Учреждение:
МБОУ СОШ № 7 г. Бугуруслан
В рамках готового творческого проекта по биологии “Птицы” учащаяся 5 класса изучает информацию о перелетных птицах, выясняет, с чем связаны осенние перелеты птиц и почему весной они возвращаются на родину, исследует имеющиеся данные о методе кольцевания птиц и его применении в нашей стране.
Подробнее о проекте:
В детской исследовательской работе на тему “Птицы” обучающейся 5 класса были рассмотрены справочные материалы о зимующих птицах, выяснено, как зимуют птицы, и изучены способы подкормки птиц в холодное время года. Учащаяся составила таблицу анализа поведения зимующих птиц у кормушки.
В ученическом проекте по биологии о перелетных и зимующих птицах учащаяся школы исследует видовой состав зимующих птиц, изготавливает кормушки для подкормки птиц зимой, проводит исследование предпочтений кормов различными видами птиц, наблюдая за птицами, прилетающими к кормушке.
Оглавление
Введение
1. Перелетные и зимующие птицы.
2. Перелетные птицы.
3. Как зимуют птицы?
4. Как правильно организовать подкормку птиц?
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Птицы – неотъемлемая часть природы, они придают прелесть роще, лесу, степи. Они лучшее украшение городских парков и садов. Птицы совершенно преображают даже самый унылый ландшафт и своими яркими красками, звучной песней делают его радостным и приметным. Скучный большой пейзаж зимы сразу становится иным, едва появится и стрекотунья белобока или резвая синичка, или красногрудый красавец снегирь.
Значение птиц в природе и хозяйстве человека многогранно. В городах и других населенных пунктах птицы охраняют от вредителей зеленые насаждение от насекомых -переносчиков заразных болезней. Птицы – постоянные спутники человека. При выполнении данной работы мы знакомились с жизнью птиц в условиях города.
Я задалась вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Регулярная и длительная подкормка на зимних кормушках приводит к увеличению числа посещающих их птиц.
Актуальность темы: птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями. Каково же приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно.
Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их. В условиях нашего города мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. И синицы, и воробьи, и вороны, и голуби – тоже жители Бугуруслана, все они – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Гипотеза: вероятно, что зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода.
Я хочу напомнить русскую пословицу: лучше синица в руках, чем журавль в небе. А чем же синица лучше? Синица – это маленькая, неприметная, шустрая и живущая рядом с человеком птица. Зимой птица часто встречается у человеческого жилья. С раннего утра она тут как тут.
Меня заинтересовали особенности жизни птиц в зимнее время года, и я решила узнать об этом. Целью моей исследовательской работы является изучение особенностей обитания и питания синиц и воробьев в зимнее время года.
Наблюдение за птицами в зимнее время года расширит возможности оказания им помощи и будет способствовать большей выживаемости птиц в нашей местности.
Объект исследования: зимующие птицы нашей местности.
Предмет исследования: особенности питания птиц в зимний период.
Задачи:
- исследовать видовой состав зимующих птиц, используя научную литературу;
- изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой;
- изучить предпочтение кормов различными видами птиц;
- провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке.
В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования: научный поиск, сопоставительный анализ, анализ специальной литературы, наблюдение.
Работа имеет практическое значение. Она направлена на изучение и распространение опыта сохранения жизни птиц, и оказания практической помощи в их питании в зимний период времени.
Перелетные и зимующие птицы
Летом большое количество птиц. Всюду для них обилие корма – жуков, бабочек, мошек, комаров и других насекомых, разнообразных плодов и семян растений.
Но вот приходит осень. Корма для птиц становится меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Позднее улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы. Все эти птицы перелетные.
Часть птиц от нас не улетает – это зимующие птицы, некоторые из них запасают себе корм на зиму. Так некоторые синицы, поползни прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев. Осенью все чаще птицы прилетают к жилью человека, так как здесь им проще отыскать корм.[3,c 54]
Перелетные птицы – журавль, соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, зяблик, трясогузка, дрозд, чибис, жаворонок, малиновка, иволга, горихвостка и другие.(см. приложение 2)
Зимующие птицы – поползень, синица, клест, дятел, снегирь, воробей, ворона, щегол, чиж, пищуха, свиристель и другие.
В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.[5,с.28]
Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва. Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клеста бывает в это время года. Поэтому эти птицы выводят птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты. [5, с.24]
Перелетные птицы
Перелётные птицы… Где их дом: у нас – на земле? в небе? или там, куда они улетают от нас на долгую зиму? Конечно же здесь, где рождаются их детки – птенцы!
Осень. В небе часто кружат грачи. Их крик разносится далеко по округе. О чём они кричат, наверное, прощаются с нами до весны. Мне всегда нравится смотреть в небо, когда там пролетают перелётные птицы. А от доносящихся с неба криков, становится так грустно, и я стою и провожаю стаи, зная, что весной они вновь будут радовать нас своим пением. В эту осень начались работы по вырубке и благоустройству нашего парка. И я всерьёз задумалась: а куда же прилетят осенью птицы? Узнают ли они свой парк? Останутся ли осваивать жизнь на прежнем месте или будут облюбовывать другое место?
Перелёты птиц поражали воображение человека с незапамятных времён. Об этом писал Гомер за 1000 лет до нашей эры. Об этом упоминается в Библии. Этот вопрос изучал великий древнегреческий философ Аристотель. Это явление в жизни природы действительно замечательное. С наступлением осенних холодов многие птицы, жившие в наших лесах и полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых мы летом не видели.
А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам? Разве они не могли остаться там, куда улетали на зиму? Как они узнают о времени перелёта? На какие расстояния перелетают птицы? И я стала искать ответы на свои вопросы о жизни перелётных птиц, читая книги, посматривая телепередачи, просматривая сайты в интернете.
Под перелётом птиц мы подразумеваем передвижение птиц на юг осенью и на север весной, их перемещение на высокогорье или из глубины материка на морское побережье. Хотя направление определяется не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благоприятными для кормёжки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в северном полушарии летят осенью с севера на юг. Многие североевропейские пернатые летят осенью на запад и зимуют в западной Европе.
На вопрос – почему многие птицы улетают осенью, полностью ответить ещё нельзя. Но внимательное изучение жизни различных перелётных птиц в природе показывает, что в этом замечательном явлении громадное значение имеют питание и связанные с этим привычки птиц. Птицы перебираются в тёплые края, потому что многие из них не могут выжить в зимних условиях. Но есть сведения, утверждающие, что наша комнатная канарейка способна выжить на морозе до -45°, если у неё будет достаточно пищи.
Я пришла к выводу, что птицы улетают от нас не потому что им холодно, а потому, что голодно. К тому же зимой день кроткий и многим птицам просто не хватает времени, чтобы достаточно насытиться скудной добычей. Поэтому не только температурный режим и обедневшая кормовая база служит сигналом к отлёту, но и сменяющаяся продолжительность дня! Как птицы могут определить, когда дни становятся короче (или длиннее) для орнитологов (людей, изучающих жизнь птиц) пока загадка! Таким образом, продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывает птице, когда отправляться в тёплые края. А инстинкт продолжения рода весной говорит о том, что пора лететь обратно.
Наука не имеет исчерпывающего объяснения тому, как птицы находят дорогу во время перелётов или как они разыскивают родные места! Есть предположения, что птицы ориентируются по солнцу, звёздам, магнитному полю Земли, ландшафтным ориентирам, запахам и др. Многие птицы, чтобы не потерять в полёте друг друга особенно ночью, издают особые звуки, кричат и даже поют. Кроме того , птица пользуется голосом как эхолотом.
Звук отражается от предметов, попадающихся на пути птицы, и улавливается её очень тонким слухом. Поэтому она не натыкается в темноте на деревья или скалы и, возможно, даже определяет расстояние над землёй. Но они также учитывают изменения положения солнца и звёзд в разное время суток и года, часто летают в пасмурную погоду. Перелёты совершаются как днём, так и ночью. Ночные перелёты характерны для воробьиных и куликов, которые кормятся днём. Коростели и болотные курочки переселяются на зимовку в основном пешком, лишь изредка перелетая через водоёмы.
Средняя высота полёта многих птиц 450-750 метров. А мелкие воробьиные летят ниже 100 метров, а гуси перелетают даже Гималаи, т.е. летят на высоте около 9000 метров. Средняя скорость полёта у мелких воробьиных составляет 50-60км/ч, у гусей – до 100 км/ч, у стрижей – до 170 км/ч. Протяжённость суточного перелёта также различна: у аиста около 400 км, у кукушки – 80 км, у грача – до 60 км, а время, затраченное на ежедневный перелёт составляет от нескольких часов до 30-40 минут.
На какие расстояния улетают от нас птицы? Места зимовок у перелётных птиц постоянны. Они зимуют там, где природные условия сходны с условиями жизни на родине: лесные – в лесистых местах, прибрежные – по берегам рек, озёр, морей, степные – в степях. Птицы одних видов летят поодиночке, другие – группами или стаями. Мне приходилось наблюдать за перелётом журавлей, летящих «клином» (углом).
Перелёты птиц изучают методом кольцевания, установкой радиомаяков или миниатюрных видеокамер. Для прослеживания помеченных птиц используют самолёты и радиопередатчики. На территории нашей страны кольцевание птиц начало развиваться с начала ХХ века. Свыше 1000 птиц окольцевал латвийский орнитолог Г.Лоундон (в 1907-1912г.). В 1935 году было создано Центральное бюро кольцевания, которое возглавлял В.Вучетич.
В 1946 году Зоологический институт Академии наук СССР организовало первое совещание по миграциям птиц и кольцеванию. В 1954 году. Заповедники и другие учреждения окольцевали более 100 тысяч птиц, примерно 400 видов. Усилиями Г.Дементьева, А.Мехеева, В.Рябова, Т.Шеварёвой и др. 1889 год официально признан годом начала кольцевания птиц, а датчанин Мортенсон – изобретателем этого метода.
Как зимуют птицы?
Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Зима для оседлых птиц – период жесткого выживания. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелко птичье населения в наших краях. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько кормов, сколько им надо.
При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусах по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов [1,с.76]. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела.
Круглый год с нами живут бок о бок голуби, дятлы, воробьи. Воробьи очень маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание!
Потому-то так важны кормушки!
Как правильно организовать подкормку птиц?
Главные правила при подкормке птиц: Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)! Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)! Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)! По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить!
Чем накормить пернатых гостей?
Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!
Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать:
Не жаренные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли Шишки, желуди, орехи, например, арахис Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!) Пучки сорных трав – лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д. Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины Крошки чёрствого пшеничного хлеба Семена клена и ясеня Кусочки несолёного сала, мяса и жира Яблоки
Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. [1, с.34]
Изготовление кормушки для птиц
Наша кормушка изготовлена из фанеры в виде домика без закрытых стенок, но с крышей, чтобы не попадал снег (cм. приложение). Прикрепили мы ее прямо за окном своей квартиры на металлическую балку. Наша кормушка установлена крепко и не раскачивается на ветру, так что птицам очень удобно на нее садится. [4]
Я каждое утро насыпала в кормушку зерно и крошки хлеба, за день птицы все съедают, так что к вечеру кормушка уже пуста. Рядом с кормушкой я привязывала еще и кусочек сала его птицы не успевали съедать за день его им хватало на несколько дней.
После недельной кормежки птиц я решила посмотреть на поведение птиц, если в кормушке не будет корма. Утром птицы по привычке прилетали, но не найдя еды улетали. На дереве, на котором обычно днем собирается большое количество птиц, когда кормушка полная не было ни одной птицы. Но как только я открыла окно, чтобы высыпать корм в кормушку я заметила, что птицы начали потихоньку слетаться на дерево около моего окна. И буквально через несколько секунд, после того как я насыпала корм на кормушке уже не было отбоя от птиц.
Вывод: птицы запоминают место, где они кормились и прилетают туда вновь.
Какие птицы обычно прилетают на кормушку? Ко мне на кормушку прилетали два вида птиц воробьи и синицы. Предпочтения птиц в корме. Больше всего меня интересовал вопрос, а чем же любят лакомиться воробьи и синицы зимой?
Начиная изучение данного вопроса, я заметила, что воробьи и синицы на дворе редкие гости. Мои родители аккуратные хозяева, поэтому двор у нас всегда чистый.
Когда папа помог мне развесить кормушку, мы с братом разложили в них корм. Учитывая знания из окружающего мира о том, что данные птицы имеют характерный маленький и очень крепкий клюв, которым удобно разгрызать зерна и семена, я подобрала для них семечки, пшено и гречневую крупу. В течение 5 дней я наблюдала за количеством птиц у кормушки.
В итоге выяснилось, что большей популярностью у птиц пользуются семечки подсолнечника. А вот гречку не хотели клевать совсем, она оставалась целой в кормушке на протяжении всех экспериментальных дней. Мне так же удалось выяснить, что в первый день на разведку прилетело несколько синиц, а к 5 дню у кормушки собралась целая стая. За 1 раз я могла насчитать до 15-20 птиц на кормушке.
Воробьи с большой опаской относились к кормушке. Их в ней было гораздо меньше. Но в отличие от синиц, они удобно усаживались и подолгу засиживались в моей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала на ветку соседнего дерева. Таких подлетов в кормушку за 1 час, по моим наблюдениям она делала около 5. Так я подсчитала, что примерно 8-10 минут она тратит на очистку и поедание одной семечки. Получается, что за короткий зимний день синица совершает 40 подлетов. А значит, что за день она съедает до 40 семечек, так необходимых ей, чтобы не замерзнуть.
Позже я решила разнообразить обед моих гостей. Стала насыпать им крошек хлеба на снежный наст и развесила кусочки свежего сала и мяса на ветках. Тогда вкусовые пристрастия моих гостей совсем разделились. Синицы активно клевали сало и мясо, а целая стая воробьев собралась у крошек. Таким образом, я выяснила, почему синиц чаще видишь на деревьях, а воробьев на дороге и у мусорных бачков. Это привычные места поиска пищи. Здесь они чувствуют себя уютнее и активнее поедают корм.
Понаблюдав за птицами внимательнее, я узнала, что воробьи все время держатся группами. Из учебника окружающего мира я узнала, что такие группы называются стаями [7, с.36]. Синицы же сидят по несколько штук, держатся от всех отдельно. Если на дереве располагаются воробьи, то синиц на нем не увидишь. Они будут стараться расположиться на соседнем дереве. На земле в поисках семян и крошек синиц увидишь редко. А вот стайка воробьев смело прыгает в поисках съестного.
Исходя из вышесказанного, для начала хочу отобразить данные, отражающие особенности поведения птиц в виде таблицы.(1)
Позиция наблюдения | Синица | Воробей |
1. Встречаются зимой и летом? | Обитают около жилья человека зимой. Летом можно увидеть крайне редко | Обитают около жилья человека круглый год |
2. Где можно встретить? | В любом месте города. | В любом месте города |
3. Как можно увидеть птиц в селе? | Отдельные птицы или небольшие группы до 5. | Стайками до 30 птиц. |
4. Где чаще встречаются птицы? | На деревьях по 1-2 птицы. | На деревьях и земле стайками по 20-30 птиц. |
5. Какие места питания? | Деревья с ягодами и кустарники семенами. | Мусорные контейнеры, деревья с ягодами. |
Виды птиц, прилетающих на кормушку | Поведение и количество птиц прилетающих на кормушку. | Поведение между собой | ||||
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | ||
Синицы | Птиц прилетает мало, поведение очень осторожное.
На кормушку садятся по одной. |
Птиц прилетает больше, по сравнению с 1 днем, поведение более спокойное по сравнению с 1 днем.
На кормушку садятся по одной – две птицы. |
Птиц прилетает столько же, как и во второй день, поведение спокойное.
На кормушку садятся по одной – две птицы. Иногда прилетают по трое. |
Птиц, прилетает больше ,поведение спокойное | Количество птиц увеличилось, поведение спокойное. | Более крупные птицы отгоняют более мелких.
К воробьям относятся спокойно. |
Воробьи | Не было | Не было | Прилетела небольшая стайка, ведут себя осторожно.
На кормушку садятся по несколько особей. |
Стайка прилетела немного больше, ведут себя менее осторожно.
На кормушку садятся по несколько особей. |
Количество птиц увеличивается. На кормушку садятся кучками. Поведение спокойное. | Отношение спокойное ко всем. Не конкурируют, ждут своей «очереди». |
Далее, в таблице указаны мои наблюдения за поведением птиц непосредственно на кормушке.
Заключение
Мои наблюдения помогли мне больше узнать о жизни маленькой частички живой природы.
Птицы – важная часть живой природы. Синицы и воробьи зимой обитают около жилья человека. Это связано с поиском пищи и местами ночлега.
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой, ведь когда птица сыта холод ей нипочем.
Развешивая кормушки в садах, парках, около своих домов мы не только помогаем птицам, но и защищаем деревья, потому что если в каком-то месте птицы находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и охранять растения от вредных насекомых.
Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле!
Список литературы
Птицы. Энциклопедия природы России./ Под ред. В. Флинта – М., 1996 г.
Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. – Л.; ЛГУ, 1981 г.
Клепинина З.А. Природоведение. Учебное издание. Просвещение, Москва, 1992 г.
Интернет источники.
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей/ АСТ. Москва.: Компания «Ключ-С». – 1997г.
Савенков А. B.Исследовательское обучение младших школьников. /Самара.: Издательство «Учебная литература».- 2010г.
Федотова Н.О., Трафимова Г.В.. Окружающий мир. Учебник/Москва.: Академкнига. – 2010г.
Шумакова Н.Б.. Развитие исследовательских умений младших школьников. /Москва. Просвещение. – 2011г.
Приложение
Перелетные птицы
Зимующие и кочующие птицы
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Проект: «Птицы- наши друзья»
Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время?
Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители города – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Самый доступный распространенный вид заботы — развешивание кормушек и подкормка птиц. Каждый из нас должен заботиться о зимующих птицах, поэтому тема моей работы является актуальной.
Предположим, что зимой птицы больше страдают от голода, чем от холода.
Объектом исследования стали зимующие птицы.
Цель: изучить образ жизни и поведение зимующих птиц нашего города.
Задачи:
1.Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц.
2.Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать.
3.Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой, как они приспосабливаются к зимним условиям.
4.Подобрать иллюстрации с изображением птиц;
Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложнее добывать корм из под снега, то можно сохранить их численность.
Изучив дополнительную литературу, я узнала какие птицы остаются с нами зимовать это:
Воробей
Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью. Воробьи встречаются везде. Воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: «Вора бей!» Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.
Синица.
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-синяя, а брюшко — жёлтое.
Название они получили из-за синих перьев на теле. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько, сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой. Очень подвижная птица.
Дятел
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные.
Это одна из очень полезных птиц наших лесов; он никуда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел труженик леса.
Голубь.
В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.). Голуби вообще ходят очень хорошо, пищу, как правило, собирают на земле. Живут голуби стаями, причем иногда очень большими.
Ворона
Встретить ворону можно круглый год, зимой чаще всего вблизи жилья человека, на свалках. Осторожная птица. Хорошо ходит. Перед тем как подняться на крылья, ворона делает несколько прыжков.
Ворона — всеядная птица. Главное место в питании занимает падаль, которой ворона кормится на свалках. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица.
Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.
Изучив литературу о птицах, у нас в классе прошел конкурс рисунков «Зимующие птицы нашего края».
С одноклассниками мы сделали кормушки из пустых коробок из-под сока и развесили их дома. Некоторые кормушки сделаны из пустых коробок от печенья, пластиковых бутылок и деревянных дощечек. За этот период времени на кормушки прилетали следующие виды птиц: синицы, воробьи.
Птиц подкармливали каждый день. Каждый день они прилетают, опустошая кормушки. Снова и снова подсыпаем корм и с большим удовольствием наблюдаем за птицами.
Зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.
— В кормушках не должно быть снега.
-Нельзя бросать возле кормушек пакеты, банки, в которых приносите корм.
-Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
-Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц
Я выяснила, что большой популярностью у птиц пользуются семечки подсолнечника, пшено и крошки хлеба. А вот гречку не хотели клевать совсем, она оставалась целой в кормушке.
Воробьи в отличие от синиц, удобно усаживались и подолгу засиживались в моей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала на ветку соседнего дерева.
Позже я решила разнообразить обед моих гостей. Стала насыпать им крошек хлеба на снежный наст и развесила кусочки свежего сала на ветках. Синицы активно клевали сало, а целая стая воробьев собралась у крошек. Таким образом, я выяснила, почему синиц чаще видишь на деревьях, а воробьев на дороге и у мусорных бачков.
Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.
Проведя наблюдения за птицами, я сделала следующие выводы:
В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы , вороны, дятлы.
Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам, строя кормушки.
Если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края. Мои наблюдения подтверждают гипотезу.
«Чтоб весною птичек слушать,
Дай зимою им покушать!»
«
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский
сад № 37».
Познавательный
проект на тему
«
Такие разные птицы».
Работу
выполнила:
воспитатель
подготовительной группы
Канищева
Марина Абрековна
Город
Майкоп
2019
год
Так и живут бок о
бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь,
иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому
больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если
на Земле не останется птиц». Э.Н.Голованова.
Актуальность
проекта:
«Любовь
к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к
Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном
возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды
человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно
развивать экологическое сознание маленькой личности.
Главная цель
проекта:
Создание условий
для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически
грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы –
птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих и перелетных птиц во
взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного
взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Гипотеза проекта:
если знать и соблюдать правила поведения в природе, то мы сможем
систематизировать знания детей о птицах.
Задачи: • Пополнение
и обогащение знаний детей по теме «Перелетные и зимующие птицы»
(характеристика, внешние признаки птиц, способы передвижения, особенностей
обитания, особенности внешнего строения, позволяющие летать).
• Уточнить
представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни
птиц.
• Познакомить
с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
• Формировать
осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание
практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
• Учить
отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с
пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
• Развивать
и стимулировать познавательную активность детей.
• Воспитывать
желание заботиться о птицах ближайшего окружения.
• Повышать
степень участия родителей в формировании экологической культуры детей.
Вид проекта:
фронтальный, познавательный, краткосрочный.
Срок реализации: декабрь–
март.
Участники проекта:
воспитатели, дети, родители.
Формы
работы с детьми в процессе.
Игровая
деятельность:
1. Дидактические
игры.
2. Настольно-печатные
игры.
3. Подвижные
игры.
4. Моделирование
игровых ситуаций;
Познавательная
деятельность:
1. Формирование
целостной картины мира.
2. Чтение
художественной литературы.
Беседы.
Решение
проблемной ситуации.
Наблюдение
за птицами.
1.Экскурсии по
другим участкам детского сада.
Художественное
творчество:
1. Рисование.
2. Лепка из
пластилина.
3. Аппликация.
Работа с
родителями.
1. выставки
рисунков и поделок;
2. беседы, консультации;
3. размещение
в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек;
4. участие в
изготовлении кормушек для птиц.
Предполагаемые
результаты:
1. Воспитать
любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и
многообразия мира птиц).
2. У детей
проявится ярко выраженный интерес к объектам природы – птицам, должны знать и
называть птиц, обитающих в родном городе.
3. Ребята
будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по
отношению к живым объектам природы.
4. У ребят
сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они научатся
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Ребята
узнают значение птиц в жизни человека.
6. Ребята
узнают значение птиц в жизни природы.
7. Дети
закрепят представления о птицах: условия жизни зимующих и перелетных птиц и их
детенышей-птенчиков.
8. У ребят
будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и
вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
К проекту будут
привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в
экологическом воспитании детей детского сада.
Этапы
реализации проекта:
I
этап – подготовительный.
·
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
·
Создание необходимых условий для реализации проекта.
·
Перспективное планирование темы проекта.
·
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
·
Постановка проблемы детям, поиск информации для изучения материала
совместно с детьми.
II этап
– основной
Ход проекта
1. Непосредственно образовательная
деятельность:
·
1)
«Наши пернатые соседи» (познание, окружающий мир);
·
2)
«Весна пришла птицы вернулись»;
·
3)
Ручной труд: изготовление кормушек для птиц
·
4)
«Дикие животные» (познание, окружающий мир);
·
5)
«Птицы у кормушки» (художественное творчество, рисование)
·
6)
«Перелетные птицы» (художественное творчество, лепка)
·
7)
«Синички-невелички» (художественное творчество, аппликация)
·
6. Познавательные беседы: «Наши пернатые соседи», «Клесты зимой»,
«Весна – красна идет», «Кто как зиму проводит».
2.
Беседа о жизни зимующих и перелетных птиц, чем питаются, где и когда выводят
потомство, зачем птицам нужна помощь людей. Формировать представление о том,
что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Развитие умения устанавливать
причинно-следственные связи. Определение значимости птиц для природы, людей
3.
Д/И «Посчитай птиц», «Назови зимующих и перелетных птиц», «Ай да птица, что за
птица!» Чей клюв», «Дорисуй», «Чей птенец», «Кто как кричит?», «Чьё
гнездо?», «Что за птица?», «Четвёртый лишний».
Активизировать
в речи названия перелетных птиц и их птенцов.
4.Рисование
птиц для оформления тематической недели «Перелетные птицы». Закреплять умение
передавать внешние признаки объекта разными изобразительными средствами.
5.
Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Привлечь
родителей для участия в проекте.
6.
П/И: «Птички – невелички» «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица
два», «Птички в гнездышках», «Жаворонок». Развитие умений у детей подражать
голосу птиц, выполнять правила игры.
7.
Чтение рассказов Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г.Снегирев «Птицы наших
лесов», В.Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше». Г. Скребицкого и
В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг»; Е.И. Чарушина
«Воробей», В. Бианки «Птичья столовая», «Сова»; М.Горького «Воробьишко» и
др. Использование
русского народного творчества: загадки, приметы, стихотворения, заклички,
поговорки о зиме, о весне и др. Дети не остались равнодушными к героям
рассказов.
Выставка
книг по теме «Птицы» с иллюстрациями. Упражнять в использовании сравнений,
подборе определений, синонимов к заданному слову. Развиватьвыразительность
речи.
Формировать
интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как много
интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.
8.
Конструирование, ручной труд «Лебеди», коллективная работа « Птицы прилетели –
Весну принесли». Развивать умение создавать образы птиц из картона и цветной
бумаги, закрепление правил пользования ножницами, соблюдая технику
безопасности, развитие умения создавать объемную композицию.
19. Просмотр
презентаций «Зимующие птицы нашего края», «Весенние хлопоты пернатых, « Что
такое весна».
III
этап – заключительный.
·
Оформление результата проекта в виде презентации.
·
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для
птиц».
·
Создание
коллажа «Наша птичья столовая».
·
Изготовление
панно «Уголок весеннего леса».
Итоговое
мероприятие-выставка поделок и рисунков по перелетным птицам.
Презентация
проекта «Такие разные птицы» на педагогическом часе в ДОУ.
Стратегия
проекта: работа над проектом проводилась в МБДОУ №37 подготовительная
группа.
Итоги
проекта:
Родители
и дети активно проявили себя в проекте, дети с удовольствием представляли свои
работы. Делились с нами, какие трудности возникали у них во время изготовления
кормушек, поделок. Задача воспитывать желание помогать птицам в трудное для них
время выполнена! Поскольку ребята с заботой и трепетом продолжают начатое дело.
Каждый день подкармливают наших братьев меньших.
Привлечь
родителей, с нашими взрослыми проблемами не просто, т.к. каждодневный маршрут:
работа – дом – дом – работа, и времени на своих детей почти не остается. И мы с
ребятами действовали с двух фронтов.
Список
литературы:
1.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
2.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду» М., 2003 г.
3.
Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
4.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
Отчет о
проектной деятельности «Такие разные птицы».
Работа над
творческим, информационно – познавательным проектом проводилась в течении месяца. Наш
проект получил название «Такие разные птицы».
Он объединил детей, родителей, педагогов в
желании оказать помощь маленьким пернатым собратьям, привлечь внимание всех
вокруг к бережному и доброму отношению людей к природе.
Воспитатели подготовительной группы Канищева
Марина Абрековна и Негреева Зоя Арнольдовна поставили перед собой следующие
цели: воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать
желание заботиться о них, а также закрепить знания детей о многообразии
зимующих птиц и перелетных их значение для природы. Расширить знания детей об
условиях жизни птиц, прилетающих из теплых краев ( грачи). Раскрывать
творческие способности детей в разных видах деятельности.
В непосредственно образовательной
деятельности с детьми были проведены следующие познавательные занятия:
«Зимующие птицы нашего края», «Почему надо беречь птиц», «Рассматривание и
сравнение воробья и синицы», «Составление описательного рассказа об одной из
птиц», «Перелетные птицы», «Птичья столовая».
На занятиях дети рисовали птиц, готовили
яркие аппликации «Синичка птичка невеличка », лепили фигурки птиц ( лебедей) из
пластилина.
Во время бесед – игр на темы: «Как живут
наши пернатые друзья», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят
птицы?», « Меню в птичьей столовой», «Почему птиц стало меньше?» ребята
узнавали о различных видах птиц своей местности, узнавали
характерные особенности внешнего вида, поведения. Кроме того, дети
учились заботиться о птицах, испытывая радость от осознания того,
что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
В целях поддержания интереса воспитанников
к теме «Такие разные птицы» и закрепления их знаний, были изготовлены
дидактические игры: «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Назови ласково»,
«Дорисуй птицу», и т.п. Эта игровая деятельность позволила систематизировать
знания детей о зимующих и перелетных птицах, уточнить «меню» для птиц.
Кроме того, разучивались пословицы и
поговорки. Заучивались понравившиеся стихотворения о птицах. Оживленными были
обсуждения прочитанных произведений : Г. Скребицкого и В. Чаплина «Чем дятел
зимой кормится», «Посмотри вокруг»; Е.И. Чарушина «Воробей»; В. Бианки «Птичья
столовая», « Сова» ; М.Горького « Воробьишко» и др. Дети не
остались равнодушными к героям рассказов.
Подвижные и пальчиковые игры «Перелет
птиц», «Птички и автомобили», «Ну-ка, птички, полетели», «Скачет шустрая
синица», и др. привели детей в особое оживление.
Чтобы мотивировать детей к осознанному
усвоению материала и закреплению имеющихся знаний о птицах в свободной
деятельности мы учились различать голоса птиц, слушали аудио – сказку «Лесная
азбука», провели викторину «Зимующие и перелетные птицы».
Дыхательная гимнастика, на различного
вида занятиях: «Птицы летят», «Птицы кричат», «Ворона», принесла свою
пользу.
Прогулки – наблюдения за птицами позволили
отметить особенности внешнего вида, поведения, питания, повадок, их сходства и
различия. Проводились эксперименты : «Рассмотрим птичьих
следов», « Рассмотрим перо птицы», «Вырастим овес для птиц».
Для родителей оформлены папки-передвижки с
консультациями «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Птичья
столовая». В группе смастерили «мини-дерево», на котором разместились перелетные
и зимующие птицы. Теперь не только дети, но и родители могут наглядно увидеть и
рассказать о птицах.
В ходе реализации проекта «Такие разные
птицы» предполагаемые результаты были достигнуты:
o обогатился
опыт воспитанников путем использования разных методов и приемов;
o собран
материал по темам «Птицы », обобщен опыт работы по данному проекту;
o пополнился
словарный запас детей;
o на
протяжении всего проекта у воспитанников сформировалось стремление к познанию,
научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи (
будет мало птиц – нарушится баланс в природе);
o дети стали
различать и уверенно называть птиц, их особенности и различия, научились
заботиться о птицах;
o сформированы
первичное понятие о природоохранной деятельности;
o взаимодействие
с родителями дало большой результат в социальном воспитании;
Работа над проектом «Такие разные птицы»
принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они поняли, что участвуют не
только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые
чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Васильевская средняя общеобразовательная школа
№2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Итоговый
индивидуальный проект на тему:
«Перелетные
птицы нашего края».
Выполнила: Учиница 3 в
класса
Евстафьева Полина
Руководитель:
Сибгатуллина Х. Р.
учитель
начальных классов
Васильево
2020-2021 уч.год
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Основная
часть
1.1 Поведение перелетных птиц весной и
осенью.……………………..….4
1.2. Виды перелетных
птиц ……………………….…………………………7
2.1.Зачем нужны скворечники?
……………………………………………..9
2.2.Этапы работы
над скворечником………………………………………..10
Заключение
…………………………………………………………..……….12
Список
использованной литературы (интернет-ресурсы)……………..…..13
Приложени1……………………………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ.
Тема
“Перелётные птицы” выбран не случайно. 1 апреля – Международный день
птиц. Общаясь с одноклассниками, я поняла, что многие ребята имеют
недостаточные представления о перелетных птицах. Я
решила рассказать о пернатых друзьях, как научиться беречь окружающий
мир.
Птицы –
неотъемлемая часть природы, они придают прелесть роще, лесу, степи. Они лучшее
украшение городских парков и садов. Птицы совершенно преображают даже самый
унылый ландшафт и своими яркими красками, звучной песней делают его радостным и
приметным. Скучный большой пейзаж зимы сразу становится иным, едва появится и
стрекотунья белобока или резвая синичка, или красногрудый красавец снегирь.
Проблема: что мы знаем и чем
можем помочь перелётным птицам?
Проблемные
вопросы:
1. Перелётные
птицы: много ли их?
2. Зачем
нужно знать перелётных птиц?
3. Как по
внешнему виду и голосу узнать птицу?
4. Как
нужно беречь птиц?
Цель проекта:
распространение информации о перелётных птицах и заботе о них.
Задачи проекта:
–
развить интерес к жизни птиц;
–
дать новые знания о перелётных птицах, об их жизни в весенний период;
–
изготовить скворечник;
–
вызвать желание бережно относиться к природе, учить заботиться о птицах.
Конечные результат проекта Скворечник.
Описание объекта. Объектом
проектирования являются перелётные птицы. В ходе проекта изучается их
количество, внешний вид, голоса, жизнь в весенний период.
В соответствии с
поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования:
научный поиск, сопоставительный анализ, анализ специальной литературы,
наблюдение.
1. ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ.
1.1 Поведение
перелетных птиц весной и осенью.
Перелётные
птицы… Где их дом: у нас – на земле? в небе? или там, куда они улетают от нас
на долгую зиму? Конечно же здесь, где рождаются их детки – птенцы!
Осень. В небе
часто кружат грачи. Их крик разносится далеко по округе. О чём они кричат,
наверное, прощаются с нами до весны. Мне всегда нравится смотреть в небо, когда
там пролетают перелётные птицы. А от доносящихся с неба криков, становится так
грустно, и я стою и провожаю стаи, зная, что весной они вновь будут радовать
нас своим пением. В эту осень начались работы по вырубке и благоустройству
нашего парка. И я всерьёз задумалась: а куда же прилетят осенью птицы? Узнают
ли они свой парк? Останутся ли осваивать жизнь на прежнем месте или будут
облюбовывать другое место?
Перелёты птиц
поражали воображение человека с незапамятных времён. Об этом писал Гомер за
1000 лет до нашей эры. Об этом упоминается в Библии. Этот вопрос изучал великий
древнегреческий философ Аристотель. Это явление в жизни природы действительно
замечательное. С наступлением осенних холодов многие птицы, жившие в наших
лесах и полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых мы летом не
видели.
А весной
исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам?
Разве они не могли остаться там, куда улетали на зиму? Как они узнают о времени
перелёта? На какие расстояния перелетают птицы? И я стала искать ответы на свои
вопросы о жизни перелётных птиц, читая книги, посматривая телепередачи,
просматривая сайты в интернете.
Под перелётом
птиц мы подразумеваем передвижение птиц на юг осенью и на север весной, их
перемещение на высокогорье или из глубины материка на морское побережье. Хотя
направление определяется не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и
лежащими на их пути местами, благоприятными для кормёжки и отдыха. Поэтому
далеко не все птицы в северном полушарии летят осенью с севера на юг. Многие
североевропейские пернатые летят осенью на запад и зимуют в западной Европе.
На вопрос –
почему многие птицы улетают осенью, полностью ответить ещё нельзя. Но
внимательное изучение жизни различных перелётных птиц в природе показывает, что
в этом замечательном явлении громадное значение имеют питание и связанные с
этим привычки птиц. Птицы перебираются в тёплые края, потому что многие из них
не могут выжить в зимних условиях. Но есть сведения, утверждающие, что
наша комнатная канарейка способна выжить на морозе до -45°, если у неё будет
достаточно пищи.
Я пришла к
выводу, что птицы улетают от нас не потому что им холодно, а потому, что
голодно. К тому же зимой день кроткий и многим птицам просто не хватает
времени, чтобы достаточно насытиться скудной добычей. Поэтому не только
температурный режим и обедневшая кормовая база служит сигналом к отлёту, но и
сменяющаяся продолжительность дня! Как птицы могут определить, когда дни
становятся короче (или длиннее) для орнитологов (людей, изучающих жизнь птиц)
пока загадка! Таким образом, продолжительность дневного времени и исчезновение
пищи подсказывает птице, когда отправляться в тёплые края. А инстинкт
продолжения рода весной говорит о том, что пора лететь обратно.
Наука не имеет
исчерпывающего объяснения тому, как птицы находят дорогу во время перелётов или
как они разыскивают родные места! Есть предположения, что птицы ориентируются
по солнцу, звёздам, магнитному полю Земли, ландшафтным ориентирам, запахам и
др. Многие птицы, чтобы не потерять в полёте друг друга особенно ночью, издают
особые звуки, кричат и даже поют. Кроме того , птица пользуется голосом как
эхолотом.
Звук отражается
от предметов, попадающихся на пути птицы, и улавливается её очень тонким
слухом. Поэтому она не натыкается в темноте на деревья или скалы и, возможно,
даже определяет расстояние над землёй. Но они также учитывают изменения
положения солнца и звёзд в разное время суток и года, часто летают в пасмурную
погоду. Перелёты совершаются как днём, так и ночью. Ночные перелёты характерны
для воробьиных и куликов, которые кормятся днём. Коростели и болотные курочки
переселяются на зимовку в основном пешком, лишь изредка перелетая через
водоёмы.
Средняя высота
полёта многих птиц 450-750 метров. А мелкие воробьиные летят ниже 100 метров, а
гуси перелетают даже Гималаи, т.е. летят на высоте около 9000 метров. Средняя
скорость полёта у мелких воробьиных составляет 50-60км/ч, у гусей – до 100
км/ч, у стрижей – до 170 км/ч. Протяжённость суточного перелёта также различна:
у аиста около 400 км, у кукушки – 80 км, у грача – до 60 км, а время,
затраченное на ежедневный перелёт составляет от нескольких часов до 30-40
минут.
На какие
расстояния улетают от нас птицы? Места зимовок у перелётных птиц постоянны. Они
зимуют там, где природные условия сходны с условиями жизни на родине: лесные –
в лесистых местах, прибрежные – по берегам рек, озёр, морей, степные – в
степях. Птицы одних видов летят поодиночке, другие – группами или стаями. Мне
приходилось наблюдать за перелётом журавлей, летящих «клином» (углом).
Перелёты птиц
изучают методом кольцевания, установкой радиомаяков или миниатюрных видеокамер.
Для прослеживания помеченных птиц используют самолёты и радиопередатчики. На
территории нашей страны кольцевание птиц начало развиваться с начала ХХ века.
Свыше 1000 птиц окольцевал латвийский орнитолог Г.Лоундон (в 1907-1912г.). В
1935 году было создано Центральное бюро кольцевания, которое возглавлял В.Вучетич.
В 1946 году
Зоологический институт Академии наук СССР организовало первое совещание по
миграциям птиц и кольцеванию. В 1954 году. Заповедники и другие учреждения
окольцевали более 100 тысяч птиц, примерно 400 видов.
1.2 Виды перелетных
птиц.
Перелетные птицы: ласточка; чибис;
дрозд певчий; малиновка; жаворонок; мухоловка; зяблик; зорянка; садовая
камышовка; зимородок; горихвостка; удод; выпь; трясогузка; иволга; соловей;
славка черноголовая; лебедь; гусь; утка; грач; журавль; глухарь; рябчик;
пищуха; клест. Картинки с названиями для детей, на которых изображены птицы,
улетающие на юг зимой, чаще всего представляют журавлей. А ведь огромное
количество пернатых покидает место обитания, кроме этих птиц, и они это делают
не сразу, а каждый вид в определённое время. Раньше всех покидают место
жительства птицы, пища которых – только насекомые. Это логично, ведь именно
насекомые начинают прятаться или погибать с наступлением холодов. Перелётная
птица трясогузка:
За ними устремляются
в южные края те пернатые, пища которых – цветы, семена, плоды. Они делают это
несколько позднее, чем насекомоядные, это и понятно: плоды и семена доступны в
пищу очень долго, пока не станет совсем холодно и на земле не будет солидного
снежного покрова. В это же время улетают птицы, у которых летом смешанное
питание, а осенью только растительная пища. Например, это чиж – тли и других
мелких насекомых осенью уже нет, и он полностью переключается на семена.
Перелётная птица чиж:
И последними спасаются от холода птицы,
живущие на водоёмах, когда поверхность рек и озёр покрывается льдом. Среди
водоплавающих птиц, кстати, отмечается тенденция к условной перелётности: если
зима тёплая и вода не замерзает, они никуда не летят. Водоплавающие перелётные
птицы: Среди пернатых,
питающихся растительной или „живой“ пищей на суше, тоже может наблюдаться
условная перелётность. К примеру, это сойки и свиристели: чем южнее они живут,
тем реже они покидают место обитания зимой. Известные перелётные птицы: картинки,
названия, основные места зимовок Кукушка обыкновенная. Из Средней Азии и Сибири
эти птицы устремляются в южную часть Сахары в Африке. Из Англии и северной
Европы кукушки обыкновенные летят на юг Африки, долетая даже до ЮАР. Скворцы
российские, украинские и скандинавские летят на юг Европы. Иногда они
доставляют большие неудобства жителям южных европейских стран зимой. К примеру,
в Италии в зимние месяцы они так шумят, что перекрывают гул транспорта в
городах. Если говорить о журавлях, то ареал их перелёта очень широк. Кавказ,
долина Нила, север и запад Индии, Ирак – вот далеко не все места зимовки
журавлей. Соловьи почти все летят на зиму в Африку, в основном в западную, но
стараются останавливаться в странах южнее экватора. Лебедь – самое большое пернатое,
живущее на воде, и самая крупная перелётная птица. Российские лебеди на зимний
период улетают к Средиземному и Каспийскому морям, на юг азиатских побережий.
Ласточки, все их разновидности – перелётные. С Запада они летят зимовать в
Африку южнее Сахары, восточные – в Китай и зоны, примыкающие к Гималаям. Грачи,
населяющие практически всю Евразию от Скандинавии до тихоокеанского побережья,
улетают зимой относительно недалеко. Грачи российские устремляются в Турцию, из
Европы – в Италию и Францию, поволжские – в основном в Казахстан.
2.1.Зачем нужны скворечники?
Весна
— пора, когда оживает природа, расцветают деревья, животные просыпаются после
зимней спячки, а птицы прилетают из теплых стран и радуют нас своим пением.
Помня о том, что в это время года нашим пернатым друзьям не хватает корма и
места для укрытия, многие вывешивают на деревьях домики для птиц — скворечники.
Птицы в скворечнике устраивают гнезда и выводят птенцов. Помощь пернатым —
весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы.
Вы спросите, зачем
это надо? Скворечник – это гнездовье, которое могут заселить скворцы, воробьи,
мухоловки, иногда дятлы, белки. А значит, рядом с вашим домом будет находиться
маленькое жилище для животных из Красной книги. Таким образом, вы поможете
спасти животных, которым грозит исчезновение.
Вешать у своего
жилья домики-скворечники – старая народная традиция. Птицы, живущие рядом,
оказывают неоценимую помощь садоводам в борьбе с насекомыми-вредителями.
Например, один выводок скворчат за 5 дней может съесть около 1000 майских жуков
и их личинок! А еще птицы радуют нас, жителей сел и крупных городов, своим
видом и пением.
2.2. Этапы работы
над скворечником.
Работы рекомендуется выполнять в следующем порядке:
1.
На
доски наносят контуры всех деталей, в соответствии с чертежом. Можно
использовать приведенный чертеж, или нарисовать собственный с желаемыми
размерами. При разработке чертежа важно сделать боковые стенки скворечника с
небольшим уклоном (3-4см.) для стекания воды.
Крышка должна состоять из 2-х частей, одна из которых будет плотно входить во
внутреннюю часть, а вторая выполнять роль навеса. Расстояние от крыши до
летного отверстия необходимо сделать не менее 5 см., для того чтобы возможные
хищники не могли дотянуться до него с крыши.
2.
Элементы
выпиливаются, обрабатываются рубанком и пропитываются защитным составом с
внешней стороны. Леток предпочтительно выполнить в круглой форме, так как это
удобно для птиц и максимально соответствует естественной конфигурации
древесного дупла. Для вырезки летка используют специальное сверло для больших
отверстий, а если его нет высверливают по контуру несколько небольших отверстий
подряд и далее работают лобзиком.
3.
В
первую очередь между собой склеиваются передняя часть и боковины, а, после
высыхания клея, соединения закрепляются саморезами. Затем, по такому же
принципу, присоединяется дно и задняя часть скворечника. Имеющиеся щели
тщательно заделываются натуральными средствами: глиной, паклей, мхом.
4.
Из
двух частей собирается крыша. Её желательно сделать съемной, для того, чтобы
иметь возможность чистить скворечник по окончании сезона. Если крыша держится
неплотно, между ней и скворечником помещают резиновую прокладку, закрепляют
дверными шарнирами или проволокой.
5.
Перед
летком устанавливается жердочка-крылечко для удобства попадания птиц в домик.
Размеры крылечка не должны быть большими, чтобы на него не могли садиться
крупные хищные птицы и залезать животные – 7-12 см.
6.
К
скворечнику крепятся бруски, предназначенные для фиксации его на дереве или
другом объекте, предназначенном для размещения.
Мы с родителями
сделали свой скворечник по эти рекомендациям. (Приложение 1.)
Что
нужно знать, чтобы птицам в нём было удобно и безопасно?
Если скворечник будет располагаться за городом или в парке, то достаточно
высоты 3 м. Если в городе, то от 8 м.
Обратите
внимание, какие ветры преобладают в вашей местности. Ориентируюсь на это, вход
должен быть в противоположной стороне.
В
обед домик не должен находиться под прямыми солнечными лучами.
Скворечник
должен висеть прямо или с небольшим наклоном вперёд.
Птица
не особо важен цвет будущего дома, поэтому дизайн можете делать на свой вкус.
Хотя бы раз в год скворечник нужно будет снимать и чистить, поэтому нужно
понять, как и где его повесить. Дерево:
1.
В задней стенке дома прибиваем деревянную полку, а где дереву крепим тканью,
чтобы не повредить кору. Если прикреплять вы решили проволокой, то под неё
положите ткань.
2.
По бокам дома можно вбить гвозди. За них зацепиться тканью обвязать вокруг
дерева.
Скворечник
может располагаться и на доме.
Некоторые
прибегают к помощи длинного шеста. Но это не самый удачный способ, потому что
скворечник не будет защищен от природных условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Значение птиц в
природе и хозяйстве человека многогранно. В городах и других населенных пунктах
птицы охраняют от вредителей зеленые насаждение от насекомых -переносчиков
заразных болезней. Птицы – постоянные спутники человека.
При выполнении
данной работы я знакомились с жизнью перелетных птиц. Узнала очень много
интересного о видах, среде обитания, научилась отличать перелетных птиц.
Вместе с папой мы смогли сделать замечательный скворечник, в котором, я
надеюсь, скоро поселятся наши пернатые друзья.
Список литературы
Птицы.
Энциклопедия природы России./ Под ред. В. Флинта – М., 1996 г.
Мальчевский А.С.
Орнитологические экскурсии. – Л.; ЛГУ, 1981 г.
Клепинина З.А.
Природоведение. Учебное издание. Просвещение, Москва, 1992 г.
1. . Калашников В. И.
“Белый город”, М., с.180
Интернет-ресурсы
1. Картинки птиц http://pticadom.ru/pereletnye-pticy.html
2. Как сделать
скворечник https://yandex.ru/images/search?
Приложение 1.
Скачано с www.znanio.ru
7
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Гастелло.
Птицы рядом с нами.
Автор исследования:
Франюк Алёна Игоревна, 1 класс.
Руководитель исследования:
Трусковская Е.О., учитель начальных классов
Гастелло
2016
Содержание.
Введение………………..…………………………………………………………3
-
Разнообразие птиц…………………………………………………………..5
-
Мои наблюдения…………………………………………………..……….6
-
Заключение…………………………………………………………………8
Список используемой литературы………………………………..…….…9
Приложение……………………………………………………………….10
Введение
Тема моего исследования «Птицы рядом с нами»
Вид проекта: исследовательский
Сроки реализации проекта: декабрь-март
Обоснование выбора темы
Я очень люблю природу, птиц. Мне нравится наблюдать за их поведением. Мир птиц так разнообразен и удивителен! Все птицы очень разные, непохожие друг на друга, но все одинаково притягивают моё внимание. Ведь они имеют крылья, умеют летать. Это так здорово! Кто из нас не мечтает летать как птица?
“Мы в ответе за тех, кого приручили” по произведению Л.Н. Толстого. Готовы или не готовы вы ухаживать за птичкой, отказывая в чем-то себе? Каждый из нас должен задуматься, что дали птицы человечеству, каково было бы людям без птиц?
Я всегда забочусь о птицах, особенно зимой. У своего дома я повесила кормушку. Каждый день я подкармливают своих пернатых друзей. А они в ответ мне весело щебечут.
Это моё небольшое исследование и, надеюсь, оно вам понравится. В будущем я скорее продолжу работать над выбранной темой.
Цель.
Познакомиться с птицами, живущими в нашей местности
Задачи.
-проанализировать и изучить материал о разнообразии птиц, условиях их жизни, об удивительных способностях;
-узнать, какие птицы остаются зимовать в нашей местности;
-узнать, какую помощь мы можем оказать зимующим птицам;
-научить одноклассников любить птиц, бережно к ним относиться.
Объект исследования:
-понаблюдать за видами птиц, научиться любить и любоваться ими.
Гипотеза.Чем больше будем знать о птицах, тем эффективнее наша помощь.
Методы исследования: -изучения информации о птицах;
-наблюдение.
Этапы исполнения проекта.
-
Подготовительный этап.
Обозначить цели и задачи исследования, выдвинуть тему, составить план работы.
Меня интересуют вопросы «Какие птицы зимуют в нашем селе? Смогу ли я помочь птицам холодной зимой спастись от голода?» Поиск ответа на этот проблемный вопрос и стал целью дальнейшего исследования.
Объект поиска информации:
-разнообразие птиц;
-птицы в жизни человека.
II Теоретический этап.
Изучение литературы (энциклопедия, фотоальбомы, книги).
Поиск информации в сети – интернет по данной проблеме. |
-
Разнообразие птиц.
Мир птиц действительно очень разнообразен. Наблюдая за птицами, изучив о них литературу я обратила внимание на то, что одни птицы ограничивают рост сорных растений, другие содействуют опылению цветковых растений или способствуют распространению плодов и семян, следующие ограничивают численность других животных (истребляют мелких грызунов) либо служат кормом для других животных. Например, утки, гуси, вальдшнепы, бекасы, перепела являются объектами спортивной охоты, а рябчики, тетерева, глухари – объектами промысла. Домашние птицы используются человеком с целью получения мяса, яиц, перьев, пух.1
Большой пестрый дятел – птица оседлая. Голос громкий, резкий – “кик-кик”. Селится в хвойных лесах и парках. Зимой дятел – кузнец. Он питается семенами сосны и ели. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена. Гнездится в самостоятельно выдолбленных дуплах.
В нашем селе мы постоянно встречаем чёрного ворона. Ночь они проводят в лесу на деревьях. Из-за этого ветви совершенно голые даже летом. Вороны всеядны, в зимнее время их часто можно встретить на мусорных контейнерах или на свалке.
Синичка –гаечка одна из самых обычных для наших мест оседлая птица. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Чаще всего именно синицы посещают мою кормушку, и можно услышать её нежное «синь-синь-синь». Гнездится в дуплах и искусственных гнездовьях (скворечники, дуплянки) в апреле-июне.
В нашем селе эта оседлая птица встречается довольно часто – воробьи. Летают они стайками. Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Издает разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье. Питается семенами, в меньшей степени – насекомыми. Гнездится в нишах, дуплах и чужих гнездах с апреля до августа.
Свиристель – это крупная, очень красивая птица с пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её нежное оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской.2 Назвали птицу так, за её нежную журчащую трель, похожую на звучание свирели.
Изучив материал о птицах, мы узнали, что зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях оседлые и кочующие птицы.
В городе Южно-Сахалинске и г. Поронайске я сделала несколько фотографий перелётных птиц. (Приложение 1)
Ребята моего класса нарисовали рисунки с изображением перелётных птиц, старались передать их разнообразие. (Приложение 2)
-
Мои наблюдения.
III Практический этап.
Я наблюдала за птицами всегда, когда бывала на улице. В городе Поронайске очень много голубей.Они почти ручные. Их так приятно кормить из рук!
|
Возле своего дома я повесила кормушку, которую я сделала вместе с мамой. Каждый день я насыпала в неё корм и задавалась вопросом «Сколько сегодня прилетит птиц на мою кормушку? Кто прилетит?» |
Сначала птиц было очень мало. С большой осторожностью они прилетали к моему дому. Это были воробьи, свиристели.
Через пару дней корма в птичьей столовой ожидали очень много птиц. Среди них воробьи и свиристели. |
Заключение.
IVЗаключительный этап.
В процессе своего исследования я узнала, что в жизни птиц есть ещё много интересного и удивительного. Они заслуживают более доброго отношения к себе со стороны людей. Мы должны заботиться о них. Они с нетерпение ждут помощи от нас, доверяют нам. Полакомиться к моей кормушке прилетали воробьи, свиристели, заглядывали чёрные вороны.
Птицы, независимо от разновидности, украшают нашу жизнь.
Изучение птиц интересно и увлекательно.
Птицы – друзья человека. Птицам необходимо помогать, особенно в зимнее время года, для того, чтобы они смогли благополучно перезимовать.
В дальнейшем я продолжу изучать жизнь этих удивительных и прекрасных созданий.
Список литературы.
-
vsefacty.com›fact/interesnye-fakty-o–pticah-video
-
«В мире дикой природы». Издатель: ООО «Интернейшин Мастерс Паблишерс» IMPBV,-3300 с.
-
Энциклопедия школьника: Учебное издание: 5-11 классы. – М.:о АСТ-С 74 ПРЕСС КНИГА, 2004. – 704 с.
Приложение 1
Приложение 2
Большая белая цапля |
Большой улит |
Утка- мандаринка |
Лебедь |
1 vsefacty.com›fact/interesnye-fakty-o–pticah-video
2 «В мире дикой природы». Издатель: ООО «Интернейшин Мастерс Паблишерс» IMPBV