования;
осуществляет контроль за пополнением портфолио; обеспечивает учащихся
необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы,
табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися;

·           
учителя-предметники предоставляют
обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют
проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету; разрабатывают и
внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность; проводят
экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные
работы;

·           
педагог-психологсоциальный педагог проводят
индивидуальную психодиагностику, ведут коррекционно-развивающую и
консультативную работу.

Приложение
1

План мероприятий по
созданию портфолио

Задачи

Мероприятия

Сроки

Результаты

Ответственные

Подготовительный этап

1

Ознакомить учеников с понятием «портфолио»

Лекция «Что такое портфолио»

Сентябрь

Классный руководитель

2

Мотивация к созданию портфолио

Подготовка рабочих материалов портфолио

Сентябрь

Сбор материала

Классный руководитель

3

Роль классного руководителя в сборе портфолио

Собеседование с классным руководителем

В течение года

Участие классного руководителя в поисковой
работе учеников

Классный руководитель

4

Организовать участие родителей в школьной жизни
ребенка. Роль родителей

Информирование родителей о значимости портфолио
и необходимости его ведения

Сентябрь

Участие родителей в школьной жизни детей

Классный руководитель

Информационно-диагностический этап

5

Развивать навыки рефлексивной и оценочной
деятельности учащихся

Работа по развитию навыков рефлексивной и
оценочной (самооценочной) деятельности ученика. Диагностика возможностей:
– анализ результатов успеваемости;
– анализ результатов досуговой деятельности;
– определение типа мышления;
– изучение мотивов обучения, типа интеллекта

Сентябрь, октябрь Октябрь

Определение рефлексивной и оценочной деятельности
учащихся
Результаты диагностики возможностей учащихся

Психолог, классный руководитель

6

Формирование умения ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность

Развитие навыков самостоятельности

Октябрь, ноябрь

Составление целей, плана работы

Классный руководитель

7

Повышение творческого поиска учащихся

Организация внеклассных и внеурочных мероприятий
по защите творческих проектов; деловые игры;
олимпиады и т. д.

В течение года

Проведение различных мероприятий

Классный руководитель, администрация

Аналитический этап

8

Создание психологического настроя

Диагностика интересов, потребностей и склонностей:
– карта интересов;
– диагностика включенности и эмоционального благополучия

В течение года

Определение интересов, потребностей и склонностей
учащихся

Психолог, классный руководитель, родители

9

Стимулирование учащихся для сбора материала

Обеспечение официальных документов и творческих
работ, подтверждающих уровень достижений ребенка

Февраль, март

Сбор документов и творческих работ

Классный руководитель, администрация

Обобщающий этап

10

Стимулирование творческого роста учащихся

Индивидуальное консультирование учащихся

В течение года

Консультация

Классный руководитель

11

Стимулирование творческого роста учащихся

Индивидуальное консультирование родителей

В течение года

Консультация

Классный руководитель

12

Анализирование результативности

Обработка результатов

Апрель

Индивидуальная работа по обработке результатов

Учащиеся, классный руководитель

13

Отбор материала. Повышение образовательного рейтинга

Отбор материала для определения индивидуального образовательного
маршрута с целью повышения образовательного рейтинга

Апрель

Аргументированный отбор материала ИОМ

Классный руководитель

Заключительный этап

14

Анализ результативности работы

Анализ результативности работы по накоплению
портфолио

Май

Классный руководитель

Приложение 2

Титульный лист
портфолио

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/7eyisp.png

Приложение
3

Сведения
об участии в мероприятиях

Вид мероприятия (достижения), грамоты,
дипломы

Дата

Подпись классного руководителя

1

2

Сведения
об участии в олимпиадах, НОУ

Предметные олимпиады (предмет, уровень,
место), НОУ

Дата

Подпись
классного руководителя

1

2

Сведения
о спортивных достижениях

Вид соревнований (уровень, достижение)

Дата

Подпись
классного руководителя

1

2

Сведения
о творческих работах и участии в выставках

Вид мероприятия (предмет, уровень,
достижение)

Дата

Подпись
классного руководителя

1

2

Сведения
об обучении в школах, студиях, кружках

Вид школы
(музыкальная, художественная)

Вид мероприятия, конкурса
(уровень, достижение)

Дата

Подпись
классного руководителя

1

2

Образовательный рейтинг
школьника

Результаты учебной деятельности

Отметки

Общий балл

1

Казахский язык

2

Русский язык

Итого

Сумма отметок по всем предметам

Доброго времени суток всем читателям блога «Школала». Сегодня продолжаем говорить про портфолио школьника. Подготовила для вас массу полезной информации, которую уместила в одну статью. Чтобы все было в одном месте.

Постараюсь ответить на все вопросы, которые только могут возникнуть у родителей при подготовке этого странного документа для начальной школы. Готовьтесь, будет много фотографий. Давайте начинать.

Титульный лист

О том, что за зверь такой, это портфолио, и зачем оно нужно, мы говорили здесь. Повторяться не буду. Сегодня разберемся с его структурой. Посмотрим, из чего оно состоит, и что должно в него входить. И начнем с начала, начнем с титульного листа.

Итак, основные элементы титульного листа это:

  1. Само слово «Портфолио», чтобы всем было понятно, что это за документ.
  2. Имя, фамилия и отчество ребенка, для которого это портфолио и собиралось.
  3. Номер школы и класса, в котором учится ребенок, так как документ все-таки школьный.
  4. И период, за который представлены документы.

И первые вопросы возникают уже на этапе подготовки титульника.

К примеру, на титульном листе написано так (смотрите картинку ниже).

Вроде как все понятно, но только до тех пор, пока ребенок учится в 1 классе. А ведь портфолио собирается на протяжении всей его школьной жизни. Как же тогда быть с показателями, которые на картинке выше выделены красным цветом?

Написано, что мальчик в 1 А, а он уже во втором классе или в третьем или даже в четвертом. Написано, что последние документы датируются августом 2019 года, а вы уже до августа 2020 года документы дособирали?

На самом деле, здесь все просто. Титульный лист по мере необходимости просто заменяется, и в него вписываются новые нужные цифры и слова. Пример изменения титульного листа портфолио младшего школьника представлен на картинке ниже.

Получается, что титульный лист — это динамичная, то есть, изменяющаяся часть документа.

Хорошо, с первым листом разобрались, а что дальше?

А дальше собственно, начинается самое интересное. Само портфолио. Давайте разберемся с его структурой.

Структура

Оно имеет довольно простую структуру, четких установленных требований здесь нет. То есть, место для вашего личного творчества при подготовке документа имеется.

В очень упрощенной форме структура документа за период начальных классов выглядит так:

Раздел «Обо мне». На самых первых страницах рассказываем про ребенка, не цепляясь к школе.

Раздел второй — «Первый класс» посвящаем первому классу. Данный раздел делится на несколько подразделов:

  • школьная жизнь;
  • школьные проекты и конкурсы;
  • внешкольная жизнь;
  • мое творчество;
  • мои награды;
  • отзывы обо мне.

Третий раздел призван разъединить между собой 1 и 2 классы и посвящается летним каникулам.

Четвертый раздел — «Второй класс», он также имеет подразделы, такие же как и «Первый класс», только добавляется подраздел «Мои новости».

Пятый раздел посвящен опять же летним каникулам.

Шестой раздел — «Третий класс» со своими подразделами.

Седьмой, опять каникулы.

И восьмой раздел это завершающий «Четвертый класс» начального школьного образования, естественно тоже с подразделами.

Уф, написала. Надеюсь, понятно. Если нет, то на картинках ниже вся структура школьного портфолио представлена в виде наглядных схем.

Продолжение схемы.

Откуда я взяла данную схему, если она нигде и никем не установлена? Все просто, я сама ее придумала. Схема прошла проверку временем. Первое портфолио школьника я сделала, когда моя дочь пошла в 1 класс, а это было в 2012 году.

Кроме того, наше портфолио прошло проверку конкурсом «Ученик года», успешно пройдя свой тур и принеся в результате победу, об этом подробно я рассказывала здесь.

Сейчас я делаю портфолио на заказ и представленная выше структура никогда еще не подводила, претензий со стороны школы не возникало.

Теперь давайте подробнее рассмотрим портфолио ученика начальных классов на реальном примере, познакомимся с образцом заполнения.

Далее будут изображения, которые нужно внимательно рассмотреть, а затем прочесть мои пояснения к изображениям.

Содержание

Приступаем. Ниже картинка, на которой изображены три первые страницы портфолио.

Посмотрели изображение? А теперь мои комментарии к нему.

Лист первый — это тот самый титульник, про который мы уже говорили выше.

Второй лист — знакомство. Так и называется «Знакомьтесь! Это я!» Первая встреча с ребенком на страницах портфолио. Здесь имеется фотография, желательно взять качественное изображение, такое, на котором лицо ребенка хорошо видно. Ведь, как известно, первое впечатление имеет значение. Так же на данном листочке пишем имя и фамилию ученика.

Третий листок называется «Обо мне». Небольшие данные о ребенке, такие как рост, вес, год рождения, цвет глаз и волос и «фишка». Что значит «фишка», и какой она может быть?

«Фишка» — это какая-то особенность, которая выделяет ребенка из компании сверстников. К примеру, «я левша», или «я любознательный», или «я художник», или «я спортсмен».

В общем, фишка может быть абсолютно любой.

Так же на данной страничке размещаем девиз, с которым ребенок идет по жизни. С девизом сложности возникают, конечно. Редко встретишь ребенка, который с уверенностью просветит вас на счет своего девиза. Поэтому приходится искать более менее подходящий. А найти его не так уж просто.

В интернете девизов много, но они как-то больше для взрослых подходят. Так что можно мне смело писать еще одну статью конкретно про девизы для младших школьников. Позже этим займусь. А пока двигаемся дальше. Следующее изображение.

Страница «Моё имя». Посвящена, как вы понимаете, имени ребенка. Указываем, что оно означает, и еще рассказываем о знаменитых тезках ребенка.

Следующий лист «Мой день рождения». Указываем дату рождения, рассказываем о знаменитостях, родившихся в тот же день года, что и хозяин портфолио, а также о том, какие качества приписывают людям, родившимся в этот день. Всю эту информацию легко найти в интернете, естественно выбираем только самые лучшие качества.

Далее рассказываем про знак зодиака ребенка. Упоминаем о знаменитостях, родившихся под тем же знаком зодиака, и даем краткое описание человека родившегося под данным зодиакальным знаком.

Если вы являетесь категорическим противником разных там астрологий и гороскопов, то этот лист вполне можно не включать в портфолио.

Здесь только вы решаете, каким листам быть, а какие исключить. Сейчас основная задача наполнить портфолио и рассказать о маленьком школьнике как можно больше, то есть набрать объем.

Переходим к следующей картинке.

Первый лист на ней называется «Я люблю». Согласитесь, то, что нравится человеку, довольно хорошо его характеризует. На листе своеобразная анкета, вопросы, на которые ребенок отвечает. Какой твой любимый фильм, какая сказка больше всего нравится, какая еда? Ну и так далее.

Список вопросов можно формировать самостоятельно. Не обязательно его делать точно таким же. Ну а снизу  предусмотрены окошки для еще нескольких любимых дел вашего мальчика или девочки.

Следующая страничка «Мои мечты». Классная страничка.

Только представьте, как интересно будет читать эту страницу вашему уже взрослому ребенку, лет в 20 или 30, или 40. И вспоминать, о чем мечталось в 1 классе.

Далее идет «Моя семья». Сюда помещаем фотографию семьи, желательно, чтобы на ней были все, кто окружает ребенка в повседневной семейной жизни. Под фото расписываем, кто есть кто. Имя отчество родителей, братьев, сестер. Рассказываем об их основных качествах.

Едем дальше.

Продолжаем семейную тему, говорим о семейных традициях. Можно и сюда прицепить фоточку и подробно расписать ваши традиции. А можно сделать проще, как у меня на картинке, коротко ответить на несколько вопросиков в окошке.

Так как наши домашние животные частенько являются самыми настоящими членами семьи, для них выделена отдельная страничка «Мой питомец». Сюда, если есть, тоже вешаем фотографию любимца, и немного о нем рассказываем. Если питомцев несколько, то и страниц можно сделать несколько.

Лист «Моя Родина». Считаю, что в портфолио школьника он должен быть обязательно.  Здесь на странице флаг и герб Российской Федерации. Можно было бы и гимн постараться вместить на этот лист или расположить его на отдельном листе. Но я не стала. А вы смотрите сами, как вам будет угодно.

Следующее изображение.

Про страну поговорили, теперь сужаем географию до «Моего города», ну или села, или деревни. Можно разместить на листе фотографию города, написать его название, год основания и перечислить основные достопримечательности.

Если вы живете, к примеру, в селе, и у вас там с достопримечательностями не густо, то можно расписать историю села или просто указать любимые места ребенка, например, берег реки или площадка перед домом культуры и т.п.

С географией разобрались, начинаем разбираться с увлечениями. На листе «Мои увлечения» я разместила 4 окошка, по одному на каждое увлечение. Если увлечений больше, то и окошек можно сделать больше. Если увлечений меньше, то… следует просто хорошенько подумать, наверняка вы найдете хотя бы четыре увлечения ребенка.

Может быть, он любит смотреть на звезды, или рисовать мелом на асфальте, или прыгать на скакалке. Думаем и заполняем страницу.

Единственное, сюда лучше не вписывать те занятия, которым ребенок уделяет много времени на секциях или кружках. Этому будет посвящена специальная страница.

А теперь про «Мои достижения» говорим. Ну какие там достижения могут быть у ребенка, который только из детского садика выпустился? Ой, самые разные! Вполне понятно, что писать на этом листе, если у вас растет спортсмен, уже активно участвующий в разных соревнованиях и завоевывающий места и разряды, или танцор, имеющий опыт выступления на конкурсах.

А что если нет? Тогда ищем достижения более простые, но не менее важные. Плавать научился! Самостоятельно дерево посадил! Научился заваривать чай! Это для нас ничего такого, а для первоклашки вполне себе достижение. Вот их на листочке и перечисляем.

На этом первый раздел портфолио заканчивается. Если вам очень хочется добавить в него еще какой-нибудь лист, не отказывайте себе, добавляйте. А мы переходим к следующему разделу под названием «Первый класс» и разбираемся с тем, как нам его красиво оформить.

На картинке выше первый лист является листом-вкладышем или можно его еще назвать листом-разделителем, который дает понять, что сейчас речь пойдет именно о первом классе. Никакой контентной нагрузки он не несет. Просто написано «Первый класс» ну и еще здесь размещен «первоклассный» стишок.

Следующий лист также является разделителем, указывающий на начало подраздела «Школьная жизнь»

А с чего начинается школьная жизнь первоклашки? Правильно, с первого сентября. Дню знаний посвятим отдельный лист. Поместим сюда красивую фотографию с первосентябрьской линейки, а ниже напишем о впечатлениях ребенка от праздника.

Следующим делом рассказываем о «Моей школе». Можно и фотографию школы на данной странице разместить и об истории ее написать. Но в моем варианте все проще. Немного статистических данных про школу, которые я обычно беру на сайте школы и стихотворение про школу.

Про безопасность тоже не забываем. Чертим на следующем листе схему безопасного пути ребенка от дома до школы.

А вот и «Мой класс». Обязательно нужна фотография ребенка вместе с одноклассниками. Здесь указываем какой конкретно класс у вас 1 А, 1 Б или 1 В. И сколько в классе всего учеников, сколько девочек и сколько мальчиков. Эту информацию можно уточнить у вашего учителя, не думаю, что он откажет, узнав, что она нужна вам для портфолио.

Ну а если учитель узнает, что одна из страниц портфолио будет посвящена ему, то наверняка он очень обрадуется. На листе «Мой первый учитель» можно разместить фотографию учителя, если она есть, но это не обязательно, все-таки это портфолио ребенка.

ФИО учителя указываем. Можно указать какие-то качества учителя, если уже успели об этих качествах узнать, ну или просто, как у меня в примере, разместить стихотворение про первого учителя. Этого будет вполне достаточно.

Конечно, школа это не только уроки. Это еще и общение. Представляю лист «Мои школьные друзья». Выбираем несколько человек из класса, с которыми ребенок больше всего общается и рассказываем о них в окошках. Пишем имя и три основных качества каждого друга. Если хочется рассказать о каждом друге подробнее, то не стесняйтесь, рассказывайте.

Всегда помните, что автор этой школьной книги вы, и вам решать, что и каком количестве здесь будет присутствовать.

Важный школьный элемент «Расписание уроков». Думаю, что пояснения по данному листу излишни и так понятно, как его заполнять.

Следующий лист является еще одним разделителем, обозначающим начало нового подраздела посвященного «Школьным проектам и конкурсам».

В наше время представить школу без всяких конкурсов и проектов невозможно. Их много в школе и лучше бы вам в них участвовать. Во-первых, ребенку интересно и познавательно, а во-вторых, будет, о чем в портфолио рассказать. Следующие листы нашего примерного портфолио именно конкурсам и проектам посвящены.

Лист «Битва хоров». Мальчик  участвовал в данной битве вместе с классом. О чем и рассказал на данной странице.

Если есть фотографии, то просто супер! Если фотографию с конкурса заполучить не удалось, то вместо нее можно просто красиво написать название конкурса.

Следующий лист «Осень золотая» сделан по такому же принципу, как и предыдущий, только здесь речь уже идет о школьном конкурсе рисунков.

На изображении выше представлены страницы портфолио также посвященные конкурсам и проектам: «Экологический модный приговор», «Проект по математике «Числа вокруг нас» и веселые старты «Папа, мама, я — спортивная семья».

Еще один лист про школьный проект по чтению «Моя любимая сказка», здесь дано изображение рисунка ребенка и чуток раскрывается суть проекта. Зачем расписывать так подробно все эти моменты? А чтобы тот, кто будет просматривать портфолио вашего ребенка, видел, что мальчик или девочка ведет себя довольно активно и в сторонке не отсиживается.

Следующий лист представляет собой сводную таблицу «Участие в школьных олимпиадах, конкурсах  и соревнованиях».

Сюда заносим все, о чем мы рассказывали на предыдущих листах за исключением проектов.

Ведь проекты — это как часть урока все-таки и здесь мы их не указываем. Не забываем в табличке написать даты и результаты (места или баллы).

Далее следует лист-разделитель открывающий новый подраздел «Моя внешкольная жизнь». Зачем этот подраздел нужен? Затем, чтобы показать, что ребенок у нас занят и активен не только в школе, но еще и вне ее.

Начинаем с листа «Мои кружки и секции», в котором упоминаем все внеурочные занятия ребенка и даем их краткое описание в окошках.

Ну а потом рассказываем о самых важных и интересных событиях, которые случились с ребенком вне школьных стен. В рассматриваемом образце это лист «Аттестация по айкидо». Мальчик занимается этим видом единоборств и получил красный пояс. Важно? Конечно! Здорово, если есть фотка.

Еще одно событие — это викторина, состоявшаяся в клубе любителей английского языка, который посещает ребенок.

И еще пара событий из внешкольной жизни, это турнир по шахматам и мастер-класс по гончарному мастерству. И опять же здорово, когда у ребенка есть время и возможность посещать так много кружков и секций, когда его жизнь изобилует событиями, о которых можно рассказать. Но ведь так бывает не всегда. Как тогда быть? О чем писать в портфолио?

Здесь важно помнить, что и занятия, и события могут быть разными. Например, вы можете вместе с ребенком в один из выходных дней отправиться на прогулку по городу, сделать там хорошую фотографию и рассказать об этой прогулке.

Или событием может являться день рождения друга или пересадка домашних растений в новые горшочки, или совместное изготовление пирога с капустой. Так что в этом подразделе всегда есть, о чем рассказать.

Каждый ребенок творец, кто-то лепит, кто-то рисует, кто-то фенечки плетет или скворечники вместе с папой делает. Этому посвящен следующий подраздел «Моё творчество».

Сюда собираем всю ту красоту, которую создал ребенок, рисунки, поделки, фотографии и т.п. Можно представить их в таком же виде как в портфолио-образце (смотри изображение выше). А можно, к примеру, просто вложить в портфолио настоящие рисунки на листах формата А4.

На картинке выше мы видим еще один лист из подраздела «Моё творчество».

А далее лист разделитель, оповещающий о начале нового подраздела «Мои награды». И мой вам совет, каждый диплом, каждую грамоту, сертификат, благодарность, полученную ребенком, бережно храните и не теряйте, все они нам пригодятся.

Мы берем и просто вкладываем их в натуральном виде в портфолио. Правда если у вас есть медали или кубки, то в натуральном виде их в портфолио вложить будет сложновато, тогда просто фотографируйте ребенка с наградами и оформляйте в виде странички с фотографией.

В портфолио-образце его хозяину Андрею Семёнову удалось за первый класс получить аж 7 грамот и дипломов и все они представлены в его документах.

И последний лист раздела «Первый класс» называется «Отзывы обо мне». Вообще этот лист делать не обязательно, нам он потребовался только для участия в конкурсе «Ученик года». Ну и в портфолио-примере я его решила оставить. Мне кажется, он не помешает. Отзывы о ребенке могут писать как его друзья, так и родители, учителя, администрация школы.

Ну а сейчас, товарищи, «Ура! Каникулы!» Добро пожаловать в летний раздел. Первый лист раздела является листом-разделителем, на котором указано лето какого года у нас случилось, и написан летний стишок.

Следующий лист «Моё летнее приключение».

У каждого маленького школьника летом обязательно должно случиться приключение. Большое или маленькое, но должно.

Если вам удалось вместе с ребенком вырваться в отпуск, отлично! Будет о чем написать.

А если не удалось, то, как заполнить этот лист? А в этом случае ищите приключение неподалеку. Сходите в лес. Сходите в парк. Сходите на какую-нибудь экскурсию в вашем городе. Найдите что-нибудь интересное и об этом напишите на данной странице.

Летний раздел совсем небольшой. Предпоследний лист раздела — «За лето я успел». Предлагаю заполнить четыре окошка и указать, на сколько сантиметров вырос ваш малыш за лето, в скольких новых местах побывал, сколько книг прочитал и сколько новых друзей завел. Заполняя данный лист, помните, никто эту информацию проверять не будет. Сильно к цифрам не придирайтесь.

Новыми могут быть не только те места, в которые нужно ехать на поезде или лететь на самолёте, но и соседняя улица, на которой ребенок почему-то до сих пор не бывал и дом ваших знакомых, где он побывал впервые, и новый музей.

Так что считайте с удовольствием.

Страница «Моя летняя библиотека». А вот здесь с указанными данными нужно быть построже. Указываем в таблице только те произведения, которые действительно успели прочитать за лето. Эту информацию как раз можно проверить, устроив устный опрос ребенка по поводу содержания прочитанных книжек. Не факт, что это случится, но шанс, как вы понимаете, есть.

И мы переходим во «Второй класс». Открываем новый раздел нашего портфолио листом разделителем с красивым стихотворением.

И сначала давайте расскажем о тех новостях, которые случились в жизни ребенка. Ведь за год многое могло поменяться. Раздел «Мои новости» открывает лист разделитель с красивым «новостным» стихотворением.

Как вы понимаете, по данному разделу общих шаблонов быть не может. У кого-то новости случились в семье, у кого-то в спорте, у кого-то еще где-то.

При разработке данных страниц  ориентируйтесь на своего ребенка.

В представленном на ваш суд портфолио, есть страница «Новости семьи», так как у мальчика родился братик и об этом хочется рассказать.

Еще у мальчика появились новые увлечения, которым посвящена отдельная страница «Мои новые увлечения».

А еще у Андрея Семёнова появился новый питомец — котенок, о котором он также решил рассказать. На этом с новостями все.

И с помощью следующего разделителя мы перемещаемся в следующий раздел «Моя школьная жизнь».

И дальше идем так же, как и в разделе «Первый класс». Сначала рассказываем про «День Знаний».

Затем про «Расписание уроков». Потом у нас идет рассказ о «Школьных проектах и конкурсах».

Каждому также посвящаем отдельный лист.

И закрывает раздел «Школьные проекты и конкурсы» сводная итоговая табличка.

Прежде чем перейти к следующему подразделу «Моя внешкольная жизнь», вставляем в портфолио еще одну таблицу «Итоговые оценки». В разделе «Первый класс» такой не было, так как и оценки в первом классе не ставят. А во втором уже знания оцениваются и такая табличка в портфолио не помешает.

Затем у нас идет лист-разделитель «Моя внешкольная жизнь».

И страница «Мои кружки и секции». Такая же страница была и в первом классе, и мы ее уже заполняли. Зачем же опять? Ну, во-первых, ребенок мог найти себе новый кружок или секцию, а если даже остался на старых местах, то все равно нужно о них напомнить и рассказать о своем прогрессе, это покажет, что ребенок молодец, не бросает то, что начал.

Далее, как и в прошлом году, рассказываем о самых важных внешкольных событиях на отдельных листах.

Раздел «Моё творчество» оформляем также, как и раньше. Вставляем рисунки, фотографии поделок и другой красоты.

Все оставшиеся разделы «Мои награды», «Отзывы», «Ура! Каникулы!» оформляем по уже знакомому вам принципу.

Вот и все! И ничего сложного и все очень даже интересно.

Выше представлено портфолио ученика начальной школы за два класса. Третий и четвертый делаются по той же схеме, что и второй класс, с теми же подразделами.

Теперь у вас есть реальный образец заполнения портфолио школьника и теперь вы представляете, как оно выглядит. А сейчас разберемся с тем, как его собрать воедино.

Собираем портфолио

Собирается портфолио не все сразу, а постепенно. Случилось какое-то событие, школьное или внешкольное, сделали страничку, вставили в файлик, вложили в папочку. Получили грамоту, вставили в файл, вложили в папку. Случилась новость, написали и рассказали. Ребенок ваш растет и развивается, а вместе с ним и портфолио растет.

Например, для портфолио моей дочери одной папки оказалось недостаточно, очень уж она у меня активная, там одних только грамот и дипломов штук 60.

Так что наше портфолио с 1 по 4 классы живет в двух папках, красной и желтой.

Как сделать портфолио

Ну вот, с содержанием портфолио ученика начальных классов разобрались. Но вопросы еще остались. Например, как сделать такое портфолио чисто технически?

Тут есть несколько вариантов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы:

Вариант 1.

Сделать всё своими руками. То есть, берем белые листы бумаги, чертим рамочки по линеечке, пишем слова, вклеиваем фотографии и т.д.

  • Плюсы: очень творческая и интересная работа, к которой можно привлечь ребенка. Такого портфолио как у вас больше не будет ни у кого.
  • Минусы: прошлый век, огромные временные затраты.

Вариант 2.

Сделать все самостоятельно с помощью специальных программ. Подходящие для данной работы программы это Adobe Photoshop, PowerPoint, Canva.

  • Плюсы: получится красиво, нет ограничений в плане оформления и дизайна.
  • Минусы: необходимо учиться работать в перечисленных программах, программы (Adobe Photoshop, PowerPoint) необходимо устанавливать на компьютер.

Вариант 3.

Купить готовые шаблоны портфолио в магазине и заполнить их от руки.

  • Плюсы: все просто, получится красиво.
  • Минусы: ограничение по количеству страниц, на 4 класса не хватит точно.

Вариант 4.

Портфолио на заказ.

  • Плюсы: есть такие мастера, которые сделают вам супер-портфолио, учтут все ваши рекомендации, подберут желаемые фоны и дизайн.
  • Минусы: к мастеру придется обращаться регулярно, так как портфолио требует постоянного обновления, добавления и продолжения, а будет ли мастер готов действовать быстро, еще неизвестно. Это недешево.

Вариант 5.

Сделать портфолио младшего школьника с помощью готовых шаблонов от блога «ШколаЛа»

  • Плюсы: 8 разных шаблонов. Для мальчиков и для девочек. Лаконичные красивые дизайны, не отвлекающие от главного — от контента. Вы получаете шаблоны в электронном виде. Прекрасно смотрятся при печати как на цветном, так и на черно-белом принтере. Каждый шаблон представлен в трех вариантах: «Максимум», «Стандарт» и «Минимум». Выбирайте, тот который больше подходит. Шаблоны, которые позволят вам продолжать самостоятельно наполнять портфолио столько времени, сколько нужно, без посторонней помощи. Вы ни от кого не зависите. Недорого!
  • Минусы: не обнаружены!

Выбирайте!

Дизайн портфолио школьника

В завершении хотелось бы остановиться подробнее на дизайне портфолио. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет. Но все-таки, мне кажется, что перебарщивать в дизайне с декоративными элементами не стоит. Ведь мы же теперь школьники, а не малыши из детского садика. Поэтому я считаю, что всяким там тачкам, феечкам, Губкам Бобам и Свинкам Пепам на страницах школьного документа не место.

Цвета лучше выбирать спокойные, декоративные элементы лаконичные, такие, которые не будут отвлекать читателя от контента. Вместо мультяшных персонажей лучше разместить на листах пословицы, поговорки, стихотворения, умные и красивые фразы, подходящие под содержание страницы.

Всем этим требованиям соответствуют дизайны, которые предлагает вам «ШколаЛа». На сегодняшний день разработано 8 дизайнов, они представлены ниже.

Дизайны для девочек

«Листопад»

Портфолио в спокойных приглушенных оранжево-зеленых тонах. Эдакая осенняя тема для романтических натур.

«Бабочки»

Серо-голубые тона. Красивые яркие бабочки создают оптимистичное настроение у читателя портфолио и в то же время не отвлекают от текста.

«Цветочная поляна»

Дизайн, созданный специально для маленьких любительниц лета. Цветы в красно-оранжевых тонах создают отличное теплое настроение и подталкивают к новым свершениям.

«Радужные истории»

Основа дизайна — геометрические формы, выполненные в голубых, розовых, оранжевых и желтых тонах. Дополняют портфолио и помогают настроиться на рабочий лад глобус, микроскоп и циркуль, расположенные в правом нижнем углу. Все довольно ярко, но в тоже время лаконично и сдержанно.

Дизайны для мальчиков

«Космос»

Для юных школяров, очарованных звездами и грезящих о полетах в другие галактики. Контент гармонично окружен светилами и планетами, которые совсем не отвлекают от главного, от содержания.

«Спорт»

Дизайн для юных спортсменов и непосед. Рамка состоит из спортивных мячей: баскетбольного, футбольного, волейбольного, теннисного и мяча для регби. Спокойные цвета успокоят даже самого непоседливого непоседу)

«Подводный мир»

Обрадует маленьких «Кусто». За рамкой портфолио бушует синее море, а на дне кораллы, водоросли и тропические рыбки. В распечатанном виде смотрится очень гармонично.

«Атмосфера»

На основе данного дизайна выполнено портфолио-образец, размещенное в статье на иллюстрациях выше. Сине-голубые тона. Атмосферный, легкий дизайн.

Выбирайте тот шаблон, который понравится вашему ребенку, приобретайте и создавайте свое неповторимое портфолио.

Стоимость шаблона портфолио зависит от его формата:

  • формат «Максимум», содержащий 100+ листов — 420 рублей;
  • формат «Стандарт», содержащий 50 листов — 370 рублей;
  • формат «Минимум», содержащий 30 листов — 320 рублей.

После оплаты шаблон будет отправлен вам на электронную почту в электронном виде. Его нужно будет скачать на компьютер, заполнить и распечатать.

Все-все подробности по поводу приобретения шаблона портфолио школьника найдете здесь.

На сегодня все. Надеюсь, в этой статье вы нашли ответы на все ваши вопросы. Если нет, то спрашивайте дополнительно в комментариях. Все обсудим.

До новых встреч!

Ваша «ШколаЛа»

Основная идея обновления старшей ступени
общего образования состоит в том, что
образование должно стать более
индивидуализированным, дифференцированным,
ориентированным на создание условий выбора для
удовлетворения образовательных потребностей
старшеклассников. Реализация этих идей
направлена на изменение целей, содержания,
технологий организации подходов к оценке
образовательных результатов учащихся.

Принятие и дальнейшее развитие парадигмы
практико-ориентированного образования приводит
к большему использованию других, альтернативных
методов оценивания.

Одним из таких методов оценивания является
портфолио. Портфолио (в широком смысле
этого слова)
– это способ фиксирования,
накопления и оценки индивидуальных достижений
школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то
есть истинных)
индивидуализированных оценок и
ориентирован не только на процесс оценивания, но
и самооценивания. Основной целью аутентичного
оценивания является оказание помощи учащимся в
развитии их способностей анализировать
собственную деятельность, сопоставлять её с
общепринятыми стандартами и на основе этого
пересматривать, усовершенствовать,
перенаправлять свою энергию, проявлять
инициативу для достижения собственного
прогресса.

В педагогической литературе портфолио
характеризуется как:

– коллекция работ учащегося, всесторонне
демонстрирующая не только его учебные
результаты, но и усилия, приложенные к их
достижению, а также очевидный прогресс в знаниях
и умениях учащегося по сравнению с его
предыдущими результатами.

Портфолио не только является современной
формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:

– поддерживать высокую учебную мотивацию
школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и
самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной
деятельности учащихся;
– формировать умение учиться: ставить цели,
планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
– и как результат: способствовать повышению
качества образования в целом.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОРТФОЛИО

  1. В отличие от традиционного подхода, который
    разделяет преподавание, учение и оценивание,
    портфолио органически интегрирует эти три
    составляющие процесса обучения.
  2. Позволяет объединить количественную и
    качественную оценку способностей учащегося
    посредством анализа разнообразных продуктов
    учебно-познавательной деятельности.
  3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и
    взаимооценка учащихся, а также самоанализ и
    самоконтроль учащегося.
  4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя
    и учащегося с целью оценки достижений,
    приложенных усилий и прогресса в обучении.
  5. Портфолио – форма непрерывной оценки в
    процессе непрерывного образования, которая
    смещает акценты от жестких факторов
    традиционной оценки к гибким условиям оценки
    альтернативной.

Работа с портфолио предполагает организацию
деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п.,
самостоятельную работу учащегося и
индивидуальную работу с педагогом.

К работе с портфолио привлекаются родители,
учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования, психолог. Курирует работу классный
руководитель.

Перечень мероприятий по подготовке
портфолио учащихся на разных возрастных этапах

Возрастной этап

Перечень мероприятий

Взаимодействие

5-й класс.

Сентябрь-ноябрь.

1. Подготовка рабочих материалов. 2.
Собеседования с классными руководителями. 3.
Оформление собственно папок. 4. Информирование
учащихся и родителей (законных представителей) о
значимости портфолио и необходимости его
ведения
Классный руководитель,

педагог-психолог

5–7-е классы 1. Проводится работа по развитию навыков
рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности учащихся. 2. Психологическая
диагностика. 3. Диагностика возможностей: –
анализ результатов успеваемости; – анализ
результатов досуговой деятельности; –
проведение экспресс-диагностики (определение
типа мышления);
– изучение мотивации учащихся
при переходе в основную школу; – изучение
мотивов в обучения в 7-м классе, ГИТ, типы
интеллекта (теория Говарда Гарднера). 4.
Формирование умения ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную
деятельность. 5. Организация различных
внеклассных и внеурочных мероприятий по защите
творческих проектов, деловые игры, школьные
олимпиады по предметам и т. п.
Классный руководитель,

педагог-психолог,

учителя-предметники.

Окончание 7-го8-й класс 1. На данном этапе проводятся
консультации с учащимися и их родителями по
выбору профиля дальнейшего обучения. 2.
Диагностика интересов, потребностей и
склонностей: – карта интересов; – диагностика
включенности и эмоционального благополучия на
уроках. 3. Анализ результатов диагностики
интересов и возможностей каждого учащегося. 4.
Соответственно ведется работа по максимальному
обеспечению официальных документов и творческих
материалов, которые будут подтверждать уровень
достижений ребенка в различных видах
деятельности
Классный руководитель,

педагог-психолог,

родители

Окончание 8-го
9-й класс
1. Индивидуальное консультирование
учащихся по результатам диагностики и выбору
образовательного маршрута. 2. Индивидуальное
консультирование родителей по итогам работы. 3.
Беседа с классным руководителем по результатам
работы с классом. 4. Обработка результатов,
накопленных на раннем этапе. 5. Предоставляется
выбор предпрофильных курсов для дальнейшего
самоопределения учащихся. 6. Отбор материала,
который в дальнейшем поможет определить
индивидуальный маршрут по предпрофильной
подготовке и повысить образовательный рейтинг. 7.
Анализ мнения родителей, классного руководителя
и учителей. 8. Подведение итогов диагностической
работы, подготовка рекомендаций.
Учащиеся,

классный руководитель,

педагог-психолог

9-й класс.

Апрель-май.

1. Проводится анализ результативности
работы по накоплению портфолио. 2. Заполнение
бланка портфолио и приложения к нему,
утвержденного для общеобразовательных
учреждений.
Классный руководитель,

педагог-психолог,

администрация

Важно, чтобы на каждом этапе в процессе
продвижения к намеченной цели был зафиксирован
успех ученика, так как именно успех – наилучший
стимул для дальнейшего продвижения. Именно
поэтому основным инструментом программы
является рабочая папка “Портфолио” (с 5-го по 8-й
классы) ученика, где отражаются цели, которые
ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение
к ним, успехи и достижения.

Работа с учащимися осуществляется в
индивидуальной, фронтальной и групповой формах.

В рамках данной работы предполагается
проведение серии занятий с классом,
индивидуальное консультирование, проведение
родительских собраний.

СОДЕРЖАНИЕ портфолио

1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел “Мой портрет”;
II раздел “Портфолио документов”;
III раздел “Портфолио работ”;
IV раздел “Портфолио отзывов”;
V раздел “Копилка” (памятки, инструкции,
полезная информация).

Раздел I. Информация о владельце
портфолио

Мой портрет – цели, самоанализ, результаты
психологических диагностик, автобиография.

Включает в себя личные данные учащегося,
ведущего портфолио (автобиография). В этом
разделе помещаются результаты психологической
диагностики, информация, помогающая ребенку
проанализировать свой характер, способности,
узнать способы саморазвития,
самосовершенствования, самопознания. Ученик
ежегодно проводит самоанализ собственных планов
и интересов. Ставит цели и анализирует
достижения. Также проводит самоанализ итогов
года.

Самоанализ можно проводить на первом классном
часе, а затем заполненный лист вкладывать в
рабочую папку (портфолио). Интересно
анализировать: происходят ли изменения в
рассуждениях ребенка, остается он на твердых
позициях или его размышления меняются в
соответствии с изменением возраста,
определенных событий и т. д.

Раздел II. Официальные документы

Портфолио документов – комплект
сертифицированных (документированных)
индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещается перечень
представленных в портфолио официальных
документов (все имеющиеся у школьника
сертифицированные документы, подтверждающие
индивидуальные достижения в различных видах
деятельности: дипломы об участии в предметных
олимпиадах различного уровня, грамоты за участие
в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по
предметам или о результатах тестирования и т. д.)

В данном разделе допускается представление
копий документов.

Каждый документ этого раздела оценивается
баллом в соответствии с принятой в данной
муниципальной образовательной сети шкалой
оценки.

(На основании этих документов оформляется
вкладыш в аттестат об основном среднем
образовании.)

Наличие данного раздела – это возможность как
качественной, так и количественной оценки
материалов портфолио. Итоговый документ,
представленный в виде вкладыша в аттестат, легко
заполняется классным руководителем.

Итоговая балльная оценка делает портфолио
действенным механизмом определения
образовательного рейтинга ученика, так как может
стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду
с оценками, полученными в конце года и при
итоговой аттестации в 9-м классе).

Документы, представленные в данном разделе
фиксируются в таблице. Сами документы или их
копии (грамоты, сертификаты, благодарственные
письма, свидетельства и т.п.)
могут храниться
дома у ученика или в файле Рабочей папки.

Раздел III. Творческие работы, курсы по
выбору

Портфолио работ – комплект различных
творческих, исследовательских, проектных и
других работ выпускника.

Портфолио работ может включать в себя:

– проектные работы (тема проекта, описание
работы, текста работы в печатном виде);

– исследовательские работы и рефераты (исследовательская
работа, реферат, использованная литература);

– техническое творчество: модели, макеты,
приборы (краткое описание конкретной работы);
– работа по искусству (дается перечень работ,
фиксируется участие в выставках, в театре,
оркестре, хоре и т. п.);

– различные практики: языковая, социальная,
трудовая, педагогическая (фиксируется вид
практики, место ее прохождения,
продолжительность);

– занятия в учреждениях дополнительного
образования, на различных учебных курсах;
– участие в научных конференциях, учебных
семинарах и лагерях.

В данный раздел ученик помещает результаты
различных творческих, проектных,
исследовательских работ, а также описание
основных форм и направлений его учебной и
творческой активности: участие в научных
конференциях, конкурсах, учебных лагерях,
прохождение элективных курсов, различного рода
практик, спортивных и художественных достижений
и др.

Раздел портфолио включает качественную оценку,
например, по параметрам полноты, разнообразия и
убедительности материалов, качества
представленных работ, ориентированности на
выбранный профиль обучения и др. Материалы,
представленные в данном разделе, дают широкое
представление о динамике учебной и творческой
активности ученика, направленности его
интересов, характере предпрофильной подготовки.
В ряде случаев это может быть педагогически
весьма значимо, поскольку есть много учеников,
для которых “портфолио работ” – дополнительная
форма выражения успешности, “состоятельности”
подростка в его образовательной карьере.

В рабочую папку (портфолио) прилагается:

  1. Индивидуальный учебный план предпрофильной
    подготовки, в котором указываются курсы по
    выбору, прослушанные учащимся.
  2. “Зачетный лист” – документ, подтверждающий
    прохождение курсов по выбору, заверенный
    подписью директора и печатью школы, который
    вкладывается в портфолио (или прилагается ее
    копия).
  3. Перечень представленных творческих работ.
  4. Таблица “Мое участие в школьных праздниках и
    мероприятиях”.

Учащийся фиксирует в бланке “Перечень
творческих работ” и таблице “Мое участие в
школьных праздниках и мероприятиях” виды
творческой деятельности на протяжении
установленного срока ведения рабочей папки.

Раздел IV. Отзывы и рекомендации

Портфолио отзывов – характеристики
отношения школьника к различным видам
деятельности, представленные учителями,
педагогами; письменный самоанализ выпускника
своей конкретной деятельности и ее результатов.

Портфолио отзывов включает в себя перечень
представленных отзывов и рекомендаций:

– заключения о качестве выполненной работы;
– рецензии;
– отзывы;
– резюме с оценкой собственных учебных
достижений;
– рекомендательные письма.

Примечание. Данный раздел включает в себя
характеристики отношения школьника к людям,
событиям, различным видам деятельности. Они
могут быть представлены в виде рекомендаций,
заключений о качестве выполненной работы,
например, в научном обществе школьников,
рецензий на статью, опубликованную ребенком в
СМИ; рекомендательных писем от учителей,
родителей, друзей и т. д.

В данный раздел прежде всего включаются
следующие документы:

1. Резюме.

2. Перечень представленных отзывов и
рекомендаций:

1. __________________
2. __________________
3. __________________

Этот раздел дает возможность включить
механизмы самооценки ученика, что повышает
степень осознанности процессов, связанных с
обучением и выбором профильного направления.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПОРТФОЛИО

Прежде всего, внедрение данной формы требует
большой систематической работы по повышению
квалификации учителей, формированию их
готовности одобрить и принять эту инновацию.
Конечно, и с этим трудно не согласиться,
внедрение портфолио требует как от учителя, так и
от учащихся новых организационных и
познавательных умений. К тому же возникает
проблема учебного времени: портфолио требует
больше времени для реализации, чем традиционная
система оценки.

Задачи портфолио, конечно же, не решаются за
один-два года. Необходимо реально оценить
возможности учащихся, педагогов, родителей в
возможности предоставления материалов,
позволяющих составить “картину” значимых
образовательных результатов в целом, обеспечить
отслеживание его индивидуального прогресса в
широком образовательном контексте,
продемонстрировать его способности практически
применять приобретенные знания и умения.

Поэтому возникает необходимость ответить на
следующие вопросы:

  1. Какой срок является оптимальным для
    накапливания материала?
  2. Как могут взаимодействовать ученики, учителя и
    родители при формировании портфолио?
  3. Какую необходимо вести работу с учащимися,
    чтобы заполнение в 9-м классе документов,
    определяющих индивидуальный образовательный
    рейтинг выпускника основной школы, позволило
    преодолеть комплекс школьной неполноценности,
    которым страдают многие дети, чтобы мотивация
    достижений сопровождала их в последующей жизни?

Безусловно, существуют реальные трудности и
противоречия во внедрении данной инновации в
учебный процесс. Но вместе с тем учебные
портфолио дают новый толчок развитию проблемы
оценки, показывают возможные направления
обновления традиционной системы, и в конечном
счете формируют новое понимание самого процесса
обучения.

Для организации этой работы необходимо изучить
и систематизировать многообразный материал,
познакомиться с опытом работы, сложившимся в
различных регионах России.

Основная проблема при внедрении этой инновации
– проблема общей неготовности участников
образовательного процесса к работе с новым
методом оценивания образовательной
деятельности:

– в школах слабо разработана методическая база
по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и
профессиональная)
классных руководителей по
организации деятельности ведения и оформления
портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация
достижений, имеются трудности в вопросах
целеполагания, самостоятельного планирования и
организации собственной учебной деятельности,
умения систематизировать и анализировать
собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию
важности и значимости портфолио как документа,
позволяющего подтвердить уровень имеющихся
знаний учащихся и сделать правильный выбор
дальнейшего профиля обучения. У родителей
действует такой стереотип: нейтрально-спокойное
отношение к деятельности педагогов и детей, а
порой и категоричная оценка: “В современном
обществе, к сожалению, значимы не результаты, а
иные, точнее финансовые, возможности”.

В ходе работы по решению выявленных трудностей
и анализа первого опыта по накоплению портфолио
учащихся, а также понимая, что одной из главных
задач современной школы является повышение
качества образовательного процесса в рамках
реализации программы по предпрофильной
подготовке и профильного обучения, необходимо
заранее готовить учащихся к осознанному подходу
к сбору материалов и дальнейшему оформлению
портфолио, который является основой для
определения образовательного рейтинга
выпускника основной школы.

МКОУ «Посевнинская СОШ»

Методические рекомендации

«Портфолио учащегося»

Составил:

учитель технологии

Зиборова Ю.Б.

р.п. Посевная

2015г.

Портфлио учащегося

Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников, особенно в условиях введения ФГОС НОО второго поколения,является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом оказывает ПОРТФОЛИО. Портфолио служит для интеграции преподавания и оценки; предоставления необходимой информации ученикам, учителям и родителям, а также другим заинтересованным сторонам; помощи детям в оценивании собственной работы; формирования базы для оценки  достижений ребёнка.

Портфолио является не только современной эффектиной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную  деятельность.

С 5 класса на каждого ребенка я завела папку, в которой несколько разделов: это- “Я”, “Моя семья”, “Мои друзья”, “Мои учебные  достижения”, “Мои творческие достижения” и другие. Моим ученикам всегда есть, что положить в портфолио: они с удовольствием расскажут о своей семье, о том, чем любят заниматься. Вложат самые лучшие, на их взгляд, творческие работы, сочинения и контрольные работы. В листах достижений дети отражают свои успехи в учебной и внеурочной деятельности. В первом классе, когда дети только начинают работать над портфолио, без  помощи и пощи родителей, конечно, им не обойтись. Со временем эта помощь сводиться к минимуму..

             Цель портфолио: объективное фиксирование индивидуальных достижений школьников.

  Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

  Структура портфолио

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует.  Работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.

  Примерная структура портфолио

  1) ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

2) РАЗДЕЛ “МОЙ МИР”

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
·  “Мое имя” – информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, которые носили это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
·  “Моя семья” – здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
·  “Мой город” – рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
·  “Мои друзья” – фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
·  “Мои увлечения” – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
·  “Моя школа” – рассказ о школе и о педагогах.
·  “Мои любимые школьные предметы” – небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу “мне нравится…, потому что…”. Также неплох вариант с названием “Школьные предметы”. При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

3) РАЗДЕЛ “МОЯ УЧЁБА”
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

4) РАЗДЕЛ “МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА”
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазетук празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 

5) РАЗДЕЛ “МОЁ ТВОРЧЕСТВО”
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

6) РАЗДЕЛ “МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях”
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

7) РАЗДЕЛ “МОИ ДОСТИЖЕНИЯ” 
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 

8) РАЗДЕЛ “ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ” 
Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений.

9) РАЗДЕЛ – “СОДЕРЖАНИЕ”

Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:

• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);

• выставка «портфелей* (по желанию учащихся).

Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:

• творчество;

• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);

• понимание и полнота отражения учебного материала.

Предварительные результаты

Работа по технологии портфолио позволяет учителю:

• оценить уровень самостоятельности детей;

• выявить проблемы в формировании у них самооценки;

• определить преобладающую мотивацию ребенка;

• оценить уровень владения умениями и навыками.

          Памятка для педагогов по ведению портфолио

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

                 Взаимодействие с родителями

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Добавить комментарий