Как составить проект ребенку

Памятка

для ученика начальной школы

по созданию творческого проекта

                                                                   Разработано

 учителем начальных классов

                                                       высшей категории

Лицея №9 г.Слободского

Перминовой Ириной Юрьевной

2014 год

Дорогой друг!

   Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты  и делиться своими открытиями с друзьями.  

   Предлагаю памятку, которая поможет в работе над  проектом.

Разберёмся  в значении некоторых слов:

   Проект –  это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

  Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

  После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
  2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
  5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

  Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

  Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

 Основная часть – описание поэтапного решения задач.

 Можно использовать фразы – клише:

Я начал свою работу с того, что …

Потом я приступил к …

Я завершил работу тем, что …

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …

План моей работы был нарушен, потому что …

Мне удалось достичь цели проекта, потому что …

  Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

  Проект может быть индивидуальным и групповым.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы.

    Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

    Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

  *Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка темы проекта.

    Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

3. Определение цели проекта.

   Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

   Формулировка цели  – это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

   Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

4. Постановка  задач проекта.

    Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

    В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

     Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

5. Высказать одну или несколько гипотез.

    Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

   Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

   Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную – на второе и т.д.

   Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря.
  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
  3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.

6. Работа с информацией.

   Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём – либо.

1) Сбор информации.

     Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

     Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

     Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

     К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

2) Методы исследования.

    Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться,  а затем выстроить их по порядку.

      Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

      Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

      Методы исследования:

  • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
  • Изучение источника исследования.
  • Опрос.
  • Интервью.
  • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
  • Анализ информации.
  • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
  • Мозговой штурм.
  • Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
  • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
  • Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
  • Сравнение.
  • Обобщение.
  • Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

   Этим  методом пользовался Шерлок Холмс.  Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.

  • Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
  • Аналогия – сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
  • Анкетирование.
  • Тестирование.

3) Результаты исследования.

     Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

     Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

    Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.

    Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.

   В этом стихотворении пять строк.

  1. Запишите тему стихотворения одним словом.
  2. Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.
  3. Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.
  4. Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
  5. Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.

Образец синквейна.

Язык.

Могучий, безграничный.

Объясняет, поёт, торжествует.

Маяк безбрежного моря жизни.

Дар!

Учитель.

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых двух!

Мастер.

4) Вывод.

     Вывод –  это логический итог рассуждений, умозаключение.

7. Защита проекта.

    Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали. 

План защиты проекта

  1. Тема проекта.
  2. Цель проекта.
  3. Задачи.
  4. Гипотезы.
  5. Методы и средства исследования.
  6. Актуальность проекта.
  7. Этапы работы.
  8. Полученные результаты.
  9. Выводы.

Текст выступления

    Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.

Введение

Тема моего / нашего проекта …

Цель моей / нашей работы …

Задачи моего / нашего исследования: …

Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …

Творческим продуктом будет …

Моя / Наша работа актуальна, потому что …

Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).

Подготовительный этап:

  • выбор темы  и уточнение названия (1 неделя);
  • сбор информации ( _ недели).

Практический этап:

  • эксперимент и анализ материалов ( _ недели);
  • изготовление продукта ( _ недели).

Обобщающий этап:

  • подготовка выступления (1 неделя);
  • подготовка к презентации проекта (1 неделя);
  • защита проекта (1 неделя).

Основная часть

Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …

Потом я / мы приступил(и) к …

Я /  Мы завершил(и) работу тем, что …

Заключение

   Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …

   Это произошло потому, что …

   Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …

   Работа над проектом показала, что …

   Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…

Презентация творческого продукта

8. Самоанализ выступления.

    Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.

   Сделайте анализ своего выступления после  защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини – анкеты.

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

Презентация и защита проектов

Образец сжатого выступления

       Тема: Что важнее – гласные или согласные?

       Цель: Узнать, какие звуки важнее.

      Задачи:

  1. Собрать информацию о гласных и согласных.
  2. Найти сходство и различие между гласными и согласными.
  3. Сделать выводы.

      Гипотезы:

  1. Предположим, что согласные важнее, потому что их больше.
  2. Возможно, гласные важнее, потому что без них не бывает слогов.
  3. Допустим, что гласные и согласные равнозначны.

     Методы исследования: поиск информации (энциклопедии, словари, интернет), фонетический анализ, мозговой штурм, наблюдение, сравнение, эксперимент.

    Актуальность. Глубокое изучение гласных и согласных звуков позволяет:

  • грамотно писать – без пропусков букв, потому что диктуем по слогам:
  • быстро находить проверяемые и непроверяемые орфограммы;
  • красиво писать.

Этапы работы

    Подготовительный этап:

  • выбор темы  и уточнение названия (1 неделя);
  • сбор информации о гласных и согласных звуках (7 недель).

     Практический этап:

  • эксперимент и анализ материалов (2 недели);
  • изготовление продукта (2 недели).

Обобщающий этап:

  • подготовка выступления (1 неделя);
  • подготовка к презентации проекта (1 неделя);
  • защита проекта (1 неделя).

Полученные результаты

      Сравнительная характеристика гласных и согласных звуков, ода о фонетике, конспект о звуках, песня о слабых позициях звуков.

Ода фонетике.

О, фонетика! Как ты прекрасна!

С тобой в языке всё понятно и ясно!

Со звуками гласными – песни поёшь,

Ну а согласными и не поймешь:

То ли свистят, то ли шипят,

То ли глухие, то ли трубят?

Мы очень тщательно всё разбираем.

Где, какой звук – всё равно мы узнаем!

        Вывод. Для русского языка важны и гласные, и согласные, так они хранят смысл слова, словосочетания, предложения.

        Презентация творческого продукта.

        «Ротонда для гласных»

        « Небоскрёбы для согласных»

Образец  выступления

Введение

Проект  защищает ученица 3 класса …

Тема моего выступления – «Учёба».

Цель моего выступления – выяснить: отметки приносят вред или пользу?

Задачи, которые я поставила перед собой до того, как приступила к исследованию, были такими:

  1. Узнать, какую роль играют отметки.
  2. Определить, почему одни учатся хорошо, а другие – плохо.
  3. Предложить свои пути для улучшения успеваемости.

      Я выдвинула гипотезу: Если отменить отметки, то дети будут учиться лучше.

      Я решила, что проектным (творческим) продуктом будет диссертация.

      Моя работа актуальна, потому что многие дети не любят учиться, а я хочу помочь полюбить школу.

      Этапы работы

     Подготовительный этап:

     первая неделя – выбор темы и уточнение названия;

     вторая неделя – сбор информации.

     Практический этап:

     третья неделя – анализ материалов;

     четвёртая и пятая недели – изготовление продукта.

     Обобщающий этап:

     шестая неделя – подготовка выступления;

     седьмая неделя – подготовка презентации проекта;

     восьмая неделя – защита проекта.

Основная часть

      Я начала свою работу с того, что собрала информацию – узнала от родителей и в интернете, где можно получить образование.

      Потом я приступала к написанию своей диссертации.

      Я завершила работу тем, что сделала необходимые выводы.

Заключение

      Закончив свой проект, я могу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой.

     Думаю, что я решила проблему своего проекта, так как достигла цели.

     Работа над проектом показала мне, что тема учёбы очень важна и надо помочь всем детям учиться с удовольствием.

Диссертация по теме «Учёба»

     Мне кажется, что отметки могут играть как положительную роль, так и отрицательную. Например, очень часты случаи, когда девочки и мальчики занимаются на отлично и постепенно заболевают «звёздной» болезнью. Это происходит в четыре этапа:

  1. Ребята отлично или почти отлично учатся.
  2. Потом очень горюют из–за плохих отметок.
  3. Нрав становится слишком «королевским».
  4. В запущенной ситуации могут плакать  из-за «четвёртки».

     Бывают и худшие последствия. Так называемые отличники или хорошисты, оканчивая школу, институт или техникум, выходят во взрослую жизнь и ждут таких же отметок, как и в образовательных учреждениях. Когда они их не получают, эффективность работы снижается. Поэтому я не одобряю системы отметок.

      Но для некоторых людей отметки – это помощь, они заставляют подтягиваться в учёбе, и без них эти люди будут относиться к учёбе слишком легкомысленно.

      Встаёт вопрос: отметки – это вещь, приносящая вред или пользу?

      Вот решение. Например, ели ты улучшишь свой результат, – тебе «5»; если ты останешься на прежнем уровне, – тебе «4». Если ты делаешь работу хуже – тебе «3».

     Есть ещё одна проблема: ученики могут иметь разную успеваемость. Например, девочки в начальных классах учатся лучше, чем мальчики. Это связано с тем, что девочки рано понимают, зачем учиться, а мальчики – нет. Но когда мальчики переходят в старшую школу, картина меняется. Девочки не могут справиться с математикой, физикой, геометрией и другими предметами, а мальчики, уже понимая важность учёбы, занимаются более серьёзно. Поэтому наблюдается разная успеваемость.

Образец  выступления

Введение

    Проект защищает ученик 3 класса …

    Тема моего проекта – «Ассоциации для словарных слов».

    Цель моей работы – научиться запоминать словарные слова

   Задачи моего исследования:

  1. Собрать информацию об орфограммах.
  2. Изучит приёмы для развития воображения.
  3. Создать творческий продукт.

        Я решил, что творческим продуктом будет сказка со словарными словами и ассоциациями к ним.

        Методы исследования: сравнение, эксперимент, анализ.

        Моя работа актуальна, потому что словарных слов много, проверять их сложно, а легче запомнить с помощью ассоциаций. В результате я буду писать грамотно. Я смогу поделиться своими знаниями с одноклассниками и своей сестрой.  

        Этапы работы

        Подготовительный этап:

        первая неделя – выбор темы и уточнение названия;

        вторая неделя – сбор информации.

       Практический этап:

       третья и четвёртая недели – подбор ассоциаций;

       пятая и шестая недели – изготовление продукта.

       Обобщающий этап:

       седьмая неделя – подготовка выступления;

       восьмая неделя – подготовка презентации проекта;

       девятая неделя – защита проекта.

Основная часть

      Я начал свою работу с того, что стал тренироваться, придумывать различные виды ассоциаций. Мне было легко сочинить сказку, но грамотно её написать помогли родители. В нашей семье много читают, и поэтому я люблю сочинять фантастические истории. Родители видели, как я стараюсь, много раз переписываю, и решили мне помочь. Мы завершили работу тем, что я нарисовал иллюстрацию к нашей сказке.

Заключение

     Закончив свой проект, я могу сказать: всё из того, что было задумано, получилось. Проекты помогли мне научиться творчески мыслить.

     Я сумел заразить идеей сказки своих родных, и они оказали мне поддержку. Думаю, что я решил проблему своего проекта, так как цель достигнута, задачи решены.

     Работа над проектом показала мне, что я умею сочинять и люблю узнавать новое. Проблема правописания словарных слов сложная. Но есть способы для её решения: сочинять сказки, стихи, песни. Можно рисовать иллюстрации. Приятно всюду придумать ассоциации.

Космическая сказка

     Словарные слова: космос ост, моськи), корабль орпус), однажды, лагерь ений), комбайнёр, комбайн ом), молоток олот, молотит), компот (косточки), ноябрь (бр –р, холодно), космонавт (сможем Вселенную облететь).

    Это случилось в ноябре, когда бр – р, было уже холодно. Однажды вечером на поле, рядом с нашим лагерем для гениев, под огромным парашютом опустился шар. Из него начали выпрыгивать моськи. Это инопланетяне, населяющие космос. Вместо ног у них были пружинки.  А корпус их корабля был оклеен апельсиновыми корками. Для красоты, как сказали моськи.

       Они обратились к ним за помощью. У них были какие – то неполадки. Мы позвали комбайнёра дядю Васю. Он в это время вытаскивал соломенный ком из своего комбайна. Дядя Вася взял инструменты и вошёл в космический корабль.

       Мы услышали, как он молотит молотком по гвоздикам:

       – Лот, лот, лот.

       – Готово! – через некоторое время воскликнул комбайнёр.

       Мы очень обрадовались.

       Мы пригласили всех в свой лагерь для гениев. И повар Герман напоил нас компотом из косточек граната.

       Потом моськи рассказали удивительные истории о космосе. Для них космос  – это мост между планетами и звездами.

       И мы все решили:

       – Будем космонавтами! И тоже сможем всю Вселенную облететь!

Критерии оценки проектных работ

      А это критерии оценки ваших работ, то есть что именно и как оценивается.

  1. Постановка цели проекта (четкость формулировки цели, пояснения – в связи с чем эта цель поставлена; пути достижения цели): 0 – 5 баллов.
  2. Решение задач проекта (чёткость формулировок, логичность и самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знаний: (0 – 25 баллов).
  3. Оформление проекта (соответствие стандартам оформления, наличие и качество наглядных пособий для презентации проекта): 0 – 10 баллов.
  4. Защита проекта (ясность, логика изложения, владение словом, заинтересованность аудитории; лаконичность выступления): 0 – 10 баллов.

     Сумма в 47 – 50 баллов соответствует оценке «отлично».

Информационные ресурсы

1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. «Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана – Граф, 2003.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.:

АРКТИ, 2009.

3. Н.М. Конышева Проблемы современного урока практического труда// Начальная школа.-2009.-№4.

4. Рыжова Н.А. Экологический проект “Мое дерево”// Начальная школа.- 2010.-№4.

5. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.// Начальное образование.- 2005.- №6.

6. Белонин И.В. Организация фронтальной работы при выполнении проектов// Школа и производство.-2006.- №6

7. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников», – Издательство «Учебная литература». – 2007

8. Савенков А. И. «Я исследователь», рабочая тетрадь. Издательский дом «Фёдоров». – 2008

9. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2013.

Школьный проект — это первая научная работа школьника. Оформляется она примерно так же, как остальные исследовательские работы, в несколько упрощенной форме.

Школьные проекты: как оформить правильно?

Титульный лист

Правильное оформление титульника – это большой плюс, он сразу произведет хорошее впечатление и даст дополнительные очки.

  • В верхней части листа с выравниванием по центру пишем полное название учебного заведения с указанием населенного пункта.
  • В центральной части, тоже по центру, пишем увеличенным шрифтом тему работы. Под названием презентации можно разместить четкую, яркую картинку.
  • Ниже, с выравниванием по правому краю, указываем полное имя и фамилию автора работы: “Выполнил ученик 3 “А” класса Иванов Иван”.
  • Под этой строкой нужно написать ФИО учителя, место его работы (номер школы). Выравнивание по правому краю. Выглядеть это должно так: “Руководитель проекта: Петрова Мария Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №100 г. Якутска”.
  • В самом низу листа по центру прописывается название населенного пункта и год сдачи проекта.

Оглавление

В разделе “Содержание” указываются все разделы по порядку (они выравниваются по левому краю). Напротив, с выравниванием по правому краю, указывается страница, на которой начинается соответствующая глава. Между названием раздела и его страницей в оглавлении ставятся точки. Обратите внимание: каждый раздел из указанных ниже начинается с новой страницы.

Цели и задачи

На второй странице нужно указать, какие цели и задачи преследует выполненная работа.

  • Цель вытекает из темы, которую мы указали на титульном листе.
  • Задачи – это те действия, которые ребенок предпринял, чтобы достичь цели. Их всегда должно быть несколько, как минимум, две.

Тело проекта

На третьем листе начинается собственно описание хода исследования. Оно должно быть структурировано, а не идти сплошным, непрерывным массивом текста.

Каждую задачу и ход ее решения нужно описывать в отдельном абзаце (если они мелкие). Если же задачи более объемные, можно описать каждую в небольшом подразделе с подзаголовком.

Иллюстрации станут дополнительным плюсом. К тому же, они дополнительно структурируют текст и сделают его более наглядным.

Выводы

После того, как описание работы закончится, нужно подвести итог. Для этого нужен раздел “Выводы”. Он начинается с новой страницы.

Выводов тоже несколько, как и задач. Каждой задаче должен соответствовать свой итог. Кратко, одним предложением описываем, что мы узнали, решая ту или иную задачу.

Список использованной литературы

Список использованных книг размещается на последней странице презентации. Названия книг располагаются в алфавитном порядке, они должны быть полными. Чтобы верно указать название книжки, лучше всего списать его с первой страницы, где указываются выходные данные.

Если информацию брали с сайтов, ссылки на них тоже нужно включить в список.

Обычно именно этот лист представляет наибольшие сложности. Ребенку сложно правильно оформить сложные названия, все упорядочить. Поэтому некоторые школы упрощают оформление последней страницы. Об этом нужно дополнительно узнавать у педагога. Если возникли сложности, тоже есть смысл заранее подойти к учителю и попросить совета.

Работая учителем начальных классов, меня
всегда волновал низкий уровень сформированности
исследовательских навыков, и отсутствие
познавательного интереса у детей в нахождении
ответов на, возникающие в процессе обучения,
вопросы и проблемы. Изучив литературу по данному
вопросу, я пришла к выводу, что наиболее
интересным и продуктивным способом
стимулирования и развития данных навыков
является проектная деятельность.

Так как я работаю в гимназической среде, но в
общеобразовательных классах, то проектная
деятельность моих учеников помогает развивать,
реализовывать их потенциал. Возраст младших
школьников благоприятен для того, чтобы
максимально развить их задатки. Я попробовала
создавать детские проекты в 4 классе начальной
школы, опыт оказался весьма удачным, и я
продолжила работу с детьми уже со 2, 3 -го класса.

Моей целью в данной работе с детьми являлось
развитие навыка поиска информации и развитие
детско-родительских отношений. Поэтому я
целенаправленно в учебное и внеурочное время
развивала данные навыки. Потому, что вне урока
поддерживать познавательный интерес гораздо
важнее, чем узкопредметную направленность. Хотя
в учебном процессе, как и в любом другом виде
деятельности, можно всегда выявить проблему или
явление, которые заинтересуют ребенка, при
умелом направлении, создании условий, можно
исследовать данную проблему и оформить детскую
работу в научный проект. Важнейшим пунктом для
успешного исследования является создание
учителем, родителями условий, в которых каждый
школьник может проявить себя, свои стремления,
способности, таланты. Здесь, как говорится, все
средства хороши. Особенно мне нравится то, что
при создании детских работ привлекаются
родители младших школьников, что очень ценно для
развития детско-родительских отношений. Не
секрет, что в настоящее время родители проводят в
семье все меньше времени, они зачастую не умеют
общаться со своими детьми. А школа, прежде всего,
ратует за развитие ребенка как личности и за
успешную работу триады: учитель-ученик-родитель.
Именно при работе с проектом идет успешное
развитие обратной связи, родитель вовлекается в
жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ним
учится открывать новые горизонты. Приятно
видеть, как на школьных научно-практических
конференциях поддержать детей приходят
родители, бабушки, родственники. Такая
направленность, несомненно, и в дальнейшем будет
способствовать развитию и росту ребенка, как
личности.

Наиболее предпочитаемые мной методы работы с
детьми при создании проектов такие, как: беседа
(диалог), наблюдение, реализуются в процессе
совместной деятельности, когда я помогаю,
направляю, намечаю план работы совместно с
родителями. Иногда родители сами могут
организовать поэтапно работу детей, другим надо
помочь. Современные условия поиска информации
многогранны, начиная с газет, журналов, и
заканчивая Интернет-ресурсами, что позволяет
реализовать самые грандиозные идеи и проекты.
Естественно, начиная работу с ребенком,
необходимо учитывать индивидуальные, возрастные
и психологические особенности младших
школьников. Деятельность учащихся может быть
индивидуальной, парной или групповой. Работа
выполняется в течение определённого (заданного)
отрезка времени и направлена на решение
конкретной проблемы. Работа учащихся в этом
случае строится по логике проведения
классического научного исследования, с
использованием методов и приемов научного
исследования, характерных для деятельности
ученых, но для начальной школы проект может быть
упрощен. В зависимости от того, какой конечный
продукт вы планируете-сделать иллюстрированную
книжку, карту, презентацию, поделку, выпустить
стенгазету, составить памятку, сделать
мультфильм, очистить территорию от мусора,
провести выставку и т. д., и зависит само
исследования. В детском проекте обязательно
должен быть результат, а в исследовательской

работе важен только эксперимент. Виды проектов
тоже различны: комплексные, межгрупповые,
творческие, индивидуальные, исследовательские.

При руководстве проектной деятельностью
школьников дополнительной трудностью для
педагога является то, что нет одинакового
рецепта, позволяющего сразу дать однозначное
решение различных проблем. Консультирование в
процессе работы над проектами требует от учителя
широкой эрудиции и высокого педагогического
мастерства. Заранее готовых решений нет. Есть
только процесс работы над проектом.

Многие специалисты в этой области (Сергеев И. С.
[2])считают, что проект-это “пять П”:

Проблема-Проектирование (планирование)-Поиск
информации-Продукт-Презентация. Шестое “П”
проекта-его Портфолио, т.е. папка, в которой
собраны все рабочие материалы проекта, в том
числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Для тех, кто впервые захочет сделать свой
проект, я хочу кратко поделиться своими
изысканиями.

Примерный план по созданию детского проекта по
этапам:

1) Подготовительный.

2) Ориентировочный.

3) Организационный.

4) Продуктивный.

На подготовительном этапе необходимо выбрать
тему исследования, конкретизировать её. Я всегда
стараюсь предложить ученику интересные темы,
здесь самое важное-заинтриговать,
заинтересовать ребенка, “заразить” идеями,
нарисовать в его сознании радужные перспективы
его работы. Примерные темы школьных проектов
могут касаться любых областей знаний, могут быть
обширными, главное-конкретизировать их.
Например, тема “Нечистая сила в сказках”
довольно объемна, а вот “Кощей Бессмертный-главный
представитель нечистой силы” или “Царь
чудовищ-Василиск”-более конкретны. Чем уже
тема, тем плодотворнее работа. Интересные темы
проектов: “Народные сказки”, “Мои любимые
игрушки”, “Домашний питомец”,
“Волшебные предметы в сказках”, “Моя
любимая Национальная игра”и т.д.

Ориентировочный этап-это определение целей и
задач проекта, выбор предмета или объекта
проектирования. Ученик должен четко
представлять, что он проектирует, для чего и
зачем он это делает. Например, в проекте ” Царь
чудовищ-Василиск “, предметом проекта является
Василиск. Эта работа имеет такую цель: доказать,
что Василиск является самым главным среди
чудовищ.

Задачи проекта:

-Изучить информацию об этом Чудище.

-Выявить у него те характерные особенности,
которые делают его великим среди всех
представителей нечистой силы.

Третий этап самый трудоемкий, он предполагает
организацию работы над проектом, составление
плана работы. На этом этапе можно применять
различные методы проектирования, которые в свою
очередь формируют и развивают поисковые навыки.
Это могут быть: самостоятельное прочтение,
изучение книг, фильмов по теме, наблюдение,
интервью, эксперимент, обращение к глобальной
компьютерной сети Интернет. Во время поиска
информации школьнику необходимо хотя бы кратко
изучить историю вопроса, разные точки зрения на
данное явление, в результате чего открываются
интересные факты. Например, в проекте
“Тувинские народные сказки”, изучив историю
вопроса, моя ученица потом поделилась со мной, а
впоследствии и с одноклассниками, весьма редкими
фактами, такими, как: тувинские сказки были
подарком для маленьких на Новый год, некоторые
сказители знали до 300 сказок и были в каждой юрте
желанными гостями, для непрерывного
повествования сказок в Новогоднюю ночь жители
заранее запасали еду и дрова и т. д.

Все это вызывает дополнительный интерес и
стимулирует младшего школьника к дальнейшему
изучению темы.

Особенно мне запомнился первый проект в моей
практике “Царь чудовищ-Василиск”. Ученик,
который занимался данным проектом, так
заинтересовал одноклассников неизвестным
чудищем из сказок, что многие ребята стали искать
информацию, затем делились полученными знаниями.
Лучшего результата нельзя было ожидать!

Последний этап-это оформление работы,
подготовка к защите, вопросам. Ученик должен
четко знать, сам проделать весь путь от выбора
темы до результата проекта, чтобы успешно
представить свою работу.

Для лучшего восприятия работы необходимо
представить наглядность-иллюстрации, схемы,
чертежи, диаграммы, макеты, компьютерные
презентации и т. д.

Требования к оформлению детских проектов можно
найти в литературе по данной теме или на сайте
фестиваля педагогических идей.

Результатом моей работы является то, что у
младших школьников развивается навык поиска
информации: умение работать с литературой,
Интернетом и др. Дети учатся обширно мыслить,
последовательно действовать, добиваться
поставленных целей. Ученик уже более или менее
четко представляет всю структуру поиска, у него
формируется мотивация к изучению новых
неизвестных тем и фактов. Неоценимым следствием
развития такого навыка является то, что младший
школьник становится на новую ступень развития и
может успешно реализовать себя в учебе в среднем
и старшем звене. Ведь главное, что у ребенка
вырабатываются навыки самостоятельной работы
при поиске и обработке информации.

Источники информации:

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших
    школьников. // Нач.школа.-2005.-№9.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную
    деятельность учащихся.-М., 2005.
  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения
    проектного метода в начальной школе. // Нач.школа.-2004.-№2.

Пример детского проекта, выполненный ученицей 2
класса МОУ гимназии № 5 города Кызыла-Ивановой
Дашей.

Проект “Барби-самая популярная кукла для
девочек”

1) Введение.

В настоящее время самой популярной игрушкой
среди девочек младшего возраста, как и тысячи лет
назад, является кукла. В современном мире кукле
отводится уже не та роль, как прежде. Раньше кукла
была неразрывно связана с человеком, она была
символом продолжения рода, оберегом для ребёнка.

В настоящее время кукле отводится интересная
роль, в которой главное место занимает познание
окружающего мира. Ведь играя в куклы, каждая
девочка мечтает и в игре реализует свою будущую
жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые
очень любят играть в куклы, и я не исключение.
Предметом изучения моего проекта стала одна из
красивейших кукол современности-кукла Барби.

Сейчас существует много разных видов кукол.

А самая распространенная кукла, которую знают
все дети, это-кукла Барби.

Мне показалось интересным найти, изучить
историю возникновения Барби и донести до других
эту информацию.

Гипотеза:

Я считаю, что практически у каждой девочки есть
Барби, и мне кажется, что данная кукла самая
популярная.

2) Основная часть.

В наше время каждая девочка знает, кто такая
Барби. Это любимая игрушка девочек-изящная кукла
ростом чуть меньше 30 см, с длинными волосами и
красивой фигурой.

Барби любит наряды и автомобили, всегда
улыбается и довольна жизнью. С ней можно играть в
семью, дом, работу, спорт – во все, что угодно.
Барби появилась на свет в 1959 году в Америке. Ее
“родители” – супруги Рут и Элиот Хэндлер,
основатели фирмы игрушек “Маттел” (Mattel). Вместе
с японскими дизайнерами они придумали ту самую
Барби, которую сегодня можно увидеть во всех
магазинах. А свое имя, уменьшительное от Барбара,
она получила в честь их собственной дочери.

Американские девочки, увидев эту куклу на
нью-йоркской выставке-продаже, сразу же захотели
иметь ее у себя дома. Ведь она была в отличие от
других игрушек сразу взрослой. За первый год было
продано 351000 кукол по три доллара за штуку.
Постепенно у Барби стали появляться
разнообразные наряды, мебель, дом, автомобили,
ролики, велосипеды. В 1961 году Барби перестала
быть одинокой – у нее появился друг Кен. Барби
стала так популярна, что многие известные
женщины захотели увидеть себя в образе этой
куклы. Так начали выпускаться копии реальных
людей. Популярная певица Мадонна, например,
заказала целых пять кукол, похожих на себя.

Наряды для Барби сегодня шьют самые известные
модельеры. Для нее существуют и украшения (в том
числе и очень дорогие). У Барби есть роскошный
дом, семья с маленьким ребенком, множество
автомобилей и даже самолет. Недавно она
обзавелась сотовым телефоном и компьютером –
ведь Барби – современная девушка. Для
американцев она стала национальным символом.

Восемнадцать раз Барби летала в космос вместе с
американскими космонавтами, и все полеты были
удачными. Многие девочки мечтают стать такими,
как она – красивыми и счастливыми.

Во многих странах (в том числе и России)
проводятся конкурсы на лучшее платье для Барби.
Девочки сами придумывают и шьют эти платья, а
победителям предоставляется возможность
учиться у известных модельеров.

Каждую минуту в мире продается две Барби.

Кто сегодня не знает Барби, эту изящную куклу
ростом чуть меньше 30 см, с длинными волосами и
красивой фигурой?

В нашей стране первые Барби появились в 1980-е
годы и сразу стали очень популярны.

Барби всегда мила и жизнерадостна. Это помогает
ей решать проблемы кукольной жизни.

3) Задачи исследования.

-Экспериментальным путём при помощи
анкетирования доказать, что самая популярная на
сегодняшний день кукла Барби.

-При помощи анкет так же доказать, что Барби
имеет практически каждая девочка.

4) Методика исследования.

Чтобы изучить интерес к современным куклам,
вместе с мамой мы составили анкету для девочек,
которая проводилась во 2-3 классах. В
анкетировании участвовали 100 девочек 9-10 лет.
Анкета состояла из 6 вопросов о куклах.
<Приложение 1>.На задание отводилось 4-6 минут.
По каждому вопросу было подсчитано количество
одинаковых вариантов ответов и переведено в
процентное соотношение.

Такт же мы попросили девочек нарисовать своих
любимых кукол.

5)Анализ результатов анкетирования.

На первый вопрос о своей любви к куклам-15
девочек из 100 (15%) не любят играть в куклы.
Остальные 85 человек (85 %) ответили положительно.
Это значит, что большинства современных девочек
игра в куклы-любимое занятие.

На второй вопрос о количестве кукол показал
следующие результаты: только у 2%(у 2 детей) совсем
нет кукол, остальные 63% (63 человека) имеют до 10
кукол и 35 % девочек имеют больше 10 кукол. Это
значит, что у современных девочек много игрушек.

В третьем вопросе речь шла о наличии кукол.
Можно было выделить несколько вариантов ответа.
Большинство девочек-98% девочек указали наличие у
них Барби, 20 % имеют Беби Борн, Братц есть у 45%
детей, российские куклы имеют только 10%
опрошенных, другие виды кукол есть у 9 % детей. В
результате можно сказать, что среди других видов
большинство девочек имеет куклу Барби.

В 4-м вопросе о том, какую куклу считаешь
красивой, Барби указали-50 % (25 человек), Винкс-20%,
Братс-15%, Бэби Борн-3%, другие-12%.Это говорит о том,
что в настоящее время половина всех считает
Барби лучшей.

Изучив ответы 5 вопроса, можно сказать, что у
девочек есть все предметы обихода, туфли, платья,
одежда, предметы мебели, дома и даже машины. Имеют
много данных принадлежностей-79 % (79
девочек),только один предмет называют 20 детей (20%)
и 1человек не имеет ни одного наименования.
Значит, дети очень любят играть в куклы, раз у них
имеется много предметов интерьера для кукол.

Шестой вопрос предполагал наличие у девочек
кукол-подружек, кукольных семей. Большой процент
девочек-87% отметил существование у кукол Барби
подружек, детей, семей. Что лишний раз
подтверждает мою гипотезу.

6) Выводы. Заключения.

По полученным данным можно сделать следующие
выводы:

Моя гипотеза полностью подтвердилась. Большое
количество девочек, практически 90 % , играют в
куклу Барби. Барби является самой популярной
куклой современности, у девочек есть много
аксессуаров для них.

Кукла сегодняшнего дня символизирует собой
стройную, успешную, оптимистичную, модную
молодую женщину, у которой есть дом, машина,
семья. Только тот факт, что Барби в этом году
исполняется 50 лет, говорит о ее популярности. В
последнее время появились журналы, раскраски,
книжки-поделки, компьютерные игры, главная
героиня которых – Барби.

Играя в Барби, каждая из нас придумывает,
“строит” свою будущую жизнь. Главная
особенность Барби – это уже взрослая молодая и
красивая женщина. Вот почему многим девочкам
хочется быть похожей на неё.

Приложение.

Что такое проект и проектная деятельность

Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.

Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.

Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).

Проект это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.

Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:

Цели проектной деятельности

  1. Формирование у школьников основ исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов проекта.
  2. Овладение приёмами сотрудничества и взаимодействия со школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности.
  3. Формирование умения планировать исследование или проектную работу с учётом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи исследования, выбирать методы, делать выводы по результатам проведённой работы.

Особенности проектной деятельности

Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.

В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы

От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:

Этапы выполнения проекта

Шаг “Реализация задач и создание продукта” будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.

Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!

Как выбрать тему школьного проекта

Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.

Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:

Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.

Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:

Тема проекта Продукт/результат проекта
Компьютерные игры: польза или вред Видео-ролик или компьютерная анимация по безопасной работе за компьютером.
Что означают наши имена? Буклет с именами одноклассников и их значениями.
История футбола Буклет со списком секций по футболу, которые есть в городе. Можно поделить на две категории: бесплатные и платные.
Таблица умножения на пальцах Брошюра или буклет с правилами умножения на пальцах.
Видео-ролик, демонстрирующий умножение на пальцах.
Поэты писатели о моём родном городе Блог в Интернет, посвящённый этой теме. Можно создать на бесплатных платформах (Blogger от Google, https://www.blogger.com).
Звонкие и глухие согласные Программа на языке Scratch для проверки знаний звонких и глухих согласных.
Вегетарианство Брошюра с рецептами вегетарианских блюд.
Интернет-блог, посвящённый вегетарианству. Можно сделать бесплатной платформе Blogger от Google, https://www.blogger.com.

Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта

Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.

Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать “тема актуальна, потому что лично мне интересна” — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.

Например, для темы “Компьютерные игры: польза или вред” актуальность можно описать следующим образом:

Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.

Лайфхак: чтобы доказать актуальность проекта, воспользуйтесь сервисом https://wordstat.yandex.ru. На этом сервисе показывается статистика запросов пользователей на Яндексе. Чем больше люди что-то ищут, тем это актуальнее. В проект можно включить скриншоты из этого сервиса.

Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, “информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр“, “повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных“.

Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы “Почему ты это делаешь?” (актуальность) и “Чего ты этим хочешь добиться?” (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.

Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.

Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.

Определение этапов проекта и выполнение проекта

О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.

Шаг “Реализация задач и создание продукта” надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.

Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.

Приведём пример этапов для проекта “Звонкие и глухие согласные”, который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:

  1. Определить функциональные требования к приложению “Тренажёр для обучения школьников звонким и глухим согласным”.
  2. Выбрать программу для создания приложения.
  3. Создать приложение.
  4. Протестировать приложение.
  5. Создать Руководство пользователя.

Оформление проекта

Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.

В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.

В какой программе оформить проект?

Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.

Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.

Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:

  1. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org).
  2. OpenOffice.org (https://www.openoffice.org/ru/).
  3. Сервис Google Документы (https://docs.google.com/document).

Требования к оформлению

Если вы будете представлять проект на какой-нибудь конкурс, то требования к оформлению будут содержаться в Информационном сообщении этого мероприятия. Ничего выдумывать не надо: оформите так, как просят Организаторы конкурса или конференции.

Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.

Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:

  1. Страницы должны быть пронумерованы, начиная со второй. Таким образом, титульный лист нумеровать не надо. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа.
  2. Используйте свободно распространяемые бесплатные шрифты. Например, Times New Roman. Допустимые размеры шрифта: 12, 13, 14 (оптимально). В таблицах можно использовать шрифты меньших размеров.
  3. Абзацный отступ текста документа — 1,25 см.
  4. Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом 1,25 см или по центру.
  5. Текст документа печатается через 1,5 межстрочных интервала.
  6. Интервал между буквами в словах — обычный.
  7. Интервал между словами — один пробел.
  8. Текст документа выравнивается по ширине листа.

Создание презентации и защита проекта

Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.

В какой программе сделать презентацию?

Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.

Какие должны быть слайды в презентации

Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс

Как написать речь защиты проекта

О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.

В начальной школе ребёнка необходимо научить мыслить. Современные педагоги часто применяют для этой цели инновационные подходы в обучении. Например, с первого класса учителя задают ученикам делать проекты в школу. Образец такой работы поможет ребёнку и его родителям правильно справиться с поставленной задачей. Выбор темы и формы проекта часто определяют учителя, руководствуясь общими принципами.

Как делать проект в школу

Преимущества проектного образования

Начиная обучение в начальных классах, преподаватели не знают, кем вырастут их ученики. Не исключено, что кто-то из них станет великим математиком или врачом. От выбранных методов обучения во многом зависит уровень образования и его качество. Сегодня существует много типов разных программ. Проектные варианты получили всеобщее признание по ряду причин:

Как сделать проект в школе

  1. Большой диапазон вариативности метода: от социальных проблем до исследований жизнедеятельности одноклеточных организмов. Не только тематика очень обширна, разнообразны также методы выполнения проектов и их защиты.
  2. Этот метод способствует творческому развитию обучающихся. Выбор индивидуальных условий выполнения работы и разные подходы способствуют самосовершенствованию лучших качеств ребёнка.
  3. С ранних стадий обучения ученики приучаются к дисциплине и порядку. Создать свой проект непросто. Надо составить план, написать, оформить по определённым правилам. Всё это способствует формированию дисциплинированной личности, способной работать в коллективе.
  4. Создание проекта помогает задействовать семью. Ребёнок дома может сделать задание вместе с родителями. Это позволяет улучшить его просвещённость.

Несмотря на то что проект может делаться в течение длительного времени, а для маленьких детей это трудная задача, проектное образование заслужило, чтобы его активно применяли в школе. Неважно, как будут выглядеть начальные работы, ведь в любом случае они положат старт будущему становлению личности.

Выбор темы проекта

Школьные прокты

Обычно в начальной школе педагоги сами определяют темы для проектной деятельности. В 1 классе готовые проекты позволят ученикам ознакомиться с принятыми стандартами, правилами и принципами построения таких работ. Разнообразие тем помогает школьникам лучше осваивать учебную программу. Тематика подбирается с учётом возраста и интересов учащихся. Она должна вызывать интерес и желание работать над предложенным вопросом. Это основное требование к выбору темы проектов. Так, для 3 класса то, над чем работают первоклашки, будет уже неинтересно, а последние не смогут готовить темы, предназначенные для более старших детей.

Как подготовить проект в школе по плану

Детская тематика очень обширна, поэтому преподаватели сами решают, что больше подходит для их класса. Вот лишь некоторые востребованные тематические ниши для готовых школьных проектов в начальных классах:

План проекта школьника

  1. Исследования, наблюдения за повадками животных.
  2. Описание игр, истории их появления или разработка собственных вариантов.
  3. История игрушки. Дети любят свои игрушки, поэтому преподаватели используют этот факт в своей работе.
  4. Народное творчество. Очень много интересных тем связано с прикладным искусством. Кружева, резьба, лепка, аппликация, плетение и многое другое может стать отличным материалом для проекта.
  5. Природные явления. Разнообразие окружающего мира не может пройти мимо проектной тематики.
  6. Мой любимый герой. Это направление поможет развить навыки репортёров. Умение собирать информацию о заданном объекте пригодится в будущем на более сложных проектах.

Выбор направления полностью лежит на педагоге. От его фантазии и понимания тех, кого он учит, зависит эффективность обучения. Если тема не заинтересует учащихся, то работа над проектом будет их угнетать, а не приносить пользу.

Основные разделы

Предлагая своим ученикам проектное задание, учитель должен чётко определиться с единой формой оформления таких работ. В будущем это поспособствует организованности и сплочённости класса, а также упростит дальнейшее применение этого метода обучения. Тщательно продуманная система поможет педагогу больше времени уделять другим аспектам обучения, не останавливаясь на постоянных выяснениях того, с чем можно определиться сразу. Обычно в проектной работе есть общепринятые разделы, без которых мало кто представляет подобные труды. Существует несколько пунктов, которые необходимо обязательно затронуть в проекте:

Подготовка проекта в начальных классах

Как сделать свой проект школьнику

  1. Обложка или титульный лист. На нём обычно указывают тему работы, автора, время и место написания. Кто-то позволяет красочное оформление, что способствует эстетическому развитию ребёнка.
  2. Оглавление. Указание названия разделов и страниц, где они находятся. Его можно размещать как в начале, так и в конце.
  3. Введение. Обязательный пункт любого научного труда. Здесь необходимо разместить краткое описание проекта, его цели, а также какую пользу он принесёт читающим.
  4. Основные разделы. Их может быть несколько или только один. Всё зависит от замысла автора или поставленной задачи.
  5. Приложения. Этот раздел необязательный. Многие стараются весь материал вставлять в основной текст, но кто-то может решить вынести его в отдельную часть проекта.
  6. Вывод или заключение. Хороший принцип для педагогов — приучать детей делать выводы из своих исследований. Это поможет правильно и целеустремлённо работать в заданном направлении. Такой подход научит юных исследователей оценивать итоги своего труда.
  7. Список используемой литературы. Пользоваться разными источниками информации тоже учатся с начальных классов. Этот раздел поможет не забывать, что нужно ценить труд других исследователей и умело пользоваться их опытом.

Стандартная схема построения проектной документации приучит обучающихся к установленному порядку. Дисциплинированность и организованность будут способствовать более эффективному обучению. В дальнейшем, выполняя проекты, учащиеся уже будут знать, в какой последовательности нужно вести работу и какие требования предъявляет им учитель. Всё это облегчит весь процесс и улучшит сосредоточенность на самом исследовании.

Оформление компьютерного варианта

С внедрением компьютерных технологий было бы неразумно не воспользоваться ими при работе над проектом. С ранних лет современные дети сталкиваются с различными гаджетами и часто пользоваться ими начинают раньше, чем говорить. Поэтому уже в начальных классах педагоги стараются привить детям компьютерную грамоту. Для этого разрешают использовать компьютер для проектного творчества. Очень важно помнить, что работа с электронным устройством несёт определённый риск благополучию ребёнка, если его правильно не обучить пользоваться им. Эта задача лежит на плечах и педагогов, и родителей. Перед тем как приступать к подготовке проектов с использованием компьютера, дети должны освоить:

Школьные задания

  1. Правила техники безопасности. Любое электронное устройство способно не только негативно влиять на здоровье, но и при неосторожном обращении может стать угрозой для жизни. Прежде чем пускать ребёнка к компьютеру, стоит хорошо объяснить ему, что делать можно, а от чего следует воздержаться. Кроме этого, всегда нужно приводить примеры последствий правильной и неправильной работы с техникой.
  2. Правила обращения и основные методы работы. Обучение компьютерной грамоте начинается с азов и постепенно усложняется. Никогда не требуют от ребёнка того, что он не может понять или усвоить из-за малого возраста.
  3. Работа в интернете. Здесь главное правило — не оставлять ребёнка один на один со Всемирной паутиной, иначе не миновать беды. Опытные педагоги старательно и терпеливо объясняют, почему опасно заходить на незнакомые сайты и по каким причинам нельзя гулять в интернете без родителей или учителей.
  4. Отбор нужной информации. Этому тоже важно обучать сразу, иначе время за компьютером будет потеряно впустую. Постоянные отвлечения будут мешать продвижению к цели.
  5. Оформление работ. Компьютерные программы предоставляют большие возможности в быстром и красивом оформлении. Научить этому надо с самого начала, применяя простейшие приложения.
  6. Сохранение материала. Всегда есть опасность потерять электронный вариант проекта, поэтому необходимо первым делом обучать ребёнка правильно сохранять работу на компьютере. Использовать флешку для сохранения информации лучше в более старшем возрасте, однако правила безопасного извлечения этого устройства стоит освоить на начальной стадии. Самостоятельно выполнить такое действие нетрудно, но сначала родители и учителя должны постоянно контролировать образовательный процесс.

Любой этап обучения связан с определёнными задачами. Решать их помогают хорошо продуманные исследовательские проекты в начальной школе. Готовые проекты можно использовать в качестве наглядных пособий, в которых есть шаблоны структуры, содержания и оформления.

Ученический интерес к таким заданиям способствует росту средних показателей успеваемости и творческих способностей обучаемых.

>

Добавить комментарий