Как составить причинно следственную цепочку

Для развертывания
и детализации причинно-следственного
анализа строятся причинно-следственные
цепочки (ПСЦ). Для этого построения
следует использовать среду CmapTools.

Часто ПСЦ используют
для выявления технических противоречий
в системе (см. рисунок
3)

Рис.
3. Причинно-следственные цепочки в ФХОМНТ

ПСЦ могут развиваться
вширь и вглубь. Если ставится задача
совершенствования, например,
технологического процесса гальванопластики
с учетом каждой операции, то ПСЦ охватывает
множество разнообразных объектов и
процессов, связанных в схему причин и
следствий. Если исследуется локальная
задача, но с учетом множества влияющих
факторов, то строится ПСЦ вглубь. Примером
является задача о том, почему печатный
проводник в сечении имеет форму трапеции.

Пример. Рассмотрим
построение ПСЦ на примере технической
системы “термопредохранитель”. На
рисунке 4представлена конструкция и схема работы
предохранителя.

Рис.
4. Компоненты и рабочие положения
предохранителя

Предохранитель
состоит из двух контактов, подвижного
и неподвижного. Подвижный контакт
“звездочка” прижимается к токовводу
с помощью пружины сжатия, которая в свою
очередь фиксируется полимерной вставкой,
находящейся в твердом закристаллизованном
состоянии (см. рисунок
5).При возникновении перегрева в
цепи полимер плавится, переставая
сдерживать пружину сжатия. Расправление
пружины сжатия вызывает расправление
размыкающей пружины, которая была
предварительно напряжена. Это приводит
к отталкиванию “звездочки” от
токоввода и, следовательно, к размыканию
контактов.

Рис.
5. Фрагмент причинно-следственной цепочки
для отказа предохранителя

В принципе, задача
может быть решена при устранении любого
из нежелательных эффектов данной
цепочки. На практике этим пользуются,
выбирая элементы, наиболее доступные
для изменения. Однако наиболее эффективным
является устранение ключевого недостатка,
лежащего в основании цепочки. Это даст
наиболее эффективные решения, поскольку
ключевой недостаток может приводить к
более, чем одному потребительскому
недостатку. Из приведенного анализа
следует, что одним из выявленных ключевых
недостатков является нестабильность
свойств полимера (рисунок
6).

Рис.
6. Фрагмент ПСЦ на уровне химических
свойств полимера

Видно, что более
глубокий анализ свойств материала
позволяет выйти на ключевые недостатки
структуры материала (наличие остаточных
радикалов, широкое молекулярно-массовое
распределение полимера и др.)

Построить ПСЦ
помогает методика под названием “5
почему?
“.Название
метода (Five Whys) происходит от количества
задаваемых вопросов. Для того чтобы
найти причину несоответствия необходимо
последовательно задавать один и тот же
вопрос – «Почему это произошло?», и
искать ответ на этот вопрос. Число пять
выбрано исходя из того, что такого
количества обычно достаточно для
выявления сути и источника проблемы.
Но, несмотря на то что метод называется5
почему,
для поиска
причин каждого конкретного несоответствия
может задаваться как меньшее, так и
большее количество вопросов.

За
счет применения метода5
почему
можно выстроить
«дерево» причин, т.к. при ответе на
поставленный вопрос возможно возникновение
нескольких вариантов. Поэтому метод
пять почему
сочетается с методом причинно-следственных
диаграмм (см.
рисунок 7).

Рис.
7. Пример диаграммы по методу 5
почему

Для решения
ответственных технических проблем
рекомендуется строить причинно-следственные
цепочки нежелательных эффектов (ПСЦНЭ).
Характерно, что нежелательные эффекты,
соединяясь в цепочки, могут образовывать
ветвления двух типов. Авторы методики
назвали их “&” и “Or”.
Узел “&” характеризует нежелательный
эффект, который происходит, когда все
входящие в него НЭ происходят одновременно.
Узел “Or” характеризует
ситуацию, когда нежелательное событие
возникает когда реализуется хотя бы
один входящий в него НЭ(рисунок
8).

Рис.
8. Схема причинно-следственной цепочки
нежелательных эффектов

Причинно-следственный
анализ является эффективным инструментом
инженерной практики. Его применение
создает предпосылки оперативного
выявления и решения возникающих
производственных проблем. Он также
является методом углубленного исследования
причин отказов, брака, неэффективной
работы оборудования и т.п.

Соседние файлы в папке Семинар № 08

  • #

    24.05.2015126.28 Кб2041.jpg

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Анализ причинно-следственной связи между примерами

На чтение 5 мин Просмотров 9.7к. Опубликовано 19.04.2022

Содержание

  1. Читаем также:
  2. Анализ смысловой связи. Дополнение
  3. Анализ смысловой связи. Противопоставление
  4. Анализ уступительной связи 
  5. Подписывайтесь на TELEGRAM-канал сайта
  6. Блог в помощь!

В данной статье представлены материалы, которые помогут отличить причинно-следственную связь между примерами от других видов связи и правильно проанализировать её.

Что такое ПРИЧИНА?

  • ПРИЧИНА — это такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования вызывает определенные изменения окружающего мира.
  • ПРИЧИНА всегда предшествует РЕЗУЛЬТАТУ. Она лежит как бы в основе ПОСЛЕДСТВИЯ.

Что такое СЛЕДСТВИЕ?

СЛЕДСТВИЕ — это то, что влечёт за собой ПРИЧИНА.

  • СЛЕДСТВИЕ всегда вторично и зависимо, определяемо ПРИЧИНОЙ.
  • Синонимы к слову СЛЕДСТВИЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ, РЕЗУЛЬТАТ, ИТОГ, ИСХОД

Особенности ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи

  1. ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ представляют собой логическое единство.
  2. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ связь — это сцепка причин и последствий, к которым всё это привело.
  3. Ни одно СЛЕДСТВИЕ невозможно представить себе без ПРИЧИНЫ, ведь последняя является своего рода отправной точкой.

Приведем пример: Ударила молния — лес загорелся.

Очевидно, что здесь ПРИЧИНОЙ является молния, если именно она спровоцировала пожар.

Без такой ПРИЧИНЫ не могло быть и СЛЕДСТВИЯ.

Как определить наличие ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи?

Определить наличие ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи можно с помощью вопросов:

  • ПОЧЕМУ / ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ / БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ это произошло?
  • К ЧЕМУ / К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИВЕЛО такое поведение /  поступок героя?

Как могут РАСПОЛАГАТЬСЯ примеры, связанные ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связью?

Рассмотрим на примере сложного предложения.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Ударила молния — лес загорелся.

  • Ударила молния — ПРИЧИНА, лес загорелся — СЛЕДСТВИЕ
  • Так какударила молния, лес загорелся.
  • Лес загорелся, так какударила молния.
  • Ударила молния, вследствие этого лес загорелся.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Спасатели прибыли быстро — пожар был потушен вовремя.

  • Спасатели прибыли быстро — ПРИЧИНА, пожар был потушен вовремя — СЛЕДСТВИЕ.
  • Благодаря тому что спасатели прибыли быстро, пожар был потушен вовремя.
  • Пожар был потушен вовремя, благодаря тому что спасатели прибыли быстро.
  • Спасатели прибыли быстро, в связи с этим пожар был потушен вовремя.

Итак, пример, содержащий ПРИЧИНУ, может предшествовать примеру, содержащему СЛЕДСТВИЕ. И наоборот.

СЛЕДСТВИЕ может быть как НЕГАТИВНЫМ, так и ПОЗИТИВНЫМ.

Союз БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО (или предлог БЛАГОДАРЯ) используется только в том случае, если речь идёт о ПОЗИТИВНЫХ последствиях.

ПЛАН анализа УСТУПИТЕЛЬНОЙ связи примеров

  1. Назвать СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ.
  2. РАСКРЫТЬ причинно-следственную связь, опираясь на 1 и 2 примеры.
  3. Какова РОЛЬ названной смысловой связи в данном тексте? или Какие ВОЗМОЖНОСТИ открывает перед автором данный вид смысловой связи? или ДЛЯ ЧЕГО/С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ  автор использует указанные смысловые отношения?

ШАБЛОН

  1. Приведённые примеры связаны ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗЬЮ или Я думаю, что эти события (поступки и др.), связаны как ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ или Приведенные примеры показывают ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ поступков героя или Анализируя эти примеры, мы понимаем ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ изображённых событий или Между двумя примерами, приведенными мною из текста, установлены ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ отношения или Данные примеры помогают выявить ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ происходящего или Автор демонстрирует ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННУЮ связь (между чем?) и т.п.
  2. Это помогает нам понять, что, ТАК КАК / ПОСКОЛЬКУ / ИЗ-ЗА ТОГО ЧТО / В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО / ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО / БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО (1 пример),  (2 пример) или В 1 примере автор рассказывает (о чём?), что является ПРИЧИНОЙ последующих за этим явлений / событий, а 2 пример позволяет нам увидеть, К КАКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ / ПОСЛЕДСТВИЯМ это привело.
  3. Данный / этот / указанный / вышеназванный вид связи / смысловых отношений примеров ПОЗВОЛЯЕТ / ПОМОГАЕТ автору (что сделать?).

Роль ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи примеров в тексте

Данный вид смысловой связи / смысловых отношений ПОМОГАЕТ/ ПОЗВОЛЯЕТ автору …

  • подчеркнуть мысль о том, что …
  • отметить важность (чего?) / подчеркнуть, насколько важно …
  • обратить наше внимание (на что?)
  • заострить внимание (на чём?)
  • сделать акцент (на чём?)
  • убедить нас в том, что …
  • напомнить каждому из нас о том, что …
  • глубже понять характер / поступок героя
  • понять переживания / эмоции / тревогу / возмущение автора и т.п.

Как можно НАЧАТЬ 2 пример, чтобы НЕ ДОПУСТИТЬ логическую ошибку?

Если 1 пример — ПРИЧИНА, 2 пример — СЛЕДСТВИЕ:

  • Рассмотрим / проанализируем, к каким последствиям привело то, о чём шла речь в 1 примере.
  • К чему же привели в итоге данные события?

Если 1 пример — СЛЕДСТВИЕ, 2 пример — ПРИЧИНА:

  • Рассмотрим / проанализируем причину происходящих событий.
  • Что же послужило причиной произошедшего? Попробуем разобраться в этом вопросе.
  • Что же заставило героя поступить именно так, а не иначе?
  • Причиной происходящего, по мнению автора, является (что?).

Анализ смысловой связи примеров НЕ ДОЛЖЕН ДУБЛИРОВАТЬ авторскую позицию!

ОБРАЗЦЫ анализа ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи примеров

По тексту Ф. Г. Углова (К Оле все в клинике привязались.) 

Приведённые примеры связаны причинно-следственной связью. Это помогает нам понять, что, благодаря тому что врачи приложили все усилия, Оля стала здоровой и счастливой. Данный вид смысловых отношений между примерами позволяет автору подчеркнуть важность труда врачей в жизни человека.

По тексту М. Гелприна (Звонок раздался, когда Андрей Петрович ...) Рассказ «Свеча горела»

Приведённые примеры раскрывают причину и следствие происходящего. В первом примере автор рассказывает о неактуальности литературы в обществе будущего, что является причиной последующих за этим явлений, а второй пример  позволяет нам увидеть, к каким последствиям это привело и как отразилось на подрастающем поколении. Указанный вид связи примеров помогает автору убедить нас в том, что без литературы общество деградирует.

Читаем также:

Анализ смысловой связи. Дополнение

Анализ смысловой связи. Противопоставление

Анализ уступительной связи 

Подписывайтесь на TELEGRAM-канал сайта

Блог в помощь!

        « Разуму
свойственно размышлять,
сознавать,                                             то есть связывать
причины и следствия,  

         
                     
                   давать
ответ на вопрос «почему», выявлять  

         
                     
                     
случайное,  обнаруживать  закономерное,  

         
                     
                     
устанавливать согласованность  новых  

         
                     
                     
свойств с новыми  условиями,  находить

         
                     
                     
 в цепи происходящего  начала и концы».

         
                     
                     
                     
                     
      (Ж. Фабр)

         Качественный
скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в
людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание
во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем
сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Дети, умеющие
исследовать, дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать
потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого
ресурса и именно за ними будущее. Поэтому важной задачей современного
образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала
человека.

     
В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те
направления исследования, которые обеспечивают развитие познавательной
активности и самостоятельности мышления учащихся. Главным смыслом исследования
в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его
главной целью является развитие личности учащегося, в приобретении им
функционального навыка исследования как универсального способа освоения
действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления,
активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся
создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства,
выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. Это повышает
успешность человека в образовании и профессиональной деятельности, поскольку
именно творческая личность, как отмечает Д. Б. Богоявленская, является более
конкурентоспособной.

      
       «Как научить своих учеников мыслить?  Можно ли
научиться мыслить более  продуктивно?   Какие приемы и методы необходимо
использовать на уроках, чтобы  совершенствовать мыслительную деятельность 
учащихся?»  Неслучайно эти или аналогичные вопросы задает себе каждый
современный учитель, ведь  благодаря способности человека мыслить решаются
трудные задачи исследования, делаются открытия, появляются изобретения.

 
Исследовательская деятельность предъявляет требования к умениям работать с
первоисточниками, использовать различные методы исследования, 
систематизировать и структурировать полученный материал, устанавливать причинно-следственные
связи,   обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать
оценку событиям и явлениям.   

     Все эти компетенции можно и нужно    развивать. Компетенция
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, является одной из
ключевых в умении исследовать.
Данная деятельность
требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ,
синтез, обобщение), умение работать с различными источниками информации.
 

       В рамках ФГОС НОО особое внимание 
уделяется  формированию  универсальных учебных действий
, которые необходимы современному ученику для  самостоятельного 
усвоения  новых знаний, умений и компетентностей,  сознательного получения 
нового социального опыта,  для саморазвития  и самосовершенствования.

Умение  устанавливать причинно-следственные связи относится к.

познавательным
логическим универсальным действиям

Опираясь
на выше сказанное, я определила для себя педагогическую стратегию: Установление
причинно-следственных связей – способ формирования исследовательских умений у
младших школьников  на уроках окружающего мира.

Определила
гипотезу: Поможет ли учащимся умение устанавливать причинно-следственные связи
осуществлять  исследовательскую деятельность.

Определила
цель: Формирование исследовательских умений у обучающихся на уроках окружающего
мира посредством установления причинно-следственных связей.

Задачи:

1.    
Изучить роль причинно-следственных связей
в процессе преподавания предмета.

2.    
Развивать педагогические компетенции для
эффективного определения и применения методов и приемов для установления
причинно-следственных связей.

3.    
Проанализировать степень владения учащихся
познавательными логическим универсальным учебными действиям.

Причинность или причинно-следственная
связь  –  это связь между одним событием, которое называют причиной,
и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за
первым. 

Проблеме
формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены
исследования таких ученых, как Д. Татьяченко, О.И. Тиринова,  А.Б.
Усова, В.Т. Чепиков, Н.Ф. Талызина и др.

     В процессе учебной деятельности
умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько
стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве
предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между
предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми
должен овладеть младший школьник в начальных классах для успешного
интеллектуального развития в последующих классах.

Рассмотрим структуру данного умения:

1) осмысление представленного явления
(события, ситуации);

2) выявление общих и отличительных
признаков данного явления;

3) определение существенных признаков
(причин) явления;

4) формирование суждения о возможных
следствиях данного явления;

5) обоснование сделанных
предположений посредством рассуждений и умозаключений.

Такая структура умения устанавливать
причинно-следственные связи предполагает владение учащимися более простыми
умениями:

§  выделять
в предметах свойства;

§  иметь
понятие об общих и отличительных признаках предметов;

§  определять
в предметах существенные и несущественные признаки;

§  различать
необходимые и достаточные признаки предметов;

§  устанавливать
родо-видовые отношения;

§  выполнять
простейшие умозаключения.

Таким образом, умение устанавливать
причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс
познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений,
основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение,
абстрагирование, обобщение).

Рассмотрим некоторые аспекты умения
устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников при организации
исследовательской деятельности.

Для эффективного развития
исследовательских умений учитель начальных классов должен создать необходимые
педагогические условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность
организованной педагогической деятельности, создание ситуации успеха, что
придаст уверенности каждому учащемуся в успешном решении сложных учебных задач.

Кроме того, при организации деятельности 
устанавливать причинно-следственные связи, педагогу важно придерживаться
определённого алгоритма.

1. Создавать проблемные ситуации, в
которых учащиеся сталкиваются с противоречиями между существующими явлениями и
новыми фактами.

2. Побуждать младших школьников к
формулированию и высказыванию собственных идей и догадок, выдвижению гипотез
через обсуждение в небольших группах.

3. Ориентировать учащихся на
практическую значимость полученных знаний.

Ещё одним важным условием развития
способностей устанавливать причинно-следственные связи  является организация
деятельности с опорой на пропедевтические умения учащихся. Привлечение
комплекса подобного рода знаний в начальной школе связано с повторением
изученного материала и с сознательным отбором учеником тех знаний, которые
необходимы для сопоставления с новыми фактами, т.е. установления
причинно-следственных отношений.

Применение исследовательского метода
также является действенным средством развития причинного мышления и
предполагает постановку проблемной задачи (например, провести эксперимент,
составить логическую цепочку и т.д.). Эффективность данного метода связана с
самостоятельностью учащихся на всех этапах исследования (наблюдение, выдвижение
гипотез; составление плана действий; формулирование результатов;
контрольно-оценочная работа).

Важное место в формировании умения
устанавливать причинно-следственные связи занимает метод проектов,
представляющий собой совокупность исследовательских, поисковых проблемных
методов. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность школьников и
предполагает создание учебных ситуаций, которые:

– сталкивают младших школьников с
явлениями, которые противоречат имеющимся у них представлениям;

– побуждают учащихся высказывать свои
предположения, гипотезы;

– предоставляют возможность исследовать
эти предположения;

– дают возможность представить
результаты своего исследования окружающим с целью определения значимости
полученных данных .

Одним из приёмов формирования причинно-следственных
умений является дидактическая игра, в рамках которой решение
проблемно-поисковой ситуации требует минимальных волевых усилий, но при этом
позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальный потенциал учеников и
использовать его наиболее эффективно.

В связи с тем, что установление
причинно-следственных связей основано на абстрактных понятиях, необходима и
система наглядности. В частности, для превращения знаний младших школьников в
убеждения (например, на уроках «Окружающий мир») можно использовать
эксперимент.

Ещё одним условием развития понимания
причинно-следственной зависимости у учащихся младших классов выступает
использование системы  заданий. И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Т.И. Шамова,
говоря об установлении причинно-следственных связей, подчёркивают, что его
выработка возможна только в процессе упражнений. Ведь данное умение не проходит
стадию автоматизации, поэтому каждый раз требует полной осмысленности.

Общеизвестно, что естествознание как 
наука создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений.
На уроках окружающего мира  учащиеся  на частных и доступных им фактах познают
явления общего порядка. Принцип причинно-следственных связей дает возможность
строить преподавание окружающего мира согласно дидактического правила  «от 
известного к неизвестному»,  «от близкого к далекому». Имея представление о
природе, населении и хозяйстве родного края, страны, мира легче сформировать
правильные представления о многих предметах, явлениях и закономерностях.

    
Задавая себе и окружающим десятки вопросов типа: 
“Почему снег растаял?”, “Почему дует ветер?”, “Почему
разрушаются горы?” или более сложные: «Какова причина образования ветра?»
«Какова причина круговорота воды в природе?»  и т.д., учащиеся инстинктивно
ищут причинные связи и зависимости между телами и явлениями реальной действительности.
На определенных этапах обучения они последовательно находят ответы на эти и
другие вопросы, используя приобретенные знания и принцип причинности.   

     Природа лежит в основе изучения всех естественных дисциплин.
Поэтому  работа по  установлению причинно-следственных  связей на уроке окружающего
мира  потребует от учащихся умения в дальнейшем оперативно и комплексно
использовать свои знания в старшей школе.

    Учащиеся
должны также понимать, что правильное отношение человека к природе, разумное
использование и охрана естественных богатств возможны только в результате
познания ее законов, которые находят отражение в наиболее общих
причинно-следственных связях. Верное их понимание имеет неоценимое значение и
для научного мировоззрения. Ученик, не усвоивший связей в природе, не может
иметь правильного научного мировоззрения. Если он не умеет вскрыть весь
комплекс причин и следствий, то его знания и, следовательно, убеждения
односторонни, малоубедительны и неглубоки.

             Таким образом, умение
устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный,
интегративный процесс познания действительности посредством построения
рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций
(анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).

В своей
педагогической практике, с  целью развития у учащихся  умений
работать с причинно-следственными связями, стараюсь использовать следующие
приемы: «Причина – следствие», «Логическая цепочка», «Почемучка», «Составь
рассказ», «Продолжи фразу», «Реши познавательную задачу», «Самостоятельная
работа».  Применяю их на всех этапах урока

Прием «Причина-следствие»

Цель: развитие
умения у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: На
этапе актуализации знаний я предлагаю  найти соответствие между словами,
записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое – следствие) и
объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах).

-Соедините
растения с его плодом.

Сочные плдоды

Растение

Плод

Яблоня

Ягода

Малина

Костянка

тыква

Тыквина

Вишня

Яблоко

2 класс , урок
окружающего мира.

Тема: «Мир глазами
эколога»

На уроке изучения
нового материала в блоке «Экологические проблемы», выстраивали цепочку причинно-следственных
связей исчезновения тропических лесов.

– Исчезновение
лесов это причина или следствие? Если это следствие, попробуйте по тексту
определить причины.

(Ребята определяют
причины: заготовка древесины, строительство дорог, расчистка под поля).

Далее предлагаю
продолжить им цепочку, в которой вырубка лесов теперь причина, и необходимо
найти следствие. После того, как следствие найдено предлагается вопрос:

– Что, по вашему
мнению, необходимо сделать для спасения тропических лесов, а для этого
продолжите цепочку.

Далее возвращаю
детей к первоначальным причинам, и обговариваем способы решения. Через
групповое мини-исследования выдвигаем гипотезу: можно ли решить эти проблемы в
сохранившихся тропических лесах.

Пример

2 класс, урок
окружающего мира

Тема: Свойство
снега и льда

На этапе мотивации
ребятам предлагается объяснить смысл поговорки «Много снега – много хлеба».
Назвать что в этой поговорки является причиной, а что следствием. Выдвигаю
гипотезу: всегда ли большое количество снега – это хорошо?

Пример

4 класс

Тема: Опора тела и
движение.

На этапе изучения
нового материала предлагается незаконченная схема.

Причина
———–Сколиоз—————Следствие

По тексту
необходимо определить причины и следствия сколиоза. За гипотезу предлагаю взять
утверждение: «Сколиоз – неизлечимая болезнь» в процессе исследования ребята
либо доказывают, либо опровергают данное утверждение. В работе используется ЭОР
и ЦОР

 Прием «Логическая
цепочка»

Цель: развитие
умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, выстраивать
иерархическую цепочку понятий и процессов.

Описание приема:
 на этапе мотивации я предлагаю из ряда предложенных понятий или
утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность
элементов цепочки.

– «В какой последовательности
появляются части у растений?»

( сухие семена –
наклевывающиеся семена – проросток с корешком – проросток с изогнутым стеблем –
проросток с листьями – сформировавшееся растение)

Пример:
восстановите  причинно-следственные, логические связи.

1.  Черноземы
степей очень плодородны.

2. Степные
растения стали исчезать.

3. Человек
распахал степи.

4. Стали исчезать
животные.

5. Сокращение
площади диких степей.

 Прием «Составь
рассказ».

Цель: развитие
образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями,
устанавливать причинно-следственные связи.

Описание приема: на
этапе осмысления знаний я предлагаю составить  рассказ из разных понятий темы.
Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка,
логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые
выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из
пятнадцати, и составляют рассказ.

Пример: тема
“Куда  текут реки? ” (карточки: другие реки, моря, озера, изменение рельефа)

Прием  
«Почемучка».

Цель:
 развитие  практического мышления, формирование умения выделять
причину и следствие изучаемых явлений, составление  цепочки
причинно-следственных связей.

Описание
приема:  в ходе игры или эвристической беседы учащиеся объясняют одно из
следствий, но это объяснение влечет за собой следующий вопрос «Почему?» и так
далее, пока не будет названа изначальная причина данной логической цепочки.

Вопрос:

– «Почему происходит
смена природных зон?»

– «Почему с севера
на юг, а не с запада на восток?»

-«Почему
изменяется влажность?»

«Почему изменяется
температура?»

Прием «Продолжи
фразу»

Цель: учить
 строить рассуждение по схеме.

Описание
приема:  на этапе мотивации я не задаю  прямой вопрос, а прошу учащихся
продолжить начатую им фразу по определенной схеме:

«Если …., то…»,
«…., так как….»,  «…, потому что….»,  «Для того чтобы…», «Чем…, тем
…».

Пример:  

«Если будешь
сидеть неправильно, то……»

«Чем выше солнце,
тем теплее»

Прием «Реши  задачу»

Цель: активизация
мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной
самостоятельности. 

Описание
работы: учащимся предлагается проблемный вопрос или задача, для решения
которой необходимо применить определенные мыслительные действия, объяснить
выбранное решение, привести доказательства.

Пример:  Температура
на Меркурий достигает +480, на Марсе редко поднимается выше 0, наЮпитре
температура близка к -130, а на Сатурне приближается к -170. Как вы объясните?

Прием «Самостоятельная
работа»

Цель: раскрытие
причинно-следственных связей, а также понимание логических отношений между
понятиями.

Описание
приема: после  пояснения алгоритма действия,  учащимся дается
задание для самостоятельного выполнения с использованием различных источников
информации.

Пример:  1.
Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой
выписать названия природной зоны, затем виды почв природных зон

   
 Совершенствуя
свой профессиональный опыт по данной теме применяю задания на  формирование  данного
умения и по другим учебным предметам.

Приведу
несколько примеров такой работы.

    
На первых уроках обучения грамоте  в первом классе по теме «Словообразования» 
мы устанавливали   роль гласных,   выполняя  деление слова на слоги, опираясь 
на причинно-следственную связку.

Пример
работы по установлению  причинно-следственных связей на уроках математике.


Найди значения остальных выражений, не вычисляя:

 17
+ 54 = 71…………………90 – 35 = 55

27
+ 54 =                                  88 – 35

 37
+ 54 =…………………… 86 – 35

27
+ 64 =……………………..76 – 35

На
уроке  русского языка, мы, наблюдая за словообразованием существительных,
выясняли, что при изменении их по падежам в зависимости от системы их окончаний,
существительные могут  делиться на три группы –3 склонения. Тут же, наблюдая,
мы определяли, какие существительные относятся 1-му, 2-му и 3-му склонению.
Попутно выясняли, что есть и 4-я группа – несклоняемые
существительные.  

 1-е
склонение

2-е
склонение

3-е
склонение

несклоняемые

И
п.

вода,
мама, земля,

дядя

конь,
окно, поле, стол

степь,
капель, дичь

кофе,
пальто, метро

Р.п.

воды,
мамы, земли, дяди

коня,
окна, поля, стола

степи,
дичи, капели

кофе,
пальто, метро

Д.п.

воде,
маме, земле, дяде

коню,
окну, полю, столу

степи,
дичи, капели

кофе,
пальто, метро

В.п.

воду,
маму, землю, дядю

коня,
окно, поле, стол

степь,
дичь, капель

кофе,
пальто, метро

Т.п.

водой,
мамой, землёй, дядей

конём,
окном, полем, столом

степью,
дичью, капелью

кофе,
пальто, метро

П.п.

о
воде, о маме,

о
земле, о дяде

о
коне, об окне,

 о
поле, о столе

о
степи,

о
дичи,

 о
капели

кофе,
пальто, метро

      Много материала для работы по
формированию у учащихся умения устан
авливать
причинно-следственную связь  дают нам уроки чтения. На уроках чтения при работе
над художественным текстом часто звучат вопросы «Почему?» и «Что из этого
следует?», побуждающие детей устанавливать причину и следствие. Работа с
текстом открывает возможность для формирования логических действий: анализа,
сравнения, установления причинно-следственных связей между событиями и
действиями героев произведений. Это способствует пониманию авторской позиции,
отношению автора к герою произведения и изображаемой действительности

          
Научить  своего ученика мыслить – вот  одна из главных задач для
современного учителя, ведь  как сказал П.Буаст: «человек бывает человеком
только благодаря размышлению».

              
Систематическое осуществление принципа причинно-следственных связей,
 помогает формировать диалектико-материалистическое мировоззрение
 обучающихся, способствует развитию навыков научно-исследовательской
работы.  Данный принцип лежит в основе развивающего и  проблемного обучения,
 технологии критического мышления,  проектного обучения.

Умение
устанавливать причинно-следственные связи  я определяю по критериям:

  
– самостоятельно или с небольшой помощью взрослого учащийся устанавливает  внешние
 выраженные прямые и обратные связи;

  
– рассуждая ученик может ,  выделить причину каких-либо явлений и объяснить ее;

  
– ученик воспринимает и с помощью взрослого объясняет скрытые связи, использует
суждения и умозаключения, умеет строить цепочки логических рассуждений и связей
объектов и явлений.   

          По теме «Установление причинно-следственных связей –
способ формирования исследовательских умений у младших школьников  на уроках окружающего
мира» я работаю второй год. Для того, чтобы отследить результаты, недочеты я
провожу промежуточные, вводные и итоговые контрольные работы, исследования в
урочной и внеурочной  деятельности, использую метод наблюдения,  через  решение
жизненных ситуаций.

        Уже с первого класса мы с
учениками принимаем участие в Научно- практических конференциях школьного,
муниципального, регионального и Всероссийского уровней.

Школьный этап

Муниципаль-

ный этап

Региональный этап

Всероссийский этап

2012-2013 г. 1 класс

1.    
«Жизнь и гибель динозавров на планете Земля.» –(Новиков Вадим –
1 место)

2.     «Кактус
– колючий друг.»-(Плюшкевичюс Даниил – 3 место)

3.    
«Моя родословная»-(Иванова Ярослава – сертификат участника)

  1. «Улитка Ахатина – как домашний питомец» – (Максим Дарья – диплом Лауреата)

«Улитка
Ахатина – как домашний питомец»
– (Максим Дарья – диплом Лауреата НПК)

«Улитка
Ахатина – как домашний питомец»
– (Максим Дарья – диплом Лауреата НПК)

Участник
Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь»
«Улитка Ахатина – как домашний питомец» – (Максим Дарья

                                              2013
– 2014 г. 2 класс

  1. «Мой город» – (Буслейко Вадим – сертификат участника)
  2. «Символика нашего класса» – (Фертикова Александра –
    сертификат участника»
  3. «Почему высохла лужа» – (Вайсбек Дима – 1 место)
  4. «Далеко ли от нас до солнца» – (Новиков Вадим» – 2 место)
  5. «Особенности содержания Австралийских страусов в условии
    Сибири» – (Максим Дарья – диплом Лауреата)
  6. «Аквариум и его обитатели» – (Регер Катя – сертификат
    участника)
  7. «Здоровый образ жизни» – (Терехова Ревекка- 3 место)

«Особенности
содержания Австралийских страусов в условии Сибири» – (Максим Дарья – диплом
Лауреата НПК)

                                              «Особенности
содержания Австралийских страусов в условии Сибири» – (Максим Дарья – диплом Лауреата)

«Особенности
содержания Австралийских страусов в условии Сибири» – (Максим Дарья – Сертификат
участника  НПК)

             Вывод. 
Данные таблицы  являются еще одним из показателей мониторинга. Наблюдается стабильность
участия учеников в проектно-исследовательской деятельности.  Положительная
мотивация к исследовательской деятельности повышает потребность участия в
научно-исследовательских конференциях, что  показывает развитие у  учащихся
логического мышления, применяя умения устанавливать причинно-следственные
связи.

 Диаграмма
1. Показатели умения определять причинно-следственные связи у младших
школьников на уроках окружающего мира.

             
Анализируя весь мониторинг(промежуточных, вводных и итоговых контрольных работ,
исследований в урочной и внеурочной  деятельности, метода  наблюдения,  через 
решение жизненных ситуаций.),   можно сделать ввод, что моя гипотеза:  «может
ли учащимися умение устанавливать причинно-следственные связи осуществлять 
исследовательскую деятельность» подтверждается.

В продолжение рассмотрения темы постоянных улучшений и стандартизации на предприятии следует отметить, что, помимо кайдзен и теории ограничений систем, хорошо структурированный эвристический подход предлагает теория решения изобретательских задач.

Это причинно-следственный анализ (далее – ПСА) – метод глубинного анализа систем, направленный на установление ключевых причин происшедшего, в частности, причин нежелательных эффектов, явлений, событий, как правило, выявленных ранее другими методами [1].

В основе ПСА лежат такие техники, как «Пять почему» и диаграмма Исикавы, которые были рассмотрены ранее [2]. Весомое влияние также оказал метод FAST (Function Analysis System Technique), разработанный в 1960-х годах Чарльзом Байтуэем, а впоследствии дополненный и расширенный его последователями. FAST направлен на выявление существенных черт и признаков рассматриваемой проблемы и расположение их в определенной логической последовательности с целью стимулирования нахождения наиболее эффективных решений. Это достигается путем построения графической функциональной модели, которая последовательно раскрывает внутренние зависимости системы путем предоставления ответов не только на вопрос «почему?», но также «как?» и «когда?».

Аналогичным образом в ходе проведения ПСА строится причинно-следственная цепочка (рис. 1) – графическая модель рассматриваемой системы, отражающая взаимосвязь ее недостатков. При этом выделяют целевой недостаток – мешающий (известный, явный) недостаток в рассматриваемой системе, устранение которого является целью проекта; ключевой недостаток – корневой (неочевидный, скрытый) недостаток, который подлежит устранению для достижения цели проекта. Ключевые недостатки являются причинами возникновения целевого недостатка. При этом глубина анализа определяется целесообразностью, которая зависит от имеющихся ресурсов и уровня доступа, необходимых для решения формулируемых на каждом шаге задач.

Рисунок 1 – Причинно-следственная цепочка

Рисунок 1 – Причинно-следственная цепочка [1]

Ключевые недостатки могут быть заключены как внутри системы, обусловливаться ее элементами, связями между ними, внутренними процессами, так и оказаться в надсистеме, снаружи системы, в окружающей ее среде. Выделение этих двух направлений анализа является существенной особенностью и преимуществом ПСА, которое позволяет не только структурировать сам процесс анализа, но и сконцентрироваться на поиске доступной и реализуемой, исходя из имеющихся возможностей, стратегии управления в отношении целевого недостатка.

Движение «внутрь» (рис. 2.а), в глубину системы, процесса или явления, позволяет выделять все более тонкие, внутренние, причины происходящего. Это путь исследователя, инженера, пытающегося разобраться в том, что происходит.

Движение «наружу» (рис. 2.б), от частного к общему, к причинам, скрытым в надсистеме – это путь руководителя, который, зафиксировав отдельное проявление, стремится выявить и устранить причину, способную привести к ряду аналогичных событий.

Рисунок 2 – Пример линейной причинно-следственной цепочки

(а)

(б)

Рисунок 2 – Пример линейной причинно-следственной цепочки):
а) при движении «внутрь»; в) при движении «наружу» [1]

Причинно-следственная цепочка связывает целевой и ключевые недостатки. Она может быть как линейной, так и ветвящейся (рис. 3), в которой элементы объединены логическими операторами. Так, например, если несколько выявленных недостатков связаны логическим «И», достаточно устранить любой из них, чтобы следствие не наступило. Аналогичным образом, если выявленные недостатки связаны логическим «ИЛИ», для устранения следствия потребуется не допустить наступления каждого из них. Устранение только части из таких недостатков приведет к снижению вероятности наступления следствия, но не исключит возможность этого полностью, чего, тем не менее, в практических условиях нередко оказывается достаточно.

Рисунок 3 – Пример ветвящейся причинно-следственной цепочки (ключевые недостатки связаны логическим «ИЛИ»)

Рисунок 3 – Пример ветвящейся причинно-следственной цепочки (ключевые недостатки связаны логическим «ИЛИ») [1]

Устранение целевого недостатка достигается путем отсечения от него ключевых недостатков вне зависимости от направления причинно-следственной цепочки («внутрь» или «наружу»). Для этого на выбранном направлении причинно-следственной цепочки для каждой ветви, связывающей ключевые недостатки с целевым, должно быть обеспечено решение задачи, в которой принятие причины процесса (явления, события) сочетается с отрицанием следствия. Другими словами, в каждом случае необходимо добиться того, чтобы при продолжающемся влиянии причины было устранено воздействие ее негативных последствий.

СИДОРОВ Александр Владимирович«Традиционно считается, и это вполне справедливо, что после выявления ключевых недостатков необходимо работать именно над их устранением. Однако в реальной ситуации для этого не всегда могут найтись необходимые ресурсы или иметься соответствующий уровень доступа. В таком случае задача будет состоять в том, чтобы исключать следствия при сохранении причин, что можно делать в любом месте причинно-следственной цепочки».

Так, в примере, приведенном на рис. 2, решение любой из указанных альтернативных задач позволит с той или иной степенью эффективности и уровнем затрат обеспечить устранение целевого недостатка. Скажем, если для обеспечения плотного прижатия датчика к поверхности будут внесены соответствующие конструктивные изменения, это не устранит такие физические ключевые причины как различие коэффициентов теплового расширения или строения кристаллических решеток веществ датчика и поверхности, однако при сохранении причин влияние их негативных следствий окажется устранено. Или если разработчики техники доведут до службы снабжения данные о требуемом ресурсе датчика, это не исключит ключевую проблему, которая заключается в политике руководства предприятия, не обеспечивающей совместную работу его служб, однако в этом конкретном случае ее негативные последствия уже не приведут к целевому недостатку.

Главным достоинством ПСА является то, что построенная причинно-следственная цепочка дает возможность сформулировать значительное количество альтернативных задач и впоследствии выбрать те из них, которые в конкретных условиях наиболее удобны для решения и для решения которых имеются необходимые ресурсы и доступ.

Следует отметить, что разнообразие подходов к формированию мероприятий по улучшению, в том числе на основе результатов анализа отказов оборудования, далеко не ограничивается указанными. Их выбор во многом зависит от уровня корпоративной культуры предприятия, что будет рассмотрено в последующих статьях настоящего цикла.

Чтобы бы не пропустить публикации по управлению отказами оборудования, подписывайтесь на Telegram-канал Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации ЕАМ) t.me/eam_su!

Перечень ссылок

  1. Рожков А.Б., Кудрявцев А.В. Теория решения изобретательских задач // Открытое образование. – Режим доступа: https://openedu.ru/course/misis/triz1/.
  2. Сидоров А.В. Управление отказами оборудования: в 2 ч. Ч. I : Расследование и учет / А.В. Сидоров, В.А. Сидоров. – СПб.: ООО «ТОИР ПРО», 2019. – 128 с.
Материал предоставили СИДОРОВ Александр Владимирович, СИДОРОВ Владимир Анатольевич.

Больше информации по указанной теме можно найти в книге «Управление отказами оборудования», подготовленной под эгидой Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации EAM). Первая часть издания доступна здесь, а вторая – здесь.

Причинно-следственная цепочка

Cтраница 1

Причинно-следственная цепочка иллюстрирует причинно-следственные отношения между подцелями стратегии в разрезе определенных точек зрения, т.е. показывает, как могут быть достигнуты цели с различных точек зрения.
 [1]

Причинно-следственная цепочка: государство, занимающее деньги для финансирования долга, конкурирует с частными ссудами, что приводит к повышению процентных ставок; более высокие процентные ставки вызывают приток иностранных денег для покупки американских облигаций с более высокой доходностью; чтобы купить облигации, иностранные финансисты должны сначала купить доллары; спрос на доллары повышается и повышается цена доллара; американский экспорт снижается, а импорт увеличивается; возникает американский торговый дефицит.
 [2]

Медико-биологические концепции являются наиболее ранними и изучают причинно-следственную цепочку досуг – здоровье – труд. Их основу составляет разработка механизмов лечения заболеваний или их предупреждения с помощью оздоравливающих факторов, контакт с ко Юрыми возможен лишь в свободное время.
 [3]

Часто для выявления главного ТП требуется проанализировать причинно-следственную цепочку ( ПСЦ) связей и противоречий.
 [4]

При этом в основу оценки экономического ущерба положена следующая логическая причинно-следственная цепочка расчетов: выбросы вредных веществ от источников их образования – концентрация вредных веществ в окружающей среде – натуральный ущерб – затраты на нейтрализующие оргтехмероприятия – экономический ущерб.
 [6]

Для проведения дальнейшего анализа необходимо выявить корневые проблемы организации путем построения причинно-следственных цепочек проблем и определения методов устранения недостатков, приводящих к данной проблеме.
 [7]

На практике же смысл транзитивного замыкания заключается в том, что из всех причинно-следственных цепочек базы знаний из предложения Sj в предложение s выбирается такая, которая имеет критический путь максимальной достоверности.
 [8]

Анализируя свою когнитивную модель в уме, на бумаге или дисплее, индивид просматривает различные причинно-следственные цепочки на качественном уровне ( больше, меньше, усиливает, ослабляет), нередко ограничиваясь только линейными цепочками. Если результат действия одной цепи противоречит результату действия другой цепи, т.е. один путь усиливает (), а другой ослабляет ( -) воздействие фактора А на фактор Б, то, оставаясь на качественном уровне рассуждений, прийти к какому-то определенному выводу о результирующем воздействии довольно сложно. В когнитивных картах нередко бывает, что одна вершина ( фактор) входит одновременно в два контура обратной связи, один из которых положителен, а другой отрицателен.
 [9]

В анализе любого элемента системы нас интересует не он сам, а его функция, то есть способность выполнять или воспринимать определенные воздействия. Для функций также существует причинно-следственная цепочка.
 [10]

На основе численных экспериментов [14] показано, как структура слоя влияет на гидродинамику фильтрующегося потока. Таким образом, в причинно-следственной цепочке способ загрузки – структура слоя – распределение фильтрующегося потока в слое связь между отдельными элементами в принципе показана ранее, однако прямых экспериментальных доказательств, подтверждающих одновременно всю цепочку, не было.
 [11]

Несмотря на простоту такой идеи оценки ущерба, практическое ее выполнение вызывает значительные трудности. В основу оценки экономического ущерба от загрязнения положена следующая логическая причинно-следственная цепочка расчетов: выбросы вредных веществ из источников их образования – концентрация вредных веществ в атмосфере ( водоеме) – натуральный ущерб – экономический ущерб.
 [12]

Одновременно было сформулировано понятие технологического сайта как изначального пункта причинно-следственной цепочки, заканчивающейся видимым проявлением интенсифицирующего воздействия.
 [13]

Приведенный пример, а именно описание одной из подсистем ПГА – затвора, свидетельствует о необходимости привлечения к решению задач обеспечения надежности смежных научно-технических дисциплин и их приложений для создания действительно надежных и экономичных изделий. Изучение физических ( физико-химических) закономерностей, лежащих в основе причинно-следственной цепочки событий, приводящих к отказам, дает возможность использовать эту информацию как эффективный инструмент в работах по обеспечению надежности. При этом необходима такая методология изучения физики отказов, которая бы помогла: построить целостную картину исследуемых объектов, конструктивных исполнений и эксплуатационных условий; учитывать зависимость состояния объекта ( ПГА) от состояния его частей и наоборот; учитывать связь исследуемого объекта ( ПГА) с внешней средой [ наряду с системным понятием внешняя среда далее будут применены термины рабочая и окружающая среда; рабочая среда ( поток материалов) является внешней средой по отношению к ПГА как системе, управляющей средой; окружающая среда – это также внешняя среда, соприкасающаяся с ПГА с наружной стороны ], подразумевая под этим термином комплекс внешних воздействий, включая полезную функцию, выполняемую ПГА.
 [14]

Страницы:  

   1

   2

Добавить комментарий