Однородные члены предложения — это одинаковые члены, соединенные сочинительной связью и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
Однородные члены предложения начинают изучать в 4 классе школы. Узнаем, какие члены предложения являются однородными и как ставятся знаки препинания между ними в предложении.
Понятие об однородных членах предложения
Однородные члены равноправны в предложении, то есть между ними существует сочинительная связь, которую оформляют соединительные, противительные и разделительные союзы.
Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и обычно выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например:
Эту работу каменщики выполнили мастерски, с удивительной ловкостью.
Однородные члены предложения могут быть распространенными, то есть иметь при себе зависимые слова, например:
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными парубками (К. Паустовский).
В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше:
Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович).
При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, например:
В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь: антоновки, грушовки, анисовка, боровинка, коричная и еще одна яблоня, которую мы называли липовой за то, что плоды её по прозрачности, аромату и сладости напоминали липовый мёд (В. Солоухин).
Как найти однородные члены предложения?
Чтобы правильно определить, есть ли в предложении однородные члены, действуем в соответствии со следующим алгоритмом:
- вычленим грамматическую основу предложения — подлежащее и сказуемое;
- выясним, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
- удостоверимся, что однородные члены связаны сочинительной связью, выраженной союзами, или они связаны только с помощью перечислительной интонации.
Примеры предложений с однородными членами
И сад, и луга, и река так прекрасны летом!
Она то смеялась, то плакала.
Либо плыви дальше, либо вернись к берегу.
Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)
Однородные подлежащие
Однородными могут являться все члены предложения, например, подлежащие:
Весной обильно цветут сирень, черемуха и жасмин.
Однородные сказуемые
Однородные сказуемые поясняют один и тот же член предложения — подлежащее:
За лето река обмелела, притаилась между берегами.
Однородные дополнения
В следующем предложении укажем однородные дополнения, относящиеся к глаголу-сказуемому:
На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.
Продают (что?) кувшины, миски и свистульки.
Однородные определения
Приведём пример с однородными определениями, относящимися к одному и тому же члену предложения — подлежащему:
Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.
Однородные обстоятельства
В следующем высказывании Генри Торо, писателя и философа, укажем однородные обстоятельства, зависящие от глагола-сказуемого:
Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Таблица
Члены предложения | На какой вопрос отвечают | Примеры |
Подлежащее | Кто? Что? | Солнце, дождь и ветер разрушают горную породу. На лугу цветут ромашки и незабудки. |
Сказуемое | Что делать? Что сделать? | На речке дети плавают, ныряют и играют с мячом.
На зов хозяина прибежала собака и села у его ног. |
Определение | Какой? Чей? | На столе в вазе стоят красные и белые цветы.
Налей мне не теплой, а холодной воды. Девочку закутали в мамин платок. |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) | На огороде Света полила огурцы и помидоры .
Вечером не забудь покормить гусей и уток. |
Обстоятельство | Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Зачем? Отчего? Почему? | Слева и справа высятся хмурые ели .
Вглубь и вширь растут корни старой березы. |
Признаки однородных членов
Видео «Ошибки в построении предложения с однородными членами»
Пунктуация при однородных членах предложения
Постановка знаков препинания между однородными членами зависит от способа их соединения в предложении. Между однородными членами предложения может быть как союзная, так и бессоюзная связь.
Для наглядности представим пунктуацию при однородных членах предложения в виде следующей таблицы.
Вид связи | Союзы | Правила пунктуации | Примеры |
Союзная | Одиночные соединительные или разделительные (и, да =и, или, либо) | Между однородными членами предложения перед одиночным союзом запятая не ставится | Я украсила вазу ракушками и морскими камешками. |
Одиночные противительные (а, но, да=но), уступительный (хотя) | Перед союзом ставится запятая | Девушка смутилась, да ответила на вопрос правильно. | |
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) | Перед вторым и последующими союзами ставится запятая | Не то ветер, не то дерево за окном шумит. | |
Бессоюзная | Между однородными членами всегда ставится запятая | Сверху туристы смотрели на здания старого города, купола церквей, мосты через реку. |
Перед однородными членами предложения может употребляться обобщающее слово, которое выражает родовое понятие (однородные члены — видовое) или обозначается местоимениями и наречиями (все, всё, везде, повсюду, всегда, никуда и пр.) Тогда после после него ставится двоеточие.
Осень полновластно завладела всем: полем, лесом, лугом.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после них ставится тире.
Никто: ни зверь, ни птица — не прошмыгнет мимо охотника, притаившегося в лесу.
Итог
- однородные члены — это одинаковые члены предложения;
- однородные члены зависят от одного и того же слова;
- однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.
Видеоурок «Предложения с однородными членами»
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 111
Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.
Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:
- относятся к одному слову;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- выражены одной частью речи.
Однородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).
Примеры однородных членов предложения
Однородные подлежащие:
К кормушке подлетели воробьи и синички.
Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)
Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели
Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные сказуемые:
Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.
Что? капли
Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)
Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.
Однородные определения:
В небо полетели красные, голубые и жёлтые шары.
Что? шары
шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)
Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.
Однородные дополнения:
В деревне пахло яблоками и дымком.
Что делало? пахло
Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)
Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные обстоятельства:
Около реки было спокойно и легко.
Что делало? было
Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)
Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.
В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.
В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах
- Если однородные члены предложения соединены без союзов, то между ними всегда ставится запятая.
В чаще леса живут звери, птицы, насекомые.
О, О, О
- Запятая ставится и перед союзами а, но, да (в значении но), которые связывают однородные члены.
Я люблю не тёплый, а горячий чай.
О, а О
Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.
О, но О
Яблоки красивые, да пресные.
О, да О
- Запятая не ставится, если между однородными членами один раз употребляется союз и (или).
В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.
О и О
- Союз и (или) может связывать однородные члены, которые повторяются.
Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.
О и О, О и О
В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.
и О, и О, и О
Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.
Однородные члены предложения: упражнения
Карточка 1
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- В садах растут цветы, овощи и фрукты.
- Дядя Федя улыбнулся, влез в кабину и завёл мотор.
- Яблоки были крупные сочные вкусные.
- Моя мама замечательно шьёт и вышивает.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.
Карточка 2
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- Веселый ветерок гонит легкие и пушистые облака.
- Над цветами кружатся пчёлы и бабочки.
- В лесу пахнет прелыми листьями и грибами.
- Шустрые желтогрудые синички подбирают хлебные крошки.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.
Карточка 3
- Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.
- Уже улетели на юг ласточки скворцы зяблики журавли.
- В нашем лесу растут и березы и осины и ели и дубы.
- Саша взял карандаши тетрадь но забыл ручку.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Природа даёт нам пищу одежду кров и тепло.
- В лесу люди заготавливают и древесину и ягоды и грибы.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 4
- Подчеркни однородные члены в каждом предложении. Расcтавь знаки препинания.
- Летом мы купались и загорали.
- Воздушные шары были не голубые а белые.
- Задача была трудная но интересная.
- Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
- Щенок лег на спину поднял лапки стал махать хвостиком.
- Березы орешник ольха стали золотыми.
- Листья осины не зелёные а оранжевые.
- Листья ясеня на одном дереве могут быть и зелёными и красными и жёлтыми.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 5
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 6
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
- Волчишко вылез осмотрелся походил и сел рядом с мамой.
- Солнце светит но не греет.
- В саду растут сливы и яблони груши и персики малина и смородина.
- В гостях хорошо а дома лучше.
- Ветер загудел сорвал крышу с сарая и понёс её на край села.
- На реке зацвели белые лилии и желтые кувшинки.
- По пруду плывут жёлтые оранжевые и багряные кораблики осенних листьев.
- Потемнело нахмурилось осеннее небо.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 7
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Дети собирают букет из лимонных и красных листьев.
- Осенью ёж забирается в нору или енота или барсука.
- Я люблю не сливочное мороженое а пломбир.
- Осенью звёзды светят ярко но холодно.
- Листья облетели с берёз но остались на дубах.
- Ночью месяц сверкает и всё освещает.
- Белка наелась оглянулась и исчезла.
- В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 8
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
- Лисёнок отпрянул но не убежал.
- Осина шумела листвой и сбрасывала листья на землю.
- В лесу пахло или прелыми листьями или нагретой корой.
- По лесу бежал шумел весёлый озорной ручей.
- Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
- И медью и золотом отливают осенние листья.
- В ажурные одежды облачились и рябины и кусты калины.
- После ночных заморозков резко но обильно посыпались на землю осенние листья.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 9
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
- Другу в подарок я куплю или игру или книгу.
- По дорожке красиво расхаживал и расправлял свой хвост павлин.
- Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени.
- Сухой лист трепетал на ветке опадал крутился в воздухе.
- Листопад покрывал землю пёстрым мягким шуршащим ковром.
- Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо.
- Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 10
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев закружил пыль по дороге и умчался.
- Потоки воды и размывают вершины оврага роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
- Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.
- Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
- И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
- Был серенький промозглый ветреный день.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.
Данное пособие содержит:
64 рабочих листа!
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
Карточка 11
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- В зоопарке мы видели лисиц медведя слона волчат обезьян змей.
- Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад полезный сок джем и варенье.
- Я осторожно взял утёнка, положил его в кепку и понёс домой.
- На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
- Учился читать и писать а выучился петь и плясать.
- Ребята пишут читают решают задачи.
- Держи голову в холоде а ноги в тепле.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 12
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
- В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
- Ветер несётся ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
- Вечером я буду или читать или делать поделку для конкурса.
- Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 13
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Вода в реке была тёплая но очень мутная.
- Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтым клювом.
- Илья достал банку сгущенки горшочек с мёдом яблоки грибы и мочёную бруснику.
- Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперёд и ударило в ледяной затор.
- Дача просторна и удобна но находится далеко от станции.
- Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
- Дом был завален удочками дробью яблоками и сухими листьями.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 14
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- С моря дул влажный но холодный ветер.
- Вечером я почитаю газеты или журналы.
- Лиса уткнула нос в хвост и дремлет а сама посматривает на караван.
- Вежливость ничего не стоит но приносит много.
- В густых лесах скрываются медведи быстроногие серны и прекрасные олени.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Пёс бил хвостом по земле но головы не поднимал.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 15
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- На речке мы не купались но загорали.
- Воздушные шары были и синие и красные и белые.
- В окно лилось зимнее но очень яркое солнце.
- Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
- Дети собирали в лесу ягоды, грибы, орехи
- Ласточки, скворцы, жаворонки весной вернутся к нам.
- Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.
- Листья шуршат скребутся лопочут.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 16
- Отгадай загадки. Спиши, напиши отгадки. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- В потёмках родится в огне умирает.
- По земле ползёт а к себе не подпускает.
- В воде родилась а в ней мало бывает.
- Чёрненькая маленькая гладенькая ребятам миленькая.
- Дышит растёт а ходить не может.
- Зимой и летом одним цветом.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- В наших лесах растут дуб, … .
- В реках водятся окуни, … .
- У меня в портфеле лежат учебники, ….
- В моей комнате есть стол, … .
- К кормушке прилетают синицы, … .
- Домашние животные — это кошка, … .
Карточка 17
- Спиши пословицы. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Сам погибай а товарища выручай.
- Без одежды но не без надежды.
- Смелого да умелого страх не берёт.
- Одним глазом спит другим видит.
- Не силою дерутся а умением.
- Не по словам судят а по делам.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Сначала думай а потом делай.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Моих друзей зовут Олег, … .
- Зима засыпала снегом поля, … .
- В радуге семь цветов: красный, … .
- На празднике дети пели, … .
- В школе мы учимся считать, … .
- В летнем саду птицы поют, … .
Карточка 18
- Закончи и спиши предложения. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
1. В этом году зима была снежная, но не … . 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и …. 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … .
2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.
В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.
Диктанты для 4 класса с грамматическими заданиями
Диктанты для 3 класса с грамматическими заданиями
Рекомендую пособия:
О. Наумова «Мудрое чистописание. Афоризмы» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
75 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
72 карточки для чистописания с мудрыми пословицами народов всего мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс»
Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-м классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
Еще полезные пособия:
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Какие можно составить 5 предложений с однородными членами предложения ? Думаю, что сначала надо дать определение однородных членов предложения: Вспомним, что однородными могут быть подлежащие, сказуемые, обстоятельства, дополнения, определения. Итак, примеры предложений.
(Это предложение с однородными подлежащими, выраженными существительными).
(Здесь мы видим однородные сказуемые, выраженные глаголами).
(Однородные определения, выраженные прилагательными). Над лесом, полем и рекой висел серый непроглядный туман. ( Однородные обстоятельства места, выраженные существительными).
(Однородные обстоятельства образа действия, выраженные категорией состояния)
(Однородные дополнения, выраженные синтаксически неделимыми сочетаниями слов: сущ.+сущ.) система выбрала этот ответ лучшим Автор лучшего ответа достаточно подробно объяснил, что же такое однородные члены, привёл основные варианты их выражения и составил с ними предложения. Поэтому мне остаётся лишь добавить свою версию предложений с однородными членами, и показать, какими ещё частями речи они могут выражаться. Итак, начну с однородных членов предложения выступающих в роли подлежащего (выраженного существительным) и сказуемого (выраженного глаголом). I. Ира, Лена и Антон, вместе с родителями, с утра пораньше отправились на пляж. II. Целый день они загорали на песчаном берегу и купались в прозрачной морской воде. А закончу – примерами, где однородные члены являются второстепенными членами предложения (определением, дополнением, обстоятельством) соответственно выраженные прилагательным, местоимением и наречием. III. Осенний лес открыл перед нами невообразимо чудесную картину, на которой причудливым образом смешались жёлтые, зелёные и красные цвета. IV. “Я взяла учебник потому что ошибочно посчитала его своим, а он оказался твоим”, – виновато оправдывалась моя соседка по парте. V. Пушистые снежинки кружились везде : вверху и внизу, слева и справа, вблизи и позади нас. Enot-Nina 3 года назад Однородными членами предложения могут быть как главные, так и второстепенные, ими выступают разные части речи. Вот примеры предложений с однородными членами предложений:
88SkyWalker88 2 месяца назад С однородными членами можно привести примеры следующих предложений: Утки, гуси с наступлением холодов улетают на юг. Мальчики и девочки были готовы к строевой подготовке.(Однородные подлежащие). Снег на улице падал, кружил. Машины на трассе мчались, неслись с большой скоростью, гудели. (Однородные сказуемые). Красные, желтые, оранжевые листья лежали на земле. Нам нужны смелые, отважные, храбрые воины. (однородные определения). Он стрелял метко и быстро. Девочка плакала громко и долго. (Однородные обстоятельства). Игрушки лежали на полу, на диване, под столом. Мы собирали в корзину яблоки, груши, сливу. (Однородные дополнения). Nuti 7 месяцев назад У меня в шкафу вещи и лежат, и висят, и валяются. Из вещей в моем шкафу есть: платья, брюки, кофты, блузки, пиджаки и куртки. Белые, синие, черные и красные платья висят в платяном шкафу. Мухи, комары, слепни и мошки – все лезли к нам и мешали собирать ягоды. В гости ко мне пришли родители, сестра, тетя, братишка, подруга. На черном море я уже отдыхала в Анапе, в Адлере, в Сочи, в Геленджике и Кабардинке. Чемоданы, рюкзаки и сумки несли люди из поезда. Каких только гостинцев не привезли с моря: орехи, дыни, ракушки, украшения, сувениры. И молодые, и взрослые, и пожилые – все ездят отдыхать на море. До зарплаты надо жить скромно и экономно. Красивые, роскошные, сияющие волосы у меня стали после парикмахерского салона. И подлежащие, и сказуемые, и дополнения, и обстоятельства, и определения могут быть однородными членами в предложении. Невозмутимый Дождь 3 года назад “Договорившись сегодня идти вместе в школу, Витя, Петя, Вася и Маша встретились в условленном заранее месте”. (однородные подлежащие) “Дети от радости прыгали, смеялись, визжали, танцевали и пели”. (однородные сказуемые) “В коробке у Танечки были зелёные, красные, жёлтые, синие и оранжевые фломастеры, не хватало только чёрных и коричневых”. (однородные определения) “Крышки для бачков, вёдер, кастрюль и металлических контейнеров были свалены в одну кучу в дальний угол сарая”. (однородные дополнения) “Людочка на школьном концерте пела звонко, весело, задорно, громко и на одном дыхании”. (однородные обстоятельства) Проще всего придумать предложения с однородными членами, выраженными прилагательными. Например:
Предложения с однородными существительными и союзом “а”:
Предложения с однородными сказуемыми и союзом “и”:
Предложения с однородными обстоятельствами:
Julina 7 месяцев назад Дети развлекались во дворе: бегали, шумели, кричали, играли, катались. Листья деревьев осенью и желтые, и бурые, и красные, и клричневые, и зеленые. Хмуро, темно и пасмурно за окном в дождливый осенний день. К своему отдыху на море я приобрела новый купальник, шлепки и шляпу. Море издалека синее, близко прозрачное, с пирса зеленоватое. Мой новый купальник очень красивый, элегантный, подчеркивающий фигуру. Геодезисты, электрики и строители требуются в нашей организации. Чтобы дальше нормально жить мне нужно желание, везение и силы. Телефон, наушники и чехол подарили мне на день рождения. Ко нам в гости пришли родители, сестра и племянники. На стол я готовила салаты, отбивную, голубцы, торт. Мы веселились, песни пели, тосты говорили, танцевали. Божья коровка 5 лет назад Примеры предложений с однородными членами: 1). Ветер срывал и разбрасывал по двору висевшее у дома белье (однородные сказуемые). 2). Фиолетовые, белые, синие шарики украшали вход в магазин “Чистюля” (однородные определения). 3). Лисы, волки, страусы, зубры теперь появились в вольерах парка (однородные подлежащие). 4). Так грязно и темно еще не было в этом доме (однородные обстоятельства). 5). В этом краю много рек, озер, каналов (однородные дополнения). -Irinka- 2 месяца назад
Знаете ответ? |
Конструкции с однородными членами предложениями используются не только в художественных произведениях, но и в разговорной речи. Они делают текст более насыщенным, полным деталей и образов разного содержания. Разберёмся, как правильно использовать однородные члены предложения в своих произведениях.
Что такое однородные члены предложения?
Однородные члены предложения – это такие члены, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию, то есть отвечают на один вопрос и связываются с одним и тем же словом, которое дополняют, и часто выражаются в форме одной и той же части речи.
В школьных учебниках можно найти правило об однородных членах предложения, которое звучит так: «если два или более члена предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, то они являются однородными членами предложения».
Запомним, что однородные члены – это любые части речи. Ими могут быть:
- Глаголы;
- Прилагательные;
- Наречия;
- Числительные;
- Местоимения;
- Существительные.
Частота использования тех или иных частей речи в качестве однородных членов примерно одинакова. Их можно встретить как в художественных произведениях, так и в песнях или стихотворениях.
Примеры однородных членов предложения:
- Толстая и интересная книга.
- На занятии дети играют, лепят, рисуют и считают.
- Степа, Митя и Катя разделили шоколадку.
- Пчела летает, жужжит и кусается.
- В парке расцвели
розыипионы.
Итак, как уже говорилось выше, однородные члены предложения могут быть любыми частями речи и любыми членами предложения. Выясним, как определять их синтаксические роли.
Все предложения с любым количеством однородных членов относят к осложнённым, между ними может существовать союзная (с союзами) и бессоюзная (запятые и другие знаки препинания), сочинительная или подчинительная связи.
Виды и типы однородных членов предложений
Однородное подлежащее
Определение | На какой вопрос отвечает? |
---|---|
Однородные подлежащее — это те подлежащие, которые не только отвечают на один вопрос, но и связаны с одинаковыми сказуемыми, соединены бессоюзной или союзной связью и, как правило, произносятся с перечислительной интонацией. | Кто? Что? |
Однородное сказуемое
Определение | На какой вопрос отвечает? |
---|---|
Однородные сказуемые – это когда два (или более) глагола относятся к одному и тому же подлежащему. Такой способ используется тогда, когда нужно показать сразу несколько действий одного и того же героя. | Что делать? Что сделать? |
Однородное определение
Определение | На какой вопрос отвечает? |
---|---|
Однородные определения – это такие второстепенные члены предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному определяемому слову. | Какой? Который? |
Однородное дополнение
Определение | На какой вопрос отвечает? |
---|---|
Однородные дополнения — дополнения, которые относятся к одному и тому же глаголу, отвечают на один и тот же вопрос и расширяют предложение. | Вопросы косвенных падежей |
Однородное обстоятельство
Определение | На какой вопрос отвечает? |
---|---|
Однородные обстоятельства – это два и более слова, относящихся к одному и тому же сказуемому, отвечающие на один обстоятельственный вопрос, связанные сочинительной или бессоюзной связью. Произносятся с перечислительной интонацией. | Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? |
Определение принадлежности того или иного однородного члена к конкретной части речи не только облегчит подбор знаков препинания при однородных членах, но и позволит намного быстрее и проще находить их в тексте разного уровня сложности. Теперь разберёмся, как это лучше делать.
Как определить однородные члены в тексте?
Предложения с однородными членами всегда сильно выделяются в тексте. Они визуально больше, имеют большое количество слов, частиц и союзов, а потому наполняют художественный текст не только дополнительной информацией, но и образами.
Примеры однородных членов предложения и предложений без них позволят запомнить разницу между ними раз и навсегда:
- Я часто получал
письмаипосылкиот своей матери. - Я хожу на почту за посылками.
Как можно увидеть, первое предложение визуально больше и имеет два дополнения, которые связаны с одним глаголом. Использование однородных членов позволяет расширить повествование и углубить его.
Признаки, которые позволят находить однородные члены:
- Они всегда отвечают на один и тот же вопрос.
- Они всегда являются одним членом предложения (нужно определить его).
- Они будут относиться к одному и тому же члену предложения (определённой части речи).
- Они почти всегда выражаются одной частью речи.
- Всегда произносятся с перечислительной интонацией.
- Предложения с ними более объёмные.
Именно поэтому предложение с однородными членами всегда легко найти в том или ином тексте как художественного, так и научного содержания.
Как отличить однородные и неоднородные члены предложения?
Это довольно легко сделать, если запомнить ряд простых правил:
Такие повторения подчёркивают длительность или множественность одного действия, его повторяемость и значимость.
Такие повторы используются для усиления эмоциональной составляющей.
Такие предложения позволят не только лучше раскрыть сцену, но и показать мыслительный процесс героя или его отношение к другому герою.
Такие сочетания часто похожи на фразеологические обороты.
Все вышеперечисленные примеры не являются однородными членами предложения. Их обязательно нужно запомнить. Так можно избежать большого количества ошибок в своих произведениях.
Пунктуация при однородных членах предложения
Знаки препинания в предложениях с однородными членами – одна из самых сложных для понимания тем, так как она содержит большое количество нюансов и требует внимания от ученика.
А) Знаками препинания при однородных членах могут служить как запятые, так и двоеточия и тире, но чаще всего – именно запятые. Такая связь называется бессоюзной.
Если есть обобщающее слово, то ставится двоеточие. Обобщающее слово как бы раскрывает все то, что будет описано после.
Если есть местоимение или местоимённое наречие, которые обобщают (всё, всегда).
Б) Запятые при однородных членах предложения НЕ ставятся тогда, когда в предложении есть одиночные соединительные союзы (и, да=и) или разделительные (либо, или).
Но стоит учесть, что у этого правила есть исключение, которое обязательно нужно запомнить для лучшего усвоения материала.
В) Запятая ставится тогда, когда союзы (и, да, да и) имеют именно присоединительное значение (и притом) и буквально присоединяют другие члены предложения. Тогда запятая необходима.
Запомните это правило и не путайте знаки препинания при однородных членах предложения!
Г) Запятые при однородных членах всегда ставятся перед повторяющимися соединительными (и…и, ни…ни) и разделительными (или…или, либо…либо, то…то, не то…не то) союзами.
Д) Запятая между однородными прилагательными и другими частями речи ставится в том случае, когда есть противительные союзы (а, но, зато, да=но, однако=но)
Обращайте внимание на то, чтобы союзы «да» и «однако» были именно в значении «но». Если они не отвечают этому требованию, то пунктуация будет отличаться от той, которая нужна в случае с однородными членами.
Е) Запятая при однородных членах ставится при наличии двойных и парных союзов (если не…то; как…, так и; не то что…, а; хотя…, но и; не то чтобы…, а и так далее)
Чтобы разобраться, нужна ли запятая при однородных членах предложения, нужно для начала определить, какое именно предложение представлено в тексте. Алгоритм таков:
- Определите подлежащее и сказуемое.
- Определите, сколько однородных членов есть в предложении.
- Определите, какая связь существует между всеми членами предложения (бессоюзная или союзная)
- Выделите знакомые союзы определите, к какому типу они относятся.
- Найдите обобщающее слово, если оно есть.
- Расставьте знаки препинания.
Помните, что запятая и «и» между однородными членами могут стоять даже в одном предложении, то есть в нём будет и союзная, и бессоюзная связь.
Чтобы закрепить знания, составьте несколько предложений с однородными членами предложения и расставьте в них знаки препинания.
Как использовать однородные члены предложения в художественном тексте
Предложения с однородными членами позволяют разнообразить, оживить и наполнить художественное произведение образами, действиями и точностью описаний.
Запомните простые правила:
1. Не перенасыщайте текст громоздкими предложениями.
2. Используйте предложения с однородными членами для описаний обстановки и демонстрации действий героев.
3. Разбавляйте текст неоднородными и однородными предложениями.
4. Используйте однородные члены тогда, когда хотите усилить эмоции героя.
Предложения с однородными членам предложения в примерах
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 443.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 443.
Однородные члены предложения – главные или второстепенные члены предложения, которые относятся к одному слову, выполняют одну и ту же синтаксическую функцию и отвечают на один и тот же вопрос.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Простые предложения с однородными членами называются осложненными. С основными типами и примерами предложений с однородными членами предложения можно ознакомиться в таблице.
Виды простых предложений с однородными членами предложения |
Образцы предложений |
|
Нераспространенные однородные предложения (с однородными членами) |
Предложения, которые состоят только из грамматической основы (подлежащего и сказуемого) |
Катя и Маша вернулись. Он сидел и слушал. Мальчики и девочки пели и танцевали. |
Распространенные однородные предложения (с однородными членами) |
Предложения, в которых наряду с грамматической основой, есть и второстепенные члены предложения (определение, обстоятельство, дополнение). Однородные члены предложения в таких предложениях могут быть как второстепенными, так и главными членами предложения. |
Рубаха расшита красными, черными и белыми нитками. Саша подарил маме цветы, открытку и духи. Витя предложил повернуть не влево, а вправо. |
Предложения с однородными членами предложения и обобщающим словом |
Обобщающие слова называют более широкое, родовое понятие (по сравнению с однородными членами), употребляются в том же падеже, являются тем же членом предложения и относятся к тому же слову, что и однородные члены предложения |
В книге были фотографии птиц: воробьев, синичек, снегирей. О мыслях, о чувствах, о переживаниях – обо всем рассказал ей попутчик. Все напоминало мужчине о прошлом: маленькие домики, детская площадка, цветущие яблони. |
Важно: В сложных предложениях однородные члены могут употребляться как в одном из простых предложений в составе сложного, так и в обоих. Примеры: Когда ночь опускалась на землю широкими, темными крыльями, мы зажигали свечи и разговаривали обо всем на свете. Костя починил шкаф, а Лена помыла полы и окна.
ТОП-1 статья
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Ярослав Смолин
1/8
-
Гульжан Барашева-Баимбетова
7/8
-
Любовь Юркова
8/8
-
Сергей Αндреев
7/8
-
Федор Грудьев
7/8
-
Светлана Шеломенцева
8/8
-
Ярослав Иванов
7/8
-
Tkbpfdtnf Ytyfif
8/8
-
Антон Калашников
7/8
-
Ольга Баженова
8/8
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 443.
А какая ваша оценка?