Как составить предвыборную агитацию

Совсем скоро, 19 сентября 2021 года, пройдёт Единый День голосования. Поэтому я решил рассказать на примерах лучших образцов агитационных материалов о том, что нужно написать на листовке, чтобы избиратели отдали свой голос за вас, если вы избираетесь в различные органы власти.

Советы, которые вы найдёте в статье, можно применить не только для печати листовок. Их можно использовать и для написания предвыборной речи, постов в социальных сетях и текстов на сайте, но, для удобства повествования, я буду оперировать термином “листовка”.

Сообщаем о готовности ООО «Зум-НН» выполнить работы по изготовлению печатных агитационных материалов на выборах, назначенных на единый день голосования – 19 сентября 2021 года в Москве и Нижегородской области.

Смотрите цены на самые ходовые тиражи здесь: https://flyer-online.ru/pechat-predvybornyh-materialov

Напечатаем как небольшие цифровые, так и большие офсетные тиражи листовок, плакатов, газет и других материалов точно в срок. Просто напишите нам на zakaz@flyer-online.ru или позвоните по телефону +7(831)215-0-215, и мы подберём оптимальные варианты под ваши цели и бюджет.

Листовка – гибкий инструмент коммуникации, который легко подстроить под то послание и под ту аудиторию, до которой вы хотите это послание донести. Обычно выделяют несколько основных видов или жанров информационных материалов депутатов.

Биографическая листовка

Это самый простой жанр, в котором политтехнологи просто перечисляют значимые, с их точки зрения, вехи в жизни кандидата.

*Пример биографической листовки от кандидата в Губернаторы Ленинградской области Кузьмина Н.А.

Основная задача такой “биографии” показать то, что нужно показать и спрятать то, чего показывать не нужно. Обычно делают акценты на следующие моменты:

  • Семья – имиджевые функции;
  • Профессионализм – повышение доверия на сознательном уровне;
  • “Свой в доску” – повышение доверия на бессознательном уровне;
  • Программные факты – такие факты, которые усиливают и подчёркивают заявления кандидата.

Чему научиться?

Если вы не знаете, о чем рассказать в рекламе, расскажите историю вашей компании. О её “семье” – сотрудниках, об их квалификации и курсах, которые они закончили. Если вы распространяете листовки в определенном районе, расскажите о том, что большинство ваших сотрудников живут тут же, рядом. Не забудьте упомянуть о наградах или сертификатах, которые вы получили за годы существования.

N причин проголосовать “За”

В такого рода листовках перечисляется несколько причин выбрать того или иного кандидата. В этом случае ставка делается на то, что разные типы целевой аудитории голосуют за того или иного кандидата по разным причинам, а если таких мотивов несколько, то и агитка найдёт больший отклик.

*Пример листовки 5 причин голосовать за кандидатов депутаты Морозова и Китаева.

Аргументацию делят на рациональную – она оперирует фактами и строится на логике, и эмоциональную – такие аргументы взывают к чувствам и содержат приёмы художественной литературы, а не конкретные цифры.

 Обычно в список аргументов включают 5, реже – 10 пунктов. Думаю, что это связано с распространенным мнением о том, что человек может запомнить 7 (+/-2) интеллектуальных объекта – факта или цифры за раз.Более свежие исследования показали, что число таких объектов у современного человека сократилось в среднем до 4. Я рекомендую остановиться на 3 пунктах, иначе вы рискуете, что пока потенциальный покупатель будет дочитывать 10-ый аргумент “за”, предыдущие 7 он уже забудет.

Чему научиться?

Используйте комбинацию аргументов, но помните, что конкретика всегда выглядит лучше. Если внимательно изучить два типа листовок из примера выше, то видно, что наглядный пример с предложением продать через аукцион 3 иномарки, закупленные для администрации, и купить на вырученные деньги автобусы для жителей Баравихи, выглядит гораздо убедительнее, чем громкое заявление типа “Знают долг в работе депутатов”.

Мнение сторонних людей

Тут тоже возможны два варианта:

Во-первых, депутата могут поддерживать обычные люди, “ваши соседи”. Задача такой листовки показать, что депутат живёт рядом с вами, такой же как вы, вышел из народа, а следовательно, будет защищать его интересы.

 

*Пример листовки с отзывами за кандидата Серебренникова

Во-вторых, депутата могут поддерживать лидеры общественного мнения или знаменитости. В этом задача повышения доверия к кандидату решается через использование авторитета источника информации о кандидате.

Чему научиться?

Опубликуйте отзывы своих клиентов, а если вам повезло оказывать услуги какой-то знаменитости, расскажите об этом. С её согласия, разумеется.

Программа

Такой вид агитационных материалов больше похож на официальный документ. В нём содержится план работ и проектов кандидата на тот случай, если его изберут на ту или иную должность.

*Пример программной листовки

Чему научиться?

На самом деле, никто уже давно не верит такого рода программам и, как следствие, не читает. Поэтому, если вы решили написать на рекламном флаере миссию вашей организации, не делайте этого. Сохраните текст для внутреннего использования.

Впрочем, если вы оказываете сложные или дорогие услуги, вы можете описать процесс их оказания, сделав акценты в нужных вам местах. Это тоже можно считать программой.

X против Y

В такого рода агитационных материалах кандидат или партия противопоставляют себя другим политикам. При этом делается ставка на то, что таким образом кандидаты привлекут на свою сторону противников оппонентов.

*Пример агитационной листовки партии “Родина”, которая выступает против КПРФ.

Чему можно научиться?

Хотя закон о рекламе запрещает упоминания в рекламе конкурентов, вы всегда можете использовать абстрактную формулировку “другие парикмахерские” или “другой шампунь”, чтобы на контрасте с ними подчеркнуть свои конкурентные преимущества.

Отчёт о проделанной работе

Если политик претендует на второй срок, его команда часто применяет такой вид листовок, в котором показывает, как много пользы принёс кандидат, пока занимал свою должность.

 

*Пример проделанной работы кандидата в депутаты Выдрова

Чему научиться?

Расскажите потенциальным клиентам о том, как много вы уже сделали. Сколько клиентов обслужили, сколько тех или иных работ произвели, сколько потратили расходных материалов для этого использовали. Список можно продолжать и дальше – подумайте, какие цифры считать знаковыми для вашей отрасли?

Повышение электобилити

Электобилити – готовность некоторой части людей голосовать как большинство или вовсе не проявлять активность, если они понимают, что их кандидат заведомо проиграет выборы. Чтобы повысить электобилити нужного кандидата, часто публикуют результаты опросов, которые показывают, что он уже побеждает по мнению большинства.

 

*Пример информационной листовки с рейтингом депутатов городской думы г. Каменск-Уральский на основании лайков в социальных сетях

Чему научиться?

Да, вы не можете упоминать своих прямых конкурентов, но вы можете использовать косвенное сравнение. Например: “Каждый 10-ый житель района меняет шины у нас” или “97,6% клиентов довольны сотрудничеством с нами”.

При этом, вам даже не обязательно превосходить показатели своих конкурентов, если они не применяют в своих рекламных кампаниях тот же трюк. Достаточно, чтобы цифры, которые вы указали выглядели солидно в глазах клиентов.

Воззвание

Обычно листовка-воззвание – это реакция депутата на громкий информационный повод, которая заканчивается призывом к действию, выгодному для авторов.

 

*Листовка с воззванием кандидата в президенты Украины Кравчука

Чему научиться?

Используйте громкие новости для продвижения своего бренда. Основной трюк тут заключается в том, чтобы придумать, как вплести свой бренд в новостную повестку. Правда, политические новости в коммерческой рекламе лучше не упоминать, если только вы не уверены, что большинство потенциальных покупателей не разделяет ваши взгляды.

Сборная солянка

Такой агитационный материал – это попытка автора уместить на одном листе все или некоторые элементы из предыдущих типов листовок.

*Пример сборной солянки от кандидата в депутаты Гомельского городского Совета депутатов.

В этом примере есть и биография и предвыборная программа и подпись “группа поддержки”, намекающая на то, что за кандидата выступает народ и ничего не значащий лозунг.

Чему научиться?

Не делать так. Всегда придерживайтесь принципа: одна листовка – один повод.

Какой жанр листовок лучше сработает?

Точного ответа на этот вопрос не существует. На поведение потенциальных покупателей всегда влияет множество факторов: от погоды до действий прямых конкурентов. Возможно даже, что те виды, которые я считаю несостоятельными сработают лучше для вашей аудитории. Но вероятность этого очень мала. Всегда необходимо проводить тесты и согласовывать содержание листовок с общей коммуникационной стратегией.

Сообщаем о готовности ООО «Зум-НН» выполнить работы по изготовлению печатных агитационных материалов на выборах, назначенных на единый день голосования – 19 сентября 2021 года в Москве и Нижегородской области.

Мы поможем вам напечатать как небольшие цифровые, так и большие офсетные тиражи листовок, плакатов, газет и других материалов точно в срок. Просто напишите нам на zakaz@flyer-online.ru или позвоните по телефону +7(831)215-0-215, и мы подберём оптимальные варианты под ваши цели и бюджет.

Подробнее на: https://flyer-online.ru/pechat-predvybornyh-materialov

Автор: Дмитрий Светелик, директор по маркетингу типографии Flyer-Online.

Государственные и/или муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам и избирательным объединениям бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, равное по времени и/или месту. Это правило не распространяется на культурно-просветительские, детские, технические, научные и др., а также на СМИ, выходящие реже одного раза в неделю.

Любые СМИ, желающие размещать агитационные материалы перед выборами, обязаны заранее опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади для обеспечения равных условий для всех кандидатов. Данные сведения должны быть предоставлены в избирательную комиссию, организующую выборы.
Запрещено размещать агитационные материалы в СМИ, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании. Исключение составляют СМИ, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями.

Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д.
На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.

1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).

2. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2 – 6 части 1 настоящей статьи, – в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3. Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 62 (в ред. ФЗ от 09.03.2021 N 43-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 09.03.2021.

3) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть “Интернет”, печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.

3.1. Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

4. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, “круглых столов”, пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированном кандидате (зарегистрированных кандидатах), в других не запрещенных федеральным законом формах.

5. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к проведению предвыборной агитации иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. При проведении агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать кандидаты, уполномоченные на то политической партией, а также уполномоченные представители и доверенные лица политической партии (далее также – представители политической партии), от имени кандидата – его доверенные лица.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в предвыборном агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении ими обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;

7) международным организациям и международным общественным движениям;

8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

8. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в части 8.1 настоящей статьи, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 5 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:

1) использования политической партией высказываний кандидатов, включенных ею в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам;

2) использования обнародованных высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

3) цитирования высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах), обнародованных иными политическими партиями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

1) использование политической партией изображений выдвинутых ею кандидатов (в том числе в составе федерального списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

9.2. В случаях, указанных в части 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

(часть 9.2 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 62 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

9.3. Агитационный материал кандидата, являющегося иностранным агентом, кандидата, аффилированного с иностранным агентом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом. Агитационный материал политической партии, выдвинувшей кандидата (в том числе в составе федерального списка кандидатов), который является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, должен содержать информацию о том, что политической партией выдвинут (в том числе в составе федерального списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

(часть 9.3 введена Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4. В случае, если в агитационном материале используется высказывание физического лица, являющегося иностранным агентом, данное высказывание должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием такого физического лица. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала. В случае использования такого высказывания в агитационном материале политическая партия, кандидат при предоставлении агитационного материала в установленном порядке в организацию телерадиовещания, редакцию периодического печатного издания, избирательную комиссию предоставляют информацию о том, какое высказывание какого физического лица, являющегося иностранным агентом, использовано в агитационном материале.

(часть 9.4 введена Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, избирательных фондов ее региональных отделений (при наличии таких избирательных фондов), избирательных фондов кандидатов в порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, из средств избирательных фондов других политических партий, их региональных отделений, избирательных фондов кандидатов запрещается. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных фондов политических партий, их региональных отделений запрещается. Допускается оплата расходов из средств избирательного фонда политической партии, избирательных фондов ее региональных отделений на изготовление предвыборных агитационных материалов, размещаемых выдвинутым этой политической партией кандидатом на каналах организаций телерадиовещания и в сетевых изданиях.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети “Интернет” и в течение этого же срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети “Интернет”, на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая политической партии в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии.

12. Политическая партия, выдвинувшая только кандидатов, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном соответствующем региональном государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети “Интернет” и в течение этого же срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети “Интернет”, на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая зарегистрированному кандидату (зарегистрированным кандидатам) в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата (избирательных фондов зарегистрированных кандидатов).

Выступление члена ЦИК России М.В.Гришиной «Информационное обеспечение выборов: информирование избирателей и предвыборная агитация»

1. Общие положения об информационном обеспечении выборов

Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.

И то и другое можно рассматривать как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании.

Первый вид деятельности  осуществляется в период всей избирательной кампании, и правовое регулирование указанной деятельности осуществляется не только избирательным, но и иными отраслями права, в первую очередь информационным.

Второй вид деятельности – предвыборная агитация. Это – специфический  институт непосредственно избирательного права, наиболее подробно регулируется нормами избирательного законодательства, хотя по сути своей также представляет собой деятельность по производству и распространению информации. Исторически именно вопросы предвыборной агитации находили и находят обязательное отражение в избирательных законах не только России, но и других стран.

В Российской Федерации с 2002 года принята концепция наиболее полного регулирования информационного обеспечения выборов.

То есть фактически законодательство о выборах регулирует все отношения, возникающие в ходе поиска, получения и распространения информации, связанной с проведением выборов, в ходе избирательной кампании.

Это регулирование имеет две цели:

1) установление гарантий доступа политических партий, кандидатов к СМИ, гарантий предоставления помещений для проведения агитационных собраний, установление равных правовых условий для проведения публичных агитационных мероприятий;

2) установление ограничительных мер, запретов для проведения предвыборной агитации ряду должностных лиц, установления периодов «тишины» и, наконец, ограничений (правил) в части информационного освещения предвыборных кампаний кандидатов и политических партий.

2. Принципы информирования избирателей. Организации, осуществляющие выпуск СМИ, как субъекты информирования избирателей

Информирование избирателей о выборах, кандидатах, политических партиях осуществляется на протяжении всей избирательной кампании.

Как указано в пункте 2 статьи 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) информация должна отвечать требованиям объективности, достоверности, соблюдения равенства прав политических партий и кандидатов.

Обязанность информировать о кандидатах и партиях лежит на избирательных комиссиях. Для реализации этой обязанности законом гарантировано выделение комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в государственных СМИ. Избирательные комиссии также распространяют информационные материалы  средствами наружной рекламы, выпускают листовки, плакаты. Основная задача комиссий – информирование о факте выборов, порядке, времени  голосования. Информация о кандидатах (партиях) распространяется комиссиями  в соответствии с требованиями закона в равных объемах: в СМИ – о доходах и имуществе, источниках финансирования избирательных кампаний. Биографии кандидатов комиссии размещают в помещениях для голосования или непосредственно перед ними.

Но всего этого информирования может быть недостаточно для того, чтобы избиратель смог разобраться в предвыборной ситуации. И здесь СМИ играют особую социальную роль. Согласно Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее Закон о СМИ) вправе информировать избирателей о кандидатах и партиях и свободны в таком информировании. И, как показывает практика, именно собственную информацию СМИ ждут избиратели,  и иногда даже  испытывают дефицит этой информации.

Закон требует, чтобы информирование со стороны СМИ осуществлялось на принципах объективности, достоверности, равенства прав кандидатов, политических партий.

Принцип объективности означает необходимость отделения информации от комментария.

Принцип достоверности – требование сообщать о фактах, имевших место в действительности, воздерживаться от публикации непроверенной информации.

Полагаю, что эти требования не расходятся с общими принципами журналистской профессии.

Принцип равенства кандидатов и политических партий означает недопустимость замалчивания информации о равнозначных фактах предвыборной деятельности партий (кандидатов), например, о съездах (конференциях) по выдвижению списков кандидатов.

Пункт 5 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях также содержит следующее требование:

«В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений».

Это требование касается только информационных программ и публикаций и говорит только об освещении  предвыборных мероприятий: митингов, собраний и т.п.

Как правило, на практике далеко не все партии, выдвинувшие кандидатов (кандидаты в округах),  активно ведут свою предвыборную кампанию. Бездеятельность одних партий не означает, что информация о реальной деятельности других должна замалчиватьсяэ Объективная информация о реальных событиях в ходе избирательной кампании   – вот требование федерального закона о выборах.

Не подпадают под вышеперечисленные положения сообщения о текущей профессиональной деятельности кандидатов, находящихся при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

3. Гарантии прав представителей СМИ на поиск, сбор и получение информации о выборах. Взаимодействие избирательных комиссий с представителями СМИ

Права представителей СМИ на поиск, сбор и получение информации о выборах гарантированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом об основных гарантиях, Законом о СМИ.

Статус представителя СМИ в избирательном процессе регулируется как общими нормами Закона о СМИ (ст. 47 и 49), так и специальными (применительно к выборам) нормами этого закона, а также Федерального закона об основных гарантиях.

Остановлюсь только на тех положениях, которые более подробно регулируют права и обязанности журналиста.

Статья 30 (п.11) Федерального закона об основных гарантиях гласит:

«Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) присутствовать на заседаниях комиссий;

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку».

Особенно подробно регулируются права представителя СМИ в части возможности присутствия на заседаниях избирательных комиссий всех уровней, а также в помещениях для голосования при проведении голосования и при подсчете голосов избирателей .

Представители СМИ вправе присутствовать на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования.

Представители СМИ вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

Представителям СМИ должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания избирателей, а также доступ в помещение для голосования и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей.

Порядок подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями установлен статьей 68 Федерального закона об основных гарантиях.

Согласно пункту 29 этой статьи представитель СМИ, присутствующий при подсчете голосов избирателей, немедленно после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе составленного повторно) вправе обратиться к участковой избирательной комиссии с требованием выдать ему заверенную  копию этого протокола. Участковая избирательная комиссия обязана выдать представителю СМИ заверенную копию протокола, отметив факт этой выдачи в соответствующем реестре. Представитель СМИ, получивший заверенную копию протокола, расписывается в указанном реестре.

Напомню о некоторых ограничениях, устанавливаемых законодательством для редакций СМИ и их представителей.

Согласно статье 49 Закона о СМИ журналист обязан в т.ч. соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода* бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленный для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращаю внимание, что указанные требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади (п. 6 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях).

4. Порядок и сроки опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами.

Постановлением ЦИК России от 18 декабря 2007 года постановлением ЦИК России № 77/618-5 утверждены разъяснения установленного законодательством Российской  Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях при любом опубликовании (обнародовании), то есть при размещении в периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть “Интернет”, или обнародовании иным способом результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумами (то есть любых количественных показателей, полученных по итогам опроса), лица, осуществляющие такое опубликование (обнародование), обязаны указывать следующие сведения об опросе:

наименование организации, проводившей опрос;

время проведения опроса. При этом, если опрос проводился в один день, достаточно ограничиться указанием даты его проведения, а если несколько дней, следует указывать, с какого и по какое число он проводился;

число опрошенных (выборку);

метод сбора информации. Следует указывать, с использованием какого именно метода (устный опрос, анкетирование и т.п.) проводился опрос;

регион, где проводился опрос. Следует указывать населенные пункты или субъекты Российской Федерации, в пределах территории которых проводился опрос. Если была охвачена территория большого количества субъектов Российской Федерации, достаточно ограничиться указанием их количества (например: “Опрос проводился в 50 субъектах Российской Федерации”);

точную формулировку вопроса, который задавался респондентам;

статистическую оценку возможной погрешности;

лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование). При этом, если опрос проводился какой-либо организацией в инициативном порядке, а не был заказан третьими лицами, в качестве лица, заказавшего проведение опроса, указывается сама проводившая опрос организация. В том случае, если публикация не оплачена кем-либо, а осуществлена редакцией средства массовой информации по собственной инициативе бесплатно, информация об оплате не указывается.

Требования пункта 2 статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях должны соблюдаться редакциями средств массовой информации, гражданами и организациями в полном объеме, в том числе в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других средств массовой информации и т.п.), поскольку несоблюдение указанных требований не входит в перечень нарушений, от ответственности за которые редакции, главные редакторы, журналисты освобождаются в случаях, предусмотренных статьей 57 Закона  о СМИ.

В случае цитирования в средствах массовой информации результатов опросов, размещенных в других средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть “Интернет”, озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех необходимых согласно пункту 2 статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях данных, журналистам следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона о СМИ, запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах.

При обнародовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумами, организацией, осуществляющей телевещание, необходимые сведения об опросе также должны быть обнародованы: либо непосредственно диктором, ведущим, журналистом, либо иным способом, например посредством “бегущей строки”. В радиоэфире обнародование осуществляется непосредственно диктором, ведущим, журналистом.

Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая «Интернет»). Это касается и опубликования результатов опросов на выходе из помещения для голосования в день голосования: такое опубликование возможно только после окончания времени голосования.

Таким образом, например, при проведении 12 октября  2008 года региональных выборов указанный запрет действует, исходя из пункта 7 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях с 7 октября 2008 года до окончания времени голосования (устанавливается законом, например, 20.00 или 22.00 по местному времени) 12 октября 2008 года.

Как разъяснила ЦИК России, указанный запрет не влечет необходимость удаления из сети “Интернет” результатов опросов и другой вышеуказанной информации, ранее размещенной в сети с соблюдением порядка и сроков, установленных Федеральным законом об основных гарантиях. Размещение результатов опросов и другой вышеуказанной информации в периодических печатных изданиях, начало распространения которых запланировано на период, когда действует указанный запрет, не допускается.

5. Понятие и методы предвыборной агитации

Пункт 4 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях определяет предвыборную агитацию как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В статье 48 этого Федерального закона содержится толкование данного определения, согласно которому предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с рассмотренными выше требованиями закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

В отношении вышеуказанных действий, совершаемых представителями СМИ, указано, что прямые призывы к голосованию за или против кандидатов признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а иные из перечисленных действий – в случае, если эти действия совершены с агитационной целью неоднократно.

Таким образом, в нормах закона реализована правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в его постановлении от 15 октября 2003 года № 15-П, относительно пределов свободы прессы в ходе избирательных кампаний.

На практике имеются случаи привлечения редакций СМИ за незаконную предвыборную агитацию к административной ответственности. Агитационная цель публикаций подтверждалась, например,  тем, что редакция неоднократно (в одном номере) размещала материалы позитивного характера в отношении одной из партий.

Пункт 3 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях определил следующие методы предвыборной агитации:

на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

Каждый из этих методов имеет в законе специальное регулирование.

Закон предусматривает, что агитация может проводиться и иными не запрещенными законом методами (Интернет, СМС-сообщения и т.п.).

6. Агитационный период.

Агитационный период – это период, в который можно проводить предвыборную агитацию.

Согласно статье 49 Федерального закона об основных гарантиях  агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Выдвижение списка кандидатов осуществляется на съезде (конференции) избирательного объединения. Именно с этого момента для избирательных объединений начинается агитационный период. Кандидат считается выдвинутым с момента представления уведомления о выдвижении в избирательную комиссию. С этого момента для него начинается  агитационный период.

7. Ограничения при проведении агитации

Законодательство о выборах содержит ряд положений, вводящих ограничения на проведение предвыборной агитации.

Так, запрещается агитация, содержащая в себе призывы к экстремистской деятельности, определяемой в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (например, призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и призывы к иной террористической деятельности, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни).

За проведение такой агитации кандидат, избирательное объединение, снимаются по суду с регистрации.

Редакции СМИ не вправе публиковать агитационные материалы, содержащие признаки экстремизма.

Федеральный закон об основных гарантиях (ст. 48) содержит запрет для ряда лиц на проведение предвыборной агитации.

Так,  запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, когда кандидат изображается вместе со своими детьми.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.»

Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Обращаю внимание, что призывы к участию в выборах не являются предвыборной агитацией и на них не распространяются соответствующие запреты.

8. Особенности предвыборной агитации через СМИ

Порядок проведения предвыборной агитации через СМИ наиболее подробно урегулирован в Федеральном законе об основных гарантиях, в региональных законах о выборах.

Поэтому лишь отмечу, что организации СМИ в данном процессе лишь предоставляют трибуну кандидатам и избирательным объединениям, но самостоятельно в агитации не участвуют.

Как указано в статье 49 Федерального закона об основных гарантиях, предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Так, например, на выборах 12 октября 2008 года агитационный период в СМИ должен начаться 13 сентября (суббота). Бесплатное эфирное время на каналах государственных региональных телерадиокомпаний предоставляется по рабочим дням, поэтому трансляция агитационных материалов кандидатов и партий должна начаться в региональном эфире с 15 сентября. Такое предоставление гарантируется непосредственно федеральным законом.

Предоставляют ли государственные региональные печатные СМИ бесплатную печатную площадь на региональных выборах – устанавливается соответствующими законодательными актами. Например, в Иркутской области такое предоставление гарантируется кандидатам и избирательным объединениям.

Закон также гарантирует предоставление кандидатам и избирательным объединениям платных эфирного времени и печатной площади в соответствующих уровню выборов государственных СМИ.

Эфирное время и печатная площадь распределяются жеребьевкой, что соответствует принципу равенства участников избирательного процесса.

Негосударственные СМИ свободно выбирают, будут ли они предоставлять эфирное время, печатную площадь для предвыборной агитации. Определиться по данному вопросу на идущих региональных выборах редакции СМИ должны были не позднее  13 августа с.г., подав соответствующие уведомления в избирательные комиссии субъектов Российской федерации и опубликовав расценки.

Негосударственные телерадиокомпании, подавшие уведомления, согласно требованиям закона обязаны предоставлять эфирное время всем кандидатам и избирательным объединениям на равных условиях.

Редакции негосударственных газет, напротив могут отказать какой-либо  политической партии или кандидату в размещении их агитационных материалов.

Федеральный закон гарантирует выделение политическим партиям на региональных выборах эфирного времени для проведения дебатов. Вместе с тем, любой кандидат, любое избирательное объединение в праве отказаться от участия в дебатах. В этом случае они лишь теряют соответствующую долю бесплатного эфирного времени.

Особенностью предвыборной агитации в телеэфире является запрет на размещение агитационных роликов, направленных на создание негативного отношения к конкуренту. Много раз я обращала внимание, и еще раз подчеркну, что данный запрет не касается теледебатов, радио в целом, печати, агитационных материалов и других форм и методов агитации.

В рамках отведенного времени невозможно ответить на все вопросы, касающиеся информационного обеспечения выборов. Поэтому мы предусмотрели возможность задать вопросы (в том числе по результатам полученной сегодня информации) непосредственно на сайте ЦИК России.

В заключение еще раз подчеркну, что нормы избирательного закона не только не препятствуют, но и поощряют полное, объективное и достоверное освещения средствами массовой информации подготовки и проведения выборов, предвыборной деятельности политических партий, их политических программ. На такое освещение не распространяются положения законов, устанавливающих время начала и окончания агитационного периода.

Как показывают последние замеры, общественно-политические передачи в настоящее время являются лидерами рейтингов. В связи с этим призываю представителей СМИ подробно и квалифицированно освещать региональные избирательные кампании и искренне надеюсь, что встречи, которые мы, представители ЦИК России, представители избирательных комиссий субъектов Российской Федерации будем проводить с вами в течение сентября, будут способствовать вашей и нашей успешной работе.


* Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования (пункту 1 статьи 49 Федерального закона об основных гарантиях).

Добавить комментарий