ППФП,
как и специальная, строится на основе
и в единстве с общей физической
подготовкой. Содержание ОФП и частично
ППФП в учебных заведениях определено
государственными программами по
физическому воспитанию.
В
настоящее время выделяют ряд основных
показателей, которые являются наиболее
информативными и значимыми для построения
конкретных методик и технологий ППФП.
К ним относят:
– типичные трудовые
действия, операции;
– типичные ошибки;
– основные и
вспомогательные рабочие движения,
рабочая поза;
– двигательная
активность, физическая нагрузка и ее
направленность;
– характер психической
и психофизической нагрузки;
–
климатические, метеорологические и
санитарно-гигиенические производственные
условия;
– профессиональные
вредности и заболевания;
–
ключевые профессионально значимые
физические качества, двигательные
умения и навыки;
– ключевые
профессионально значимые психофизические
функции;
–
ключевые профессионально значимые
психические качества и способности,
деловые и другие личностные свойства.
Затраты времени
в часах на ППФП зависят от сложности и
объема профессиональных требований.
Принципиальная
особенность ППФП заключается в ее
направленности на достижение в процессе
обучения и воспитания непосредственно
прикладных результатов для избранной
профессиональной деятельности. Такая
направленность находит конкретное
выражение в специфическом содержании
и методике ППФП.
Научное
обоснование специфического содержания
и методов ППФП может быть дано с позиций
учения об адаптации организма человека
и теории переноса тренированности.
Воздействие
труда на человека вызывает в его организме
определенные приспособительные
изменения, т.е. адаптационные процессы
носят специализированный характер.
Вследствие этого требуется строго
адекватный подбор средств и методов
ППФП, чтобы ее влияние проходило в
направлении естественного хода адаптации
организма человека к конкретному виду
труда. Поэтому в качестве средств ППФП
надо выбрать те из них, которые дают
прямой или наибольший перенос эффекта
упражнений. Именно степенью положительного
переноса сформированных умений, навыков
и развитых психических и физических
качеств на трудовую деятельность
определяется, в конечном счете,
практическая эффективность ППФП.
Физическая
подготовка, организуемая вне связи со
спецификой труда, может не только не
способствовать освоению профессии, но
в ряде случаев и затруднять в силу
отрицательного переноса формирования
профессионально важных качеств и
навыков. Учет этого факта имеет
принципиальное значение, в частности,
для обоснования необходимости специальной
физической подготовки применительно
к требованиям профессии.
Совершенствование
физических качеств и сопряженных
способностей, функций органов и систем
организма, имеющих ключевое значение
для той или иной профессии, обеспечивается
прикладно-специализированной подготовкой,
включающей средства и методы, адекватные
особенностям избранной профессиональной
деятельности (см. таблицу).
Иллюстрации
прямого прикладного переноса двигательных
и сопряженных умений и навыков (по
В.П.Полянскому, 1999)
Двигательные |
Виды упражнений, Спорта |
Профессии |
Действия |
Плавание, |
Водолаз |
Вождение |
Авто- |
Водитель |
Координационно-сложные |
Альпинизм, |
Монтажник-высотник |
Вращательные |
Акробатика, |
Летчик, |
Оперирование |
Спортивное |
Штурман, |
Использование |
Стрельба, |
Военнослужащий, |
Рукопашная |
Бокс, |
Милиционер, |
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (далее — ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.
Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной — ПΠΦΠ.
Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, работникам ряда инженерно-технических специальностей (инженер-радиоэлектронщик, инженер-механик и др.) нужно обладать целым рядом физических качеств. От них требуется умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения при пользовании различными ручными и ножными органами управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями), работе с персональным компьютером, дисплейной техникой, осциллографом и т.д. Работа представителей умственного вида труда (экономисты, дизайнеры, конструкторы, юристы) часто характеризуется гиподинамией, длительным пребыванием в вынужденной позе (сидя, стоя) во время проектных работ, операторской деятельности. Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.
Профессиональная деятельность работников ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные
и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.
В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.
Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет
к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам
и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил
бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, т.е. ПΠΦΠ.
Чем сложнее техника, чем большее понимание процесса производства требуется от человека, тем профессиональнее он должен владеть специальными навыками. Изменяется характер труда, растут требования к рабочей квалификации. Автоматизация труда сразу же сказывается на человеке, который начинает испытывать физические и умственные нагрузки в других пропорциях и объёмах.
Для ряда профессий характерно статическое напряжение – рабочий на конвейере и водитель за рулём. Они испытывают большие функциональные нагрузки, приходящие на двигательный анализатор. При этом длительные статические усилия приводят к быстрому утомлению и способность к мышечному расслаблению ухудшается.
ППФП. не только увеличивает физические возможности человека, но и улучшает общее функциональное состояние организма, т.е. готовность выполнить любую физическую или умственную работу.
В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е. во время учебы
в вузе, необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:
- к ускорению профессионального обучения;
- достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
- предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
- использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха
и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
- выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
- формировать необходимые прикладные знания;
- осваивать прикладные умения и навыки;
- воспитывать прикладные психофизические и специальные качества.
Прикладные знания связаны с будущей профессиональной деятельностью.
Студент получает прикладные знания на лекциях по учебной дисциплине “Физическая культура”, во время бесед и методических установок на учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении профессиональных видов работ. Они формируются в процессе активных занятий физической культурой и спортом. Особая роль в этом принадлежит прикладным видам спорта: туризму, автомотоспорту, водным видам спорта и др.
Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость – необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Одни виды труда предъявляют повышенные требования к общей выносливости, другие – к быстроте или ловкости, третьи —
к силе отдельных групп мышц и т.п. Заблаговременное акцентированное формирование нужных прикладных физических качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно.
На учебных занятиях по физической культуре, спортивной тренировке, при регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями могут быть созданы также условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.
Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы
и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой
и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.
Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, гипоксии. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия, и т.д.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими прикладными видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый
и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т.д.
Основные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки
В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей – десятки тысяч.
Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности.
В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования
к физическим возможностям далеко не максимальны.
Чтобы успешно подготовить себя к профессиональной деятельности, необходимо знать основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП (профессиограмму):
- формы (виды) труда специалистов данного профиля;
- условия и характер труда;
- режим труда и отдыха;
- особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда
и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Формы труда. Основные формы труда – физический и умственный.
Это разделение несколько условно, но необходимо, так как с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалиста в течение рабочего дня. Кроме того, подобное разделение обеспечивает более эффективный подбор средств физической культуры и спорта в целях подготовки студента к предстоящей профессиональной деятельности. Например, для умственного труда важны различные качества внимания. Устойчивость в проявлении внимания развивают легкоатлетические упражнения (бег 15-20 м за указанное время, эстафеты, кроссовый бег по пересеченной местности и др.); спортивные игры; лыжная подготовка (спуски с гор с различными видами торможений, преодоление неровностей, ориентирование).
Условия труда — продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы (температура, вибрация, шум, загрязненность и т.п.). Правильно подобранные средства ППФП в процессе физического воспитания способствуют повышению резистентности организма по отношению к неблагоприятным производственным факторам, содействуют увеличению адаптационных возможностей организма молодого специалиста. Выносливость и устойчивость к высокой температуре достигаются с помощью физических упражнений, сопровождающихся значительным теплообразованием: бег на 500, 1000 и 3000 м, интенсивное передвижение на лыжах, игра в футбол, баскетбол. Выносливость и устойчивость к низкой температуре обеспечиваются с помощью физических упражнений, выполняемых в условиях низкой температуры в облегченной одежде, закаливания холодным воздухом и водой.
Характер труда — особенности двигательных рабочих операций, при характеристике которых имеют в виду главным образом:
- тип движений (поднимающие, опускающие, вращательные, ударные и пр.);
- амплитуду движений (малая, средняя, большая);
- силовые характеристики движения (статическая, динамическая нагрузка, величина усилий);
- особенности координации движений.
Так, например, при работе операторов на пультах управления довольно часто движения выполняются с очень малой амплитудой — меньше 2 см; при кнопочном управлении перемещение кнопки составляет от 2 до 12 мм с силой нажатия от 200 до 1600 г.
Таким образом, двигательные действия оператора характеризуются микродвижениями, высокими требованиями к быстроте двигательной реакции, точности движения при постоянном напряжении внимания.
Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом
и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Группа профессий характеризуется напряжением функции внимания, зрительного
и двигательного анализаторов, высокой подвижностью нервных процессов, монотонностью, выполнением операций в строго определённой последовательности.
Положение при работе стоя или сидя.
1.Подгруппа: труд физически тяжёлый и средний по нервному напряжению, но простой
по содержанию операций – сборщик автомашин, моторов. Рабочий стоит, значительная нагрузка на мышцы ног и рук статического и динамического характера.
2. Подгруппа: труд физически тяжёлый, напряжённый, со значительной монотонностью – конвейерная сборка автомобилей
Профессия, требующая действий высокой точности. Характеризуется вынужденностью позы, умеренным мышечным напряжением статического характера, большим напряжением зрения. Это газо- и электросварщики. Работа связана с профессиональной вредностью: рабочий вдыхает сварочную пыль, газ, голова и туловище низко наклонены к свариваемой детали.
Профессия характеризуется ограниченной подвижностью, рабочим положением сидя или стоя, множеством мелких высокодифференцированных движений руками. Внимание сконцентрировано, зрение напряжено. Основное напряжение приходится на мышцы пальцев, кисти, предплечья одной или обеих рук. Это слесари, включая слесаря по ремонту автомобилей.
В зависимости от условий производства, объекта сварки и т.д. сварщики вынуждены работать в положении стоя согнувшись, на коленях, на корточках, лёжа на спине или на животе. Во всех случаях туловище и голова низко наклонены к свариваемому объекту. Мышцы, фиксирующие это положение, несут значительную статическую нагрузку. Рабочий подвергается воздействию неблагоприятных факторов технологического процесса, вдыхает сварочную пыль и газы.
Уже через 2ч. после начала работы наблюдаются признаки утомления, проявляющиеся
в увеличении времени латентного периода зрительной моторной реакции, уменьшение силы дыхательных мышц, повышенной реакции сердечно-сосудистой системы.
Профессиограмма — слесарь по ремонту автомобилей/автомеханик.
Работа разнообразна. Часто протекает в вынужденных позах со значительным статическим напряжением позных мышц. При этом отмечается большое количество ударных движений как молотком, так и тяжёлой кувалдой в разных позах. К профессионально важным относятся двигательные умения и навыки закручивания пальцами гаек с помощью вращательных
и возвратно-поступательных движений кисти рук и пальцев. Это требует силы и выносливости соответствующих мышечных групп пальцев, кистей рук и всего плечевого пояса.
Этот вид работы – так же в вынужденных позах.
Операция затяжки блока цилиндров требует особо точной дозировки прилагаемого
к гаечному ключу усилия, что связано с развитием мышечных ощущений. Вследствие сквозняков в производственных цехах при въезде и выезде автомобилей высок процент простудных
и гнойничковых заболеваний.
Профессия — труд, которой характеризуется различной степенью мышечного напряжения, функции внимания, зрительных и двигательных анализаторов, высокой подвижностью нервных процессов, ярко выраженной монотонией, выполнением производственных операций в строго определённой последовательности в положении сидя или стоя.
В зависимости от выполнения операций поза стоя может быть неподвижной или
с передвижением в зоне рабочего места. Это рабочие конвейера.
Характерными чертами конвейерно-поточного производства является дробление производственного процесса на простые операции, закрепление каждой рабочей операции
за определённым рабочим местом, строгая последовательность выполнения операций, монотонность труда, чёткий ритм трудового процесса, возможность его изменения и регуляции. Трудовой процесс на конвейере может протекать со свободным ритмом (пульсирующий конвейер) и регламентированным (принудительный).
В группе представителей этой профессии есть подгруппа: простое содержание операций
и более выраженная монотония в работе (сборщики моторов автомобилей).
Производственные операции выполняются стоя. Значительная физическая нагрузка
на мышцы верхних и нижних конечностей статического и динамического характера.
Работа на таких конвейерах связана с большими энергозатратами – до 250к/кал.в1час.
За одну смену вес переносимого груза может составлять от 6 до 10тонн. При этом наблюдаются существенные сдвиги в функционировании сердечно-сосудистой системы: увеличение систолического и диастолического давления крови соответственно на 20-25 и 10-15мм.рт.ст., пульс учащается до 90-100 уд. в мин.
Начальный период работы не связан с особыми затруднениями. Быстро устанавливается высокий уровень работоспособности, но и довольно скоро наступает производственное утомление. Уже через 1,5-2ч. отмечается снижение выносливости, а к концу смены оно оказывается более чем на 60% ниже исходного уровня.
Спортограмма.
- Мышечная сила для автослесарей очень важна. Для слесаря – сила мышц кисти.
- Двигательный анализатор.
Его функции – точность движения и усилия. Под воздействием специальной тренировки он меняет свою чувствительность, точность движений высока у игровиков, легкоатлетов – метателей.
Кто занимается баскетболом, волейболом, гимнастикой увеличиваются показатели точности мышечных усилий.
Рекомендуется для сборщиков автомобилей.
- Тактильная чувствительность пальцев. Её развивают спортивные игры – баскетбол, волейбол.
Тренировка в спортивных играх вообще предоставляет большие возможности для развития многих психофизиологических функций, являются ведущими для ряда сложных современных профессий.
Для сборщиков автомобилей – спортивные игры, лёгкая атлетика – спринт.
Для слесаря по ремонту автомобилей– спортивные игры. Такие элементы волейбола – верхняя передача мяча над собой, в движении, приём подачи, прямая нацеленная подача. Элементы баскетбола – ведение мяча, передачи 1 и 2 руками, броски по кольцу развивают необходимую для данной профессии подвижность и ловкость мышц кисти, точность движений, координацию, динамическую выносливость рук и плечевого пояса.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
В различных И.П. – поднимать и опускать руки, описывать ими большие и малые круги
в различных направлениях, одновременно, последовательно и поочерёдно; делать круговые движения одним и двумя плечами одновременно, последовательно и поочерёдно; рывки согнутыми и прямыми руками вперёд, вверх и назад, а также сочетания различных движений руками. Эти упражнения выполняются с гантелями, масса которых подбирается в соответствии
с физической подготовленностью.
Упражнения для ног.
В основной стойке и в стойке с различным положением рук выполняются пружинящие поднимания на носках, полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе – на носках
и полной ступне. Выпады вперёд и в сторону – попеременные сгибания и разгибания ног в стойке ноги врозь – приседания на двух ногах.
Из упора присев делать полуприседы на одной ноге, другая в сторону или назад, приседы на одной ноге другая вперёд. Из приседа на одной ноге, другая в сторону – не поднимаясь, менять положение ног не отрывая стопы от пола.
Развивают мышцы ног ходьба широким шагом в приседе – в сторону, назад: с поворотами на 90 и 180*, прыжки в приседе и из приседа вверх.
Упражнения для укрепления мышц стопы.
Опущение сводов стопы в результате длительного нахождения на ногах характерно для многих профессий. Нередко оно приводит к плоскостопию, что вызывает боли в области стопы, быстрое утомление при выполнении работы.
Укреплению мышц стопы помогают упражнения общеразвивающего характера. Это различные виды ходьбы: на носках, с перекатом с пятки на носок, на пятках, на наружном своде стопы. Ходьба по перекладинам горизонтальных, наклонных и вертикальных лестниц, а также палкам, планкам и канату, лежащим на полу.
Различные виды подскоков на носках, лазание по гимнастической стенке с переходом с одного пролёта на другой; приседание в висе стоя на гимнастической стенке на одной или обеих ногах, с упором на рейку носками, разведение и сведение ног, скользя носками по рейке.
Спортивная ходьба с обязательным соблюдением техники её выполнения.
Упражнения для развития ловкости.
Различают 3 этапа в воспитании ловкости.
На 1 совершенствуют пространственную точность и координацию движений без учёта времени.
На 2 воспитывается точность быстрых движений.
На 3 добавляется изменения условий выполнения движений.
Важны для автослесарей точные движения руками при относительно неподвижном туловище.
ПΠΦΠ для профессий ремонта оборудования (автослесари).
Гимнастика; упражнения с гантелями, набивными мячами, на гимнастической скамейке
и стенке.
Тяжёлая атлетика: упражнения со штангой, гирей, поднимание и переноска тяжёлых предметов.
Лёгкая атлетика: толкание ядра, метание гранаты.
Спортивные и подвижные игры – элементы на точность и ловкость движения рук, игры на внимание.
ПΠΦΠ для профессий конвейерно-поточного производства (сборщик автомобилей).
Лёгкая атлетика: бег на короткие дистанции, 20-30м. с максимальной частотой шагов и скоростью, бег на месте с различной частотой шагов, бег на заданное время, прыжки по разметке, прыжки на одной ноге на расстояние 60, 80 и 100м., прыжки без зрительного контроля.
Спортивные игры: передвижение с баскетбольным мячом, изменение направления и скорости движения, передвижение с мячом и передача его от груди 2 руками (то же от плеча 1 рукой, то же с отскока от пола), броски в корзину с различного расстояния и положения, броски в различные цели на расстоянии 5,10,12м.
Характеристика прикладной действенности видов спорта (по данным Р.Т. Раевского).
Виды спорта какой профессии рекомендуются:
- спортивные игры – слесарям по ремонту автомобилей, сборщикам.
Профессионально-важные качества: чувства коллективизма, общая выносливость, ловкость рук, пальцев, все виды реакции, распределение, переключение и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность и коммуникативность.
Профессионально – прикладные виды спорта для автослесаря – борьба, гимнастика, штанга, гребля, ручной мяч.
Автоэлектрик – настольный теннис, баскетбол, волейбол.
К профессионально важным отнесены двигательные умения и навыки, связанные с постановкой болтов гаечным ключом и пальцами при сборке и разборке узлов автомобиля. Для этой операции характерны вращательные и возвратно-поступательные движения кистей рук и пальцев с различными напряжениями. Выполнение работы требует силы и выносливости не только мышц кистей рук, но и всего плечевого пояса. Данный тип работ характерен для съёмки и постановки карданного вала, коробки передач, рулевой тяги, колёсных барабанов. При этом отмечаются вынужденные рабочие позы со значительными статическими напряжениями позных мышц.
Резкие ударные движения. Эти движения выполняются в вынужденных позах тяжёлой кувалдой (снятие рессор, рулевых тяг). Для выполнения этих работ требуется высокий уровень развития силы и выносливости мышц разгибателей предплечья и навыков выполнения ударных движений.
Третий тип работ заключается в разборке, ремонте и сборке электрооборудования: стартера, генератора, прерывателя, распределителя. Здесь требуется точностные движения кистей и пальцев рук под контролем зрения и вне его, что предъявляет особо высокие требования к кожной и мышечно-суставной чувствительности и глазомеру.
Можно выделить три категории задач ПΠΦΠ учащихся при освоении профессии слесаря по ремонту автомобилей/автомеханика:
- развитие силы и статической выносливости позных мышц (спины, живота
и разгибателей бедра); - развитие силы, статической и динамической выносливости мышц пальцев и кистей рук, развитие ручной ловкости, точности микродвижений пальцев, кожной и мышечно-суставной чувствительности, глазомера.
- выработка навыков ударных дозированных движений в вынужденных позах: выработка навыков поддержания вынужденной позы в течение длительного времени.
- развитие точности усилий в особенности мышц плечевого пояса.
Развитие точности усилий связано с наиболее сложной операцией в работе слесаря
по ремонту автомобилей – затяжкой головки блока цилиндров с помощью динамометрического ключа с развитием результирующего дозированного усилия, выставляемого
по тензометрическому ключу. Квалифицированный автослесарь использует в работе только обычный гаечный ключ, не нуждаясь в инструментальном контроле усилия при затяжке головки. Развитие точности усилий важно для качественного выполнения производственных операций
по изготовлению новых деталей.
Часть этих задач выполнима с помощью обычных средств физического воспитания.
Для избирательного развития некоторых ведущих качеств и навыков необходимы особые тренирующие устройства.
Содержание ПΠΦΠ:
1.Профессии монтажа, наладки и ремонта оборудования (слесаря по ремонту автомобилей).
Требования: развитие ручной ловкости, способности выполнять ударные дозированные движения, развитие статической и динамической выносливости мышц пальцев и кистей рук. Статической выносливости позных мышц (спины, брюшного пресса и разгибателей бедра). Развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп. Совершенствование равновесия
в вертикальном положении, развитие выносливости, совершенствование координационных движений рук, закаливание.
Средства ПΠΦΠ:
- гимнастика (упражнения с гантелями, набивными мячами, гимнастическими скамейками, стенка),
- упражнения с отягощениями (штанга, гиря, поднимание и переноска тяжёлых предметов).
- разновидности метания,
- элементы спортивных игр (на точность и ловкость движений рук),
- игры на внимание и др.
Рекомендуемые виды спорта:
- лёгкая атлетика,
- гимнастика,
- хоккей.
2. Профессии конвейерно-поточного производства – сборщик автомобилей.
Требования: развитие точности и быстроты движений, игровой ловкости и выносливости
к выполнению упражнений на координацию движений.
Средства ПΠΦΠ:
- бег на короткие дистанции 20, 30м.,
- прыжки по разметке на правой и левой ногах,
- опорные прыжки,
- ведение баскетбольного мяча, меняя направление и скорость движения,
- передача мяча от груди, с отскоком от пола,
- броски мяча в корзину на точность.
Рекомендуемые виды спорта:
- баскетбол,
- волейбол,
- лёгкая атлетика.
Литература:
С.А. Полиевский, И.Д. Старцева, Москва, Ф.к. и с. 1988г.
“Физкультура и профессия “
В.А. Кабачков, С.А. Полиевский.
“ Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ.” Москва “Высшая школа”, 1982г.
“ Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования” Центр. “Школьная книга” Москва 2003г.
Ф.Т. Ткачёв. “Физическая культура в трудовом процессе”
Киев, 1977г.
ППФП (Профессионально – прикладная физическая
культура)
Профессионально
– прикладная физическая подготовка (ППФП) – одно из основополагающих
направлений физического воспитания, формирующие прикладные знания, физические и
социальные качества, умение и навыки, способствующие достижению объективной
готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.
(Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Издание
третье. Ростов – н/Д: Феникс, 2004. – 290 – 319)
Цель
ППФП – психофизиологическая готовность к успешной профессиональной
деятельности. Чтобы цель была достигнута, необходимо создать у будущих
специалистов психофизиологические предпосылки готовности:
1)
к ускорению профессионального обучения;
2)
к достижению высокопроизводительного труда
в избранной профессии;
3)
к предупреждению профессиональных
заболеваний и травматизма, обеспечения профессионального долголетия;
4)
к использованию средств физической
культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и
профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
5)
к выполнению служебных и общественных
функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональный коллектив;
ППФП
призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду
трудовой деятельности при одновременном общем укреплении организма и здоровья
человека, повышении уровня его всестороннего физического развития. Конкретные
задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются
особенностями их будущей профессиональной деятельности. Они состоят в том, чтобы
формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и
навыки, воспитывать прикладные психофизические качества и специальные
прикладные качества.
Прикладные знания
имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью и
приобретаются во время учебных занятий, а также путем самостоятельного изучения
литературы. Важен тот факт, что знания о закономерностях повышения спортивной
работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о
достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека
в сфере труда.
Прикладные умения и навыки обеспечивают
безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ,
способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных
задач. Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек,
занимавшийся прикладными видами спорта.
Прикладные физические качества
– это быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Они необходимы во
многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного
выполнения работы необходимы или повышенная общая выносливость, или быстрота,
или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное
формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до
профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные психические качества и свойства личности,
необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных
занятиях и самостоятельно. На спортивных тренировках, при регулярных
самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия для
воспитания смелости, мужественности, чувства коллективизма. Направленным
подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно
воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических
качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной
деятельности. Так, особенно ярко, мужество, самоотверженность,
дисциплинированность проявляются в двигательных действиях по гимнастике,
единоборствах, плавании и т.д. В циклических видах спорта, в видах двигательных
действий, связанных с развитием общей скоростной и силовой выносливости,
формируются терпение, упорство, настойчивость и целеустремленность. Например,
многие строительные профессии требуют от специалистов хороших координационных
способностей, развитого чувства равновесия, силы, умения работать на большой
высоте. Естественно, что эти способности лучше развивать заблаговременно, на
занятиях физической культурой и спортом. Кроме того, воспитанная в спортивной
деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения
переносятся в повседневную жизнь и профессиональную деятельность.
Прикладные специальные качества
– это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды.
Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой
тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный
аппарат, укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость.
Задачи
и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут
быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии
к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего,
связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, то
есть требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам,
функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению
прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями.
К
таким факторам относятся следующие:
1)
формы (виды) труда специалистов конкретного профиля;
2)
условия и характер труда;
3)
режим труда и отдыха;
4)
особенности динамики работоспособности специалиста в процессе труда и специфика
профессионального утомления и заболеваемости.
Дополнительными
факторами, определяющим содержание профессионально-прикладной физической
подготовки, являются индивидуальные особенности будущих специалистов, а также
климатические условия региона, где предстоит работать и жить. Изучение
факторов, влияющих на жизнедеятельность специалистов в сфере труда,
психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной
деятельности, позволяют выявить тот самый объем и перечень необходимых
прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые
обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.
Профессионально-прикладная
физическая подготовка должна строиться на основе и в единстве с общей физической
подготовкой. Подбор средств ППФП должен производиться с учетом особенностей
учебного процесса на конкретном факультете и специфики будущей профессиональной
деятельности студентов. В числе таковых могут быть: прикладные физические
упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта;
оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства,
обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
В
качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения
профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами,
на гимнастической стенке и скамейке, канатах, шестах, бревне) и таких массовых
видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры,
туризм и другие; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных
устройствах, специализированные полосы препятствий.
Подбирая
физические упражнения, необходимо учитывать, чтобы их психофизическое
воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При
целенаправленном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий
можно увеличивать объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько
физических качеств и соответственно устанавливать учебные нормативы. Такой
подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще производится
опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств
и умений.
Оздоровительные
силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства профессионально-прикладной
физической подготовки студентов, особенно для воспитания специальных прикладных
качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических
условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной
устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям
температур воздуха. В содержание занятий со студентами должно входить обучение
приемам закаливания организма и выполнению гигиенических мероприятий, а также
применению средств ускорения восстановительных процессов в организме.
Вспомогательными
средствами ППФП, обеспечивающими ее эффективность, служат упражнения на
профессиональных тренажерах и других специальных технических приспособлениях. В
профессиональных тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и
умения в облегченных или усложненных условиях. (Лукьяненко
В.П. Физическая культура: основы знаний. М.,
2003. – 123 – 130)