Прежде всего
Как подать заявку на поддержку проекта
Как правильно заполнить заявку
Рекомендации по формированию бюджета проекта
Как отправить заполненную заявку
Какие документы приложить к заявке
Статусы заявки и обратная связь
Структура
раздела
Следующая статья
Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.
Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.
Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.
Что такое социальное проектирование
Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.
Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.
Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.
Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.
1. Изучаем проблему
Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.
Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?
Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.
После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.
2. Разрабатываем механизм решения проблемы
Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему.
Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.
При постановке цели помните о том, что она должна быть:
- достижима;
- конкретна;
- измерима;
- реалистична;
- ограничена во времени.
Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы.
Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.
3. Обеспечиваем проект ресурсами
Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.
Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.
Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.
В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.
Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.
В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.
Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.
Рекомендованные статьи
Центр поддержки > Подача заявки > Прежде всего
Почему нет смысла подавать заявку, не имея проекта
ПРОЕКТ
Доброта
нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
.
Ах, как
нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Актуальность.
В
современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе
населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях
социальная забота о престарелых людях ориентированная в основном на малоимущих
и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим
проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность
инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в
обществе.
Характерно,
что за последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше
увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России
сократилась. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже
уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной
женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень
естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену
каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей
и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост
доли лиц старшего возраста.
Изменение
социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в
пожилом возрасте, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической
адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации
специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с
такими людьми.
Одним
из закономерных последствий старения населения как социально-демографического
процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системы
социального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения
эффективной деятельности этой сферы. В маленьких сёлах, где нет домов
престарелых, комнат медицинского ухода, домашних медсестёр-сиделок, на помощь
одиноким и престарелым людям приходят отряды милосердия.
В наши
дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся
более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на
свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили
бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими
проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков
усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым
поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к
окружающим. Поэтому одна из задач школы – научить детей быть милосердными,
уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба,
человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению
друг с другом. Да и сами дети в последнее время мы начали осознавать, что самым
острым дефицитом у них стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно
поэтому они чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность,
отзывчивость и сострадание.
Одной из сегодняшних задач
является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе престарелых людей, на
долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания. А таких людей в
нашем селе, немало. Пожилые люди по самым разным причинам, остаются
один на один со своей старостью. Болезни, нехватка общения, – всё это делает
жизнь пенсионеров безрадостной, однообразной.
Хорошо, что сейчас появились социальные
работники, которые оказывают необходимую помощь пожилым людям. И всё-таки
этого мало. Пожилым людям необходимо чувствовать, что они нужны кому-то, что их
опыт, знания могут ещё пригодиться молодому поколению.
Цели проекта
Формирование навыков
социального закаливания и моральной ответственности для успешной адаптации в
социуме через организацию социально-значимой деятельности;
Включение обучающихся нашего техникума в активную благотворительную
деятельность, направленную на психологическую поддержку пожилых людей; Формирование
у обучающихся чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения
друг к другу. Укрепить духовную
связь между людьми разных поколений.
Задачи проекта
Оказать
социальную помощь и психологическую поддержку одиноким и престарелым людям;
Пропагандировать здоровый образ жизни и семейные
ценности; стимулировать и поддерживать социально значимую деятельность Формирование
высокого уровня социальной ответственности за свои поступки сейчас и в будущем
Формирование социально-коммуникативных, творческих и
организаторских навыков;
использование имеющихся в техникуме наработок и
воспитательного потенциала (система дополнительного образования ) для
организации социально значимых дел.
Миссия проекта
Актуализация лучших моральных качеств
участников проекта – доброты, сочувствия, понимания.
Инициативная группа и участники проекта
Тихомирова Мария
Уткина Анна
Решетникова Кристина
Забегаевас Анастасия
Липужина Диана
Координаторы проекта
Бацина Галина Виктовна- воспитатель
общежития ГБПОУ ПСХТ
Нами было проведено социологическое
исследование среди различных категорий обучающихся нашего техникума.
1. Актуальна
ли в обществе проблема пожилых людей
2. В наших ли
силах помочь пожилым людям?
3. Что нам
нужно для реализации проекта?
(Приложение №1)
Деятельность инициативной группы
по составлению плана работы по проекту.
В ходе выполнения проекта мы
научились составлять смету проекта, также работать в команде.
Название и содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1. Проектировочный этап Основная деятельность – составление плана работы над |
||
1. Определение |
Сентябрь 2016 |
Тихомирова Мария гр.2К |
2. Определение круга социальных партнеров |
сентябрь 2016 года |
Бацина Галина Викторовна |
3.Определение (смета |
сентябрь |
Бацина Галина Викторовна |
4. Определение миссии проекта. |
сентябрь |
Бацина Галина Викторовна |
5. Подготовка к реализации проекта |
сентябрь |
Бацина Галина Викторовна |
6. Организация |
1 октября 20-16 года в день пожилых людей |
|
7.Подготовка материалов компьютерной |
ноябрь 2016 года |
Липужина Диана.. |
Бюджет проекта. Полная стоимость проекта
Вид расходов |
Цена |
Количество |
Сумма |
Имеется |
Требуется |
Источник финансирования |
Ткань для шитья декоративной подушки |
215руб. |
1.5 метра |
322.50 |
322.50 |
ГБПОУ ПСХТ |
|
Грибы |
0 |
корзина |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сладости |
240 |
1 |
240 |
0 |
240 |
ГБПОУ ПСХТ |
Итого |
562.5руб. |
Источники финансирования
Починковский сельскохозяйственный техникум
Ожидаемые результаты
За
счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его
социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности,
которыми они обладают, приносят реальную пользу пожилым людям.
Прогнозируем,
что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать,
если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в
самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной
жизни – один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов.
За
счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его
социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности,
которыми они обладают, приносят реальную пользу пожилым людям.
В
проекте принимают участие ребята обучающиеся в нашем техникуме и проживающие в
общежитии, которые ведут активный здоровый образ жизни надеемся, что общение с
ними в течение всего срока реализации проекта поможет ребятам, склонным к
вредным привычкам, последовать положительному примеру сверстников.
Определение места реализации проекта
Село Починки: улица Планты 2 дом 17
квартира 6. Ганюшкина Елена Петровна.
В
солнечный осенний день 1октября, в день пожилых людей мы поспешили поздравить
ветерана труда нашего техникума, ныне пенсионерку Ганюшкину Елену Петровну, она
проработала в нашем техникуме 28 лет, заместителем директора по хозяйственной
части. С подарком, сделанным своими руками в виде декоративной подушечки,
сладким тортом, и корзиной свежих подосиновиков собранных участницей проекта
Забегаевой Анастасией.
Нашему
приходу Елена Петровна бала очень рада , она рассказала с нам, о своей работе,
смотрели семейные фотографии. Потом мы пили чай, Елена Петровна угостила нас
вкуснейшими оладушками и говорили, говорили. Было очень интересно, мы узнали
много нового о жизни и том времени, когда наши мамы и папы были маленькими, а
бабушки и дедушки полны сил и здоровья. Эти воспоминания пополнили копилку
наших знаний о тех далеких годах. Мы рассказали Елене Петровне, о изменениях
которые произошли за последнее время в нашем техникуме. Общаясь с ребятами,
пожилые люди как бы молодеют душой, забывают на время о болезнях, одиночестве.
И нам такое общение тоже очень интересно и полезно.
Выводы
По нашему мнению, основной ресурс для
развития гражданского общества – это ресурс человеческий, рациональное
использование которого поможет существенно сократить материальные издержки,
поддержать необходимую атмосферу творчества и желания социальных достижений.
Тем самым проект позволяет улучшить
психологическое состояние людей преклонного возраста, создать у людей
старшего поколения чувство востребованности.
Реализация проекта способствует также
духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, повышению ее
социальной активности и гражданской ответственности.
Многие люди заботятся о нас, нам щедро
дают, но от нас и ждут, и у нас
достаточно сил чтобы делать добро людям.
Мы сможем достойно жить в нашем
непростом мире,
только научившись держаться вместе, поддерживать, ценить и
уважать друг
друга. Надо научиться серьёзно относится к своей жизни,
контролировать
свои потребности и желания. Надо выработать в себе уважение к
пожилым людям.
Каждый человек должен научиться любить людей и тогда
пожилые люди
увидят, мир немного по-иному и им захочется рассказать об этом.
В нашем случае
начало положено…
Приложение
№1
Опрос
обучающихся техникума:
1. Какая
проблема общества сейчас наиболее актуальна?
Отношение к пожилым людям-86%
Бездомные животные-7%
Взаимоотношения сверстников-7%
2.В наших ли силах помочь пожилым людям?
Да-92%
Нет-2%
Не знаю-6%
3.Что нам нужно для
реализации проекта?
Деньги-19%
Чтобы каждый был заинтересован-88 %
Помощь взрослых-45%
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Рудня»
Социальный проект
«Протяни руку помощи»
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………3
II. Основная часть……………………………………………………………..6
III. Практическая часть ……………………………………………………….10
1. Разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся …………………………………………………………10
2. Реализация разработанного проекта силами инициативной группы..12
3. Подведение итогов работы над социальным проектом ………………12
IV. Заключение ……………………………………………….……………….13
V. Источники информации ………………………………………….………14
VI. Приложения
Введение
Характерно, что за последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России сократилась. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.
В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Поэтому одна из задач школы – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами мы, дети, в последнее время начали осознавать, что самым острым дефицитом стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому мы чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание.
Одной из сегодняшних задач нашей школы является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе престарелых людей, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания. А таких людей в нашем городе, да и районе, немало. Пожилые люди по самым разным причинам, остаются один на один со своей старостью, беспомощностью. Болезни, нехватка денег, неспособность обслуживать себя – всё это делает жизнь пенсионеров безрадостной, однообразной.
Итак, актуальность проекта «Протяни руку помощи» заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны.
Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение школьного коллектива в его реализацию через организацию деятельности общешкольного сообщества. Социально активная деятельность сообщества готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.
Проект «Протяни руку помощи» призван сплотить добровольцев из числа молодых людей для оказания помощи (социальной, психологической, бытовой, консультативной и иной) нуждающимся пожилым людям. Реализация данного проекта позволит отработать механизмы оказания адресной помощи нуждающимся пожилым людям силами волонтёров.
Цель проекта: привлечение школьников к участию в благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи пожилым нуждающимся.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи проекта:
-
сформировать отряд «Рука помощи» из учащихся класса.
-
собрать информацию по оказанию помощи.
-
распределить ролевые функции участников проекта.
-
оказать помощь пожилым нуждающимся.
-
подвести итоги реализации проекта.
Социальная значимость данной работы состоит в:
-
увеличении гражданской активности подростков, молодежи в процессе участия в реализации проекта;
-
увеличении количества подростков, желающих помочь тем, кто нуждается в помощи;
-
выполнении гражданского долга перед людьми старшего поколения
Ожидаемые результаты:
-
включение волонтерских группы в социально-значимую деятельность;
-
разработка и реализация проекта;
-
воспитание чувства милосердия и толерантности у подростков;
-
создание копилки опыта работы школы по социальному проектированию;
-
реальная физическая и психологическая помощь пожилым людям;
-
обретение опыта социально активной деятельности;
-
обретение опыта нравственного поведения и общения;
-
овладение навыками социальной деятельности.
Основная часть
«Старость – самое почётное положение
человека среди других людей».
Сегодня наблюдается постоянный рост доли пожилых людей. Можно выделить две причины такого процесса. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой. В населении Российской Федерации можно выделить как бы несколько «поколений» граждан старшего возраста. Так, в 2015 году численность пожилых людей составляла 30,2 млн. человек, из них лица в возрасте 85 лет и старше составляли 1387 тыс. человек, лица в возрасте 100 лет и старше — 15 558 человек. Характерно, что за последние 20 лет (со времени всеобщей переписи 1979 года) численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь незначительно.
Сейчас, когда мы переживаем сложный период социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается, что подростки стали грубыми, жёсткими. Но самое страшное, что многие из них совершенно равнодушные. Им нравится плыть по течению, ведь у них за спиной хорошая поддержка- родители. Родители становятся лишь необходимым приложением в жизни. А бабушек и дедушек молодёжь и вовсе игнорирует. А нам хочется напомнить, что гуманизм, милосердие, сострадание, отзывчивость очень необходимы в жизни. И воспитывать эти качества нужно с детства. Ведь именно этого нам , когда мы станем пожилыми, будет не хватать. Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми.
К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости
С выходом на пенсию у пожилого человека неизбежно возникает целый ряд проблем, связанных не только с изменением величины доходов, но и с привыканием к новому социальному статусу, приспособлением материально-вещевой среды к снижающим физическим возможностям, возникновением необходимых бытовых трудностей.
Одним из закономерных последствий старения населения как социально-демографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системы социального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы. В маленьких городах, где нет домов престарелых, комнат медицинского ухода, домашних медсестёр-сиделок, на помощь одиноким и престарелым людям приходят отряды милосердия.
Вступление в пожилой возраст сопровождается для одних резким, для других плавным изменением рода занятий, образа и стиля жизни, материального положения и других условий жизнедеятельности. Самое главное (рубежное) событие для большинства пожилых людей, коренным образом меняющее его образ жизни и положение в обществе – выход на пенсию. Собственно, для многих именно этот факт знаменует наступление старости – очередного жизненного цикла.
По данным социологического исследования у 75 % пожилых людей есть дети – опора в старости. У трех четвертей пенсионеров дети живут вместе с ними, либо в другом месте того же населенного пункта. Близость места жительства играет большую роль в облегчении жизни престарелых, особенно теряющих способность к самообслуживанию. Среди нуждающихся в помощи со стороны каждый второй получает ее постоянно или время от времени, 22 % имеют родственников, но не имеют от них никакой помощи. Наконец, 15 % не ждут помощи по этим родственным каналам в силу полного одиночества.
С возрастом резко сужается круг общения пожилых людей. Чаще всего остается только узкий семейный круг. Пожилые люди, свободные от повседневного труда на производстве чаще всего занимаются воспитанием внуков.
Состояние пожилых людей, прежде всего, зависит от условий жизни, питания, жизнедеятельности, социальных связей. Многие болезни пожилых людей являются результатом их образа жизни, привычек, питания.
Основная цель социальной защиты – сохранение здоровья и жизни клиентов, а значит, это медицинская задача. С возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается. Любые услуги социальной защиты, так или иначе, защищают здоровье и жизнь обездоленных лиц. Речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах, речь идет о координационной работе, позволяющей обхватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т.е. речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.
Помощь пожилым — не самая популярная сфера благотворительности, часто про них начинают думать в основном в День Победы и в Новый год. Люди привозят или передают подарки и снова забывают о стариках. Но главное противоречие заключается в том, что даже при наличии материальных трудностей, бабушкам и дедушкам больше всего нужны не подарки и вещи, а постоянное внимание и участие.
Многие пожилые люди, живущие дома, также нуждаются в помощи — по хозяйству, медицинском уходе и т. п. Им необходимо внимание и общение.
Мы решили, что пожилым людям необходима поддержка и помощь. Своим личным примером мы хотим показать, что дарить человеческое тепло и заботиться о пожилых людях нужно.
Практическая часть
Протяни руку помощи
Цель проекта: привлечение школьников к участию в благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи пожилым нуждающимся людям.
Ход работы:
-
Разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.
Шаг 1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. (приложение 1)
Мы провели анкетирование на тему «Отношение к пожилым людям» среди молодежи. В анкетировании принимало участие 34 учащихся старших классов.
Результаты исследования таковы: Большинство респондентов (22 человека) считают пожилыми людей после 60 лет.
Положительные ассоциации со старостью (отдых, опыт, внуки, пенсия, беззаботность, мудрость) возникают у 8 человек, у 4 человек представления негативны (болезнь, немощность, седина, морщины), 22 человека затруднились ответить.
Уважительное отношение к пожилым людям (уступать место в общественном транспорте, в очереди) готовы демонстрировать большинство респондентов.
На вопрос: «Охотно ли вы проводите время с пожилыми людьми?» «да» ответили 11 человек, «зависит от настроения» – 17. Половина опрошенных(18 человек) интересуются самочувствием окружающих людей старшего поколения.
В ситуации конфликта большинство предпочитают уступить (8 человек), избежать – 12 человек, 14 – конкурировать, если чувствуют свою правоту.
Готовность помочь (перевести через дорогу, открыть дверь, донести сумки) выразили 28 человек, при этом они испытывают гордость, подъём настроения.
28 опрошенных считают, что у старшего поколения можно многому научиться. На вопрос: «Часто ли вы сами приходите за советом к старшим?» «да» ответили 20 человек, «нет» – 14.
К критике в свой адрес, со стороны старших 13 человек прислушивается, 19 слушают, но поступают по-своему. В трудной ситуации, большинство предпочитает обратиться за советом к представителю старшего поколения (29 человек), нежели к ровеснику (5 человек).
На вопрос «Знаете ли вы о проблемах пожилых людей? Назовите несколько» 19 человек ответили, что не задумывались об этом, 7 респондентов знают, что проблемы есть, например маленькая пенсия, но дальше продолжить затруднились, 8 опрошенных затруднились ответить.
На основании результатов проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы: молодые люди с уважением относятся к старшему поколению, готовы им помочь в трудную минуту и воспользоваться их опытом и знаниями. Но о проблемах пожилых людей молодежь не осведомлена, а значит и помочь в решении этих проблем, главная из которых одиночество, недостаток общения, не может.
Шаг 2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
Шаг 3. Определение целей и задач социального проекта.
Шаг 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
Шаг 5. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
Шаг 6. Составление детального плана работы:
1.Создать инициативную группу для работы над проектом
2.Провести исследование по изучению общественного мнения
3. Посетить Центр социального обслуживания населения.
4. Оказать адресной помощи пожилым людям.
5. Повести итоги реализации проекта.
-
Реализация разработанного проекта силами инициативной группы.
Шаг 7. Проведение плановых мероприятий.
1. Посещение Руднянского центра социального обслуживания населения. Составление списка пожилых людей, которые нуждаются в помощи.
2. Составление графика посещений.
3. Оказание помощи Клецкиной Нине Денисовне (84 года), проживающей по адресу ул.Западная д.12.
4. Оказание помощи Сергеенковой Анне Ивановне (82 года), проживающей по адресу ул.Западная д.8.
5. Оказание помощи Павловой Анне Семеновне (92 года), проживающей по адресу пер. Садовый, д.10
6. Оказание помощи Барченковой Раисе Игнатьевне (76 лет), проживающей по адресу Руднянский район. д.Кругловка
7. Оказание помощи Жевлаковой Марии Васильевне (88 лет), проживающей по адресу Руднянский район. д.Кругловка
Шаг 8. Контроль и оценка выполнения плана.
-
Подведение итогов работы над социальным проектом.
В процессе реализации проекта мы оказали помощь пяти пожилым одиноким людям. Мы выполняли следующие виды работ: носили воду из колодца, убирали в комнатах, носили дрова и топили баню, собирали и сортировали яблоки, ремонтировали скамейку и крыльцо, убирали и выносили мусор (в осеннее время года). В зимнее время- чистили снег во дворе и возле колодца, носили дрова для печи, ходили в магазин, убирали в доме. Кроме того, мы занимались самым необходимым, по- нашему мнению, делом, давали одиноким людям радость общения. Летом за чаепитием в саду, зимой возле потрескивающей печки, мы слушали жизненные истории и рассказывали свои.
Шаг 9. Информирование общественности о результатах реализации проекта.
Результаты реализации проекта размещены на сайте школы. Проект долгосрочный, поэтому информация будет периодически пополняться.
Заключение
Сегодня мы твердо придерживаемся мнения, что человеку в пожилом возрасте необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать ему преодолевать чувство одиночества и тоски. От отношения общества к старению в определенной степени будет зависеть способность людей оперативно адаптироваться к увеличению продолжительности жизни. Это особенно важно, поскольку стремительно приближается то время, когда каждому третьему жителю планеты будет за шестьдесят.
Результатом первого этапа является создание отряда «Рука помощи» для адресной помощи остронуждающимся людям.
Результат второго этапа — физическая помощь пожилым одиноким людям.
Подводя итоги можно сделать вывод, что увеличилась гражданская активность подростков в процессе участия в реализации проекта, произошло увеличение количества подростков, желающих помочь тем, кто нуждается в помощи, даже из других классов школы.
Вечной молодости не бывает. Все когда-нибудь состарятся. Старость может быть разной — счастливой и не очень, часто это результат прожитой жизни. Иногда диктуют обстоятельства. Пожилые люди нуждаются в физической помощи. И в душевной поддержке. Взамен делятся бесценным жизненным опытом. Как человек относится к старикам, так и его дети будут относится к нему в старости. Поэтому считаем этот проект востребованным, важным и необходимым к применению.
Для того чтобы жизнь пожилых людей, близких нам бабушек и дедушек, не превратилась в бессмысленное существование, необходимо сделать всего одну вещь — показать, как они нам дороги!!! Берегите себя и своих близких! И помогайте старикам, не считая это трудной обязанностью.
В нашем случае начало положено…
Источники информации
1. Богатова А. А. Проект «Нужный возраст» – решение социальных проблем пожилых людей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11 – http://e-koncept.ru/2016/86710.htm
2. Биккулов А. С. Общество для всех возрастов // Социологические исследования. -2015. -No 6.
3. Ветераны и молодежь [Электронный ресурс]. – http://veteranleningradspb.ru/veteranskaya-zhurnalistika/stati-ocherki/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi.html
4. Панина Н. В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера // Автореф. дис. канд. философ, наук. -М., 2009.
5. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. канд. дисс. -М.,2010.
6. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. –М.: Дашков и Ко, 2009.
7. Шаг за шагом, или Технология разработки и реализации социального проекта [Электронный ресурс].- http://tula.marketcenter.ru/content/doc-0-3969.html
14
«С добрым сердцем – на добрые дела!»
Работа на II городской конкурс
Социально – значимых проектов
«Взгляд в будущее»
Социальные проекты
ФИО автора:
Ярлыкова Светлана Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Кемерово 2019
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………..3-4
Обоснование актуальности и новизны проекта………………5
3. Цель проекта………………………………………………………6
4.Основные задачи…………………………………………………..6
5. Основные методы…………………………………………………6
5.1 Механизм реализации проекта………………………………….6
5.2 Условия реализации проекта……………………………………7
5.3 Экономическое обоснование. ..………………………………….9
Заключение…………………………………………………………..10
Литература…………………………………………………………….11.
Приложение………………………………………………………………12.
Социальный проект
«С добрым сердцем – на добрые дела!»
Проектнаправлен на оказание помощи незащищенным слоям населения.
Волонтёры МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ г. Кемерово» и МБОУ «Лицей № 23» всегда готовы совершать добрые и полезные дела.
1. Паспорт проекта
Название проекта |
«С добрым сердцем – на добрые дела!» |
Возрастная группа |
6 класс |
Регион |
г. Кемерово |
Образовательное учреждение |
МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ г. Кемерово» и МБОУ «Лицей № 23» |
Руководитель проектной группы |
Ярлыкова Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования |
Срок реализации проекта |
Сентябрь 2018 г. – май 2019 г. |
Проблема |
Проблема социальной защиты детей-сирот, детей с онкологическими заболеваниями, инвалидов, ветеранов ВОВ и труда. |
Актуальность проекта |
Благотворительная деятельность – один из основных способов реализации человеком духовной потребности в помощи окружающим и важнейший фактор самоорганизации общества. |
Цель проекта |
Организация благотворительности в образовательном учреждении, как способ формирования культуры социальной помощи подрастающего поколения и решение социальных проблем в современном обществе на примере реализации проекта «С добрым сердцем – на добрые дела!». |
Задачи проекта |
Воспитывать гражданско – патриотические чувства детей и подростков; Развивать и поддерживать социальные инициативы, направленные на приобретение практического опыта посредством участия в планировании и проведении социально значимых акций; Формировать нравственные ценности: гуманизм, милосердие, человеколюбие, сострадание; |
Гипотеза исследования |
Уровень нравственности и культуры социальной помощи будет повышаться, если социально – значимые акции организовывать и проводить в системе. |
Краткое содержание проекта |
Выявление проблемы и её актуальности; Изучение нормативно – правовой базы по данному вопросу; Распределение ролей и обязанностей участников проекта; Проведение и анализ необходимых опросов; Определение характера помощи нуждающимся; Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности благотворительного волонтерства; Подготовка и проведение мероприятий; Анализ проделанной работы. |
Финансирование |
Осуществляется за счет средств родителей и учащихся. |
Ожидаемые результаты |
Массовое вовлечение детей, подростков и взрослых в благотворительную деятельность; Оказание социальной помощи детским домам, интернатам, социально – реабилитационным центрам и учреждениям здравоохранения; Формирование нравственных ценностей учащихся; Рост социальной и общественной активности волонтеров; Появление солидарных волонтеров, готовых быть сопричастными к проблемам окружающих. |
2. Проблема и актуальность проекта
Мы живем в мире, в котором существует острые социальные проблемы. Одна из наиболее важных – дети, оставшиеся без попечения родителей, детская заболеваемость, инвалидность, одинокие и нуждающиеся в помощи ветераны ВОВ и труда. Многие не задумываются, насколько таким слоям населения нужна помощь.
Эта социальная проблема была и остается чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Мы не можем оставаться в стороне, когда дети и пожилые люди находятся в трудных жизненных обстоятельствах.
Проект мы назвали – «С добрым сердцем – на добрые дела!», потому что так важно делать все, чтобы люди чувствовали себя любимыми и нужными. Социальный проект направлен на оказание помощи детским домам, интернатам, домам инвалидов, социально – реабилитационным центрам и учреждениям здравоохранения.
Проект способствует формированию у детей и подростков милосердия, сострадания, ответственности, приобретения практического опыта в социально – значимой деятельности.
В основе волонтерского движения, деятельность которого осуществляется в нашем учреждении, такой принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
Благотворительное волонтерство помогает человеку подняться над собственными проблемами, увидеть беды и заботы других людей, а главное, не проходить мимо тех, кому трудно, дарить радость окружающим, надежду и душевное тепло.
Новизнаданного проекта заключается в том, что он предусматривает подготовку добровольцев, начиная с планирования и организации благотворительных мероприятий до их завершения и анализа. Это способствует более осознанному включению волонтеров в добровольческую деятельность.
3. Цель
– Организация благотворительности в образовательном учреждении, как способ формирования культуры социальной помощи подрастающего поколения и решение социальных проблем в современном обществе на примере реализации проекта «С добрым сердцем – на добрые дела!».
4. Задачи
– Воспитывать гражданско – патриотические чувства детей и подростков;
– Развивать и поддерживать социальные инициативы, направленные на приобретение практического опыта посредством участия в планировании и проведении социально значимых акций;
– Формировать нравственные ценности:
гуманнность, милосердие, человеколюбие, сострадание, отзывчивость.
5. Методы, используемые волонтерами в социальной практике:
наблюдение, опрос, интервью, убеждение, побуждение, поощрение, просвещение, метод личного примера.
Эти методы являются эффективными на практике для привлечения учащихся в благотворительную деятельность.
5.1. Механизм реализации проекта
Организационный этап
На данном этапе была изучена социальнаяпроблема, ее актуальность, определены цель, задачи и круг благополучателей. Составлен план социально – значимых мероприятий.
Для того, чтобы узнать насколько велик круг участников данной деятельности, нами было проведено исследование в форме анкетирования и опроса. Мы выясняли, какое отношение у ребят к благотворительности и готовы ли помогать лицеисты незащищенным слоям населения.
Основной этап
Данный этап включал работу с организациями, которые нуждаются в благотворительной помощи. Организован для детей детских домов, реабилитационных центров и больниц сбор канцелярии, одежды, обуви, игрушек, проведена информационная поддержка акций, подготовка плановых мероприятий: концертных программ, познавательных викторин, мастер – классов и др. В завершение этапа оценка мероприятий и анализ результатов деятельности.
Итоговый этап
Этот этап является аналитическим. Нами были подведены итоги проведенных акций, анализ работы и её перспективы. Были выпущены фоторепортажи, отчеты, презентации о благотворительности проекта.
То, что волонтерская деятельность найдет своих последователей в стенах лицея, мы не сомневаемся. Нужно лишь установить прочные связи внутри ученического, педагогического и родительского коллективов,
Мы считаем необходимым систематизировать работу в данном направлении и наметить основные мероприятия, обязательные к проведению в ходе учебного года и каникул.
92% из опрошенных имеют представление о том, что благотворительность-это полезная деятельность, 96% считают этот вопрос актуальный и 90% хотели бы помогать нуждающимся. Эта проблема волнует не только нас, но является интересом моих знакомых, значит, есть потребность в развитии данного направления деятельности в лицее, во взаимодействии нашей ученической общественности.
5.2 Условия реализации проекта
Сроки проекта:
Проект рассчитан на год.
Целевая аудитория:
– воспитанники детских домов, больниц и социально – реабилитационных центров;
– дети с онкологическими заболеваниями;
– ветераны ВОВ и труда.
Срок реализации проекта: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Ресурсы проекта:
Благотворительные сборы (книги, игрушки, одежда, обувь, канцелярские товары и т.д.);
Миссия проекта – актуализация лучших нравственных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, милосердия к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Ожидаемые результаты:
–оказание социальной помощи детям и ветеранам;
– формирование нравственных ценностей учащихся;
– рост социальной и общественной активности волонтеров;
– появление солидарных волонтеров, готовых быть сопричастными к проблемам окружающих.
Календарный план реализации проекта
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки |
1. |
– Сбор информации, размещение объявлений, опрос на тему «Благотворительность», распространение агитационных листовок; |
Сентябрь |
2. |
– Литературно – музыкальная гостиная «От всей души примите поздравленья» и акция «Рука помощи» для ветеранов труда Ленинского микрорайона; – Акция «Поможем детям вместе» для детей и подростков социально – реабилитационного центра «Маленький принц». |
Октябрь |
3. |
– Акция «Тепло души», посвященная Дню инвалида для Дома – интерната; – Праздничная программа «Мамино сердце», посвященная Всероссийскому дню Матери. |
Ноябрь |
4. |
– Патриотическая программа «День героев Отечества» и акция «Никто не забыт»; – Акция «От сердца к сердцу» для детей онкологии. |
Декабрь |
5. |
– День памяти с ветеранами ВОВ и тружениками тыла «Подвиг Ленинграда»; – Акция «Рождественские сюрпризы» для воспитанников детского дома № 2. |
Январь |
6. |
– Тематический вечер, посвященный истории локальных войн «Солдат войны не выбирает»; – Военно – спортивная программа «Сыны Отечества» совместно с воспитанниками СРЦ «Маленький принц». |
Февраль |
7. |
– Литературная гостиная совместно с ветеранами «Есть в марте день особый», посвященный Международному женскому дню 8 марта; – «Весенняя мозаика» творческая гостиная мастер классов для воспитанников детского дома № 2. |
Март |
8. |
– Акция «Витаминка», посвященная Дню здоровья для детей поликлиники № 7. Выставка-презентация детского технического творчества «Военная техника глазами детей» совместно с Краеведческим музеем. |
Апрель |
9. |
– Патриотическая программа совместно с городским советом ветеранов «Солдаты Великой Победы» – Акции: «Георгиевская лента» и «Поклон и память поколений» для жителей города. – Выпуск презентации, фоторепортажа по реализации проекта. |
Май |
10. |
– Трудовой десант по благоустройству территории района и посильной помощи ветеранам и детям – сиротам. |
Июнь |
5.3 Экономическое обоснование.
При составлении проектной документации проекта, инициативной группой, совместно с руководителем проекта, рассмотрены все аспекты обеспечивающие экономическое составляющее проекта.
Получив необходимую информацию, оценив и сравнив предлагаемые услуги, подготовлена смета.
Собственные ресурсы
Канцелярские товары:
Бумага писчая
Бумага для принтера
Ватманы
Карандаши простые
Ручки
Маркеры
Тексто-выделители
Ножницы
Скотч
Степлер
Фломастеры
Фотоуслуги:
фотопечать
Призовой фонд для отличившихся волонтёров:
Значки
Сувениры
Дипломы
Благодарственные письма
Реклама:
Информационные листовки
Спец. одежда для волонтёров:
Кепки
Жилеты
Тех. средства
Ноутбук
Принтер, сканер, копир.
Заключение.
Анализируя результаты деятельности, можно сказать, что цель и задачи проекта были достигнуты.
В проекте приняло участие 523 человека.
Оказана социальная (благотворительные сборы) и досуговая помощь (организация и проведение мероприятий)детям – сиротам.
Все мероприятия освещались на сайте. Деятельность, осуществляемая в рамках социальных проектов, направленных на помощь детям – сиротам, инвалидам и ветеранам будет продолжаться.
Мы считаем, каждому человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, важно чувствовать, что он нужен окружающим. Понимая это, он становится оптимистичным и счастливым.
В реализации проекта, мы шли к поставленной цели, решая все задачи. В процессе деятельности по оказанию помощи детям и ветеранам, мы получили большой опыт. Акции и творческие дела нас объединили с одноклассниками и учителями. Мы будем продолжать работу в этом направлении, и привлекать к участию всех ребят и родителей.
Мы уверены, что успех нашего проекта волонтерского движения зависит не только от объема выполненных работ, но и от того, с какой душой и с каким настроением мы будем оказывать помощь нуждающимся. Наш опыт показал, что одинокие, больные и беспомощные люди преображаются и молодеют, когда мы к ним приходим. Их глаза загораются тем забытым огоньком любви и тепла, которыми они когда-то согревали самых близких людей. А мы сами испытываем не только чувство гордости, но и огромное удовлетворение от проделанной работы и желание продолжать волонтерскую деятельность, дарить людям заботу, любовь и внимание, которой им так не хватает в повседневной жизни. Еще раз убеждаемся, что волонтерское движение является тем фундаментом, на котором строится гражданское общество. И если мы, молодое поколение XXI века, будем активно участвовать в волонтерском движении, наше общество будет в надежных руках.
Наш проект живет, развивается, и мы уверены, что будет жить долгие годы. Во-первых, мы постоянно поддерживаем тесную связь с Советом ветеранов, Центрами по работе с населением, которые информируют нас о тех, кому нужна помощь. Во-вторых, принимаем активное участие в благотворительных акциях. В-третьих, мы убеждены, что если человек начал делать добрые дела, то они обязательно станут его естественной потребностью.
Список литературы:
Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. – 2000.
Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов Н/Д, 2003г.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации // Вестник образования. – 2000.
Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002.
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
Шпекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции О правах ребенка ООН. – М.: Педагогика, 1997.
Приложение 1.
Графики
Приложение 2.
Фоторепортаж
Социальное проектирование в России: процессы и технологии
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
Стратегия социально-экономического развития в России предусматривает помощь и поддержку социально незащищенным слоям населения на общегосударственном и субъектном уровнях. Но внести свой вклад и помочь, может каждый из нас. Реализуется эта помощь через социальное проектирование — особый механизм социального конструирования с целью решения той или иной проблемы. Из статьи вы узнаете, как работает социальное проектирование, в чем его основная цель.
Материал поможет разобраться в проблемах социального проектирования и получить инструмент, чтобы управлять социальными проектами. Этот инструмент — инструктаж поэтапного строительства вашего собственного проекта.
Содержание:
- Определение социального проектирования
- Основы социального проектирования в Российской Федерации
- Типы социального проектирования
- Технология социального проектирования в рамках развития социальных процессов. Этапы социального проекта
- Примеры успешных социальных проектов в России
Определение социального проектирования
Каждый проект имеет под собой две качественные характеристики. Первая — ограниченность во времени (вопрос реализации). Вторая — наличие заранее запланированного результата, который мы можем измерить. Такая информация опубликована на сайте президентских грантов. Получается, что любая деятельность, которая отвечает данным признакам, может считаться проектом. Однако социальным такой проект становится лишь в случае его направленности на решение определенной социальной проблемы целевой группы. Например, есть проект по организации перевозок граждан. Формально — это проект и у него есть свои цели и задачи. Социальным он станет, когда основная цель проекта будет направлена на помощь определенной категории лиц. Скажем, организация перевозок для инвалидов — это социальный проект.
Таким образом, социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта, то есть комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели или выполнение задачи – получение заранее запланированных результатов не иначе, как для решения актуальной социальной проблемы/вопроса.
Любой социальный проект всегда ограничен временными рамками, территориальными границами, командой-исполнителей и бюджетом. Тем не менее, социальное проектирование как процесс следует отличать от подготовки заявки на грантовый конкурс! Заявка на конкурс – это описание социального проекта, финансовую помощь для работы над которым стремится получить автор проекта претендуя на грант.
Если интересуетесь грантами для НКО, рекомендуем прочитать статьи от наших экспертов, чтобы:
- Проверить, нет ли в вашей заявке ошибок начинающих заявителей;
- Улучшить заявку на грант;
- Получить письмо поддержки от нас для вашего проекта;
- Разобраться, нужен ли вам эксперт, который будет помогать в получении гранта.
Основы социального проектирования в Российской Федерации
Для того чтобы понять, что из себя представляет процесс социального проектирования в России, необходимо понять:
- На чем базируется данная деятельность — принципы социального проектирования;
- На что направлена данная деятельность — объект социального проектирования;
- Кто является субъектами, которые осуществляют социальное проектирование.
Так, в качестве основных объектов социального проектирования в РФ выступают социальные системы. В настоящее время самыми востребованными объектами, на которые направлены создаваемые социальные проекты в России, выступают такие области, как системы труда и занятости, образование, социальное обеспечение и социальная защита населения, здравоохранение и иные социальные услуги. Нормализация экологической ситуации в городе, налаживание отношений между НКО и бизнесом, помощь инвалидам, поддержка малоимущих семей и пенсионеров – как раз детища социального проектирования. То есть все социальные проекты направлены, так или иначе, на решение острой социальной проблемы либо помощь социально незащищенным слоям населения.
Предметом социального проектирования чаще всего выступает социальная ценность и ее создание. В процессе социальной диагностики происходит проверка степени соответствия показателей социальной реальности по отношению к существующим нормативам. Таким образом, авторы проекта могут прийти к выводу о необходимости либо отсутствии таковой в создании и развитии социальной программы в той или иной сфере/для той или иной группы людей. Именно поэтому еще на этапе предподготовки к работе над созданием социального проекта, важно выяснить, какой вопрос ставится перед конкретным социальным проектом.
Ответим на вопрос – кто может быть автором социального проекта? Существует точка зрения, что субъектами социального проектирования могут выступать лишь носители управленческой деятельности, то есть какие-либо властные структуры, в руках которых есть реальные механизмы и большие возможности для решения социальных проблем. Тем не менее в Российской Федерации сложилась совсем иная практика – создателем социального проекта может выступить любое лицо: будь то частная организация, трудовой коллектив, некоммерческая организация, фонд или даже отдельно взятый человек. Все дело в привлеченных инвестициях, поскольку благодаря возможности привлекать финансовые средства, участвовать в конкурсе на гранты и так далее – каждый желающий в ходе социального проектирования может помочь нуждающимся.
Затронем такой аспект, как принципы, на которых базируется процесс социального проектирования. Почему важно их знать и руководствоваться ими? Принципы, которые перечислены дальше в статье, выступают некими правилами и ценностями, которым необходимо следовать, поскольку они важны для достижения поставленной цели как на стадии разработки социального проекта, так и на стадии его реализации. На сегодняшний день социальное проектирование в России базируется на следующих принципах:
- Принцип социальной ответственности. Социальное проектирование представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, на каждом этапе которого создатели проекта, несут определенную ответственность. Причем не только насчет соблюдения законодательства, но и на уровне некой социальной ответственности, то есть перед обществом как потребителем социальных благ.
- Принцип согласования целей и интересов субъектов социального проектирования реальным потребностям общества. Потребность общества имеет прямую зависимость с теми сферами жизни, в которых реализуется тот или иной проект. Поэтому важно, чтобы авторы проектов преследовали не свои корыстные цели, а стремились решить социально значимую проблему.
- Принцип открытости (прозрачности). Принцип предполагает готовность и необходимость субъектов социального проектирования использовать лишь законные способы достижения поставленных целей, включая вопросы бухгалтерской отчетности в ходе и по итогам реализации проекта.
- Принцип социальной компетентности. Принцип базируется на формировании у автора социального проекта необходимых качеств для того, чтобы обладать достаточной компетентностью и способностью руководить процессом при решении того или иного вопроса. Среди этих качеств: толерантность, плюрализм, открытость к новым идеям.
- Принцип объединения и кооперации. Принцип важен, так как в ходе решения любой социальной проблемы может возникнуть необходимость объединения усилий для наибольшей эффективности. Именно поэтому субъекты социального проектирования должны быть готовы как принять так и предоставить помощь в ходе реализации проекта.
Социальное проектирование направлено в первую очередь на диагностику и выявление актуальных и перспективных социальных проблем, выработку ресурсно-обеспеченных оптимальных вариантов их решения. Дальше в статье обзор типов социального проектирования, чтобы вы могли подобрать тот тип социального проекта, который будет комфортным для реализации.
Типы социального проектирования
Не существует законодательно закрепленной классификации социальных проектов. Тем не менее в сфере как коммерческого, так и некоммерческого проектирования на сегодняшний день существует несколько основных классификаций типов социального проектирования.
Начнем с самой распространенной классификации – по сфере реализации проекта:
- Социальное проектирование в сфере образования. Например, создание сети бесплатных школ для развития детей с особенностями развития.
- Социальное проектирование в сфере экологии. Например, любые социальные проекты, направленные на сохранение природы и поддержание экологических стандартов окружающей среды.
- Социальное проектирование в сфере труда и занятости населения. Например, инициаторами таких проектов могут выступать различные профессиональные союзы для оказания помощи безработным.
- Социальное проектирование по поддержке социально незащищенных слоев населения . Например, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям, малоимущим гражданам.
- Социальное проектирование научно-технической и технологической направленности (речь идет, как минимум, о разного рода проектах в сфере инновационных технологий).
- Социальное проектирование в некоммерческом секторе. Это проекты, направленные на поддержку и развитие потенциала некоммерческих организаций.
Как Вы видите, сфер реализации социальных проектов весьма много. В статье перечислили наиболее популярные из них. Вместе с тем не стоит забывать о таких направлениях, как – здравоохранение, культура, поддержка малого и среднего предпринимательства, институт бесплатной юридической помощи нуждающимся, помощь приютам для животных, взаимодействие с детдомами и интернатами. Как итог – поле для реализации именно вашего проекта весьма обширно и позволит создать и развить идею практически в любом социально значимом секторе.
Существуют различные социальные проекты по особенностям финансирования. Как уже было сказано ранее, важным принципом при реализации любого проекта является открытость и прозрачность всех финансовых потоков, а также бухгалтерского учета по итогам проекта. В этой связи важно из каких источников будут приходить денежные средства на реализацию проекта и на каких условиях. Ниже – представлены основные типы социальных проекторов по особенностям финансирования:
- Инвестиционные проекты.
Очевидно, что не каждый созданный или планируемые проект привлекателен с точки зрения инвестиций в него. Для любого инвестора значима цель такого проекта, его целесообразность, которая определяет соразмерность вложения капитала. Для того, чтобы продемонстрировать инвестиционная привлекательность идеи, требуется бизнес-план. Более того, какая бы цель ни ставилась перед проектом, основным мотивом для инвестора служит максимально возможная прибыль от проекта. Необходимо отграничивать мотивы создателей проекта, выражающиеся в решении социальной проблемы и мотивы тех, кто вкладывает свои финансы в социальный проект. Те сферы, в которых реализуется социальное проектирование в России, не является способом обогащения для инвесторов, а выступают полем, с узко ограниченной доходностью.
Так, например, в области здравоохранения и социального обеспечения перспективы инвестиционных вложений вероятно достигнут цель решения проблем потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в жизненно важных лекарствах, диагностической медицинской технике и хирургических инструментах, чем в получении максимальной прибыли. Тем не менее, авторы каждого социального проекта могут найти своего инвестора, убедив его в необходимости вложения в их идею без какой-либо гарантии окупаемости в будущем, но с гарантией решения социально острой проблемы!
- Спонсорские проекты.
Спонсорский проект весьма близкий с инвестиционным по своим принципам тип социального проекта, поскольку для реализации такого проекта также требуются финансовые вложения мецената (спонсора). Вместе с тем, важно понимать, что все же спонсоринг — это экономическая, а не нравственно-эстетическая деятельность. Спонсор, как и инвестор, проявляет интерес к целям нуждающегося в средствах проекта, но в первую очередь преследует свою выгоду.
- Кредитные проекты.
Также на практике встречаются ситуации, когда способом финансового обеспечения социального проекта выступает кредит. Такой вариант финансирования процесса реализации вашей задумки состоит в том, что получение финансовых средств возможно только под условие предоставления гарантий кредитному учреждению. Как вариант, залог собственности. В таком случае авторы социального проекта также обязаны представить развернутое финансово-экономическое обоснование и бизнес-план, чтобы убедить кредитора в надежности должника: что кредит будет погашен, а проценты по кредиту выплачены в срок.
- Бюджетные проекты.
По причине того, что социальное проектирование чаще всего реализуется в тех сферах, которые являются не только бездоходными, но и убыточными в финансовом плане, но вместе с этим они решают какую-либо социальную проблему или удовлетворяют какую-либо социальную потребность, самым часто встречаемым типом финансирования социальных проектов выступает финансирование в рамках государственной социальной политики и решения местных задач.
Такого рода проекты получают финансовые вливания из бюджетов 3 уровней: федерального, субъекта РФ и местного бюджета. С точки зрения формальностей, субъекты социального проектирования получают или грант или субсидии, выделенные территориальным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, негосударственным организациям. Для наглядности, ниже список грантов, которые может получить ваша организация в случае участия и победы в конкурсе:
- Грант «Константин Циолковский» (в области развития инновационных технологий);
- Грант «Михаил Ломоносов» (для поддержки проектов, стимулирующих разностороннее образование и интеллектуальное развитие детей и молодежи);
- Грант «Великая княгиня Елизавета Федоровна» (для поддержки проектов, которые направлены на создание центров правовой защиты и социальной поддержки детей и молодежи);
- Грант «Лев Яшин» (социальные проекты в сфере спорта и здорового образа жизни);
- Грант «Екатерина Дашкова» (могут получить проекты, направленные на развитие средств массовой информации);
- Грант «Петр Чайковский» (для поддержки социальных проектов в области художественной культуры, новаторских работ молодых художников, композиторов, писателей);
- Грант «Владимир Вернадский» (проекты и программы в сфере экологии и защиты окружающей среды).
Это лишь малая часть тех грантов и конкурсов, которые учреждены государством с целью поддержки социально значимых проектов. Перечень грантов с датами — в статье эксперта по грантам НКО.
- Благотворительные проекты.
Бывают случаи, когда финансово невыгодный и бездоходный проект финансируют в качестве меценатства, то есть лишь с целью помочь и не преследуя цель извлечения прибыли.
Как Вы видите, социальное проектирование сложно не только на стадии создания самой идеи, но и на моменте привлечения финансов для реализации идеи. Конечно, зачастую сами авторы – субъекты социального проектирования имеют определенный капитал на реализацию своего проекта. Но несмотря на наличие собственных средств, можно привлечь дополнительные инвестиции со стороны для расширения границ своего проекта.
В свою очередь, социальное проектирование еще на этапе созидания идеи и планирования ставит перед собой границы по масштабам реализации. Поэтому вам важно сразу знать ответы на три вопроса о вашем социальном проекте.
- На какой территории будете реализовывать проект;
- Насколько будет сложен проект по своей структуре;
- Сколько по времени займет реализация проекта.
Только когда у вас будут ответы на эти вопросы, сможете подобрать способы управления социальным проектом. Кейс эффективного социального проекта — в статье.
Есть классификация социальных проектов в зависимости от того, насколько масштабна социальная проблема, которую он решает:
- Микропроект. Чаще всего это форма индивидуальной инициативы для решения какой-либо небольшой социальной проблемы;
- Малый проект. Не предусматривает слишком большого числа потребителей. Такие проекты достаточны просты в управлении, не требуют крупного финансирования;
- Макропроект/мегапроект. Обычно реализуется в рамках той или иной целевой программы, имеет сложную структуру, для реализации требуются крупные финансовые затраты.
Наконец, завершая разговор о типологии социального проектирования, нельзя не затронуть классификацию социальных проектов по срокам реализации. Речь не только о сроке создания проекта, но и о продолжительности его деятельности на практике:
- Краткосрочные проекты. Как правило, для своей реализации требуют 1-2 года и имеют своей целью решение текущей проблемы малого или среднего масштабов;
- Среднесрочные проекты. Средняя продолжительность 3-5 лет; примером может служить одобренная Европейской Комиссией (структурой ЕС) в 1997 г. пятилетняя программа добровольческой службы, которая призвана помогать молодежи в проявлении солидарности с другими народами и нациями;
- Долгосрочные проекты. Как правило, реализуются в течение 10-15 лет и имеют своей целью решение глобальной проблемы.
Технология и этапы социального проектирования в рамках развития социальных процессов
Технология социального проектирования – это определенная последовательность процедур для достижения конечной цели проекта. Ниже– инструктаж поэтапного строительства социального проекта;
- Предпроектная ситуация. На этом этапе необходимо проанализировать ситуацию в обществе. Так вы выявите проблемы, которые нужно решить и поймете насколько они масштабны. Это важно для целевой направленности социального проекта;
- Разработка концепции проекта. Это подготовительный этап разработки проекта. Он нужен, чтобы обсудить идею, которую в дальнейшем превратите в работающий социальный проект;
- Проведение социальной экспертизы проекта. Этап, который основан на аналитике. Именно благодаря ей поймете необходим ли ваш социальный проект конкретным людям и решит ли он их проблему или проблемы;
- Планирование проекта. Основной этап, на котором вы составите план социального проекта. Именно в этот момент, идея трансформируется в проект. А у проекта появляются составные части; фазы или ступени, которые необходимы для достижения цели социального проекта;
- Составление бюджета проекта. На данном этапе необходимо решить откуда привлекать финансовые вливания на реализацию проекта. Значит понадобится составить смету расходов и бюджетный план социального проекта;
- Разработка социального паспорта. Этап в котором отдельные заботы над созданием проекта трансформируются в паспорт проекта. План + цели + задачи проекта формируются в окончательном виде исходя из финансовых возможностей в процессе реализации. В паспорте социального проекта должны быть: название проекта, название и адрес организации, реквизиты проекта, сроки и продолжительность реализации проекта, география проекта, общая стоимость проекта;
- Разработка проектной документации. Этап для подготовки необходимых документов, в том числе получение разрешений и лицензий, если они необходимы;
- Защита и презентация проекта. На данном этапе для привлечения дальнейших инвестиций проект презентуют широкой публике;
- Реализация проекта. Этап, на котором идея проекта воплощается в жизнь, поэтому срок этого этапа может быть от нескольких месяцев до нескольких лет;
- Мониторинг проекта. На этом этапе вам нужно оценить, насколько проект эффективен и учесть плюсы и минусы в работе проекта для его дальнейшего продвижения;
- Завершение проекта. на данном этапе подведете итог реализованного проекта. Составите необходимую документацию, включая бухгалтерский учет всех проведенных операций. Подробно про особенности бухгалтерского учета в НКО, читайте в публикации.
Подводя итог вышесказанному, технология социального проектирования — это сложный многоступенчатый этап создания и воплощения в реальность любого социального проекта. Ряд этапов требуют от авторов скорее креативный подход, а некоторые этапы подразумевают исключительно скрупулезную и кропотливую работу с проектной документацией.
Примеры успешных социальных проектов в России
Ежегодно в нашей стране проходит церемония награждения лауреатов программы «Лучшие социальные проекты России», в которой принимает участие несколько сотен проектов, претендующих на звание «Лучший». Победители в каждой категории, а их там более 10: культура, спорт, здравоохранение, социальный маркетинг, экология и т.д., получают премии и другие ценные призы за вклад в реализацию социальной политики в стране. Действительно, если вы считаете, что ваш проект достоин считаться лучшим – принять участие в ежегодном конкурсе не сложно. Сейчас мы на примерах покажем – что такое успешный социальный проект.
Так, в 2020 году одним из победителей конкурса стала компания «Эвалар», команда которой, оценив необходимость использования антисептиков и средств индивидуальной защиты – организовала проект, в рамках которого на безвозмездной основе были переданы 60 тысяч антисептических средств уязвимым категориям населения. То есть компания потратила деньги на приобретение антисептиков и распределила их между волонтерскими центрами – домами престарелых. Заметьте, что авторы проекта несмотря на финансовую непривлекательность идеи – решили своими действиями очень острую социальную проблему и сделали это своевременно.
Другим ярким примером социально значимого проекта является акция «Чужих мам не бывает». Проект проводили под руководством сети Л’этуаль. В рамках данного социального проекта была оказана помощь – передали продуктовые корзины и денежные средства пенсионерам в период локдауна, поскольку они являются одной из самых незащищенных слоев населения. Более того, чуть позже в рамках этого же проекты были направлены денежные средства в специальный фонд по поддержке пенсионеров.
Социальный проект «Футбол для дружбы» создали с целью предоставить возможность каждому ребенку проявить себя в спорте. В рамках такой программы дети активно взаимодействуют и обмениваются опытом, а также для них проводятся специальные встречи с профессиональными футболистами для того, чтобы каждый смог поверить в свою мечту и приблизиться к ее исполнению.
Социальное проектирование позволяет не только реализовать вашу задумку в жизнь, но и помочь другим людям. В зависимости от возможностей и амбиций, ваш проект может распространить свое действие даже на маленький географический участок или малую социальную группу, но вместе с тем именно таким образом вы сможете решить ту или иную социальную проблему.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).
Форум НКО – крупнейшее сообщество НКО в России.
Вам может быть интересно:
- ESG политика
- Подсказки как начать благотворительную деятельность
- Просветительская организация
- Социальное предпринимательство