Как составить правило хорошего результативного труда

Помогите из публицистического текста переписать в научный

Роман  Тургенева  «Накануне»: идейно-художественное своеобразие

Из каких слоев общества появятся «новые люди»? Что будет отличать их от поколения Рудиных и Лаврецких? Какую про­грамму обновления России они примут и как приступят к осво­бождению народа от крепостного права? Эти вопросы волновали Тургенева давно. Еще в 1855 году, в момент работы над «Руди­ным», задача, которую он поставил в «Накануне», уже начинала возникать перед ним: «Фигура главной героини, Елены, тогда еще нового типа в русской жизни, довольно ясно обрисовывалась в моем воображении,— вспоминал Тургенев,— но недоставало ге­роя, такого лица, которому Елена, при ее еще смутном, хотя сильном стремлении к свободе, могла предаться» (XII, 306), Тогда же сосед Тургенева, отправляясь в Крым в качестве офи­цера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобио­графической повести, одним из главных героев которой был моло­дой болгарский революционер, студент Московского университе­та. Теперь мы знаем, что прототипом тургеневского Инсарова явился Николай Димитров Катранов, родившийся в 1829 году в болгарском городе Свиштов в небогатой купеческой семье. В 1848 году в составе большой группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил на историко-филологический фа­культет Московского университета.

Начавшаяся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся за избавление от многовекового турецкого ига. В начале 1853 года Николай Катранов с русской женой Ларисой уехал на родину. Но внезапная вспышка туберкулеза спутала все планы. При­шлось вернуться в Россию, а затем ехать на лечение в Венецию, где Катранов простудился и скоропостижно скончался 5 мая 1853 года. Это был талантливый человек: он писал стихи, зани­мался переводами, горячо пропагандировал среди русских друзей идею освобождения родины.  

Вплоть до 1859 года тетрадь с рукописью Каратеева — так звали тургеневского соседа — лежала без движения, хотя, позна­комившись с ней, писатель воскликнул: «Вот герой, которого я искал! Между тогдашними русскими такого еще не было». Поче­му же Тургенев обратился к этой тетради в 1859 году, когда и в России подобного типа герои уже появились? Почему в качестве образца для русских «сознательно-героических натур» Тургенев предлагает болгарина Дмитрия Инсарова? Что не устроило, на­конец, Тургенева в добролюбовской интерпретации романа «На­кануне», опубликованного в январском номере журнала «Русский вестник» в 1860 году?

Н. А. Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специ­альную статью «Когда же придет настоящий день?», дал класси­ческое определение художественному дарованию Тургенева, уви­дев в нем писателя, чуткого к общественным проблемам. Очередной его роман «Накануне» еще раз блестяще оправдал эту репу­тацию. Добролюбов отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня Елена Стахова стоит перед выбором, на место ее избранника претендуют молодой уче­ный, историк Берсенев, будущий художник, человек искусства Шубин, успешно начинающий служебную деятельность чиновник Курнатовский и, наконец, человек гражданского подвига, болгар­ский революционер Инсаров. Социально-бытовой сюжет романа имеет символический подтекст: Елена Стахова олицетворяет мо­лодую Россию «накануне» предстоящих перемен, Кто всего нуж­нее ей сейчас: люди науки или искусства, государственные чинов­ники или героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает недвусмысленный ответ на этот вопрос.

Добролюбов заметил, что в Елене Стаховой «сказалась та смутная тоска по чем-то, та почти бессознательная, но неотрази­мая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называе­мое образованное» (VI, 120).

В описании детских лет Елены Тургенев обращает внимание на глубокую близость ее к народу. С тайным уважением и стра­хом слушает она рассказы нищей девочки Кати о жизни «на всей божьей воле» и воображает себя странницей, покинувшей отчий дом и скитающейся по дорогам. Из народного источника пришла к Елене русская мечта о правде, которую надо искать далеко-далеко, со странническим посохом в руках. Из того же источни­ка— готовность пожертвовать собой ради других, ради высокой цели спасения людей, попавших в беду, страдающих и несчаст­ных. Не случайно в разговорах с Инсаровым Елена вспоминает буфетчика Василия, «который вытащил из горевшей избы безно­гого старика и сам чуть не погиб».

Даже внешний облик Елены напоминает птицу, готовую взле­теть, и ходит героиня «быстро, почти стремительно, немного на­клонясь вперед». Смутная тоска и неудовлетворенность Елены тоже связаны с темой полета: «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда» (VIII, 79). Устрем­ленность к полету проявляется и в безотчетных поступках герои­ни: «Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки…» (VIII, 35—36). Проходит тревога — «опу­скаются невзлетевшие крылья». И в роковую минуту, у постели больного Инсарова, Елена видит высоко над водой белую чайку: «Вот если она полетит сюда,— подумала Елена,— это будет хоро­ший знак…» Чайка закружилась на месте, сложила крылья — и, как подстреленная, с жалобным криком пала куда-то далеко за темный корабль» (VIII, 157).

Таким же окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров. Что отличает   его   от русских   Берсеневых   и  Шубиных? Прежде всего — цельность характера, полное отсутст­вие противоречий между словом и делом. Он занят не собой, все помыслы его сосредоточены на одной цели — освобождении роди­ны, Болгарии. Тургенев верно уловил в характере Инсарова типи­ческие черты лучших людей эпохи болгарского Возрождения: широту и разносторонность умственных интересов, сфокусирован­ных в одну точку, подчиненных одному делу — освобождению на­рода от векового рабства. Силы Инсарова питает и укрепляет живая связь с родной землей, чего так не хватает русским геро­ям романа — Берсеневу, который пишет труд «О некоторых осо­бенностях древнегерманского права в деле судебных наказаний», талантливому Шубину, который лепит вакханок и мечтает об Италии. И Берсенев, и Шубин — тоже деятельные люди, но их деятельность слишком далека от насущных потребностей народ­ной жизни. Это люди без крепкого корня, отсутствие которого придает их характерам или внутреннюю вялость, как у Берсене­ва, или мотыльковое непостоянство, как у Шубина.

В то же время в характере Инсарова сказывается родовая ограниченность, типичная для Дон-Кихота. В поведении героя подчеркиваются упрямство и прямолинейность, некоторый педан­тизм. Художественную завершенность эта двойственная характе­ристика получает в ключевом эпизоде с двумя статуэтками ге­роя, которые вылепил Шубин. В первой Инсаров представлен героем, а во второй — бараном, поднявшимся на задние ноги и склоняющим рога для удара. Не обходит Тургенев в своем ро­мане и размышлений о трагичности судьбы людей донкихотского склада.

Рядом с сюжетом социальным, отчасти вырастая из него, от­части возвышаясь над ним, развертывается в романе сюжет фи­лософский. «Накануне» открывается спором между Шубиным и Берсеневым о счастье и долге. «…Каждый из нас желает для се­бя счастья… Но такое ли это слово «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово?» (VIII, 14). Соединяют людей слова: «родина», «нау­ка», «справедливость». И «любовь», но только если она — не «лю­бовь-наслаждение», а «любовь-жертва».

Инсарову и Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным, что она одухотворяется высшей целью. Но вот оказывается, что жизнь вступает в некоторое противоречие с же­ланиями и надеждами героев. На протяжении всего романа Ин­саров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительно­сти своего счастья, от чувства виновности перед кем-то, от страха расплаты за свою любовь. Почему?

Жизнь ставит перед влюбленной Еленой роковой вопрос: со­вместимо ли великое дело, которому она отдалась, с горем бед­ной, одинокой матери, которое попутно этим делом вызывается? Елена смущается и не находит на этот вопрос возражения. Ведь любовь Елены к Инсарову приносит страдание не только матери: она оборачивается невольной нетерпимостью и по отношению к отцу, к русским друзьям — Берсеневу и Шубину, она ведет Елену к разрыву с Россией. «Ведь все-таки это мой дом,—думала она,— моя семья, моя родина…»

Елена безотчетно ощущает, что и в ее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым человеком временами преобладает над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет от­даться герой. Отсюда — чувство вины перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила».

В свою очередь, Инсаров задает Елене аналогичный вопрос: «Скажи мне, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь по­слана нам в наказание?» (VIII, 128). Любовь и общее дело ока­зываются не вполне совместимыми. В бреду, в период первой болезни, а потом в предсмертные мгновения коснеющим языком Инсаров произносит два роковых для него слова: «резеда» и «Рендич». Резеда — это тонкий запах духов, оставленный Еленой в комнате больного Инсарова; Рендич — соотечественник героя, один из организаторов готовящегося восстания балканских сла­вян против турецких поработителей. Бред выдает глубокое внут­реннее раздвоение цельного Инсарова, источником этого раздво­ения является любовь.

В отличие от Чернышевского и Добролюбова с их оптимисти­ческой теорией «разумного эгоизма», утверждавшей единство личного и общего, счастья и долга, любви и революции в приро­де человека, Тургенев обращает внимание на скрытый драматизм человеческих чувств, на вечную борьбу центростремительных (эгоистических) и центробежных (альтруистических) начал в ду­ше каждого человека. Человек, по Тургеневу, драматичен не толь­ко в своем внутреннем существе, но и в отношениях с окружаю­щей его природой. Природа не считается с неповторимой цен­ностью человеческой личности: с равнодушным спокойствием она поглощает и простого смертного, и героя; все равны перед ее не­различающим взором. Этот мотив универсального трагизма жиз­ни вторгается в роман неожиданной смертью Инсарова, исчезно­вением Елены на этой земле —«навсегда, безвозвратно». «Смерть, как рыбак,—с горечью говорит Тургенев,—который поймал ры­бу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плава­ет, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее —когда захочет» (VIII, 166). С точки зрения «равнодушной природы» каждый из нас «виноват уже тем, что живет».

Однако мысль о трагизме человеческого существования не умаляет, а, напротив, укрупняет в романе Тургенева красоту и величие дерзновенных, освободительных порывов человеческого духа, оттеняет поэзию любви Елены к Инсарову, придает широ­кий общечеловеческий смысл социальному содержанию романа. Неудовлетворенность Елены современным состоянием жизни в России, ее тоска по иному, более совершенному социальному по­рядку в философском плане романа приобретает «продолжаю­щийся» смысл, актуальный во все эпохи и все времена. «Накануне» — это роман о порыве России к новым общественным отно­шениям, пронизанный нетерпеливым ожиданием «сознательно-героических натур», которые двинут вперед дело освобождения крестьян.

И в то же время это роман о бесконечных исканиях чело­вечества, о постоянном стремлении его к социальному совер­шенству, о вечном вызове, который бросает человеческая лич­ность «равнодушной природе»:

«О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами! «О боже! — думала Елена,— зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословля­ющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни… одни… а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, — все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти… О боже! неужели нельзя верить чуду?»  (VIII,  156).

Современников Тургенева из лагеря революционной демокра­тии, для которых главнее был социальный смысл романа, не мог не смущать его финал: неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас,. в России, люди, подобные Инсарову. Какие могли быть загадки на этот счет в конце 1859 года, когда дело реформы стремительно подвигалось вперед, когда «новые люди» заняли ключевые посты в журнале «Совре­менник»? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно выяс­нить, какую программу действий предлагал Тургенев «русским Инсаровым».

Автор «Записок охотника» вынашивал мысль о братском сою­зе всех антикрепостнических сил и надеялся на гармонический исход социальных конфликтов. Инсаров говорит: «Заметьте: по­следний мужик, последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!» (VIII, 68). Тургеневу хотелось, чтобы все прогрессивно настроенные люди России, без различия социальных положений и оттенков в политических убеждениях, протянули друг другу руки.

В жизни случилось другое. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» решительно противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе общенационального едине­ния, которую провозгласил в романе Тургенева болгарский рево­люционер. «Русским Инсаровым» предстояла борьба с «внутрен­ними турками», в число которых у Добролюбова попадали не только консерваторы, противники реформ, но и либеральные пар­тии русского общества. Статья била в святая святых убеждений и верований Тургенева. Поэтому он буквально умолял Некрасова не печатать ее, а когда она была опубликована – покинул журнал «Современник» навсегда.

В романе «Накануне» (1860) смутные светлые предчувствия и надежды, которые пронизывали меланхоличное повествование «Дворянского гнезда», превращаются в определенные решения. Основной для Тургенева вопрос о соотношении мысли и деятельности, человека дела и теоретика в этом романе решается в пользу практически осуществляющего идею героя.

Само название романа «Накануне» — название «временное», в отличие от «локального» названия «Дворянское гнездо», — отра­жает то обстоятельство, что замкнутости, неподвижности пат­риархальной русской жизни приходит конец. Русский дворянский дом с вековым укладом его быта, с приживалками, соседями, кар­точными проигрышами оказывается на распутье мировых дорог. Русская девушка находит применение своим силам и самоотвер­женным стремлениям, участвуя в борьбе за независимость бол­гарского народа. Сразу после выхода в свет романа читатели и критики обратили внимание на то, что личностью, которую рус­ское молодое поколение готово признать за образец, здесь пред­ставлен болгарин.

Название романа «Накануне» не только отражает прямое, сюжетное его содержание (Инсаров гибнет накануне войны за независимость его родины, в которой он страстно хочет принять участие), но и содержит оценку состояния русского общества накануне реформы и мысль о значении народно-освободительной борьбы в одной стране (Болгарии) как кануна общеевропейских политических перемен (в романе косвенно затрагивается и во­прос о значении сопротивления итальянского народа австрийскому владычеству).

Добролюбов считал образ Елены средоточием романа — вопло­щением молодой России. В этой героине, по мнению критика, воплощена «неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое «образованное» <.. .> «Желание деятель­ного добра» есть в нас, и силы есть; но боязнь, неуверенность в своих силах и, наконец, незнание: что делать? — постоянно нас останавливают <…и мы всё ищем, жаждем, ждем… ждем, чтобы нам хоть кто-нибудь объяснил, что делать».

Таким образом, Елена, представлявшая, по его мнению, моло­дое поколение страны, ее свежие силы, характеризуется стихий­ностью протеста, она ищет «учителя» — черта, присущая деятель­ным героиням Тургенева.

Идея романа и структурное ее выражение, столь сложные и многозначные в «Дворянском гнезде», в «Накануне» предельно ясны, однозначны. Героиня, ищущая учителя-наставника, до­стойного любви, в «Накануне» выбирает из четырех претендентов на ее руку, из четырех идеальных вариантов, ибо каждый из героев — высшее выражение своего этико-идейного типа. Шубин и Берсенев представляют художественно-мыслительный тип (тип людей отвлеченно-теоретического или образно-художественного творчества), Инсаров и Курнатовский относятся к «деятельному» типу, т. е. к людям, призвание которых состоит в  практическом «жизнетворчестве».                                                  

Говоря о значении в романе выбора своего пути и своего «героя», который делает Елена, Добролюбов рассматривает этот поиск-выбор как некий процесс, эволюцию, аналогичную разви­тию русского общества за последнее десятилетие. Шубин, а затем и Берсенев соответствуют по своим принципам и характерам бо­лее архаичным, отдаленным стадиям этого процесса. Вместе с тем оба они не настолько архаичны, чтобы быть «несовместимыми» с Курнатовским (деятелем эпохи реформ) и Инсаровым (особое значение которому придает складывающаяся революционная си­туация), Берсенев и Шубин — люди 50-х гг. Ни один из них не является чистым представителем гамлетовского типа. Таким образом, Тургенев в «Накануне» как бы распростился со своим излюбленным типом. И Берсенев, и Шубин генетически связаны с «лишними людьми», но в них нет многих главных черт героев этого рода. Оба они прежде всего не погружены в чистую мысль, анализ действительности не является их основным занятием. От рефлексии, самоанализа и бесконечного ухода в теорию их «спасает» профессионализация, призвание, живой интерес к опре­деленной сфере деятельности и постоянный труд.

«Одарив» своего героя-художника Шубина фамилией вели­кого русского скульптора, Тургенев придал его портрету привле­кательные черты, напоминающие внешность Карла Брюллова, — он сильный, ловкий блондин.

Из первого же разговора героев — друзей и антиподов (наруж­ность Берсенева рисуется как прямая противоположность внеш­ности Шубина: он худой, черный, неловкий), разговора, который является как бы прологом романа, выясняется, что один из них «умница, философ, третий кандидат московского университета», начинающий ученый, другой — художник, «артист», скульптор. Но характерные черты «артиста» — черты человека 50-х гг. и идеала людей 50-х гг. — сильно рознятся от романтического пред­ставления о художнике. Тургенев нарочито дает это понять: в самом начале романа Берсенев указывает Шубину, каковы должны быть его — «артиста» — вкусы и склонности, и Шубин, шутливо «отбиваясь» от этой обязательной и неприемлемой для него позиции художника-романтика, защищает свою любовь к чувственной жизни и ее реальной красоте.

В самом подходе Шубина к своей профессии проявляется его связь с эпохой. Сознавая ограниченность возможностей скульп­туры как художественного рода, он стремится передать в скульп­турном портрете не только и не столько внешние формы, сколько духовную суть, психологию оригинала, не «линии лица», а взгляд глаз. Вместе с тем ему присуща особенная, заостренная способ­ность оценивать людей и умение возводить их в типы. Меткость характеристик, которые он дает другим героям романа, превра­щает его выражения в крылатые слова; Эти характеристики в большинстве случаев и являются ключом к типам, изображен­ным в романе.

Если в уста Шубина автор романа вложил все социально-исторические приговоры, вплоть до приговора о правомерности «выбора Елены», Берсеневу он передал ряд этических деклара­ций. Берсенев — носитель высокого этического принципа самоот­вержения и служения идее («идее науки»), как Шубин — вопло­щение идеального «высокого» эгоизма, эгоизма здоровой и цель­ной натуры.

Берсеневу придана нравственная черта, которой Тургенев отводил особенно высокое место на шкале душевных достоинств: доброта. Приписывая эту черту Дон-Кихоту, Тургенев на ней основывался в своем утверждении исключительного этического значения образа Дон-Кихота для человечества. «Все пройдет, все исчезнет, высочайший сан, власть, всеобъемлющий гений, всё рас­сыплется прахом <…> Но добрые дела не разлетятся дымом: они долговечнее самой сияющей красоты» (VIII, 191). У Берсенева эта доброта происходит от глубоко, органически усвоенной им гуманистической культуры и присущей ему «справедливости», объективности историка, способного встать выше личных, эгои­стических интересов и пристрастий и оценить значение явлений действительности безотносительно к своей личности.

Отсюда и проистекает истолкованная Добролюбовым как при­знак нравственной слабости «скромность», понимание им второ­степенного значения своих интересов в духовной жизни совре­менного общества и своего «второго номера» в строго определен­ной иерархии типов современных деятелей.

Тип ученого как идеал оказывается исторически дезавуиро­ванным. Это «низведение» закреплено и сюжетной ситуацией (отношение Елены к Берсеневу), и прямыми оценками, данными герою в тексте романа, и самооценкой, вложенной в его уста. Такое отношение к профессиональной деятельности ученого могло родиться лишь в момент, когда жажда непосредственного жизне­строительства, исторического общественного творчества охватила лучших людей молодого поколения. Этот практицизм, это деятель­ное отношение к жизни не у всех молодых людей 60-х гг. носили характер революционного или даже просто бескорыстного служе­ния. В «Накануне» Берсенев выступает как антипод не столько Инсарова (мы уже отмечали, что он более чем кто-либо другой способен оценить значение личности Инсарова), сколько обер-­секретаря Сената — карьериста Курнатовского.

В характеристике Курнатовского, «приписанной» автором Елене,   раскрывается  мысль  о  принадлежности  Курнатовского,  как и Инсарова, к «действенному типу» и о взаимовраждебных позициях, занимаемых ими внутри этого — очень широкого — психологического типа. Вместе с тем в этой характеристике ска­зывается и то, как исторические задачи, необходимость решения которых ясна всему обществу (по словам Ленина, во время рево­люционной ситуации обнаруживается невозможность «для гос­подствующих классов сохранить в неизменном виде свое гос­подство» и вместе с тем наблюдается «значительное повышение <…> активности масс», не желающих жить по-старому), застав­ляют людей самой разной политической ориентации надевать маску прогрессивного человека и культивировать в себе черты, которые приписываются обществом таким людям.

«Вера» Курнатовского — это вера в государство в приложении к реальной русской жизни эпохи, вера в сословно-бюрократиче­ское, монархическое государство. Понимая, что реформы неиз­бежны, деятели типа Курнатовского связывали все возможные в жизни страны изменения с функционированием сильного госу­дарства, а себя считали носителями идеи государства и исполни­телями его исторической миссии, отсюда — самоуверенность, вера в себя, по словам Елены.

В центре романа — болгарский патриот-демократ и револю­ционер по духу — Инсаров. Он стремится опрокинуть деспотиче­ское правление в родной стране, рабство, утвержденное веками, и систему попрания национального чувства, охраняемую крова­вым, террористическим режимом. Душевный подъем, который он испытывает и сообщает Елене, связан с верой в дело, которому он служит, с чувством своего единства со всем страдающим наро­дом Болгарии. Любовь в романе «Накануне» именно такова, ка­кой ее рисует Тургенев в выше цитированных словах о любви как революции («Вешние воды»). Воодушевленные герои ра­достно летят на свет борьбы, готовые к жертве, гибели и победе.

В «Накануне» впервые любовь предстала как единство в убе­ждениях и участие в общем деле. Здесь была опоэтизирована ситуация, характерная для большого периода последующей жизни русского общества и имевшая огромное значение как выражение нового этического идеала. Прежде чем соединить свою жизнь с ее жизнью, Инсаров подвергает Елену своеобраз­ному «экзамену», предвосхищающему символический «допрос», которому подвергает таинственный голос судьбы смелую де­вушку-революционерку в стихотворении в прозе Тургенева «По­рог». При этом герой «Накануне» вводит любимую девушку в свои планы, свои интересы и заключает с ней своеобразный договор, предполагающий с ее стороны сознательную оценку их возможной будущности, — черта отношений, характерная для демократов-шестидесятников.

 Любовь Елены и ее благородная решимость разрушают аске­тическую замкнутость Инсарова, делают его счастливым. Добро­любов особенно ценил страницы романа, где изображалась светлая и счастливая любовь молодых людей. В уста Шубина Тур­генев вложил лирическую апологию идеала героической моло­дости: «Да, молодое, славное, смелое дело. Смерть, жизнь, борьба, падение, торжество, любовь, свобода, родина… Хорошо, хорошо. Дай бог всякому! Это не то, что сидеть по горло в болоте да стараться показывать вид, что тебе всё равно, когда тебе действи­тельно в сущности всё равно. А там — натянуты струны, звени на весь мир или порвись!» (VIII, 141).

• Труд должен производить полезный результат. Как результат выгодного труда можно привести добычу сырья, которое пойдет на изготовление нужных людям вещей. Или изготовление из сырья предметов, нужных людям.

• Труд должен быть безопасным для работающего. Нельзя назвать хорошим трудом тот, в результате которого ухудшается здоровье рабочего.

• Труд должен производиться на равных условиях, должен быть выгодным и работающему. Рабский труд – не хороший труд.

• Труд не может наносить вреда окружающей среде. Если труд загрязняет планету, он не может считаться хорошим.

• Труд должен производиться с использованием актуальной технологии. Если сегодня кто-нибудь начнет пахать поле лошадью с плугом, то его труд нельзя будет счесть очень продуктивным, так как есть намного более эффективные это выполнить.

• Рабочий должен получать заслуженную оплату за свою работу.

• Труд должен приносить пользу всему государству, а не одному конкретному лицу.

• У работающего должно быть право на отдых. Иначе он скоро станет очень скучным и изнуряющим.

• Работающий должен иметь четкий план работы, ничего не должно делаться наугад.

• Рабочий должен соблюдать правила безопасности и стараться выполнять качественную работу.

Без труда,не выловишь и рыбку из пруда.

поспешиш людей насмешиш.

Труд это хорошее дело.

Тяжело в учении,легко в бою.

Пример вопроса

Аноним

Русский язык

7 минут назад

Какой синоним к слову «Мореплаватель»?

Хороший ответ

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Плохой ответ

Аноним

Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.
В рабочее время — язык на засов.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Труд кормит, а лень портит.
Делу время — потехе час.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Сделал дело, гуляй смело.
Уменье и труд все перетрут.

Голосование за лучший ответ

Анжела

Оракул

(65390)


6 лет назад

Семь раз отмерь-один раз отрежь.

Ксения БоровинскихУченик (111)

6 лет назад

Нет ещё нужно к ней пояснение

ЛОРА

Мудрец

(12720)


6 лет назад

В рабочее время — язык на засов.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Терпение и труд всё перетрут.

Роги

Профи

(549)


5 лет назад

ц

ilona anoufrieva

Ученик

(223)


5 лет назад

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТЯНИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА

александр степанов

Ученик

(129)


5 лет назад

поспешишь — людей насмешишь

кирилл рыканов

Ученик

(117)


5 лет назад

ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ

Sveta Chuprakova

Ученик

(178)


5 лет назад

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Труд кормит, а лень портит.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Есть терпение — будет и умение.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Делаешь наспех — сделаешь на смех.
Муравей не велик, а горы копает.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Гульназ Хайриева

Ученик

(158)


4 года назад

Терпение и труд все перетрут

Денис Земенов

Ученик

(117)


1 год назад

ц

Арсений Кирилин

Ученик

(103)


2 месяца назад

Составить 5 правил хорошего, результативного труда, но не просто правил, а правил в пословицах и поговорках.



Знаток

(329),
закрыт



2 года назад

Дополнен 5 лет назад

Пожалуйста пишите объяснение пословицы.

Людмила Немцова

Оракул

(58824)


5 лет назад

Вот выбери себе то, что подходит.
О труде.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
Кто не работает, тот не ест.
Трудовая копейка до веку живет.
Была б лишь охота – наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
В рабочее время – язык на засов.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Белые ручки чужие труды любят.
Пчела трудится – для Бога свеча пригодится.
Встать раньше – шагнуть дальше.
Не ленись за плужком – будешь с пирожком.
Работа – с зубами, а лень – с языком.
Плуг от работы блестит.
За все браться – ничего не сделать.
Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
Без труда и отдых не сладок.
Всякая земля хороша, если рук не жалеть.
Всякий человек у дела познаётся.
Кто рано встает, тому Бог дает.
В труде рождаются герои.
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Всякое уменье трудом дается.
Доход не бывает без хлопот.
Бог труды любит.
Кончил дело – гуляй смело.
Любовь к труду – у людей на виду.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Не боги горшки обжигают.
Делу – время, потехе – час.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Поле труд любит.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Утренний час дарит золотом нас.
Хлеб даром не даётся.
Хозяин тот, кто трудится.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Терпение и труд всё перетрут.
От трудов праведных не нажить палат каменных.
Труд кормит, а лень портит.

Chelovek

Искусственный Интеллект

(391727)


5 лет назад

ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХЕ ЧАС.
Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629 – 1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИЩЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
Чтобы прийти к успеху, нужно приложить усилие, терпение.

ВОДА КАМЕНЬ ТОЧИТ.
Со временем любое действие обязательно даст результат. Ничто не проходит бесследно, даже самые малые события. Так и в жизни человека – упорные, методичные усилия обязательно преодолеют препятствие, достигнут цели.

ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
Любое, даже, самое трудное дело, поддается умелым рукам и настойчивым усилиям.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ.
Пословица, сходная по смыслу с предыдущей.

Некоторым пословицам объяснения не нужны:
Кто не работает, тот не ест.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Суди о человеке по его труду.
Труд кормит, а лень портит.
Воля и труд дивные всходы дают.
Без труда жить — только небо коптить.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Работай до поту, поешь в охоту.
Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
Люби дело — мастером будешь.
Есть терпение — будет и умение.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
Откладывай безделье, а не откладывай дело.
Кончил дело — гуляй смело.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без работы день годом кажется.
Белые ручки чужие труды любят.
Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.
Торопливость делу не помогает.
Труд кормит, а лень портит.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Безделье — мать всех пороков.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Делаешь наспех — сделаешь на смех.
Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
У лодыря что ни день, то лень.
Труд всегда даёт, а лень берёт.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто..
Не бойся работы — пусть она тебя боится.
Всякий человек на деле познаётся.
Без работы и машина ржавеет.

Найди дело по душе и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни [Конфуций]

Главное любить то чем занимаешься, тогда будешь делать в удовольствие, ещё и удивляться что за это ещё и деньги платят.

А если так не получается, тогда надо либо изменить отношение к работе и вспомнить тот момент, зачем устраивался на эту работу, либо менять работу и искать дело по душе.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[551K]

3 года назад 

Несколько правил, соблюдая которые человек может добиться успеха:

1) Нужно учиться организовывать свое время, отделяя первостепенные задачи от второ- и третьестепенных. Всегда нужно понимать, что всего достичь невозможно, поэтому учитесь правильно расставлять приоритеты.

2) Политика достаточности. Не нужно впадать в крайности, следуйте здравому смыслу и учитесь обуздывать любые неуемные желания. Помним хорошую русскую пословицу:

3) Постоянное обучение. Самые интересные люди – те, кто много знает. Они используют все открывающиеся перед ними возможности для обучения и продолжают расти как в личностном, так и в профессиональном плане.

4) Читайте хорошие книги, посещайте различные курсы по предметам, которые вам нравятся.

Существует множество правил, которые позволяют человеку трудится успешно, получать желаемый результат. И уже из этого предложения становится понятно, что первым правилом любого успешного труда является:

  • осознание конечной цели, понимание того, какой результат хочется достичь.

Далее можно перечислить следующие правила, которые помогут достичь успеха в своем труде:

  • Распланировать свои действия от и до. Чем больше времени уделить планированию и подготовке к работе, тем быстрее она будет потом сделана
  • При выполнении работы нельзя торопится, не следует смешить людей поспешностью
  • При работе важно быть терпеливым и настойчивым, если что-то не получается сразу, следует получше узнать о технике выполнения работы и больше тренироваться
  • Всегда следует перед выполнением незнакомой работы проконсультироваться у специалиста
  • Относится к выполняемой работе с душой, стараться найти в любой работе возможность проявить свой творческий потенциал.
  • Работать весело и с песней.

Матве­й628
[90.1K]

9 лет назад 

Вопрос, какие правила позволяют успешно трудиться, может относиться к успешному труду или к успешной карьере. Это разные вещи.

Поэтому будем подразумевать, что речь идет о правилах, которые помогают именно трудиться и достигать успехов в труде.

Успешно трудиться помогают те правила, которые относятся к организации труда и собственной жизни.

Чтобы успешно трудиться, нужно:

  • рано вставать
  • планировать свою работу и ставить цели
  • не терять время на пустяки, использовать каждую минуту с пользой для дела
  • вести здоровый образ жизни, заниматься спортом
  • постоянно учиться, осваивая новые стороны профессии
  • быть открытым и дружелюбным с людьми, которые трудятся вместе с тобой, помогать им по мере сил
  • тратить результаты своего труда на добрые дела
  • полноценно отдыхать и высыпаться.

Если присмотреться к правилам, которые помогают успешно трудиться, то можно заметить, что, собственно к труду относятся только два правила: планирование и тайм-менеджмент. Остальные правила относятся к тому, как человек живет и на что тратит свою жизнь. Тем не менее, именно эти правила и помогают успешно трудиться и достигать результата.

Алинк­аааа
[4.6K]

9 лет назад 

Чтобы достичь успеха в жизни нужно немало потрудится. Есть несколько основных правил которые непременно приведут вас к успеху:

  1. Никогда не бросать начатое дело на полпути, всегда все доводить до конца.
  2. Трудится в той области, где можно достичь максимального результата.
  3. Не боятся пробовать что новое.
  4. Не боятся совершить ошибку, ведь не ошибается лишь тот человек который ничего не делает.

Стрым­брым
[372K]

9 лет назад 

Здесь очень многое зависит от того, в какой области вы трудитесь. Если труд физический, то поможет регулярная физическая подготовка. Для других областей важны другие факторы. В любом случае, очень важны обязательность и самодисциплина.

Знаете ответ?

jouneni624

jouneni624

Вопрос по обществознанию:

Прошу! Помогите! Составьте правила хорошего, результативного труда. Не менее 10 правил!

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок – бесплатно!

Ответы и объяснения 1

sendeys321

sendeys321

1.Узнай, как выполняли эту работу до тебя, на что надо обратить внимание, чтоб не допустить ошибок. Учится надо не на своих ошибках, а на чужих.
2.Определи, что тебе надо сделать и что для этого нужно.
3. Поставь цель, что ты хочешь видеть в результате своего труда.
4. Составь задачи, которые необходимо решить для достижения цели 
5. Составь план выполнения работы.
6. Подготовь все необходимое для выполнения.
7. Относись к выполнению труда добросовестно, не торопись. Поторопишь, людей насмешишь.
8. Будь внимателен и сосредоточен, проверяй верность твоих действий. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
9. Делай качественно, чтоб не пришлось потом переделывать. У  нас никогда нет времени сделать как следует, но у нас всегда есть время, все переделать.
10. Оцени результат своего труда, достиг ли ты, поставленной  цели.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат – это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Обществознание.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи –
смело задавайте вопросы!

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Добавить комментарий