– Почему Русская Православная Церковь живет по юлианскому календарю?
– Все очень просто. Он гораздо удобнее, чем григорианский. Церковный юлианский календарь освящен авторитетом состоявшегося в 325 году Первого Вселенского Собора. Много столетий он всех устраивал. Потом вдруг было замечено, что астрономический день весеннего равноденствия стал расходиться с календарным. Католики решили ликвидировать это расхождение. Папа Григорий XIII в 1582 году ввел новый календарь. Создатели этого календаря попытались в церковной системе летоисчисления день весеннего равноденствия сделать фиксированным. А именно – сделать так, чтобы он всегда приходился на 21 марта, как в 325 году. При этом 21-м марта был назван совсем другой день. Абсолютной точности они, понятное дело, не достигли, так как это в принципе невозможно, а календарь «сломали».
– А как же главный аргумент противников старого стиля? Пасха постепенно становится летним праздником.
– Была весенним, станет летним… Во-первых, пройдут века, прежде чем это произойдет. Во-вторых, в Палестине, где разворачивались евангельские события, всего два времени года – зима и лето. К тому же есть один важный момент, говорящий в пользу старого, юлианского, календаря. Христианская Пасха должна праздноваться позже иудейской. «Григорианцы» нарушили этот принцип. Кроме того, у православных христиан, живущих по новому календарю, иногда совсем не бывает Петрова поста или же он имеет «отрицательную продолжительность».
– Как вы определяете даты православных праздников?
– В первую очередь нужно определить дату Пасхи. Для этого обратимся к Типикону. Там есть глава, посвященная 532-летнему пасхальному циклу (индиктиону). Находим год, на который в данный момент составляется календарь. Каждому году соответствует так называемый «ключ границ» – он указан рядом. Это одна из 35 букв церковнославянского алфавита (Воскресение Христово может выпасть на любой из 35 дней – с 22 марта по 25 апреля: я имею в виду юлианский календарь). Затем берем Зрячую пасхалию, отражающую взаимосвязь Пасхи и других праздников. Все становится на свои места: мы видим, когда будет Пасха, когда начнется Великий пост… Что дальше? Вводим полученные данные в специальную компьютерную программу, которая сразу же выдает приблизительную схему. Но на этом, естественно, процесс не заканчивается. Наоборот, он только начинается. Над созданной компьютером схемой нужно долго работать вручную. Без человека тут не обойтись, потому что Типикон представляет собой свод не однозначных законов, а, если угодно, образцов, нуждающихся в толковании. Составление календаря – это в известном смысле творчество. При толковании мы опираемся на опыт наших предшественников: существует ряд трудов на эту тему, написанных в XIX и XX веках.
– В чем заключается основная сложность составления календаря?
– Некоторые сложности, как правило, возникают с рядовыми, не праздничными, евангельскими чтениями. В чем тут дело? Временной отрезок между Пасхой одного года и Пасхой следующего года может иметь разную протяженность. А «расписание», помещенное в конце богослужебного Евангелия, «не учитывает» этот факт. Если верить ему, пасхальный год всегда делится на 50 седмиц. Рядовые чтения открываются первыми стихами Евангелия от Иоанна (на пасхальной Литургии), далее идет Евангелие от Матфея. Потом осенью – один из рубежей. В зависимости от того, какая будет Пасха (более ранняя или более поздняя), до пятницы по Воздвижении Креста Господня мы успеем прочитать все зачала евангелиста Матфея (17 воскресных дней, 17 седмиц) или не успеем. Но – в любом случае – с понедельника, следующего за Неделей по Воздвижении, необходимо начать чтение Евангелия от Луки.
– Сотруднику Календарного отдела достаточно знать Устав?
– Необходимо… Но этого недостаточно, чтобы составить календарь. Некоторые вопросы нельзя разрешить на основании одного Устава. Они связаны с благословением священноначалия. Например, в 2013 году 9 мая приходится на Светлую седмицу. Совершать поминовение усопших воинов нельзя – оно перенесено на Радоницу. В сам День Победы отслужат лишь благодарственный молебен.
– Чем календарь, который печатаете вы, отличается от календарей других православных поместных Церквей?
– Главное отличие – это, пожалуй, его полнота. Ведь только у Русской Церкви есть такой подробный календарь. Мы поминаем большое количество святых, в том числе многих подвижников, прославленных другими Церквами. Не всех, конечно. Но, если какого-то святого нет в списках, это не значит, что он не является святым. Может быть, греки, сербы, румыны, болгары и не хранят за семью печатями толстую книгу, в которой перечислены все подвижники. Но ежегодно она не публикуется. Есть еще одно отличие. Изначально в России календарь использовался главным образом для наречения детей. Священники не крестили с именем, которого нет в святцах. Это сугубо наша традиция.
- Реформа календаря и пасхалии: история и современность иерей Вл. Хулап
- Официальный церковный календарь: этапы формирования
Содержание
- Годовые богослужебные круги (подвижный и неподвижный)
- Седмичный богослужебный круг
- Материалы в календаре
- Цвета облачений и пояснения к ним
- Составление календаря
Календарь церковный – литургический календарь, систематический указатель дат переходящих и непереходящих церковных праздников и постов, исчисляемых на основе суточного круга, лунных месяцев, времен года и солнечного годичного цикла.
В христианской Руси храм, богослужение стояли в центре жизни человека. Где бы ни селились русские, первым делом они возводили церковь. Поэтому вся жизнь и быт народа были ориентированы на богослужебный календарь. Дни, имевшие большое значение для крестьянина, связывались не с числом и месяцем, а с памятью того или иного святого. Скотину на пастбище впервые выгоняли на Георгия, ульи на летние пасеки выставляли на Зосиму. Человек мог не помнить числа, когда появился на свет, но знал, что это случилось, к примеру, на Николу зимнего. Церковный Устав определял не только порядок и содержание богослужений, но и организовывал весь строй бытия, и благодаря этому жизнь получала благодатное освящение.
Еще одной точкой отсчета календарных событий для верующих людей является система постов. Это однодневные и четыре многодневных поста – Великий, Петров, Успенский и Рождественский.
Христианские праздники, по важности воспоминаемых Церковью событий, разделяются на великие, средние и малые.
К великим праздникам относятся двунадесятые (в переводе с церковнославянского означает “двенадцать”) и некоторые недвунадесятые, а также праздники в честь святых.
Праздник праздников – Пасха и некоторые двунадесятые праздники (Вход Господень в Иерусалим, или Сошествие Святого Духа на апостолов, Вознесение Господне) относятся к подвижным, или переходящим, праздникам. Отмечают эти события в те дни, которые указываются в Пасхалии.
Храмовые (престольные) праздники – это местные праздники, отмечаемые в дни освящения храмов или в дни воспоминаний событий и святых, в честь которых устроены храмы. А также празднование в честь икон Божией Матери Владимирской, Тихвинской, Казанской, Смоленской.
Хотя в Православном церковном календаре началом года считается 1 сентября, все православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из нее.
Годовые богослужебные круги (подвижный и неподвижный)
Неподвижный годовой богослужебный круг зависит от солнечного календаря и состоит из 52 седмиц (недель). Данный цикл определяет даты непереходящих (с постоянной датой) богослужений двунадесятых и великих праздников, богослужений в честь святых, а также икон Матери Божией.
Подвижный круг зависит от лунного календаря, начинается в день Светлого Христова Воскресения (Пасхи). Состоит этот круг из 50 седмиц, которые объединены по следующим периодам:
III. Триодь постная (10 седмиц), покаянный период предшествующий Пасхе, который состоит из:
1) трёх подготовительных недель (седмиц) к Великому посту;
2) 40 дней Великого Поста (Святой Четыредесятницы), который завершается в пятницу, за 9 дней до Пасхи;
3) Страстно́й седмицы (Страстной недели), которая длится 6 дней (с понедельника по субботу), непосредственно перед праздником Светлого Христова Воскресения.
Поскольку праздник Пасхи для каждого года имеет разную дату, то и все праздники с ним связанные также имеют подвижную – переходящую дату.
Пасха празднуется после 14 числа нисана, первого месяца лунного календаря, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Воскресенье это либо совпадает, либо непосредственно следует за весенним равноденствием (22 марта). Дата Пасхи бывает в пределах 35 дней, именуемых “пасхальными пределами”: с 4 апреля – по 8 мая.
В богослужебной практике Русская Православная Церковь в настоящее время пользуется юлианским календарем, в просторечии – «старым стилем». Для удобства пользования календарем даты «старого стиля» пересчитываются на «новый стиль» принятый с 1918 года. Разница между «старым» и «новым» стилями – 13 дней.
Седмичный богослужебный круг
Православная Церковь каждый день недели посвящает какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.
- В воскресенье (первый день седмицы) Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
- В понедельник прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
- Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
- В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
- В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
- В пятницу воспоминаются Крестные Страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
- В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Материалы в календаре следуют в таком порядке:
- В верхней части календаря расположены иконы праздников, святых, а также иконы Пресвятой Богородицы. Далее указывается текущие даты по «старому» и «новому» стилям.
- После строки с датами расположена лента, на которой указывается текущий период подвижного круга. Сразу за лентой следует глас Октоиха и указание постного дня.
- После этого следует несколько абзацев: один абзац праздника, три абзаца с именами святых, и один абзац с названиями икон Матери Божией, память которых совершается в этот день.
- Великие, а также некоторые другие праздники указываются (при наличии в этот день) в праздничном абзаце. Великие праздники выделены крупным полужирным шрифтом красного цвета. Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение. Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то – красным цветом).
- В первом абзаце даны имена вселенских и русских святых, в том числе новомучеников и исповедников Российских, имеющих Службу в Минеях и Триодях, а также некоторых новопрославленных русских святых, независимо от того, есть или пока еще нет им Службы.
- Во втором абзаце приводятся имена всех остальных святых, память которых приходится в данный день, кроме новомучеников и исповедников Российских. Также, в первом и втором абзацах указываются некоторые праздники, например: пред- и постпразднство, навечерие, отдание праздника и др.
- В третьем абзаце приводятся имена новомучеников и исповедников Российских, которым пока еще нет отдельных служб.
- Арабские цифры после имени святого обозначают год кончины святого или обретения его мощей. Римские цифры указывают век, в котором жил святой.
- В четвертом абзаце указываются праздники в честь икон Божией Матери. Некоторые праздники икон Матери Божией приводятся в праздничном и первом абзацах. Цифры после наименования иконы Божией Матери обозначают год или век прославления этой иконы.
- Для великих, средних и некоторых малых праздников установлены знаки. Пояснения к знакам праздников можно посмотреть на странице «Знаки праздников».
- После этого следует раздел чтений Священного Писания, которые святая Церковь установила на этот день. Там же приводятся богослужебные указания.
- Полный список сокращений, а также пояснения к ним можно посмотреть на странице «Лики святости».
Цвет ленты. Цвет ленты отображает установленный на текущий день цвет для облачений престола и духовенства. В зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, цвета бывают разного цвета – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
Цвета облачений и пояснения к ним
Белый цвет | В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницу, Преображения, Обрезания; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня, в некоторых храмах также на Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – также белый (как это исторически было в России до 1917). |
Символ Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги. | |
Красный цвет | Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный (бордовый) цвет облачений принят также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, дни памяти мучеников. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – белый (как это исторически было в России до 1917), а в красном (бордовом) служат в Великий пост. |
Символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников. | |
Золотой цвет или жёлтый | Они усвоены воскресным дням (вне Великого поста) как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей; в большинство седмичных дней года. |
Цвета славы, величия и достоинства. | |
Зелёный цвет | Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни памяти юродивых. |
Цвет вечной жизни. | |
Голубой или синий цвет | Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также зачастую на Сретение. |
Цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Христа в Своей Пречистой утробе. | |
Фиолетовый цвет | Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную), в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских. |
В нём соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя. | |
Черный или темно-коричневый | Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета. |
Символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. |
Составление календаря
Что такое православный церковный календарь? Говоря коротко, это система, которая объединяет годовой цикл переходящих праздников (все они «привязаны» к самому главному – Пасхе) с циклом непереходящих праздников и буднями.
Сегодня верующие обычно покупают печатные календари или же пользуются электронными. А ведь еще в конце XIX века многие русские малограмотные крестьяне могли в буквальном смысле на пальцах объяснить, как – не прибегая к помощи книг – определить дату Пасхи (а значит, и всех остальных торжеств). Это важное умение передавалось из поколения в поколение. Подробный календарь традиционно никто не составлял: в большинстве храмов уставщики обходились Типиконом (Богослужебным уставом) и Месяцесловом (перечнем дней памяти святых), которые издавала тогда Академия наук по благословению Святейшего Правительствующего Синода. Целостная картина складывалась в головах священнослужителей и прихожан, а не на бумаге. Впрочем, несмотря на отсутствие острой необходимости, в том же XIX веке в России увидели свет первые печатные календари. Их подготовкой поначалу занимались частные издатели. Одним из тех, кто преуспел на новом поприще, был публицист, археолог, писатель Алексей Гатцук. На протяжении пятнадцати лет он выпускал знаменитый «Крестный календарь» (читатели заглядывали в него главным образом при наречении младенцев – подыскивали подходящие имена). Перемены произошли только в XX веке, точнее, после большевистского переворота и восстановления патриаршества. Календари, которые до самой своей кончины печатал святитель Тихон, уже имели привычный для нас вид. В 1931 году издательскую деятельность возобновил (продолжалась до 1935 года) митрополит Сергий (Страгородский). «Наверху» заявили: либо «Журнал Московской Патриархии», либо календарь. Будущий патриарх выбрал первое. При этом он в каждом номере журнала помещал «сетку» будней и праздников на два месяца вперед. Затем был почти десятилетний перерыв, завершившийся встречей Сталина с митрополитами. А с 1944 года до сегодняшнего дня церковный календарь выпускается регулярно.
Интересно, что составлять календарь на очередной год начинают за 17-18 месяцев до его начала (скажем, на 2013 год – ранней осенью 2011 года). Это достаточно трудоемкий процесс. О его особенностях и о том, почему Русская Православная Церковь живет по старому стилю, мы побеседовали с заведующим Календарным отделом Издательства Московской Патриархии Александром Шишкиным.
– Как проходит работа? Почему она занимает так много времени?
– В первую очередь нужно определить дату Пасхи. Для этого обратимся к Типикону. Там есть глава, посвященная 532-летнему пасхальному циклу (индиктиону). Находим год, на который в данный момент составляется календарь. Каждому году соответствует так называемый «ключ границ» – он указан рядом. Это одна из 35 букв церковнославянского алфавита (Воскресение Христово может выпасть на любой из 35 дней – с 22 марта по 25 апреля: я имею в виду юлианский календарь). Затем берем Зрячую пасхалию, отражающую взаимосвязь Пасхи и других праздников. Все становится на свои места: мы видим, когда будет Пасха, когда начнется Великий пост… Что дальше? Вводим полученные данные в специальную компьютерную программу, которая сразу же выдает приблизительную схему. Но на этом, естественно, процесс не заканчивается. Наоборот, он только начинается. Над созданной компьютером схемой нужно долго работать вручную. Без человека тут не обойтись, потому что Типикон представляет собой свод не однозначных законов, а, если угодно, образцов, нуждающихся в толковании. Составление календаря – это в известном смысле творчество. При толковании мы опираемся на опыт наших предшественников: существует ряд трудов на эту тему, написанных в XIX и XX веках.
– В чем заключается основная проблематика составления календаря?
– Некоторые сложности, как правило, возникают с рядовыми (не праздничными) евангельскими чтениями. В чем тут дело? Временной отрезок между Пасхой одного года и Пасхой следующего года может иметь разную протяженность. А «расписание», помещенное в конце богослужебного Евангелия, «не учитывает» этот факт. Если верить ему, пасхальный год всегда делится на 50 седмиц. Рядовые чтения открываются первыми стихами Евангелия от Иоанна (на пасхальной Литургии), далее идет Евангелие от Матфея. Потом (осенью) – один из рубежей. В зависимости от того, какая будет Пасха (более ранняя или более поздняя), до пятницы по Воздвижении Креста Господня мы успеем прочитать все зачала евангелиста Матфея (17 воскресных дней, 17 седмиц) или не успеем. Но – в любом случае – с понедельника, следующего за Неделей по Воздвижении, необходимо начать чтение Евангелия от Луки. Почему? Здесь заключен богословский смысл, связанный с зачатием Иоанна Предтечи, которое празднуется 23 сентября по старому стилю. Оно является первым «звоночком», предвозвещающим Рождество Христово. О зачатии Предтечи повествует как раз Евангелие от Луки. Так вот… Чаще всего какая-то часть Матфеева ряда остается непрочитанной. Возникает воздвиженская «преступка»: мы отсекаем остаток и как бы переступаем через него. В годовом цикле есть еще один подобный рубеж – крещенская «отступка». Неделя по Богоявлении и Неделя о мытаре и фарисее редко совпадают, чаще между ними остается промежуток. Получается, что мы уже прочли весь ряд евангелиста Луки, а Неделя о мытаре и фарисее еще не наступила. Что делать? Мы идем вспять и еще раз читаем уже прочитанные зачала. Если «преступка» – это отсечение, то «отступка» – это повтор. Кто-то считает, что воздвиженская «преступка» не нужна, кто-то возражает (уже сломано много копий). В полной мере традиция «преступки» и «отступки» была восстановлена только в конце XIX века. Ее «следы» мы видим в календарях митрополита Сергия. Кстати, святитель Афанасий (Сахаров), возглавлявший в 1950-е годы Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде, тоже придерживался этой традиции. Его пример ценен для нас.
– Значит, сотруднику Календарного отдела достаточно знать Устав?
– Необходимо… Но этого недостаточно, чтобы составить календарь. Некоторые вопросы нельзя разрешить на основании одного Устава. Они связаны с благословением священноначалия. К примеру, определение красных дней календаря. Возьмем 2012 год. Церковь праздновала Вознесение Господне одновременно с тезоименитством Святейшего Патриарха. Устав говорит, что совершение службы равноапостольным Кириллу и Мефодию в день Вознесения возможно только в тех храмах, в которых престол освящен в честь Кирилла и Мефодия. Мы же (по патриаршему благословению) объединение двух упомянутых торжеств указали в качестве основного варианта для всех храмов Русской Церкви. Впрочем, основания для этого были: в Уставе находим прецедент – день памяти апостола Иоанна Богослова. Мы всегда стараемся опираться на прецеденты. Или другой пример. 2013 год. 9 мая приходится на Светлую седмицу. Совершать поминовение усопших воинов нельзя – оно перенесено на Радоницу. В сам День Победы отслужат лишь благодарственный молебен. Разные бывают случаи. Должен заметить, что в календаре написано: «По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». Это не значит, что Первосвятитель нас однажды благословил – и все. Мы действительно предлагаем ему разные варианты, он действительно просматривает их, выбирает, то есть непосредственно участвует в подготовке календаря. Так же поступал и Святейший Патриарх Алексий II.
– Кто трудится в Календарном отделе Издательства Московской Патриархии?
– Наш коллектив состоит из литургистов. Некоторые из них преподают, некоторые – преподаватели в прошлом. Так или иначе, это их основная специальность. Календарным вопросом нужно отдельно заниматься, а в нынешних учебных программах, к сожалению, на такие вещи не всегда выделяются часы. К тому же современные студенты в духовных школах не очень-то жалуют литургику. Увы, интерес к Уставу утрачен даже в священнической среде. Взял календарь, взял указания – и пошел. Правда, есть люди внимательные, но их довольно мало. Главный ныне здравствующий «календарный» специалист – это, без всякого сомнения, Павел Васильевич Уржумцев. Он родился в 1925 году. В целом здоровье у него слабое, но голова, слава Богу, по сей день светлая. Я стараюсь с ним регулярно созваниваться, нередко обращаюсь за советами. Удивительно, но факт: Павел Васильевич пришел работать в Издательский отдел раньше митрополита Питирима. Он занимался составлением календаря около 50 лет. Такие люди вызывают уважение и восхищение.
– Чем календарь, который печатаете вы, отличается от календарей других православных поместных Церквей?
– Главное отличие – это, пожалуй, его полнота. Ведь только у Русской Церкви есть такой подробный календарь. Мы поминаем большое количество святых, в том числе многих подвижников, прославленных другими Церквами. Не всех, конечно. Но, если какого-то святого нет в списках, это не значит, что он не является святым. Может быть, греки, сербы, румыны, болгары и не хранят за семью печатями толстую книгу, в которой перечислены все подвижники. Но ежегодно она не публикуется. Есть еще одно отличие. Изначально в России календарь использовался главным образом для наречения детей. Священники не крестили с именем, которого нет в святцах. Это сугубо наша традиция.
Источник: Журнал “Православное книжное обозрение”. Автор: Руслан Поддубцев
Православный календарь
Православный календарь – это древнее изобретение человечества, которое в наши дни пользуется заслуженной популярностью. В этом календаре отражены все периоды жизни, важные для жизни воцерко́вленного человека. А поскольку церковь играет немалую роль в жизни современного общества, популяризации православных календарей сложно удивляться. В православном календаре мы отразили наиболее значимые события церковной жизни: великие праздники, посты, дни поминовения усопших. В тех случаях, когда дело касается «подвижных» праздников и прочих значимых событий, мы указываем даты до 2020 года. Помимо этого, с помощью нашего календаря все заинтересованные люди смогут самостоятельно рассчитать даты тех или иных событий жизни православного человека.
Оглавление
© Семенов, А., 2013
© Издательство AB Publishing, 2013
ООО «Креатив Джоб», 2013
* * *
Глава первая. Откуда все начиналось, или История православного календаря
В православном календаре отражается два вида праздников, два круга событий:
• неподвижный круг — даты событий указаны в богослужебных книгах
• подвижный круг, или Пасхальный — все события устанавливаются относительно дня празднования Пасхи.
События неподвижного круга раз и навсегда определены в богослужебных книгах, их даты не меняются в зависимости от года. Отмечаются даты неподвижного круга либо по «старому стилю» (юлианский календарь), либо по «новому стилю» (григорианский календарь, которым пользуются все современные люди). В русской Православной церкви праздники, относящиеся к неподвижному кругу, отмечаются по юлианскому календарю. Даты их отличаются от дат «нового стиля» на 13 дней.
Что касается событий Пасхального круга, здесь ситуация несколько сложнее. Особые дни жизни всех православных людей, если они принадлежат к Пасхальному, или подвижному, кругу, «курсируют» по датам. То есть их необходимо высчитывать ежегодно. Благо, в настоящее время сделать это не слишком сложно. День Пасхи вычисляют по солнечно-лунному календарю.
1.1. Православие и лунно-солнечный календарь
Откуда пошли православные праздники? У них удивительно древняя, буквально ветхозаветная история. Многие праздники, отраженные в православном календаре, восходят ко временам Ветхого Завета. Ряд праздников идет и с Новозаветного времени. Православные праздники посвящаются поминанию важнейших событий в жизни Божьей Матери, Иисуса Христа и памяти святых угодников.
Русский православный календарь — уникальная система, включившая в себя и солнечный, и лунный календари. На Русь календарь пришел из Византии одновременно с введением христианства. Назывался он тогда «Церковным кругом» или «Великим Индиктио́ном». В основе его был юлианский календарь. Итак, из чего же состоит русский православный календарь?
Месяцеслов, или «Святцы», отражает даты солнечного календаря. В нем указаны имена святых по дням, посвященным их памяти, и непереходящие (то есть имеющие постоянную дату) православные праздники. В Пасхалии определяется «плавающая» дата Пасхи, а также всех переходящих (то есть не имеющих постоянной даты) праздников. Пасхалия связана с лунным календарем. Согласно правилам Александрийской Православной Пасхалии, Пасха празднуется в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, которое отсчитывается после дня весеннего равноденствия 21 марта.
1.2. Великие праздники — что это такое?
Праздников в православном календаре более чем достаточно. По большому счету, каждый день календаря чем-то да знаменит. Ведь верующие каждый день года посвящают воспоминанию особых для христианина событий или памяти святых. Но праздники эти неравнозначны по своей важности.
Каким образом устроены церковные богослужения?
Круг годового богослужения помогает служителям церкви посвятить каждый свой день либо воспоминаниям особых библейских событий, либо памяти многочисленных святых.
Круг седмичного, то есть недельного богослужения указывает на дни недели, посвящаемые воспоминаниям об особых событиях:
• воскресение посвящено Воскресению Христову
• понедельник — ангелам Божиим
• вторник — пророкам
• среда — постный день, посвящен предательству Христа Иудой
• четверг — святителям христианства
• пятница — постный день, посвящен распятию Христа на кресте
• суббота — посвящается святым православной церкви и усопшим.
Круг суточного богослужения включает в себя девять церковных служб:
• вечерние и ночные — вечерня, повечерие, полунощница, утреня
• дневные — службы первого, третьего, шестого, девятого часа
• литургия, или обедня — центральное богослужение, совершается также ежедневно.
Но нам, мирянам, не слишком нужно вникать в столь тонкие подробности жизни православной церкви. Ведь как бы ни были люди воцерко́вленными, они все равно привязаны к светской жизни, и посвящать каждый свой день круглосуточно служению Богу мало кто сможет. Нам важно знать православные праздники, особые, наиболее важные даты календаря.
Итак, какие же бывают праздники?
Двунадесятые праздники — это двенадцать великих праздников годового круга богослужения. Двунадесятые праздники подразделяются на:
Госпо́дские — посвящены Иисусу Христу
Богородичные — посвящены Пресвятой Богородице
Двунадесятые праздники подразделяются на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Даты переходящих праздников каждый год падают на разные числа и высчитываются в зависимости от дня празднования Пасхи. Собственно Пасха к двунадесятым праздникам не относится.
Недвунадесятые праздники — остальные праздники, отраженные в православном календаре.
Праздники православного календаря подразделяются по важности на:
— великие
— средние
— малые.
К великим праздникам относятся двунадесятые и Пасха, или Воскресение Христово. Великие праздники отличаются особой торжественностью богослужения.
Смотрите также
Содержание
- Зачем нужен православный календарь
- Из чего состоит православный календарь
- Виды праздников, установленных в Православной церкви
Обычный календарь является неотъемлемой частью современного человека. Он помогает ему распланировать день, назначить встречи, не забыть важные даты.
Церковный Православный календарь тоже связан с организацией времени, ритмом жизни, но главное – это ритмическая память человечества. В православном календаре содержатся даты значимых событий жизни Иисуса Христа, Богородицы, а также дни почитания памяти святых. Здесь легко можно найти информацию о каждом христианском празднике, о начале и завершении поста, о сплошных седмицах, датах, отведенных для поминовения усопших.
Жизнь православного человека – это череда будней и праздничных дней. Церковь трепетно и с благочестием относится ко всем праздникам. В эти дни совершаются особые таинства, службы. Каждый верующий должен чтить церковные праздники: готовиться к ним, соблюдать посты и читать молитвы, посещать храм и причащаться.
Истинно верующий старается следовать церковным канонам и читать Священное Писание ежедневно. В праздничный день в храме читаются строго определенные отрывки, взятые из Священного Писания. Не имея возможности в этот день оказаться в храме, человек может приобщиться к всеобщему празднованию, самостоятельно читая те места. Указание на чтения из Ветхого и Нового Завета имеется в православном календаре.
Зачем нужен православный календарь
Переоценить значение церковного календаря невозможно, вот лишь основные важные моменты:
- В православной церкви очень много праздников, значимых дат. Благодаря календарю верующий человек будет знать, какой сегодня день отмечается церковью.
- Каждая дата имеет свои традиции, обряды. Из календаря можно узнать, какие службы совершаются в этот день, рецепты праздничных блюд либо постное меню.
- Знание о том, какой праздник будет завтра или в ближайшие дни, дает возможность подготовиться к дате в соответствии с традициями, например, выбрать молитвы для утреннего чтения, набрать вербных веточек для похода в храм в Вербное воскресенье, испечь куличи к Пасхе и прочее.
- В календаре есть указание на духовное чтение для каждого дня.
- Календарь подскажет, когда начинается пост, сколько он продлится, какую пищу можно принимать в эти дни.
Из чего состоит православный календарь
Русский Православный календарь являет собой соединение двух разделов: первый это – Месяцеслов или Святцы, а второй – Пасхалия.
В Месяцеслове отмечены имена святых и даты, в которые происходит их поминовение. Здесь же в Святцах указаны непереходящие праздники. Их дата строго определена и является постоянной.
Пасхалией устанавливается день для празднования Пасхи, а вместе с ней и даты зависящих от нее праздников. Эти праздники считаются переходящими, плавающими, потому что не имеют постоянной даты. Они сдвигаются в зависимости от дня Пасхи.
Для составления Месяцеслова используется солнечный цикл, Пасхалии – лунный календарь.
Виды праздников, установленных в Православной церкви
По степени важности праздники, отмечаемые в православии, бывают:
- Великие. Они посвящаются значимым событиям, произошедшим в жизни Иисуса, Девы Марии, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла. Группу великих праздников составляют Пасха, двунадесятые и недвунадесятые праздники. В эти дни церковная служба проводится с особенным торжеством.
- Средние и малые. Богослужение проходит в менее помпезной обстановке.
- Вседневные. Они считаются днями почитания святых, отдания должного их памяти.
Если выстраивать иерархию, то церковные праздники можно разбить на следующие группы и расположить в такой последовательности. Возглавит список, стоящее обособленно от всех групп, над ними – празднование Пасхи. Оно представлено Светлым Христовым Воскресением и следующими за ним 6 днями, пасхальной неделей.
За Пасхой идут двунадесятые праздники. В них нашли отражения значимые моменты жизни Христа и Богородицы. Двунадесятые праздники состоят из:
- Подвижных. Их всего три: 1. Вход Господень в Иерусалим или по-другому Вербное Воскресение; 2. Вознесение Господне; 3. Пятидесятница, больше известная, как Троица. Дата этих праздников устанавливается в зависимости от дня проведения Пасхи.
- Неподвижных. Это праздники с точной, строго определенной датой, не меняющейся из года в год.
Календарь двунадесятых праздников
- Двунадесятые представлены 12 значимыми датами:
- Рождество Христово, 7 января;
- Крещение Господне, 19 января;
- Сретение Господне, 15 февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы, 7 апреля;
- Вербное воскресенье;
- Вознесение Господне;
- День Святой Троицы;
- Преображение Господне, 19 августа;
- Успение Пресвятой Богородицы, 28 августа;
- Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября;
- Воздвижение Креста Господня, 27 сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря.
Дальше располагаются великие недвунадесятые праздники:
- Обрезание Господне, 14 января;
- Рождество Иоанна Предтечи, 7 июля;
- Праздник Святых апостолов Петра и Павла, 12 июля;
- Усекновение главы Иоанна Предтечи, 11 сентября;
- Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября.
Обратите внимание: приведенные даты соответствуют новому стилю, т. е. совпадают с числами светского календаря.
Последний вид праздников включает в себя дни особо чтимых святых и икон. Здесь отдается дань уважения всем святым независимо от их лика святости: апостолам, святителям, преподобным, блаженным, мученикам, чудотворцам, праведникам и многим другим. Русская Православная Церковь особенно чтит Казанскую икону Божией Матери, день поминовения Николая Чудотворца, День Святого Духа.
На заметку: Православная Церковь пользуется старым стилем, в том числе и для установления праздничных дат. Он отличается от принятого в светском обществе календаря на 13 дней. Чаще всего, для удобства верующих, в календаре указываются обе даты, соответствующие старому, а также новому стилю.
В завершении стоит сказать, церковный календарь содержит даты всех дней поминовения усопших. В эти дни близкие, Церковь, все православные читают молитвы за всех умерших, в храмах проводятся заупокойные службы. Это:
- Суббота мясопустная, имеющая также название, как Вселенская родительская суббота,
- Вселенская родительская суббота 2-й седмицы Великого поста,
- Вселенская родительская суббота 3-й седмицы Великого поста,
- Вселенская родительская суббота 4-й седмицы Великого поста,
- Радоница,
- День Поминовения усопших воинов,
- Троицкая родительская суббота,
- Дмитриевская родительская суббота.
Откуда берутся сроки держания поста в Православии? Как составляется календарь постов и кем?
Высший разум
(115113),
закрыт
9 лет назад
Познающий
Профи
(890)
9 лет назад
Этот календарь составил явно что не Бог. Истинный Библейский пост это прощение, любовь к ближним и Богу. Это не ограничено какими то временными отрезками это смысл жизни исстинно верующего.
2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
3 “Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? ” — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я! ” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
(Ис. 58:2-11)
Anomaly
Просветленный
(25977)
9 лет назад
Весь православный календарь составлен от Пасхи до следующей Пасхи, все праздники и посты связаны с этим главным праздником Церкви. Православный календарь, кроме праздников, дней памяти святых, содержит перечень постов, воздержания от скоромной пищи и увеселений. В календаре постов и трапез отражаются еженедельные дни строгого поста – среда и пятница, дни, в которые был предан и распят на кресте Иисус Христос. Всего у православных христиан четыре больших многодневных поста в течение календарного года – Великий пост, он начинается за 7 недель до празднования Пасхи, Петров пост, начинается на второй неделе после праздника Троицы, заканчивается праздником святых апостолов Петра и Павла. Далее следует Успенский пост, он начинается 14 августа и заканчивается 27 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Рождественский пост начинается 28 ноября и заканчивается 6 января, в рождественский
сочельник.
Однодневные посты соблюдаются христианами согласно календаря в
крещенский сочельник, перед Богоявлением, 18 января, 11 сентября, в день памяти и гибели великого пророка Иоанна Крестителя, 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня. По монастырскому уставу это дни строгого поста, не вкушается рыба, но возможно использование растительного масла.