В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.
В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) – выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!
Главные вопросы
Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:
- Что не так?
- Почему что-то не так?
- Каков будет результат, если сделать так, как нужно или не нужно?
- Что необходимо изучить из того, что не рассматривалось ранее?
Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.
Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:
- Прежде всего нужно уяснить, что ПИ — логическое завершение анализа и описания темы или предмета исследования, по итогам чего человек, проделавший работу, приводит обоснование того, почему его труд не мог быть реализован без решения этой проблемы. Стоит помнить, что ПИ всегда возникает на своеобразном рубеже между уже обретенными знаниями и неизведанным, интерес к которым неизбежно проявляет себя по мере устаревания имеющейся базы. Кроме того, нередки ситуации, когда проблема уже была решена теоретически, но так и не получила своей практической реализации. Этот случай также может быть использован для предметного изучения со всеми сопутствующими выводами и обоснованиями.
- Выработка дальнейшей стратегии исследования напрямую зависит от правильности постановки проблемы исследования. Имеются в виду пути, с помощью которых можно будет реализовать уже имеющееся научное знание или сформировать другие теории и формулировки, проводя неизвестные раньше варианты исследования. В этом смысле от автора требуется научиться отделять главное от второстепенного, разграничивая уже изученный предмет от того, что требуется и еще предстоит изучить.
- В основе каждого научного проекта лежит ПИ, постановка которой является одной из самых важных и сложных задач. Так, для определения проблемы и ее целей рекомендуется в первую очередь привести все необходимые доводы, обосновывающие ее реальность, а также установить устойчивую взаимосвязь с другими ПИ при условии, что они являются актуальными.
- Чтобы правильно оценить ПИ, необходимо обозначить все существующие способы ее решения с акцентом на наиболее актуальные методики и приемы. Если же автору удастся выявить аналогичный или максимально приближенный способ решения, то это только поможет сузить исследуемую область.
- Для правильного построения ПИ приходится по максимуму сужать область предметного изучения, руководствуясь всеми актуальными потребностями и возможностями исследовательского процесса. Если автору удастся четко отделить уже исследованный материал от того, который только предстоит исследовать, то и с определением сути проблемы у него не должно возникнуть никаких сложностей.
Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.
В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».
Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.
Цели и виды исследования
Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:
- Определение не изученных ранее характеристик конкретных явлений.
- Поиск существующих взаимосвязей между определенными явлениями.
- Изучение развития этих процессов.
- Выявление и подробное описание нового явления.
- Обобщение установленных и определение новых закономерностей.
- Создание новых классификаций на базе установленных характеристик и процессов или каких-то отдельных явлений.
Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.
При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.
Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.
Анализ и противоречия
Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.
Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.
Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.
Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:
- Прежде всего проводится анализ актуальности темы, для чего оценивается ее теоретическое и практическое значение.
- Далее исследуют точность и достоверность всех приведенных данных, отталкиваясь от объективности исследуемого материала.
- Еще раз вычитывается весь текст научной работы с обязательным акцентом на изложение научной теории. Обычно сначала приводятся определенные факты, и только потом начинают обозначаться новые доводы, основанные на результатах проведенных ранее авторских исследований и экспериментов. Автор должен увязать между собой как уже известные науке данные, так и новую информацию, создав своеобразный эмпирический переход от старого к неизведанному.
Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.
Примеры составления формулировки
Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:
- Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
- Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
- В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.
То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».
Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.
Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.
Проблема исследования в курсовой работе − это обязательный ее элемент. Она указывается во введении, а ее решению посвящается вся работа.
Проблема – это вопрос, подвергающийся исследованию. Он может носить практический или теоретический характер. В науке под проблемой понимают противоречие позиций в объяснении тех либо иных явлений, процессов и объектов. Такая ситуация нуждается в адекватной теории, способствующей ее разрешению.
Обозначение проблемы необходимо для того, чтобы провести исследование, которое принесет новые и релевантные знания.
Как найти проблему для курсовой работы
Чтобы выявить проблематику в курсовой работе, можно воспользоваться следующими советами.
Во-первых, нужно исследовать материалы по теме работы в виде различных обзорных статей. Из них вы почерпнете информацию об изученном до вас.
Во-вторых, попробуйте составить список проблем, не подвергавшихся решению ранее или не до конца изученных. Внимательно проанализируйте их, взвесив все за и против. Не стоит браться за решение глобальной всеохватывающей проблемы. Она должна отражать ответ на один вопрос, который должен быть вам по силам.
В-третьих, постарайтесь, чтобы проблема отражала тему исследования, а не выходила за ее рамки. Важно определиться с направлением работы, пойти правильным путем.
Не выбирайте трудно разрешимые проблемы. Вы должны понимать суть проблемы, быть заинтересованными ею, обладать достаточной информацией по ней, у вас в запасе должны быть хотя бы два или три способа ее решения. В таком варианте ваш выбор проблемы можно считать удачным. Можно смело приступать к написанию курсовой работы.
Выделить проблему исследования может помочь тема курсовой работы: нужно найти в теме то, что нужно исследовать/поменять. Это и будет проблемой исследования.
Как сформулировать проблематику в курсовой работе
Каждое исследование начинается с постановки проблемы. Для того, чтобы сформулировать проблему, важно соблюдать следующие условия:
- вопрос, который изучается, соприкасается с темой работы и раскрывает ее;
- проблема формулируется четко и кратко;
- цель и тема образуют основные вопросы «что необходимо в курсовой работе изучить?» и «что необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию?»;
- проведенный анализ, который демонстрирует слабые места в теме курсовой работы, демонстрирует главную проблему исследования;
- для правильной формулировки нужно исследовать предмет в пределах рассматриваемой темы, определяясь с потребностями курсовой работы и возможностями исследователя.
В методических рекомендациях, разработанных учебным заведением, есть конкретные требования к отдельным подпунктам, фрагментам курсовой работы. К формулировке проблемы чаще всего выдвигают следующие требования:
- изучаемый вопрос должен соприкасаться с темой, помогать раскрыть ее полностью;
- формулировка проблемы должна соответствовать принципам краткости, емкости, ясности и четкости;
- проблема исследования должна быть обоснована, для этого необходимо провести качественный анализ, который покажет наличие конкретных слабых мест объекта исследования, необходимость их ликвидации. Обосновать целесообразность решения проблемы можно путем анализа ситуации «до» и «после»;
- чтобы поставить проблему грамотно, необходимо сузить «поле» действия: исследовать предмет в рамках рассматриваемой темы, ориентируясь на потребности курсовой работы и возможности автора.
Проблема курсовой работы может быть сформулирована с помощью таких слов, как «потребность», «необходимость». Она находит отражение в введении, где автор доказывает важность рассмотрения конкретного вопроса, а затем изучает его в теории и обосновывает целесообразность его решения, его роль в науке и отрасли (теории и жизни).
Как обозначить проблему в курсовой работе
Обозначить проблему исследования в курсовой работе в вводной части можно как в виде определения, так и внутри предложения или абзаца.
Проблему описывают после описания объекта и предмета, перед определениями методов исследования. Обоснование проблематики занимает 1-2 абзаца.
При формулировке проблемы дается определение и значение для конкретной работы, а также приводится информация по существующим исследованиям, методикам и способам, к которым прибегают для ее решения на практике. Эту информацию можно также использовать при написании области применения и актуальности исследования, однако повторять ее трижды не следует.
Проблемную ситуацию в курсовой работе стоит описать не одним предложением, а развернуто. Нужно сослаться на соответствующие документы, требующие формирования компьютерной грамотности.
Наличие статистических данных докажет, что вы поднимаете не надуманную проблему, а такую, которая действительно значима для общества. При этом вы должны обязательно указать ссылки на актуальные источники информации, а не ссылаться на устаревшие материалы двадцатилетней давности.
После постановки проблемы рассмотрите степень ее изученности, для чего необходимо основательно изучить наиболее авторитетные и актуальные источники по вашей теме исследования. В формулировке данного вопроса вам помогут следующие конструкции:
- «Вопросу (ваша проблема) уделяется много внимания в…»
- «Отдельным аспектам данной проблемы посвящено множество научных трудов, однако ее нельзя считать решенной, так как…»
- «В работах… уделяется внимание…»
- «Другая группа работ посвящена…».
Примеры и образцы проблемы исследования в курсовой работе
Рисунок 1. Пример проблемы исследования № 1
Рисунок 2. Пример проблемы исследования № 2
Рисунок 3. Пример проблемы исследования № 3
Ответы на вопросы
Для чего нужна проблема в курсовой работе?
Обозначение проблемы необходимо для того, чтобы провести исследование, которое принесет новые и релевантные знания. Постановка проблемы исследования −это первый шаг к тому, чтобы точно знать, что вы будете делать и почему.
Как оформить проблему в научной работе?
Обозначить проблему исследования в курсовой работе во вводной части можно, как в виде определения, так и внутри предложения или абзаца. Проблему описывают после описания объекта и предмета, перед определениями методов исследования. Обоснование проблематики занимает 1-2 абзаца.
Важная часть дипломной работы, на которую обращают внимание и научный руководитель и члены комиссии — введение. Там содержится основная информация об актуальности темы диплома, его объекте и предмете, цели и задачах. Мы приведем пример проблемы исследования в дипломной работе, чтобы вам было проще написать этот пункт.
Чтобы больше узнать о тонкостях оформления работ, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу со студенческими лайфхаками. А чтобы получить выгодную скидку, подписывайтесь на канал с бонусами.
Проблема дипломного исследования
Работа над дипломом начинается с изучения литературы, формулировки темы и определения цели работы. При этом целью обычно является решение определенной научной проблемы теоретической или практической направленности.
Проблема дипломной работы — это актуальный научный вопрос, ответ на который дает дипломное исследование.
Проблема исследования в дипломе или курсовой всегда связана с формулировкой темы. В проблеме указывается, какой именно научный аспект студент будет исследовать и каких результатов собирается добиться в ходе написания работы.
Этот научный аспект станет предметом вашей дипломной работы, а планируемые результаты вы отразите в цели.
Советы, как сформулировать проблему в дипломной работе
Чтобы сформулировать проблему исследования в дипломной работе, ответьте на такие вопросы:
- Что известно по выбранному направлению?
- Какие концепции и методики активно применяются в данной сфере науки?
- Какие неизученные моменты и трудности этой научной отрасли наиболее актуальны?
- Какие инструменты понадобятся для анализа?
- Что это даст в теоретическом и практическом плане?
В результате ответов вы должны получить предметную область исследования и его приблизительную стратегию.
Поясним проблему дипломной работы на примере.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Проблема исследования: примеры формулировки в дипломной работе
Рассмотрим примеры проблем в дипломной работе в зависимости от темы исследования.
Тема: «Нематериальная мотивация персонала как фактор повышения лояльности сотрудников ІТ-компаний».
Проблема: В условиях активного развития информационных технологий и повышенной конкурентности ІТ-компаний важной проблемой для отрасли становится повышение лояльности сотрудников. Ее решение будет способствовать уменьшению текучести кадров и сокращению расходов на их обучение. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является усовершенствование системы нематериальной мотивации персонала.
Тема: «Участие в интеллектуальных играх как фактор формирования лидерского потенциала школьников старших классов».
Проблема: Сегодня большое значение придается не только знаниям и умениям специалиста, но и его личностным характеристикам. Важной проблемой в подготовке учеников старших классов к последующему обучению и работе является формирование у них лидерского потенциала. Одним из методов подобного формирования может стать участие старшеклассников в интеллектуальных играх.
Надеемся, эти образцы помогут вам при формулировке собственной проблемы исследования.
А еще проблему диплома поможет решить студенческий сервис. Его эксперты объяснят, как правильно оформить работу, не пропустив ни один пункт исследования.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Исследование представляет собой систематический исследовательский процесс, используемый для получения новых знаний или внесения изменений в имеющиеся знания путем открытия новых фактов. Его можно разделить на две общие категории:
1) Основные исследования, направленные на увеличение научных знаний,
2) Прикладные исследования, направленные на использование основных исследований для решения проблем или разработки новых процессов, продуктов или методов.
Первым и самым важным шагом в любом исследовании является выявление и определение проблемы исследования: то есть, что именно исследователь хочет решить и на какие вопросы он/она хочет ответить. Проблему исследования можно определить как вопрос, требующий повышенного внимания, разрыв в существующих знаниях или отклонение нормы или стандарта, которые указывают на необходимость дальнейшего понимания и изучения. Хотя многие проблемы, оказывается, имеют несколько решений (средства для устранения разрыва или исправления отклонения), трудности возникают тогда, когда такие средства не очевидны или не доступны сразу. Это требует проведения определенных исследований для достижения эффективного решения.
В исследовательской работе используется постановка проблемы. При постановке проблемы кратко рассматривается вопрос: в чем состоит проблема, на которую будет направлено исследование?
Каковы цели формулировки проблемы?
Конечной целью формулировки проблемы является преобразование обобщенной проблемы (что вас беспокоит, ощущаемый недостаток) в целенаправленную, четко определенную проблему; которую можно решить путем целенаправленного исследования и тщательного принятия решений.
Написание формулировки проблемы должно помочь вам четко определить цель исследования, которое вы предложите. Зачастую формулировка проблемы также будет служить основой для вводного раздела вашего окончательного предложения, быстро направляя внимание вашего читателя на вопросы, которые будет решать ваш предлагаемый проект, и предоставляя читателю краткое изложение предлагаемого проекта.
Формулировка проблемы не должна быть длинной и сложной: одной страницы более чем достаточно для хорошей постановки проблемы.
Каковы ключевые характеристики формулировки проблемы?
Хорошая исследовательская проблема должна обладать следующими характеристиками:
— должна устранить пробел в знаниях.
— быть достаточно значительной, чтобы внести свой вклад в существующие исследования
— должна привести к дальнейшим исследованиям
— проблема должна быть изучена путем сбора данных
— должна представлять интерес для исследователя и соответствовать его навыкам, времени и ресурсам
— подход к решению проблемы должен быть этическим и научным.
Каков формат написания формулировки проблемы?
Убедительное изложение проблемы обычно пишется в трех частях:
Часть A (Идеал): описывает желаемую цель или идеальную ситуацию; объясняет, как все должно быть.
Часть Б (Реальность): описывает условие, которое препятствует достижению или реализации в настоящее время цели, состояния или значения, описанных в Части A; объясняет, как нынешняя ситуация не соответствует цели или идеалу.
Часть В (Последствия): определяет способ, которым вы предлагаете улучшить нынешнюю ситуацию и приблизить ее к цели или идеалу.
Например:
Пример 1
Часть A: Согласно заявлению миссии университета XY, университет стремится предоставить студентам безопасную и здоровую среду обучения. Общежития являются одним из важных аспектов этой среды обучения, поскольку 55% студентов XY живут в университетских общежитиях, и большинство из этих студентов проводят значительное количество времени, работая в своих комнатах.
Однако,
Часть Б: Студенты, живущие в общежитиях A, B, C, и D, в настоящее время не имеют кондиционеров, а в жаркое время года температура в помещении превышает 80 градусов F (26,6°С). Многие студенты сообщают, что они не могут делать домашнее задание в своей комнате. Другие сообщают, что у них проблемы со сном из-за влажности и температуры. Комнаты не только вредны для здоровья, но и препятствуют производительности и успеваемости учащихся.
Часть В: В ответ на эту проблему наше исследование предлагает изучить несколько вариантов, чтобы сделать общежития более благоприятными для проживания. Мы планируем провести всестороннее коллективное изучение вариантов приобретения кондиционеров (финансируемых университетом, субсидируемых студентами) и различных типов систем кондиционирования воздуха. Мы также рассмотрим менее дорогостоящие способы смягчения некоторых или всех вышеперечисленных проблем (таких как создание комнат с климат-контролем в общежитиях и оснащение их лучшими местами для учебы и работы на компьютере).
Вот простое 4-этапное руководство для написания формулировки проблемы:
Этап 1 (Утверждение 1): Опишите цель или желаемое состояние конкретной ситуации, явления и т. Это создаст идеальную ситуацию (что должно быть, что ожидается или желательно)
Этап 2 (Утверждение 2): Опишите условие, которое препятствует в настоящее время достижению или реализации цели, состояния или значения, описанных в Этапе 1. Это создаст реальную или существующую ситуацию, как она есть, и установит разрыв между тем, что должно быть, и тем, что имеется.
Этап 3: Соедините этапы 1 и 2 с помощью соединительного слова, например, «но», «однако», «к сожалению» или «несмотря на».
Этап 4 (Утверждение 3): Используя конкретные детали, покажите, как ситуация на этапе 2 содержит мало предпосылок для улучшения, если что-то не сделано. Затем подчеркните преимущества исследования, прогнозируя последствия возможных решений.
Вот несколько примеров того, как можно написать формулировку проблемы, используя упомянутые выше этапы:
Пример 2
Этап 1 (Утверждение 1)
Правительство Х страны стремится осуществить индустриализацию страны к 2030 году (цитата). В этой связи она поощряет ориентированные на рост микро- и малые предприятия (ММП), которые должны были преобразоваться в средние и крупные предприятия, способные внести свой вклад в достижение цели индустриализации. Существует несколько сессионных документов (цитата), в которых содержатся конкретные меры по поощрению и поддержке ММП.
Этап 2 и 3 (Утверждение 2)
Несмотря на указанные усилия правительства Х, наблюдается медленное перерастание микропредприятий в малые предприятия и даже замедление преобразования малых предприятий в средние (цитата, покажите статистику). Правительство официально признало, что в стране Х существует «недостающая середина», что означает разрыв между малыми и крупными предприятиями в стране (цитата).
Этап 4 (Утверждение 3)
В случае сохранения ситуации с «недостающей серединой», достижение цели индустриализации может быть затруднено. Поэтому возникает необходимость изучить, почему существует эта ситуация с нехваткой средних предприятий, несмотря на усилия правительства.
Пример 3
Утверждение 1
Для выполнения своих задач государственные университеты нуждаются в мотивированных сотрудниках.
Утверждение 2
Наблюдаются, однако, частые и суровые дисциплинарные проступки, прогулы, а также различные формы беспорядков в государственных университетах, которые влияют на выполнение поставленных задач. Наше предварительное исследование показывает, что и рядовые сотрудники, и руководство, недостаточно мотивированы.
Утверждение 3
Без эффективных мотивационных мер указанные недостатки, вероятно, будут продолжаться и замедлять достижение задач университетов.
Таким образом, необходимо изучить системы и процедуры мотивации государственных университетов, что и является целью предлагаемого исследования.
Другой подход
Другой подход к написанию формулировки проблемы – использовать шаблон. Вот простой шаблон, который может быть полезен для исследователей:
В ______________________
(например, организации) существует проблема (или имеется ситуация, в которой возникла проблема). Несмотря на ___________________________(усилия, направленные на предотвращение или противодействие), _____________________ (что-то неожиданное или нежелательное) происходит (необходимо предоставить подтверждающие факты). Эта проблема негативно повлияла на _____________(«жертвы» проблемы) так как _____________________________. Возможная причина возникновения данной проблемы заключается в ___________________________. Возможно исследование, направленное на изучение _________________ посредством ___________(парадигма/метод) сможет помочь в разрешении ситуации.
Ниже приводится образец формулировки проблемы, подготовленный с помощью данного шаблона:
При финансировании создания компаний малого бизнеса в Х стране наблюдается тенденция, которая заключается в создании фондов поддержки определенных групп населения. Некоторые из этих фондов включают фонды поддержки молодежи и фонды поддержки женщин. Эти фонды помогли улучшить темпы создания новых компаний в Х стране. Однако, после этапа создания, на предприятиях начинают возникать проблемы.
Исследование, проведенное ХХХ (ссылка, год), показало, что только __ % предприятий расширяются, тогда как на __ % предприятий не было дополнительного набора сотрудников. Согласно опросу, больше предприятий, вероятно, закроется спустя первые три года работы. Четыре года спустя ХХХ провел еще одно исследование в ХХХ. Это исследование показало, что __% малых предприятий находятся в состоянии застоя, и только ___% из них демонстрируют некоторый уровень роста. В нашей статье мы предлагаем изучить факторы, которые влияют на устойчивость малого бизнеса в ХХХ сегменте. Мы будем использовать как качественные, так и количественные подходы к сбору первичных и вторичных данных и информации с целью определения факторов успеха для роста малого бизнеса в ХХХ. В частности, мы будем использовать модель жизненного цикла продукта (ЖЦП) для определения потребностей малого бизнеса на разных этапах ЖЦП.
Наши актуальные предложения по публикациям в журналах входящих в БД Scopus и WOS смотрите в разделе «Публикации Scopus и WOS»
АНО ИД «Научное обозрение»
Электронные почты:
russian-science@mail.ru
russian-science_info@mail.ru
Телефоны:
+7 495 128 98 07
+7 499 34 68 127
+7-499-348-11-69
Как сформулировать проблему проекта за 1 минуту: онлайн-сервис для постановки проблемы исследования за 15 секунд и 17 примеров формулировок
Добрый день, мой уважаемый читатель. В этой статье расскажу, как сформулировать проблему проекта простым и быстрым способом.
Основная сложность с формулировкой проблемы исследования – в том, что это – не проблема в привычном понимании. И поэтому совершенно непонятно, а что писать-то, и как она вообще выглядит.
В статье есть образец для формулировки проблемы исследования и онлайн-сервис, в который достаточно будет просто подставить свои слова, на что уйдёт секунд 15, потом немного поправить – и уже через 1 минуту у вас уже будет написана проблема проекта.
-
1
Что такое проблема проекта -
2
Что такое проблема исследования -
3
Разница между проблемой проекта и проблемой исследования -
4
Как выглядит проблема исследования -
5
Как составить проблему проекта за 1 минуту -
6
Сформулировать проблему исследования за 15 секунд в онлайн-сервисе -
7
Проблема проекта – 17 примеров -
8
Где можно получить помощь с формулировкой проблемы исследования проекта
Что такое проблема проекта
Проблема проекта – это изменившееся состояние объекта, которое создаёт угрозы или возможности, на которое мы хотим повлиять с помощью какого-то проекта.
То есть проблема проекта – это не то, что проект создал проблему. Это проблема у объекта, которую мы хотим решить (примеры объектов и предметов).
Причём эта проблема может быть позитивной и негативной. Например, если предприятие накопило денежные ресурсы, но не использует их – это, скорее, позитивное состояние, которое мы хотим изменить, чтобы было ещё лучше. А негативное состояние – это когда предприятие не только не накопило ресурсы, но даже израсходовало их.
Что такое проблема исследования
Проблема исследования это изменившееся состояние темы исследования, которое, вероятно, повлияет на объект исследования.
Это изменение тоже может быть и положительным, и негативным. Поэтому, по идее, употреблять термин «проблема» тут не очень верно, но так сложилось исторически.
Разница между проблемой проекта и проблемой исследования
Разница между понятиями следующая:
- Проблема проекта происходит из изменений в объекте исследования (то есть «изнутри» объекта);
- Проблема исследования происходит из изменений в теме исследования (то есть «снаружи» объекта)
Из этого следует, что определение проблемы проекта должно быть значительно больше и детальней, чем определение проблемы исследования. Эта разница определяется разницей между проектами и работами.
Чтобы определить проблему проекта нужно сначала проанализировать весь объект, найти его проблемы (примеры проблем), предложить проект и указать, какую из проблем он решает.
А для определения проблемы научного исследования – анализ всего объекта не требуется. Анализируется только его часть (предмет исследования), предполагается, что нам заранее известно проблемное направление в работе объекта.
На практике в учебных заведениях крайне часто путают проблему проекта и проблему исследования. И, например, в вузе может быть заявлен дипломный или курсовой проект, но при этом студенту дают конкретную тему для конкретного предприятия.
В этом случае – это уже дипломная или курсовая работа, что, конечно, сильно упрощает работу, поскольку определять проблему проекта не потребуется.
Как выглядит проблема исследования
Это один абзац текста из 4-5 строк. Который обычно нужно вписать во введении после актуальности, при условии, что он указан для введения в методических указаниях.
Ещё проблема проекта может быть представлена в презентации к работе – тогда она идёт на слайде вместе с актуальностью: пара предложений про актуальность и одно предложение про проблему исследования.
После формулировки проблемы может располагаться гипотеза исследования. Но её наличие также зависит от наличия такого требования в методичке либо от пожеланий руководителя работы.
Чтобы составить проблему проекта или исследования, подставьте свои слова вместо элементов, выделенных скобками.
«Проблема [исследования или проекта] в данной работе, посвящённой [теме], заключается в том, что в настоящее время недостаточное внимание уделяется теории и практике анализа и улучшения [предмета исследования], что определяет значимость его реализации для [объекта исследования]».
Иными словами, вам нужно подставить в этот образец тему научного исследования (или проекта), объект и предмет (примеры объектов и предметов) – и немного «причесать» полученный результат, чтобы было красиво. И всё.
Сформулировать проблему исследования за 15 секунд в онлайн-сервисе
Чтобы вам было проще понять, как сформулировать проблему исследования, я разработал небольшой сервис, с помощью которого можно выполнить постановку проблемы исследования за 15 секунд. Просто вставьте свои значения в форму ниже, чтобы поставить проблему исследования.
Как я уже писал, данную формулировку обычно следует разместить во введении (структура введения) после раздела актуальность.
Например, если я возьму такую тему ВКР из списка самых простых экономических тем «Совершенствование финансовой устойчивости ООО «Вектор», у меня получится следующая формулировка проблемы исследования:
«Проблема исследования в данной работе, посвящённой совершенствованию финансовой устойчивости ООО «Вектор», заключается в том, что в настоящее время недостаточное внимание уделяется теории и практике анализа и улучшения финансовой устойчивости, что определяет значимость его реализации для ООО «Вектор».
Думаю, теперь вам стало понятней, как выявить и написать проблему в проекте, однако я советую потратить немного больше времени и немного перефразировать мою формулировку, чтобы она была уникальна, и не пришлось затем обходить антиплагиат (способы обхода антиплагиата, и самый лучший способ повышения оригинальности).
Проблема проекта – 17 примеров
Давайте рассмотрим 17 примеров проблем проектов и научных исследований, чтобы понять, как формулируются проблемы проектов и исследований. Эти примеры я беру из сети интернет, они часто неправильные и избыточные, поэтому я советую вам сначала составить свою формулировку по образцу выше, чтобы потом увидеть, в чём разница.
Почему эти примеры избыточны? Потому что их авторы смешивают актуальность и проблему исследования.
Актуальность отвечает на вопрос: почему что-то стало важно прямо сейчас, в последние 0,5-2 года, может, даже меньше.
А формулировка проблемы отвечает на вопрос, что произошло в результате изменения актуальности, что нам теперь нужно реализовывать проект или исследование.
Поэтому фактически формулировку проблемы можно рассматривать как сжатую до одного предложения актуальность.
Примеры проблем инновационных проектов
Здесь можно видеть 4 проблемы. Они могут быть выявлены у одного объекта, а итоговый проект может быть направлен на решение одной из них, хотя можно пробовать решать и все указанные проблемы, если получится предложить такой проект, чтобы он позволял решить их все.
Пример проблемы проекта по изучению иностранного языка
В данном примере происходит смешение актуальности и проблемы. Я бы выделил как проблему — необходимость определить новые подходы к отбору содержания и организации материала. А остальное — было бы актуальностью.
Пример проблемы проекта по мотивации к ЗОЖ
Хорошая короткая формулировка проблемы при условии, что перед ней будет идти объяснение актуальности и изменений, произошедших в последнее время.
Пример проблемы проекта по музыке
Довольно плохой пример, содержащий оценочные суждения без конкретики. Кроме того, в научных работах не следует использовать местоимение «я». Обычно используется «мы», поскольку работа производится с руководителем.
Проблемой же в данном случае может стать необходимость оценить изменения во влиянии музыки на человека в последнее время.
Пример проблемы проекта по продуктам питания
С одной стороны проблема короткая, с другой стороны, её можно конкретизировать. Кроме того, используются слова, которые не следует применять в научных работах. Хотя если нужно обосновать актуальность проекта не для научных целей — это вполне позволительно.
В любом случае — здесь проблема нуждается в уточнении, чтобы ответить на вопрос, что нужно сделать с этим. Например, охарактеризовать степень опасности, изменившуюся за последнее время.
Пример проблемы проекта по социологии
Хороший пример плохого обоснования. Тема не может быть актуальна всегда именно с точки зрения проекта. Должно было что-то произойти, чтобы её значимость выросла. Я уж молчу о том, что хлеб — это не главный продукт.
Проблема в данном случае — необходимость определить условия развития бережного отношения к хлебу. Но вот насколько это вообще актуально — большой вопрос.
Пример проблемы проекта по выбору профессии
Здесь происходит смешение актуальности и проблемы. Проблема указывает на необходимость какого-то набора действий. Например, возникает необходимость улучшить механизм выбора профессии. А перед этим нужно указать, почему это стало более важным в последнее время.
Пример проблемы школьного проекта
Хороший пример проблемы в привычном нам смысле слова: проблема как нехватка чего-то.
А вот с научной точки зрения проблема проекта состоит в том, что необходимо что-то сделать, чтобы перейти от состояния «чего-то нет» к состоянию «что-то есть». То есть проблема проекта в том, чтобы есть необходимость предложить механизм создания благоприятных условий.
Но в целом, хороший пример проблемы проекта, поскольку можно увидеть вот эту разницу между привычным и нужным вариантом.
Пример проблем инвестиционных проектов
Здесь приведён целый набор проблем, из которых можно выбрать самую значимую проблему и устранить одну её, либо реализовывать проект, направленный на решение нескольких или всех перечисленных проблем.
Пример проблем образовательных проектов
Здесь также приведён набор проблем, из которых можно устранить самую значимую, либо реализовывать проект, направленный на решение нескольких или всех перечисленных проблем.
Пример проблем проекта по кредитованию
Здесь также приведён набор проблем, из которых можно устранить самую значимую, либо реализовывать проект, направленный на решение нескольких или всех перечисленных проблем.
Пример проблемы проекта по семейному бюджету
Хороший пример проблемы исследования во взаимосвязи с гипотезой, целью и задачами. Единственное замечание — если такая проблема применяется в рамках курсовой или дипломной работы — стоит её сформулировать более наукообразно: проблема состоит в необходимости установления достаточности денежных средств для реализации проекта.
Пример проблем проекта по выбору профессии
Тут тоже набор проблем с обывательской точки зрения. С научной точки зрения проблема состоит в том, что необходимо устранить недостаток знаний, устранить некомпетентность в плане оценки себя.
Пример проблем проектов по повышению эффективности деятельности организации
Опять же мы видим констатацию фактов, в то время как проблема проекта будет состоять в том, чтобы определить, что нужно убрать. Например, проблема по первому пункту состоит в необходимости убрать перепроизводство. То есть проблема в том, что у нас возникает необходимость что-то делать.
В данном случае проблема смешивается с актуальностью. И всё, что приведено на картинке — это обоснование актуальности.
А проблема — в необходимости предложить меры по переработке пластика.
Пример проблем управления проектами
Набор проектных проблем, которые можно как-то решать — по отдельности либо совместно. Но с точки зрения подготовки учебных работ — опять же — всё, что перечислено, — это просто констатация фактов. А проблема — в необходимости что-то делать. Например, в необходимости предложить способ простой оценки сложности и стоимости проекта на этапе продаж.
Пример проблем волонтёрского проекта
Как и ранее, на этой картинке можно видеть констатацию набора фактов. А проблемой будет являться необходимость что-то делать. Например, проблема — в необходимости устранить разобщённость действий добровольческих объединений.
Где можно получить помощь с формулировкой проблемы исследования проекта
Если у вас экономическая тема – вы можете спросить у меня – просто оставив комментарий под статьёй или написав по контактам сайта.
Если тема другого направления – можно уточнить на любой бирже для студентов. Скорее всего, вам подскажут бесплатно. Например, на автор24.
Думаю, теперь вам стало значительно понятней, как сформулировать проблему проекта или исследования, как выглядит поставленная проблема исследовательского проекта, как происходит постановка проблемы.
Удачи вам в вашей работе.
Александр Крылов, diplom35.ru