Как составить предложение с синонимами которые составляют градацию

Градация — определение, значение и примеры из литературы

Градация в литературе используется для усиления образности речи. Этот стилистический приём акцентирует внимание читателя на тех моментах, которые важны для создания общей картины, в построении сюжетной линии.

Стилистическая фигура строится на особом расположении слов в предложении.

Что такое градация

Заимствованное слово «градация» в переводе с латинского языка обозначает «нарастание». В русском языке употребляются однокоренные слова «градус», «градусник». Это прибор, на котором имеется шкала для измерения температуры. Ртутная линейка по шкале может увеличиваться и уменьшаться.

Если изложить кратко, градация в музыке указывает на нарастание темпа или убывание, в живописи — постепенный переход оттенков цвета в сторону насыщенности или блеклости.

В русском языке термин «градация» означает упорядочение слов в одном ряду с усилением или уменьшением лексической значимости. Перечисление предметов, действий, качеств или других свойств определённого объекта нагнетается в сторону повышения или понижения эмоциональной, а может, смысловой нагрузки.

«Купец захихикал, засмеялся, загоготал так, что кошка прыгнула в открытое окно».

«…захихикал, засмеялся, загоготал…» — синонимический ряд указывает на нарастание действий.

Отмечаются различные стилистические функции:

Источник статьи: http://nauka.club/literatura/gradatsiy%D0%B0.html

Пожалуйста помоги с ответами на вопросы (мне много писать не надо, буквально 3-4 предложения. Самое главное.):

1) Лексическое и грамматическое значение слова. ..Прямое (или основное, главное) значение слова — это такое значение, которое непосредственно соотносится .
2) Слово может иметь одно лексическое значение — тогда оно однозначно — или несколько (два и более) значений — такое слово называют многозначным. Однозначных слов в языке достаточно большое количество, но наиболее частотные, употребительные слова обычно многозначны. Однозначных слов много среди терминов, названий инструментов, профессий, животных, растений и пр. Однозначны, например, слова дуализм, рубанок, невропатолог, косуля, тополь, тюль, троллейбус, плетень.
3) 1. Эпитет
2. Метафора
3. Олицетворение
4. Гипербола
5. Антитеза
4)Омонимы и их разновидности
Омонимы — это разные по значению, но одинаково звучащие или пишущиеся единицы языка — слова, морфемы.
Происходит от греческого homos — одинаковый и onyma — имя.
Различают несколько видов омонимов: полные и частичные, графические и грамматичекие, фонетические и омонимичные.
У полных/абсолютных омонимов совпадает вся система форм. Например, ключ (для замка) — ключ (родник) , горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент) .
У частичных совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа — ласок — ласк.
Графические омонимы или омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке из-за различий в ударении) .
От греч. homós — одинаковый и grápho — пишу.
Атлас — атлАс
вЕсти — вестИ
вИски — вискИ
дОрог — дорОг
зАмок — замОк
зАпах — запАх
здОрово — здорОво
кОзлы — козлЫ
лЕсок — лесОк
мАло — малО
мУка — мукА
пЕкло — пеклО
прИстань — пристАнь
сОрок — сорОк
Уже — ужЕ
5) многозначные слова — это когда в силу обстоятельств (похожести и так далее)
например, гребешок (расческа похож на гребешок петуха. а омонимы: просто созвучность слов, например, пришло из другого языка, а такое слово в русском есть. , или в силу изменения языка. примеры сейчас не вспомню
6) Паронимы ( от слов «пара» и греческого «onima»- «имя») — это разные по смыслу, но близкие по звучанию слова, например, «база» и «базис»; «невежда» и «невежа»; «обсудить» и «осудить», «лук» и «луг»..
( см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пароним )
Омонимы (греч. homōnyma, от homós — одинаковый и ónyma — имя) — слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, например, «коса» и «коса», «лук» и «лук», «ласка» и «ласка».
7)Лексические синонимы — это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения.

Синтаксические синонимы — синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу — приступить к работе; она плохо себя чувствует — ей нездоровится; возле дома — около дома.

Стилистические синонимы различаются стилистической окраской, сферой употребления: лик — лицо — физиономия — мордашка; удовлетворительно — тройка — трояк.
8) Градация-нарастание, усиление, например: Он не просто быстро шёл, он летел, несся, мчался. В этом предложении и градация: глаголы показывают на нарастание действия, и в то же время они все-синонимы.
9) те слова, которые являются в данном контексте (тексте) антонимами
Примеры, в зависимости от текста

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/195964948

Градация — что это такое? Значение слова. Примеры градации в литературе

Градация — это последовательность, постепенность в переходе от одного к другому, обычно по нарастающей. Например, градация возраста, градация цвета . Синонимы — постепенное повышение, усиление.

ГРАДА́ЦИЯ , градации, жен. (лат. gradatio) (книжн.). Размеренная последовательность при переходе от одного к другому. Градация музыкальных тонов.

Толковый словарь Ушакова

Когда говорят о разных градациях чего-либо во множественном числе, имеют в виду отдельные элементы, ступени, этапы этой последовательности. Например, разные градации серого цвета — от самого темного к самому светлому оттенку.

Градации серого цвета. Иллюстрация: blog.allo.ua

Слово градация происходит от латинского gradatio — повышение, возрастание, образованного от существительного gradus — шаг, ступень, градус.

Я часто говорил вам, что плохо разбираюсь в отдельных градациях социалистического настоя, и особой разницы между большевиками и другими социалистами не вижу.

Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945-1955)

Градация как риторический прием

Также градация — стилистическая фигура, расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления эмоции или смысла. Например, в стихотворении Сергея Есенина: « Не жалею, не зову, не плачу ». Или в знаменитом изречении Юлия Цезаря: « Пришел, увидел, победил ».

Составлять градацию могут отдельные слова, словосочетания, целые фразы. А бывает, что вся композиция произведения построена на градации. Например, в сказках нередко похожие события повторяются трижды, становясь все более драматичными.

Пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» строится как раз на том, что аппетиты старухи постоянно растут: «Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой»; «Не хочу быть столбовой дворянкой, а хочу быть вольной царицей»; «Не хочу быть вольной царицей, а хочу быть владычицей морскою». Старик, снова и снова приходя с просьбами к Золотой рыбке, видит, как все больше волнуется море, напряжение растет.

Восходящая и нисходящая градация: климакс и антиклимакс

В литературе используется два варианта градации:

Восходящая градация — это постепенное усиление. Например: « В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет… » (Е.А. Баратынский). Другое название восходящей градации — климакс. Греческое слово κλῖμαξ буквально означает лестница.

Нисходящая градация — это постепенно ослабление. Например: « Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах » (Андрей Белый). Другое название нисходящей градации — антиклимакс.

Градация в поэзии: градация и анафора

Поэты часто усиливают градацию особым ритмико-синтаксическим строением стиха, часто анафорой — повтором в начале какого-либо отрезка:

Люблю тебя капризною мечтой,
Люблю тебя всей силою души,
Люблю тебя всей кровью молодой,
Люблю тебя, люблю тебя, спеши!

Строго проведенная градация встречается редко. Зачастую средние члены градации не образуют строгого нарастания, но за счет общей мелодии стиха создается впечатление постепенного усиления:

Люблю сей божий гнев! Люблю сие незримо
Во всем разлитое, таинственное зло —
В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах, и в самом небе Рима!

На градации может строиться целое стихотворение. Тютчев использует строфическую градацию с анафорой: «Восток белел. Восток алел. Восток вспылал. »

Восток белел. Ладья катилась,
Ветрило весело звучало, —
Как опрокинутое небо,
Под нами море трепетало.

Восток алел. Она молилась,
С чела откинув покрывало, —
Дышала на устах молитва,
Во взорах небо ликовало.

Восток вспылал. Она склонилась,
Блестящая поникла выя, —
И по младенческим ланитам
Струились капли огневые.

Градация в русской литературе: примеры

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов
А.С. Грибоедов

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла
А. Блок

Но чернеют пламенные дали —
Не уйти, не встать и не вздохнуть.
А. Блок

Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его.
А.П. Чехов

Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!
В.В. Маяковский

Настанет день — печальный, говорят! —
Отцарствуют, отплачут, отгорят…
Марина Цветаева

Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой.
«Интернационал»

Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам.
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
О.Г. Бергольц

Источник статьи: http://www.anews.com/p/110402233-gradaciya-chto-ehto-takoe-znachenie-slova-primery-gradacii-v-literature/

Надо расположить синонимы по принципу градации

Синонимы : хохотали, смеялся, хихикали, улыбались, крякнул, визжали, хмыкал, заливались, усмехался.

На этой странице находится ответ на вопрос Надо расположить синонимы по принципу градацииСинонимы : хохотали, смеялся, хихикали, улыбались, крякнул, визжали, хмыкал, заливались, усмехался?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 10 – 11 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.

Цели урока:

  1. Образовательная: создать условия для
    систематизации знаний о синонимах и их функции в
    тексте.
  2. Развивающая: создать условия для развития
    умения употребления синонимов в речи.
  3. Воспитательная: способствовать развитию
    культуры речи, культуры умственного труда.

Тип урока: урок-практикум

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и умений.

– Давайте вспомним, что такое синонимы.
Приведите примеры синонимов.

(Синонимы – это слова одной части речи,
различные по звучанию, но близкие по значению.)

– Чем отличаются друг от друга синонимы?

(Синонимы отличаются друг от друга различной
степенью выражения основного смысла (хотеть –
желать – жаждать); разными оттенками значения
(хотеть, желать – “ощущать потребность в
чем-либо, преимущественно более близком и
доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к
чему-то более отдаленному), стремиться –
“настойчиво добиваться чего-либо в действиях);
разными сферами стилистического употребления
(лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное,
устаревшее; иметь охоту, спать и видеть –
разговорные).

– Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы
одновременно и обогащают наш язык, делают его
ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание
синонимов необходимо для того, чтобы уметь
выразить свою мысль наиболее точно, со всеми
необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из
ряда других, близких по значению.)

– Какие типы синонимов вам известны?

(Приводится ряд примеров, на основе которых
учащимся можно было бы сделать следующий вывод и
сформулировать правило.

Различают синонимы лексические,
стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся
к одной части речи, выражающие одно и то же
понятие, но в то же время различающиеся оттенками
значения.

Стилистические синонимы отличаются
стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка;
удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные
синтаксические конструкции, имеющие разное
построение, но совпадающие по своему значению: начать
работу-приступить к работе; возле дома – около
дома
).

– Приведите по три собственных примера всех
этих разновидностей синонимов .

(Правило и примеры записываются в тетрадях).

– Послушайте предложение и скажите, какую цель
преследовал автор, используя целый ряд
синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову,
что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)

(В тетрадях записывается вывод: в
художественной литературе используется прием
нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта
наибольшей выразительности. Такой прием
последовательности, постепенности (обычно
нарастающей) в расположении чего-нибудь при
переходе от одного к другому называется
градацией).

– Попробуйте составить свои примеры, используя
данный прием.

3. Совершенствование имеющихся и
формирование новых умений.

Упр.1. Прочитайте предложение.
Выпишите синонимы, располагая их по принципу
градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте,
хихикала горничная, улыбались официанты в
ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали
поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался
сам хозяин отеля.

(Л.Кассиль)

Придумайте свое подобное предложение, описав
ситуацию движения людей за окном.

Упр.2. Охарактеризуйте смысловые и
стилистические оттенки каждого синонима,
составьте с ними словосочетания или предложения.

Известный, популярный, знаменитый,
прославленный, славный, знатный, именитый,
мировой.

Продолжите работу самостоятельно: подберите
синонимы к следующим словам, составьте сами
синонимический ряд слов и укажите, чем будет
отличаться каждый из синонимов. Особое внимание
обращайте на стилевое отличие.

Голова, рука, глаза, синяк; ходить, писать,
прикрыть; худощавый, смешной.

Упр.3. Отредактируйте отрывок.
Исправьте стилистические ошибки, усильте
экспрессивность текста, заменив отдельные слова
более экспрессивными синонимами.

Павел расстегнул кобуру, взял блестящий
револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать
возилась на кухне и не обратила на него внимания.
Он взял лежавшую под сундуком тряпку и положил ее
в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу,
ведущей к старому кирпичному заводу.

Там в полуразрушенных обжигных печах было
много потаенных местечек. В одно из них он
спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил
его кирпичами.

Упр.4. Объясните подбор синонимов в
следующем отрывке из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие
зайчата, приплелись старые зайчихи – все
слушают, как хвастается Заяц…

– Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого
не боюсь!

Это выходило совсем забавно. Хихикнули молодые
зайчата, прикрыв мордочки передними лапками,
засмеялись добрые старушки зайчихи. Улыбнулись
даже старые зайцы…

Создайте собственный текст небольшого
объема, насыщенный синонимами, выбрав в качестве
сюжета рассказ о забавном случае в походе либо о
трудностях, с которыми вы столкнулись в походе.
Возможно использование собственного сюжета.

4. Рефлексия.

– Каковы наши достижения в решении учебной
задачи урока?

– Какие проблемы возникали в процессе работы?

5. Домашнее задание.

Подберите ряды синонимов из сказок А.С. Пушкина,
стихов С. Есенина, русских былин. Оформите свое
высказывание в виде рецензии на выбранное
произведение.

Использование синонимов в речи
Богатство и выразительность

синонимов

в русском языке создает неограниченные возможности для их целенаправленного отбора и внимательного употребления в речи. Писатели, работая над языком своих произведений, придают особое значение синонимам, которые делают речь точной и яркой.

Из множества близких по значению слов автор использует то единственное, которое в данном контексте станет наиболее оправданным. Читатель часто и не догадывается, что за тем или иным словом стоял целый ряд синонимов, слов-конкурентов, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое. Такое скрытое использование синонимов отражено только в рукописных черновиках произведения. Интересны синонимические замены у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени»: «Я стоял сзади одной толстой (первоначально — пышной) дамы»; «…Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным (упрямым) характером?»; «Его [Печорина] запачканные (грязные) перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке».

Открытое использование синонимов — прием, при котором они соседствуют в тексте, выполняя различные функции. Так, синонимы могут уточнять то или иное понятие: «…Она вышла замуж за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека».

Нередко синонимы употребляются для разъяснения слов: «Я употреблю его [слово обыденный] в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный».

Автор может сопоставлять синонимы, обращая внимание на отличия в оттенках их значений: «Я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, — я верую теперь, да — верую, верую».

Возможно даже противопоставление синонимов, имеющих значительные отличия в смысловой структуре или в стилистической окраске: «Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именно хохотал, а не смеялся!».

Обращение к синонимам помогает писателям избежать повторов: «Да разве у уездного лекаря не было адского камня? Как же это, боже мой! Врач — и не имеет такой необходимой вещи!».

При этом синонимы не только разнообразят речь, но и вносят тонкие смысловые и стилистические оттенки в оформление высказывания: «Аптекарша была белокурая женщина, и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную».

Употребление синонимов в качестве однородных членов (сказуемых, определений) способствует усилению выражения действия или его признака: «Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный… Как он любил храбрых, стойких людей!».

Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает (или ослабляет) значение предыдущего: «У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение»; «У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба».

Благодаря устойчивым системным связям каждое слово, имеющее синоним, воспринимается в речи в сопоставлении с другими членами синонимического ряда. При этом экспрессивно окрашенные слова как бы «проецируются« на свои стилистически нейтральные синонимы. Поэтому особое впечатление производит на читателя использование лексики «предельного значения», например, у Ф.М. Достоевского: «В ужасе смотрел Раскольников на прыгавший в петле крюк запора»; «Вдруг в бешенстве она схватила его за волосы и потащила в комнату»; «…Плюнул и убежал в остервенении на самого себя».

Встречая в тексте слова разговорные, просторечные, диалектные и под., читатель также мысленно ставит их в синонимические ряды, сравнивая с нейтральными, общеупотребительными. Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров обращается к крестьянскому мальчику: «Если ты занеможешь и мне тебя лечить придется… (не заболеешь, а занеможешь)». В другом случае: «А я завтра к батьке уезжаю (к батьке, а не к отцу)». Такое сопоставление позволяет сделать вывод о предпочтении героем в данной ситуации народно-разговорной лексики.

Выбор синонимов писателями обусловлен и особенностями их индивидуального стиля. В связи с этим А.М. Пешковский замечал: «…оценить выбор автором того или другого синонима можно только при рассмотрении данного текста на фоне всего произведения или даже всех произведений данного автора».

Умение использовать синонимические богатства родного языка является верным признаком профессионализма, мастерства писателя.

Как проявляется взаимосвязь градации и синонимов?

gazmin
[5.2K]

6 лет назад 

Любоп­ытств­о
[135K]

6 лет назад 

Градация – это как бы нанизывание однородных членов предложения, каждый из которых добавляет свою краску в “портрет”. Эти члены предложения могут быть синонимическими. Например: “Трава ЗАВЯЛА, ПОЖУХЛА, ОТЦВЕЛА”. Каждый синоним, используемый в этой стилистической фигуре, раскрывает новую грань в описании, не повторяясь, не дублируя, а усиливая впечатление от предыдущих слов и дополняя образ.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Добавить комментарий