Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов
На стационарном
лечении находится девочка 11 лет с
диагнозом грипп. Предъявляет жалобы на
сильную головную боль, головокружение,
повторную рвоту, нарушение сна, общую
слабость. Считает себя больной в течение
двух дней, когда впервые поднялась
температура до 39,8º С и появилась слабость,
разбитость, бред.
Объективно:
положение в постели пассивное. В сознании,
но заторможена, кожные покровы бледные,
сухие, частота дыхательных движений 30
в минуту, пульс 160 ударов в минуту,
артериальное давление 140/60 мм рт. ст.
Лёгкая гиперемия зева, температура при
осмотре 39,6º С.
Задания
-
Определите проблемы
пациента; сформулируйте цели и составьте
план сестринского ухода по приоритетной
проблеме с мотивацией каждого сестринского
вмешательства. -
Проведите беседу
о профилактике гриппа. -
Продемонстрируйте
технику оксигенотерапии с применением
носового катетера.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие:
– лихорадка;
– головная боль;
– рвота;
– нарушение сна;
– беспокойство по
поводу исхода заболевания.
Потенциальная:
риск асфиксии
рвотными массами.
Приоритетная:
лихорадка.
Краткосрочная
цель: уменьшить
лихорадку в течение следующих пяти дней
до субфебрильных цифр.
Долгосрочная
цель:
нормализация температуры к моменту
выписки.
План |
Мотивация |
1. Обеспечить |
Для |
2. Организовать |
Для |
3. Обеспечить |
Для |
4. Провести |
Для |
5. Измерить |
Для |
6. Применить
- укроет
- использует |
Для снижения |
7. Смазывать |
Для увлажнения |
8. Обеспечить |
Для |
9. Обеспечить |
Для |
10. Обеспечить |
Для |
11. Наблюдать |
Для |
Оценка: пациентка
отметит значительное улучшение состояния
здоровья, температура тела 37,4ºС. Цель
будет достигнута.
Студент проводит
беседу с пациенткой и ее мамой о мерах
профилактики гриппа.
Студент демонстрирует
технику оксигенотерапии с применением
носового катетера.
Активное посещение
медицинской сестры мальчика 4 лет.
Диагноз: ОРВИ.
Ребёнок стал плохо
есть, беспокоит кашель, который усилился
и носит характер сухого, болезненного.
Со слов мамы болен второй день. Сначала
был насморк, кашель, затем повысилась
температура до 38,2ºС.
Объективно: ребёнок
активный, температура 37,3ºС, носовое
дыхание затруднено, слизистые выделения
из носовых ходов. Частый сухой кашель,
ЧДД 28 в минуту, ЧСС 112 в минуту, зев:
умеренная гиперемия, налётов нет.
Министерство
здравоохранения Московской области
Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«МОСКОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Цикловая методическая
комиссия учебных дисциплин и
профессиональных модулей специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело»,
«Акушерское дело»
МДК 02.01 Сестринский
уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля
2,3 курс, 5,6 семестр
Методическая разработка
для студентов.
Учебно-методическое
пособие для студентов
по организации
внеаудиторной самостоятельной работы
«Методика решения и
оформления ситуационных задач»
Составила
преподаватель – Попова Н.А.
Москва
2018 год
Содержание комплекта:
1.Пояснительная
записка;
2. Методика
решения и оформления ситуационных задач»
3.Приложения:
приложение№1. Критерии
оценки решения ситуационных задач.
приложение№2.
Ситуационные задачи и их решение
Цели
занятия:
- Систематизировать
знания и возможность самостоятельно отрабатывать навыки в решении задач
как на занятиях в аудиториях, так и во время внеаудиторных работ.
2. Является
помощником на учебно – производственной практике, во время непосредственной
работы при выявлении проблем, составлении плана ухода и оформлении учебной
истории болезни.
Развивающие
1.Развить
умственные способности, навыки самостоятельной работы, логическое,
аналитическое и клиническое мышление.
2.Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
3.Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения.
Воспитательные
1.Научить студентов работать коллективно
и индивидуально
2.Формировать сознательное отношение к
важности изучения МДК 02.01
3.Способствовать
формированию личности, воспитывать ответственность, аккуратность, терпение и
такт при общении с пациентом, чувство долга. Бережно относиться к историческому
наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
Должны
владеть профессиональными компетенциями:;
ПК . Осуществлять сестринский процесс при уходе за
пациентом
Для этого студент должен уметь:
–
формулировать цель каждого этапа и знать способ достижения цели;
–
понимать взаимосвязь собранной информации о пациенте и постановки сестринского
диагноза;
–
определять цели и предположительный объём сестринского вмешательства в порядке
приоритетности проблем;
–
используя оценочные критерии, сравнивать итоговый результат с желаемым;
–
используя оценочные критерии, сравнивать итоговый результат с желаемым;
–
анализировать информацию, заложенную в ситуационную задачу и составлять план
сестринского ухода;
–
объективно оценивать свои знания и умения.
Знать:
1.
Этапы сестринского процесса.
2.
Классификацию В. Хендерсон в интерпретации
С. А. Мухиной и И. И. Тарновской осуществление сестринской помощи проводится в
рамках 10 фундаментальных потребностей.
Литература,
использованная при составлении пособия:
1) С. А.
Мухина, И. И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела»./Учебное
пособие. М.:Родник 2001 год.
2) А. И.
Шпирна, Е. Л. Коноплёва, О. Н. Евстафьева «Сестринский процесс. Универсальные
потребности человека»./Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.:ВУМЦ
2002 год.
3) Банк задач
к предмету «Основа сестринского дела» по разделу «Сестринский
процесс»./Составитель В. Л. Осипова. М.: 2004 год.
4) Рабочая
тетрадь студента для практических занятий по сестринскому делу, часть I./Составитель
С. Е. Хвощова. М.: 2001 год.
Пояснительная
записка
Учебно – методическое пособие по решению ситуационных задач предназначено для
студентов 2-4 курсов сестринского отделения. Изложенный материал предоставляет
возможность самостоятельно отрабатывать навыки в решении задач как на занятиях
в аудиториях, так и во время внеаудиторных работ. Является помощником на учебно
– производственной практике, во время непосредственной работы при выявлении
проблем, составлении плана ухода и оформлении учебной истории болезни.
Данная разработка построена на базе раздела «Сестринский процесс» учебного
пособия «Теоретические основы сестринского дела» С. А. Мухиной и И. И.
Тарновской. Структура руководства предельно проста и удобна в использовании.
Здесь так же последовательно отражены все этапы сестринского процесса с примерами
и пояснениями.
Итог самостоятельной деятельности студента – понимание этапов сестринского
процесса, составление плана ухода.
По каждой теме раздела «Сестринский процесс», к данному пособию может быть
предложена преподавателем ситуационная задача
«Специалист в области сестринского дела должен уметь
анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей
профессиональной компетенции и полномочий, то есть должен уметь осуществлять и
документировать сестринский процесс при уходе за пациентом».
Из приказа «О
номенклатуре специальностей»
Схема
(последовательность) решения ситуационных задач представлена ниже. Помимо
методического пособия обязательно прочитай 7-ю и 8-ю главы учебного пособия
«Теоретические основы сестринского дела» С. А. Мухиной, И. И. Тарновской.
1. Цель
сестринской работы – поддержание и восстановление независимости пациента в
удовлетворении его основных потребностей. По классификации В. Хендерсон в
интерпретации С. А. Мухиной и И. И. Тарновской осуществление сестринской помощи
проводится в рамках 10 фундаментальных потребностей (дышать, питаться и пить,
отправлять, двигаться, спать, быть чистым и опрятным, иметь нормальную
температуру, быть в безопасности, трудиться, отдыхать, общаться).
2. Сестринский
процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает
5 этапов. Напоминаю о цели каждого этапа и ее достижении – взгляни на таблицу!
№ |
ЭТАП |
ЦЕЛЬ |
СПОСОБ |
I |
Оценка |
Собрать |
Беседа |
II |
Постановка |
Определить |
Интерпретация |
III |
Планирование |
Разработать |
Составление |
IV |
Реализация |
Провести |
Выполнение |
V |
Оценка |
Определить, |
Анализ |
3. В
сестринском процессе нуждается не каждый пациент, а только тот, который имеет
полную или частичную потерю независимости при осуществлении процессов
повседневной жизнедеятельности. Говоря человеческим языком – когда пациенту
трудно покушать, помыться, сходить в туалет, общаться с родными и т.д. из-за
своего болезненного состояния.
Теперь
попробуем:
– понять каждый этап сестринского процесса,
– выяснить, как будет заполняться документация,
– решить с моей и твоей помощью ситуационные задачи.
Iэтап. Будем
выявлять потребности, удовлетворение которых нарушено. Для этого:
– Сопоставим обычный, ежедневный стереотип удовлетворения потребностей с
тем, как эта потребность удовлетворяется пациентом в настоящий момент.
– Затем постараемся выявить имеющийся дефицит самоухода. Хорошо бы узнать
причину трудностей пациента и его возможности в удовлетворении тех или иных
потребностей.
– сопоставим обычный, ежедневный стереотип удовлетворения потребностей с тем,
как эта потребность удовлетворяется пациентом в настоящий момент.
– затем постараемся выявить имеющийся дефицит самоухода. Хорошо бы узнать
причину трудностей пациента и его возможности в удовлетворении тех или иных
потребностей.
– собранные данные зарегистрируем в «Листе первичной оценки» предложенной в
учебнике «Теоретические основы сестринского дела» на стр. 118-121. В учебнике
дан перечень вопросов для сбора информации по каждой потребности. Но не
ограничивай себя только предложенными вопросами, каждый пациент индивидуален и
предусмотреть объем беседы невозможно.
Пример № 1.
Пациент Р. Т. Нечаев, 72 лет, находится на лечении в
неврологическом отделении.
Субъективная оценка: жалобы на то, что
проливает пищу во время еды из-за дрожания кистей рук.
Объективная оценка: вес 77
кг, рост 180 см, ЧДД 22 в 1 мин., Pls 86 уд. в мин., АД
150/100 мм рт. ст., t 36, 6.
Кожа чистая, эластичность и тургор снижен.
Аппетит хороший. Имеет полностью съемные протезы.
Малоподвижен. Тремор (дрожание) кистей рук, из-за
которого плохо удерживает предметы, появилось в последние несколько месяцев.
Задание: оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности в питании и приеме
жидкости.
Лист первичной
оценки
Потребность |
|
1. Хороший 2. Нужно ли 3. Имеются 4. Может ли |
1. Да. 2. Нет. 3. Полностью 4. В |
Заключение: Нуждается в |
Пример № 2.
Пациент О. С. Хаминский, 54 года, находится длительное
время в отделении на обследовании.
При субъективной оценке жалоб не
предъявляет.
Объективная оценка: вес 85
кг, рост 190 см, ЧДД 20 в 1 мин., Pls 70 уд. в мин., АД
130/80 мм рт. ст., t 36,6.
Слух хороший, носит очки +4Д.
Во время беседы проявляет недовольство,
раздражительность, повышает голос на медицинский персонал, т. к. считает, что
его «бросили».
Имеет жену и взрослую дочь. Говорит, что хотел бы
видеть их чаще.
Задание: оформи лист
первичной оценки при нарушении потребности в общении.
Лист первичной
оценки
Потребность |
|
1. Имеются 2. Есть ли 3. Имеются |
1. Нет. 2. Носит 3. Женат, |
Заключение: Нуждается в |
Пример № 3.
Пациент С. З. Жижин, 68 лет, поступил в отделение
терапии.
Субъективная оценка: жалобы на
периодическую задержку стула в течении последнего года.
Объективная оценка: вес 92
кг, рост 178 см, ЧДД 22 в 1 мин., Pls 88 уд. в мин., АД
160/110 мм рт. ст., t 37,2.
Кожа чистая, слегка влажная, эластичность и тургор в
норме.
Мочеиспускание в норме, дизурии нет.
Последний раз стул был 5 дней назад. По совету
родственников, при длительной задержки стула, принимает слабительные свечи
«Бисакодил».
Задание: оформи лист
первичной оценки при нарушении потребности в физиологических отправлениях.
Лист первичной
оценки
Потребность |
|
1. Функционирование 2. Функционирование 3. Использование |
1. В норме, 2. В 3. По |
Заключение: нуждается в |
IIэтап. На этом
этапе научимся формулировать сестринский диагноз. «Сестринский диагноз
(проблема пациента) должен/а отражать дефицит самоухода, имеющийся у пациента,
и должен/а быть направлен/а на его преодоление» (В. Хендерсон).
Делаем
вывод:
– Отдельные симптомы и признаки заболевания (например – кашель, одышка, боль)
не являются проблемой пациента.
Если
ты ставишь проблему с точки зрения симптоматического ухода, то необходимо
отразить в ее содержании дефицит самоухода с указанием этиологического фактора
(причины).
Например,
не «кашель», а «пациент не может спать из-за сильного кашля», не «лихорадка», а
«пациент жалуется на сильный озноб из-за лихорадки».
– Никогда не путай понятия «проблема (сестринский диагноз)» и «потребность».
Например,
«нарушение потребности в общении» – формулировка расплывчатая и неконкретная.
Проблема же указывает, в чем конкретно проявляется нарушение удовлетворения той
или иной потребности. При нарушении удовлетворения потребности «общаться»
проблемы (сестринские диагнозы) могут быть: социальная изоляция из-за
тугоухости, дефицит семейной поддержки и т.д.
Постарайся
не забыть важные советы. В подтверждении усвоенной информации вернись к нашим
примерам (№1, №2, №3). Сформулируй проблемы пациентов (сестринские диагнозы) и
сравни с эталоном №1.
Эталон №
1.
Пример №1: пациент
не может принимать пищу самостоятельно из-за тремора кистей рук.
Пример № 2: пациент
испытывает дефицит семейной поддержки, негативно относится к мед. персоналу.
Пример № 3: бесконтрольный
прием слабительных средств.
IIIэтап. Здесь мы
должны определить цели и спланировать уход.
Существуют определенные требования к постановке целей сестринского
вмешательства:
А. Цель должна соответствовать поставленной проблеме.
Например, проблема
– «пациент не может спать из-за одышки и сильного кашля».
Правильно |
Неправильно |
Сон |
У |
В. Цель должна быть достижимой.
«Пациент не
понимает необходимость отказа от курения».
Правильно сформулированная цель |
Неправильно сформулированная цель |
Пациент уменьшит количество выкуриваемых |
Пациент бросит курить. |
С. Цель формулируется в пределах сестринской, а не
врачебной компетенции.
«Мокрота отходит
не эффективно».
Правильно |
Неправильно |
Пациент продемонстрирует способы |
У пациента не будет кашля с мокротой к |
D. Цель
должна формулироваться «от пациента».
«Пациент не умеет
контролировать АД».
Правильно |
Неправильно |
Пациент |
Сестра |
Е. Цели должны быть конкретными, понятными и ясными,
следует избегать расплывчатых формулировок».
«Пациент испытывает
тревогу и беспокойство».
Правильно |
Неправильно |
Пациент |
У |
F. Цели
должны быть измеряемы, наблюдаемы и иметь конкретные сроки.
«Риск
обезвоживания».
Правильно |
Неправильно |
Пациент |
Пациент |
По
срокам различают 2 вида целей:
1. Краткосрочные –
реализуемые за время до 1-ой недели.
2. Долгосрочные –
реализуемые за время более 1-ой недели.
Например,
проблема – «пациент не может поддерживать личную гигиену из-за слабости и
депрессии».
Краткосрочная |
Долгосрочная |
||
Пациент |
Пациент |
||
Эталон № Пример №1: Во время еды пациент будет Пример №2: Семья пациента будет навещать Пример №3: Прием лекарственных средств |
|||
IVэтап.
Определены нарушенные потребности, сформулированы проблемы, поставлены цели. На
этом этапе мы будем реализовывать сестринский уход. На практике, все действия
сестры, касающиеся осуществления ухода, обсуждаются совместно с пациентом, за
исключением случаев, когда это невозможно сделать по объективным причинам
(сумеречное сознание, заболевание психики и т.д.).
Объем
вмешательств включает:
–
беседы
–
рекомендации
–
обучение
–
советы
–
манипуляции
–
контроль
–
консультации
–
привлечение пациента к процессу планирования и обеспечения ухода и т.д.
V этап. Здесь мы
подведем итог нашей работы, то есть проведем оценку и координацию ухода.
На
этом этапе ты сравнишь имеющийся результат с желаемым, используя оценочные
критерии. В качестве оценочных критериев могут быть использованы
слова и/или поведение пациента, данные объективного исследования, информация от
окружения пациента.
Например,
при обезвоживании в качестве оценочного критерия может выступать водный баланс,
а при оценке уровня боли – соответствующие цифровые шкалы.
Например:
Проблема |
Цель |
Вмешательство |
Кратность |
Итоговая |
У |
Уровень |
1)Беседа 2)Совет: 3)Обучить |
Однократно |
Фантомные |
Эталон
№3.
Проблемы |
Цели |
Вмешательство |
Кратность оценки |
Итоговая оценка |
1.Пациент |
Во |
1)Рекомендация: 2)Поддерживать |
Однократно. Ежедневно. |
Во |
2.Пациент |
Семья |
1)Беседа 2)Рекомендация – – 3)Привлечение |
Однократно Ежедневно. |
Пациент |
3.Бесконтрольный |
Прием |
1)Беседа 2)Объяснение 3)Контроль |
Однократно |
Пациент |
Что бы окончательно закрепить материал, предлагаю
без подсказок и подглядываний решить ситуационные задачи и оценить себя по
5-бальной системе.
Открой «Приложение», реши задачи и оцени свои знания
на оценку.
На занятиях в аудитории преподаватель имеет право
снижать оценку за стилистические ошибки и некорректные формулировки
Приложение
Критерии оценки
решения ситуационных задач.
«5»
–
выделены и сформулированы приоритетные проблемы,
–
грамотно определены цели сестринского вмешательства,
–
подробно описаны сестринские вмешательства,
–
соответственно целям дана текущая и итоговая оценка.
«4»
–
выделены и сформулированы приоритетные проблемы,
–
грамотно определены цели сестринского вмешательства,
–
неполный объем сестринских вмешательств,
–
соответственно целям дана текущая и итоговая оценка.
«3»
–
выделены и сформулированы приоритетные проблемы,
–
ошибочно определены цели сестринского вмешательства,
–
неполный объем сестринских вмешательств,
–
соответственно целям дана текущая и итоговая оценка.
«2»
–
ошибочно выделены и сформулированы приоритетные проблемы,
–
не верно определены цели сестринского вмешательства,
–
скудно и кратко описаны сестринские вмешательства,
–
не корректно дана текущая и итоговая оценка.
Задача №1
Григорьев В. П., 75 лет, находится на лечении в неврологическом отделении с
болезнью Паркинсона.
ЧСС – 88 в минуту, ЧДД – 18 в минуту, АД – 140/90 мм рт. ст., t тела
36,6, рост – 170 см, вес – 70 кг.
В. П. медлителен и неразговорчив. Не проявляет интереса к окружающему, не
старается быть опрятным. Большую часть времени предпочитает лежать. Ходит
медленно, походка шаткая, склонен к падениям. Обращает внимание сильное
дрожание рук, тонкая, сухая кожа. Во время еды столовые приборы удерживает
плохо. В пространстве и времени ориентирован.
Задание: Оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности безопасной окружающей
среды. Выяви проблемы пациента и составь план сестринского ухода.
Задача №2
Ивашин Григорий Михайлович, 45 лет, поступил в терапевтическое отделение
болезни по поводу сахарного диабета. Принимает сахароснижающие таблетки.
ЧСС – 90 в минуту, ЧДД – 20 в минуту, АД – 120/70 мм рт. ст., t тела –
36,6. Рост – 182 см, вес – 80 кг.
Аппетит резко снижен. Жидкость пьет до 1800 мл в сутки. Врачом назначена диета
№9. Пациент понимает необходимость соблюдения диеты. Съедает от предлагаемой
порции только несколько ложек. Водный баланс: пациент за сутки выделяет 2000 мл
мочи. Алкоголь не употребляет. Зубы имеются полностью.
Задание: Оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности адекватного
питания и питья. Выяви проблемы пациента и составь план сестринского ухода.
Задача №3
Сорокин Алексей Петрович, 45 лет, находится на лечении в хирургическом
пульмонологическом отделении.
ЧСС – 90 в минуту, ЧДД – 22 в минуту, АД – 130/80 мм рт. ст., t тела –
37,2, рост – 175 см, вес – 55 кг.
Пациента беспокоит частый кашель, сопровождающийся отхождением большого
количества зловонной мокроты. Пациенту назначено принимать 4 раза в день по 40
минут дренажное положение, но А. П. не хочет этого делать, т. к. ему очень
неудобно лежать в таком положении, и «мокрота и так хорошо отходит».
Задание: Оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности нормального
дыхания. Выяви проблемы пациента и составь план сестринского ухода.
Эталоны
решения задач
Задача №1
Первичная оценка
Потребность |
|
1. Может ли 2. Имеются 3. Имеются 4. Ориентирован |
1. Склонен 2. Склонен 3. Медлителен 4. Да. |
Заключение: нуждается в |
План ухода
Проблема |
Цели с/в |
Сестринское вмешательство |
Кратность оценки |
Оценка результата |
Риск |
Риск |
1. Обеспечить 2. Оказывать 3. Попросить 4. Предложить 5. Убрать с 6. Предложить |
Ежедневно В Однократно В Постоянно Однократно |
Падений |
Риск |
Не |
1. Не 2. Оказывать 3. Допустимая 4. Использовать 5. Использовать |
Ежедневно |
Ожога |
Задача №2
Первичная оценка
Потребность |
|
1. Хороший 2. Нужно ли 3. Требуется 4. Болеет 5. Количество 6. Водный 7. Употребление 8. Наличие |
1. Резко 2. Нет. 3. Нет, 4. Да, 5. 1800 мл 6. Количество 7. Нет. 8. Полностью |
Заключение: нуждается в |
План ухода
Проблема |
Цели с/в |
Сестринское вмешательство |
Кратность оценки |
Оценка результата |
Снижение |
Масса |
1)Предложить 2)Следить 3)Определять |
Однократно Ежедневно 2 |
Через |
Задача №3
Первичная оценка
Потребность |
|
1. Имеется 2. ЧДД. 3. Пульс. 4. АД. 5. Имеется 6. Является 7. Требуется 8. Требуется |
1. Нет 2. 22 в 3. 90 в 4. 130/90 мм 5. Частый 6. Нет. 7. Врачом 8. Врачом |
Заключение: пациенту |
План ухода
Проблема |
Цели с/в |
Сестринское вмешательство |
Кратность оценки |
Оценка результата |
Пациент |
Через |
1)Беседа 2)Обучение 3)Контроль 4)Контроль |
Однократно В Ежедневно По |
Пациент Через |
16.06.2022
Сборник проблемно-ситуационных заданий
Данный сборник рекомендуется для преподавателей при проведении занятий по разделу МДК.02.: «Безопасная среда для пациента и персонала», ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Кроме того, этот сборник следует использовать студентам при самостоятельной подготовке к занятиям, срезам практических умений, промежуточной аттестации по специальностям 34.02.01. Сестринское дело и 31.02.01. «Лечебное дело»
Оценить
2853
Содержимое разработки
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
Государственное автономное профессиональное
Образовательное учреждение Республики Башкортостан
«Стерлитамакский медицинский колледж»
Сборник проблемно-ситуационных заданий
ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
МДК.02 «Безопасная среда для пациента и персонала».
Специальность 34.02.01. «Сестринское дело».
31.02.01. «Лечебное дело»
Разработали преподаватели ПМ:
Закирова Гульнара Алексеевна
Кириллова Марина Алексеевна
Стерлитамак.2022г
Пояснительная записка.
Данный сборник рекомендуется для преподавателей при проведении занятий по разделу МДК.02.: «Безопасная среда для пациента и персонала», ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Кроме того, этот сборник следует использовать студентам при самостоятельной подготовке к занятиям, срезам практических умений, промежуточной аттестации по специальностям 34.02.01. Сестринское дело и 31.02.01. «Лечебное дело»
Предлагаемый сборник содержит проблемно-ситуационные задания на выявление ошибок при выполнении тех или иных манипуляций.
Проблемно-ситуационные задания составлены в соответствии с рабочей программой по ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» и требованиями ФГОС к содержанию и уровню подготовки медицинских сестер.
Аннотация
Данный сборник предназначен в качестве помощи преподавателю при преподавании предмета. Внимание обучающихся акцентируется на роли среднего медицинского работника в обеспечении безопасности пациента и персонала. Для оптимальной подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности одновременно с изучением манипуляционной техники используется контекстное обучение сестринского ухода. Такой подход способствует лучшему усвоению знаний и умений обучающихся в области деятельности медицинской сестры, помогает формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями Сборник содержит задания различного уровня сложности: тестовые задания, таблицы, логические схемы, ситуационные задачи, рисунки. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. При выполнении заданий можно использовать учебники, конспекты лекций
Тема сборника: МДК “Безопасная среда для пациента и персонала”.
Цель: провести контроль знаний обучающихся на изученные темы.
Задачи:
1. Учебная – выявить и понять степень усвоения учебного материала по ПМ.04(07). МДК.04.02.
2. Развивающая – развить способность запоминать большой объём информации и аналитические способности.
3. Воспитательная – воспитать чувство ответственности и сопричастности, а также убеждение студентов в необходимости поддержания безопасной больничной среды в ЛПО и личные качества.
Выполнение предложенных заданий позволит выявить уровень освоения студентами следующих профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 2.1. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК2.2. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 2.5. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 08. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Критерии оценки для решения проблемно-ситуационных задач.
5 – «отлично» |
дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического и практического материала; последовательное, правильное выполнение всех заданий; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
4- «хорошо» |
дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение всех заданий; возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
3-«удовлетворительно» |
затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; выполнение заданий при подсказке преподавателя; незнание практического материала; затруднения в формулировке выводов. |
2- «неудовлетворительно» |
неправильная оценка предложенной ситуации; отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий; множественные ошибки. |
Рекомендации для решения ситуационных заданий:
1. Внимательно прочтите условие задания и запомните вопросы к ним.
2. Начните обдумывать данные условия в тексте и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задания, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Своё решение обоснуйте. Если из условия задания следует несколько выводов, на каждый из них необходимо развернуто ответить (письменно).
5. Проверьте, является ли ваше решение корректным ответом на вопросы задания. Полон ли ваш ответ?
Тема № 1.Внутрибольничные инфекции.
Задача 1. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
Пациент Савельев Николай Петрович 1986 г.р., госпитализирован в хирургическое отделение 3 марта 2022г. с диагнозом «острый аппендицит». 4 марта успешно прооперирован. 10 марта у пациента развивается нагноение послеоперационной раны.
Задание:
-
Можно ли отнести нагноение послеоперационной раны к ИСМП?
-
Наиболее вероятное место заражения: операционная или перевязочный кабинет?
-
Опишите план противоэпидемических мероприятий.
Задача 2. Какие естественные пути передачи ИСМП вам известны? Задание:Занесите ответы в таблицу.
Способ передачи |
|||
Контактный |
Гемоконтактный |
Фекально-оральный |
|
1.Прямой |
1.Воздушно-капельный |
1.Трансмиссивный |
1. |
2. |
2.Воздушно-пылевой |
2. |
2. |
3.Вертикальный |
3.Алиментарный |
||
4. |
Задача 3. Заполните недостающие звенья цепочки инфекционного процесса:
Резервуар— возбудитель — *** — входные ворота — *** — выходные ворота — ***.
Тема № 2. Инфекционный контроль и инфекционная безопасность в ЛПО.
Задача 1. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
Медицинская сестра процедурного кабинета, во время забора крови пациента на биохимический анализ, случайно уколола руку использованной иглой с биологическим материалом.
Задание: Опишите действия медсестры в данной ситуации.
Задача 2. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
Медицинская сестра терапевтического отделения городской больницы, перед проведением манипуляции пациенту, провела обработку рук на гигиеническом уровне. Все действия выполнялись в представленной очередности.
-
2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11.
Задание: Какое необходимо оснащение для данной манипуляции? В какой последовательности должна проводиться деконтаминация рук на гигиеническом уровне? Все ли действия выполнила медицинская сестра?
Задача 3. Определите состав аптечки «АнтиВИЧ».
Задание: Что должно входить в состав аптечки «АнтиВИЧ»? Соберите необходимое оснащение из приведённых ниже картинок.
Тема №3. Дезинфекция.
Задача 1. Решите ситуационную задачу.
Вы работаете санитаром(кой) в терапевтическом отделении городской больницы. В соответствии с графиком Вам предстоит провести генеральную уборку палат (общей площадью 200м2) .
Задания:
1. Перечислите СИЗ для проведения дезинфекционных работ.
2. Укажите режим химической дезинфекции.
3. Рассчитайте и приготовьте необходимое количество 1,5% рабочего дез.раствора для генеральной уборки палат.
Задача 2. Ответьте на вопросы.
1.Что такое дезинфекция?
2.Какие методы дезинфекции вам известны, на чем они основаны?
3.Назовите 7 основных групп дезинфектантов.
Задача 3. Один раз в неделю медицинская сестра осуществляет генеральную уборку в кабинете.
Задание: Расположите алгоритм проведения генеральной уборки в процедурном кабинете в верной последовательности.
Тема № 4.Современные дезинфицирующие средства.
Задача 1.Заполните таблицу по представителям дез.средств для химической дезинфекции:
№ |
Группа |
Представители (приведите примеры) |
11 |
Галлоидсодержащие |
|
22 |
Кислородсодержащие |
|
33 |
Поверхностно-активные вещества |
|
44 |
Гуаниды |
|
55 |
Альдегидсодержащие |
|
66 |
Спирты |
|
77 |
Фенолсодержащие |
Задача 2. Решите ситуационные задачи, ответив на вопросы.
1. Медицинская сестра, во время генеральной уборки палат ветошью, смоченной в дезинфекционном растворе, случайно дотронулась до лица, вследствие чего дезинфектант попал на незащищенную кожу. Какие действия необходимо предпринять в такой ситуации?
2. Медицинская сестра, во время генеральной уборки палат ветошью, смоченной в дезинфекционном растворе, случайно дотронулась до лица, вследствие чего дезинфектант попал в глаза. Какие действия необходимо предпринять в такой ситуации?
3. Медицинская сестра, во время генеральной уборки палат ветошью, смоченной в дезинфекционном растворе, не надела защитную маску, вследствие чего пары дез.средства начали раздражать дыхательные пути. Какие действия необходимо предпринять в такой ситуации?
Задача 3. Ниже приведены ребусы, содержащие название дезинфицирующих средств. Решите ребусы и скажите, какие названия в них скрыты.
1. 2.
3 4.
Тема № 5.Дезинфекционный режим в ЛПУ.
Задача 1. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
Действия мед.сестры выполнены незащищенными руками. После дезинфекции изделий медицинского назначения способом погружения, медицинская сестра их никак не промыла. Инструменты оставили на себе запах дезинфицирующего средства. В целях экономии, мед.сестра на следующий день проводила дезинфекцию ИМН тем же раствором.
Задание: Оцените действия медицинской сестры. Все ли она сделала верно?
Задача 2. Соотнесите медицинский инструментарий, предметы ухода со способом их дезинфекции.
1.Санитарно-техническое оборудование |
А. Обеззараживают в дез.камерах. |
2. Белье (постельное, нательное и др.) |
Б.Перед утилизацией дезинфицируют, замачивая в дез.растворе в течение 1 часа. |
3.Постельные принадлежности больного |
В. Дезинфицируют в прачечных. При необходимости также можно обеззаразить погружением в дез.раствор с последующей стиркой и полосканием. |
4.Перевязочный материал |
Г.Протирают дез.раствором двукратно с интервалом 15 минут. |
5. Клеенки, фартуки, предметы интерьера и пол |
Д.Протирают ветошью или чистят щетками, на которые наносят дез. Раствор или чистяще-дезинфицирующие средства в виде порошков, паст, гелей или др. Готовых форм |
6.Предметы ухода за больными |
Е.Дезинфицируют, погружая в дез.раствор или протирая увлажненной ветошью с последующим промыванием водопроводной водой. |
Задача 3. Решите задачу, ответив на вопросы.
Медицинская сестра, после проведения внутривенной капельной инъекции пациенту, сначала продезинфицировала инфузионную систему, затем сделала надрезы в нескольких местах и утилизировала в отходы класса «А».
Задание:
-
Оцените действия медицинской сестры. Верно ли она поступила? Если нет, то что ей следовало предпринять?
-
Ниже приведена таблица классификации медицинских отходов ЛПО. Соотнесите контейнер и класс опасности.
Контейнер |
Класс опасности |
1. |
А. |
2. |
Б. |
3. |
В. |
4. |
Г. |
5. |
Д. |
Тема № 6. Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения.
Задача 1. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
Медицинская сестра при проведении амидопириновой пробы медицинского инструментария многократного применения после проведения предстерилизационной очистки. Цвет реактива мгновенно изменился на сине-зелёный.
Задание: О чём свидетельствует такой результат контроля? Что необходимо предпринять мед.сестре в такой ситуации?
Задача 2. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
Медицинская сестра при проведении предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения по алгоритму.
-
Сразу после манипуляции погрузила инструменты в разобранном виде.
-
Промыла инструменты под проточной водой до исчезновения запаха хлора.
-
Погрузила инструменты на ½ в моющий раствор на 1 час.
-
Каждое изделие подверглось ершеванию.
-
Изделия промыла проточной водой.
-
Просушила горячим воздухом до исчезновения влаги.
Задание: Оцените действия мед.сестры по этапам ПСО. Все ли этапы выполнила медицинская сестра? Были ли допущены ошибки?
Задача 3. Заполните пропуски в приведенной ниже таблице.
Проба |
Цель применения |
Цвет реактива |
Азопирамовая |
Сине-фиолетовый |
|
Наличие жира |
Желтый |
|
Фенолфталеиновая |
||
Сине-зеленый |
Тема №7.Стерилизация изделий медицинского назначения в ЛПО.
Задача 1. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
При проведении стерилизации изделий в воздушном стерилизаторе мед.сестра выполнила следующие правила закладки:
– подготовила для стерилизации изделия чистые и влажные;
– погрузила изделия навалом, заняв более 70% площади воздушного стерилизатора;
– сложные изделия не разобрала, замковые части не раскрывала;
– простерилизованные изделия достала сразу же после стерилизации.
Задание: Оцените действия медицинской сестры. Какие ошибки она допустила?
Задача 2. Решите ребусы.
1.
2.
3.
4.
5.
Задача 3. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
В перевязочный кабинет после стерилизации поступил бикс. При осмотре бикса медсестра обнаружила незакрытые шторки.
Задания: 1) О чем свидетельствует этот признак? Какие последующие действия медицинской сестры. 2) На картинке, приведенной ниже, изображен бикс. Обозначьте каждую цифру соответствующим названием строения бикса.
Тема № 8. Лечебно-охранительный режим ЛПО.
Задача 1. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
Медицинская сестра хирургического отделения во время дежурства решила раздать всем пациентам лекарственные средства в обед, с целью экономии времени. Когда к пациентам приходили родственники, медсестра значительно сократила время посещения, с 17:30 до 18:00. По окончанию смены передала дежурство своей коллеге в 6:30, чтобы пораньше уйти домой.
Задание: Оцените действия медсестры. Были ли допущены ошибки?
Задача 2. Заполните пропущенные места, закончите начатое предложение.
1. Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических лечебных мероприятий, направленных на обеспечение ______________________________ пациентов и медперсонала.
2. Вниз по лестнице пациента необходимо нести ________________ концом носилок вперед.
3. Транспортировку пациента на каталке осуществляют _______ медицинских работника.
4. Функциональные кровати для пациентов, лежащих длительное время, должны иметь_________________ матрац.
5.Виды положений пациента в постели:
-
___________________________________.
-
___________________________________.
-
___________________________________.
Задача 3. Среди факторов риска для медицинской сестры выделяют 4 группы.
Задание: Какие существуют факторы риска для мед.сестры? Заполните недостающие звенья схемы.
Факторы риска медицинской сестры
Тема № 9.Обеспечение безопасности пациента.
Задача 1. Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
Пациентка городской больницы, Людмила Игоревна 1957 года рождения, находится в удовлетворительном состоянии, на общем режиме, получает на ночь снотворные препараты. С утра должна сдать анализ мочи. Утром медсестра разбудила ее для этого. Пациентка отправилась в туалет, где упала, получив тяжелую черепно-мозговую травму. Родственники обратились по этому поводу с жалобой к главному врачу больницы.
Задание: Как Вы считаете, обоснована ли их жалоба? Что необходимо предпринять руководству лечебного учреждения?
Задача 2. Соотнесите положения пациентов в постели с изображениями.
|
А. |
|
Б. |
|
В. |
|
Г. |
|
Д. |
Задача 3. Определите названия вспомогательных средств.
Бланк ответов
Тема № 1.Внутрибольничные инфекции.
Задача 1.
1. Да, можно
2. Операционная
3. -изоляция пациента в отделение гнойной хирургии или в отдельную палату;
-информировать органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор;
-осуществить забор материала из гнойного очага для микробиологического исследования;
-усилить контроль за проведением дезинфекционных мероприятий в отделении и стерилизацией ИМН, соблюдением медицинским персоналом санитарно-гигиенических мероприятий;
– произвести лабораторное исследование смывов с эпидемиологически значимых объектов в отделении, лабораторный контроль стерильности ИМН многократного применения.
Задача 2.
Способ передачи |
|||
Контактный |
Аэрогенный |
Гемоконтактный |
Фекально-оральный |
1.Прямой |
1.Воздушно-капельный |
1.Трансмиссивный |
1.Контактно-бытовой |
2.Косвенный |
2.Воздушно-пылевой |
2.Гемотрансфузионный |
2.Водный |
3.Вертикальный |
3.Алиментарный |
||
4.Парентеральный |
Задача 3.
Резервуар— возбудитель — путь передачи — входные ворота — восприимчивый организм — выходные ворота — резервуар.
Тема № 2.Инфекционный контроль и инфекционная безопасность в ЛПО.
Задача 1.
Действия медсестры:
1.Прекратить манипуляцию.
2. Снять перчатки.
3. Если есть кровотечения не останавливать его. Если кровотечения нет-кровь не выдавливать.
4. Вымыть руки с мылом.
5. Высушить руки.
6. Обработать руки 70% раствором этилового спирта.
7. Обработать рану 5% спиртовым раствором йода.
8. После высыхания йода заклеить рану лейкопластырем.
9. При необходимости, надеть новую пару перчаток.
10. Замочить использованный материал в дез.растворе.
11. Сообщить администрации об аварийной ситуации, заполнить акт и журнал микротравм.
Задача 2. Правильный порядок действий медицинской сестры. Она забыла переплести пальцы и намылить межпальцевое пространство.
1.2. 3. 4.
5.6. 7.
8. 9. 10.
11. 12.
Оснащение для мытья рук: кожный антисептик, мыло жидкое с дозатором, полотенце, бумажные салфетки.
Задача 3.
В состав аптечки «АнтиВИЧ» входит:
Тема № 3.Дезинфекция.
Задача 1.
1. Для проведения дезинфекционных работ необходимо приготовить: шапочку, респиратор, перчатки, фартук, защитные очки или щитки.
2. Режим химической дезинфекции – бактериальный.
3. В соответствии с методическими рекомендациями к применению дез.средства для проведения генеральной уборки способом орошения, нормы расхода раствора 150 мл/м2. Для генеральной уборки палат площадью 200м2 необходимо приготовить 30 000мл раствора дезинфектанта. Для приготовления 1,5% раствора в количестве 450 мл концентрата дез.средства и 29550 мл воды.
Задача 2.
Дезинфекция -это комплекс мероприятий, направленных на удаление или уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов во внешней среде, в том числе на изделиях мед.назначения.
Методы дезинфекции:
-
Механический метод. Основан на удалении возбудителей инфекционных болезней с предметов: вытряхивание, мытье, выколачивание, сквозное проветривание, протирание влажной ветошью, влажная уборка, стирка.
-
Физический метод. Основан на воздействии ряда физических факторов: кипячение, пастеризация, применение огня, УФ облучения, воздействие сухого горячего воздуха, водяного насыщенного пара под давлением.
-
Химический метод. Основан на применении хим.веществ способами: орошение, протирание, погружение или замачивание, засыпание сухим препаратом.
Группы дезинфектантов:
-
Галогенсодержащие
-
Кислородосодержащие
-
ПАВы
-
Гуанидсодержащие
-
Альдегидсодержащие
-
Спирты
-
Фенолсодержащие
Задача 3.
Тема № 4.Современные дезинфицирующие средства.
Задача 1.
№№ |
Группа |
Представители (приведите примеры) |
11 |
Галлоидсодержащие |
Представитель 1го поколения – хлорная известь (активность хлора 25%), 2-го поколения – хлорамин (активность хлора 28%), 3-го поколения – клорсепт, пресепт, деохлор, пюржавель. |
22 |
Кислородсодержащие |
перекись водорода 3%, 6%, абсолюцид, люмакс, дезинбак, клиндезин. |
33 |
Поверхностно-активные вещества |
аламинол, вапусан 2000, мистраль, Самаровка. |
44 |
Гуаниды |
Лизетол АФ, демос, полисепт, фогуцид. |
55 |
Альдегидсодержащие |
сайдекс, бианол, лизоформин 3000, дезоформ. |
66 |
Спирты |
этиловый спирт 70%, 96%, лизанин, спитадерм, велтонен, октенидерм. |
67 |
Фенолсодержащие |
амоцид, манужель. |
Задача 2.Первая помощь при отравлении дезинфицирующими средствами:
-
Немедленно смыть водой.
-
При попадании в глаза – немедленно промыть водой или 2% раствором питьевой соды, при необходимости- 30% альбуцид, если боль не утихает- 2% раствор новокаина.
-
При раздражении дыхательных путей – немедленно выйти на свежий воздух, в другое проветриваемое помещение, прополоскать рот и носоглотку водой или 2% раствором питьевой соды, рекомендуется теплое молоко с содой, по необходимости – сердечные, успокаивающие и противокашлевые средства.
Задача 3.
1) Хлорамин;
2) Септол;
3) Клинекс;
4) Ника.
Тема № 5.Дезинфекционный режим в ЛПУ.
Задача 1. При выполнении дезинфекции ИМН медицинская сестра допустила ошибки:
-
При работе с дез.средствами всегда необходимо надевать защитные перчатки.
-
После дезинфекции ИМН способом погружения, изделия необходимо промыть в проточной воде до полного удаления запаха дез.средства.
-
Дезинфицирующий раствор должен применяться однократно.
Задача 2.
1. Д.
2. В.
3. А.
4. Б.
5. Г.
6. Е.
Задача 3.
1 – А
2 – Г
3 – Д
4 – Б
5 – В
Тема № 6. Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения.
Задача 1. Результат контроля свидетельствует о том, что проба на скрытую кровь положительна. Это показывает, что на медицинском инструментарии имеется кровь и ПСО проведена не качественно. Предстерилизационную очистку необходимо полностью повторить.
Задача 2. Медицинская сестра допустила ошибки в выполнении ПСО ИМН.
1. Инструменты необходимо полностью погружать в моющий раствор.
2. Экспозиция должна составлять 15 минут (или указанное в инструкции время).
3. Не был выполнен VI этап ПСО: ополаскивание инструментов дистиллированной водой.
Задача 3.
Проба |
Цель применения |
Цвет реактива |
Азопирамовая |
Наличие скрытой крови |
Сине-фиолетовый |
Судановая |
Наличие жира |
Желтый |
Фенолфталеиновая |
Наличие остатков моющего средства |
Розовый |
Амидопириновая |
Наличие скрытой крови |
Сине-зеленый |
Тема № 7.Стерилизация изделий медицинского назначения в ЛПО.
Задача 1.
1. Стерилизации подвергаются чистые и сухие изделия.
2. Недопустима загрузка стерилизатора навалом.
3. Изделия должны занимать не более 70% площади полок.
4. Сложные изделия разбирают, замковые части раскрывают.
5. Простерилизованные изделия достают из камеры только после её остывания.
Задача 2.
1. Стерилизация
2. Воздушная
3. Режим
4. Инструменты
5. Бактериологический
Задача 3.
Тема № 8. Лечебно-охранительный режим ЛПО.
Задача 1. Медицинская сестра обязана раздавать лекарственные препараты строго по графику, назначенному лечащим врачом. Посещение родственников пациентов должны осуществляться по графику, с 17:30 до 19:00. Медсестра должна передать дежурство своей коллеге с 8:00 до 8:30, не раньше.
Задача 2.
1. Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических лечебных мероприятий, направленных на обеспечение физического и психического комфорта пациентов и медперсонала.
2. Вниз по лестнице пациента необходимо нести ножным концом носилок вперед.
3. Транспортировку пациента на каталке осуществляют два медицинских работника.
4. Функциональные кровати для пациентов, лежащих длительное время, должны иметь противопролежневый матрац.
5.Виды положений пациента в постели:
-
Активное.
-
Пассивное.
-
Вынужденное.
Задача 3.
Психологические
Физические
Факторы риска медицинской сестры
Биологические
Химические
Тема № 9.Обеспечение безопасности пациента.
Задача 1.
Жалоба родственников пациентки обоснована. Пациенты, получающие снотворные препараты относятся к группе высокого риска падений, медицинская сестра была обязана обеспечить ее сопровождение при передвижении, либо предоставить необходимые предметы ухода (судно, мочеприемник) для того, чтобы исключить самостоятельное передвижение пациента по отделению. Руководству лечебного учреждения необходимо устранить причину падения пациентки, чтобы впредь таких ситуаций больше не повторялось.
Задача 2.
-
В
-
А
-
Г
-
Д
-
Б
Задача 3.
1 – Макси Слайд;
2 – Макси Тьюб;
3 – Макси Трансфер;
4 – Ручной Слинг;
5 – Флекси-диск.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/499689-sbornik-problemno-situacionnyh-zadanij
Также вас может заинтересовать
- Методическая разработка “Когда мои друзья со мной”
- Психологическая игра как метод подготовки студентов 1 курса к экзаменам
- Программа элективного курса “А как лучше сказать?”
- Примерные упражнения на развитие универсальных учебных действий на занятиях по английскому языку.
- Роль регионального компонента в формировании социо¬культурных компетенций учащихся
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
ПРОБЛЕМНО – СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ
ПРИ ДОРОЖН0 – ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ
С ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ
Задача 1.
Группа ребят играла на открытом катке в догонялки. Один мальчик упал и задел коньком по руке другого, рукав разорвался, из раны на предплечье показалась фонтанирующая алая кровь. Ваши действия.
Выбери правильные ответы.
1. Наложить давящую повязку.
2. Обработать рану и туго забинтовать.
3. Наложить жгут на одежду выше раны на 1час с указанием времени наложения жгута.
4. Наложить жгут ниже раны на 30 минут с указанием времени наложения жгута.
5. Наложить жгут выше раны на одежду на 30 минут с указанием времени наложения жгута.
6. Проверить правильность наложения жгута.
Правильные ответы: 5, 6.
Задание 2.
Из раны на руке предплечья струей вытекает венозная кровь. Специальных приспособлений для остановки венозного кровотечения нет.
Убрать не правильные ответы:
1. Поднять вверх поврежденную конечность и наложить давящую повязку.
2. Наложить давящую повязку ниже локализации раны.
3. Поднять вверх поврежденную конечность и наложить жгут на ткань на 1час, с указанием времени наложения жгута.
4. Промыть рану и извлечь из нее мелкие предметы, например осколки стекла, удалить сгустки крови.
5. Проверить правильность наложения жгута.
Не правильные ответы: 1, 3, 4 5.
Задача 3.
Рабочий на стройке при заливе площадки бетоном упал на металлический штырь, повредив при этом бедро, из раны которого показалась алая пульсирующая кровь. До прибытия скорой помощи пострадавший смог наложить себе на рану повязку. Повязка и одежда обильно промокли кровью.
Обозначить ситуацию, выбрать правильные ответы и расположить их в порядке очередности выполнения.
1 Венозное кровотечение.
2. Артериальное кровотечение.
3. Наложить давящую повязку поверх наложенной ранее самим пострадавшим.
4. Наложить кровоостанавливающий жгут, тот час выше повязки.
5.Под жгут положить записку с указанием даты и времени его наложения.
6. Проверить правильность наложения жгута.
7. Наложить туры бинта на промокшую повязку.
8. Иммобилизация поврежденной поверхности.
9. Обильно напоить.
10. Накрыть для профилактики общего перегревания.
11. Транспортировка в лечебное учреждение.
Правильные ответы: 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
Задание 4.
Во время драки молодой человек получил удар по переносице. Из носа потекло обильное выделение крови. Он беспокоен, сплевывает кровь, иногда проглатывает.
Определи ситуацию, выбери правильные ответы , расположи их в порядке очередности выполнения.
1.Это носовое кровотечение.
2. Вызвать скорую помощь.
3. Пострадавшего посадить, наклонить голову вперед и дать ему лоточек для сплевывания крови.
4. Холод на переносицу, прижать крылья носа к перегородке.
5. При неэффективности этого метода можно сделать переднюю тампонаду марлевой турундой, смоченной 3% раствором перекиси водорода, наложить пращевидную повязку.
Правильные ответы: 1, 3, 4, 5, 2.
Задача 5.
На твоих глазах грузовой машиной сбит пешеход. Он без сознания, лежит на спине. Его лицо в крови, правая нога неестественно подвернута и вокруг нее растекается лужа крови. Дыхание шумное, с характерным сипом на вдохе.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности выполнения.
1.Наложить импровизированную шину на правую ногу.
2. Вытереть лицо от крови и подложить под голову подушку.
3.Повернуть пострадавшего на живот.
4.Очистить ротовую полость от слизи и крови.
5.Убедиться в наличии пульса на сонной артерии
6.Наложить стерильную повязку на кровоточащую рану.
7.Оттащить пострадавшего с проезжей части на безопасное место.
8.Вызвать «Скорую помощь».
9. Оставить пострадавшего на месте и ждать прибытия машины «Скорой помощи».
10. Наложить кровоостанавливающие жгуты.
Правильные ответы: 5, 3, 4, 10, 1, 8, 9.
Задание 6.
Ожидая автобус на остановке, мужчина вдруг резко побледнел и упал. При осмотре он без сознания, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком, зрачки широкие, на свет не реагируют.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности.
1.Вызвать «Скорую помощь» используя прохожего,
2.Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет.
3.Позвать окружающих на помощь.
4.Оределить признаки дыхания с помощью зеркальца или наклонившись близко к щеке.
5.Нанести прекардиальный удар в область нижней трети грудины на 2-4 сантиметра выше мечевидного отростка и приступить к сердечно-легочной реанимации.
6.Попытаться добиться от мужчины, на что он жалуется.
7.Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потери сознания.
8. Повернуть пострадавшего на живот.
9. Приложить к голове холод.
10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.
Правильные ответы: 2, 5, 3, 1, 10.
Задача 7.
В походе туристу упавшим деревом придавило ноги. Он в таком состоянии находится уже больше 2 часов, но сознание сохранено.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности выполнения.
1. Поднять дерево и освободить ноги.
2 . Не поднимать дерево и не тревожить пострадавшего до приезда специальных служб, даже если на их ожидание потребуются сутки.
3. Снять обувь и обложить ноги ниже препятствия бутылками и фляжками с горячей водой (воду согреть на костре).
4. Обложить ноги бутылками и фляжками, заполненными холодной родниковой водой.
5. Туго забинтовать ноги до места повреждения.
6. Предложить пострадавшему обильное теплое питье (чай из термоса).
7. Исключить прием какой – либо жидкости.
8. Дать 2 таблетки анальгина.
9. Наложить защитные жгуты на бедра выше места сдавливания.
10. Постоянно растирать и массировать ноги до освобождения пострадавшего.
11. Наложить импровизированные шины от подмышек до пяток.
12. Наложить импровизированные шины от паховой складки до пяток.
13.Туго забинтовать ноги до паховых складок.
14. Переносить или перевозить пострадавшего только на носилках, даже при удовлетворительном состоянии.
Правильные ответы: 4, 5, 6, 8, 9, 1, 13, 11, 14.
Задача 8.
Мальчик снимал с плиты чайник с кипятком, но не удержал его, чайник упал и обжег ему ногу.
Нога покраснела, отек кожи, возникла сильная боль.
Выбери правильные ответы и поставь их в порядке очередности.
1. Определить степень ожога.
2. Полить ожоговую поверхность холодной водой, накрыть стерильной салфеткой и туго забинтовать.
3. Охладить ожоговую поверхность в течение 15- 20 минут.
4. Область вокруг ожога обработать спиртом или марганцовкой.
5. Напоить горячим чаем или кофе.
6. Обожженную поверхность обработать слабым раствором питьевой соды.
7. Обращение в травматологический пункт.
Правильные ответы:1, 3, 6, 5, 7.
Задача 9.
Из окна 2 этажа горящего дома выпрыгнул человек, он катается по снегу, пытаясь сбить пламя, его рубашка на спине уже перестала тлеть. Под остатками ткани видна черная кожа с множеством влажных трещин и пузырей.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности выполнения.
1. Снять с пострадавшего рубашку.
2. Положить его на спину.
3. Перевернуть на живот.
4. Набрать как можно больше пакетов со снегом и положить их на спину.
5. Удалить остатки одежды и промыть кожу чистой водой.
6. Обработать обожженную поверхность спиртом.
7. Удалить остатки одежды, пузыри.
8. Наложить на место ожога стерильные повязки.
9. Накрыть спину чистой простыней.
10. Предложить пострадавшему 2 таблетки анальгина.
11. Предложить пострадавшему обильное теплое питье.
Правильные ответы: 3, 9, 4, 10, 11.
Задача 10.
Молодой человек торопился опоздать на электричку, быстро бежал по лестнице вверх на перрон, упал и сломал ногу. Оказался открытый перелом, сопровождающийся сильной болью и артериальным кровотечением.
С чего начинают оказание первой помощи при открытом переломе сопровождающимся артериальным кровотечением?
Выбери правильный ответ.
1. С наложения импровизированной шины.
2. С наложения артериального жгута выше раны на месте перелома.
3. С наложения артериального жгута ниже раны на месте перелома.
4. С наложения давящей повязки.
Правильный ответ: 2.
Задача 11.
Какую оптимальную позу следует придать пострадавшему, находящемуся в сознании, при подозрении на травму позвоночника?
Выбери правильный ответ.
1. Уложить пострадавшего на бок.
2. Уложить пострадавшего на спину на твердой ровной поверхности, без необходимости его не перемещать, позу ему не менять.
3. Уложить пострадавшего на спину, подложить под шею валик из одежды и приподнять ноги.
Правильный ответ 2.
Задача 12.
Во время забора крови девочка 10 лет вдруг резко побледнела и упала, потеряв сознание.
Определите ситуацию, выберите правильные ответы, расположите их в порядке очередности их выполнения.
1.Обморочное состояние.
2. Вызвать скорую помощь.
3. Обрызгать лицо холодной водой, похлопать по лицу ладонями, растереть виски.
4.Расстегнуть воротник, ослабить пояс.
5.Поднести тампон, смоченный нашатырным спиртом (несколько капель) и поднести к носу.
6. Придать горизонтальное положение, приподнять ноги вверх на 40-45 см.
7. Контролировать пульс до приезда скорой помощи.
Определить ситуацию, выбрать правильные ответы и расположить их в порядке выполнения.
Правильные ответы: 1, 3, 4, 6, 5, 2, 7.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5