История профессии “Инженер”
Первые свидетельства инженерной мысли существовали еще в Древнем Египте (достаточно вспомнить весьма совершенную для того времени египетскую водопроводную систему).
Эпоха Возрождения оставила нам в качестве доказательства развития инженерной науки дневники и записи Леонардо да Винчи с описанием и чертежами многих технических устройств.
В XVII веке Петр I приглашал иностранных горных и строительных инженеров для развития и процветания промышленности государства Российского.
В настоящее время если мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что под словом “инженер” понимается человек с высшим техническим образованием.
Сегодня специалисты инженерного дела трудятся практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Профессиограмма “Инженер”
Наименование профессии | инженер |
Доминирующий способ мышления | адаптация — анализ |
Дополнительные способы мышления | приложение — регуляция; производство — ловкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень | наука и техника, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень | черчение, уровень 2, (практическое использование знаний) |
Профессиональная область | техника |
Межличностное взаимодействие | частое по типу “напротив”, “рядом” |
Доминирующий интерес | реалистический |
Дополнительный интерес | исследовательский |
Условия работы | в помещении; мобильный |
Предпочтительный пол | — |
Доминирующие виды деятельности профессии “Инженер”:
- разработка рабочих планов и программ проведения отдельных этапов технических работ;
- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по определенной теме;
- проведение опытов и измерений, анализ и обобщение результатов;
- составление технических отчетов по полученным сведениям;
- проектирование электрических, монтажных и других схем различного назначения, расчет необходимых параметров и величин;
- проектирование средств испытания и контроля, лабораторных макетов, оснастки и контроль за их изготовлением;
- составление описания устройства и принципов действия проектируемых изделий и объектов;
- настройка и регулировка сложной и точной аппаратуры, контроль за ее состоянием и использованием;
- участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий, установке и наладке оборудования при проведении исследований и экспериментов;
- участие во внедрении разработанных технических проектов и решений в производство;
- подготовка исходных данных для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.;
- оформление законченных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности инженера:
Способности | Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие математических способностей;
- невнимательность, рассеянность;
- безынициативность;
- отсутствие аналитических способностей;
- безответственность;
- отсутствие технических способностей;
- неспособность длительное время заниматься однообразным видом деятельности.
Области применения профессиональных знаний:
-
Инженеры работают на предприятиях любого профиля:
- в сфере промышленности;
- в сфере сельского хозяйства;
- в сфере строительства;
- добывающей промышленности;
- научно-исследовательские институты;
- учебные заведения (техникумы, колледжи, технические вузы).
Среди множества современных терминов не так давно появился еще один: профессиограмма. Уже само название говорит о том, что в понятии заложена привязка к какой-либо профессии.
Содержание
- Что представляет собой профессиограмма?
- Каких типов бывают профессиограммы?
- Какие сведения содержит профессиограмма?
- Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности?
- По каким принципам разрабатывается профессиограмма?
- Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция
- Как разрабатывается профессиограмма?
- Примеры профессиограммы
- Видео: Профессиограмма и психограмма
Но вот какая именно привязка, в чем ее конкретная польза и для чего вообще нужна профессиограмма – во всем этом будем разбираться.
Что представляет собой профессиограмма?
В понятие профессиограммы входит описание необходимых для той или иной специальности личных и профессиональных качеств, а также описание самой профессии, куда входят предполагаемые задачи, выполняемые операции, функции, свойственные для рабочего процесса.
На первый взгляд, схоже с должностной инструкцией, но отличия этих двух понятий следующие:
- В профессиограмме отсутствует описание прав и обязанностей специалиста, в то время, как в должностной инструкции – это один из главных разделов.
- Перечень требований, которым должен соответствовать работник, охватывает профессию в целом, а не определенную должность, поэтому он является гораздо более широким по охвату.
Профессиограмму можно составить в самой разной форме, от стандартного текстового документа или видеоролика, до инфографики или презентации. Такое разнообразие очень удобно, в частности, для процесса профориентации школьников или молодых людей, стоящих перед выбором профессии.
Каких типов бывают профессиограммы?
В зависимости от цели, которую преследует составление профессиограммы, их можно подразделить на:
- Методические, которые базируются на описании конкретных процессов, осуществляемых в ходе работы. В ходе анализа каждого из процессов (как в отдельности, так и во взаимодействии) можно видеть методы, с помощью которых возможно повышение квалификации определенного работника, его профессиональных навыков, мастерства.
- Информационные профессиограммы наиболее подходят тем, кто находится в процессе выбора будущей профессии, и часто используются в целях профориентации. Это наиболее компактный, краткий и лаконичный вид подачи информации.
- Диагностические профессиограммы создаются с целью определения возможных причин при появлении негативных признаков: частые неполадки в производственном процессе, аварии, понижающаяся производительность труда, снижение производственной дисциплины и т.д. В такой профессиограмме подробно описывается каждый из производственных процессов на данном предприятии (фирме, учреждении и т.п.). Это самая подробная и детализированная профессиограмма.
- Конструктивные профессиограммы составляются для того, чтобы улучшить работу, используя для этой цели современные технические средства и оптимально организовывая работу сотрудников предприятия.
Какие сведения содержит профессиограмма?
- Обширная полная профессиограмма, объединяющая в общих чертах все вышеперечисленные виды, как правило, включает в себя нескольких разделов, в которых можно найти информацию непосредственно о данной профессии, о том, какие виды деятельности доминируют в ней.
- В отдельном разделе описаны качества, которые необходимы для успешного осуществления определенной работы. Причем, эти позиции могут быть разбиты в свою очередь еще на несколько: необходимые для данной профессии способности, личностные особенности, наклонности и интересы, которые могут способствовать лучшему выполнению работы и дополнительной заинтересованности в ней.
- Также составитель профессиограммы в идеале указывает те качества, которые могут препятствовать эффективному выполнению работы. Называются сферы, в которых могут применяться необходимые профессиональные знания. И, наконец, в профессиограмму включается классификационная карточка профессий.
- Она обобщает психологические акценты, которые важны при выборе профессии: ее название, область профессионального применения, необходимые базовые знания, условия выполнения работы, какой способ мышления должен быть доминирующим у работника, какие интересы для него основные, а какие – дополнительные, а также основные черты межличностного взаимодействия.
- Таким образом, профессиограмма позволяет раскрыть сущность той или иной специальности, понять, чем именно и в каких условиях приходится работать данному специалисту, необходимый для него уровень подготовки и требуемые для овладения профессией качества и способности.
- В части карьерного продвижения профессиограмма раскрывает понятия зарплаты и востребованности данной специальности. Что касается специфики работы, то профессиограмма предоставляет сведения о том, чем именно занят работник, как и с какой целью происходит рабочий процесс, необходимые для осуществления деятельности инструменты.
Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности?
Задача профессиограммы – обеспечить оптимальный подбор работника.
- Часто бывает, что один сотрудник со склочным характером может ввести весь коллектив в конфликтную ситуацию, что скажется на производительности труда, может способствовать текучести кадрового состава, и в конечном итоге – к финансовым убыткам.
- Поэтому так важно, подбирая претендента на появившуюся вакансию, убедиться в том, что он соответствует требованиям, которые выдвигаются для данной специальности или должности. И помочь в этом может именно профессиограмма, которая даст возможность провести сравнительный анализ и в результате выбрать из нескольких претендентов наиболее соответствующего.
- Кроме того, следует отметить важность профессиограмм и в соответствии предъявляемым международным стандартам и требованиям, что позволяет вывести продукцию того или иного предприятия на соответствующий международный уровень, позволяя не просто минимизировать возможность брака, но и устранять причины, ведущие к его возможному появлению.
По каким принципам разрабатывается профессиограмма?
- В первую очередь, это принцип системности, который предполагает специфические и значимые отличия данной работы или должности в общей работе предприятия и предполагаемое профессиональное движение конкретного работника.
- Принцип целостности состоит в анализе и оценке характера работы с позиции личностных качеств работника.
- Принцип практичности заключается в том, что тестовые исследования должны сочетаться с практической прикладной психофизиологией, инструментальные же – соответствовать осуществляемому бизнесу.
- Принцип современности и научности состоит в соответствии последним научным концепциям, применяемым методам.
- Принцип эффективности представляет собой успешное решение задачи взаимодействия со штатом предприятия в условиях жесткой конкуренции.
Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция
Составлением профессиограмм занимаются менеджеры, отвечающие за работу с персоналом, или, как их еще называют, HR-менеджеры. Само название HR обозначает понятие человеческого ресурса. HR-менеджеры различных направлений деятельности составляют, безусловно, индивидуальные профессиограммы, которые могут отличаться количеством пунктов. Но, обобщив эти примеры, можно составить примерную пошаговую инструкцию.
- Шаг №1. Начните с составления общей характеристики данной профессии, указав ее полное название, соответствующее номенклатурному перечню. Также обозначьте, образование какого уровня необходимо для выполнения подобных обязанностей.
- Шаг №2. Описание всех циклов и этапов трудового процесса, включив каждую, даже самую незначительную операцию или задачу. Сюда же необходимо включить перечень функций, которые необходимо выполнить данному работнику.
- Шаг №3. Перечисление всех необходимых требований, предъявляемых к исполнителю задачи или представителю данной профессии: личные качества (как психологические, так и физические), базовый набор знаний, навыков и умений. Такое описание еще называют психограммой.
- Шаг №4. Психологическая оценка работы, которая включает в себя ее положительные и возможные негативные аспекты.
- Шаг №5. Выстройте всю информацию в строгом порядке. Теперь она готова для применения к любому из претендентов на данную вакансию.
Вышеперечисленные пункты являются базовыми для составления любой профессиограммы. Но в зависимости от преследуемой цели, от того, какой квалификации необходим работник, и многих других моментов, можно добавить также следующие разделы:
- Изменения, которым подвергается данная профессия в ходе развития научно-технического прогресса, ее распространенность;
- Перспективы ее дальнейшего развития;
- Выпускаемая продукция, необходимое для выпуска оборудование, обустройство рабочего места;
- Санитарно-гигиенические показатели: поза, в которой приходится работать, шумовые, вибрационные, температурные условия, освещенность, ритм работы, риски травмирования и приобретения профессионального заболевания, необходимые медицинские показатели, предполагаемые льготы и т.д.;
- Необходимость профессионального совершенствования, повышения квалификации, должностные перспективы;
- Требуемый общеобразовательный и интеллектуальный уровень.
Как разрабатывается профессиограмма?
- Для того, чтобы составить профессиограмму, HR-менеджеры обычно внимательно наблюдают за наиболее опытными работниками в ходе их непосредственной деятельности.
Проводится хронометраж рабочего времени, психофизиологические измерения, выстраиваются социометрические матрицы, касающиеся того, как взаимодействует между собой персонал, анализируются информационные потоки.
- Все эти процессы достаточно трудоемкие, поскольку приходится использовать множество технических средств и рабочего времени, поэтому профессиограмма является дорогостоящим методом.
- Чаще всего профессиограмма составляется для крупных промышленных предприятий, поскольку затраты на ее составление таким образом компенсируются уменьшением текучести кадров, кроме того, значительно увеличивается эффективность проводимого отбора работников, что позволяет в последующем работать прибыльно.
- Также профессиограммы разрабатывают специальные профильные агентства, занимающиеся непосредственно подбором персонала и трудоустройством. Подобные агентства относятся, как правило, к крупным, окупающим затраты на составление профессиограммы большим количеством клиентов.
- Предприятия более скромного масштаба могут найти образцы профессиограммы в интернете и скорректировать их для своих требований и задач.
Примеры профессиограммы
Чтобы информация, предоставленная выше, была более наглядной и понятной, мы приведем несколько примеров составления профессиограммы.
- Профессиограмма бухгалтера (подходит также для профессии банковского служащего или экономиста)
- а) Суть работы – используя вычислительную технику, языки (естественный и искусственный), преобразовывает тексты, цифры и коды. Принимает первичную документацию, обрабатывая ее (как вручную, так и используя необходимую вычислительную технику), составляет всю документацию, связанную с отчетностью и учетом. Начисляет платежи и проводит их перечисление, осуществляет прием и выдачу денежных средств, несет ответственность за финансовую дисциплину.
- б) Необходимые знания — основы бухгалтерского учета, перечень имеющихся видов основных хозяйственных средств, должностная инструкция, нормативные документы. Обязан быть знакомым с основными документами, которые касаются ведения товарно-денежных операций, с хозяйственной структурой предприятия, с основами работы с вычислительной техникой.
- в) Необходимые навыки и умения — общаться с клиентурой, соблюдать правила ведения отчетной документации, правильно перечислять финансы, неукоснительно соблюдать должностную инструкцию, обращаться с материальными ценностями, уметь работать с необходимой оргтехникой.
- г) Профессиональные качества – хорошее абстрактное мышление, наличие счетно-аналитических способностей, внимательность (устойчивость, концентрация, распределение, объем, умение переключать), нервная и эмоциональная стабильность, хорошая оперативная и кратковременная память, высокая работоспособность, сосредоточенность, усидчивость, скрупулезность в процессе работы.
- д) Необходимые склонности и интересы – заинтересованность в профессии и выполняемой работе, для тех, кто работает с клиентурой – предрасположенность к общению, для ведущих документацию – предрасположенность к рутинной работе, четкость и точность в исполнении предписаний.
- е) Требуемая квалификация – наличие высшего экономического образования.
- д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – наличие острого остеохондроза, суставные, проктологические проблемы, проблемы со зрением или слухом, неврит, эпилептическое заболевание, расстройства нервной системы.
- Профессиограмма инженера-механика
- а) Суть работы — проектирование, конструирование и эксплуатация технологического оборудования, обеспечение трудового коллектива производственными заданиями, контроль за их выполнением, и контролирует их выполнением, организация рабочего места сотрудников. Обеспечение рабочего состояния имеющегося оборудования, контроль за неуклонным соблюдением мер техники безопасности.
- б) Необходимые знания – теоретическая база по черчению и начертательной геометрии, теоретической механике, материаловедению, теории машин и механизмов. Знание вычислительной техники, организации и технологии данного производства, автоматики и автоматизации всех производственных процессов, отраслевой экономики.
- в) Профессиональные качества – умение конструктивно и логически мыслить, сосредотачивать внимание, способность принять ответственное решение, наличие организаторских способностей.
- г) Требуемая квалификация – высшее образование.
- д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, нарушения слуха и зрения, наличие заболеваний и расстройств нервной системы.
- Профессиограмма парикмахера
- а) Суть работы – соответственно модным тенденциям уметь произвести стрижку, укладку, расчесывание, завивку (с помощью бигуди, зажимов, щипцов), бритье. Массаж кожи головы и мытье волос, нанесение химических препаратов и растворов. Осуществление окраски волос.
- б) Необходимые знания – структура, качество волос и кожи, существующие методы и способы выполнения операций на волосах, состав красок и растворов, используемых в работе, их возможная реакция с кожей и волосами, азы предоставления первой помощи.
- в) Профессиональные качества – наличие эстетического восприятия и творческого воображения, аккуратность, доброжелательное отношение к клиентам и коллегам, коммуникативность, отточенность и быстрота движений, терпение, умение концентрировать внимание.
- г) Требуемая квалификация – профессионально-техническое училище или учебные курсы по специальности, обучение непосредственно на месте.
- д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – аллергические реакции на взаимодействие с химическими препаратами, заболевания кожи, заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, варикозное расширение вен, проблемы со зрением, наличие неврозов, артриты суставов и нарушения координации движений кистей.
Справка: первые профессиограммы появились еще в начале 20-го века на предприятиях автомобилестроения, принадлежащих Генри Форду. Результатом анализа, проведенного специалистами завода, стало описание содержания выполняемой работы определенных циклов и соотнесение с требованиями, предъявляемыми к работникам. Тогда специалисты определили, что ряд профессий доступен для выполнения инвалидами.
Интересные статьи на сайте:
- Загадки про профессии — про женские, мужские, военные
- 50 самых странных, но хорошо оплачиваемых профессий
- Как правильно выбрать свою будущую специальность и профессию
- Как стать актрисой, актером
- На кого пойти учиться после 9 класса
Видео: Профессиограмма и психограмма
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физического воспитания и
спорта
ЗАНЯТИЯ
ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ
С
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Методические
рекомендации
для
студентов и инженерно технических
работников
строительного
производства
Воронеж
2011
УДК
– 796.011Л
Составитель
В. И. Козлов
Занятия
физическими упражнениями с
профессионально-прикладной направленностью:
методические рекомендации для студентов
и инженерно-технических работников
строит. производства/Воронеж, гос. арх.
–строит. университет.; сост.: В. И. Козлов.
– Воронеж. 2011. – 26 с.
Даны
рекомендации по организации самостоятельных
занятий, тренировок, самоконтроля,
гигиены, направленные на улучшение
здоровья, снижение утомления, повышение
общей и специальной работоспособности.
Предназначены для студентов,
инженерно-технических работников
строительной специальности, самостоятельно
занимающихся физическими упражнениями
с профессионально-прикладной
направленностью, для повышения
производительности труда.
Библиогр.:
7 назв.
УДК
– 796.011Л
Печатается
по рекомендации редакционно-издательского
совета
Воронежского
государственного
архитектурно-строительного
университета.
Рецензенты:
В.М. Суханов, заслуженный работник
физической
культуры
Российской Федерации, канд. пед. наук,
профессор
кафедры физического воспитания и спорта
ВГТА
В ведение
Студенческая
молодежь является особой социальной
группой общества, процесс подготовки
которой к квалифицированному
профессиональному труду стал видом
сложной, направленной деятельности.
Однако уровень как теоретических, так
и практических знаний у студентов в
области влияния различных средств и
методов физических нагрузок на организм
низок, особенно при самостоятельных
занятиях с профессионально-прикладной
направленностью.
Наблюдения
и исследования убедительно показали,
что толь о регулярные систематические
занятия физическими упражнениями, в
том числе с профессионально-прикладной
направленностью, способствуют развитию
и укреплению тех свойств организма,
которые совершенству ют психические и
двигательные качества, повышают уровень
умствен ной и Физической работоспособности.
По
данным Всемирной организации
здравоохранения за последние 65 лет
число лиц, страдающих различными формами
невроза, увеличилось в 24 раза. Такое
грозное заболевание, как инфаркт
миокарда, возникает у людей умственного
труда в 5-11 раз чаще, чем у представителей
физического труда. Смертность мужчин
от ишемической болезни сердца в возрасте
35-44 лет возросла на 6035. Ученые отмечают,
что из общего числа факторов, влияющих
на состояние здоровья, режим сна
составляет 15-30%, режим питания -10-16%
Здоровье является главным богатством
каждого человека, и заботиться о нем
должен, прежде всего, сам человек. Еще
в прошлом веке Вильгельм Гумбольдт
высказал мысль, что со временем болезни
будут расцениваться как следствие
бескультурной отсталости, и поэтому
болеть будет считаться позорным [1,2].
1. Профессиограммы инженера-строителя
1.1. Общие сведения о профессии, условиях труда инженера-строителя
Приступая
к составлению профессиограммы
инженера-строителя и разработке основных
средств самостоятельных занятий
физическими упражнениями с профессионально
прикладной направленностью, был
использован комплекс методов знакомство
с тарифно-квалификационными справочниками,
инструкциями по технологии производственных
процессов, проведение визуального
наблюдения на рабочем месте, хронометраж,
изучение профессиональной работоспособности
по технико-экономическим и
психофизиологическим показателям,
анализ санитарно-гигиенических условий
труда, причин травматизма, заболеваемости,
брака, задержек в работе; личный опрос
представителей изучаемой профессии,
определение профессионально важных
физических и психических качеств.
Изучались перспективы развития процесса
автоматизации и компьютеризации в
специальности инженера-строителя, по
которой обучаются студенты.
Всестороннее
изучение деятельности инженера-строителя
позволяет выявить большой комплекс
физических и психологических свойств
и качеств, необходимых специалисту
любого профиля. В число таких необходимых
компонентов профессиональной
подготовленности строите лей, реализуемых
в процессе профессионально-прикладной
физической подготовки (ППФП). Включаются
различные сенсорные умственные,
двигательные, волевые, педагогические,
организаторские навыки и умения. К
примеру, каждому инженеру необходимо
умение быстро разбираться в сложной
производственной ситуации, переключать
внимание, снимать излишнее эмоциональное
напряжение и др. [2,5,6].
Развитию
этих качеств во многом способствуют
занятия физической культурой, а занятия
физическими упражнениями с профессионально
прикладной направленностью повышают
экономическую эффективность трудовой
деятельности. Поэтому современный
инженер должен обладать определенной
суммой знаний, навыков, умений, привычек
в области использования физической
культуры и спорта для решения
социально-экономических задач. Он должен
знать основные положения физического
воспитания и профессионально-прикладной
физической подготовки как самостоятельной,
так и для рабочих и специалистов
строительного производства, хорошо
представлять все виды и формы
производственной физической культуры
и спорта. Эти знания будущий специалист
получает, обучаясь в вузе на занятиях
по физическому воспитанию в теоретических
и практических формах.
Строитель
– многопрофильная профессия. Воронежская
государственная архитектурно-строительная
академия готовит инженерные кадры
следующих специальностей: промышленное
и гражданское строительство, автомобильные
дороги, теплогазоснабжение и вентиляция,
водоснабжение и канализация, строительные
и дорожные машины, производство
строительных конструкций, автоматизация
и механизация строительства, менеджмент,
архитектура.
Инженеры-строители
работают: мастерами, прорабами,
начальниками участков, цехов, строительных
и монтажных трестов, на промышленных
предприятиях, дорожно-эксплуатационных
участках, конструкторских бюро и на
многих других должностях в сфере
строительного производства.
Разнообразие
строительных специальностей обусловливает
многообразие микроклиматических условий
труда инженера-строителя. Их можно
условно объединить в три категории:
труд на открытом воздухе, труд в помещениях
и смешанный труд (табл.П.1).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Интерактивный портал
агентства труда и занятости населения
Красноярского края
Для полного доступа к интерактивному порталу используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов: Яндекс Браузер или Атом.
Если хотите использовать браузер, к которому привыкли, установите сертификаты.
-
ВАЖНО
-
Поиск работы
-
Поиск работников