Среди множества современных терминов не так давно появился еще один: профессиограмма. Уже само название говорит о том, что в понятии заложена привязка к какой-либо профессии.
Содержание
- Что представляет собой профессиограмма?
- Каких типов бывают профессиограммы?
- Какие сведения содержит профессиограмма?
- Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности?
- По каким принципам разрабатывается профессиограмма?
- Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция
- Как разрабатывается профессиограмма?
- Примеры профессиограммы
- Видео: Профессиограмма и психограмма
Но вот какая именно привязка, в чем ее конкретная польза и для чего вообще нужна профессиограмма – во всем этом будем разбираться.
Что представляет собой профессиограмма?
В понятие профессиограммы входит описание необходимых для той или иной специальности личных и профессиональных качеств, а также описание самой профессии, куда входят предполагаемые задачи, выполняемые операции, функции, свойственные для рабочего процесса.
На первый взгляд, схоже с должностной инструкцией, но отличия этих двух понятий следующие:
- В профессиограмме отсутствует описание прав и обязанностей специалиста, в то время, как в должностной инструкции – это один из главных разделов.
- Перечень требований, которым должен соответствовать работник, охватывает профессию в целом, а не определенную должность, поэтому он является гораздо более широким по охвату.
Профессиограмму можно составить в самой разной форме, от стандартного текстового документа или видеоролика, до инфографики или презентации. Такое разнообразие очень удобно, в частности, для процесса профориентации школьников или молодых людей, стоящих перед выбором профессии.
Каких типов бывают профессиограммы?
В зависимости от цели, которую преследует составление профессиограммы, их можно подразделить на:
- Методические, которые базируются на описании конкретных процессов, осуществляемых в ходе работы. В ходе анализа каждого из процессов (как в отдельности, так и во взаимодействии) можно видеть методы, с помощью которых возможно повышение квалификации определенного работника, его профессиональных навыков, мастерства.
- Информационные профессиограммы наиболее подходят тем, кто находится в процессе выбора будущей профессии, и часто используются в целях профориентации. Это наиболее компактный, краткий и лаконичный вид подачи информации.
- Диагностические профессиограммы создаются с целью определения возможных причин при появлении негативных признаков: частые неполадки в производственном процессе, аварии, понижающаяся производительность труда, снижение производственной дисциплины и т.д. В такой профессиограмме подробно описывается каждый из производственных процессов на данном предприятии (фирме, учреждении и т.п.). Это самая подробная и детализированная профессиограмма.
- Конструктивные профессиограммы составляются для того, чтобы улучшить работу, используя для этой цели современные технические средства и оптимально организовывая работу сотрудников предприятия.
Какие сведения содержит профессиограмма?
- Обширная полная профессиограмма, объединяющая в общих чертах все вышеперечисленные виды, как правило, включает в себя нескольких разделов, в которых можно найти информацию непосредственно о данной профессии, о том, какие виды деятельности доминируют в ней.
- В отдельном разделе описаны качества, которые необходимы для успешного осуществления определенной работы. Причем, эти позиции могут быть разбиты в свою очередь еще на несколько: необходимые для данной профессии способности, личностные особенности, наклонности и интересы, которые могут способствовать лучшему выполнению работы и дополнительной заинтересованности в ней.
- Также составитель профессиограммы в идеале указывает те качества, которые могут препятствовать эффективному выполнению работы. Называются сферы, в которых могут применяться необходимые профессиональные знания. И, наконец, в профессиограмму включается классификационная карточка профессий.
- Она обобщает психологические акценты, которые важны при выборе профессии: ее название, область профессионального применения, необходимые базовые знания, условия выполнения работы, какой способ мышления должен быть доминирующим у работника, какие интересы для него основные, а какие – дополнительные, а также основные черты межличностного взаимодействия.
- Таким образом, профессиограмма позволяет раскрыть сущность той или иной специальности, понять, чем именно и в каких условиях приходится работать данному специалисту, необходимый для него уровень подготовки и требуемые для овладения профессией качества и способности.
- В части карьерного продвижения профессиограмма раскрывает понятия зарплаты и востребованности данной специальности. Что касается специфики работы, то профессиограмма предоставляет сведения о том, чем именно занят работник, как и с какой целью происходит рабочий процесс, необходимые для осуществления деятельности инструменты.
Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности?
Задача профессиограммы – обеспечить оптимальный подбор работника.
- Часто бывает, что один сотрудник со склочным характером может ввести весь коллектив в конфликтную ситуацию, что скажется на производительности труда, может способствовать текучести кадрового состава, и в конечном итоге – к финансовым убыткам.
- Поэтому так важно, подбирая претендента на появившуюся вакансию, убедиться в том, что он соответствует требованиям, которые выдвигаются для данной специальности или должности. И помочь в этом может именно профессиограмма, которая даст возможность провести сравнительный анализ и в результате выбрать из нескольких претендентов наиболее соответствующего.
- Кроме того, следует отметить важность профессиограмм и в соответствии предъявляемым международным стандартам и требованиям, что позволяет вывести продукцию того или иного предприятия на соответствующий международный уровень, позволяя не просто минимизировать возможность брака, но и устранять причины, ведущие к его возможному появлению.
По каким принципам разрабатывается профессиограмма?
- В первую очередь, это принцип системности, который предполагает специфические и значимые отличия данной работы или должности в общей работе предприятия и предполагаемое профессиональное движение конкретного работника.
- Принцип целостности состоит в анализе и оценке характера работы с позиции личностных качеств работника.
- Принцип практичности заключается в том, что тестовые исследования должны сочетаться с практической прикладной психофизиологией, инструментальные же – соответствовать осуществляемому бизнесу.
- Принцип современности и научности состоит в соответствии последним научным концепциям, применяемым методам.
- Принцип эффективности представляет собой успешное решение задачи взаимодействия со штатом предприятия в условиях жесткой конкуренции.
Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция
Составлением профессиограмм занимаются менеджеры, отвечающие за работу с персоналом, или, как их еще называют, HR-менеджеры. Само название HR обозначает понятие человеческого ресурса. HR-менеджеры различных направлений деятельности составляют, безусловно, индивидуальные профессиограммы, которые могут отличаться количеством пунктов. Но, обобщив эти примеры, можно составить примерную пошаговую инструкцию.
- Шаг №1. Начните с составления общей характеристики данной профессии, указав ее полное название, соответствующее номенклатурному перечню. Также обозначьте, образование какого уровня необходимо для выполнения подобных обязанностей.
- Шаг №2. Описание всех циклов и этапов трудового процесса, включив каждую, даже самую незначительную операцию или задачу. Сюда же необходимо включить перечень функций, которые необходимо выполнить данному работнику.
- Шаг №3. Перечисление всех необходимых требований, предъявляемых к исполнителю задачи или представителю данной профессии: личные качества (как психологические, так и физические), базовый набор знаний, навыков и умений. Такое описание еще называют психограммой.
- Шаг №4. Психологическая оценка работы, которая включает в себя ее положительные и возможные негативные аспекты.
- Шаг №5. Выстройте всю информацию в строгом порядке. Теперь она готова для применения к любому из претендентов на данную вакансию.
Вышеперечисленные пункты являются базовыми для составления любой профессиограммы. Но в зависимости от преследуемой цели, от того, какой квалификации необходим работник, и многих других моментов, можно добавить также следующие разделы:
- Изменения, которым подвергается данная профессия в ходе развития научно-технического прогресса, ее распространенность;
- Перспективы ее дальнейшего развития;
- Выпускаемая продукция, необходимое для выпуска оборудование, обустройство рабочего места;
- Санитарно-гигиенические показатели: поза, в которой приходится работать, шумовые, вибрационные, температурные условия, освещенность, ритм работы, риски травмирования и приобретения профессионального заболевания, необходимые медицинские показатели, предполагаемые льготы и т.д.;
- Необходимость профессионального совершенствования, повышения квалификации, должностные перспективы;
- Требуемый общеобразовательный и интеллектуальный уровень.
Как разрабатывается профессиограмма?
- Для того, чтобы составить профессиограмму, HR-менеджеры обычно внимательно наблюдают за наиболее опытными работниками в ходе их непосредственной деятельности.
Проводится хронометраж рабочего времени, психофизиологические измерения, выстраиваются социометрические матрицы, касающиеся того, как взаимодействует между собой персонал, анализируются информационные потоки.
- Все эти процессы достаточно трудоемкие, поскольку приходится использовать множество технических средств и рабочего времени, поэтому профессиограмма является дорогостоящим методом.
- Чаще всего профессиограмма составляется для крупных промышленных предприятий, поскольку затраты на ее составление таким образом компенсируются уменьшением текучести кадров, кроме того, значительно увеличивается эффективность проводимого отбора работников, что позволяет в последующем работать прибыльно.
- Также профессиограммы разрабатывают специальные профильные агентства, занимающиеся непосредственно подбором персонала и трудоустройством. Подобные агентства относятся, как правило, к крупным, окупающим затраты на составление профессиограммы большим количеством клиентов.
- Предприятия более скромного масштаба могут найти образцы профессиограммы в интернете и скорректировать их для своих требований и задач.
Примеры профессиограммы
Чтобы информация, предоставленная выше, была более наглядной и понятной, мы приведем несколько примеров составления профессиограммы.
- Профессиограмма бухгалтера (подходит также для профессии банковского служащего или экономиста)
- а) Суть работы – используя вычислительную технику, языки (естественный и искусственный), преобразовывает тексты, цифры и коды. Принимает первичную документацию, обрабатывая ее (как вручную, так и используя необходимую вычислительную технику), составляет всю документацию, связанную с отчетностью и учетом. Начисляет платежи и проводит их перечисление, осуществляет прием и выдачу денежных средств, несет ответственность за финансовую дисциплину.
- б) Необходимые знания — основы бухгалтерского учета, перечень имеющихся видов основных хозяйственных средств, должностная инструкция, нормативные документы. Обязан быть знакомым с основными документами, которые касаются ведения товарно-денежных операций, с хозяйственной структурой предприятия, с основами работы с вычислительной техникой.
- в) Необходимые навыки и умения — общаться с клиентурой, соблюдать правила ведения отчетной документации, правильно перечислять финансы, неукоснительно соблюдать должностную инструкцию, обращаться с материальными ценностями, уметь работать с необходимой оргтехникой.
- г) Профессиональные качества – хорошее абстрактное мышление, наличие счетно-аналитических способностей, внимательность (устойчивость, концентрация, распределение, объем, умение переключать), нервная и эмоциональная стабильность, хорошая оперативная и кратковременная память, высокая работоспособность, сосредоточенность, усидчивость, скрупулезность в процессе работы.
- д) Необходимые склонности и интересы – заинтересованность в профессии и выполняемой работе, для тех, кто работает с клиентурой – предрасположенность к общению, для ведущих документацию – предрасположенность к рутинной работе, четкость и точность в исполнении предписаний.
- е) Требуемая квалификация – наличие высшего экономического образования.
- д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – наличие острого остеохондроза, суставные, проктологические проблемы, проблемы со зрением или слухом, неврит, эпилептическое заболевание, расстройства нервной системы.
- Профессиограмма инженера-механика
- а) Суть работы — проектирование, конструирование и эксплуатация технологического оборудования, обеспечение трудового коллектива производственными заданиями, контроль за их выполнением, и контролирует их выполнением, организация рабочего места сотрудников. Обеспечение рабочего состояния имеющегося оборудования, контроль за неуклонным соблюдением мер техники безопасности.
- б) Необходимые знания – теоретическая база по черчению и начертательной геометрии, теоретической механике, материаловедению, теории машин и механизмов. Знание вычислительной техники, организации и технологии данного производства, автоматики и автоматизации всех производственных процессов, отраслевой экономики.
- в) Профессиональные качества – умение конструктивно и логически мыслить, сосредотачивать внимание, способность принять ответственное решение, наличие организаторских способностей.
- г) Требуемая квалификация – высшее образование.
- д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, нарушения слуха и зрения, наличие заболеваний и расстройств нервной системы.
- Профессиограмма парикмахера
- а) Суть работы – соответственно модным тенденциям уметь произвести стрижку, укладку, расчесывание, завивку (с помощью бигуди, зажимов, щипцов), бритье. Массаж кожи головы и мытье волос, нанесение химических препаратов и растворов. Осуществление окраски волос.
- б) Необходимые знания – структура, качество волос и кожи, существующие методы и способы выполнения операций на волосах, состав красок и растворов, используемых в работе, их возможная реакция с кожей и волосами, азы предоставления первой помощи.
- в) Профессиональные качества – наличие эстетического восприятия и творческого воображения, аккуратность, доброжелательное отношение к клиентам и коллегам, коммуникативность, отточенность и быстрота движений, терпение, умение концентрировать внимание.
- г) Требуемая квалификация – профессионально-техническое училище или учебные курсы по специальности, обучение непосредственно на месте.
- д) Возможные противопоказания по состоянию здоровья – аллергические реакции на взаимодействие с химическими препаратами, заболевания кожи, заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, варикозное расширение вен, проблемы со зрением, наличие неврозов, артриты суставов и нарушения координации движений кистей.
Справка: первые профессиограммы появились еще в начале 20-го века на предприятиях автомобилестроения, принадлежащих Генри Форду. Результатом анализа, проведенного специалистами завода, стало описание содержания выполняемой работы определенных циклов и соотнесение с требованиями, предъявляемыми к работникам. Тогда специалисты определили, что ряд профессий доступен для выполнения инвалидами.
Интересные статьи на сайте:
- Загадки про профессии — про женские, мужские, военные
- 50 самых странных, но хорошо оплачиваемых профессий
- Как правильно выбрать свою будущую специальность и профессию
- Как стать актрисой, актером
- На кого пойти учиться после 9 класса
Видео: Профессиограмма и психограмма
Содержание
- Профессиограмма – что это
- Профессиограмма и ее структура
- Виды профессиограмм
- Как составить
- Примеры
- Парикмахер
- Работник банка, бухгалтер, экономист
- Воспитатель ДОУ
Профессиограмма – это в психологии, педагогике метод профопределения, диагностики, выбора направления обучения личности. Профессиограмма – что это такое для руководителей компаний? Важный инструмент управленческой, организационной деятельности. Описание специальности включает в себя психограмму – психологический портрет идеального кандидата. Профессиограмма и психограмма помогают подбирать новые рабочие кадры, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, выводить на новый уровень деятельность компании. Профессия выбирает человека, а не человек профессию – таков девиз этого метода.
Профессиограмма – что это
Это подробный анализ конкретной специальности. Разбираются ее особенности: требования к специалисту, в том числе психофизические требования к человеку, специфика, условия труда, прочее. Анализ специальности помогает качественнее выполнять обязанности, стимулирует, создает условия для индивидуального развития каждого сотрудника, помогает компании производить качественный продукт.
Анализ специальности описывает следующие характеристики:
- психологические,
- производственные,
- технические,
- медицинские,
- гигиенические.
Кроме этого описываются функции труда, возможные трудности при обучении, связанные с организацией труда, требованиями к кандидату (важные психофизиологические особенности личности).
Таким образом, описание раскрывает:
- требования к рабочим обязанностям;
- требования к рабочему месту;
- варианты профессионального развития работника;
- варианты обучения, переобучения, переквалификации и т.д.
Профессиограмма и ее структура
В структуру профессиограммы профессий входят следующие компоненты:
- Название трудовой деятельности со всеми ее подвидами, с указанием их специфики, отличий друг от друга.
- Набор ЗУН (знания, умения, навыки), необходимых для работы, обучения, переобучения. Анализируются профессиональные, личностные компетенции.
- Психические, физиологические требования к кандидатам, противопоказания.
- Вредность труда, предпосылки профессиональных деформаций, выгорания (конфликты, монотонность, повышенная ответственность, прочее).
- Перспективы карьерного роста.
- Моральная мотивация к деятельности.
- Места, где можно получить соответствующее образование.
Альтернативный вариант структуры:
- Информация о специальности.
- Преобладающие виды деятельности.
- Способности, качества, интересы, склонности, навыки человека, помогающие выполнять деятельность.
- Особенности личности, препятствующие выполнению деятельности.
- Области применения профессиональных ЗУН.
- Классификация должностей.
Третий пример плана профессиограммы:
- Название работы, специальности по специально принятой номенклатуре.
- Форма, тип, класс, группа работы.
- Название рабочего поста.
- Престижность работы в регионе, городе.
- Зарплата, ее оценка (выше или ниже среднего, средний доход по региону).
- Описание профессиональных обязанностей.
- Образование, которое нужно для работы.
- Перспективы карьерного роста.
- Особенности общения на работе.
- Описаний возможных ошибок, их последствий.
- Частота сокращений персонала из-за профнепригодности.
- Особенности динамики труда (текучка кадров, возрастные ограничения, прочее).
Виды профессиограмм
Психолог Е. М. Иванова выделила восемь типов профессиограмм:
- Информационные. Используются психологами в профориентации, на профконсультациях для информирования клиентов. Рассказывают о тех специальностях, которые интересны клиенту. Совместно с психологом клиент анализирует, подходит ли он для них.
- Ориентировочно-диагностические. Нужны для устранения дефектов, издержек, аварий, прочего. Реальные результаты, особенности работников сравниваются с теми, которых требует характеристика деятельности.
- Конструктивные. Нужны для разработки новых условий труда, техники. Помогают в подготовке работников, организации труда.
- Методические. Помогают конкретному работнику выбрать оптимальные методы исследования для рефлексии, организации труда.
- Диагностические. Выявляют методики для подбора кадров, их расстановки, подготовки.
- Комплексные. Всесторонне описывают особенности работы, ее предмет, цели, задачи, способы оценки результата.
- Аналитические. Рассматривает обобщенные нормативные, психологические показатели профессии. На их основе выявляются профессионально важные качества личности.
- Психологически ориентированные. Описывает внешнюю, внутреннюю картину труда. Внешняя – условия труда, график, режим, прочее. Внутренняя – особенности развития личности (интеллект, воля, психические реакции, способности, прочее).
Кроме этого можно выделить еще два вида: групповые, монографические. Первые анализируют группы специальностей, объединенных общим признаком. Второй тип предполагает анализ одной специальности.
Профессиограмма может описывать как одну специальность, так и целую группу.
Как составить
Профессиограмма составляется специалистом по профориентации или специалистом по подбору кадров и руководителем. Как составить профессиограмму? Следовать плану.
Что нужно указать:
- специальность;
- профессиональные требования к работнику;
- важные для профессии качества;
- требования к психофизиологическим особенностям (ПФО) кандидата;
- методы исследования соответствия ПФО;
- ранжирование ПФО;
- нормы оценки профессионально важных качеств;
- психограмма;
- поиск, адаптация работника;
- разработка индивидуального профессионального развития;
- поиск вариантов подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
При разработке профессиограммы и психограммы профессии нужно соблюдать ряд принципов:
- Системность. Нужно изучать особенности профессии в рамках конкретной фирмы.
- Целостность. Должны учитываться интеллектуальные, нравственные, моральные, психологические, физические особенности личности.
- Практичность. Результаты диагностики должны быть представлены в доступной форме, ориентированы на деятельность конкретной фирмы.
- Научность, современность. При исследовании кандидата и профессии должны применяться новейшие методы, современные теории.
- Эффективность. Перспектива развития должны быть направлена не только на конкретного работника, но также на развитие фирмы в условиях высокой конкуренции.
- Целенаправленность. Исследование профессии должно иметь теоретическое и практическое значение.
- Личностный подход. Анализ вариантов компенсации одних качеств другими, адаптации труда согласно индивидуальным особенностям.
- Допуски. Нужно определить минимальное и максимальное соответствие/несоответствие требованиям профессии.
- Надежность. Нужно рассматривать все ситуации на производстве, в том числе вредные, опасные. Даже если те случаются крайне редко.
- Этический принцип. Все профессии требуют уважительного отношения. Нельзя принижать достоинство одних профессий ради рекламы других.
- Конкретность. Нужно не просто описывать профессиональные задачи, а определять, как часто они встречаются, каких затрат требуют, какова их значимость.
О чем рассказывает профессиограмма? Правильно составленная профессиограмма профессии отвечает на следующие вопросы:
- В чем суть специальности?
- Чем занимается работник?
- В каких условиях приходится работать?
- Какой уровень подготовки требуется от работника?
- Какие способности помогут овладеть профессией?
- Легко ли найти работу по этой специальности?
- На какую зарплату можно рассчитывать?
- Какие есть перспективы карьерного роста?
А чтобы точнее понять специфику труда, нужно ответить на следующие вопросы:
- что делает человек,
- как он это делает,
- для чего он это делает,
- при помощи каких инструментов он это делает.
Для составления психограммы психодиагност должен сам погрузиться в работу фирмы или он должен взаимодействовать с тем, кто отлично разбирается в особенностях труда, отдельной должности, отдельных видах деятельности.
Для правильного составления профессиограммы нужно погрузиться в работу.
Чтобы составить психограмму специалисты используют следующие источники информации о кандидате:
- документы, особенно инструкции, нормативные акты, журналы наблюдений;
- результаты анкетирования, опроса старых работников, результаты экспериментов, отзывы работников;
- результаты исследований;
- результаты эргономического обследования работников (производительность в разных условиях, затраты энергии, скорость усвоения информации, прочее).
Анализ профессии проводится штатным психологом компании или специально приглашенными психологами.
Примеры
Предлагаем узнать, что такое профессиограмма, на примере профессиограмм различных профессий: парикмахер, работник банка (бухгалтер, экономист), воспитатель ДОУ.
Парикмахер
Что делает специалист:
- стрижет;
- бреет;
- делает прически;
- окрашивает волосы;
- моет волосы, обрабатывает их средствами бытовой химии.
Что нужно знать:
- структуру, особенности кожи, волос;
- правила, способы выполнения услуг;
- рецептуру растворов, красок;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- специфику влияния химикатов на кожу, волосы.
Профессионально важные качества (ПВК):
- творческое воображение;
- развитый вкус, представление об эстетике;
- доброжелательность;
- коммуникабельность;
- точность, быстрота движений;
- терпеливость;
- способность управлять концентрацией внимания.
Требование к образованию:
- ПТУ;
- УКК;
- обучение на предприятии.
Противопоказания к работе:
- кожные заболевания;
- аллергия на химические препараты;
- варикозное расширение вен;
- проблемы с координацией рук;
- нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
- серьезные проблемы со зрением, болезни глаз.
Работник банка, бухгалтер, экономист
Что делает специалист:
- преобразовывает цифры, тексты, коды с использованием специальных языков, специальной техники;
- принимает, контролирует первичную документацию;
- обрабатывает первичную документацию, составляет отчеты, учетные документы;
- начисляет платежи;
- решает финансовые вопросы (прием, выдача средств).
Что должен знать:
- основы бухучета;
- нормативы;
- должностные инструкции;
- структуру хозяйственной деятельности организации;
- основы работы на вычислительной технике;
- документы, связанные с товарооборотом, оборотом денег.
Что должен уметь:
- общаться;
- вести документацию;
- обращаться со счетами, деньгами;
- работать с техникой;
- соблюдать должностную инструкцию;
- работать с материальными ценностями.
ПВК:
- абстрактное мышление;
- способности к счету, аналитике;
- развитая устойчивость, концентрация внимания;
- хороший объем, распределительные свойства внимания;
- способность быстро переключать внимание;
- психоэмоциональная устойчивость;
- усидчивость;
- высокая работоспособность;
- точность в работе;
- развитая память.
Способности, интересы:
- точно выполнять инструкции, указания;
- заниматься монотонной деятельностью (для специалистов, работающих с бумагами);
- работать с людьми (для специалистов соответствующего направления);
- устойчивые трудовые интересы.
Требования к образованию: высшее экономическое.
Противопоказания:
- тяжелая форма остеохондроза;
- заболевания суставов;
- проктология;
- проблемы со зрением (цветовая слепота или потеря больше 25 % зрения);
- проблемы со слухом (потеря больше 50 % слуха);
- невротические расстройства.
Воспитатель ДОУ
Что делает работник:
- организует воспитание, обучение, развитие детей;
- планирует, проводит мероприятия;
- следит за безопасностью детей.
Что должен знать:
- педагогику;
- педиатрию;
- психологию;
- методологию дошкольного воспитания, образования.
ПФК:
- отзывчивость;
- любовь к детям;
- внимательность;
- наблюдательность;
- коммуникабельность;
- терпеливость.
Образование: педагогический колледж или ВУЗ.
Противопоказания:
- заразные болезни;
- психические, неврологические патологии;
- болезни опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, анализ описывает особенности работы на конкретной должности в конкретной компании. И одновременно он выдвигает требования к соискателям. На основе этого можно понять, подходит ли кандидат. Что упрощает и ускоряет отбор кадров.
I. Общие сведения о профессии:
1) возникновение профессии, произошедшие изменения ее содержания;
2) смежные профессии;
3) область применения
4) перспективность роста квалификации;
5) спрос на профессию в вашем городе (районе).
II. Характеристика процесса труда:
1) важнейшие технологические операции;
2) орудия труда;
3) рабочее место;
4) рабочая поза, преобладающие движения при труде;
5) продукция, результат труда;
6) характер работы (монотонный или разнообразный, переменный);
7) в чем и как могут проявляться утомляемость после работы, типичные трудности.
III. Санитарно-гигиенические условия труда:
1) режим труда и рабочий ритм;
2) микроклиматические условия (шум, освещенность и др.);
3) основные требования к физическому состоянию организма работающего;
4) медицинские противопоказания;
5) возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.
IV. Психологические требования профессии к человеку:
1) базовые знания и профессиональные знания, умения;
2) основные качества, которыми должен обладать работающий:
а) эмоционально-волевые;
б) деловые;
в) моторные (двигательные);
г) внимание;
д) мышление;
е) тип памяти;
ж) моральные качества.
V. Сведения о профессиональной подготовке:
1) пути получения профессии и характеристика учебных заведений;
2) условия поступления;
3) продолжительность обучения;
4) основные изучаемые дисциплины;
5) квалификация выпускника учебного заведения;
6) зарплата работающего;
7) продолжительность отпуска.
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 212 человек из 58 регионов
- Сейчас обучается 177 человек из 57 регионов
- Сейчас обучается 820 человек из 76 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Мастер класс: «Составление профессиограммы» 8 класс Подготовила учитель 1КК технологии и искусства Макина Ланита Станиславовна МКОУ « Верхнетуровская СОШ»
-
2 слайд
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Древнеримский философ.
-
3 слайд
«Профессиограмма» Цель составления профессиограммы для обучающихся: Сформировать представление об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков. Способствовать развитию интереса к выбору будущей профессии. Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.
-
4 слайд
При выборе профессии необходимо учитывать факторы: ХОЧУ НАДО МОГУ
-
5 слайд
Фактор ХОЧУ желания личности интересы склонности
-
6 слайд
Фактор МОГУ Возможности личности: способности уровень знаний психологические особенности личности состояние здоровья
-
7 слайд
Фактор НАДО Потребности рынка труда в кадрах
-
8 слайд
Первый тип: человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой: Ветеринар; Агроном; Гидролог; Механизатор; Тракторист. Для них характерен общий предмет труда животные и растения, почва и воздушная среда.
-
9 слайд
Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства. Предмет труда машины и механизмы
-
10 слайд
Третий тип: человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся: учитель, врач, журналист, продавец.
-
11 слайд
Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
-
12 слайд
Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры. Предмет труда все виды творчества
-
13 слайд
Классы профессий по цели труда Г – гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать). П – преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И – изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).
-
14 слайд
Отделы профессий по орудиям труда Р – ручные орудия труда. М – машинно-ручные орудия труда. А – автоматизированные орудия труда. Ф – функциональные орудия труда.
-
15 слайд
Группы профессий по условиям труда Б – бытовые условия труда. О – труд на открытом воздухе. Н – необычные условия труда. М – морально-ответственные условия труда.
-
16 слайд
Профессия- (от лат. pгоfеssio – “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию. Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии. Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др. Специализация – это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию. Например:профессия – врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.; Должность – это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке. Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
-
17 слайд
Профессиограмма и психограмма профессии. Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.). Выявление соответствия условий труда и здоровья человека. Пути получения профессии.
-
18 слайд
Алгоритм построения профессиограммы Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий). Специальности. Уровень базовых знаний. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества. Требования к индивидуальным особенностям специалиста. Медицинские противопоказания. Требования к профессиональной подготовке. Область применения. Пути получения профессии. Родственные профессии (специальности) Название профессии, специальности. История профессии.
-
19 слайд
На земле очень много профессий. О профессии каждый мечтал. Есть профессии – нежная песня. Есть профессии – литый металл. Но всегда – и как было когда-то, И сейчас в двадцать первый наш век – Я хочу пожелать, вам, ребята… Чтобы вырос из вас Человек!
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 212 материалов в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 20.02.2016
- 949
- 0
- 20.02.2016
- 1140
- 0
- 20.02.2016
- 870
- 1
- 20.02.2016
- 2160
- 5
- 20.02.2016
- 2286
- 0
Рейтинг:
4 из 5
- 20.02.2016
- 10092
- 40
- 20.02.2016
- 760
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
Образец-шаблон структуры профессиограммы
1.Общие сведения о профессии (специальности, штатной должности).
1.1.
Наименование и назначение профессии.
Назначение,
распространенность, связь с другими
профессиями, некоторые аспекты
истории и перспективы развития.
1.2.
Характеристика рабочего места, средств
и орудий труда.
Уровень
технической оснащенности и автоматизации
профессиональной деятельности,
основные орудия труда, компоновка
рабочего места, конструкция органов
управления, основные каналы обращения
информации.
1.3.
Необходимая общая и специальная
подготовка специалистов:
Подготовка
специалистов и основные пути комплектования
профессии кадрами, требования к
общеобразовательной и специальной
подготовке, уровень необходимой
квалификации.
1.4.
Основное содержание функциональных
обязанностей специалиста (что должен
знать и уметь специалист, за что он
отвечает).
1.5.
Основные критерии эффективности работы
специалиста (по результативности,
качеству, удовлетворенности и т. д.)
2. Условия деятельности.
2.1.
Санитарно-гигиенические условия труда
и обитаемости специалиста:
Соотношение
времени работы на воздухе и в закрытом
помещении; показатели температуры,
влажности и среднего содержания
кислорода, углекислого газа и других
примесей в воздухе, атмосферного давления
и его перепадов, шума и вибрации, возможных
радиационных (тепловых) воздействий,
ускорения и перегрузки, освещенности
и т. д.; динамика микроклиматических
показателей в течение смены, суток и т.
д.; наиболее специфические внешние
воздействия; физиолого-гигиеническая
характеристика одежды и защитных
приспособлений; возможность и особенность
привыкания человека к факторам среды.
2.2.
Организация и режим труда:
величина
общей и локальной (например, только с
участием мышц плечевого пояса)
физической нагрузки, рабочая поза и
перемещение в пространстве, характер
сменности, продолжительность
непрерывной работы в течение суток;
характеристика нервно-психической
нагрузки, длительность сосредоточенного
наблюдения, число поступающих сигналов
в час;
наличие
монотонии (число приемов в операции,
длительность повторяющихся операций);
характеристика
темпа работы (свободный или вынужденный,
быстрый или медленный);
периодичность,
время и организация отдыха специалистов;
травмоопасность
(наличие длительных напряжений,
перегрузок, резких отклонений,
перепадов в характеристиках микросреды,
неблагоприятных химических, физических
и др. воздействий), характер травматизма,
основные профессиональные заболевания;
влияние перечисленных неблагоприятных
факторов на психику человека, его
работоспособность;
техника
безопасности, мероприятия по охране
здоровья специалиста.
3. Социально-психологические факторы деятельности.
3.1.Характеристика
структурного подразделения, в составе
которого специалист выполняет свои
обязанности:
Количественный
состав подразделения, степень
самостоятельности (или взаимной
зависимости) его членов в ходе работы,
влияние сплоченности коллектива на
качество выполнения задач, степень
взаимообусловленности успеха
индивидуальной и коллективной работы,
типичный стиль руководства, интенсивность
и особенности профессионального
общения.
3.2.
Роль и место специалиста в системе
внутри коллективных связей.
Основные
связи специалиста в ходе работы «по
вертикали» (с вышестоящими начальниками
и подчиненными) и «по горизонтали» (со
специалистами других подразделений)
а также мера его ответственности:
а)
за работу подразделения;
б)
за состояние людей;
в)
за сохранность техники;
возможность
проявления индивидуальных особенностей,
способностей (каких именно?) и
творчества в работе, требования к
общительности и стилю поведения в
коллективе.
З.З.
Мотивационные аспекты деятельности:
Степень
обусловленности качества работы
специалиста его мировоззренческой
позицией, мотивами деятельности, наличием
соответствующих склонностей, интересов,
увлечений (каких именно); наиболее
привлекательныe
и негативные стороны работы, основные
пути стимулирования результатов,
возможности продвижения специалиста
и его профессиональное совершенствование.
3.4.
Особенности социально-психологической
и профессиональной адаптации:
Продолжительность
и обусловленность адаптации различными
объективными факторами, ее связь с
индивидуальными характеристиками
личности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #