Как составить профессиограмма психолога

Профессиограмма-профессия психолог

Профессиограмма создает целостное представление об особенностях данного вида труда.Ядром профессиограммы является психограмма профессии.Психограмма включает описание требований,предъявляемых профессией к психологическим качествам человека(мышлению,вниманию и т.д.).Схема прфессиограммы:общая характеристика,содержание труда и характер труда,необходимые общие и специальные знания и умения,требования предьявляемые профессией,условия труда,сведения где можно получить профессию.

Содержимое разработки

Профессиограмма -профессия психолог

Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

  • общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);

  • основы психодиагностики;

  • основы педагогики, общественных и естественных наук;

  • методы оценки и коррекции личности;

  • основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).

Квалифицированный психолог должен уметь:

  • владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;

  • устанавливать доверительный контакт;

  • слушать и слышать другого человека;

  • применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;

  • собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;

  • отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);

  • осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;

  • давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;

  • проводить лекции, семинары, тренинги;

  • хранить тайну, соблюдать этику консультирования.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • гуманитарный склад ума;

  • широкий кругозор;

  • аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;

  • сильно выраженная склонность к сервисной работе;

  • сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;

  • склонность к работе с информацией;

  • отлично развитые лексические способности;

  • превосходные логические способности;

  • способность к концентрации внимания;

  • высокая эмоциональная устойчивость.

Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:

  • вирусоносительство;

  • хронические мигрени;

  • сердечно-сосудистые заболевания;

  • нервно-психические заболевания;

  • проблемы с памятью и вниманием;

  • нарушения речи, зрения и слуха.

Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

     Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

  • в учебных заведениях (преподавание);

  • на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);

  • в научно-исследовательских институтах;

  • в психодиагностических лабораториях;

  • в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);

  • в центрах психологической помощи и профориентации;

  • в консалтинговых и тренинговых компаниях;

  • в кадровых агентствах;

  • в службах знакомств;

  • в центрах занятости населения;

  • в сфере политических технологий;

  • в таможне и в правоохранительных органах;

  • в военных организациях;

  • в транспортных и авиационных компаниях;

  • в детских садах;

  • в детских домах;

  • в домах престарелых;

  • на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.



-80%

Курсы дополнительного образования

История моды

Продолжительность 72 часа

Документ: Cвидетельство о прохождении курса

Похожие файлы

  • Конспект урока “Технология приготовления блюд из круп”

  • Кумыкский женский национальный костюм

  • Поделки с бросового материала “Дама в шляпе”

  • Презентация для конференции по профессии Повар, кондитер

  • Приготовление блюда “Котлеты “Бабушкин секрет”.

Федеральное
агентство по образованию РФ государственное

образовательное
учреждение высшего профессионального
образования

«
Рязанский Государственный университет
имени С. А. Есенина »

Профессиограмма
педагога-психолога

Выполнила:

студентка
3 курса 34 группы

Института
психологии, педагогики

и
социальной работы

Закалюкина
Татьяна

Проверил:

Бермичев
В.Н.

Рязань, 2010

1.Общие
сведения о профессии.

Педагог-психолог
– это специалист, который обеспечивает
развитие и сохранение психического
здоровья учащихся, психологическую
коррекцию и реабилитацию детей и
взрослых, а также психологическое
обеспечение образовательного процесса.

1.1.
Наименование и назначение профессии:

1.Название
должности: педагог-психолог
2.Место
работы: общеобразовательные учреждения
(школы, лицеи, гимназии)

1.2.
Необходимая общая и специальная
подготовка:

На
должность педагога-психолога назначается
специалист, имеющий высшее психологическое
или психолого-педагогическое образование
со специализацией по детской психологии
без предъявления требования к стажу
работы.
Знания, необходимые
педагогу-психологу:
– Закон «Об
образовании», Декларацию прав человека,
Конвенцию ООН о правах ребенка, нормативные
документы по вопросам обучения и
воспитания детей.
– Общую психологию,
педагогическую психологию, психологию
личности и дифференциальную психологию,
социальную психологию.
– Основы
психодиагностики, основы психологического
консультирования и психопрофилактики,
методы социально-психологического
тренинга общения, современные методы
индивидуальной и групповой консультации,
методы диагностики и коррекции нормального
и аномального развития ребенка.

1.3.
Основное содержание функциональных
обязанностей:

Основными
задачами психологической службы в
общеобразовательном учреждении является
создание комфортных условий для
естественного развития учащихся,
укрепление психологического здоровья
учащихся и сотрудников, развитие личности
каждого ребенка, развитие их
социально-эмоционального мира.

1.4.Показатели
эффективности работы специалиста:

1.успешное
развитие и обучение детей, освоение ими
необходимых знаний, умений и навыков в
соответствии с возрастом;
2.своевременное
выявление и коррекция отклонений в
развитии детей;
3.открытые уроки и
занятия, отмеченные родителями и
педагогами как успешные;

4.общий
психологический комфорт в коллективе;

5.составление информационной и отчетной
документации, содержащей объективные
данные о результатах исследований,
развивающей и коррекционной работы.

2.
Условия и характер труда.

Рабочий
день регламентирован. Работа связана
с постоянным общением. Высокие
психологические нагрузки и необходимость
принимать самостоятельные решения.

Психолог-педагог
в процессе трудовой деятельности
сталкивается со следующими неблагоприятными
факторами:
1.психофизиологические –
высокая вовлеченность и сосредоточенность,
физическая нагрузка, высокая эмоциональная
нагрузка
2.социально-психологические
– ответственность за жизнь и здоровье
детей,
профессиональное выгорание

2.1.
Медицинские
противопоказания

Работа
противопоказана людям, страдающим
хроническими инфекционными заболеваниями,
эпилепсией, резко выраженными неврозами,
снижением слуха и дефектами речи.

3.
Социально – психологические факторы
деятельности

3.1.Роль
и место педагога-психолога в системе
внутриколлективных связей.

Психолог-педагог
является специалистом, и подчиняется
администрации, прямого руководства не
осуществляет, однако принимает участие
в руководстве через консультации.

3.2. Мотивационные
аспекты деятельности:

Привлекательная
стороны профессии – возможность общения
с большим количеством людей,
активная работа с детьми, исследовательская
и творческая направленности в профессии.

Негативные
стороны профессии – большие эмоциональные
перегрузки, возможность профессионального
выгорания, низкая оплата труда.

4.
Содержание деятельности
педагога-психолога.

Педагог-психолог:
1.Проводит
работу, направленную на обеспечение
психологического здоровья и развития
личности детей.
2.Посредством
психопрофилактики, психодиагностики,
психокоррекции, консультирования,
оказывает помощь детям и родителям в
решении личных, профессиональных и
других конкретных проблем.
3.Проводит
психолого-педагогическую диагностику
готовности детей к обучению в школе и
выборе соответствующего уровня
психического развития личности, типа
образовательной программы.
4.Формирует
психологическую культуру детей,
родителей, сотрудников.
5.Принимает
участие в подборе кадров, готовит
психологический материал, оформляет
психологический кабинет, учитывая
современные требования работы в группе.

6.Ведет учетно-отчетную документацию
в соответствии с требованиями.

5.
Психограмма педагога-психолога:

На
основе заполнения опросного листа
«Оценка ПВК специалиста» можно выявить
следующие качества, необходимые для
работы педагога-психолога:

1)Личностные
качества:

  1. Профессиональная
    направленность (установка) на овладение
    специальностью

  2. Готовность
    переносить тяготы и лишения в интересах
    дела

  3. Личная
    организованность

  4. Ответственность

  5. Чувство
    долга

  6. Осмотрительность
    в решениях и поступках

  7. Честность

  8. Стремление
    к справедливым поступкам

  9. Способность
    сохранить спокойствие в критических
    ситуациях

  10. Целеустремленность

  11. Добросовестность

  12. Умение
    предвидеть последствия собственного
    действия

  13. Старательность
    при выполнении любой работы

  14. Способность
    к самоконтролю

  15. Вежливость
    в обращении с людьми

  16. Склонность
    к продуктивной работе в коллективе

  17. Способность
    переносить неприятные впечатления

  18. Способность
    к продолжительной работе с неприятными
    в психологическом отношении лицами

  19. Способность
    к коммуникации с окружающими, посторонними

  20. Соблюдение
    нравственных норм

  21. Противодействие
    нарушителям нравственности

  22. Способность
    отстаивать свое мнение

  23. Выдержка
    и самообладание

  24. Продуктивность
    работы при информационных перегрузках

  25. Спокойное
    реагирование на трудности

2)
Сенсорно-перцептивные характеристики:

  1. Точность
    и быстрота зрительного восприятия

  2. Точность
    и быстрота слухового восприятия

  3. Способность
    распознавать основные цвета

  4. Способность
    к узнаванию изменений тембра звука

  5. Способность
    сохранять непрерывное внимание к работе
    в течение установленного времени

  6. Способность
    противостоять влиянию внешних факторов
    на качество выполняемой работы
    Способность к одновременному наблюдению
    различными органами чувств (глаз и ухо)

  7. Способность
    к большим психологическим напряжениям
    и определенные моменты работы

3)
Профессионально-важные качества мышления
и памяти:

  1. Хорошее
    развитие вербальной памяти

  2. Необходимое
    развитие наглядно-образного мышления

  3. Необходимое
    развитие логического мышления

  4. Способность
    к конкретному мышлению

  5. Способность
    к абстрактному мышлению

  6. Высокий
    темп мыслительных процессов

  7. Умение
    выделять главное при изобилии информации

  8. Способность
    быстро переключаться при изменении
    характера или условий работы

  9. Умение
    образно и доходчиво формулировать
    мысль

  10. Умение
    кратко и аргументированно формулировать
    мысль

4)
Свойства, определяющие успеваемость
исполнительных качеств:

  1. Способность
    правильно и четко произносить слова и
    фразы (хорошая дикция)

  2. Умение
    коротко и понятно задавать вопросы

  3. Умение
    коротко и понятно отвечать на вопросы

5)
Недопустимые качества:

  1. Высокая
    возбудимость

  2. Склонность
    к грубому обращению

  3. Непреклонность
    в суждениях

  4. Склонность
    к жестким поступкам

  5. Высокая
    подверженность влиянию других лиц

6

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Туношёнская средняя школа имени Героя России
Селезнёва А.А.» ЯМР

Профессиограмма
педагога-психолога.

Работу
выполнила: воспитатель ГПД, педагог-психолог

Галат
Полина Александровна

Ярославль

2020

1.
Название должности:
педагог-психолог.

Организация:
школа.

Психологические
требования профессии к человеку:
На должность
педагога-психолога назначается специалист, имеющий высшее психологическое или
педагогическое образование со специализацией по детской психологии без
предъявления требования к стажу работы.

Знания,
необходимые педагогу-психологу:


Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах
ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей.


Общую психологию, педагогическую психологию, вопросы дошкольной педагогики, психологию
личности и дифференциальную психологию, социальную психологию.


Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики,
методы социально-психологического тренинга общения, современные методы
индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и коррекции
нормального и аномального развития ребенка.

Умения,
необходимые педагогу-психологу:


Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и ближайшую
зоны развития).


Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять
и оценивать ход и результаты данных программ.


Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические задачи
под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и психологической
безопасности участников взаимодействия.


Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития дошкольников
(умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение организовывать
эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми и
сверстниками и т.д.).


Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия
психическому развитию детей.


Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека.

2.
Основные сферы деятельности:

Основными задачами
психологической службы в является создание комфортных условий для естественного
развития детей, укрепление психологического здоровья детей и сотрудников,
развитие личности каждого ребенка, развитие их социально-эмоционального  мира.

1.Проводит
работу в школе, направленную на обеспечение психологического здоровья и развития
личности детей.

2.Посредством
психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования,
оказывает помощь детям, сотрудникам и родителям в решении личных,
профессиональных и других конкретных проблем.

3.Проводит
психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в школе (для
первоклассников), и дальнейшему обучению на разных ступенях образования, и
выборе соответствующего уровня психического развития личности, типа образовательной
программы.

4.Совместно
с классным руководителем планирует развивающие и коррекционные занятия с учетом
индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка.

5.Своевременно
выявляет детей с ограниченными возможностями в развитии, с целью определения их
в учреждения по назначению.

6.Формирует
психологическую культуру детей, родителей, сотрудников.

7.Принимает
участие в подборе кадров, готовит психологический материал, оформляет психологический
кабинет, учитывая современные требования работы в группе.

8.Ведет
учетно-отчетную документацию в соответствии с требованиями.

9.Соблюдает
инструкцию по охране жизни и здоровья детей, требования по технике безопасности,
производственной санитарии, противопожарной защите, предусмотренные соответствующими
правилами и инструкциями.

10.Соблюдает
правила внутреннего распорядка.

11.Самостоятельно
занимается повышением профессионального мастерства.

12.
Готовит материалы и пишет статьи для стендов и журналов.

Критерии
успешности:


успешное развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков, в соответствии
с возрастом;


своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии детей;


открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные;


общий психологический комфорт в коллективе;


составление информационной и отчетной документации, содержащей объективные данные
о результатах исследований, развивающей и коррекционной работы.

Условия
работы:

Психолог-педагог в
процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными
фактами:


санитарно-гигиенические;


контакт со специфическими детскими заболеваниями;

-работа
в группах и на улице во время прогулок;


психофизиологические;


высокая вовлеченность и сосредоточенность;

-физическая
нагрузка;


высокая эмоциональная нагрузка;


социально-психологические;


ответственность за жизнь и здоровье детей;


профессиональное выгорание.

Тип
коммуникации.
Педагогическая и психологическая.

Уровень
руководства.
Психолог-педагог является специалистом, и
подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает
участие в руководстве через консультации.

3.
Сведения о профессиональной подготовке.

Пути получения
профессии: Для получения профессии педагога-психолога необходимо поступить в
институт соответствующего профиля. Профессии: педагог-психолог, социальный
психолог-педагог. Школьникам для поступления необходимо предоставить результаты
ЕГЭ по предметам: математика, русский язык, литература, обществознание.
Заявление установленного образца. Справку о состоянии здоровья.
Продолжительность обучения – 5лет.

4.
Перспективы профессионального роста.

Условия
работы:

Нагрузка
педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю,
из них – индивидуальная и групповая работа с детьми, консультативная работа с
воспитателями и родителями составляет 24 часа в неделю. Подготовка к
индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение, результатов деятельности,
интерпретация полученных данных и заполнение документации, затраты времени на
повышение профессиональной компетентности педагога-психолога составляют 12
часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога-психолога в
образовательном учреждении.

Карьерный
рост:

Возможности
карьерного роста, в основном, сводятся к профессиональному совершенствованию,
что позволяет стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом. Можно
создать собственный бизнес, направленный на оказание психологических услуг.
Чтобы работать на высоком профессиональном уровне и быть постоянно
востребованным на рынке труда, фундаментального образования бывает
недостаточно, необходимо регулярно проходить дополнительные курсы повышения
квалификации и учиться разнообразным методам психологической диагностики и не
медицинской психотерапии. Помимо этого для успешной работы психолог должен
постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в
курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным
проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование
профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов
в своей деятельности.

ПРОФЕССИОГРАММА ПРОФЕССИИ “ПСИХОЛОГ”

В этой профессиограмме мы собрали основные характеристики и особенности профессии “Психолог”.

На нашем онлайн-курсе для подростков
“Попробуй профессию Психолога!” мы знакомим участников с основами знаний о профессии и, под руководством опытного эксперта-психолога, даем им попробовать себя в роли психолога:

– провести тренировку индивидуальной консультации,
– выступить в роли тренера мини-группы,
– провести тестирование и научиться самоанализу,
– потренироваться определять проблемы клиентов и многое другое.


⛳ Общие характеристики профессии

📌 Определение

Психология (дословно от греч. psychē «душа» и logos «слово») – наука, изучающая закономерности развития психики и психической деятельности отдельного человека или группы людей. Профессия психолога имеют особую социальную значимость и требует от профессионала терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя и контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этой профессии — эффективное взаимодействие между людьми. Деятельность психологов регламентируется целым рядом нормативно-правовых документов, основные моменты прописаны в Постановлении Минтруда «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ».

📌 Перспективы развития

Спрос на психологов растет во всем мире.
За последние 2 года (2020-2022) в РФ он вырос на 40%, а объем рынка составил 80 млрд руб.
Это профессия, которую сложно заменить ИИ (искусственным интеллектом).

💡 Предмет профессии

Человек-человек: т.е. связана с коммуникациями, взаимодействием, обслуживанием, обучением, помощью, коррекцией и т.д. людей

💡 Предмет профессии
(то, с чем работает специалист)

Психика в ее психические процессы, состояния, свойства: память, внимание, мышление, речь, ощущения, эмоции и чувства, рефлексия и др.

💡 Объект профессии
(то, на что/кого, направлен труд)

Человек в его разнообразных взаимодействиях –
с другими людьми, животными, самим собой, предметами и т.д.

⛳ Все мифы, плюсы, минусы и риски профессии мы разбираем на курсе, с аргументами “За” и “Против”

✨ Мифы профессии

✔️ Психолог – это шарлатан
✔️ К психологу приходят больные люди
✔️ Психолог может дать волшебную таблетку/пендель и быстро все наладить
✔️ Психолог помогает «исправлять» других людей
✔️ Задача психолога – вытянуть как можно больше денег из клиента
✔️ Поговоришь “по душам” с подружкой, мамой, тетей и т.д. – и все наладится, зачем еще психолог
✔️ Психолог должен быть удобен всем
✔️ У психологов нет проблем
✔️ После психолога ты сразу вылечишься
✔️ Психолог видит всех людей насквозь
✔️ Все болезни – от нервов

🤔 Риски и трудности профессии

✔️ Самый основной риск – эмоциональное выгорание
✔️ Риск профессиональной деформации (существует во всех профессиях, но в психологии влияет на всю жизнь специалиста очень высоко)
✔️ Риск разочарования в людях
✔️ Риск потерять собственную психологическую целостность (саморегуляцию)
✔️ Риск постоянно жить чужими жизнями (потеря баланса между эмпатией и пониманием, что клиент – отдельный человек)
✔️ Риск не суметь выстроить личный бренд и не уметь привлекать новых клиентов

🙂 Плюсы профессии

✔️ Знания психологии положительно влияют на жизнь самого специалиста
✔️ Психология — невероятно интересное направление, хороший психолог всегда много учиться, это постоянный личностный рост
✔️ Эта работа высоко котируется в обществе
✔️ Эта работа связана с общением и помощью людям
✔️ В этой работе мало рутины
✔️ Можно достойно зарабатывать
✔️ Можно работать оффлайн и удаленно, из любой точки мира
✔️ Можно работать самостоятельно и не зависеть от работодателя
✔️ Вашими клиентами могут стать люди из разных уголков планеты
✔️ Психология сейчас очень востребована

😞 Минусы профессии

✔️ Профессия психолога эмоционально затратная, в ней может быть сложно не только в первое время, но и на протяжении всей профессиональной жизни
✔️ Непредсказуемость результатов работы
✔️ Высокая ответственность, т.к. цена ошибки достаточно высока
✔️ Постоянное нервное напряжение
✔️ Интенсивное общение с незнакомыми людьми
✔️ Зарплата на старте небольшая из-за отсутствия опыта и клиентской базы
✔️ Необходимо постоянно обучаться, в том числе – платно, и ходить на терапию и/или супервизию
✔️ Нельзя переступать границы профессиональных отношений

⛳Важные профессиональные и личностные качества

💡 Знания, которые необходимы для работы

Основы – науки, которые изучают на факультетах психологии:
– различные психологии – общая психология, психология развития, возрастная психология (в странах СНГ), дифференциальная психология, социальная и семейная психологии, клиническая психология и т.д.
– психодиагностика,
– педагогика, статистика, социология и другие смежные науки,
– основы физиологии, неврологии и психиатрии — это необходимо, чтобы адекватно оценить состояние клиента и вовремя порекомендовать ему помощь медиков.

Помимо основ современный специалист по мере своего обучения должен познакомится с практическими подходами как минимум 5-7 направлений, как правило это:
психоанализ,
гештальт-терапия,
телесно-ориентированная терапия
бихевиоризм,
психодрама,
НЛП,
транзактный анализ и др.

💡 Навыки, которые необходимы для работы

✔️ навыки активного слушания — важны для построения конструктивного диалога с клиентами
✔️ навыки самопрезентации — психологу важно говорить о себе так, чтобы его слышали
✔️ навыки поддержания собственного ментального здоровья — практикующий психолог, как правило, посещает своего психолога и супервизора и решает свои проблемы намного быстрее среднестатистического человека
✔️ навык самостоятельного обучения
✔️ толерантность – навык, необходимый сейчас для успешного психолога (а раньше таких требований просто не было):
– поощрение инклюзивности,
– устранение барьеров,
– поддержка равенства = поддержка различных взглядов на расу, этническую принадлежность, инвалидность, пол и гендер и многое другое.

💡 Важные индивидуальные качества

✔️ высокий общий и эмоциональный интеллект, хорошо развития саморефлексия
✔️ развитые коммуникативные способности
✔️ эмоциональная устойчивость
✔️ эмпатия
✔️ сдержанность
✔️ быстрая переключаемость внимания
✔️ уважение других людей, их и своих границ
✔️ терпимость и терпение
✔️ умением успокаивать, сопереживать
✔️ наблюдательность
✔️ тактичность
✔️ чувство ответственности
✔️ умение хранить секреты, конфиденциальную информацию
✔️ стрессоустойчивость

💡 Склонности и предпочтения

✔️ склонность к общению с людьми
✔️ склонность помогать
✔️ склонность к обучению и воспитанию других
✔️ искренний интерес к людям
✔️ склонность к постоянной учебе и саморазвитию

💡 Задачи психолога

✔️ психодиагностика,
✔️ психотерапия,
✔️ психокоррекция,
✔️ психологическое консультирование,
✔️ профилактика,
✔️ профориентация,
✔️ психогигиена (воспитанием здорового образа жизни),
✔️ реабилитация,
✔️ психологическое просвещение,
✔️ проведение научных исследований.

💡 Форматы работы

2 основных формы работы психолога:

1. индивидуальная:
— консультация – краткосрочный формат работы, от 1 до 10 консультаций,
— психотерапия – более длительный формат работы, от 1 месяца до нескольких лет.

Самый распространенный вариант – среднесрочный.
2. групповая:
— тренинг,
— семинар,
— психотерапевтическая группа.

💡 Инструменты профессии

Разнообразные индивидуальные и групповые методы и методики: психодрама, социодрама, психогимнастика, тренинг и др. В разных направлениях психологии используют разные методы.

Направления профессии/Специализации

💡 Варианты развития в самой профессии

Психолог может работать непосредственно психологом и развиваться как в научном (теоретик/исследователь), так и в прикладном (практик) направлениях, а также выбирать и изучать разные практические методы и терапии, специализироваться на работе с разными возрастными и профессиональными группами.

Кроме этого психология много дружит с другими науками, на стыке с ними появляются новые психологические специализации:
✔️ психология + лингвистика = психолингвист
✔️ психология + криминалистика = психолог-криминалист
✔️ психология + диагностика = психодиагност
✔️ психология + спорт = спортивный психолог
✔️ психология + коррекция = коррекционный психолог
✔️ психология + сфера управления персоналом = HR
✔️ психология +конфликтология = конфликтолог
✔️ психология + игра = психолог-игропрактик
✔️ психология + ИТ = дизайнер эмоций, киберпсихолог, UX-психолог

💡 Варианты смежных профессий

Кроме это психолог может развиваться как:

✔️ бизнес-тренер, ведущий психологических марафонов и тренингов
✔️ теле-, радио-ведущий
✔️ популяризатор науки
✔️ преподаватель или писатель
✔️ коуч
✔️ медиатор
✔️ ментор
✔️ тьютор
✔️ профориентолог
✔️ профконсультант
✔️ профайлер
✔️ HR
✔️ и др.

💡 Где можно работать

✔️ в крупных компаниях разных отраслей, начиная производственными крупными предприятиями и заканчивая ИТ-компаниями
✔️ в различных учреждениях образования (и даже в двух ролях – и как психолог и как преподаватель): школах, детских садах, колледжах, ВУЗах, педагогических центрах
✔️ в частных клиниках
✔️ в пенитернциарной системе и гражданских судах
✔️ на крупных промышленных и не только предприятиях
✔️ в онлайн-сервисах и службах
✔️ в социальных службах и на телефонах доверия

Называть себя психологами могут люди, получившие профильное психологическое образование следующих форм и ступеней:
✔️ специалитет (5 лет обучения на дневном отделении; 6 лет на заочном или вечернем отделении; 3,5 года обучения при условии наличия другого высшего образования, то есть второе высшее образование);
✔️ бакалавриат (4 года обучения на дневном отделении; 5 лет на вечернем или заочном отделении);
✔️ магистратура (2 года дополнительной подготовки при условии наличия квалификации бакалавра или специалиста);
✔️ профессиональная переподготовка (на базе первого высшего образования, обучение от нескольких месяцев до 2 лет).

* Обязательно уточняйте список предметов для экзаменов в том ВУЗе, куда вы планируете поступать, т.к. они могут отличаться.

**
Закон о психологической деятельности разрабатывается уже несколько лет, однако финального варианта документа до сих пор нет. Сегодня в России психолог может заниматься психотерапией без образования врача-терапевта, а психотерапевт — иметь практику без высшего психологического. Несмотря на то, что в законе нет четкого требования в наличию высшего образования у психологов, существуют прописанные квалификационные требования к должности, перечисленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. И в них указано, что психолог, вне зависимости от категории, должен иметь высшее профессиональное образование.

Курс для подростков о профессии “Психолог”

Курс проводится в зависимости от набора группы, вы можете оставить вашу заявку и мы свяжемся с вами!

Практический курс для подростков о профессии “Психолог”, акцент в котором сделан на то, чтобы изучить и попробовать себя в реальных задачах, с которыми сталкивается психолог в своей работе.

Посмотрите курсы по другим профессиям

Профессия “Психолог”

Ребята попробуют себя в роли психолога-консультанта – проведут индивидуальную консультацию и в роли психолога-тренера – поработают с мини-группой! 👏
Разберутся в современных направлениях психологии и потренируются выявлять проблемы клиентов, проведут самоанализ и погрузятся в исследовательские задачи.

Профессия “Писатель”

Ребята выяснят, а есть ли вообще такая профессия – писатель, нужен ли талант, чтобы стать писателем и где на них учиться!
Узнают об этапах работы над произведением, погрузятся в тонкости работы с издательствами, развенчают мифы. 😃
Будут писать много текстов и учиться описывать персонажей и сюжеты.

Профессия “Журналист”

Разберемся, какие бывают журналисты и новости. Узнаем, как строить сюжеты и брать интервью. Потренируемся писать заголовки и вести репортажи.
А еще обсудим, что такое журналистская этика и фактчекинг, все ли журналисты врут и правда ли, что профессия вымирает. 😱

Профессия “ИнЯз”

Мы расскажем не только о переводчиках и о преподавателях, но и о многих других профессиях, связанных с иностранными языками.
Разберемся, нужен ли ИнЯз, когда вокруг только и говорят об ИИ и нейросетях, которые переводят все за 3 секунды. 😃

Профессия “Сценарист”

Обсудим – сценарист это тот же писатель? Или драматург? 🧐
Узнаем, почему так много знаменитых писателей и так мало известных сценаристов. 🤷
Поработаем над этюдами, сюжетами и научимся подслушивать с пользой для дела!

Профессия “Социлог”

На курсе мы выясним, правда ли, что социолог сейчас – самая универсальная профессия и с ней можно работать в любых отраслях и компаниях.
Узнаем, что социологам нужно хорошо знать – математику или историю. 😉
И, конечно, потренируемся решать разные социологические задачки!

Профессия “Маркетолог”

Обсудим с ребятами, правда ли, что в успехе бизнеса все решает маркетинг. 😀
Узнаем, сколько бывает разных специализаций в маркетинг и что делают все эти разные маркетологи.
Решим, что лучше для маркетологов – долгое образование или краткие курсы. 🤷
Поработаем над маркетинговыми задачами крупной компании и маленького стартапа. 💥

Профессия “HR”

HR – что за странная профессия? Это кадровик, рекрутер или массовик-затейник? Или и то, и другое, и третье?
На курсе поговорим о том, почему это важная профессия, кому стоит идти работать с людьми, а кому – не стоит.
Узнаем, где учат на HR и нужно ли получать образование, чтобы стать HR, ведь руководить могут все!

Профессия “Иллюстратор”

Есть много профессий для тех, кто интересуется дизайном и работой с визуальными образами – дизайнер, иллюстратор, гейм-дизайнер, график, мультипликатор – это небольшой список возможных профессий.
На этом курсе мы поговорим о профессии иллюстратора, узнаем, чем она отличается от дизайнера, и не вытеснят ли иллюстраторов DALL·E 2 и Midjourney. 😅

Если остались вопросы, напишите нам!

И присоединяйтесь к нашему каналу, где мы пишем о том,
как детям и взрослым выбирать себе профессии и строить карьеру:
https://t.me/profmeru

Профессиограмма «Психолог»

Содержание труда:

Изучает различные виды психической деятельности людей и применяет свои знания на практике — в учебных заведениях, на предприятиях, в специальных психологических службах с целью оказания помощи по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально-психологического климата в коллективах.

Должен знать:

Основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.

Профессионально важные качества:

Хорошо развитые коммуникативные способности; тактичность; чувство ответственности; умение сопереживать; наблюдательность; аналитический ум; эмоциональная устойчивость; развитая словесно-логическая и образная память; внимательность.

Квалификационные требования:

Психологические факультеты.

Медицинские противопоказания:

Дефекты зрения и слуха; нервные и психические заболевания; инфекционные заболевания.

Добавить комментарий