КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 43 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 43 ГрК РФ
1. Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
4. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
5. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:
1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;
2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);
(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.
(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
6. На чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы публичных сервитутов.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. При подготовке проекта межевания территории в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков их местоположение, границы и площадь определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
7. Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются:
1) границы существующих земельных участков;
2) границы зон с особыми условиями использования территорий;
3) местоположение существующих объектов капитального строительства;
4) границы особо охраняемых природных территорий;
5) границы территорий объектов культурного наследия;
6) границы лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.
(п. 6 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения.
9. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
10. В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой.
11. В проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
12. В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 сентября 2011 г. N 21825
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 августа 2011 г. N 388
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТУ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 11.02.2014 N 55)
В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 758; N 30, ст. 3098; 2007, N 7, ст. 832; 2008, N 20, ст. 2251; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 5; N 19, ст. 2283; 2011, N 1, ст. 32, 47) приказываю:
Утвердить прилагаемые требования к проекту межевания земельных участков.
Врио Министра
И.Е.МАНЫЛОВ
Утверждены
Приказом Минэкономразвития России
от 03.08.2011 N 388
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 11.02.2014 N 55)
I. Общие положения
1. Требования к проекту межевания земельных участков (далее – Требования) устанавливают правила оформления проекта межевания земельных участков (далее – Проект межевания).
2. Проект межевания подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” <*> (далее – Закон об обороте).
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 758; N 30, ст. 3098; 2007, N 7, ст. 832; 2008, N 20, ст. 2251; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 5; N 19, ст. 2283; 2011, N 1, ст. 32, 47.
3. Проект межевания утверждается:
1) решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;
2) решением собственника земельной доли или земельных долей.
4. Проектом межевания определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее – образуемые земельные участки).
В Проект межевания, подлежащий утверждению решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, также включаются сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.
5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли в порядке, установленном статьей 13 Закона об обороте.
6. Проект межевания состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы.
В случаях, предусмотренных Требованиями, в состав Проекта межевания включается приложение.
7. К текстовой части Проекта межевания относятся следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) исходные данные;
3) подпункт исключен. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 11.02.2014 N 55)
4) сведения об образуемых земельных участках и их частях;
5) сведения о земельном участке или земельных участках, из которого или которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей (далее – измененные земельные участки), и их частях; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 11.02.2014 N 55)
6) сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.
В состав текстовой части Проекта межевания также включаются титульный лист и содержание.
8. В состав графической части Проекта межевания включается раздел “Проектный план”.
9. Проект межевания комплектуется в следующей последовательности: титульный лист, содержание, разделы текстовой части, разделы графической части, приложение.
10. Рекомендуемый образец Проекта межевания приведен в приложении к Требованиям.
II. Общие требования к подготовке Проекта межевания
11. Проект межевания оформляется на бумажном носителе в количестве не менее двух экземпляров.
По желанию заказчика Проект межевания дополнительно оформляется в виде электронного документа.
12. Проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера. Подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе Проекта межевания, на Проектном плане и на обороте последнего листа Проекта межевания.
13. Проект межевания оформляется с применением средств компьютерной графики. При оформлении Проекта межевания также может применяться комбинированный способ. Внесение текстовых сведений вручную (от руки) производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета. Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления не допускаются. Все исправления в Проекте межевания должны быть заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера.
Оформление карандашом Проекта межевания не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.
Проект межевания оформляется на листах формата A4. Раздел “Проектный план” может оформляться на листах большего формата.
14. Нумерация листов Проекта межевания является сквозной в пределах документа. Документы, включаемые в состав приложения, не нумеруются.
Если сведения не умещаются на одном листе какого-либо раздела, допускается размещать их на нескольких листах либо на обороте соответствующего листа. В указанном случае на каждом листе либо на каждой странице соответствующего раздела воспроизводятся следующие сведения: слова “Проект межевания земельных участков” и название соответствующего раздела Проекта межевания.
Если разделы Проекта межевания размещены на листах с оборотом, при заполнении реквизита “Лист N ___” соответствующего раздела Проекта межевания дополнительно через запятую приводится номер страницы.
Общее количество листов Проекта межевания, включая количество листов документов приложения, указывается на титульном листе.
15. Незаполненные реквизиты разделов текстовой части Проекта межевания не исключаются, в таких реквизитах проставляется знак “-” (прочерк).
16. Проект межевания составляется на основе кадастровой выписки о соответствующем земельном участке или кадастрового плана соответствующей территории.
17. При необходимости для подготовки Проекта межевания могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
18. В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, включаются:
1) все поступившие кадастровому инженеру, подготовившему Проект межевания, возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при их наличии), оформленные в соответствии с пунктом 13 статьи 13.1 Закона об обороте;
2) заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при наличии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
3) заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, представляемых в соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 13.1 Закона об обороте (при отсутствии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
4) заверенные кадастровым инженером копии документов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок;
5) копия извещения о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренного пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте (если такое извещение направлялось участникам долевой собственности);
6) копия страницы печатного издания, содержащей извещение о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренное пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте, и копия первого листа, содержащего реквизиты печатного издания (если такое извещение было опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации).
19. В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, включаются акт соответствующего органа местного самоуправления, подтверждающий полномочия должностного лица органа местного самоуправления, указанного в пункте 10 статьи 14.1 Закона об обороте, либо заверенная в установленном порядке копия такого акта.
20. В заключении кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка в виде связного текста приводятся сведения о лице, представившем соответствующие возражения, причины его несогласия с предложенными размером и местоположением границ образуемого земельного участка, а также информация о способе устранения таких причин.
Заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка подписывается лицом, снявшим ранее представленные возражения (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания), и кадастровым инженером (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания). Подпись кадастрового инженера заверяется его печатью.
III. Требования к оформлению текстовой части Проекта межевания
21. На титульном листе Проекта межевания указываются:
1) кадастровые номера земельного участка (земельных участков), из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей;
2) количество образуемых земельных участков;
3) сведения о заказчике работ по подготовке Проекта межевания (далее – заказчик);
4) сведения о кадастровом инженере, подготовившем Проект межевания;
5) сведения об утверждении Проекта межевания.
22. На титульном листе Проекта межевания приводятся следующие сведения о заказчике:
1)в отношении физического лица – фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии);
2) в отношении юридического лица, органа местного самоуправления или органа государственной власти – полное наименование;
3) подпись заказчика (с указанием фамилии и инициалов).
В случае, если заказчиком является юридическое лицо, в реквизите “3” титульного листа приводится подпись представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов представителя и занимаемой должности.
Подпись представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, имеющего право действовать от их имени без доверенности, заверяется оттиском печати органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица.
23. Если Проект межевания утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей, на титульном листе в реквизите “5” приводятся его подпись с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов и дата утверждения Проекта межевания.
Если в указанном случае собственником земельной доли или земельных долей является юридическое лицо или земельные доли находятся в государственной или муниципальной собственности, в реквизите “5” титульного листа приводится подпись представителя юридического лица, органа местного самоуправления, органа государственной власти с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов представителя, занимаемой должности и реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя.
Подпись представителя юридического лица, органа местного самоуправления или органа государственной власти, имеющего право действовать от их имени без доверенности, заверяется оттиском печати.
24. В реквизите “5” титульного листа Проекта межевания, утвержденного решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, приводятся реквизиты протокола, подготовленного по результатам указанного собрания, подпись уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, указанного в пункте 10 статьи 14.1 Закона об обороте, с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов, занимаемой должности, реквизитов документа, подтверждающего его полномочия, и даты подписания.
25. Титульный лист Проекта межевания должен размещаться на одном листе. При недостатке места допускается реквизиты “3” и “4” титульного листа размещать на его обороте.
26. В содержании Проекта межевания приводятся наименования разделов Проекта межевания и документов, включенных в состав приложения.
27. Пояснительная записка оформляется кадастровым инженером в виде связного текста, включающего в том числе:
сведения о соответствии образуемых земельных участков требованиям действующего законодательства, в частности о соответствии установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам;
реквизиты закона субъекта Российской Федерации или иного изданного в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативного правового акта, которым установлены требования к предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков;
иная информация по усмотрению кадастрового инженера, обосновывающая результаты выполненных работ (например, расчет размеров образуемых и измененных земельных участков, размер долей в праве общей долевой собственности).
28. В таблицу раздела “Исходные данные” построчно вносятся сведения о документах, на основании которых подготовлен Проект межевания, а также о документах, использованных при подготовке Проекта межевания. Первыми в таблицу включаются сведения о документах, на основании которых подготовлен Проект межевания.
29. В таблице раздела “Исходные данные” в отношении использованных при подготовке Проекта межевания:
1) картографических материалов – дополнительно к основным реквизитам документов указываются: масштаб, дата создания и дата последнего обновления;
2) землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, – указываются: регистрационный номер, дата передачи на хранение и наименование органа (организации), осуществляющего хранение такой документации.
30.-31. Пункты исключены. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 11.02.2014 N 55)
32. Значение площади земельных участков (частей земельных участков) в Проекте межевания указывается в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра.
33. При заполнении реквизитов текстовой части Проекта межевания обозначение образуемого земельного участка указывается в виде кадастрового номера земельного участка, из которого осуществлен выдел, двоеточия и сочетания заглавных букв русского алфавита “ЗУ” с числом, записанным арабскими цифрами (например, 50:05:111213:749:ЗУ1).
34. При заполнении реквизитов текстовой части Проекта межевания обозначение образуемой части образуемого земельного участка указывается в виде обозначения образуемого земельного участка, наклонной черты и сочетания строчных букв русского алфавита “чзу” с числом, записанным арабскими цифрами (например, 50:05:111213:749:ЗУ 1/чзу1).
Обозначение образуемой части измененного земельного участка приводится в виде кадастрового номера такого земельного участка, наклонной черты и сочетания строчных букв русского алфавита “чзу” с числом, записанным арабскими цифрами (например, 50:05:111213:749/чзу1).
35. В качестве обозначений характерных точек границ образуемых земельных участков (точек изменения направления границ земельного участка и деления их на части) в Проекте межевания используется сочетание строчной буквы “н” русского алфавита и числа, записанного арабскими цифрами (например, н1).
Для характерных точек границ образуемых земельных участков применяется сквозная нумерация.
Обозначение характерных точек границ образуемых земельных участков в реквизитах раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” должно соответствовать обозначениям характерных точек на Проектном плане.
36. В графе “4” таблицы реквизита “1” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” приводятся сведения о правообладателях образуемых земельных участков в объеме сведений, указанных в пункте 30 Требований.
В графе “5” таблицы реквизита “1” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” приводятся сведения о формах собственности в отношении образуемых земельных участков (частная, муниципальная, государственная: субъекта Российской Федерации, федеральная). Если в отношении образуемого земельного участка возникает право общей долевой собственности, дополнительно указывается размер доли в праве в виде простой правильной дроби.
37. Реквизиты “2” и “3” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” представляют собой таблицы, количество которых должно соответствовать количеству образуемых земельных участков.
38. В случае, если граница образуемого земельного участка представляет собой несколько замкнутых контуров, в таблицу реквизита “2” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” вносятся сведения обо всех частях всех контуров границ такого образуемого земельного участка. При этом сведения, относящиеся к разным контурам границ, отделяются в таблице строкой, в которой приводится номер соответствующего контура границ (например, контур N 1 и т.д.). Контурам границ присваиваются порядковые номера в пределах одного земельного участка.
39. В графу “4” таблицы реквизита “2” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” в виде связного текста включается описание прохождения отдельных частей границ образуемых земельных участков, если такие части границ совпадают с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (линейных объектов, водных объектов и т.п.).
40. Реквизит “3” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” и реквизит “2” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях” заполняются при наличии на образуемом или измененном земельном участке образуемых частей земельного участка.
41. В графу “4” таблицы реквизита “3” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” и таблицы реквизита “2” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях” включаются сведения о содержании устанавливаемых (установленных) ограничений (обременении) прав на образуемые или измененные земельные участки со ссылкой на соответствующие документы, подтверждающие устанавливаемое (установленное) ограничение (обременение) прав.
Заверенные кадастровым инженером копии таких документов включаются в состав приложения Проекта межевания.
42. По желанию заказчика могут быть образованы части земельных участков, в границах которых располагаются здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В указанном случае в графе “4” таблицы реквизита “3” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” и таблицы реквизита “2” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях” приводятся сведения о виде объекта недвижимости, расположенного на земельном участке (здание, сооружение, объект незавершенного строительства), а также данные, позволяющие идентифицировать такой объект (например, государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект, и т.д.).
43. Если часть земельного участка образована в связи с необходимостью обеспечения доступа к образуемому или измененному земельному участку, в графе “4” таблицы реквизита “3” раздела “Сведения об образуемых земельных участках и их частях” и таблицы реквизита “2” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях” указываются слова: “Часть земельного участка образована в целях обеспечения земельного участка ___________ (указывается его кадастровый номер или обозначение) доступом к землям (земельным участкам) общего пользования”.
44. Графа “3” таблицы реквизита “1” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях” заполняется, если земельный участок, из которого осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей, представляет собой единое землепользование либо его граница представляет собой несколько замкнутых контуров (далее – многоконтурный земельный участок).
В указанном случае в графе “3” таблицы реквизита “1” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях” построчно приводятся кадастровые номера земельных участков, входящих в состав единого землепользования, из которых образованы соответствующие земельные участки, либо номера контуров границы многоконтурного земельного участка.
В иных случаях (если земельный участок, из которого осуществляется выдел земельного участка или земельных участков в счет земельных долей, не является земельным участком, представляющим собой единое землепользование, или многоконтурным земельным участком) в указанной графе проставляется знак “-” (прочерк).
45. В графе “4” таблицы реквизита “1” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях” приводится площадь измененного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей).
При этом в случае, если измененный земельный участок является земельным участком, представляющим собой единое землепользование или многоконтурный земельный участок, в данной графе приводится площадь каждого указанного в графе “3” земельного участка либо контура границы многоконтурного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей). Если соответствующий земельный участок либо контур границы многоконтурного земельного участка, указанный в графе “3”, полностью вошел в состав образуемого земельного участка, в графе “4” указывается цифра “0” (ноль).
46. В графе “5” таблицы реквизита “1” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях” приводится:
обозначение земельного участка либо земельных участков, образованных из земельных участков, входящих в состав единого землепользования, или контуров границы многоконтурного земельного участка, указанных в графе “3”;
обозначение земельного участка либо земельных участков, образованных из земельного участка, указанного в графе “2”, если указанный земельный участок не является единым землепользованием или многоконтурным земельным участком.
47. В графе “3” таблицы реквизита “3” раздела “Сведения об измененных земельных участках и их частях” приводятся сведения о собственниках измененного земельного участка в объеме сведений, указанных в пункте 30 Требований. При этом в графе “4” данной таблицы приводится размер долей таких лиц в праве общей долевой собственности на измененный земельный участок.
48. В реквизит “Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам” включаются сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам от земельных участков или земель общего пользования.
Если образуемый или измененный земельный участок имеет непосредственный доступ к землям или земельным участкам общего пользования, в графе “3” раздела “Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам” указываются слова “земли (земельные участки) общего пользования”.
49. В случаях, когда обеспечение доступа к землям или земельным участкам общего пользования осуществляется посредством смежного земельного участка, находящегося в частной, государственной или муниципальной собственности, включение сведений в раздел “Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам” осуществляется на основании документов, подтверждающих соответствующее установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такие смежные земельные участки. Заверенные кадастровым инженером копии таких документов включаются в состав приложения Проекта межевания.
IV. Требования к оформлению графической части Проекта межевания
50. Раздел графической части Проекта межевания “Проектный план” оформляется на основе сведений кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, указанных в составе раздела “Исходные данные”.
При отсутствии в указанных кадастровом плане соответствующей территории или кадастровой выписке о соответствующем земельном участке сведений картографической основы государственного кадастра недвижимости Проектный план подготавливается с использованием картографических материалов масштаба 1:50000 и крупнее.
51. Проектный план оформляется в отношении всех образуемых и измененных земельных участков. При необходимости местоположение отдельных характерных точек границ (частей границ) может отображаться в виде выносок или врезок, оформляемых на отдельных листах в составе Проектного плана.
52. Проектный план оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков. Части границ земельных участков отображаются на Проектном плане в заданном масштабе сплошной линией красного цвета толщиной не более 0,5 мм.
53. На Проектном плане отображаются:
проектируемые границы образуемых земельных участков, границы измененных земельных участков и частей указанных земельных участков;
местоположение земель или земельных участков общего пользования (местоположение таких земель и земельных участков отображается схематично);
при необходимости, проектируемые границы образуемых земельных участков (образуемых частей земельных участков), посредством которых планируется обеспечить доступ к образуемым или измененным земельным участкам;
обозначения образуемых земельных участков, образуемых частей земельных участков, характерных точек границ;
кадастровые номера земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей;
местоположение природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границ образуемых земельных участков совпадают с местоположением внешних границ таких объектов);
местоположение границ муниципальных образований и (или) границ населенных пунктов (если соответствующий земельный участок примыкает к границе муниципального образования и (или) населенного пункта);
границы кадастрового деления (если соответствующий земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления).
54. При оформлении Проектного плана обозначение измененного земельного участка приводится в виде дроби, где в числителе указываются двоеточие и номер земельного участка в кадастровом квартале (например, :749), а в знаменателе – площадь измененного земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв. м.
Обозначение образуемого земельного участка на Проектном плане приводится в виде дроби, где в числителе указываются двоеточие, номер измененного земельного участка в кадастровом квартале, двоеточие и сочетание заглавных букв русского алфавита “ЗУ” с числом, записанным арабскими цифрами (например, :749:ЗУ1), а в знаменателе – площадь образуемого земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв. м.
55. Обозначение образуемой части измененного земельного участка на Проектном плане приводится в виде дроби, где в числителе указываются двоеточие, номер измененного земельного участка в кадастровом квартале, наклонная черта и сочетание строчных букв русского алфавита “чзу” с числом, записанным арабскими цифрами (например, :749/чзу1), а в знаменателе – площадь образуемой части измененного земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв. м.
Обозначение образуемой части образуемого земельного участка на Проектном плане приводится в виде дроби, где в числителе указываются обозначение образуемого земельного участка в соответствии с пунктом 54 Требований, наклонная черта и сочетание строчных букв русского алфавита “чзу” с числом, записанным арабскими цифрами (:749:ЗУ1/чзу1), а в знаменателе – площадь образуемой части образуемого земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв. м.
56. В случае, если граница земельного участка представляет собой несколько замкнутых контуров, на Проектном плане каждый такой контур идентифицируется обозначением земельного участка в соответствии с пунктом 54 Требований, где в числителе дроби дополнительно в скобках приводится порядковый номер контура, а в знаменателе дополнительно в скобках – площадь такого контура в квадратных метрах с округлением до 1 кв. м.
Приложение
к Требованиям к проекту
межевания земельных участков
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 11.02.2014 N 55)
ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ | ||
Титульный лист | ||
1. Кадастровый номер земельного участка или земельных участков, из которого (которых) осуществляется выдел земельных участков в счет земельной доли или земельных долей (далее – измененные земельные участки): | ||
2. Количество земельных участков, которые выделяются в счет земельной доли или земельных долей (далее – образуемые земельные участки): | ||
3. Сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания: | ||
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) физического лица, полное наименование юридического лица, органа местного самоуправления) | ||
Подпись _____________________________ | ||
_____________________________________ | Дата “__” ________ ____ г. | |
Место для оттиска печати заказчика кадастровых работ | ||
4. Сведения о кадастровом инженере: | ||
Фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) __________________________________________________________________________ | ||
N квалификационного аттестата кадастрового инженера ___________________________________________________________________ | ||
Контактный телефон _____________________________________________________________________________ | ||
Почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером __________________________________________________________________________________________________ | ||
Сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица ____________________________________________________________________________________________ | ||
Подпись ______________________________ | Дата “__” _________ ____ г. | |
Место для оттиска печати кадастрового инженера | ||
5. Проект межевания земельных участков утвержден: | ||
Подпись ______________________________ | дата “__” _________ ____ г. | |
Лист N ___ | ||
ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ | ||
Содержание | ||
N п/п | Разделы проекта межевания | Номера листов |
1 | 2 | 3 |
Лист N ___ | ||
ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ | ||
Пояснительная записка | ||
Лист N ___ | ||
ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ | ||
Исходные данные | ||
Перечень документов, использованных при подготовке проекта межевания | ||
N п/п | Наименование документа | Реквизиты документа |
1 | 2 | 3 |
Лист N _____ | ||||
ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ | ||||
Сведения об образуемых земельных участках и их частях | ||||
1. Список образуемых земельных участков: | ||||
N п/п | Обозначение земельного участка | Площадь (P), м2 | Сведения о правообладателях | Сведения о правах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Сведения о частях границ образуемых земельных участков: | ||||
Обозначение земельного участка ________________________________________________________ | ||||
Обозначение части границы | Горизонтальное приложение (S), м | Описание прохождения части границы | ||
от т | до т | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
3. Сведения об образуемых частях образуемых земельных участков: | ||||
Обозначение земельного участка ___________________________________ | ||||
N п/п | Обозначение части | Площадь (P), м2 | Характеристика части (в том числе содержание ограничения (обременения) прав) | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Лист N ___ | ||||
ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ | ||||
Сведения об измененных земельных участках и их частях | ||||
1. Список измененных земельных участков: | ||||
N п/п | Кадастровый номер измененного земельного участка | Кадастровые номера земельных участков, входящих в состав измененного земельного участка, из которых образованы земельные участки | Площадь (P), м2 | Обозначение образуемого земельного участка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Сведения об образуемых частях измененных земельных участков: | ||||
Кадастровый номер земельного участка _____________________________ | ||||
N п/п | Обозначение части | Площадь (P), м2 | Характеристика части (в том числе содержание ограничения (обременения) прав) | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Лист N ___ | ||
ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ | ||
Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам | ||
N п/п | Кадастровый номер или обозначение земельного участка, для которого обеспечивается доступ | Кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ |
1 | 2 | 3 |
Лист N _____ | ||
ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ | ||
Проектный план | ||
Масштаб 1:_________ | ||
Условные обозначения: |
Проект планировки и межевания территории относится к одному из видов градостроительной документации. Часто эти два документа разрабатываются вместе, но могут разрабатываться и в рамках одного проекта. Сделать их можно через администрацию населенного пункта или привлекая сторонние частные компании. К числу последних относится фирма «Экостратег», где вы можете заказать различные геодезические услуги по лояльной цене.
Что такое проект планировки и проект межевания территории?
В статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливается, что есть два документа по планированию территории. Первый – это проект планировки, а второй – это проект межевания. Разрабатываться они могут отдельно или одновременно – все зависит от конкретных целей.
Проект планировки территории или сокращенно ППТ представляет собой документ, в котором отображаются элементы планировочной структуры и их развитие. Также тут выделяются отдельные участки, на которых в дальнейшем планируется строительство различных объектов. Основная цель проекта планировки территории – это планирование застройки определенного земельного участка, учитывая все имеющиеся объекты.
Проект межевания территории или сокращенно ПМТ представляет собой документ, который необходим для установления четких границ определенного земельного участка. Топографический план является обязательной частью проекта межевания. В нем указываются границы участков, которые находятся в праве собственности у других владельцев. На основании представленной информации проводится зонирование территории.
Оставьте заявку на консультацию!
Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию наших специалистов.
Нет времени ждать? Звоните
Кадастровый инженер на связи.
Эти два документа в совокупности дают возможность выделить участки с разным статусом и назначением. Например, это могут быть:
· Территория для общего пользования. Это парки, тротуары, скверы и тому подобное.
· Частные земли, которые выделены для определенных целей. Если речь идет об участках с несколькими собственниками, то выделяется доля каждого.
· Территории муниципального значения. То есть отведенные под больницы, школы, сооружения административного значения.
· Участки, на которых планируется строительство линейных сооружений. Это дороги, трубопроводы и тому подобное.
В чем отличие проекта планировки и проекта межевания?
Основное отличие этих двух документов касается детализации представленной информации. В проекте планировки, как правило, представляют крупные территории. Это могут быть и определенные районы населенного пункта. В нем устанавливаются границы земель, при этом независимо от их категории использования. Установленные границы могут в конечном итоге оказаться не фактическими, так как территория не может быть статичной. Другой вариант – старые границы мешают обустройству. Проект планировки применятся именно с целью изменения границ.
Проект межевания более детальный по своей структуре. В нем устанавливаются не только границы общественных территорий, но и границы участков владений граждан. Некоторое данные в двух документах могут совпадать. К примеру, совпадут границы земель общего пользования, участки, отведенные под строительство линейных сооружений, дорог, трубопроводов. В ПМТ в основном содержится информация о межевых границах. На основании ПМТ планируется застройка с учетом отступа от красных линий.
Когда выполняются проекты планировки территории и проекты межевания территории?
Оба проекта относятся к видам градостроительной документации, на основании которой производится планирование застройки и прокладка различных линейных сооружений. В статье 11.3 Земельного кодекса прописывается, когда именно требуется подготовка ПМТ и ППТ. Итак:
· Для земель сельхоз назначения. К числу таких относятся СНТ, дачные товарищества и другое. Земля дачному товариществу выделяется как общий массив, который находится в долевой собственности. Поэтому вся территория находится на учете как самостоятельная одна единица. Но законом разрешено выделить из общей земли части, которые будут обладать собственным кадастровым номером. Для этой процедуры требуется ППТ и ПМТ. В первом документе отобразятся транспортные линии, инженерные коммуникации, объекты общего назначения. А второй документ отобразит конкретные границы определенных земельных участков. Аналогичным образом ситуация обстоит и для земли под ИЖС.
· Если требуется разделить на части один большой участок. К примеру, на территории планируется многоэтажное строительство. Проектная документация оформляется как на здание, так и на благоустройство территории около дома.
· Установление сервитута. Сервитут – это обременение для владельца земли. Но он должен быть выделен и зарегистрирован. Выполнить эту процедур можно только на основе представленной проектной документации.
Как происходит подготовка документов?
Есть два варианта: через администрацию или через частную компанию. Первый вариант не всегда оказывается доступным. Дело в том, что местная власть может просто отказать, ссылаясь на невозможность проведения такой процедуры в соответствии с принятыми локальными актами. И это будет основанием для получения отказа. Проще сразу обратиться в частную компанию. Схема работы с частным подрядчиком или государственной структурой выглядит следующим образом:
· Подготовка технического задания. Сделать это может через отдел градостроительства своего населенного пункта. Там оформляется и заявка. Если разработкой будет заниматься частная компания, то согласованием может заняться как исполнитель, так и заявитель. Как правило, этот этап проходят без затруднений.
· Передача документов уполномоченному лицу. Это глава местной администрации или член Комитета по градостроительству. В пакет документов входят различные правоустановительные документы, генеральный план, схема расположения коммуникаций, топографический план, кадастровая выписка. Конечно, список документов может отличаться в зависимости от ситуации.
· Анализ представленных документов. Специалисты анализируют информацию, в итоге числе и полученную из открытых источников. Учитываются дополнительные данные, в том числе и экологическая ситуация в районе, наличие архитектурных объектов и другое. В случае принятия положительного решения работа продолжается.
· Разработка проектов. На картографической основе делается топографический план. При этом указываются границы участка. Если, к примеру, разработка ведется для строительства многоэтажного дома, то тогда внешними будут границ земли, которая планируется под застройку, включая и домовые территории. Кроме чертежей присутствует и текстовая часть.
· Согласование на публичных слушаниях. После прохождения этого этапа проводят согласование с водоканалом, электросетями, газовой службой.
Сколько по времени готовятся проекты планировки территории и межевания территории?
Вне зависимости от того, обратитесь ли вы за проектами в частную компанию или администрацию своего района сроки выполнения будут достигать четырех месяцев. Влияют на ситуацию множество факторов, на которые, увы, подрядчик и заказчик, повлиять никак не могут. Но частные компании всегда прописывают в договоре, в какой срок будут выполнены работы, поэтому вы можете знать точную дату изготовления проектов планировки территории и межевания заранее.
Сколько стоит разработка проектов?
Стоит отметить, что стоимость услуги разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории различается в зависимости от того, через какие инстанции вы намерены их делать. Так при разработке проектов через администрацию населенного пункта, платить ничего не нужно будет. Все финансовые затраты ложатся на муниципалитет города. Однако, этот путь не всегда приводит к результату. Дело в том, что многим гражданам и частным лицам отказывают в разработке проектов на бесплатной основе. Ссылаются на то, что у администрации просто нет средств. Или же администрация говорит, что готова выполнить проекты. Но придется подождать, пока появятся средства на их исполнение.
Если заявитель обращается в частную компанию, то тогда оплату он производит самостоятельно. Точную стоимость определить невозможно, так как она зависит от ряда факторов, в том числе и масштаба работы, сложности ее выполнения и тому подобного. Также цена зависит и от целей подготовки пакета документов. Более детально ответить на вопросы может специалист «Экостратег».