Электронное портфолио по циклу уроков – это способ систематизации и закрепления знаний учащегося, полученного в рамках данного цикла. Портфолио также позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в учебной деятельности, и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Цель электронного портфолио по циклу уроков – усвоение и закрепление полученной на уроках информации.
Задачами ведения портфолио в начальных классах являются:
– увеличение багажа знаний учащихся;
– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Ниже приведен пример разработанного портфолио по циклу уроков «Окружающий мир» 3 класс. Шаблон данного задания, с которым работаут учащиеся 3-го класса представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Золотое кольцо России |
||
Город |
Достопримечательность Причина «Почему хочу посетить именно это место?» |
Фото/рисунок |
Сергиев Посад |
Троице – Сергиева Лавра (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Переславль-Залесский |
Спасо-Преображенская Церковь (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Ростов |
Ростовский Кремль (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Углич |
Угличская гидроэлектростанция (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Ярославль |
Церковь Ильи Пророка (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Кострома |
Торговые ряды (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Плёс |
Дом-музей Левитана (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Иваново |
Площадь Пушкина (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Суздаль |
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Владимир |
Успенский собор (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Музей путешествий |
||
Город |
Достопримечательность Причина «Почему хочу посетить именно это место?» |
Фото/рисунок |
Сочи |
Дендрарий (Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
|
Наши ближайшие соседи |
||
Страна |
Флаг, столица, глава государства. |
Достопримечательность Фото/Рисунок Причина «Почему именно это место я хочу посетить» |
Польша |
Столица – Варшава Глав государства – Президент |
Королевский замок в Варшаве
(Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
Эстония |
Столица – Таллин Глава государства – Президент |
Старый город Таллина
(Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
Латвия |
||
Литва |
||
Белорусь |
||
Украина |
||
Казахстан |
||
На севере Европы |
||
Страна |
Флаг, столица, глава государства. |
Достопримечательность Фото/Рисунок Причина «Почему именно это место я хочу посетить» |
Швеция |
Столица – Стокгольм Глава государства -Король |
Глобен-Арена
(Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
Норвегия |
||
Финляндия |
||
Дания |
||
Исландия |
||
Что такое Бенилюкс? |
||
Страна |
Флаг, столица, глава государства. |
Достопримечательность Фото/Рисунок Причина «Почему именно это место я хочу посетить» |
Бельгия |
Столица – Брюссель Глава государства – Король |
Ратуша
(Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
Нидерланды |
||
Люксембург |
||
В центре Европы |
||
Страна |
Флаг, столица, глава государства |
Достопримечательность Фото/Рисунок Причина «Почему именно это место я хочу посетить |
Германия |
Столица – Берлин Глава государства – Президент |
Бранденбургские ворота
(Причина, которую указывает учащийся самостоятельно) |
Австрия |
||
Швейцария |
Стоит отметить, что электронное портфолио также является опорой при решении ряда учебных задач. Так, мной по завершению данного учебного раздела будет разработан и проведен тест для учащихся в Google Формах, а также разработан квест, при прохождении которых учащиеся могут обращаться к электронному портфолио при возникновении затруднений.
Урок – портфолио 5 класс по теме «Разнообразие
организмов».
Образовательная
цель: расширить знания о многообразии живых
организмов; продолжить выявлять общие признаки представителей разных царств.
Воспитательная
цель: формировать интерес к изучаемому
предмету; показать значение живых организмов в природе и жизни человека.
Развивающая цель:
развивать логическое мышление, память, внимание, речь, эмоциональную сферу
психики.
Развивающие задачи:
учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, самостоятельно
делать выводы; развивать способность воспроизводить изучаемый материал,
устойчивость внимания; создавать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.
Оборудование:
рисунки представителей разных царств, мультимедиа, презентация, ребусы,
кроссворды, музыка, информационные листы, видеофильм.
Тип урока:
закрепление.
Вид урока:
урок – портфолио.
Методы обучения:
иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический.
Ход урока
1. Орг.
начало урока.
Прозвенел звонок
для нас.
Все зашли спокойно
в класс.
Встали все у парт
красиво,
Поздоровались
учтиво.
Тихо сели, спинки
прямо.
Вижу, класс ваш
хоть куда.
Мы начнём урок,
друзья.
2. Актуализация
ранее усвоенных знаний и умений.
– Наш урок
называется урок – портфолио. Что такое портфолио?
– Это самая
разнообразная информация, собранная о ком то. Например, портфолио ученика
содержит информацию о его успеваемости, участии в спортивных соревнованиях,
конкурсах олимпиадах и др. Мы же с вами составим сегодня портфолио урока.
Прежде всего, портфолио урока должно содержать информацию о живых организмах. Чтобы
определить, о ком пойдет речь, вы должны отгадать ребусы (приложение №1).
– Мы будем
говорить о представителях царства Животных и средах их обитания. Чтобы
определить тему урока – портфолио, разгадайте головоломку (приложение№2).
-Тема
«Разнообразие живых организмов». Внимание на экран (видеоролик приложение №3).
Запишите тему урока, дежурный напомнит правила ведения записей в тетради. На
основании темы сформулируйте цель урока. Версии обучающихся.
-Чтобы достичь
цели, необходимо создать команду, участники которой внесут свой вклад в наш
урок- портфолио, а ваши тетради будут его страничками.
Состав команды:
1. Художники
(рисуют заготовку для размещения шаблоны животных в средах жизни)
2. Специалисты
в области описания обитателей наземно-воздушной среды жизни (приложение №4 и
адрес интернет ресурса для лучшего усвоения материала).
3. Специалисты
в области описания обитателей водной среды жизни (приложение №5 и адрес
интернет ресурса для лучшего усвоения материала)
4. Специалисты
в области описания обитателей почвы, как среды жизни (приложение №6 и адрес
интернет ресурса для лучшего усвоения материала).
Каждая группа
получает инструкции и приступает к работе.
Звучит
инструментальная музыка (приложение №7)
Перед
ответственной работой надо набраться сил.
Физкультминутка.
(Приложение №8)
Участники команд
готовы? А мы готовы слушать и смотреть. Художники показывают своё полотно. По
ходу рассказов они будут это полотно дополнять картинками обитателей природы.
Ребята выступают.
Наше портфолио
наполнилось? Мне кажется, оно будет ещё интересней, если мы отгадаем кроссворд
по картинкам. (приложение №9)
Какие у вас
получились ответы?
Лиса, волк, хорёк,
панда, тигр, рысь, буйвол. Ключевое слово – сохатый.
Белка, олень,
барсук, соболь, сайгак. Ключевое слово – косой.
Давайте вернёмся к
цели нашего урока. Мы её достигли?
Рефлексия
А теперь реплики о
том, что вы узнали на нашем уроке.
Ответы учеников
Хорошо работали
сегодня все, но лучше всех …
Объявление оценок
Завершим урок
«флаговым шествием». Если вам понравился урок, поднимите зелёные флажки, если
нет – красные.
Урок окончен, спасибо
за работу.
Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение № 4
Наземно-воздушная среда жизни.
1. Подготовить
характеристику наземно-воздушной среды, как среды жизни. Стр.22, первый абзац.
2. Вырезать
шаблоны обитателей среды и подготовить о них рассказ.
3. Составить
синквейн о среде.
Лисица –
одно из самых красивых хищных животных. У нее изящное удлиненное тело, стройные
ноги, длинный пушистый хвост. Голова с заостренной мордой и большими стоячими
ушами. Лисица обыкновенная фото. Размером лиса с небольшую собаку. Длина тела
взрослой особи составляет от 60 до 90 см, длина хвоста – от 40 до 60 см. Вес
лисицы обычно не превышает 10 кг. Лисы, живущие в северных широтах, часто
крупнее своих южных собратьев. Мех у лисы длинный и пушистый, по большей части
окрашен в рыжий цвет. Брюхо чаще белого цвета, реже – черного. Чем севернее
живет лисица, тем ярче ее окраска. Иногда в природе встречаются лисы с
необычной окраской – черно-бурой, белой. В течение года лисы дважды линяют,
меняя свой мех то на зимний – густой и длинный, то на летний – редкий и
короткий.
Приложение №5
Вода – как среда жизни.
1. Подготовить
характеристику воды, как среды жизни. Стр.20, первый абзац.
2. Раздать
шаблоны обитателей воды, подготовить о них рассказ.
3. Загадать
загадки об обитателях воды.
Обычно, окунь
достигает длины 50 см и веса до 2 кг, однако встречались особи весом до 4-5 кг.
Но словить такой экземпляр редкая удача и поймать его практически
нереально. Чаще ловится окунь до 300 грамм, поскольку уж очень медленно растёт
эта симпатичная рыбка и даже таких размеров достигает в возрасте 6-8 лет. Тело
окуня сжато с боков и плотно покрыто мелкой чешуёй. Окрас рыбы
зеленовато-жёлтый, с чёрными полосами поперёк тела, за которые он и получил
прозвище матрос. Брюшко окуня белое. У этой рыбы 2 спинных плавника, которые
расположены близко друг к другу. Первый спинной плавник выше и длиннее второго.
На первом спинном плавнике, ближе ко второму, у окуня имеется чёрное пятно.
Грудные, брюшные и хвостовой плавники окуня имеют красный или оранжевый окрас.
И хоть окунь и хищник, он так же никогда не побрезгует, например, червяком,
пиявкой или насекомыми.
Приложение №6
Почва – как среда жизни.
1. Подготовить
характеристику почвы, как среды жизни. Стр.27, первый абзац.
2. Вырезать
шаблоны обитателей почвы и подготовить о них рассказ.
3.
Крот – маленький,
одетый в черную шубку зверек, ведущий подземный образ жизни. Его знает
каждый житель планеты, он распространен на всех континентах, кроме конечно
Арктики. Предпочитают кроты влажную мягкую почву лесов, полей, лугов.
Встречается на огородах, полях в садах и парках. Длина обыкновенного крота
15см, вес 150г. Продолговатое крепкое тело, маленькие, но сильные
розовые лапки, не покрытые мехом, с острыми коготкамиПередние конечности
мощнее задних ног. Ладошки широкие, как лопатки. Хвост короткий
(3см), розового цвета. Нос вытянут и похож
на хоботок, он тоже розового цвета. Глаза крохотные и ничего не видят, они
прикрыты пленкой. Зато обоняние и осязание развито очень хорошо.
Рассказать
стихи о почве.
Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой,
Только в нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.
Но не скоро станет доброй пашней
Влажный перегной листвы опавшей,
Отцветают травы каждый год,
Только долго почвы слой растет.
Приложение №9
1
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
|||||||
7 |
|||||||
Приложение №9
2
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
Литература
1.
Большая школьная энциклопедия Издательство:
Махаон, 2014 г.
2.
УМК «Биология. Живой организм.5-6 классы.
Сухорукова Л. Н. ,Кучменко В.С
3.
https://www.youtube.com/watch?v=2UlPsM9yqDo
4.
Ребусы http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
5.
Кроссворд http://cross.highcat.org/ru_RU/
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « САРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСИЧЕСКОГО ТРУДА БОРИСА ГЛЕБОВИЧА МУЗРУКОВА»
Разработка открытого урока
Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека.
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Преподаватель: Лазарева Ю.С.
2013 г.
Название темы: Мультимедийные технологии.
Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека.
Цели урока:
Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы Power Point, практическое применение практическое применение современных технологий.
Воспитательные – воспитание культуры предъявления себя, своих достижений, поддержание высокой учебной мотивацию студентов, формирование умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, закладывание дополнительных предпосылок для успешной социализации.
Развивающие – развитие познавательного интереса, творческой активности студентов, расширение возможности обучения и самообучения,
Оборудование урока: проектор, портативный компьютер.
Тип урока: комбинированный
Компетенции учащихся на уроке:
Основные понятия: понятие компьютерной презентации и ее назначение, структуры, принципы стилевого оформления презентаций, дизайна слайдов.
Основные знания: правила техники безопасности и при работе на компьютере; возможности программного обеспечения, предназначенного для создания презентаций.
Основные умения: студент создает презентацию с помощью мастера, шаблона, на базе другой презентации или пустых слайдов; разрабатывать структуру презентации; добавляет стилевое оформление презентации и дизайн слайдов; добавляет к слайдам текст и изображения и настраивает их параметры запускает; добавляет объектам на слайдах анимационные эффекты, настраивает анимационные эффекты смены слайдов, сохраняет презентацию в разных форматах.
Формы обучения, используемые на уроке: метод проектов, технология «портфолио» (приложение 1).
Методы обучения, используемые на уроке: индивидуальная форма обучения, демонстрация, лекционная подача материала.
Средства обучения, используемые на уроке: проектор, интерактивная доска, портативный компьютер, пакет программных средств офисного назначения. Microsoft Office 2010, персональные компьютеры.
Основные этапы урока:
- Организационный (2 минуты).
- Актуализация (5 минут).
- Изложение нового материала (28 минут).
- Закрепление изученного материала (5 минут).
- Рефлексия (1минуты).
- Домашнее задание (2 минуты).
- Оценка знаний (2 минуты).
Ход урока:
Этап 1. Организационный.
Приветствие студентов, озвучивание темы и целей урока.
Этап 2. Актуализация.
Тест «Презентации» с помощью программы Hyper Test (файл Презентации).
Этап 3. Изложение нового материала.
Сегодня вы находитесь на уроке, посвященному обобщению и систематизации знаний и умений по теме «Слайдовые презентации, созданные с помощью Power Point». Конкретно, мы рассмотрим практическую сторону данной темы на примере создания портфолио в профессиональной деятельности человека. (Презентация Портфолио).
«Наличие портфолио обязательно!» – Подобное требования чаще всего встречается в объявлениях о вакансиях для журналистов, художников, дизайнеров, моделей, актеров.
Портфолио – индивидуальная папка студента, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности, за определенный период времени.
Цель формирования портфолио: представить отчет по процессу образования, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса, продемонстрировать ваши способности практически применять приобретенные знания и умения.
В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, так и по способам работы с ними.
Выделяют следующие типы портфолио:
- портфолио документов,
- портфолио работ,
- портфолио отзывов.
Портфолио документов – папка сертификатов, благодарностей, медалей, грамот, свидетельств, подтверждающих достижения. Цель – дать информацию об авторе и результатах его деятельности.
Портфолио работ – материалы, отражающие основные направления и виды деятельности (перечень основных направлений творческой деятельности, коллекция творческих, проектных, исследовательских работ, свидетельства об участии и научных конференциях, конкурсах, спортивных или художественных достижениях и т.д.)
Портфолио отзывов – отзывы данные преподавателями, родителями, возможно сверстников, работниками системы внешкольного образования и др.
Широко используется электронное портфолио, созданное в цифровом виде. Его можно записывать и копировать, пересылать электронной почтой или размещать на собственном сайте в сети Интернет.
Составляя собственное портфолио, задавайтесь вопросом: «Для чего оно мне нужно?», поскольку необходимо четко определить функции портфолио – презентация проблемы, над которой вы работали, или идеи ее решения, презентация и отображение практического результата решения проблемы.
Основа портфолио – правильная презентация результатов работы или собственных достижений.
Портфолио поможет продемонстрировать:
- степень развития (интеллектуального, творческого, коммуникативного и т.д.);
- владения разными методами создания учебного материала;
- умение планировать и анализировать свою деятельность, определять цель и достигать ее, объективно оценивать свои достижения.
Следующий вопрос, на который вы должны найти ответ: «Как представить себя (свои способности и результаты работы или достижения в учебе и т.д.) так, чтобы содержание портфолио донесло до читателей (зрителей) суть работы (проекта)?»
Вот несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам в работе над составлением портфолио проекта:
- оформление: содержание работы, безусловно, важно, но форма представления также производит впечатление. Следует обратить внимание на дизайн оформления, систематизацию представленных материалов и оригинальность ( постараться поразить, удивить);
- материалы должны быть представлены в логической последовательности;
- объем: показатель требовательности автора к качеству того, что он делает (тут возможны крайности: все сделанное заслуживает внимания или одна работа продемонстрирует все, что умеет автор). Тщательно подбирайте работы, которые должны показать вас разнопланово.
Примерное содержание портфолио может быть представлена следующим образом:
Титульный лист (обложка).
- I раздел «Мой портрет» (краткая характеристика);
- II раздел «Успеваемость» (таблица с оценками по предметам и средний балл);
- III раздел «Мои достижения» (сертификаты, благодарности, грамоты, выступления на концертах и т.д.);
- IV раздел «Мои работы» (реферат, презентация и др.)
- V раздел «Мои увлечения» (гиперссылки с разъяснениями);
- VI раздел «Планы на будущее»
- VII раздел «Любой» (моя семья, моя родословная, мой друг, моя кошка и т.д.)
Заключительным этапом работы над портфолио является его презентация.
Оценивает проект рецензент из студентов, преподаваелей, а также сам автор. Критерии оценивания компьютерного проекта представлены в приложении 2.
Этап 6. Закрепление изученного материала.
Предлагается просмотреть презентацию урока на компьютере и законспектировать структуру и содержание портфолио.
Этап 5. Рефлексия.
Запустить на выполнение презентацию «Мое настроение» и подтвердить свое настроение.
Этап 6. Домашнее задание.
Создать презентацию «Портфолио» с учётом предъявляемых требований.
Литература:
- И.Я.Ривкинд, Т.И.Лысенко, Л.А.Черникова, В.В. Шакотько Информатика: Учебник для 10 класса. – К.: Генеза, 2010.
- О.М. Коберник, А.И.Терещук, О.Г.Гервас, О.Б.Авраменко Технологии: Учебник для 11-го класса. – К.:Литера ЛТД 2011.
- О.М.Левченко, И.В.Коваль, И.О.Завадский Учебное пособие: Основы создания компьютерных презентаций. – К.: Издательская группа BHV, 2009.
- В.П.Костюков, Е.В.Мотурнак Учебное пособие: Информационный работник. – К.: Издательская группа BHV, 2009.
- Материалы с сайта онлайн поддержки курса www.allinf.at.ua
Приложение 1
Метод учебных проектов. Метод «портфолио».
Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой–либо предметной области. Итоги своей деятельности студенты демонстрируют на заключительном уроке-конференции по данной теме.
Учебный проект мной используется как итоговая работа в некоторых темах, таких как «Обработка текстовой информации», «Мультимедийные технологии», «Обработка числовой информации в электронных таблицах», «Моделирование и формализация», «Основы сайтостроения» и др.
Изучение содержания предмета (информатики) совмещается с применением приобретенных знаний в работе над учебно–исследовательским проектом. На уроках информационных технологий в первую очередь формируются и совершенствуются умения и навыки планирования, информационно–поисковые, освоения новых программных приложений. Метод проектов используют студенты и при изучении других предметов. Цели реализуются следующим образом: преподаватель–предметник ведет содержательную часть проекта, который помогает сориентироваться в проблеме и наметить общий план работы над содержанием. Под руководством преподавателя осуществляется детальное планирование деятельности с учетом применения средств вычислительной техники, освоения и совершенствования навыков работы в различных средах. Во время этой работы у студентов формируется представление о единстве информационных процессов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской и творческой деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Метод портфолио может рассматриваться как один из активных методов обучения, применяемых в рамках педагогической технологии метода проектов.
Основными целями и задачами создания портфолио в техникуме являются:
- Повышение самооценки студента, создание ситуации «успеха»;
- Раскрытие личных способностей каждого студента;
- Постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития.
- Развитие положительных нравственных качеств;
- Развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;
- Мотивация стремления к самосовершенствованию.
«Портфолио» является достаточно важным проектом в техникуме, ведь во время его разработки студент осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.
Приложение 2
Критерии оценивания компьютерного проекта
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ |
количество баллов |
САМООЦЕНКА |
ОЦЕНКА рецензента |
Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком |
1 |
|||
Минимальное количество – 12 слайдов |
2 |
|||
Максимальное соответствие предложенному содержанию |
2 |
|||
Настройка смены слайдов |
1 |
|||
Настройка часовых параметров показа |
1 |
|||
Использование музыки и ее плавное затухание |
2 |
|||
Использование эффектов анимации объектов |
1 |
|||
Управляющие кнопки и переход по ним |
2 |
|||
Гиперссылки и переход по ним |
2 |
|||
Текст написан без ошибок, и сформулированные идеи ясно изложены и структурированы |
3 |
|||
Красивое оформление презентации |
3 |
|||
Свои предложения |
3 |
|||
Итого: |
23 |
|||
Средняя оценка |
Что такое педагогическое портфолио и как его правильно составить
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Педагогическое портфолио необходимо, в первую очередь, администрации школ — помогает оценить работу преподавателей. Но и учителям оно несет выгоды: позволяет претендовать на большую премию, проще пройти аттестацию, стать участником престижных конкурсов. Разбираемся, как правильно составить и оформить педагогическое портфолио.
Что такое педагогическое портфолио
Портфолио педагога — пакет документов, которые подтверждают успехи преподавателя и отражают темп и качество его профессионального развития.
Портфолио позволяет показать достижения, с успехом аттестоваться, а при смене работы и переходе в другую школу будет визитной карточкой и рекомендательным письмом одновременно.
Портфолио может быть как электронным, так и бумажным. Форма зависит от того, для каких целей его будут использовать. Цифровая версия — личный сайт — пригодится в конкурсах и грантах. Бумажный вариант удобно показывать на собеседовании. Удобно иметь портфолио в двух видах, чтобы демонстрировать его администраторам вживую и отправлять на конкурсы по электронной почте.
Зачем учителю педагогическое портфолио
-
Повысить доход
Педагогические портфолио стали популярными, когда у директоров и завучей появилась обязанность отслеживать эффективность работы учителя. Так администрация упрощает аккредитацию и лицензирование, расширяет методический диапазон школы и определяет размер премий учителям. Чем больше образовательных мероприятий провел педагог, чем больше наград получили его ученики, тем больше оснований претендовать на премию.
-
Пройти аттестацию
Педагогическое портфолио — основание для аттестации. Заместитель руководителя педагогического форума «Открытый урок» Белла Крупская указывает, что стоит заранее проверить, есть ли портфолио в перечне документов, которые требуются для прохождения аттестации в конкретном образовательном учреждении.
-
Участвовать в конкурсах
С портфолио учитель без лишней подготовки сможет участвовать в конкурсных и грантовых программах. Например, основной критерий для участия в главном Всероссийском конкурсе для педагогов «Учитель года России» — наличие педагогического портфолио.
Чем больше материалов в портфолио, тем вероятнее педагог победит в престижном конкурсе или лучше пройдет аттестацию. А их результаты тоже войдут в портфолио и повлияют на размер премии.
Хотите выстроить свой личный бренд как преподавателя, научиться сокращать финансовые риски и начать зарабатывать больше? А может, вам хочется вести совсем другой предмет в школе?
Что будет?
— уроки по основам психологии, педагогики, методик преподавания и финансовой грамотности
— узкоспециализированные направления: вы можете выбрать курс переквалификации и освоить дополнительную профессию
А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.
Доступна рассрочка.
Узнать подробнее
Как составить педагогическое портфолио
Ольга Агуреева, директор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки, рассказала, что включить в портфолио, чтобы оно выглядело наиболее презентабельно:
- Визитная карточка.
В ней стоит указать полные ФИО, год рождения, образование, специальность, стаж работы, перечень учительских наград, грамот, благодарственных писем. Стоит подкрепить информацию копиями документов о базовом образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации за последние пять лет, копией аттестационного листа предыдущей аттестации. Полезно прикрепить личную фотографию. - Методическая работа.
В этой части стоит описать, какие методики использует учитель, и обосновать их выбор. Плюсом в этом разделе будут публикации в профессиональных или научных изданиях, документы об участии в мастер-классах, круглых столах, конференциях, стажировках. - Результаты обучения и воспитания.
Здесь стоит указать динамику успеваемости учеников, проанализировать соответствие знаний и умений ФГОСам. Полезно приложить грамоты учеников за участие в олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях муниципального, регионального и российского уровней. - Результаты внеурочной/проектной деятельности.
Здесь будут уместны грамоты, отчеты, фотографии с мероприятий. Стоит также расписать систему внеурочной деятельности: указать компоненты, содержание, используемые технологии. - Отзывы о педагогической деятельности.
В этом разделе следует прикрепить характеристику со стороны завучей и директора, рецензии на статьи, отзывы на семинары и выступления, методические бюллетени по итогам открытых уроков, занятий. Кроме того, пригодятся рекомендательные письма от родителей и собственное резюме с оценкой профессиональных достижений.
Как оформить
Самое важное — выбрать площадку, на которой учитель создаст и разместит портфолио, считает педагог дополнительного образования Марина Голобородько из «Томилинского молодежного клуба».
«Какими бы ни были достижения — комиссии, в первую очередь, бросится в глаза оформление и структура», — говорит педагог.
Удобнее всего создать сайт на бесплатных хостингах app.site123.com, www.jimdo.com и внести данные в готовый шаблон. Затем стоит зарегистрировать свой методический материал в Банке интернет-портфолио учителей (www.bank-portfolio.ru) и получить сертификат.
В аналоговом виде портфолио выглядит как папка с файлами или брошюра. Каждый документ в ней необходимо датировать. В оглавлении портфолио важно представить полный перечень материалов по разделам.
Во время анализа портфолио комиссия смотрит, насколько систематично и регулярно педагог заполнял документ, насколько эстетично, логично и лаконично представил информацию. Также оценивают наглядность: чем больше разноплановых фотографий, отзывов и грамот, тем выше шансы получить повышение или победить в конкурсе.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Введение новых образовательных стандартов
стимулирует инновационную деятельность
педагогических коллективов. Государственный
образовательный стандарт, определяя облик
специалиста, требует от педагогического
коллектива учитывать возможности и запросы
каждой конкретной личности студента наряду с
необходимостью обеспечения высокого уровня СПО.
Одна из основных задач современного
образовательного учреждения, в том числе и
педагогической направленности – подготовка
конкурентноспособного специалиста, обладающего
такими качествами как мобильность, готовность к
профессиональному и личностному саморазвитию,
стремление к творческому самовыражению. При
получении образования возможна не только
подготовка к педагогической деятельности, но и
продуктивное проживание отрезка студенческой
жизни как таковой. Не только теоретическое
обучение, но и педагогическая практика
представляет большие возможности для
самореализации студентов “здесь и сейчас”, что
помогает задать траекторию будущих
профессиональных и личностных проявлений
будущего учителя, педагога.
Коллектив ОГСПОУ “Училище олимпийского
резерва” ищет пути эффективного решения задач и
проблем профессионального образования в
инновационной деятельности. Новые
образовательные технологии – предмет
пристального изучения педагогов. Наибольшее
внимание привлекают технологии, основанные
именно на сочетании двух подходов: личностного и
деятельностного. При их реализации анализу
подвергается деятельность студента с учётом его
личных потребностей и способностей. Педагоги
ищут пути и методы формирования наиболее
рациональных видов этой деятельности. Одной из
технологий, заинтересовавших педагогов училища,
стала технология учебного портфолио, которая, на
наш взгляд, позволяет в полной мере применить
личностно-ориентированный подход в обучении. Это
замена пассивного типа обучения, в котором
студенту отводится роль слушающего,
усваивающего, повторяющего и т.п., активным
обучением, при котором студент является активным
творцом знаний, решений, информации и т.п.
Преподаватель создаёт условия, определяющие
мотив деятельности, формирует систему знаний на
основе самоуправления процессом обучения,
стимулирует активность студентов, обеспечивает
дифференцированный подход в процессе обучения.
Основной закон инновационной педагогической
технологии по созданию учебного портфолио – “
делай по-своему, исходя из своих способностей,
интересов и личного опыта, корректируй сам себя”.
Это раскрывает главное отличие инновационной
педагогической технологии от традиционного
метода обучения, одним из принципов которого
является: “ делай, как я, делай лучше, чем я”.
Технология по созданию учебного портфолио
реализует следующие принципы:
- равенство всех участников обучения:
преподаватель и студент становятся партнерами в
организации учебного процесса с приоритетом
самостоятельного обучения при направляющей
функции преподавателя; - ненасильственное привлечение к процессу
познания, поиску знаний с помощью создания
личностной мотивации; - отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
вместо этого в качестве стимулов – самооценка,
самокоррекция, самовоспитание; - сочетание индивидуальной и коллективной работы
для создания атмосферы сотрудничества,
взаимопонимания, что способствует повышению
уровня коммуникативной культуры, дает реальное
понятие о диалогическом способе восхождения к
истине; - возможность выбора материала, вида
деятельности, способа предъявления результата; - важность не столько результата творческого
поиска, сколько его процесса, в котором
реализуются законы проблемного обучения на
основе инновационной методики.
Работа с портфолио помогает студенту
критически оценить результаты своей
учебно-профессиональной деятельности. Портфолио
позволяет фиксировать изменения и рост студента
за определенный период времени, а также
обеспечивать непрерывность процесса обучения от
года к году. Кроме этого, портфолио можно
рассматривать в качестве модели индивидуального
образовательного маршрута студента.
В процессе работы над созданием портфолио у
студента формируются:
- общеучебные умения (систематизация, обобщение,
сравнение, классификация и др.), - прогностические и проектировочные умения
(выбор и формулирование целей, определение
последовательности и результатов деятельности,
планирование, выбор способов деятельности и др.), - организационные (умение вести деловые записи,
находить необходимые данные, использовать
различные способы работы с информацией и её
источниками и т.п.) и др.
Помимо накопительной функции, портфолио
выполняет модельную функцию:
- отражает динамику развития студента,
результатов его самореализации; - демонстрирует стиль учения, свойственный
студенту, показывает особенности его общей
культуры и отдельных сторон интеллекта; - помогает студенту проводить рефлексию
собственной учебной работы; - служит формой обсуждения и. самооценки
результатов работы студента на семинаре, зачете
и экзамене; - помогает студенту самостоятельно установить
связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.
Таким образом, портфолио можно рассматривать в
качестве модели индивидуального
образовательного маршрута, при котором
происходит замена контроля за учебным процессом
со стороны преподавателя, контролем со стороны
обучающегося. Преподаватель фиксирует правила
учебного процесса, студенты сами в рамках этих
правил контролируют и то, как они осуществляют
обучение, и то, как идет учебный процесс.
В педагогической литературе портфолио
определяют как целенаправленное собрание работ
обучающихся, которые показывают усилия
учащегося, студента, его развитие и достижения в
одной или нескольких областях учебного плана.
Портфолио может представлять собой как набор
документов, фиксирующих профессиональное
развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты,
характеристики, рекомендации и др.), так и
наиболее удачные методические разработки.
Портфолио – в широком смысле слова – это способ
фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений учащегося за
определённый период его обучения. Это способ
аутентичный, индивидуализированный,
ориентированный на процесс самооценивания. В
нашем случае портфолио – это рабочая файловая
папка, содержащая многообразную информацию,
которая документирует приобретённый опыт и
достижения студентов в изучении курса
“Педагогика”. Конечная цель учебного портфолио
– свидетельство прогресса по результатам, по
приложенным усилиям, по материализованным
продуктам учебно-познавательной деятельности,
основной смысл которой – “показать всё, на что
ты способен”.
Исследователями (С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой,
Федотовой Е.Е. и др.) выделяются различные типы
учебных портфолио. Типы создаваемых портфолио –
рефлексивный, проблемно-исследовательский,
тематический.
Рефлексивное портфолио раскрывает
динамику личностного развития студента,
помогает отследить результативность его
деятельности как в количественном, так и в
качественном плане. В эту папку собираются все
контрольные и творческие работы.
Проблемно-исследовательский тип связан
с написанием реферата, курсовой работы,
подготовкой к выступлению на конференции. Он
представляет собой набор материала по
определенной рубрике.
Тематическое портфолио создается в
процессе изучения какой-либо большой темы,
раздела, учебного курса.
Каково содержательное наполнение
портфолио?
В портфолио могут входить: домашние работы,
результаты проверочных и контрольных работ,
тестов, результаты групповой работы, в том числе
черновики и схемы; алгоритмы решения
ситуационных задач, выполнения практических
работ по учебной дисциплине; проекты; письменные
творческие работы; краткие записи, связанные с
ходом выполнения письменных работ: фотографии;
“график-органайзеры”: схемы, таблицы, графики,
диаграммы, гистограммы и т. п.; анкеты и
результаты их обработки; отчеты об
интервьюировании кого-либо; вопросы, возникающие
в ходе работы; листы, дневники наблюдений;
рефлексия общих особенностей своего учения;
самооценка; письма преподавателю / члену своей
семьи / одногруппнику и т. д., связанные с
содержанием портфолио или процессом работы над
ним; постановка и обоснование целей будущего
обучения /исследования; краткие записи докладов,
выступлений, ответов и т.п. по теме портфолио:
компьютерные программы; описание лабораторных
работ и экспериментов; образцы изобразительного
творчества; грамоты, сертификаты, справки и
другие свидетельства определенных достижений
студента и т. д.
Мы предлагаем студентам работать с
показательным портфолио. Этот тип портфолио
включает лучшие методические разработки
студентов, отобранные как ими самими, так и
преподавателем, методистами. В портфолио
включается только законченная работа. Кроме
того, портфолио может содержать и включать
фотографии, видеозаписи и электронные отчеты
студентов по завершенной работе. Показательный
портфолио может включать итоговый самоотчет по
педагогической практике, рефлексивные анализы,
может содержать программу личностного роста.
Показательные портфолио отражают
спрогнозированные результаты студентов и оценки
работ студентов учителями, методистами, возможны
отзывы родителей и учеников.
В процессе разработки портфолио мы
придерживаемся трех этапов.
Первый этап – этап организации. Студенты
осмысливают цель портфолио и его статуса как
средства контроля и оценки их собственного
развития. На этом этапе преподаватель, методист
объясняет, как можно организовать и представить
результаты собственной деятельности в процессе
изучения учебной дисциплины, на педагогической
практике, смысл и назначение портфолио и т.п.
На втором этапе происходит составление
портфолио. Студенты собирают значимые
материалы, отражающие их образовательный опыт,
другие документы (грамоты, свидетельства,
характеристики и др.).
На третьем этапе происходит осмысливание.
Эти размышления могут быть отображены в виде
эссе-рассуждений, других форм, проявляющихся
после обдумывания как педагогической практики в
целом, так и отдельных ее этапов – проведение
пробных и контрольных уроков по физической
культуре, проведение родительского собрания,
подготовка детей к празднику, организация с
воспитанниками коллективных творческих дел.
Предлагается следующая примерная структура
портфолио:
– титульный лист;
– раздел I: “Самопрезентация” включает
информацию студента о себе (фотография,
рефлексия своей жизни и планы на будущее);
отражение взглядов на педагогическую профессию
– обозначенную будущим учителем самостоятельно,
педагогическую миссию (как студент видит себя в
профессии; что он как учитель может дать для
развития учеников; чему он может научиться у
учеников и т.д.); педагогическое кредо.
– раздел II: “Мои достижения в изучении учебной
дисциплины “Педагогика” или “Тематическое
портфолио”
В раздел помещаются творческие продукты в виде
лучших конспектов-лекций, тематических
методических разработок, рефератов, проектных и
исследовательских работ, электронных
презентаций (включает анализ достигнутых
собственных целей и целей, которые были
поставлены преподавателем педагогики при
изучении учебной дисциплины).
Данный раздел можно использовать как
“методическую копилку” будущего педагога в
сфере физической культуры и спорта. Тематическое
портфолио создаётся в процессе изучения
какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
– раздел III: “Мои достижения в практике”
В раздел помещаются творческие продукты в виде
лучших методических разработок уроков, бесед
воспитательной направленности; электронная
презентация – отчет по практике (включает анализ
достигнутых собственных целей и целей, которые
были поставлены методистом перед выходом на
практику).
– раздел IV: “Отзывы и рекомендации”
В этом разделе содержатся различные виды
рефлексивного анализа каждого вида практики
(краткосрочные и долгосрочные цели; список
использованных собственных возможностей;
картограмма личных успехов; правила управления
собственным успехом в педагогической
деятельности).
Сюда же включаются характеристики отношения
студента к различным видам практики. Такие
характеристики могут быть представлены в виде
отзывов и рекомендательных писем от учителей,
методистов, благодарственных писем из различных
образовательных учреждений. Сводная итоговая
ведомость портфолио, где указывается
качественная оценка творческих работ и
самоотчетов о педагогической практике.
В педагогике существуют разные подходы к
оцениванию портфолио. Большая часть авторов
(Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. и др.)
соглашается с тем, что процесс оценивания
зависит, прежде всего, от того, с какой целью
разрабатывался портфолио, для нас основным
критерием выступает его полезность.
Особого внимания требует механизм оценки
портфолио, который может быть реализован
следующим образом:
- оцениваются только процесс и характер работы
над портфолио; - оцениваются по заданным критериям только
отдельные части портфолио (например,
обязательные рубрики); - оцениваются все рубрики, общая оценка выводится
как среднее арифметическое; - оценивается окончательный вариант портфолио по
заранее определенным критериям; - оценивается не только сам портфолио, но и
качество его презентации; - портфолио не оценивается, а студент выбирает
отдельные части для пре-
зентации на итоговом занятии, что является
допуском к зачету или экзамену.
Критерии оценивания, как правило, определяются
совместно со студентами, но могут быть
предложены преподавателем. Набор критериев
зависит от особенностей дисциплины, целей ее
освоения, условий обучения и т. д.
Таким образом, процесс создания портфолио не
только демонстрирует усилия студента и его
прогресс или достижения в конкретном виде
практики, но и помогает будущему педагогу в
развитии способностей анализировать
собственную деятельность, сопоставлять ее с
общепринятыми стандартами и на основе этого
пересматривать, усовершенствовать свои умения.
Сущность современного образовательного
процесса заключается не только в том, чтобы дать
знания, умения и навыки подрастающему поколению,
развивать у них мышление, но и в том, чтобы
обучать их формам, методам, средствам
самостоятельного добывания знаний. Формирование
у студентов умений самостоятельно пополнять
знания, ориентироваться в стремительном потоке
информации – одно из направлений
совершенствования качества подготовки
специалистов.