Как составить проблемный вопрос к проекту

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

  • Главная
  • Виды проектов
  • Виды продуктов
  • Темы проектов
  • Инструменты



Проблема исследования во введении проекта



Проблема исследования – это сложный теоретический или практический вопрос, посвящённый, определённой проблеме решению или снижению остроты, которой посвящено исследование, указывается во введении проекта и является необязательным структурным элементом.

В качестве проблемы исследования может выступать противоречивая ситуация, в виде противоположных позиций авторов, научных точек зрения в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов.

Проблема исследования во введении проектной работы, что это такое и как составить

Проблема исследования во введении проектной работы

Если проблема исследования заявлена как отдельный структурный элемент введения, она размещается после актуальности работы.

Объём проблемы исследования во ведении

Проблема проекта указывается во введении проектной (исследовательской) работы, поэтому не может быть большого объёма (объём введения не может превышать 3 страниц), при этом описание проблемы исследования в несколько строчек не раскроет сути и важности решения заявленной проблемы.

Определим наиболее подходящий объём для проблемы исследования (объём указывается для оформленного по стандарту текста):

  • минимальный объём: 5 строчек текста;
  • максимальный объём: 0,5 страницы (примерно 15-16 строчек текста).

При необходимости проблема может быть как меньше, так и больше указанных объёмов при этом она должна полностью отражать суть проблематики и не должна отражаться на объёме вводной части (введения проекта).

Особенности составления проблемы проектной работы

Проблема проектной работы, как и другие структурные элементы вводной части имеет свои особенности:

  1. Не стоит путать актуальность работы и проблему исследования, это 2 разных структурных элемента, в которых отражается различная информация, назначение данных структурных элементов также отличается.
  2. Что такое актуальность проектной работы, требования, предъявляемые к ней, представлены на странице: «Актуальность во введении проектной работы».

  3. Проблема проекта может содержаться в теме проектной работы, то есть раскрытие темы уже предполагает решение проблемы, соответственно проблематика проекта не требует дополнительного отражения во введении.
  4. Такими темами могут быть:

    • Экологические проблемы в России;
    • Краснокнижные животные (растения) моего региона;
    • Загрязнение рек России – экологическая катастрофа;
    • Переработка нефтепродуктов;
    • Демографическая безопасность России в XXI веке.

    Для того чтобы в теме работы изначально была заложена проблематика, необязательно писать слово «проблема», проблемность должна подразумеваться, соответственно тема должна быть направлена на решение конкретной проблемной ситуации.

  5. В структурном элементе «Проблема исследования» требуется отразить в чём конкретно заключается проблема, на которую нацелена проектная (исследовательская) работа, в чём важность решения данной проблема, также можно отразить, что может произойти, если выдвинутая проблема не будет решена полностью или частично.
  6. Не все темы подразумевают под собой решение проблемы об этом надо помнить при выборе дисциплины, по которому будет выполнена проектная работа и самой темы, так проекты по таким дисциплинам, как литература, география, музыка, ИЗО, искусство, МХК, русский язык, история, чтение, в большинстве случаев не могут быть направлены на решение какой-либо проблемы.

Требования выдвигаемые к проблеме исследования

Рассмотрим основные требования выдвигаемые к проблеме исследования в проектной работе:

  • проблема должна являться сложным вопросом, задачей, не имеющая решения на момент написания проектной работы, в конкретной ситуации или, для решения которой не имеется общепринятых методов.
  • проблема должна отражать ситуацию, которая характеризуется различием между желаемым (необходимым) и существующим.
  • проблема – конкретное описание неудовлетворяющего аспекта современной жизни, который не удовлетворяет автора проектной работы с указанием значимых причин и факторов, вызывающих, поддерживающих это событие или явление.
  • проблема исследования должна иметь решение, которое автор работы должен представить в проекте в качестве проведённого мероприятия, разработанных памятки или буклета, комплекса рекомендаций.
  • проблема исследования должна быть рассмотрена в теоретической части работы, то есть указаны причины её появления, должна быть отражена существующая ситуация, если предпринимаются способы решения данной проблемы необходимо их отразить при этом требуется указать, почему не удаётся решить проблемный вопрос и к чему приведёт дальнейшее развитие проблемы.

Ошибки при составлении проблемы исследования в проектной работе

При обосновании проблемы исследования можно допустить ряд ошибок, рассмотрим наиболее значимые:

  1. Проблема не обозначена, в разделе «Проблема исследования» представлен общая информация по теме исследования.
  2. Для обоснования проблемы исследования используются таблицы, рисунки, графики, их в водной части не должно быть.
  3. На текст обоснования проблемы даны ссылки на авторов, то есть поставлены сноски, сноски во введении не ставятся.
  4. Текст проблемы скопирован из какого-либо источника, проблема исследования, как и актуальность работы являются авторской точкой зрения на тему работы и не могут быть заимствованы из литературных материалов.
  5. В некоторых случаях позволяется частично заимствовать текст, например, если необходимо обосновать проблему исследования с использованием статистических данных или рассматриваются какие-либо понятия, то есть в тех случаях, когда используются факты, которые нельзя изменять.

  6. Описание проблема исследования не позволяет понять важность её решения.

Таким образом, проблема исследования является необязательным элементом введения, проблематика работы может быть задана в теме именно поэтому отдельно обосновывать проблемный вопрос не всегда обязательно и не все темы подразумевают решение проблемы.



Помогла статья, поделись ссылкой

© Copyright 2019-2023, WorkProekt.RU – Самостоятельное написание проектных работ.

Мастер-класс 3

«Постановка проблемы»

Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.

Поисковый этап – первый этап работы над проектом. Его составными частями являются:

  • определение тематического поля

  • поиск и анализ проблемы

  • постановка цели

  • определение объекта и заинтересованных сторон

На данном занятии мы подробно остановимся на определении тематического поля и постановке проблемы.

Тематическое поле это некоторая ограниченная область знаний, в рамках которой будет происходить разработка проекта.

При определении тематического поля проекта можно опираться на потребности человека в различных областях науки, искусства или жизнедеятельности. Например, тематическим полем может быть: космология, медицина, литература, анатомия, импрессионизм, общение, школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство и т.п.

Следующим шагом является постановка проблемы.

Проблема – это противоречие между идеальной и реальной ситуацией.

Для того чтобы обозначить проблему сначала формулируется основополагающий вопрос. Этот вид вопросов обнажает исследуемую тему с ее сложностями и загадками, побуждает задавать другие важные вопросы. На основополагающий вопрос нельзя ответить одним предложением, он не имеют очевидного «правильного» ответа и требует творческого подхода к изучаемому материалу

Проблема возникает из проблемной ситуации когда человек осознает невозможность разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами личного знания или опыта.

Противоречия могут быть:

  • между известным и неизвестным;

  • между знаниями и умениями;

  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения;

– между потребностями и возможностями их реализации.

Для ответа на основополагающий вопрос необходимо сформулировать проблемные вопросы учебной темы. Эти вопросы предназначены для того, чтобы обозначить и раскрыть основополагающий вопрос.

П рактическая работа: по данному основополагающему вопросу заполнить остальные поля таблицы.

Тематическое поле

Основополагающий вопрос

Вид противоречия

Формулировка проблемы

Проблемные вопросы

Творческое название проекта

Вид

проекта

Геоэкология

Как связаны между собой природа и здоровье человека?

Межличностное общение

Как можем мы все ужиться друг с другом?

Валеология

Можно ли сохранить свое здоровье?

Коммунальные услуги

Можно ли платить меньше?

Проверь себя:

Тематическое поле

Основополагающий вопрос

Вид противоречия

Формулировка проблемы

Проблемные вопросы

Творческое название проекта

Вид

проекта

Геоэкология

Как связаны между собой природа и здоровье человека?

Между известным и неизвестным

Я не знаю как связаны между собой человек и природа

Какое влияние оказывает вода на здоровье человека?

Зависит ли здоровье человека от качества воздуха?

Существует ли связь между растительным миром и здоровьем человек?

Биосфера и человек

Информационный

Межличностное общение

Как можем мы все ужиться друг с другом?

между сложностью задачи и наличием способа ее решения

Мы хотим, чтобы наш коллектив был дружным, но не знаем как это сделать

От чего зависит микроклимат в коллективе?

Как влияет тип личности на взаимоотношения?

Для чего нам нужны манеры?

Как избежать конфликтов?

Давайте жить дружно!

Практико-ориентированный (социальный)

Валеология

Можно ли сохранить свое здоровье?

между знаниями и умениями

Мы знаем что необходимо заботиться о своем здоровье, но не умеем это делать.

Какие факторы влияют на здоровье подростка?

Каким видом спорта лучше заниматься?

Как правильно составить режим дня?

Здоровым быть здорово!

Информационный или исследовательский.

Коммунальные услуги

Можно ли платить меньше?

между потребностями и возможностями их реализации

Я хочу сэкономить на оплате коммунальных услуг но не знаю возможно ли это.

Как рассчитываются коммунальные платежи?

Как влияет установка индивидуальных приборов учета потребления воды и газа на квартплату?

Выгодно ли индивидуальное отопление?

Деньги любят счет.

Исследовательский

Примеры основополагающих вопросов и проблемных вопросов учебной темы

Для разработки авторского проекта учителя

Пример 1

Вопросы по содержанию учебной программы начальных классов
Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы учебной темы

Как я могу изменить что-либо к лучшему?

Что может сделать наша школа для того, чтобы помочь спасти животных, находящихся под угрозой вымирания?

Как мы используем наши пять чувств?

Как животные используют свои чувства?

Что такое звук и почему он важен?

Разве для летучей мыши звук важнее, чем для меня?

Как мы собираем данные для того, чтобы подготовить хорошие прогнозы?

Что могут сообщить нам наши тени?

Как различные животные адаптировались к средам их обитания?

Почему одни организмы выживают, а другие нет?

В чем секрет лягушек, помогающий им выживать?

Чем отличается лягушка от меня?

Почему нам нужны другие люди?

Что такое местное сообщество?

Чья помощь больше всего важна для нашего сообщества?

К которой из оказывающих помощь организаций вы бы хотели себя отнести?

Как меняется наша планета?

Как появились горы?

Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства и почему?

Может ли вулкан начать извергаться в моем дворе?

Как растут различные организмы?

Действительно ли я расту, как трава? Что нужно растениям для роста?

Как происходит рост растений?

Как вырастить огромный и сильный бобовый стебель, чтобы тот достал до дома великана?

Как можем все мы ужиться друг с другом?

Для чего нам нужны манеры?

Как могут люди и животные успешно существовать вместе?

В чем риск присутствия диких животных в урбанизированной местности и как его можно избежать?

Какие характерные черты можно найти в русском языке?

Почему рифма?

Где найти рифму?

Чем наша местное сообщество похоже и отличается от других сообществ?

Как окружающая среда влияет на меня?

Как погода влияет на меня?

Могу ли я сегодня пойти поиграть на улицу?

Как отличается погода в различных местах?

Пример 2

Вопросы по содержанию учебной программы средних классов
Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы учебной темы

Что нужно для того, чтобы изменить мир?

Как повлияли исследователи раннего периода на развитие Америки и их родных стран?

Как исследователи раннего периода изменили мир?

Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?

Зачем охранять окружающую среду?

Как можем мы все ужиться друг с другом?

Стоит ли спасать тропические леса?

Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?

Откуда берется энергия?

Как можно использовать природные ресурсы для получения энергии?

Почему важна вода?

Здоровы ли мировые озера?

Что представляет собой здоровое озеро?

Из чего складывается жизнь?

Что делает что-то “живым”?

Чем замечательна ячейка?

Что могут рассказать нам ячейки об организации других систем?

Почему прошлое влияет на будущее?

Каким образом Древний Египет с нами и по сей день?

Как окружающая среда влияет на поведение?

Насколько другим был бы ты, если бы жил в другом месте?

Кто определяет, что есть мусор, а что – сокровище?

Что является причиной тенденций?

Как появляется местное сообщество?

Как история местного сообщества влияет на его сегодняшние ценности?

Пример 3

Вопросы по содержанию учебной программы старших классов
Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы учебной темы

Чему может научить нас музыка?

Что говорит о нас сегодняшняя музыка?

Как жизнь композитора влияет на его/ее произведения?

Что говорит музыка 60-х о времени и культуре того периода?

Являюсь ли я наставником своего брата?

Что мы может сделать, чтобы помочь нуждающимся в помощи?

Можно ли предотвратить голод?

Как я могу получить то, что хочу?

Какой самый лучший автомобиль?

Как действует ссуда?

Может ли один человек что-либо изменить?

Что делает кого-то важным?

Как конкретные индивидуумы повлияли на историю?

Который из американских президентов самый великий?

Как можем мы обуздать силы природы?

Что такое электричество?

Где еще мы можем получить электричество?

Кто принимает решения за нас?

Действительно ли у нас есть выбор?

Что формирует общественное мнение?

Каким образом статистика ошибается?

Откуда берутся истории?

Насколько велико влияние истории на литературу?

Как можем мы предсказать будущее?

Что могут сказать нам числа?

Учитывая текущую статистику, каким будет будущее?

Как искусство имитирует жизнь?

Стоит ли картина тысячи слов?

Какие истории рассказывают фотографии?

Чью историю рассказывает фотография?

Почему меняются законы?

Когда можно не соблюдать законы?

Уместны ли сегодня законы двухсотлетней давности?

Какие законы, государственные или местные, могут быть поставлены под сомнение в недалеком будущем?

Как искусство отражает или влияет на культуру?

Как искусство импрессионистов отражает жизнь конца 18 века?

Как искусство импрессионистов изменило общество конца 18 века?

Как ваше собственное творчество отражает вашу жизнь?

Как может история предсказать наше будущее?

Как начинаются войны и можно ли их предотвратить?

Кому выгодна война?

В чем разница между гениальностью и безумием?

Что делает музыку, искусство или поэзию “хорошей”?

Существует ли личная свобода?

Действительно ли демократия “работает”?

Действительно ли Конституция защищает наши права?

Почему ты такой, какой ты есть?

Окружающая среда и ДНК, что влияет на нашу индивидуальность?

Влияет ли политика на науку?

Что на самом деле происходит с окружающей средой?

В чем преимущества и ограничения математического подхода к оценке ситуаций?

Можно ли математически описать все циклические процессы?

Intel® Обучение для будущего
при поддержке Microsoft

©2003 Intel Corporation.

Проблема в вкр.png

Проблема

Это один из обязательных элементов введения любой научно-исследовательской работы.

Без поставленной проблемы у вас не получится написать ВКР, суть такой работы заключается в постановке определенной проблемы, ее исследования и решения.

Что такое ВКР?

Выпускная квалификационная работа

Это один из важнейших этапов для студентов, которые заканчивают бакалавриат или специалитет.

Структура ВКР

Основными структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

  1. Титульный лист — первая страница вашей работы, на которой содержатся все важные данные: наименование вуза, тема исследования, данные преподавателя и студента;
  2. Содержание — перечисление разделов работы и страниц;
  3. Введение — ответственная часть работы, в которой прописывается вся суть работы: объект и предмет исследования, цели, задачи и методы, постановка проблемы ;
  4. Основная часть — это наиболее массивная, объемная часть, в которой раскрывается тема, решается проблема исследования;
  5. Заключение — заключительная часть, в которой прописываются итоги и выводы, ответы на вопросы, поставленные во введении;
  6. Список использованных источников — перечень всех использованных источников;
  7. Приложения — дополнительные иллюстрирующие материалы.

Зачем нужна постановка проблемы в ВКР

Постановка проблемы — это обозначение вопроса, который нужно исследовать. Сама проблема — это процесс, который тормозит развитие того или иного явления. Перед началом любого исследования, необходимо сформулировать научную проблему, а также доказать актуальность выбранной темы.

Важно

Именно постановка проблемы задает стратегию исследования, благодаря которой студент может выстроить план исследования и решения.

Проблема исследования и актуальность

Во введении автору необходимо доказать актуальность выбранной темы, а затем сформулировать проблему исследования. Важно, чтобы проблема подчеркивала актуальность вашей работы.

При постановке проблемы следует акцентировать внимание на том, что без ее решения тема не может быть полноценно раскрыта, реализована.

Связь проблемы и темы исследования

Проблема тесно связана с темой исследования. Исходя из названия темы, обозначить проблему исследования легче.

Достаточно найти в теме то, что требуется исправить, дополнить и изменить, это и будет проблемой.

Важно

Проблема не должна выходить за рамки темы исследования.

Для обозначения проблемы в ВКР достаточно нескольких строк.

Как определить проблему ВКР

Для того чтобы определить проблему исследования следует:

  • Изучить теоретический материал по предмету;
  • Провести интервью с экспертом в профильной сфере;
  • Сопоставить полученную информацию и определить (проблему) и оценить ее на актуальность;
  • Определить ее новизну и практическую значимость.

Что такое проблема исследования в дипломе

Написание дипломной работы — важнейший этап в жизни каждого выпускника. Одним из ключевых терминов, который вызывает вопросы у студентов в процессе работы над дипломным проектом, является проблема исследования. Разбираемся, что же это такое.

Проблема исследования в дипломе

Это главный вопрос, на который студенту необходимо найти ответ в процессе исследования, чтобы максимально детализировано и подробно раскрыть тему научного проекта.

Она может быть нескольких видов:

  • Теоретическая — направлена на обоснование научной теории;
  • Практическая — направлена на решение возможных противоречий, которые касаются внедрения новых практических разработок.
Совет

Студенты должны заранее обозначить основную проблему исследования. Именно вокруг нее строятся стратегия дальнейшей работы над дипломным проектом.

Образец проблемы в дипломной работе

1ppvgpp2.jpg

Как сформулировать проблему в дипломной работе

Проблема задает направление всему исследованию. Она формулируется как вопрос, на который в научной литературе нет однозначного ответа. Студенту необходимо проанализировать все известные научные точки зрения по данному вопросу и выбрать самый малоизученный аспект, решение которого будет новым и полезным. К формулировке проблемы следует подходить ответственно. Собрали полезные рекомендации, которые помогут сформулировать проблему в дипломной работе:

  1. Изучите теоретический и методический материал по теме исследования;
  2. Проведите интервью с экспертами в выбранной научной области;
  3. Сопоставьте всю полученную информацию и определите противоречия. Они являются проблемой исследования, оцените ее актуальность;
  4. Определите новизну и практическую значимость проблемы;
  5. Сформулируйте проблему вместе с научным руководителем ВКР.
Полезно

Проблема ВКР всегда тесно связана с формулировкой темы исследования. В проблеме указывается аспект, который студент будет исследовать и каких результатов он хочет добиться в процессе работы.

Роль проблемы в ВКР

Проблема ВКР играет важную роль. Она задает направление всего исследования.

Проблема носит не только теоретический, но и практический характер. В первой главе выпускной квалификационной работы, студенту необходимо раскрыть и показать ее развитие с течением времени. В практической части — найти решение и показать, как проблема влияет на предмет и объект исследования.

Особенности постановки проблемы в ВКР

Проблема в научном исследовании требует объективной доказательной базы, а также четкой аргументации. Как правило, она стоит на границе известного и неизвестного. Постановка проблемы требует поиска этой границы.

Основная цель студента — найти противоречивую ситуацию, которая требует решения.

Как и в других видах работ, постановка проблемы в ВКР имеет ряд отличительных особенностей. К ним относятся:

  • Проблема ВКР подчеркивает актуальность исследования;
  • Проблема ВКР требует разделения уже известных данных и новых противоречивых;
  • Для постановки проблемы ВКР студенту необходимо расставить приоритеты в отношении проблемы, отделить важные аспекты от малозначительных;
  • Проблема ВКР требует определение целей и задач в соответствии с расставленными приоритетами.

Пример постановки научной проблемы в ВКР

1ppvgpp2.jpg

Шаблоны и клише для постановки проблемы

Студенты часто задаются вопросом о том, как сформулировать проблему ВКР. Собрали шаблоны и клише для постановки проблемы, которые значительно упростят написание выпускной квалификационной работы:

  • «Основная проблема исследования заключается в…»;
  • «В своей работе автор освещает следующую проблему…»;
  • «Основным вопросом для изучения в центре данного исследования стоит…»;
  • «Проблемой данного исследования является…»;
  • «Важность данного исследования заключается в…»;
  • «Главный вопрос, на который предстоит ответить автору в ходе своей работы, это…»;
  • «Главным противоречием, которое необходимо разрешить автору, является…».

Возникли трудности с написанием диплома? Вы можете заказать ВКР недорого у наших профессиональных экспертов!

Уровень индивидуальной исследовательской работы и проекта определяется новизной и актуальностью проблемы, которую учащийся ставит перед своим исследованием. Исследование может проводиться как одним обучающимся школы, так и группой школьников (групповая ученическая исследовательская работа или проект).

Проблема учебно-исследовательской деятельности – это задача, решение которой приведет к получению нового знания об объекте исследования.

Проблемой научно-исследовательской работы (проекта) считается вопрос или совокупность вопросов, ответов на которые пока нет, и которые требуют своего разрешения в завершении работы. Проблема исследования определяет ход исследовательской работы (проекта).

Проблема исследовательского проекта (работы) отличается от вопроса тем, что ответ на нее нельзя получить с помощью простого анализа имеющейся информации. Простейшим способом выявления проблемы является сопоставление новых фактов с уже имеющимися теоретическими представлениями по изучаемой теме и выявление их несоответствия друг другу.

Сущность проблемы – это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике.

Формулировка проблемы исследовательского проекта должна отражать следующие вопросы:

  • что не так;
  • почему не так;
  • что будет, если сделать как надо.

Формулирование проблемы исследовательской работы

К формулированию проблемы исследовательской работы (проекта) выдвигаются требования:

1. Поставленная проблема должна быть посильной для исследования школьником и развивать у него начальные умения исследователя в ходе проведения проектной деятельности.

2. Проблема должна быть существующей, той, которая есть уже сейчас и которую можно решит в ходе проведенного исследования.

3. Проблема исследовательской работы и проекта должна демонстрировать признаки, отличающие настоящее исследование от работ по аналогичной теме:

  • новые факты, установленные автором в процессе наблюдения, экспериментов, анкетирования и т.д.;
  • предположение новой идеи и аргументация ее вероятности;
  • обоснование своей идеи со ссылкой на авторитетные источники;
  • в основу самой работы учащегося должен быть взят эксперимент или наблюдение, выраженные точными расчетами и т.д.;
  • подробное описание приобретенных обучающимся знаний.

4. Проблема должна отражать несоответствие практической деятельности идеальной ситуации, описанной в теории.

Что такое постановка проблемы исследовательской работы (проекта)?

Постановка проблемы исследовательской работы или проекта – это не что иное, как ее формулировка в виде задачи. Постановкой проблемы считается описание условий и обстоятельств состояния той сферы или области, о которой идет речь, в том направлении, в котором поднимается проблема исследования.

Во время постановки проблемы ученического исследовательского проекта учащийся школы должен определить суть проблемы, какие цели он хочет достигнуть при ее решении, разработать свой индивидуальный план действий или разработать его совместно, если это групповая исследовательская работа.

Постановка проблемы исследовательской работы или проекта строится на изучении научной литературы и результатов практической деятельности, отражающих противоречие между теоретическими сведениями и фактами, выявленными в ходе экспериментальной части исследовательской деятельности.

Ошибки при постановке проблемы:

  • подмена проблемы вопросом;
  • подмена проблемы задачей проекта;
  • подмена формулировки проблемы на область существования проблемы.

В случае отсутствия теоретической базы по выдвинутой проблеме или ее малоизученности проводится систематизация накопленного ранее опыта, и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования.

Также рекомендуется школьникам изучить те данные, которые были накоплены в смежных дисциплинах (предметах) и близки теме проектной работы.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий