Как составить правильный режим дня для детей

Что такое режим дня ребенка? Это расписание мероприятий в течение дня, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Режим дня меняется в течение жизни в зависимости от возраста. Он обусловлен физиологическими особенностями и потребностями детского организма в тот или иной период. При этом идеальный режим дня получается при учёте индивидуальных черт маленького человека и его условий жизни.

Основные составляющие режима дня детей разного возраста

Режим дня ребёнка должен включать в себя следующие обязательные элементы:

  • время приёма пищи. Ребёнок в зависимости от возраста должен определённое количество раз в день принимать пищу. Важное значение имеют также интервалы между кормлениями;
  • время сна. Нервная система ребёнка, по сравнению со взрослой, находится в стадии формирования, поэтому быстрее наступает истощение, требующее восстановления. Также маленький организм затрачивает на все процессы жизнедеятельности больше энергии, чем взрослый. Потребность во сне снижается по мере роста ребёнка.
  • время нахождения на свежем воздухе. Оно может включать в себя прогулки, сон, игры;
  • время на обязательные образовательные занятия. В детском коллективе и в домашних условиях с ясельного возраста;
  • свободное время. Оно приобретает значение, когда малыш уже что-то умеет делать самостоятельно. Ребёнок в это время сам выбирает род своей деятельности. Свободное время важно для обработки полученной информации, реализации творческих способностей.

Есть ли минусы у режима дня

Минусы режима дня или, точнее сказать, возражения против соблюдения строгого распорядка дня таковы:

  • малыши часто выбиваются из привычного распорядка, нарушая последовательность и время мероприятий. Их сон и питание легко нарушаются под действием внешних факторов (погода, дискомфорт физический или психический, изменение типа и способа вскармливания);
  • дети на интуитивном уровне могут следовать своим потребностям. На этом основано возражение против насильственного подчинения расписанию;
  • строгое следование распорядку дня, игнорирование индивидуальных условий жизни, особенностей личности и возраста может приводить к косности мышления, неспособности подстраиваться под изменения обстановки, лишению индивидуальности и также к нарушению состояния здоровья.

Чем полезен режим дня для ребенка?

Польза распорядка обусловлена физиологическими и психологическими аспектами, которые и являются основанием для создания режима дня:

  • польза с физиологической стороны — это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к существующим условиям. Ребёнок оказывается подготовленным к выполнению необходимых задач и делает их без лишнего напряжения. Т.е. происходит экономия энергии и равномерное её распределение для всех нужных видов деятельности;
  • с психологической точки зрения — детская нервная система нуждается в стабильности обстановки, которая своей предсказуемостью даёт ощущение покоя и надёжности. Это, в свою очередь, создаёт благоприятный фон для развития ребёнка, более глубокого осмысления совершаемых действий и становления навыков.

Как приучить малыша к режиму?

Чтобы приучить ребёнка к режиму, нужно следовать следующим несложным рекомендациям:

  • начинать приучение ребёнка к режиму можно после выписки из роддома. Родителю нужно распланировать, в первую очередь, свою жизнь, учитывая прогулки и приёмы пищи. Но подготовиться, что сразу гладко пойдёт не всё. Чаще всего дети входят в режим к 3 месяцам.
  • вводить какие-то новые этапы надо постепенно во время полного здоровья и в момент удовлетворения от осуществления насущных желаний;
  • нужно учитывать возраст ребёнка, характер вскармливания, время года, состояние здоровья, особенности личности;
  • стремиться соблюдать регулярность мероприятий и их последовательность;
  • вводить ритуалы, что подготавливает ребёнка к выполнению того или иного действия. Они облегчает внедрение новых компонентов режима.

Распорядок дня ребенка

Режим дня ребёнка зависит в первую очередь от его возраста.

До года

Начав говорить о режиме детей до 1 года, правильно будет отдельно выделить период новорождённости.

Режим дня новорождённого состоит из чередования периодов кормления и сна. Между ними вклиниваются в идеальном случае только гигиенические процедуры: умывание-подмывание, купание, одевание.

Естественное вскармливание

Естественное вскармливание происходит по требованию младенца. Это важно, поскольку малыш и мама в этот период приспосабливаются друг ко другу.

Есть важные моменты:

  • ограничивать время пребывания у груди ребёнка нельзя, т.к. темп сосания у малышей разный и в случае медленного «сосунка» при сокращении времени кормления существует риск лишить его своей порции «заднего» молока, богатого белком и лактазой. Как итог — недобор веса, колики в животе, пенистый стул со всеми вытекающими последствиями. Среднее время кормления 30-40 мин (в жарком климате время кормления ребёнок может сокращать сам, потребляя только переднее молоко, богатое водой, и утоляя таким образом свою жажду). Ценное заднее молоко вырабатывается примерно на 20 минуте кормления;

Мама должна уделять внимание правильному захвату соска малышом, чтобы при длительном кормлении грудь не травмировалась. Также не нужно пересушивать кожу ореолы чрезмерным мытьём и различными антисептиками, т.к. это способствует образованию трещин и занесению инфекции.

  • кормление по часам при грудном вскармливании ушло в  советское прошлое, но следует обратить внимание на «слишком» хорошо спящего младенца. Желательно, чтобы регулярные перерывы на сон между кормлениями не составляли больше трёх часов. Это в первый месяц очень важно, т.к. частое кормление через 2-3 часа способствуют хорошему становлению лактации у матери, что, в свою очередь, обеспечивает рост и развитие ребёнка, профилактику маститов у кормящих.

Ночные кормления должны быть обязательно, т.к. они стимулируют выработку пролактина, что, в свою очередь, поддерживает дневную лактацию.

Поэтому, при необходимости, для соблюдения этих условий успешного вскармливания иногда необходимо даже будить младенца.

Кормление по часам

При искусственном вскармливании необходимо придерживаться кормления по часам, чтобы избежать перекармливания, т.к. смеси требуют больше времени на переваривание, чем грудное молоко.

Интервалы  между кормлениями — 2,5-3 часа, после 5 месяцев — 4-4,5 часа.

Кратность кормлений: от 8 раз в сутки на первом месяце и 5 приёмов пищи к году.

Разница по возрасту

Режим сна и бодрствования у новорождённого ребёнка отличается от старшего возраста очень коротким периодом бодрствования. В это время ребёнку, помимо гигиенических мероприятий, можно сделать гимнастику и лёгкий массаж.

Время прогулки и пребывания на свежем воздухе

Оно совпадает со временем сна. Когда миновал период новорождённости, распорядок дня ребёнка начинает меняться в сторону удлинения времени бодрствования и укорочения времени сна.

Время бодрствования ребёнка по месяцам: в возрасте 1-3 месяца общее время бодрствования составляет примерно 6-7 часов (продолжительность единичного периода 1-1,5 часа). С 3-6 месяцев это время удлиняется до 8,5 часов, при этом ребёнок находится в активном состоянии уже до 2 часов. Во втором полугодии суточное время бодрствования увеличивается до 10 часов по 2,5-3,5 часа в перерывах между сном.

Примерный режим сна у ребенка до года: в первом полугодии с возраста 1-2 месяца спать ребёнок в идеале может до 3-4 раз в сутки по 1,5 -2 часа, во втором кратность сна составляет 2 раза  по 2,5- 3 часа.

Режим пребывания на свежем воздухе у малышей первых месяцев жизни заменяет сон на улице.

Режим дня ребёнка в 1 год

«Годовички», несмотря на то что они успешно преодолели возрастной рубеж в 1 год, продолжают следовать режиму 9-10-месячных грудничков:

  • ночной сон — 10-11 часов;
  • дневной сон — 2 раза по 2,5 часа;

Обычно к году у родителей складывается представление к какому типу принадлежит их любимое чадо: к «совам» или к «жаворонкам». Так вот, «совята», т. е. те дети, которые любят вставать ближе к полудню и ложиться к полуночи, могут спать 1 раз в день.

  • 5-разовое кормление;
  • период общего суточного бодрствования составляет 10-11 часов;
  • период пребывания на свежем воздухе может составлять до 5-6 часов в сутки в зависимости от времени года и погодных условий, но не менее 2 часов за день.

При организации прогулок нужно обязательно предусматривать физическую двигательную активность ребёнка, как важное звено в развитии физического и психического здоровья.

Дети ясельного возраста

Для малышей ясельного возраста (1 г 6 месяцев — 3 года) выстраивают режим таким образом, чтобы он способствовал правильному развитию мышечной и костной системы, становлению речевой функции, укреплению иммунитета, усовершенствованию имеющихся основных двигательных навыков. Необходимо 4-разовое питание, активные прогулки на свежем воздухе минимум два раза в день по 2-3 часа.

Появляются занятия, уделённые развитию речи, навыков самообслуживания, мелкой моторики. Их проводят в игровой форме. Внимание деток в данном возрасте может удерживаться до 10 минут. Данные игры лучше проводить в первой половине дня, минимум за 30-40 минут до отдыха. Днём дети в возрасте от полутора лет спят, как правило, уже 1 раз по 2-2,5 часа. Суточное количество сна составляет  12-12,5 часов. Периоды бодрствования составляют примерно 4,5-5 часов.

Если родители планируют своего ребёнка отдавать в детский садик, то режим дня должен быть максимально приближен к режиму яслей. Следует заранее помочь ребёнку перестроиться на раннее пробуждение и такое же укладывание спать вечером, если малыш придерживался противоположного распорядка. Такое мероприятие будет способствовать более быстрой и успешной адаптации к жизни детского коллектива.

Дети дошкольного возраста

Режимы детей дошкольного возраста различаются по возрастам. В детском саду их делят на группы.

Группы Возраст Питание Занятия Сон Игры Прогулки
младшая 3-4 года 4 раза 2 занятия по 10 мин. утром и после полдника 12-12,5 часов. 1 раз днём по 2 часа До завтрака, после сна и после полдника 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
средняя 4-5 года 4 раза 2 занятия в первой половине дня по 10 минут с перерывом 10 минут 11,5-12 часов в сутки . 1 раз днём 2 часа Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
Старшая 5-6 лет 4 раза 3 занятия в день в первой половине дня по 20 минут с перерывами 10-12 минут 11,5-12 часов в сутки. 1 раз днём 1,5-2 часа Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
Подготовительная 6-7 лет 4 раза 3 занятия по 25 -30 минут в день до обеда с перерывами 10-12 минут 11,5 часов ночной сон, дневной сон 1,5 часа. Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки

Таким образом, с возрастом увеличивается время занятий для развития высшей нервной деятельности, уменьшается потребность в дневном сне.

Ночной сон остаётся длительностью 10-11 часов вплоть до окончания начальной школы.

Время прогулок и игр остаётся неизменным, в которые по мере взросления (с возраста 5 лет) начинает входить, затем и усложняться основная трудовая деятельность (подметание дорожек, уборка помещения, поливание и др.) длительностью от 10 до 15 минут в день.

Режим дня малыша – работа родителей

Если с кормлением всё более менее понятно (кормить надо, перекармливать нельзя), с развивающими играми тоже полный порядок (в центры раннего развития малолетний народ начинает ходить лет с полутора), то нередко опускаются такие важные компоненты, как полноценный сон и физическая активность на свежем воздухе. А именно эти два аспекта обеспечивают прочный фундамент для развития и здоровья ребёнка.

Для обеспечения ребёнка адекватной физической нагрузкой родителю необходимо:

  • запланировать время;
  • преодолеть страх перед погодой и простудными заболеваниями и стараться гулять с ребёнком при любых климатических условиях (исключение — мороз минус 15 (минус 20 для детей старше 5 лет) и ветер свыше 15 м/с);
  • подобрать одежду, которая будет одновременно защищать от погодных явлений и обеспечивать возможность активно двигаться ребёнку.

Для обеспечения полноценного отдыха нервной системе ребёнка (заодно и родительской) нужно:

  • не дожидаться пока ребёнок самостоятельно ляжет в постель (усталость у детей нередко проявляется перевозбуждением, что приводит к двигательной и эмоциональной расторможенности), а мягко подготовить ребёнка к отдыху, учитывая необходимое по возрасту время для бодрствования. Для этого можно вводить так называемые ритуалы (определённые последовательные действия, спокойные игры, чтение книг, купание, пение);
  • исключить активные виды игр, гаджеты перед сном;
  • обеспечивать адекватную физическую активность в течение дня, чтобы ребёнок и не переутомился, и устал;
  • стараться, чтобы отход ко сну и подъём утром не слишком отличались в входные и будние дни;
  • стараться не пропускать дневной сон;
  • избегать фонового включения телевизора в течение дня
  • ограничение времени пользования компьютером и телевизором до 15 минут в день детям от 3 лет.

Заключение

Режим дня ребёнка –  нередко предмет споров. Чтобы найти золотую середину, нужно помнить, что стабильность жизненного уклада необходима для ребёнка. Чем младше младенец, тем большим стрессом для него являются изменения привычного образа жизни, питания.

Но для развития высшей нервной деятельности также очень необходимы положительные эмоции. Поэтому при установлении режима дня надо учитывать условия, возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности характера ребёнка, душевное и физическое состояние родителей, руководствоваться принципом постепенности изменений. Тогда установленный распорядок будет приносить радость и здоровье всей семье.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

25.05.2018

Часы: иконка
≈ 11 мин время прочтения

Содержание

  • Режим или свобода?

  • Выбираем свой подход к режиму

  • Ориентиры при выборе режима «под себя»

  • Режим дня ребенка 1 года

  • Пример режима дня ребенка 1 года

  • Режим дня ребенка 2 лет

  • Пример режима дня ребенка 2 лет

  • Режим дня ребенка 3 лет

  • Пример режима дня ребенка 3 лет

  • Дети-совы и дети-жаворонки

Как сформировать здоровый режим для ребенка от 1 до 4 лет, отталкиваясь  от его темперамента и потребностей, почему это важно и как помочь малышу в соблюдении режима.

Режим или свобода?

В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.

Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.

  • Новые доводы в пользу режима были опубликованы в исследовании британских ученых (Millennium Cohort Study). В опросе приняли участие около 10 000 малышей и их матерей, и на каждом возрастном этапе — 3, 5 и 7 лет — результаты оказались схожими: дети, которые ложились поздно и/или не следовали режиму, были более раздражительными и зачастую гиперактивными, а те, кто ложились спать по четкому графику, оказались куда более спокойными и социально адаптированными. При этом, если в 3 года режим отсутствовал, но вводился в более позднем возрасте, поведение ребенка неизменно улучшалось;
  • В наши дни часто можно встретить родителей, которые регулярно ходят поздно вечером в гости с детьми младшего возраста. Плюсы такой ситуации совершенно очевидны: мама и папа не страдают от изоляции и ведут насыщенную жизнь, а дети привыкают к общению с разными людьми и получают новые впечатления. Кроме того, свободный график позволяет подстроиться под индивидуальные особенности ребенка: кому-то требуется больше времени на сон, кому-то — меньше;
  • Какой бы вольнодумной идея свободного режима ни казалась строгим родителям, на самом деле практически все дети вырабатывают свой определенный график уже в первые недели жизни. Родители, придерживающиеся философии свободного режима, просто следуют естественным биоритмам малыша, а не устанавливают для него строгий график сна и приема пищи. Взрослые в этом случае приучаются быть внимательными к потребностям ребенка, вовремя улавливая смены его настроения и самочувствия и реагируя на них;
  • Официальной нормы сна не существует, вы легко можете сами определить ее для своего ребенка, если позволите ему спать утром и днем столько, сколько ему захочется. Многие врачи утверждают, что такая норма для малыша от года до 4 лет составляет в среднем 12 – 14 часов в день, хотя, конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.

Выбираем свой подход к режиму

Как в свободном режиме сна, так и в четко установленном есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель сам для себя решает, что лучше всего подходит ему и его ребенку.  Как выбрать режим, который оптимален именно для вас?

  • Строгий режим. Ребенок спит, принимает пищу, играет и гуляет в строго определенное время. Благодаря такой предсказуемости вырабатывается внутренняя дисциплинированность и формируется привычка к планированию времени. Не говоря уже о том, что это намного удобнее для родителей, особенно в первые, самые непростые, годы жизни ребенка. Однако строгий режим не учитывает индивидуальных особенностей ребенка, не всегда соответствует его биоритмам. Кроме того, в этом случае отклонения от распорядка дня негативно сказываются на настроении и самочувствии малыша. На психологическом уровне строгий режим подавляет волю и желания ребенка, что не очень способствует формированию независимости личности.
  • Свободный режим. Этот режим складывается в результате наблюдений за ребенком, его особенностями и потребностями. Поскольку кроха уже в первые месяцы жизни проявляет расположенность к определенному времени пробуждения и засыпания, режим питания, прогулок и игр формируется на основе этого ключевого показателя. Таким образом, родители подбирают оптимальное время для сна, кормления и прогулок в соответствии с биоритмами ребенка, и режим дня, так или иначе, носит вполне упорядоченный характер.

ребенок укладывает игрушку спать

Единственным отличием от строгого режима в данном случае является то, что распорядок дня строится не на основе усредненных норм, предлагаемых специалистами, а исходя из индивидуальных потребностей конкретного малыша.

Ребенок формируется как самодостаточная, независимая личность, понимающая, что ее интересы соблюдаются, а значит, он имеет ценность сам по себе, а не через послушание. Малыш растет в комфортной обстановке, когда его физические и психологические потребности не остаются без внимания.

Такой график может доставлять некоторые неудобства родителям и другим членам семьи, участвующим в заботе о ребенке, а также не способствует мягкой адаптации к детскому саду с более строгим режимом дня.

Ориентиры при выборе режима «под себя»

Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.

Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.

Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.

Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.

Плюсы режима сна для ребенка

  • Бодр и активен;
  • Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
  • Лучше воспринимает и усваивает информацию;
  • Открыт для освоения новых навыков;
  • Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.

Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.

Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.

Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:

  • График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
  • Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
  • Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
  • Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.

Режим дня ребенка 1 года

Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.

девочка одного года играет

Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.

Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.

  • Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа. Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру. Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон. Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.

Предложите малышу полезные и вкусные продукты «Агуша Засыпай-ка», которые разработаны специально для употребления перед сном. Это живой питьевой йогурт со вкусом яблока и натуральным экстрактом мелиссы, творог со вкусом клубники, банана и натуральным экстрактом мелиссы, а также кашки с пребиотиками и злаками: молочно-гречневая и молочно-рисовая с яблоком и грушей, — которые помогут настроиться малышу на здоровый и крепкий сон.

  • Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа. Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна;
  • Игры и занятия. Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей);
  • Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое. Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами;
  • Гигиена и ритуалы. Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну. Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее. Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.

Пример режима дня ребенка 1 года

Специалисты рекомендуют уже начиная с года мягко и постепенно приводить режим дня малыша к тому, который принят в детских дошкольных учреждениях.

Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать следующий режим дня для малыша в возрасте 1 года:

  • 8:00 — подъем и утренние процедуры;
  • 8:15 — завтрак;
  • 8:30 — игры и развивающие занятия;
  • 10:00 — второй завтрак;
  • 10:30 — прогулка;
  • 12:00 — первый дневной сон;
  • 13:30 — игры;
  • 14:00 — обед;
  • 14:30 — игры;
  • 15:30 — второй дневной сон;
  • 17:00 — полдник;
  • 17:30 — прогулка;
  • 19:00 — ужин;
  • 19:30 — игры;
  • 20:00 — вечерние процедуры, подготовка ко сну;
  • 21:00 — сон.

Примерно таким может быть режим дня у детей, готовых к переходу или уже перешедших на одноразовый дневной сон: 

  • 8:00 — подъем и гигиенические процедуры;
  • 8:15 — завтрак;
  • 8:30 — игры, занятия;
  • 10:00 — второй завтрак;
  • 10:30 — прогулка;
  • 12:30 — обед;
  • 13:00 — дневной сон;
  • 15:30 — полдник;
  • 16:00 — игры;
  • 16:30 — прогулка;
  • 18:30 — ужин;
  • 19:00 — игры;
  • 19:30 — вечерние процедуры, подготовка ко сну;
  • 20:00 — ночной сон.

Режим дня ребенка 2 лет

  • Сон. В этом возрасте ребенок должен спать в течение суток 12 – 13 часов, из них ночью 10 – 11 часов и 1,5 – 2,5 часа днем;
  • Бодрствование. Активно, без переутомления бодрствовать ребенок 2 лет может в пределах 4,5 – 5,5 часов. Как всегда, эти средние показатели могут быть скорректированы с учетом индивидуальных особенностей малыша. Кроме того, после болезни или на фоне высокой утомляемости периоды бодрствования у ребенка могут сократиться, а время необходимого сна, наоборот, увеличиться. Более продолжительный сон позволяет восстановить силы, повышает защитный барьер организма и расслабляет нервную систему;
  • Прогулки. Как и раньше, часть периода бодрствования дети проводят на свежем воздухе. Малыш продолжает работать над координацией движений, которые становятся более ловкими и точными. Двигательная активность становится более разнообразной, ребенок теперь в целом подвижнее, чем в возрасте от года до двух. Чтобы кроха не перевозбудился (что всегда влияет на настроение, скорость засыпания, качество сна и его продолжительность), родителям стоит регулировать кипучую деятельность ребенка на улице, предлагая ему разные по интенсивности занятия: бег, игра в песочнице, лазанье по горкам, катание на качелях. Но и ограничивать физическую активность своими запретами (даже если они связаны с вопросами безопасности) нельзя, так как это незаметно, но устойчиво ведет к понижению эмоционального тонуса ребенка, плохому настроению, недовольству окружающим миром, малыш быстрее утомляется, становится плаксивым, раздражительным;
  • Игры и занятия. Детские дошкольные учреждения ясельного типа включают в свое расписание не более 10 занятий в неделю (развитие речи, движений, дидактические игры, музыкальные или танцевальные минутки) продолжительностью не более 10 минут. Этот график можно взять на вооружение для построения своего домашнего расписания развивающих занятий. Рисование, чтение книжек и рассматривание картинок, конструкторы, сюжетные игры, куклы и домики для них, фермы и фигурки животных, пазлы, рамки-вкладыши — вот любимый всеми детьми этого возраста набор игр и занятий, которые сами по себе могут быть развивающими, если взрослый включит в них познавательный элемент и немного «модифицирует» (например, составить рассказ по картинке в книжке);
  • Питание. Рацион ребенка на третьем году жизни становится все более разнообразным и во многом уже приближается к взрослому столу (конечно, в том случае, если семья придерживается принципов здорового питания). Режим дня для этого возраста предусматривает 4-разовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин). Некоторым детям бывает трудно выдержать столь длительные перерывы без еды. В этих случаях допустимы здоровые перекусы: стакан детского кефира или детский йогурт;
  • Гигиена и ритуалы. Обучение гигиеническим навыкам продолжает оставаться важнейшим режимным моментом в этом возрасте. Сформированные вовремя, они становятся хорошими привычками на всю жизнь. Умывание, мытье рук, чистка зубов, пользование салфеткой и приборами во время приема пищи, аккуратное поведение за столом — малыш уже может самостоятельно регулировать все эти действия.
девочка двух лет завтракает

Пример режима дня ребенка 2 лет

За основу режима дня для двухлетнего малыша можно взять распорядок дня ребенка, перешедшего на одноразовый сон в возрасте после 1,5 лет.

  • 8:00 — подъем и гигиенические процедуры;
  • 8:15 — завтрак;
  • 8:30 — игры, занятия;
  • 10:00 — второй завтрак;
  • 10:30 — прогулка;
  • 12:30 — обед;
  • 13:30 — дневной сон;
  • 15:30 — полдник;
  • 16:00 — игры;
  • 16:30 — прогулка;
  • 18:30 — ужин;
  • 19:00 — игры;
  • 19:30 — вечерние процедуры, подготовка ко сну;
  • 20:00 — ночной сон.

Режим дня ребенка 3 лет

Ребенок этого возраста очень подвижен и физически довольно вынослив. В нем просыпается жажда знаний, интерес к окружающему миру и страсть к переменам: долго удерживать внимание на одном занятии малышу по-прежнему не под силу, он все время меняет виды активности. Важно грамотно организовать режим дня так, чтобы, с одной стороны, любознательный и предприимчивый кроха не заскучал, а с другой — чтобы избежать чрезмерного физического и умственного утомления.

Обычно это возраст поступления в детский сад, а значит, ребенок включается в режим того дошкольного учреждения, куда он ходит.

Для мягкой адаптации к садику хорошо, если вам удастся узнать распорядок дня в том дошкольном учреждении, куда отправляется ваш малыш, и начать приближать к нему ваш график за несколько месяцев до реального поступления в детский сад.

мальчик трех лет читает

Время утреннего подъема и дневного отдыха, часы кормления и развивающих занятий, а также прогулки на улице — по этим параметрам вы можете выстроить ваш день уже дома. Таким образом вы обеспечите малышу мягкое вхождение в новую для него социальную ситуацию и минимизируете последствия стресса, с этим связанного.

Детям, не посещающим дошкольные учреждения, педиатры советуют также придерживаться режима дня, установленного в детском саду, так как распорядок дня в нем составлен на основе физиологических, психологических и санитарно-гигиенических норм, рассчитанных на детей дошкольного возраста.

  • Сон. Бывает, что малыш отказывается от дневного сна ближе к 3 годам (а иногда и вскоре после двух). В таком случае дневное время нужно организовать так, чтобы ребенок провел его в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривая картинки в книжке): это позволит нервной системе отдохнуть и избежать переутомления;
  • Продолжительность суточного сна ребенка 3 лет — 11 – 13 часов;

  • Бодрствование. Каждый период бодрствования занимает 6 – 6,5 часов. Для малышей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Диапазон внимания ребенка 3 лет значительно расширился по сравнению с годовалым крохой: теперь малыш может заниматься одним и тем же делом 20 – 30 минут. Но по-прежнему необходимо следить за тем, чтобы виды активности рационально чередовались. Все прежде любимые игры сохраняются, а занятия художественно-эстетического цикла становятся более разнообразными: например, в дополнение к пластилину и краскам ребенок может начинать осваивать ножницы и делать аппликации, складывать простые модели оригами, стараться извлекать из музыкальных инструментов более ритмичные мелодии;
  • Прогулки. Двухразовые прогулки, к которым ребенок уже привык в предыдущие годы, сохраняются. Правда, из-за большей усидчивости теперь малыша может быть несколько сложнее вывести на улицу. Не сдавайтесь и смело идите гулять, особенно в ранее вечернее время. Эту прогулку желательно не пропускать: она особенно важна в связи с растущей к концу дня усталостью малыша. Свежий воздух снимет нервное напряжение и физически подготовит ребенка к легкому отходу ко сну, который будет более спокойным и продолжительным;
  • Игры и занятия. После 3 лет ребенок уже может включаться в развивающие занятия в пределах получаса. По-прежнему важно их правильное распределение в течение дня. Учитываются не только склонности и пожелания ребенка, но и своевременная смена видов деятельности. Такое переключение позволяет избежать переутомления и поддерживает бодрое и хорошее настроение крохи;
  • Питание. У малыша 4-разовое питание, 1 – 2 легких перекуса допустимы для детей, которые не могут выдерживать четырехчасовых перерывов между приемами пищи.

Придерживайтесь «правила 30 минут»: прием пищи должен длиться не дольше этого времени, даже если тарелка ребенка еще не опустела, еда — это не игра.

  • Гигиена и ритуалы. Ребенок после 3 лет уже может самостоятельно принимать ванну и душ, хотя ловко пользоваться полотенцем ему все еще немного затруднительно, а потому может потребоваться помощь взрослых. В этом возрасте очень важно следить за гигиеной после горшка. Дети могут не придавать большого значения этому нюансу, и родители должны аккуратно и ненавязчиво присматривать за этим важным навыком поддержания чистоты после туалета. Главная задача родителей в этом возрасте — стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения путем постоянного повторения.

Пример режима дня ребенка 3 лет

  • 7:30 — пробуждение, утренний туалет;
  • 8:00 — завтрак;
  • 8:30 — занятия, игры, гимнастика;
  • 10:00 — второй завтрак;
  • 10:30 — прогулка;
  • 12:30 — обед;
  • 13:00 — дневной сон;
  • 15:30 — полдник;
  • 16:00 — игры, занятия;
  • 16:30 — прогулка;
  • 18:30 — ужин;
  • 19:00 — игры;
  • 20:00 — вечерние процедуры, подготовка ко сну;
  • 20:30 — ночной сон.

Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и родителям. Малышу, который придерживается режима, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Дети-совы и дети-жаворонки

Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.

Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.

мальчик спит утром

Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет? 

Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?

  • Самое главное — режим должен работать для всех: и для ребенка, и для взрослых;
  • Определите для себя точное время отхода ко сну, не слишком позднее, но и не слишком раннее, и начните каждый день немного приближать ночной сон ребенка к этому часу;
  • Для родителей ребенка-совы: перенесите время дневного сна на более ранний срок, чтобы к вечеру малыш был готов уснуть не поздно; подумайте над отменой дневного сна — в этом случае ребенок начнет чувствовать усталость к тому времени, когда в среднем ложатся спать его сверстники; поддерживайте высокую физическую активность ребенка в течение дня, чтобы накопившаяся за день усталость располагала к своевременному укладыванию;
  • Для родителей ребенка-жаворонка: сдвиньте время отхода ко сну на час позже, недостающие часы можно будет компенсировать дневным отдыхом; договоритесь с ребенком, чтобы он не будил вас слишком рано, пусть ему будут доступны тихие игры в любимые игрушки, стакан воды, йогурт на нижней полке холодильника или тарелка с фруктами на столе; с ребенком совсем раннего возраста (1 год) договориться вряд ли удастся, в этом случае родители могут прийти к соглашению между собой — устраивать утренние «смены» с малышом по очереди, давая таким образом друг другу возможность высыпаться через день;
  • Во всех случаях используйте яркое естественное или искусственное освещение во время активных дневных занятий, а за час-два до вечернего отхода ко сну, наоборот, приглушите свет и отмените все шумные и подвижные игры;
  • Следуйте ритуалам укладывания (купание, сказка на ночь, обнимания и т. д. ).

Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи, и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.

Для того чтобы малышу было интересно участвовать в составлении и соблюдении распорядка дня, используйте игровой момент: картинки, плакаты, расписания, флажки, галочки, плюсики, отмечающие законченные дела, таймеры, будильники и т. д.  

Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.

Берегите своих детей!

Статья на нашем канале Яндекс Дзен

Список использованной литературы

  1. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Дорофеевой Э. М.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
  2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2009.
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва: Издательство «Римис», 2008.
  4. Кочетова, Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
  5. Буракова Екатерина. Что такое метод Монтессори и зачем он детям?

Правильный режим дня и его своевременная организация является залогом здоровья ребенка, его легкой адаптации к садику и, в последующем, к школе. Кроме того, режим дня является основой воспитания.

В организме малыша 1-3 лет постоянно происходит ряд изменений, по этим причинам режим дня целесообразно менять. В промежуток от одного до трех лет режим дня меняется трижды.
Родителям важно знать, что все рекомендации не строгие и нет никаких стандартов. И режим ребенка должен совпадать с потребностями ребенка. Резко переводить малыша с одного режима дня на другой нельзя. Это может спровоцировать отрицательные эмоции ребенка, малыш станет капризным, из-за недосыпа происходят частые смены настроения, формируется рассеянность, и возможны различные проблемы со здоровьем малыша.

Режим дня малыша 1- 1,5 лет

На втором году жизни в организме малыша происходят различные изменения, дети быстро устают, но за день выполняют очень много полезных и важных дел. Малыши начинают активно ходить, пользоваться ложкой, начинают произносить несложные слова, их словарный запас постоянно пополняется. Все эти действия требуют больших энергетических затрат.

Малыши могут спать один или два раза в день. Первый сон может составлять 2–2,5 часа, второй сон – чуть меньше (около 2 часов). Но чаще всего малыши спят один раз днем около 3-4 часов.             Перед тем как ложиться спать, его необходимо умыть минимум за полчаса до укладывания в постель. Для того, чтобы малыш хорошо спал, на дневной и ночной сон его необходимо укладывать спать примерно в одно и тоже время. Это поможет сформировать некий рефлекс.

В летнее время года сон малыша должен быть на свежем воздухе. Допустимо спать на улице, веранде, если позволяет температурный режим. Если такой возможности нет, то спать малышу необходимо хотя бы при открытой форточке или окне.

Также в теплое время года, когда световой день больше, дневной сон ребенка должен быть немного длиннее, а вот укладывать малыша спать на ночь необходимо чуточку позже.

Кормить малыша необходимо 4 раза в день с перерывом в 3,5-4 часа. Режим дня малыша должен выстраиваться так, чтобы после кормления был период бодрствования, активные игры, прогулки, занятия, после необходим сон до следующего кормления. Именно такой распорядок дня обеспечит нормальное состояние малыша. 
            Продолжительность периодов бодрствования между сном должно составлять 4,5-5 часов. Укорочение времени сна или удлинение времени бодрствования недопустимо, так как это может привести к перепадам настроения, малыш не сможет сразу уснуть, его нервная система будет слишком возбуждена.

В активный период ребенок может заниматься своими делами, а именно познавать окружающий мир. Малыша необходимо занять прогулками, играми или развивающими занятиями.

Очень большое значение уделяется прогулкам с ребенком. Прогулки должны совершаться два раза в день. Желательно гулять после обеда и перед ужином, а время прогулок должно быть не меньше часа. В зимнее время это может быть и 1,5 часа, но в зависимости от температурных показателей на улице в теплое время года прогулки смело можно увеличить до 2 часов. 

Не менее важны гигиенические процедуры, которые должны проводиться 2–3 раза в неделю и обязательно перед сном. Ванна расслабляет малышей и помогает легче уснуть. Во время водных процедур малышам необходимо прививать их первые гигиенические навыки. К этим навыкам относится мытье рук, умывание и т.д. Также малыша именно с этого возраста необходимо приучать садиться на горшок и сидеть рядом с ним, пока не получится результат.

Примерный режим дня для ребенка 1–1,5 лет

Утренний подъем должен быть в 7.30-8.00.

После пробуждения, необходимы утренние ванные процедуры.

Завтрак – 7.30-8.00.

Бодрствование должно занимать период после завтрака и до обеда.

Некоторые детки могут захотеть лечь спать уже в 10.00-10.30. 

После пробуждения во временной промежуток между 12.00 и 15.30 необходимо пообедать и обязательно погулять с малышом.

После прогулки малыши должны ложиться спать, и если малыш спит один раз в день, то предпочтение отдается послеобеденному сну. 

После пробуждения в 17.00 следует полдник и прогулка, ребенок бодрствует до ночного сна.

Перед ночным сном малыша необходимо искупать в 19.30.

Покормить малыша необходимо в 20.00.

Уснуть малыш должен в 20.30-21.00.

Режим дня малышей от 1,5  до 2 лет

В этом возрасте у малышей прибавляется еще больше нужных дел, малыши стоят пирамидки из кубиков, участвуют в процессе одевания, особенно любимы застежки на обуви. Малыши уже могут самостоятельно пить, при этом в собственных ручках держать кружку или поильник. В своих играх применяют увиденное или услышанное, могут кормить любимую игрушку или пытаться расчесывать ее. 
            С достижением 1,5 лет даже те малыши, которые спали 2 раза в день, переходят на режим с одним дневным сном. Продолжительность такого сна составляет 3–3,5–4 часа. На долю ночного сна приходится 10–11 часов. Получается, что в общей сумме малыши спят 13–14,5 часов в сутки.

Рацион питания ребенка также остается 4 разовым с промежутками между кормлением 3,5–4,5 часов. Интервал между кормлениями, когда ребенок не спит, не должен быть больше 3,5 часов.

Карапуз во время бодрствования активен, занимается важными и подвижными играми, организм быстро расходует запас энергии.

После утреннего пробуждения завтракать ребенок должен не позднее, чем через час. Такого же правила необходимо придерживаться и перед ночным сном (ужин должен быть не более, чем за час перед сном. Такие простые правила обеспечат ребенку хорошее активное утро и хороший ночной сон.

Далее периоды между сном увеличиваются и должны составлять 5–5,5 часов. Все свое свободное время малыши также посвящают играм. Родителям важно помнить об активных и познавательных играх с малышом.

Детвора в таком возрасте с удовольствием использует различные лопатки, ведерки, собирает песочные «куличики». По этим причинам количество прогулок с ребенком остается прежним – 2 раза, но несколько меняется порядок прогулок. С малышом можно гулять либо после завтрака, либо до обеда, и, придя домой, нужно покушать и укладываться спать.

Вторая прогулка должна быть после полдника. Продолжительность прогулки остается такой же, как и для малышей 1–1,5 лет, но допустимо увеличение прогулки не более чем на 20 минут.
            К двум годам малыши уже должны самостоятельно проситься на горшок, но это не строгое правило. Бывают ситуации, когда малыши увлечены игрой и не всегда могут дать понять родителям о своих нуждах. Родителям важно это знать и не впадать в панику, когда с их ребенком произойдет подобное. Мамам надо предлагать малышу посидеть на горшке, тем самым напоминая и отвлекая его от игры. Обязательно малыша надо высаживать на горшок после и перед сном.

Примерный режим дня для детей 1,5–2 лет

Просыпаться малыш должен в 7.30, как говорилось ранее. Завтрак должен быть не менее, чем через час. Оптимальное время для завтрака – 8.00. За завтраком следует период бодрствования, в этот период можно погулять или занять ребенка полезной и интересной игрой.

В 12 часов с малышом необходимо пообедать и с 12.30 до 15.30 малыш должен спать.

После пробуждения следует полдник и прогулка. В зимнее время года прогулку можно заменить домашним семейным общением, а погулять с малышом, когда светло, т.е. после обеда.

По возвращению с прогулки в 18.30 малыша необходимо искупать.

В 19.30 у малыша должен быть ужин и только после – ночной сон.

Карапуз должен спать с 20.30 до 7.30.

Режим дня для ребенка от 2 до 3 лет

Этот возрастной период – особенно важный в развитии малыша, так как идет формирование самостоятельности и творческой натуры ребенка. Малыши уже начинают говорить предложениями, часто повторять все, что слышат вокруг. Речь ребенка постепенно приближается к речи взрослого.

Карапузы могут самостоятельно одевать и снимать носочки, рубашку или майку, самостоятельно просятся на горшок, обозначая какие действия малыш намерен выполнить.

В этот период времени малыши могут вообще отказываться от дневного сна, но родителем важно заменить этот период спокойными играми или другой деятельностью, например, рассматривать книжку или смотреть мультики. Такие спокойные периоды в режиме дня помогут расслабиться нервной системе ребенка и не допустить переутомления. Если малыши спят днем, то, как правило, это послеобеденный сон.

Периоды бодрствования продолжают увеличиваться и составляют 6–6,5 часов. Для малышей, которые ведут очень активный образ жизни или для деток, которые ослаблены, периоды бодрствования можно сократить примерно на час. Периоды бодрствования должны состоять из череды активных и пассивных занятий, именно это правило не допустит переутомления нервной системы ребенка, так как малыши все еще быстро возбудимы и могут быстро уставать от одного и того же вида деятельности.

Прогулки с малышом могут увеличиваться в летнее время года. Если в зимнее время в зависимости от погодных условий прогулки не должны превышать 1,5 часов, так как малыш может быстро замерзнуть, то в теплое время года практически все бодрствование и даже дневной сон можно перенести на улицу. 

У малышей 2–3 лет уже сформировалось стойкое восприятие к горшку, но родителям рано расслабляться, все еще необходимо высаживать малыша и предлагать сходить в туалет, особенно на улице, когда малыш заигрался.

В этом возрасте важно закрепить умения ребенка, для этого необходимо хвалить малыша и закреплять это постоянными повторениями.

Примерный режим для малышей 2–3 лет

Пробуждение – 7.30

Завтрак – 8.00

После завтрака следует период бодрствования, до 12 можно погулять с малышом или заняться полезными играми или занятиями.

Обед – 12.30

Сон – 13.00-15.30

После сна, следует полдник в 16.00 и прогулка или занятия до 19.00.
            Ужин – 19.30

Купать малыша необходимо перед самым сном.

Ночной сон – 20.30-7.30

Родителям важно понимать, что ненавязчивое следование режиму дня позволит вашему ребенку вырасти здоровым и организованным, поможет подготовиться к посещению детского сада.

Врач-педиатр

детской поликлиники

Дроздова Т.В.

Наиболее важными основами распорядка дня школьника являются занятия в школе и дома, активный отдых, который максимально возможное время должен проходить на свежем воздухе, правильный и полноценный режим здорового питания, свободное личное время, в которое ребёнок будет заниматься тем, что ему нравится, здоровый и полноценный сон. Запомните, что при чётком соблюдении строгого распорядка дня школьником у него быстро выработаются привычки и вскоре он сам начнёт его соблюдать без всяких напоминаний, что серьёзно повысит его работоспособность. Но, как мы помним, ребёнок это всегда яркая индивидуальность, поэтому режим дня необходимо составлять для школьника исходя из его личных и возрастных особенностей.

Основными элементами режима дня школьника являются:

·        Правильное чередование труда и отдыха.

·        Регулярный прием пищи.

·        Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну

·        Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

·        Определенное время для приготовления домашних заданий.

·        Определенная продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

·        Влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна.

Важность полноценного ночного сна в том, что в этот период происходит перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Систематическое недосыпание может вызвать у школьника истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма.

Потребность во сне зависит от возраста. Чем младше школьник, тем его нервная система менее вынослива к внешним раздражителям, тем скорее наступает утомление.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1-4 классе – 10-10,5 часов, в 5-7 классе – 10,5 часов, в 6-9 классе – 9-9,5 часов, в 10-11 классе – 8-9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Также, показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряжённой умственной деятельности.

Помните! У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна.

Для преодоления проблем с засыпанием ребенку необходимо ложиться спать в одно и то же время. Глубокому сну препятствуют все внешние раздражители: громкие разговоры, яркий свет, музыка. Также, желательно ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.).

Школьник должен спать в отдельной кровати, соответствующей росто-возрастным особенностям, с непровисающей ровной поверхностью и невысокой подушкой, что дает возможность поддерживать мускулатуру в расслабленном состоянии в течение всего сна и обеспечивает отдых всего организма ребенка. Комнату перед сном нужно хорошо проветривать. Выполнение этих условий обеспечивает полноценный отдых организма и полное восстановление сил учащегося к предстоящему дню.

Утром, после ночного сна, рекомендуется делать зарядку в течение 10 –15 минут, это облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. Упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года при открытом окне или на свежем воздухе. После зарядки проводятся водные и гигиенические процедуры.

Умственная работа, подвижная деятельность школьников сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет продуктов питания.

Правильно организованный режим питания основывается на соблюдении времени приёмов пищи и интервалов между ними. Приучайте ребёнка обязательно завтракать. Рекомендуется 4–5-разовое питание, когда промежутки между приёмами пищи не превышают 3,5–4 часов. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу: содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов, минералов и соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим такие способы приготовления блюд, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание и исключение продуктов с раздражающими свойствами. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке. Не менее важно, чтобы внешний вид и запах блюд, сервировка стола вызывали у него только положительные эмоции.

С 16.00 до 18.00 в биологическом режиме организма наступает второй оптимальный период времени для приготовления домашнего задания. Первый период, более интенсивный, наступает в первой половине дня, а второй во второй половине менее интенсивный, но всё же период повышенной работоспособности. Поэтому с 16.30 до 17.30 маленький ученик должен делать уроки, так как это очень благоприятное для этого время. Составляя режим дня школьника, обязательно учитывайте биологические циклы человеческого организма.

 Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом и восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Прогулки желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном возрасте – 3-3,5 часа, в среднем – 2,5-3 часа, в старшем – 2-2,5 часа.

В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.

Автор

канд. филос. наук А.И. Овчарова ‒ редактор редакционного отдела информационных систем и ресурсов управления развития цифровых технологий ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»

Научный редактор

докт. мед. наук, доц. А.Ф. Завалко

Ранний возраст ребенка охватывает период его развития между младенчеством и дошкольным возрастом. Это время интенсивного освоения малышом разных видов деятельности и развития его личности.

Все дети развиваются с разной скоростью, но большинство из них достигают определенных этапов к конкретному возрасту. Задача родителей – создать комфортные условия и помочь ребенку приобрести необходимые навыки, а начать надо с создания режима дня.

Что такое режим дня

Режим дня – закрепленное по времени суток, повторяющееся чередование сна, бодрствования и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности во время бодрствования. Рациональный режим дня, построенный в соответствии с возрастом ребенка, учитывает ритм физиологических процессов, способствует такой организации взаимодействия организма с внешней средой, при которой развитие ребенка происходит оптимально.

Кроме того, жизнь ребенка по режиму служит необходимым условием правильного его воспитания. Созревание функций центральной нервной системы (ЦНС) после рождения ребенка в значительной мере происходит под влиянием внешней среды. Активное торможение во время сна служит защитным фактором, предохраняющим созревающую нервную систему от избытка раздражающих стимулов внешней среды.

Чем младше ребенок, тем более он нуждается в сне

Возрастные режимы построены с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. В течение суток у новорожденного периоды сна и бодрствования возникают хаотично и многократно, и длительность их различна. Ребенок почти все время спит, но его сон часто является беспокойным и прерывистым.

Новорожденному, исходя из состояния его здоровья, можно назначить режим свободного вскармливания, который предполагает кормление по требованию ребенка. Однако при таком режиме общее количество кормлений в сутки не должно превышать 10–12, а интервал между кормлениями не должен быть меньше 2 ч. Режим свободного вскармливания может быть назначен только здоровому новорожденному до возраста не более 1 мес.

Если новорожденного кормят по часам, количество кормлений составляет 6–7 раз в сутки. Малыш спит почти 23 ч в сутки, период активного бодрствования у него невелик и к концу первого месяца жизни составляет 30–60 мин.

Виды возрастных режимов детей

Принято выделять девять возрастных режимов детей первых семи лет жизни (таблица 1):

Таблица 1 ‒ Возрастные режимы детей первых семи лет жизни

Возраст детей

Количество кормлений

Интервалы между кормлениями

Максимальная продолжительность бодрствования между кормлениями

Общее количество сна в сутки

Продолжительность ночного сна

Количество периодов дневного сна

Длительность каждого периода дневного сна

От 1 до 3 мес

6–7

3–3,5 ч

1–1,5 ч

17,5–18,5 ч

10–11 ч

4

1,5–2 ч

3–6 мес

5–6

3,5–4 ч

1,5–2 ч

16,5–17,5 ч

10–11 ч

4

1,5–2 ч

6–9 мес

5

4 ч

2–2,5 ч

15,5–16,5 ч

10–11 ч

3

1,5–2 ч

от 9 мес до 1 года

5

4 ч

2,5‒3 ч

14,5‒15,5 ч

10‒11 ч

2

1,5‒2,5 ч

1‒1,5 года

4‒5

4‒5 ч

3,5‒4 ч

13,5‒14,5 ч

10‒11 ч

2

1‒2,5 ч

1,5‒2 года

4

3,5-4,5 ч

5‒5,5 ч.

13‒14 ч

10‒11 ч.

1

3 ч

2‒3 года

4

3,5‒4,5 ч

5,5‒6,5 ч

12‒13 ч

10‒11 ч

1

2‒2,5 ч

3‒5 лет

4

3,5‒4,5 ч

6,5‒7 ч.

11‒12 ч

10 ч

1

1‒1,5 ч

5‒7 лет

4

3,5‒4,5 ч

7‒7,5 ч

11‒11,5 ч

10 ч

1

1‒1,5 ч

Возможны отклонения от режима в пределах 15‒20 мин, но не очень большие. Если родители проявляют разумную настойчивость, через сравнительно небольшое время у ребенка вырабатываются соответствующие условные рефлексы. Выполнение режима дня в таком случае уже не будет представлять никаких затруднений.

В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления в определенной их последовательности у ребенка возникает потребность в еде, сне в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять или отдыхать не вызывает у него возражений.

Что будет, если не соблюдать режим дня

Если малыш не привык к распорядку дня, то у него развиваются:

  • плаксивость и капризность (которые входят в привычку);

  • недосыпание и переутомление;

  • гиперактивность и гипервозбудимость;

  • сложности с формированием культурных и прочих навыков;

  • нарушение полноценного развития нервной системы.

Как приучить ребенка к правильному режиму дня

Для того чтобы малыш научился жить по распорядку, надо соблюдать следующие нехитрые правила:

  • Переводить ребенка на новый режим лучше постепенно, с учетом его состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Настроение малыша поможет вам понять, не слишком ли вы торопитесь.

  • Необходимо следить, чтобы каждое важное мероприятие для ребенка происходило каждый день в одно время. По вечернему купанию, завтраку/ужину, ночному сну малыш может научиться определять время суток.

  • При укладывании ребенка на ночь спать не допускайте капризов – будьте спокойны, но настойчивы, не разрешайте ему играть. Если малыш плохо спит ночью, то надо сесть рядом и успокоить его. Однако не стоит забирать его в родительскую спальню.

  • Если малыш в том возрасте, когда может обойтись без ночных кормлений, то необходимо отучить его есть по ночам.

  • На период установления режима желательно не приглашать гостей и четко следить за тем, чтобы ребенок просыпался вовремя (не пересыпал).

  • Следует убедиться, что малыш получает полноценное питание, и в его рационе хватает необходимых микроэлементов. (Так, недостаток кальция в детском организме может выразиться плаксивостью и капризностью.)

  • Желательно постепенно увеличивать время прогулок и вводить ежедневные купания. Чем более насыщенной является жизнь малыша, тем быстрее он засыпает вечером.

  • Поддерживать благоприятную обстановку в семье. Конфликты и крики на малыша наносят ему психологический вред и не способствуют установлению режима.

  • Помнить, что распорядок дня, составленный для ребенка, никогда не должен содержать механизма наказания, если малыш решит время от времени не следовать ему.

При назначении режима дня необходимо учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

Заключение

Существует много различных причин важности распорядка дня для вашего ребенка, но он может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если вы хорошо его соблюдаете. Детский ум весьма впечатлителен, и если ребенок будет негативно относиться к режиму, то это может создать большие проблемы по мере его взросления.

Именно дома ребенку легче всего научиться долгосрочному поведению и понять последствия, границы своих действий и вознаграждения за них.

Поэтому соблюдайте ритуалы и распорядок дня везде и всегда, когда сможете, чтобы сделать постоянно меняющийся характер взросления максимально безопасным, предсказуемым и легким для вашего ребенка.

Список литературы:

Поликлиническая и неотложная педиатрия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. А. С. Калмыковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.

Добавить комментарий