Как составить проблему текста

Как определять проблему для сочинения ЕГЭ по русскому языку? Пошаговая инструкция.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку на порядок легче итогового. И это хорошая новость. Но оно пишется по тексту, который иногда может быть непонятен. И первый вопрос, который надо разрешить ДО написания сочинения, какова проблема текста? Почему это важно и как формулировать проблему, рассказываю в данной статье.

💥 Почему важно правильно определить проблему для сочинения ЕГЭ?

За верную формулировку проблемы вы получаете 1 первичный балл. Плюс, это залог правильно выстроенного дальнейшего рассуждения. Это значит, что вы претендуете на баллы по критериям К2 «Комментарий к сформулированной проблеме текста», К3 «Отражение позиции автора исходного текста», К4 «Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста».

Если же проблема выделена не верно, то вы получаете 0 не только за К1, то есть за формулировку проблемы, но и за остальные критерии по содержанию. А это 6+1+1 = 8 баллов. Вместе с баллом за формулировку проблемы вы можете потерять целых 9 первичных баллов, которые равны 16-18 вторичным (процентам ЕГЭ). Обидно, не так ли?

💥 Как понять, верную ли проблему я выделил? Вдруг думаю неправильно?

Если вы пишете тренировочное сочинение по сборнику под редакцией И.П. Цыбулько, то в конце него есть подсказки. Для каждого текста дан примерный круг проблем. Сверяться можно с ним, но я не советую делать это часто по трем причинам:

1. На экзамене у вас не будет возможности куда-то подсмотреть и убедиться в правильности выбранной проблемы. Это вызовет неуверенность, а может, даже ступор в самый ответственный момент.

2. Примерный круг проблем – это не все проблемы, которые есть в тексте. Они могут быть по-другому сформулированы, не так, как вы себе представляли.

3. Есть вариант, что вы сформулируете проблему, которой нет в перечисленных. Это усилит страх, что что-то не так. Но не будет показателем «неправильности». Сами проверяющие говорят, что главное – чтобы проблема действительно была в тексте и вы смогли написать по ней качественный комментарий.

💥 Как выделять и формулировать проблему?

Действуйте поэтапно:

🟢 Прочитайте тест минимум 2 раза. Убедитесь, что он вам понятен. Проще всего убедиться в этом при помощи пересказа. Если можете пересказать и объяснить логику повествования, значит все в порядке.

🟢 После прочтения текста напишите на черновике все темы, которые вы увидели в нем. Тема – это то, о чем автор говорит в тексте, какой круг проблем и явлений освещает. Вопрос для выявления тем: «О чем говорится в тексте?». Часто бывает, что из текста можно выделить 2 – 4 темы, которые затем легко переформулировать в проблемы.

🟢 Когда вы выделили темы, приступайте к формулировке проблем. Вопросы для их выявления: «Что автор хотел сказать этим текстом?» или «Какой нравственный урок можно отсюда вынести?». Из каждой темы вы можете выявить проблему.

Пример:

В тексте варианта № 1 (сборник И.П. Цыбулько 2021), который начинается словами: “Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры…”, можно выделить следующие темы:

· Вера в невиновность каждого;

· Тема сострадания и милосердия;

· Тема правосудия и объективности оценок;

· Тема справедливости и великодушия;

· Тема призвания (профессии врача).

Исходя из этих тем, формулируем проблемы:

· Проблема веры в человека;

· Проблема проявления сострадания и милосердия в жизни;

· Проблема сложности вынесения решения в суде;

· Проблема проявления справедливости и великодушия;

· Проблема следования своему призванию, несмотря ни на что.

💥 Можно ли сформулировать проблему в виде вопроса?

Да, можно, так как в «Критериях оценивания задания с развернутым ответом» говорится, что для получения балла за формулировку проблемы должна быть сформулирована «одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения)».

И на сладкое… лайфхак:

Если вам попался сложный специфичный текст и нельзя однозначно ответить на вопрос «Что хотел сказать автор?», обратите внимание на задание №26. Там дан фрагмент рецензии. Чаще всего в ней можно найти подсказку о теме или идее текста.

Удачных Вам сочинений!

Анна Терехова

Все статьи канала собраны здесь:

Содержание

  1. Что такое проблема в сочинении
  2. Зачем формулировать проблему
  3. Способы найти проблему в тексте
    1. Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами
    2. Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса
    3. Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования
    4. Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений
  4. Место формулировки проблемы в тексте
    1. Проблема во введении
    2. Проблема в основной части
    3. Как прокомментировать проблему в сочинении
      1. Пример комментария проблемы в сочинении
  5. Типичные речевые конструкции для формулировки проблемы
    1. Как правильно использовать речевые конструкции

Правильное определение проблемы в сочинении по ЕГЭ (или итоговом) — залог успешного его написания. Если сформулировать проблему неправильно, то это приведет к тому, что комментарии по проблеме будут некорректными, как и формулировка авторской позиции. В этом случае есть риск за содержание сочинения не получить вообще никаких баллов.

Рассказываю, как сформулировать проблему в сочинении грамотно и легко.

Проблема — предмет обсуждения, вопрос, который автор выдвигает для обсуждения.

Определение проблемы является важнейшей частью работы над сочинением, поскольку она определяет ход мыслей и содержание будущего сочинения в целом.

Какие проблемы могут подниматься в тексте:

  • философские;
  • социальные;
  • политические;
  • нравственные;
  • экологические;
  • эстетические и др.

Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:

  • запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
  • отражение авторской позиции;
  • обозначение своего отношения к авторской позиции.

Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.

Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос. Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание.

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.

Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.

Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов. Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста.

Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.

Пример:

Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».

Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.

Пример:

В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.

Также подойдет цитирование.

Пример:

«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.

В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.

Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.

Пример:

Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.

Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.

Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.

К комментарию предъявляются следующие требования:

  • он должен быть написан на основе прочитанного текста;
  • он должен отражать последовательность авторской мысли;
  • он должен связывать проблему и авторскую позицию.

Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:

  • комментировать, не основываясь на исходный текст;
  • просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
  • приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.

Что помогает раскрывать проблему:

  • личный опыт и наблюдения;
  • факты, взятые из истории;
  • пословицы, поговорки, афоризмы;
  • высказывания авторитетных людей;
  • статистика;
  • источники литературы.

Вот как может выглядеть комментарий:

как выглядит комментарий в сочинении

Для формулирования проблемы проще всего использовать устоявшиеся речевые конструкции.

Вот некоторые из них:

типичные речевые конструкции в сочинении

Обратите внимание, что все и сразу использовать не стоит: это может привести к загромождению вашего сочинения. К тому же, читатели могут подумать, что ваше сочинение — просто набор шаблонных фраз.

3 простых правила работы с шаблонами:

  1. Если у вас есть список шаблонных конструкций, посмотрите внимательно, какие из них больше подходят для вашей темы.
  2. Конструкции можно изменять, разбавляя их исходным текстом. Но важно убедиться, что нет нарушений в формах слов, требований грамматики и культуры речи.
  3. Продумайте переходы от мысли к мысли. Все должно быть логично и последовательно. В итоге должно получится одно целое.

Надеюсь, эти советы и рекомендации помогут вам справиться с сочинением по ЕГЭ в 2021 году.

ВНИМАНИЕ!

Избегайте предложений с несколькими существительными в роди­тельном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей? 

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Проблема (какая?)

сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, ост­рая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?)

воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на че­ловека и т.д.

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

В центре внимания автора проблема…

В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема…

Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме…

Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям заду­маться над проблемой…

Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекала внима­ние автора.

Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

ЗАПОМНИТЕ!

 Проблема (чего?) смысла жизни.

 Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Существует мнение, что использование в сочинении типовых кон­струкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченно­сти мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:

«Штампы — это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: «проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «свет души», «развернуть широким фронтом», «целиком и пол­ностью»…

Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это рече­вые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка».

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью огра­ниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее со­чинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от ло­гики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочине­ния определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наибо­лее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно за­конченное целое.

НЕ ЗАБУДЬТЕ!

Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правди­во отразил фронтовые будни.

Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, что­бы избежать тавтологии, например:

писатель — журналист — пуб­лицист — фамилия автора.

Во второй части курса речь пойдёт о проблеме текста.

Другие части курса:

Часть 1 – основные сведения.
Часть 3 – комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 4 – позиция автора.
Часть 5 – аргументация собственного мнения по проблеме.

Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Типы проблем

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.

Как написать сочинение в задании С1? Часть 2

Способы выявления проблемы

Выявление проблемы — это всегда процесс обобщения. Ваша задача — за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

Помните о том, что факты, описываемые в тексте, — это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой — о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей — об истончении озонового слоя… Все эти тексты разные, однако связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

1. Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.

Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпоч­тение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину)

2. Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т. е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую — художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т. д. и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.

Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.

Выявите основную мысль текста:

– запишите её в виде законченного предложения;
– определите, на какой вопрос отвечает это предложение;
– запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Выбор одной проблемы из нескольких

Напомним, что вам предлагается сформулировать одну из проблем .текста. Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? По всей видимости, выбор должен определяться ответами на два вопроса:

Какая проблема находится в центре внимания автора?
К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?

Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Поскольку выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь просчитать, каким путём вам будет легче идти.

Как сформулировать проблему

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Проблема (какая?)
сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?)
воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на че­ловека и т.д.

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой…
Автор текста затрагивает проблему…
В центре внимания автора проблема…
В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема…
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме…
Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекала внимание автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомните

– Проблема (чего?) смысла жизни.
– Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:

«Штампы — это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: «проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «свет души», «развернуть широким фронтом», «целиком и пол­ностью»…

Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка».

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью ограниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Не забудьте

Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например:
писатель — журналист — публицист — фамилия автора.

Другие части курса:

Проблема в сочинении.png

Чтобы написать качественное сочинение на высокий балл, нужно, в первую очередь, правильно определить проблему будущего текста. В нашей статье рассказываем, как правильно это сделать!

Виды проблем в сочинении

Существует несколько видов проблем в сочинении. Их можно классифицировать по следующим направлениям:

Социальные – это проблемы, связанные с социальной частью жизни человека: общество, права, роль в жизни общества.

Пример:
  • Воспитание младшего поколения;
  • Социальная несправедливость;
  • Человек и общество;
  • Проблема толерантности.

Нравственные – это проблемы, которые относятся к моральным и этическим нормам.

Пример:
  • Подлинные и ложные ценности;
  • Как любовь влияет на человека;
  • Проблема поколений / отцов и детей;
  • Проблема долга и ответственности;
  • Вопрос чести и морали.

Политические – это проблемы, которые обращают внимание на вопросы государственного устройства, законных прав человека, войны и мира.

Пример:
  • Проблема бюрократической системы;
  • Человек и политика;
  • Политические конфликты;
  • Ущемление законных прав человека.

Философские – это проблемы, затрагивающие убеждения человека и его мировоззрение.

Пример:
  • Сила надежды и веры в лучшее;
  • Вопрос смысла жизни;
  • Что такое счастье?;
  • Какую роль играет доброта в жизни человека?

Экологические – это проблемы, связанные с взаимоотношениями природы и человека.

Пример:
  • Как природа влияет на человека?;
  • Красота природы;
  • Как беречь природу?;
  • Что человек делает для сохранения экологии?;
  • Взаимоотношения человека и животных/природы.

Эстетические – это проблемы, которые обращают внимание на то, как человек воспринимает красоту и относится к ней.

Пример:
  • Роль прекрасного в жизни человека;
  • Что такое внутренняя красота?;
  • Что делает человека красивым?;
  • Насколько важен внешний вид человека?

В зависимости от текста, с которым вы работаете, тема будет сужаться и формулироваться под конкретные обстоятельства.

Порядок формулировки проблемы

Чтобы верно определить проблему в сочинении, нужно соблюдать следующий порядок действий во время работы над текстом:

  1. Внимательно прочитать текст;
  2. Записать главные мысли из каждой микротемы;
  3. Прочитать и сравнить основные тезисы;
  4. Выделить тезисы на схожие/одинаковые темы;
  5. Сформулировать выдвинутый тезис в одном предложении.
Важно!

В тексте могут содержаться сразу несколько проблем. Подумайте, о какой проблеме у вас получится рассказать наиболее подробно и правильно. Если не уверены в формулировке – прочтите текст еще раз и попробуйте подобрать другой, более понятный для вас, тезис.

Формулировка проблемы в сочинении

Проблема в сочинении формулируется после определения ее вида и анализа прочитанного текста.

Расширенная формулировка

Когда вы определите вид проблемы, поставленной в тексте, необходимо расширить формулировку. Она должна соответствовать тематике работы и четко объяснять суть тезиса.

Способы формулировки проблемы

Есть несколько вариантов раскрытия проблемы в сочинении:

  • Своими словами
    Вы можете описать суть проблемы своими словами еще во введении сочинения. Раскройте тезис в одном предложении, чтобы четко сформулировать идею вашей работы.
    image.png

  • Риторический вопрос
    Сформулировать проблему в сочинении можно с помощью риторического вопроса. Обозначьте основные тезисы в 2-3 вопросах и сошлитесь на оригинальный текст автора.
    image.png

  • Цитата
    Иногда в авторском тексте присутствуют цитаты, идеально подходящие для формулировки проблемы в сочинении. Подберите нужную фразу и оформите ее в виде прямой или косвенной речи в вашей работе.
    image.png

  • Ссылка на номер предложения
    Иногда во фрагменте произведения, предложенного на экзамене, уже есть четко-сформулированная проблема текста. Вы можете использовать его в своем сочинении, указав номер выбранного предложения.
    image.png

Фразы клише для проблемы

Проблема в сочинении формулируется с помощью устоявшихся речевых конструкций. Мы приведем несколько примеров, которые вы сможете использовать в своей работе.

  • В своем произведении автор пытается донести до читателя…;
  • Автор говорит о проблеме…;
  • Проблема, затрагиваемая в тексте, заключается в…;
  • Писатель обращает наше внимание на проблему…;
  • Проблема … остается актуальной до сих пор, так как…;
  • В тексте внимание уделяется проблеме…;
  • Произведение затрагивает проблему…

Не знаете как сформулировать проблему самостоятельно? Сделайте заказ сочинения на Студворк! Наши эксперты помогут быстро и качественно выполнить любую работу.

Добавить комментарий