Как составить профессиограмму план

Среди множества современных терминов не так давно появился еще один: профессиограмма. Уже само название говорит о том, что в понятии заложена привязка к какой-либо профессии.

Содержание

  • Что представляет собой профессиограмма?
  • Каких типов бывают профессиограммы?
  • Какие сведения содержит профессиограмма?
  • Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности?
  • По каким принципам разрабатывается профессиограмма?
  • Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция
  • Как разрабатывается профессиограмма?
  • Примеры профессиограммы
  • Видео: Профессиограмма и психограмма

Но вот какая именно привязка, в чем ее конкретная польза и для чего вообще нужна профессиограмма – во всем этом будем разбираться.

Что представляет собой профессиограмма?

В понятие профессиограммы входит описание необходимых для той или иной специальности личных и профессиональных качеств, а также описание самой профессии, куда входят предполагаемые задачи, выполняемые операции, функции, свойственные для рабочего процесса.

На первый взгляд, схоже с должностной инструкцией, но отличия этих двух понятий следующие:

  1. В профессиограмме отсутствует описание прав и обязанностей специалиста, в то время, как в должностной инструкции – это один из главных разделов.
  2. Перечень требований, которым должен соответствовать работник, охватывает профессию в целом, а не определенную должность, поэтому он является гораздо более широким по охвату.

Профессиограмму можно составить в самой разной форме, от стандартного текстового документа или видеоролика, до инфографики или презентации. Такое разнообразие очень удобно, в частности, для процесса профориентации школьников или молодых людей, стоящих перед выбором профессии.

Схема

Схема

Каких типов бывают профессиограммы?

В зависимости от цели, которую преследует составление профессиограммы, их можно подразделить на:

  1. Методические, которые базируются на описании конкретных процессов, осуществляемых в ходе работы. В ходе анализа каждого из процессов (как в отдельности, так и во взаимодействии) можно видеть методы, с помощью которых возможно повышение квалификации определенного работника, его профессиональных навыков, мастерства.
  2. Информационные профессиограммы наиболее подходят тем, кто находится в процессе выбора будущей профессии, и часто используются в целях профориентации. Это наиболее компактный, краткий и лаконичный вид подачи информации.
  3. Диагностические профессиограммы создаются с целью определения возможных причин при появлении негативных признаков: частые неполадки в производственном процессе, аварии, понижающаяся производительность труда, снижение производственной дисциплины и т.д. В такой профессиограмме подробно описывается каждый из производственных процессов на данном предприятии (фирме, учреждении и т.п.). Это самая подробная и детализированная профессиограмма.
  4. Конструктивные профессиограммы составляются для того, чтобы улучшить работу, используя для этой цели современные технические средства и оптимально организовывая работу сотрудников предприятия.

Виды

Виды

Какие сведения содержит профессиограмма?

  • Обширная полная профессиограмма, объединяющая в общих чертах все вышеперечисленные виды, как правило, включает в себя нескольких разделов, в которых можно найти информацию непосредственно о данной профессии, о том, какие виды деятельности доминируют в ней.
  • В отдельном разделе описаны качества, которые необходимы для успешного осуществления определенной работы. Причем, эти позиции могут быть разбиты в свою очередь еще на несколько: необходимые для данной профессии способности, личностные особенности, наклонности и интересы, которые могут способствовать лучшему выполнению работы и дополнительной заинтересованности в ней.
  • Также составитель профессиограммы в идеале указывает те качества, которые могут препятствовать эффективному выполнению работы. Называются сферы, в которых могут применяться необходимые профессиональные знания. И, наконец, в профессиограмму включается классификационная карточка профессий.
  • Она обобщает психологические акценты, которые важны при выборе профессии: ее название, область профессионального применения, необходимые базовые знания, условия выполнения работы, какой способ мышления должен быть доминирующим у работника, какие интересы для него основные, а какие – дополнительные, а также основные черты межличностного взаимодействия.
  • Таким образом, профессиограмма позволяет раскрыть сущность той или иной специальности, понять, чем именно и в каких условиях приходится работать данному специалисту, необходимый для него уровень подготовки и требуемые для овладения профессией качества и способности.
  • В части карьерного продвижения профессиограмма раскрывает понятия зарплаты и востребованности данной специальности. Что касается специфики работы, то профессиограмма предоставляет сведения о том, чем именно занят работник, как и с какой целью происходит рабочий процесс, необходимые для осуществления деятельности инструменты.

Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности?

Задача профессиограммы – обеспечить оптимальный подбор работника.

  • Часто бывает, что один сотрудник со склочным характером может ввести весь коллектив в конфликтную ситуацию, что скажется на производительности труда, может способствовать текучести кадрового состава, и в конечном итоге – к финансовым убыткам.
  • Поэтому так важно, подбирая претендента на появившуюся вакансию, убедиться в том, что он соответствует требованиям, которые выдвигаются для данной специальности или должности. И помочь в этом может именно профессиограмма, которая даст возможность провести сравнительный анализ и в результате выбрать из нескольких претендентов наиболее соответствующего.
  • Кроме того, следует отметить важность профессиограмм и в соответствии предъявляемым международным стандартам и требованиям, что позволяет вывести продукцию того или иного предприятия на соответствующий международный уровень, позволяя не просто минимизировать возможность брака, но и устранять причины, ведущие к его возможному появлению.

Подходит для каждой профессии

Подходит для каждой профессии

По каким принципам разрабатывается профессиограмма?

  1. В первую очередь, это принцип системности, который предполагает специфические и значимые отличия данной работы или должности в общей работе предприятия и предполагаемое профессиональное движение конкретного работника.
  2. Принцип целостности состоит в анализе и оценке характера работы с позиции личностных качеств работника.
  3. Принцип практичности заключается в том, что тестовые исследования должны сочетаться с практической прикладной психофизиологией, инструментальные же – соответствовать осуществляемому бизнесу.
  4. Принцип современности и научности состоит в соответствии последним научным концепциям, применяемым методам.
  5. Принцип эффективности представляет собой успешное решение задачи взаимодействия со штатом предприятия в условиях жесткой конкуренции.

Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция

Составлением профессиограмм занимаются менеджеры, отвечающие за работу с персоналом, или, как их еще называют, HR-менеджеры. Само название HR обозначает понятие человеческого ресурса. HR-менеджеры различных направлений деятельности составляют, безусловно, индивидуальные профессиограммы, которые могут отличаться количеством пунктов. Но, обобщив эти примеры, можно составить примерную пошаговую инструкцию.

  • Шаг №1. Начните с составления общей характеристики данной профессии, указав ее полное название, соответствующее номенклатурному перечню. Также обозначьте, образование какого уровня необходимо для выполнения подобных обязанностей.
  • Шаг №2. Описание всех циклов и этапов трудового процесса, включив каждую, даже самую незначительную операцию или задачу. Сюда же необходимо включить перечень функций, которые необходимо выполнить данному работнику.
  • Шаг №3. Перечисление всех необходимых требований, предъявляемых к исполнителю задачи или представителю данной профессии: личные качества (как психологические, так и физические), базовый набор знаний, навыков и умений. Такое описание еще называют психограммой.
  • Шаг №4. Психологическая оценка работы, которая включает в себя ее положительные и возможные негативные аспекты.
  • Шаг №5. Выстройте всю информацию в строгом порядке. Теперь она готова для применения к любому из претендентов на данную вакансию.

Вышеперечисленные пункты являются базовыми для составления любой профессиограммы. Но в зависимости от преследуемой цели, от того, какой квалификации необходим работник, и многих других моментов, можно добавить также следующие разделы:

  • Изменения, которым подвергается данная профессия в ходе развития научно-технического прогресса, ее распространенность;
  • Перспективы ее дальнейшего развития;
  • Выпускаемая продукция, необходимое для выпуска оборудование, обустройство рабочего места;
  • Санитарно-гигиенические показатели: поза, в которой приходится работать, шумовые, вибрационные, температурные условия, освещенность, ритм работы, риски травмирования и приобретения профессионального заболевания, необходимые медицинские показатели, предполагаемые льготы и т.д.;
  • Необходимость профессионального совершенствования, повышения квалификации, должностные перспективы;
  • Требуемый общеобразовательный и интеллектуальный уровень.

Как разрабатывается профессиограмма?

  • Для того, чтобы составить профессиограмму, HR-менеджеры обычно внимательно наблюдают за наиболее опытными работниками в ходе их непосредственной деятельности.

Пошаговая разработка

Пошаговая разработка

Проводится хронометраж рабочего времени, психофизиологические измерения, выстраиваются социометрические матрицы, касающиеся того, как взаимодействует между собой персонал, анализируются информационные потоки.

  • Все эти процессы достаточно трудоемкие, поскольку приходится использовать множество технических средств и рабочего времени, поэтому профессиограмма является дорогостоящим методом.
  • Чаще всего профессиограмма составляется для крупных промышленных предприятий, поскольку затраты на ее составление таким образом компенсируются уменьшением текучести кадров, кроме того, значительно увеличивается эффективность проводимого отбора работников, что позволяет в последующем работать прибыльно.
  • Также профессиограммы разрабатывают специальные профильные агентства, занимающиеся непосредственно подбором персонала и трудоустройством. Подобные агентства относятся, как правило, к крупным, окупающим затраты на составление профессиограммы большим количеством клиентов.
  • Предприятия более скромного масштаба могут найти образцы профессиограммы в интернете и скорректировать их для своих требований и задач.

Примеры профессиограммы

Чтобы информация, предоставленная выше, была более наглядной и понятной, мы приведем несколько примеров составления профессиограммы.

  1. Профессиограмма бухгалтера (подходит также для профессии банковского служащего или экономиста)
  • а) Суть работы – используя вычислительную технику, языки (естественный и искусственный), преобразовывает тексты, цифры и коды. Принимает первичную документацию, обрабатывая ее (как вручную, так и используя необходимую вычислительную технику), составляет всю документацию, связанную с отчетностью и учетом. Начисляет платежи и проводит их перечисление, осуществляет прием и выдачу денежных средств, несет ответственность за финансовую дисциплину.
  • б) Необходимые знания — основы бухгалтерского учета, перечень имеющихся видов основных хозяйственных средств, должностная инструкция, нормативные документы. Обязан быть знакомым с основными документами, которые касаются ведения товарно-денежных операций, с хозяйственной структурой предприятия, с основами работы с вычислительной техникой.
  • в) Необходимые навыки и умения — общаться с клиентурой, соблюдать правила ведения отчетной документации, правильно перечислять финансы, неукоснительно соблюдать должностную инструкцию, обращаться с материальными ценностями, уметь работать с необходимой оргтехникой.
  • г) Профессиональные качества – хорошее абстрактное мышление, наличие счетно-аналитических способностей, внимательность (устойчивость, концентрация, распределение, объем, умение переключать), нервная и эмоциональная стабильность, хорошая оперативная и кратковременная память, высокая работоспособность, сосредоточенность, усидчивость, скрупулезность в процессе работы.
  • д) Необходимые склонности и интересы – заинтересованность в профессии и выполняемой работе, для тех, кто работает с клиентурой – предрасположенность к общению, для ведущих документацию – предрасположенность к рутинной работе, четкость и точность в исполнении предписаний.
  • е) Требуемая квалификация – наличие высшего экономического образования.
  • д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – наличие острого остеохондроза, суставные, проктологические проблемы, проблемы со зрением или слухом, неврит, эпилептическое заболевание, расстройства нервной системы.
  1. Профессиограмма инженера-механика
  • а) Суть работы — проектирование, конструирование и эксплуатация технологического оборудования, обеспечение трудового коллектива производственными заданиями, контроль за их выполнением, и контролирует их выполнением, организация рабочего места сотрудников. Обеспечение рабочего состояния имеющегося оборудования, контроль за неуклонным соблюдением мер техники безопасности.
  • б) Необходимые знания – теоретическая база по черчению и начертательной геометрии, теоретической механике, материаловедению, теории машин и механизмов. Знание вычислительной техники, организации и технологии данного производства, автоматики и автоматизации всех производственных процессов, отраслевой экономики.
  • в) Профессиональные качества – умение конструктивно и логически мыслить, сосредотачивать внимание, способность принять ответственное решение, наличие организаторских способностей.
  • г) Требуемая квалификация – высшее образование.
  • д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, нарушения слуха и зрения, наличие заболеваний и расстройств нервной системы.
  1. Профессиограмма парикмахера
  • а) Суть работы – соответственно модным тенденциям уметь произвести стрижку, укладку, расчесывание, завивку (с помощью бигуди, зажимов, щипцов), бритье. Массаж кожи головы и мытье волос, нанесение химических препаратов и растворов. Осуществление окраски волос.
  • б) Необходимые знания – структура, качество волос и кожи, существующие методы и способы выполнения операций на волосах, состав красок и растворов, используемых в работе, их возможная реакция с кожей и волосами, азы предоставления первой помощи.
  • в) Профессиональные качества – наличие эстетического восприятия и творческого воображения, аккуратность, доброжелательное отношение к клиентам и коллегам, коммуникативность, отточенность и быстрота движений, терпение, умение концентрировать внимание.
  • г) Требуемая квалификация – профессионально-техническое училище или учебные курсы по специальности, обучение непосредственно на месте.
  • д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – аллергические реакции на взаимодействие с химическими препаратами, заболевания кожи, заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, варикозное расширение вен, проблемы со зрением, наличие неврозов, артриты суставов и нарушения координации движений кистей.

Справка: первые профессиограммы появились еще в начале 20-го века на предприятиях автомобилестроения, принадлежащих Генри Форду. Результатом анализа, проведенного специалистами завода, стало описание содержания выполняемой работы определенных циклов и соотнесение с требованиями, предъявляемыми к работникам. Тогда специалисты определили, что ряд профессий доступен для выполнения инвалидами.

Интересные статьи на сайте:

  • Загадки про профессии — про женские, мужские, военные
  • 50 самых странных, но хорошо оплачиваемых профессий
  • Как правильно выбрать свою будущую специальность и профессию
  • Как стать актрисой, актером
  • На кого пойти учиться после 9 класса

Видео: Профессиограмма и психограмма

Содержание

  • Профессиограмма – что это
    • Профессиограмма и ее структура
    • Виды профессиограмм
  • Как составить
  • Примеры
    • Парикмахер
    • Работник банка, бухгалтер, экономист
    • Воспитатель ДОУ

Профессиограмма – это в психологии, педагогике метод профопределения, диагностики, выбора направления обучения личности. Профессиограмма – что это такое для руководителей компаний? Важный инструмент управленческой, организационной деятельности. Описание специальности включает в себя психограмму – психологический портрет идеального кандидата. Профессиограмма и психограмма помогают подбирать новые рабочие кадры, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, выводить на новый уровень деятельность компании. Профессия выбирает человека, а не человек профессию – таков девиз этого метода.

Профессиограмма

Профессиограмма – что это

Это подробный анализ конкретной специальности. Разбираются ее особенности: требования к специалисту, в том числе психофизические требования к человеку, специфика, условия труда, прочее. Анализ специальности помогает качественнее выполнять обязанности, стимулирует, создает условия для индивидуального развития каждого сотрудника, помогает компании производить качественный продукт.

Анализ специальности описывает следующие характеристики:

  • психологические,
  • производственные,
  • технические,
  • медицинские,
  • гигиенические.

Кроме этого описываются функции труда, возможные трудности при обучении, связанные с организацией труда, требованиями к кандидату (важные психофизиологические особенности личности).

Таким образом, описание раскрывает:

  • требования к рабочим обязанностям;
  • требования к рабочему месту;
  • варианты профессионального развития работника;
  • варианты обучения, переобучения, переквалификации и т.д.

Профессиограмма и ее структура

В структуру профессиограммы профессий входят следующие компоненты:

  1. Название трудовой деятельности со всеми ее подвидами, с указанием их специфики, отличий друг от друга.
  2. Набор ЗУН (знания, умения, навыки), необходимых для работы, обучения, переобучения. Анализируются профессиональные, личностные компетенции.
  3. Психические, физиологические требования к кандидатам, противопоказания.
  4. Вредность труда, предпосылки профессиональных деформаций, выгорания (конфликты, монотонность, повышенная ответственность, прочее).
  5. Перспективы карьерного роста.
  6. Моральная мотивация к деятельности.
  7. Места, где можно получить соответствующее образование.

Альтернативный вариант структуры:

  1. Информация о специальности.
  2. Преобладающие виды деятельности.
  3. Способности, качества, интересы, склонности, навыки человека, помогающие выполнять деятельность.
  4. Особенности личности, препятствующие выполнению деятельности.
  5. Области применения профессиональных ЗУН.
  6. Классификация должностей.

Третий пример плана профессиограммы:

  1. Название работы, специальности по специально принятой номенклатуре.
  2. Форма, тип, класс, группа работы.
  3. Название рабочего поста.
  4. Престижность работы в регионе, городе.
  5. Зарплата, ее оценка (выше или ниже среднего, средний доход по региону).
  6. Описание профессиональных обязанностей.
  7. Образование, которое нужно для работы.
  8. Перспективы карьерного роста.
  9. Особенности общения на работе.
  10. Описаний возможных ошибок, их последствий.
  11. Частота сокращений персонала из-за профнепригодности.
  12. Особенности динамики труда (текучка кадров, возрастные ограничения, прочее).

Виды профессиограмм

Психолог Е. М. Иванова выделила восемь типов профессиограмм:

  1. Информационные. Используются психологами в профориентации, на профконсультациях для информирования клиентов. Рассказывают о тех специальностях, которые интересны клиенту. Совместно с психологом клиент анализирует, подходит ли он для них.
  2. Ориентировочно-диагностические. Нужны для устранения дефектов, издержек, аварий, прочего. Реальные результаты, особенности работников сравниваются с теми, которых требует характеристика деятельности.
  3. Конструктивные. Нужны для разработки новых условий труда, техники. Помогают в подготовке работников, организации труда.
  4. Методические. Помогают конкретному работнику выбрать оптимальные методы исследования для рефлексии, организации труда.
  5. Диагностические. Выявляют методики для подбора кадров, их расстановки, подготовки.
  6. Комплексные. Всесторонне описывают особенности работы, ее предмет, цели, задачи, способы оценки результата.
  7. Аналитические. Рассматривает обобщенные нормативные, психологические показатели профессии. На их основе выявляются профессионально важные качества личности.
  8. Психологически ориентированные. Описывает внешнюю, внутреннюю картину труда. Внешняя – условия труда, график, режим, прочее. Внутренняя – особенности развития личности (интеллект, воля, психические реакции, способности, прочее).

Кроме этого можно выделить еще два вида: групповые, монографические. Первые анализируют группы специальностей, объединенных общим признаком. Второй тип предполагает анализ одной специальности.

Профессиограмма может описывать как одну специальность, так и целую группу

Профессиограмма может описывать как одну специальность, так и целую группу.

Как составить

Профессиограмма составляется специалистом по профориентации или специалистом по подбору кадров и руководителем. Как составить профессиограмму? Следовать плану.

Что нужно указать:

  • специальность;
  • профессиональные требования к работнику;
  • важные для профессии качества;
  • требования к психофизиологическим особенностям (ПФО) кандидата;
  • методы исследования соответствия ПФО;
  • ранжирование ПФО;
  • нормы оценки профессионально важных качеств;
  • психограмма;
  • поиск, адаптация работника;
  • разработка индивидуального профессионального развития;
  • поиск вариантов подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

При разработке профессиограммы и психограммы профессии нужно соблюдать ряд принципов:

  1. Системность. Нужно изучать особенности профессии в рамках конкретной фирмы.
  2. Целостность. Должны учитываться интеллектуальные, нравственные, моральные, психологические, физические особенности личности.
  3. Практичность. Результаты диагностики должны быть представлены в доступной форме, ориентированы на деятельность конкретной фирмы.
  4. Научность, современность. При исследовании кандидата и профессии должны применяться новейшие методы, современные теории.
  5. Эффективность. Перспектива развития должны быть направлена не только на конкретного работника, но также на развитие фирмы в условиях высокой конкуренции.
  6. Целенаправленность. Исследование профессии должно иметь теоретическое и практическое значение.
  7. Личностный подход. Анализ вариантов компенсации одних качеств другими, адаптации труда согласно индивидуальным особенностям.
  8. Допуски. Нужно определить минимальное и максимальное соответствие/несоответствие требованиям профессии.
  9. Надежность. Нужно рассматривать все ситуации на производстве, в том числе вредные, опасные. Даже если те случаются крайне редко.
  10. Этический принцип. Все профессии требуют уважительного отношения. Нельзя принижать достоинство одних профессий ради рекламы других.
  11. Конкретность. Нужно не просто описывать профессиональные задачи, а определять, как часто они встречаются, каких затрат требуют, какова их значимость.

О чем рассказывает профессиограмма? Правильно составленная профессиограмма профессии отвечает на следующие вопросы:

  1. В чем суть специальности?
  2. Чем занимается работник?
  3. В каких условиях приходится работать?
  4. Какой уровень подготовки требуется от работника?
  5. Какие способности помогут овладеть профессией?
  6. Легко ли найти работу по этой специальности?
  7. На какую зарплату можно рассчитывать?
  8. Какие есть перспективы карьерного роста?

А чтобы точнее понять специфику труда, нужно ответить на следующие вопросы:

  • что делает человек,
  • как он это делает,
  • для чего он это делает,
  • при помощи каких инструментов он это делает.

Для составления психограммы психодиагност должен сам погрузиться в работу фирмы или он должен взаимодействовать с тем, кто отлично разбирается в особенностях труда, отдельной должности, отдельных видах деятельности.

Для правильного составления профессиограммы нужно погрузиться в работу

Для правильного составления профессиограммы нужно погрузиться в работу.

Чтобы составить психограмму специалисты используют следующие источники информации о кандидате:

  • документы, особенно инструкции, нормативные акты, журналы наблюдений;
  • результаты анкетирования, опроса старых работников, результаты экспериментов, отзывы работников;
  • результаты исследований;
  • результаты эргономического обследования работников (производительность в разных условиях, затраты энергии, скорость усвоения информации, прочее).

Анализ профессии проводится штатным психологом компании или специально приглашенными психологами.

Примеры

Предлагаем узнать, что такое профессиограмма, на примере профессиограмм различных профессий: парикмахер, работник банка (бухгалтер, экономист), воспитатель ДОУ.

Парикмахер

Что делает специалист:

  • стрижет;
  • бреет;
  • делает прически;
  • окрашивает волосы;
  • моет волосы, обрабатывает их средствами бытовой химии.

Что нужно знать:

  • структуру, особенности кожи, волос;
  • правила, способы выполнения услуг;
  • рецептуру растворов, красок;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • специфику влияния химикатов на кожу, волосы.

Профессионально важные качества (ПВК):

  • творческое воображение;
  • развитый вкус, представление об эстетике;
  • доброжелательность;
  • коммуникабельность;
  • точность, быстрота движений;
  • терпеливость;
  • способность управлять концентрацией внимания.

Требование к образованию:

  • ПТУ;
  • УКК;
  • обучение на предприятии.

Противопоказания к работе:

  • кожные заболевания;
  • аллергия на химические препараты;
  • варикозное расширение вен;
  • проблемы с координацией рук;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • серьезные проблемы со зрением, болезни глаз.

Работник банка, бухгалтер, экономист

Что делает специалист:

  • преобразовывает цифры, тексты, коды с использованием специальных языков, специальной техники;
  • принимает, контролирует первичную документацию;
  • обрабатывает первичную документацию, составляет отчеты, учетные документы;
  • начисляет платежи;
  • решает финансовые вопросы (прием, выдача средств).

Что должен знать:

  • основы бухучета;
  • нормативы;
  • должностные инструкции;
  • структуру хозяйственной деятельности организации;
  • основы работы на вычислительной технике;
  • документы, связанные с товарооборотом, оборотом денег.

Что должен уметь:

  • общаться;
  • вести документацию;
  • обращаться со счетами, деньгами;
  • работать с техникой;
  • соблюдать должностную инструкцию;
  • работать с материальными ценностями.

ПВК:

  • абстрактное мышление;
  • способности к счету, аналитике;
  • развитая устойчивость, концентрация внимания;
  • хороший объем, распределительные свойства внимания;
  • способность быстро переключать внимание;
  • психоэмоциональная устойчивость;
  • усидчивость;
  • высокая работоспособность;
  • точность в работе;
  • развитая память.

Способности, интересы:

  • точно выполнять инструкции, указания;
  • заниматься монотонной деятельностью (для специалистов, работающих с бумагами);
  • работать с людьми (для специалистов соответствующего направления);
  • устойчивые трудовые интересы.

Требования к образованию: высшее экономическое.

Противопоказания:

  • тяжелая форма остеохондроза;
  • заболевания суставов;
  • проктология;
  • проблемы со зрением (цветовая слепота или потеря больше 25 % зрения);
  • проблемы со слухом (потеря больше 50 % слуха);
  • невротические расстройства.

Воспитатель ДОУ

Что делает работник:

  • организует воспитание, обучение, развитие детей;
  • планирует, проводит мероприятия;
  • следит за безопасностью детей.

Что должен знать:

  • педагогику;
  • педиатрию;
  • психологию;
  • методологию дошкольного воспитания, образования.

ПФК:

  • отзывчивость;
  • любовь к детям;
  • внимательность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность;
  • терпеливость.

Образование: педагогический колледж или ВУЗ.

Противопоказания:

  • заразные болезни;
  • психические, неврологические патологии;
  • болезни опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, анализ описывает особенности работы на конкретной должности в конкретной компании. И одновременно он выдвигает требования к соискателям. На основе этого можно понять, подходит ли кандидат. Что упрощает и ускоряет отбор кадров.

I. Общие сведения о профессии:
1) возникновение профессии, произошедшие изменения ее содержания;
2) смежные профессии;
3) область применения
4) перспективность роста квалификации;
5) спрос на профессию в вашем городе (районе).

II. Характеристика процесса труда:
1) важнейшие технологические операции;
2) орудия труда;
3) рабочее место;
4) рабочая поза, преобладающие движения при труде;
5) продукция, результат труда;
6) характер работы (монотонный или разнообразный, переменный);
7) в чем и как могут проявляться утомляемость после работы, типичные трудности.

III. Санитарно-гигиенические условия труда:
1) режим труда и рабочий ритм;
2) микроклиматические условия (шум, освещенность и др.);
3) основные требования к физическому состоянию организма работающего;
4) медицинские противопоказания;
5) возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.

IV. Психологические требования профессии к человеку:
1) базовые знания и профессиональные знания, умения;
2) основные качества, которыми должен обладать работающий:
а) эмоционально-волевые;
б) деловые;
в) моторные (двигательные);
г) внимание;
д) мышление;
е) тип памяти;
ж) моральные качества.

V. Сведения о профессиональной подготовке:
1) пути получения профессии и характеристика учебных заведений;
2) условия поступления;
3) продолжительность обучения;
4) основные изучаемые дисциплины;
5) квалификация выпускника учебного заведения;
6) зарплата работающего;
7) продолжительность отпуска.


Скачать материал

без ожидания

Мастер класс: «Составление профессиограммы» 8 класс Подготовила учитель 1КК т...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 212 человек из 58 регионов

  • Сейчас обучается 177 человек из 57 регионов

  • Сейчас обучается 820 человек из 76 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Мастер класс: «Составление профессиограммы» 8 класс Подготовила учитель 1КК т...

    1 слайд

    Мастер класс: «Составление профессиограммы» 8 класс Подготовила учитель 1КК технологии и искусства Макина Ланита Станиславовна МКОУ « Верхнетуровская СОШ»

  • Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один вет...

    2 слайд

    Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Древнеримский философ.

  •  «Профессиограмма» Цель составления профессиограммы для обучающихся: Сформиро...

    3 слайд

     «Профессиограмма» Цель составления профессиограммы для обучающихся: Сформировать представление об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков. Способствовать развитию интереса к выбору будущей профессии. Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.

  •  При выборе профессии необходимо учитывать факторы: ХОЧУ НАДО МОГУ

    4 слайд

    При выборе профессии необходимо учитывать факторы: ХОЧУ НАДО МОГУ

  • Фактор ХОЧУ желания личности интересы склонности

    5 слайд

    Фактор ХОЧУ желания личности интересы склонности

  • Фактор МОГУ Возможности личности: способности уровень знаний психологические...

    6 слайд

    Фактор МОГУ Возможности личности: способности уровень знаний психологические особенности личности состояние здоровья

  • Фактор НАДО Потребности рынка труда в кадрах

    7 слайд

    Фактор НАДО Потребности рынка труда в кадрах

  • Первый тип: человек – природа. 		Люди этих профессий имеют дело с живой и неж...

    8 слайд

    Первый тип: человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой: Ветеринар; Агроном; Гидролог; Механизатор; Тракторист. Для них характерен общий предмет труда животные и растения, почва и воздушная среда.

  • Второй тип: человек – техника. 	Это могут быть летчики, водители, матросы, то...

    9 слайд

    Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства. Предмет труда машины и механизмы

  • Третий тип: человек – человек. 		 		Предметом труда в этой профессии является...

    10 слайд

    Третий тип: человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся: учитель, врач, журналист, продавец.

  • Четвертый тип: человек – знаковая система. 	Специалисты такого типа использу...

    11 слайд

    Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

  • Пятый тип: человек – художественный образ. 	 		Людей этого типа отличает нали...

    12 слайд

    Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры. Предмет труда все виды творчества

  • Классы профессий по цели труда Г - гностические (узнать, различить, разобрать...

    13 слайд

    Классы профессий по цели труда Г – гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать). П – преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить).  И – изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).

  • Отделы профессий по орудиям труда Р - ручные орудия труда.  М - машинно-ручны...

    14 слайд

    Отделы профессий по орудиям труда Р – ручные орудия труда.  М – машинно-ручные орудия труда. А – автоматизированные орудия труда.  Ф – функциональные орудия труда.

  • Группы профессий по условиям труда Б - бытовые условия труда.  О - труд на от...

    15 слайд

    Группы профессий по условиям труда Б – бытовые условия труда.  О – труд на открытом воздухе. Н – необычные условия труда. М – морально-ответственные условия труда.

  • Профессия- (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”,...

    16 слайд

    Профессия- (от лат. pгоfеssio – “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию. Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии. Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др. Специализация – это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию. Например:профессия – врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.; Должность – это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке. Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

  • Профессиограмма и психограмма профессии. Профессиограмма – документ, в которо...

    17 слайд

    Профессиограмма и психограмма профессии. Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.). Выявление соответствия условий труда и здоровья человека. Пути получения профессии.

  • Алгоритм построения профессиограммы Общие сведения о профессии (сфера труда,...

    18 слайд

    Алгоритм построения профессиограммы Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий). Специальности. Уровень базовых знаний. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества. Требования к индивидуальным особенностям специалиста. Медицинские противопоказания. Требования к профессиональной подготовке. Область применения. Пути получения профессии. Родственные профессии (специальности) Название профессии, специальности. История профессии.

  • На земле очень много профессий. О профессии каждый мечтал. Есть профессии – н...

    19 слайд

    На земле очень много профессий. О профессии каждый мечтал. Есть профессии – нежная песня. Есть профессии – литый металл. Но всегда – и как было когда-то, И сейчас в двадцать первый наш век – Я хочу пожелать, вам, ребята… Чтобы вырос из вас Человек!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 212 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 20.02.2016
  • 949
  • 0
  • 20.02.2016
  • 1140
  • 0
  • 20.02.2016
  • 870
  • 1
  • 20.02.2016
  • 2160
  • 5
  • 20.02.2016
  • 2286
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 20.02.2016
  • 10092
  • 40
  • 20.02.2016
  • 760
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Образец-шаблон структуры профессиограммы

1.Общие сведения о профессии (специальности, штатной должности).

1.1.
Наименование и назначение профессии.

Назначение,
распространенность, связь с другими
профессия­ми, некоторые аспекты
истории и перспективы развития.

1.2.
Характеристика рабочего места, средств
и орудий тру­да.

Уровень
технической оснащенности и автоматизации
про­фессиональной деятельности,
основные орудия труда, компоновка
рабочего ме­ста, конструкция органов
управления, основные каналы обращения
информации.

1.3.
Необходимая общая и специальная
подготовка спе­циалистов:

Подготовка
специалистов и основные пути комплектова­ния
профессии кадрами, требования к
общеобразовательной и специальной
подготовке, уровень необходимой
квалификации.

1.4.
Основное содержание функциональных
обязанностей специалиста (что должен
знать и уметь специалист, за что он
отвечает).

1.5.
Основные критерии эффективности работы
специа­листа (по результативности,
качеству, удовлетворенности и т. д.)

2. Условия деятельности.

2.1.
Санитарно-гигиенические условия труда
и обитаемо­сти специалиста:

Соотношение
времени работы на воздухе и в закрытом
по­мещении; показатели температуры,
влажности и среднего со­держания
кислорода, углекислого газа и других
примесей в воздухе, атмосферного давления
и его перепадов, шума и вибрации, возможных
радиационных (тепловых) воздействий,
ускорения и перегрузки, освещенности
и т. д.; динамика микроклиматических
показателей в течение смены, суток и т.
д.; наиболее специфические внешние
воздействия; физиолого-гигиеническая
характеристика одежды и защитных
приспособлений; возможность и особенность
привыкания человека к факторам среды.

2.2.
Организация и режим труда:

величина
общей и локальной (например, только с
участи­ем мышц плечевого пояса)
физической нагрузки, рабочая по­за и
перемещение в пространстве, характер
сменности, про­должительность
непрерывной работы в течение суток;
харак­теристика нервно-психической
нагрузки, длительность сосре­доточенного
наблюдения, число поступающих сигналов
в час;

наличие
монотонии (число приемов в операции,
длитель­ность повторяющихся операций);

характеристика
темпа ра­боты (свободный или вынужденный,
быстрый или медлен­ный);

периодичность,
время и организация отдыха специали­стов;

травмоопасность
(наличие длительных напряжений,
пе­регрузок, резких отклонений,
перепадов в характеристиках микросреды,
неблагоприятных химических, физических
и др. воздействий), характер травматизма,
основные профес­сиональные заболевания;
влияние перечисленных неблаго­приятных
факторов на психику человека, его
работоспособ­ность;

техника
безопасности, мероприятия по охране
здо­ровья специалиста.

3. Социально-психологические факторы деятельности.

3.1.Характеристика
структурного подразделения, в составе
которого специалист выполняет свои
обязанности:

Количественный
состав подразделения, степень
самостоя­тельности (или взаимной
зависимости) его членов в ходе работы,
влияние сплоченности коллектива на
качество выполнения задач, степень
взаимообусловленности успеха
индивидуальной и коллективной работы,
типичный стиль руководства, интенсивность
и особенности профессионального
обще­ния.

3.2.
Роль и место специалиста в системе
внутри коллективных связей.

Основные
связи специалиста в ходе работы «по
вертикали» (с вышестоящими начальниками
и подчиненными) и «по горизонтали» (со
специалистами других подразделе­ний)
а также мера его ответственности:

а)
за работу подразделения;

б)
за состояние людей;

в)
за сохранность техники;

возможность
проявления индивидуальных особенностей,
спо­собностей (каких именно?) и
творчества в работе, требования к
общительности и стилю поведения в
коллективе.

З.З.
Мотивационные аспекты деятельности:

Степень
обусловленности качества работы
специалиста его мировоззренческой
позицией, мотивами деятельности, наличием
соответствующих склонностей, инте­ресов,
увлечений (каких именно); наиболее
привлекательныe
и негативные стороны работы, основные
пути стиму­лирования результатов,
возможности продвижения специалиста
и его профес­сиональное совершенствование.

3.4.
Особенности социально-психологической
и профес­сиональной адаптации:

Продолжительность
и обусловленность адаптации различ­ными
объективными факторами, ее связь с
индивидуальными характеристиками
личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий