- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Синтаксис и синтаксический разбор
- Предложение
- Виды предложения по цели высказывания
Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью – люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания – это сообщение, вопрос или просьба.
По цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение – это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие (…).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер…
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Вопросительное предложение – это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака – вопросительный и восклицательный (?!).
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
Побудительное предложение – это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.
Например:
Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
Позанимайся дополнительно. (совет)
Не отставай! (приказ, требование)
Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Советуем посмотреть:
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Простое и сложное предложения
Предложения с прямой речью
Словосочетание
Предложение
Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 61,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 128,
Полякова, Учебник
Упражнение 130,
Полякова, Учебник
Упражнение 133,
Полякова, Учебник
Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 15,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 16,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 198,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 123,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 19,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 21,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 188,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 2,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 24,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 25,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 88,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 91,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 186,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 162,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 70,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 117,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 2,
Полякова, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 15,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 17,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 20,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 271,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 272,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 80,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
5 класс
Упражнение 419,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 422,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 631,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 460,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 462,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 467,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 469,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 474,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 476,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 496,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 355,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 90,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 585,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр. 140,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Повторение стр. 154-155,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 250,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 507,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 205,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1
8 класс
Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 57,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 107,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 113,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 119,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 126,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Побудительные, повествовательные, вопросительные предложения
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 159.
Обновлено 3 Июня, 2022
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 159.
Обновлено 3 Июня, 2022
С какой целью люди высказываются? Даже ученик младших классов уверенно ответит: для того, чтобы что-то рассказать, о чём-то спросить или что-то посоветовать, попросить, приказать. Именно таковы цели нашего общения: сообщение информации, получение информации, побуждение к действию (просьба, совет или приказ). Этими целями определяется интонация высказывания и во многом знак препинания в его конце.
Группы предложений по цели высказывания
В соответствии с целью высказывания предложения делятся на три группы:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные.
Примеры: У пруда растут берёзы (повеств.). Где растут берёзы? (вопрос.). Посадите берёзку у пруда (побудит.).
Повествовательные предложения
Эта группа — самый распространённый вид предложений. Ведь большей частью мы высказываемся для того, чтобы о чём-то рассказать, поделиться какими-то сведениями, что-то отрицать или утверждать. В нашем классе 25 человек. Вчера мы не ходили в музей. Завтра в школе будет концерт.
Кроме точки, в конце повествовательной конструкции может стоять многоточие. Оно свидетельствует о незаконченности мысли, о неуверенности, говорящего. Я много думал об этом… Не знаю, как Вам сказать…
Вопросительные предложения
Нужны для того, чтобы задать вопрос. Они произносятся с особой вопросительной интонацией. В русском языке цель высказывания не влияет на порядок слов, как в других языках. В английском и немецком, например, в вопросительных предложениях сказуемое выносится на первое место. Дедушка приехал (повествоват.). Дедушка приехал? (вопрос.).
Вопросительные конструкции часто включают в себя вопросительные местоимения и наречия, а также вопросительные частицы: что, какой, сколько, почему, как, где, разве, ли, неужели и др. Примеры: Что случилось? Когда это произошло? Согласны ли вы? Неужели вы спорили? Сколько учеников в 5 классе?
Побудительные предложения
Произносятся с целью побудить к какому-то действию или запретить что-то: Встаньте. Позвони бабушке. Не приходите к нам больше. Не плачь, пожалуйста.
Побудительные предложения часто бывают односоставными, определённо-личными, поскольку в качестве сказуемого в них всегда присутствует глагол повелительного наклонения. Кроме того, побудительные конструкции часто создаются с помощью частиц пусть, пускай, давай, давайте. Примеры: Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука.
Интонация побудительного, повествовательного и вопросительного предложения
Как определить на слух, является предложение вопросом, просьбой или сообщением? Виды предложений различаются интонацией. Так, в вопросительном предложении логическое ударение всегда падает на то слово, в котором заключён смысл вопроса.
Павлик опоздал на математику? (Именно Павлик, а не Вася или Петя опоздал?)
Павлик опоздал на математику? (Он действительно опоздал?)
Павлик опоздал на математику? (Павлик опоздал именно на математику, а не на литературу.)
Побудительное предложение
Всегда произносится с некоторым напряжением (повышением) голоса. Интонация часто бывает единственным средством оформления побудительного предложения. В атаку! Быстрей, опоздаем!
Восклицательная интонация
Независимо от цели высказывания, предложение может быть восклицательным, то есть произноситься с повышенной эмоциональностью. На письме показателем избытка чувств становится восклицательный знак в конце предложения. Солнце взошло! Приходите немедленно!
В конце вопросительного предложения, если оно произносится эмоционально, стоят два знака — вопросительный и восклицательный. Как вы могли?!
Что мы узнали?
По цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными и побудительными. Они произносятся с разной интонацией. Предложение любой группы может быть восклицательным.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Ростислав Радченко
4/5
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 159.
А какая ваша оценка?
По интонации различаем восклицательные и невосклицательные предложения. По цели высказывания укажем предложения повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Что такое интонация предложения?
Интонация является одной из важных характеристик предложения. Начнем с определения, что называется интонацией.
Это слово имеет латинское происхождение: глагол intonare буквально значит «громко произносить». В синтаксисе русского языка термин «интонация» обозначает ритмико-мелодический строй предложения, как в устной речи оно произносится, с повышением или понижением тона.
Рассмотрим более подробно, с какой интонацией произносятся предложения и какую имеют эмоциональную окраску.
Таблица
ПО ИНТОНАЦИИ | ||
Восклицательное | Невосклицательное | |
Мне подарили котенка! | Мне подарили котенка. | |
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ||
Повествовательное | Вопросительное | Побудительное |
На улице прекрасная погода. | Почему вы сидите дома? | Идите гулять. |
Виды предложений по интонации
По интонации и силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске различают два вида предложений:
- восклицательные
- невосклицательные.
Невосклицательные предложения
Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.
Определение
Предложение, в котором не выражено чувство, называется невосклицательным.
Примеры невосклицательных предложений
Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).
Летом сразу бросаются в глаза обильные кисти с глянцевыми черными ягодами (В. Солоухин).
Большая площадь старого города над Днепром заросла травой. Здесь было тихо и чинно. Над собором екатеринских времен вились ласточки (А. Толстой).
Восклицательные предложения
Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Тогда произносятся они с особой интонацией восклицания.
В деревне куда привольней, чем в городе. Можно и в лес за ягодами сходить, да и на речу — искупаться и порыбачить. А к обеду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).
Последнее предложение в этом сообщении является по интонации является восклицательным, так как выражает чувство восхищения.
В восклицательных предложениях используются местоимения и наречия в роли усилительных частиц:
Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут?
Ох, признаюсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)
Предложения по цели высказывания
По цели высказывания — сообщение, вопрос, побуждение — простые предложения делятся на три вида:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Восклицательным может быть каждое из этих простых предложений.
Повествовательное предложение
В устной речи предложение произносится спокойно и ровно, только голос повышается на одном из членов предложения и понижается к его концу. Это повествовательная интонация, а такой вид предложения называется повествовательным. В нём сообщается, констатируется о каком-либо событии или факте, например:
Вчера выпал снег.
Второй день льёт дождь как из ведра.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак — точка.
Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин).
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
В одном болоте, под дикой ивой, вывелись утята (М. Пришвин).
Одуванчики цветут с весны до осени (В. Солоухин).
Солнце уже спускалось за лес. Оно бросало несколько чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес (И. Гончаров).
Вопросительные предложения
По цели высказывания различают вопросительные предложения, которые выражают вопрос. В устной речи голос интонационно повышается на том слове, который является главным в вопросе, например:
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Такое выделение голосом важного по смыслу слова в предложении называется смысловым, или логическим ударением.
В конце вопросительного предложения необходимо поставить вопросительный знак.
Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? (И.Тургенев).
Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький денется? Пропадет в лесу. Пришел дедушка, посмотрел нору, головой покачал и говорит:
— Нет, ребята. Это не лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила (В.Бианки).
Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
О чём эта песня вагонных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, только о родине (Расул Гамзатов).
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек,
И зеленых лягушек (С. Маршак).
Побудительное предложение
Если предложение выражает побуждение, просьбу, приказ, сильное чувство, то интонация становится побудительной. Тогда предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Для побудительного предложения характерен более высокий тон, чем при повествовательном, но более низкий, чем при вопросе.
Подойди ко мне!
Сядьте рядом на скамейке!
Давайте полюбуемся этой красотой!
Примеры предложений
Мартышка стала прямо. Попугай скомандовал:
— Упражненье началось!
Ноги вместе! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)
А дождь идёт все сильнее и сильнее…Ползет к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу (Е. Благинина).
Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
Тест
Чем отличаются предложения? Конечно, они могут быть простыми и сложными. Могут состоять даже из одного слова. Каждый раз, складывая слова в единое целое, мы составляем предложение для какой-то определенной цели и вкладываем в него определенный смысл. Таким образом, предложение обретает свою цель высказывания. По этому критерию предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. Кроме того, предложения также носят разную эмоциональную окраску. Как цель высказывания связана с эмоциональной окраской? Разберемся со всем по-порядку.
Пример повествовательных предложений в русском языке
Повествовательные предложения используются очень часто в повседневной речи. Они рассказывают о чем-либо, просто констатируют факт. Когда человек делится какими-то произошедшими событиями, в ходе рассказа он составляет повествовательные предложения. На письме обычно они заканчиваются точкой. Но возможны и другие знаки препинания, но об этом в другом пункте. Рассмотрим пример повествовательных предложений:
Мы были в парке. День был солнечный и теплый. Мы купили мороженое и гуляли по тенистым аллеям.
Из этого примера повествовательных предложений видно, что этот тип используется для рассказа о каких-то событиях и фактах. Подобные предложения часто встречаются в повседневной речи и в литературе. Стоит открыть любое художественное произведение, и можно встретить множество примеров повествовательных предложений.
Побудительные
Побудительные предложения используются, когда необходимо попросить о чем-либо или даже приказать. Т. е. побудить слушателя к каким либо действиям. Примеры:
Принеси мне, пожалуйста, воды. Позвони мне, как придешь. Немедленно сделай это!
Вопросительные предложения
Это третий и последний тип предложений по цели высказывания. Уже из названия понятно, что вопросительные предложения используются, когда нужно спросить о чем-то или получить определенную информацию. Примеры:
Сколько это стоит? Когда мне лучше позвонить? Сколько яблок купить?
Этот тип предложений заканчивается вопросительным знаком.
Однако он не всегда выражает прямой вопрос, требующий ответа. К этой категории также относятся и риторические вопросы, которые задаются с долей иронии и не нуждаются в ответе.
Предложения по эмоциональной окраске
По этому критерию предложения делятся на два типа: восклицательные и невосклицательные.
В конце восклицательных предложений на письме ставится восклицательный знак. Он показывает, что при чтении необходимо в голос вложить некие эмоции, большую выразительность и яркость.
Невосклицательные предложения подразумевают, что фраза не обладает какой-либо явной эмоциональной окраской. Такие предложения произносятся достаточно спокойно и нейтрально. А заканчиваются чаще всего точкой.
Стоит отметить, что восклицательными по эмоциональной окраске могут быть все типы предложений по цели высказывания.
Восклицательные
Разные по цели высказывания предложения также могут выражать и разные эмоции. Рассмотрим пример повествовательного восклицательного предложения:
Сегодня был такой хороший день!
В конце этого предложения стоит восклицательный знак. Становится понятно, что при чтении вслух в эту фразу нужно вложить определенные эмоции. А поскольку это предложение рассказывает о каком-то событии, то его необходимо отнести к типу повествовательных. Если бы в конце предложения стояла точка, то оно было бы невосклицательным, и произносилось бы уже с более нейтральной интонацией:
Сегодня был такой хороший день.
Определенную эмоциональную окраску предложение приобретает не только благодаря восклицательному знаку, но и благодаря определенной лексике. Например, больше эмоций добавляет использование междометий, некоторых видов прилагательных и наречий. Сравните:
Сегодня хороший день./Ах, сегодня просто восхитительный день!
Побудительное предложение также может быть восклицательным. Сравните:
Принеси мне, пожалуйста, книгу./Принеси мне воды скорее!
В этому случае определенная лексика также может добавить эмоциональную окраску. Также сам тон высказывания имеет значение. Простая просьба звучит более нейтрально, чем приказ.
И, конечно, вопросительное предложение также может быть восклицательным. Пример:
Разве я успею?/Ну и как же мне все успеть?!
В этом случае также значительную роль имеет лексика. Причем стоит заметить, что в вопросительных предложениях восклицательный знак ставится после вопросительного, ведь предложение, в первую очередь, выражает некий вопрос.
Подведем короткий итог. Предложения согласно цели высказывания делятся на три типа. По эмоциональной окраске – на два. На примерах повествовательных предложений, побудительных и вопросительных стало понятно, что эмоциональная окраска зависит от выбора лексики и определенных знаков препинания. Все типы предложений согласно своей цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными.
План урока:
Предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения
Восклицательные, невосклицательные предложения
Предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения
Тебе, конечно, трудно представить свою жизнь без общения. Ты разговариваешь с родителями, родными, одноклассниками, школьными учителями, соседями. Делишься с ними своими планами, переживаниями, чувствами, рассказываешь о чем-нибудь, спрашиваешь, советуешь, о чем-либо просишь.
Твоими помощниками в общении являются предложения. Только благодаря им мы понимаем друг друга, делимся информацией, спрашиваем.
«Что такое синтаксис?» – спросишь ты. Напомню тебе, что это раздел языкознания, в котором изучаются правила связи слов в словосочетания и предложения, а также структура словосочетаний, формы и типы предложений. Синтаксис – наука, а предложение является ее единицей, предметом изучения.
Предложение состоит из одного или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически. Давай с тобой разберемся, что это значит.
Подумай, все ли верно в предложениях.
Мы с сестрой взялись за руки и побежали в разные стороны. Форточка была закрыта нараспашку. На ветке сидели снегири, как яблоки на березе.
Все ли слова в предложении связаны друг с другом по смыслу? Конечно, нет. Они не отражают реальных отношений между предметами и явлениями: взяться за руки и побежать в разные стороны невозможно, нараспашку форточка может быть открыта, а не закрыта, и яблоки не растут на березах. В этом и заключается смысловая связь, то есть не любые слова можно объединить в предложение, а только те, которые подходят по смыслу.
Теперь давай рассмотрим, что значит грамматическая связь.
Прочитай слова. Подумай, можно ли из них составить предложение? Запиши его.
В, луч, утренний, солнце, разгораться, капля, роса.
Какое предложение у тебя получилось?
В лучах утреннего солнца разгораются капли росы.
Ты употребил слова не в той форме, в какой они даны, а изменил их. Почему? Чтобы из слов составить предложение, нужно слова грамматически связать друг с другом. (Что?) капли (что делают?) разгораются, разгораются (где? в чем?) в лучах, в лучах (чего?) солнца, солнца (какого?) утреннего. Средством связи слов в словосочетании и предложении являются падежные окончания и предлоги.
Предложение характеризуют смысловая и интонационная завершенность.
Например: Я изучаю новую тему. Предложение законченное и по смыслу, и грамматически. Все, что хотел сказать автор, сказал.
Потренируемся. Определи, какие записи не являются предложениями.
- Родились и выросли снежинки высоко над землей. 2. Книга помочь в труд, выручить в беда. 3. В ту осень погода была сказочно прекрасной. 4. Семечко у клен с ветка сорваться и на крепкий крылья быстро понеслось. 5. Наука окрыляет и жизни смысл дает.
Проверь себя. Не являются предложениями записи под номерами 2 и 4, так как слова в них не связаны грамматически.
В процессе общения мы передаем информацию, выражаем свои мысли и чувства, о чем-то спрашиваем или просим, советуем, приказываем, то есть побуждаем к действию. В зависимости от назначения, цели высказывания, бывают предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Цели повествовательного предложения – сообщить, рассказать о факте или событии, передать информацию. Например: Книги рассказывают о далеком прошлом, объясняют настоящее, увлекают в будущее. Из ближнего ельника отчетливо слышатся переливы певчего дрозда.
Обрати внимание, что повествовательное предложение произносится с постепенным повышением голоса, а в конце, на последнем слове, понижением. Конец повествовательного предложения отмечается точкой, реже – восклицательным знаком и многоточием.
Вопросительные предложения выражают вопрос. Они произносятся с вопросительной интонацией: голос повышается на том слове, которое содержит вопрос. Например: С чего, по-вашему, начинается дружба? Чем товарищи отличаются от друзей?
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Вопрос в предложении может быть выражен по-разному. Давай сравним три предложения. 1. Кто это барабанит в лесу так громко? Что это за барабанщик такой? 2. Разве ты не читал сказки А.С.Пушкина? 3. Ты поедешь на летние каникулы в лагерь?
В чем разница между этими предложениями? Обрати внимание, в первом предложении есть вопросительное слово. Во втором – вопросительная частица.
(Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные смысловые значения в предложение. Вопросительные частицы вносят в предложение вопросительное значение). А в третьем предложении – вопросительная интонация.
Таким образом, вопрос в предложении может быть выражен:
- Вопросительными словами (кто, что, сколько, когда и т.д.)
- Вопросительными частицами (разве, неужели, ли и т.д.)
- Вопросительной интонацией.
Побудительное предложение – это предложение, которое выражает совет, просьбу, приказ, требование или призыв.
Цель побудительного предложения – побудить собеседника к действию. Во время работы за компьютером не размещайте на рабочем столе посторонних предметов. Соблюдайте правила поведения за столом.
Побудительные предложения произносятся по-разному. Если они содержат просьбу или совет, то произносятся более низким тоном: Помоги, пожалуйста, Лизе доделать проект.
Если предложение выражает приказ или требование, то произносится более высоким тоном: Немедленно прекратите шуметь!
Давай потренируемся. Даны предложения, определи их вид по цели высказывания.
- Бабушка, постой немножко. 2. Ты любишь читать? 3. Слушай больше, а говори меньше. 4. Где вы купили эту книгу? 5. Мы сегодня едем в лагерь к солнцу, лесу и реке. 6. Лето – мое самое любимое время года.
Проверь себя. Повествовательные предложения – 5,6; вопросительные – 2, 4; побудительные – 1,3.
Восклицательные, невосклицательные предложения
Наша речь может выражать самые разные чувства, душевные переживания и волнения (радость, восторг, восхищение, гнев, страх, презрение, печаль и т.д.), иначе говоря, эмоции.
Восклицательное предложение – это предложение, которое выражает сильные чувства, произносится высоким, напряженным тоном голоса. Например: Как прекрасен май в саду! Какой интересный сегодня праздник!
В устной речи мы передаем эти чувства словами, мимикой, жестами и особой интонацией. В письменной речи восклицательную интонацию отмечаем восклицательным знаком в конце предложения.
Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные и побудительные предложения.
Невосклицательное предложение – предложение, произнесенное спокойным тоном.
Например: Хочешь поглядеть на лето? В лес пускают без билета.
Теперь поработаем. Прочитай предложения. Укажи, какие предложения восклицательные, а какие – невосклицательные. (Знаки препинания не расставлены).
- Какое прекрасное утро 2. Птицы радостно встречают приход весны 3. Как же мне хочется поехать на море 4. Ура Наши выиграли 5. Я нашел удивительную полянку.
Проверь себя. Восклицательные предложения – 1,3,4; невосклицательные – 2,5
Молодец! А теперь проверь, все ли ты усвоил.