Как составить предложение со второстепенными членами предложения

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Синтаксис и синтаксический разбор
  5. Предложение
  6. Второстепенные члены предложения

Члены предложения бывают главными и второстепенными. Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, относятся к второстепенным. Они поясняют, дополняют, распространяют как главные члены предложения, так и второстепенные и помогают ярко и полно выразить события.

Легкий ветерок доносит с моря соленый запах водорослей.

Виды второстепенных членов предложения

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого зависит этот член предложения, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.

К второстепенным членам предложения относятся:

• Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.

Она вышивает (чем?) крестиком.    

Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому, в большинстве случаев выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. При этом от одного и того же глагола могут зависеть разные по значению дополнения.

  (кому?) сестре (адресат действия)
Он рисует     (о чем?)    о природе (предмет сообщения)
  (чем?) мелками (орудия действия)

• Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.

Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)

Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.

Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.

Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)

Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)

• Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает как, когда и где совершается действие. Т. е. обстоятельство поясняет сказуемое. Подчеркивается линией тире и точка. Отвечает на вопросы:

Где? Куда? Откуда? – обстоятельства места

Гром гремит вдали. (гремит где? вдали)

Как? Каким образом? – обстоятельства образа действия

Гром гремит громко. (гремит как? громко)

Когда? Как долго? – обстоятельства времени

Сейчас гремит гром. (гремит когда? сейчас)

Обычно обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах с предлогами и без них.

Обстоятельства более точно и конкретно передают действие, ведь они указывают где, когда и как оно происходит. Поэтому обстоятельства чаще всего относятся к сказуемому.

 И тотчас резко застучали капли по стеклу. (застучали когда? тотчас; застучали как? резко).

Советуем посмотреть:

Виды предложения по цели высказывания

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Предложения распространенные и нераспространенные

Однородные члены предложения

Простое и сложное предложения

Предложения с прямой речью

Словосочетание

Предложение

Синтаксис и синтаксический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 40,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 74,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 106,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 12,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 17,
Полякова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 27,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 32,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 81,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 101,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 228,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 55,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 36,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 175,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 212,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 142,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 28,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 136,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 66,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 264,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 76,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 35,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 94,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 188,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 196,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 457,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 461,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 749,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 752,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 456,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 457,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 497,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 499,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 506,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 583,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 590,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 291,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 505,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 442,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 296,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 297,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 103,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Задачка стр.113,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 196,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 200,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 202,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 226,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 227,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 230,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.

Узнаем, в какой последовательности выполнить разбор по членам предложения. Чтобы понять, с чего его начать, напомним, что предложением является слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, имеющую интонационную завершенность.

Главные члены предложения

Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.

Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.

Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.

Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.

О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.

Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:

ветер (что делает?) кружит.

Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.

«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.

Главные и второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:

  • определение
  • дополнение
  • обстоятельство

Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:

ветер (какой?) осенний.

Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.

Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.

Кружит (что?) листья.

Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.

Кружит (где?) в воздухе.

Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.

В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:

листья (какие?) жёлтые.

Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.

В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.

Осенний ветер кружит жёлтые листья в воздухе.

Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.

Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.

Пришла зима.

Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:

  1. выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
  2. от подлежащего зададим вопрос к определению;
  3. от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
  4. подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.

У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.

Запомним!

Подлежащее поясняется определением, а сказуемое — дополнением и обстоятельством.

От подлежащего нельзя задать синтаксический вопрос к дополнению или обстоятельству.

Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Дети собирают землянику на лесной полянке.

В небе пролетел серебристый самолёт.

Миша гуляет с рыжей собакой в парке.

Шустрый воробей громко чирикает на ветке.

Голуби быстро склевали хлебные крошки.

Разобрать предложение по членам онлайн поможет этот сайт.

Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 87

Даны, например, предложения:

Звонок.

Свежий ветерок.

Ученики разговаривали.

Нужно распространить предложения второстепенными членами предложения разных частей речи.

Предложения “Звонок” и “Свежий ветерок” являются односоставными назывными. Но и эти предложения можно распространить с помощью определений, например:

Заливистый пронзительный звонок, прозвучавший минуту назад.

Свежий прохладный ветерок, дувший с моря.

Предложение “Ученики разговаривали” двусоставное. Тут простору для нас больше, так как можно добавить определения к подлежащему, а к сказуемому – обстоятельства и дополнения, например:

Ученики восьмого класса разговарили на уроке математики без удержу. Ну просто беда!

Ученики, сидящие на последней парте, весь урок разговаривали, мешая другим ребятам и учителю.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Божья коров­ка
[160K]

7 лет назад 

Если главные члены предложения это подлежащее и (или) сказуемое, то второстепенные это те, члены которые дополняют их. расширяют предложения.

Примеры.

1). Звонок.

1а) Последний школьный звонок, прозвучавший в местной школе.

Второстепенные члены предложения: последний, школьный (какой? определения) + причастный оборот: прозвучавший в местной школе.

2). Свежий ветерок.

2а). Вечерний свежий ветерок, принесший прохладу.

Второстепенные члены предложения: вечерний (какой? определение) + причастный оборот.

Оба предложения можно дополнить сказуемым, тогда будет возможность добавить второстепенные члены предложения, относящиеся к сказуемому.

Но у нас есть и еще предложение, где есть и подлежащее, и сказуемое.

3). Ученики разговаривали.

3а). На перемене в коридоре старшие ученики громко разговаривали о предстоящем конкурсе.

Второстепенные члены предложения: громко (разговаривали как? обстоятельство), о конкурсе (разговаривали о чем? дополнение), старшие (ученики какие? определение) и т.д.

Прежде всего нужно понимать, что предложение, состоящее только из грамматической основы или, другими словами, только из главных членов предложения, в русском языке называется нераспространенное. Это может быть подлежащее и сказуемое/ только подлежащее / только сказуемое.

Все остальные члены предложения носят название второстепенных, и именно за счет их присутствия в предложении оно становится распространенным.

****************­**

Первое предложение можно сделать распространенным, например, за счет добавления в него определения, выраженного именем прилагательным, причастием или причастным оборотом:

Внезапный звонок.

Звонок, разбудивший всю семью среди ночи.

А можно еще добавить другие члены предложения, например, обстоятельство, но для этого нужно добавить и сказуемое:

Внезапный звонок прозвенел рано утром.

****************­****

Во втором случае распространить предложение только второстепенными членами получится тоже только с помощью определения, так оно односоставное ( только одно подлежащее в грамматической основе, сказуемого нет, как и в первом предложении ).

Свежий ветерок, надувавший штору на окне как парус.

****************­***********

Третье предложение двусоставное, его можно распространить за счет определения, дополнения и обстоятельства.

Уставшие ( какие? – определение, выраженное причастием ) ученики негромко ( как? – обстоятельство, выраженное наречием ) разговаривали с родителями ( с кем? – дополнение, выраженное именем существительным ).

Enot-Nina
[110K]

3 года назад 

Распространить предложения второстепенными членами можно таким образом:

  • Звонок: Тихий и неспешный звонок. Звонок, так резко оборвавший разговор. Последний, стихающий, прощальный звонок. Последний звонок для наших выпускников. Звонок, резкий, пронзительный, вырвавший из сладких воспоминаний.
  • Свежий ветерок: Свежий ветерок, навеявший воспоминания о море. Свежий ветерок, приносивший вкус соли и крики чаек.
  • Ученики разговаривали: Ученики разговаривали со своим учителем музыки. Ученики разговаривали между собой, то повышая, то понижая голос, то переходя на смех. Ученики старших классов разговаривали с малышами по поводу предстоящего праздника. Ученики разговаривали с Натальей Владимировной об экскурсии.

MaxFe­r
[77.7K]

6 лет назад 

Люблю такие задания.

Слово “звонок” можно распространить определениями: резкий, прерывистый, долгий, приглушенный и т.д., а также внезапно раздавшийся и разорвавший мрачную тишину.

В словосочетании “свежий ветерок” уже пристутствует определение – свежий – и определяемое слово – ветерок. ИХ можно распространить как по отдельности, так и в целом:

  • Свежий, слегка уловимый, но приятный ветерок, принесший с собой прохладу дальнего леса.

Ученики разговаривали. Вот мои примеры:

  • Наглые ученики громко разговаривали в библиотеке, мешая при этом другим посетителям и читателям.
  • Погрузившсь в тему урока, все ученики в классе разговаривали, обсуждая проект, предоженый учителем.

В предложениях “Звонок” и “Свежий ветерок” мы обнаруживаем только один главный член предложения – подлежащее, а следовательно это односоставное предложение, назывное. В них мы не должны менять число главных членов, то есть добавлять сказуемое, а можем добавлять исключительно второстепенные члены предложения:

Мелодичный звонок, раздавшийся утром.

Свежий морской ветерок, развивавший паруса лодки.

Третье предложение “Ученики разговаривали” имеет и подлежащее и сказуемое, а потому мы смело вставляем любые второстепенные члены предложения:

Непослушные ученики весь урок шумно разговаривали, не слушая объяснений учителя.

Мален­ький ёжик
[4.7K]

более года назад 

Сначала вспомним, какие бывают второстепенные члены предложения, и какую роль они играют в предложении.

1) Определение – обозначает чьи-либо признаки, свойства, качества, принадлежность.

2) Приложение – разновидность определения, оно выражено именем существительным. Используется для дополнения, уточнения.

3) Дополнение – обозначает предмет, на который направлено действие.

4) Обстоятельство – обозначает место, причину, цель, время, образ или степень действия, а также условие, при котором совершалось действие.


Теперь перейдём к примерам.

1) Звонок.

Это предложение без сказуемого, никакого действия здесь нет, следовательно нет дополнения и обстоятельства.

Распространить его мы можем определениями, для этого вспомним, каким может быть звонок.

Школьный звонок.

Пронзительный звонок.

Последний звонок.

2) Ученики разговаривали.

А это двусоставное предложение, поэтому мы легко можем распространить его любыми второстепенными членами.

Ученики-сорванцы постоянно разговаривали о всякой ерунде во время урока.

Здесь “сорванцы” – приложение, “постоянно” – обстоятельство, всякой – “определение”, “ерунде” – “дополнение”, “во время урока” – обстоятельство.

3) Ещё можно привести пример как распространить односоставное предложение, где имеется только сказуемое.

Возьмём безличное предложение:

Похолодало.

Здесь можно сначала добавить обстоятельство, а затем к существительному-обстоятельству подобрать какое-нибудь определение.

В доме похолодало.

“В доме” – это обстоятельство, означающее место действия.

Теперь подберём определение:

В нашем доме похолодало.

То есть определением будет слово “нашем”

Знаете ответ?

10 предложений со ВСЕМИ второстепенными членами.

На этой странице находится вопрос 10 предложений со ВСЕМИ второстепенными членами?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 5 – 9 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

1. Утром туристы пошли в горы. Утром – обстоятельство, выраженное наречием; в горы – обстоятельство, выраженное предлогом и существительным. 2. Библиотекарь посоветовал почитать эту книгу. Эту – определение, выраженное местоимением; книгу – дополнение, выраженное существительным. 3. Скорый поезд прибудет вечером. Скорый – определение, выраженное прилагательным; вечером – обстоятельство, выраженное наречием. 4. Осенний лес укрыт золотым ковром. Осенний – определение, выраженное прилагательным; золотым – определение, выраженное прилагательным; ковром – дополнение, выраженное существительным. 5. Футболист забил второй гол. Второй – определение, выраженное числительным; гол – дополнение, выраженное существительным. 6. Дети играли во дворе. Во дворе – обстоятельство, выраженное предлогом и существительным. 7. Книга рассказывала о приключениях пиратов. О приключениях – дополнение, выраженное предлогом и существительным; пиратов – дополнение, выраженное существительным. 8. Сегодня в магазине будет распродажа. Сегодня – обстоятельство, выраженное наречием; в магазине – обстоятельство, выраженное предлогом и существительным. 9. Быстрое течение реки несло плот к обрыву. Быстрое – определение, выраженное прилагательным; реки – дополнение, выраженное существительным; плот – дополнение, выраженное существительным; к обрыву – обстоятельство, выраженное предлогом и существительным. 10. Учитель не смог остановить его. Его – дополнение, выраженное местоимением.

Добавить комментарий