Однородные члены предложения — это одинаковые члены, соединенные сочинительной связью и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
Однородные члены предложения начинают изучать в 4 классе школы. Узнаем, какие члены предложения являются однородными и как ставятся знаки препинания между ними в предложении.
Понятие об однородных членах предложения
Однородные члены равноправны в предложении, то есть между ними существует сочинительная связь, которую оформляют соединительные, противительные и разделительные союзы.
Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и обычно выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например:
Эту работу каменщики выполнили мастерски, с удивительной ловкостью.
Однородные члены предложения могут быть распространенными, то есть иметь при себе зависимые слова, например:
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными парубками (К. Паустовский).
В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше:
Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович).
При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, например:
В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь: антоновки, грушовки, анисовка, боровинка, коричная и еще одна яблоня, которую мы называли липовой за то, что плоды её по прозрачности, аромату и сладости напоминали липовый мёд (В. Солоухин).
Как найти однородные члены предложения?
Чтобы правильно определить, есть ли в предложении однородные члены, действуем в соответствии со следующим алгоритмом:
- вычленим грамматическую основу предложения — подлежащее и сказуемое;
- выясним, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
- удостоверимся, что однородные члены связаны сочинительной связью, выраженной союзами, или они связаны только с помощью перечислительной интонации.
Примеры предложений с однородными членами
И сад, и луга, и река так прекрасны летом!
Она то смеялась, то плакала.
Либо плыви дальше, либо вернись к берегу.
Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)
Однородные подлежащие
Однородными могут являться все члены предложения, например, подлежащие:
Весной обильно цветут сирень, черемуха и жасмин.
Однородные сказуемые
Однородные сказуемые поясняют один и тот же член предложения — подлежащее:
За лето река обмелела, притаилась между берегами.
Однородные дополнения
В следующем предложении укажем однородные дополнения, относящиеся к глаголу-сказуемому:
На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.
Продают (что?) кувшины, миски и свистульки.
Однородные определения
Приведём пример с однородными определениями, относящимися к одному и тому же члену предложения — подлежащему:
Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.
Однородные обстоятельства
В следующем высказывании Генри Торо, писателя и философа, укажем однородные обстоятельства, зависящие от глагола-сказуемого:
Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Таблица
Члены предложения | На какой вопрос отвечают | Примеры |
Подлежащее | Кто? Что? | Солнце, дождь и ветер разрушают горную породу. На лугу цветут ромашки и незабудки. |
Сказуемое | Что делать? Что сделать? | На речке дети плавают, ныряют и играют с мячом.
На зов хозяина прибежала собака и села у его ног. |
Определение | Какой? Чей? | На столе в вазе стоят красные и белые цветы.
Налей мне не теплой, а холодной воды. Девочку закутали в мамин платок. |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) | На огороде Света полила огурцы и помидоры .
Вечером не забудь покормить гусей и уток. |
Обстоятельство | Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Зачем? Отчего? Почему? | Слева и справа высятся хмурые ели .
Вглубь и вширь растут корни старой березы. |
Признаки однородных членов
Видео «Ошибки в построении предложения с однородными членами»
Пунктуация при однородных членах предложения
Постановка знаков препинания между однородными членами зависит от способа их соединения в предложении. Между однородными членами предложения может быть как союзная, так и бессоюзная связь.
Для наглядности представим пунктуацию при однородных членах предложения в виде следующей таблицы.
Вид связи | Союзы | Правила пунктуации | Примеры |
Союзная | Одиночные соединительные или разделительные (и, да =и, или, либо) | Между однородными членами предложения перед одиночным союзом запятая не ставится | Я украсила вазу ракушками и морскими камешками. |
Одиночные противительные (а, но, да=но), уступительный (хотя) | Перед союзом ставится запятая | Девушка смутилась, да ответила на вопрос правильно. | |
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) | Перед вторым и последующими союзами ставится запятая | Не то ветер, не то дерево за окном шумит. | |
Бессоюзная | Между однородными членами всегда ставится запятая | Сверху туристы смотрели на здания старого города, купола церквей, мосты через реку. |
Перед однородными членами предложения может употребляться обобщающее слово, которое выражает родовое понятие (однородные члены — видовое) или обозначается местоимениями и наречиями (все, всё, везде, повсюду, всегда, никуда и пр.) Тогда после после него ставится двоеточие.
Осень полновластно завладела всем: полем, лесом, лугом.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после них ставится тире.
Никто: ни зверь, ни птица — не прошмыгнет мимо охотника, притаившегося в лесу.
Итог
- однородные члены — это одинаковые члены предложения;
- однородные члены зависят от одного и того же слова;
- однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.
Видеоурок «Предложения с однородными членами»
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 111
Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.
Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:
- относятся к одному слову;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- выражены одной частью речи.
Однородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).
Примеры однородных членов предложения
Однородные подлежащие:
К кормушке подлетели воробьи и синички.
Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)
Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели
Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные сказуемые:
Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.
Что? капли
Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)
Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.
Однородные определения:
В небо полетели красные, голубые и жёлтые шары.
Что? шары
шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)
Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.
Однородные дополнения:
В деревне пахло яблоками и дымком.
Что делало? пахло
Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)
Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные обстоятельства:
Около реки было спокойно и легко.
Что делало? было
Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)
Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.
В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.
В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах
- Если однородные члены предложения соединены без союзов, то между ними всегда ставится запятая.
В чаще леса живут звери, птицы, насекомые.
О, О, О
- Запятая ставится и перед союзами а, но, да (в значении но), которые связывают однородные члены.
Я люблю не тёплый, а горячий чай.
О, а О
Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.
О, но О
Яблоки красивые, да пресные.
О, да О
- Запятая не ставится, если между однородными членами один раз употребляется союз и (или).
В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.
О и О
- Союз и (или) может связывать однородные члены, которые повторяются.
Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.
О и О, О и О
В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.
и О, и О, и О
Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.
Однородные члены предложения: упражнения
Карточка 1
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- В садах растут цветы, овощи и фрукты.
- Дядя Федя улыбнулся, влез в кабину и завёл мотор.
- Яблоки были крупные сочные вкусные.
- Моя мама замечательно шьёт и вышивает.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.
Карточка 2
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- Веселый ветерок гонит легкие и пушистые облака.
- Над цветами кружатся пчёлы и бабочки.
- В лесу пахнет прелыми листьями и грибами.
- Шустрые желтогрудые синички подбирают хлебные крошки.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.
Карточка 3
- Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.
- Уже улетели на юг ласточки скворцы зяблики журавли.
- В нашем лесу растут и березы и осины и ели и дубы.
- Саша взял карандаши тетрадь но забыл ручку.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Природа даёт нам пищу одежду кров и тепло.
- В лесу люди заготавливают и древесину и ягоды и грибы.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 4
- Подчеркни однородные члены в каждом предложении. Расcтавь знаки препинания.
- Летом мы купались и загорали.
- Воздушные шары были не голубые а белые.
- Задача была трудная но интересная.
- Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
- Щенок лег на спину поднял лапки стал махать хвостиком.
- Березы орешник ольха стали золотыми.
- Листья осины не зелёные а оранжевые.
- Листья ясеня на одном дереве могут быть и зелёными и красными и жёлтыми.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 5
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 6
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
- Волчишко вылез осмотрелся походил и сел рядом с мамой.
- Солнце светит но не греет.
- В саду растут сливы и яблони груши и персики малина и смородина.
- В гостях хорошо а дома лучше.
- Ветер загудел сорвал крышу с сарая и понёс её на край села.
- На реке зацвели белые лилии и желтые кувшинки.
- По пруду плывут жёлтые оранжевые и багряные кораблики осенних листьев.
- Потемнело нахмурилось осеннее небо.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 7
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Дети собирают букет из лимонных и красных листьев.
- Осенью ёж забирается в нору или енота или барсука.
- Я люблю не сливочное мороженое а пломбир.
- Осенью звёзды светят ярко но холодно.
- Листья облетели с берёз но остались на дубах.
- Ночью месяц сверкает и всё освещает.
- Белка наелась оглянулась и исчезла.
- В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 8
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
- Лисёнок отпрянул но не убежал.
- Осина шумела листвой и сбрасывала листья на землю.
- В лесу пахло или прелыми листьями или нагретой корой.
- По лесу бежал шумел весёлый озорной ручей.
- Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
- И медью и золотом отливают осенние листья.
- В ажурные одежды облачились и рябины и кусты калины.
- После ночных заморозков резко но обильно посыпались на землю осенние листья.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 9
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Расcтавь знаки препинания.
- Другу в подарок я куплю или игру или книгу.
- По дорожке красиво расхаживал и расправлял свой хвост павлин.
- Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени.
- Сухой лист трепетал на ветке опадал крутился в воздухе.
- Листопад покрывал землю пёстрым мягким шуршащим ковром.
- Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо.
- Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 10
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев закружил пыль по дороге и умчался.
- Потоки воды и размывают вершины оврага роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
- Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.
- Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
- И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
- Был серенький промозглый ветреный день.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 11
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- В зоопарке мы видели лисиц медведя слона волчат обезьян змей.
- Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад полезный сок джем и варенье.
- Я осторожно взял утёнка, положил его в кепку и понёс домой.
- На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
- Учился читать и писать а выучился петь и плясать.
- Ребята пишут читают решают задачи.
- Держи голову в холоде а ноги в тепле.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 12
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
- В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
- Ветер несётся ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
- Вечером я буду или читать или делать поделку для конкурса.
- Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 13
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Вода в реке была тёплая но очень мутная.
- Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтым клювом.
- Илья достал банку сгущенки горшочек с мёдом яблоки грибы и мочёную бруснику.
- Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперёд и ударило в ледяной затор.
- Дача просторна и удобна но находится далеко от станции.
- Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
- Дом был завален удочками дробью яблоками и сухими листьями.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 14
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- С моря дул влажный но холодный ветер.
- Вечером я почитаю газеты или журналы.
- Лиса уткнула нос в хвост и дремлет а сама посматривает на караван.
- Вежливость ничего не стоит но приносит много.
- В густых лесах скрываются медведи быстроногие серны и прекрасные олени.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Пёс бил хвостом по земле но головы не поднимал.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 15
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- На речке мы не купались но загорали.
- Воздушные шары были и синие и красные и белые.
- В окно лилось зимнее но очень яркое солнце.
- Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
- Дети собирали в лесу ягоды, грибы, орехи
- Ласточки, скворцы, жаворонки весной вернутся к нам.
- Дятел долбит деревья достаёт из-под коры вредных насекомых.
- Листья шуршат скребутся лопочут.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 16
- Отгадай загадки. Спиши, напиши отгадки. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- В потёмках родится в огне умирает.
- По земле ползёт а к себе не подпускает.
- В воде родилась а в ней мало бывает.
- Чёрненькая маленькая гладенькая ребятам миленькая.
- Дышит растёт а ходить не может.
- Зимой и летом одним цветом.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- В наших лесах растут дуб, … .
- В реках водятся окуни, … .
- У меня в портфеле лежат учебники, ….
- В моей комнате есть стол, … .
- К кормушке прилетают синицы, … .
- Домашние животные — это кошка, … .
Карточка 17
- Спиши пословицы. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Сам погибай а товарища выручай.
- Без одежды но не без надежды.
- Смелого да умелого страх не берёт.
- Одним глазом спит другим видит.
- Не силою дерутся а умением.
- Не по словам судят а по делам.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Сначала думай а потом делай.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раcставь знаки препинания.
- Моих друзей зовут Олег, … .
- Зима засыпала снегом поля, … .
- В радуге семь цветов: красный, … .
- На празднике дети пели, … .
- В школе мы учимся считать, … .
- В летнем саду птицы поют, … .
Карточка 18
- Закончи и спиши предложения. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
1. В этом году зима была снежная, но не … . 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и …. 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … .
2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.
В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.
Диктанты для 4 класса с грамматическими заданиями
Диктанты для 3 класса с грамматическими заданиями
Рекомендую пособия:
О. Наумова «Мудрое чистописание. Афоризмы» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
75 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
72 карточки для чистописания с мудрыми пословицами народов всего мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс»
Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-м классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
Еще полезные пособия:
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Какие можно составить 5 предложений с однородными членами предложения ? Думаю, что сначала надо дать определение однородных членов предложения: Вспомним, что однородными могут быть подлежащие, сказуемые, обстоятельства, дополнения, определения. Итак, примеры предложений.
(Это предложение с однородными подлежащими, выраженными существительными).
(Здесь мы видим однородные сказуемые, выраженные глаголами).
(Однородные определения, выраженные прилагательными). Над лесом, полем и рекой висел серый непроглядный туман. ( Однородные обстоятельства места, выраженные существительными).
(Однородные обстоятельства образа действия, выраженные категорией состояния)
(Однородные дополнения, выраженные синтаксически неделимыми сочетаниями слов: сущ.+сущ.) система выбрала этот ответ лучшим Автор лучшего ответа достаточно подробно объяснил, что же такое однородные члены, привёл основные варианты их выражения и составил с ними предложения. Поэтому мне остаётся лишь добавить свою версию предложений с однородными членами, и показать, какими ещё частями речи они могут выражаться. Итак, начну с однородных членов предложения выступающих в роли подлежащего (выраженного существительным) и сказуемого (выраженного глаголом). I. Ира, Лена и Антон, вместе с родителями, с утра пораньше отправились на пляж. II. Целый день они загорали на песчаном берегу и купались в прозрачной морской воде. А закончу – примерами, где однородные члены являются второстепенными членами предложения (определением, дополнением, обстоятельством) соответственно выраженные прилагательным, местоимением и наречием. III. Осенний лес открыл перед нами невообразимо чудесную картину, на которой причудливым образом смешались жёлтые, зелёные и красные цвета. IV. “Я взяла учебник потому что ошибочно посчитала его своим, а он оказался твоим”, – виновато оправдывалась моя соседка по парте. V. Пушистые снежинки кружились везде : вверху и внизу, слева и справа, вблизи и позади нас. Enot-Nina 3 года назад Однородными членами предложения могут быть как главные, так и второстепенные, ими выступают разные части речи. Вот примеры предложений с однородными членами предложений:
88SkyWalker88 2 месяца назад С однородными членами можно привести примеры следующих предложений: Утки, гуси с наступлением холодов улетают на юг. Мальчики и девочки были готовы к строевой подготовке.(Однородные подлежащие). Снег на улице падал, кружил. Машины на трассе мчались, неслись с большой скоростью, гудели. (Однородные сказуемые). Красные, желтые, оранжевые листья лежали на земле. Нам нужны смелые, отважные, храбрые воины. (однородные определения). Он стрелял метко и быстро. Девочка плакала громко и долго. (Однородные обстоятельства). Игрушки лежали на полу, на диване, под столом. Мы собирали в корзину яблоки, груши, сливу. (Однородные дополнения). Nuti 7 месяцев назад У меня в шкафу вещи и лежат, и висят, и валяются. Из вещей в моем шкафу есть: платья, брюки, кофты, блузки, пиджаки и куртки. Белые, синие, черные и красные платья висят в платяном шкафу. Мухи, комары, слепни и мошки – все лезли к нам и мешали собирать ягоды. В гости ко мне пришли родители, сестра, тетя, братишка, подруга. На черном море я уже отдыхала в Анапе, в Адлере, в Сочи, в Геленджике и Кабардинке. Чемоданы, рюкзаки и сумки несли люди из поезда. Каких только гостинцев не привезли с моря: орехи, дыни, ракушки, украшения, сувениры. И молодые, и взрослые, и пожилые – все ездят отдыхать на море. До зарплаты надо жить скромно и экономно. Красивые, роскошные, сияющие волосы у меня стали после парикмахерского салона. И подлежащие, и сказуемые, и дополнения, и обстоятельства, и определения могут быть однородными членами в предложении. Невозмутимый Дождь 3 года назад “Договорившись сегодня идти вместе в школу, Витя, Петя, Вася и Маша встретились в условленном заранее месте”. (однородные подлежащие) “Дети от радости прыгали, смеялись, визжали, танцевали и пели”. (однородные сказуемые) “В коробке у Танечки были зелёные, красные, жёлтые, синие и оранжевые фломастеры, не хватало только чёрных и коричневых”. (однородные определения) “Крышки для бачков, вёдер, кастрюль и металлических контейнеров были свалены в одну кучу в дальний угол сарая”. (однородные дополнения) “Людочка на школьном концерте пела звонко, весело, задорно, громко и на одном дыхании”. (однородные обстоятельства) Проще всего придумать предложения с однородными членами, выраженными прилагательными. Например:
Предложения с однородными существительными и союзом “а”:
Предложения с однородными сказуемыми и союзом “и”:
Предложения с однородными обстоятельствами:
Julina 6 месяцев назад Дети развлекались во дворе: бегали, шумели, кричали, играли, катались. Листья деревьев осенью и желтые, и бурые, и красные, и клричневые, и зеленые. Хмуро, темно и пасмурно за окном в дождливый осенний день. К своему отдыху на море я приобрела новый купальник, шлепки и шляпу. Море издалека синее, близко прозрачное, с пирса зеленоватое. Мой новый купальник очень красивый, элегантный, подчеркивающий фигуру. Геодезисты, электрики и строители требуются в нашей организации. Чтобы дальше нормально жить мне нужно желание, везение и силы. Телефон, наушники и чехол подарили мне на день рождения. Ко нам в гости пришли родители, сестра и племянники. На стол я готовила салаты, отбивную, голубцы, торт. Мы веселились, песни пели, тосты говорили, танцевали. Божья коровка 5 лет назад Примеры предложений с однородными членами: 1). Ветер срывал и разбрасывал по двору висевшее у дома белье (однородные сказуемые). 2). Фиолетовые, белые, синие шарики украшали вход в магазин “Чистюля” (однородные определения). 3). Лисы, волки, страусы, зубры теперь появились в вольерах парка (однородные подлежащие). 4). Так грязно и темно еще не было в этом доме (однородные обстоятельства). 5). В этом краю много рек, озер, каналов (однородные дополнения). -Irinka- 2 месяца назад
Знаете ответ? |
План урока:
Однородные члены предложения: понятие
Пунктуация: однородные члены и сочинительные союзы
Однородные члены предложения: понятие
Это важная синтаксическая категория, активно изучать которую лингвисты начали в XVIII веке.
Для начала узнаем, как звучит определение термина:
Однородные члены всегда относятся к одному слову. Проверить это можно с помощью вопроса:
На уроке труда ученики 6-А класса (что делали?) вырезали, клеили, шутили.
В этом предложении мы видим три однородных члена предложения – вырезали, клеили, шутили. К ним сопоставим единый вопрос – что делали? В предложении эти слова играют роль однородных сказуемых.
Однородные члены предложения грамматически и синтаксически равноправны между собой и помогают передать мысль более четко. Они ее конкретизируют и детализируют:
В комнате было много мебели: кресла, диван, компьютерный стол, стул и шкаф.
В этом примере 5 однородных членов – кресла, диван, компьютерный стол, стул и шкаф. В предложении они играют роль дополнений.
Еще одна функция – называние одновременно происходящих действий:
Артисты на сцене пели и танцевали.
Татьяна читала и размышляла.
Можно выделить еще одну функцию, которая больше характерна для художественного и публицистического стиля. С помощью однородных членов прекрасно выражается градация, когда каждое последующее слово усиливает (ослабляет) значение предыдущего:
За два дня Ольга многое обдумала, пересмотрела, переоценила.
Как определить однородные слова в предложении? Предлагаю использовать следующий алгоритм.
Примеры:
Алина нарисовала радугу и деревья.
- Грамматическая основа – Алина нарисовала.
- Радугу и деревья – дополнения, которые отвечают на вопрос «Что?». Оба относятся к сказуемому «нарисовала».
В нашем саду растут красные, фиолетовые и желтые ягоды.
- Грамматическая основа – ягоды растут.
- Красные, фиолетовые и желтые – определения. К ним ставится вопрос «Какие?». Все три слова относятся к подлежащему «ягоды».
Любые члены предложения могут быть однородными. Убедимся в этом с помощью таблицы.
Рассмотрим текст.
Красиво в лесу ранней осенью. Тихо качаются и шумят деревья. Остро пахнет землей. В центре поляны стоит лесной царь – белый гриб. Рядом с ним расселись подберезовики, сыроежки, лисички. Они полезные и очень вкусные.
Назовем однородные члены.
- Качаются и шумят – однородные сказуемые.
- Подберезовики, сыроежки, лисички – однородные подлежащие.
- Полезные и вкусные – однородные определения.
В письменной речи часто встречаются несколько однородных членов в одном предложении:
Весной и осенью нужно кушать больше овощей и фруктов.
В этом примере мы видим сразу несколько однородных членов:
- Весной и осенью – однородные обстоятельства. Отвечают на вопрос «Когда?». Зависят от сложного сказуемого «нужно кушать».
- Овощей и фруктов – однородные дополнения, к которым можно задать единый вопрос «Чего?». Они относятся к сложному сказуемому «нужно кушать».
Итак, подытожим признаки однородных членов предложения с помощью таблицы.
Остановимся подробнее на последнем пункте. Действительно, однородные члены чаще всего выражаются одной и той же частью речи, но это случается не всегда. Иногда они играют в предложении одну синтаксическую роль, но выражаются разными частями речи:
Вчера Мария отвечала на экзамене громко, по делу, глядя учителю прямо в глаза.
Громко, по делу, глядя учителю прямо в глаза – это однородные обстоятельства. Они зависят от сказуемого «отвечала». К ним сопоставим один и тот же вопрос – «Как?». Но обратите внимание, что выражаются они разными частями речи:
- громко – это наречие;
- по делу – это существительное с предлогом;
- глядя учителю прямо в глаза – деепричастный оборот.
Между однородными членами чаще всего существует сочинительная связь. Рассмотрим эту тему подробнее.
Пунктуация: однородные члены и сочинительные союзы
Чтобы легче было воспринимать и перечислять однородные слова, между ними используются сочинительные союзы. Это большая языковая группа, определение которой звучит следующим образом.
Условно сочинительные союзы делятся на три подгруппы:
- соединительные союзы;
- разделительные союзы;
- противительные союзы.
Поговорим о каждой подгруппе подробнее.
Однородные члены и соединительные союзы
Назовем соединительные союзы.
Такие союзы нужны для перечисления однородных слов или их качеств. Стоит отметить, что однородные слова в составе предложения чаще всего соединяются с помощью двух союзов – и, да.
Бабушка купила на рынке молоко и булку с изюмом.
В этом предложении мы видим однородные дополнения «молоко» и «булка с изюмом». Они отвечают на вопрос «Что?» и относятся к сказуемому «купила». Между ними видим соединительный союз и.
Еще примеры:
Одуванчик да ромашка – мои любимые цветы.
Мама и папа любили Матвея до безумия.
8-летняя Алиса красиво рисовала акварелью и гуашью.
Если соединительный союз используется для перечисления двух однородных членов предложения, запятая не ставится. Если в предложении больше двух соединительных союзов, нужно поставить знак препинания между всеми однородными членами.
Сравните:
Валя и Катя отправились на концерт.
Валя, и Катя, и Вера отправились на концерт.
Валя, и Катя, и Вера, и Саша отправились на концерт.
Разделительные союзы и однородные члены
К разделительным союзам относятся следующие виды союзов.
Разделительные союзы помогают сделать выбор, описывают чередование или взаимоисключение действий:
Что мне купить: синее платье или розовую блузку?
Приготовь на обед либо жаркое, либо рыбу.
Метель то воет, то ласково потрошит снегом.
Обратите внимание на расстановку знаков препинания. Если разделительный союз используется в предложении один раз, запятую ставить не нужно. Если больше одного раза – нужно.
На болоте слышится кряканье диких уток или кваканье лягушек.
Так рисковать жизнью или глупость, или безграничная отвага.
Противительные союзы и однородные члены
Давайте рассмотрим список таких союзов.
Противительные союзы противопоставляют или сопоставляют однородные члены предложения:
Поливай огород не утром, а вечером.
Мясо было острое, но вкусное.
Погода была пасмурная, однако теплая.
Внимание! В предложениях с однородными членами, которые разделены между собой противительным союзом, всегда ставится запятая:
Папа был строгим, но добрым человеком.
Мама была невысокой, зато красивой.
Подытожим информацию в этом разделе с помощью таблицы.
Однородные члены легко найти в предложении, пунктуационные знаки между ними тоже несложные. Обычно школьники с удовольствием изучают эту тему.
- Следить
- Отметить нарушение!
Ответы и объяснения
Запишем 15 предложений с однородными членами:
1) Зацы, лисы и волки сидели на поляне и смотрели друг на друга (однород. Подлежащие)
2) Бабушка напекла пирогов и сделала торт для своих внуков (однород. сказуемые)
3) На улице дул сильный, холодный и промозглый ветер (однород. определения)
4) Девочка скакала на скакалке медленно, аккуратно и забавно (однород. обстоятельства)
5) Вася притащил дрова к дому, к сараю и к гаражу (однород. дополнения)
6) По синему, глубокому и бескрайнему морю плыл маленький кораблик (однород. дополнения)
7) После школы я поиграл в футбол, погулял с друзьями и выучил уроки. (однород. Сказуемые)
8) Мама, папа и я поехали кататься на лыжах в горы. (однород. подлежащие)
9) Футбольный мяч прыгал, прыгал и остановился (однород. сказуемые)
10) Мыши быстро, тихо и незаметно проскользнули мимо кошки. (однород. обстоятельства)
11) Рыбан наловил много рыбы кошке, собаке и семье (однород. доплнения)
12) Пингвины, белые медведи и моржи живут в северных широтах (однород. Подлежащие)
13) Рядом с моим домом расположены горы, леса и реки (однород. подлежащие)
14) Крупный, сильный и мужественный богатырь поднял камень и бросил с горы (однород. определения)
15) Солнце, деревья и воздух на поминали мне о доме.
- 0 комментариев
- Отметить нарушение!
- Спасибо 0