Как составить проект технологического регламента

Технологический регламент

Разработка технологического регламента

Мы работаем во всех регионах РФ

Срок разработки технологического регламента — от 2 дней

Напиши нам

Или отправьте основные сведения на kachestvo-centr@bk.ru, чтобы получить расчет

Технологический регламент

Что такое технологический регламент

Технологический регламент (ТР) — документ, который должен соответствовать нормативам и фиксировать технологический режим, определять порядок проведения операций технологического процесса, обеспечивая условия выпуска продукции требуемого качества и эксплуатации производства. Кроме того, в этом документе прописываются меры безопасности для сотрудников и охраны окружающей среды.


ТР позволяет получить готовую продукцию высокого качества, отвечающую требованиям российских или международных стандартов.


ТР определяет наиболее безопасные способы ведения работ, обеспечвающие грамотное использование имеющихся ресурсов для оптимизации производства.


Разработка ТР основывается на документации, составляемой для опасного производственного объекта.


ТР на производство в стадии проектирования оформляется проектной организацией, в стадии эксплуатации — производителей с согласованием с автором процесса.

Сроки действия технологических регламентов

Строго запрещается производство и проведение опытных работ по неутвержденным технологическим регламентам или ТР, срок действия которых истек.

Срок действия постоянного ТР — не более 10 лет (начинается со дня утверждения). Утверждение, переиздание, отмена и продление этого документа должно оформляться приказом руководства. Если технологический регламент не обеспечивает технологический процесс, гарантирующий высокое качество продукции и соблюдение других требований, а также является неактуальным в силу модернизации и т. п.,ТР можно отменить или переиздать с дополнениями.

Срок действия временных ТР зависит от общего плана производства продукции. Если производство будет длиться не более года, ТР может действовать менее 1 года. Непосредственно срок действия временного ТР определяет ответственное за технологический регламент лицо. Если временный документ с истекшим сроком, должен утверждаться постоянный. Переиздание, отмена и продление временного ТР должно оформляться приказом руководства.

Срок действия разовых (опытных) ТР зависит от сроков, которые отводятся на опытное производства или предусматриваются для выпуска нужного количества продукции. Но самый большой срок действия разового технологического регламента не должен превышать 5 лет. Временные рамки лабораторного ТР определяются лицом, утверждающим технологический регламент.

Общеотраслевые документы для разработки технологических регламентов это:

  • ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997;
  • постановление Госгортехнадзора России № 77 18 декабря 1998 – Положение для разработки ТР «Безопасная эксплуатация производств».

Также для каждой отрасли имеются свои документы. Например, для нефтеперерабатывающих производств это №116-ФЗ.

Технологический регламент содержит следующие разделы:



  • Общая характеристика производства.


  • Описание характеристик материалов, сырья, реагентов, полупродуктов.


  • Описание технологического процесса и технологической схемы производства.


  • Нормы режимов технологии и описание контроля технологического процесса.


  • Описание безопасной эксплуатации производства.


  • Описание отходов, сточных вод, выбросов в атмосферу, с указанием методов их переработки, утилизации.


  • Описание технологического и насосно-компрессорного, регулирующего и предохраняющего оборудования.


  • Список нормативной документации и обязательных инструкций и графическая технологическая схема производства.

Внесение изменений

В технологические регламенты допускается вносить изменения и дополнения, однако процесс внесения изменений и дополнений строго регламентирован. Внесенные изменения не должны отрицательно воздействовать на весь технологический режим.

Первые изменения вносятся в Лист регистрации изменений и дополнений. Вторые закрепляются Приказом «О введении в действие изменений (дополнений)», который содержит информацию о вносимых изменениях. На титульном листе ТР указываются номера и даты приказа о введении в действие изменения (дополнения) и заверяются подписью ответственного лица.

Виды технологических регламентов

В зависимости от производства и общих целей осуществляемых работ технологические регламенты подразделяются на следующие виды:

  • постоянные,
  • временные,
  • опытные (разовые),
  • лабораторные.
  1. Постоянный ТР
    Для готовых производств, достигших оптимального качество выпускаемой продукции.
  2. Временный ТР
    Для новых производств или действующих производств, в технологический процесс которых вносятся корректировки, заметно влияющие на процесс.
  3. Разовый ТР
    Для продукции на опытных установках, а также для опытных работ, проводимых на действующих производствах.
  4. Лабораторный ТР
    Для лабораторных, стендовых и модельных установок, не выпускающих товарную продукцию.

1000+

1000+
выполненных работ

Есть вопросы о Технологическом регламенте? Доверьтесь профессионалам

Наш эксперт ответит на все ваши вопросы о процедуре составления и оформления технологического регламента.

технологический регламент

КонсультантПлюс: примечание.

О действии технического регламента, принятого федеральным законом, порядке его изменения и отмены см. ст. 29 ФЗ от 05.04.2016 N 104-ФЗ.

1. Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До вступления в силу технического регламента, принятого международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технический регламент может быть принят указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Технический регламент, разработанный в порядке, установленном настоящей статьей, принимается постановлением Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

3. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции или каких связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их представителям органов государственной власти и указанным в пункте 9 настоящей статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7 – 8. Утратили силу с 1 июля 2016 года. – Федеральный закон от 05.04.2016 N 104-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, разработанный в установленном пунктами 2 – 6 настоящей статьи порядке и подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию, которая создана и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликования и размещения указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

9. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

10. В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 10 настоящего Федерального закона в части разработки и принятия технических регламентов.

Технологический регламент производства

Технологический регламент – один из документов, относящихся к Единой системе технологической документации (ЕСТД), которая в свою очередь входит в состав Единой системы технологической подготовки производства – ЕСТПП. На основе положения, действующего в данной системе документации, прерогатива в создании такого документа принадлежит самому предприятию. Закон допускает привлечение сторонних исполнителей.

Разработанный производственный регламент может требовать обязательной регистрации в надзорных органах, если это предусмотрено российским законодательством. Например, в случае пожаровзрывоопасного технологического процесса или имеющего другую категорию опасности (связанной с химической опасностью или для подземных работ) вся технологическая документация проходит согласование в территориальном или центральном Ростехнадзоре.

Технологический регламент является одним из документов, которые определяют технологический процесс, устанавливают последовательность выполнения технологических операций. Регламент производства является аналогом Технологической карты.

Они оба являются документами технологической подготовки производства к выпуску продукции. При этом перед технологом ставится задача установления оптимального технологического процесса. Если в металлургии в качестве основного технологического документа установлена нормативно-технологическая карта, то в химической отрасли такую же роль выполняет производственный технологический регламент.

Кроме таких регламентов существует особая группа общего назначения, регулирующих те или производственные  процессы на предприятиях.

Положение о Технологических регламентах

Положение о ТР на предприятиях химической промышленности утверждено Минэкономики РФ 6 мая 2000 года и действует в настоящее время на предприятиях любой формы собственности. Данное положение о технологическом регламенте указывает, что его действие не распространяется на химические предприятия, где в качестве определения технологического процесса выступают технологические карты.

В соответствии с Положением о Технологических регламентах на химических предприятиях он определяется в качестве основного технического документа на предприятии. Регламент устанавливает:

  • оптимальный технологический режим;
  • содержит описание материалов, сырья, полуфабрикатов, реагентов;
  • порядок проведения технологических операций и контроля их исполнения, технологической схемы производства;
  • нормы расходных материалов и режимов технологии;
  • обеспечивает выпуск продукции требуемого качества;
  • регулирует безопасные условия эксплуатации производства;
  • содержит описание сточных вод, отходов, выбросов в атмосферу и методов их утилизации и переработки;
  • список обязательных технологических инструкций и нормативных документов, в соответствии с которыми производится выпуск готовой продукции на предприятии;
  • определяет способы выполнения требований по охране окружающей среды.

Положение о Технологических регламентах на химических предприятиях в соответствии с российскими нормативами предусматривает разные их виды:

  • они могут быть постоянными;
  • временными, применяемыми для пусковых целей (при вводе нового оборудования или технологии, при принципиальных изменениях в процессах, при запуске нового производства);
  • разовыми (для выпуска продукции на опытных и опытно-промышленных установках и в других случаях);
  • лабораторными (для различных испытаний, если не происходит выпуск товарной продукции ).

Если Технологический регламент разрабатывается с участием стороннего исполнителя, то он обязательно согласовывается с предприятием-заказчиком. Причем у всех исполнителей должна быть лицензия Ростехнадзора на проведение таких работ. Утверждается регламент руководителем предприятия.

Также Положение предусматривает возможность оформления постоянного производственного технологического регламента сроком до 10 лет. Но через 5 лет должен на предприятии быть оформлен приказ о его действительности.

Временные регламенты могут действовать не более одного года. Если производство не достигает уровня требуемых показателей, то срок временного производственного технологического регламента может быть продлен в установленном порядке. Срок действия разовых и лабораторных регламентов устанавливаются в зависимости от необходимости проведения испытаний или пуска производства.

Производственный технологический регламент в химической отрасли относится к обязательным документам. Без его наличия или при ситуации, когда закончен его срок действия, выпуск продукции на таком предприятии запрещен.

Руководителю предприятия предоставлено право отмены производственного технологического регламента, если он не обеспечивает некоторых установленных (обязательных для исполнения) требований законодательства, в том числе, следующих:

  • не позволяет осуществлять выпуск готовой продукции требуемого качества;
  • не дает возможности достигнуть требуемого уровня безопасности работ;
  • не способствует достижению установленных требований охраны окружающей среды и в других случаях.

Технологические регламенты общего назначения

К ним относятся следующие ТР:

1. При осуществлении нового строительства предприятие-застройщик должно сформулировать и утвердить временный  Технологический регламент на отходы и обращение с отходами. Наличие такого документа позволяет снизить  отрицательное  воздействие  строительных работ на загрязнение окружающей среды, способствует повышению эффективности применения природных ресурсов.

Для разработки такого документа существует унифицированный (типовой) Технический регламент. Он рекомендует включать:

  • перечень отходов, получаемых в ходе строительных работ;
  • установить их  классификацию по группам опасности в соответствии с российским законодательством;
  • описать способы вывоза и утилизации мусора со строительных объектов;
  • указать места временного хранения отходов.

Данный документ обязателен не только для всех строительных организаций, но также и для других предприятий, у которых в результате технологических процессов формируются  строительные отходы. Он разрабатывается и согласовывается Комитетом природопользования и охраны окружающей среды по месту регистрации предприятия.

При окончании строительных работ происходит официальное закрытие Технологического регламента в том же Комитете природопользования. Заявитель при этом должен предоставить справки о сдаче-приемке объекта и о расчеты оплаты налога, установленного государством  за негативное воздействие производства на окружающую среду.

2. Обязательным документом для функционирующего предприятия является Технологический регламент на работу очистных сооружений при их наличии. Без такого регламента не разрешено  выполнение работ по подключению к канализационным стокам и водопроводной сети. Он определяет и описывает  правила очистки сточных вод.

Разрабатывается Технологический регламент общего назначения на базе паспортной документации на оборудование по очистке сточных вод и отходов. Его оформляет застройщик или заказчик, производит его регистрацию в надзорных структурах. Технологический надзор  контролирует работу очистных сооружений предприятия с целью минимизации  рисков загрязнения водостоков.

Отправьте заявку

Утверждены

Постановлением

Госгортехнадзора России

от 15 сентября 2003 г. N 108

Введены в действие

с 1 января 2004 года

Постановлением

Госгортехнадзора России

от 9 декабря 2003 г. N 112

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ

РЕГЛАМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

ПРИ ВЕДЕНИИ ГОРНЫХ РАБОТ ПОДЗЕМНЫМ СПОСОБОМ

РД 06-627-03

I. Общие положения

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с п. 47 Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом (утверждены Постановлением Госгортехнадзора России 13.05.03 N 30, зарегистрированным Минюстом России 28.05.03, регистрационный N 4600).

Целью данного документа является систематизация необходимых условий и приемов, разрабатываемых в качестве регламентов технологических процессов (далее по тексту – Регламенты), для безопасного выполнения работ для каждого производственного процесса в организациях (на предприятиях).

В Регламенты рекомендуется включать меры, выполнение которых направлено на обеспечение безопасной работы шахт на всех стадиях производственных процессов при полном соответствии их содержания принятым проектным решениям для объектов горных работ, прогрессивным методам и схемам организации работ, разрабатываемым для обеспечения безопасного выполнения работ, с учетом отечественного и зарубежного опыта.

В Регламентах рекомендуется отражать:

специфику и особенности организации выполнения основных и вспомогательных производственных процессов на каждой шахте или подземном руднике;

мероприятия по обеспечению:

– систем контроля за производственными процессами;

– прогнозирования возникновения и развития аварий, инцидентов, случаев травматизма;

– прогнозирования и предупреждения внезапных выбросов газа, горной массы, прорывов воды, горных ударов и других геодинамических проявлений;

– пожарной безопасности;

– установленного пылегазового режима;

– безопасных условий работ в подземных горных выработках, комплексе надшахтных зданий и сооружений, на подрабатываемых территориях в нормальном режиме и в аварийных ситуациях, обусловленных причинами природного и техногенного характера;

– локализации и ликвидации аварий и их последствий.

II. Виды производственных процессов,

на которые рекомендуется разрабатывать Регламенты

технологических процессов

В проектах шахт и рудников рекомендуется предусмотреть разработку Регламентов на все основные и вспомогательные производственные процессы при ведении горных работ. При отсутствии проектных Регламентов, они могут разрабатываться эксплуатирующей организацией.

Регламенты рекомендуется разработать на следующие виды производственных процессов:

1. Проходка шахтных стволов, в том числе и специальными способами (бурение, огневое бурение, тампонирование, замораживание, опускная и щитовая крепь).

Рекомендуется включить в содержание Регламентов условия промышленной безопасности по стадиям производства работ, проектированию, оснащению, монтажу и демонтажу проходческого оборудования, креплению и армировке стволов, монтажу стационарного оборудования, коммуникаций, обеспечению приборами контроля и автоматики, организации производства работ, систем связи и сигнализации.

2. Проходка подземных горных выработок, включая горно-капитальные, геологоразведочные, горно-подготовительные и нарезные выработки.

В Регламентах рекомендуется изложить условия промышленной безопасности к выбранным способам проходки; способу управления кровлей; способам и паспортам крепления; доставке и транспортированию горной массы и вентиляции; организации проходческих работ, в том числе с использованием проходческих комплексов; применению специальных средств проходки горных выработок; работам по предупреждению травм и аварий в зависимости от назначения выработок, а также с учетом негативных факторов (горные удары, внезапные выбросы горной массы и газов, нефтепроявления и др.), осложняющих горно-геологические условия.

Регламентами рекомендуется предусмотреть безопасную организацию возобновления горных работ после длительной (свыше 3 сут.) остановки, а также при восстановлении горных выработок в случае их возврата в режим эксплуатации из режима мокрой или сухой консервации.

3. Ведение очистных работ.

В Регламенты рекомендуется включить следующие условия по:

выбору систем разработки и способов выемки полезного ископаемого, начиная со стадии проектирования;

параметрам систем разработки, обеспечивающим безопасность работ и сохранность подрабатываемых территорий и объектов;

предупреждению образования “заколов”, обрушений кусков горной массы из кровли и бортов в горных выработках;

особенностям ведения работ в горно-геологических условиях конкретного месторождения и горнотехнических условиях шахты;

способу управления горным давлением в очистном пространстве, включая паспорт крепления и проект организации работ;

разработке циклограммы организации очистных работ, в необходимых случаях – объема и шага отставания закладки;

безопасности работ при отбойке и выпуске руды из очистного пространства, при организации доставки и транспортирования руды в зависимости от применяемых машин и оборудования, обеспечению планограммы выпуска руды из блоков.

4. Эксплуатация шахтных подъемов.

Рекомендуется разработать в Регламентах:

меры безопасности по эксплуатации подъемных установок в зависимости от назначения (людские, грузолюдские, грузовые, скиповые и т.д.) и применяемого типа подъемной установки, используемых типов подъемных сосудов и прицепных устройств;

систему контроля за техническим состоянием шахтных подъемных машин и оборудования с использованием методов неразрушающего инструментального контроля;

проекты организации спуска и подъема людей, груза, оборудования, проведения ревизии подъемной установки, обследования подъемных канатов и состояния крепления ствола.

5. Проветривание шахты.

Рекомендуется разработать в Регламентах мероприятия по:

обеспечению безопасности и качества проветривания с учетом конкретных условий шахты;

организации проветривания и расчету необходимого количества воздуха;

газовому режиму;

режимам работы главных вентиляторных установок, вентиляторов местного проветривания;

порядку составления вентиляционных планов;

контролю воздушной среды, включая распределение общешахтной струи по участковым горным выработкам;

отбору санитарных проб воздуха на содержание вредных газов и запыленность воздуха;

порядку восстановления режима проветривания шахты после массового взрыва и допуска людей в шахту к месту работ после массового взрыва;

порядку допуска людей в проходческие и очистные забои после взрывных работ, организации отбора проб воздуха экспресс-анализом, в том числе и с помощью дистанционных пробоотборников.

Проекты организации работ рекомендуется разрабатывать на основе действующих мероприятий для шахт, опасных по газу, пыли или нефтепроявлениям.

6. Эксплуатация технологического транспорта.

Рекомендуется разработать в Регламентах мероприятия по:

организации безопасной эксплуатации применяемых на шахте видов технологического транспорта (скреперные, вибрационные погрузодоставочные установки, локомотивный транспорт, включая аккумуляторные и контактные рудничные электровозы; погрузодоставочные и транспортные машины, оснащенные двигателями внутреннего сгорания);

использованию систем сигнализации, централизации и блокировки при эксплуатации технологического транспорта;

перевозке людей;

эксплуатации конвейерного транспорта в подземных выработках;

доставке машин, оборудования и материалов с использованием средств технологического транспорта;

безопасной эксплуатации и безопасному выполнению ремонта технологического транспорта и оборудования.

7. Противопожарная защита шахты.

В Регламенты рекомендуется включить необходимые условия по:

выбору способов пожаротушения;

нормированию применяемой номенклатуры средств пожаротушения и их размещению;

применению специальных устройств для локализации и ликвидации пожара в горных выработках;

оснащению противопожарных складов системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, в том числе и использованию системы индивидуального оповещения об аварии;

оборудованию камер аварийного воздухоснабжения, их табельному оснащению.

8. Защита шахты от затопления и охрана объектов на дневной поверхности от вредного влияния горных работ.

В Регламенты рекомендуется включить условия по:

проектированию, ведению горных работ и выбору мер по охране шахт от затопления и охране объектов, расположенных на дневной поверхности;

ликвидации возможных рассолопроявлений и прорывов воды в подземные горные выработки;

организации безопасной эксплуатации шахтных водоотливных установок;

осуществлению инженерных решений, направленных на сохранение объектов на дневной поверхности, расположенных в зоне влияния горных работ;

ведению наблюдений за развитием деформаций на дневной поверхности, а также ведению работ, связанных с ликвидацией и консервацией подземных горных выработок.

9. Ведение закладочных работ.

В Регламенты рекомендуется включить необходимые условия по:

выбору вида закладочных работ;

полноте закладки выработанного пространства;

срокам отставания закладочных работ;

контролю за качеством закладочных работ и их безопасным проведением.

При погашении пустот очистного пространства с помощью обрушения вмещающих пород с использованием массовых взрывов необходимо учитывать действующие нормативно-технические документы по безопасному проведению массовых взрывов.

Приведенный перечень производственных процессов, связанных с ведением горных работ подземным способом, на которые рекомендуется разрабатывать регламенты технологических процессов, может быть дополнен и откорректирован в зависимости от конкретных условий шахты, а также в случае изменения технологических схем, внедрения новых машин и оборудования.

III. Рекомендации по порядку разработки Регламентов

Проектным организациям рекомендуется разрабатывать Регламенты в качестве неотъемлемой составной части проекта на строительство, эксплуатацию, реконструкцию и модернизацию, ликвидацию и консервацию шахты или при возобновлении горных работ после вывода объектов горных работ из консервации. Регламенты представляются проектными организациями для проведения экспертизы в установленном порядке.

При отсутствии в ранее разработанной проектной документации Регламентов или при изменении технологии, замене применяемых машин и оборудования организация (предприятие), эксплуатирующая шахту (подземный рудник), может разработать Регламенты самостоятельно путем привлечения к выполнению этой работы специализированных проектных или научно-исследовательских организаций.

Разработанные проекты Регламентов рекомендуется рассматривать и обсуждать на технических советах организаций (предприятий). После обсуждения и внесения в них необходимых поправок подписанные руководителями проекты Регламентов рекомендуется передавать в независимую экспертную организацию на заключение, которое утверждается и регистрируется в установленном порядке.

Регламенты рекомендуется вводить в действие приказом по организации (предприятию).

Добавить комментарий