Как составить проект моя семья в истории россии

Хорошо, если в семье остались фотографии и документы начала 20 века, но в большинстве семей эти материалы эпохи не сохранились – слишком далеки те времена и слишком они были беспокойными. Революции, коллективизация, раскулачивание, репрессии, все это мало способствовало накоплению семейных реликвий, а от некоторых специально избавлялись.

Во времена Великой Отечественной войны мужчины почти все служили на фронтах и имеют медали и ордена. Многие были ранены. Женщины работали в тылу и их подвиг не менее значим для страны, чем подвиг мужчин.

50-70 годы в стране были отмечены и грандиозными стройками, и периодом оттепели. Наши родители тогда были молодыми и верили, что скоро настанут более счастливые и спокойные времена. Они трудились, старались приносить пользу Родине и азартно получали новые знания. Родители говорят, что жили в веселое время, но и сейчас времена не менее веселые.

Рассказ хорошо было бы снабдить фотографиями, если они сохранились в семейном архиве.

Руководитель: 

Папушева Оксана Николаевна

Учреждение: 

ГБОУ школа №525 г. Санкт-Петербург

В своей научно-исследовательской работе по истории на тему “История моей семьи в истории России” учащаяся 10 класса школы представила интересный рассказ о своей семье, ее трудовой династии и вкладе в историю страны, как в мирное, так и в военное время. Все сведения подтверждены фотографиями и копиями документов.

Подробнее о проекте:

В научно-исследовательском проекте по истории на тему “История моей семьи в истории России” обучающаяся 10 класса школы изучила семейный архив, документы и, основываясь на них, составила краткую летопись о судьбе своей семьи в разные периоды истории страны. К готовому рассказу ученицей был подобран иллюстрационный ряд, соответствующий характеру и содержанию ее работы.

В предложенном школьном исследовательском проекте по истории о вкладе семьи в развитие страны представлены старые альбомные фотографии и подробные рассказы о жизни и деятельности представителей семьи школьницы. Вопросы, ставшие основой работы, должны побуждать учащихся к проявлению интереса к истории своей семьи, проявлению ее потенциала при выполнении социально-значимых задач Российского общества. Семья является частью общества, а, значит связана с жизнью общества в целом.

Оглавление

Введение
1. Моя семья в истории России.
Заключение
Литература

Введение

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является

актуальность

.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с семьей, детством, носит социальный характер. Актуальность работы основывается на положениях государственного доклада Министерства труда и социальной защиты РФ о положении детей и семьи, имеющих детей в РФ от 2018 до 2025 годов. Сопровождением этого доклада стал план мероприятий до 2025 года по реализации в Санкт-Петербурге Указа Президента РФ от 20 марта 2020 года №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по сохранению и приумножению культурного наследия семьи. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. История является частью жизни людей, составляющих эту семью, как часть общества, отражающего нравственные и гражданские позиции общества. Каждая семья является национальным достоянием. Повседневный труд людей, их поступки, печали и радости, огорчения и победы сливаются в единую судьбу в историческом пространстве и времени. Работа значительна и значима еще и тем, что воспоминания о родных и близких станут достоянием моих будущих детей и внуков. Мне есть чем гордиться, говоря о своей семье. Для меня значимо участие в изложении фактов истории жизни моей семьи.

Цель проекта: Создать рассказ о своей семье, ее трудовой династии и вкладе в историю страны, как в мирное, так и в военное время.

Задачи проекта:

  1. Изучить семейный архив, документы и рассказать о судьбе моей семьи в разные периоды истории страны.
  2. Подобрать иллюстрационный ряд, соответствующий характеру и содержанию моей работы.
  3. Оформить проект и подготовить его презентацию.

Этапы работы:

Подготовительный:

  • Сообщение руководителю о цели, задумках, вариантах выполнения работы. Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде презентации.

Основной:

  • Поиск и сбор информации о членах моей семьи, изучение различных сайтов, в том числе «подвиг народа», «бессмертный полк», статьи журналов, газет, книг и кадровых документов.
  • Анализ изученной информации по выбранной теме.

Практический:

  • Представление подготовленного материала в формате презентации.

Заключительный:

  • Художественное оформление работы.

Моя семья в истории страны

«Человек является прежде всего сыном своей
страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы
».
В.Г. Белинский

Судьба моей страны – одна из самых славных и трудных в мировой истории. На ее долю выпало много страшных испытаний, но она выстояла и победила. Уверена, что причина этому – люди с их стойким, смелым, справедливым характером. Каждый человек имеет свою судьбу, путь в жизни, за который он отвечает перед собой и обществом. Труд людей, их поступки, огорчения и победы сливаются в единую судьбу, связанную с именем Родины, историей страны.

Я родилась в семье с морскими традициями на острове Сахалин, но сразу после моего рождения семья переехала в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где мои родные продолжили работу, связанную с морем. Жизнь летит стремительно быстро, уходит из жизни старшее поколение. Мне захотелось рассказать о судьбе моей семьи, о ее вкладе в историю России. Старые альбомные фотографии, домашние видеофильмы, подробные рассказы родных уводят в далекие прошлые годы.

Мой прадед, Распопин Дмитрий Ильич, родился в 1915 году в Алтайском крае. В пятнадцать лет поступил на работу рыбаком-матросом в рыболовецкий колхоз, но его заветная мечта была стать настоящим моряком, пройти по морям, океанам и увидеть весь мир. Страстное желание и настойчивость помогли прадеду попасть в город Петропавловск-Камчатский, где его взяли на пароход юнгой-матросом. Мечта сбылась. Пароход стал для него домом, экипаж – семьей. Была и трудная морская работа, были и праздники. Но началась Великая Отечественная война.

Прадеда призвали в армию 5 июля 1941 года и зачислили в отряд фронтовых разведчиков. После специальной подготовки и обучения в августе 1942 года он был направлен рядовым разведчиком на Юго-Западный фронт. Уже в этом же году прадед за боевые успехи, храбрость и мужество, проявленные в бою, получил свою первую награду – орден Красной Звезды. Он незаметно подобрался и гранатами разрушил три вражеских дзота, уничтожил шесть гитлеровцев, взял в плен шесть вооруженных фашистов. Геройство прадеда описано в наградном листе и приказе о награждении от 07.01.43г.

Жестокая война продолжалась, велись кровопролитные бои. В 1943 году прадед за проявленные стойкость, смелость и отвагу был награжден медалью «За отвагу».

Своими решительными, смелыми действиями он блокировал и уничтожил дзот противника и находящихся в нем четверых гитлеровцев, одного взял в плен. При дальнейшем наступлении забросал гранатами взвод противника. Учитывая боевые заслуги, командование направило прадеда на курсы младших лейтенантов. После обучения его назначили командиром взвода разведчиков. Участвовал прадед и в жестоких сражениях при форсировании Днепра и Днестра. За мужество и отвагу, проявленные при переправе через реку Днепр, прадед был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Трижды прадед был тяжело ранен. В 1944 году его наградили вторым орденом Красной Звезды.

Во время наступательных боев в январе 1944 года прадед со своим взводом захватил штаб немецкого батальона с офицерами и ценными штабными документами. В 1945 году он награжден медалью «За победу над Германией». Демобилизовался прадед в 1946 году.

Наступил мир, прадед встретил молодую учительницу Любовь Сыровскую и женился.

Его направили на работу в Тайшетское главное управление железнодорожного строительства на должность заместителя начальника снабжения. Но романтическая душа прадеда рвалась к морю.

В 1947 году прадед завербовался на Сахалин. Окончив курсы судоводителей, он всю свою дальнейшую трудовую жизнь посвятил морю. Работал шкипером, капитаном рыболовных судов в районах промысла рыбы на Сахалине, Курильских островах, Магадане. В трудовой книжке у него запись только одной морской организации – Управление морского рыболовного и зверобойного флота. Благодаря романтичной, морской душе прадеда наша семья оказалась связана с островом Сахалин, морем, с теми людьми, которые и днем, и ночью несут вахту, а их труд и в мирное время можно считать подвигом.

Моя прабабушка во время войны работала в сибирском селе учителем. Прожив долгую жизнь, она много мне рассказала и о трудной жизни в тылу, и о фронтовой жизни прадеда. На Сахалине прабабушка много лет отработала в морской организации, где трудился и прадед.

В 1952 году на Сахалине в г. Холмске родилась моя бабушка, Людмила Дмитриевна. Окончив юридический институт, она поступила на работу в ту же морскую организацию, в которой работали прадед и прабабушка. Работала кадровиком, а затем юристом. На работе бабушка встретила и моего дедушку Наконечного Сергея Ивановича. Они полюбили друг друга и поженились. Дедушка после мореходного училища работал штурманом на судне, а потом стал капитаном дальнего плавания.

история семьи 13

В 1975 году в г. Холмске родилась и моя мама Ольга Сергеевна. Небольшой портовый город стал и пристанью, и воротами в открытое море для двух капитанов, двух капитанских жен, двух капитанских дочек, двух капитанских внучек.

Когда на Сахалине начались работы по освоению шельфа, дедушка перешел работать на аварийно-спасательные суда. Был капитаном уникального бурового судна «Михаил Мирчинк», буровых установок.

Под его руководством открыты многие важные месторождения нефти и газа на Сахалине, Вьетнаме, Персидском заливе, которые имеют огромные запасы нефти, газа и эксплуатируются в настоящее время. Много лет они с бабушкой работали во Вьетнаме. Бабушка работалана берегу в Центральной службе безопасности ведения работ, а дедушка на буровой платформе в море.

Каждый человек выбирает себе профессию сам. Но есть такие профессии, которые требуют особого стержня и полной самоотдачи. Мои прадедушка и дедушка – люди разных поколений. Один фронтовой разведчик, другой рожден в мирное послевоенное время, но у них много общего. Это удивительные люди, настоящие моряки. Они и романтики, и отважные, храбрые патриоты своей страны. Многие месяцы длились их рейсы, экспедиции вдали от родных берегов, дома.

Ураганы, штормы, аварийные ситуации, отрыв от семьи – не каждый способен на такую работу. О своей трудной работе, сложных ситуациях наши моряки не любили рассказывать дома, чтобы не расстраивать родных. Прадед всегда шутил: «В огне не горю, в воде не тону». У дедушки были разные сложные ситуации: рвались тросы при буксировках, кренило судно на 45 градусов в ураганный шторм, приходилось работать и в период военных действий в Персидском заливе.

В сентябре 1983 года под командованием деда экипаж БС «Михаил Мирчинк», имеющий на то время самое современное оборудование и водолазный комплекс, выполнял секретное задание правительства по обнаружению сбитого в проливе Лаперуза южнокорейского Боинга -747 и его «черных ящиков». А в период стихии, сильнейшего тайфуна, лишившего электроэнергии целый город Холмск, дедушка – капитан аварийно-спасательного судна «Деймос», смог организовать подачу электричества с судна половине города.

Верные своей профессии, долгу, наши семейные моряки были преданы морю. Морской стаж прадеда составил около сорока лет, дедушкин – более тридцати пяти. Капитан на судне – главное лицо, он представитель власти, ответственный и за судно, и за вверенных ему людей. Капитан не только профессионал в своей профессии, он и психолог, и судья, и учитель, и наставник. Видимо, поэтому мой дедушка все знал и умел. Работа на морском шельфе очень трудная и тяжелая, но благодарная. Результат этой работы укрепляет энергетическую мощь нашей Родины.

Многие ученики дедушки сейчас работают капитанами уже на современных, нового поколения буровых установках, представляющих целые гигантские заводы с новейшим оборудованием.

Моя мама, как и бабушка, получила высшее юридическое образование, но и их работа тоже связана с морем.

история семьи 14

история семьи 15

Отработав много лет в кадровой службе, бабушка уже на пенсии. Мама продолжает работать юристом в этой же морской нефтегазовой компании по разведке недр шельфа России, освоению морских газовых и нефтяных месторождений.

В общей сложности наша семья более ста лет посвятила работе, связанной с морем. Работая в рыбной промышленности, суда с нашими капитанами выловили многие тонны рыбы, работая на буровых установках – счет пошел на потоки нефти и газа. Своим трудом моя семья внесла скромный вклад в развитие нашей страны, ее историю.

Заключение

Моя проектная работа еще раз подтверждает, как ценно иметь семью, стержень, который составляет преемственность поколений, трудовую династию. Трудовые династии своим примером, помогают младшему поколению познать себя, определить свои склонности и способности.

С детства я много знаю о море, морских профессиях, сложной работе в море. Чувствую его запах, слышу шум прибоя и крик чаек. Люблю смотреть на удивительные восходы и закаты солнца над морем, всматриваться вдаль, ощущать величие и красоту морской стихии. Огромная, непостижимая морская ширь хранит колоссальные богатства в своих недрах. Можно ли получить доступ к этим богатствам и сохранить первозданную синюю вечность?

Меня беспокоит будущее нашей планеты, ее экология. Для меня важно сохранение баланса в природе, равновесия экосистемы планеты, чтобы рядом с судами, буровыми установками резвились касатки, моржи, и могучие серые киты. Я хочу продолжить морскую династию семьи, выбрать достойную профессию и внести свой вклад в историю моей страны. Знаю, чтобы стать профессионалом, надо много учиться и трудиться. Поэтому мой девиз в жизни – слова Сани Григорьева из романа «Два капитана» Вениамина Каверина: «Бороться, искать, найти и не сдаваться».

Список литературы

  1. Бессмертный полк. Официальный сайт движения
  2. Новости Сахалина и Курил сообщение ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» об эвакуации своих сотрудников из Персидского залива.
  3. Фотоальбом о Сахалинской области «У самого восхода», А. Ештокин, Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1984 г.;
  4. Книга «Газфлот 20 лет на шельфе России» под общей редакцией Генерального директора ООО «<Газфлот» Ю.В. Шамалова, ЗАО Издательский дом «Оружие и технологии», 2014 г.;
  5. Воспоминания моих родных, фотоматериал, семейные видеофильмы, архивные, в том числе кадровые документы.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №1 г. Порхова.»

                              «ОТЕЧЕСТВО – 2007» 

      МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОИИ РОССИИ

Исследовательская
работа

ученицы  
10»М» класса

МОУ «Средняя
общеобразовательная

школа
№1 г.Порхова»

Васильевой
Анны Викторовны

Руководитель

учитель
истории

МОУ «Средняя
общеобразовательная

школа
№1г.Порхова»

Яковлева 
Лариса Анатольевна

      ПЛАН                                                                                    
стр.

I.   Введение. Цель и задачи
реферата.                                              3-4

II. Методы  и  способы написания работы.                           
         5

III.Результаты:                                                                          
        6- 18

1.Прапрадедушка Василий Васильевич
Богданов –

         жертва
раскулачивания.                                                        6-8                                                                   

               2.Прадедушка
Тупикин Сафрон Павлович –    

   
участник Великой Отечественной войны.                                         9-11                
                                

3.Жизненный путь бабушки Рассолович
(Тупикиной) Зои Сафроновны:  От Белгородской области до Порхова.           
12-15

4.Бабушка Васильева (Кудряшова)
Зинаида Ивановна –

     рабочая   совхоза «Полоное».                    
                                   16-18

IV.  Выводы.                                                                             
            19

V.  Приложение.                                                                     
            20-30

          VI. Источники.                                                                                    
31

I.   Введение. Цель и задачи реферата.

         В
древности люди говорили: «Мой род – моя крепость». У каждого человека есть свой
дом, семья, родственники. Именно здесь мы находим сочувствие, теплоту,
взаимопонимание. Самым близким мы можем доверить свою тайну, поговорить о
сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться с ними.

Изучать историю
своей семьи очень важно, но многие из нас не могут назвать по имени  и отчеству
своих прадедушек и прабабушек. Бурная история нашей страны как-то не
располагала к изучению семейного архива. В результате мы не знаем , какие
бесценные уроки можем извлечь из жизни родных нам людей. Вспомнить хотя бы
недавние годы , когда на наших мам и пап , выросших в благополучии, обрушились
безденежье, реальный риск остаться без работы. Как пригодились им тогда богатый
жизненный опыт и иммунитет к трудностям наших пожилых бабушек и дедушек. У
них-то это был отнюдь не первый кризис! И не только их способность экономить,
разумно вести хозяйство перенимали они тогда, главное – само отношение к 
невзгодам, умение не падать духом, не терять себя. Не одну семью, наверное,  не
минует своя печаль, своя боль, и из рассказов об этих проблемах мы обязательно
узнаем и то, как справлялись с ними близкие люди.

История нашей
страны складывается из историй каждой семьи, в которой обязательно есть свои
герои. Если кажется, что  нет в роду героев, то это неправда!

Мы просто плохо
знаем историю своей семьи, не интересовались, чем и , главное, как жили наши
предки.

В своей работе я
поставила цель: исследовать историю своей семьи. Для раскрытия данной цели я
обозначила следующие вопросы:

         1.Кто
из моих предков был наиболее известным человеком,

пользовался
наибольшим уважением у своих родных, друзей,

сослуживцев
и почему?

2.Какие
важнейшие события в истории нашей страны происходили

при
жизни выбранного предка? Какое участие он в них принимал?

3.Как
выглядит родословная моей семьи?

Работая над этой темой, я
пользовалась фотографиями и документами из семейного архива. Главным же 
источником для написания исследования стали воспоминания и рассказы моих
бабушек Васильевой Зинаиды Ивановны (1925
г.) и Рассолович Зои Сафроновны (1938
г.)

II. Методы и способы написания работы.

Работая над этой темой, я
пользовалась фотографиями и документами из семейного архива. Очень помогли
надписи на обороте фотографий, захотелось узнать имена, кем доводятся мне эти
люди. На фотографиях родственников интересно находить общие черты, глаза
Василия Богданова, его брови, овал лица. Очень сильное впечатление произвела на
меня фотография дедушки Рассолович Евгения Ивановича, в форме, во время службы
в армии. Моя мама похожа на отца, а он на свою маму и деда. Захотелось
составить родословную, это большая работа, которая не пройдёт даром и будет
продолжаться. С фотографиями стали собираться вещи семьи Богдановых, вплоть до
открытий. На ложечках с инициалами Василия Богданова оказался герб Пскова, значит
он заказывал их во Пскове.  Сохранившиеся тарелки со знаком  РСФСР на обороте
оказались сделаны до 1922 года, до образования СССР. Каждая вещь, каждая
фотография и документ могут много рассказать, удивить, а занятие этим делом
очень сближает семью, вносит неповторимые моменты, заставляет ценить и уважать
наших бабушек, родителей и посмотреть другими глазами на совсем кажется обычные
вещи.

III. Основная часть. Моя семья в истории России.

         1.
Прапрадедушка Василий Васильевич Богданов – жертва раскулачивания.

         В
деревне Подоклинье стоит церковь. Построил ее барин Тутолмин в 1887 году. Сам
он жил в Санкт-Петербурге, а на отдых приезжал в свое имение в Подоклинье. У
этого барина был брат военный, которого звали Василий. Он тоже останавливался в
этом имении. У барина Тутолмина служила экономка, она исправно вела хозяйство,
следила за домом, ко всему, была красавица. Василий и экономка полюбили друг
друга. Когда барин Тутолмин узнал, что у них будет ребенок, то очень
рассердился и выгнал экономку. Василию жениться было нельзя, это был позор для
его рода, он этого не вынес и застрелился. Остался записка: « Прощай, белый
свет, люблю крестьянку».

         Родился
мальчик. Барин пожалел их, взял к себе в дом, а мальчика назвал Василием,
только фамилия у него была Богданов – «дал Бог». Это и был мой прапрадедушка.
Мальчик рос умным, ему дали образование, научили столярному мастерству.
Тутолмин купил Василию имение в Порхове, всячески помогал ему. Василий построил
себе хороший дом на улице Мельничной, у реки (в районе старого загса), а рядом –
столярную мастерскую, женился на Марфе (мещанка). У него были работники,
которым он платил исправно, питались они за одним столом. Жили  праведно, с
верой: ходили в церковь, соблюдали посты. Работали много и хорошо. Делали
добротную мебель: шкафы, комоды, столы. У Василия и Марфы было 14 детей, из них
некоторые родились мертвые, некоторые умерли в детстве от тифа. Самой младшей
была моя прабабушка Надя. Она родилась с искривлением позвоночника, потому что
ее мать, когда носила прабабушку, упала и ударилась об коровьи ясли, когда
кормила корову. Отец любил и жалел прабабушку Надю. Василий был очень хорошим и
заботливым отцом. Жили хорошо, в двухэтажном доме, весь второй этаж был отдан
под детскую. Старшие нянчили младших и помогали по хозяйству. Мать и жена
Василия готовили еду, доили коров, вели сад, огород.

         Прабабушка
Надя рассказывала, что ее отец каждому ребенку покупал коньки, и они катались,
особенно в Рождество, у прабабушки это хорошо получалось. Все сыновья Василия
выучились на конторских работников, в Порхове была специальная школа для
мальчиков. А девочки все учились на портних,
(«белошвеек»). Василий  всем своим
дочкам купил машинки «Зингер», и девочки умели хорошо шитью. Прабабушку Надю
всегда очень хвалили, как она шила.

            Дети
подрастали, мальчиков забирали в армию, на войну, некоторые из них не
возвращались. Остальные дети обзавелись своими семьями, разъехались,
большинство в Ленинград.

         Василий
Богданов всех своих детей хорошо обеспечивал, благословлял и помогал, когда они
отделялись. Делал каждому новую мебель в своей мастерской. Жили дружно.
Прабабушка Надя рассказывала, что в одном их доме на квартире жил Борис
Петрович Калачёв со своей семьёй. Калачёв у Василия и Марфы просил выделить на
огороде кусочек земли и кусты смородины, где он занимался селекционной работой,
прививал. Пришло время раскулачивания. Василий Богданов не смог это перенести, 
такую несправедливость: всё, что нажито честным, нелёгким  трудом бесцеремонно
забиралось. Он сам ушёл из жизни. Один дом Василия Богданова отдали Калачёву.
Отобрали не всё, потому что прабабушка Надя до войны жила ещё на этом месте.
Она тоже какое-то время жила в Ленинграде. Работала портнихой в ателье, шила
модные в то время вещи, которые участвовали в конкурсах, и их отмечала
комиссия. Прабабушку лично вызывали и хвалили за безупречную, ровную строчку и
вкус. Там она познакомилась с закройщиком Рассолович Иваном Игнатьевичем (эта
фамилия польская). Он был мастером на все руки  и заботливым отцом. Одеяла, которое
он выстёгивал, были необыкновенной красоты и практичности. Они жили на квартире
в Ленинграде. Прабабушке Наде было 38 лет, а Ивану Игнатьевичу – 60, когда
родился мой дедушка Женя. У Ивана Игнатьевича была другая семья, но его дети
прабабушку Надю приняли (она была инвалидом детства, но, хоть и поздно, нашла
своё счастье). Жили и в Ленинграде, и в Порхове. Старшие дети Ивана Игнатьевича
приезжали погостить в Порхов. Когда началась война, Иван Игнатьевич отправил
прабабушку Надю и Женю в Порхов. Блокада обошла их стороной, а родная сестра
прабабушки Люба с двумя дочками познали все ужасы этих дней. Немцы в Порхове
были 11 июля. На огороде стояло зенитное орудие, прабабушкин дом сгорел в самом
начале войны. Сидели на огороде: прабабушка Надя, маленький Женя, комод и
машинка «Зингер». Потом жили на квартирах, ютились по разным углам. Немцы были
разные: во время войны немецкий доктор лечил прабабушку Надю и дедушку Женю.
Кончилась война, прабабушке дали комнату на проспекте Ленина дом 31 квартира 2,
где она прожила всю жизнь до 89 лет и не расставалась со своей машинкой.

         Дедушка
Женя пошёл в Василия Богданова, закончил фабрично-заводское училище в
Ленинграде, выучился на столяра. Всю мебель для комнаты, где они жили, дедушка
сделал своими руками. От Ивана Игнатьевича он тоже унаследовал лучшие его
качества.

2. Прадедушка Тупикин Сафрон
Павлович – участник Великой Отечественной Войны.

Мой прадедушка Тупикин Сафрон
Павлович родился в 1911 году в селе Осколице Белгородской области. Жили большой
семьей (в одной семье – несколько других семей). У прадедушки было четыре
сестры и два брата. Они много работали, имели крепкое хозяйство: держали волов,
на которых пахали, коней, имели большой участок, несколько гектаров. Выращивали
коноплю, гречиху, просо. Из конопли делали нитки, веревки; ткали полотно, шили
простыни, рубахи, у них был свой ткацкий станок. Из гречихи и проса варили
кашу, в амбарах хранился хлеб. Зимой молотили, на реке Оскол ловили рыбу. Были
сами сапожники, плотники, печники – все умели делать.

Пришло время – раскулачили.
Вступили в колхоз. Все нажитое надо было сдать, животных объединили, было
жалко, но и там былина хорошем счету.

В 1936 году Сафрон Павлович
женился на прабабушке Гладковой Елене Яковлевне из соседней деревни Яблоново.
Она тоже была из такой же зажиточной семьи. Ее отец был стражником при царе,
следователем, но был человеком мягким, не обижал людей простых, избегал
жестокости.

У Сафрона Павловича и Елены
Яковлевны родилась дочь Мария, а в 1938 году – моя бабушка Зоя. Вскоре началась
война. Прадедушка сразу же ушел на фронт. Когда прабабушка его собирала, она
зашила ему в одежду незаметно крестик. Воевал Сафрон Павлович под Смоленском,
был разведчиком. Пошел «за языком» и попал в плен, это было в начале войны. Всю
войну родные о нем ничего не знали, он считался без вести пропавшим. Из плена
(Дюссельдорф) пытался бежать, в наказание за это его травили собаками, избили
плетками. Люди в плену умирали от голода, трупы складывали штабелями.
Прадедушка тоже думал, что умрет, он уже не мог вставать, ноги опухли, кожа
лопалась и осыпалась. В плену вместе с прадедушкой был земляк из Волоконовского
района.

Однажды в лагерь
военнопленных пришел немецкий фермер, он выбирал себе работников. Прадедушка
лежал, не было сил вставать, земляк поднял его и подпер собой. Фермер прошел
мимо, а когда вернулся, ткнул в прадедушку пальцем и забрал к себе. С того дня
прадедушка больше никогда не видел своего земляка, хоть и искал его. Фермер
кормил работников неплохо, благодаря этому прадедушка и выжил. Когда наши
войска стали наступать, пленных опять отправили в лагерь, а там их освободили
американцы.

Но на этом страдания
прадедушки не закончились. На чужбине жить он не хотел: не мог забыть Родину.
Прадедушку вместе с другими военнопленными отправили в Донбасс, восстанавливать
шахту. Она была заполнена водой. По колено в воде работали сутками, без
выходных. Прадедушка был весь больной. Это был 1946 год. На заработанные деньги
он купил подмоченного зерна и отправил домой. Прадедушка думал, что умрет, так
пусть хоть дети поедят.

Всей деревней, всем колхозом
разбирали обратный адрес и от кого эта посылка. Прабабушка Алёна по этому
адресу поехала искать прадедушку и привезла его всего больного домой.
Прадедушка беспокоился, что дети пострадают из-за того, что он был в плену,
поэтому и не давал о себе знать. Вот, наконец, и вернулся Сафрон Павлович с
войны домой в 35 лет, весь седой. Прабабушка говорила, что это был живой труп.
Его мать, Ефросинья, лечила травами, была народной целительницей, к ней приходили
со всей округи, она всем помогала. Ефросинья стала лечить прадедушку, у него
были очень больные легкие. Лечила собачьим жиром (надо было барсучьим, но его
не было), горячим кипяченым молоком и столетником. Прадедушка стал
поправляться. К ним домой стали приходить люди и спрашивать у Сафрона: «Не
видел моего? Не видел моего?». Таких семей, где родные пропали без вести, было
очень много. И то, что прадедушка вернулся, было чудом. В колхозе Сафрон
Павлович работать пока не мог. Потихоньку дома чинил всем сапоги, подшивал
валенки, поправлял печки, потом стал работать сторожем в колхозе. Семье жить
стало легче, и на радость прабабушке и прадедушке родился мальчик, сын Коля.

Вот только воспоминания о
войне не отпускали: прадедушка всю жизнь очень страдал и про плен никогда не
рассказывал. Это было для него настолько болезненно, что не описать словами.
Если где-то что-то напоминало про плен, он уходил и вытирал слезы. И все-таки
прадедушкины награды нашли его потом. Он был очень рад. Детей с прабабушкой вырастили,
вывели в люди, в старости были окружены внуками. Дожил прадедушка до 1986 года.

Думаю, он был счастлив.

3. Жизненный путь бабушки
Рассолович (Тупикиной) Зои Сафроновны: от Белгородской области до Порхова.

Моя бабушка, Рассолович
(Тупикина) Зоя Сафроновна, родилась 5 декабря 1938 года в Белгородской области,
в селе Осколище, в благодатном климате с черноземными землями, с цветущими
вишневыми садами и меловыми горами вокруг. Когда бабушке было 2,5 года,
началась война. Отец ушел на фронт и пропал без вести. Всю войну родные про
него ничего не знали. Взрослых увозили копать окопы. Бабушка Зоя и ее сестра
Маруся, на 1 год постарше, оставались на попечение прапрадедушки Павла и
прапрабабушки Ефросиньи. Жили в окопе, прятались от бомбежки. Пришли в село
немцы, заставляли готовить, стирать, унижали, но так, не трогали. Почти всегда
сидели в окопах, на улицу не выходили. Спали на камышовой подстилке, на земле.
Рядом проходила Курская Дуга. В окопах прятали раненых, было страшно.
Прапрабабушка Ефросинья умела лечить травами.

Каждый день они ждали хоть
какую-то весточку об отце. Прабабушка Алена проплакала всю войну, звала мужа и
просила у Бога вернуть его. Дети сидели кучкой, рядом, она их обхватывала,
причитала, все плакали и просили, чтобы папа вернулся.

Бабушка Зоя помнит тот
момент, когда вылезали из окопа: было солнце, свобода, все радовались, был
салют.

Война кончилась.

Однажды в семью Тупикиных
пришла весточка на получение хлеба. Бабушка Зоя схватила эту бумажку, прижала к
груди и закричала: «Это от папы! Это от папы!» И никому не отдавала. Вечером
пришла прабабушка Алена, она убирала в это время хлеб в поле. В колхозе дали
лошадь, чтобы получить зерно с поезда.

По обратному адресу
прабабушка Алена поехала искать прадедушку Сафрона. Нашла его на Донбассе.
Сохранилась фотография, которую посылали прадедушке на Донбасс, чтобы он
посмотрел на свою семью. Увидел, как все его ждут и любят, и чтобы он не
сомневался и не беспокоился, что дети пострадают потому, что он пыл в плену.
Пусть будет что будет, только бы он вернулся! На фотографии видно, как все
старались понравиться, делали фон из березовых веточек, каждому собирали
букетик из «горлянки».

Бабушка Зоя пошла в школу, в
первый класс, это был 1946 год.

Ходили в школу далеко, за 7
км, каждый день. Обувка была плохая, сидели на уроках с мокрыми ногами. Дома
помогали взрослым, работы было много, пасли гусей, сидели с маленьким братом,
пололи огород, носили траву в мешках, сушили ее на зиму. Бабушка Зоя еще совсем
маленькая готовила на всю семью, сама ловила курицу и варила суп, взрослые ее
хвалили и благодарили; они приходили поздно с работы, усталые. В колхозе
работали за «палочки». Денег не было, а учеба была платная, но бабушка училась
10 лет.

В свободное время много
вышивала, очень хорошо и аккуратно.

Бабушка вспоминала, как в
детстве зимой они любили кататься с горы, с вечера делали себе санки со старого
решета, наполняли их снегом, заливали водой, и они очень быстро летели с горы.
Весной любили играть в лапту. Когда бабушка закончила школу в 1956 году, она
уехала в Новосибирск по комсомольской путевке. Там она работала на стройке
маляром, строили дома, красила высотные опоры. Кругом тайга, кедры, очень
красиво.

Бабушка заочно училась в
строительном техникуме, участвовала в различных соревнованиях: бегала, прыгала,
метала диск и другое.

Там она познакомилась с
дедушкой Женей, который тоже приехал в Новосибирск по путевке комсомола.

Когда дедушка Женя ушел в
армию в 1958 году, бабушка уехала на родину. Дедушка Женя отслужил и поехал за
ней в Белгородскую область, привез ее в Порхов. Он потихоньку от бабушки сделал
фотографию «С тобой вдвоем счастье найдем». Так и вышло. В 1961 году родилась
моя мама Елена, в 1969 г. родился дядя Андрей. Бабушка и дедушка отработали на
релейном заводе всю жизнь. Бабушка работала намотчицей, мастером, последнее
время гравером, имеет награды за доблестный труд.

Бабушка все умеет делать, она
очень хорошая хозяйка и заботливая бабушка.

Она научила рукоделию мою
маму, а красота природы Белгородской области, которая так запала в душу в
детстве, повлияла на выбор ее профессии. Моя мама закончила Великолукский
сельскохозяйственный институт с красным дипломом. Больше двадцати лет она
работает по специальности на своём любимом сортоучастке. Среди полей с пшеницей
и рожью, где каждый день наблюдается погода, сами собой слагаются стихи:

                                      
О лете
.

Бывают летом удивительные дни,

Нам как подарки щедрые они.

Вот дождичек негаданно прошёл,

И на душе так стало хорошо.

Омыты свежестью листва и души

Волшебным, чудотворным летним
душем.

В просветах небо голубеет
впереди.

Всё к лучшему. Судьбу не
прогляди.

                              
И об осени
.

А на полях стоит вода,

И птицы улетают,

И наступают холода,

А дни всё тают, тают.

Дожди, дожди, уж солнца нету

Давно ли радовались лету?

И кажется так будет вечно.

Хорошее – всё быстротечно.

Но стоит солнышку блеснуть,

И что
же? Будем ждать весну!

Мамин брат,  дядя Андрей тоже
может все починить и такой же заботливый и безотказный отец, как дедушка Женя.

Бабушка Зоя Ветеран Труда. Она
никогда не оставит в беде, всегда поможет и детям,  и нам, четырем внучкам.

Спасибо тебе, бабушка!

4. Бабушка Васильева
(Кудряшова) Зинаида Ивановна – рабочая совхоза «Полоное».

Моя бабушка Васильева
(Кудряшова) Зинаида Ивановна родилась 14 июня 1925 года в Порхове. Вскоре вся
семья переехала в Полоное. В семье было 7 детей: 4 девочки и 3 мальчика,
бабушка была младшей. Отец был рабочим на спиртзаводе в Полоное, а мать была
свинаркой. Бабушка своего отца никогда не видела. На спиртзаводе произошла
авария, в которой трагически погиб глава семьи. А через 2 недели родилась
бабушка. Все тяготы жизни легли на плечи матери, естественно, это подорвало ее
здоровье. Когда бабушке было 13 лет, не стало и ее матери. Бабушка осталась жить
со своей старшей сестрой Антониной.

Бабушка окончила только 8
классов. Про детство бабушка вспоминает так: очень любили играть в лапту,
фантики, считалки, прятки, ходили на ходулях, купались, ныряли, соревновались,
катались на санках, нравилось ухаживать за телятами.

Бабушка участвовала в
художественной самодеятельности (где только можно было). Очень нравилось
танцевать. Ткани на костюмы не было, выписывали со склада мешки, их красили, а
потом из них шили танцевальные костюмы.

В 16 лет началась война.

Вся молодежь Полоное гнала
свиней и крупный рогатый скот до города Боровичи Новгородской области, в совхоз
«Прогресс». Выгнали около 7 тыс. свиней и 600 дойных коров. Лето было очень
жаркое, по дороге много свиней пало. Когда сдали весь скот, то разъехались кто
куда. Бабушка с двумя своими сестрами и другими семьями эвакуировалась в
Узбекистан. Ехали туда в товарных вагонах, а на остановках им приносили суп.
Когда приехали, всех направили в совхоз «Нияз Батыр».

Бабушка Зина, ее сестра
Антонина с маленькой дочкой Валечкой, которая только научилась говорить, другая
сестра Шура, ее муж Павел Федорович и их маленькая дочка, тоже Валечка, такого
же возраста, как и сестренка, жили в Узбекистане в жилище, напоминающем юрту,
их называли кибитками. Пол земляной, крыша покрыта камышом, наверху дырка для
того, чтобы выходил дым от костра. В кибитке был сколочен низкий стол, под ним
выкапывалась ямка, она наполнялась тлеющими углями. На ночь стол накрывался
одеялом и вокруг него ложились на подстилки, ногами к теплу.

Бабушка Зина рассказывала,
как однажды в дырку в крыше заползла ядовитая змея.

Пока жили в Узбекистане,
питались супом, который назывался «шурпа». Суп был темный и скользкий, поэтому
его пили кружками из ведра. Этот суп варили из джугары – круглой белой крупы. В
заброшенных садах росли абрикосы, урюк и тутовые деревья, в колхозе были виноградники.
Подкреплялись ягодами и фруктами. В Узбекистане бабушка работала на уборке
хлопка, ей это очень нравилась, было красиво и интересно. Потом бабушка
устроилась работать прачкой в эвакуированный Киевский детский дом
Ленинградского района. Однажды на работе ее укусил скорпион, ее вылечили. В
сентябре 1944 г. бабушка перешла на работу в Кировское сельпо на должность
счетовода-кассира.

Хотя и была война, но не
унывала. Молодость брала свое. Природа, образ жизни – все было ново и
интересно. А горя хватало.

В Узбекистане две маленькие
Валечки умерли. Мужа сестры забрали на фронт, он был ранен. Сама бабушка тяжело
переболела малярией.

Сохранилась фотография 1944
года, где бабушка Зина с сестрой в Узбекистане.

Бабушка помнит, как по радио,
в выходной день сообщили о победе. В июле 1945 года они уехали на Родину. Ехали
в поезде, в нормальных вагонах. А когда приехали – ужаснулись. Везде развалины,
все разрушено. Больше было девчат, все взялись за работу, вскоре вступили в
комсомол. Делали все, что давали, что просили. Днем работали на своей работе, а
ночью, при свете фар, обмолачивали зерно. Бабушке был тогда 21 год.

7 октября 1945 года
образовался совхоз «Полоное».

4 октября 1947 года бабушка
принята на работу в контору в качестве картотетчика.

В 1952
г. назначена бухгалтером совхоза.                            

В 1954 назначена старшим
бухгалтером.

А в 1968 году становится
главным бухгалтером.

На этой должности работала до
1980г., после чего пошла на заслуженный отдых.

Бабушка Зина в 1949г. вышла
замуж за Васильева Михаила Петровича, который прошел всю войну, имеет много
наград. У них родились 2 дочери и сын – мой папа, Васильев Виктор Михайлович,
который пошел по стопам отца, работает энергетиком.

И дочери, и сын получили
высшее образование.

Бабушка Зина всегда активно
участвовала в художественной самодеятельности. Играла в небольших пьесах, пела.

В Полоное был образован хор
ветеранов, где бабушка пела около 20 лет.

Моя бабушка Васильева Зинаида
Ивановна Ветеран Войны, Ветеран труда. Сейчас ей 80 лет.

III. Выводы.

Изучая историю своей семьи, я
пришла к выводу, что все мои предки были хорошими, трудолюбивыми людьми.
Каждого коснулись события истории, но все их достойно пережили. Были в нашей
семье и трагедии, и радости. Невозможно спокойно вспоминать о том, когда бывший
уже в возрасте мой прапрадедушка не смог перенести раскулачивание, когда
прадедушка Сафрон Павлович в Великую Отечественную Войну прошел через все ужасы
плена, а в тылу его жена, моя прабабушка, Елена Яковлевна поднимала детей,
работала на окопах и каждый день всю войну плакала и ждала.

Но все же мой прапрадедушка
Василий Васильевич был счастливым человеком: имел большую семью, любящую
трудолюбивую жену, у него у самого были «золотые руки», все в семье спорилось.
Так и представляется, как семья сидит в большом красивом доме за самоваром. Все
улыбаются. Ощущение любви, теплоты и заботы.

А какая радость была в семье
Тупикиных, когда прадедушка Сафрон Павлович Нашелся после войны, вернулся домой.
Весь больной, но живой!

Каждый мой предок заслуживает
большого уважения, и я люблю их и горжусь ими, хоть никогда и не видела.

Простые люди, но именно на
таких всегда стояла земля Русская.

Проявляя любознательность и
внимательность к жизни нашего рода, рассматривая старые фотографии и старинные
вещи семьи Богдановых, которые сохранила моя прабабушка Надежда Васильевна и
уберегла бабушка Зоя, я сделала для себя очень много открытий! Я стала глубже
понимать и себя, и ближайших родственников, ведь мы связаны гораздо теснее и
общего у нас гораздо больше, чем мы думаем.

Пока не поздно, пока есть
кого расспросить, нельзя упускать эту возможность. Это наша общая память, наше
семейное богатство.

                       ПРИЛОЖЕНИЕ.

Мой прапрадедушка Богданов Василий Васильевич.

Мои  прабабушка Богданова Надежда Васильевна и прадедушка Рассолович Иван
Игнатьевич.

    

Моя прабабушка Богданова Надежда

Васильевна.

Серебряная чайная ложечка с
инициалами Василия Богданова на ручке.  Такие ложечки  Василий делал всем своим
сыновьям, когда они создавали свои семьи.

Мой дедушка Рассолович
Евгений Иванович.

Мой прадедушка Тупикин Сафрон Павлович перед уходом на войну (на фото
слева).

Эту фотографию
прадедушке Сафрону Павловичу посылали в Донбасс, когда он был в плену. Моя
бабушка – самая маленькая, стоит в нижнем ряду, третья слева.

Моя бабушка Зоя
(слева)

Со своей подругой в городе
Новосибирске.

Бабушка Зоя  на
соревнованиях в Новосибирске. Она сидит в центре с букетом цветов.

Мой  дедушка Васильев Михаил Петрович
со своей семьёй до раскулачивания. Дедушка стоит позади своих родителей.

Дедушка Михаил
Петрович во время учёбы в Лётном училище.

Моя бабушка Васильева
Зинаида  Ивановна (слева) со своей подругой в Узбекистане.

Такую «открытку»подарил дедушка Женя бабушке
Зое, когда они были по комсомольским путёвкам в Новосибирске.

Документы  Кудряшовой (Васильевой)

Зинаиды Ивановны

                                                                                Трудовая

                                                                                
книжка

Удостоверение ударника коммунистического труда

Удостоверение ветерана труда

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №18 среднего (полного)  общего образования 

открытого акционерного общества

 «Российские железные дороги»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

                      История моей семьи в истории страны

Выполнила: Азанчевская Евгения Евгеньевна,

                       Азанчевская Анастасия Евгеньевна,

                       ученицы 2 и 3 класса

Руководитель: Тестова Людмила Михайловна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Барабинск 

2012

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………….3-4

Родословная семьи Азанчевских..……………………………………………5-6

Судьба семьи Азанчевскихв истории страны…………………………………………….7-8

Послевоенные будни и радости семьи Азанчевских..………………………9-10

Заключение…………………………………………..………………….…………11

Список использованных  источников…………………………………………12

Приложение………………………..…………..…………………..………….13-29

Аннотация

     Семья – это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди – наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: “Семья – печка: как холодно, все к ней собираются”. Семья – это слово много значит для каждого человека. В этом слове – покой и счастье, история и судьба, в нём смысл жизни. Среди человеческих чувств одно из самых добрых – чувство любви к своей семье, её прошлому. Знать свои корни, прошлое своей семьи необходимо каждому человеку. Когда мы начинаем это понимать, тогда и приходит осознание важности изучения истории своей семьи. Изучение своей родословной является важной составляющей для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения.

     Если задуматься, у каждой семьи обширная история, которая может скрывать в себе массу событий. Разве не интересно будет узнать, откуда пошли наши корни, кто были наши предки, поэтому и надо знать историю своей семьи, сохраняя память о людях и их делах. История семьи всегда разворачивается на фоне исторической эпохи, всего государства. В результате мы знакомимся и с историей страны или района, так как семья живёт не изолировано.

     Сегодня очень много говорят о патриотизме, то есть о любви к Родине. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общество и сделать Россию сильной и значимой в мире.

     Мы думаем, говорить о любви к Родине можно много, но положение изменится только тогда, когда люди будут чувствовать реальную связь с историей страны, знать прошлое своей семьи, отношение своих предков к жизни, к Родине. Порой, изучая историю в школе, возникает ощущение, будто речь идёт о чём-то далёком и чужом, а хочется увидеть в ней и судьбы своих предков. Поэтому я решила написать исследовательскую работу на тему «Судьба моей семьи в истории страны». Работая над этой темой, я поставила такую цель: узнать историю моей семьи и выяснить, как история моей семьи отражается в истории России. Поставленная цель предполагала решение следующих задач: во-первых, собрать сведения о жизни моих бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек; во-вторых, составить генеалогическое древо и как можно больше узнать о моих предках: кто они были такие, откуда родом, чем занимались; в-третьих, выяснить, как отразились исторические события на их судьбах. Если изучить историю моей семьи, то можно установить, что она тесно связана с историей России.

    Цель работыузнатьродословную семьи Азанчевских  и выяснить, как история нашей семьи отражается в истории России.

    Поставленная нами цель предполагает решение следующих задач:

1.    Собрать сведения о жизни наших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек;

2.    Составить генеалогическое дерево семьи Азанчевских;

3.    Выяснить, как отразились исторические события на судьбе нашей семьи.

    Объект исследования:  история нашей семьи

    Предмет исследования: семья, семейный архив Азанчевских.

    Гипотеза: история моей семьи и история России – одно целое.

Формы исследования:

–  изучение документов и фотографии семейного архива Азанчевских;

–  восстановление родового дерева;

–  история семьи Азанчевских на фоне истории страны;

–  трудовая биография семьи Азанчевских;

–  наши прадедушки – участники Великой Отечественной войны.

Методы исследования

1. Эмпирический – получение информации путём опроса, беседы, сбора вещественных источников.

2. Теоретический, то есть анализ источников, характеризующих некоторые периоды жизни нашей страны:

·       исследовательский, творческий;

·       восстановление родового древа;

·       хронология жизни предков в контексте истории страны;

·       опрос родственников об интересующих  предках.

Работа была поделена на 4 этапа:

1. Сбор информации о семье и восстановление “родового древа».

2. Опрос  пожилых родственников.

3.Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей родаАзанчевских и Яковлевых.

4.Изучение литературы.

                                1.Родословная семьи Азанчевских.

    Фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории своей семьи. Как много в истории имен рядовых. Среди них – имена наших прадедов и дедов, людей, передавших нам по родословной цепочке свои черты, достоинства, слабости.… Как важна семейная память для воспитания людей, для воспитания чувства своего рода. История рода, сохранившаяся в воспоминаниях и документах, – часть истории нашей Родины.

Удивительное чувство охватывает нас, когда мы обращаемся к нашему старенькому семейному альбому, письмам, статьям и другим документам, сохранившимся до наших дней. Завораживает нас запах пожелтевшей бумаги, витиеватые шрифты и интересные подписи, интригуют надписи на старых фотографиях. И происходит чудо. Мы попадаем в знакомый и незнакомый мир своих прадедов, вглядываемся в их лица, невольно находя сходство с собой. Они такие родные и такие далекие. И так хочется приблизить это далекое время, взглянуть на юных бабушек и дедушек, прожить с ними какое-то мгновение…

Родословная или, как говорили раньше, родословие, – это последовательный перечень поколений людей твоего рода. Думаем, эта работа обретет новую жизнь через 20, 50, 100 лет… Ведь тогда к ней прикоснутся сердца и души наших потомков, так же, как мы прикасаемся к этой вечной тайне сегодня. (Приложение № 1)

У каждого поколения есть в жизни события, с которыми они связывают свою судьбу. Для прапрадедушек – это Великая Октябрьская  революция, для прадедов и дедушек – защита Отчизны и освобождение Европы от фашизма. А для нас?! Мы всегда хотели знать, что было интересного, удивительного, героического в жизни наших родителей, нашей Родины. Вот уже третий год мы собираем материал по истории нашей семьи. Нам очень интересно узнать, кем были наши предки? Как прошла их жизнь? Какую роль сыграла история родной страны на судьбы наших родных?

В самом начале работы нам стал помогать прадедушка Азанчевский Евгений Александрович, дедушка Азанчевский Александр Евгеньевич, мои папа и мама в поиске нужной нам информации.

Вот что мы узнали об истории семьи Азанчевских.

Близ города Москвы в Рославлеском уезде Остаповской  волости Смоленской губернии проживала во второй половине XIX века семья потомственных дворян, православного вероисповедания Азанчевские Николай Александрович и Азанчеевой, у которых родилось трое детей: Николай, Вера, Таисия. Первая жена Николая Александровича заболела и умерла. Вскоре  Николай Александрович встретил Веру Александровну и женился второй раз.  В этом союзе родилось семь детей: Мария, Вячеслав, Александр, Пётр, Зоя, Евгений, Константин. (Приложение № 2)

Таисия Николаевна Азанчевская, выйдя замуж, родила двоих детей (Кира и Роман) и стала домашним хозяйством. У семьи был друг-куратор Токмаков (Толмачёв). Он смастерил для детей Николая Александровича шахматы, которые сохранились и до наших дней.  (Приложение № 3)

Вячеслав Николаевич и Константин Николаевич Азанчевские закончили кадетский корпус и служили офицерами в царской армии в званиях старший поручик и капитан. Вячеслав Николаевич семьи создать не успел, так как не смог смириться с переворотом во время Октябрьской Социалистической Революции и принять новые порядки, поэтому в октябре 1917 года покончил жизнь самоубийством. (Приложение № 4)

В мае 1895 году дочь дворянина, Зоя Азанчевская, закончила первый класс Смоленской Мариинской женской гимназии ведомства Министерства Народного Просвещения, что подтверждается свидетельством. (Приложение № 5). Окончив гимназию, Зоя Николаевна и её сестра Евгения Николаевна переехали жить в Москву. Евгения Николаевна поступила на службу в Государственный Ордена Ленина Академический Большой театр СССР, в должности театрального кассира.(Приложение № 6).

Александр Николаевич Азанчевский (1881г.р), окончив мужскую гимназию и институт лесной промышленности и лесного хозяйства, в ноябре 1920 года женился на дочери мещанина православного вероисповедания Голиковой Ольге Андриановне (1889 г.р.). (Приложение № 7) У них родилось двое детей: Николай и Евгений. Ольга Андриановна окончила Рославлескую женскую гимназию (1909 -1917 гг.), а затем мужскую гимназию, что дало право поступить без дополнительных «испытаний» в высшее учебное заведение (1918г.). (Приложение № 8) Окончив высшее учебное заведение, Ольга Андриановна стала преподавать русский язык и литературное чтение в добрянской средней школе № 2 оттуда и ушла на заслуженный отдых в 1957 году. (Приложение № 9) За добросовестный и многолетний труд  Ольга Андриановна была награждена орденом «Знак почёта» (01.09.1951г.) Александр Николаевич очень любил литературу и увлекался чтением художественных произведений.  (Приложение № 10)

           2. Судьба семьи Азанчевскихв истории страны

     В январе 1923 года  в городе Рославль Смоленской области родился первый сын Александра Николаевича и  Ольги Андриановны, Николай Александрович.(Приложение № 11) В сентябре 1930 года Коля поступил в среднюю школу  №1 посёлка Добрянка Добрянского района Молотовской области и окончил полный курс этой школы 20 июня 1941 года.

    Мирная жизнь оборвалась 22 июня 1941г., когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Участником войны был наш прадед, Николай Александрович Азанчевский. Он погиб 24 ноября 1942 году  в боях под Сталинградом, самоотверженно защищая Родину. Единственным документом, подтверждающим место и дату его гибели  является извещение из райвоенкомата Добрянского района Молотовской области.

 Его фамилия выбита на Красном знамени, на Мамаевом кургане, в городе Волгограде (Приложение № 12)

    Второй сын, Евгений Александрович, родился 29 января 1925 года, жил, учился  беззаботно до 16 лет. В январе1941 года Женя пришёл вместе с другом получать паспорт. Другу дали паспорт, а прадедушке выписали справку. Придя домой, он сильно возмущался и только тогда родители рассказали ему о дворянском происхождении. Но прадедушка не отступал от своей цели и в возрасте  17 лет и 11 месяцев ушёл на фронт. Войну он начал между Сарной и Ровно. I  Украинский фронт стоял тогда на станции Киверцы, затем на Минском- Мазовецком, потом в городе Люблин. В Польше прадедушка защищали старую крепость за что ему была благодарность Сталина. (Приложение № 13) Первую награду «Медаль за боевые заслуги» он получил под Варшавой (1944г.), вторую награду «Медаль за отвагу» за освобождение Варшавы(1944г.) Потом полкпередали под командование Рокоссовского во IIБелорусский фронт. И с этим фронтом прадедушка Женя освобождал Прагу на реке Висла: на правом берегу была Прага, на левом – Варшава. Победив и взяв в плен немцев, они переправились через мост и сдали их Iпольской армии. На реке Нарве бои были очень страшные и, но немцам не удалось победить и нарвский плацдарм советские солдаты отстояли. Пробыл прадедушка под Варшавой до 14 января 1945 года, там он учился воевать, ремонтировали технику, а затем прозвучала команда «Вперёд!» А закончил войну прадедушка в 90 километрах севернее Берлина.

    Прадедушка вспоминает, что в те годы жилось очень голодно. Женщины, пытаясь прокормить своих детей, варили так называемую затирку: что–то вроде жидкого супа или каши, в неё добавляли немного крупы или картошки, а основной компонент затирки – вода. Летом люди питались лепёшками из травы.

                                             Я тетю Настю в поле встретил,

                                             С почтовой сумкой шла она.

                                             И доносил прохладный ветер:

                                             «Война окончилась… Война».

       С тех страшных времён прошло 65 лет. Столько же лет наш народ помнит об этом событии. Несмотря на такой большой промежуток времени между первым Днем Победы и шестьдесят пятым, воспоминания очевидцев живы, они трогают душу и вызывают слезы. Самые дорогие из воспоминаний – рассказы близких. Победа ковалась не только на фронтах, но и в тылу – женщинами, стариками и подростками. Наша прабабушка Азанчевская Ольга Андриановна не была участницей войны, эти годы ей пришлось пережить дома, но она о них многое помнит. Она рассказывала внуку, моему дедушке, Александру Евгеньевичу, который дотошно расспрашивал бабушку о своих предках. Нам захотелось все больше и больше узнавать об истоках нашей семьи, о том месте, которое она занимает в истории нашей страны, нашего государства.

3.Послевоенные будни и радости семьи Азанчевских.

 После окончания войны прадедушка учился в Молотовской трёхгодичной школе машинистов и получил профессию машинист магистральных электровозов (1950-1953гг.). В этой школе прадедушка встретил свою одноклассницу Шицину Лидию Ивановну. И в1951 году они поженились. У них родилось двое детей Александр (1952г.р.) и Ольга (1953г.р.) Прабабушка, как и прадедушка, тоже воевала на фронте.(Приложение № 14) Окончив школу машинистов, прадедушка получил распределение в Барабинское локомотивное депо Омской железной дороги и проработал в нём машинистом 44 года. За время добросовестного труда ему присвоено:

 Присвоено звание машиниста электровоза IIIкласса – 16.09.1953г;

 Переименован машинистом-инструктором – 15.07.1959г;

 Присвоено звание машиниста электровоза IIкласса – 01.09.1961г;

 Переименован машинистом-инструктором – 10.10.1961г;

Присвоено звание машиниста электровоза Iкласса – 28.02.1963г;

Прадедушка был уволен на пенсию -24.01.1980г;

05.02.1980г. принят в локомотивное депо Барабинск Западно-Сибирской железной дороги вновь машинистом, затем инструктором по обучению машинистов пассажирских поездов – 1982-1987гг. и после был уволен в связи с уходом на пенсию в 14.05.1997г.

     За многолетний добросовестный труд он был награждён значком «Отличник социалистического соревнования», именными часами (1962г.), ему присвоено звание «Почётный железнодорожник» (1972г.), почётный ветеран Западно-Сибирской железной дороги.

      Первым железнодорожником был отец Ольги Адриановны, Голиков Адриан Никифорович. Он был литейщиком в вагоноремонтном заводе станции Рославль в течение 27 лет. (Приложение № 14) Затем наш прадедушка, Евгений Александрович, стал железнодорожником, потом профессию машиниста приобрёл наш дедушка, Александр Евгеньевич Азанчевский, а теперь и наша мама работает на железнодорожном вокзале станция Барабинск, оператором. А мы с сестрой учимся в железнодорожной школе – интернате №18 ОАО «РЖД» и по окончании её мечтаем поступить в  железнодорожное высшее учебное заведение, как и наши родные. (Приложение № 15)

    Есть категория людей, общение с которыми обогащает. Именно к таким относится наш прадедушка Евгений Алексан­дрович Азанчевский, которому 29 января 2010 года исполнилось 85 лет.Будучи пенсионером, он десять лет трудился на стадионе «Локомо­тив». Прадедушка известен в нашем городе и как замечательный спортсмен, по­бедитель многих соревнований.

Он много лет возглавлял физкуль­турную организацию Барабинского отделения дороги. «Дове­лось мне узнать Евгения Александрови­ча не только как спортсмена и тру­женика, но и как главу многочис­ленного семейства, рыбака и охот­ника. Его всегда отличали здоровая инициатива и высокая надежность. Во всех добрых делах он всегда был первым»- вспоминает В. Слыш.

Первыми крупными соревнова­ниями для Евгения Александрови­ча стали лыжные гонки на чемпио­нате СССР в Кавголово в составе сборной команды железнодорож­ников Пермской (ныне Свердловс­кой) железной дороги в 1952 году. Он был постоянным участником областных и отделенческих сорев­нований, неоднократно становился их призером. Участвуя в третьей дорожной олим­пиаде в 1988 году в городе Карасуке, стал третьим призером. Он и сейчас ведет активный образ жиз­ни: рыбак и охотник.

Многие, кто знает Евгения Алек­сандровича, отзываются о нем теп­ло. Вот что вспоминает бывший ди­ректор стадиона «Локомотив», за­меститель главы администрации района М. А. Игнатов: «Трудно най­ти человека более порядочного, тру­долюбивого. Будучи на много лет моложе, я всегда поражался его жизненной энергии. Складывалось впечатление, что он создан из ста­ли. Работалось с ним легко, этот че­ловек имеет обостренное чувство ответственности».

  Знает давно ветерана спорта тренер ДЮСШ «Локомотив» М. Н. Нагайцев: «Евгения Александрови­ча я знаю в работе, на рыбалке, как участника соревнований и как за­ботливого мужа, отца, дедушку пра­дедушку. В любом статусе – это на­дежное плечо, твердые руки, кото­рые он протягивает в трудную ми­нуту».

«Много раз подряд я участвова­ла с ним в соревнованиях в одной команде, – вспоминает ветеран спорта В. П. Корягина. – Особенно запомнилось выступление Е. А. Азанчевского на третьей летней дорожной олимпиаде в г. Карасуке в 1988 году, где он стал бронзовым призером. Ему было 63 года, но настрой на борьбу у этого челове­ка был просто заразителен».

Заключение

 В результате проведённых исследований нам удалось выяснить свои исторические корни по линии папы, составить генеалогическое дерево семьи. Через историю своей семьи мы узнали о событиях предвоенных лет, Великой Отечественной войне и послевоенного времени. Исследование позволило нам сделать некоторые выводы:

– во-первых, историю семьи невозможно изучать от истории страны, и наша семья, мои прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки тоже внесли свой вклад в защиту страны от фашистских захватчиков и в восстановление её после войны, честно и добросовестно трудились в мирное время;

– во-вторых, особенно тяжело пришлось прабабушкам и прадедушкам, так как их молодость пришлась на военное время. Как и многие советские граждане,  наш прадед героически погиб на фронте;

– в-третьих, в послевоенный период наши граждане проходили срочную службу даже за границей для поддержания просоветских режимов. Это было связано с начавшейся после 1945г. «холодной войной» и противоборством стран социализма и капитализма

  «Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом» – говорил Д. Локк. Вот и наша работа по изучению истории своей семьи – это своеобразная работа «резцом», возможность сохранить в истории память о своих предках и их делах.

Наша семейная реликвия-это любовь к Родине, самоотверженный труд, патриотизм, готовность прийти на помощь в трудную минуту. Мы думаем, что жизнь наших родителей – это уже история, мы гордимся тем, что принадлежим к своему роду, с гордостью носим фамилию Азанчевские.Судьба наших родных тесно связана с теми историческими событиями, которые происходили в России в 19 – 21 веке. Работа наша не закончена. Предстоит еще  много сделать и занести в “Древо жизни”. И пусть девизом будут слова Анатолия Хаешь: “Меня будут помнить столько поколений, сколько поколений помню я».

Список использованных источников

1.Верт А., Россия в войне 1941 – 1945 гг., Москва, издательство «Прогресс», 1967 г., 774 с.

  2. Король М.В.  «Витражи мудрости», Минск, «Полымя», 1991г., 413с.

  3. «История России. 1917 –1991» под ред. Шелохаева В.В., Москва, «Терра», 1997г, 480 с.

  4. Задорин К. « В родне много лесников…», // Авангард, 1991 г., №146.

  5. Захарьин П. «Трудно. Но работаем. И видим перспективу…», // Авангард, 1995г., № 104.

6. «Внешняя политика Советского Союза» под ред. Нихамин В. П.,Москва: Политиздат,     1985, 400 с.   

7. Патарушин А. «…Это были абверовцы», // Авангард, 1991, июнь.

8. Патарушин А. « …В западне», // Авангард, 1991, август.

9. Интервью с Евгением Александровичем Азанчевским  – 4 февраля  2010 г.

10.  Интервью с Александром Евгеньевичем Азанчевским  – 10 февраля 2010 г.

11. Интервью Евгением Александровичем Азанчевским – 10 февраля 2010 г.

12. Интервью с Екатериной Валерьевной Ильяшевич –  3 февраля 2010 г.

13. Интервью с Ириной Васильевной Азанчевской – 10 февраля 2010 г.

image

 (Приложение № 1

(Приложение № 2)image

image

 (Приложение № 3)

 Шахматы

(Приложение № 4)

image        image

       Николай Александрович                                                   Константин Александрович

(Приложение № 5)

image

(Приложение № 6)

image

image(Приложение № 7)

(Приложение № 8)

image

(Приложение № 9)

image

(Приложение № 10)

image

(Приложение № 11)

image

(Приложение № 12)

image                                    

                                                                                     (Приложение № 13)

image

Приложение № 14

image

image

Приложение № 15

image

image

image           image

image

image

image

Рецензия руководителя на исследовательскую работу

на тему: «История моей семьи в истории страны»

учениц 2 и 3 класса школы-интерната №18 ОАО «РЖД»

Азанчевских Евгении и Анастасии

      Содержание работы в достаточной мере раскрывает тему исследования. В ходе выполнения работы учащиеся продемонстрировали самостоятельность и активность в поиске необходимой информации. Авторы грамотно изложили собранный материал,  логично построили содержание работы, а также предоставили очень богатый архивный материал семьи Азанчевских. По своему содержанию, логике изложения,  полученным результатам и их соответствию поставленной цели. Работы носит исследовательный характер.

Руководитель учитель начальных классов___________________Л.М.Тестова


0

Окружающий мир 4 класс Проект “Моя семья в истории России”

1) Пользуясь приведённым в учебнике образцом, составь рассказ об участии своих предков в развитии российской промышленности на рубеже 19—20 веков. Проиллюстрируй свой рассказ фотографиями или рисунками.

2) Сохранились ли в твоей семье воспоминания о жизни в 20 —30-е годы прошлого столетия, фотографии, предметы тех времён? Напиши краткий рассказ.

3) Сохранились ли в твоей семье воспоминания о Великой Отечественной войне, в том числе о её первом и последнем днях, а также фотографии, награды, письма, предметы военного времени? Какие реликвии военных лет особенно дороги твоей семье?

Напиши рассказ.

4)Сохранились ли в твоей семье воспоминания о жизни нашей страны в 1950 — 1970-е годы, а также фотографии, предметы тех лет?

По воспоминаниям старших родственников напиши рассказ. 

2 ответа:



1



0

К сожалению в моей семье не сохранилось фотографий 20-30 годов прошлого столетия и мне известно только, что мои предки были вынуждены уехать далеко от своих родных мест.

Во время войны дед служил на дальнем востоке и принимал участие в войне с Японией. От тех событий остались несколько орденов, которые в нашей семье берегутся как семейные реликвии. Но вот рассказывать о войне дед не любил и даже не знаю в каких войсках он служил.

В 50-70 годы мои родители были совсем молодыми, они учились и работали, переезжали с места на место, участвую в разных комсомольских стройках. Бабушка тогда уже не работала по инвалидности, а дед был металлургом.

Любое время в истории нашей страны было интересным со своими достижениями и трагедиями. Моя семья внесла свой вклад в историю страны, повторив судьбы миллионов других простых людей. Мои предки работали, защищали Родину, строили светлое будущее и в общем прожили насыщенную счастливую жизнь. Я не думаю, что они хотели бы что-то в ней исправить, как и я не захочу что-то менять в своей жизни, когда придет время задуматься о прожитых годах.



1



0

Хорошо, если в семье остались фотографии и документы начала 20 века, но в большинстве семей эти материалы эпохи не сохранились – слишком далеки те времена и слишком они были беспокойными. Революции, коллективизация, раскулачивание, репрессии, все это мало способствовало накоплению семейных реликвий, а от некоторых специально избавлялись.

Во времена Великой Отечественной войны мужчины почти все служили на фронтах и имеют медали и ордена. Многие были ранены. Женщины работали в тылу и их подвиг не менее значим для страны, чем подвиг мужчин.

50-70 годы в стране были отмечены и грандиозными стройками, и периодом оттепели. Наши родители тогда были молодыми и верили, что скоро настанут более счастливые и спокойные времена. Они трудились, старались приносить пользу Родине и азартно получали новые знания. Родители говорят, что жили в веселое время, но и сейчас времена не менее веселые.

Рассказ хорошо было бы снабдить фотографиями, если они сохранились в семейном архиве.

Читайте также

Проект “Красная книга России” можно сделать в виде презентации, предлагаю вот такой вариант презентации:

А можно оформить в специальной тетради, в этом случай в ней укажите что такое Красная книга, для чего она создана, кто занесен в нее:

Красная книга России – это книга, куда занесен список всех исчезающих животных, которые находятся под охраной. Создана она для того, чтобы человек знал, какие животные и растения стоит охранять, так как они на грани исчезновения.

Далее нарисуйте, а лучше найдите картинки животных и растений, занесенных в красную книгу, наклейте и подпишите их.

В плане можно написать следующее:

1) Раскрыть понятие что такое Красная книга

2) Рассказать об одном виде животных из Красной книги.

3) Рассказать об одном виде растений из Красной книги.

4) Сделать выводы.

За помощь в проекте благодарим родителей.

Так же проект можно найти здесь.

Готовый пример проекта “Путешествуем без опасности” можно скачать в этом вопросе.

Также разберем подробно порядок выполнения проекта и пример его оформления прямо здесь.

Для начала определимся с целью проекта. Она проста – узнать какие есть правила безопасного поведения в походе и научиться их соблюдать.

Теперь составим план выполнения проекта.

  1. Найти информацию о подготовке к походу, проведению к походу в интернете.
  2. Определить вещи, необходимые в походе
  3. Определить правила безопасного поведения в походе
  4. Определить, что делать, если ты потерялся, отстал от группы.
  5. Сделать вывод.
  6. Оформить полученные результаты в форме проекта, презентации.

<hr />

Пример выполнения проекта “Путешествуем без опасности”.

Природа – лучший друг человека.

Все мы очень любим находиться на природе, любим путешествовать. Но пребывание на природе связано не только с удовольствием. природа может представлять опасность для неподготовленного человека и потому, отправляясь в поход, путешествие, следует внимательно изучить правила безопасного поведения на природе, в походе.

Любой поход начинается с подготовки. Мы отбираем вещи, которые нам определенно потребуются. Перечислим основные из них:

  1. Рюкзак
  2. Одежда
  3. Компас
  4. Карта
  5. Посуда
  6. Запас продуктов
  7. Средства для разжигания костра
  8. Нож и столовые приборы
  9. Аптечка
  10. Средства гигиены
  11. Палатка и спальные мешки
  12. Средства привлечения внимания – сигнальные ракеты, свисток, фонарик.

Теперь вспомним про основные правила безопасного поведения в походе. Их можно посмотреть сразу на плакате в презентации.

Следует сразу выбрать главного, руководителя похода, назначить ответственных за сбор необходимым вещей.

В походе следует соблюдать строгую дисциплину. Не обгонять идущего впереди, не покидать строя, не отлучаться без особой необходимости.

Если случится такое, что участник похода отстал и заблудился, он прежде всего не должен паниковать. Далее он должен подавать сигналы голосом, свистком, сетом фонарика и по возможности оставаться на одном месте.

Ну и конечно в походе следует бережно относиться к окружающей среде, не мусорить, соблюдать правила обращения с огнем, не убивать животных и птиц, не ломать веток.

Вывод: Теперь мы знаем как вести себя в походе, чтобы он был безопасным, как для участников похода, так и для природы.

<hr />

Пример выполнения презентации к проекту “Путешествуем без опасности”:

проект путешествуем без опасности

проект путешествуем без опасности

проект путешествуем без опасности

проект путешествуем без опасности

Проект-презентация “Как я провёл лето” это практически сочинение на эту же тему и плюс ещё фотографии, которые наглядно показывают проведённое летом время в разных местах.

Я могу вам предложить пример такой презентации, где мальчик очень доходчиво рассказывает о своих летних каникулах: как он сначала отдыхал на даче со своей бабушкой, а потом с родителями ездил в Красноярск, а затем они все вместе отдыхали на море в Турции. Вы можете по примеру этой презентации сделать свою презентацию и показать в ней фотографии тех мест, где вы отдыхали, так же нужно написать, что вы там делали и какое впечатление от поездок у вас осталось.

Проект презентация "Как я провел лето" 4 класс

24 июля – день памяти великой киевской княгини Ольги, супруги князя Игоря, матери князя Святослава, который был отцом князя Владимира, крестившего Киевскую Русь.

Княгиня была простой девушкой и родилась в деревенской семье под Псковом, по преданию она помогла Игорю переправляться через реку, кроме всего прочего хорошо говорила и была скорее всего умной, за эти качества он и взял ее с собой.

После смерти князя она стала регентом и после того как отомстила всем виновным в смерти мужа стала заниматься экономикой и укреплением страны.

Кроме этого у нее было довольно много дипломатических побед, она умела договариваться и именно поэтому не начинала войны.

Ее дата рождения это очень далекий год,для того времени Ольга прожила большую и насыщенную жизнь.

Ее вклад в культуру и историю огромен именно она была предвестником христианства, в В 957 году Ольга крестилась и поменяла имя на Елену.

Хотя ее сын так и остался язычником, но внук Ольги по прошествии времени крестил Русь, сама княгиня была признана святой в середине XVI века .

Как известно, в составе России мы находим 22 республики, в каждую из которых можно совершить путешествие в рамках выполнения данного проекта.

Например, в этом вопросе мной разобрано путешествие в республику Бурятия. Там же можно найти и путешествие в республику Карелия.

Можно выбрать и любую другую республику, причем выполнить проект следует по определенному плану. Указать название республики, ее столицу, привести фото флага и герба, можно указать гимн республики. Потом следует указать достопримечательност­<wbr />и республики, знаменитых людей, достижения.

Мне например хотелось бы совершить путешествие в республику Алтай. Это очень красивая горная страна с уникальными по красоте местами. Столица республики – город Горно-Алтайск, герб и флаг можно видеть на фото:

Главной достопримечательност­<wbr />ью Алтая являются его горы, густо заросшие лесом. Здесь много красивых горных озер и бурных рек. Сюда стремятся туристы и рафтеры. Здесь где-то находится знаменитая Шамбала.

На Алтае родился известный художник Григорий Чорос-Гуркин.

Добавить комментарий