Как составить поурочное планирование по предмету по фгос

Методические рекомендации                                                                                                   по составлению и написанию поурочного планирования                                           согласно требованиям ФГОС                                                                                                    для учителей эстетического цикла и технологий МБОУ СОШДС № 15

          На методическом объединении учителей эстетического цикла и технологий № 4 от 29.08.2018 одним из вопросов повестки дня был рассмотрен вопрос о ведении документации.         Согласно Локальному акту МБОУ СОШДС № 15 были разработаны и утверждены следующие методические рекомендации по составлению и написанию поурочного планирования согласно требованиям ФГОС, в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

1. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке:                                                            

–  учителя – по организации учебно-воспитательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, который подразумевает как специальную организацию учебного процесса – организацию учебной среды, учебного материала, учебной деятельности, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения (личностных, метапредметных – УУД и предметных);

учащихся – по овладению предметными и метапредметными знаниями и умениями соответствии с учебной программой;

 2. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

Использование печатных поурочных планов, выпущенных любыми издательствами, не допустимо, т.к. они не могут отразить в полном мере, согласно специфике каждого класса, цели урока, структуру, методы, организационные формы и способы, которые будут использованы на уроке, необходимый учебный материал, домашнее задание.

3. Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у него нет поурочного плана.

4. Срок хранения поурочных планов определяет каждый учитель самостоятельно. Однако до окончания текущего рабочего дня планы занятий должны быть в наличии у каждого педагога.

5. Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой и календарно- тематическим планированием учителя по предмету.

6.  Основные задачи поурочного плана:

 – определение места урока в изучаемой теме;

– определение методической цели, образовательных, воспитательных развивающих задач, планируемых предметных и метапредметных результатов деятельности учащихся (УУД) на уроке;

– отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока;

– группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

– отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

7. Поурочный план оформляется в виде конспекта.

Молодые (педагогический стаж не более трех лет) и малоопытные педагоги пишут поурочный план от руки или в печатной (набранной на компьютере) форме в развернутом виде, т.е. готовят план-конспект урока. Опытные учителя, которые имеют достаточный опыт педагогической работы и квалификационную категорию, педагогические звания, качественные показатели в учебно-воспитательном процессе, методические разработки, могут содержательную часть конспекта урока оформлять в форме тезисов, таблицы, презентации и т.п.

Методические рекомендации.                                                                                                               Образец составления поурочного плана.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в годовом календарно- тематическом плане учителя.

Этап II. Цели урока

Молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

– дать представление о…;

– обобщить и систематизировать знания о…;

– познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.);

– выработать навыки (работать с лабораторным оборудованием и т д).

Воспитательные:

– воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие:

 Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

Для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведу примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Можно заменить этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок.  Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке, но практикуйте самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей (создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию).

Руководитель МО                                         Чумаченко Е. Р.

Структура
поурочного планирования в рамках ФГОС  

 « Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

      Во все времена урок остается вечной
и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная
школа.

Современный урок в рамках ФГОС 
призван формировать знания обучающихся  по средствам группового или
индивидуального дифференцированного обучения с опорой  на проблемное решение
задач через самостоятельное добывание знаний.

Основная дидактическая структура урока отображается
в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Они имеют
как статичные элементы, так и динамические, которым свойственна более гибкая
структура.

При подготовке к
современному
уроку
учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.

Моделирование – определение
основных параметров урока, определение типа и вида урока.

Проектирование – разработка
основных компонентов педагогического процесса.

Конструирование
создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На
этапе конструирования учитель создает
документы
– конспект урока и (или)
технологическую
карту
,
по которому
будет работать,
решая поставленные задачи
и
добиваясь получения основного результата
образования.

По ФГОС результаты  освоения
основных образовательных программ делятся на три группы: личностные, предметные
и метапредметные
.

Базовыми
образовательными  технологиями
ФГОС являются:

·        
 Коммуникативные
технологии (коммуникация – общение)

·        
Технология,
основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач,

практически
значимых для изучения окружающего мира)

·        
Технология,
основанная на реализации проектной деятельности

·        
Технология,
основанная на уровневой дифференциации обучения

·        
Информационные
технологии

Зная, что, по данным исследований, в памяти человека
остается 25%  услышанного материала, 30% –  увиденного, 50% –  увиденного и
услышанного, 75% –  материала, усвоенного в процессе практических действий, я
использую ИКТ (мультимедийные презентации, тестирование, викторины, игры). Это
позволяет мне создать условия для активизации мыслительного процесса на уроках,
вовлечь всех учащихся в учебный процесс, никого не оставить без внимания,
поддержки, помощи.

  В работе над уроком  мне помогает технологическая
карта  план-конспект
урока.

Технологическая карта урока –  это новый вид методической
продукции
, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных
предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных
образовательных программ в соответствии с ФГОС.  Обучение с использованием
технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,
обеспечить реализацию универсальных учебных действий, существенно сократить
время на подготовку учителя к уроку.

Сегодня предлагается два вида технологических карт: технологическая
карта с методической структурой  и технологическая карта с  дидактической
структурой.

В своей работе я использую карту второго вида. Вашему
вниманию предлагаю технологическую карту с дидактической структурой  к занятию
по технологии «Кулинария. Здоровое питание». Структура  карты включает:

·          
название
темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

·          
цель
и задачи освоения учебного материала;

(Необходимо четко обозначить тему, и цель
и задачи урока.  
Цель урока определяется:

o     планируемым
результатом урока

o     путями
реализации этого плана

Цель обычно
начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В
формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

 Задача – данная в
определённых условиях -(например, в проблемной ситуации) цель деятельности,
которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно
определённой процедуре.

Формулировка задач урока чаще всего имеет
форму ответов на вопрос: “Что надо сделать, чтобы достичь цель
урока?” Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить»,
«проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

 Сразу необходимо предусмотреть планируемые
результаты урока
.  В формулировке планируемых результатов также
необходимо единообразие и соответствие задачам:  сколько задач – столько и
планируемых результатов должно быть.

·          
планируемые
результаты (личностные, предметные, метапредметные,
информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

·          
метапредметные
связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

·          
основные
понятия темы

·          
тип
и методы обучения

Технологическая
карта

может  содержать дополнительно:

·          
технологию
изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и
прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и
диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

·          
контрольное
задание на проверку достижения планируемых результатов – в таком виде технологическая
карта урока
соединяется с опорным конспектом.

  В структуру опорного плана-конспекта урока
входят разделы: технология проведения урока, деятельность учителя и ученика, и
планируемые результаты. Конспект разбивается на этапы технологии проведения
урока: мотивационно-целевой, изучения нового материала, изучения новых способов
действия, рефлексивно-оценочный.

 Я использую расширенный план-конспект урока: добавила
колонки Обучающие и развивающие задания и предметные результаты.  План
 
 позволяет мне увидеть учебный материал целостно и  системно,
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения
курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на
уроке, согласовывать действия учителя и обучащихся, организовывать
самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный
контроль результатов учебной деятельности.

Современный урок требует от учителя
более глубокого продумывания содержания урока. При  подборе материала
необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных
ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное
усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит
развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного
урока.

Структура поурочного планирования в рамках ФГОС

Структура поурочного планирования в рамках ФГОС

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»  В.А. Сухомлинский

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Ф Ф актические знания Г Г рупповое или индивидуальное дифференцированное обучение О О пора на проблемное обучение С С истемно-деятельностный подход (самостоятельное добывание знаний)

ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Ф

Ф актические знания

Г

Г рупповое или индивидуальное дифференцированное обучение

О

О пора на проблемное обучение

С

С истемно-деятельностный подход (самостоятельное добывание знаний)

Дидактическая структура урока План - конспект Технологическая карта Включение нового знания в систему знаний и повторение Рефлексия Мотивирование к учебной деятельности Актуализация опорных знаний Постановка проблемы УРОК Открытие нового знания Первичное закрепление

Дидактическая структура урока

План – конспект

Технологическая карта

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Рефлексия

Мотивирование к учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

Постановка проблемы

УРОК

Открытие нового знания

Первичное закрепление

Конструирование Проектирование  Моделирование Подготовка  к  уроку

Конструирование

Проектирование

Моделирование

Подготовка

к

уроку

Последовательность действий учителя Моделирование урока  – определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида урока Учитывая требования к уроку по ФГОС тип урока  изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний ; комплексного применения ЗУН; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся) Вид урока  - отражает ведущий метод обучения.

Последовательность действий учителя

Моделирование урокаопределение основных параметров урока, включающее:

  • уточнение концепции или технологической идеи обучения;
  • соотнесение цели урока с целями учебной темы,
  • определение типа и вида урока

Учитывая требования к уроку по ФГОС

тип урока

  • изучения и первичного закрепления новых знаний;
  • закрепления новых знаний ;
  • комплексного применения ЗУН;
  • обобщения и систематизации знаний;
  • проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся)

Вид урока

– отражает ведущий метод обучения.

Последовательность действий учителя Проектирование –  разработка основных компонентов педагогического процесса : задач, содержания, методов, средств, форм учебной деятельности. Конструирование – создание технологии урока , т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает  документы – конспект урока и (или) технологическую карту , по которому  будет работать, решая поставленные задачи  и добиваясь получения основного результата  образования

Последовательность действий учителя

Проектированиеразработка основных

компонентов педагогического процесса :

  • задач,
  • содержания,
  • методов,
  • средств,
  • форм учебной деятельности.

Конструированиесоздание технологии урока , т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся.

На этапе конструирования учитель создает

документы – конспект урока и (или)

технологическую карту , по которому

будет работать, решая поставленные задачи

и добиваясь получения основного результата

образования

ФГОС НОО    Результаты освоения основных образовательных программ Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира  Метапредметные освоенные универсальные  учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу  умения учиться, и межпредметные понятия.   Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные  установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества

ФГОС НОО

Результаты освоения основных образовательных программ

Предметные

освоенный опыт

специфической для данной

предметной области

деятельности по получению нового

знания, его преобразованию и

применению, система основополагающих

элементов научного знания, лежащая

в основе научной

картины мира

Метапредметные

освоенные универсальные

учебные действия,

обеспечивающие овладение

ключевыми компетенциями,

составляющими основу

умения учиться,

и межпредметные

понятия.

Личностные

готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные

установки обучающихся, социальные компетенции,

личностные качества

 Базовые технологии стандартов второго поколения   Коммуникативные технологии (коммуникация – общение)  Технология, основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности  Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Информационные технологии

Базовые технологии стандартов второго поколения

  • Коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
  • Информационные технологии

Документация урока План-конспект урока Технологическая карта урока

Документация урока

План-конспект урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока –  это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет: организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию универсальных учебных действий соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока

это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет:

  • организовать эффективный учебный процесс ,
  • обеспечить реализацию универсальных учебных действий соответствии с требованиями ФГОС,
  • существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока с методической структурой  Дидактическая структура урока Методическая структура урока Методы Организационный момент обучения Актуализация знаний Форма Сообщение нового материала   деятельности Методические   приемы и их Средства Закрепление изученного материала     Подведение итогов     Способы Признаки решения дидактических задач содержание обучения организации       Домашнее задание           деятельности                                

Технологическая карта урока с методической структурой

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Методы

Организационный момент

обучения

Актуализация знаний

Форма

Сообщение нового материала

деятельности

Методические

приемы и их

Средства

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Способы

Признаки решения дидактических задач

содержание

обучения

организации

Домашнее задание

деятельности

Технологическая карта урока с дидактической структурой  Раздел, тема Цель темы Задачи Предметные Планируемый результат Метапредметные УУД Личностные Основные понятия Тип урока Метод обучения Метапредметные связи Ресурсы: - основные; - дополнительные Наглядные пособия Организация пространства

Технологическая карта урока с дидактической структурой

Раздел, тема

Цель темы

Задачи

Предметные

Планируемый результат

Метапредметные

УУД

Личностные

Основные понятия

Тип урока

Метод обучения

Метапредметные связи

Ресурсы:

– основные; – дополнительные

Наглядные пособия

Организация пространства

План – конспект урока Технология проведения Деятельность педагога Мотивационно-целевой этап Деятельность обучающихся Изучение нового материала Планируемые результаты Изучение новых способов действия Рефлексивно-оценочный этап

План – конспект урока

Технология проведения

Деятельность педагога

Мотивационно-целевой этап

Деятельность обучающихся

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Изучение новых способов действия

Рефлексивно-оценочный этап

Вывод Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия.  Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного урока.

Вывод

  • Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока.
  • При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах.
  • Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия.
  • Именно в этом случае происходит развитие личности.
  • Именно это является одной из основных задач современного урока.

Поурочные планы

Одним из ключевых инструментов учителя является конструктор поурочного планирования. Он помогает учителям выстраивать программу обучения, освобождая от множества рутинных функций.

Для начала подготовки поурочного планирования в меню слева выберите раздел «Учебный процесс» и нажмите на «Поурочное планирование» (рис.1).

эж_пп_1_1912.png

Рисунок 1. Переход в раздел «Поурочное планирование»

Откроется страница, состоящая из трех блоков (рис.2). Для просмотра и заполнения информации в каждом блоке нажмите на пиктограмму эж_журнал_55_3103.png «стрелка вниз».

эж_пп_2012.png

Рисунок 2. Поурочное планирование

Для подготовки поурочного планирования необходимо разработать поурочный план, связать поурочный план с группой, после чего на основании поурочного плана сформировать календарно-тематический план.

В блоке «Поурочные планы» отображаются все поурочные планы, с которыми работал учитель (сохранил их как черновик или опубликовал) (рис.3).

эж_пп_1_2012.png

Рисунок 3. Поурочные планы

С помощью стрелок вверх и вниз эж_пп_2804.jpg можно настроить сортировку поурочных планов по следующим критериям:

  • параллель;
  • предмет;
  • название поурочного плана;
  • нагрузка (количество часов в неделю и общее количество часов);
  • дата создания (обновление поурочного плана);
  • статус (черновик/опубликован).

Для быстрого поиска нужного поурочного плана можно воспользоваться фильтром поиска по параллели, а также настроить количество планов, отображаемых в списке по умолчанию.

Пока план находится в статусе «Черновик», дальнейшая работа с ним (прикрепление к группе и создание календарно-тематического плана) невозможна. Для продолжения работы необходимо опубликовать план.

Нажав на пиктограмму с тремя точками эж_три_точки.png вы можете (рис.3):

  • просмотреть свойства и содержание поурочного плана
  • отредактировать поурочный план
  • экспортировать поурочный план в Excel
  • добавить поурочный план в «Избранное»
  • удалить поурочный план

Для создания нового поурочного плана нажмите на кнопку «Разработать поурочный план».

Выбор основы поурочного плана

Первым шагом в разработке поурочного плана является выбор основы (рис.4). На данном этапе вы можете создать поурочный план на основе существующего или создать его с нуля.

эж_пп_1912.png

Рисунок 4. Страница «Выбор основы»

Разработка поурочного плана с нуля

Для создания поурочного плана с нуля в правой части экрана нажмите на кнопку «Создать с нуля» (рис.4).

Общие сведения

Откроется страница для заполнения общих сведений поурочного плана (рис. 5).

эж_пп_2_1912.png

Рисунок 5. Общие сведения поурочного плана

Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения.

Теперь при создании поурочного плана можно указать соответствующие ему учебники: один основной и несколько дополнительных.

В правой части экрана укажите недельную нагрузку (количество часов).

При выборе предмета для составления поурочного плана в выпадающем окне есть возможность воспользоваться фильтрами (рис.6):

  • только мои предметы – будут показаны только те предметы, которые ведет учитель;
  • адаптированные предметы – будут показаны только адаптированные предметы.

эж_пп_4_2804.jpg

Рисунок 6. Выбор предмета

Для того, чтобы воспользоваться фильтрами нажмите на тумблер в необходимой строке.

Укажите, для кого составляется поурочный план (рис.5). Если только для вас, выберите «Для меня». Если вы планируете поделиться поурочным планом с коллегами, выберите «Для другого» и укажите ФИО учителей, которым данный план станет доступен. Автору материала данный поурочный план также остается доступен.

Учитель, с которым поделились поурочным планом, сможет увидеть план во вкладке «Все».

В нижней части страницы расположены следующие кнопки:

  • «Сохранить как черновик» – при нажатии на кнопку шаблон поурочного плана сохраняется как черновик, к редактированию шаблона можно вернуться позднее;
  • «Предыдущий шаг» – при нажатии на кнопку вы можете вернуться к предыдущему шагу и отредактировать информацию.
  • «Следующий шаг» – при нажатии на кнопку откроется следующая страница для заполнения информации.

После заполнения обязательных полей нажмите на кнопку «Следующий шаг» в правом нижнем углу страницы.

Поурочный план

Откроется страница конструктора поурочного плана (рис.7).

эж_пп_2904.png

Рисунок 7. Страница «Поурочный план»

Слева отображается краткая структура поурочного плана. Для удобства работы с планировщиком можно свернуть панель структуры, нажав на пиктограмму «стрелка влево».

Добавление темы

Для добавления темы нажмите на пиктограмму «+» эж_пп_1_2904.png.

Появится новое окно, в котором необходимо выбрать тему из тематического каркаса (рис.8).

эж_пп_3_2012.png

Рисунок 8. Выбор темы из тематического каркаса

Выберите нужную тему из выпадающего списка.

Для удобства поиска вы можете найти тему по ключевым словам, воспользовавшись поисковой строкой.

Тумблер «Повторение изученного» позволяет создать тему, не подразумевающую изучение нового материала, а только повторение пройденного.

Обратите внимание! Если для предмета не разработан тематический каркас, название темы необходимо ввести вручную.

После добавления темы из тематического каркаса появится вкладка «Планируемые результаты» (рис.9).

эж_пп_4_2012.png

Рисунок 9. Планируемые результаты

При нажатии на вкладку появится модальное окно, где показаны все возможные результаты освоения данной темы (рис.10). Также будут показаны секции с ключевыми результатами, без достижения которых дальнейшее обучение по предмету будет затруднительно.

эж_пп_4_2904.png

Рисунок 10. Окно «Планируемые результаты»

Обратите внимание! Вкладка «Планируемые результаты» доступна только для 5-9 классов.

В карточке урока, при нажатии на поле «Планируемые результаты», вы можете отметить планируемые результаты, над которыми вы работали в течение уроков. Подробнее об отметке планируемых результатов можно узнать здесь.

Нажмите на кнопку «Сохранить тему» (рис.8).

Наведя курсор мыши на тему, вы можете (рис.11):

1 — изменить ее порядковый номер (переместить выше или ниже относительно других тем поурочного плана);
2 — автоматически расставить контрольные работы;
3 — создать копию темы;
4 — редактировать название темы;
5 — удалить тему;
6 — развернуть или свернуть список уроков в теме.

эж_пп_5_2012.png

Рисунок 11. Действия с темой урока

Добавление урока

После добавления темы добавьте в нее урок. Для этого нажмите «Добавить урок» в поле структуры, либо на основной рабочей области нажать на пиктограмму «+» эж_пп_1_2904.png и выбрать из выпадающего списка пункт «Добавить урок» (рис.12).

эж_пп_6_2012.png

Рисунок 12. Кнопка «Добавить урок»

В открывшемся окне введите название урока (рис.13). Если на данном уроке будет проводиться контрольная работа, переместите тумблер вправо.

эж_пп_7_2012.png

Рисунок 13. Добавление урока

Нажмите на кнопку «Сохранить урок».

Для добавления дидактических единиц нажмите на «+Добавить дидактические единицы». К уроку должна быть прикреплена хотя бы одна дидактическая единица (рис.14).

эж_пп_8_2012.png

Рисунок 14. Добавление дидактических единиц

Откроется окно «Прикрепление дидактических единиц» (рис.15).

эж_пп_2608.png

Рисунок 15. Окно «Прикрепление дидактических единиц»

Выберите из тематического каркаса одну или несколько дидактических единиц, которые необходимо прикрепить к уроку. Для поиска дидактических единиц воспользуйтесь поисковой строкой.

Пиктограммы напротив дидактических единиц означают:

эж_пп_10_2904.png — количество уроков, где задействована дидактическая единица

эж_пп_11_2904.png — количество контрольных уроков, где задействована дидактическая единица

эж_пп_1_2608.png — дидактическая единица, которая будет рассматриваться в ЕГЭ

эж_пп_2_2608.png — дидактическая единица, которая будет рассматриваться в ОГЭ

При наведении курсора мыши на пиктограммы «ОГЭ» и «ЕГЭ» во всплывающем окне отобразится подсказка со списком номеров экзаменационных заданий, соответствующим данным дидактическим единицам.

Выбрав все необходимые дидактические единицы в правом нижнем углу, нажмите на кнопку «Сохранить».

Если нужно отменить действия с выбором дидактических единиц, нажмите на кнопку «Отмена».

Наведя курсор мыши на урок, вы можете (рис.16):

1 — выбрать несколько уроков и осуществить с ними групповые действия;
2 — перетаскивать урок мышью в любое место внутри темы;
3 — перенести урок в другую тему;
4 — создать копию урока;
5 — редактировать название урока;
6 — удалить урок.

эж_пп_9_2012.png

Рисунок 16. Действия с уроком

При выборе нескольких уроков вам будет предложено произвести с ними следующие действия (рис.17):

  • объединить несколько уроков в один;
  • удалить уроки из поурочного плана; 
  • перенести уроки в другую тему; 
  • сбросить выбор.

эж_пп_13_2904.png

Рисунок 17. Действия с несколькими уроками

При объединении нескольких уроков вы можете посмотреть, как будет выглядеть объединенный урок.

При переносе нескольких уроков в другую тему будет предложен список тем, куда можно перенести выбранные уроки.

Добавление материала

К каждому уроку нужно прикреплять материалы. Добавленные материалы к уроку будут отображаться в карточке урока для их быстрого просмотра или запуска. Материалы на дом будут доступны при создании домашнего задания.

Нажмите на кнопку «Добавить материал» (рис.16). Откроется окно «Прикрепление материалов в поурочный план» (рис.18).

эж_пп_10_2012.png

Рисунок 18. Прикрепление материалов в поурочный план

1. Во вкладке «Каталог материалов» содержатся все опубликованные в Библиотеке материалы, а также контент организаций-партнеров, которые открываются при выборе соответствующего логотипа в левом меню.

2. Во вкладке «Мои материалы» хранятся все материалы, загруженные, созданные и сохраненные в Библиотеке вами.

3. Во вкладке «Избранное» можно выбрать материалы, которые вы пометили как избранное.

4. Нажав на «+Добавить материал», можно создать новый материал, в том числе загрузить файл с компьютера.

5. Материалы, выбранные для использования, можно добавить к уроку или на дом.

6. На странице есть возможность выбрать тип отображения материалов. По умолчанию сначала отображаются материалы, соответствующие выбранной параллели, предмету, теме и дидактическим единицам.

7. Вы можете найти материал воспользовавшись строкой поиска.

8. В правой части экрана расположено поле фильтрации материалов.

9. Для удобства использования поля фильтрации предусмотрена очистка фильтров.

10. Количество выбранных материалов будет отображаться в левом нижнем углу экрана.

11. Для добавления выбранных материалов в поурочный план нажмите на кнопку «Добавить в поурочный план».

При работе с полем фильтрации материалов вы можете воспользоваться дополнительным фильтром списка предметов (рис.19):

  • обычные предметы
  • адаптированные предметы
  • курсы

эж_пп_0512.png

Рисунок 19. Дополнительные фильтры по предметам

Все добавленные материалы отобразятся с правой стороны экрана (рис.20).

эж_пп_15_2904.png

Рисунок 20. Добавленные материалы

Материалы можно перетаскивать из столбца «К уроку» в столбец «На дом» и наоборот с помощью мыши. 

Наведя курсор мыши на наименование материала, вы можете произвести с ним следующие действия (рис.21):

  • открыть;
  • скрыть от учащихся;
  • удалить.

эж_пп_16_2904.png

Рисунок 21. Действия с материалами

По умолчанию все материалы к уроку открыты и доступны для обучающихся, при необходимости материалы можно скрыть.

Добавив необходимое количество уроков в тему, можно автоматически распределить контрольные работы между уроками.

Для этого наведите курсор мыши на название темы и нажмите на пиктограмму «Авторасстановка контрольных» эж_п_17_2904.png.

В появившемся окне выберите количество контрольных уроков, которое хотите разместить в выбранной теме (рис.22). Нажмите на кнопку «Распределить контрольные».

эж_пп_18_2904.png

Рисунок 22. Авторасстановка контрольных работ в теме

Все контрольные уроки будут равномерно распределены между остальными уроками.

Поурочный план можно выгрузить в формате Excel, нажав на кнопку «Экспорт плана» (рис.12).

После добавления всех тем, уроков и материалов нажмите на кнопку «Опубликовать», расположенную в правом нижнем углу страницы (рис.7).

Результат

После нажатия на кнопку «Опубликовать» откроется страница «Результат». Поурочный план успешно опубликован (рис.23).

эж_пп_19_2904.png

Рисунок 23. Публикация поурочного плана

На данном этапе доступны следующие действия:

  • возвращение к редактированию поурочного плана, нажав на кнопку «Редактировать»
  • сохранение поурочного плана в формате Excel, нажав на кнопку «Сохранить файл»
  • возвращение на рабочую страницу «Поурочное планирование», нажав на кнопку «К планировщику».

Разработка поурочного плана на основе существующего

На странице «Выбор основы» отображается список поурочных планов, которым может пользоваться учитель. Для удобства готовые планы рассортированы по вкладкам (рис.24):

  • все – все поурочные планы, доступные учителю; 
  • мои – поурочные планы, созданные учителем; 
  • системные – поурочные планы, предложенные методистами.

эж_пп_1912.png

Рисунок 24. Вкладки и фильтры страницы «Выбор основы»

На странице есть возможность воспользоваться фильтрами:

  • по предмету; 
  • по классу; 
  • по учебнику.

С помощью стрелок вверх и вниз эж_пп_2804.jpg можно настроить сортировку поурочных планов по следующим критериям:

  • наименование; 
  • предмет; 
  • параллель; 
  • учебник; 
  • в неделю – количество часов в неделю; 
  • всего – общее количество часов.

При необходимости вы можете воспользоваться поисковой строкой.

После того, как найден необходимый шаблон, нажмите на кнопку «Выбрать». Откроется страница редактирования шаблона.

Вы также можете перейти в режим редактирования шаблона со страницы «Предпросмотр поурочного плана». Для этого нажмите на наименование поурочного плана, откроется окно предпросмотра (рис.25).

эж_пп_3_1912.png

Рисунок 25. Предпросмотр поурочного плана

При нажатии на кнопку «Редактировать поурочный план» откроется страница для редактирования плана.

При создании поурочного плана на основе предыдущего все данные на всех этапах создания плана будут заполнены. Вы можете внести изменения в общие сведения о поурочном плане и в поурочный план.

Обратите внимание! После создания поурочного плана при изменении параметра «Предмет» все темы поурочного плана будут изменены на «Повторение изученного» а дидактические единицы с уроков удалены, однако структура уроков и материалов будет сохранена. Будьте внимательны при создании плана.

После внесения и изменения всех данных нажмите на кнопку «Сохранить изменения». Программа поурочного плана опубликована (рис.23).

Положение
о поурочном плане

1. Общие положения

1.1. Данное Положение о поурочных планах учителя общеобразовательной организации, работающего по ФГОС, разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года, Письмом Минобразования РФ от 01.01.2001г. № 22-06-147«О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», Письмом Минобрнауки РФ от 01.04.2005 №03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательного учреждения», а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о поурочном плане учителя школы (далее – Положение) определяет содержание, этапы поурочного планирования, регламентирует оформление, анализ и самоанализ поурочного плана, содержит требования к оформлению поурочного планирования учителя-предметника и разработано с целью определения общих правил оформления и разработки поурочного планирования в образовательной организации.
1.3. Поурочный план урока — документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательной деятельности на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.4. Поурочный план урока — способ графического проектирования урока, конспект, схема, технологическая карта, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.
1.5. Поурочный план урока — обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.6. Поурочный план урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
1.7. Поурочный план урока может быть составлена в форме конспекта, схемы, плана, технологической карты, таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
1.8. Наличие поурочного плана урока является обязательным для работы учителя общеобразовательной организации.
1.9. Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у него нет поурочного плана.
1.10. Педагогу гарантируется (ст.55 закона 273-ФЗ) право на свободу выбора и использования той или иной методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательной организацией, методов оценки знаний обучающихся.
1.11. Основное назначение поурочного плана урока:

  • определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;
  • определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;
  • выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями.

1.12. Поурочный план составляется на урок и может быть востребован администрацией и другими контролирующими органами.
1.13. Поурочный план урока хранится у учителя и предъявляется по требованию администрации в день проведения урока.

2. Разработка поурочного плана

2.1. Конспект урока может быть представлен в виде различных форм: план урока, схема, таблица, технологическая карта урока и др.
2.2. К числу обязательных элементов в конспекте урока относятся:

  • цели урока, прогнозируемые результаты;
  • тип урока;
  • организация начала урока, актуализация опорных знаний/мотивация учебной деятельности;
  • изучение нового материала;
  • первичное применение полученных знаний/самостоятельная работа;
  • закрепление, обобщение, систематизация;
  • домашнее задание;
  • рефлексия;
  • универсальные учебные действия (ФГОС).

2.3. На каждом этапе урока указывается содержание деятельности учителя и ученика.
2.4. Тема урока должна соответствовать календарно-тематическому планированию Рабочей программы предмета.
2.5. В поурочном плане урока учителю необходимо зафиксировать узловые блоки:

  • целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);
  • инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);
  • организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить).

2.6. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.

  • Тема урока — проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.
  • Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи — образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
  • Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

2.7. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.

  • Задачи урока — ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке.
  • Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
  • Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся.

2.8. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.

  • Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.
  • Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.
  • Межпредметные связи отражаются в поурочном плане урока при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
  • Действия обучающихся как раздел поурочного плана урока отражает деятельность обучающихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.
  • Диагностика результатов отображает в поурочном плане урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
  • Домашнее задание указывается в поурочном плане урока при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.

2.9. Этапы планирования урока:

  • определение типа урока, разработка его структуры;
  • отбор оптимального содержания учебного материала урока;
  • выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
  • выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока;
  • выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
  • определение формы и объема домашнего задания;
  • определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
  • оформление поурочного плана урока.

2.10. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:

  • учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
  • подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;
  • дифференциация учебных заданий.

3. Оформление поурочного плана

3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта, схемы, технологической карты, плана урока таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.
3.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную.
3.3. Формальная часть конспекта включает:

  • номер урока в изучаемой теме;
  • тему урока;
  • триединую цель урока, УУД.

Триединая цель урока включает следующие аспекты:
– образовательный: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;
– воспитательный: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
– развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от целеполагания. Их можно распределить в четыре группы:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок построения системы знаний;
  • урок развивающего контроля.

3.5. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:
3.5.1. Уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Уроки «открытия» нового знания имеют следующие этапы:
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализации построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторения.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

3.5.2. Уроки рефлексии
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Уроки рефлексии имеют следующие этапы:
1) Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности.
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Локализация индивидуальных затруднений.
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Реализация построенного проекта.
6) Обобщение затруднений во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторения.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

3.5.3. Уроки построения системы знаний
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Уроки построения системы знаний имеют следующие этапы:
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.

3.5.4. Уроки развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Уроки развивающего контроля имеют следующие этапы:
1) Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности.
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Локализация индивидуальных затруднений.
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Реализации построенного проекта.
6) Обобщение затруднений во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Решение заданий творческого уровня.
9) Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.

3.6. В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении задач и планируемых УУД. Пометки учитель делает справа в отдельной колонке.
3.7. В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки об индивидуальной работе со слабоуспевающими обучающимися, с одаренными и высоко мотивированными учениками.
3.8. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательной деятельности.
3.9. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным. В обязательном порядке поурочные планы в печатном варианте хранятся в папке-накопителе отдельно на каждый предмет на каждый класс. Рукописные планы ведутся в отдельной тетради на каждый класс.
3.10. Учителям высшей квалификационной категории (имеющим звания, являющимся победителями или призерами профессиональных конкурсов, «Учитель года») разрешается писать краткие поурочные планы (такие, какие будут удобны учителю). Однако, если в случае осуществления внутришкольного контроля (планового и внепланового) администрацией школы будет указано на недостаточно высокий уровень проведенного урока и сделаны серьезные замечания, администрация школы имеет право обязать учителя писать поурочные планы на общих основаниях.

4. Анализ реализации поурочного плана

4.1. Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания. Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.
4.2 Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (обучающихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. Учитель и завуч, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.

5. Самоанализ реализации поурочного плана

5.1. Самоанализ урока — средство самосовершенствования учителя. Самоанализ урока – неотъемлемая часть деятельности учителя по совершенствованию мастерства и учебного процесса. Через грамотно построенный самоанализ учитель сможет выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательной деятельности.
5.2. Самоанализ урока дает возможность:

  • правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся на уроке;
  • развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  • формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

5.3. Схема педагогического самоанализа урока
I. Краткая общая характеристика класса
1. Общая подготовленность класса:

  • умение детей работать в парах;
  • умение детей работать в малых группах;
  • умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
  • умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.
3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
1. Реальность цели урока.
2. Каким образом организована работа на уроке?
3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4. Какие (-ое) понятия были намечены для усвоения обучающимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики об изучаемом понятии?
6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания обучающихся.
7. Какие учебные действия должны осуществить обучающиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8. Каким образом проектировался ввод обучающихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки обучающихся?
11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия обучающимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача обучающимися?
6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
4. Рефлексивная деятельность обучающихся в результате решения учебной задачи.

6. Контроль и хранение поурочных планов

6.1. Контроль над ведением и оформлением поурочного плана учителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор школы.
6.2. Поурочный план может быть рукописным, напечатанным.
6.3. После посещения урока учителя проверяются поурочные планы по посещенному учебному предмету.
6.4. Хранение поурочных планов осуществляет учитель в течение всего учебного года.
6.5. Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте (учитываются особенности класса, уровень знаний, умений и навыков обучающихся и т.д.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение о поурочном плане учителя является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение о поурочном плане учителя общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Перейти к разделу:
Положения для школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий