Как составить предложение графически

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Самые простые схемы

Первое, с чего нужно начать, – определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Минский энергетический колледж - место получения востребованной профессииВам будет интересно:Минский энергетический колледж – место получения востребованной профессии

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: “Кто?” Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Логово – это место для сна и отдыха самых разных животныхВам будет интересно:Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных

Отображение орфограмм

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Как помочь ребенку?

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

— Дети! — I___!

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

Примеры предложений и образцы схем

«Составь схему предложения», – задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.
  • После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

    Помощь в составлении схем

    Алгоритм построения схем

    Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

    Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

    Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

    Что нужно запомнить: примеры

    Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

    Вот несколько примеров:

    • Я пою. I___ ­­­___.
    • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
    • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
    • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

    Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

    • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
    • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
    • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
    • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

    Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

    • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
    • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

    Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

    В составлении схемы для 1 класса нет ничего сложного, все даже слишком просто, это лишь первый класс, начальные знания о предложении и его составе и оформлении. Так что родителям не надо хвататься за голову и вспоминать, что и как подчеркивается и как это вообще все делается)

    Каждое слово в предложении нужно отметить линией, которую рисуем горизонтально. Все слова с заглавной буквы, включая первое слово, с которого начинается предложение, отмечаются вертикальной короткой линией в начале горизонтальной. И в конце ставим точку (или другой знак).

    Выглядит это так.

    Например, предложение

    Подсолнух подставил свою голову солнцу.

    имеет схему следующего вида

    Чтобы было понятно, распишу:

    Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

    Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

    Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

    В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

     План составления схемы предложения

    1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
    2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
    3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
    4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
    5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией  – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
    6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
    7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
    8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
    9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
    10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
    11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

    Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

    СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

    Схемы простых предложений

    Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

    Shemy -predlozhenij -1

    При  этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

    Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

    Shemy -predlozhenij -2

    Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

    Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения  и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

    Shemy -predlozhenij -3

    На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

    Shemy -predlozhenij -4

    Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

    Shemy -predlozhenij -5

    В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

    Shemy -predlozhenij -6

    Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

    • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
    • обособленными дополнениями;
    • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

    Предложения с прямой речью

    Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

    Shemy -predlozhenij -7

    Схемы сложных предложений

    И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

    Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

    Shemy -predlozhenij -8

    В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

    Shemy -predlozhenij -9

    Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

    Shemy -predlozhenij -10

    Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

    Shemy -predlozhenij -11

    Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

    Shemy -predlozhenij -12

    Параллельное подчинение:

    Shemy -predlozhenij -13

    Однородное подчинение:

    Shemy -predlozhenij -14

    Составьте по данным схемам предложения

    Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

    1. Предложение с обращением: [ │О?│…  ]?
    2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
    3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
    4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
    5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

    Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

    Заключение

    Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

    А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

    Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

    Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

    Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.

    [quiz-cat id=»2243″]

    Ну как, что получили? А теперь объяснения.

    Алгоритм составления схемы предложения

    1. Внимательно прочитайте предложение.
    2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
    3. Определите, простое или сложное предложение.
    4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
    5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
    6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
    7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
      • определение – волнистая линия
      • дополнение – пунктир;
      • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
      • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
      • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

    Графические обозначения

    Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

    Настя сказала, что она пошла домой.

    [-=],(что…).

    Графические обозначения в схеме

    Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

    Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

    [-==],(чтобы…).

    Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

    (Когда…),[=-].

    В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

    […,(где),=-].

    Схема простого предложения

    А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

    Настя шла.

    [-=].

    Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть  только подлежащее и сказуемое.  Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть.

    Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:

    Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее:

    Снег.

    [-].

    Вот безличное односоставное предложение,  где главный член — сказуемое:

    Вечереет.

    [=].

    Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

    Желаю тебе добра.

    [=…].

    Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

    Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

    Настя собиралась домой.

    [-=…].

    Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

    Настя собиралась идти домой.

    [-=…].

    И сложное именное:

    Настя рада быть полезной.

    [-=…].

    Схемы с обращениями и вводными словами

    Настя, иди уже домой!

    [|O|,…]!

    В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

    Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

    […|O|,…]!

    Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:

    Кажется, Насте пора домой.

    [|ВВ|,…].

    Схемы с причастными и деепричастными оборотами

    «Выйдя из дома» — деепричастный оборот ДО:

    Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

    [|ДО|,…].

    «постепенно сгущавшийся» — причастный оборот ПО:

    Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

    [X,|ПО|,…].

    Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

    Деепричастный оборот может стоять в любом месте:

    Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

    […|ДО|,…].

    Схемы с прямой речью

    В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:

    «Настя, или домой!» — громко сказал кто-то.

    «[П!]»- [а].

    Кто-то сказал: «Настя, или домой!».

    [A]:«[П!]»

    Кто-то сказал: «Настя, или домой!» — и Петя не возразил.

    [A]:«[П!]» — [a].

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

    Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

    [-=],а [-=].

    А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

    Снег падал, и ветер усилился.

    [-=],и [-=].

     Сложносочиненное бессоюзное:

    Снег падал, темнело.

    [-=],[=].

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

    Насте рассказали, что ее ждет испытание.

    [-=],(что…).

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

    [-=],(что…),(которое…).

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

    [-=],
    (что…),
    (которое…).

    Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

    Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

    (когда…),[-=],(чтобы…).

    Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

    Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

    Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

    [-=],
    (когда…),        (чтобы…).

    На чтение 18 мин Просмотров 8.3к. Опубликовано 31.07.2020

    Содержание

    1. План действий по составлению схемы предложения
    2. Составляем план простого предложения
    3. Простое предложение с однородными членами
    4. С вводными словами или обращением
    5. С деепричастным либо причастным оборотами
    6. Как создать схему предложений с прямой речью
    7. Как составить схему сложного предложения
    8. Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
    9. Алгоритм составления схемы предложения
    10. Графические обозначения
    11. Схема простого предложения
    12. Схемы с обращениями и вводными словами
    13. Схемы с причастными и деепричастными оборотами
    14. Схемы с прямой речью
    15. Схема сложного предложения
    16. Навигация (только номера заданий)
    17. Информация
    18. Результаты
    19. Рубрики
    20. Порядок составления схемы предложения
    21. Схема простого предложения
    22. Схема сложного предложения.
    23. Комментариев: 27

    В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

    Условные обозначения, применяемые на графических схемах

    План действий по составлению схемы предложения

    Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

    • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
    • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
    • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

    Простые и сложные предложения

    • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

    Как определить количество частей в сложном предложении

    • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
    • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

    Условные обозначения членов предложения

    • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
    • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

    Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений

    • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

    Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

    • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

    Синтаксический разбор простого предложения

    Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

    Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

    Составляем план простого предложения

    Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

    Схема простого предложения

    Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

    • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
    • простые – Даниил плавал ;
    • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

    Простое предложение с однородными членами

    Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

    В кружках отражены роли однородных членов предложения

    С вводными словами или обращением

    На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

    Вводные слова в предложении

    К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

    Обращение в предложении

    С деепричастным либо причастным оборотами

    Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

    Причастный оборот на схеме

    Как создать схему предложений с прямой речью

    На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

    • выделяются границы предложения;
    • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
    • ставятся знаки препинания.

    Прямая речь в предложении

    Как составить схему сложного предложения

    Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

    Сложносочиненное предложение на схеме Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

    Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

    Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

    Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

    Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

    Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

    “Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

    “Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

    “Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

    Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

    Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

    Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

    [quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

    Алгоритм составления схемы предложения

    1. Внимательно прочитайте предложение.
    2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
    3. Определите, простое или сложное предложение.
    4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
    5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
    6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
    7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
      • определение – волнистая линия
      • дополнение – пунктир;
      • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
      • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
      • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

      Графические обозначения

      Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

      Графические обозначения в схеме

      Схема простого предложения

      А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

      Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:

      Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

      Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

      Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

      Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

      И сложное именное:

      Схемы с обращениями и вводными словами

      В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

      Схемы с причастными и деепричастными оборотами

      Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

      Схемы с прямой речью

      Схема сложного предложения

      В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

      Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

      А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

      В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

      Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

      Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

      Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

      Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

      Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

      Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

      Навигация (только номера заданий)

      0 из 10 заданий окончено

      1. 1
      2. 2
      3. 3
      4. 4
      5. 5
      6. 6
      7. 7
      8. 8
      9. 9
      10. 10

      Информация

      Этот тест покажет насколько вы разбираетесь в схемах предложений (1 уровень сложности)

      Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

      Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

      Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

      Результаты

      Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

      Рубрики

      1. Нет рубрики 0%
      1. 1
      2. 2
      3. 3
      4. 4
      5. 5
      6. 6
      7. 7
      8. 8
      9. 9
      10. 10
      1. С ответом
      2. С отметкой о просмотре

      Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

      • Хорошая репутация и солидное портфолио – залог успеха любого копирайтера.
      • Копирайт и рерайт – вот с чего обычно начинают неопытные фрилансеры.
      • Так много заказов, так много текстов, не знаю, с чего и начать.
      • Были бы идеи, а написать всегда сумеем.

      Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

      • Копирайтер, будь грамотен!
      • Сергей, написав текст, отправил его на проверку.
      • Скажи мне, почему ты не использовал ключевик в прямом вхождении?
      • Надо же, какой «вкусный» текст!

      Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

      • По-моему, это неудачная формулировка.
      • Однако статья значительно улучшилась.
      • Наконец-то я смогу выходить в отпуск, когда захочу!
      • По моему мнению заголовок стоит расположить здесь.

      Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

      • Соглашаясь на выполнение задания, трезво оценивайте свои силы
      • Необходимо обращать внимание на согласование слов в предложении, выполняя работу.
      • Детей покусала собака, сбежавшая из приюта.
      • Судя по всему, работу к сроку сдать не получится.

      Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

      • Копирайтер, тщательно проверивший весь текст, может рассчитывать на высокую его оценку заказчиком.
      • Бывший любимцем всех девушек коллектива Петр иногда позволял себе лишнего.
      • В практике письменной речи не принято употреблять просторечные слова.
      • Воодушевленный и полный сил он садился за работу и успевал сделать очень много.

      Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

      • «Будешь много просить – нескоро работу найдешь!» — был убежден несговорчивый заказчик.
      • «Нравится удаленная работа, умей и день свой сам спланировать!» Вот если бы все придерживались этого золотого правила.
      • Вряд ли кто-то заподозрит запой, если вы укажете в резюме «Сомелье на фрилансе».
      • Цитаты великого фрилансера: «За ночь успею!».

      Найдите среди представленных предложений структуру «[П. │О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

      • «Молодец, Сергей! – сказал Иван Иванович. – Похоже, наше доверие ты оправдал».
      • «Поддерживайте хорошие отношения с каждым заказчиком – советовал мой друг фрилансер. – Никогда не знаешь, где пригодится контакт».
      • «Писать продающие тексты – не так уж сложно, как кажется, Сергей. Все что нужно – немного смекалки и собственный стиль».
      • «Взявшись за работу, доводи ее до конца, чтобы оставить себе наилучшее впечатление».

      Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

      • Я тщательно подготовился, и текст у меня вышел отличный.
      • Верно выстроенные заголовки и ключевики с прямым вхождением – залог успеха для любого текста.
      • Хочешь – работай, не хочешь – не работай, но деньги нужны каждый день.
      • Красный будет логотип или синий – решает только заказчик.

      Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

      • Мне так нравится писать продающие тексты, что я делаю это каждый день.
      • Маша решила стать копирайтером, чтобы развивать свой творческий потенциал.
      • Задание не клеилось, что бы мы ни делали.
      • Тебе не хватает времени, ну и что?

      Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

      • Найдена ошибка, которая не давала программе работать.
      • Уже в который раз приходится переделывать заказ.
      • Вот все наши копирайтеры – который из них выполнял ваш заказ?
      • Виктор впал в некоторое замешательство.

      максимум из 100 баллов

      Место Имя Записано Баллы Результат
      Таблица загружается

      Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

      Порядок составления схемы предложения

      1. Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
      2. Найти основу – подлежащее и сказуемое. Основа ‑ это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.
      3. Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
      4. Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.
      5. Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
      6. Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.

      Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

      Схема простого предложения

      Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

      Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

      Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

      • Простым: «Михаил сочинял».
      • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
      • Составным именным: «Миша был другом для меня».

      В простом предложении может быть обращение:

      Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая

      Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

      К несчастью, такое случалось довольно часто

      Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

      Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

      Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

      В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

      «Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

      «Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

      Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…. ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

      Схема сложного предложения.

      Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

      Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

      Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

      Схема здесь несложная […..], и […..].

      В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

      Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

      Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

      Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

      Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

      Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

      В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

      Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

      Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

      Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

      Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

      Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

      Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

      В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

      Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

      Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

      Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

      Найди 10 отличий

      Комментариев: 27

      Помогите составить схему)))

      Ему всего пять лет было

      Было — глагол, подлежащего нет

      Ему – субъектное дополнение

      всего пять лет – составное подлежащее (всего – несамостоятельное слово, не играет никакой роли)

      Ну вот — хотя бы почитаю статьи — и школу вспомню. Как предложения разбирать.

      Никогда бы не смогла правильно составить схему к такому необычному предложению.

      Помогите составить схемы:1) Управитель бибиковской тещи был человек горделивый, потому что, по необразованности своей, считал, как и другие многие, будто государь Бибикову Киев подарил и что тому все, кто тут живет, ему будто принадлежат вроде крепостных и должны все делать.

      2) Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую- то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден к прокормлению и притом необычайно прожорлив; так что сосчитать, сколько каждый из них уписывал за вечерею галушек, было бы совершенно невозможное дел; и потому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны (Н. Гоголь).

      3) Если бы Нехлюдов ясно сознал бы свою любовь к Катюшке и в особенности если бы тогда его стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с такой девушкой, то очень легко могло случиться, что он, с своей прямолинейностью во всем, решил бы, что нет никаких причин не жениться на девушке, если только он любит ее.

      Да уж, ну и посылают же люди такие просьбы. Совсем не рядовые предложения. Да за составление схем таких предложений нужно деньги брать в двойном размере.

      спасибо. я так долго искала схемы в интернете!

      спасибо. я так долго искала схемы в интернете! и я девочка

      Нахлынули воспоминания о школьных годах, хотя многое уже позабылось. Спасибо за теплые воспоминания, возможно еще пригодится

      Запиши предложен е. Слова раздели на слоги поставь ударение . Составь схему предложение .

      У Ирины лимоны и бананы.

      Белые бараны били в барабаны

      помогите составить по схеме как о, так и о пажалуста

      Шумим, братец, шумим,

      Помогите составить схему предложения ,Чудным звоном заливается колокольчик;гремит и становится ветром разорванный в куски воздух;летит мимо всё,что ни есть на Земле,и,косясь,постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

      8)

      Не двухсоставное, а двусоставное предложение.

      Добавить комментарий