Как составить проект на тему загадки

Творческий
проект

“В мире загадок”.

Загадки 99 уровень

Обучающиеся  2 б класса

Руководитель: Гиндина Е.В.

2017 г

Творческий  проект

Тема :
«В мире загадок».

Предмет: литературное
чтение, русский язык, изобразительное искусство.

Участники проекта:: 2 класс

Учитель:

Гиндина Е.В.

Сроки 
проведения проекта: 
месяц

Результат: сборник
загадок

Цель
проекта:

Научиться отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое
мышление, память, речь и творческие способности.
Данный
проект поможет ученикам глубже познать культуру своего народа через загадки
. А также повысить ценностное
отношение участников проекта к  совместной творческой деятельности по
созданию сборника загадок

    
Задачи  проекта:

·        
способствовать расширению читательского кругозора, развитию
интереса к языкознанию,

·        
познакомить с типами загадок, условиями и приёмами разгадывания,

·        
научиться составлять загадку,

·        
фиксировать в загадке существенные свойства, признаки предмета,

·        
способствовать формированию психических процессов (внимание,
память,    воображение, речь, мышление),

·        
использовать загадки в играх и развлечениях,

·        
формировать навыки групповой работы.

Актуальность;

Данный проект позволит учащимся
более углубленно изучить такой жанр устного народного творчества, как загадки.
В процессе создания проекта учащиеся познакомятся с историей появления народных
загадок, различными типами (перечисление признаков; открытое и отрицательное
сравнение; скрытое сравнение-метафора и т.д.) и видами загадок: народные и
авторские, зарубежные и русские народные; их назначением. Дети научатся
отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов; а также самостоятельно
сочинять загадки, ориентируясь на характерные признаки загадки и принципы
построения загадок.

В проекте, составленном учащимися,
будут представлены загадки на определенные тематические группы: животные, сад и
огород, книга и письмо, четыре времени года..

Планируемые
результаты обучения

После завершения проекта учащиеся
приобретут следующие умения:

личностные:

1) формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;

2) развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

3) наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат;

4) выражать свои эмоции;

метапредметные:

– овладение способностью принимать
и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;

– освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;

– формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;

– использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов при изображении к загадкам рисунков-отгадок, схем
решения учебных и практических задач;

– активное использование речевых
средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;

– использование различных способов
поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, анализировать изображения, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;

– овладение навыками смыслового,
мотивированного чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

– овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

– готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;

– учиться работать в паре, группе;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;

предметные:

– осознанно, правильно,
выразительно читать загадки;

– формирование представлений о
загадках как о жанре фольклора и о законах их конструирования;

– формирование умения применять
литературный прием –метафору- для создания поэтического образа загадки;

– развитие умения сравнивать
народные и авторские загадки, создание условий для наблюдения за проявлением в
них логики;

– проявлять индивидуальные
творческие способности при составлении загадок, соблюдая при этом правила
построения загадок.

Методы: поисковый, статистический, наблюдение, сравнение, анализ и
обобщение.

Вопросы, направляющие
проект

Основополагающий
вопрос

– Про все ли на свете можно
сочинить загадки?

Проблемные вопросы

– Можно ли назвать загадки жанром устного
народного творчества?

– Зачем люди загадывают загадки?

– Как придумать загадку?

Учебные вопросы

– Что такое загадка?

– Похожа ли загадка на задачу?
Почему?

– Как вы считаете, как давно
появились загадки?

– Для чего сочинялись загадки?

– Какие бывают загадки? О чем
бывают загадки?

– По каким принципам можно строить
загадки?

Предмет
и объект исследования:
 загадки

Проектная
деятельность:
 составление
сборника загадок

Тип
проекта:
 творческий,
краткосрочный.

План проведения
проекта

Данный проект проводится во 2
классе), после проведения уроков на темы «Устное народное творчество»,

Подготовительный
этап

1. Перед изучением загадок провести
беседу с учащимися по данной теме

2. Проведение уроков по темам: «Устное
народное творчество. Загадки», «Как придумать загадку?»

3. Внеклассные занятия на тему «Для
ума зарядка – сложная загадка»

4. Составление и обсуждение плана
действий по проекту «В мире загадок»

а) распределение учащихся класса на
группы;

б) определение учащимися, из каких
загадок будет состоять их книга загадок: загадки о животных, о растениях, о
явлениях природы и др.;

 Визитная карточка проекта.
Представление проекта в классе.

Требования к проекту.

1.      Оформление
книги. (Обложка, текстовой материал, иллюстрации)

2.      Текстовый
 материал интересный, занимательный. Доходчивое и яркое представление.

3.      Практическая
значимость проекта, возможность использования его в жизни.

Основной этап

1. Распределение обязанностей
внутри группы (искать загадки в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет, сочинять загадки, искать/делать к
загадкам рисунки, иллюстрации-отгадки, создавать компьютерную
презентацию/сборник,  книжку/).

2. Реализация составленного
учащимися плана действий – создание проектов «В мире загадок»

Итог проекта

1. Защита проектов «В мире загадок»
в классе. Веселый конкурс загадок.

2.   Презентация сборников на
родительском собрании

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЧТО
ТАКОЕ ЗАГАДКА.

Загадка – это задачка, которую надо решить.
Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок
необходимо:

– внимательно слушать;

– подумать над каждым признаком отгадываемого
предмета;

– не торопиться, а все продумывать, тщательно
взвешивать свой ответ;

Что же такое загадки, скороговорки, откуда они
появились?

Как только человек научился говорить, а это
произошло не сразу, он стал составлять предложения. Появились первые жесты, а
потом и первые стихи. Загадки и скороговорки это тоже поэзия, стихи. Какой- то
древний человек впервые задал другому человеку не обычный вопрос, а вопрос
загадку. Он спрятал в небольшом стихотворении свойство предмета и попросил
догадаться, что это за предмет.

Например: «Зубасты, а не кусаются?» (Грабли) А
как вы думаете, почему «зубасты?» (грабли имеют зубы)

В.Даль: «Загадка – краткое иносказательное
описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Учитывая эти признаки, мы определили загадку
так: «Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными
предложениями с целью получить короткий и точный ответ». В древности с помощью
загадок испытывали мудрость человека при выборе вождя, при приеме в род,
испытывали жениха перед свадьбой, мальчика при посвящении в юноши.

Сегодня загадки – средство развлечения.

Происхождение
загадок

Происхождение загадок относится к глубокой
древности. Ученые предполагают, что раньше люди боялись произносить
названия болезней и некоторых существ( волка,
змеи…).Вместо настоящих названий придумывали другие. Существовал особый
«тайный» язык. Сибиряки называли медведя по-разному: «дедушкой»,
«хозяином», «черным зверем». Свинью называли «низкоглядкой». С такими
«подставными» словами связана народная загадка. В ней неназванный
предмет( роса, лед, снег, вода, ручей) или явление( дождь, вьюга,
радуга) описывались путем указания на какие-либо признаки. Постепенно
тайные языки забывались, а загадка осталась в устной речи. Загадки
связывают все явления мира в единую сеть понятий, способных
истолковываться друг через друга.

Для чего нужны загадки?

В древности с помощью загадок испытывали
мудрость человека при выборе вождя, при приеме в род, испытывали
жениха перед свадьбой, мальчика при посвящении в юноши.

Сегодня загадки – средство развлечения

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что
такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки
заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само
слово “загадка”образовано от слова “гадать”,
которое означало “думать”, “размышлять”.

Мои любимые загадки

Загадки про животных

Длинный хвостик гол у крошки,

«Пи-и-и», — пищит при виде кошки,

В норке скрыт её домишко,

А зовут малютку… (Мышка)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=68c0860b14ade20c1d2e01713ac5ef22&n=24

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d269d39bbd415ff7eb035e32927635a5&n=24

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.
(Кошка)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d874ef611d053cdb4baeb22c5e444d8b&n=24

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (Лиса)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8d52ddd49994743c59ac94f9770cb086&n=24

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

wolf4

Загадки по сказкам

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1f63ed13424d5d32ee20cf387860eb5c&n=24

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
Ответ: Репка

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d91bf0368e821d2f4512aa5d62f3af31&n=24

На сметане мешан, на окошке стужен,

круглый бок, румяный бок

покатился (колобок)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ad66801540414ef87bcc3d0b40bd612d&n=24

А дорога – далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пир

Загадки про овощи и фрукты.

                  
На грядке длинный и зелёный, 
А в кадке жёлтый и солёный.
Ответ (Огурец)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=23ad26f79dfa40ec13c0708da8922fd6&n=24

Расту в земле на грядке я, 
Красная, длинная, сладкая.
Ответ (Морковь)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=57dc2edcc9abb9b0ef4331f2d5608f43&n=24

Как на нашей грядке 
Выросли загадки 
Сочные да крупные, 
Вот такие круглые. 
Летом зеленеют, 
К осени краснеют.
Ответ (Помидоры)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=18a84bb3409170433841e781366a18d7&n=24

Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (бананы)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2e6769eb58e6b8992da1099a410356db&n=24

Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b99aeeeb5a78919630587df1db1f0a9f&n=24

Кроссворд «Овощи»

Напиши названия плодов. Прочитай слово,
которое получилось в выделенных клетках.

Кроссворд Овощи

1. Сидит девица в темнице,

А коса на улице. ( Морковь)

2. Десять мальчиков

Живут в зеленых чуланчиках.(Фасоль)

3. Он свежий, приятный

И сочный на вид,

Он соком томатным

Тебя угостит. (Помидор)

4. На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец).

5. От него душистый зубчик

Мы положим с тобой в супчик.

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ. (Чеснок)

6. Его варят, жарят, трут,

На костре его пекут.( Картофель)

7. Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей. (Свекла).

Значение загадок

Загадка по-новому раскрывает мир, заставляет
видеть предметы или явления в новом, часто совершенно
неожиданном свете. В давно известных вещах, таких как вода и лед,
загадка открывает необычное и красивое. Мне кажется, что без
загадок было бы скучно.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 г.Соль- Илецка» оренбургской области.

Загадок много дивных на земле и, может быть, тебе одна по силам.

(Георгий Александров)

Исследовательская работа

5 класс

Авторы:

Забиров Раниль,

ученик 5 «а» класса,

Имельбаева  Камилла,

ученица 5 «а» класса

                                                                                                                      Руководитель:

                                                                                                                 Милютина Н.В.,

                                                                                                              учитель литературы

г.Соль-Илецк

2012

Содержание.

Введение.                                                                                                                                                1

  1. Что такое загадка?   Исторические корни загадки                                                           2    
  1. Происхождение и появление в русском языке первых загадок.                                     3                                                                                        

     III. Основные свойства загадок.                                                                                                       7

  1. Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления

                1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления

путем перечисления различных его признаков

                2) Загадки, где описание предполагает краткую характеристику

предмета или явления

                3)  Загадка с отрицательным  сравнением

                4) Загадки, в описании которых использованы метафоры.

                5) Загадки, в которых представлено описание не самого предмета

(явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего

                             – шарады

                             – метаграммы

                             – анаграммы

                             – логогрифы

                             – загадки, в которых при перестановке ударения получается

 новое слово

                1) «Загадки – складки».

                2) «Загадки – шутки»

                3) Фонетические загадки

  1. Использование разнообразных художественных средств в построении загадок          12
  2. Ценность загадки                                                                                                                  13

Заключение.                                                                                                                                             14

Список литературы.                                                                                                                                15

Введение. 

 «Русский язык! Тысячелетия

создавал наш народ это глубокое,

пышное, неисчерпаемо богатое, умное,

поэтическое и трудовое орудие своей

социальной жизни, своей мысли,

 своих чувств, своих надежд, своего гнева,

самого великого будущего»

А.Н.Толстой.

             Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни. Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда  ты разгадываешь загадку. А когда она появилась? Кто её придумывал? Почему загадки такие разные? Каково наше отношение к миру загадок? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе.

Проблема

     В чём кроется тайна загадки?

 Актуальность

      Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление  о загадке и её видах. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы « Загадок дивных много на земле…» актуальна.

 Практическая значимость исследования.

      Исследование позволяет расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес к предмету, формировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её, научиться составлять загадки и быстро их отгадывать.

 Объект: устное народное творчество

 Предмет исследования: загадки

 Цели: создание условий для  изучения происхождения загадок, их видов и ценности этого жанра устного народного творчества.

     Образовательные –  создание условий для объективной необходимости изучения нового материала; способствования овладению знаний по теме «Загадки»

     Развивающие – развитие речи, мышления, познавательных умений; овладение методами научного исследования, анализа и синтеза, самообразовательной активности.

     Воспитательные – формирование  добросовестного отношения к учебному труду, положительной  мотивации к учению, коммуникативных умений, способствование воспитания дисциплинированности, эстетического восприятия мира, любви к родному краю.

 Задачи исследования:

 –  формировать грамотность в сфере исследования научной и художественной литературы;

 –  развивать  способности к наблюдению и анализу, поиску путей решения проблемы;

 –  развивать умения оформлять результаты своих исследований;

 – представить проект на научно- практической конференции

                      I. Что такое загадка?   Исторические корни загадки

      Отвечая на вопрос: «Какое явление, созданное человеком с помощью слова,  самое поэтическое?», большинство людей сказало бы: «Это загадки». Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так не велико то время, которое опускается в школе на знакомство с ними!

      Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.

      Слово «загадка» – древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

       Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.       Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.  К.П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».Исследователь загадок К.П.Герд пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово, необходимое для разговора».    Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.

I I .Происхождение и появление в русском языке первых загадок

        Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» – одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.  

      Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.

          Знаменитый путешественник XVIII в. С.П.Крашенинников  отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и, как пишет С.П.Крашенинников, наказывал им: «смотреть за своей чуницею (группа охотников) накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя  не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною. Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый. Как свидетельствует С.П.Крашенинников, свинью сибиряки-охотники назвали низкоглядой, т.е. смотрящей вниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровы говорили «рыкуша», т.е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной в Полесье, говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – дзьве». В прочих вариантах корова названа так: рога, роговая, рогов, торбан, мыков и т.д. Важно, что эти слова точно совпадают с тем, что находится в загадке.

          В Орловском крае крестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашенное коромысло через реку повисло».

        Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

        Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

      Загадка – это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь – народная забава.

         В «Литературной энциклопедии» загадка определяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».               По определению В. И. Чичерова, «загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Другой фольклорист В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

В основе всех определений одни и те же признаки:

             – по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо                 расшифровать;

            –  описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

             –  как правило, это описание лаконично;

             –  загадке часто присущ  ритм.

        Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка — это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

         Загадка – международный жанр, она с древних времен бытует в устной и письменной форме в культуре всех народов. Когда Д.Н. Садовников сделал попытку дать свод русских загадок в известном сборнике «Загадки русского народа» (Санкт-Петербург, 1876), он сразу же указал на английские и немецкие «эквиваленты» (впрочем, им были также отмечены параллели у других народов: татар, литовцев, чувашей и т.п.). Или когда финский фольклорист Антти Аарне обратился к жанровым особенностям загадки, то он наряду с немецкими, английскими, финскими, французскими текстами привлек славянские, в том числе русские загадки. Примеры можно множить – важно подчеркнуть, что общее в загадке органично сопряжено не только с особенным, региональным и национальным, но и историко-функциональным. И это объясняет постоянное обращение исследователей к загадке — реальное бытование жанра в конкретной стране и определенное время еще далеко не изучено.

I I I.  Основные свойства загадок.

                Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко. Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: Так смеялся, что губа треснула; третья — особенности повадок: По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком; четвертая — защитную способность менять окраску: Зимой беленький, летом серенький.

           Загадки можно разделить на народные и авторские. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в необычном свете казалось бы обычные предметы. Есть и авторские загадки. Писатели и поэты тоже создавали загадки: Корней Чуковский, Михаил Шварц, Сергей Михалков и другие. Например, К.Чуковский создал такую загадку: « Два коня у меня, два коня, по воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная. (коньки).

               1. Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления

      Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления.

1). Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Горел в траве росистой фонарик золотистый.  Потом померк, потух и превратился в пух.На нем платок пуховый, всегда слететь готовый.  (одуванчик)

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.  Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.  (Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке  Зеленый ежик без головы и без ножек. (Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.  На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз)

          Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

2). Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ)

Например:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)     В поле сережки на одной ножке. (Овес)

Один костер весь мир согревает. (Солнце)

          Между веток новый дом, нету двери в доме том.   Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Под ногой шуршат, шуршат.  Скоро будет голый сад. (Листья)

          Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

3). В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Не зверь, не птица, а нос, как синица.  (Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

           Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

4). Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер)     На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.  (Рукавица)

На четыре ноги надевали сапоги.   Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)

         Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5). Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

      –  Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

               Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,

               А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача)

Первое – нота, второе – игра,  Целое встретится у столяра. (До-лото)

В списке вы мой обнаружите корень;  Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;  В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание)

Его корень в слове вязать; Приставка в слове замолчать; Суффикс в слове сказка,    Окончание в слове рыба. (За-вяз-к-а)

          –  Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» – над морем я летаю,  С «Г» – в машинах я бываю. (Чайка-Гайка)

С буквой «Ф» – сюртук парадный,    Государство с буквой «И»,   С «Б» – товар низкоразрядный

Нормам ГОСТа вопреки. (Фрак-Ирак-Брак)

С «Г» –  он будет частью слова,   С «И» – немного схож с пластом,   С «Н» – не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)

Их, пожалуй, каждый знает:  «Г» – сродни овсу и ржи,  С «Ш» – прислушаться заставит,

С «П» – сухим его держи! (Горох-Шорох-Порох)

Его легко в полях отыщешь, Он под землею строит «дом».  Но «И» на место «О» напишешь –

И в краску превратится он. (Сурок-сурик)

          –  Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот –  под парусами он плывет. (краб – барк)

Его любой легко найдет, он – музыкальное творение,

А прочитай наоборот –  он – след на коже от ранения. (Марш – шрам)

         – Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

Им покрыть бы крышу мог тот, кто дом иль дачу строит,

А впишите в центр предлог –  будет дерево с листвою. (Толь – тополь)

– Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово.

Например:

Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)

Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения. Захочешь – превращусь в название

Блестящей шелковистой ткани я.  (Атлас – атлас)

Мы – для пильщика подставка, мы – для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка нам другое ударение –  Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами. (Козлы – козлы)

–  «Загадки – складки». 

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,   Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

На дворе в кадушке заквакали подружки,  Потом прыг из ушата…Кто же это?  (Лягушата)

        Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,    Обожает морковку… Кто это? (Зайчишка)

Она весну встречает – сережки надевает,  А платьице в полоску. Ты узнаешь… (Березку)

 –  «Загадки – шутки»

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов?  (Ты-к-вы)

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?  (оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?  (он – но)

К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений, расположенных в доме на одном уровне?  (Эта-ж)

В каком местоимении два звука, но одна буква?  (Я)

–  Фонетические загадки

Мама, папа или бабушка?   Кто из них споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?

(В отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки)

Гусли или балалайка?  Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?

(В отгадке ударный слог третий)

Налим или сом?  У какой рыбы нет чешуи?     (В отгадке все согласные звуки звонкие)

Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?

(В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных)

Пулька или Пончик?  Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада?

(В имени коротышки звуков меньше, чем букв)

IV. Использование разнообразных художественных средств в построении загадок

            Все загадки построены на парадоксе. Слово «парадокс» означает неожиданное явление, противоречащее здравому смыслу и расходящееся с общепринятым мнением. И действительно, загадки строятся необычно, а быстрые отгадки являются, как правило, всегда ложными, ибо они нестандартны.

           В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.

         Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:

        Что за зверь в зиму ест, а летом спит,  Тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь. А с места не свезет?

      Нас сразу же заставляют идти по ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нет у рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.

       Вот этот метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, – один из основных приемов построения загадок.

       Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:

Стоит на крыше верхолаз    И ловит новости для нас. (Антенна)

        Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также придумывать загадки самим.

    Алгоритм поиска отгадки может быть таким:

1)     определить, что и где нужно искать;

2)     выделить и объединить возможные признаки;

3)     выдвинуть предполагаемую отгадку;

4)     доказать правильность отгадки.

V. Ценность загадок

            Уже  в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.

         Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.

          Каждая новая загадка, разгаданная человеком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность, прививает вкус к умственной работе.

    Загадка, по словам К.Д. Ушинского,  «доставляет уму  полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к четкой логике, к рассуждению и доказательству

Заключение.

         Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог –     научиться составлять свои загадки.

       Загадка – это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: “Стоит поп низок, на нём сто ризок” (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.

       Что такое загадка – это образ, аллегория. Предмет, скрытый от взгляда, представляется в виде похожих образов и метафор. Человеку всегда необходимо проявить фантазию, логические мышление и умение разгадывать образы. Загадки для детей направлены на то, чтобы научить их сравнениям и образному мышлению. Пятеро братьев – это пальцы одной руки, девица в темнице – красная морковка, а дед, который во сто шуб одет – большая мясистая луковица. Посредством загадок ребенок постигает значение многих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное и новое, но и смешное и забавное.

        Сегодня загадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так было далеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы и окружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевляли многие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которых солнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – с печальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найти корни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными и воспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.

        Исследовательская работа  позволила нам изучить происхождение загадок, их виды и ценность этого  жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работать в группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литература.

           Список литературы      

 1. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.:Просвещение, 1987. –125 с.

 2. Волина В.В. Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5

 3.Герд К.П. К изучению загадок.–Тр.науч. о-во по изучению Вотского края. – М.: Феникс, 1927, вып. 5,  – 124 с.

  4. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003. – №4. – С.33

  5. Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. – №5. – С.38

  6. Крашенинников С.П. Описание земли русской.С Пб., 1755, Т. 1, 246с.

  7.  Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк:  Сталкер, 2006. – 318с.

  8.  Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа. – М.:АСТ, 1967. – С.22

  9.. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. – 260 с.

Тема исследования

Таинственный мир загадок.

Цель исследования

Научиться сочинять загадки

Задачи исследования

  1. Изучить теорию загадки.

  2. Узнать, давно ли появились загадки и с чем связано их появление.

  3. Раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе.

  4. Рассмотреть особенности построения, пути «рождения» загадки.

  5. Сделать вывод.

Гипотеза

Предположим, что загадка – это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть.

План исследовательской работы

  1. Что такое загадка?

  2. История возникновения загадки.

  3. Роль загадок в фольклоре и литературе.

  4. Как «рождаются» загадки?

Результаты исследования

  1. Для того, чтобы ответить на вопрос, что такое загадка, мы обратились к словарям, справочникам, энциклопедиям, сборникам.

Мы выяснили, что загадка – самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества. В русском языке словом «загадка» обозначается всякая неизвестность, которую хочется человеку узнать, открыть, разгадать. Название жанра «загадка» произошло от старинного русского слова «гадати» – думать, рассуждать, угадывать, определять неизвестное. «Гадание» – выяснение чего-то скрытого.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

В толковом словаре Ушакова загадка определяется, как «иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется – разумеется, крапива. Говорить загадками – говорить намеками, чего-то недоговаривая.

В новейшем справочнике школьника понятие загадка – это замысловатый вопрос, требующий ответа.

В детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.

В Большой Российской энциклопедии загадка определяется, как фольклорный жанр малой формы, словесная игра в виде замысловатого вопроса, требующего ответа (отгадки).

В сборнике В.А.Василенко «Русское народное поэтическое творчество» загадка – это краткое поэтическое произведение, в котором умышленно скрывается понятие об известном предмете или явлении. Слушатель должен определить, угадать это понятие.

В книге В.Бахтина «От былины до считалки» загадка – это полезная забава, игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве.

В сборнике Ю.Г.Круглова «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» загадка – это намёк на какой-либо предмет или явление, но не случайный, а подсказанный близким или далёким сходством.

  1. Из истории происхождения загадки.

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. И составление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над предметами, явлениями, действиями.

У всех народов загадки возникли из древней условной магической речи, порождённой запретом называть вещи их именами.

Давным-давно, когда люди боялись и не могли объяснить явлений природы, им казалось, что всюду живут добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Люди верили, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык. Охотники, рыболовы и пастухи, чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Например, сибирские охотники во время охоты на медведицу называли её «коровой», а корову – «шикушей», коня – «долгохвостым». Со временем такие зашифрованные высказывания и превратились в загадки. Их широко использовали для выявления мудрости, смекалки.

Вот перед нами «живые» слова тайного языка. Как они созданы? Вместо животного названы его признаки, свойства: ворон – верховой, потому что летает; кошка любит побыть в тепле, за печкой и поэтому названа запеченкой.

Примеры слов-иносказаний

верховой – ворон;

худая – змея;

тонконогая – овца;

запеченка – кошка;

низкоглядая – свинья.

  1. Роль загадок в фольклоре и литературе.

Созданные народом на протяжении многовековой истории, загадки составляют неоценимое богатство языка. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке наблюдательность, догадливость, сообразительность. находчивость, любознательность, интерес к родному языку, способствует развитию речи, помогает узнавать мир, видеть его по-новому.

В устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: и о животных, и о растениях, и о явлениях природы, и о временах года, и об инструментах, и о школе, и о многом-многом другом.

Загадки – важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учат загадки ребят. Они сближают далёкое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным, заставляют ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами. У детей загадки вызывают положительные эмоции.

Загадка – необходимый атрибут волшебных сказок. Образами народных сказок пронизана русская поэзия. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

  1. Последовательность составления загадки:

Первый шаг –придумать предмет, про который будет загадка.

Выбирается объект, например снег.

Второй шаг – «Видим в первый раз» – следует перечислить все признаки, качества, свойства, действия загаданного предмета, т.е.ответить на вопросы: какой? какая? что делает?

Признаки снега: белый, пушистый, серебристый, холодный.

Третий шаг – «Найдём близнеца»– следует каждый выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета, который надо назвать в загадке, т. е. ответить на вопросы:

кто такой же? на что похож?

Например, снег похож на звёздочку, на мел, на покрывало, на сахар, на мороженое и т. п

.

Четвертый шаг – составить загадку.

Вот что у нас получилось:

Белый, как чистый лист бумаги.

Пушистый, как пуховые варежки.

Холодный, но не мороженое.

Пушистое мороженое весной потекло.

Словно звёздочки сияет,

Покрывалом укрывает

Горы, поле и леса.

Ах, какая красота!

Белый, холодный

Для снеговика пригодный.

Летом журчит,

А зимой молчит.

В небе кружится,

На землю ложится.

Вывод

Проведя исследование, можно сделать следующий вывод, что

загадка учит нас открывать сходство между «далёкими» предметами. Сходство, которое мы обычно не замечаем. И радость отгадывания не только в том, что догадался, какой это предмет, но и в том, что по-новому его увидел. С помощью загадки мы учимся находить общие признаки в непохожих, казалось бы, предметах. Загадка поворачивает мир по-иному, раскрывает его таинственные стороны. И поэтому загадка не стареет. Сформулированная нами гипотеза подтвердилась. В ходе исследования мы открыли много разнообразных толкований понятия «загадка» и все они строятся на скрытом описании особенностей предмета. Создаются новые загадки про новые предметы, рождающиеся у нас на глазах. И опять человек ищет сходство в различном и не перестаёт этому удивляться. Об этом свойстве «похожести» написал Роман Сеф:

На свете всё

На всё

Похоже:

Змея –

На ремешок

Из кожи;

Луна –

На круглый глаз

Огромный;

Журавль –

На тощий –

Кран подъёмный;

Кот полосатый –

На пижаму,

Я – на тебя,

А ты –

На маму.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Исследовательская работа

Какие загадки знают современные школьники?

Автор:

Дружинина Вероника,

ученица 5-б класса

Руководитель:

Девятерикова

Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

г. Верхотурье

2019 г.

Содержание:

Вступление

3-4

Глава 1. «Она будет жить вечно»

 
  1. 1.1. Загадка. Что это такое?

5-7

  1. 1.2. Принципы построения загадок.

7-10

Глава 2. «Что за чудные загадки…»

 

2.1. Анкета-опросник

11-13

2.2. Загадки моей прабабушки

14

2.3. Загадки моих родителей

15-16

2.4. Урок «Загадки и отгадки»

 

Заключение

 

Список использованных ресурсов

 

Вступление

На уроках литературы и риторики мы изучили тему «Загадки». Мы с ребятами узнали, что такое загадка, какие виды загадок бывают. И мне стало интересно, как появились загадки? Кто их придумал? А, может, загадки появились сами? И главный вопрос, который меня интересует: какие загадки знают мои одноклассники?

Гипотеза: современные школьники знают загадки и умеют их разгадывать.

Объект: устное народное творчество

Предмет: загадка

Актуальность

Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы «Какие загадки знают современные школьники?» актуальна.

Практическая значимость исследования

Исследование позволяет расширить кругозор обучающихся, развить интерес к изучению устного народного творчества , формировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её, научиться быстро отгадывать загадки.

Методы исследования:

Работа с литературой, интернет-ресурсами;

Анкетирование;

Беседа;

Анализ результатов исследования.

Цель проекта: узнать, какие загадки знают современные школьники.

Задачи:

Изучить литературу по данному вопросу.

Провести анкетирование среди обучающихся 5 классов, чтобы узнать, что знают ребята о загадках.

Загадать пятиклассникам загадки разных времен (моей прабабушки и моих родителей).

Провести урок по теме «Загадки и отгадки».

Глава 1. «Она будет жить вечно».

1.1. Загадка. Что это такое?

Оказывается, первые загадки появились очень давно. В древности они носили мифическое и символическое значение. Загадки часто использовались в древнерусских сказках. Они считались неким испытанием, прохождение которого приводит к исполнению желаний. Правильно отгадать загадку для героев сказок означало найти ключ решения многих проблем. Неумелое и ошибочное разгадывание загадок, приводило к самых ужасным последствиям.

В Древней Греции существовали оракулы, предсказывающие судьбы. Загадки очень тесно связаны с древнегреческими оракулами. Дело в том, что в предсказаниях оракулов были зашифрованные загадки, разгадав которые можно было узнать свою судьбу.

В современном мире загадки утратили такое мистическое значение. К сожалению, теперь разгадывание загадок не сможет помочь людям узнать свое будущее. А вот прекрасно провести время с друзьями за разгадыванием загадок – вполне возможно!

Что же такое загадка?

В Толковом словаре С.И. Ожегова дано такое определение загадки: «Загадка  — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке» (с.197)

В учебнике литературы для 5 класса написано такое определение: «Жанр фольклора; краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки».

Существуют различные виды загадок. Всего таких групп десять:

1 «Логические»

Логические загадки – это загадки на внимательность.

Например:

Летели три страуса. Одного охотник убил. Сколько птиц осталось?(страусы не летают)

2 «Старинные»

Старинные загадки – это загадки, которые придумали очень давно, и в них используют слова « салазки, изба, отец, мать и т.д »

Например:

Одного отца, одной матери, а не тому и не другому не сын?(дочь)

3 «Анималистические»

Анималистическая – это загадка про животное или птицу.

Например:

Узнать его нам просто, высокого он роста, и видит далеко. (жираф)

4 «Русские народные»

Русские народные загадки – это загадки, которые сочинил русский народ.

Например:

Шубу два раза в год снимает .Кто под шубой гуляет?(бараны, овцы)

5 «С подвохом»

Загадка с подвохом – это загадка с обычным вопросом, но необычным ответом.

Например:

В комнате было 12 котят ,11 цыплят ,2 петуха и 4 курицы . Когда в комнату зашёл человек с собакой. Сколько в комнате стало ног?(ноги только у людей)

6 «Шуточные»

Шуточные загадки – это загадки с чувством юмора.

Например:

Какое имя первой женщины, освоившей летательный аппарат?(Баба Яга)

7 «Про профессии»

Загадки про профессии – это загадки о специальности человека.

Например:

Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (риелтор)

8 «Про предметы»

Загадки про предметы – это загадки, в которой загадывается предмет быта.

Например:

Он – качели и кровать, хорошо на нем лежать,
Он – в саду или в лесу покачает на весу.(гамак)

9 «Про стихии»

Загадки про стихии – это загадки, в которых нужно угадать явление природы.

Например:

 Крашеное коромысло через реку повисло. (радуга)

10 «Про времена года»

Загадки про времена года – это загадки, в которых нужно угадать время года.

Например:

Тает снежок, ожил лужок. 
День прибывает. Когда это бывает?(весна)
1.2.Принципы построения загадок.

Загадка – жанр, восходящий к глубокой древности. Загадка своего рода испытание сообразительности и ума.

Понятие «загадка» восходит к древнеславянскому глаголу «гадати», что значило «думать», «рассуждать». Загадка – это «раскрытие сокрытого». Основной поэтический приём – метафора (уподобление, одушевление). Эту особенность заметил ещё Аристотель, для которого «загадка – хорошо составленная метафора».

Появление загадки как речевого жанра, по-видимому, связано с целой системой запретов, существовавших для древнего человека. Это было своеобразное табу, которые отражали разные стороны человеческой жизни. Например, охотничьи, основанные на уверенности, что животные понимают человеческий язык. Поэтому наши далёкие предки использовали иносказания: не говорили о своих намерениях, не называли орудия охоты и не называли зверей, на которых предстояло охотиться.

Второй мотив – это мотив испытания. По всей видимости, первоначально он был также связан с запретами. При инициации, т.е. испытании подростка при переходе в возрастной разряд мужей, зрелых охотников, скотоводов, землевладельцев и воинов, юноша должен был показать и своё знание условного языка.

Кроме того, появление иносказания связано с верой в то, что тот, кто владеет именем, имеет власть над человеком.

В дальнейшем при помощи загадок испытывали человеческую мудрость и учили мудрости. Загадывание и разгадывание загадок – своеобразное единоборство. Это связано с особым значение слова и отношением к нему древнего человека. Слово само по себе имело силу, и тот, кто владел словом, владел опредёленной силой. Загадки достаточно часто встречаются в сказках, где порой они её композиционно скрепляют. Разгадывание загадок – основа некоторых сказок.

Загадки наиболее древний жанр, так как в нём отражаются мифологические воззрения народа. Одни из самых древних загадки: «Стоит дуб – стародуб, на том дубе – стародубе сидит птица – вереница, никто её не поймает – ни царь, ни царица, ни красная девица» (солнце на небе), «Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце скрало» (роса), «Тур ходит по горам, – турица по долам, тур свистнет, – турица мигнет» (гроза), «Конь бежит, земля дрожит».

В загадке показан предметный мир. По тому, как представлен мир в загадках, в каких образах, насколько красочен и поэтичен язык, можно судить о самом народе, о его культурном уровне. Загадка свидетельствует об определенном психологическом уровне развития данного народа, о логике народа. Также, можно сделать вывод о мировоззрении народа: его отношении к природе, к другим людям, религии. В загадках говорится о многих атрибутах народного (крестьянского) быта. Это загадки об утвари, об орудиях труда, о домашних животных.

Одна из древнейших загадок была выцарапана на стенах храма. Разговаривать в храмах было запрещено, вот загадка на стене и была выцарапана, пусть приятель отгадает: «Голосом железный, камены перси, медяная голова, липовая челюсть, в золоте»… Это Божий храм. Голос у него железный от колоколов, грудь стена каменная, накрыт медным куполом, главою, крыта золотом, липовая челюсть – легкое деревянное крыльцо.

Загадки использовались людьми для передачи закодированной информации. Так, в Новгородской 1-ой летописи под 1016 годом рассказывается о борьбе сыновей Владимира, Ярослава и Святополка. Однажды Ярослав направил разведчика в лагерь противника, который спросил у тайного сторонника: «Что ты тому (Ярослву) велише творити? Меду мало варено, а дружины много?» Разведчик получил ответ тоже в форме загадки: «Рци тако Ярославу: «Да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярослав понял, что дружину нужно в ночь вести в бой».

Конечно, все эти функции загадок остались в прошлом, но и сейчас они нам интересны. Загадки учат творчески и образно мыслить, понимать и пользоваться иносказанием.

Загадка как жанр речевого высказывания имеет свои художественные особенности и структуру. Конечно, это связано с тем, что загадка – это иносказание, намёк, окольная речь, обиняк. Загаданные предметы изображаются посредством других, которые имеют отдалённое сходство с теми, о которых умалчивается.

Основные принципы построения – это принципы замещения, выключения, отрицательного сравнения, противопоставления.

При замещении происходит замена одного предмета или действия другим: «Серое сукно тянется в окно» (дым из трубы). Однако это сходство неожиданное, необыкновенное, замысловатое.

Предмет может прямо не загадываться, а будут перечислены его свойства, по которым и можно догадаться, что это за предмет: «Четыре ноги, а не ходит, спина есть, а головы нет» (стул). Свойства обрисованы так, что выходит нечто необычное и замысловатое.

Иногда в загадках используется переносное значение слова. Но один предмет заменяется другим неожиданно, непривычно, остроумно.

Бывают загадки, в которых предмету даётся имя, звучащее в рифму с другими словами: «Маленький Денис на верёвочке повис». Имя Денис употребляется потому, что это слово рифмуется со словом «повис».

В некоторых случаях загадка рифмуется с отгадкой: «Что в избе Самсон?» (заслон).

Во многих загадках важен звуковой образ, который создаётся с помощью аллитераций и находится в одном звуковом ряде: «Вверх бурды, вниз бурды, по тем бурдам вели бурды» (тканьё).

Виды загадок в соответствии с принципами построения:

Загадки только с точно названными признаками:

Например: Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Опять ляжет в дупло. (Сова.)

Загадки только с зашифрованными признаками:

Например: В золотой тарелке стоят домики, А улицы нет. (Подсолнух.)

Загадки с отрицательным сравнением:

Например: Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко.)

Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками (имеют отрицания и иносказания).

Например: Не украшение, а серебряный, Не пастух, а стадо пасет. (Месяц и звезды)

5. Комбинированные с точно названными и зашифрованными признаками: Например: Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

6. Загадка – вопрос:

Например: Чего не лень делать? (чесаться)

Глава 2. «Что за чудные загадки…»

Нам стало интересно узнать, а знают ли мои одноклассники загадки и умеют ли они их разгадывать.

2.1. Анкета – опросник

Для этого мы составили анкету – опросник.

Анкета-опросник.

1.Что такое загадка?

2.Какие виды загадок вы знаете?

3.Вы умеете загадывать загадки?

4.Вам нравится, когда вам загадывают загадки?

5.Зачем люди загадывают друг другу загадки?
                         Результаты проведения анкетирования среди обучающихся

5 классов
Что такое загадка?

Вывод: к сожалению, почти все опрошенные ребята не знают, что такое загадка (даже после изучения этой темы на уроках литературы)

Какие виды загадок Вы знаете?

Вывод: пятиклассники, в основном, не знают, какие виды загадок существуют, или называют виды, которые не существуют вообще.

Вы умеете загадывать загадки?

Вывод: ребята 5 классов считают, что умеют загадывать загадки.

Вам нравится, когда Вам загадывают загадки?

Вывод: большинство пятиклассников ответили, что им нравится, когда им загадывают загадки, но 10 опрошенных ребят не смогли с уверенностью ответить на этот вопрос.

Зачем люди загадывают друг другу загадки?

Вывод: к сожалению, большинство опрошенных ребят не смогли ответить на вопрос: «Зачем люди загадывают друг другу загадки?», но были очень интересные варианты ответов: «развивать память», «чтобы человек вспоминал слова», «чтобы стать умнее».

2.2. Загадки моей прабабушки

Затем мы загадали ребятам 5 классов загадки моей прабабушки:

1. Лицом – к стене, а спиной к избе (топор)

2. Тяжело, не тяжело, а через избу не перекинешь. (Пёрышко)

3. Одного отца, одной матери, а ни тому и ни другому не сын? (Дочь)

4. Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают. (Полозья)

5. Чего из избы не выгонишь? (Пыль)

После подведения итогов мы получили следующие результаты.

Загадки моей прабабушки (правильные ответы)

Вывод: к сожалению, большинство ребят так и не смогли отгадать загадки моей прабабушки.

Я считаю, что ребята не смогли отгадать загадки, потому что в загадках содержались старинные слова, значения которых ребята, возможно, не знают (например, полозья, изба).

2.3. Загадки моих родителей

Потом мы загадали моим одноклассникам загадки, которые загадывали в детстве мои мама и папа.

1) Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

2) Сидит дет во сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает. (Лук)

3) Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

4) Сто одёжек и все без застежек. (Капуста)

5) Два конца, два кольца, а по середине гвоздик. (Ножницы)

6) Не лает, не кусает, а домой не пускает. (Замок)

7) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки на нее воют, а достать не могут. (Луна)

8) Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)

9) Без окон, без дверей – полна горница людей (Огурец)

10) Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. (Мороз)

                           Загадки моих родителей (правильные ответы)

Вывод: с более современными загадками ребята справились намного лучше. Единственная загадка, которая вызвала затруднения у всех ребят, это загадка «Без окон, без дверей – полна горница людей» (огурец). Мы думаем, что у ребят вызвало затруднение слово «горница». И поэтому на уроке «Загадки и отгадки» я обязательно объясню ребятам лексическое значение этого слова.

Вывод:

После проведения анкетирования и анализа ответов ребят при отгадывании загадок мы определили проблемы:

ребята не знают, что такое загадка;

не знают виды загадок;

мои одноклассники не знают, зачем нужно загадывать друг другу загадки.

И самое главное – ребята не умеют отгадывать самые простые загадки.

Поэтому мы решили подготовить и провести урок по теме «Загадки и отгадки».

Заключение

Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог – научиться составлять свои загадки.

Загадка в древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: “Стоит поп низок, на нём сто ризок” (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.

Сегодня загадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так было далеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы и окружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевляли многие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которых солнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – с печальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найти корни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными и воспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.

Исследовательская работа позволила нам изучить происхождение загадок, их виды и ценность этого жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работать в группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литература.

Список использованных источников:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО Издательство “Мир и Образование”, 2004.- 1200 с.

3. Учебник по литературе для 5 класса под ред. Г.С.Меркина. – М., 2013.

Автор материала: В. Дружинина (5 класс)

Слайд 1Учебный проект

Сборник загадок

Литературное чтение
Работу выполнили
ученики 1 «Б»

класса

Руководитель проекта
Будлянская В.М.

Учебный проект Сборник загадокЛитературное чтениеРаботу выполнили ученики 1 «Б» классаРуководитель проекта Будлянская В.М.


Слайд 2Сначала давайте познакомимся
Это мы – первоклассники

Сначала давайте познакомимся Это мы – первоклассники


Слайд 3Цель проекта – создать сборник загадок.

Задачи проекта:
Изучить необходимую

информацию,
научиться ею обмениваться.
2. Узнать, что такое загадка
3. Дать классификацию загадок
4.

Создать сборник загадок

Цель проекта - создать сборник загадок.  Задачи проекта: Изучить необходимую информацию,научиться ею обмениваться.2. Узнать, что такое


Слайд 4Какие существуют виды загадок?
Учебная проблема-

Что такое загадка?

Какие существуют виды загадок?Учебная проблема-  Что такое загадка?


Слайд 5Этапы работы: – Найти литературу и узнать, что такое загадка,

прочитать как можно больше загадок, классифицировать загадки по темам.

Этапы работы: - Найти литературу и узнать, что такое загадка, прочитать как можно больше загадок, классифицировать загадки


Слайд 6ЗАГАДКА – ЭТО МАЛЕНЬКИЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЁТСЯ СТИХАМИ ИЛИ ОБЫЧНЫМИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ , ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ КОРОТКИЙ И ТОЧНЫЙ ОТВЕТ
Обращаясь к словарям,

мы определили загадку так:

ЗАГАДКА – ЭТО МАЛЕНЬКИЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЁТСЯ СТИХАМИ ИЛИ ОБЫЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ , ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ КОРОТКИЙ И ТОЧНЫЙ


Слайд 7Мы прочитали и отгадали много загадок авторских и народных

Мы прочитали и отгадали много загадок авторских и народных


Слайд 8С Дашей спит в кровати
Соня-баня-катер.
Греет Даню, греет маму
Баки-Таня-реки-яма!
собака
батарея
Понравились нам загадки-звучалки

С Дашей спит в кровати Соня-баня-катер.Греет Даню, греет маму Баки-Таня-реки-яма!собакабатареяПонравились нам загадки-звучалки


Слайд 9Сначала мы тоже загадали свои загадки друг другу,

Сначала мы тоже загадали свои загадки друг другу,


Слайд 10Лучше всех отгадывает загадки
Малафий Настя

Лучше всех отгадывает загадки Малафий Настя


Слайд 11Предлагаем отгадать наши загадки!

Предлагаем отгадать наши загадки!


Слайд 15Так трудно было выбирать!.. Посудите сами

Так трудно было выбирать!.. Посудите сами


Слайд 17Мы сумели создать свой сборник загадок

В нашем сборнике 3 главы.
1. Загадки о животных
2. Загадки об

овощах и фруктах
3. О разном

Мы сумели создать свой сборник загадок      В нашем сборнике 3 главы.1. Загадки


Слайд 18Тайны, которые мы открыли в загадках, научили нас видеть прекрасное,

необычное, в самых обычных предметах. Мы будем разгадывать загадки, постигая

тайны окружающего мира

Тайны, которые мы открыли в загадках, научили нас видеть прекрасное, необычное, в самых обычных предметах. Мы будем


Слайд 19Библиотечный фонд: толковые словари, сборники загадок, энциклопедии, детские журналы.
Интернет-ресурсы
Емельянова

Олеся. Книга загадок для детей. Режим доступа: http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-kniga.html.
Загадайка. Ру. Детские

загадки. Режим доступа: http://zagadaika.ru.
Сайт для учителей и родителей «Внеклассные мероприятия». Режим доступа: http://www.school-work.net/zagadki/pro-veshi.
Шабала Ядвига. Учим детей отгадывать загадки. Режим доступа: http://vscolu.ru

Библиотечный фонд: толковые словари, сборники загадок, энциклопедии, детские журналы.  Интернет-ресурсы Емельянова Олеся. Книга загадок для детей.


Добавить комментарий