Очень важно правильно сформулировать проблему текста, так как из-за неправильно сформулированной проблемы проверяющие эксперты поставят не только 0 баллов за формулировку проблемы, но и за комментарий по проблеме, и за формулирование позиции автора и отношения к ней автора сочинения.
Это значит, что вместо восьми максимальных баллов за содержание сочинения выпускник получит ноль баллов.
Из данной статьи вы узнаете, как сформулировать проблему текста, способы формулировки проблемы, какие речевые конструкции можно использовать при формулировке проблемы, а также часто встречающиеся ошибки школьников, связанные с формулировкой проблемы, и способы устранения подобных ошибок.
Содержание статьи
- 1 Задача формулировки проблемы
- 2 Способы формулировки проблемы
- 2.1 Формулирование проблемы своими словами
- 2.2 Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
- 2.3 Формулирование проблемы цитированием
- 2.4 Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
- 3 Где в сочинении формулировать проблему текста?
- 3.1 Формулировка проблемы во введении
- 3.2 Формулировка проблемы в основной части сочинения
- 4 Типовые речевые конструкции
- 5 Как использовать типовые речевые конструкции?
Задача формулировки проблемы
От правильной формулировки проблемы зависит дальнейшая работа над сочинением, а именно:
- комментарий проблемы, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловой связью;
- отражение позиции автора исходного текста;
- выражение своего обоснованного отношения к позиции автора.
Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой можно подобрать примеры-иллюстрации из предложенного текста, указать автора и сообщить о прочтении текста.
В исходном тексте может быть затронуто несколько проблем (см. статью «Что такое проблема текста» ), но работать необходимо только с одной проблемой!
У всех учеников возникает вопрос, какую проблему положить в основу сочинения?
Чтобы определиться с этим вопросом нужно сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно.
Способы формулировки проблемы
Существуют четыре способа формулировки проблемы.
Их использование зависит от стиля речи исходного текста, места формулировки проблемы в сочинении и выбора автора сочинения, какой способ ему применить.
Формулирование проблемы своими словами
Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.
В случае, если проблему можно сформулировать кратко, то подойдёт конструкция в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа («проблема чего?»).
Например:
Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека. (Текст №24)
Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям. (Текст №2)
Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
Проблему текста можно формулировать в форме риторических вопросов, после которых делается отсылка к исходному тексту.
Например:
Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье. (Текст №24)
В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста Л.А. Чарскую. (Текст №2)
Формулирование проблемы цитированием
Бывают случаи, когда в публицистическом тексте можно найти авторскую формулировку проблемы.
Тогда её можно процитировать в форме прямой или косвенной речи, а также при помощи вводной конструкции.
Например:
«Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным», — начинает свой текст Н.И.Пирогов. (Предложение с прямой речью)
«Н.И.Пирогов считает, что «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с косвенной речью)
«По словам Н.И.Пирогова, «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с вводной конструкцией) (Текст №13)
Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
Если в исходном тексте есть авторская формулировка проблемы, то вместо цитирования можно просто указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Например:
Проблема отношения к отчему дому сформулирована В.П.Астафьевым в 16 предложении (Текст №18).
Наиболее распространённым и удобным является первый способ формулировки проблемы.
ВНИМАНИЕ!
При формулировке проблемы в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа, необходимо избегать конструкций с нанизыванием нескольких существительных подряд в родительном падеже.
Например:
В тексте поднимается проблема повышения культуры речи людей.
В таких случаях лучше заменить подобную конструкцию на риторический вопрос: «Какие существуют способы повышения культуры речи?» (Текст №26)
Где в сочинении формулировать проблему текста?
Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).
Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.
Формулировка проблемы во введении
В зависимости от вида введения, которое использует школьник в своей работе (см. статью «Введение в сочинении» , проблему исходного текста можно написать в первой части сочинения, т.е. в самом введении.
А именно, закончить введение формулировкой проблемы текста, которая будет прокомментирована в основной части сочинения.
В этом случае уместно сформулировать проблему в виде риторических вопросов, которые сразу зафиксируют внимание проверяющего сочинение на ключевых понятиях исходного текста.
Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст.
Например:
Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении текста Ю.Бондарева. (Текст №27)
Закончить введение можно также формой сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.
Например:
В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне, а также сочувствия к своему врагу. (Текст №14)
Также во введении можно использовать второй способ формулировки проблемы путём цитирования автора.
Например:
«Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране», — пишет К.Г.Паустовский. (Текст №35)
Другие примеры формулировки проблемы текста в введении смотрите в статье «Введение в сочинении» .
Формулировка проблемы в основной части сочинения
Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.
Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.
Например:
Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне. Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. (Текст №3)
В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.
Типовые речевые конструкции
Правильная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное сочинение.
При обозначении выдвинутой проблемы можно использовать следующие словосочетания:
- Какая проблема? Проблема трудная, злободневная, сложная, важная, серьёзная, глубокая, острая, философская, нравственная, социальная.
- Проблема чего? Проблема войны, мира, добра, бережного отношения к природе, взаимоотношения «отцов» и «детей», патриотизма.
- Что делает проблема? Проблема встаёт, возникает, заслуживает внимания, представляет интерес, ждёт решения.
- Что с проблемой можно сделать? Автор рассмотрел, поставил, выдвинул, изложил проблему; автор размышляет, думает, работает над проблемой; автор уделил внимание проблеме; автор коснулся проблемы.
- Предлагаем использовать в сочинении при формулировке проблемы текста следующие речевые конструкции:
- Автора текста волнует проблема…
- Автор поднимает проблему…
- Автор затрагивает важную проблему…
- Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
- Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
- Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
- Проблема, поднимаемая…, – это…
- Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель…
- Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
- Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и….
- Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-
века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор… .
ВНИМАНИЕ!
Данные клише можно использовать, но нельзя ими загромождать своё сочинение, так как при использовании большого количества подобных «домашних заготовок» сочинение довольно часто предстает перед проверяющим экспертом как набор шаблонных фраз, мало связанных между собой и не отражающих содержание исходного текста.
Поэтому использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений.
Как использовать типовые речевые конструкции?
- Из списка предложенных конструкций необходимо выбирать только те, которые более точно передают мысли автора сочинения или автора исходного текста.
- В готовые речевые конструкции важно правильно включать информацию исходного текста, в случае необходимости менять форму слов в них, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
- Тщательно продумывать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста.
Формулировка проблемы в сочинении ЕГЭ по русскому языку – очень важный этап в написании работы. Объясню почему. Если вы получаете по критерию 1 (это и есть формулировка проблемы исходного текста) 0 баллов, то у вас теряются баллы за всё содержание сочинения К1, К2, К3, К4 (проблема, комментарий, авторская позиция, твоя позиция), а это много: целых 9 первичных баллов, примерно 16-18 вторичных!!
Так что с проблемой мы точно ДОЛЖНЫ не промахнуться ;))
Проблема – это ВОПРОС, который задает автор текста.
Авторская позиция – это ЧЕТКИЙ ОТВЕТ на данный вопрос.
Алгоритм определения проблемы и авторской позиции.
Читаем ВНИМАТЕЛЬНО текст и пытаемся ответить на вопросы:
ДЛЯ ЧЕГО АВТОР НАМ РАССКАЗАЛ ЭТУ ИСТОРИЮ?
КАКОЙ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫВОД ВЫ СДЕЛАЛИ ИЗ ЭТОЙ ИСТОРИИ?
Почти все тексты ЕГЭ имеют нравственный вывод и чему-то нас учат: как любить родину, почему нужно уважать родителей, что такое героизм и так далее.
Вот тот самый нравственный вывод и есть авторская позиция, задаем вопрос к позиции автора – получилась проблема. Всё относительно легко.
Задание. Прочитайте текст 1 по ссылке, подумайте, зачем автор рассказал вам эту историю, определи авторскую позицию и проблему.
Прочитайте текст 2 здесь, попробуйте так же, по алгоритму, определить проблему и авторскую позицию.
(ОТВЕТЫ в конце статьи! )
Итак, первый абзац вашего сочинения должен состоять из двух предложений: вопрос + предложение, которое его комментирует. Например: В чем смысл жизни? Вот вопрос, который находится в центре внимания Александра Адамовича.
Четверной абзац (это авторская позиция) вашего сочинения должен выглядеть следующим образом: По мнению писателя, смысл человеческого существования в самой жизни: нужно жить настоящим и радоваться каждому дню.
В вопросе лучше использовать вопросительные местоимения и наречия: ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО, К ЧЕМУ, КАК и так далее.
Что нежелательно и не нужно делать при формулировке проблемы:
1. Не нужно задавать вопрос с вопросительной частицей ЛИ (Нужно ли любить Родину?). Если вы задаёте вопрос с вопросительной частицей ЛИ, то можете неправильно определить авторскую позицию. На вопрос такого типа трудно дать развернутый ответ, он требует однозначный ответ: Нужно ли любить Родину? – Да.
2. Не нужно ставить проблему в виде родительного падежа (Автор поднимает проблему настоящей любви). Если вы поставите проблему в виде родительного падежа, можете легко сбиться на ТЕМУ. Тема – о чем говорится в тексте, проблема – что волнует автора, более глубокое рассмотрение темы. Например, Автор поднимает проблему любви – это тема. Автор поднимает проблему настоящей любви – это проблема. Вывод: зачем заморачиваться, чем отличается тема от проблема, можно просто сформулировать проблему в виде вопроса 😉
3. Нельзя использовать в сочинении несколько вопросов-проблем (Что такое любовь? Как любовь влияет на людей? Существует ли она?). За такой поток вопросов можете получить 0 баллов. В сочинении должна быть одна проблема!
4. Не нужно писать вступление перед проблемой. Делать это, конечно, не запрещается, но именно во введении, как показывает моя практика, дети делают больше всего ошибок, поэтому спокойно начинайте сочинения с вопроса-проблемы. За это никто вас не накажет: в критериях нет пункта, где говорится о том, что нужно писать вступление, введение.
5. Нельзя писать вид проблемы (Автор ставит философскую проблему: в чем смысл жизни?). Зачем вам лишняя работа – определять вид проблемы?.. Да еще и определить вид не всегда получается правильно.
Что нежелательно делать при формулировке авторской позиции:
1. Не нужно писать большую авторскую позицию, в несколько предложений. Можно ответить на вопрос лаконично и кратко, самое главное ПРАВИЛЬНО!
2. Нельзя упоминать в авторской позиции имена героев, конкретные события. Позиция автора – это обобщенный нравственный урок.
Кстати, в авторской позиции цитата необязательна.
Читайте также:
Всё, что нужно знать о ДЕКАБРЬСКОМ сочинении, чтобы получить “зачет”
10 мифов о декабрьском сочинении, которые придумали учителя
Чтоб научиться писать сочинение, нужно тренироваться. Один раз в неделю по сочинению – и к экзамену вы будете готовы! Не тратьте время – начинайте прямо сейчас. Сочинение ЕГЭ по русскому языку на самом деле пишется легко, если тренироваться каждую неделю в течение всего учебного года ; ))
ОТВЕТЫ:
Текст 1. Какова роль книги в жизни человека? Вот вопрос, который находится в центре внимания Максима Горького. По мнению писателя, роль книги в жизни человека огромна: чтение развивает духовно, открывает новые миры, учит добру и взаимопомощи.
Текст 2. Чем грозит человечеству “нравственный износ”? Вот вопрос, который находится в центре внимания Леонида Леонова. По мнению автора, “нравственный износ” может привести к гибели человечества.
Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
План сочинения
Содержание части сочинения
Клише
1-й абзац
Вступление + формулировка проблемы
Вопрос, над которым размышляет автор
+
→ Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) …
→ Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
→ Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
→ В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
→ Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
→ Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
→ Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?)
→ Прочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы.
Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её.
→ Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора – проблема… (какая?)
Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: …. (каким?).
→ Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности – … (какой?) Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?).
→ Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?)
→ Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе
каждый человек. Проблема… (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО).
2-3 абзац
Комментарий
Два примера – иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания
Примеры – иллюстрации:
→ В качестве примера автор рассматривает…
→ Далее автор рассказывает, о том как
→ Проблема раскрывается автором на примере…
→ Автор обращает внимание читателя на …
→ Не случайно автор изображает (кого, что? … )
проблемы исходного текста
Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру
→ Проследим, как автор раскрывает проблему
→ Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам
→ Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о …
→ Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря
фактам/материалам/описанию/рассуждению о …
Пояснение к примерам:
→ Этот пример показывает, что…
→ Этот пример убедительно доказывает, что…
→ Эти события (факты, примеры) помогают понять…
→ Таким образом, автор показывает/подчеркивает
→ Писатель убеждает читателя в том, что…
→ АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…
4 абзац
Связь между примерами
(противопоставление, сравнение, причина –
следствие, вывод,
уступка) + проанализировать эту связь!!!
→ Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…
→ Для сравнения автор обращается к…
→ Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
→ Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
→ Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод …
→ Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько
5 абзац
Позиция автора
Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста
→ Автор считает, что…
→ Автор подводит читателя к выводу о том, что…
→ Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
→ Позиция автора такова…
→ Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
→ Так автор убеждает нас в том, что…
6 абзац
Собственная позиция
Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)
Мое отношение к позиции автора:
→ Я согласен с мнением автора.
→ Не могу полностью разделить мнение автора…
→ Безусловно, автор прав.
→ Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
→ Трудно не согласиться с автором.
→ Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции:
→ Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
→ Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
→ Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…
→ Обратимся к произведению …
→ Вспоминается книга …
→ В романе (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы)
7 абзац
Заключение
Вывод – обобщение
моего рассуждения
→ В заключение хочется сказать …
→ После прочтения этого произведения становится понятно…
→ После знакомства с героями произведения понимаешь…
→ Прочитав произведение, осознаешь…
→ Автор стремился показать…
→ Автор хочет, чтобы читатель понял…
→ Автор текста считает проблему важной…
Содержание
- Что такое проблема в сочинении
- Зачем формулировать проблему
- Способы найти проблему в тексте
- Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами
- Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса
- Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования
- Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений
- Место формулировки проблемы в тексте
- Проблема во введении
- Проблема в основной части
- Как прокомментировать проблему в сочинении
- Пример комментария проблемы в сочинении
- Типичные речевые конструкции для формулировки проблемы
- Как правильно использовать речевые конструкции
Правильное определение проблемы в сочинении по ЕГЭ (или итоговом) — залог успешного его написания. Если сформулировать проблему неправильно, то это приведет к тому, что комментарии по проблеме будут некорректными, как и формулировка авторской позиции. В этом случае есть риск за содержание сочинения не получить вообще никаких баллов.
Рассказываю, как сформулировать проблему в сочинении грамотно и легко.
Проблема — предмет обсуждения, вопрос, который автор выдвигает для обсуждения.
Определение проблемы является важнейшей частью работы над сочинением, поскольку она определяет ход мыслей и содержание будущего сочинения в целом.
Какие проблемы могут подниматься в тексте:
- философские;
- социальные;
- политические;
- нравственные;
- экологические;
- эстетические и др.
Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:
- запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
- отражение авторской позиции;
- обозначение своего отношения к авторской позиции.
Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.
Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос. Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание.
Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.
Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.
Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:
слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).
Пример:
Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.
Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.
Вот пример:
Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.
Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.
Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.
Примеры:
«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).
«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).
«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).
Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.
Пример:
Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.
Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.
Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.
Некорректная формулировка проблемы:
В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.
Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.
Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.
Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.
Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов. Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста.
Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.
Пример:
Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».
Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.
Пример:
В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.
Также подойдет цитирование.
Пример:
«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.
В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.
Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.
Пример:
Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.
Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.
Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.
К комментарию предъявляются следующие требования:
- он должен быть написан на основе прочитанного текста;
- он должен отражать последовательность авторской мысли;
- он должен связывать проблему и авторскую позицию.
Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:
- комментировать, не основываясь на исходный текст;
- просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
- приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.
Что помогает раскрывать проблему:
- личный опыт и наблюдения;
- факты, взятые из истории;
- пословицы, поговорки, афоризмы;
- высказывания авторитетных людей;
- статистика;
- источники литературы.
Вот как может выглядеть комментарий:
Для формулирования проблемы проще всего использовать устоявшиеся речевые конструкции.
Вот некоторые из них:
Обратите внимание, что все и сразу использовать не стоит: это может привести к загромождению вашего сочинения. К тому же, читатели могут подумать, что ваше сочинение — просто набор шаблонных фраз.
3 простых правила работы с шаблонами:
- Если у вас есть список шаблонных конструкций, посмотрите внимательно, какие из них больше подходят для вашей темы.
- Конструкции можно изменять, разбавляя их исходным текстом. Но важно убедиться, что нет нарушений в формах слов, требований грамматики и культуры речи.
- Продумайте переходы от мысли к мысли. Все должно быть логично и последовательно. В итоге должно получится одно целое.
Надеюсь, эти советы и рекомендации помогут вам справиться с сочинением по ЕГЭ в 2021 году.
Правильность определения проблемы — это первый критерий проверки, который может быть оценен максимум в один балл. Но есть нюанс: если поставленный вопрос не засчитывается, то К1-К4 обнуляются, то есть выпускник теряет девять первичных баллов. Поэтому от него зависит, удастся ли получить за экзамен выше 80 баллов.
Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать.
Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.
Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией. В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален.
Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.
Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.
Алгоритм определения проблемы в сочинении
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.
- Перед тем как определить проблему сочинения ЕГЭ, стоит найти авторскую позицию. Это нравственное наставление автора, которое может быть написано прямо (в публицистическом тексте) или зашифровано в словах или мыслях героя-рассказчика (в художественном тексте). Чтобы его найти, следует выделить тему и все микротемы в тексте, а потом в их рамках сформулировать нравоучение, то есть авторскую позицию.
- От авторской позиции стоит задать специальный вопрос, то есть вопрос, требующий распространенного ответа, а не краткого «да» или «нет». Этот вопрос будет проблемой.
- Необходимо найти в тексте два примера, которые иллюстрируют переход от вопроса к авторской позиции, то есть помогают ответить на поставленный вопрос. Это докажет, что такая проблема автором действительно поднимается.
Что нужно избегать при формулировке проблемы
Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.
Итак, в сочинении следует избегать:
- общих вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
- формулировки проблемы без процессуального слова (если не использовать отглагольное существительное, то проблема превращается в тему; лучше формулировать через вопрос);
- лишних предложений (во вступлении лучше ограничиться предложением с проблемой, так как чем больше слов, тем выше вероятность ошибки);
- определения типа проблемы (легко допустить фактическую или логическую ошибку);
- формулировки двух и более вопросов (проблема может быть только одна).
Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны.