Как составить продуктивные задания

 «Мастер — класс» 

Притча  

Карандаш

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с признанием в сердце.

Наша жизнь-это школа, ученики- это альбомы с исписанными и чистыми листами бумаги,на котором нам совместно с учениками предстоит оставить не тонкую еле заметную полоску, а разноцветные полоски знаний, которые дети добудут самостоятельно или с нашей помощью на уроке.

А теперь мне бы хотелось у вас спросить, какова тема нашего мастер-класса?

Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой, работая над сегодняшней темой?( 1.выяснить какое задание называется продуктивным? 2.виды п.з.

3.нахождение в учебнике п.з. (доказательство)

На протяжении последних 4 лет мы почуствовали как меняются акценты в постановке цели обучения – главное не передача суммы знаний, а обучение действиям, развитие умений. Рассказ учителя и пересказ учеником текста теперь не могут сегодня быть главными средствами на уроке. Так как, слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научиться  действовать самостоятельно. Таким образом, в учебниках авторы ОС «Школа 2100» практически полностью отказались от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и заменили их творческими продуктивными заданиями. В таких заданиях вся необходимая для ответа информация находится в тексте, хотя прямого ответа нет. Имеющиеся сведения нужно перекомбинировать, выделить главное, самостоятельно обобщить и получить новый информационный продукт – вывод, оценку и т.д. Именно эти продуктивные задания и составляют основу развивающего учебника. Вместо пересказа текста учим наших детей решать такие задания и рассказывать о результатах решения.

Именно это и требуется в современной жизни от любого человека – уметь решать возникающие перед ним задачи, проблемы.

Продуктивные задания делятся на устные и письменные.

          К устным продуктивным заданиям  можно отнести следующие задания:

-задай вопросы по теме урока,

-сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока,

-придумай научно-популярное название уроку,

-объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами.

            Письменные продуктивные задания:

-запиши слова на  новое изучаемое правило,

-составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме),

– придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме,

– раскрой тему урока в форме сказки и т.д.

Одним из видов таких заданий являются задания на группировку.

Они создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом грамматическом и орфографическом материале

Задание:

Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка,  колесо, дедушка,  яблоня, рожь.

  • В результате предложенные слова группируются:
  •  по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
  •  по родам;
  •  по склонениям;
  •  по наличию орфограмм;
  •  по количеству слогов.

Итак, предлагаемый комплекс упражнений, используемых на уроках русского языка в системе, позволяет  мне формировать у учащихся важные характеристики творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность мышления, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

 Техника активно-продуктивного чтения помогает огранизовать самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?

Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Предложите ученикам при работе с текстом выполнить ряд заданий по технологической карте и самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.

Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем. Но в данном случае это не только размещённый в Интернете тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать:

По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?

Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.

Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение. С приобретением опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше.

Задание:  Где могли встретиться эти слова? Докажи.

 Прата, кинга, пнеал, рчука.

 Придумай сказочную историю встречи. (Парта,книга,пенал, ручка)

Итак, какие технологические приёмы использую я в технике активно-продуктивного чтения?

Отсроченная отгадка

Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига. В начале урока я задаю загадку (сообщаю удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…».

Примеры.

Окр.мир Органы чуств 

Учитель обращается к классу: «Представьте себе, что вы взяли большой красивый лимон и решили нарезать его к чаю. Вы медленно режете ломтик за ломтиком. Поднимаете нож и видите, как по его лезвию медленно стекают капли лимонного сока…».

Как правило, ребята быстро реагируют на этот образный комментарий учителя, у многих передёргиваются лица при услышанном.

Учитель спрашивает: «В своём рассказе я ни разу не употребил слова «кислый». Почему же вы так отреагировали на мой рассказ?»

Начинаются сбивчивые объяснения. Учитель предлагает ознакомиться с материалом учебника, где излагаются этапы чувственного познания и дать ответ, опираясь на материал данного параграфа.

Как видим, отсроченную отгадку можно считать одним из вариантов постановки проблемной ситуации на уроке.

Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого текста:

Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?

Какие слова  чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

и т.д.

Задание: как могут быть связаны между собой слова: лёд, вода, пар?Докажи.

Замечательный пример использования оценки текста с Гимном Российской Федерации.

Представьте себе, что текст Гимна РФ попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране.

Задание 1.

Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна?

Задание 2.

Идеи каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации?

Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия  его критичного осмысления. Одним из таких приёмов и может стать оценивание текста.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

– Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

А ведь «Спросить – значит понять».

Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.

На мой взгляд, эффективнее если, во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Заметьте,

ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно.

Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом

(Дополнительно)  Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

– Каков алгоритм работы с продуктивным заданием?

Таблица

 Попробуем применить наши знания.

Работаем в предметных группах:

Задание: выбрать продуктивное задание в учебнике (у каждой группы свой учебник, по желанию), доказать, что оно продуктивное.

Выслушать ответы представителей групп.

Задание следующее: выполнить задание с позиции ученика, используя алгоритм работы с продуктивным заданием.

– Каков алгоритм работы с продуктивным заданием?

Таблица

Порядок выполнения продуктивного задания

1. Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания, в тексте, в иллюстрации и т.п.

3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию: выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию и т.п.

4. Запишите, если необходимо, решение в требуемой форме: таблица, список, текст, числовая запись.

5.Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что, во-первых, во-вторых,….».

6. Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Ответы представителей групп.

Другие группы в роли экспертов: оценивают, дополняют, комментируют.

Если время позволяет, можно поработать аналогично с другими заданиями, например из рабочих тетрадей.

Мини — рефлексия: Обращаемся к целям.

На доске: (в скобках дан вариант предполагаемого ответа)

продуктивное задание — (это задание на преобразование информации с целью получить ответ по заданию);

цель продуктивного задания – (научить детей решать возникающие перед ними задачи, проблемы).

12. Рефлексия.

Рефлексивный экран: закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:

Сегодня я узнал(а)  …

Было трудно …

Теперь я могу …

Я понял(а), что …

У меня получилось …

Было интересно …

Меня удивило …

Мне захотелось …

Я думаю, что…

И последний вопрос:

  • на что была нацелена данная встреча?

Спасибо всем за работу!

Желаю вам, чтобы наше «обтачивание» новыми стандартами было как можно менее болезненным, чтобы ошибки, которые мы совершаем, можно было исправить и чтобы мы имели силы продолжать нашу нелёгкую работу, независимо от нашего состояния.

Сайковой
Светлана Ивановна

учитель
начальных классов

МБОУ
“Школа №5” 1 к.к.

Продуктивное задание (технология
составления).

Реализация ФГОС
предполагает не только освоение школьниками системы знаний, но и включение их
сначала в учебную, затем в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, в
самостоятельную познавательную и социальную деятельность. Соответственно ответ
на вопрос «Чему мы должны учить?» уже официально озвучен.

Долгое время индикатором
качественного образования считались знания, полученные учениками в результате
школьных занятий. Эти знания проверялись контрольно-измерительными материалами,
где школьники показывали усвоение этих знаний: воспроизводили информацию,
отраженную в учебниках. Однако международные исследования
TIMSS  и PISA показали, что
наличие знаний не дает гарантии в том, что ученик может их применить в
конкретной жизненной ситуации при решении практических задач.

Российские школьники
резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с
информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые
проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и
заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в
школе системой знаний свой жизненный опыт.

Типичными ошибками в проверочных
и итоговых работах, проводимых в школах, педагоги называют следующие: ученики
не умеют правильно определять суть вопроса, с трудом определяют главное, плохо
ориентируются в структуре задания, не умеют составлять план своей работы, и т.д.

Решают эти проблемы
продуктивные задания, которые регламинтирует ФГОС, где
акцент перемещён на умения применять знания при решении
практико-ориентированных, жизненных задач.

Что такое продуктивное
задание?

В педагогической
литературе и интернет-источниках под продуктивными заданиями понимают
задания на преобразование информации с целью получения ответа на проблемный
вопрос или ситуацию
, для решения
конкретной задачи.

По
мнению Е.Л. Мельниковой, продуктивные задания, это творческое
воспроизведение знаний. Каждый ученик должен сам и по-своему выразить
полученное на уроке знание и представить на суд учителю и одноклассникам
собственный продукт. Отсюда и название.

Таким образом, под продуктивным
заданием,
я понимаю, получение нового продукта – своего вывода о знании,
оценки его усвоения.

 Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения
которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко
воспроизводимом виде.

Они помогут получить предметные знания и умения.

 Продуктивные задания – это задания, результат
выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом,
легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки,
помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни
воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более
интересные.

Если
сравнить продуктивные и репродуктивные задания, то можно выделить ряд
существенных отличий. Репродуктивное задание предполагает конкретный ответ на
вопрос, который есть в учебнике, продуктивное – творческую переработку
информации. Ответ в учебнике на репродуктивное задание находится в готовом,
легко воспроизводимом виде (т.е. это прямые вопросы, на которые всегда можно найти
ответ в учебнике, заучить, а затем воспроизвести в нужный момент). Ответа же на
продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо
искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках,
графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания
нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их
самостоятельному применению не только в школе, они сложнее, но интерес учеников
к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять
свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета
на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать
метапредметных результатов.

Таким образом, выполнение
продуктивного задания подразумевает применение знаний и умений в
нестандартной или неизвестной ситуации.
При этом знание перестает быть результатом и становится
средством развития личности.

Для чего нужны
продуктивные задания и их виды.

Рассказ учителя и
пересказ учеником текста теперь не могут быть ведущими видами деятельности. Так
как слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научиться
действовать самостоятельно. В большей степени необходимо научить школьника
получать знания самостоятельно, в процессе деятельности.

Выполняя продуктивные
задания ученик учится решать вызникающие перед ним задачи и проблемы (выделять
необходимую (для конкретной задачи, ситуации) информацию; перекомбинировать
имеющиеся сведения, самостоятельно обобщать и получить новый информационный
продукт – вывод, оценку и т.), что и требуется в современной жизни от любого
человека.

Примерная классификация продуктивных
заданий

1.       
Выделение главного в
мини-тексте по заданному основанию важности и формирование суждения.

2.       
Поиск и отбор информации
в полноценном тексте и любом источнике информации по заданному основанию.

3.       
Построение умозаключений
– обобщений-выводов.

4.       
Доказательство, в т.ч. подведение
под понятие.

5.       
Определение причин и
следствий.

6.       
Группировка по заданному
основанию.

7.       
Сравнение по указанным
критериям.

8.       
Формулирование
определения понятия по тексту.

9.       
Классификация
(группировка с иерархией).

10.   Анализ явлений и формулирование обобщения-вывода.

11.   Определение своей аргументированной оценки, отношения к…

12.   Определение личных качеств, черт характера человека по его
поступкам.

Алгоритм решения
продуктивных заданий

Обучающихся нужно научить
работать с продуктивными заданиями. Предлагаю примерный алгоритм решения
продуктивных заданий.

ü   
Осмыслите задание, его
цель: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

ü   
Найдите информацию,
нужную для выполнения задания,
(текст,
рисунок, схему…)
.

ü   
Преобразуйте информацию в
соответствии с заданием (найти причину, выделить главное
, расположить в последовательности, найти решение, обосновать свою позицию, дать оценку, и
т.п.) так, чтобы получить ответ по заданию.

ü   
Запишите, если
необходимо, решение в требуемой форме: таблица, список, текст, числовая запись.

ü   
Составьте мысленно ответ,
например, используя
слова: «Я считаю, что…», «Потому что…», «Во-первых…», «В
о-вторых…»  и т.п.

ü   
Дайте полный ответ
(расскажите о своем решении),
опираясь
на план, ключевые слова, схемы, но
не
рассчитывая на наводящие вопросы и
не
ожидая наводящих вопросов
учителя.

Примеры продуктивных
заданий.

Хочу предложить вашему
вниманию несколько заданий: где репродуктивное переработано в продуктивное.

Русский язык

Репродуктивное

Продуктивное

Прочитай строки
из произведения Г. Цыферова. Запиши  в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

      Ро__ия –
огромная стр_на. На юге цв_тут пальмы.  А  на севере дуют х_лодные ветры.
Есть в Ро__ии  реки,  м_ря,  горы,  _зера. В них много рыбы,  зв-рья,  дичи.

Прочитай строки
из произведения Г. Цыферова.

         Россия
– огромная страна. На юге цветут пальмы.  А  на севере дуют холодные ветры.
Есть в России  реки,  моря,  горы,  озера. В них много рыбы,  зверья,  дичи.

а)  Построй 
схему второго предложения.

б)
Определи, какие орфографические задачи решены в тексте. К каждой
орфографической задаче приведи примеры  из текста. Заполни таблицу.

Названия
орфограмм

в)  Найди и запиши  слово, которое
соответствует данной схеме.

[_____________________]
–  2 сл., 3 б., 4 зв.

______________________

    г)
Составь схемы к предложению с однородными членами.

     д)  Найди в
тексте словосочетание, которое соответствует данной схеме.

                                               
                                 х

прил. (муж. р.,
мн.ч., И.п.) + сущ. (муж. р., мн. ч., И.П.)

         Ответ:
______________________________________________

Математика

Репродуктивное

Продуктивное

Составь по
выражению условие задачи и реши её.

180 + 180 : 2

Дано
выражение: 180 + 180 : 2. Вставь пропущенные  в тексте задачи слова и числа,
чтобы  данное выражение  стало    её  решением.

а) В    первый день Выставки кукол  музей посетило   ___________
человек, во  второй день ________________________, а в третий день
______________________________________________________. Сколько человек
принял музей в _________________________ день?

б) Дорисуй
схему так, чтобы она соответствовала условию задачи.

1 день 

2 день

3 день

        в)
Предположи, что  можно узнать в задаче  таким действием:

180 – 180 : 2
_______________________________________________________

Литературное чтение

Репродуктивное

Продуктивное

К.Г.
Паустовский
“Какие бывают дожди?”


Прочитайте текст. Найдите описание дождя.

Устно
нарисуйте картину
“Дождь идёт”, используя слова из рассказа К.Г.
Паустовского
“Какие бывают дожди?”

Предложить
д/з: выполнить творческую работу «Дождь идёт» (рисунок, аппликация и т.д.).

Окружающий мир

Репродуктивное

Продуктивное

Текст. Каждый
день, чтобы узнать, какая на улице погода, мы просматриваем сводки
синоптиков. Из них мы узнаём, пасмурно или ясно, облачно или дождливо будет в
нужный нам день. Если с утра небо ясное, а к обеду набегают облака, а к
вечеру они растают, то это означает переменную облачность. Целый день светит
солнце и полупрозрачные облака, то тогда погода будет безоблачной. Ну а если
беспросветная облачная пелена весь день, небо свинцово-серое, с фиолетовым
оттенком, то на улице пасмурно.


Прочитай и перескажи.

Текст. Каждый
день, чтобы узнать, какая на улице погода, мы просматриваем сводки
синоптиков. Из них мы узнаём, пасмурно или ясно, облачно или дождливо будет в
нужный нам день. Если с утра небо ясное, а к обеду набегают облака, а к
вечеру они растают, то это означает переменную облачность. Целый день светит
солнце и полупрозрачные облака, то тогда погода будет безоблачной. Ну а если
беспросветная облачная пелена весь день, небо свинцово-серое, с фиолетовым
оттенком, то на улице пасмурно.

У синоптиков
перепутались сводки погоды. Соедини линиями прогноз и название погоды.
  Подчеркни
определения.

а) Целый день
светит солнце, полупрозрачные облака.
б) С утра небо ясное, а к обеду набегут облака. К вечеру они растают.
в) Беспросветная облачная пелена весь день.
Небо свинцово-серое, с фиолетовым
оттенком.

1) Переменная
облачность.

2) Пасмурная
погода.

3)
Безоблачная погода.

Анализ заданий в
учебниках показывает, что продуктивных заданий в них немного, а к
аждое задание должно приближать конечную цель образования –
выращивать функционально грамотную личность: человека  самостоятельного,
умеющего самосовершенствоваться и жить среди других людей. 
Поэтому учителю необходимо научиться самому формулировать
продуктивные задания и включать их в образовательный процесс.

Составляя продуктивное
задание
, нужно иметь в виду, что
в его основе – действия учеников. При этом необходимо:

– выбрать, какое
метапредметное действие или личностный результат мы хотим формировать/развивать;

– выбрать информационные
единицы минимума содержания, с которыми мы должны работать на этом уроке
(стандарт или программа);

– задать чёткую форму
устного или письменного исполнения решения
.

Источники

1.      
Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и
др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

2.      
Мельникова
Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:
Пособие для учителя.- М., 2002.

3.      
Образовательные
технологии. Сборник материалов.– М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная
система «Школа 2100»)

4.       Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные
задания по русскому языку. Методический конструктор. – Ростов на Дону, 2012

5.       Федеральный государственный образовательный
стандарт.// http://www.firo.ru/

6.      
Ресурсы
Интернета

·   Ипатова И.И., Топехина О.Н., Калюжная
Е.Н., Свистунова И.Ю., Тимофеева С.С., Демидова С.П.; Технология проектирования
современного урока при реализации требований ФГОС ООО. Методические
рекомендации: основное общее образование – Санкт-Петербург: ГБОУ гимназия №
540, 2014.
http://gymnasium540.ru/MyFiles/fgos/inov_product.pdf

·   Продуктивные задания – средство
достижения планируемых результатов  ФГОС ООО.    
https://sites.google.com/site/fgosooogbou540/produktivnye-zadania-kak-sredstvo-dostizenia-planiruemyh-rezultatov-fgos

·   Бирюкова Е.П. “Некоторые аспекты
внедрения ФГОС”
http://worldofteacher.com/2029-638.html

·   Продуктивные задания по предложенному
плану в Образовательной системе “Школа 2100”.
http://www.school2100.ru/school2100/realizaciya_fgos/presentations.php

·   Занятие №12 УМК Школа 2100. Реализация
новых стандартов.
http://www.koipkro.kostroma.ru/BuyR/ChBor/DocLib138/.doc

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель обучения в школе – не просто запомнить какие-то знания по истории, математике и т.д., а научиться использовать эти знания для решения различных учебных задач: выделять главное, определять понятия, находить причины и т. п.

Главное средство достижения цели – продуктивные задания. Именно их выполнение способствует формированию метапредметынх навыков и личностным достижениям.

Чем отличаются продуктивные задания от традиционных, то есть репродуктивных?

Репродуктивные задания это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде.

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.

Продуктивные задания – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Их назначение – включить учащихся в решение «жизненной» проблемной задачи.

Как узнать продуктивное задание?

Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами:

стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий);

инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Можно выделить следующие виды продуктивных заданий (данная классификация заданий предложена В.В. Сафоновой):

Поисково-игровые (направленные на развитее остроты наблюдения, различных видов мышления, творческого воображения).

Коммуникативно-поисковые (направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся; при этом предполагается выход на монолог или полилог).

Коммуникативно-ориентированные (направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, т.е. развитие диалогической речи).

Познавательно-поисковые культуроведческие задания (направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания).

Лингвистические поисковые задания (направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.).

Например, для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках в рамках ФГОС, можно предложить учащимся такие задания:

– упражнение на логическое заполнение пропусков;

– составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

– поиск ошибок в письмах и текстах;

– составление текстов из предложенного набора предложений;

– выстраивание логических смысловых цепочек;

– подготовка творческих мини-проектов;

– заполнение анкет.

Использование на уроках продуктивных заданий позволяет формировать качества личности, способной в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи, проявлять гибкость и мобильность в принятии решений, быть успешной в получении дальнейшего образования.

Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в УУД.

Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью.

Литература по тестированию до сих пор не дала объяснения, какие формы ответов – на выбор или свободно-конструируемые – можно признать наилучшими как для исследования учебных достижений учащихся, так и для измерения результатов учения. В некоторых исследованиях, например, показано, что задания с выбором ответа и со свободно-конструируемым ответом проверяют различные умения, требуют для своего выполнения умственной деятельности разного характера.

Отметим, что некоторые задания, требующие словесного построения ответа, ничуть не труднее для оценивания их выполнения, чем задания с выбором ответа. Это задания, предлагающие отметить части и разделы текста, сделать извлечения из него.

Конечно, оценка сжатого изложения текста своими словами, формулирование его главной мысли и пр. потребуют от проверяющих более сложных усилий, твердых суждений о качестве выполнения работы.

На основании сказанного для формирования и исследования читательской грамотности используются два вида заданий: с выбором ответа и со свободно-конструируемым ответом.

Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.

Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.

Алгоритм деятельности учителя по проектированию проблемного урока

После определения целей обучения:

1. На основе анализа содержания обучения выявить учебные проблемы (курса, темы) урока.

2. Выстроить обнаруженные проблемы в порядке их соподчинения и в соответствии с этим разбить учебный материал на законченные смысловые блоки.

3. Продумать путь постановки и решения учебных проблем на уроке.

4. Отобрать адекватное особенностям учебных проблем дидактико-методическое обеспечение.

5. Подготовить материалы для диагностики качества обучения, выявления учебных достижений школьников.

Что делает ученик, чтобы выполнить  продуктивное задание?

1) Выделяет ключевые слова.

2) Находит в тексте объяснение этих понятий.

3) Делает умозаключение по аналогии.

Порядок выполнения продуктивного задания

  • Осмыслить задание (что надо сделать?)
  • Найти нужную информацию (текст, рис…)
  • Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
  • Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
  • Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Виды продуктивных заданий по математике

  • поиск закономерностей;
  • классификация математических объектов;
  • преобразование объекта в новый;
  • задания с недостающими или лишними данными;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;
  • нестандартные и исследовательские задания и т.д.

Предлагаем Вашему вниманию примеры продуктивных заданий, разработанных нашей творческой группой.

Задача 1:

Математика 6 класс

Тема: «Масштаб»

Составитель: учитель математики МБОУ СОШ № 23 г. Иркутска

Шишкина Ирина Юрьевна

Учебник: Математика. 6 кл.: учебник/ Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – 5-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2017.-319стр.

№25 стр. 15

На рисунке 19 – вид на  Московский Кремль, а на рисунке 20 представлена карта, масштаб которой 1:10000.

Проверьте, верны ли утверждения:

1) 1 см расстояния на карте равен 100 м на местности;

2) 500 м на местности равны 2 см на карте;

3) расстояние на карте медлу ближними к Москве-реке угловыми башнями Кремля (см. рис. 20, башни 5 и 11) равно 6,3 см, значит, расстояние на местности равно 630 м.

Преобразованная задача:

Задача 1. (математика) Представьте, что несколько туристических групп приехали в Москву и пошли на экскурсию по территории Кремля. У каждой группы свой маршрут. Сбор всех групп назначен в определенной точке, отмеченной на карте. На всю экскурсию отводится 2 часа. Вы экскурсовод одной из групп.  Составьте оптимальный план маршрута экскурсии длясвой группы и отметьте его на карте, если на осмотр каждой достопримечательности тратиться 10 мин.

Цель задания: развивать мыслительную деятельность учащихся; применить вычислительные навыки для оптимизации поставленного задания.

План Кремля

План Кремля из учебника

А знаете ли вы, что

Согласно определению, данному в «толковом словаре» Владимира Даля, «кремь» — крупный и крепкий строевой лес, а «кремлевник» — хвойный лес, растущий по моховому болоту. А «кремль» — город, окруженный крепостной стеной, с башнями и бойницами. Таким образом, название данных сооружений происходит от сорта леса, который использовался при их строительстве.

В архитектурный комплекс Московского Кремля входят 4 дворца и 4 собора, Южная стена выходит к Москве-реке, восточная — к Красной площади, а северо-западная — к Александровскому саду. В настоящее время Кремль является самостоятельной административной единицей в составе Москвы и входит в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.).

Данную задачу ученики решают в группах на одном из уроков по обобщению пройденного материала по теме «Масштаб»

Решение продуктивной задачи с учетом предложенных заданий
(деятельность ученика)

Развиваемые УУД

1. Составление плана решения задачи:
1) Проложить маршрут
2) Найти его длину сначала в см – потом в метрах
3) Расчитать время, необходимое для прохождения маршрута в соответствии с требованием задачи
Задача носит и творческий характер – поэтому решение – вариативно и неоднозначно.
Решая задачу, обучающиеся осуществляют пооперационный и итоговый контроль
В ходе обсуждения решения задачи, обучающиеся отстаивают свою точку зрения по плану решения задачи, приводя аргументы и подтверждая их фактами
Понимают позицию одноклассника, и различает в его речи доказательство и факты.
В ходе дискуссии, обучающиеся сравнивают разные точки зрения, проявляют терпение и доброжелательность.
Чтение рубрики задачи «А знаете ли вы, что?», о некоторых фактах, связанных с Кремлем.

Регулятивные УУД:
МР 1.3 Умение определять последовательность действий.
МР 2.1 Умение самостоятельно планировать пути достижения цели.
МР 2.3 Способность видеть альтернативные пути решения поставленных задач, выбирать наиболее эффективные средства их решения.
МР 3.3 Умения самостоятельно осуществлять контроль в процессе своей деятельности.
Познавательные УУД:
МР 6.1 Овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, аналогии.
МР 7.1 Умение применять и преобразовывать знаки и символы в учебных целях.
МР 7.4 Умение составлять схемы решения задач.
Коммуникативные УУД:
МК 10.1 Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
МК 10.4 Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка.
Личностные УУД:
Л 11.3 Умение осознанно, произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Л 11.4 Умение оценить себя.

Критерии оценки:

1.  Задние выполнено полностью – «5»;

2. Проложен маршрут, но не соблюдены условия задачи или сделаны арифметические ошибки, приведшие к неверным результатам, но все пункты выполнены – «4»;

3. Не все пункты выполнены и допущены вычислительные ошибки, но в целом алгоритм соблюден – «3»;

4. Не выполнено задание – «2».

Задача 2:

Математика 6 класс

Тема: «Проценты»

Составитель: Ходырева Т.Г.

Вид задания

Задание

Формируемые УУД

Исследовательская задача,

Цель: развитие аналитического мышления на основе обрабатывания информации.

Магазины, в которых продаются учебные пособия.

 При покупке более 20 комплектов учебников в иркутских магазинах: «Школьник», «Светлана», «ПродаЛитъ» и «Литера» предоставляются скидки на определенное количество процентов.
Попробуй произвести расчеты, чтобы родители могли сэкономить деньги при покупке оптом 25 комплектов состоящих из 6 учебников для 7 класса. Что можно будет приобрести для класса на сэкономленные деньги?

Познавательные, коммуникативные
регулятивные,
личностные

Решение:

Стоимость учебников:

учебник русского языка стоит 120 рублей, учебник по литературе – 135 рублей, по математике – 127 рублей, по истории – 137 рублей, по географии – 136 рублей, по биологии 140 рублей

Система скидок:

– «Светлана»: товар на сумму 10–40 тысяч рублей – 27%.

 На сумму 40–80 тысяч рублей – 29%

Бонусы: товар на сумму 20 тысяч рублей – 600 рублей подарок (бесплатный товар на данную сумму).

– «Школьник»: товар на сумму 20–50 тысяч рублей – 26%.

Свыше 100 тысяч рублей – 32%.

– «ПродаЛитъ»: на все учебники скидки: розничная продажа – 20%.

Оптовая продажа – 28%

«Литера»: товар на сумму свыше 20 тысяч рублей – 28%.

Свыше 50 тысяч рублей – 32%.

1)120+135+137+136+140 = 795 руб. – стоимость одного комплекта без скидок.

2) 795*25=19875 руб. – стоимость 25 комплектов.

Исходя из анализа системы скидок в магазинах на учебники, выгоднее купить 25 комплектов
из 6 учебников в «Литере».

3) 19875*0,72=14310 руб.

40 19875-14310=5565руб. столько смогут сэкономить родители.

Ответ: 5565 руб.

1. Регулятивные УУД

МР 2.1. Умение самостоятельно планировать пути достижения
цели.

МР 2.2. Определять способы и средства поставленной задачи.

2. Познавательные УУД

МП 6.1. Овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтез, обобщения, индукции и дедукции, аналогии.

3. Коммуникативные УУД

МК10.4. Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка.

4. Личностные

Л 11.3. Умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

1. Модуль 4

Разработка продуктивных,
ситуативных заданий к
уроку технологии в
соответствии с
требованиями ФГОС

2. Как составить продуктивные задания?

Алгоритм
составления
продуктивных
заданий
?
Примеры
продуктивных
заданий

3. Как составить продуктивные задания в соответствии с целью урока?

• 1.Определить
какие
результаты
(личностные,
метапредметные,
предметные) мы хотим формировать,
развивать на определенном этапе урока в
соответствии с требованиями ФГОС.
• 2.Сформулировать продуктивные задания
используя алгоритм.
• 3. Задать четкую форму представления
результата.

4. Алгоритм создания продуктивных заданий

Перечисли основные
свойства
хлопчатобумажной ткани
Почему из хлопчатобумажной
ткани не шьют парашюты?
Сформулируйте задания, используя слова-помощники:
Осмысли задание (что надо сделать?)
Найди нужную информацию (текст/иллюстрацию)
Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти
причину,
выделить
главное,
расположить
в
последовательности)
• Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я
считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых….»
• Составь (рассказ, рассуждение), опираясь на план,
ключевые слова, схемы

5. Конструктор создания продуктивных задач (Л.С. Илюшин)

Ознакомление
Понимание
Применение
Анализ
Синтез
Оценка
1.Назовите
основные
части…
8.Объясните
причины того,
что…
15. Изобразите
информацию о…
графически
22.Раскройте
особенности…
29.Предложите
новый (иной)
вариант…
36.Ранжируйте…
и
обоснуйте…
2.Сгруппируйте
вместе все…
9.Обрисуйте в
общих чертах
шаги,
необходимые для
того, чтобы…
16.Предложите
способ,
позволяющий
23.Проанализиру
йте структуру…
с точки зрения…
30.Разработайте
план,
позволяющий
(препятствующи
й)…
37.Опреде-лите,
какое из решений
является
оптимальным
для…
3.Составьте
список понятий,
Касающихся…
10.Покажите
связи, которые,
на
ваш взгляд,
существуют
между…
17. Сделайте
эскиз рисунка
(схемы), который
показывает…
24.Составьте
перечень
основных
свойств…,
характеризующи
х… с точки
зрения…
31.Найдите
необычный
способ,
позволяющий…
38.Оцените
значимость…
для…
18.Сравните…
и…, а затем
обоснуйте…
25.Постройте
классификацию
… на основании
32.Придумайте
игру, которая…
39.Определите
возможные
критерии
оценки…
19.Проведите
(разработайте)
эксперимент,
подтверждающи
26.Найдите в
тексте (модели,
схеме и т.п.)
то, что…
33.Предложите
новую (свою)
классификацию

40.Выскажите
критические
суждения
о…
4.Расположите в 11.Постройте
прогноз
определённом
развития…
порядке
5.Изложите в
форме
текста…
12.Прокомменти
руйте
положение о том,
что…

6. Пример использования конструктора задач при конструировании задачи по работе с текстом

Мы поселились на берегу океана в маленьком старом доме. Он отчаянно нуждался в
ремонте. Среди прочего — не открываюсь окно в моем кабинете. Пришел плотник,
починил раму, сменил подоконник. Когда он закончил работу, окно стало открываться,
но погас свет. Приглашенный электромонтер обнаружил, что в проводку был забит
гвоздь, вызвавший короткое замыкание. Он поправил дело, лампы зажглись, но тут
оказалось. что в итоге его возни оконное стекло треснуло. Явился стекольщик, сменил
стекло, но умудрился изрядно исцарапать раму. Я позвал маляра, чтобы навести
окончательный лоск. Теперь все в порядке, объявил я, после чего выяснилось, что окно,
покрашенное в закрытом положении, опять не открывается…» (из книги Лоуренса
Дж. Питера «Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось»).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно и составьте перечень операций
(действий), которые выполняли работники.
ПОНИМАНИЕ. Приведите пример (не из текста) того, что результаты (отрицательные)
работы одного человека могут создать проблемную ситуацию, которую должен будет
решать другой.
ПРИМЕНЕНИЕ. Изобразите последовательность операций, производившихся с окном, в
виде схемы.
АНАЛИЗ. Проанализируйте позицию Л. Питера с точки зрения выраженности в ней
рационализма и прагматизма.
СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий продолжения сюжета.
ОЦЕНКА. Предложите возможные критерии оценки работы специалистов, приходивших в
дом к Питеру

7. Пример, как из традиционного задание сделать продуктивное

Традиционное
задание
Назовите недостатки и
достоинства пороков
древесины
Продуктивное
задание
Работаем в паре:
Один приводит примеры
недостатков пороков
древесины, другой достоинств.
Обсудить сделать общий
вывод

8.

Работаем в группе
• Разработать рекламный проект туристической фирмы.
1. Распределите роли в группе: руководитель,
экскурсовод, финансист, рекламный агент.
2. Выберите место экскурсии (другой материк, другая
страна, другой город и т. д.).
3. Составьте план экскурсии, разработайте маршрут,
сделайте примерные финансовые расчеты,
подготовьте рекламный проспект.
4. Представьте свой проект.

9. Пример продуктивного задания

• Задача: « Зачем нам нужен кальций?»
Примерно 98 процентов кальция содержится в
костях и зубах. В комплексе с фосфатами и
фторидами кальций составляет основу костной
ткани и зубов.
Вот почему организм растущего ребенка и
подростка в период формирования скелета
нуждается в дополнительных количествах
кальция.
Нарушение фосфорно-кальциевого обмена,
связанные с недостаточностью кальция в пище,
лежат в основе многочисленных заболеваний
(рахит, остеопороз и т. п.).
Взрослый человек нуждается в получении с
пищей примерно 0,8 -1,0 грамма кальция в
день; потребность детей и подростков в
кальции – 1,2 грамма.
Важнейшие источники кальция
Продукты, 100 г
Кальций, мг
Молоко
Творог
Сыр
Хлеб
Капуста
Картофель
120
140
700-1000
20-30
48
10
Задания на работу с данной
информацией:
1. Прочитайте текст внимательно.
2. Объясните причины того, что
недостаток кальция приводит к
различным заболеваниям.
3. Составьте меню для подростка –
так, чтобы – в день он получил 1,2
грамма кальция (необходимо
рассчитать в граммах количество
продуктов и использовать все
продукты, записанные в таблице).
4. Оцените значимость кальция для
организма.

10. Пример продуктивного задания

1.Подбери технологические
операции и способы,
подходящие для
изготовления этих изделий.
2.Рассмотри изделия. Напиши
технику, в которой они
выполнены______________
3. Предложите свой вариант
отделки одного из изделий

11. Пример продуктивного задания

• (Задача наоборот)
По приведенным
монтажным
электрическим схемам
соберите электрическую
цепь, разработайте
принципиальные и
объясните принцип
действия этих цепей.
Работа в парах: Первый
ученик составляет
монтажную схему, а
второй потом собирает по
ней электрическую цепь,
и наоборот

Добавить комментарий