Как составить профессиограмму образец 8 класс технология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –

городской округ город Скопин Рязанской области

391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6 тел./факс: (49156) 5-12-31

e-mail: schoolHYPERLINK “mailto:[email protected]”4HYPERLINK “mailto:[email protected]”skopinHYPERLINK “mailto:[email protected]”@HYPERLINK “mailto:[email protected]”yandexHYPERLINK “mailto:[email protected]”.HYPERLINK “mailto:[email protected]”ru

Схема профессиограммы

Технология 8 класс

Подготовила: учитель технологии

МБОУ «СОШ №4» г. Скопин

Тарасова Татьяна Алексеевна

2016 – 2017 учебный год

Профессиограмма – информационный документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, служащий для ознакомления с избираемой профессией. Профессиограмма создает целостное представление об особенностях данного вида труда.

Схема профессиограммы

  • Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);

  • Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);

  • Содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;

  • Связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;

  • Необходимые общие и специальные знания и умения;

  • Требования, предъявляемые профессией к человеку (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека), медицинские противопоказания;

  • Психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);

  • Условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.), экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;

  • Сведения о возможности получения профессии (образовательные организации, источники информации о профессиях).

Данная работа дает возможность учащимся самим составить описания и требования к той или иной профессии. Для этого они практически занимаются исследовательской работой, в ходе которой более подробно изучают те или иные требования предъявляемые к различным типам профессий. Знакомятся с видами, группами, отделами профессий.Данная работа дает возможность учащимся самим составить описания и требования к той или иной профессии. Для этого они практически занимаются исследовательской работой, в ходе которой более подробно изучают те или иные требования предъявляемые к различным типам профессий. Знакомятся с видами, группами, отделами профессий.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Среди множества современных терминов не так давно появился еще один: профессиограмма. Уже само название говорит о том, что в понятии заложена привязка к какой-либо профессии.

Содержание

  • Что представляет собой профессиограмма?
  • Каких типов бывают профессиограммы?
  • Какие сведения содержит профессиограмма?
  • Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности?
  • По каким принципам разрабатывается профессиограмма?
  • Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция
  • Как разрабатывается профессиограмма?
  • Примеры профессиограммы
  • Видео: Профессиограмма и психограмма

Но вот какая именно привязка, в чем ее конкретная польза и для чего вообще нужна профессиограмма – во всем этом будем разбираться.

Что представляет собой профессиограмма?

В понятие профессиограммы входит описание необходимых для той или иной специальности личных и профессиональных качеств, а также описание самой профессии, куда входят предполагаемые задачи, выполняемые операции, функции, свойственные для рабочего процесса.

На первый взгляд, схоже с должностной инструкцией, но отличия этих двух понятий следующие:

  1. В профессиограмме отсутствует описание прав и обязанностей специалиста, в то время, как в должностной инструкции – это один из главных разделов.
  2. Перечень требований, которым должен соответствовать работник, охватывает профессию в целом, а не определенную должность, поэтому он является гораздо более широким по охвату.

Профессиограмму можно составить в самой разной форме, от стандартного текстового документа или видеоролика, до инфографики или презентации. Такое разнообразие очень удобно, в частности, для процесса профориентации школьников или молодых людей, стоящих перед выбором профессии.

Схема

Схема

Каких типов бывают профессиограммы?

В зависимости от цели, которую преследует составление профессиограммы, их можно подразделить на:

  1. Методические, которые базируются на описании конкретных процессов, осуществляемых в ходе работы. В ходе анализа каждого из процессов (как в отдельности, так и во взаимодействии) можно видеть методы, с помощью которых возможно повышение квалификации определенного работника, его профессиональных навыков, мастерства.
  2. Информационные профессиограммы наиболее подходят тем, кто находится в процессе выбора будущей профессии, и часто используются в целях профориентации. Это наиболее компактный, краткий и лаконичный вид подачи информации.
  3. Диагностические профессиограммы создаются с целью определения возможных причин при появлении негативных признаков: частые неполадки в производственном процессе, аварии, понижающаяся производительность труда, снижение производственной дисциплины и т.д. В такой профессиограмме подробно описывается каждый из производственных процессов на данном предприятии (фирме, учреждении и т.п.). Это самая подробная и детализированная профессиограмма.
  4. Конструктивные профессиограммы составляются для того, чтобы улучшить работу, используя для этой цели современные технические средства и оптимально организовывая работу сотрудников предприятия.

Виды

Виды

Какие сведения содержит профессиограмма?

  • Обширная полная профессиограмма, объединяющая в общих чертах все вышеперечисленные виды, как правило, включает в себя нескольких разделов, в которых можно найти информацию непосредственно о данной профессии, о том, какие виды деятельности доминируют в ней.
  • В отдельном разделе описаны качества, которые необходимы для успешного осуществления определенной работы. Причем, эти позиции могут быть разбиты в свою очередь еще на несколько: необходимые для данной профессии способности, личностные особенности, наклонности и интересы, которые могут способствовать лучшему выполнению работы и дополнительной заинтересованности в ней.
  • Также составитель профессиограммы в идеале указывает те качества, которые могут препятствовать эффективному выполнению работы. Называются сферы, в которых могут применяться необходимые профессиональные знания. И, наконец, в профессиограмму включается классификационная карточка профессий.
  • Она обобщает психологические акценты, которые важны при выборе профессии: ее название, область профессионального применения, необходимые базовые знания, условия выполнения работы, какой способ мышления должен быть доминирующим у работника, какие интересы для него основные, а какие – дополнительные, а также основные черты межличностного взаимодействия.
  • Таким образом, профессиограмма позволяет раскрыть сущность той или иной специальности, понять, чем именно и в каких условиях приходится работать данному специалисту, необходимый для него уровень подготовки и требуемые для овладения профессией качества и способности.
  • В части карьерного продвижения профессиограмма раскрывает понятия зарплаты и востребованности данной специальности. Что касается специфики работы, то профессиограмма предоставляет сведения о том, чем именно занят работник, как и с какой целью происходит рабочий процесс, необходимые для осуществления деятельности инструменты.

Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности?

Задача профессиограммы – обеспечить оптимальный подбор работника.

  • Часто бывает, что один сотрудник со склочным характером может ввести весь коллектив в конфликтную ситуацию, что скажется на производительности труда, может способствовать текучести кадрового состава, и в конечном итоге – к финансовым убыткам.
  • Поэтому так важно, подбирая претендента на появившуюся вакансию, убедиться в том, что он соответствует требованиям, которые выдвигаются для данной специальности или должности. И помочь в этом может именно профессиограмма, которая даст возможность провести сравнительный анализ и в результате выбрать из нескольких претендентов наиболее соответствующего.
  • Кроме того, следует отметить важность профессиограмм и в соответствии предъявляемым международным стандартам и требованиям, что позволяет вывести продукцию того или иного предприятия на соответствующий международный уровень, позволяя не просто минимизировать возможность брака, но и устранять причины, ведущие к его возможному появлению.

Подходит для каждой профессии

Подходит для каждой профессии

По каким принципам разрабатывается профессиограмма?

  1. В первую очередь, это принцип системности, который предполагает специфические и значимые отличия данной работы или должности в общей работе предприятия и предполагаемое профессиональное движение конкретного работника.
  2. Принцип целостности состоит в анализе и оценке характера работы с позиции личностных качеств работника.
  3. Принцип практичности заключается в том, что тестовые исследования должны сочетаться с практической прикладной психофизиологией, инструментальные же – соответствовать осуществляемому бизнесу.
  4. Принцип современности и научности состоит в соответствии последним научным концепциям, применяемым методам.
  5. Принцип эффективности представляет собой успешное решение задачи взаимодействия со штатом предприятия в условиях жесткой конкуренции.

Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция

Составлением профессиограмм занимаются менеджеры, отвечающие за работу с персоналом, или, как их еще называют, HR-менеджеры. Само название HR обозначает понятие человеческого ресурса. HR-менеджеры различных направлений деятельности составляют, безусловно, индивидуальные профессиограммы, которые могут отличаться количеством пунктов. Но, обобщив эти примеры, можно составить примерную пошаговую инструкцию.

  • Шаг №1. Начните с составления общей характеристики данной профессии, указав ее полное название, соответствующее номенклатурному перечню. Также обозначьте, образование какого уровня необходимо для выполнения подобных обязанностей.
  • Шаг №2. Описание всех циклов и этапов трудового процесса, включив каждую, даже самую незначительную операцию или задачу. Сюда же необходимо включить перечень функций, которые необходимо выполнить данному работнику.
  • Шаг №3. Перечисление всех необходимых требований, предъявляемых к исполнителю задачи или представителю данной профессии: личные качества (как психологические, так и физические), базовый набор знаний, навыков и умений. Такое описание еще называют психограммой.
  • Шаг №4. Психологическая оценка работы, которая включает в себя ее положительные и возможные негативные аспекты.
  • Шаг №5. Выстройте всю информацию в строгом порядке. Теперь она готова для применения к любому из претендентов на данную вакансию.

Вышеперечисленные пункты являются базовыми для составления любой профессиограммы. Но в зависимости от преследуемой цели, от того, какой квалификации необходим работник, и многих других моментов, можно добавить также следующие разделы:

  • Изменения, которым подвергается данная профессия в ходе развития научно-технического прогресса, ее распространенность;
  • Перспективы ее дальнейшего развития;
  • Выпускаемая продукция, необходимое для выпуска оборудование, обустройство рабочего места;
  • Санитарно-гигиенические показатели: поза, в которой приходится работать, шумовые, вибрационные, температурные условия, освещенность, ритм работы, риски травмирования и приобретения профессионального заболевания, необходимые медицинские показатели, предполагаемые льготы и т.д.;
  • Необходимость профессионального совершенствования, повышения квалификации, должностные перспективы;
  • Требуемый общеобразовательный и интеллектуальный уровень.

Как разрабатывается профессиограмма?

  • Для того, чтобы составить профессиограмму, HR-менеджеры обычно внимательно наблюдают за наиболее опытными работниками в ходе их непосредственной деятельности.

Пошаговая разработка

Пошаговая разработка

Проводится хронометраж рабочего времени, психофизиологические измерения, выстраиваются социометрические матрицы, касающиеся того, как взаимодействует между собой персонал, анализируются информационные потоки.

  • Все эти процессы достаточно трудоемкие, поскольку приходится использовать множество технических средств и рабочего времени, поэтому профессиограмма является дорогостоящим методом.
  • Чаще всего профессиограмма составляется для крупных промышленных предприятий, поскольку затраты на ее составление таким образом компенсируются уменьшением текучести кадров, кроме того, значительно увеличивается эффективность проводимого отбора работников, что позволяет в последующем работать прибыльно.
  • Также профессиограммы разрабатывают специальные профильные агентства, занимающиеся непосредственно подбором персонала и трудоустройством. Подобные агентства относятся, как правило, к крупным, окупающим затраты на составление профессиограммы большим количеством клиентов.
  • Предприятия более скромного масштаба могут найти образцы профессиограммы в интернете и скорректировать их для своих требований и задач.

Примеры профессиограммы

Чтобы информация, предоставленная выше, была более наглядной и понятной, мы приведем несколько примеров составления профессиограммы.

  1. Профессиограмма бухгалтера (подходит также для профессии банковского служащего или экономиста)
  • а) Суть работы – используя вычислительную технику, языки (естественный и искусственный), преобразовывает тексты, цифры и коды. Принимает первичную документацию, обрабатывая ее (как вручную, так и используя необходимую вычислительную технику), составляет всю документацию, связанную с отчетностью и учетом. Начисляет платежи и проводит их перечисление, осуществляет прием и выдачу денежных средств, несет ответственность за финансовую дисциплину.
  • б) Необходимые знания — основы бухгалтерского учета, перечень имеющихся видов основных хозяйственных средств, должностная инструкция, нормативные документы. Обязан быть знакомым с основными документами, которые касаются ведения товарно-денежных операций, с хозяйственной структурой предприятия, с основами работы с вычислительной техникой.
  • в) Необходимые навыки и умения — общаться с клиентурой, соблюдать правила ведения отчетной документации, правильно перечислять финансы, неукоснительно соблюдать должностную инструкцию, обращаться с материальными ценностями, уметь работать с необходимой оргтехникой.
  • г) Профессиональные качества – хорошее абстрактное мышление, наличие счетно-аналитических способностей, внимательность (устойчивость, концентрация, распределение, объем, умение переключать), нервная и эмоциональная стабильность, хорошая оперативная и кратковременная память, высокая работоспособность, сосредоточенность, усидчивость, скрупулезность в процессе работы.
  • д) Необходимые склонности и интересы – заинтересованность в профессии и выполняемой работе, для тех, кто работает с клиентурой – предрасположенность к общению, для ведущих документацию – предрасположенность к рутинной работе, четкость и точность в исполнении предписаний.
  • е) Требуемая квалификация – наличие высшего экономического образования.
  • д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – наличие острого остеохондроза, суставные, проктологические проблемы, проблемы со зрением или слухом, неврит, эпилептическое заболевание, расстройства нервной системы.
  1. Профессиограмма инженера-механика
  • а) Суть работы — проектирование, конструирование и эксплуатация технологического оборудования, обеспечение трудового коллектива производственными заданиями, контроль за их выполнением, и контролирует их выполнением, организация рабочего места сотрудников. Обеспечение рабочего состояния имеющегося оборудования, контроль за неуклонным соблюдением мер техники безопасности.
  • б) Необходимые знания – теоретическая база по черчению и начертательной геометрии, теоретической механике, материаловедению, теории машин и механизмов. Знание вычислительной техники, организации и технологии данного производства, автоматики и автоматизации всех производственных процессов, отраслевой экономики.
  • в) Профессиональные качества – умение конструктивно и логически мыслить, сосредотачивать внимание, способность принять ответственное решение, наличие организаторских способностей.
  • г) Требуемая квалификация – высшее образование.
  • д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, нарушения слуха и зрения, наличие заболеваний и расстройств нервной системы.
  1. Профессиограмма парикмахера
  • а) Суть работы – соответственно модным тенденциям уметь произвести стрижку, укладку, расчесывание, завивку (с помощью бигуди, зажимов, щипцов), бритье. Массаж кожи головы и мытье волос, нанесение химических препаратов и растворов. Осуществление окраски волос.
  • б) Необходимые знания – структура, качество волос и кожи, существующие методы и способы выполнения операций на волосах, состав красок и растворов, используемых в работе, их возможная реакция с кожей и волосами, азы предоставления первой помощи.
  • в) Профессиональные качества – наличие эстетического восприятия и творческого воображения, аккуратность, доброжелательное отношение к клиентам и коллегам, коммуникативность, отточенность и быстрота движений, терпение, умение концентрировать внимание.
  • г) Требуемая квалификация – профессионально-техническое училище или учебные курсы по специальности, обучение непосредственно на месте.
  • д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – аллергические реакции на взаимодействие с химическими препаратами, заболевания кожи, заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, варикозное расширение вен, проблемы со зрением, наличие неврозов, артриты суставов и нарушения координации движений кистей.

Справка: первые профессиограммы появились еще в начале 20-го века на предприятиях автомобилестроения, принадлежащих Генри Форду. Результатом анализа, проведенного специалистами завода, стало описание содержания выполняемой работы определенных циклов и соотнесение с требованиями, предъявляемыми к работникам. Тогда специалисты определили, что ряд профессий доступен для выполнения инвалидами.

Интересные статьи на сайте:

  • Загадки про профессии — про женские, мужские, военные
  • 50 самых странных, но хорошо оплачиваемых профессий
  • Как правильно выбрать свою будущую специальность и профессию
  • Как стать актрисой, актером
  • На кого пойти учиться после 9 класса

Видео: Профессиограмма и психограмма

Слайд 1Профессиограмма –
детский врач.

Профессиограмма –    детский врач.


Слайд 2Тема работы: составление профессиограммы.
Задачи:
Учащиеся выбирают конкретную профессию и переходят к поэтапному

её изучению.
Проводят анализ совместимости своих интересов и склонностей с выбранной профессией.

Тема работы: составление профессиограммы.Задачи:Учащиеся выбирают конкретную профессию и переходят к поэтапному её изучению.Проводят анализ совместимости своих интересов


Слайд 3Составление профессиограммы выбронной профессии.
Пример – Педиатор.
Изучить общую характеристику профессиограммы.
Производственная

характеристика профессии.
Требования, предъявляемые профессией к работнику. Медицинские противопоказания.
Условия труда: санитарно-гигиенические, экономические и т.д.
Вывод.

Составление профессиограммы выбронной профессии. Пример - Педиатор. Изучить общую характеристику профессиограммы.Производственная характеристика профессии.Требования, предъявляемые профессией к работнику.


Слайд 4Ход исследования:
Сбор и анализ литературы.
Консультации учителей и интересных людей.
Работа с интернет

Ход исследования:Сбор и анализ литературы.Консультации учителей и интересных людей.Работа с интернет – ресурсами.


Слайд 5Профессия врача появилась очень давно. Ее можно смело назвать ровесницей человечества,

ведь всегда люди стремились избавиться от дискомфорта или неудобств, которые являются следствием заболеваний. Позднее, с возникновением религии, функции врача стали сосредотачиваться в руках целителей. Считалось, что только обладая даром свыше есть возможность помочь избавиться от недуга (кстати, слово «врач» в переводе со славянского означает «заговаривающий» или «волшебник»). Но годы спустя стало очевидно, что для успешного процесса лечения необходимы определенные знания и навыки.

Профессиограмма врача педиатра!

Профессия врача появилась очень давно. Ее можно смело назвать ровесницей человечества, ведь всегда люди стремились избавиться от


Слайд 6Требования к работнику.
Профессионально важные качества: любовь к людям, аналитические способности, интуиция,

такт, внимание, наблюдательность, хорошее внимание, большой объем кратковременной и долговременной памяти, предметно-действенное и словесно-логическое мышление.
Медицинские противопоказания: инфекционные и нервно-психические заболевания, ограничения движений, нарушения зрения и слуха.

Требования к работнику. Профессионально важные качества: любовь к людям, аналитические способности, интуиция, такт, внимание, наблюдательность, хорошее внимание, большой


Слайд 12Рефлексия
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того,

что было задумано, получилось, например…………………
Это произошло, потому что ………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы …………………………………..
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………………..
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) За время моей работы над проектом:
я узнала …………………………………………
профессиограммой может пользоваться любой ученик при выборе профессии врача.

РефлексияЗакончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например…………………


Конспект урока

Класс  8

Тема «Профессиограмма»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
  2. Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.
  3. Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, работа с инструкционными картами; репродуктивный – упражнение; частично-поисковый

Дидактические материалы: инструкционные карты,  презентация

Оборудование: процессор, проектор, экран

Межпредметные связи: психология

Теоретическая часть: основные характеристики профессий

Практическая работа: составление профессиограмм

Ход урока

1.   Организационно-подготовительная часть

 Приветствие, контроль посещаемости

2. Теоретическая часть

Постановка задачи урока

Повторение пройденного материала:

Классификация профессий по Климову.

Обобщение изученного материала, разъяснение нового материала.

Профориентационная  игра «Угадай профессию»

Цель данного упражнения – познакомить учащихся  со схемой анализа профессий.

Учитель обращается к классу со следующим заданием « Представьте, что я свалилась с Луны и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски всё понимаю, попробуйте объяснить мне, что эта за профессия «таксист». Учащиеся называют характеристики профессии, после этого им предлагается схема анализа профессии. Затем в парах «кодируют» какую-нибудь профессию, зачитывают её характеристики, остальные отгадывают профессии.

Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется – профессиографией. Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм – одним из важнейших источников инфориации.

Профессиограмма – характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда. Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, памяти, восприятию и т.д.)

Все профессиограммы построены приблизительно по такой схеме:

  1. Общая характеристика профессии.
  2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
  3. Медицинские противопоказания.
  4. Требования к профессиональной подготовке.
  5. Пути получения профессии.
  6. Родственные профессии (специальности)
  1. Практическая работа

Деловая игра «Кадровое агентство»

Цель игры – научиться составлять простые профессиограммы.

Учитель: Я руководитель кадрового агентства, а вы её сотрудники. Вам необходимо составить профессиограммы некоторых профессий, востребуемых в нашем городе, затем мы обсудим их и утвердим.                                                                                                                                                                                                                                                                  

  1. Организационно-заключительная часть

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить профессиограмму профессии своих родителей или предполагаемую свою.

На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии – нежная песня.

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в двадцать первый наш век –

Я хочу пожелать, вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек!

Учитель высшей квалификационной категории сош№50 Фаттахова Кифая Ганиевна

Добавить комментарий