Как составить поручение следователя

ШТАМП Начальнику _________________________

органа предварительного (наименование органа

следствия ____________________________________

_______________________ дознания, звание, фамилия, инициалы)

(дата, исходящий номер)

ПОРУЧЕНИЕ

о производстве отдельных следственных действий

(оперативно – розыскных, розыскных мероприятий)

В моем производстве находится уголовное дело N _______________

(обстоятельства,

__________________________________________________________________

установленные в ходе предварительного расследования

__________________________________________________________________

и подлежащие выяснению)

__________________________________________________________________

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 и 5 части

второй ст. 38 и (или) частью первой ст. 152 УПК РФ,

ПРОШУ:

__________________________________________________________________

(указывается, что конкретно необходимо установить,

какие следственные действия, оперативно – розыскные,

__________________________________________________________________

розыскные мероприятия и к какому сроку требуется выполнить)

Приложения ___________________________________________________

Следователь __________________________________________________

(наименование органа предварительного следствия,

классный чин или звание,

__________________________________________________________________

фамилия, инициалы следователя)

______________________

(подпись)

  1. Техника составления отдельных поручений.

Достаточно
распространенным в практике документом
является поручение следователя и
прокурора, облекаемое в форму письменного
предписания (другими словами – служебного
письма). Структура поручения, имеющего
три части, получила законодательное
закрепление в Приложениях 14 и 15 к УПК
РФ, а его содержание до настоящего
времени процессуально не урегулировано.

Вводная
часть этого документа, как нам
представляется, должна содержать данные
об адресате, которым согласно ст. 40 УПК
РФ является орган дознания. Поручение
следователя может быть адресовано
только руководителям этих органов
(учреждений). Анализ поручений следователей
показал, что одно из наиболее часто
встречающихся отступлений от положений
уголовно-процессуального закона
направление поручения ненадлежащему
субъекту. Нередко они адресуются
конкретным работникам, которые
непосредственно будут заниматься
исполнением поручения, или оперативным
подразделениям ОВД, например, начальнику
уголовного розыска. Такой подход
представляется неверным, поскольку
отделение уголовного розыска не является
самостоятельным органом дознания, а
входит в именуемый органом внутренних
дел.

В
описательной части поручения лаконично
и четко должны быть изложены обстоятельства
дела (фабула) в таком объеме, который
необходим для его качественного
исполнения, фактические и правовые
основания дачи поручения.

Важно
иметь в виду, что способ изложения
описательной части во многом
предопределяется характером того
задания, которое дается в поручении и
формулируется в его третьей части.

В
заключительной части поручения
указываются содержание задания органу
дознания; перечень следственных действий
или оперативно-розыскных мероприятий;
срок исполнения поручения; наименование
органа, которому должны быть направлены
материалы исполненного поручения;
приложения.

Представляется,
что только очень добросовестный работник
органа дознания может неформально
отнестись к выполнению такого поручения.
Во-первых, для установления возможного
соучастника преступления оперуполномоченному
ОУР необходимы, как минимум, сведения
о месте жительства, работы и отбывания
предыдущего наказания Зайцева Н.К. (для
того чтобы отработать на причастность
к преступлению круг его знакомых). Эти
сведения содержатся в материалах дела,
и следователь без особого труда мог
сообщить их исполнителю, а не заставлять
его добывать самостоятельно или
дополнительно обращаться за ними. Если
же в материалах дела имелись приметы
предполагаемого coy частника, то информация
о них также должна быть передана органу
дознания в описательной части поручения.
Во-вторых, достаточно сложно выполнить
поручение об установлении возможного
местонахождения похищенного, не имея
от следователя сведения о том, что именно
похищено.

Существует
и другая крайность. Так, в одном из
поручений следователем подробно изложены
обстоятельства преступления, указаны
приметы похищенного, установочные
данные обвиняемого, после чего выдвинуто
единственное требование – подвергнуть
обвиняемого принудительному приводу.

С
учетом многообразия жизненных ситуаций
затруднительно дать точные рекомендации
по изложению в поручении позитивной
информации об обстоятельствах дела, по
точности формулирования задания. В
качестве самых общих рекомендаций
предлагаем следующие:

1.
Если в поручении речь идет об установлении
лица или лиц (обвиняемого, возможного
соучастника и т.п.), в описательной части
необходимо указать обстоятельства
совершенного преступления и все имеющиеся
в деле данные (приметы, предполагаемые
места жительства, работы и т.д.) о нем и
его связях. При этом не следует использовать
формулировки типа: «отработать лиц,
злоупотребляющих спиртными напитками
и наркотическими средствами», «отработать
лиц, склонных к совершению аналогичных
преступлений». Такие требования
поверхностны и, как правило, не способствуют
качественному выполнению поручения
органом дознания.

2.
В поручениях часто даются задания органу
дознания негласным путем проверить
возникшее предположение о пребывании
подозреваемого или обвиняемого в
конкретном месте (районе). При подготовке
таких поручений в их описательной части
необходимо указать:

а)
какие добыты доказательства, подтверждающие
совершение данного преступления
определенным лицом, скрывшимся от
следствия;

б)
подробные сведения о скрывшемся
преступнике: его биографические данные,
описание его внешности и особых примет,
одежды, в которой он скрылся, обстоятельства,
при которых скрылся преступник, сведения
о его привычках, постоянном
времяпрепровождении, данные о его
родственниках, знакомых и т.д.

Желательно,
чтобы к такому поручению были приложены
фотографии разыскиваемого и его
дактилокарта.

3.
В тех случаях, когда следователь поручает
установить местонахождение похищенного,
следует детально описать индивидуальные
признаки искомых предметов, выделяющие
их из числа аналогичных. При большом
количестве похищенного целесообразно
упомянуть в описательной части поручения,
что приметы похищенного имеются в
протоколе допроса потерпевшего, и
приобщить к поручению ксерокопию этого
протокола. Если какие-либо похищенные
предметы изъяты в ходе расследования,
необходимо дать их перечень. В ходе
анализа поручений такого рода нам
встречались следующие задания: «Проверить
места сбыта похищенного: притоны, базары,
мини-рынки, комиссионные магазины,
ломбарды». На наш взгляд, данный подход
не оправдан. При поручении розыскных
действий следователь вправе поставить
перед оперативным аппаратом задачу,
выбор же средств и методов, необходимых
для исполнения поручения, является
исключительной компетенцией органа
дознания. Именно поэтому следователю
нежелательно вносить в поручение фразы
типа: «провести поквартирный обход».
Оперативный работник сам должен выбирать
наиболее оптимальные и результативные
способы и средства выполнения поручения
следователя.

4.
Заключительная часть поручения о допросе
свидетеля (потерпевшего) предполагает
наличие максимально конкретной
формулировки задания исполнителю. В
ней указывается, по каким вопросам и в
какой последовательности должен быть
допрошен свидетель (потерпевший), либо
излагаются основные направления допроса.

5.
При поручении производства следственных
действий, таких как обыск, выемка,
наложение ареста на имущество, осмотр
и выемка почтово-телеграфных отправлений,
и оперативно-розыскных мероприятий в
заключительной части поручения необходимо
указать следующее: вид данного действия,
в отношении кого оно будет проводиться,
место его проведения (в необходимых
случаях). Для производства этих
следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий к поручению прилагаются
соответствующие постановления
следователя, санкция прокурора или
разрешение суда.

При
изучении уголовных дел нам неоднократно
встречались поручения, отпечатанные
следователем под копирку и адресованные
различным подразделениям органа
дознания. По нашему мнению, направление
одного и того же поручения сразу двум
и более адресатам нецелесообразно, так
как описательная часть (за исключением
фабулы) содержит информацию, необходимую
для одной службы и лишнюю для выполнения
задания другой службой.

4.
Заключительная часть поручения о допросе
свидетеля (потерпевшего) предполагает
наличие максимально конкретной
формулировки задания исполнителю. В
ней указывается, по каким вопросам и в
какой последовательности должен быть
допрошен свидетель (потерпевший), либо
излагаются основные направления допроса.

5.
При поручении производства следственных
действий, таких как обыск, выемка,
наложение ареста на имущество, осмотр
и выемка почтово-телеграфных отправлений,
и оперативно-розыскных мероприятий в
заключительной части поручения необходимо
указать следующее: вид данного действия,
в отношении кого оно будет проводиться,
место его проведения (в необходимых
случаях). Для производства этих
следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий к поручению прилагаются
соответствующие постановления
следователя, санкция прокурора или
разрешение суда.

Поручение
подписывается следователем, указываются
номера его кабинета и служебного
(контактного) телефона.

Если
поручение направляется в другой
населенный пункт или в другое РУВД на
территории того же населенного пункта,
необходимо, кроме того, указать адрес
органа внутренних дел, в котором работает
следователь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Нагоева М.А.

1


1 ФГКОУ ВПО Краснодарский университет, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал)

Рассмотрены вопросы процессуальных и тактических правил подготовки и исполнения отдельных поручений следователя. С учетом анализа следственной и судебной практики рассматриваются проблемы по порядку направления и исполнения отдельных поручений следователя. В целях быстроты, полноты и всесторонности расследования уголовного дела перед следователем нередко возникает необходимость в проведении разнообразных следственных действий в различных районах страны. Иногда их требуется провести одновременно. Этому способствует отдельное поручение следователя. Следователь, в производстве которого находится уголовное дело, должен лично выполнять следующие действия: предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого, производить все следственные действия, в которых участвует обвиняемый, производить допрос подозреваемого и осмотр места происшествия, назначать экспертизу, знакомить обвиняемого со всеми материалами дела. Особое внимание в исследовании уделено разделению труда по проведению предварительного следствия между несколькими следователями, с тем чтобы максимально сократить время между фактом преступного деяния и наказанием лица, его совершившего. При определении следственных действий, которые могут быть выполнены путем направления отдельного поручения, нужно руководствоваться еще и тем, что следователь, в производстве которого находится уголовное дело, несет полную ответственность за раскрытие преступления, качество и сроки следствия. Материал статьи основан на детальном анализе исполнения отдельных поручений при участии защитника в производстве следственных действий.

следователь

руководитель следственного органа

отдельное поручение

следственные действия

1. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознаватель: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 2011. — С. 34–39.

2. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 2008. — С. 86–89.

3. Кочаров Г. И., Токарев А. И. Применение научно-технических средств при расследовании хищений государственного и общественного имущества: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 1995. — С. 116–121.

4. Нагоева М.А. Некоторые аспекты производства отдельных следственных действий при расследовании терроризма // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 10. — С. 168–170.

5. Сорокин Н.С. Обнаружение и фиксация следов на месте происшествия: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 1966. – С. 110–112.

6. Теребилов И.С. Первоначальные следственные действия: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 1969. — С. 136–137.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

8. Чуркин А.В. Еще раз к вопросу об объяснениях как новых доказательствах // Российский следователь. — 2015. — № 3. — С. 45–47.

Расследование преступлений иногда ставит следователя перед необходимостью выполнения определенных процессуальных действий и вне района производства расследования по делу. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше 10 суток. Обращение следователя одного района к следователю другого района с поручением о выполнении следственных или розыскных действий получило название отдельного поручения следователя.

Направление отдельного поручения следователя и его исполнение должно осуществляться в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом [8, с. 45].

Отдельное поручение следователя имеет своей целью разделение труда по проведению предварительного следствия между несколькими следователями, с тем чтобы максимально сократить время между фактом преступного деяния и наказанием лица, его совершившего.

Закон определяет, что следователь по расследуемому делу вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Они даются в письменном виде и являются обязательными.

На практике, например, возникает вопрос о том, распространяется ли правило ст. 61 УПК РФ об отводе на следователя, которому поручено исполнение отдельного поручения. Закон регламентирует порядок отвода любого следователя, принимающего участие в расследовании, а не только того, в производстве которого находится дело. Следователь же, выполняющий отдельное поручение, участвует в расследовании дела и поэтому при наличии оснований, предусмотренных ст. 67 УПК РФ, не может выполнять отдельное поручение и обязан устраниться от его выполнения [7].

В тех же случаях, когда следователь выполнил отдельное поручение, а отвод заявлен в стадии окончания расследования по делу, этот вопрос в соответствии со ст. 67 УПК РФ разрешается руководителем следственного органа. Если отвод обоснован, то он подлежит удовлетворению, а следственное действие, произведенное по отдельному поручению, не имеет процессуального значения и должно быть осуществлено вновь другим следователем.

Отвод следователя, которому передано на исполнение отдельное поручение, может быть заявлен и при производстве следственных действий, указанных в отдельном поручении [7]. В этих случаях отвод разрешается руководителем следственного органа  по месту исполнения отдельного поручения, и в случае его удовлетворения отдельное поручение передается другому следователю.

При исполнении отдельных поручений возникает вопрос и об участии защитника в производстве следственных действий. Как известно, по действующему законодательству (ст. 51 УПК РФ) защитник с момента допуска к участию в деле может с разрешения следователя присутствовать при производстве следственных действий, выполняемых по его ходатайству или ходатайству обвиняемого, а по делам о преступлениях несовершеннолетних и лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, защитник может с согласия следователя присутствовать при производстве следственных действий и задавать с разрешения следователя вопросы свидетелю, потерпевшему и эксперту.

Иногда следственные действия по ходатайствам защитника выполняются в другом районе путем направления отдельного поручения. В этих случаях следователь должен разъяснить защитнику, что по его ходатайству просимое им следственное действие будет выполнено следователем другого района, куда направляется отдельное поручение. При этом нужно выяснить у защитника, желает ли он присутствовать при выполнении следственного действия в том районе, где оно будет исполняться. При положительном ответе следователь в отдельном поручении уведомляет исполнителя, что данное следственное действие выполняется по ходатайству защитника и последний изъявил желание присутствовать при его выполнении. Следователь – исполнитель этого отдельного поручения должен известить защитника о времени и месте выполнения следственного действия, с тем чтобы последний мог реализовать свое право и присутствовать при проведении следственного действия.

Что касается присутствия защитника при выполнении по отдельным поручениям следственных действий, не связанных с заявленным им ходатайством, то представляется, что от следователя зависит, уведомить или нет защитника о направлении отдельного поручения и выполняемых по нему следственных действиях [1, с. 35].

Во всех случаях, когда присутствие защитника при выполнении по отдельному поручению того или иного следственного действия необходимо, следователь извещает об этом защитника и выясняет его мнение, в зависимости от которого и составляет отдельное поручение. Такое решение вопроса о присутствии защитника при выполнении следственных действий по отдельным поручениям содействует реализации права обвиняемого на защиту и гарантирует исполнение защитником его обязанностей по использованию всех указанных в законе средств и способов защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность.

При исполнении отдельных поручений иногда возникает вопрос и о соблюдении установленных законом правил о языке, на котором ведется судопроизводство. Статья 18 УК РФ  установила, что уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик. Это значит, что и следственные действия по отдельным поручениям должны выполняться на языке места исполнения, поручения. Однако в случаях, когда лицо, с которым необходимо провести то или иное следственное действие, владеет языком места расследования дела, при выполнении отдельного поручения следственные документы могут быть исполнены на этом языке [4, с. 168].

Закон не регламентирует, какие следственные или розыскные действия должны исполняться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, а какие он может просить выполнить следователя или орган дознания другого района путем направления отдельного поручения. Не регламентирована законом и процессуальная форма отдельного поручения, порядок подготовки, направления и исполнения его.

При направлении отдельного поручения следователи должны учитывать следующее. Нельзя поручать другим следователям выполнение основных процессуальных действий по уголовному делу [2, с. 87]. В частности, как правило, следователь, в производстве которого находится уголовное дело, должен лично выполнять следующие действия: предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого, производить все следственные действия, в которых участвует обвиняемый, производить допрос подозреваемого и осмотр места происшествия, назначать экспертизу, знакомить обвиняемого со всеми материалами дела.

Помимо этого, как правило, не следует прибегать к направлению отдельных поручений о производстве таких следственных действий, как допросы очевидцев совершенного преступления и проведение очных ставок между свидетелями, в показаниях которых имеются существенные противоречия, касающиеся наиболее важных моментов совершенного преступления. Не следует поручать другим следователям и выполнение таких действий, которые по имеющимся уже в деле материалам могут дать в распоряжение следователя важные фактические данные о совершенном преступлении. Естественно, что перечень всех таких действий привести невозможно. Это могут быть и допрос свидетелей, и обыск, и следственный эксперимент, и другие следственные действия. Подчеркнем лишь, что, если следователь по разрабатываемой им версии и плану расследования надеется получить от того или иного следственного действия важные для установления истины по делу данные, он должен стремиться осуществить эти следственные действия лично [5, с. 111]. Конечно, из этого общего правила могут быть исключения, но отдельные поручения в таких случаях должны направляться лишь тогда, когда, например, необходимо срочно в другом районе провести одно из названных следственных действий, а осуществить их самому следователю невозможно, или когда такие действия необходимо произвести в отдаленном районе, куда выезд затруднителен, а иногда, в зависимости от обстоятельств (времени года, погодных условий и др.), и невозможен.

При определении следственных действий, которые могут быть выполнены путем направления отдельного поручения, нужно руководствоваться еще и тем, что следователь, в производстве которого находится уголовное дело, несет полную ответственность за раскрытие преступления, качество и сроки следствии. Тот же следователь, которому направлено для исполнения отдельное поручение, персонально отвечает лишь за своевременное и доброкачественное исполнение поручения. Поэтому любое отдельное поручение и те следственные действия, которые указаны в нем, должны быть согласованы со всем ходом следствия и его результатом [6, с. 136].

Приведенные соображения, конечно, не исчерпывают всех случаев, когда следователь может давать задания следователям другого района, а когда не может. И это понятно, так как каждое уголовное дело имеет свои особенности. Поэтому изложенные рекомендации носят ориентировочный характер, тем более что уголовно-процессуальный закон не содержит на этот счет никаких указаний. Основываясь на общих положениях о характере тех следственных действий, выполнение которых возможно по отдельному поручению, и проанализировав 512 отдельных поручений, можно сделать следующие выводы о характере тех заданий, которые даются при направлении отдельных поручений.

Самый большой удельный вес занимают отдельные поручения по выполнению следственных действий по собиранию и проверке доказательств. К ним относятся отдельные поручения о допросе свидетелей (386, или 72,7%), о производстве дополнительных допросов потерпевших (44, или 8,4%), о производстве экспертиз (6, или 1,2%), о предъявлении для опознания (по фотокарточкам) 4 и об отобрании образцов почерка для проведения экспертизы 2 случая. Таким образом, почти 84,6% всех отдельных поручений из числа изученных связано с получением новых доказательств или проверкой имеющихся в деле фактических данных. Далее идут отдельные поручения по реализации прав отдельных участников уголовно-процессуальной деятельности. Таких отдельных поручений среди изученных оказалось 40, или 7,8%. К ним относятся поручения об объявлении постановления о признании тех или иных лиц потерпевшими, гражданскими истцами по делу, разъяснении им их процессуальных прав и ознакомлении с материалами законченного расследованием уголовного дела. Следующую группу составляют отдельные поручения о принятии мер процессуального принуждения. К ним относятся отдельные поручения о наложении ареста на имущество, об отобрании подписки о явке к следователю или в суд и о производстве выемки. Таких отдельных поручений оказалось 12, или 2,3%. Остальные отдельные поручения касались выполнения розыскных действий или истребования различного рода справок, характеристик и иных документов.

Все изученные отдельные поручения с учетом их характера и распространенности можно разделить на следующие группы.

1.  Отдельные поручения по собиранию и проверке доказательств.

2. Отдельные поручения по реализации прав отдельных участников уголовно-процессуальной деятельности.

3.  Отдельные поручения о принятии мер процессуального принуждения.

4.  Отдельные поручения о производстве розыскных действий.

5.  Отдельные поручения по выполнению процессуальной обязанности следователя о принятии мер к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

В дальнейшем при характеристике работы следователей как по подготовке и направлению, так и по исполнению отдельных поручений следователя мы будем придерживаться  этой  классификации, тем более  что,   как об этом будет сказано, любая из приведенных групп отдельных поручений с точки зрения их подготовки и исполнения имеет много общего между собой и в то же время значительно отличается от других групп [3, с. 116].

Переходя к вопросу о процессуальной форме отдельного поручения следователя, прежде всего подчеркнем, что любое такое задание должно быть дано в письменном виде.

Письмо, содержащее отдельное поручение следователя, должно состоять из трех частей.

В первой, вводной, части должен быть точно обозначен адресат отдельного поручения, его исполнитель. Заместитель Генерального прокурора РФ указывает, что отдельное поручение направляется непосредственно в прокуратуру или отделение милиции того города или района, где необходимо произвести соответствующие следственные или розыскные действия. Это указание обязательно и для следователей органов внутренних дел. Вопрос о правильном определении исполнителя отдельного поручения имеет большое значение.

Заместитель Генерального прокурора РФ обращает внимание следователей и прокуроров на то, что нередко отдельные поручения при наличии у следователя конкретных сведений о городе или районе, где они должны выполняться, направляются в следственные отделы прокуратур республик, краев и областей. Это приводит к тому, что получение необходимых результатов затягивается и нарушаются сроки следствия.

При изучении отдельных поручений в прокуратурах ряда районов установлено, что и в настоящее время этот недостаток продолжает иметь место. Так, из изученных отдельных поручений 52, или 10,0%, были направлены не по месту исполнения, и их переотправка заняла от 3 до 7 дней! Представляется, что, прежде чем направить отдельное поручение, необходимо определить его исполнителя с учетом территориальной и предметной подследственности уголовных дел.

Что касается территориальной подследственности, то этот вопрос достаточно ясен. Исполнителем отдельного поручения должен быть следователь или орган дознания места производства следственных или розыскных действий.

Более сложным является вопрос об определении исполнителя отдельного поручения исходя из предметной подследственности уголовных дел. Например, на практике нередко возникает такая ситуация, когда по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя военной прокуратуры, отдельные поручения для исполнения направляются следователю территориальной прокуратуры или следователь прокуратуры направляет поручение следователю органов внутренних дел. Иногда отдельные поручения следователи  направляют органу дознания. Исходя из требований закона о предметной подследственности уголовных дел при определении исполнителя отдельного поручения нужно руководствоваться следующим:

1) по общему правилу отдельное поручение адресуется следователю того же ведомства, в котором работает следователь, направляющий поручение, т.е. следователи органов внутренних дел по находящимся в их производстве делам направляют для исполнения отдельные поручения следователям органов внутренних дел, следователи прокуратуры – следователям прокуратуры другого района. Исключение может быть сделано лишь для следователей военной прокуратуры, которые вправе направлять свои отдельные поучения соответствующему следователю либо следователю органов внутренних дел, либо следователю прокуратуры, так как часто в районе, где должно выполняться отдельное поручение, военной прокуратуры нет;

2) отдельные поручения для исполнения могут быть адресованы соответствующему органу дознания любым следователем.

Определяющим в этих случаях является характер тех следственных или розыскных действий, которые придется выполнять исполнителю отдельного поручения. Как правило, органу дознания должны адресоваться отдельные поручения о выполнении розыскных действий и таких следственных действий, для исполнения которых потребуются оперативно-розыскные меры;

3) окончательно вопрос об исполнителе отдельного поручения решает руководитель следственного органа того района, куда направлено для исполнения отдельное поручение. Он вправе поручить исполнение отдельного поручения, адресованного следователю, органу дознания.

На практике иногда возникает вопрос и о том, вправе ли следователь, которому адресовано для исполнения отдельное поручение, переадресовать его другому следователю, если он считает, что по предметной или территориальной подследственности полученное им отдельное поручение выходит за пределы  его  компетенции.

Здесь нужно различать два аспекта. Иногда направляющий отдельное поручение следователь   полагает,   что производство необходимых следственных действий,   например допросов свидетелей, должно состояться именно в том   районе, куда адресовано отдельное поручение, а потом оказывается, что эти свидетели проживают в другом районе, т.е. отдельное поручение ошибочно направлено не тому следователю.  В таких случаях следователь, получивший для исполнения отдельное поручение, вправе переадресовать его для исполнения надлежащему следователю.

Говоря о вводной части отдельного поручения следователя, следует обратить внимание и на то,   что  должен быть точно указан почтовый адрес исполнителя.  

Во второй, описательной, части отдельного поручения должны быть изложены обстоятельства дела в объеме, необходимом для доброкачественного исполнения отдельного поручения. При этом важно иметь в виду, что описательная часть во многом предопределяется характером того задания, которое дается в отдельном поручении. Но есть и некоторые общие положения, которым должна соответствовать описательная часть. Прежде всего в ней, по возможности, лаконично и четко должна быть изложена фабула уголовного дела. При этом следует указать, когда возбуждено уголовное дело и имеются ли подозреваемые или обвиняемые, содержащиеся под стражей, с указанием срока их ареста. Это дисциплинирует исполнителя отдельного поручения.

В заключение подчеркнем, что, как и вся деятельность следователя, работа по исполнению отдельных  поручений должна осуществляться при строгом и неукоснительном соблюдении принципа законности. И поэтому, если на исполнение к следователю поступило отдельное поручение, содержащее задание о выполнении действий, противоречащих закону, то такие отдельные поручения не должны исполняться, о них немедленно надлежит доложить руководителю следственного органа.

Рецензенты:

Маремкулов Р.Н., д.ю.н., профессор, руководитель государственной инспекции труда в Кабардино-Балкарской республике, Государственный советник Российской Федерации 3-го класса, г. Нальчик;

Халифаева А.М., д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Нагоева М.А. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПРАВИЛА И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОТДЕЛЬНОГО ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21137 (дата обращения: 24.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

В рамках реализации своих полномочий следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Назначение поручения состоит в том, что следователь, лично выполняя по делу основной объем работы, при разрешении ряда вопросов в иных следственных районах вправе использовать помощь органов дознания.

Кроме того, в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе не только произвести их лично, но и поручить производство этих действий в силу ч. 1 ст. 152 УПК соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

Целесообразность поручений определяется возможностью в кратчайшие сроки и с наименьшими процессуальными и организационными усилиями провести необходимые действия, направленные на:

  • предупреждение, раскрытие и расследование преступлений;
  • привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших;
  • розыск лиц, совершивших деяния, и на обеспечение их надлежащего проведения.

Поручения, как правило, адресованы руководителю органа дознания (при его направлении в другую местность в качестве адресата может выступать орган предварительного следствия в лице его руководителя). Однако в тексте поручения возможно указание на конкретное лицо органа дознания, которому, по мнению следователя, целесообразно поручить его выполнение.

По процессуальному назначению поручения можно подразделить на следующие группы:

  • направленные на собирание и проверку доказательств;
  • по применению мер процессуального принуждения;
  • о производстве оперативно-розыскных и розыскных мероприятий.

Поручения первого рода содержат просьбу о производстве одного или нескольких следственных действий, к примеру, таких как допрос свидетеля, потерпевшего, производство очной ставки, и т. п.

К принудительным мерам, которые могут проводиться в рамках исполнения поручения, относятся как следственные действия, содержащие элементы принуждения (обыск, выемка, освидетельствование и др.), так и меры, которые имеют обеспечительный характер (наложение ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества).

Интересно

Если направляется поручение о производстве следственных действий, связанных с применением мер принуждения, следователь одновременно направляет постановление. В случаях, предусмотренных УПК, о применении меры принуждения должно быть вынесено судебное решение.

Как правило, следователь направляет поручение работнику того же ведомства. Вместе с тем закон не содержит запрета направлять его и в другие структуры при условии, что рассмотрение вопросов, содержащихся в документе, относится к их компетенции.

Если к уголовному делу требуется приобщить документы, характеризующие личность обвиняемого (характеристики с места работы и жительства, копии приговоров, медицинские документы и т. п.), а также подтверждающие иные обстоятельства, направление отдельного поручения для их истребования представляется нецелесообразным.

Поскольку для их получения следственные действия не производятся, в таких случаях нужно направлять запросы непосредственно в адрес соответствующих должностных лиц, которые, в свою очередь, обязаны предоставить эти документы в распоряжение следователя. Если же документы имеют значение вещественных доказательств, следователь поручает производство соответствующих следственных действий (обыск, выемку, осмотр и др.).

Запрещено поручать органам дознания принимать и реализовывать такие основные процессуальные акты, как привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы, прекращение уголовного дела и т. п. Данные решения следователь должен принимать и исполнять самостоятельно, поскольку их законность обеспечивается оценкой всей совокупности имеющихся по делу доказательств.

Вместе с тем следователь может направлять поручения о выполнении действий по реализации прав участников уголовного процесса. К примеру, лицу может быть объявлено, что он признан потерпевшим или гражданским истцом, и разъяснены соответствующие права.

С этой целью желательно прилагать к тексту поручения копии соответствующих постановлений. Если после ознакомления потерпевшего (гражданского истца) с содержанием своего процессуального статуса им будут заявлены ходатайства, должностное лицо органа, исполняющего поручение, составляет соответствующий протокол, по возможности разрешает ходатайство, а также совершает иные действия, направленные на реализацию прав участников.

Исполнителю поручения предоставляется свобода в выборе розыскных мероприятий. Как правило, при этом ему сообщаются только желательные результаты, сам же он выбирает не только конкретные мероприятия, но и общие направления в реализации задания.

Розыскные действия подразделяются на:

  • следственные действия, направленные на установление лица, совершившего преступление, места его нахождения и других существенных обстоятельств (допрос, обыск, выемка, очная ставка, осмотры и т. п.);
  • иные дозволенные законом мероприятия, посредством которых производится розыск лица (запросы, истребование и изучение документов, направление сторожевых листков, назначение и производство проверок, обращение к общественности, использование средств массовой информации и т. п.).

Поручение, направленное в адрес оперативных подразделений, может содержать предписание произвести оперативно-розыскные мероприятия. Нормативной основой таких действий является ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. ФЗ от 20 марта 2001 г.).

В ч. 2 ст. 12 Закона закреплена обязанность органов, осуществляющих ОРД, исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

Выполняя поручения следователя, подразделения, осуществляющие ОРД, вправе производить опрос, наведение справок, собирать образцы для сравнительного исследования, производить проверочные закупки, исследования предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства, осуществлять контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивать телефонные переговоры, снимать информацию с технических каналов связи, осуществлять оперативное внедрение, производить контролируемую поставку, производить оперативный эксперимент.

Материалы, полученные в результате ОРД, впоследствии используются для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами по уголовному делу, а также для выдвижения следственных версий и их проверок (о порядке предоставления результатов ОРД следователю см. разд. 29). Поручения следователя оформляются в виде документа (см. приложение 14 к УПК).

Поручение о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий) содержит следующую информацию:

  1. Вводная часть – наименование документа, данные о начальнике органа дознания, которому надлежит выполнить поручение, и его адрес.
  2. Описательная часть – фабулу уголовного дела, а также обстоятельства, установленные в ходе предварительного расследования и подлежащие выяснению.
  3. Заключительная часть – указание, что конкретно необходимо установить, какие следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и к какому сроку требуется выполнить, перечисляются приложения к поручению.

Если поручение выполняется органом дознания, действующим в другой местности, указывается точный адрес, по которому должны быть направлены результаты исполнения поручения.

Документ подписывает следователь, осуществляющий производство по уголовному делу. Если расследование производится следственной группой, поручение направляется от имени должностного лица, возглавляющего группу и несущего ответственность за результаты досудебного производства по уголовному делу.

Поручение прокурора оформляется в соответствии с требованиями к данному документу, установленными в приложении 15 к УПК.

В качестве приложений к поручению могут приобщаться копии протоколов допросов, различных документов, результаты применения технических средств. В некоторых случаях подлежат приобщению протоколы осмотров вещественных доказательств с прилагающимися к ним фотографиями, а также иные процессуальные документы.

С целью правильного тактического построения следственных действий возможно перечисление в тексте поручения ряда доказательств, ранее полученных при производстве по уголовному делу. Для обеспечения надлежащих результатов допроса в описательной части поручения следует при необходимости указывать конкретные положения, подлежащие выяснению.

На вопросы должны быть получены однозначные ответы с тем, чтобы избежать неправильного толкования информации. Иногда, прогнозируя возможное развитие ситуации, следователь приводит в отдельном поручении несколько групп вопросов. Конкретный блок вопросов нужно использовать в зависимости от хода и результатов следственных действий, выполненных в рамках поручения.

В поручении следователь может не только приводить перечень вопросов, но и определять оптимальную очередность производства следственных действий. Вместе с тем исполнитель поручения, исходя из конкретных обстоятельств, вправе задавать вопросы и выяснять обстоятельства, которые в поручении не обозначены.

С этой же целью может быть изменена и последовательность производства действий, предложенная в тексте поручения. Полученные при этом сведения также могут иметь значение доказательственной информации и использоваться при производстве по делу.

При производстве каждого из следственных действий, обозначенных в поручении, во вводной части протокола нужно сослаться на соответствующий документ и указать, каким именно следователем он был направлен.

Если по уважительным причинам исполнение поручения произвести в указанный в нем срок невозможно, орган дознания, которому оно адресовано, обязан своевременно сообщить об этом следователю и по возможности продолжать его исполнение.

Если документ был направлен ненадлежащему адресату, тот должен по собственной инициативе определить, в чьей компетенции находится выполнение соответствующих действий, и самостоятельно направить документ по нужному адресу. Об этом незамедлительно уведомляется следователь, направивший поручение.

    ШТАМП                                       Начальнику
Следственное управление У МВД России        Куйбышевского РОВД г. Энска
по Энской области                           подполковнику полиции
5 апреля 201* г. исх. N 3387-0*             Сотникову И.И.

Поручение о производстве оперативно-разыскных, разыскных мероприятий

В моем производстве находится уголовное дело N 20-III, возбужденное по факту произошедшего утром 01 апреля 201* года пожара на складах N 9, 15 корпуса N 2 универсальной базы ООО “Потребсоюз”, расположенных по пер. Заводскому, 2, в г. Энске, где хранились меховые головные уборы, чулочно-носочные изделия, рабочая одежда и импортная обувь. В результате пожара причинен материальный ущерб на сумму свыше 10 700 000 рублей.

Причина пожара и наступления тяжких последствий не установлена.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ,

прошу:

1. Принять разыскные и оперативно-разыскные меры для установления лиц, совершивших преступление.

2. Еженедельно информировать нас о результатах применения оперативно-разыскных мер.

3. Порядок и последовательность проведения оперативно-разыскных мероприятий определите сами.

4. По телефону 15-15-04 вы можете получить дополнительные разъяснения к заданию.

5. Ответ на поручение и результаты оперативно-разыскной деятельность представлять нарочным по адресу: г. Энск, ул. Центральная, д. 1, каб. 405.

    Следователь следственного управления
У МВД России по Энской области
подполковник юстиции                                        В.Н. Иванов

Добавить комментарий