Как составить проект по математике 2 класс оригами

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проект «Оригами и математика»Выполнили: учащиеся 2 класса МБОУ «Новообинская...

    1 слайд

    Проект «Оригами и математика»
    Выполнили: учащиеся 2 класса МБОУ «Новообинская СОШ»
    Руководитель: Русина Н.В.

  • Актуальность: В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учё...

    2 слайд

    Актуальность: В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учёбе, и в частности к математике. Чтобы привлечь внимание учащихся к математике мы решили в своём проекте показать, что математика – это творческая наука.
    Проблема: слабеет интерес к математике.
    Гипотеза: Помогает ли оригами повысить интерес к математике?

  • Цель: повысить интерес к математике используя технику оригами
Задачи:
1. Изуч...

    3 слайд

    Цель: повысить интерес к математике используя технику оригами
    Задачи:
    1. Изучить происхождение оригами и связь этого искусства с математикой.
    2. Пронаблюдать интерес к урокам математики.
    3. Вывод по исследованию.

  • История оригамиРодина оригами – Япония. На японском языке ОРИ – сгибать, ГАМИ...

    4 слайд

    История оригами
    Родина оригами – Япония. На японском языке ОРИ – сгибать, ГАМИ – бумага. Если сложить эти два слова, получится ОРИГАМИ – искусство сгибать бумагу.
    Начиная с конца 16 века оригами превратилось в любимое развлечение японцев.

  • Азбука оригамиВ основе оригами лежит квадрат
Сначала нужно познакомиться с ге...

    5 слайд

    Азбука оригами
    В основе оригами лежит квадрат
    Сначала нужно познакомиться с геометрическими фигурами

    Научиться следовать инструкциям, читать схемы.

  • Условные обозначения оригами

    6 слайд

    Условные обозначения оригами

  • В настоящее время существует несколько основных видов и техник в оригами. Тр...

    7 слайд

    В настоящее время существует несколько основных видов и техник в оригами.

    Традиционное (классическое) оригами – для изготовления фигурок используется квадрат.

  • Модульное оригамифигура собирается из многих одинаковых частей (модулей), яв...

    8 слайд

    Модульное оригами

    фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей), является одной из популярных разновидностей оригами

  • Смешанное оригами  – фигурки делают из листов бумаги различной формы.

    9 слайд

    Смешанное оригами – фигурки делают из листов бумаги различной формы.

  • Мокрое складывание— техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и ис...

    10 слайд

    Мокрое складывание

    — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Мастер первым придумал зарисовывать схемы складывания фигурок

  • Искусство оригами тесно связано с математикой.Все фигуры в оригами выполняют...

    11 слайд

    Искусство оригами тесно связано с математикой.

    Все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов.
    При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление угла и отрезка на части.
    Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи.

  • Задачи решаемые с помощью оригами

    12 слайд

    Задачи решаемые с помощью оригами

  • Успеваемость по математике 2 класс

    15 слайд

    Успеваемость по математике 2 класс

  • Наши работыоригами «Цветы» – Малахова Даша, Веретенникова Света

    16 слайд

    Наши работы
    оригами «Цветы» – Малахова Даша, Веретенникова Света

  • Оригами «Техника» – Шматов Егор, Семичев Никита

    17 слайд

    Оригами «Техника» – Шматов Егор, Семичев Никита

  • Оригами «Животные» – Скулов Артём, Фомин Ярослав

    18 слайд

    Оригами «Животные» –
    Скулов Артём, Фомин Ярослав

  • Оригами «Птицы» – Кошубаев Максим, Омаралинов Айдар

    19 слайд

    Оригами «Птицы» –
    Кошубаев Максим, Омаралинов Айдар

  • Вывод:Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей осн...

    20 слайд

    Вывод:
    Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами, можно выйти за границы стандартной программы по математике в начальной школе и познакомиться на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве. Наша гипотеза подтвердилась.

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    22 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • источникиhttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/63/637/63637715_2caa93...

    23 слайд

    источники
    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/63/637/63637715_2caa93e66836.png – веточка
    http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/353658/?page=1 – узор

                                    МКОУ Субботниковская ОШ

Выполнили:

 Денисова А.

Ильин М.

Кузьмин К.

Цепетов К.

2 класс

Руководитель: Синицына И.М.

                                                                           2019год

                                                                               д. Субботники

            Гипотеза: Искусство оригами связано с математикой.

Цель проекта:

  • Познакомиться с историей искусства оригами
  • Учиться работать с дополнительной литературой
  • Сделать оригами с учителем, а затем самостоятельно.
  • Установить связь искусства оригами и математики
  • Повысить интерес к математике используя технику оригами

Предмет и объект исследования

 Объект: связь искусства оригами и математики.

Предмет: математика, окружающий мир, технология.

Методы исследования:  поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы).  Практическая работа.

Для достижения цели и проверки гипотез необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературные источники по теме нашего исследования.

2. Составить экспериментальную модель из модулей.

 3. Провести измерения и необходимые вычисления.

4. Создать работу, частью которой является оригами.

 4. Сделать выводы о проделанной работе.  

Продолжительность проекта: 2 недели.

                                          Оригами

Давно смотрю влюбленными глазами

На древнее искусство – Оригами.

Здесь не нужны волшебники и маги,

Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги

И постараться что-нибудь сложить

1. История появления бумаги

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем.  Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

2. Что такое ОРИГАМИ?

  • в переводе с японского

означает “сложенная бумага”.

  • ОРИ – сложенный мгновенно

КАМИ – божественная бумага

История оригами

Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги, древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Первые необычные фигурки, сложенные из листов бумаги появились в монастырях. В японском языке слово «Бог» и «бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Бумажные фигурки имеют символическое значение. И не только японцы использовали бумагу для складывания – задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте –

оригами.

Родина оригами – Япония. На японском языке ОРИ – сгибать, ГАМИ – бумага. Если сложить эти два слова, получится ОРИГАМИ – искусство сгибать бумагу.

Из бумаги можно сложить различные фигурки животных, птиц, и многое другое.

В оригами существует три основных течения: первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат. Второе течение – модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы. Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.

Азбука оригами. В основе оригами лежит квадрат Сначала нужно познакомиться с геометрическими фигурами, научиться следовать инструкциям, читать схемы.

Значение оригами для нас

  • учит   различным приемам работы с бумагой;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  • стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;    
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер;
  • помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • развивает художественный вкус и творческие способности;    
  •  способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности;
  •  совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.           

Оригами и математика Японская мудрость гласит: “Великий квадрат не имеет пределов”. Попробуй простую фигурку сложить, И вмиг увлечёт интересное дело. Фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек соприкосновения оригами с математикой.  

                                   Практическая часть

Простая рыбка из цветной бумаги.

Это, наверное, одна из самых простых моделей оригами, которую могут сделать и дети 5-6 лет. На такой поделке можно отрабатывать навыки конструирования из бумаги.

Возьмите квадратный лист бумаги и сложите его по диагонали. Разверните и снова сложите лист по второй диагонали. Теперь разверните лист.

Сложите его пополам.

В итоге получится квадрат с дополнительными линиями

Возьмите руками за две противоположные стороны и тяните их внутрь. Фигура складывается. В итоге получается вот такая заготовка.

Верхний уголок загните вниз, а нижний – вверх. В итоге должно получиться, как на фото.

Переверните рыбку и раскрасьте ее фломастерами.

  С такими рыбками можно сделать аппликацию, наклеив их на лист картона и добавив водоросли, ракушки и другие подводные объекты.

На этом этапе ученики сообщают о видах рыб и их образе жизни.

Мы изготовили рыбок для поделки используя технику ОРИГАМИ.

В этой технике получились прекрасные цветы для акции «Белый цветок»

Заключение

  • Самыми дорогими подарками являются те, которые сделаны своими руками. Только такие подарки индивидуальны, других таких нет.
  • Такое занятие развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, формирует определённые навыки и умения, которые могут пригодиться в практической деятельности.

Таинственный мир превращенья бумаги…

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказки своими руками.

И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ

                                             Оценка изделия

  • Цель достигнута.
  • Материалы доступны
  • Технология изготовления посильна
  • Эстетически красиво.
  • Развивает мелкую моторику рук
  • Эстетическое удовольствие.
  • Знакомство с новым видом искусства.
  • Самовыражение через творчество.
  • Работа с экологически чистым материалом.
  • Безотходное дешевое производство.
  • Творчество объединяет всю семью.   

Вывод: Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами, можно выйти за границы стандартной программы по математике в начальной школе и познакомиться на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве. Наша гипотеза подтвердилась.

Используемая литература и сайты.

  • 1.Обучающие видео-ролики на сайте www . youtube . ru
  • 2. Т.Б Сержантова .Оригами. Базовые формы .Москва Издательство «Айрис-пресс», 2011
  • 3. Серия “Золотая библиотека увлечений”.Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.-М.:АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2010. 4.Серия “Мастер-класс”.Оригами/ авт.-сост. М.П.Згурская.-Харьков: Фолио, 2011.
  • Интернет-ресурсы

stranamasterov.ru

Руководитель: 

Кузнецова Елена Григорьевна

Учебный творческий проект по технологии «Оригами и математика» направлен на самостоятельное изучение учащейся 2 класса истории происхождения и развития искусства оригами и нахождение связи между оригами и математикой, применение знаний из области математики в создании фигурок оригами.

Подробнее о проекте:

В ученическом проекте «Оригами и математика» можно подробнее узнать о видах оригами, изучить методы создания каждого вида оригами, ознакомиться с практическим применением математических законов в оригами,

В процессе творческой работы по определению взаимосвязи оригами и математики ученица 2 класса начальной школы решает головоломки с оригами, применяет основные знания по математике в практике сложения бумаги. Выполненная работа может служить образцом для выполнения творческого проекта по оригами и математике в 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 классе школы.

Оглавление

Введение
1. История оригами.
2. Виды и техники оригами.
3. Оригами – это математика.
4. Взаимосвязь основ оригами и математики.
5. Головоломки и оригами.
Заключение
Список литературы

Введение

Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

Единственный рабочий материал – это бумага. Единственный инструмент – руки.

Уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры. При этом готовую фигурку я могу преподнести в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными героями сказок.

Приобретенные во время складывания навыки можно использовать на уроках по математике и конструированию. При изготовлении фигурок оригами развиваются воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается вкус, аккуратность, трудолюбие, что и делает изучение использования оригами актуальным для исследования.

Я заметила, что, складывая фигурки оригами, сталкиваюсь математическими понятиями. Мне стало интересно, как связаны таинственное искусство складывания фигурок из бумаги оригами и давно интересующая меня математика.

Гипотеза: Искусство оригами тесно связано с математикой.

Цель проекта:

  • Изучение оригами, его происхождение.
  • Доказать связь оригами и математики.

Задачи проекта:

  1. Изучить историю оригами.
  2. Проанализировать связь оригами и математики.
  3. Показать практическое применение математических законов в оригами.

Методы исследования:

  1. Практическая работа.
  2. Поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы).

Итог: провести мастер-класс на факультативе по математике.

Актуальность темы:

В 7 классе мне предстоит изучать такой предмет, как геометрия. Я думаю, что для изучения геометрии нужно уметь читать чертежи, знать основные геометрические фигуры.

Как мне кажется, сложнейшей проблемой в понимании геометрии остаётся проблема пространственного мышления. Бернард Шоу говорил: « Если просто учить чему – нибудь человека, он никогда ничему не научится». Мы учимся на делах!

В голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике. Поэтому, если мы чему-то учимся, необходимо делать всё самому. А искусство оригами как нельзя лучше походит по возрастным категориям. Может быть, поэтому мастера оригами говорят, что при складывании фигурок голова работает руками.

История оригами

В истории происхождения оригами многое до сих пор остается неясным. Часть историков утверждает, что искусство оригами впервые появилось в Китае, непосредственно связывая его с появлением бумаги. Однако, доказательств в пользу того, что китайцы использовали бумагу, чтобы складывать из нее фигурки, не найдено.

Другие ученые утверждают, что оригами проистекает из Японии и, что еще до появления бумаги, японцы складывали фигурки из ткани и других материалов. Так или иначе, именно в Японии, благодаря ее культурным особенностям, стремлению увидеть красоту, скрытую в каждой вещи, оригами получило широкое распространение.

Официальной датой “появления” бумаги в Китае считается 105 г. до н.э.. Тогда же император Хен Сюай издает специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма бумагу. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги в течение 500 лет. Технологию ее производства было запрещено вывозить за границу под страхом смертной казни.

Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был “богат знаниями и умел делать бумагу и тушь”, добирается до Японии, и раскрывает секрет бумагоделия. Спустя столетие японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.

Первые оригами появляются в синтоистских храмах. Жители Японии придают бумаге особое значение и наделяют ее большой ценностью. Бумага изготовляется из дерева, а вырубать деревья японцам строго-настрого запретили предки. У синтоистов принято верить, что в каждом предмете и явлении живет «ками» – маленькое божество. Оно поселяется и в бумажных фигурках, которые используются при совершении ритуалов и обрядов.

По сей день, жители Японии складывают «ката-сиро» – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; бумажные амулеты «гофу»; и «нагаси-бина» – мужчину и женщину в кимоно, как символ семейной гармонии.

В периоды Камакура (1185–1333 гг.) и Муромати (1333–1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократии и придворным предписывается обладать определенными навыками в искусстве складывания. Японцы использовали бумажные фигурки для того, чтобы передать то или иное послание другому человеку.

Например, записки, сложенные в форме бабочки, журавля или цветка были символом дружбы и доброго пожелания. Уроки оригами становятся обязательными при обучении самураев. Листы бумаги, на которых написано послание, складываются в причудливые фигуры. Только человек, владеющий искусством оригами, может аккуратно развернуть и прочитать послание, не предназначенное для посторонних глаз.

Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В периоды Адзути-Момояна (1573–1603гг.) и Эдо (1603–1867гг.) бумага перестает быть предметом роскоши и оригами начинает распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста – четыреста лет назад, изобретается ряд фигур, которым суждено было стать классическими. Среди них и японский журавлик «цуру» – традиционный японский символ счастья и долголетия, а теперь и международный символ свободы и мира.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Первым японским изданием по оригами считается книга «Сенбадзуру ориката», которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия “как сложить тысячу журавлей” указывает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной единственной модели – журавлика в самых разнообразных ее вариациях. Именно это время характеризуется началом «демократизации» оригами – превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг.

Новый этап в развитии оригами относится ко второй половине XX века и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Акиро Йошизава работал на машиностроительной фабрике, где помимо основной работы, ему поручили учить новичков читать чертежи. При этом он начал активно использовать оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызывали неподдельный интерес и Акире Йошизаве предлагают выступить на съезде профсоюза с рассказом о роли оригами в образовании.

Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новый поворот в истории оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны. Среди детей, страдающих от последствий облучения и обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни – журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. Волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом – бумажными журавликами.

Движение «1000 журавликов» вызвало интерес к оригами по всему миру: стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов; каждый год проводятся выставки и конференции.

Неосторожно будет утверждать, что искусство складывания бумажных фигур был незнакомо европейским странам до середины XX века. В связи с этим, особо следует упомянуть об истории развития складывания в Испании, которая может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – “пахариты”.

Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахарита» (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании “делать пахариты”, а сами фигурки – «различные другие пахариты».

Виды и техники оригами

Оригами – целый мир, который можно выразить с помощью души и бумаги. Существует несколько видов оригами, на которых и базируется все творчество.

Простое оригами

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Плоские оригами называют также односторонним оригами: предмет определяется только с одной стороны. Обычно такие изделия используются для аппликации. В этом случае используется клей.

Мокрое оригами

Мокрое складывание – техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов – в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу

Бумага смачивается водой, от этого она становится более пластичной. В результате работы со смоченной бумагой получаются плавные формы. Изделия похожи на папье-маше.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Модульное Оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей).

Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. Основой кусудамы, как правило, является какой-либо правильный многогранник (чаще всего куб, додекаэдр или икосаэдр). Несколько реже за основу берётся полуправильный многогранник.

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. creasepattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели.

Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Наноригами

Сложная разновидность оригами. Это трёхмерный конструктор с малюсенькими элементами. Принципы наноригами используются в нанотехнологиях.

Фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, пяти-, шести-, восьмиугольников, и даже круга.

То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой.

Киригами

Вид работы с бумагой при помощи ножниц. Ножницы дают большую свободу действий и более чёткие формы.

Оригами – это математика

Многие считают, что оригами это забава, с помощью которой люди создают различные фигуры, но очень многое в оригами связано с математикой. Оригами связано с геометрией, оригами, как наука, способна изумить нас формами, о возможности существования которых, мы, может быть, и не догадывались.

В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике. Американский педагог Ф. Фребель уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе.

Первые попытки использовать оригами в педагогической практике в Европе справедливо связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Вильгельма Августа Фребеля (1792-1852).Именно он в начале XIX века начал создавать детские сады, а затем и школу. Фребель считал Природу лучшим учителем. Он сам сначала был лесником, очень любил и ценил природу и поэтому не хотел, чтобы в школе дети занимались зубрёжкой.

Например, основы геометрии он предлагал изучать не с помощью циркуля, линейки и некоторых понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Он активно внедрял оригами в педагогический процесс.

Идеи Фребеля и сегодня очень интересны. Не удивительно поэтому, что в наши дни оригами продолжает играть определённую роль в развитии и воспитании. Оригами способствует активности, как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук.

В конце XX века возник новый термин «оригаметрия», обозначающий область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания.

В наше время оригами с математической точностью шагает по планете семимильными шагами. Ученные придумали использовать приёмы оригами в космосе, а именно Миура-ори — схема жесткого складывания, которая использовалась для развертывания больших установок солнечных батарей на космических спутниках.

Математика это одна из сторон оригами и наоборот оригами является одной из направляющих математики.

Взаимосвязь основ оригами и математики

«Великий квадрат, не имеет пределов
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг привлечёт интересное дело…
»
А.Е. Гандаенко.

Большинство классических моделей в оригами выполняются из квадрата. В процессе изготовления простых моделей мы знакомимся с очень нужными понятиями.

оригами математика 1

Деление на части является основами раздела математики – геометрии!!!

оригами математика 2

С помощью сгибов из квадрата можно получить другие правильные многоугольники.

оригами математика 3

С помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости. Значит оригами действительно связано с математикой. Продолжая исследование, складывая модульные конструкции, я пришла к выводу, что они напоминают геометрические тела. И я погрузилась в оригаметрию! Оригаметрия – раздел, который связывает искусство оригами с математикой.

Головоломки и оригами

«Форма, объём, изгиб, или складка,
И что белый лист без движенья – загадка…
Число уложений и упаковок
Вводит нас в мир головоломок.
И радует магия дивных творений,
Мир оригами, чудо свершений!
»

С помощью оригами можно сделать математические головоломки.

оригами математика 4

оригами математика 5

оригами математика 6

Заключение

В процессе создания проекта мы узнали историю возникновения оригами, рассмотрели взаимосвязь оригами с математикой.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый предмет народных праздников во многих странах мира. В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами, учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике.

Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Для нас оригами продолжает оставаться увлечением, которое смогло окунуть нас с головой в этот удивительный мир! С помощью оригами есть возможность показать, что математика не сухая наука, а красота и гармония.

Оригами и математика, словно две сестры, которые не терпят неточности и поспешности. Само оригами дает полет фантазии, а математика эту фантазию облачает в платье науки.

По результатам моего творческого проекта об оригами и математике исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась – искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.

Список литературы

  1. «Забавные фигурки. Модульное оригами». Проснякова Т.Н.-М.:АСТ- ПРЕСС. КНИГА. 2011г.(Золотая, библиотека увлечений).
  2. «Оригами. Орнаменты, кусудамы, многогранники». Весновская О.В. Чебоксары, 2003 г.
  3. «Правильные многоугольники в оригами». Белим С.Н, Белим С.В. Омск. 2003 г.
  4. «Задачи по геометрии, решаемые методами оригами». Белим С.Н. М.: изд. «Аким». 1998г.
  5. «Энциклопедия оригами для детей и взрослых». С. Ю. Афонькин, Е.Ю.Афонькина.-С-Пб. «Кристалл» ,2000г.
  6. «Оригами. Волшебный квадрат». С. Ю. Афонькин, Е.Ю.Афонькина. Москва, «Аким».2002г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Проект для 2 класса “Оригами” сделать самостоятельно не сложно. Его можно разбить на несколько частей:

Часть 1. Здесь нужно написать, кто автор проекта и какие цели он имеет. Это может быть:

  • изучение истории оригами;
  • знакомство с работами известных мастеров;
  • обучение этой технике работы с бумагой или создание конкретной модели (журавля, лягушки).

Часть 2. После этого нужно привести информацию об оригами: история искусства, откуда оно к нам пришло и т.д. Также необходимо указать, что все изделия сопровождаются инструкциями, в них есть свои условные обозначения. Чтобы изделие получилось красивым и правильным, их следует соблюдать и выполнять все работы аккуратно.

Вот на слайдах достаточно информации для этого раздела.

Часть 3. Это уже более наглядная часть. Здесь можно показать примеры работ, выполненных в разной технике. Это важно, чтобы понять красоту этого искусства.

Часть 4. Здесь следует показать примеры собственных работ – одного ученика или целого класса. Лучше сделать несколько поэтапных фотографий: от листа бумаги до готового изделия.

Представить это можно таким образом.

Часть 5. Здесь я бы поставила слайд о значении оригами, какие качества оно развивает, какую пользу приносит, чему учит. Например:

Проект Оригами и математика 2 класс

ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ «ОРИГАМИ» Выполнила ученица 2 « Б » класса Зезюля Маргарита Учитель: Лукутова Ирина Ильинична

ПРОЕКТ

ПО МАТЕМАТИКЕ

«ОРИГАМИ»

Выполнила ученица 2 « Б » класса Зезюля Маргарита

Учитель: Лукутова Ирина Ильинична

Проект по математике «оригами» Задачи: собрать сведения об искусстве оригами. Цель: узнать о технике оригами; познакомиться с различными видами оригами. Объект исследования : оригами Предмет исследования : техника оригами. План работы : 1.  Изучить историю возникновения оригами. 2. Изучить различные виды оригами и технику их выполнения. 3. Оформить проект.

Проект по математике «оригами»

Задачи: собрать сведения об искусстве оригами.

Цель: узнать о технике оригами; познакомиться с различными видами оригами.

Объект исследования : оригами

Предмет исследования : техника оригами.

План работы :

1.  Изучить историю возникновения оригами.

2. Изучить различные виды оригами и технику их выполнения.

3. Оформить проект.

Содержание:   1.История возникновения оригами. 2. Искусство оригами. 3. Поверье в Японии. 4. Условные знаки и базовые формы оригами. 5. Виды и техника оригами. А) простое оригами Б) модульное оригами В) складывание по развертке Г) мокрое складывание 6. Использование оригами в современном мире. 7. Это интересно. 8. Значение оригами.

Содержание:

1.История возникновения оригами.

2. Искусство оригами.

3. Поверье в Японии.

4. Условные знаки и базовые формы оригами.

5. Виды и техника оригами.

А) простое оригами

Б) модульное оригами

В) складывание по развертке

Г) мокрое складывание

6. Использование оригами в современном мире.

7. Это интересно.

8. Значение оригами.

«ОРИГАМИ» Орига́ми— древнее искусство складывания фигурок из бумаги. «Ори» в переводе с японского - «складывать», « Ками » – бумага. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Но считается, что искусство оригами зародилось в Японии и оно даже старше, чем бумага. Первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды.Искусство складывания бумажных моделей насчитывает 2000 лет. Первоначально оно использовалось в религиозных обрядах.

«ОРИГАМИ»

Орига́ми— древнее искусство складывания фигурок из бумаги. «Ори» в переводе с японского – «складывать», « Ками » – бумага. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Но считается, что искусство оригами зародилось в Японии и оно даже старше, чем бумага. Первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды.Искусство складывания бумажных моделей насчитывает 2000 лет. Первоначально оно использовалось в религиозных обрядах.

Искусство оригами В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Искусство оригами было распространено среди состоятельных людей. Они складывали записки в форме журавля, бабочки или цветка, выражая, таким образом, свои чувства. Бумажными бабочками принято было украшать бокалы гостей, фигурками оригами украшали и украшают свой дом. Секреты складывания фигурок передавались из поколения в поколение.  Оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя и семейного очага.

Искусство оригами

В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению.

Искусство оригами было распространено среди состоятельных людей. Они складывали записки в форме журавля, бабочки или цветка, выражая, таким образом, свои чувства. Бумажными бабочками принято было украшать бокалы гостей, фигурками оригами украшали и украшают свой дом. Секреты складывания фигурок передавались из поколения в поколение. Оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя и семейного очага.

Поверье в Японии  В Японии есть поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится. Есть реальная история японской девочки Садако Сасаки (7 января 1943 — 25 октября 1955), облученной при атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года. Ее дом находился недалеко от взрыва, тем не менее внешне она и дальше росла здоровым ребенком. Потом появились признаки болезни и её положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года. 3 августа 1955 ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля, напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится.  Мечтая выздороветь, Садако один за другим складывала бумажных журавликов из любой бумаги, которую ей удавалось найти, и просила о мире на всей планете. Согласно легенде, девочка успела сделать только 644 журавлика, а остальных сложили ее друзья после смерти Садако.

Поверье в Японии

В Японии есть поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится. Есть реальная история японской девочки Садако Сасаки (7 января 1943 — 25 октября 1955), облученной при атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года. Ее дом находился недалеко от взрыва, тем не менее внешне она и дальше росла здоровым ребенком. Потом появились признаки болезни и её положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года. 3 августа 1955 ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля, напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится.

Мечтая выздороветь, Садако один за другим складывала бумажных журавликов из любой бумаги, которую ей удавалось найти, и просила о мире на всей планете.

Согласно легенде, девочка успела сделать только 644 журавлика, а остальных сложили ее друзья после смерти Садако.

Акира Йошизава Знаменитый японский мастер оригами Акира Йошизава придумал «азбуку оригами». Это условные знаки и базовые формы.

Акира Йошизава

Знаменитый японский мастер оригами Акира Йошизава придумал «азбуку оригами». Это условные знаки и базовые формы.

условные знаки и базовые формыОРИГАМИ

условные знаки и базовые формыОРИГАМИ

ВИДЫ ОРИГАМИ

ВИДЫ ОРИГАМИ

Простое оригами

Простое оригами

Лягушка

Лягушка

краб

краб

тюлень

тюлень

журавлик

журавлик

белка

белка

Модульное оригами

Модульное оригами

кусудама

кусудама

рыбка Для поделки понадобится бумага различных цветов. Размер одного модуля составляет 1/32 листа А4. Чтобы правильно разделить бумагу на 32 части нужно: Разрезать длинную часть прямоугольника на 8 одинаковых отрезков. Короткую сторону разделить на 4 части. В итоге получатся прямоугольники размером около 37/53 мм. Если больших листов нет, возьмите разноцветную бумагу для записок и доведите листочки до нужного размера. Всего треугольных модулей потребуется 159: 2 красных, 32 голубых, 9 оранжевых, 46 зеленых, 70 желтых.

рыбка

Для поделки понадобится бумага различных цветов. Размер одного модуля составляет 1/32 листа А4. Чтобы правильно разделить бумагу на 32 части нужно:

Разрезать длинную часть прямоугольника на 8 одинаковых отрезков.

Короткую сторону разделить на 4 части.

В итоге получатся прямоугольники размером около 37/53 мм. Если больших листов нет, возьмите разноцветную бумагу для записок и доведите листочки до нужного размера.

Всего треугольных модулей потребуется 159:

2 красных,

32 голубых,

9 оранжевых,

46 зеленых,

70 желтых.

Схема сборки модульной рыбки оригами   Начать собирать рыбку в технике модульного оригами следует с двух красных модулей. Это будет ее рот. На них надеть 3 желтых треугольника. Внешние элементы крепятся таким образом, чтобы пустые кармашки были в середине, а не снаружи. По этому принципу следует собирать все последующие ряды. На 3 желтых модуля нужно вставить 4 желтых. 4 ряд будет состоять из 4 желтых элементов и 1 голубого модуля, который должен расположиться в центре. Это будет глаз рыбки. Сверху следует надеть 6 желтых треугольничков. Голова рыбки готова. Следующие 2 ряда схемы сборки модульного оригами рыбка будут зеленого цвета: 7 и 8 деталей в ряду соответственно. Затем, опять 2 желтых линии: 9 и 10 модулей. 10 и 11 выполнить из зеленых элементов. Для этого понадобится 23. В каждом ряду прибавляется по 1 детали. На 12 и 13 ряд необходимо затратить 27 желтых модуля. Тело рыбки закончено, начинается формирование хвоста и плавников.

Схема сборки модульной рыбки оригами

Начать собирать рыбку в технике модульного оригами следует с двух красных модулей. Это будет ее рот. На них надеть 3 желтых треугольника. Внешние элементы крепятся таким образом, чтобы пустые кармашки были в середине, а не снаружи. По этому принципу следует собирать все последующие ряды. На 3 желтых модуля нужно вставить 4 желтых. 4 ряд будет состоять из 4 желтых элементов и 1 голубого модуля, который должен расположиться в центре. Это будет глаз рыбки. Сверху следует надеть 6 желтых треугольничков. Голова рыбки готова. Следующие 2 ряда схемы сборки модульного оригами рыбка будут зеленого цвета: 7 и 8 деталей в ряду соответственно. Затем, опять 2 желтых линии: 9 и 10 модулей. 10 и 11 выполнить из зеленых элементов. Для этого понадобится 23. В каждом ряду прибавляется по 1 детали. На 12 и 13 ряд необходимо затратить 27 желтых модуля. Тело рыбки закончено, начинается формирование хвоста и плавников.

Схема сборки модульной рыбки оригами   В 14 ряду надеть по 2 желтых заготовки по краям, а в центре – 3 желтых треугольника. На три центральных элемента вставить 4 зеленых таким образом, чтобы кармашки крайних модулей были снаружи. На 4 зеленых детали – 5 оранжевых, а затем, сформировать 2 голубых ряда: 6 и 7 треугольников. В следующем ряду по краям одеть по заготовке так, чтобы соединить 2 крайних модуля. И еще по заготовке такого же цвета с каждого края одеть на внешние кармашки двух предыдущих рядов. Для формирования плавника нужно с каждой стороны одеть 2 желтых модуля, сверху – 2 зеленых, 2 оранжевых, затем 3 раза по 2 голубого модуля. Завершить плавник 1 голубым треугольником, надев его на 2 соседних кармашка модулей из предыдущего ряда. Второй плавник собирается аналогично.

Схема сборки модульной рыбки оригами

В 14 ряду надеть по 2 желтых заготовки по краям, а в центре – 3 желтых треугольника. На три центральных элемента вставить 4 зеленых таким образом, чтобы кармашки крайних модулей были снаружи. На 4 зеленых детали – 5 оранжевых, а затем, сформировать 2 голубых ряда: 6 и 7 треугольников. В следующем ряду по краям одеть по заготовке так, чтобы соединить 2 крайних модуля. И еще по заготовке такого же цвета с каждого края одеть на внешние кармашки двух предыдущих рядов. Для формирования плавника нужно с каждой стороны одеть 2 желтых модуля, сверху – 2 зеленых, 2 оранжевых, затем 3 раза по 2 голубого модуля. Завершить плавник 1 голубым треугольником, надев его на 2 соседних кармашка модулей из предыдущего ряда. Второй плавник собирается аналогично.

Складывание по развертке (паттерн)

Складывание по развертке (паттерн)

Схемы складывания по развертке

Схемы складывания по развертке

Мокрое складывание

Мокрое складывание

Использование оригами в современном мире   В архитектуре. В хореографии. В арттерапии . В оформлении интерьера. В театрализованной деятельности. В различных играх. В развитии ребёнка. Художественно – эстетическое развитие ребёнка Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям.  Знакомство с основными геометрическими понятиями . Дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения.

Использование оригами в современном мире

В архитектуре.

В хореографии.

В арттерапии .

В оформлении интерьера.

В театрализованной деятельности.

В различных играх.

В развитии ребёнка.

Художественно – эстетическое развитие ребёнка

Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям.

Знакомство с основными геометрическими понятиями .

Дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения.

Оригами в современном мире: в архитектуре, В хореографии, В арттерапии . В оформлении интерьера, В театрализованной деятельности, В различных играх, В развитии ребёнка.

Оригами в современном мире: в архитектуре, В хореографии, В арттерапии . В оформлении интерьера, В театрализованной деятельности, В различных играх, В развитии ребёнка.

Оригами Из денег

Оригами Из денег

Оригами из железа

Оригами из железа

ЭТО интересно:

ЭТО интересно:

Вывод:  Значение оригами Оригами развивает мелкую моторику рук. Укрепляет внимание и усидчивость. Занятия оригами безопасны, ведь для работы не требуется ничего кроме бумаги. Развивает творчество (можно показать целый театр с помощью поделок оригами) Развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.

Вывод:

Значение оригами

Оригами развивает мелкую моторику рук.

Укрепляет внимание и усидчивость.

Занятия оригами безопасны, ведь для работы не требуется ничего кроме бумаги.

Развивает творчество (можно показать целый театр с помощью поделок оригами)

Развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.

Добавить комментарий