Как составить проект бюджета района

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

2. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

3. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.

4. Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета муниципального района, проект бюджета муниципального округа, проект бюджета городского округа, проект бюджета городского округа с внутригородским делением, проект бюджета внутригородского района составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов.

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

П. 4 ст. 169 (в ред. ФЗ от 28.12.2022 N 562-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 г. (на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.).

Проект бюджета внутригородского муниципального образования составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, не определен срок, на который составляется и утверждается проект бюджета внутригородского муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 562-ФЗ)

В случае, если проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Этап 1. Составление проектов бюджета

Составление проектов бюджетов – исключительное право органов власти.

Основы составления проектов бюджетов установлены Главой 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Составление проектов бюджетов основывается на:

  • положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;
  • основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики;
  • основных направлениях таможенно-тарифной политики Российской Федерации;
  • прогнозе социально-экономического развития;
  • бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
  • государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

Конкретные сроки начала составления проекта бюджета, последовательность необходимых действий всех участников и их длительность утверждается в отдельном документе на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования (как правило, это – Порядок составления проекта бюджета, план-график составления бюджета и т.п.).

Проект бюджета составляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Основные характеристики процесса составления проектов бюджета

УРОВЕНЬ БЮДЖЕТА ПЕРИОД СОСТАВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ

 Федеральный

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период

  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Органы управления государственными внебюджетными фондами
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации (Глава 20. «Основы составления проектов бюджетов»)
  • Порядок, установленный Правительством Российской Федерации 

Областной

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проект территориального государственного внебюджетного фонда составляется и утверждается сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период 

  • Финансовые органы субъектов Российской Федерации
  • Органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации
  • Законы субъекта Российской Федерации «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве»
  • Порядок составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации и проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, установленный Правительством/администрацией субъекта РФ

Муниципальный

Проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа, проект бюджета городского округа с внутригородским делением, проект бюджета внутригородского района составляется и утверждается:

1) сроком на один год (на очередной финансовый год)

или

2) сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Период составления местного бюджета устанавливается муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (Законодательно собрание, Собрание депутатов).

Кроме того, период составления проектов бюджетов вышеприведенных муниципальных образований может быть установлен законом субъекта Российской Федерации.

Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается:

1) сроком на один год (на очередной финансовый год)

или

2) сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения.

  •  Финансовые органы муниципальных образований
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации
  • Решение представительного органа муниципального образования «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве»
  • Порядок, установленный местной администрацией муниципального образования.

Предлагаем пошаговый алгоритм. С его помощью вы сможете разработать программу оптимизации расходов местного бюджета, а затем отслеживать ход ее реализации. Также мы составили примерный перечень задач и мероприятий, которые можно включить в программу. Выберите из них те, которые лучше подходят для ваших целей и соответствуют возможностям муниципалитета.

Шаг 1. Определитесь со структурой программы

Документ: При разработке муниципальной программы оптимизации расходов местного бюджета используйте Методические рекомендации Минфина от 26.02.2018

В программу включите четыре основных раздела.

1. «Текущее состояние финансов муниципального образования».

2. «Цели и задачи программы».

3. «Способы и инструменты решения задач программы, мероприятия программы».

4. «Оценка эффективности реализации программы и оценка эффективности осуществляемых расходов».

Программу можно дополнить разделом «Риски реализации программы» .

Шаг 2. Опишите текущую ситуацию в сфере муниципальных финансов

В первом разделе программы проанализируйте динамику доходов и расходов местного бюджета, источники финансирования его дефицита, объем муниципального долга. Чтобы описать состояние расходной части бюджета, используйте индикаторы. Например:

  • штатную численность работников органов МСУ на 1000 жителей;
  • количество укрупненных сельских поселений;
  • долю расходов на оплату труда муниципальных служащих, работников органов МСУ и подведомственных учреждений в общем объеме расходов бюджета;
  • отношение объема просроченной кредиторской задолженности муниципалитета и его учреждений к расходам бюджета в процентах.

Шаг 3. Сформулируйте цели и задачи программы

В программе должны быть сформулированы цели ее реализации и задачи, выполнение которых необходимо для их достижения. В качестве целей можно указать:

  • высвобождение ресурсов для обеспечения финансирования приоритетных расходов бюджета;
  • стабилизацию долговой нагрузки на бюджет;
  • оздоровление финансов муниципального образования.

В качестве задач программы рассмотрите:

  • оптимизацию расходов на муниципальное управление;
  • оптимизацию расходов на текущее содержание органов МСУ;
  • оптимизацию расходов на содержание бюджетной сети, а также оплату труда работников бюджетной сферы;
  • совершенствование системы закупок для муниципальных нужд;
  • оптимизацию инвестиционных расходов;
  • совершенствование финансовых отношений.

Шаг 4. Составьте перечень мероприятий для решения каждой задачи

Включите в программу план мероприятий по оптимизации расходов в качестве приложения

Для каждой задачи определите мероприятия, реализация которых будет способствовать ее решению. Укажите в плане ожидаемые результаты реализации каждого мероприятия — целевые индикаторы. Установите сроки исполнения. Определите ответственных исполнителей и соисполнителей.

Примерный перечень задач и мероприятий посмотрите ниже. План мероприятий по реализации программы включите в нее в качестве приложения.

Примерный перечень задач и мероприятий по оптимизации расходов местного бюджета

Оптимизация расходов на муниципальное управление

1. Выявление и устранение избыточных и дублирующих функций органов МСУ с сокращением штатных единиц.

2. Укрупнение структур органов МСУ путем слияния нескольких органов, выполняющих схожие функции, или присоединение небольших по численности структур к органам, выполняющим функции в смежных сферах. Например, объединение органов, выполняющих функции в сферах туризма и молодежной политики, передача функций в сфере туризма органу власти, выполняющему функции в сфере культуры, передача функций в сфере архитектуры и градостроительства органу власти, выполняющему функции в сфере строительства, передача функций в сфере молодежной политики органу власти, выполняющему функции в сфере образования.

3. Увеличение количества муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме.

4. Развитие системы энергосбережения. Заключение энергосервисных контрактов — например, на замену устаревших люминесцентных ламп современными светодиодными.

Оптимизация расходов на текущее содержание органов МСУ

1. Установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих и численности работников муниципальных учреждений.

2. Перевод штатных единиц, связанных с исполнением обеспечивающих функций органов МСУ в сфере информационно-коммуникационных технологий, бюджетного учета, делопроизводства, в категорию «обеспечивающие специалисты». Должности в этой категории не относятся к должностям муниципальной службы.

3. Сокращение дополнительных выплат муниципальным служащим.

4. Централизация отдельных функций органов МСУ путем их передачи для централизованного исполнения отдельному органу или учреждению. Например, централизация бюджетного учета в части полномочий получателей бюджетных средств и бухгалтерского учета органов МСУ на базе муниципального казенного учреждения, подведомственного финансовому органу, либо создание централизованной бухгалтерии для органов власти.

5. Передача функций по бухгалтерскому и бюджетному учету на местном уровне из администраций поселений в органы МСУ муниципальных районов.

6. Централизация обеспечивающих функций в сфере информационных технологий и программного обеспечения для муниципальных нужд. Централизация закупок оборудования, программного обеспечения и услуг связи. Формирование единой службы технической поддержки для ИТ-инфраструктуры органов МСУ.

7. Централизация функций по организации правовой помощи органам МСУ на базе советов муниципальных образований регионов.

Оптимизация расходов на текущее содержание бюджетных учреждений, оплату труда работников бюджетной сферы

1. Мониторинг непревышения значений целевых показателей заработной платы.

2. Соблюдение показателей оптимизации численности работников отдельных категорий бюджетной сферы.

3. Анализ нагрузки на бюджетную сеть.

4. Разработка и утверждение программы реорганизации бюджетной сети по отраслям.

5. Укрупнение мелких учреждений, а также организаций, загруженных менее чем на 50 процентов, или их присоединение к более крупным.

6. Размещение разнопрофильных учреждений под одной крышей. Например, создание комплексов «школа — развивающие секции — библиотека — тренажерные залы».

7. Повышение эффективности использования имущества, закрепленного за учреждениями. Например, путем продажи, сдачи в аренду или консервации муниципального имущества, которое учреждения не используют.

8. Уменьшение численности обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений (сторожей, поваров, уборщиков помещений, водителей, завхозов, электриков, рабочих, слесарей, плотников).

9. Передача на аутсорсинг несвойственных бюджетным учреждениям функций (организации теплоснабжения, организации питания школьников, уборки помещений, транспортного обеспечения обучающихся), вывод медицинских работников детских садов и школ в систему здравоохранения.

10. Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единой централизованной информационной системы учета и отчетности в органах МСУ и подведомственных им учреждениях.

11. Реализация мероприятий по энергосбережению.

12. Повышение качества и расширение спектра услуг, в том числе платных, связанных с основной и сопутствующей деятельностью учреждений.

Совершенствование системы закупок для муниципальных нужд

1. Использование единой электронной площадки централизованного уполномоченного учреждения, организующего проведение закупок для органов публичной власти всех уровней, подведомственных им казенных и бюджетных учреждений.

2. Организация совместных закупок для нескольких муниципальных образований и подведомственных им учреждений.

3. Централизация функций в процессе закупочной деятельности в сфере бухгалтерского учета, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания, обслуживания и ремонта помещений, охраны зданий, юридического сопровождения, кадровой работы.

Совершенствование финансовых отношений

1. Оптимизация расходов, связанных с предоставлением бюджетных средств хозяйствующим субъектам, субсидий юрлицам.

2. Сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета.

3. Сокращение расходов на обслуживание муниципального долга, в том числе путем сокращения объема коммерческих заимствований и установления ограничений на привлечение новых заимствований.

4. Передача казначейству полномочий по выплате зарплаты, бюджетному учету и составлению отчетности. Решение о передаче принимает Правительство на основании обращения местной администрации.

Оптимизация инвестиционных расходов

1. Использование типовых проектов в сфере строительства. С 1 октября органы МСУ могут использовать их безвозмездно. Расходы минимизируются путем применения проектной документации, которая уже разработана и прошла экспертизу.

2. Сокращение объемов незавершенного строительства по объектам, сроки завершения которых значительно превысили плановые или строительство которых прекращено. Оценка таких объектов на предмет целесообразности продолжения строительства или продажи по остаточной стоимости*.

3. Совершенствование механизма отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов для полного либо частичного финансирования за счет бюджетных средств в рамках программного бюджета и бюджетных инвестиций, осуществляемых в непрограммной форме.

Шаг 5. Предусмотрите механизмы реализации программы

Важно предусмотреть организационно-правовые механизмы реализации программы.

Определите сроки, ответственных исполнителей и соисполнителей по каждому мероприятию в плане мероприятий по реализации программы. Закрепите за заместителями главы муниципального образования или местной администрации ответственность за реализацию мероприятий программы по курируемым направлениям и за достижение отдельных целевых показателей программы. Также определите орган, который будет осуществлять координацию и контроль реализации программы.

Решите, кто и с какой периодичностью будет отчитываться о реализации программы.

Выделите в рамках реализации программы отдельные проекты и реализуйте их в соответствии с установленным порядком организации проектного управления.

Не во всех регионах разработка и реализация на муниципальном уровне программы оптимизации расходов обязательна в небольших муниципальных образованиях. Такой муниципалитет может разработать план мероприятий по оптимизации расходов бюджета. Реализуйте его после утверждения решением администрации.

Шаг 6. Проводите оценку эффективности реализации программы

Ежегодно оценивайте эффективность реализации программы и эффективность осуществляемых расходов. Результаты оценки лягут в основу предложений для органа, осуществляющего координацию и контроль реализации программы, по пересмотру ее структуры и содержания, перечня мероприятий.

Оценку эффективности реализации программы за отчетный период проводите по четырем критериям:

  • достижение цели и выполнение задач программы;
  • достижение запланированных результатов в рамках конкретных задач, степень соответствия фактических показателей целевым индикаторам;
  • выполнение плана мероприятий по реализации программы;
  • оценка деятельности ответственных исполнителей, курирующих направления программы.

Чтобы оценить достижение целей и выполнение задач, сравнивайте плановые и фактические значения целевых индикаторов. Результаты этой оценки используйте, чтобы уточнить цели программы и перечень задач на следующий год.

Оценку выполнения плана мероприятий проводите путем сравнения плановых и фактических календарных сроков. Если были отклонения, потребуйте, чтобы ответственные исполнители объяснили причины.

На заметку: На что решилась администрация Сургута ради экономии

Мэрия Сургута объявила о своей готовности переехать из дорогого арендуемого офиса в пустующее здание, признанное аварийным. Аренда помещений в элитном офисном центре обходилась городскому бюджету в 70 млн руб. в год. Здание, в которое переедет местная администрация, когда-то планировали переоборудовать под арт-резиденцию. Но идея оказалась слишком дорогостоящей, и от нее отказались.

Здание площадью 3 тыс. кв. м частично отреставрировали. Администрация Сургута проведет там ремонт за 49 млн руб., после чего отпразднует новоселье.

Добавить комментарий