Для того, чтобы ваш трек опубликовали в Boom (да и для работы с другими площадками это не будет лишним) вам потребуется договор c автором музыки (инструментала). В этой статье я приведу пример такого документа, который мне любезно предоставил Алексей Пономарёв из Santle Beats (ребята делают крутую музыку). Собственно, этот же договор я предоставил агрегатору FreshTunes, чтобы они загрузили в Boom мой трек. Так что схема рабочая :).
Вот ссылка на шаблон договора:
(На всякий случай — в формате pdf)
Порядок работы с договором
- Скачайте договор по ссылке выше (Word можно редактировать, pdf — только для печати и заполнения от руки).
- Заполнить все поля с прочерком: даты, ФИО, данные паспорта, название минуса, его скорость, тональность и т.д.
- Распечатать и подписать (можно сделать pdf и добавить факсимиле с помощью редактора). Предоставить скан с подписями будет достаточно для того, чтобы вам разрешили публиковаться в Boom
- Желательно обменяться оригиналами договоров по почте.
Дисклеймер
В идеале любой договор нужно делать с юристом и прописывать все возможные ситуации. Пример, который я привожу выше, подходит для конкретного случая: вам нужно выложить трек в Boom (для включения монетизации вКонтакте) и вам требуется подтверждение прав. Пользуйтесь им как образцом, но обязательно изучите все пункты.
Как оформить авторские права на бит?
Искусство и культураБизнес и менеджмент+5
Константин К.
13 июля 2019 · 3,3 K
ОтветитьУточнить
Andrey Krasnopeev13
Предприниматель. Специалист по развитию бизнеса · 15 июл 2019
Бит можно рассматривать как музыкальная композиция. Также как и любую другую музыкальную мелодию или другую интеллектуальную собственность можно задепонировать. Для этого существуют специальные компании. Одна из них ireg.pro
3,4 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Всё чаще ко мне стали обращаться авторы, которые зарабатывают на продаже своих творений через интернет. Обычно таким образом продаются стихи и биты для песен.
Вопросы у всех примерно одинаковые:
«Я создал бит (стих), потом нашелся покупатель; он послушал и сказал, что бит не подходит, а потом я услышал песню с моим битом». Или «Я продал бит, покупатель выпустил песню, но заплатил не всю сумму, о которой договаривались».
Когда начинаешь разбираться с такими случаями, почти всегда оказывается, что никакой договор между продавцом и покупателем не заключался. А это ошибка. Договор должен быть обязательно. Договор – это основа, без которой браться за дело крайне сложно и опасно. Без договора будет очень сложно доказать факт достижения каких-либо договоренностей и уж тем более признать эти договоренности заключенным договором, по которому согласованы все существенные условия (ну не любят наши суды всякую электронную переписку).
В таких случаях должен заключаться договор об отчуждении исключительного права на бит (или другой объект). В договоре должны быть указаны все существенные условия. Существенные условия – это обязательные условия, без которых договор считается незаключенным. Для договора об отчуждении исключительного права существенными условиями являются условие о предмете и условие о размере вознаграждения. Убедитесь, что эти условия согласованы в договоре.
Согласно п.2 ст.1234 ГК РФ, договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Но как же обеспечить в таком случае заключение договора, если всё взаимодействие идет через Интернет? На помощь придут ст.160 ст.434 ГК РФ. Согласно указанным нормам, договор в письменной форме может быть заключен путем составления электронного документа или обмена электронными документами. При этом должна быть возможность воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, а требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Иными словами, можно обменяться сканами, если удостовериться, что подписи действительно принадлежат сторонам сделки и что документ исходит действительно от стороны сделки. Справедливости ради надо отметить, что единообразия практики о том, что обмен сканами однозначно признается заключением договора, нет. Существуют решения как в одну, так в другую сторону. Чтобы максимально обезопасить себя в таких случаях и иметь больше шансов в суде на признание договора заключенным, я рекомендую включать в договор пункт о том, что договор может быть заключен путем обмена сканированными копиями, собственноручно подписанными сторонами, а еще лучше предусмотреть последующий обмен оригиналами по обычной бумажной почте (при этом учитывайте, что договор будет считаться заключенным и именно после обмена сканами, а бумага нужна скорее для подстраховки).
Подводя итог, сформулирую небольшой чек-лист действий, которые необходимо выполнить, чтобы Ваша сделка по покупке или продаже объекта авторских прав через интернет считалась заключенной:
1) Составить договор об отчуждении исключительного права на объект авторских прав.
2) Убедиться, что в договоре согласованы все существенные условия.
3) Включить в договор условие о возможности его заключения путем обмена сканированными экземплярами.
4) Включить в договор условие о последующем обмене оригиналами посредством обычной почты.
5) Обменяться сканами паспортов, чтобы убедиться в подлинности подписей.
6) Подписать договор и обменяться сканированными экземплярами с адресов электронной почты, указанных в тексте договора.
7) Направить бумажный оригинал договора контрагенту и получить от него такой же подписанный бумажный экземпляр по почте (при этом учитывайте, что договор будет считаться заключенным и именно после обмена сканами, а бумага нужна скорее для подстраховки).
© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.
Как артисты и продюсеры, вы столкнетесь с множеством соглашений в своей карьере. Сегодня мы хотим рассказать о самом популярном и одновременно самом проблемном соглашении — аренде битов.
Что такое договор аренды бита?
Как и в традиционном соглашении или соглашении о продаже битов, соглашение об аренде битов позволяет артисту включить инструментальный бит продюсера в новую запись исполнителя. Но в отличие от этих соглашений, в соглашении об аренде битов производитель сохраняет полное право собственности на авторские права на бит, предоставляя исполнителю исключительную или неисключительную лицензию на использование, как правило, на определенный период времени (годы) и/или на установленное количество эксплойтов (продаж и стримов).
Для чего существуют договоры аренды инструменталов?
Договоры аренды битов возникли как способ решения общей проблемы на рынке продажи битов: производители хотят столько денег, сколько они могут получить за свои биты; однако, поскольку биты ничего не стоят на жестком диске, продюсеры предварительно готовы расстаться с этими битами за меньшую цену, чем они считают, что биты стоят, но только если это продлится ограниченное время. Таким образом, как только права вернутся к создателю, он сможет заработать больше денег, переоформляя или продавая бит. Со своей стороны, артисты готовы брать биты в аренду, прекрасно зная, что срок их аренды истечет через несколько лет, в обмен на право использовать бит сейчас по цене, которая находится в пределах их бюджета.
Одна из проблем с соглашениями о лизинге битов заключается в том, что они плохо составлены. Самые опасные типы транзакций в музыкальной индустрии — это те, в которых одна или обе стороны не понимают, в чем заключается соглашение между ними. Итак, являетесь ли вы продюсером, у которого есть биты на продажу, или артистом, у которого нет средств на прямую покупку битов, вот шесть вещей, которые вам следует знать о соглашениях об аренде битов:
1. Знайте, как долго длится аренда
По определению, договоры аренды битов не вечны. В традиционном продюсерском соглашении или соглашении о продаже битов создатель (автор) обычно передает исполнителю авторские права на бит. Однако в соглашении об аренде битов исполнитель либо исключительно, либо не исключительно арендует бит на определенный период времени, либо на определенное количество продаж и стримов, либо на определенный тип использования, либо на то и другое. Например, срок аренды может истечь раньше, если было продано 1000 копий и/или сделано столько же воспроизведений. Как только вы попадете в любую из целей, отмеченных в соглашении, ваш договор аренды автоматически истечет, и вы больше не сможете использовать бит.
Если вы артист, то вам следует знать, что такое «срок», чтобы случайно не использовать бит по истечении срока аренды, что может нарушить авторские права продюсера. Если вы продюсер, то это необходимо для того, чтобы вы знали самую раннюю дату, когда вы можете сдать бит в аренду кому-то другому или повторно сдать его в аренду исполнителю за дополнительную плату (или пригрозить подать в суд на исполнителя за нарушение ваших авторских прав).
Как артист, вы должны попытаться получить как можно более длительную аренду на бит, в идеале с некоторыми вариантами продления аренды или преобразования его в передачу авторских прав путем внесения дополнительных платежей в будущем. Как продюсер, вы явно хотите получить права на бит как можно быстрее, чтобы вы могли сдать его повторно в аренду, но вы также хотите, чтобы песня, включающая ваш бит, стала хитом, а это может занять время. Вы хотите, чтобы артист чувствовал себя достаточно защищенным, чтобы мог вкладывать деньги в продвижение своих треков, зная, что у него будет достаточно времени для получения своей выгоды.
— Смотри также: 7 лучших онлайн курсов по созданию хип хоп треков —
2. Знайте, что можно, а что нельзя делать в такт
Вы должны убедиться, что понимаете, что можно сделать с битом и где это можно сделать. То, что артист может сделать с битом, называется «объем» аренды. Объем большинства договоров аренды обычно позволяет исполнителю делать с битом все, что он хочет, при условии, что к нему добавляются дополнительные элементы — обычно вокал — для создания нового трека. Другими словами, исполнителю часто не разрешают выпускать инструментальную версию битов. Объем иногда также не позволяет исполнителю создать более одной новой записи, воплощающей ритм. Это означает, что ремиксы или альтернативные версии также могут быть запрещены.
Место, где артист может использовать инструментал, называется «территория». Если в соглашении об аренде битов вообще упоминается территория, то как исполнитель вы должны убедиться, что у вас есть всемирное или вселенское право использовать бит в течение срока аренды. В цифровом мире, и особенно в контексте соглашений об аренде, ограничение территории только одной страной не имеет большого смысла.
3. Знайте, что происходит с публикациями
Небольшая предыстория: каждая записанная песня имеет два авторских права. Первое — это авторские права на музыкальное произведение, также называемое публикацией, которое включает текст и мелодию. Вторая — это звукозапись, также называемая «мастером», которая представляет собой конкретную записанную версию музыкального произведения. Каждое музыкальное произведение может быть записано тысячи раз, при этом каждая запись создает новое авторское право на звукозапись, в то время как лежащее в основе авторское право на музыкальное произведение остается неизменным каждый раз.
Когда артист выпускает звукозапись, он или она обязан выплачивать так называемые гонорары за механическое воспроизведение авторам или издателям музыкального произведения, воплощенного в звукозаписи.
Если вы арендовали бит у продюсера, то, если в cоглашении об аренде битов не указано иное, авторские права на музыкальное произведение, воплощенные в бите, принадлежат продюсеру, и вы автоматически обязаны платить ему гонорары за механическое воспроизведение. Если в соглашении об аренде битов ничего не говорится о доле владения продюсера, то вы должны исходить из того, что это не менее 50% от публикации трека.
Есть несколько способов справиться с публикацией в соглашении об аренде битов. Во-первых, относиться к этому также, как относится любой законный звукозаписывающий лейбл: изложить, каким будет «разделение», а затем просто выплачивать производителю гонорары за механическое воспроизведение по согласованной ставке (то есть по полной или по сниженной установленной законом ставке). Тем не менее, вы также можете договориться с производителем о полном отказе от лицензионных отчислений за механическое воспроизведение на неограниченный срок, либо до определенного количества (числа) использования.
Вам следует внимательно относится к этому пункту, на тот случай, если композиция станет хитом и автор (продюсер), который продал вам права на использование, не захотел воспользоваться этим моментом для досрочного расторжения соглашения об аренде.
4. Знайте свои кредитные обязательства
Продюсеры на всех уровнях хотят быть уверенными, что они получают должное признание при каждом выпуске трека. Убедитесь, что вы знаете, где и когда вы должны указывать автора бита и ссылку на его социальные сети и/или персональный сайт. Обычно эти моменты прописываются в метаданных mp3 трека, но и возможно дополнение в виде короткого упоминания на том же Youtube, а также на других площадках и носителях. Со стороны исполнителя вы также должны быть уверены, что любой непреднамеренный, неповторяющийся отказ должным образом указать продюсера не дает продюсеру права немедленно подать на вас в суд и/или расторгнуть соглашение об аренде битов. У вас должно быть право «вылечить» неудачу, прежде чем они это оспорят выгодным для себя способом.
5. Знайте, какие элементы вы получаете (или отдаете)
Если вы исполнитель, то вы должны знать, какие элементы вы получаете, а если вы продюсер, то вы должны знать, какие элементы вы обязаны передать. Артисты всегда должны пытаться обязать продюсера передать третинг проекта. «Стебли» — это отдельные инструментальные (или вокальные) треки, например, отдельные треки, содержащие гитару, фортепиано, бас-барабан и т.д. Вам нужны стебли, чтобы вы могли правильно микшировать трек с вокалом. Конечно, у продавца может не быть стеблей, он может не захотеть их передавать или может взимать за них больше денег. Или, возможно, вы не захотите использовать стебли, потому что всё, что вам нужно, — это поставить вокальную дорожку прямо на бит, не смешивая микс должным образом.
Убедитесь, что вы также знаете, какие файлы вы будете получать. В интересах всех сторон создавать цифровые файлы самого высокого качества, чтобы песня, в которой есть вокал, не звучала плохо. Обратите внимание, что файлы MP3 не являются отраслевым стандартом — в идеале соглашение об аренде битов будет предусматривать доставку как минимум несжатого WAV файла. Убедитесь, что предоставленный бит не был предварительно отмастерен. Если вы получите инструментал, которому выполнен мастеринг, то не сможете должным образом добавить вокальные партии и сделать финальный мастеринг.
— Смотри также: 8 лучших сайтов для быстрой продажи битов онлайн —
6. Знайте, какие права (если таковые имеются) уже предоставлены
Вы должны знать, и в соглашении об аренде битов должно быть четко указано, покупаете ли вы исключительную или неисключительную лицензию на бит. Если ваши права являются исключительными, то вы и только вы можете использовать бит в течение срока аренды. Если ваши права не являются исключительными, то продюсер может сдать в аренду или продать бит кому-либо еще в любое время, тем самым предоставляя этому человеку право выпустить песню, которая включает в себя тот же бит, который вы используете.
В соглашении об аренде бита также может быть указано, что, хотя у вас есть эксклюзивная лицензия на будущее, эта лицензия не регулируется любыми предыдущими неисключительными лицензиями, которые, возможно, предоставил производитель.
Итак, как защитить себя как артиста? Во-первых, спросите продюсера, использовался ли бит раньше. Найдите минутку, чтобы выполнить несколько поисков в Google о продавце. Используйте Shazam, чтобы найти и послушать этот бит у других исполнителей. И, конечно же, всегда читайте соглашение об аренде битов (лизинге), чтобы знать, что в нем говорится о прошлом использовании битов. Если вы представлены адвокатом или обладаете достаточными знаниями, чтобы сделать это самостоятельно, добавьте в соглашение заверения и гарантии, т.е. обещания, о том, что продюсер действительно владеет битом и что он или она возместит вам убытки (и возместит расходы), если кто-то подаст на вас в суд на основании того, что вы использовали бит, который ранее был кому-либо сдан в аренду.
Продажа инструменталов давно перестала быть просто хобби или небольшим приработком. Сегодня для некоторых успешных битмейкеров это является серьезным бизнесом.
Всем нам прекрасно известно насколько необъятен и динамичный музыкальный рынок в Америке. Насколько богатые у него традиции и отточенный механизм. Наличие обширной индустрии в музыке и огромного спроса на музыкальный контент, и породили такие площадки как soundclick, которые специализируются на продаже иснтрументалов. Но в США где, помимо серьезного и успешного рынка, существуют десятилетние традиции существования и самое главное функционирования авторского, нельзя просто так взять и воспроизвести музыку Madonna по телеканалу, не заплатив при этом авторские отчисления правообладателю этой музыки. Минуса (биты), как часть интеллектуальной собственности не может фактически продаваться, вместо этого продается лицензия и права на ее использование. Если музыкант хочет исполнить песню под чью либо музыку, то он берет разрешение на использование авторской музыки и покупает лицензию. Авторское право может передаваться но, как правило, это происходит за очень серьезную денежную сумму.
Теперь пойдем дальше. Постепенное совершенствование спроса на музыкальном рынке дало развитие такому направлению как лизинг (англ. Lease –аренда). Это фактически и есть лицензирование. Битмейкеры (продюсеры) отдают вам в использование лишь лицензию, оглашенной определенными условиями. Что подразумевает на практике аренда битов: Вы исполнитель и желаете записать песню на один из понравившихся битов. Вы не собираетесь, издавать этот трэк в альбоме или сингле, которые будет продаваться тиражом более 1000 копий. Так же вы не собираетесь отправлять свою музыкальную композицию для ротации на крупнейших радиостанциях, или снимать на него клип, которые впоследствии будет также показываться на телеканалах. В данной ситуации вам нет смысла покупать эксклюзивные права на бит. Вы с легкостью можете взять за не большую сумму мп3 (320k/bits) в аренду. В свою очередь, все права на дальнейшее использование остаются у автора (битмейкера) инструментала. Поэтому он вправе отдавать его в аренду до конца своей жизни кому годно и сколько угодно, до тех пор, пока кто-либо не купит по эксклюзивной лицензии.
Теперь разбираемся с ситуацией покупки с эксклюзивной лицензией. Вы серьезный коммерчески успешный артист, ваша музыка играет на государственных радиостанциях, и ваши клипы показывают на телевидении. Музыка – ваше ремесло и профессия. Вы собираетесь купить интсрументал, но только с той целью, что бы получит эксклюзивное право на использование минуса. Все это прописывается в договоре о передаче авторских и смежных прав. Я не буду углубляться в суть юридических аспектов, просто отметим, что при покупке эксклюзивной лицензии, исполнитель становится обладателем смежных прав и имеет положенные ему права на дальнейшее использование бита так же.
Все было бы понятно, но, к сожалению, в странах СНГ уровень соблюдения авторского права и лицензирования пока находятся на низком уровне. Поэтому, как таковых продаж лицензий не существует. Весь бизнес складывается на простой продаже инструменталов, без соблюдения и парой даже не знания о существовании каких либо контрактов.
Теперь вопрос к покупателям: как вы считаете, покупая минуса у Российских битмейкеров, вы покупаете, что лизинг, эксклюзивное право…? Предоставляют ли вам какой либо контракт, или документ, в котором прописаны ваши права на музыкальную композицию? Я думаю, что нет. В данном случае палка о двух концах. Покупатель, не до конца осознает, что именно он покупает, продавец (битмейкер) либо сам не в курсе, что он за бесценок отдает свое творчество в эксклюзивное использование за 10, 20 пускай даже и за 100$, либо делает это, умалчивая о том, что он продает, бит в лизинг.
Я думаю рано или поздно большинство пересмотрят свою политику, и на нашем рынке будут предоставляться биты в аренду, помимо продаж по эксклюзиву. Ведь не всем нужны иснтрументалы для выпуска коммерческих альбомов, не все готовы расстаться со 100-300$ за минус, для трэка который не будет в ротации на радио. А для интернет релиза, вполне сойдет и стандартный лизинг битов. Плюс к каждому минусу должен предоставляться документ, юридически утвержденный, который будет защищать как битмейкера , так и покупателя.
К сожалению, я не в силах рассмотреть все аспекты данной темы, по причине различия в менталитете, традициях, и в целом из-за масштабов вопроса. Но, по крайней мере, я дам толчок, о том, что бы пересмотреть данный бизнес с правильной стороны.