Темы проектов по истории. Исследовательские работы по истории
Согласно ФГОС, проекты по истории могут быть выполнены школьниками индивидуально либо в группе из 3-4 человек. Подобная деятельность является обязательной после введения в отечественные школы новых образовательных стандартов.
Современные требования
В настоящее время современное общество экстренно нуждается в творческих, образованных, неравнодушных молодых людях.
Оно предъявляет школе социальный заказ на воспитание мобильной, грамотной личности, которая осознает свою культурную, историческую, духовную принадлежность к стране, понимает свои обязанности и права.
Значимость исследовательской деятельности
Любой творческий проект по истории предполагает применение стандартных знаний в новых условиях. Подрастающее поколение не только учится пользоваться разнообразными историческими источниками, но и формирует навыки ведения научной дискуссии.
Темы проектов по истории могут быть общими, касающимися определенных этапов развития человечества, а также иметь узкое направление — на изучение отдельных событий, периодов, людей. Независимо от вида деятельности, любая исследовательская работа предполагает серьезную и продолжительную подготовку, систематизацию материала.
Структура работы
Темы проектов по истории могут предлагаться научным руководителем, выбираться самими обучающимися. Несмотря на то что содержание работ существенно отличается, есть определенные общие правила, которые необходимо учитывать.
Начинать свою научную деятельность необходимо с продумывания алгоритма действий, выбора темы и цели исследования. На этом этапе допускается помощь педагога, от него напрямую зависит успешность всей последующей работы ребенка.
Первый пример
Например, если школьника заинтересовала история игрушек, важно выбрать определенный объект для изучения. Невозможно в одной работе упомянуть все их виды, собрать сведения о внешнем виде, использовании. История игрушек может быть ограничена в работе одним городом, семьей, временным периодом. Это придает материалу большую важность и значимость, повышает уникальность.
Темы исследовательских работ по истории, касающиеся игрушек, направлены на формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свой город, семью, страну.
Среди методов, которые потребуются для проведения такой работы, отметим: проведение социологического опроса, обзор литературных источников, обработку полученных результатов. Отдельное внимание необходимо уделять оформлению работы.
Второй пример
Если школьник решил разработать проект по истории города, это свидетельствует о его неравнодушном отношении к прошлому своей страны.
Что можно взять для работы? Например, в качестве объекта рассматриваются основные исторические памятники города, время их создания.
Если работа ведется группой школьников, они могут разработать маршрут, в который войдут основные достопримечательности населенного пункта, подробное их описание.
Особенности работы
Темы проектов по истории могут быть связаны с народными традициями, национальными обрядами, семейными фотографиями.
Подобные работы позволяют связать единой нитью сразу несколько поколений, развить в подрастающих россиянах чувство гордости за свою страну. Ребята учатся самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения, устанавливать контакты с другими участниками образовательного процесса.
Темы проектов по истории, которые выбирают младшие школьники, в основном касаются конкретной семьи, города. Старшеклассники обладают большим багажом знаний, поэтому их работы имеют более глобальный масштаб.
Материал для работы
Предлагаем вам темы исследовательских работ по истории. Возможно, они будут интересны подрастающему поколению увлеченных, неравнодушных российских школьников.
- Македонский в эпохе Эллинизма.
- Что мы знаем об Альфреде Нобеле?
- Крепости и замки Англии.
- Прошлое и настоящее английского алфавита.
- Социально-экономическое развитие Греции.
- Атлантида — цивилизация, о которой стоит узнать подробнее!
- Аттика во время распада рабовладельческой демократии в творчестве Аристофана.
- История и значение аэростатов и дирижаблей в России до 1918 года.
- Уникальность Китая.
- История создания славянской азбуки.
- Боевое снаряжение на Руси во времена X–XVI вв. и специфика его создания.
- Боевые искусства в период Древней Руси.
- Борис Годунов: жизнь и значение для страны.
- Что такое Смутное время?
- Быт крестьян в средние века.
- Судьба семьи в истории страны.
- Битва при Фермопилах
- Богатыри в прошлом и настоящем.
- Бородинская битва глазами французов.
- Боги Древнего Рима и Древней Греции.
Примеры исследовательских работ, связанных с Россией
Например, история создания славянской азбуки может стать основой сразу нескольких работы:
- Быт славян.
- Культура и религия.
- Верования славян.
- Волшебный мир древнерусских мифов и легенд.
- Славяне и викинги: особенности отношений.
- Вооружение славян.
- Появление первой письменности.
Поклонники XVII-XX веков вполне могут заняться изучением интересных фактов, связанных с этими историческими вехами:
- Великие личности в отечественной истории.
- Виртуальное путешествие по СССР.
- Влияние времени на популярность исторической личности И. В. Сталина.
- Влияние исторических процессов на формирование советской власти.
- Влияние эпидемий на события, происходившие в России.
- Возникновение русского гуманизма.
- Война 1812 года.
- Выборная власть как фактор повышения уровня жизни российских граждан.
- История имен и фамилий.
- Геральдика: соцветие истории, знаний и искусства.
- Города России в легендах и преданиях.
- Государственные праздники как отражение особенностей политического режима в нашей стране.
- Добро пожаловать в Москву!
- История шахмат.
- Дружба с древнейших времен.
- Женщины в истории нашей страны.
- Жизненный путь Ленина.
- Забытые поморские русские игры.
- Жизнь королевы Екатерины II.
- Как появился Московский край и Москва.
- Завоевание Сибири.
- Иван IV Грозный — первый царь Руси.
- Иван Грозный: портрет личности на основе эпохи.
- Иван Сусанин — настоящий патриот русской земли.
- Важность принятия на Руси христианства.
- Иконопись на Руси.
- История создания Московского кремля.
- Как появились на Руси монеты.
- Русские блины – интересные факты.
- История русских блинов.
- Парусный флот на Руси.
Современные реалии требуют от молодежи логического мышления, навыков работы в команде, планирования самостоятельной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию гармонически развитой личности, которая готова отвечать за свои действия, не будет испытывать затруднений при поиске и обработке потока информации.
Сегодня происходит постоянное увеличение информационного потока в разных сферах знаний. Важно получить навыки быстрого реагирования на все изменения, включая политическую и историческую области.
Подобные навыки формируются в подрастающем поколении именно в ходе проектной и исследовательской деятельности.
Именно поэтому после введения в российское начальное и среднее образование новых образовательных стандартов обязательным этапом стало проведение школьниками самостоятельных исследований или совместных, коллективных творческих проектов.
Такая деятельность позволяет педагогам решать определенные воспитательные и учебные задачи:
- развитие критического и аналитического мышления школьников в ходе творческой деятельности и осуществления учебных проектов;
- поиск талантливых и одаренных школьников и создание оптимальных условий для их полноценного развития;
- воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении российских граждан.
Проектная деятельность помогает детям выбрать свою будущую профессиональную деятельность, избежать проблем в социальной адаптации, достигнуть успехов в учебной и различной внеурочной деятельности.
Примерные названия тем, по которым работы могут быть выполнены учениками обычных общеобразовательных школ, приведены выше. Их, по усмотрению юных исследователей и их научных руководителей, можно изменить либо дополнить.
Любые проекты, связанные с поиском исторической информации о городе, стране, эпохе, выдающейся личности, позволяют педагогам в полной мере выполнять государственный заказ.
Новые реалии предъявляют особые требования , формам отечественного образования, включая и изучение основ истории. Проекты, выполняемые в рамках отдельных тем, станут отличным способом самосовершенствования и саморазвития подрастающего поколения.
Источник: http://fb.ru/article/355539/temyi-proektov-po-istorii-issledovatelskie-rabotyi-po-istorii
Темы проектов по истории для 5 класса | Обучонок
В этом разделе представлены интересные темы проектов по истории для 5 класса, которые расcчитаны на закрепление обучающимися уже полученных знаний по истории и применение их в самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.
В данном разделе учащимся предлагаются актуальные темы исследовательских проектов по истории в 5 классе по фгос, которые побуждают к аналитической работе, поиску информации, подтверждению собственных выводов историческими фактами.
Автор проекта обязан стремиться к объективности утверждений и не переписывать историю на новый лад.
Представленные темы исследовательских работ по истории для 5 класса по фгос заинтересовывают учащихся в дополнительном самостоятельном изучении предмета, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы.
Приведенные ниже темы исследовательских проектных работ по истории в 5 классе школы дают возможность подобрать для изучения тему о древних цивилизациях, великих войнах, административное и политическое устройство Древней Греции, Ассирии, Египта, Китая, проанализировать жизненный путь и деятельность великих полководцев, правителей и других важных исторических личностей.
Темы проектов по истории 5 класс
Боги и герои Древней Греции в искусстве разных вековБуддизм — самая ранняя мировая религий.Великая Китайская стена.Великие изобретения Древнего ВостокаВеликие личности Древнего мира ( на выбор учащегося)Влияние открытий и изобретений на жизнь первобытных людей.
Военно-спортивная подготовка в Древней ГрецииВоины Древней АссирииВойны Древней истории: причины, цель, результат, значение на ход мировой истории, или стран-участниц (Выбрать конкретные войны: Греко-персидские; Пунические и т. д.)Герои греко-персидских войнГород на семи холмах: загадки археологических раскопокГород, забытый историей.
Трагедия Трои.Греческие колонииДревнейшие виды письменности и их дешифровка.Древнейшие виды письменности.Древняя Индия – родина многих сказок и басен о животных.Древняя культура Китая.Загадки Мохенджо-ДароЗаконы джунглей в сказке Редьярда Киплинга «Маугли» и законы Спарты (сравнительный анализ).Знаменитые греки (Перикл, Демосфен).
Знаменитые женщины Древнего мираЗнаменитые сооружения и постройки древности.
Зрелища в Древнем Риме.
Темы исследовательских работ по истории в 5 классе (продолжение)
Изобретения и открытия древних финикийцевИзобретения древних государств и цивилизаций, их значение.Искусство Древнего Египта.Исследование «живых ископаемых» (о племени бушменов в пустыне Калахари).Исторические портреты выдающихся исторических личностей Древнего мира (Гай Юлий Цезарь, Август, Солон, Соломон и др.История в лицах. Александр Македонский.
История Древнего Рима в крылатых выраженияхИстория Древней Греции в крылатых выраженияхИстория костюма разных народов Древнего мира.История крылатых выражений.История наших имен уходит корнями в древний мир.История Олимпийских игр.История открытия гробницы фараона Тутанхамона.Китай – родина шелка и бумаги.Корабли Древнего мираКто такие этруски?Медицина в Древнем мире.
Место истории Древнего мира в исторической науке.Формирование демократии в Древней Греции, её роль в современной жизни.Мода Древнего мира: история костюма и одежды стран древности.Мудрецы Древней Греции (Солон, Пифагор, Фалес). Мудрецы древности о правилах поведения.Особенности Спарты в вопросах воспитания, образа жизни, формировании патриотизма жителей полиса.
Патриотизм греков в войнах с персами.Первобытный зоопарк.Письменность государств Древнего мираПунические войны. Битва при КаннахРелигии мира.
Религиозные воззрения, их влияние на формирование духовно-нравственных ценностей народа (можно сравнительные характеристики религий разных государств, либо конкретного государства в сравнении с другим временным уровнем)Римская армия как образцовое войско древности.Римская армия.Римский календарь.Семь чудес света (заочное путешествие)Сказка становится былью (открытие Троп).
Сокровища ТутанхамонаСпорт и физическая культура в Древнем мире.Театр в Древней Греции – «школа для взрослых»Терракотовая армия Цинь ШихуандиУдивительные греческие храмыУстройство древних государств.Философы Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель)Храмы первых христианЦветы в греческих мифах.Чудеса Древнего ВавилонаЧудеса Древней Греции
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:
Код ссылки на страницу «Темы проектов по Истории»:
Темы проектов по Истории для 5 класса
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/2204]Темы проектов по истории для 5 класса[/URL]
Источник: http://obuchonok.ru/node/2204
Слайд 1
Создание проекта
Слайд 2
Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности. Выполняй проект в следующем порядке: Выбери с помощью родителей и учителя тему; Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.) Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
Слайд 3
Выполни теоретическую и практическую части проекта; Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия; Напечатай графическую часть проекта; Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы; Защити проект;
Слайд 4
Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны , фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Слайд 5
Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы – мотивация
Слайд 6
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Целеполагание
Слайд 7
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач
Слайд 8
Методы и способы «Как?» (мы можем это делать) Выбор способов и методов планирования
Слайд 9
Результат «Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат
Слайд 10
Структура работы: – титульный лист, – оглавление, – введение, – основная часть, – заключение, – список литературы, – приложения.
Слайд 11
Введение Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы.
Слайд 12
Основная часть Указываются методы исследования. Излагаются и анализируются полученные результаты.
Слайд 13
Заключение Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования). Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?
Слайд 14
Список литературы Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц. Интернет-источники так же указываются #http://novyurok.ru/
Слайд 15
Источники: http:// www.openclass.ru/node/94471 http://festival.1september.ru/articles/603308 / И ещё многие ресурсы сети Интернет – по теме проектная деятельность школьников Картинки взяты с сайта yandex.ru
Проект по истории
«Семь чудес света – уникальные памятники Древнего мира»
Выполнила обучающаяся 5 класса Борисичева Виктория
Руководитель проекта: Григорова Л. М
Цель проекта:
Показать уникальность и неповторимость памятников
Древнего мира
Задачи
1. Подобрать и изучить справочный материал о чудесах света, об истории их возникновения и причинах исчезновения.
2. Понять, почему каждое из чудес света уникально и неповторимо.
3. Провести анализ собранного материала, систематизировать его.
4. Презентовать оформленный материал на уроках истории и внеклассных мероприятиях.
Великие пирамиды в Гизе
Египетские пирамиды – гробницы фараонов. Пирамида Хеопса – это самая большая пирамида в мира. Дата начала постройки относится к 2600 г. до н. э. Пирамида занимает площадь большую, чем девять футбольных полей. Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания — 232 м. Для ее сооружения потребовалось более 2 млн. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. Блоки так плотно прилегали друг к другу, что между ними нельзя даже просунуть лезвие ножа. Эта потрясающая постройка удивляет своими размерами и невероятной точностью инженерных расчетов.
ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ
Сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены — мидийской царевны Амитис. Пыльный город Вавилон не шел ни в какое сравнение с зеленой и цветущей Мидией. Именно по этой причине, Навуходоносор II решил построить висячие сады для своей жены. Сооружение состояло из четырех ярусов. На каждом из них было много прохладных комнат, где гуляла царская семья в часы дневного зноя. Своды здания поддерживались 25-метровыми колоннами на каждом ярусе. Укреплённые террасы засыпались землей, толщины которой хватало для того, чтобы там могли расти деревья. Вода для полива подавалась из реки Евфрат наверх при помощи специально разработанного механизма .
ОЛИМПИЙСКАЯ СТАТУЯ ЗЕВСА
Статуя главного греческого бога работы великого скульптора Фидия (466-465 гг. до н. э). Открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки, его ножки — изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.
МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ
Усыпальница царя Карии Мавсола (умер в 353 до н. э., Малая Азия). Мавсол вместе со своей женой – царицей Артемисией решили увековечить свою память по примеру египетских фараонов. Как и другие греческие чудеса света, мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры — цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы самых прославленных скульпторов— Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.
Мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди опустевшего города до XIII в. и был разобран крестоносцами для строительство башни святого Петра (совр. Бодрум в Турции).
ХРАМ АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ
Гигантский храм богини Артемиды был сооружен в VI в. до н. э. 21 июля 356 до н. э. храм Артемиды был сожжен Геростратом. Впоследствии возникло предание, что храм сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии.
Сооружение поражало своими размерами. Ширина – 52 м., длина – 105 м., а высота – 18 метров. Крыша лежала на 127 колоннах и была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных рельефами в человеческий рост.
ФАРОССКИЙ МАЯК
(Александрийский маяк)
Маяк расположен на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии в Египте.
Строителем этого чуда техники был Сострат Книдский. При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные изобретения александрийских ученых. Купол венчает статуя Посейдона высотой около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения. В темное время суток языки пламени, отражаемые водной гладью, были видны на расстояние более 60 километров, позволяя кораблям благополучно миновать рифы. Днем, вместо света использовался столб дыма, заметный также чрезвычайно далеко.
КОЛОСС РОДОССКИЙ
Гигантская статуя бога Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос ( Греция) возведена в 305 до н. э. Гелиос был не просто почитаемым божеством на острове — он был его создателем: солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Статуя бога возвышалась при входе в гавань . Высота статуи – 34 м. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 13 тонн бронзы и 8 тонн железа.
Источники информации
1. А. А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая. история. История древнего мира.- М. «Просвещение», 2016
2. Книга знаний в вопросах и ответах. Москва, «Махаон», 2003 г
3. Детская энциклопедия «1001 вопрос и ответ», Москва, «ОНИКС», 2002
4. Электронная энциклопедия «Кругосвет». 7 чудес.
5. https://ru.wikipedia.org/
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕРНОУСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
Проект
Древний Восток
Исполнители:
Потапова Екатерина,
Лебединская Виктория, Токмакова Кристина, Лебедева Анастасия, Зель
Елизавета,
обучающиеся 5 класса
Руководитель:
Ракинцева
Татьяна Александровна
Белоярский р-н, с. Черноусово
2022 год
Оглавление
Введение
Государства
Древнего Востока
Древний
Египет
Древнее
Двуречье
Финикия
Древняя
Палестина
Ассирийская
держава
Персидская
держава «Царя царей»
Древняя
Индия
Древний
Китай
Заключение
Введение
В 5 классе мы начали
изучать новый учебный предмет, как история.
Наше знакомство с
предметом история началось с большого раздела, который называется
Древний Мир. В этом разделе большую часть занимает Древний Восток, а также
он является синонимом Древнего Мира.
Люди древнего мира были
один на один с природой, каждый день был испытанием, которое если не пройти, то
можно запросто погибнуть. Люди из каждого общества старались найти свои пути
решения к выживанию и в итоге создавались цивилизации. Это означало переход от
первобытного строя к новому уровню развития.
Именно на Востоке зародились
первые цивилизации, именно оттуда наш мир получил много знаний и великих
открытий, которые человечество использует и сегодня. Все
государства Древнего Востока были расположены в Восточном
полушарии (если смотреть на карту). Многие из них существуют в наше время и не
изменили своего названия.
Цель
– изучить цивилизацию Древнего Востока
Задачи:
– Узнать государства
Древнего Востока.
– Познакомиться с народами и их
особенностями.
Государства Древнего Востока
Древний Восток
представляет собой причудливый коктейль различных государств, народов и племен.
Его земли простирались от северных берегов Африки до Тихого океана. Самобытная
культура и впечатляющая история Древнего Востока оказала огромное влияние на
развитие всего человечества.
Древние этносы (народы)
создали письменность, строили города, сформировали могущественные государства с
уникальной культурой, архитектурой, искусством. Центры государственности были
созданы в Азии, Северной Африке, на Ближнем Востоке. Весь этот пестрый и
многообразный мир крупных стран и небольших поселений и есть Древний Восток.
Древний Египет
Государство на берегах Нила расположено в
Северо-Восточной Африке. Примерно за три тысячи лет до нашей эры царь Южного
Египта подчинил себе Северный Египет, объединив всю страну. Он стал носить
двойную корону и называться фараоном. Столицей египетского государства стал
город Мемфис.
Фараон был всесильным владыкой Египта. Ему подчинялись
вельможи. Вельможи выполняли волю своего повелителя. На службе у них состояли
писцы. Они собирали налоги и вели учет. Школа готовила писцов и жрецов. Умеющий
читать и писать казался Египтянам настоящим мудрецом. На египетских папирусах
сохранились математические чертежи. Было хорошо обученное войско. В середине
второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали использовать боевые колесницы.
Самые крупные завоевания совершил фараон Тутмос, около 1500 года до нашей эры.
Граница Египетского царства была отодвинута до реки Евфрат. Египетские пирамиды
являются первым чудом света. Самая высокая – пирамида Хеопса – была построена
около 2600 года до н.э. Ее высота почти 150 метров.
Люди занимались сельским хозяйством, ремеслом, умели
прясть, шить одежду, научились строить каналы и дамбы, научились выращивать
виноград и делать из него вино, из пшеницы делали муку. Египет известен своими
грандиозными сооружениями – пирамидами (огромные гробницы царей). Их более 30,
самые известные расположены на окраине Каира, в Гизе.
Древнее Двуречье
Страна двух рек. Лежит между двумя большими реками –
Тигр и Евфрат. Отсюда и ее название Двуречье. Государство возникло более 5000
лет назад.
Древним народом были шумеры. Многие поселения древних
шумеров, вырастая, превращались в города. Города обычно стояли на берегу реки
или возле канала. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.
В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов. Поэтому все строения,
такие как: дворцы, храмы, дома – сооружали из больших глиняных кирпичей.
Главным городом в Двуречье был Вавилон. Здесь правил Царь
Хаммурапи с 1792 по 1750 год до нашей эры и издавал свои царские законы,
которые все должны были исполнять. По всем этим законам судьи должны были
разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение
законов их постигнет суровое наказание.
В Древнем Двуречье появилось особое письмо –
клинопись. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает
целое слово. В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в
Двуречье было очень сложно.
Финикия
Финикия
– это государство, расположенное на восточном побережье Средиземного моря.
Древняя
Финикия не занимала обширные территории, по сравнению с другими великими
державами древности: Египтом, Вавилоном, Ассирией, Финикия владела
лишь небольшим кусочком суши. На зато корабли финикийцев бороздили все
Средиземное море, бывали на берегах Испании, Греции, Северной Африки и,
возможно, даже выходили в Атлантический океан. Во всех портах Средиземноморья
финикийские купцы вели интенсивную торговлю, а финикийские пираты прославились
своей отчаянной храбростью. Именно с морем была неразрывно связана жизнь
финикийцев, а саму Финикию вполне можно назвать первой великой морской державой
древности.
Природа давала древним финикийцам все возможности для благодатной жизни,
земли, хотя было и немного, но та, что была, славилась своей плодородностью,
влажные морские ветры приносили дожди, делая тем самым ненужным искусственное
орошение. в садах и огородах финикийцев росли финики, оливки, виноград, а по
лугам бегали козы и овцы. Одним словом благоприятный климат Финикии был,
безусловно, одним из главных достояний этой страны.
Самое значимое культурное
наследие древней Финикии для всего мира это алфавит. Именно финикийцы первыми
придумали алфавит в его классическом понимании, распространили его и так он
стал в основе всех существующих поныне систем письма.
Финикийский алфавит – первый
алфавит в истории.
Древняя Палестина
Древнееврейское царство располагалось на восточном
побережье Средиземного моря, в долине реки Иордан. Заиорданье славилось
богатыми пастбищами и скотоводством. Соседи постоянно пытались захватить
плодородные земли.
Правил здесь избранный советом судей первый царь Саул.
Он подчинил себе израильские племена и начал войну с филистимлянами. Он выиграл
множество битв, но его все же убили. И его сыновей тоже. И царем стал
Вифлеемский пастух Давид. Он разгромил и покорил филистимлян. Во время его
правления развивались торговые связи с Финикией, строились города. Давид сделал
столицей Иерусалим.
Затем правление принял его сын – Соломон. в период его
правления Древняя Палестина стала самым мирным и благополучным государством, в
основном, благодаря контролю торговых путей через Средиземное и Красное моря.
Во времена Соломона израильтянам становятся доступны драгоценные камни,
колесницы и предметы роскоши. Он сделал официальной религией единобожие –
поклонение Яхве. Этому божеству был посвящен центральный храм в
богатейшем Иерусалиме.
Жители использовали финикийскую письменность, и
позднее была написана библия.
Ассирийская держава
Ассирия располагается в верхнем течении реки Тигр (где
сейчас Ирак, Сирия, часть Турции и Ирана). Это государство сформировалось во 2
– 1 тысячелетии до нашей эры.
Это самая воинственная держава за всю мировую историю.
В 8 – 7 веках до н.э. ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон,
часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг – в Египет и на север – в
царство Урарту. Ассирийское государство охватывало огромную территорию.
Ассирия – одно из величайших
государств Древнего мира, вошедшее в историю благодаря своим выдающимся
воинским походам и завоеваниям, жестокости, знанию и силы.
Несмотря на то, что ассирийское государство оставило
недобрый след в древней истории, тем не менее, в период своего расцвета оно
имело немало культурных достижений, о которых нельзя не упомянуть.
В Ассирии активно развивалась и процветала
письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя
Ашшурбанипала насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. По грандиозному замыслу царя, библиотека, служившая по
совместительству и государственным архивом, должна была стать не много не мало,
а хранилищем всех знаний, когда-либо накопленных человечеством.
После смерти Ашшурбанапала против Ассирийского
владычества восстали Вавиловяне.
Персидская держава «Царя царей»
После гибели Ассирийской державы все Двуречье
покорилось Вавилонскому царю. Вавилонские войска захватили финикийские города,
Сирию и Палестину и Иерусалим.
В западной части полуострова Малая Азия расположилось
Лидийское Царство. В Лидии в 7 веке до н.э. начали чеканить первую в мире
монету из сплава золота с серебром. Богатство Лидийского царя Креза вошло в
поговорку. К востоку от Лидии простиралось третье великое царство – Мидия.
Племена Персов не подчинились мидийскому царю. Предводителем у них был Кир.
Разгромив мидийского царя, он стал владыкой обширного государства. В 538 году
до н.э. Кир Великий захватил Вавилон, а его сын в 525 году до н.э. захватил Египет.
Самый могущественный правитель Персии Дарий Первый собирал налоги со всех
государств.
Персидская держава поглотила почти все государства.
Она стала именоваться «царство стран», а сам властитель – «великий царь, царь
царей».
Персы вошли в мировую историю не только своими
победами и успехами в управлении державой. Они сделали государственной религией
новое учение – зороастризм. Его пророк Заратустра учил бороться со злом и
почитать бога света Ахура-Мазду. Поклонники зороастризма существуют и в наши дни,
хотя их число невелико.
Древняя Индия
Индия занимает всю площадь полуострова Индостан, в
Южной Азии. Ее омывает Индийский океан, Бенгальский залив и Аравийское море, а
с севера самые высокие горы в мире Гималаи. Из-за этого два месяца в году –
июль и август – в Индии льют дожди. Жители с большим уважением относились к
водной стихии. Самую полноводную реку – Ганг, они считают священной. На берегах
Ганга расположились джунгли. В заболоченных долинах индийцы сажали рис, он
любит влагу. Выращивали сахарный тростник и хлопчатник. Из него изготовляли
ткани. От древних индийцев получили цифры, которые привычны и нам. А также были
изобретены шахматы.
В первой половине 2 тысячелетия на территорию Индии
прибыли племена ариев. Постепенно образовался единый индийский народ. Они
верили, что звери, птицы, насекомые чувствуют и разговаривают между собой,
верят в переселение душ. Они поклонялись слону. Одним из главных богов был
мудрый Ганеша с головой слона. С почтением и любовью относились к корове.
Каждый индиец с рождения принадлежал к одной из четырех
каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Каждая каста произошла из
какой-либо части тела бога Брахмы. Неравенство между кастами считалось у
индийцев естественным и вечным. Но вера в переселение душ порождала надежду у
людей низших каст. Только Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное
не происхождение, а личные достоинства человека.
Древний Китай
Китай был изолирован от соседних стран
Востока великими горами, но это не помешало людям заселить эту
территорию.
Древний Китай – одна из мощнейших цивилизаций, находится
в Восточной Азии. На ее территории протекают две реки – Хуанхэ и Янцзы. На этой
обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто
враждовали, но жители считали себя одним народом. Они имели сходные языки,
письменность, верования и обычаи. Об этих обычаях рассказывал мудрец Конфуций.
Высшая добродетель – уважение к старшим. Как и другие, они верили в
сверхъестественных существ: богов, духов, драконов. Самым высшим существом было
Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном Неба,
а империю – Поднебесной. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди, то есть «первый
император Цинь». Объединение Китая произошло в 221 году до н.э.. В своем указе
император объявил, что его сын будет именоваться «второй император». Потом
будет править третий и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуан
провозгласил, что теперь после его победы, «мир будет длиться вечно». Однако, когда
войны внутри страны закончились, он начал совершать походы на соседние страны.
На четыреста километров к северу отогнали китайцы кочевников. А на юге на
побережье Южно-Китайского моря местные жители сами уходили в горы. Чтобы
удержать отвоеванные земли, построили Великую Китайскую стену. Чтобы люди не
роптали, их держали в постоянном страхе: били за любую провинность или отрезали
нос. За проступок одного человека наказывали всех его родственников. И даже
несколько семей соседей. На них ставили клеймо и отправляли на строительство
Китайской стены. Но терпение народа истощилось, люди собрались в отряды и
восстали. Новым правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.
Великими изобретениями китайцев считается изобретение
бумаги и компаса. А часть Великой Китайской стены сохранилась до наших дней и
является объектом Всемирного наследия.
Заключение
История Древнего Востока охватывает историю всего древнего мира.
Можно выделить основные составляющие развития Древнего Востока:
·
Сформировано производящее хозяйство, также модель экономики.
Производство производило продукцию, которая продавалась. Соответственно люди
получали продукт, и экономика развивалась;
·
Общество начало разделятся на слои, ведь в государствах появилась
возможность скапливать богатства у одних людей, а у других забирать его. Кроме
появились институты, отвечающие за недвижимость;
·
Появились органы права, которые помогали разрешать конфликты между
людьми. Теперь спорные вопросы разрешались с помощью законов, а не обычаев
предков;
·
В государствах начали появляться огромные сооружения, которые в
свою очередь являлись демонстрацией силы и величия. Например, пирамиды в Египте
или огромные дворцы и гробницы;
·
Создана письменность, что способствовало передаче информации
будущему человечеству. Письменность является огромным прогрессом в истории
развития Древнего Востока и не только.
Если проанализировать историю с тех времен и до сегодняшних дней,
то можно сказать, что общество развивается так, как когда-то развивались
государства Древнего Востока.
Знакомится с народами Древнего Востока нужно с второй половины 4
тысячелетие. Общество формировалось в долинах Нила. А заканчивать изучать
народы необходимо в 30-хх годах 4 века. В эти годы Александр Македонский
захватил Ближний Восток, некоторые части Азии, Индии и Иранское нагорье. Азия,
Индия и Дальний Восток можно до периода 3-4 века нашей эры. Именно в это время
древнее общество заканчивает существовать, приходит общество феодальное.
Выходит, что история Древнего Востока охватывает почти 3 тысячелетия.
Скачано с www.znanio.ru
Автор работы:
Ткаченко Пётр Валерьевич
В детском проекте по истории «Жилища древнего человека» ученик 5 класса школы собирает сведения о жизни первобытных людей, а в особенности о видах жилищ, в которых проживали древнейшие люди. Автор анализирует внешний вид первобытных построек и их обустройство.
- Подробнее о Проект “Жилища древнего человека”
Автор работы:
Мокрецова Виктория
Индивидуальная исследовательская работа по истории на тему “Роль искусства в годы Великой отечественной войны” посвящена изучению произведений искусства: плакатов, песен, картин – созданных в период 1941 – 1945 гг. и отражающих военную действительность.
- Подробнее о Роль искусства в годы Великой отечественной войны
Автор работы:
Денисов Алексей Вадимович
В детском проекте по истории «Родословная моей семьи» ученик 5 класса собирает сведения и проводит самостоятельное исследование своей родословной как по мужской, так и по женской линии, составляет генеалогическое древо смешанно-нисходящего варианта.
- Подробнее о Проект «Родословная моей семьи»
Автор работы:
Даниличев Яков
В детском проекте по истории «Пирамиды» ученица 5 класса дает определение понятию «пирамида», изучает историю Древнего Египта, рассматривает сведения из истории создания и назначения египетских пирамид, дает описание самым популярным из них.
- Подробнее о Проект «Египетские пирамиды»
Автор работы:
Гарина Сюзанна
Представленная готовая исследовательская работа по истории и проект по обществознанию на тему “Прошлое и настоящее: Олимпийские игры” раскрывает общее и разное в организации и проведении Олимпийских игр в древности и в современности.
- Подробнее о Прошлое и настоящее: Олимпийские игры
Автор работы:
Савельичев Александр
Представленная автором исследовательская работа по истории на тему “Изобретения и открытия в жизни первобытных людей” раскрывает основные исторические данные о жизнедеятельности первобытных людей, охоте, орудии и их жилищах.
- Подробнее о Изобретения и открытия в жизни первобытных людей
Автор работы:
Балеу Дарья Игоревна
В исследовательской работе по истории “Сироты военного времени 1941-1945 г.г.” отражены данные о сиротах военного и послевоенного времени. Исследование проведено после прочтения дневника Тани Савичевой, девочки которая увидела самые страшные дни блокадного Ленинграда.
- Подробнее о Сироты военного времени 1941-1945 г.г.
Автор работы:
Малеева Александра
В своей исследовательской работе и проекте по истории об истории книги я постараюсь понять и объяснить роль и ценность книги для человечества в целом и человека в частности, показать людям как важно ценить труд создателей книги. Итог работы – самодельная книга с произведениями собственного сочинения.
- Подробнее о Исследовательская работа “История книги”