Как составить проект гчп

Структурирование ГЧП-проекта предполагает анализ исходных данных проекта и целей его участников, которые, в конечном счете, определяют правовую схему реализации проекта.

Для повышения эффективности этого процесса мы разработали «ГЧП-структуратор»[1], который помогает быстро оценить возможные варианты запуска проекта. Далее мы расскажем, как и с учетом чего происходит выбор оптимальной правовой схемы проекта.

Как правило, структурирование любого инвестиционного проекта включает в себя два этапа.

Этап 1. Анализ окружения проекта

На данном этапе осуществляется оценка информации по следующим основным направлениям:

  • отраслевые особенности деятельности в рамках проекта (например, наличие тарифного регулирования или обязательств по лицензированию);
  • правовые статусы участников проекта (не только публичной и частной сторон, но и, например, текущего эксплуатанта) и имущества (непосредственно объекта инвестирования, а также земельных и иных участков, вовлекаемых в проект);
  • финансовые условия проекта – особое внимание уделяется определению источников финансирования и проработке условий привлечения бюджетных и заемных средств.

Таким образом, в процессе анализа фиксируются изначальные условия проекта (отрасль, права на имущество до запуска проекта, его состояние и т.п.), запланированные результаты реализации проекта (конечные права на имущество, его технико-экономические и эксплуатационные показатели, экономический эффект) и возможные средства достижения этих результатов (финансирование, привлечение третьих лиц и т.д.).

Этап 2. Подготовка правовой схемы проекта

С учетом информации, проработанной на первом этапе, осуществляется выбор оптимальной правовой схемы реализации проекта.

Для оптимальной правовой схемы определяется:

  • порядок взаимодействия участников проекта, их права и обязанности, в том числе по строительству/реконструкции и эксплуатации имущества;
  • распределение права собственности, прав владения и пользования в отношении имущества в периметре проекта;
  • порядок предоставления земельных и иных участков;
  • финансовые обязательства сторон, гарантии возврата инвестиций частной стороны;
  • специальные инструменты привлечения внешнего финансирования (например, облигации концессионера или частного партнера), обеспечительные механизмы (прямое соглашение и др.);
  • особенности изменения и прекращения соглашений в рамках проекта, включая порядок возмещения расходов частной стороны.

Важным моментом является также выбор способа заключения соглашения в рамках оптимальной правовой схемы. Например, для концессионного соглашения и соглашения о ГЧП предусмотрено два основных способа: конкурс и «частная инициатива». При этом для концессионных соглашений есть специальные варианты: трансформация арендных отношений и заключение соглашения по решению Правительства РФ. Выбор способа заключения соглашения влияет не только на определение частной стороны проекта, но и на скорость его запуска.

Результатом структурирования является описание оптимальной правовой модели с учетом условий конкретного проекта.

Безусловно, бывают такие проекты, где в силу специфики требуется более глубокий анализ отдельных аспектов и где не обойтись без знаний и опыта консультантов. Но даже в таких случаях «ГЧП-структуратор» позволяет сформировать базовое понимание по проекту и получить ориентир для дальнейших действий.


[1] https://pppadvisor.ru/memo-constructor/begin/


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Разработка инвестиционного проекта государственно-частного партнерства

Андреев Андрей Алексеевич,

студент, Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС E-mail: andrey.andreev@list.ru

В научной статье представлены результаты исследования особенностей разработки инвестиционных проектов, реализация которых происходит в рамках государственно-частного партнерства. Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что разработка и реализация инвестиционных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства обеспечивает достижение стратегических целей государства при проведении модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты государственно-частного партнерства. Проанализирована практическая роль разработки инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства при модернизации жилищно-коммунального комплекса страны. Рассмотрены по отдельности основные группы проблем проектного управления в ЖКХ России при разработке инвестиционных проектов. Определена роль гибких технологий в их возможном решении. Предложены рекомендации, которые желательно соблюдать при разработке инвестиционных проектов государственно-частного партнерства, реализация которых направлена на обеспечение достижения стратегических целей государства при проведении модернизации жилищно-коммунального комплекса страны. В заключении статьи, автором установлено, что разработка инвестиционного проекта государственно-частного партнерства будет эффективной при решении актуальных проблем и обеспечения интересов всех стейкхолдеров, которые заинтересованы в реализации проектов, направленных на модернизацию ЖКХ.

Ключевые слова: инвестиционный проект; государственно-частное партнерство; ГЧП; разработка инвестиционного проекта; проектная деятельность.

На сегодняшний день, ключевой проблемой управления развитием предприятий жилищно-коммунального комплекса России выступает дефицит финансовых, трудовых и информационных ресурсов. По этой причине, организации по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в поисках инструментов, позволяющих обеспечивать им реализацию стратегии развития, направленную на реализацию инвестиционных проектов, переориентацию на инновационные формы производства и создание новых объектов рыночной инфраструктуры ЖКХ.

Среди действующих вариантов – реализация государственно-частного партнерства. В частности, формирование экосистемы, стимулирующей рост производственных мощностей предприятий жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации, возможно при поддержке государства, применяющего инструменты государственно-частного партнерства, где сами органы власти выступают «донорами» и «спонсорами» инвестиционно-инновационной деятельности организаций.

Однако ключевой проблемой для развития государственно-частного партнерства, как механизма модернизации жилищно-коммунального комплекса выступает разработка инвестиционных проектов, показатели реализации которых будут свидетельствовать о экономически эффективном использование частного капитала и бюджетных средств в проектной деятельности ГЧП.

Для модернизации жилищно-коммунального комплекса России разработка инвестиционных проектов государственно-частного партнерства имеет важную практическую роль, поскольку [1; 2]:

1. Инвестиционные проекты ГЧП в сфере ЖКХ повышают инвестиционную привлекательность данной отрасли.

2. Формируется институциональная среда и факторы, которые стимулируют развитие предприятий ЖКХ, ведь решение их инвестиционных задач происходит при поддержке государственного финансирования.

3. Создаются условия, при которых реализация государственной стратегии реформирования жилищно-коммунального комплекса достигает наиболее эффективных показателей своей результативности, поскольку достигается оптимальное соотношение между оценкой и объемом ресурсов, используемых при разработке и реализации проектов.

Исходя из этого, разработка инвестиционных проектов государственно-частного партнер-

сз о

со £

m Р

сг

от А

ства является наиболее перспективным направлением решения задач в вопросах модернизации жилищно-коммунального комплекса России, в том числе, через механизм развития инфраструктуры рынка. Формируется вероятность увеличения эффективности государственной поддержки через сбалансированное распределение ресурсов на то же инновационное обновление ЖКХ, а также создаются новые возможности для коммерциализации результатов инновационных исследований, направленных на реформирование жилищно-коммунальной сферы.

Однако реализация такой стратегии государственной политики в развитии ЖКХ сталкивается с проблемами, которые происходят в рамках разработки инвестиционных проектов. В частности, возникают вопросы, касающиеся разработки финансового раздела.

Как бы просто не выглядела методика разработки раздела «Финансовый план» в бизнес-планировании инвестиционного проекта, присутствует целый ряд популярных ошибок, которые совершаются предпринимателями, среди которых [3]:

1. Занижений затратной части.

2. Завышение доходной части.

3. Ошибки временных расчетов.

4. Необоснованные цели и плановые показатели.

5. Отсутствие распределения зоны финансовой ответственности между подразделениями и линейными менеджерами внутри организации.

6. Отсутствие эффективного стратегического анализа внешней среды.

Кроме того, формирование и разработка инвестиционных проектов государственного частного партнерства при модернизации жилищно-коммунального комплекса России характеризуется возможностью влияния следующих видов инвестиционных рисков, как [4]:

– инвестиционные риски на стадии проектирования;

– инвестиционные риски строительного этапа;

– инвестиционные риски на стадии функционирования проекта после его реализации;

– инвестиционные риски, которые приводят к ликвидации проекта.

Достаточно актуальной проблемой проявления рисков инвестиционных проектов ГЧП является процесс их влияния на экономическую эффективность самих проектов, что формирует следующие угрозы:

– лишние траты финансовых, интеллектуальных и трудовых ресурсов на реализацию неэффективного инвестиционного проекта;

– формирование убыточного направления бизнеса предприятия ЖКХ, принимающего участие в разработке инвестиционных проектов на ос-

^ нове государственно-частного партнерства; = – отсутствие практической пользы от разрабо-е танных и внедренных инноваций при реализа-й ции инвестиционного проекта.

о г-.

е^ В конечном итоге, инвестиционные риски проектов в государственно-частном партнерстве

негативно воздействуют на обеспечение экономической безопасности предприятий жилищно-коммунального комплекса. Таким образом, руководство организации не достигает целевых показателей при реализации инвестиционных проектов, а ресурсы, потраченные на их формирование, разработку и реализацию – уходят в «пустую».

По нашему мнению, наиболее эффективным механизмом проектного управления на предприятиях ЖКХ при разработке инвестиционных проектов выступает применение гибких технологий [5]. Это позволит сократить время на решение проектных задач, оптимизировать возможные расходы, увеличить качество работы, а также обеспечить плавную и эффективную процедуру разработки инвестиционных проектов для дальнейшей модернизации.

Ключевым преимуществом практического применения АдНе-методологии (гибких технологий) жилищно-коммунальными предприятиями при разработке инвестиционных проектов в рамках механизма ГЧП является то, что он обладает свойствами гибкой адаптации под почти все условия и процессы фирмы. Этим и объясняется сегодняшняя востребованность данной методологии и количество созданных на его базе проектов. В особенности, когда из-за пандемии коронавирусной инфекции внешняя среда стала более динамичной, волатильной и слабо прогнозируемой.

В заключении научной работы, необходимо предложить следующие рекомендации, которые желательно соблюдать при разработке инвестиционных проектов государственно-частного партнерства, реализация которых направлена на обеспечение достижения стратегических целей государства при проведении модернизации жилищно-коммунального комплекса страны:

1. Необходимо внедрение принципов АдПе-ме-тодологии для применения гибких технологий в управлении инвестиционными проектами, чтобы обеспечить повышение их экономической эффективности.

2. Необходимо решение проблем ресурсного планирования и применение инструментов, направленных на повышение эффективности разработки финансового раздела инвестиционного проекта.

3. Необходимо применение комплексной системы механизмов по управлению инвестиционными рисками, включая страхование и отказ от них.

4. Необходимо обеспечение интересов всех стей-кхолдеров, которые заинтересованы в реализации инвестиционных проектов, направленных на модернизацию ЖКХ (государства, общества, органов местного самоуправления и жилищно-коммунальных предприятий с инвесторами и кредиторами).

Литература

1. Аверкиева Е.С. Государственно-частное партнерство как институт стимулирования пред-

принимательской деятельности // JER. 2017. № 1.

2. Воронина В.М., Тваури Р.Г. Исследование тенденций развития российской системы жилищно-коммунального хозяйства // Вестник евразийской науки. 2017. № 1 (38).

3. Иночкина Н.В., Семенова Д.П. Проблемы и распространенные ошибки при составлении бизнес-плана // Евразийский Союз Ученых. 2018. № 4-6 (49).

4. Штеле Е.А., Гусева М.А., Руди Л.А. Методика оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом рисков // Вестник СибАДИ. -2016. – № 6(52). – С. 135-140.

5. Чуланова О.Л. Технология управления проектами и проектными командами на основе методологии гибкого управления проектами Agile // Вестник евразийской науки. – 2018. – № 1.

DEVELOPMENT OF A PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP INVESTMENT PROJECT

Andreev A.A.

Siberian Institute of Management, branch of RANEPA

The scientific article presents the results of a study of the features of the development of investment projects, the implementation of which takes place within the framework of a public-private partnership. The relevance of this issue is due to the fact that the development and implementation of investment projects based on the mechanism of public-private partnership ensures the achievement of the strategic goals of the state when modernizing the housing and communal complex of the Russian Federation. Within the frame-

work of the article, theoretical aspects of public-private partnership are considered. The practical role of the development of investment projects on the basis of public-private partnership in the modernization of the housing and communal complex of the country is analyzed. The main groups of problems of project management in the housing and communal services of Russia in the development of investment projects are considered separately. The role of flexible technologies in their possible solution is determined. Recommendations are proposed that it is desirable to follow when developing investment projects of public-private partnership, the implementation of which is aimed at ensuring the achievement of the strategic goals of the state during the modernization of the country’s housing and communal complex. At the end of the article, the author found that the development of an investment project of a public-private partnership will be effective in solving urgent problems and ensuring the interests of all stakeholders who are interested in implementing projects aimed at modernizing housing and communal services.

Keywords: investment project; public private partnership; PPP; development of an investment project; project activity.

References

1. Averkieva E.S. Public-private partnership as an institution for stimulating entrepreneurial activity // JER. 2017. No. 1.

2. Voronina V.M., Tvauri R.G. Study of trends in the development of the Russian system of housing and communal services // Bulletin of the Eurasian Science. 2017. No. 1 (38).

3. Inochkina N.V., Semenova D.P. Problems and common mistakes in drawing up a business plan // Eurasian Union of Scientists. 2018. No. 4-6 (49).

4. Shtele E.A., Guseva M.A., Rudi L.A. Methodology for evaluating the effectiveness of investment projects taking into account risks // Bulletin of SibADI. – 2016. – No. 6(52). – S. 135-140.

5. Chulanova O.L. Project and project team management technology based on Agile flexible project management methodology // Bulletin of Eurasian Science. – 2018. – No. 1.

scroll up
scroll down

Инвестиционный портал города Москвы

Государственно-частное партнерство

Москва поддерживает инвестиционные инициативы любого масштаба.

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) и увеличение частных инвестиций – приоритетные задачи экономики Москвы.

Москва занимает лидирующие позиции в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГЧП.



Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство  – долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании.

Цели ГЧП:

  • привлечение частных инвестиций в производство товаров и услуг;
  • развитие общественной инфраструктуры;
  • увеличение роли бизнеса в экономическом обороте.

Основные принципы реализации ГЧП проектов в Москве:

  • разнообразие используемых форм ГЧП;
  • невмешательство в операционную деятельность инвестора;
  • разделение неопределенных рисков между городом и инвестором.

Реализация ГЧП в Москве

Формы ГЧП:

На сегодняшний день в Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях (база инфраструктурных проектов Росинфра).

  • концессионные соглашения;
  • контракты жизненного цикла;
  • аренда с инвестиционными обязательствами;
  • долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей;
  • корпоративная форма ГЧП;
  • специальные инвестиционные контракты;
  • соглашения о государственно-частном партнерстве;
  • соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
  • государственные контракты на поставку товаров с локализацией их производства (офсетные контракты).

Подготовкой и сопровождением реализуемых в городе Москве ГЧП проектов занимается Городское агентство управления инвестициями.

Городское агентство управления инвестициями в рамках своей компетенции:

  • разрабатывает правовые схемы реализации проектов ГЧП;
  • оценивает экономическую целесообразность реализации проектов ГЧП;
  • рассматривает обращения инвесторов по вопросам реализации проектов ГЧП;
  • взаимодействует по вопросам сопровождения проектов ГЧП с федеральными органами исполнительной власти, области, ресурсоснабжающими организациями, кредитно-финансовыми учреждениями, институтами развития и иными организациями;
  • оказывает консультационное и организационное содействие инвесторам по вопросам реализации проектов ГЧП.

Основные ГЧП-проекты

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ГЧП

Меры поддержки

Заключение в отношении инвестиционного проекта концессионного соглашения или соглашения о ГЧП позволяет присвоить такому проекту статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы.

Инвестору могут быть предоставлены льготы по налогам и арендной плате за земельные участки.

Для присвоения статуса объем инвестиций по концессионному соглашению или соглашению о ГЧП должен составлять не менее 580 миллионов рублей.

Документы по проектам ГЧП

Создание и эксплуатация объектов водоотведения (сооружений по очистке возвратных потоков от соединений азота и фосфора) в рамках третьего этапа реконструкция первого и второго блоков Люберецких очистных сооружений

2021.11.11 – Проект;

2021.11.11 – Распоряжение;

2021.11.11 – Сопроводительное письмо;

2021.07.09 – Распоряжение;

2021.06.25 – Предложение.

Создание объектов по приему, накоплению, сортировке электронного и электрического оборудования по соглашению о ГЧП

2021.06.30 – Распоряжение;

2021.06.30 – Протокол;

2021.06.30 – Предложение;

2021.06.30 – ФМ.

2021.05.20 – Распоряжение;

2021.05.20 – Протокол;

2021.05.20 – Предложение;

2021.05.20 – ФМ.

©2023, Все права защищены.

Официальный ресурс Правительства Москвы

Нашли ошибку – сообщите в службу технической поддержки:

portal_support@gaui.mos.ru

Скачайте официальное мобильное приложение Investmoscow

Telegram

Добавить комментарий