Как составить продуктивные вопросы

Репродуктивные и продуктивные вопросы

Репродуктивные вопросы[8]

• Какие события описываются (в статье, рассказе, документе)?

• Что называют…? (при условии, что в тексте было определение слова).

• Перечислите основных участников событий.

• Назовите этапы события.

• Назовите действия участников.

Продуктивные вопросы

Вопросы на анализ: В чем причины? Каковы последствия? Что послужило толчком к событиям?

Вопросы на обобщение: Каковы итоги? Какой вывод можно сделать? Какова общая оценка?

Проектные вопросы (вопросы на синтез информации): Что можно было бы сделать, чтобы ситуация не стала столь запутанной? Каковы пути выхода из кризиса?

Вопросы на прогнозирование: Как вы думаете, что будет, если.?

Вопросы на выделение сущности: Что составляет основу? В чем смысл ситуации? Какова главная идея (мысль)?

Вопросы на обоснование позиции, идеи: Почему вы считаете, что.? Чем вы можете доказать?

Можно задать вопрос!

«Часто и по-разному спрашивать – значит приобретать точные знания». Платон

«Умный вопрос — уже половина знаний».  Ф.Бэкон

Можно задать вопрос? Да! Казалось бы, что проще, прочитай текст и сформулируй вопрос. Проблема! Ученики не знают, как правильно и грамотно составлять вопросы.  Для многих детей такое задание оказалось очень сложным.  А составить  несколько вопросов к одному предложению вообще невыполнимым. К сожалению, для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Вот такое противоречие. Недавно прочитала, что в финских школах используют новую методику – учителя не задают вопросы, ученики должны придумать их сами. Так учитель помогает детям прийти к собственным выводам. Решила, почему бы не попробовать такой прием работы на уроке физики, конечно со своими изменениями и дополнениями. Я думаю, ученикам такое умение составлять вопросы не помешает.  Им следует знать о различных методиках постановки вопросов, так как это необходимо для участия в дискуссиях, выступлениях и просто в общении с окружающими людьми.

Посмотрим, какую классификацию вопросов предлагает в своей статье учитель литературы, заведующая кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска Наталья Ванюшева.

1.Знание: вопросы, требующие запомнить информацию.

2.Понимание: вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.

3.Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему.

4.Анализ: ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы “почему” и “зачем”, то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

5.Синтез: ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другое решение проблемы) или предсказать развитие событий.

6.Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения, как вы считаете?

7. Проблемный вопрос.

Лично мне нравится другая классификация, более простая и понятная ученикам. При работе с текстом можно составить репродуктивные или продуктивные специальные и разделительные вопросы. Чем они отличаются?  

Репродуктивные вопросы дают определенную информацию или знания. Продуктивные вопросы активизируют процесс познания, другими словами побуждают нас мыслить.

Как составить такие вопросы?

Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда?

Продуктивные вопросы (специальные):

1. можно ли считать … верным?

2. какие выводы можно сделать из…?

3.каковы  причины  данного явления, процесса…?

4.вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные):

1.если известно…, то …?

2.если …, то почему …?

3.… или ….?

Когда можно использовать данный прием работы? Для самостоятельного изучения материала или его закрепления. Как назвать такой урок? Урок – самостоятельная работа, урок – вопрос,  урок моделирования вопроса.

Этапы такого урока:

1. Мотивационный. Обязательный этап, пренебрегать им нельзя. Ученику необходимо объяснить, а может быть даже убедить, зачем ему необходимо выполнять такую работу.

2. Изучение нового материала или закрепление на основе моделирования вопросов. Предложите ученикам прочитать параграф или определенный текст и составить по нему 20-30 вопросов.

3. Проверка. К сожалению, проверка занимает много времени.  Можно предложить ученикам взаимопроверку, можно обсудить вопросы одного ученика в классе, а у других собрать тетради и проверить. Обязательно оцените работу каждого ученика.

4. Рефлексия.

Учителя физики могут возразить мне. Стоит ли тратить время на такой вид деятельности. Умение составлять вопросы – это задача учителей литературы, русского языка, обществознания. Я думаю, стоит! Итог такой работы очевиден. Ученики обретут уверенность в себе, они не станут бояться спрашивать, их самооценка повысится, а самое главное они будут читать, мыслить и говорить.

Источники.

lit.1september.ru/article.php?ID=200902120

Слайд 1
Виды вопросов

Понимание текста

Виды вопросов Понимание текста


Слайд 2Виды информации в тексте

Подтекстовая
Детали, цитаты,
пояснения, вопросы,
схемы, графики ,
стилистические

фигуры,
порядок слов,
приёмы речи
Анализируется

Концептуальная
Система взглядов
автора текста,
его мировоззрение,
замысел, теории,
гипотезы…
Выявляется
через сопоставление
двух видов информаций
– фактуальной
и подтекстовой

Концепция – система взглядов на что-либо.

Виды информации в тексте ПодтекстоваяДетали, цитаты, пояснения, вопросы, схемы, графики ,стилистические фигуры, порядок слов, приёмы речиАнализируетсяКонцептуальнаяСистема взглядов


Слайд 3Уровни осознания текстовой информации

3.
осмысление

2.
понимание

1
восприятие

Уровни осознания текстовой информации3.осмысление2.понимание1восприятие


Слайд 4Основные методы работы с информацией
Выявление (отбор информации в

соответствии с вопросом, заданием, задачей).
Осмысление (анализ информации, формулирование суждений, интерпретация Интерпретировать – истолковать, раскрыть смысл чего-нибудь, объясняя).
Преобразование (создание текста, перевод информации в другую знаковую систему).

Основные методы работы    с информациейВыявление (отбор информации в соответствии с вопросом, заданием, задачей).Осмысление (анализ


Слайд 5Алгоритм работы с информацией.
Определить факты.
Вычленить информацию, вызывающую вопросы.
Сформулировать вопрос себе для

осмысления информации.
Поставить учебную задачу.
Выбрать способ действия.
Записать решение.

Алгоритм работы с информацией.Определить факты.Вычленить информацию, вызывающую вопросы.Сформулировать вопрос себе для осмысления информации.Поставить учебную задачу.Выбрать способ действия.Записать


Слайд 6Вопросы  – первое средство обучения
Вопросы  могут служить двум целям:

проверить
усвоение

Вопросы  – первое средство обученияВопросы  могут служить двум целям: проверить усвоение знаний побудить мыслить.


Слайд 7Виды вопросов
Репродуктивные
Продуктивные (специальные)
Продуктивные разделительные
Проблемные

Виды вопросовРепродуктивныеПродуктивные (специальные)Продуктивные разделительныеПроблемные


Слайд 8Репродуктивные вопросы
Цель – проверить знание. Учеников просят запомнить полученную

информацию, определить термины…
Ответить на  вопросы : Кто? Что? Где? Куда? Когда? Сколько?…
Репродуктивные вопросы – закрытые вопросы
На такой  вопрос  существует только один правильный ответ, который представлен в тексте.

Репродуктивные вопросыЦель – проверить знание.   Учеников просят запомнить полученную информацию, определить термины… Ответить на  вопросы :


Слайд 9Продуктивные вопросы
Цель – понимание текста.
Учеников просят понять смысл переданной информации и

употребить ее не так,  как  в  тексте : сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.

Продуктивные вопросыЦель - понимание текста. Учеников просят понять смысл переданной информации и употребить ее не так,  как  в


Слайд 10Продуктивные вопросы
Цель – понимание текста.
*Можно ли считать (….) верным?
*Какие выводы можно

сделать из …?
*Какие выводы о герое можно
сделать, зная, что он …?
В вопросе содержится какое-то утверждение (тезис).

Продуктивные вопросыЦель - понимание текста. 	*Можно ли считать (….) верным?	*Какие выводы можно сделать из …?  *Какие выводы


Слайд 11Продуктивные разделительные
 Разделительный  (или расчлененный)  вопрос  состоит из двух частей: повествовательной и

вопросительной.
Первая часть – повествовательное утвердительное или отрицательное предложение. Вторая часть, присоединяемая через запятую, представляет собой краткий общий  вопрос.

Продуктивные разделительные Разделительный  (или расчлененный)  вопрос  состоит из двух частей: повествовательной и вопросительной.Первая часть - повествовательное утвердительное или


Слайд 12Продуктивные разделительные
Цель – осознать полученную информацию.
Тезис + вопрос 
Слава настоящая сохраняется на

века, не правда ли (не так ли…)?
Если Искандер прославился тем, что завоевал весь мир, то разве он не обрёл тем самым бессмертия?

Продуктивные разделительныеЦель - осознать полученную информацию.Тезис + вопрос Слава настоящая сохраняется на века, не правда ли (не так


Слайд 13Проблемные вопросы
Цель – анализ, синтез, оценка полученной информации.
Не имеет однозначного

решения.
Является многоплановым, решается поэтапно.
Требует привлечения знаний из разных тем, разделов, областей знаний.

Проблемные вопросы Цель – анализ, синтез, оценка полученной информации.Не имеет однозначного решения.Является многоплановым, решается поэтапно.Требует привлечения знаний


Слайд 14Проблемные вопросы
Анализ: разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной ее

структура, обсудить разные точки зрения, ответить на  вопросы  “почему”, определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

Синтез: соединить малые части так, чтобы создать что-то новое: другое окончание, решение проблемы, составить, что-то сделать или предсказать развитие событий.

Оценка: высказаться о ценности информации на основании личного опыта или данного им критерия, оценить ситуацию, выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определенную точку зрения.

Проблемные вопросыАнализ: разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной ее структура, обсудить разные точки зрения, ответить


Слайд 15Проблемные вопросы
Анализ:
разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной ее

структура;
обсудить разные точки зрения, ответить на  вопросы  “почему”;
определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

Проблемные вопросыАнализ: разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной ее структура; обсудить разные точки зрения, ответить


Слайд 16Проблемные вопросы
Синтез:
соединить малые части так, чтобы создать что-то новое:

другое окончание, решение проблемы
– составить, что-то сделать или предсказать развитие событий.

Проблемные вопросыСинтез: соединить малые части так, чтобы создать что-то новое: 	- другое окончание, решение проблемы	- составить, что-то


Слайд 17Проблемные вопросы
Оценка:
высказаться о ценности информации на основании личного опыта или

данного критерия;
оценить ситуацию, выразить мнение, обсудить тему;
рекомендовать решение;
защитить определенную точку зрения.

Проблемные вопросыОценка: высказаться о ценности информации на основании личного опыта или данного критерия; оценить ситуацию, выразить мнение,


Слайд 18Проблемный вопрос
Содержит три обязательных элемента
– указание на объект изучения,
– на

направление изучения объекта,
– противоречие (скрытое или явное).
Почему слава и почитание правителя, полученные в ходе завоеваний, оборачиваются для него с обретением бессмертия презрением потомков?

Проблемный вопросСодержит три обязательных элемента 	- указание на объект изучения,	- на направление изучения объекта,  	- противоречие


Слайд 19Проблемный вопрос
Изучение информации – выделение основных моментов.
Выделение главного.
Выявление противоречий.
Определение их сути.
Формулирование

вопроса.

Проблемный вопросИзучение информации – выделение основных моментов.Выделение главного.Выявление противоречий.Определение их сути.Формулирование вопроса.


Слайд 20
ОТКРЫТЫЕ  ВОПРОСЫ 

Продуктивные и проблемные –открытые вопросы
Вопросы, на которые можно дать различные

ответы, а не только правильные или неправильные.
Такой подход к вопросам поощряет учащихся проверять и развивать свои идеи, критически анализировать пройденный материал
.  

ОТКРЫТЫЕ  ВОПРОСЫ  Продуктивные и проблемные –открытые вопросыВопросы, на которые можно дать различные ответы, а не только


Слайд 21Научить учащихся задавать вопросы
Лучший способ понимания текста – это самостоятельная постановка

вопросов к тексту и нахождение на них ответов.
Чтобы сформулировать  вопрос , часто требуется больше думать и лучше понимать идею текста, чем для того, чтобы ответить на  вопросы .

Научить учащихся задавать вопросыЛучший способ понимания текста – это самостоятельная постановка вопросов к тексту и нахождение на


Слайд 22Чтобы ученики научились учиться самостоятельно, их нужно побуждать  задавать  себе  вопросы:
Понимаю

ли я то, что читаю?
Имеет ли это смысл?
Есть ли у меня ясное представление о том, что происходит в этой истории?
Какие части этой истории отвечают моим предположениям, а какие противоречат им?
Что я могу сделать, чтобы улучшить мое  понимание ?

Чтобы ученики научились учиться самостоятельно, их нужно побуждать  задавать  себе  вопросы:Понимаю ли я то, что читаю? Имеет


Слайд 23Научить учащихся задавать вопросы
Составить вопросы к тексту
– репродуктивные;
– продуктивные;
– проблемные.
Предположить, какие

вопросы задаст учитель.

Научить учащихся задавать вопросыСоставить вопросы к тексту	- репродуктивные;	- продуктивные;	- проблемные.Предположить, какие вопросы задаст учитель.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель обучения в школе – не просто запомнить какие-то знания по истории, математике и т.д., а научиться использовать эти знания для решения различных учебных задач: выделять главное, определять понятия, находить причины и т. п.

Главное средство достижения цели – продуктивные задания. Именно их выполнение способствует формированию метапредметынх навыков и личностным достижениям.

Чем отличаются продуктивные задания от традиционных, то есть репродуктивных?

Репродуктивные задания это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде.

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.

Продуктивные задания – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Их назначение – включить учащихся в решение «жизненной» проблемной задачи.

Как узнать продуктивное задание?

Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами:

стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий);

инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Можно выделить следующие виды продуктивных заданий (данная классификация заданий предложена В.В. Сафоновой):

Поисково-игровые (направленные на развитее остроты наблюдения, различных видов мышления, творческого воображения).

Коммуникативно-поисковые (направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся; при этом предполагается выход на монолог или полилог).

Коммуникативно-ориентированные (направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, т.е. развитие диалогической речи).

Познавательно-поисковые культуроведческие задания (направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания).

Лингвистические поисковые задания (направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.).

Например, для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках в рамках ФГОС, можно предложить учащимся такие задания:

– упражнение на логическое заполнение пропусков;

– составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

– поиск ошибок в письмах и текстах;

– составление текстов из предложенного набора предложений;

– выстраивание логических смысловых цепочек;

– подготовка творческих мини-проектов;

– заполнение анкет.

Использование на уроках продуктивных заданий позволяет формировать качества личности, способной в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи, проявлять гибкость и мобильность в принятии решений, быть успешной в получении дальнейшего образования.

Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в УУД.

Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью.

Литература по тестированию до сих пор не дала объяснения, какие формы ответов – на выбор или свободно-конструируемые – можно признать наилучшими как для исследования учебных достижений учащихся, так и для измерения результатов учения. В некоторых исследованиях, например, показано, что задания с выбором ответа и со свободно-конструируемым ответом проверяют различные умения, требуют для своего выполнения умственной деятельности разного характера.

Отметим, что некоторые задания, требующие словесного построения ответа, ничуть не труднее для оценивания их выполнения, чем задания с выбором ответа. Это задания, предлагающие отметить части и разделы текста, сделать извлечения из него.

Конечно, оценка сжатого изложения текста своими словами, формулирование его главной мысли и пр. потребуют от проверяющих более сложных усилий, твердых суждений о качестве выполнения работы.

На основании сказанного для формирования и исследования читательской грамотности используются два вида заданий: с выбором ответа и со свободно-конструируемым ответом.

        Конструкция развивающих вопросов и заданий:

1 группа – репродуктивные вопросы и задания опираются на восприятие, памяти. Целесообразно их давать тогда, когда требуется точное воспроизведение учебного материала. Доля этих вопросов не д/ж превышать 1/3.

Кто, где, когда, что?

Повторите, вспомните, опишите, перескажите.

2 группа – продуктивные вопросы. Они опираются на мышление и воображение. Среди продуктивных:

Эвристические

Какова главная идея?

В чем суть явления?

В чем причина?

Чем можно объяснить что…

Что объединяет рассматриваемое явление?

Какой вывод вы предлагаете сделать?

На каком основании делаем такой вывод?

Как понимаете что такое… (например: окружающий мир)?

Чем отличается? Какая разница?

Как это знание применить?

Какое сделано преобразование?

К какому выводу мы с вами пришли?

Как относитесь к высказыванию…?

Почему ты так думаешь?

Систематизируйте, обобщите, классифицируйте.

3 группа – проблемно-поисковые

Как по другому сделать?

Почему именно этим способом?

В чем недостатки? Объясните в связи с чем?

Докажите. Выскажите предположения. Оцени. Сравни.

4 группа – творческие: 

Сочините.

 Придумайте как сделать так, чтобы…

Как использовать эти знания?

Ваш прогноз?

Что изменится если…(исчезнет солнце)

            Использование активных форм и методов обучения

                             в работе с дошкольниками

  • Игра

Использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

  • Метод проектов

Предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность

  • Экспериментирование

Стимулирование самостоятельной деятельности. Развитие творческих способностей и нестандартности мышления.

  • «Мозговая атака»

Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

  • Составление загадок

Речь развивается только тогда, когда мы ставим ребенка в речевую ситуацию. Ассоциативные загадки: На что похожа? Чем отличается?

  • Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

 Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

  • Синектика

Поставить себя в ситуацию и описать свои ощущения (представь себя фиалкой на жарком солнышке…, а сейчас полили водичкой…)

  • Составление схем

Развитие навыков самостоятельного умственного труда.

  • Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определённая информация.

Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных рассказов.

  • Проблемно-эвристический

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств: подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

  • Мини-музей

В основе создания мини-музея лежит метод систематического подхода.

  • Работа в паре

    Важно уметь договариваться (договориться, распределить обязанности)

  • Работа с группами 

Члены микрогруппы сидят вместе, находят вместе ответы на вопросы, обсуждают решение задачи.

  • Введение в воображаемую ситуацию

Работа с репродукциями картин, фотографиями («Давайте заглянем в этот уголок»), где должны быть активизированы все органы чувств.

  • Экскурсия

Учит наблюдать, видеть, вспоминать и сопоставлять явления. Находить причинно-следственные связи.

  • Сюжетно-ролевая игра

В ходе организации проведения сюжетно-ролевой игры идет расширение жизненного пространства ребенка.

  • Рефлексия

Фиксация степени соответствия поставленных целей и результатов деятельности.

  • Самооценка и самоконтороль

Дети должны учиться оценивать свою деятельность. Используется прием не законченной фразы: «Сегодня я молодец…»

«Сегодня я поняла, что…», «Меня волнует то ….», «Сегодня у меня не получилось …, но я буду стараться и у меня все получиться».

  • Развивающие вопросы и задания

Это вопросы и задания опираются на мышление и воображение: продуктивные, эвристические, проблемно-поисковые, творческие.

  • ТРИЗ – Каждого человека можно научить творчеству.

Теория

Решения

Изобретательских

Задач

  •  «Игра на прокат»

Принести любимую игру и рассказать правила этой игры. Обменяться игрой с другом, который расскажет родителям правила игры (создание речевой ситуации).

  • Метод «Шесть шляп»

Шесть разных способов мышления: констатация, эмоции и прогнозирование, критика, достоинства, конструктив, рефлексия.

  • Релаксация

Повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия (физкультминутка, подвижная игра).

  • Проблемная ситуация

Побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Добавить комментарий