Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 272 человека из 65 регионов
- Сейчас обучается 393 человека из 62 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Проблемные вопросы. Условия составления проблемных задач
Теоретико-практический семинар -
2 слайд
Company Logo
Цели
Определить понятие и основные виды проблемных вопросов
1
Определить понятие , основные виды и структуру проблемных задач
2
В соответствии с требованиями к проблемным задачам составить исследовательские проблемные задачи
3
3 -
3 слайд
Проблемный вопрос
Проблемный вопрос – это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия
Проблемный вопрос – это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос (вопрос-проблема), требующий ответа на него посредством мышления.
Вопрос, требующий воспроизведения по памяти, не является проблемным. -
4 слайд
Виды проблемных вопросов
На основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель, выделяют вопросы:
проверяющие направленность внимания;
направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;
помогающие находить различие и сходство в предметах и явлениях;
помогающие отбирать факты для доказательств;
помогающие находить и обобщать факты;
направленные на подтверждение правила;
направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;
направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;
формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания
www.themegallery.com
Company Logo -
5 слайд
Практическое задание № 1
Просмотрите видеофрагмент и определите, к какому виду проблемных вопросов относятся вопросы из задач
№ 1, № 2, № 3, № 4, № 7www.themegallery.com
Company Logo -
6 слайд
Проблемный вопрос
Клише для составления проблемных вопросов:
почему…
чем можно объяснить…
может ли это служить доказательством…
есть ли взаимосвязь между…
можно ли утверждать, что…
что изменилось, если бы…
какие условия необходимы, чтобы…
каким образом это могло повлиять на…
как доказать (обосновать)… и т.п. -
7 слайд
Примеры проблемных вопросов
Почему корень растения растет вниз, а стебель – вверх?
Почему у человека два глаза?
Почему «к вам» пишется раздельно, а «квас» вместе?
Почему кукла-неваляшка всегда встает «на ноги»? -
8 слайд
Проблемный вопрос
К тексту “Зубы и уход за ними” (3 класс) составлены такие вопросы:
Сколько зубов во рту взрослого человека? Как называются разные зубы? Чем покрыты зубы сверху? Отчего зубы могут разрушаться? Почему надо ухаживать за ними?
В чем особенность этих вопросов?
Они репродуктивные, не проблемные
Проблемная задача и вопрос: У человека есть несколько видов зубов: восемь резцов, четыре клыка; остальные двадцать зубов называются коренными, или жерновыми, от слова “жернов”. Жернов – это каменное приспособление, которое применяется на мельницах для перемалывания, перетирания зерен в муку.
Ответьте на два вопроса:
1. Почему коренные зубы называют еще жерновыми?
2. Как вы думаете , каких зубов больше у акулы? у коровы? Почему? -
9 слайд
Условия постановки проблемных вопросов
Вопрос должен:
иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и преставлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений и навыков.В обобщенном виде требования к вопросам можно представить так:
– посильность;
– четкость формулировки;
– направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ученика;
– взаимосвязь вопросов: каждый последующий есть логическое продолжение предыдущего или ответа ученика;
– опора вопроса на имеющийся запас знаний у учащихся с выходом за его рамки с целью получения новых знаний. -
10 слайд
Проблема терминологии
поисковая познавательная задача
познавательная задача
проблемный вопрос
проблемное задание
проблемное упражнение
проблемная задача или познавательная задача, отождествляемая с «проблемой» -
11 слайд
Терминология
Проблемная задача
“Задача” – это вид заданий, в которых есть условие и вопрос.
“Проблемная” – соотносится с главной категорией проблемного обучения – проблемной ситуацией.
Учащиеся самостоятельно приходят к новым знаниям или способам их получения
www.themegallery.com
Company Logo -
12 слайд
Структура проблемной задачи
1) Условия, или данные, известные учащимся и указывающие на какие-то параметры решения
2) Требование (проблемный вопрос)
3) Неизвестное (искомое)
Важнейший признак проблемной задачи – наличие противоречия в ее содержании -
13 слайд
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание
-
14 слайд
Виды проблемных задач
Существуют разновидности проблемных задач:
1) исследовательская задача (необходимо исследовать явление и объяснить его причины);
2) изобретательская задача (условие такой задачи должно содержать некое противоречие, решение – только в изобретении чего-то нового);
3) прогнозная задача (необходимо сделать анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий).
Сложность задачи обусловлена тремя факторами:
а) составом условия: чем больше в нем данных, которые нужно учесть при решении задачи, тем она сложнее;
б) расстоянием между вопросом задачи и ответом на нее, т.е. числом суждений, логических звеньев, необходимых для решения задачи (ведущий фактор сложности);
в) составом решения, т.е. числом выводов, которые можно сделать в результате решения задачи.
www.themegallery.com
Company Logo -
15 слайд
Изобретательская задача
Условие: есть металлическая труба, проложенная под землей, по которой течет вода. Для устранения неполадок в работе системы часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путем простукивания, на слух, не удались.
Вопрос: как понять, в какую сторону в трубе течет вода? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.Решение: можно попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, по которой она движется. На трубу воздействовать нельзя, значит надо воздействовать на воду. Нагреть трубу в одном месте и по тому, в какую сторону будет течь подогретая вода, нагревая и трубу, можно определить ее направление
www.themegallery.com
Company Logo -
16 слайд
Изобретательская задача
Одна американская фирма выпускала ножи для чистки картофеля. Лезвие делалось из стали, а ручка – из пластмассы самых ярких цветов. Хозяйки охотно покупали эти ножи, и фирма процветала. Но наступил момент, когда картофельные ножи появились в каждой американской семье. Их перестали покупать, и доходы фирмы резко сократились.
Что нужно сделать, чтобы при минимальных затратах увеличить продажу ножей?
Сделать ручки из серой пластмассы под цвет картофеля: хозяйки начнут терять ножи в очистках.
www.themegallery.com
Company Logo -
17 слайд
Условия составления проблемных задач
1. Любое понятие или обобщение, связанное с каким-либо предыдущим понятием межтемной или внутритемной связью, может быть изучено посредством решения проблемных задач;
2. На простых линейных связях в большинстве случаев конструируются задачи репродуктивного характера, задачи же проблемного характера строятся на сложных связях.
3. Изучение содержания нового материала с помощью проблемных задач невозможно в тех случаях, когда:
а) оно является совершенно новым и не имеет связи с ранее изученным материалом;
б) когда его нельзя представить как последовательность взаимосвязанных вопросов, приводящих к новым знаниям;
в) когда в их содержании нет противоречия.www.themegallery.com
Company Logo -
18 слайд
Проблемная задача
Практическое задание № 2:
На основе предложенной информации составьте исследовательскую проблемную задачу
Информация: Многие ученые до Александра Флеминга наталкивались на факт антибактериального действия плесени.www.themegallery.com
Company Logo -
19 слайд
Проблемная задача
Практическое задание № 3:На основе информации из учебника составьте проблемную задачу и определите ее структурные элементы
www.themegallery.com
Company Logo -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 254 501 материал в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 02.04.2018
- 515
- 3
- 02.04.2018
- 275
- 0
- 02.04.2018
- 768
- 0
- 02.04.2018
- 1209
- 5
Рейтинг:
1 из 5
- 02.04.2018
- 2863
- 23
- 02.04.2018
- 421
- 1
- 02.04.2018
- 351
- 0
Рейтинг:
3 из 5
- 02.04.2018
- 21913
- 355
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
Очень важно правильно сформулировать проблему текста, так как из-за неправильно сформулированной проблемы проверяющие эксперты поставят не только 0 баллов за формулировку проблемы, но и за комментарий по проблеме, и за формулирование позиции автора и отношения к ней автора сочинения.
Это значит, что вместо восьми максимальных баллов за содержание сочинения выпускник получит ноль баллов.
Из данной статьи вы узнаете, как сформулировать проблему текста, способы формулировки проблемы, какие речевые конструкции можно использовать при формулировке проблемы, а также часто встречающиеся ошибки школьников, связанные с формулировкой проблемы, и способы устранения подобных ошибок.
Содержание статьи
- 1 Задача формулировки проблемы
- 2 Способы формулировки проблемы
- 2.1 Формулирование проблемы своими словами
- 2.2 Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
- 2.3 Формулирование проблемы цитированием
- 2.4 Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
- 3 Где в сочинении формулировать проблему текста?
- 3.1 Формулировка проблемы во введении
- 3.2 Формулировка проблемы в основной части сочинения
- 4 Типовые речевые конструкции
- 5 Как использовать типовые речевые конструкции?
Задача формулировки проблемы
От правильной формулировки проблемы зависит дальнейшая работа над сочинением, а именно:
- комментарий проблемы, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловой связью;
- отражение позиции автора исходного текста;
- выражение своего обоснованного отношения к позиции автора.
Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой можно подобрать примеры-иллюстрации из предложенного текста, указать автора и сообщить о прочтении текста.
В исходном тексте может быть затронуто несколько проблем (см. статью «Что такое проблема текста» ), но работать необходимо только с одной проблемой!
У всех учеников возникает вопрос, какую проблему положить в основу сочинения?
Чтобы определиться с этим вопросом нужно сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно.
Способы формулировки проблемы
Существуют четыре способа формулировки проблемы.
Их использование зависит от стиля речи исходного текста, места формулировки проблемы в сочинении и выбора автора сочинения, какой способ ему применить.
Формулирование проблемы своими словами
Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.
В случае, если проблему можно сформулировать кратко, то подойдёт конструкция в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа («проблема чего?»).
Например:
Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека. (Текст №24)
Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям. (Текст №2)
Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
Проблему текста можно формулировать в форме риторических вопросов, после которых делается отсылка к исходному тексту.
Например:
Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье. (Текст №24)
В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста Л.А. Чарскую. (Текст №2)
Формулирование проблемы цитированием
Бывают случаи, когда в публицистическом тексте можно найти авторскую формулировку проблемы.
Тогда её можно процитировать в форме прямой или косвенной речи, а также при помощи вводной конструкции.
Например:
«Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным», — начинает свой текст Н.И.Пирогов. (Предложение с прямой речью)
«Н.И.Пирогов считает, что «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с косвенной речью)
«По словам Н.И.Пирогова, «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с вводной конструкцией) (Текст №13)
Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
Если в исходном тексте есть авторская формулировка проблемы, то вместо цитирования можно просто указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Например:
Проблема отношения к отчему дому сформулирована В.П.Астафьевым в 16 предложении (Текст №18).
Наиболее распространённым и удобным является первый способ формулировки проблемы.
ВНИМАНИЕ!
При формулировке проблемы в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа, необходимо избегать конструкций с нанизыванием нескольких существительных подряд в родительном падеже.
Например:
В тексте поднимается проблема повышения культуры речи людей.
В таких случаях лучше заменить подобную конструкцию на риторический вопрос: «Какие существуют способы повышения культуры речи?» (Текст №26)
Где в сочинении формулировать проблему текста?
Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).
Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.
Формулировка проблемы во введении
В зависимости от вида введения, которое использует школьник в своей работе (см. статью «Введение в сочинении» , проблему исходного текста можно написать в первой части сочинения, т.е. в самом введении.
А именно, закончить введение формулировкой проблемы текста, которая будет прокомментирована в основной части сочинения.
В этом случае уместно сформулировать проблему в виде риторических вопросов, которые сразу зафиксируют внимание проверяющего сочинение на ключевых понятиях исходного текста.
Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст.
Например:
Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении текста Ю.Бондарева. (Текст №27)
Закончить введение можно также формой сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.
Например:
В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне, а также сочувствия к своему врагу. (Текст №14)
Также во введении можно использовать второй способ формулировки проблемы путём цитирования автора.
Например:
«Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране», — пишет К.Г.Паустовский. (Текст №35)
Другие примеры формулировки проблемы текста в введении смотрите в статье «Введение в сочинении» .
Формулировка проблемы в основной части сочинения
Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.
Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.
Например:
Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне. Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. (Текст №3)
В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.
Типовые речевые конструкции
Правильная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное сочинение.
При обозначении выдвинутой проблемы можно использовать следующие словосочетания:
- Какая проблема? Проблема трудная, злободневная, сложная, важная, серьёзная, глубокая, острая, философская, нравственная, социальная.
- Проблема чего? Проблема войны, мира, добра, бережного отношения к природе, взаимоотношения «отцов» и «детей», патриотизма.
- Что делает проблема? Проблема встаёт, возникает, заслуживает внимания, представляет интерес, ждёт решения.
- Что с проблемой можно сделать? Автор рассмотрел, поставил, выдвинул, изложил проблему; автор размышляет, думает, работает над проблемой; автор уделил внимание проблеме; автор коснулся проблемы.
- Предлагаем использовать в сочинении при формулировке проблемы текста следующие речевые конструкции:
- Автора текста волнует проблема…
- Автор поднимает проблему…
- Автор затрагивает важную проблему…
- Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
- Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
- Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
- Проблема, поднимаемая…, – это…
- Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель…
- Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
- Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и….
- Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-
века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор… .
ВНИМАНИЕ!
Данные клише можно использовать, но нельзя ими загромождать своё сочинение, так как при использовании большого количества подобных «домашних заготовок» сочинение довольно часто предстает перед проверяющим экспертом как набор шаблонных фраз, мало связанных между собой и не отражающих содержание исходного текста.
Поэтому использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений.
Как использовать типовые речевые конструкции?
- Из списка предложенных конструкций необходимо выбирать только те, которые более точно передают мысли автора сочинения или автора исходного текста.
- В готовые речевые конструкции важно правильно включать информацию исходного текста, в случае необходимости менять форму слов в них, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
- Тщательно продумывать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста.
Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка.
То, что я хочу познать, это яблоня,
что я познаю, э то ветвь яблони, то,
что я передам ученику, это яблоко, то,
что он возьмѐт от меня, это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня!
Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по постановке проблемных вопросов на уроках русского языка.
Задачи:
- Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;
- Ознакомить участников мастер-класса с приёмами проблемных вопросов;
- Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов постановки проблемных вопросов;
- Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения постановки проблемных вопросов на уроках русского языка;
- Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.
Ожидаемый результат:
- Погружение в теоретические основы приема проблемного вопроса;
- Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных вопросов на уроках русского языка.
1.Введение.
– Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
– Каждый из нас, идя на урок, не раз задавал себе вопрос: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?
– Я хочу рассказать о приеме постановки проблемных вопросов, которые я использую на уроках русского языка.
– Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью. Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса (участники мастер-класса формулируют цели).
– Спасибо. Я в свою очередь хочу поделиться с Вами своим опытом постановки проблемных вопросов на уроках русского языка.
1.Теоретическая часть.
Шалва Александрович Амонашвили, советский педагог и психолог, автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, писал: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, – это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос – это почерк его педагогического мастерства».
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов:
1) предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или предикативном).Такие предложения оформляются при помощи местоимений какой, который, чей и т.п. в разных падежах, а также при помощи неопределенно – количественного числительного сколько;
2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели). Такие предложения оформляются при помощи наречий зачем, отчего, почему, когда и т.д.
Все вопросы, применяемые в обучении, Мирза Исмаилович Махмутов делит на
- информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или применения уже известных знаний)
- собственно проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения которых требуется какое-то интеллектуальное усилие, определенным образом направленный мыслительный процесс
Проблемные вопросы, в свою очередь, М.И. Махмутов классифицирует на основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель. Он называет следующие типы вопросов:
– проверяющие направленность внимания;
– направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;
– помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;
– помогающие отбирать факты для доказательств;
– помогающие находить и обобщать факты;
– направленные на подтверждение правила;
– направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;
– направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;
– формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.
Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.
Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.
При каких условиях вопрос считается проблемным?
Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос становится проблемным при следующих условиях:
1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,
3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.
Искусство получения устной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у учащихся привычку к активизации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, ведущего к синтезу имеющегося материала. Только в этом случае вопрос будет способом активизации познавательной деятельности ученика.
1.Практическая часть.
5 класс. Неизменяемые существительные
Конфета, эскимо, арбуз, монпасье, пирожное, ананас, шоколад.
– К какой части речи принадлежат данные слова? Докажите.
– Разделите на группы…
– Чем отличаются от других существительных эскимо и монпасье? (трудно определить род, число, падеж)
Формулировка темы, цели.
– У существительных эскимо и монпасье выделите окончание (провокация) Значит, сможем по окончанию определить род?
Слово и его формы
Рука руку моет
– Сколько слов в предложении?
6 класс. Собирательные числительные
Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так. Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики. Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?
Понятие о числительном
I. Инсценировка по Ф. Кривину “Имя числительное”(лингвистическая сказка)
Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у вас не больше одной минуты.
Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.
Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.
Прилагательное: Чем же я могу вам помочь?
Тысяча: О, ведь вы здесь – самое большое слово, наверное, самый главный член предложения.
Прилагательное: К сожалению, я не главный член. Я всего лишь определение. Вон видите – самое короткое слово? В нём всего четыре буквы. А ведь это подлежащее – главный член предложения.
Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!
Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?
Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроиться в предложении.
Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.
Тысяча: Зачем вам качества! У меня есть количество – и этого достаточно.
Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.
– Какой частью речи является слово “тысяча”?
– Как вы это определили?
Тема урока, цель формулируются учениками.
Повелительное наклонение глагола
Почему глагол написать в одном случае пишется напишете, в другом напишите?
В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол написать I спряжения. Значит, форма напишете будущего времени написана верно. Форма же напишите выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание. Далее следуют проблемные вопросы:
– Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
– Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
– Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)
– Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.
– Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку шестиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)
После этого ребята самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ – окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.
7 класс. Понятие о причастии
Держу в руках мячик и показываю, задаю вопросы, в ходе диалога делаю записи на доске
КАКОЙ?
Маленький падающий
Желтый упавший
Теннисный летящий
– Ребята, к какой части речи вы отнесете данные слова?
– Как вы это определили?
Дальше идет работа по теме урока.
– Являются ли родственными (однокоренными) слова:
- Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
- Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
- Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
- Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
При повторении правописания глаголов проблемные вопросы могут предполагать установление связи орфограмм с определенными грамматическими категориями, например с категорией вида и переходности-непереходности.
Так, может быть поставлен следующий вопрос: «С различием в каких формах связано написание и или е в каждой из предложенных пар глаголов: запирать – запереть, обессилить – обессилеть, стирать – стереть, обескровить – обескроветь, замирать – замереть?»
Ответ: написание и или е связано с различием в формах вида (запирать – запереть) или переходностью-непереходностью глагола (обессилить – обессилеть). Так разрешается противоречие между одинаковым или близким произношением и разным написанием.
Проблемные вопросы и ситуации актуализирует имеющиеся у учащихся знания, поднимают их на новый уровень абстракции. Поэтому хорошо, если проблемными будут и контрольные, обобщающие задания и вопросы, заключающие, завершающие изучение той или иной темы. Так, заключая изучение темы «Глагол», вместо традиционно предлагаемых вопросов, отражающих содержание параграфов учебника по данной теме (типа «Что называется глаголом?», «Как изменяется глагол?» и т.п.), можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений.
Например:
1.На основании каких сходных признаков среди склоняемых имен существительных выделяются разносклоняемые, а среди глаголов – разноспрягаемые?
2.Формы какого наклонения глагола могут служить одновременно показателем различий форм совершенного и несовершенного видов? (Ответ: формы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени).
3.Чем отличается безличный глагол от личного в своих формах изменения (Нож хорошо режет и У меня в глазах режет)?
4.Какие суффиксы причастий могут одновременно служить и показателем их отнесенности к определенному грамматическому виду? (Ответ: суффиксы причастий настоящего времени).
5.Какие признаки имеет причастие, если оно характеризуется наличием суффиксов –им-, -ем-? (Страдательное, настоящего времени, несовершенного вида).
6.Какими формами глагола являются формы, оканчивающиеся на – ите, типа вылетите, вырубите и т.п.? Проиллюстрируйте свой ответ употреблением этих форм в предложении. (Ответ: данные глаголы в зависимости о контекста можно отнести и к форме повелительного и к форме изъявительного наклонения).
7.У каких глаголов показатель переходности-непереходности есть в составе самих этих глаголов, а у каких переходность-непереходность можно определить только в тексте? (Ответ: возвратные глаголы всегда непереходные).
1.Заключение.
При изучении русского языка надо пытаться сделать так, чтобы ребята не формально подходили к правилам, а осознанно. Применение проблемных вопросов в этом помогает. Практика показывает, что ученики легче применяют полученные знания в новых условиях, правильно выполняют разные закрепляющие упражнения, одновременно развиваются творческие способности. А уроки, в основе которых лежит проблемная ситуация, проходят живо и интересно. На таких уроках учитель вооружает ребят не только знаниями, но и учит их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения.
– Завершая наше общение, я хочу познакомить вас с притчей об учителе.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом».
Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель! Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»
« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас».
« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.
« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя – воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно».
Желаю Вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.
Спасибо за внимание!
Бойко Л.В., учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 39 пос. Дальнее Поле Песчанокопского р-на Ростовской обл.
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «Способы выявления и формулировки проблемы в сочинении на ЕГЭ»
Цель урока: научить выявлять проблему в тексте, формулировать ее и излагать письменно.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;
- формировать умение выявлять проблему текста;
- формировать умение формулировать проблему;
развивающие:
- развитие логического мышления, речи;
- развитие творческих способностей;
воспитательная:
- воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.
Тип урока: развитие речи
Аннотация.
На представленном уроке формируются навыки написания той части сочинения, в которой выпускник должен выявить проблему в предложенном тексте, сформулировать ее и записать. Урок сочетает в себе различные задания таким образом, чтобы оптимально решить поставленные задачи: необходимая словарная работа, предупреждение грамматических ошибок, повторение видов проблем, построение алгоритма поэтапных действий формулировки проблемы, тренировочные тесты и контроль знаний.
Ход урока
1 этап. Организационный момент
Цели и задачи для учителя | Цели и задачи для уч-ся | Методы и приемы | Формирование УУД |
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока | Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока | Беседа | Личностные УУД: освоить роль ученика, формировать интерес (мотивацию) к учению
Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место (самоконтроль) |
Учитель: проверьте свою готовность к уроку.
— Готовясь к экзаменационному сочинению, мы составили план этой подготовки. Один урок согласно плану уже прошел. Чему мы научились?
Ученики: мы познакомились со структурой сочинения, узнали разные способы написания вступления к сочинению, упражнялись в написании вступления
Учитель: каков следующий этап? Чему посвятим сегодняшнее занятие?
Ученики: следующий этап – выявление и формулирование проблемы. Этому мы сегодня и будем учиться.
Учитель: какие задачи поставим перед собой?
Знать: что такое проблема, типы проблем.
Уметь: выявлять и формулировать проблему текста
Это общие задачи, а теперь сформулируйте задачи для себя, исходя из личного опыта, умений и навыков.
(это может выглядеть так)
1.Я знаю, что такое проблема текста и представляю, как ее формулировать. Но я не уверен в своем умении и мне нужны подробные инструкции при выполнении заданий урока.
2.Я хотел бы научиться способам выявления проблемы.
3.У меня не всегда получается выразить свою мысль письменно, поэтому мне хотелось бы пользоваться речевыми клише.
4.Я считаю, что достаточно хорошо владею приемами формулирования проблемы, но мне не хватает практики. Поэтому хотелось бы поработать с большим количеством текстов.
Запись числа и темы.
2 этап. Проверка выполнения домашнего задания
Цели и задачи для учителя | Цели и задачи для уч-ся | Методы
и приемы |
Формирование УУД | Критерии достиже-ния целей
и задач |
Определение Возможных дей- ствий учителя в случае если не удастся достичь поставленных целей |
Методы организации совместной деятель-ности уч-ся | Методы
стимулирова-ния учебной активности уч-ся в ходе опроса |
Оценива-ние ответов уч-ся в ходе опроса |
Проверить уровень усвоения теоретического материала; выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | Усвоить теоретический материал; уметь выявлять и устранять обнаруженные ошибки | Фронталь-ный опрос, взаимо-контроль, вопросы | Познавательные:
работать с информацией, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собствен-ное мнение и аргументировать его Коммуникативные Осознанно строить рече-вые высказывания, реф-лексия своих действий Регулятивные: Осуществляют контроль |
Показате-ли хоро-шего ус-воения: правиль-но рассказал и привел примеры | Вопросы, позволяющие понять причины ошибок, совместная работа на дополнительном материале; предложить еще раз выполнить это задание дома | Взаимо-проверка | Стимулирова-ние через баллы, словесное поощрение | Оценка в конце урока по рейтенгу |
Учитель: какой результат мы должны получить, проверив домашнее задание?
(должны показать, что правильно поняли теоретический материал: виды проблем и возможные проблемные вопросы)
Учитель: что является показателем хорошего усвоения учебного материала?
(убедительность, умение приводить примеры)
Учитель: что же такое проблема?
Ученики: это вопрос, требующий исследования, разрешения. Например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Способ проверки домашнего задания: продолжи ответ одноклассника, находящегося у доски.
Учитель: напишите на доске, какие виды проблем вам известны и назовите возможные проблемные вопросы
философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления; (добро и зло, …)
социальные касаются устройства и жизни общества; (взрослые и дети, …)
политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп; (проблема власти, …)
экологические отражают взаимодействие человека и природы; (влияние человека на природу, …)
нравственные (этические) связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения; (любовь в жизни человека …)
семейные касаются семейных взаимоотношений; (отцы и дети, …)
Как ты проверишь, понял ли одноклассник материал?
3 этап. Изучение нового материала
Цели и задачи для учителя | Цели и задачи
для уч-ся |
Формирование УУД | Формы и
методы изложе- ния нового учебного материала |
Формы и
методы организа- ции инд. и группо- вой дея-тельности |
Критерии, позволяю-
щие опреде- лить степень усвоения уч-ся нового уч. материала |
Критерии определе-
ния уровня внимания уч-ся к уч. материалу |
Методы стимули-рования
уч. актив- ности уч-ся |
Реагирова-ние на ситу-ации, когда часть уч-ся не освоила новый уч. материал |
Предметные: корректи-рует составление алгорит-ма действий по выявле-нию проблемы, представ-ляет клише, организует необходимую работу с предложениями, отвечает на вопросы, контролиру-ет правильность ответов
Метапредметные: развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника Регулятивные: учить контролировать свое поведение |
Составляют алгоритм,
задают вопросы, работают с текстами по алгоритму, записывают формулиров-ку. Корректи- руют предло- жения, знакомятся с клише. |
Познавательные:
определение проблемы текста Коммуникативные умение отвечать на вопросы, находить нужную информа-цию в тексте, участ-вовать в диалоге, со-блюдать нормы ре-чевого этикета, слу-шать и понимать речь других Регулятивные: осуществлять самоконтроль Личностные: работать в группе, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них |
Постановка проблемы, исследова-
ние, кол- лективное обучение |
Состав
группы: сильные, слабые. Взаимо-проверка. Дети ра- ботают, учитель наблюдает и коррек- тирует |
Правильность выполнения заданий,
умение объяснить способ действия, ответы на вопросы |
Учащиеся отвечают
на вопросы и задают вопросы сами |
Словесное поощрение, одобрение; рейтинговая система оценивания |
Еще раз проговорить правило, способ действия; спросить сначала сильных детей, потом слабых |
Чтобы четко знать, какие действия предстоит выполнить при выявлении проблемы, давайте составим алгоритм поэтапных действий. (Один ученик записывает на доске, остальные устно участвуют в составлении алгоритма)
Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке
В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например: Что делать, когда очень одиноко?
Если проблема открыто не заявлена,
- Прочтите текст и выявите основную мысль текста.
- Запишите ее в виде законченного предложения.
- Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
- Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Алгоритм в распечатанном виде раздается ученикам.
Выявление проблем в тексте
У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В.Солоухин)
— Какова роль детства в жизни человека?
— Почему все, что связано с детством, представляется прекрасным?
— Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
Этап формулировки проблемы.
– Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать.
Есть разные способы формулировки:
- проблема какая (в виде повествовательного предложения, сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;
- формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?
— Чтобы быстро и правильно сформулировать и записать предложение о проблеме, мы воспользуемся речевыми клише, которые обеспечивают наиболее легкий, экономичный и точный путь передачи информации.
Знакомство с типовыми конструкциями (клише) для формулировки проблемы. Клише в распечатанном виде раздаются ученикам.
Типовые конструкции
— Автор размышляет над проблемой…
— Автор текста затрагивает проблему…
— В центре внимания автора проблема…
— В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема…
— Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме…
— Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой… — (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
— Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Прежде чем вы начнете самостоятельно формулировать проблему, давайте попытаемся предупредить возможные грамматические ошибки.
Редактирование предложений. Коллективная комментированная работа и проверка. Распечатанные карточки с предложениями раздаются ученикам.
1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.
2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.
3.Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
4.Автор поднимает проблему о преодолении лишений.
5.Как преодолеть подстерегающие лишения человека?
6. Как получить искусство сносить лишения?
7.Прочитав текст, я вижу проблему человечности.
8.Одна из проблем автора, на мой взгляд, о том, что многие дети не читают.
9.Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему…
4 этап. Этап закрепления учебного материала
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
Формулирование проблемы.
Задание: прочитайте текст.
Пробочное воспитание.
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)
– Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?
(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)
– Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?
(Воспитание молодого поколения.)
– Какие вопросы волнуют автора?
(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)
Сформулируйте проблему письменно
- автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;
- каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?
Работа с текстом.
Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.
Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков — всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».
И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой.
Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!»
Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
— Это сделала все я одна!
И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати — в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.
Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
(По А.И. Солженицыну)
В книге Солженицына приводится много историй людей, несправедливо обвинённых в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы во времена правления Сталина. Какие же проблемы можно выделить в приведённом фрагменте?
(Во-первых, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребёнку в тоталитарном государстве.)
Попробуйте сформулировать её в виде вопроса. (Почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?)
Во-вторых, вспомните, что героиня, как и вся её семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, какую ещё автор поднимает проблему? (Проблема свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).)
В-третьих, история Зои – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Какая проблема? (Проблема духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).)
Каждая из этих проблем может стать основой для написания сочинения. И всё же в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.
Что вы хотели бы уточнить? Задайте вопросы.
Контроль и самоконтроль знаний.
Цель: выявление качества уровня усвоения знаний и способов действий
Возможные методы и приемы выполнения: разноуровневая самостоятельная работа с текстом; конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи
Сформулируйте и запишите проблему текста.
Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или из университета, умылись, переоделись, пообедали – и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестренки, отвести ее в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о ее самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми ее проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодежь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики… (По В.Харченко)
Задания дифференцируются (готовые формулировки для слабых – найди правильный ответ)
1)Проблема дружбы
2)Проблема отношения к дому, к домашним делам
3)Проблема интеллигентности человека
4)Проблема отношений между членами семьи
Коррекция знаний и способов действий
Цель: проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Спросите о том, что вы не поняли.
Что хотели бы выяснить при повторной работе над темой?
А сейчас подведите итог своей работе на уроке, удалось ли вам выполнить те задачи, которые перед собой ставили
Для осуществления итоговой рефлексии учащимся предлагаются ориентировочные вопросы в зависимости от той цели, которую они перед собой ставили.
- Оцените то, как вы справились с заданием: удовлетворительно; хорошо; отлично.
- Выполнение задания по инструкции было для вас делом: легким; трудным; вызвало некоторые затруднения.
- Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока: да, целиком; да, почти; нет, не достиг.
- Оцените саму постановку цели. Поставленная цель оказалась: невыполнимой; слишком простой; не была конкретной, поэтому невозможно оценить ее достижение; реальной.
- Как вы оценили свои силы при выборе задания: завысил; занизил; угадал свои силы.
- Какие трудности возникли при выполнении задания: формулировки в инструкции были непонятны; нужна была более подробная инструкция; формулировки были слишком подробные; трудностей не возникло.
- При выполнении задания по инструкции вы: получили новую информацию; получили полезную информацию; не узнали ничего нового.
- Сегодня на уроке я впервые узнал про …
- После урока мне захотелось более подробно узнать о …
5 этап. Задание на дом
Цели для учителя | Цели для учащихся | Критерии успешного выполнения д/з | Методы и приемы выполнения |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Д/з позволяет самим выбрать уровень сложности. Это даст возможность уч-ся самим оценить свои силы в изучении ново-го материала, а также развить свои творческие способности | Умение правильно опре-делять и формулировать проблему текста | Два уровня д/з: стандартный минимум, повышенной сложности |
(По учебному пособию Н.А.Сениной «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ»)
1.Упр.2 стр.15 – определение проблемы (с вариантами ответов)
2.Упр.13 стр.22 – отредактировать формулировки проблем, предложенные учащимися
3.Упр.14 стр.23 – самостоятельно сформулировать и записать проблему текста
Учащимся предоставляется возможность выбора уровня сложности и объема домашнего задания
Подведение итогов урока
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Возможные методы и приемы выполнения: сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися:
– Своей работой на уроке я…
– Материал урока мне был…
– Домашнее задание мне кажется
коротким / длинным
понятным / непонятным
полезным / бесполезным
интересным/ скучным
легким / трудным
Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке
В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например: Что делать, когда очень одиноко?
Если проблема открыто не заявлена,
- Прочтите текст и выявите основную мысль текста.
- Запишите ее в виде законченного предложения.
- Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
- Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Текст № 1
У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В.Солоухин)
Типовые конструкции
— Автор размышляет над проблемой…
— Автор текста затрагивает проблему…
— В центре внимания автора проблема…
— В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема…
— Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме…
— Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой… — (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
— Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Редактирование предложений.
1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.
2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.
3.Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
4.Автор поднимает проблему о преодолении лишений.
5.Как преодолеть подстерегающие лишения человека?
6. Как получить искусство сносить лишения?
7.Прочитав текст, я вижу проблему человечности.
8.Одна из проблем автора, на мой взгляд, о том, что многие дети не читают.
9.Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему…
Варианты ответов к контрольному заданию
1)Проблема дружбы
2)Проблема отношения к дому, к домашним делам
3)Проблема интеллигентности человека
4)Проблема отношений между членами семьи
Текст № 2 Пробочное воспитание.
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?
Текст № 3
Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков — всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».
И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой.
Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!»
Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
— Это сделала все я одна!
И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати — в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.
Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
(По А.И. Солженицыну)
Текст № 4
Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или из университета, умылись, переоделись, пообедали – и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестренки, отвести ее в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о ее самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми ее проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожданные задушевные разговоры, и молодежь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики… (По В.Харченко)
Шалва Александрович Амонашвили, советский педагог и психолог, автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, писал: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос — это почерк его педагогического мастерства».
Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, интересного для школьника вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии. Такого рода вопросы — начало, завязка проблемного построения урока.
Все вопросы, применяемые в обучении, М.И. Махмутов делит на:
- информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или применения уже известных знаний).
- собственно проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения которых требуется какое-то интеллектуальное усилие, определенным образом направленный мыслительный процесс.
Информационный вопрос | Проблемный вопрос |
Какую роль в пьесе «Гроза» играет пейзаж? | Кабаниха: заботливая мать или бездушный тиран? |
Почему обитатели ночлежки дразнят друг друга и в чем сказалось их раздражение? | Кто перед нами — люди или «обломки»? (по пьесе М. Горького «На дне») |
К какому художественному направлению относится поэма А. Блока «Двенадцать»? | Упрек или защита революции слышится в поэме А. Блока «Двенадцать»? |
В.Г. Маранцман конкретнее определяет характерные качества проблемного вопроса, отличающие его от информационных вопросов, рассчитанных на репродуктивную деятельность:
- Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, не очевидно разрешимого для учеников. О раскрытии противоречивости явлений как способе создания проблемной ситуации пишет М.И. Махмутов: «При информационном изложении не вскрывается противоречивый характер новых понятий, объективно существующие в них противоречия не заостряются. Указанный недостаток при проблемном изложении обычно преодолевается. Проблемный вопрос создает затруднение, необходимое для возникновения проблемной ситуации».
- Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для ученика, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки о литературе. Вопрос проблемного характера возникает как бы в точке пересечения логики науки и интересов ученика.
- Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказывается его емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала. Благодаря емкости проблемного вопроса он помогает выявить общее в единичном. Проблемный вопрос, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения.
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения, в которых обнаруживается многосторонняя возможность решения. Проблемный вопрос намечает многие варианты ответов.
В.Г. Маранцман отмечает, что чаще проблемные вопросы имеют альтернативную форму «или-или»:
Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества? (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Кто такой Лука: лжец или человечный человек? (М. Горький «На дне»)
Проблемный вопрос может быть задан и в более «спокойной» форме [В.Г. Маранцман], то есть такой вопрос не задан в форме выбора («или-или»), но предполагает разные варианты ответа, противоречащие друг другу.
Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора? (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
На первый взгляд в вопросе нет внешних признаков проблемности. Однако, он предполагает спорные ответы. Одни ученики, вопреки мысли Гоголя, считают, что рассказы Хлестакова о Петербурге ввели чиновников в заблуждение. Другие скажут, что причину обмана видят в страхе чиновников, боязни возмездия за злоупотребления.
Изменяются ли красногвардейцы от начала к концу поэмы? (А.Блок «Двенадцать»)
Этот вопрос тоже неоднозначен, хотя и не имеет строгой формы «или-или», он ведет к поиску и необходимости развернутого доказательства решения.
Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.
Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.
Постановка проблемного вопроса и сочетание его с вопросами, требующими осмысленного воспроизведения материала, необходимы на всех этапах изучения литературного произведения в школе: и для выяснения читательского восприятия на вступительных занятиях, и в процессе самого разбора, и на заключительных занятиях.
Список литературы:
- Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 206 с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.