Как составить портрет по фотороботу

Догадались бы без нашей подсказки, что все эти фотороботы составлены на одного и того же человека?

Поделиться

В это сложно поверить, но на фотороботах один и тот же человек. Три корреспондента NGS55.RU попытались составить портрет коллеги, с которым работают каждый день. Также мы решили разобраться, почему портреты на ориентировках могут сильно отличаться от реальной внешности преступника, и пообщались с экспертами.

В качестве эксперимента мы решили составить фоторобот корреспондента Александра Зубова. Нам помогли габитоскописты Ирина Толкачёва и Алексей Кручинин.

Лицо Александра знакомо многим нашим читателям

Лицо Александра знакомо многим нашим читателям

Фото: Елена Латыпова

Поделиться

Как выяснилось, составление фоторобота — непростая задача. Перед походом к габитоскописту автор текста присматривалась к внешности коллеги, чтобы запомнить какие-то детали и суметь воссоздать особые приметы. Но перед монитором с огромной базой лиц и частей тела теряешься. Какой нос у Саши? Какие глаза? Цвет, форма, разрез? Губы? Ирина пояснила, что сложности в этом деле — норма. Людям бывает трудно описать даже своих близких. Что уж говорить о случаях, когда человек вспоминает преступника, которого видел первый раз в жизни, тем более в стрессовой ситуации.

Первый фоторобот автор и Ирина Толкачёва составляли в специальной программе «Облик 1.5», а затем «отшлифовали» его в «Фотошопе». В общей сумме на воссоздание образа Саши Зубова потребовалось чуть больше полутора часов.

Борода — единственное, что объединяет три наших фоторобота

Борода — единственное, что объединяет три наших фоторобота

Фото: УМВД по Омской области

Поделиться

Над вторым трудились корреспондент Антон Малахевич и габитоскопист Алексей Кручинин. Фоторобот составляли в «Фотошопе», используя лица статистов.

Справедливости ради — типаж мы смогли передать удачно

Справедливости ради — типаж мы смогли передать удачно

Фото: УМВД по Омской области

Поделиться

Третья версия Саши Зубова — работа корреспондента Анны Никитенко и Ирины Толкачёвой. На создание портрета ушло около полутора часов — 50 минут в редакторе лиц и 30 минут работы в «Фотошопе».

Не все портреты оказались похожи на Сашу, несмотря на то, что мы его видим каждый день

Не все портреты оказались похожи на Сашу, несмотря на то, что мы его видим каждый день

Фото: УМВД по Омской области

Поделиться

— Фоторобот — это его в народе называют, а вообще это субъективный портрет. Почему субъективный? Потому что всё то, что в голове у человека осталось, субъективное. <…> И это надо материализовать, — поясняет Ирина Толкачёва.

В отделе, где трудятся габитоскописты, есть три человека, окончивших худграф. На работу их взяли ещё в 1990-х годах в качестве эксперимента. Сейчас они обучают полицейских работе в редакторе и в «Фотошопе», чтобы они составляли фотороботы. Но если случай серьёзный, портрет преступника создают специалисты с художественным образованием.

Составлять фоторобот начинают с причёски, потому что на лицо обычно смотрят сверху вниз. Затем подбирают глаза, нос, уши, губы, овал лица и шею. После того, как завершается работа с лицом, выбирают одежду. Когда портрет готов, необходимо заполнить анкету с данными очевидца. Здесь же указывается образование, психоэмоциональное состояние, его зрение. Успешность портрета зависит от массы вещей, в том числе и от личности очевидца.

Для создания фотороботов используют программу «Облик 1.5», но, по словам Ирины, она уже устарела, графический редактор не помешало бы обновить и доработать. Можно составить фоторобот и в «Фотошопе». Для этого используется старая картотека со статистами, и уже по их лицам создаётся лицо преступника.

Перед проработкой внешности эксперт задаёт уточняющие вопросы: особые приметы, пол, примерный возраст, рост, телосложение и национальность. Порой людям сложно уточнить, какой национальности человек, они говорят просто «нерусский». Для этого на стене висит таблица с основными антропологическими типами: монголоидный, кавказский, цыганский и славянский. Кроме этого, предлагается схема с типами частей тела.

Встреча с преступником всегда вызывает стресс. Это усложняет составление фоторобота. Бывают случаи, когда из-за нервного состояния люди просто не могут вспомнить лицо подозреваемого и отказываются составлять фоторобот. Тогда к задачам Ирины прибавляется ещё одна — успокоить человека. У потерпевших с посттравматическим синдромом могут ожить неприятные воспоминания о произошедшим.

— Насильника девушка составляла <…>, он настолько похож получился, и она чуть ли не заплакала, — вспоминает она.

Слёзы — далеко не единственная реакция. Ирина помнит разные ситуации, в том числе, когда жертвы насилия смеялись при составлении фоторобота. По словам психолога, это защитная реакция, отрицание пережитого опыта.

Эмоциональное состояние нападавшего в момент преступления тоже имеет значение. Например, если нападение совершает психически нездоровый человек, у него может меняться поведение и взгляд. В обычной жизни выглядеть и вести себя он будет совершенно иначе. Ирина напомнила историю о педофиле, который напал на шестилетнюю девочку на улице 2-я Дачная.

В соцсетях спорили о сходстве между фотороботом и пойманным преступником

В соцсетях спорили о сходстве между фотороботом и пойманным преступником

Фото: УМВД России по Омской области

Поделиться

— Я как раз составляла [фоторобот] <…>. Они (потерпевшие. — Прим. ред.) мне сказали, что у него были такие вытаращенные глаза <…>. Они прям настаивали, чтобы я ещё шире глаза сделала. Я им говорю: «Вы же понимаете, он был не в себе. Он же не будет такой ходить», — объяснила Ирина и добавила, что иногда из-за испуга или эмоционального потрясения потерпевшие могут преувеличить какие-то яркие детали во внешности.

На точность составления влияют и другие факторы. Например, память человека.

— Бывает ещё интересно, что человек, допустим, с мошенником мог общаться в течение месяца, он к нему доверие испытывал, но его вообще не запомнил. А был случай, когда девушка 4 секунды под дулом пистолета стояла. Она описала, куда какая морщинка пошла, — делится Ирина.

Пожилым людям сложно выбирать части лиц в программе. Им проще увидеть лица статистов, чтобы по ним подогнать портрет. Порой пенсионеры сравнивают преступников с известными людьми или героями сериалов. Для этого эксперты берут снимки из интернета и в фоторедакторах подгоняют пропорции.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются бабушки и дедушки, — возраст преступника. Для них возраст тех, кто моложе, как бы обнуляется. Приходится задавать наводящие вопросы: «Может быть, подозреваемому столько же лет, как и какому-нибудь вашему родственнику?». С детьми выстраивается аналогичная тактика. Например, рост преступника сравнивается с ростом кого-то из родителей.

С несовершеннолетними при составлении фоторобота чаще всего находится кто-то из родителей или официальных представителей. На работу это обычно никак не влияет.

— <…> Бывают случаи, когда мамы или папы «доминанты». Тогда приходится просить их, чтобы не давили, — отмечает Ирина.

При этом эксперту проще работать с детьми. В отличии от взрослых они не сомневаются и чётко описывают, каким был преступник. Для определения личности хороши все средства. Например, детские рисунки позволяют габитоскописту сделать качественный портрет. Единственное правило — не затягивать работу, особенно с маленькими детьми. 20 минут для них достаточно.

Фотороботы не всегда соответствуют реальной внешности преступника, но они играют важную роль — помогают сузить поиск подозреваемых.

— Когда человек приходит, обычно у него идеальное представление, что мы должны фотографию составить, а я объясняю, что нам надо составить типаж. <…> Мы составили [портрет] человека, зашли в соседний кабинет, он там сидит, и все должны сказать: «Вот, это он», — объясняет Ирина Толкачёва.

Специальная программа для составления фотороботов уже несколько устарела. На помощь приходит «Фотошоп»

Специальная программа для составления фотороботов уже несколько устарела. На помощь приходит «Фотошоп»

Фото: Юлия Лебедева

Поделиться

Не все люди понимают, что фоторобот не может выглядеть точь-в-точь как преступник. Часто можно встретить возмущение, мол, портрет не похож, куда смотрели составители. Есть несколько простых причин, в том числе и с точки зрения психологии. Мы попросили врача-психотерапевта Максима Дубовца объяснить, почему люди часто не могут вспомнить лицо нападавшего. По его словам, наш мозг фильтрует информацию, отсекая лишнее, чтобы у него была возможность эффективно функционировать.

— Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, его сознание становится избирательным. Оно в принципе отсекает лишнюю информацию и оставляет ту, которая позволяет выжить. Поэтому часто, когда люди попадают в ситуацию, где происходит непосредственная угроза для жизни, они запоминают что? Самые яркие вещи. Что самая яркая вещь? <…> Неужели цвет глаз, форма носа, подбородок волевой или скошенный? Что самое важное? Человек фиксируется на орудии, которое ему угрожает. Он запомнит скорее нож или пистолет, он запомнит какие-то моменты. Говорят, у страха глаза велики. «Это был громадный пистолет, он мне тыкал прямо в нос им, оттуда пахло порохом». На самом деле, это мог быть дамский пистолетик какой-нибудь, но он мог показаться громадным револьвером Colt Python, и это уже будет искажение, на которое накладывают отпечаток обстоятельства, в которые человек попал, — рассуждает специалист.

Людям запоминаются какие-то особые детали во внешности — шрамы, отсутствие зубов, яркие парики или одежда. На их фоне забывается лицо человека.

Некоторым достаточно нескольких секунд, чтобы запомнить мелкие детали во внешности человека

Некоторым достаточно нескольких секунд, чтобы запомнить мелкие детали во внешности человека

Фото: Юлия Лебедева

Поделиться

Составление фоторобота вызывает эмоцию, освежая в памяти травмирующее событие.

— Поскольку мысли болезненны, и они свежи, мозг стремится уйти от ретравматизации (то есть от мысленного переживания травмирующей ситуации. — Прим. ред.), тогда он подавляет эти мысли, чтобы человек не думал, — объясняет психотерапевт. — Естественно, человек, который пережил такую травму, помнит, но старается не вспоминать эти вещи. Он старается оградить себя от повторения этих эмоций.

Это может быть причиной, по которой людям не удаётся вспомнить лицо преступника.

— Конечно, это будет накладывать отпечаток, и, более того, когда спрашивают при составлении фоторобота: «Вы помните, как он выглядел?», говорят: «Я вообще ничего не запомнил». Люди всё помнят, просто не хотят вспоминать. Нужно просто создать условия, при которых человек, собственно говоря, начнёт вспоминать. Поэтому что обычно делают люди, которые составляют портреты? Они по частям его делают. <…> Они берут проблему и разделяют её на части. Каждую отдельно из них мы можем эмоционально пережить, а в целом это травма, которую мы не хотим помнить.

Составление фоторобота онлайн бесплатно

В нашей жизни могут случиться ситуации, когда нам необходимо создать фоторобот лица нужного нам человека. Мы можем оказаться единственным свидетелем, видевшим правонарушителя, или нам просто понадобилось по памяти воссоздать черты значимой для нас в прошлом личности. В любом случае составление такого рода фотоснимка может стать для нас актуальной задачей. В данном деле неоценимую помощь окажут различные Интернет ресурсы, позволяющие нарисовать в анфас нужное нам лицо. В данном материале я расскажу, как бесплатно создать фоторобот в режиме онлайн, а также поясню, какие программы окажут нам в этом помощь.

Заставка фоторобот онлайн

Содержание

  1. Как работают сетевые сервисы по построению фотороботов
  2. Photofit-me – сервис британского королевского университета
  3. Morphases.com – онлайн программа по воссозданию фоторобота
  4. Flashface.ctapt.de – популярный ресурс по рисованию лиц в анфас
  5. Заключение

Как работают сетевые сервисы по построению фотороботов

В сети представлено всего несколько специализированных ресурсов, позволяющих воссоздать в анфас лицо человека. Они расположены в англоязычном сегменте сети, имеют англоязычный интерфейс, при этом работать с ними довольно просто.

Также отмечу тенденцию к постепенному сворачиванию работы сетевых сервисов для составления фоторобота. Популярный ещё год назад pimptheface.com, обладающий широкими возможностями, прекратил свою работу. Другой мировой онлайн-ресурс flashface.ctapt.de полностью исключил из своего функционала сетевой инструментарий для создания портрета человека, ограничившись лишь приложениями (преимущественно платными) для мобильных гаджетов.

Пользоваться доступными ресурсами для построения фотороботов в Интернете очень просто. Вы переходите на такой сайт, и с помощью представленных на нём элементов (форма лица, глаза, нос и др.) конструируете по памяти лицо человека онлайн. Затем сохраняете на ваш ПК полученный результат (обычно в формате jpeg).

Теперь разберём лучшие сетевые программы, позволяющие составить портрет человека.

Photofit-me – сервис британского королевского университета

Разбор перечня программ для создания субъективного портрета мы начнём с качественного и бесплатного сервиса, предлагаемого свободным университетом Британии («The Open University»). Возможности данного ресурса предлагают своим учащимся множество бесплатных курсов и программ, нас же интересует photofit-me, любезно предложенный профессором Graham Pike из факультета психологии. Благодаря возможностям данного инструмента мы сможем не только составить фоторобот в Интернете, но и сохранить его на наш ПК.

  1. Перейдите на open.edu, и дождитесь загрузки всего требуемого инструментария. Для конструирования нового фотоснимка нажмите на «Create a PhotoFit».
  2. С помощью представленных на ресурсе инструментов «Hair» (волосы), «Eyes» (глаза), «Mouth» (рот), «Nose» (нос), «Jaw» (челюсть, подбородок), «Facial hair» (волосы на лице), «Spectacles» (очки) создайте необходимый фоторобот.
  3. Для регулирования размеров той или иной черты лица существуют ползунки опции «Resize», а нажатие на «Undo» позволит отменить последнюю выполненную вами операцию.Сервис photofit-me
  4. После окончания работы нажмите на «Next».
  5. В поле «Who is the portrait of» введите имя человека, субъективный портрет которого вы составляете, а в поле «Your name» введите ваше имя (оба имени требуется вводить латиницей).
  6. Затем вновь нажмите на «Next», и выберите «Download your PhotoFit» для сохранения результата на ПК.

Это тоже интересно: Бесплатные программы для рисования на компьютере и планшете.

Другой англоязычный сервис, предназначенный для рисования лица в анфас – это morphases.com. Это не классический инструмент для создания подобных портретов, но его возможности также позволяют составлять фоторобот лиц.

Итак, как это сделать:

  1. Запустите http://morphases.com/, выберите пол человека, фоторобот которого вы будете создавать (Male – мужской, Female – женский).
  2. Во вкладке «Properties» вы сможете выбрать, какие элементы лица можете менять (hair & forehead – волосы и лоб, eyebrows – брови, eyes – глаза, mouth – рот, nose – нос, , ears & chin – уши и подбородок).
  3. Справа расположены элементы настроек размещения (position – позиция, rotation – ротация, size – размер), стрелочками которых можно менять размещение, размер и другие необходимые параметры.

Ресурс morphases

  1. Для выбора различных инструментов для создаваемого лица перейдите во вкладку «Image Search», нажмите там на кнопку «Search».
  2. Кликните слева на необходимый элемент изменения снимка (например, eyes – глаза).
  3. А затем выберите из представленных портретов лицо с теми глазами, которые больше всего подойдут вашему фотороботу.
  4. После создания изображения поделитесь результатом с друзьями посредством е-мейл (вкладка «E-send» для отправки).

Flashface.ctapt.de – популярный ресурс по рисованию лиц в анфас

И последний сервис, о котором я хочу сегодня поведать – это flashface.ctapt.de. Ранее данная программа была наиболее популярным инструментом для составления снимка лица человека. Теперь же сетевой инструментарий свёрнут, и всё что предлагают разработчики – это воспользоваться релевантными мобильными приложения (Андроид, и iOS). В целом же работа с мобильной версией не отличается от принципов создания фоторобота на других сетевых ресурсах.

Сайт flashface

Заключение

В данной статье мной было рассказано, как бесплатно составить фоторобот в режиме онлайн, описаны лучшие ресурсы в данной сфере. Наиболее эффективным на данный момент сервисом является photofit-me, потому я рекомендую присмотреться к его функционалу для решения необходимых пользователю задач.

Опубликовано 05.03.2018 Обновлено 30.05.2022

Составитель фотороботов: «Моя задача – вытащить мысленный образ и сделать из него картинку»

12 июля 2019 | 11:27| I like my job

Ни один детективный сериал – будь то «Секретные материалы», «Декстер» или «След» – не обходится без незаметных, но незаменимых экспертов-криминалистов. Тех самых, которые без устали копаются в грязи, проводят анализы и изучают улики, пока именитые детективы вальяжно попивают кофе и болтают о личном в ожидании новых зацепок.

Героиня нашего интервью по долгу службы вполне могла бы войти в ряды этих детективных серых кардиналов. Вероника стала судебным экспертом по примеру сестры. Вот уже 10 лет она составляет фотороботы и занимается портретной экспертизой в Экспертно-криминалистическом центре в Петербурге. В беседе с «Диалогом» девушка рассказала, почему Советскому Союзу не подошли зарубежные программы для фотороботов, как найти подход к очевидцу, и от чего зависит успех портрета.

«Для очевидца описать преступника – тяжёлая работа»

В мире существуют объективные изображения – фотографии и видеозаписи: их исследованием занимается портретная экспертиза. А есть субъективные – мысленные образы. Фоторобот или субъективный портрет – изображение человека, составленное по сформировавшемуся у очевидца в ходе наблюдений мысленному образу преступника.

Составлению фоторобота сопутствует описание внешности (словесный портрет). Естественно, это не фотография – это некая картинка, которая обладает типажным сходством с разыскиваемым. Мы делаем всё, чтобы такое изображение наиболее точно отражало то, что находится в восприятии очевидца. Наша задача – вытащить это и перенести на бумагу, сделать из образа картинку. Мы дорабатываем элементы до тех пор, пока очевидец не скажет: «Да, это он!»

Субъективный портрет составляется в случаях, когда преступник входил в контакт с жертвой, то есть потерпевший непосредственно наблюдает преступника. Чаще это грабежи, разбои, мошенничество… Если нет контакта, фотороботы всё равно могут быть составлены со слов свидетелей. Когда сразу несколько человек видели преступника, свой отдельный портрет составляется со слов каждого. Все эти фотороботы передаются сотрудникам, ведущим розыск скрывшегося преступника, а они определяют дальнейшие мероприятия, где портрет может быть использован.

В день (или ночь) мы изготавливаем столько фотороботов, сколько поступило заданий от оперативных подразделений органов внутренних дел. В среднем изготовление одного портрета занимает час. Если нужно больше времени, то после часа работы делается перерыв, потому что человек устаёт, и мысленный образ становится менее устойчивым. Для очевидца это достаточно тяжёлая работа.

«Всё просто, как конструктор»

Розыск преступников по описанию их внешности с указанием особых примет использовался ещё в рабовладельческом обществе – например, так искали сбежавших людей в Древнем Египте. А развитие изобразительного искусства постепенно привело к использованию в расследованиях художественных портретов. Подобная практика известна в средневековой Европе и Средней Азии.

В 1908 году в Лейпциге был зафиксирован самый первый факт составления субъективного портрета убийцы. Его сделали очень просто: на трёх фотографиях из картотеки очевидцы увидели схожие с преступником черты внешности. А на основе этих элементов был нарисован единый портрет, который опубликовали в газетах.

детектив, фоторобот, криминалист, сериал, касл

кадр из сериала «Касл» (Castle), авт. Э. Марлоу, 2015 / ABC Studios

Долгое время всё создавалось вручную. Отбирались фотографии лиц, обладающих наиболее типичными элементами внешности, из них составлялись базы – как рисованных изображений, так и фотокарточек. Полиция и службы разных стран постоянно оптимизировали технические средства. Постепенно в них включалась и телевизионная техника.

В Советском Союзе практика изготовления и использования субъективных портретов началась с привлечения художников. А в 1968 году в научно-исследовательском институте МВД СССР создали первую модель идентификационного комплекта рисунков. Портреты составляли из рисованных элементов вручную на специальном приборе. Было много разных карточек, которые лежали по ячейкам. Они ставились одна в одну на приборе – например, сначала глаза, потом из другой группы карточек – нос. Всё очень просто, как конструктор.

Параллельно внедрялся японский прибор «Полипроектор». В нём субъективный портрет получался в результате проецирования на экран фрагментов чёрно-белых фотографий реальных лиц. То есть выбирались снимки и на них те элементы, которые напоминали очевидцу преступника. Из выбранных частей составлялось и проецировалось нужное изображение. Но такая методика имела крайне ограниченное применение из-за трудоёмкости.

Естественно, этому предшествовали разработки в Европе и Америке, и у нас первая модель рисунков появилась позже, чем у них. Зарубежные программы пытались использовать в СССР, но они не подходили по антропологическим типам. Допустим, негроидной расы и индейцев у нас не было, поэтому нам не подходили американские модели. Нужны были программы с таким набором элементов внешности, которые могли бы использоваться на территории страны с учётом антропологических типов нашего населения.

Только в 1992 году лабораторией Экспертно-криминалистического центра Главного управления МВД совместно с университетом имени Баумана была создана первая компьютерная система по составлению субъективных портретов – «Фоторобот-С». После этого появились и другие автоматизированные программы. Мы пользуемся одной из наиболее современных – для составления фотороботов мужчин и женщин монголоидной и европеоидной рас, в профиль и анфас.

Несмотря на современные технологические возможности, в редких случаях для изготовления портрета привлекается профессиональный художник – например, когда программами пользоваться нецелесообразно или невозможно. Подготовка специалистов проводится в Московском университете МВД РФ имени В. Я. Кикотя. Программа называется «Субъективный портрет и основы габитоскопии». На обучении много часов посвящено академическому рисунку.

«Здесь волноваться не о чем. Всё, что случилось, уже прошло»

В нашем деле человеку помогает пространственное мышление, потому что мы работаем с изображением лица. Нужно знать, как меняются пропорции. Психологическая подготовка тоже важна. В общем, у нас общечеловеческие навыки. (смеётся) Нам важно наладить с очевидцем психологический контакт, чтобы была комфортная обстановка и можно было работать. Мы обязательно учитываем морально-психологическое состояние потерпевшего. Если требуется, успокаиваем человека. Здесь ему уже волноваться не о чем. Всё, что случилось, уже прошло.

В ходе беседы с очевидцем объясняем суть нашей с ним задачи, как работает программа. Выясняем его мнение о том, насколько хорошо он запомнил внешность преступника, в какой ситуации и обстановке находился, имелись ли у него условия для нормального восприятия. Все эти факторы учитываются – субъективные и объективные. К объективным относятся условия восприятия: тёмное или светлое время суток, погодные условия, продолжительность наблюдения. А субъективные – личностные характеристики и состояние самого очевидца. Может быть, он был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или сильно испугался.

детектив, фоторобот, криминалист, сериал, касл

кадр из сериала «Касл» (Castle), авт. Э. Марлоу, 2015 / ABC Studios

Результат работы в значительной степени будет зависеть от самого очевидца – насколько устойчивый образ сформирован в его сознании. На это влияет уровень его образования, наличие художественных способностей, пространственное мышление и особенности основных психических процессов – памяти и внимания. Вообще, лучше всего запоминают признаки внешности женщины, особенно пожилые. Они более внимательны, более терпеливы, более тщательно работают над портретом, чем мужчины. Мужчины чаще всего запоминают внешний облик в целом. В то же время с ними лучше составлять женские портреты.

Также мы должны установить, насколько объективно очевидец мог оценивать некоторые параметры. Если он сам метр высотой, то рост более высокого человека ему уже сложно определить. Ещё важно учитывать, что люди разных возрастов могут по разному оценить возраст одного и того же человека. Людям пожилым все кажутся моложе; молодые, наоборот, тех, кто старше, воспринимают ещё более взрослыми. Ровесника проще идентифицировать по возрасту. Кроме того, важно состояние зрения: если очевидец говорит «Я вообще ничего не вижу, но он был такой-то и такой, а я ещё и без очков был в это время», то можно усомниться в достоверности его показаний.

На основании всех этих факторов принимается решение, имеется ли возможность изготовить фоторобот. В большинстве случаев всё равно предпринимается попытка.

Человек описывает нам разыскиваемого в произвольном порядке. Определить пол, примерный возраст, антропологический тип, телосложение и описать черты внешности другого человека тем или иным образом может каждый. Мы все друг друга видим, воспринимаем образ и можем охарактеризовать: волосы светлые, волнистые; брови тёмные, густые, широкие; глаза большие, светлые; нос средний-большой-маленький-широкий-узкий-картошкой-курносый. Такими понятиями все оперируют.

Также спрашиваем: быть может, разыскиваемый вообще похож на какого-то знакомого или на известную личность? В моей практике был случай, когда девушка сказала, что преступник очень похож на актёра Джареда Лето. Для уточнения образа я посмотрела его фотографии. Естественно, ими при составлении не пользовались, но составленный портрет получился очень похожим.

«Мы не можем навязывать фрагменты лица, только предлагаем»

После предварительной беседы специалист уже уясняет для себя примерный облик из описания и предлагает потерпевшему группу вариантов – фрагментов лица, из которых он может выбрать наиболее подходящий элемент, соответствующий его мысленному образу. Мы не можем ему навязывать какие-то конкретные варианты, только предлагаем. Например, человек говорит: «Нос большой». Значит, показываем большие носы. Он просит с горбинкой и опущенным кончиком. Они же тоже в принципе разные бывают, да? Мы ему предлагаем группу фрагментов с необходимыми характеристиками: «Вот, вариант может быть такой, такой и такой».

Могу сказать, что очевидцы, помимо броских и простых для восприятия признаков, запоминают лучше всего глаза, потому что таким образом вообще происходит контакт человека с человеком. Когда мы идентифицируем для себя человека, узнаём, смотрим больше в глаза. Овал лица и губы хуже запоминают – хотя всё это зависит от условий наблюдения и расстояния между субъектами.

Составлять портрет человека нужно по правилам криминалистического описания – сверху вниз. Но, для удобства очевидца, допускаем отступления – выбрать брови, когда на портрете ещё нет глаз, людям затруднительно. И так – пока не сложится полное изображение.

На каждом этапе спрашиваем, насколько похоже. Очевидец постоянно оценивает портрет и может вернуться к какому-то элементу, заменить его. Например, он что-то выбрал и говорит: «А вот давайте рот побольше». Делаем побольше. А потом говорит: «Мне вообще не нравится, давайте его заменим». И мы ему опять предлагаем разные варианты. Человек говорит: «Вот этот подойдёт, теперь всё хорошо». Дальше в некоторых случаях проводим дорисовку: когда необходимо внести особенность – шрам, родинку – или изменить имеющийся элемент, пока не дойдём до окончательного удовлетворения нашего очевидца.

Если же портрет получается малоинформативным (то есть очевидец говорит о малом проценте схожести с преступником), результат не фиксируется, и дальнейшая работа не проводится.

Профессиональная деформация у нас самих, конечно, есть. Мы всматриваемся в лица людей. Смотрим, на них, как на объект. Допустим, идёшь по улице, а у человека такое ухо! Вот преступника бы с таким ухом, и всё тут.

Беседовала Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Инструкция по работе с обновленным фотороботом:

  1. В нижней части редактора выберите нужную часть лица (голова, нос, лоб, брови, очки, прическа, челюсть, губы, глаза, веки, усы, борода).
  2. Обратите внимание, выбранную часть лица можно перемещать по полю конструктора, зажав её левой кнопкой мыши или пальцем на моб. устройстве.
  3. В правом верхнем углу имеется надпись, которая обозначает какая часть активна для выбора и редактирования в данный момент или режим редактора.
  4. Стрелки влево – вправо, в правой, верхней части экрана позволяют листать библиотеку, при этом выбранная часть лица на основном поле меняется.
  5. При помощи кнопок + и – в правой, верхней части экрана, можно регулировать высоту и ширину выбранного объекта.
  6. Нажав на значок “игровая кость” редактор создаст случайное лицо.
  7. Нажав на иконку карандаша, включается графический режим, для возврата в режим фоторобота, кликните на любую часть лица в нижней части редактора.
  8. В правом нижем углу можно выбрать язык интерфейса.
  9. С помощью кнопки с изображением дискеты (справа, внизу над выбором языка) вы можете сохранить вашу работу на своем устройстве.

Настоящий, бесплатный фоторобот онлайн WANTED PRO, для профессионалов и любителей, разработан для персонального компьютера, мобильного телефона или планшета. Вы с легкостью можете создать любое лицо на вашем компьютере, мобильном телефоне или планшете, сделать розыскную ориентировку, составить портрет онлайн. Инструментарий заинтересует начинающих габитоскопистов, экспертов занимающихся портретной экспертизой.

Наш редактор не громоздкая программа которую сначала нужно скачать, затем установить и долго разбираться в интерфейсе, здесь всё просто, всё происходит онлайн, мощный и простой конструктор лица fotorobot, оснащен всеми необходимыми инструментами и возможностями. Чтобы создать фоторобот воспользуйтесь встроенной библиотекой в который вы найдете: форму головы, подбородка и челюсти, прически, глаза, нос, губы, усы, бороды, щетину и очки. С помощью инструментария можно создать мужское или женское лицо. Полученный результат можно сохранить на компьютере или мобильном устройстве. Скласти фоторобот людини. A real identikit online, you can create any person’s face. Phantombild online. You can create a criminal sketch wanted

Словесный портрет – это принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Иногда выражение может применяться и к словесному описанию внешности человека, выполненному не в соответствии с формальными правилами построения словесного портрета.

Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена Рейссом. Представляет собой текстовое описание, составленное в определённом порядке с использованием унифицированной терминологии и содержащее сведения об основных видимых анатомических и функциональных признаках, по которым данное лицо может быть выделено из числа прочих и опознано. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска и идентификации скрывающихся и пропавших без вести лиц, а также при идентификации трупов.

Составление словесного портрета вам может пригодиться, например, когда у вас потерялся кто-то близкий (а фото в данный момент отсутствует) или вы стали свидетелем преступления и запомнили преступника. Конечно, в случае чего вам могут составить словесный портрет, но лучше знать заранее как он описывается.

Полный словесный портрет содержит следующие сведения:

  • Анатомические (общефизические) признаки характеризуют собственно тело человека и включают пол, возраст, расовый тип, рост, комплекцию, относительные размеры основных частей тела, особенности строения частей тела, такие как, например, форма ушной раковины.
  • Функциональные признаки описывают особенности, проявляющиеся в движении, такие как походка, осанка, мимика, привычная жестикуляция, особенности произношения.
  • Особые приметы описывают те анатомические или функциональные признаки, которые резко индивидуальны или характерны для относительно небольшого числа людей, такие как явные врождённые или приобретённые уродства, шрамы, бородавки, татуировки, отсутствие частей тела, явная несоразмерность парных частей тела (например, резко различающаяся длина ног), заметная хромота.
  • Дополнительные внешние признаки, такие как одежда, украшения, носимые аксессуары (очки, зонт, трость, сумочка), манера носить одежду, соответствие размеров одежды размерам тела и прочее.

Для каждого признака разработан набор словесных характеристик, позволяющий с приемлемой точностью указать значение признака. Размерные признаки могут указываться относительно некоторого “среднего”. Например, средним для мужчины считается рост 168—175 см, соответственно, “низким” и “высоким” будет рост ниже нижней и выше верхней границы среднего. Размеры отдельных частей тела (лица) характеризуются в сравнении с другими частями тела (лица). Показатель “средний” соответствует наиболее типичным пропорциям описываемой части тела с другими частями, “маленький”, «очень маленький”, “большой” и “очень большой” указывают на непропорционально малые или большие размеры по отношению к другим частям тела.

Особые приметы имеют повышенную ценность в качестве идентифицирующих признаков, поэтому они описываются как можно подробнее.

Для удобства построения словесного портрета могут использоваться специальные бланки с перечислением требуемых параметров и возможных значений характеристик, или даже атласы, наглядно представляющие вид частей тела с указанием соответствующих терминов. Последние особенно удобны, когда необходимо составить словесный портрет со слов свидетелей.

Порядок описания и характеристики отдельных признаков внешности

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному, от организма в целом к отдельным деталям
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью.
  • максимально подробно описывается голова (голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент по возможности описывается в анфас и профиль), отдельно — лицо. Сначала описываются анатомические признаки, затем функциональные, отдельно — особые приметы, последними — дополнительные. 
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур)
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.

Не все из перечисленных ниже признаков используются во всех случаях.

Общие характеристики

  • Пол
  • Возраст. Указывается либо “на вид столько-то лет”, либо в следующих градациях: детский — до 12 лет, подростковый — от 12 до 16 лет, юношеский — от 17 до 21, молодой — от 22 до 35, средний — от 36 до 60, пожилой — от 61 до 75, старческий — 76 и более.
  • Расовая и национальная принадлежность. Расовый тип и национальность “на вид”, например, “похож на цыгана”, “.. на китайца”. Важно понимать, что в данном случае существенно не точное определение реальной национальности описываемого, а указание того национального и/или расового типа, на типичного представителя которого он похож внешне.

Тело в целом

  • Рост. Указывается либо примерный диапазон роста “на глаз”, например “около 170 см”, либо словесное определение по шкале: “низкий-средний-высокий”. Конкретные показатели для этой шкалы по разным источникам несколько различаются. Один из вариантов, принятый в МВД России: для мужчины низкий рост — ниже 165 см, средний — 165—175 см, высокий — более 175 см. Для женщин низкий рост — до 155 см, средний — 155—165 см, высокий — выше 165 см. Рост менее 1 м — “карлик”, более 2 м — “великан”.
    Иногда также используются определения “очень низкий”, “очень высокий” (когда рост отличается от среднего очень сильно, на 15-20 см и более в меньшую или большую сторону) и “немного выше/ниже среднего” (когда рост “на глаз” отличается от среднего, но крайне незначительно)
  • Телосложение. По скелету и мускулатуре может быть слабое, среднее, коренастое, атлетическое, по полноте: худощавый, средней упитанности, полный, тучный. Здесь же указывается сутулость.

Голова

  • Размер. Малая, средняя, большая.
  • Высота черепа. Низкий, средний, высокий.
  • Форма (по теменной части). Плоская, куполообразная, яйцевидная;
  • Затылок. Плоский/выпуклый, вертикальный/скошенный/выступающий.
Как составить словесный портрет
Формы головы
а – прямоугольная; б – ромбовидная; в – килевидная; г – трапецевидная

Лицо

  • Тип. Европейский, азиатский, еврейский, монгольский, кавказский и т. д.
  • Форма. Округлая, овальная, треугольная, прямоугольная, квадратная, ромбовидная.
  • Соотношение размеров. Удлинённое, среднее, широкое.
  • Полнота. Худощавое, средней полноты, полное.
  • Особенности кожи лица. Особенности цвета (например, румяное), пигментация, прожилки, рубцы, веснушки, морщины, ямочки, выступающие скулы, прыщи, обрюзгшее (обвисающая кожа).
Как составить словесный портрет
Формы лица
а – овальное; б – круглое; в – прямоугольное; г – треугольное; д – ромбовидное

Лоб

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Прямой, выпуклый, вогнутый
  • Скошенный, вертикальный, выступающий
  • Особенности. Лобные бугры и ямки, резко выраженные надбровные дуги.
Как составить словесный портрет
Лоб
а – вертикальный; б – скошенный; в – наклоненный вперед; г – высокий; д – средний; е – низкий

Брови

  • Длина. Короткие, средние, длинные, очень длинные.
  • Ширина (высота). Узкие, средние, широкие, очень широкие.
  • Густота. Редкие, средние, густые.
  • Форма и расположение на лице. Горизонтальные, скошенные наружными концами вверх, вниз.
  • Расположение относительно края глазной орбиты. Высокие, средние, низкие.
  • Цвет. Тёмные, светлые, рыжие, седые.
  • Особенности. Отсутствие бровей, кустистые, сросшиеся, асимметричные и т. д.

Глаза

  • По положению глазной щели. Горизонтальные, косонаружные, косовнутренние.
  • Размер. Большие, средние, малые.
  • Треугольные, щелевидные, миндалевидные, округлые, овальные.
  • Выпуклые, впалые, нормальные.
  • Цвет. Голубые, серые, зеленоватые, карие, чёрные.
  • Форма внутренних углов глаз. Округлые, заострённые.
  • Особенности и аномалии. Косоглазие, бельмо, протез, разноцветность, радужка с пятнами иного цвета, радужка с сероватой каймой.
Как составить словесный портрет
Глаз
1 – бровь, 2 – верхнее веко, 3 – наружный угол глаза, 4, 8 – белочная оболочка, 5 – нижнее веко, 6 – зрачок, 7 – ресницы, 9 – внутренний угол глаза, 10 – слезное мясцо, 11 – ресницы, 12 – радужная оболочка

Нос

  • По длине. Длинный, средний, короткий.
  • По высоте (в профиль). Большой, средний, малый.
  • Ширина. Широкий, средний, узкий.
  • Переносица. Ширина — широкая, средняя, малая. Глубина — малая, средняя, большая.
  • Форма спинки носа. Прямая, вогнутая, выпуклая, извилистая.
  • Основание носа. Горизонтальное, опущенное, приподнятое.
  • Кончик. Округлый, заострённый.
  • Крылья носа. Приподнятые, опущенные, средние.
  • Контур ноздрей. Овальный, треугольный, щелевидный.
  • Величина ноздрей. Большие, средние, малые.
  • Особенности. Очень широкий/узкий/выступающий, искривлённый, оттенок цвета отличается от остальной кожи лица (красноватый, синеватый и пр.).

Рот

  • Большой, средний, малый.
  • Форма. Прямой, углы приподняты/опущены.
  • Особенности. Приоткрытый, запавший, асимметричный и пр.

Губы

  • Толстые, средние, тонкие.
  • Выступающие, втянутые (одна верхняя, одна нижняя), выступание отсутствует.
  • Ширина каймы губ. Большая, средняя, малая.
  • Форма контура верхней губы. Прямой, извилистый, овальный.
  • Особенности. “Заячья губа”, вывернутая верхняя губа, потрескавшиеся.
  • Цвет. Ярко-красные, бледные, синеватые и пр.
Как составить словесный портрет
Губы
а – тонкие; б – средние; в – толстые

Подбородок

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Форма в профиль. Прямой, выступающий, скошенный.
  • Форма (в фас, по контуру нижнего края). Овальный, треугольный, квадратный.
  • Особенности. Ямка, раздвоенность, поперечная борозда, «двойной», отвислый и пр.

Уши

Точное и подробное описание ушей имеет большую идентификационную ценность, так как разнообразие строения ушей у разных людей очень велико, у конкретного человека оно сохраняется всю жизнь, а изменить его без хирургического вмешательства невозможно. Также существенно то, что уши, как правило, можно без труда подробно рассмотреть, находясь сбоку от описываемого (в толпе, в зале и пр.) и не обращая на себя его внимания.

  • Величина ушной раковины. Большая, средняя, малая.
  • Форма ушной раковины. Прямоугольная, треугольная, круглая, овальная.
  • Наклон. Вертикальная, скошенная назад, наклонённая вперёд.
  • Прилегание (оттопыренность). Верхнее, нижнее, общее.
  • Особенности. Асимметричность ушей по размерам и/или форме.
  • Величина мочки уха. Большая, средняя, малая.
  • Форма мочки уха. Закруглённая, треугольная, овальная, прямоугольная.
  • Особенности строения мочки уха. Слитая со щекой, наличие и направление складок, проколы.
  • Противокозелок по положению. Горизонтальный, скошенный.
  • Противокозелок по форме. Прямой, вогнутый, выпуклый.
  • Завиток и противозавиток. Указывается наличие характерных особенностей формы и взаимного положения.
Как составить словесный портрет
Ухо
1 – бугорок (дарвинов), 2 – завиток, 3 – противозавиток, 4 – полость ушной раковины, 5 – противокозелок, 6 – мочка, 7 – наружный слуховой проход, 8 – козелок

Волосы на голове

  • Длина. Короткие, средней длины, длинные (более 10 см для мужчин, более 30 см для женщин)
  • Форма. Прямые, волнистые, кудрявые, курчавые.
  • Густота. Густые, средней густоты, редкие.
  • Цвет. Чёрные, тёмно-русые, русые, светло-русые, каштановые, рыжие, светлые.
  • Контур линии роста. Прямая, дугообразная, извилистая, ломаная.
  • Причёска. Стрижка низкая, высокая, зачёс (назад, направо, налево), пробор (прямой, слева, справа) и пр.
  • Степень облысения и расположение залысин. Общее, на темени, на затылке, висках и пр.
  • Волосы на лице. Усы, бакенбарды, борода, их цвет, густота, фасон стрижки.

Зубы

  • Величина. Крупные, средние, мелкие.
  • Контур. Ровный, извилистый.
  • Цвет. Белые, жёлтые, почерневшие и пр.
  • Особенности. Отсутствие, повреждения, протезы, пломбы, коронки; редкие, кривые и пр.

Шея

  • Длина (высота). Длинная, нормальная, короткая.
  • Толщина. Тонкая, нормальная, толстая.
  • Особенности. Состояние кожи, морщины, выделяющийся кадык.

Плечи

  • Ширина. Широкие, нормальные, узкие.
  • Наклон. Прямые (горизонтальные), покатые (опущенные), приподнятые.

Грудь

  • Ширина. Широкая, нормальная, узкая.
  • Форма. Плоская, вогнутая, выпуклая.
  • Положение. Впалая, выступающая.

Спина

  • Ширина. Средняя, узкая, широкая.
  • Форма. Прямая, вогнутая, выпуклая (сутулая).

Руки

  • Общая длина и толщина. Длинные, короткие, средние; толстые, тонкие, средние.
  • Длина и ширина кисти.
  • Пальцы. Длина, толщина, особенности.

Ноги

  • Общая длина и ширина.
  • Ступня. Длина, ширина, особенности.

Особые приметы на теле

Для всех особых примет на коже максимально точно указывается положение на теле, форма, размер, цветовые особенности.

  • Рубцы, шрамы.
  • Родимые пятна.
  • Опухоли.
  • Татуировки.
  • Мозоли.
  • Неестественное окрашивание отдельных участков кожи.

Функциональные признаки

  • Походка. Медленная/быстрая, легкая/тяжелая, шатающаяся, вразвалку, подпрыгивающая, вихляющая, семенящая. Хромота. Пользование тростью.
  • Жестикуляция. Указательная/изобразительная, оживлённая/сдержанная.
  • Осанка. Прямая/сутулая/сгорбленная.
  • Мимика. Маловыразительная/развитая. Щурится, моргает, дёргается щека/глаз/голова и пр.
  • Голос:
    – тембр — бас, баритон, тенор, альт, дискант, сопрано;
    – сила — сильный, средний, слабый;
    – чистота — чистый, хриплый, глухой, сиплый.
  • Манера речи. Медленная/быстрая, спокойная/возбуждённая, отрывистая, невнятная, картавит, шепелявит, глухонемой. Наличие иностранного акцента. Характерные присловья, часто повторяемые слова и выражения, склонность к англицизмам, манерность и пр.
  • Характерные моторные привычки. Стоя на месте переваливаться с пяток на носки и обратно, переступать с ноги на ногу; держать руки в карманах/по швам/за спиной, потирать руки, вертеть в руках предметы и пр.; при разговоре наклонять голову к плечу; класть ногу на ногу; грызть ногти; сплёвывать и пр.
  • На вид похож на: спортсмена, интеллигента, чиновника, отставного военного, торговца, уголовника, алкоголика, больного, бродягу, проститутку, студентку и пр.

Особые и броские приметы

Особые и броские приметы описываются максимально подробно. Необходимо указать их расположение, направление, степень выраженности, форма, размеры, цвет и пр.

  • Особые приметы. Особенности, характерные для сравнительно небольшого числа людей. В том числе отсутствие частей тела, ампутации, шрамы, рубцы, ожоги, родинки, бородавки, родимые пятна, татуировки.
  • Броские приметы. Особенности, которые легко заметны и которые затруднительно замаскировать. Выраженное косоглазие, сильное заикание, большие родимые пятна на открытых участках тела или лице, отсутствие глаза, руки, ноги, наличие горба, резко выраженная асимметрия парных частей тела и пр.

Дополнительные (косвенные) признаки

  • Во что одет, обут.
  • Какие вещи имеет / может иметь при себе.
  • Манера ношения одежды. Соответствие размера одежды размерам тела.
  • Носимые аксессуары. Украшения, солнцезащитные очки, трость, зонт.
  • Предпочтения в еде, напитках.
  • Особенности поведения. Скромен/распущен, болтлив/молчалив, открыт/замкнут, мягок/агрессивен, гуманен/жесток, невозмутим/вспыльчив, легко входит в доверие, смел/труслив, осторожен/склонен к авантюрам, импульсивен/тщательно продумывает действия и пр.

Добавить комментарий