Название
раздела
Краткое
содержание
Титульный
лист
1. Фото
педагога.
2. Фамилия, имя,
отчество.
3. Образовательная
организация (полное название).
4. Занимаемая
должность, квалификационная категория.
5. Стаж работы в
занимаемой должности.
6. Дата начала
составления портфолио.
Визитная
карточка педагога
1. Ф.И.О.
2. Дата рождения.
3. Образование,
наименование образовательной организации, год окончания.
4. Должность, по
которой выходит на аттестацию.
5. Место работы.
6. Общий стаж
работы.
7. Стаж
педагогической работы.
8. Стаж работы в
должности (в данной организации).
9. Сведения о
предыдущей аттестации (категория, дата присвоения).
10. Наличие
ученой степени.
11. Награды,
звания.
12. Контактные
телефоны.
Сведения
о наградах педагога
1.Копии
документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
2. Наиболее
значимые правительственные или общественные награды, грамоты, благодарственные
письма; дипломы различных конкурсов; грамоты, благодарственные письма,
дипломы.
Материалы этого
раздела Портфолио могут опосредованно
свидетельствовать
о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности
воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества,
активности,
компетентности.
Персонифицированная
программа повышения квалификации педагога
План
самообразования (индивидуального роста) педагога.
Анкеты
Справка по
результатам анкетирования, составленная руководителем ДОО.
Опыт
работы
Документы и
материалы из опыта работы. Их подбор зависит от содержания профессиональной
деятельности, уровня мастерства, темы и цели портфолио.
Участие
педагога в методических и профессиональных мероприятиях
1. Участие в
работе методических объединений (образовательной организации, района).
2. Участие в
работе творческих, проектных групп.
3. Руководство
педагогической практикой студентов, слушателей;
4. Руководство
методическим объединением педагогов, кафедрой, лабораторией,
социально-психологической службой, методическим советом, комиссией и т.п. в
образовательной организации;
5. Руководство
методическим объединением специалистов округа, района/города;
6. Руководство
творческими, проектными, инновационными группами;
7. Наставничество,
руководство стажировкой.
8. Участие в
качестве члена жури конкурсов, эксперта аттестационной комиссии.
9. Опыт
реализации программ и проектов инновационного характера на всех уровнях.
10. Участие
педагога в профессиональных конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях,
выставках профессионального мастерства и т.п.) на всех уровнях.
11. Педагог –
призер, лауреат конкурсов профессионального мастерства, соревнований, выставок
и т.п.
12. Публикации
материалов в изданиях на всех уровнях.
13. Представление
опыта практической деятельности в различных формах (выступление, презентация,
размещение информации в сети «Интернет» и т.п.) на всех уровнях.
14. Ведение собственного
сайта, блога, форума по профилю профессиональной деятельности.
15. Участие в
качестве лектора на курсах повышения квалификации и профессиональной
переподготовки.
Участие
воспитанников в различных мероприятиях (конкурсы, фестивали, соревнования,
состязания)
Включает
сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных
мероприятиях, олимпиадах,
сертификаты
участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности.
Взаимодействие
с родителями (лицами их
заменяющими
Праздники с
привлечением родителей, мастер-классы, анкетирование, консультирование,
родительские собрания и другие формы работы.
МБДОУ детский сад №7 «Ягодка»
Методические рекомендации «Портфолио педагога»
Гришина Е.В., воспитатель
пгт. Джубга
Портфолио педагогического работника – это индивидуальная папка, в которой накапливаются материалы, свидетельствующие о профессиональных достижениях педагога в образовательной деятельности, результаты обучения. Воспитания и развития его воспитанников.
Портфолио – это многофункциональный инструмент ка к внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагога, позволяющий фиксировать, оценивать, обоснованно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности.
Цели и задачи ведения портфолио:
- Проанализировать и представить значимые профессиональные результаты;
- Обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника;
- Обеспечить накопление необходимой информации необходимой для:
- повышения или подтверждения квалификационной категории педагога,
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога;
- участия в различных конкурсах.
Функции портфолио:
- демонстрационная – презентация достижений профессиональной компетенции педагогических работников;
- оценочно-стимулирующая – выявление результативности деятельности и уровня профессиональной компетентности;
- рефлексивная – гмониторинг личностного развития педагогических работников.
Педагог имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Структура и содержание разделов портфолио
Портфолио педагогических работников МБДОУ включает следующие разделы:
- «Визитная карточка педагога», которая содержит общие сведения о педагоге:
- Фамилия, имя, отчество педагога;
- дата рождения;
- должность;
- образование (наименование учебного заведения, год окончания, специальность, квалификация по диплому);
- стаж педагогической работы;
- педагогический стаж в МБДОУ;
- квалификационная категория;
- личная подпись педагога.
- «Официальные документы». В этом разделе помещается информация и копии всех имеющихся у педагога официальных документов:
- об образовании (дипломов окончания учебных заведений),
- подтверждающих повышение квалификации педагога (удостоверений о прохождении курсовой подготовки);
- подтверждающих прохождение процедуры аттестации (выписка из приказа);
- подтверждающих наличие почётных званий, учёных степеней;
- участия в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня.
- «Профессиональная компетентность педагога» предполагает
а. наличие информации о работе педагога:
- по самообразованию;
- в методической работе МБДОУ;
- в методической работе на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;
- по участию в профессиональных конкурсах различного уровня;
- в инновационной деятельности
б.публикаций по проблеме обучения, воспитания и развития дошкольников;
в.информации об использовании ИКТ – технологий педагогом в педагогическом процессе.
- «Творческие работы педагога». Этот раздел включает работу педагога по обобщению, распространению и внедрению педагогического опыта (в том числе реализации творческого проекта педагога):
- работа с воспитанниками (конспекты организованной образовательной деятельности, перспективные планы, тематические копилки, мультимедийные презентации, фото детских работ, мероприятий, выставок и пр.)
- работа с родителями (конспекты и фотографии совместных мероприятий с родителями и с детьми, материалы консультаций, родительских собраний, наглядные материалы для родительского уголка, анкеты, фотоматериалы совместных работ родителей и детей и пр.)
- «Достижения воспитанников». Этот раздел должен содержать:
- анализ заболеваемости воспитанников группы;
- результаты проведения мониторинга (с наличием положительной динамики по образовательной (ых) области (ей) дошкольного образования);
- участие воспитанников в конкурсах, выставках, соревнованиях, фестивалях и пр. различного уровня.
- «Развивающая предметно-пространственная среда». Этот раздел включает работу педагога по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы (участка группы): наличие паспорта группы, фотоинтерьера группы (или отдельных различных островков в группе); списка используемого дидактического материала (можно фотоматериалы), различных картотек, рекомендаций по оформлению среды и пр.
- «Отзывы о педагоге». Этот раздел предполагает наличие отзывов о педагоге:
- администрации о профессиональной деятельности педагога (представление, характеристика);
- родителей о профессиональной деятельности педагога (благодарности, публикации в СМИ, результаты анкетирования и пр.);
- отзывы коллег;
- рецензии ведущих специалистов.
- «Общественная деятельность педагога» предполагает информацию: о выступлениях педагога на праздниках, об участии в спортивных мероприятиях различного уровня (районный, городской); участии в конкурсных жюри, привлечении к контрольной деятельности в МБДОУ и пр.
- Оформление портфолио
Портфолио педагогического работника оформляется в виде папки-накопителя с файлами. Каждый материал, включённый в портфолио, датируется.
К портфолио можно прилагать материал в электронном виде (мультимедийные презентации, фото и видеозаписи и др.)
При оформлении портфолио педагога МБДОУ необходимо соблюдать следующие требования:
- Систематичность и регулярность самомониторинга;
- Достоверность;
- Объективность;
- Аналитичность, нацеленность педагога на повышение уровня профессионализма и достижения более высоких результатов;
- Аккуратность и эстетичность оформления;
- Полнота и конкретность представленных сведений;
- Презентабельность.
- Использование материалов портфолио
Материалы портфолио могут рассматриваться на заседаниях экспертных групп по аттестации педагогических работников, конкурсных комиссий для принятия управленческих решений (о соответствии заявленной квалификационной категории).
Приложение
к методическим рекомендациям
«Портфолио педагога»
Содержание разделов портфолио
- Раздел «Визитная карточка педагога»
– Фамилия, имя, отчество педагога________________________________________________
– дата рождения________________________________________________________________
– должность___________________________________________________________________
– образование (наименование учебного заведения, год окончания, специальность, квалификация по диплому)______________________________________________________
-стаж педагогической работы ____________________________________________________
– педагогический стаж в МБДОУ _________________________________________________
– квалификационная категория___________________________________________________
-личная подпись педагога_______________________________________________________
- Раздел «Официальные документы»
об образовании (дипломов окончания учебных заведений)
образование |
Год окончания |
Наименование учебного заведения |
Направление подготовки |
Квалификация |
подтверждающих повышение квалификации педагога (удостоверений о прохождении курсовой подготовки)
Место прохождения курсов |
Дата прохождения, количество часов |
Названия курсов повышения квалификации |
Полученный документ |
подтверждающих прохождение процедуры аттестации (выписка из приказа)
Присвоенная категория с указанием должности |
Дата установления |
подтверждающих наличие почётных званий, учёных степеней
Название документа |
Содержание |
Дата выдачи |
участия в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня
Уровень |
Результат |
Наименование конкурса, мероприятия |
Дата |
- «Профессиональная компетентность педагога» предполагает наличие
а) информации о работе педагога:
по самообразованию;
в методической работе МБДОУ
Учебный год |
Дата |
Тема мероприятия |
Форма участия |
в методической работе на муниципальном, региональном, федеральном уровнях
Учебный год |
Дата |
Тема мероприятия |
Форма участия |
по участию в профессиональных конкурсах различного уровня
Учебный год |
Название конкурса |
Результат |
Участие в профессиональных конкурсах ДОУ |
||
Участие в муниципальных профессиональных конкурсах |
||
Участие в региональных, всероссийских профессиональных конкурсах |
||
в инновационной деятельности
Учебный год |
Тема экспериментальной работы |
Результат |
б) публикаций по проблеме обучения, воспитания и развития дошкольников
Год написания |
Тема публикации |
Место издания |
в) информации об использовании ИКТ – технологий педагогом в педагогическом процессе
Дата |
Название мероприятия |
Результат |
- «Творческие работы педагога»
- работа с воспитанниками (конспекты организованной образовательной деятельности, перспективные планы, тематические копилки, мультимедийные презентации, фото детских работ, мероприятий, выставок и пр.);
- работа с родителями (конспекты и фотографии совместных мероприятий с родителями и с детьми, материалы консультаций, родительских собраний, наглядные материалы для родительского уголка, анкеты, фотоматериалы совместных работ родителей и детей и пр.)
- «Достижения воспитанников»
анализ заболеваемости воспитанников группы
результаты проведения мониторинга (с наличием положительной динамики по образовательной (ых) области (ей) дошкольного образования);
Учебный год |
Образовательная область |
Направления |
Показатели % |
участие воспитанников в конкурсах, выставках, соревнованиях, фестивалях и пр. различного уровня.
Дата |
Уровень |
Результат (участник, диплом, грамота) |
Наименование конкурса, мероприятия |
Название работы |
Участники |
- «Развивающая предметно-пространственная среда»
- наличие паспорта группы, фотоинтерьера группы (или отдельных различных островков в группе);
- список используемого дидактического материала (можно фотоматериалы), различных картотек, рекомендаций по оформлению среды и пр.
- «Отзывы о педагоге»
- отзыв администрации о профессиональной деятельности педагога (представление, характеристика);
- отзыв родителей о профессиональной деятельности педагога (благодарности, публикации в СМИ, результаты анкетирования и пр.);
- отзывы коллег;
- рецензии ведущих специалистов.
- «Общественная деятельность педагога» предполагает информацию: о выступлениях педагога на праздниках, об участии в спортивных мероприятиях различного уровня (районный, городской); участии в конкурсных жюри, привлечении к контрольной деятельности в МБДОУ и пр.
Дата |
Название мероприятия |
Результат |
Правила составления портфолио воспитателя дошкольного учреждения
Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения – это педагог, который должен систематически заниматься саморазвитием, анализируя результаты своей деятельности, разрабатывая инновационные методики работы с детьми, обмениваясь опытом с коллегами. Весь этот процесс должен быть наглядно зафиксирован в портфолио – папке с документами, которая, по сути, представляет собой досье успеха педагога дошкольного образования за определенный период времени перед аттестацией, необходимой для повышения квалификации.
Чтобы грамотно составить портфолио, необходимо придерживаться строгих требований по его оформлению и наполнению. Портфолио должно состоять из нескольких разделов в четкой последовательности:
1. «Введение»
В этом разделе представляется общая информация о педагоге:
– его личные данные (ФИО, дата рождения, семейное положение, гражданство);
– сведения об образовании (когда и где оно было получено);
– стаж работы по специальности;
– данные о предыдущей аттестации и курсах повышения квалификации (если таковые есть);
– заверенные копии грамот, дипломов, наград и благодарственных писем, полученных воспитателем за последние 5 лет работы, или выписки из приказов руководителя дошкольного учреждения, в котором работает воспитатель.
2. «Портрет»
Этот раздел оформляется в произвольной форме. Главное, что необходимо сделать – описать личный опыт работы педагога дошкольного учреждения с детьми и рассказать о своем отношении к профессии воспитателя детского сада.
3. Разработки учебных и воспитательных занятий с дошкольниками
Оформляя данный раздел, рекомендуется придерживаться принципа научности. Желательно разместить здесь не только текстовый материал, но и иллюстративный, в виде фотографий или диска с видео. Важно, чтобы каждая разработка мероприятия сопровождалась его самоанализом, это отразит индивидуальный и дифференцированный подход воспитателя в его работе.
4. «Папка достижений детей»
В этом разделе следует подробно изложить информацию о каждом воспитаннике, об их личных достижениях, уровне их активности в мероприятиях различного масштаба (городского, всероссийского, международного). Также необходимо учитывать, что все указанные данные нужно подкреплять подтверждающими документами – копиями дипломов или любых других наград (свидетельства о публикации авторского материала педагога в СМИ).
5. Научно-методическая деятельность педагога дошкольного учреждения
Этот раздел должен быть посвящен описанию работы воспитателя в методических объединениях разных уровней. Важно отметить, в каких конференциях, семинарах и конкурсах было принято участие, какие проблемы и темы поднимались в ходе педагогических советов. Отдельное внимание следует уделить публикациям воспитателя (если они есть) – рассказать, в каких изданиях они были размещены, какие проблемы в них поднимаются, их цель и практическое применение. Обязательно представить заверенные копии опубликованных материалов со всеми выходными данными.
6. Описание опыта воспитателя в использовании современных образовательных технологий
В данном разделе необходимо рассказать, в каких случаях и что конкретно применяется педагогом. Также можно прикрепить соответствующую аналитическую справку, заверенную администрацией дошкольного учреждения.
Организатор – Всероссийское СМИ “Время Знаний”
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как создать портфолио воспитателя детского сада
Портфолио в детский сад – немалый труд для каждого воспитателя. Его нужно сделать интересным, подробным и красивым. К сожалению, далеко не каждый воспитатель может самостоятельно его сделать без помощи. Поэтому, если необходимо сделать красивое портфолио педагога – достаточно придерживаться наших рекомендаций.
Цель составления
Портфолио необходимо для аттестации на первую категорию. Ее невозможно получить, если на бумаге не будет записано основных достижений преподавателя.Оно должно работать в двух направлениях:
- Помогает экспертной комиссии определить уровень профессионализма педагога. Участия в мероприятиях, различные достижения в области педагогической работы. Кроме этого, туда заносятся профессиональные интересы воспитателя детского сада, его путь развития, как специалиста.
- Дает шанс воспитателю анализировать собственные возможности. Так педагог может искать сильные и слабые стороны, исправлять их и улучшать.
Из этого видно, что портфолио для детского сада полезно для продвижения по карьерной лестнице и квалифицированного роста.
Положение о портфолио
Невозможно сделать портфолио, не изучив основополагающий документ. Перед тем, как приступить к его составлению, нужно ознакомиться с каждым пунктом, чтобы не допустить ошибок.
Папка будет подаваться на аттестацию и первое, на что обращают внимание эксперты – правильность оформления. Оно включает перечень разделов.
В положении указано, как правильно и в какой порядке оформляются разделы.
Также приводятся основные правила к составлению папки:
- Систематический характер самомониторинга. Воспитатель должен на регулярной основе просматривать собственные достижения и делать из этого выводы.
- Достоверность. Это не просто папка для сбора, а полноценный документ. Педагог несет ответственность за достоверность всего написанного. В случае нарушения, воспитателя могут привлечь к ответственности.
- Завершенность материала, целостность повествования.
- Педагог должен стремиться к самосовершенствованию, улучшению себя, как профессионала.
- Аккуратность и эстетичность. Многие воспитатели украшают свои портфолио в садик с помощью онлайн-шаблонов для фотошопа. Точных указаний по этому поводу в положении нет.
Поэтому можно добавлять украшения на фон и здесь нет ничего криминального.
Оформление портфолио воспитателя детского сада
Для портфолио воспитателя на высшую категорию необходимо собрать основные достижения:
- Участие в мероприятиях. Любые групповые мероприятия записываются и подшиваются в папку.
- Исследовательская работа. Многие педагоги одновременно ведут и исследовательскую работу. В этом случае, результаты и методы исследования также подшиваются в папку.
Титульный лист
Задача титульного листа в создании первого впечатления. Только взглянув на него, экспертная комиссия должна понять, что перед ними за человек, чего он хочет достичь и какое его отношение к работе.
В этом случае, проще заказать готовое портфолио воспитателя детского сада на 1 категорию. Его проверяют с особой скрупулёзностью и любые ошибки сразу снизят вероятность получения квалификации.
На титульном листе пишутся основные данные о личности:
- ФИО работника ДОУ. Обязательно без сокращений и ошибок.
- Квалификация на данный момент, если она уже имеется.
- Занимаемая должность.
- Период, в который составлялась папка.
Фотография преподавателя считается необязательным, но комитет относится благосклоннее к претендентам, которые ее добавляют.
Если вы решили добавить фото, лучше, если она будет сделана профессиональным фотографом в студии или в детском саду. Обычные любительские снимки не подойдут, так как только испортят впечатление о кандидате.
Содержание портфолио
Портфолио состоит из 6 разделов, которые обязательно нужно соблюдать.
Визитная карточка/ Титульный лист
О нем рассказывалось выше. Но, кроме основных данных, он может включать следующее:
- Эссе. Сочинение в свободной форме – нужно, чтобы показать стремления и цели преподавателя. Не нужно придерживаться сухого научного языка.
- Кредо воспитателя детского сада. Тоже элемент оформления, который не обязателен, но желателен. Он отражает жизненную позицию педагога, по отношению к своей работе и детям. Девиз воспитателя детского сада для папки может быть выдуман самостоятельно или заимствован. Например, цитаты известных педагогов, как Макаренко, Монтессори и других. В случае заимствования нужно указать авторство.
- Хобби и семья. Эти данные также лучше указать. Так можно показать себя, как человека разностороннего и полезного для воспитания.
Ниже можно посмотреть образец.
Документы
Здесь нужно указать всего 2 документа:
- Повышение квалификации. Здесь указывается дата, когда были проведены курсы, их название, количество часов и полученная документация (справка, сертификат).
- Аттестация. Дата прохождения аттестации, полученная категория и срок действия.
Методическая деятельность педагогов
Важный раздел, который, в идеале, должен быть полностью заполнен. Здесь нужно указать участие в методической деятельность, как создания инновационных методик, публикации и так далее.
Достижение педагога
Здесь указываются проведенные мероприятия и результат, который был достигнут.
Педагогическая копилка
Делится на два подраздела:
- Работа с детьми. Записываются конспекты лекций, проведенных с детьми, прогнозы на последующее воспитание и развитие группы. В основном, этот подраздел предназначен для творческой жизни детсадовской группы и их интеллектуального развития.
- Работа с родителями. Подраздел, где собираются лекции и консультации для родителей.
Поощрение, награды и отзывы
Важный раздел, посвященный наградам и поощрениям, которые заслужил воспитатель. Их тщательно изучают в аттестационном комитете, поэтому желательно получить больше наград и отзывов от родителей.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Введение
Любой детский сад на современном этапе должен представлять собой учреждение, постоянно находящееся в поиске путей и средств, которые бы повышали эффективность, оптимизировали, содействовали развитию учреждения. Дошкольное учреждение должно стремиться к модели Татарстана в образовании именуемое, как «3 «Т» (технологичность, толерантность, творчество), которая возникла в период перехода к рыночной экономике и определяет успешность образовательного учреждения. Нельзя забывать, что дошкольное образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем, которые должны быть готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако часто можно наблюдать, что работа педагогов годами сводится к формальному выполнению своих должностных обязанностей. Поэтому для непрерывного профессионального самосовершенствования у педагогов должна быть сформирована устойчивая мотивация. Мотивация может быть, как материальная, так и моральная, ведущие лишь к эпизодическим всплескам творческого отношения педагога к работе. Портфолио – одна из технологий профессионального развития педагогов, способствующая отходу от формального «накопления» материала. Данный вид деятельности способствует развитию умений планировать свое развитие, анализировать собранную информацию. Эта технология решает задачи по развитию мотивации педагогов к самостоятельному исследованию, способствует пробуждению у них интереса к организации обозначенного вида деятельности в личной педагогической практике, видеть собственные изменения в работе и устанавливать связи между «предыдущим знанием» и «новым знанием».
История появления «портфолио»
Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ–ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. Идею использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.
Основные характеристики формирования и ведения «портфолио»
Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста воспитателей детского сада.
Стратегическая цель — конструктивное изменение отношения воспитателя ДОУ к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.
Тактическая цель — использование портфолио воспитателем ДОУ как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития. Задачи создания, формирования и ведения «портфолио»:
- определить методологические основания для создания и использования портфолио как формы аттестации воспитателя ДОУ;
- установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности воспитателя ДОУ в Портфолио;
- определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ;
- создать модель способов фиксации достижений воспитателей ДОУ.
Принципы формирования и ведения «портфолио»:
- непрерывность (постоянное систематичное и последовательное попол нение портфолио);
- диагностике – прогностическая направленность (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров оценки профессиона льной деятельности);
- интеракция (обеспечение эффективной обратной связи с субъекта ми образовательного пространства);
- научность (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного и системного подходов);
- индивидуально-дифференцированная направленность (оценка уровня профессионализма в соответствии с требованиями результативности деятельности воспитателя ДОУ).
Методы формирования и ведения «портфолио» педагогом:
- самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;
- сравнительный анализ результатов деятельности воспитателя (воспита тельно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновацион ной, социально-педагогической);
- сбор документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя;
- заполнение схем – таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения воспитателя;
- оформление материалов портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма воспитателя дифференцированным квалифи кационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа – презентации, видеофильмы, текстовое, гра фическое оформление и прочее).
Условия формирования и ведения «портфолио»:
- Изучение нормативных документов Управления образования ЧМР по использованию портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.
- Целенаправленное обучение воспитателей и экспертов методике ра боты с портфолио с учетом специфики контингента обучаемых (различия в образовании, опыте, выполняемых профессиональных зада чах, мотивации и пр.).
- Информационно-методическое сопровождение и мониторинг реализации портфолио как формы аттестации.
- Размещение электронного портфолио воспитателя ДОУ на сайте УО муниципального района.
Виды «портфолио»
- практико-ориентированный (в основе – анализ практической деятельности);
- проблемно-ориентированный (в основе – решение проблемы);
- тематический (в основе – анализ различных аспектов темы).
- комплексный (содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио)
Типы «портфолио»
- Портфолио достижений (наибольший акцент сделан на документы, подтверждающие успехи в той или иной деятельности).
- Портфолио тематический (наибольший акцент сделан на представление творческих работ в одной или нескольких сферах деятельности, например, по проекту, теме, разделу).
- Портфолио презентационный (создается для представления при трудо устройстве, поступлении в учебные заведения, защиты опыта работы на совещании, в рамках работы ресурсных центров).
- Портфолио рефлексивный (раскрывает динамику личностного развития педагога, помогающее отследить результативность его деятельности как в
- количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (учебного года, нескольких лет).
- Портфолио проблемно-исследовательский (связан с написанием рефе рата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции).
- Портфолио методический (содержит методические материалы, свидете льствующие о профессионализме педагога, которые созданы им самим).
Структура, содержание «портфолио»
- Портрет – паспорт – персональный блок (раздел, раскрывающий личность владельца портфолио, здесь могут быть размещены фотографии, автобиог рафия, педагогическая концепция, информация и документы об увлечениях, интересах).
- Коллектор – индивидуальная образовательная карта (раздел, где собира ются результаты тестирования, итоговой аттестации, аттестаты и дипломы, информация об учреждении, его руководителе, свидетельства о прохождении курсов).
- Рабочие материалы (раздел, в котором владелец портфолио формирует банк идей, выстраивает планы на будущее: программа деятельности, эссе, размышления; фиксирует полезную информацию: ссылки на ресурсы Интернет и литературные источники, высказывания философов, ученых и т.д.).
- Достижения, официальные документы (раздел, куда собираются все документы, подтверждающие наличие результатов деятельности: профессиональные достижения и достижения воспитанников. Это могут быть сертификаты и дипломы, отзывы, свидетельства о прохождении курсов, грамоты и т.д.).
Разделы любого портфолио должны содержать: (см. Приложение 1)
1. Данные о педагоге (визитная карточка).
2. Нормативно-правовую базу деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов).
3. Сведения о повышении уровня квалификации:
– самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
– работа по самообразованию (тема, этапы работы);
– проведение мероприятий (подтверждающие документы, например, сертификаты);
– глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов).
методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.).
4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома, видеофильма и т.д.)
5. Рейтинг педагога (отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).
Примечание: вся информация может быть размещена в презентации в сопровождении фотографий.
Таким образом, каждый раздел портфолио наполняется соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основные достижения профессионально педагогической деятельности воспитателя ДОУ, представленные в форме информационно-аналитических справок, эссе, документов, подтверждающих уровень его профессионализма и пр. (подробное описание содержания разделов см. в «Положении о портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения» (Приложение 1)).
Критерии оценки результативности «портфолио» и планируемые результаты его применения
Функция оценки достижений педагога, безусловно, на мой взгляд, важна. Поэтому портфолио имеет и стимулирующую функцию. Образовательное учреждение – это социотехническая система (профессиональный социум), поэтому человеческий фактор играет в ней огромное значение. Для реализации намеченных целей и планов недостаточно создания хорошей структуры, нужно заинтересовать работников в достижении цели. Педагоги хотят и должны знать, каких результатов они достигают своей работой. Исследованиями американских психологов подтверждено, что регулярное информирование педагогов о результатах его труда может повысить эти результаты дополнительно на 12-15 %. Работники с мотивацией достижения более активны, инициативны, проявляют творческий подход к делу. Портфолио позволяет накапливать достижения педагога в течение нескольких лет, наглядно представить положительные аспекты его деятельности, таким образом, стимулируя к дальнейшему развитию. Портфолио педагога также является информационным источником для представления педагогов при их аттестации, участия в различных конкурсах и т.п. Поэтому при разработке портфолио можно использовать и положения эффективного менеджмента:
1. Итоговая цель оценки персонала (результат) – развитие персонала или критерии, характеризующие самого работника:
- личностные качества;
- соответствие качеств нуждам учреждения;
- ЗУН его профессиональной деятельности;
- мотивационная деятельность.
2. Объективной оценка персонала будет только тогда, когда она складывается из суммы оценок на трёх уровнях:
- оценки администрацией;
- оценки коллегами;
- оценки подчинёнными (в т.ч. социумом), в нашем случае – воспитанниками и их родителями.
3. Оценка персонала состоит из трёх основных составляющих:
- психологическая;
- профессиональная, т.е. те качества, которые необходимы для данной профессии;
- корпоративная, т.е. то, что лучше подходит для данного учреждения.
Следует учитывать, что в портфолио должно соблюдаться:
1. Соответствие современным нормативным документам о процедуре аттестации педагогических работников: федерального уровня — Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работни ков государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 26.06.00 № 1908; Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001г. № 20 – 52 – 1350/ 20-5), т.п.
2. Соответствие результатов апробации разработанных материалов целям, задачам и принципам портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
3. Целостность оценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
4. Рациональность в оформлении материалов портфолио (экономия материальных ресурсов и минимизация временных затрат).
5. Возможность объективной оценки качества профессиональной деятель ности воспитателя и адекватной оплаты его труда в соответствии с Положением о новой системе оплаты труда педагогических работников (стимулирующей части заработной платы: номер документа, дата); стимулирования профессионально-педагогической деятельности; использова-портфолио для аттестации воспитателей на вторую, первую, высшую квалификационные категории (соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям).
Таким образом, портфолио — одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания.
При составлении «портфолио» можно использовать:
- карту карьеры педагога,
- материалы из Интернета, в частности фестиваля «Открытый урок»,
- собственные наработки по обобщению опыта работы педагогов;
- различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы детей, фотографии.
В приложении к «портфолио» могут быть помещены следующие материалы:
- автобиография, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было);
- педагогическая философия (концепция)- основные подходы к обучению и воспитанию дошкольников;
- материалы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях;
- публикации, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;
- разработки занятий и внеучебных мероприятий, планы тематических неделей, тематические подборки материалов, каталоги, памятки, перспектив ные планы по разным разделам комплексной программы;
- список литературы из домашней библиотеки, указывающий на профес сиональные интересы педагога;
- каталоги и картотеки дидактических материалов (наглядных, раздаточ ных);
- копии рецензий на пособия, разработки, проекты;
- копии документов, удостоверяющих прохождение курсов, участие в семинарах и других формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- копии дипломов, грамот, сертификатов, полученных педагогом и его воспитанниками;
- пояснения педагога к составленному портфолио.
Реализация «портфолио» педагога
Данный документ может быть использован в процедуре аттестации воспитателей, работающих в разных видах дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. является нормативной базой для оценки уровня профессионализма и результативности деятельности воспитателя. Портфолио предусматривает дифференцированную оценку деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, выраженную в баллах и соответствующую государственным требованиям к квалификационным категориям педагога.
Выводы
Таким образом, портфолио воспитателя – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, во-первых, уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности, который демонстрирует, в свою очередь, уровень подготовленности педагога, уровень его активности как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д.
Во-первых, систематизация педагогом личных достижений в той или иной сфере деятельности. В связи с чем деятельность для педагога должна быть актуальной, известной ему, личностно принятой, а само портфолио может носить тематическую или проблемную направленность.
Во-вторых, деятельность по оформлению портфолио должна быть заранее спланированной, продуманной и осмысленной (осознание конечного результата и определение того, для чего осуществляется данная деятельность, планирование системы действий по организации работы над портфолио, определение вспомогательных материалов, итоговой формы предоставления защиты портфолио и т. д.). Следовательно, работа над портфолио может быть рассмотрена в аспекте технологии обучения, в том числе и профессионального.
Советы коллегам на этапе подготовки к созданию «портфолио»:
- готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте;
- заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы;
- составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к учебной и внеучебной деятельности (работа с родителями);
- учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование;
- составьте план по самообразованию – это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства;
- используйте любую возможность поделиться опытом работы, имеющим наилучший результат, независимо от того, будет ли это устное выступление или в печатном издании; если вам есть что сказать – говорите;
- найдите возможность использовать компьютер в своей практической деятельности; посетите курсы обучения работе на компьютере.
Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования, обучения своих воспитанников, взаимодействия с родителями! Портфолио позволит идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом. Удачи всем!
Список литературы:
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2004.
- Чернявская А.П. Педагогическая техника. – Москва, 2001.