Нормы расхода на ГСМ
Компания, которая имеет в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автотранспортное средство, должна вести учет поступления и расхода горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ).
К ГСМ относятся три группы материалов:
-
топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
-
смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, смазки);
-
тормозные и охлаждающие жидкости.
Контроль за расходом топлива и смазочных материалов обычно ведется в специальной ведомости учета и движения ГСМ.
Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах
Уметь настраивать и вести управленку — значит быть полезным для руководителей. Научитесь понимать, откуда приходят и куда уходят деньги компании на курсе повышения квалификации от «Клерка».
В бухгалтерском и налоговом учете основная задача списания ГСМ относится к 1-й группе (топливо), так как его расход при эксплуатации автомобиля несоизмеримо выше, чем охлаждающей жидкости.
Способ учета расходов на ГСМ нужно утвердить в учетной политике. Здесь надо отразить, будет ли компания нормировать расходы и если да, то по каким нормам списывать — собственным или утвержденным Минтрансом.
Нормативы можно использовать не только для списания ГСМ, но и для планирования закупки топлива. Этот момент особенно актуален, если речь идет о транспортном предприятии.
Ранее Минфин утверждал, что расходы на ГСМ нужно учитывать с применением норм, которые были утверждены распоряжением Минтранса от 14.03.08 № АМ-23-р. Списывать топливо по своим лимитам разрешалось только в том случае, если в распоряжении нет норм на нужный автомобиль.
Скачать ведомость учета и движения ГСМ.
Позже чиновники согласились, что нормировать расходы на топливо необязательно (письмо Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875).
Однако нормы помогают экономически обосновать расходы на ГСМ. Операции по списанию топлива в пределах лимита не вызовут нареканий со стороны налоговой инспекции. Расходы сверх лимита компании придется обосновать.
На практике зачастую требуется устанавливать собственные нормы расхода для автомобилей, так как утвержденные показатели не всегда соответствуют фактическим.
Принятые для учета нормы, независимо от того, свои или Минтранса, необходимо утвердить приказом руководителя.
Как рассчитать норму расхода на ГСМ
Наиболее безопасный и удобный способ определения норм расхода ГСМ — это использовать показатели, установленные Минтрансом. Если для автомобиля нет утвержденных Минтрансом норм или организация решила использовать другие показатели, она вправе установить свой лимит.
Рассчитать нормы разных марок авто можно двумя способами.
-
Самый простой способ удобно использовать для расчета норм новых автомобилей. За основу можно взять технические характеристики автотранспорта в документации от завода-изготовителя. Такой подход соответствует позиции Минтранса.
-
Другой способ подразумевает использование контрольных замеров. Для этого в пустой бак автомобиля, по которому разрабатывают нормы, заливают фиксированное количество топлива, например, 100 литров.
Затем автомобиль выпускают на маршрут до полного опустошения бака. Контрольная комиссия снимает показания одометра до выезда авто и после приезда и путем деления литров на километраж высчитывает, сколько топлива надо для проезда одного километра пути.
Полученный показатель фиксируют в акте и подтверждают подписью всех членов контрольной комиссии. Акт контрольного замера расхода топлива вы можете скачать по ссылке.
Так как расход бензина зависит от разных факторов, лучше произвести замеры в различных ситуациях использования авто: для груженого и порожнего транспорта, в летнее и зимнее время, в дождь и снег. Отдельно следует зафиксировать расход топлива во время простоя с включенным двигателем.
Такой способ нормирования довольно сложный. Так как для учета всех вариантов потребуется неоднократно повторять контрольные замеры, и это только по одному виду транспорта.
Чтобы облегчить задачу, можно воспользоваться следующим вариантом. Утвердить один стандартный норматив и повышающие коэффициенты для разных сезонов, степени загрузки, езды по городу или по трассе.
Организациям, использующим спецтехнику, лучше воспользоваться нормами, которые утверждают отраслевые ведомства. Например, для предприятий лесной промышленности это будут нормы, утвержденные Приказом Рослесхоза от 13.09.1999 № 180.
Списание расходов на ГСМ
Каждый факт хозяйственной деятельности предприятия отражается в учете на основании первичных документов. Основным документом для списания ГСМ является путевой лист, который оформляется отдельно на каждую единицу автотранспорта. На основании этого документа расходы на топливо учитывают в составе материальных или прочих расходов на содержание служебного транспорта.
Чтобы расходы по путевому листу не подвергались сомнению со стороны налоговиков, документ должен быть правильно оформлен и содержать определенные реквизиты. Правила заполнения путевых листов утверждены приказом Минфина от 11.09.2020 № 368 и действуют до конца 2026 года.
Согласно документу в путевом листе должны быть заполнены следующие реквизиты.
-
Наименование и номер. В наименовании указывают тип транспортного средства — легкий, грузовой, автобус и др. В заголовке проставляют номер в хронологическом порядке.
-
Срок действия путевки. Порядок и сроки составления путевого листа определяют самостоятельно и прописывают в учетной политике. Путевку можно оформлять на один день, один рейс, если его длительность превышает один день, и на более длительный период, независимо от продолжительности поездки.
При оформлении путевого листа на один день или один рейс в заголовке потребуется указать соответствующую дату, когда совершается выезд. Если путевой лист открывается на время рейса, прописывают даты начала и окончания рейса, например, с 13.01.22 по 16.01.22.
При заполнении путевки на определенный период при каждом отправлении и возвращении из рейса нужно проставлять дату и время. Так как типовая форма путевого листа не предусматривает такой возможности, потребуется разработать свой бланк и утвердить его в учетной политике.
-
Данные о владельце автотранспорта. Заполнение этого поля отличается для организаций и предпринимателей. Организации заполняют наименование, организационно-правовую форму, ОГРН, адрес и телефон. Бизнесмены вписывают Ф.И.О., ОГРНИП, почтовый адрес и телефон.
Данные нужно указать в соответствии с учредительными документами. Любые ошибки при заполнении реквизита о владельце автотранспорта могут привести к снятию расходов по этому путевому листу, так как налоговые инспекторы не смогут идентифицировать компанию или ИП в реестре налогоплательщиков.
-
Тип, марка и госзнак транспортного средства. Эти сведения заполняют по данным СТС и ПТС автомобиля. Если используется машина с прицепом, нужно указать модель и госномер прицепа.
-
Показания одометра при выезде на смену и возвращении в парк. Эти сведения являются ключевыми, так как по ним определяют пробег авто и расход топлива. Пробег нужно указывать в полных километрах без десятичных знаков.
Километраж по отдельным участкам маршрута должен совпадать с общим пробегом по путевому листу. Отсутствие показаний одометра является основанием для отказа в расходах по налогу на прибыль со стороны ИФНС.
Если одометр неисправен, нужно указать это в соответствующем поле путевого листа и составить акт о наличии дефекта. К путевке нужно будет приложить документ, подтверждающий пробег автомобиля. В частности, для учета километража можно данные системы ГЛОНАСС.
-
Дата и время выезда из автопарка. Укажите дату и время в часах и минутах, когда машина покинула гараж и вернулась обратно. Укажите время прибытия в промежуточные точки маршрута для подтверждения использования авто в служебных целях.
Если в листе стоит дата выезда в выходной, нужно подтвердить документально привлечение сотрудника к работе в этот день.
-
Отметка о техническом контроле состояния транспортного средства. Контроль за состоянием транспорта напрямую влияет на безопасность пассажиров и водителя. Механик, заполняющий в путевке реквизит об исправности транспорта перед выездом и при въезде в парк, подтверждает, что автомобиль не сломается и не создаст аварийную ситуацию на дороге.
-
Заполнять этот реквизит нужно только в том случае, если компания и предприниматель профессионально занимаются перевозками или они осуществляются грузовым транспортом или автобусом.
-
Сведения о водителе и результат медосмотра. Здесь нужно указать Ф.И.О. водителя, дату и время проведения его предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Дополнительно можно указать номер водительского удостоверения, но это необязательный реквизит.
Проходить медицинское освидетельствование должны все работники, принятые на должность водителей (ст. 23 закона от 10.12.95 № 196-ФЗ). Также медосмотр обязателен для сотрудников, работа которых связана с постоянными разъездами.
Какие новые правила по ГСМ в 2023 году? Рассказывают эксперты на курсе «Клерка». Расскажем все новые правила и как с ними работать без штрафов.
Узнать о новых правилах
По итогам предрейсового медосмотра медработник ставит штамп с надписью о допуске к работе, свою подпись, расшифровку и дату. По итогам послерейсового осмотра медработник ставит штамп о прохождении осмотра, подпись, расшифровку и дату.
Если путевой лист оформлен на нескольких водителей, в нем должна стоять отметка о медосмотре всех, указанных в листе, водителей. Если предрейсовый осмотр обязателен для всех водителей, то послерейсовый должны проходить только те работники, которые перевозят пассажиров и опасные грузы (ст. 23 закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
За выпуск в рейс водителя без медосмотра или при наличии медицинских противопоказаний установлена административная ответственность в виде штрафа. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 25 тыс. рублей, юридических лиц — на сумму до 130 тыс. рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При повторном нарушении деятельность компании могут приостановить на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП).
-
Сведения о перевозке. Этот реквизит появился в 2021 году. Здесь нужно указать виды сообщения и перевозки. К виду сообщений относится городское, пригородное, междугородное и международное. Если видов сообщений несколько, их нужно перечислить через запятую.
Порядок заполнения вида перевозки Минтранс пояснил в письме от 03.03.21 № Д3-468-ПГ, согласно которому в графе «Вид перевозки» нужно указать один из следующих видов перевозки — регулярная перевозка пассажиров и багажа, перевозка пассажиров и багажа по заказу, организованная перевозка группы детей, перевозка пассажиров и багажа легковым такси, перевозка грузов, перевозка для собственных нужд.
Кроме обязательных, в путевом листе можно указать любые дополнительные реквизиты, связанные с особенностями работы предприятия.
Важно отметить, что при самостоятельном техобслуживании транспорта и технических средств также может потребоваться топливо и другие горюче-смазочные материалы. В этом случае расходы списывают не на основании путевого листа, а на основании акта. Акт о списании ГСМ вы можете скачать по ссылке.
Кроме того, транспортные компании могут списывать естественную убыль бензина, если они имеют собственные емкости для его хранения и разрешение на закупку и хранение ГСМ. Однако это дозволено делать, только если не нарушается техника работы с топливом.
Чтобы избежать проблем с излишними недостачами и чрезмерным списанием топлива, необходимо разработать инструкцию по работе с ГСМ и ознакомить с ней сотрудников. Инструкцию по работе с ГСМ можно скачать по ссылке.
Приказ о нормах расхода на ГСМ
Независимо от выбранной формы учета нормы расхода на ГСМ нужно утвердить приказом руководителя. Он требуется для того, чтобы экономически обосновать затраты на топливо. Приказ об утверждении норм расхода ГСМ можно скачать по ссылке.
В приказе 2022 года нужно утвердить нормы расхода на каждый автомобиль, прописать вид топлива и, если есть, надбавочные коэффициенты. Чтобы не дублировать приказ несколько раз в году, целесообразно сразу прописать в документе летние и зимние нормы.
При наступлении холодов или оттепели руководитель вправе изменить срок действия надбавок своим приказом. Для правильного расчета сезонного повышения нормы можно воспользоваться таблицей значений, утвержденной Минтрансом в Распоряжении от 14.03.08 № АМ-23-р.
Компенсация расходов на ГСМ
Если у предприятия нет в наличии транспорта, работник может задействовать свой автомобиль для выполнения служебных обязанностей. За использование личного транспорта организация обязана выплатить работнику компенсацию.
Возмещение расходов на бензин выплачивается работнику при соблюдении следующих условий:
-
руководитель согласовал работнику использование личного автомобиля;
-
сотрудник подтвердил расходы первичными документами (чеками, путевыми листами);
-
работник должен быть официально устроен в компанию.
Для корректного ведения учета нужно закрепить условия выплаты компенсации в дополнительном соглашении к трудовому договору. В документе можно указать особые условия работы, сумму компенсации, марку и номер автомобиля, необходимость предоставления подтверждающих документов.
Далее нужно утвердить выплату приказом руководителя о возмещении расходов, связанных с использованием личного автомобиля в служебных целях. Приказ о назначении компенсации за использование личного автомобиля можно скачать по ссылке.
Учет расходов на ГСМ осуществляется в разрезе каждого работника. В бухучете издержки на ГСМ относятся к коммерческим или общехозяйственным расходам.
Закон ограничивает сумму компенсации для легковых автомобилей. Максимальные суммы выплат указаны в постановлении Правительства от 08.02.02 № 92. Нормативы зависят от объема двигателя:
-
для двигателя объемом до 2 000 куб. см. — 1 200 рублей;
-
двигателей свыше 2 000 куб. см — 1 500 рублей.
За использование грузового личного автотранспорта сотруднику выплачивают компенсацию, покрывающую издержки, понесенные в процессе выполнения служебных обязанностей. Компенсационная выплата не облагается НДФЛ и взносами (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК), так как не является оплатой труда работника.
Расходы на ГСМ при УСН
При упрощенной системе налогообложения есть некоторые особенности учета ГСМ. Компании и бизнесмена на УСН с объектом «Доходы» не учитывают расходы на ГСМ, здесь в налогообложении учитываются только доходы (п. 1 ст. 346.18 НК).
При УСН с объектом «Доходы минус расходы» к учету можно принять только подтвержденные документально и оплаченные расходы на приобретение топлива. В составе материальных расходов можно списать затраты на топливо при оказании автотранспортных услуг. Расходы на ГСМ для служебного автомобиля относятся к прочим расходам (п. 2 ст. 346.16 НК).
Признать расходы можно только при выполнении следующих условий:
-
ГСМ должны быть приобретены для ведения деятельности и оплачены;
-
расходы должны быть подтверждены первичными документами, как и при расчете налога на прибыль (путевые листы, чеки АЗС).
С таким подходом согласны и налоговые органы (письмо ФНС от 22.11.2010 № ШС-37-3/15988).
Понятие ГСМ
К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Что такое путевой лист
Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.
Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.
Документ вступил в силу с 01.01.2021. Основные нововведения:
- Путевой лист обязателен при любой эксплуатации автомобиля вне зависимости от вида и нюансов перевозки.
- Введен новый реквизит «Сведения о перевозке».
- Обязательно нужно указывать марку прицепа.
- Ответственное лицо обязано указывать время выезда ТС на линию и время его возвращения.
С 01.09.2021 путевые листы заполняются с учетом новых правил технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9.
Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ФСБУ 27/2021.
ВАЖНО! С 01.01.2013 использование унифицированных форм документов необязательно. Организации вправе разработать собственные бланки со всеми обязательными реквизитами первичных документов и утвердить их в учетной политике. А с 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 “Документы и документооборот в бухгалтерском учете”, который устанавливает перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. Положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024 года. Подробнее об этом мы писали в статье.
С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.
На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).
Образец заполнения обновленного путевого листа см. здесь.
О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Задать вопрос и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».
Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.
ВАЖНО! С 2023 года вводятся в действие электронные путевые листы. Подробнее об этом мы писали в материале.
О путевых листах для ИП читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».
Как выписать путевой лист на месяц, мы писали в материале.
Учет расхода ГСМ в путевом листе
Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.
Если же обратиться к приказу Минтранса № 368, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.
Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.
Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.
Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.
Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть и скачать на нашем сайте по ссылке ниже:
Скачать образец акта о списании ГСМ
Бухгалтерский учет ГСМ
Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ФСБУ 5/2019 “Запасы”.
Важно! С 2021 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым федеральным стандартом ФСБУ 5/2019 “Запасы” (он заменил ПБУ 5/01). О том, как изменились правила учета МПЗ, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Вы можете посмотреть разъяснения, если получите пробный доступ к правовой системе. Он бесплатный.
Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):
- по средней себестоимости;
- по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).
Есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.
Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.
Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)
Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.
Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.
Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)
Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.
1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.
Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:
- В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
- ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.
ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.
На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.
Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.
В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).
О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.
Пример списания ГСМ по путевым листам
Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.
ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.
При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.
Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.
В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.
Учет ГСМ при поступлении
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Операция (документ) |
10 |
60 |
3 800 |
Оприходован бензин (ТОРГ-12) |
19 |
60 |
760 |
Отражен НДС (счет-фактура) |
Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.
Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту
В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.
Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 – 20 = 20 л.
Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Операция (документ) |
26 |
10 |
800 |
Списание бензина (бухгалтерская справка-расчет) |
Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам
В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.
В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:
Qн= 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где: Qн — нормативный расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).
По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.
По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).
Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л
Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.
Дт |
Кт |
Сумма, руб. |
Операция (документ) |
26 |
10 |
176 |
Списание бензина (бухгалтерская справка-расчет) |
Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.
Итоги
ГСМ — существенная статья расходов во многих организациях. Это значит, что бухгалтерам нужно уметь вести учет ГСМ и обосновывать эти расходы. Использование путевых листов — один из способов определения количества использованных ГСМ.
С помощью ПЛ можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.
После определения фактического или нормативного объема использования сумму к списанию можно рассчитать путем умножения стоимости единицы на объем.
Учет ГСМ, списанного в результате работы спецтехники, не имеющей одометра, может производиться на основании акта списания ГСМ.
Особое же внимание нужно уделять признанию расходов на ГСМ в рамках налогового учета.
Актуально на: 18 октября 2018 г.
0
Горюче-смазочные материалы (ГСМ) – это особый вид производственных запасов, к которому относятся топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) (п. 3 Методических рекомендаций, утв. Минсельхозом 16.05.2005). Вопросы бухгалтерского учета ГСМ актуальны для всех организаций, которые арендуют или используют собственные транспортные средства.
Одной из основных задач учета ГСМ является правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по отпуску горюче-смазочных материалов. Документ, которым обычно оформляется списание ГСМ, – это соответствующий акт. Как такой акт составить, расскажем в нашей консультации.
ГСМ: списываем, оформляем и учитываем в расходах
Если у организации есть собственный транспорт, ГСМ-расходы на него она может учесть при налогообложении прибыли (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом нормировать такие расходы необязательно. НК РФ не требует, чтобы организация руководствовалась «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). С другой стороны, в целях контроля за расходованием и обеспечения сохранности ГСМ, нормы расхода организации обычно утверждают. Ведь в противном случае сложно будет подтвердить величину расходов на ГСМ и обосновать их размер, а применять критерии обоснованности и документального подтверждения расходов организации должны всегда (п. 1 ст. 252 НК РФ). Как произвести расчет норматива расхода топлива, мы рассказывали в нашей консультации и приводили образец соответствующего акта.
Аналогично, расходы на ГСМ организация может учесть в случае аренды автомобиля (как с экипажем, так и без экипажа), ведь расходы на приобретение топлива и иных ГСМ в общем случае лежат на арендаторе (ст.ст. 636, 646 ГК РФ).
А вот если работодатель выплачивает работнику компенсацию за использование для служебных поездок его личного легкового автомобиля, то предполагается, что такая компенсация включает в себя и затраты на ГСМ. А потому учесть при налогообложении прибыли дополнительно к компенсации еще и ГСМ-расходы нельзя (Письмо Минфина от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366).
В том случае, когда организация может учесть затраты на ГСМ в своих расходах, ей необходимо документально их подтвердить.
Форма акта на списание ГСМ (образец)
Законодательством не установлена обязательная к применению форма акта на списание ГСМ. Потому такая форма разрабатывается организацией самостоятельно и утверждается в составе Учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли. Примерную форму акта на списание ГСМ (образец) скачать бесплатно можно по приведенной ниже ссылке. Главное при разработке формы акта обеспечить наличие в нем обязательных реквизитов первичного учетного документа, которые предусмотрены ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, составившей документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
– наименование должностей лиц, совершивших операцию и ответственных за ее оформление;
- подписи данных лиц с указанием их фамилий и инициалов.
Обычно такой акт утверждается специально созданной комиссией. Со ссылкой на путевой лист или иной документ, обосновывающий расход ГСМ, в акте указывается по каждому виду расход горюче-смазочных материалов за отчетный период (обычно за месяц). На основании подписанного комиссией акта отражается списание ГСМ в бухгалтерском учете и производится признание затрат на них в целях налогообложения прибыли.
Приведем для акта списания ГСМ образец его заполнения.
Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу
Скачать
Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу
Скачать
Указанную форму акта можно использовать для подтверждения расходов на списание ГСМ не только по транспортным средствам. Так, например, для акта на списание ГСМ на генератор образец можно использовать аналогичный. Как и, скажем, для акта на списание ГСМ на бензокосу образец можно заполнять такой же.
Также читайте:
- Берем автомобиль в аренду, а бензин – взаймы
- Нормируем расход автомобильного топлива для легковушек
- Остаток бензина в баке арендованного авто
Утверждение норм расхода топлива на предприятии — это процедура, определяющая правила списания горюче-смазочных материалов, расходуемых при использовании служебного автотранспорта. Локальные показатели на летний и зимний периоды устанавливают отдельным приказом.
Когда издается такое распоряжение
Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникают затраты на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственный, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые затраты необходимо обосновать и документально подтвердить. С другой стороны, установка расхода топлива по четким нормативам позволяет контролировать его приобретение ответственными лицами.
Нормативная база
Издавая приказ об утверждении нормы ГСМ, организация ориентируется на рекомендуемый Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р объем расхода топлива. В нем отражено нормирование горюче-смазочных материалов по видам автомобиля и порядок пересчета при особых условиях эксплуатации автомобиля.
Если автотранспортное средство не указано в Распоряжении АМ-23-Р, ориентироваться следует на техническую документацию производителя.
В письме № 03-03-07/74189 от 26.09.2019 Минфин подтвердил, что организация вправе издать приказ о списании ГСМ по фактическому расходу. Но требуется документальное подтверждение и экономическое обоснование размера затрат и подтверждение того, что они понесены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
Правила расчета
Объем затрачиваемого топлива на любое транспортное средство зависит как от базового нормированного объема списания, так и от условий его эксплуатации, и распоряжение о нормах расхода топлива и ГСМ устанавливает объем списания, рассчитанный с учетом всех сторон.
Чтобы правильно сделать расчет, необходимо определиться с базовым нормированным объемом списания:
- обратиться к Распоряжению АМ-23-Р;
- если автомобиль не упомянут Минтрансом в распоряжении, обратиться к технической документации завода-изготовителя;
- если транспорт сильно изношен либо условия эксплуатации являются специфическими, организация вправе сама провести контрольные замеры и установить объем списания с учетом мнения внутренней комиссии.
Это образец приказа о нормах расхода ГСМ в летнее и зимнее время, составленного по всем правилам:
Нормативы по расходованию топлива корректируются на установленные коэффициенты, которые учитывают условия эксплуатации:
Условия эксплуатации | Применяемые коэффициенты |
---|---|
Горная местность | 5-20%, в зависимости от высоты над уровнем моря |
Населенные пункты | 2-35%, в зависимости от численности. Максимальный коэффициент применяется только в городах с численностью более 5 млн чел. |
Новые автомобили | До 10% на период обкатки |
Эксплуатация более 5 лет или пробег более 100 000 км | До 5% |
Эксплуатация более 8 лет или пробег более 150 000 км | До 10% |
Использование системы климат-контроль | До 7% |
Актуальный образец приказа об установлении норм расхода топлива в 2023 году с учетом контрольных заездов.
Особенности летней и зимней эксплуатации
При нормировании списания бензина рассчитывается летнее потребление, оно фиксируется в отдельном приказе. Распоряжение АМ-23-Р разрешает списывать бензин в большем размере в зимнее время. Для каждого региона РФ установлен особый повышающий коэффициент от 5 до 20% и сроки зимнего периода. Для центральной России он составляет 10%. Применять его допустимо с ноября по март, издав распоряжение о повышении расхода.
Так выглядит образец приказа об увеличении расхода ГСМ транспорта на зимний период 2023-2024 годов.
ПРИКАЗ
г. Санкт-Петербург
«30» октября 2023 г. № 215
«О переходе на зимние нормы расходования ГСМ»
В связи с наступлением зимнего периода, в соответствии с положениями Распоряжения Минтранса России № АМ-23-р от 14.03.2008,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Установить нормы расходования ГСМ на период с 1 ноября 2023 по 31 марта 2024 для автомобиля BMW M3 гос. № Б111ББ78 с учетом повышающего коэффициента 10% в размере 16,7 л/100 км.
- Контроль за исполнением данного приказа возлагаю на главного бухгалтера С.С. Сергееву
Генеральный директор ____________________________ П.П. Петров
Можно прописать нормирование летнего и зимнего расходования ГСМ в одном локальном нормативном акте. Тогда не придется издавать отдельные распоряжения для лета и зимы.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Котова Алла Николаевна
Главный бухгалтер
В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.
Все статьи автора
Вам может быть интересно:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях
Нормы списания ГСМ 2023 в таблице – Минтранс РФ. Норма расхода топлива по маркам автомобилей
Бухгалтерия
Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса
Норму расхода бензина утвердил Минтранс. Эти стандарты используются для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и для расчетов себестоимости перевозок и других транспортных услуг.
Как регулируются нормативы
Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — норму расхода топлива по маркам автомобилей (Распоряжение № АМ-23-р от 14.03.2008). Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).
Распоряжение № АМ-23-р устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:
- Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
- Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
- стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
- норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
- Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.
Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.
Можно ли разработать индивидуальные нормативы
Распоряжение № АМ-23-р определяет нормы списания ГСМ в 2023 году по видам транспорта в РФ для всех организаций. Но использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.
Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.
Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.
Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Организации вправе утвердить собственные показатели.
Нормативные значения утвердите локальным приказом.
Как считать
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ |
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ |
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ |
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2023 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:
- Б — бензин;
- Д — дизтопливо;
- СНГ (СУГ) — сжиженный нефтяной газ;
- СПГ (КПГ) — сжатый природный газ.
Модель, марка, модификация автомобиля |
Базовая норма, л/100 км |
Вид топлива |
---|---|---|
ВАЗ-1111 «Ока» |
6,5 |
Б |
ВАЗ-11113 «Ока» (ВАЗ-11113-2L-0,75-35-4М) |
5,6 |
Б |
ВАЗ-11183 «Калина» (ВАЗ-21114-4L-1,596-81-5М) |
8,0 |
Б |
ВАЗ-2104 |
8,5 |
Б |
ВАЗ-21041 (ВАЗ-21067.10-4L-1,568-74,5-5М) |
9,1 |
Б |
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М) |
8,3 |
Б |
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,451-71,5-4М) |
9,0 |
Б |
ВАЗ-2105, -21051, -21053 |
8,5 |
Б |
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) |
8,5 |
Б |
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-4М) |
9,0 |
Б |
ВАЗ-21061 |
9,0 |
Б |
ВАЗ-21063 (ВАЗ-2130-4L-1,77-82-5М) |
9,0 |
Б |
ВАЗ-2107 (ВАЗ-2103-4L-1,45-72,5-4М) |
8,6 |
Б |
ВАЗ-21072 (ВАЗ-2105-4L-1,3-63,5-4М) |
8,9 |
Б |
ВАЗ-21074 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) |
8,5 |
Б |
ВАЗ-21074 (ВАЗ-21067-4L-1,568-74,5-5М) |
8,9 |
Б |
ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083, -2109 |
8,0 |
Б |
ВАЗ-21093 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,7 |
Б |
ВАЗ-21093; -21099 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) |
7,5 |
Б |
ВАЗ-21099 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,8 |
Б |
ВАЗ-2110 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) |
7,4 |
Б |
ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4L-1,499-73-5М) |
7,8 |
Б |
ВАЗ-21102 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,5 |
Б |
ВАЗ-21103 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) |
7,7 |
Б |
ВАЗ-21104 (ВАЗ-21124-4L-1,596-90-5М) |
8,4 |
Б |
ВАЗ-2111 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,6 |
Б |
ВАЗ-21112-00 1.6 (ВАЗ-21114-4L-1,596-80-5М) |
8,3 |
Б |
ВАЗ-21113 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) |
7,8 |
Б |
ВАЗ-2112 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) |
7,7 |
Б |
ВАЗ-21140 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,9 |
Б |
ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-3,94-5М) |
7,4 |
Б |
ВАЗ-2120 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
10,7 |
Б |
ВАЗ-212090 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
12,5 |
Б |
ВАЗ-2121, -21211 |
12,0 |
Б |
ВАЗ-21213 (ВАЗ-21213-4L-1,690-80-5М) |
11,5 |
Б |
ВАЗ-21213Б брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) |
12,1 |
Б |
ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-21214.10-4L-1,689-82-5М) |
10,9 |
Б |
ВАЗ-21218 (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) |
11,9 |
Б |
ВАЗ-212182 брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) |
12,3 |
Б |
ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5М) |
10,5 |
Б |
ВАЗ-2131 (ВАЗ-21213-4L-1,69-80-5М) |
11,3 |
Б |
ВАЗ-21310 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
11,5 |
Б |
ВАЗ-213102 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-80-5М) |
12,4 |
Б |
ВАЗ-21312 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
11,4 |
Б |
ВАЗ-2302 «Бизон» (ВАЗ-2121-4L-1,57-78-4М) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-13 |
20,0 |
Б |
ГАЗ-14 |
22,0 |
Б |
ГАЗ-24, -24-10, -24-60 |
13,0 |
Б |
ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т |
13,5 |
Б |
ГАЗ-24-02, -24-04 |
14,0 |
Б |
ГАЗ-24-07 |
16,5 |
СНГ |
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) |
13,5 |
Б |
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) |
14,0 |
Б |
ГАЗ-24-17, -24-25 |
16,5 |
СНГ |
ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) |
10,7 |
Б |
ГАЗ-3102 (Toyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M) |
11,2 |
Б |
ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М) |
12,5 |
Б |
ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М) |
12,0 |
Б |
ГАЗ-310200 (Toyota-6V-3,378-194-4А) |
13,8 |
Б |
ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М) |
13,5 |
Б |
ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М) |
13,9 |
Б |
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М) |
13,1 |
Б |
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 – 4L-2,445-100-4М) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 – 4L-2,445-90-4М) |
13,5 |
Б |
ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М) |
13,7 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М) |
10,7 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М) |
12,2 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М) |
11,4 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) |
12,1 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) |
10,6 |
Б |
ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) |
11,5 |
Б |
ЗАЗ-1102 |
7,0 |
Б |
ЗИЛ-114 |
24,0 |
Б |
ЗИЛ-117 |
23,0 |
Б |
ЗИЛ-4104 |
26,0 |
Б |
ЗИЛ-41047 (8V-7,68-315-3А) |
26,5 |
Б |
ИЖ-2125, -21251, -2126 |
10,0 |
Б |
ЛуАЗ-1302 |
11 |
Б |
Москвич-2136, -2140, -2141 (все модификации) |
10,0 |
Б |
Москвич-2141 «Юрий Долгорукий» (Renault-4L-1,998-113- 5M) |
8,6 |
Б |
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3317-4L-1,7-85-5М) |
9,4 |
Б |
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3320-4L-2,0-91-5М) |
9,6 |
Б |
Москвич-21412-01 (УЗАМ-331.10-4L-1,478-72-5М) |
8,5 |
Б |
Москвич-21412-01 (УЗАМ-3313-4L-1,815-85-5М) |
9,0 |
Б |
Москвич-214145 «Святогор» (Renault-4L-1,998-113-5M) |
8,8 |
Б |
Москвич-2142 «Князь Владимир» (Renault-4L-1,988-113-5M) |
8,9 |
Б |
Москвич-2142 «Иван Калита» (Renault-4L-1,988-145-5M) |
10,2 |
Б |
УАЗ-31512 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,45-90-4М) |
15,5 |
Б |
УАЗ-31512 (ЗМЗ-40260F-4L-2,445-100-4М) |
15,4 |
Б |
УАЗ-31512 (УМЗ-4178-4L-2,445-76-4М) |
15,1 |
Б |
УАЗ-31514 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-4М) |
16,7 |
Б |
УАЗ-31514 (ЗМЗ-40210L-4L-2,445-81-4М) |
15,5 |
Б |
УАЗ-31514 (УМЗ-41780В-4L-2,445-76-4М) |
15,8 |
Б |
УАЗ-31514 (УМЗ-402100-4L-2,445-74-4М) |
15,6 |
Б |
УАЗ-31517 (HR 492 НТА фирмы «VМ»-4L-2,393-100-4М) |
11,0 |
Д |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4М) |
14,5 |
Б |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) |
15,9 |
Б |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-98-4М) |
14,9 |
Б |
УАЗ-315195 (ЗМЗ-4090011-4L-2,693-128-5М) |
13,5 |
Б |
УАЗ-315195 Hunter (ЗМЗ-40900G-4L-2,693-128-4М) |
13,8 |
Б |
УАЗ-3153 СБА-4УМ (брон.) (УМЗ-4218-10 -4L-2,89-98-4М) |
16,6 |
Б |
УАЗ-3153 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) |
15,4 |
Б |
УАЗ-3159 «Барс» (ЗМЗ-4092.10-4L-2,7-133-5М) |
16,5 |
Б |
УАЗ-31601 (УМЗ-421.10-10-4L-2,89-98-5М) |
15,3 |
Б |
УАЗ-31604 (VM-425LTRV-4L-2,5-105-5М) |
13,2 |
Д |
УАЗ-3162 СБА 10У (брон.) (УМЗ-421.10-4L-2,89-98-4М) |
16,0 |
Б |
УАЗ-31622 (ЗМЗ-4092.10-4L-2,69-130-5М) |
13,7 |
Б |
УАЗ-3163-10 «Патриот» (ЗМЗ-40900R-4L-2,693-128-5М) |
13,5 |
Б |
Расчет для легковых автомобилей
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
- S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
- D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:
- для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
- для зарубежных авто до 2008 года;
- для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Учет пробега для исчисления нормативных значений ведется исключительно по путевым листам. Это специальный первичный документ, который заполняют организации, эксплуатирующие транспорт. О форме и правилах заполнения читайте в статье «Инструкция: заполняем путевой лист легкового автомобиля».
Расчет для автобусов
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Расчет для грузовиков
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Фактическое значение пробега определяйте по путевому листу.
Подробнее: заполняем новый путевой лист грузового автомобиля
Корректировочные коэффициенты
Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива — таких показателей несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.
Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.
Когда нормативы повышаются
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
- работа в зимний период — 5-20%;
- эксплуатация в горной местности — 5-20%;
- дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
- передвижение в городских зонах — 5-35%;
- необходимость частых технологических остановок — 10%;
- необходимость низкой скорости движения — 15-35% в среднем;
- для обкатки нового авто — до 10%;
- по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса № АМ-23-р от 14.03.2008 (ред. от 20.09.2018).
Когда нормативы понижаются
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
Критерий |
Коридор значения коэффициента |
---|---|
Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов |
До 15% |
При работе в пригородной зоне |
Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах |
В некоторых ситуациях есть необходимость применить сразу несколько коэффициентов. Тогда следует рассчитывать надбавку или снижение как сумму или разницу показателей.
Об авторе статьи
Евдокимова Наталья
Бухгалтер-эксперт
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
Вместе с эти материалом часто ищут:
Как отозвать доверенность, выданную юридическим лицом:
- Сообщить об отзыве поверенное лицо и тех, кто требовал документ (п. 1 ст. 189 ГК РФ).
- Забрать оригинал (п. 3 ст. 89 ГК РФ).
- Если невозможно оповестить всех, отозвать через нотариуса (п. 1 ст. 189 ГК РФ).
27 января 2020
Простой по вине заказчика — это время, в течение которого подрядчик не может исполнять принятые по договору обязанности, потому что его контрагент не предоставил необходимых материалов либо не выполнил условия, обеспечивающие возможность работы.
15 августа 2019
Закон о порядке регистрации уставов муниципальных образований — это 97-ФЗ от 21.07.2005. В нем прописаны все правила и требования по процедуре.
15 июня 2020
Муниципальная пенсия — это ежемесячная выплата, которую получает служащий, когда покидает службу и уходит на заслуженный отдых. Она назначается при длительной работе в органах местной власти и соблюдении некоторых других условий. Помимо нее, гражданин вправе оформить страховую выплату по старости.
29 января 2020